Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Журнал воспитание нравственное воспитание
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Опубликовать статью РИНЦ
Мухоплева Т. М.
«Северо-Восточный федеральный университет»
педагогический институт г. Якутск
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема нравственности и как во все времена ценилась нравственную воспитанность. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, школа, педагог, младший школьник, общество.
Muhopleva T. M.
“North-Eastern Federal University “
Pedagogical Institute, Yakutsk
FORMATION OF MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
abstract
This article deals with the problem of morality and as at all times valued moral education. The process of education in the school is based on the principle of the unity of consciousness and activity, on the basis of which the formation and development of stable personality traits may at its active participation in the activity.
Keywords: education, morality, school, teacher, junior high school student, the society
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в без духовности, безверии, агрессивности.
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, с. 191 – 192]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, безукоризненной нравственности. Всякое самоотверженное есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [2,с. 120]
Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше ставь свое личное» Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будит нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1, с. 102].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий ; в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развивается не только умственные способности, ног нравственная сфера личности. [4].
В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф.Харламов.
Учебная деятельность, являясь в младшем школьником возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач нравственного развития – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Литература
- Липский, И. А. Основные парадигмы воспитания Текст. / И. А. Липский // Педагогическое образование и наука. 2009. — №5. – С. 4-10
- Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.
- Словарь Даля на сайте Яндекса
- http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch2/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение.
research-journal.org
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | Опубликовать статью РИНЦ
Платонина Е.А.
ORCID: 0000-0001-8594-9802, аспирант, Московская гуманитарно-техническая академия
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовно – нравственного воспитания школьников в поликультурном пространстве с учетом культурной, религиозной, этнической специфики участников процесса. Главной целью поликультурного образования является воспитание человека способного к автономной и коллективной деятельности в условиях культурной интеграции. Значительное внимание уделено вопросам духовности как одной из основных качеств личности ребенка. В заключении рассмотрен ряд задач по формированию системы ценностей школьников.
Ключевые слова: поликультурное общество, духовно-нравственное воспитание, развитие.
Platonina E.A.
ORCID: 0000-0001-8594-9802, postgraduate student, Moscow Humanitarian-Technical Academy
SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN A MULTICULTURAL SPACE
Abstract
The article is devoted to the issue date, spiritually – moral education of students in a multicultural space, taking into account cultural, religious, ethnic specificity stakeholders. The main objective of multicultural education is to cultivate the human capacity for autonomous and collective action in the cultural integration. Considerable attention is paid to issues of spirituality as one of the main qualities of the child’s personality. In conclusion, we consider a number of problems on the formation of a system of school values.
Keywords: multicultural society, spiritually-moral education, development.
Во втором десятилетии ХХI века мировые политические процессы породили мощные миграционные потоки. Это привело к изменению ценностных ориентаций и вынудило общество переориентироваться с монокультурного на поликультурное образование. Духовно – нравственное воспитание школьников в поликультурном пространстве на сегодняшний день является одной из основополагающих задач развития современного общества.
Россия — многонациональное государство с большим этнокультурным наследием и понимание своеобразия других культур имеет большое значение. В связи с этим значительное внимание последнее время уделяется духовно – нравственному воспитанию школьников. В качестве ключевого момента такого воспитания стоит учитывать культурную, религиозную и этническую принадлежность учащихся, тем самым формируя уважение и терпимость к представителям других национальностей.
Многонациональный состав населения России предполагает такую систему, при которой обучение детей в школе основывалось бы на формировании умения контактировать с людьми различных национальностей, вероисповеданий, и тем самым искореняя негативное отношение к ним.
Духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения формирует личность ребенка, помогая ему приобщиться к ценностям не только своей культуры, но и достичь наибольших вершин в своем развитии. Система обучения и воспитания в поликультурном пространстве, учитывая культурную, религиозную, этническую специфику участников процесса дает широкий спектр всестороннего развития ребенка.
Для современного общества характерно стремление этнических групп к возрождению, сохранению и развитию своих традиционных ценностей. Дети, как активные участники этого процесса все более остро осознают свою этническую идентичность. Таким образом, стремление построить обучение с учетом этнической культуры и ценностей участников образовательного процесса помогает школьнику овладеть навыками межэтнического общения.
Федеральный государственный образовательный стандарт четко формулирует главные принципы построения духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. В основе заложены «единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды», национальная и религиозная самоидентификация личности, развитие духовной сферы ребенка и т.д. [2]
Важнейшей задачей перед современным обществом является воспитание патриотизма через изучение государственной и региональной истории, знание культуры своего народа, культурного наследия страны. Понимание и принятие традиционных ценностей российского общества дает в результате сочетание позитивного отношения и понимания не только собственного, но и других народов. Правильная позитивная этническая идентичность, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, является основой мирного межкультурного взаимодействия в поликультурном мире.
В настоящее время одним из главных источников духовно – нравственного воспитания становится семья. Формирование духовности как одно из основных качеств личности – большая и сложная задача. Решение этого вопроса видится через создание условий при которых ребёнок достигнет наибольших результатов в своем духовно-интеллектуальном развитии, творческих достижениях. Таким образом, целью такого воспитания видится формирование у ребенка систематизировано выстроенной системы ценностей, через решение и реализацию конкретных задач.
Первой задачей видится развитие духовно – нравственной сферы в тесной связи со всесторонним развитием, воспитание цельной личности способной к пониманию своих поступков и жизни через призму духовно – нравственных принципов. Умение видеть в представителе другой национальности носителя общечеловеческих ценностей (взаимоуважение, добро, высокая духовность и мораль) приводит к взаимопониманию и культуре межэтнического общения.
Не менее важной задачей является формирование у подрастающего поколения традиционного мировоззрения, понимания и принятия окружающего мира во всем его многообразии, неоднозначности и сложности. Всестороннее изучение культуры традиционных религий, истории национального многообразия населения и его вклад в развитие гражданского общества и российской государственности.
Третьей задачей на пути формирования правильной системы ценностей является психофизиологическое развитие личности (овладение навыками последовательной мыслительной деятельности, развитие волевых качеств характера, целеустремленность, бережное отношение к жизни человека во всех ее проявлениях и т.д.).
Четвертой, но одной из основных задач, является формирование традиционного образа семьи. Семейное воспитание закладывает основу будущей системы потребностей и мотиваций человека, оказывает заметное влияние на его самооценку и восприятие окружающего мира. Таким образом, ценность традиционного семейного воспитания в периоды значительных политических и социокультурных изменений в обществе приобретает особую важность. Особенно остро стоит этот вопрос в поликультурном обществе, тем самым определяя развитие этого общества в будущем. Решение этой задачи видится через возрождение традиционного образа семьи в той этнокультуре к которой принадлежит ребенок, через традиционную семейную культуру и т.д.
Очевидно, что важное значение приобретает работа образовательных учреждений всех уровней. Социальная среда, сформированная на духовно-нравственных принципах, помогает ребенку понять подлинные устои поликультурного общества. Познавая основы не только своей национальной культуры, но и других народов, воспитывая чувство гордости за свою страну, уважение и воспитание чувства национального самосознания, ребенок приобретает навык эффективного и плодотворного взаимодействия с представителями других народов.
Вместе с тем немаловажную роль имеет изучение и уважительное отношение к культурному и историческому наследию своего народа. Рассматривая основные аспекты иной этнической культуры, следует изучать их через призму собственных этнических особенностей, выделяя не только различия, но и обращая внимание на общие для различных этносов принципиальные моменты. В этом контексте образование в поликультурном обществе позволяет сформировать у детей ту систему ценностей, которая дает необходимые знания для интеграции ребенка в иную культуру, навыки уважительного поведения в поликультурном пространстве.
Назревшей задачей для современного российского общества является выработка общегосударственной духовно-нравственной системы, внедрение которой будет направленно на решение проблем семьи и детства, образования в различных многонациональных регионах, на культурно – этническую интеграцию с помощью новых культурно – образовательных программ, на формирование основ гражданской государственной и региональной идентичности.
Подводя итог, следует обратить внимание на то, что духовно – нравственное воспитание в поликультурном пространстве это прежде всего учебно-воспитательный процесс. В его основе заложены технологии образовательного процесса, опирающиеся на исторические и современные культурные национальные особенности общества, которые позволяют сформировать личностные качества ребенка, необходимые для интеграции в поликультурном мире.
Литература
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
References
- Daniljuk A. Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt/ A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. Ros. akad. obrazovanija. ― M.: Prosveshhenii, 2009
- Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrja 2010 goda № 1897 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija»
research-journal.org
Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей | «Образование Ямала»
Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей
Комелькова Ольга Валентиновна,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,
г. Лабытнанги
Нравственность служит для того,
чтобы человеческому обществу подняться выше.
В. И. Ленин
Нравственность – это, несомненно, самое важное в жизни;
она, возможно, сама воля к жизни.
Т. Манн
Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Поэтому одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека, как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, как важнейшему институту социализации личности.
Основной целью программы духовно-нравственного развития и воспитания является формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Задачи программы включают:
– формирование способности к духовному развитию;
– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
– принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
В области формирования социальной культуры задачами являются:
– формирование основ российской гражданской идентичности;
– пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;
– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами;
– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
– формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры задачами являются:
– формирование отношения к семье как к основе российского общества;
– формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям;
– формирование осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы).
Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России:
|
|
|
Новые современные условия заставляют пересматривать прежние позиции в духовно-нравственном воспитании, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Создание толерантной образовательной среды – это главное условие для развития высокого духовно-нравственного сознания и межэтнической толерантности обучающихся. И в моём представлении толерантная образовательная среда выглядит следующим образом:
Толерантная образовательная среда
Наша школа – это многонациональное государство. В классах занимаются дети разных национальностей: татары, украинцы, коми, чуваши, узбеки, азербайджанцы, русские… А я сама-белоруска. Такая мозаика нашего коллектива помогает жить интересно и увлекательно, осуществляя одну из основных ценностей православия – любовь к ближнему.
Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Речь здесь может идти, конечно же, не о «наборе» мероприятий, а о целостной воспитательной структуре с продуманным содержанием, стратегией, тактикой. Данный процесс я строю с учетом следующих принципов:
– принцип доступности;
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип сознательности, активности обучающихся;
– принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
– принцип опоры на положительные качества в человеке;
– принцип включения в деятельность.
Все мероприятия, направленные на воспитание духовно-нравственных ценностей и толерантности у обучающихся, я делю на блоки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На этапе знакомства с культурными традициями народов на первый план выходят мотивация и познавательная активность школьника, эмоциональное насыщение содержания деятельности, создание творческой атмосферы, постановка проблемных вопросов. Беседы, тематические классные часы, конкурсы, игры, выставки, праздники способствуют вовлечению учащихся начальной школы в межкультурный диалог в ходе урочной и внеурочной деятельности, которая осуществляется в тесном взаимодействии с учреждениями города: Центральной библиотекой, Центром детского творчества, Центром технического творчества, Школой искусств.
Учебная часть.
▪ Математика (2 класс): Старинные русские меры расстояний, длины, веса. История метрической системы мер и весов.
▪ Музыка (1-4 классы): Разучивание русских народных песен. Разбор и классификация народных песен.
▪ Физическая культура. Народные игры и их физкультурное значение.
▪ Изобразительное искусство и художественный труд: Разделы «Народные сказки», «Народные игрушки», «Национальный костюм», «Народные промыслы».
▪ Основы религиозных культур (4 класс).
Внеурочная деятельность:
Кружковая деятельность (1-4 классы): «Тропинка к своему Я», «Уроки нравственности», «Занимательный русский язык», «Театр», «Здоровье – здорово!», центр технического творчества, центр детского творчества, образцово-танцевальный коллектив, ансамбль губернатора «Палитра», спортивный корт «Кристалл».
Спортивные секции: лыжная школа А. Ахатовой, спортивный комплекс «Олимпийский», «СОК».
Традиционные общешкольные праздники: «Неделя Толерантности», «Масленица», «Пасха», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварём», «День Здоровья».
Коллективно-творческие дела: «День пожилого человека», «Делай добрые дела», конкурсы рисунков, поделок, чтецов, выпуск стенгазет и плакатов, экскурсии в краеведческий музей.
Экскурсии по городу и на предприятия местного масштаба.
Работа с родителями. Лекции, беседы о народной педагогике; привлечение родителей к подготовке и проведению народных праздников, соревнований, мастер классов и т.д.; помощь в исследовательской, проектной деятельности.
Создание единой культурно-образовательной среды (детский сад, школа, муниципальные и школьная библиотеки, центры детского творчества, центры технического творчества, спортивные комплексы): сотрудничество педагогов, учеников и родителей возможно при взаимной заинтересованности сторон, обоюдной ответственности за результат воспитания. На первом году обучения и воспитания в школе я стараюсь вовлечь ребят в новую для них школьную деятельность, формирую доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса – учеником и учителем, учеником и сверстниками, т. е. организую успешную адаптацию к школьной жизни, создаю предпосылки для формирования классного коллектива, детской организации.
К активному участию в жизни класса и школы привлекаю и родителей. С этой целью провожу:
▪ индивидуальные беседы по темам: «Твоё настроение», «Кто твои друзья?» «Почему у тебя плохое настроение?», «Как стать добрее?» и др.
▪ классные часы на темы: «Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе), «Права и обязанности ученика в школе», «Конституция – главный Закон страны», «Дом, в котором я живу», «Праздник твоего имени», «Мои родные» и др.
▪ праздники: «Посвящение в первоклассники», «Праздник музыки», «Папа, мама, я – дружная семья», «Про волшебное слово и многое другое».
Игра – эффективное средство формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Уже в первые дни обучения на предложение «Представьте себе, что все люди одинаковы…» первоклассники не задумываясь отмечают тот факт, что в мире было бы неинтересно жить. А ещё хуже было бы, если бы все мыслили одинаково. Так чем же люди отличаются друг от друга? И как здорово, когда маленькие первоклашки называют только внешние отличия (цвет волос, кожи, разрез глаз, рост и др.) и языковые.
Участвуя в игре «Мы разные», ребята рассказывают, какой они национальности. Особую гордость принадлежности к национальности ТАТАРИН выражает один из обучающихся. Он демонстрирует знание языка, и ребята с восхищением слушают его. А во время перемены просят научить некоторым словам, делятся тем, что они любят, умеют, о чем мечтают.
Такие игры позволяют первоклассникам сделать вывод о том, что мир очень разный, разноцветный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое и мечтает по-своему.
На вопрос «Зачем ребенку дают имя?», малыши сначала задумываются, а потом дают уверенные ответы…. Значит – жизнь начитается с нашего имени!
А как здорово, когда мальчики к празднику 8 Марта готовят для девочек сюрприз в виде Тайны имени. И девочки узнают, что Дарья трактуется как «добрая». И наша Даша становится ещё добрее. А Лера, услышав трактовку своего имени как «рождённая здоровой и сильной», записывается в лыжную секцию. Виктория – это Победа. И наша Вика мобилизуется и становится призёром конкурса чтецов «Экология души».
Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности.
Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. И считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Мы обсуждаем события, которые происходят в мире, в стране, в городе, делимся впечатлениями, мыслями, оцениваем поступки людей, ставим себя на место других.
Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он любил ту землю, на которой родился, ту страну, в которой живёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, возможно, более важная, чем обучение.
Для воспитания этнокультурного сознания и межэтнической толерантности можно использовать материал любого учебника. Так, в учебнике по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой, в теме «Россия – многонациональное государство» мы организуем экскурс в историю костюма, знакомимся с национальной кухней разных народов, разгадываем загадки, читаем пословицы и поговорки народов нашей страны, знакомимся с традициями и обычаями. В разделе «Путешествие по городам и странам» по теме «Золотое кольцо России» урок строю так, чтобы вызвать гордость за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать и иностранные туристы. Такое путешествие приобщает не только к прекрасному, но и помогает много узнать об истории нашего государства.
Тема войны – это особая тема в воспитании молодого поколения. Ежегодно мы с учениками встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, слушаем рассказы о детях войны, читаем стихи, поём вместе с гостями военные песни.
С гордостью и нежностью писала в своём сочинении ученица 4 класса о своём прадедушке. С большой ответственностью и чувством долга несла портрет деда в «Бессмертном полку».
Чёрно-белые фотографии военных лет многое значат и для самого юного поколения… Ведь на них прадеды наших ребят, молодые лица солдат, с улыбкой смотрящие на своих правнуков. И ребята гордятся тем, что фотографии и письма родных с фронта сохранились, как частичка героической истории их семьи.
Затихают ребята и в моменты, когда одноклассница читает стихотворение о Хатыни. И так проникновенно девочка передаёт чувство горя, страха, беды, что слёзы появляются и на глазах у мальчишек. И неважно, какое место на конкурсе может занять ученик, важно то, что он проникся событиями того страшного времени, он сострадает, переживает…
Сравнивая фотографии детей в мирное время и детей военных лет, ученики видят страх в широко раскрытых глазах, худые и грязные лица, и одежду не с детского плеча, а старую поношенную телогрейку, под которой прячется изможденное детское тельце. Такие беседы заставляют ребят задуматься над тем, как же надо относиться к хлебу, которого так не хватало в годы войны, и который был самым вкусным лакомством для всех…
Традиционными стали встречи с ветеранами Великой Отечественной, тружениками тыла, с теми, кого в годы войны называли «дети войны». Такие встречи проходят на высоком эмоциональном подъёме. Ребята любят слушать рассказы гостей, задают много вопросов. А встречи с хором ветеранов «Рябинушка» ребята ждут с особым нетерпением – петь вместе военные песни доставляет удовольствие всем. Такие встречи воспитывают у ребят уважение к героическому прошлому нашей страны, уважение к старшему поколению.
А на вопрос «Почему же советские люди победили в Великой Отечественной войне?» сначала наступает тишина, а потом звучат обдуманные ответы ребят: были дружны, заботились друг о друге, не бросали товарищей в беде, делились последним куском хлеба и всегда помнили о погибших. И никто не думал о национальностях, все знали, что войну выиграл народ.
Готовясь к Международному Дню Мира, ребята вырезали голубей – символов мира, но на этот раз эти белокрылые птицы должны были унести в небеса частичку тех, кто воевал и погиб за мир на земле. А когда звучит набат, напоминающий о минуте молчания, мои малыши взрослеют.
Минута молчания… Это так мало и так много… И за эту минуту ребята становятся другими: серьёзными, сосредоточенными. Жаль, что за последнее время таких минут становится всё больше и больше. И сотни погибших людей… Обсуждая страшные события о разбившемся в небе над Синаем авиалайнере Шарм-эль-Шейх, взрыве в метро Санкт-Петербурга и другие, ребята непривычно тихи, дают возможность высказаться товарищу, никто никого не перебивает… И вдруг один из ребят предлагает почтить минутой молчания тех, кто погиб… И наступает минута тишины… К таким минутам нельзя привыкнуть. Но они говорят сами за себя – растут достойные, умеющие разделить чужое горе, ЛЮДИ.
И тогда у меня невольно рождаются строки:
|
Сегодня на душе тоска И боль не унимается в груди. Сегодня все каналы по ТВ Оповестили о трагедии страны. Ушли из жизни те, кому бы жить, Судьба жестоко с ними обошлась.
|
А ведь они, надеялись любить Растить детей, работать и мечтать. Прервались жизни маленьких ребят, Отцов, подруг, сынов и матерей И все сегодня в мире… все скорбят… По пассажирам рейса ШАРМ-ЭЛЬ-ШЕЙХ… |
Учителю небезразлично, какими станут его воспитанники. Учитель проявляет неравнодушие к тому, что происходит в мире, в родном городе, в школе, в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.
Толерантность… С этим понятием обучающиеся знакомы с первого класса. Любой из ребят знает, что это слово объединяет доброту души, уважение, терпение, дружбу, сострадание, милосердие… И подтверждают своими делами. Мы участвуем в благотворительных ярмарках-распродажах, перечисляем деньги, вырученные от распродажи кулинарных изделий, изготовленных нашими мамами, на счет болеющих серьёзными заболеваниями людей в нашем городе. По решению родительского собрания каждая семья ежемесячно делает взнос в фонд «Милосердие» для больных детей.
Традиционная школьная «Неделя толерантности» позволяет нам познакомиться с бытом, традициями, языком, достопримечательностями соседних с Россией государств. Так, изучая Беларусь, ребята узнали много интересного об истории этого государства, его народе, культуре. И как результат: ребята достойно представили Беларусь на «Неделе толерантности». Огромную помощь в подготовке нам оказывали родители, тем самым поддержав ребят в стремлении знакомиться с другими культурами.
Классный час «Земля, Вода и Я» ставит перед ребятами проблему сохранения водных ресурсов нашей планеты. Сигнал SOS от обитателей водоёма заставляет ребят принять решение о помощи. Работая в группах, обучающиеся решают поставленные задачи посредством постановки опытов, расследований и умозаключений. И благодаря их слаженным и умелым действиям, погибающий водоём снова оживает, и природа говорит ребятам «СПАСИБО»! Такие классные часы воспитывают в ребятах желание бережного отношения к окружающей природе, умение видеть и находить пути решения трудных жизненных проблем, желание прийти на помощь.
Экскурсии в Кернохранилище, муниципальные библиотеки, в музей, походы, тематические классные часы и праздники стали постоянными спутниками нашей школьной жизни. И самыми надёжными помощниками в жизни класса являются наши родители.
Одной из задач, поставленной передо мной, является воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Данная задача реализуется посредством
– совершенствования педагогического процесса, предполагающего интеграцию обучения и воспитания; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеурочную деятельность; создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики;
– повышения компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами;
– создания условий для самовыражения и самоопределения учащихся, которые строятся на основе диагностики склонностей, способностей и интересов учеников; развития самоуправления учащихся; расширения сети кружков по интересам.
В общении с детьми я придерживаюсь следующих правил:
• мотивация ребёнка на положительные решения, действия, поступки;
• умение выслушать ребенка до конца;
• умение организовать сотрудничество;
• обеспечить открытость и доступность в общении с окружающими.
Любая деятельность должна привести к личному успеху, быть полезной и нравственно значимой для детей. Ведущие виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. Отношения всех участников учебно-воспитательного процесса должны строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Реализация этнокультурного компонента способствует
– полному представлению богатства национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка и литературы, социальных норм поведения, духовных целей и ценностей;
– углубленному изучению русского языка через его историю, связь с литературой, культурой;
– последовательному приобщению школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;
– воспитанию образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;
– интегрированию традиционных учебных предметов;
– развитию экскурсионной и исследовательской работы младших школьников.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание на основе традиционной народной культуры, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев, любить Родину, свою семью и природу.
И я уверена, что от того, как мы воспитаем души наших ребят, зависит их жизнь, их счастье.
Список литературы
- Концепция духовно-нравственного воспитания младших школьников.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2007. – № 7.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2003. – № 5.
- Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. – М.: ИНТОР, 1996.
- Панченко Т. М. Школа как институт социализации // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2013. – № 1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko_School-Socialization
yamal-obr.ru
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду
Библиографическое описание:
Демина Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 40-42. URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1670/ (дата обращения: 21.04.2018).
Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка.
Дошкольное детство — важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети задают много вопросов педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Очень важно воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, так как у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение.
Главная задача в этом направлении — вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Белгородчина — уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение. Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Поэтому, так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду. К сожалению, современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, при определенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания, необходимы определенные условия:
‒ Создать предметно-развивающую среду для воспитательно-образовательного процесса;
‒ Обеспечить программно-методической и художественной литературой;
‒ Профессиональная компетенция педагогов по данному вопросу.
Очень замечательно, что в нашем детском саду с 1994 года открыт музей предметов русской старины «Горница» для более наглядного ознакомления детей с народным бытом и традициями русского народа. Мы проводим экскурсии, посиделки в нашем любимом музее, созданном с помощью воспитателей и родителей, (здесь имеется «красный угол» с иконой «Иисуса Христа», живут старинные предметы народного быта, картины вышитые «крестиком», самотканые половики; прялка Настасьюшка, самовар Елизар, кухонная посуда, утюг Павлуха не жалеет своего брюха, патефон Агафон, русская печь Арина с чугунами и ухватами, настоящий бабушкин сундук Андрюха, в котором хранятся костюмы, вышитые рушники, платки, подзоры, скатерти и т. д.)

Дети с удовольствием посещают «Горницу», встречаются с «хозяевами» избы бабушкой Марией и дедом Иваном, которые рассказывают, как сложить печь, как носить воду коромыслом, какую одежду носили в старину и т. д. Детям очень нравится проводить досуг в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой, а как хорошо отведать пирогов, да бубликов с чаем. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению детей к национальным традициям, русским бытом, ведется работа фольклорного кружка «Сударушка», совместные мероприятия с родителями: «Кто в теремочке живет?», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.
Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.
Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду требует новых форм, а подчас и обновления методов работы педагогов и родителей. Детский сад обязан и способен взять на себя поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В этом году с помощью воспитателей и родителей был реализован проект «Наши традиции» по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Родители активно помогали дома выполнять аппликацию валенков к празднику «Русского валенка», «ромашку семьи» к «Дню семьи, любви иверности». Увлеченно родители принимали участие в выставках «Пасхальный перезвон», «Рождество Христово». На последнем родительском собрании для родителей, бабушек, дедушек и конечно же детей состоялся праздник «Губкинские посиделки», где дети показали, чему они научились за целый год. Очень задорные частушки прозвучали в исполнении бабушек и внучат. Дети поведали рассказ о предметах русской старины, рассказывали пословицы и поговорки о добре, о Родине, играли на народных инструментах вместе с бабушками и дедушками. А в какие игры играли наши бабушки, мы также узнали поиграв с родителями и бабушками и дедушками в русские народные игры «В звонаря», «Лавочка — суковалочка».
В результате работы, можно сказать, что:
‒ Повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах духовно- нравственного воспитания дошкольников;
‒ Родители стали активнее проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в жизни детей в детском саду;
‒ Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.
Таким образом, трудно рассчитывать на глубокие изменения, но систематическая работа даёт свои плоды. Мы и в дальнейшем будем продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию.
Литература:- Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с;
- Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с;
- Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» М: 1997,- 95с.
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственному воспитанию, воспитание дошкольников, воспитания дошкольников, Духовно-нравственное воспитание дошкольников, духовно-нравственному воспитанию дошкольников, русской старины, духовно-нравственного воспитания дошкольников, духовного воспитания, личности ребенка, Нравственное воспитание дошкольников, истокам русской, духовно-нравственного воспитания ребенка, национальным традициям, духовного воспитания детей, духовно-нравственному воспитанию детей, традиций духовного воспитания, личности ребёнка, сохранение традиций.
moluch.ru
Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Дворецкая Т. Н. Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2017. №5. С. 36-38. URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2881/ (дата обращения: 21.04.2018).
В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.
Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики
In the article questions of influence of folk pedagogy in the socio-moral education of children of senior preschool age. The author examines the various views of scientists on the problem of moral education.
Key concepts: socio-moral education of preschool children, national pedagogics, experience of national pedagogics
Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Аспекты этого процесса отражены в ФГОС ДО. Один из основных принципов дошкольного образования, это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Именно созданный и накопленный народный опыт помогает формировать ценности и моральные нормы.
Основной целью воспитания является забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
С. А. Козлова отмечает, что великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях подрастающий человек становится сыном своего народа. [3]
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.
Г. А. Урунтаева выделяет дошкольный возраст для создания наиболее благоприятных условий нравственного развития детей. Автор отмечает: «Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строиться взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения». [5]
Р. С. Буре обращается к опыту отечественной педагогики и психологии, в которой утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. В исследованиях П. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна и других ученых обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.
Дошкольный возраст — период, в котором есть интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Возникновение «внутренних этических инстанций» по обоснованию Л. С. Выготского, является механизмом их усвоения, одним из основных новообразований дошкольного возраста.
Обратимся к словам А. В. Запорожца, который считал, что «дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности»
«Если уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, — пишет А. В. Запорожец, — не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Что бы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям»
В. А. Сухомлинский писал, о том, что «нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства»
С. А. Козлова обращает особое внимание на то, что нравственность выстраивается на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, порядочность, честность, уважение к людям, готовность к сопереживанию и взаимопомощи. Эти ценности всегда были и есть в каждом обществе. [3]
Социально — нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является народная педагогика.
Р. С. Буре проводя анализ народной педагогики, содержащий ситуации, имеющие моральный смысл, выделила ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания дошкольниками нравственного смысла действий главных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам. Самая доступная восприятию детей форма — описание конкретного поступка и его оценка писателем.
Художественная литература — это искусство письменного слова.
О влиянии художественной литературы на социальный опыт дошкольников отмечает Л. П. Стрелкова. По мнению автора: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности». Она раскрывает особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей. Произведения искусств, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». [4]
С. А. Козлова рассматривая художественную литературу, отмечает, что она является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому, так важно как можно раньше приобщать детей к литературе.
«Крайне важно, — писал В.Брюсов, — чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное»
Стоит отметить тот факт, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в народной педагогике: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Среди средств народной педагогики особое место принадлежит устному народному творчество как носителю народной мудрости.
Лев Николаевич Толстой говорил о том, что «русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
З. А. Гриценко в своих трудах «Литературное образование дошкольников» устное народное творчество — словесный фольклор называет специфическим искусством, которое изначально существовало только в устной форме. Массово собирать и издавать его тали поздно. В России, например, в конце 18 века. Устное народное творчество передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения. Следовательно, кроме устности, специфической чертой словесного фольклора является вариативность.
По мнению автора, фольклор — устное народное творчество, является народным искусством, не только потому, что оно в большей степени создавалось и хранилось широкими народными массами, но прежде всего потому, что в нем нашли отражение народные культурные и нравственные традиции, образ мысли и представлений о мире, народный уклад жизни, склад ума и характера. То есть то, что ныне называют менталитетом. [2]
Знания, накопленные нашими предками о жизни, природе, людях нашли отражение в сказках, легендах, песнях, поговорках, загадках, народных приметах, и т. д. С искусством народа дети знакомятся от матери с первой услышанной в раннем возрасте колыбельной песни, пестушки, потешки, сказки.
По нашему мнению, богатый опыт народный педагогики используется педагогами на практике в недостаточной мере.
Рекомендуем включать устное народное творчество, но только в образовательную деятельность детей, но и во все режимные моменты.
В своей практической работе мы, используем педагогическую ценность устного народного творчества, внедряем авторские разработки по мотивам народной педагогики. Как педагоги-новаторы мы находимся в постоянном поиске новых педагогических решений и творческом вдохновении.
Так, например, авторские материалы «Пестушки для самых маленьких» направлены на развитие эмоционально-положительного общения матери и ребенка. «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» направлены на развитие мелкой моторики рук. «Игры и развлечения детей старшего дошкольного возраста» направлены на развитие социализации детей, вызывает интерес и желание играть в совместные игры. Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости» направлена на приобщение детей к культуре общения, к нравственным и морально-этическим нормам поведения. Другие авторские произведения по мотивам народной педагогики направлены на социально-нравственное воспитание детей.
По нашему мнению, социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики в настоящее время недостаточно востребовано в широкой педагогической практике.
Мы считаем, что устное народное творчество является культурным наследием, хранилищем ценного опыта, обладающего тайным смыслом, оно не только описывает идеальные качества личности человека, такие как: трудолюбие, дружелюбие, рассудительность, уважение к родителям и любовь к Родине, но и создают в нашем сознании образ идеального человека и гражданина великой страны.
Литература:- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 80 с.
- Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /З. А. Гриценко.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник/С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА-М, 2016.-146 с.
- Стрелникова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М, 1985. — 95 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педаг. учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 336 с.
- http://kladraz.ru/users/tysay
Основные термины (генерируются автоматически): народной педагогики, детей старшего дошкольного, народное творчество, устное народное творчество, старшего дошкольного возраста, воспитание детей старшего, мотивам народной педагогики, социально-нравственное воспитание детей, Социально-нравственное воспитание детей, приобщение детей, ознакомления дошкольников, народной педагогики особое, анализ народной педагогики, дошкольного возраста», Социально-нравственное воспитание дошкольников, воспитание ребенка, детей младшего дошкольного, средствами народной педагогики, детей нравственных чувств, практике взаимоотношений детей.
moluch.ru


