Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе. Журнал взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Разделы: Логопедия
Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
| Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | |
| Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. | Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
- План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
- Журнал взаимодействия.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
| Педагогические задачи | Логопед | Музыкальный руководитель |
| Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. | Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо |
| Развитие мимики | Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией | Развитие выразительности в пении и танце |
| Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
| Развитие голоса | Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. | |
| Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
| Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально) | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
| Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма | Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр. |
| Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. | Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. Обогащение словаря в процессе занятий. |
| Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли. |
| Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. | Разучивание текстов песен |
| Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Список рекомендуемой литературы по теме:
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
- Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
- Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
- Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
- Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
- Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
- Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
- Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
- Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.
Приложение.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Мастер-класс "Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ"
(1 слайд)
Взаимодействие музыкального руководителя
с воспитателями и специалистами ДОУ
О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.
(2 слайд) Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.
(3 слайд) Музыкальные занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.
Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: (4 слайд)
приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;
продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;
во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.
(5 слайд) Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.
Применение музыки в повседневной жизни детей в условиях нашего детского сада осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей. С помощью музыкального руководителя воспитатель каждой возрастной группы подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Музыка в различных видах деятельности воспитанников находит широкое применение благодаря активной организаторской деятельности музыкального руководителя.
Музыкальное воспитание детей осуществляется во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики, в часы досуга, на праздниках и развлечениях. (6 слайд)
Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.
(7 слайд) Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов предполагают:
совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;
совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;
совместную организацию родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
организацию смотров-конкурсов, проектов;
составление музыкально-профессиональной фонотеки;
совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.
Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.
Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи: (8 слайд)
Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.
Воспитатель, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность различных областей может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.
Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. (9 слайд)
Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. (10 слайд)
При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. (11 слайд)
В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения. Дети на музыкальном занятии знакомятся с произведением, характеризующим какой-либо персонаж, обговаривают сложившийся образ, затем на занятии по продуктивной деятельности совместно с воспитателем еще раз прослушивают произведение и сложившийся образ воспроизводят в поделке (12 слайд), а во время рисования по образцу можно предложить музыкальные произведения для пассивного восприятия музыки фоном (13 слайд). Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в детских работах, на их оригинальность и цветовое решение. (14 слайд)
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально-комфортный климат в группе. Воспитатели групп младшего возраста используют аудиозаписи колыбельных напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации. Песенки звучат при проведении и воспитании культурно-гигиенических навыков. (15, 16, 17, 18, 19, 20 слайд)
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создаёт хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. На прогулке воспитатель помогает детям организовать подвижные игры с пением: «У медведя во бору», «Теремок», «Мы на луг ходили» и пр. (21, 22 слайд)
(23 слайд) Примерное расписание звучания фоновой музыки (время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей):
Время звучания
Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00
Радостно-спокойный
8.40 – 9.00
Уверенный, активный
12.20 – 12.40
Умиротворенный, нежный
15.00 – 15.15
Оптимистично-просветленный, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры.
(24 слайд) Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста):
К.Дебюсси – «Облака»А.П.Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета
К.В.Глюк – «Мелодия»
Л.Бетховен «Лунная соната»
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)
Э.Григ – «Утро»
И.С.Бах – «Шутка»
И.Штраус – Вальс «Весенние голоса»
П.И.Чайковский – «Времена года» («Подснежник»)
Активизирующая (возбуждающая)
В.А.Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал)
М.И.Глинка – «Камаринская»
В.А.Моцарт – «Турецкое рондо»
П.И.Чайковский – «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)
Успокаивающая (умиротворяющая)
М.И.Глинка – «Жаворонок»
А.К.Лядов – «Музыкальная табакерка»
К.Сен-Санс «Лебедь»
Ф.Шуберт – «Серенада»
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И.С.Бах – «Ария»
А.Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)
С.С.Прокофьев «Марш»
Ф.Шуберт – «Музыкальный момент"
Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.
Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением (25 слайд). Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.
Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”. (26 слайд) В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои. (27 слайд)
В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание.
Интересно проходят инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж сказки. (28 слайд)
Воспитатель поддерживает интерес к музыкальной деятельности и в группе закрепляет приемы правильного звукоизвлечения на музыкальных инструментах. (29 слайд)
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. (30, 31 слайд) Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми (32 слайд)
(33 слайд) В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте находятся атрибуты, маски, костюмы, фланелеграф с персонажами. (33 слайд) Приобщая детей к театральной культуре, воспитатели стараются знакомить их с разными видами театров: настольным, теневым, пальчиковым, би-ба-бо, на ковролине (35, 36, 37, 38 слайд).
(39 слайд) Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи
(40 слайд) Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя и занимают значительное место в их жизни. Воспитатель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ход игры, взаимоотношения играющих, не подавляя их самодеятельности. Музыка способствует более динамичному протеканию игры, организуя действия детей. (41, 42 слайд)
Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.
(43 слайд) Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение ими детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.
(44 слайд) Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений. (45 слайд)
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных упражнений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – музыкальной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, различать ее динамические оттенки, определяет ритм, темп, а также старается подчинить свои движения всем музыкальным изменениям, движения приобретают большую точность, четкость, плавность. (46 слайд)
(47 слайд) При подготовке спортивных праздников, развлечений, веселых соревнований, необходима полная согласованность между специалистом по физическому воспитанию и музыкальным руководителем и воспитателем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу. В течение всего праздника музыка “ведет” программу, воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка.
(48 слайд) Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-логопедами. Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль, фантазию.
Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.
В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. (49,50,51,52,53 слайд)
Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д. (54 слайд).
Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.
(55 слайд) Желаем творческих успехов!
infourok.ru
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в условиях внедрения ФГОС.
Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия.
Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.
Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?
Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками. Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.
Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их в течение дня очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для воспитателя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:
Тихие игры: так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз. Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков — не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух. Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, участвовать в них могут все дети без исключения, то есть мы создаём те самые условия для одновременного развития всех детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками.
1.«Глухой телефон» — активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.
2.«Разная тишина» — Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях.
3. «Кто меня позвал?» — развивается тембровый слух, внимание.
4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.
5. «Ушки назад» — внимание, воображение.
6. «Какой инструмент звучал?» — тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил).
7. «Ритмическое эхо» — ритмический слух, внимание.
Развитие ритмичности – одно из важнейший задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)
Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности — сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп».
Если говорить о сохранении здоровья, то очень полезны дыхательные упражнения, они всегда должны использоваться перед пением на музыкальном занятии и использоваться в других видах деятельности. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок», «Шумелки», «Мячик», «Немой телевизор». Очень полезны «психогимнастика», в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика», с помощью которой развивается речь и дикция.
Музыкально – ритмические движения и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность — активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, следует применять игровые приёмы. Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Я уже несколько лет использую элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. По четвергам вместо утренней гимнастики проводим «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Включается так называемый эффект «3 Д». Дети слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения, соизмеряя их с другими. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем для других занятий в качестве физминуток. Рекомендую использовать танцевальные движения в комплексах утренней гимнастики и на физкультурной деятельности. Например, танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными. В группе можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!
Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Методы для закрепления певческих навыков в группе: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка».
Музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы, музыкальные хороводные игры на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелло», то есть без сопровождения.
В музыкальной деятельности ребёнок становиться более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! О хороводе хочу сказать особо. Я ввожу хороводы чуть ли не с первых шагов ребёнка в детском саду. Чем дети становятся старше, тем больше использую хороводный принцип не только для решения музыкальных задач, но и для развития ассоциативного мышления, творческих навыков, накопления надпредметных знаний и обогащение речи детей. Например, когда строите хоровод, спросите у детей, на что он похож? Столько разных вариантов скажут! Поём народную песенку в хороводе – попросите детей придумать простые изобразительные движения под текст – получается очень интересная интерпретация, развивается творчество. А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности.
Работа с родителями: Один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только. Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческое. Можно провести анкетирование для выяснения условий в семье для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать способ «домашних заданий»: « выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?», изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т.д.
«Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.
Нелипа Наталья Николаевна
музыкальный руководитель
МДОУ «Таврический д/с № 2»
ds2.tav.obr55.ru
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников» (в соответствии с ФГОС ДО)
1.Организационно-методическая работа
Цель: Воспитание художественных способностей детей, эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Развитие музыкальности у детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Права и обязанности Организация работы
2.3. Обеспечение физической подготовленности каждого ребенка, оказание помощи в приобретении запаса прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни, труда и активного
Сентябрь. В течение месяца
Сентябрь кадрами 1. Определение тематики самообразования 2. Консультация «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» задачи, содержание. 3. Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный
Проект с детьми 6-7 лет.
Проект с детьми 6-7 лет. Паспорт проекта п/п Наименование проекта «Танцы народов мира» 1. Разработчик проекта Педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории 2. Проект:
«Роль и место музыки в повседневной
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 3 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ЗАРИНСКА Консультация для родителей «Роль и место музыки в повседневной жизни ДОУ» Подготовила:
План работы по ПДД на учебный год
Утверждаю: и.о. заведующей МКДОУ детский сад 4 «Светлячок» г. Минеральные Воды _ Н.В.Михайленко План работы по ПДД на 2015-2016 учебный год «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление
АНАЛИЗ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕЛЕНКОВОЙ ЕВГЕНИИ ВИКТОРОВНЫ За 2014/2015 учебный
1.Организационно-методическая работа
Цель: развитие музыкальных способностей ребенка через формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей среды. Задачи: -Продолжать побуждать активный интерес и любовь к музыке;
2. Требования к квалификации
1 - индивидуальные и возрастные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста; - методы и формы мониторинга музыкально-художественной
План работы по ПДД на учебный год
Утверждаю: Заведующая МКДОУ детского сада 4 «Светлячок» г. Минеральные Воды Н.В.Михайленко План работы по ПДД на 2016-2017 учебный год «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление
Проект «Музыкальная сказка»
Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 464 Проект «Музыкальная сказка» (дети старшего
НОВОГОДНИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ПРОЕКТ НОВОГОДНИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ Разработчик: Сафонова Я.В., воспитатель В рамках реализации темы: «Новогодний Барнаул» Барнаул «Семья источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети. В семье от всех
Комплексно-целевая программа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада 48 г. Кинешма На 2013 2014 учебный год Старший воспитатель: Царькова Анастасия Владимировна Годовые
Отчет о проделанной работе за учебный год
Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга Отчет о проделанной работе за 2013-2014 учебный год Составитель: руководитель
Задачи на учебный год
Цель. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Задачи на 2015 2016 учебный год 1. Проектный метод как ресурс развития дошкольников в условиях реализации
Взаимодей ствие с родителями. ProPowerPoint.Ru
Взаимодей ствие с родителями Понятие взаимодействия Лийметс Х.И. - это особый вид совместной деятельности Самусевич А.С. - это способ организации деятельности Радионова Н.Ф. - это процесс совместной деятельности
4. Дополнительный раздел.
4. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программы. Задачи взаимодействия с семьями дошкольников:
Для чего это вообще нужно?
АВТОР ПРОЕКТА: КОРОВЬЯКОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87 «РАССВЕТ» г. БРЯНСКА Брянск,
Предполагаемый результат:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Великосельский детский сад 14» 2014 2016 учебный год Муниципальная инновационная площадка Тема: «Преемственность в работе детского сада и
docplayer.ru
Блог музыкального руководителя "СТРАНА ТРАЛЯЛЯФАЛИЯ": Внимательным педагогам
I. Общие положения
1. Музыкальный руководитель относится к категории специалистов.2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее образование.3. Назначение на должность музыкального руководителя и освобождение от нее4. Музыкальный руководитель должен знать:4.1. Конституцию Российской Федерации.4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.4.3. Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию.4.4. Санитарию и гигиену.4.5. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста.4.6. Музыкальные произведения детского репертуара.4.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.4.8. При работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - основы дефектологии и соответствующие методики.6. На время отсутствия музыкального руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.II. Должностные обязанностиМузыкальный руководитель:1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.3. Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих).5. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.III. ПраваМузыкальный руководитель вправе:1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.IV. ОтветственностьМузыкальный руководитель несет ответственность:1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике
1. Знать порядок номеров наизусть.
2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на муз.рук. )
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.
9.Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
10.Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
tralyalyafa.blogspot.com
Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в детском саду
Уже давно известно, что музыкально – творческое воспитание — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей путь их к самореализации как личности.
Всё это давно известно, а вот как сделать так чтобы занятия музыкой были ребёнку в удовольствие? Вопрос, который задаёт себе каждый думающий музыкант – педагог. Ведь у детей удовольствие определяет любую деятельность. Как утверждает психолог А. Лоуэн, ребёнок живёт телесной жизнью и действует, если ему не мешают, на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует, как «хорошо», и избегает того, что «опасно».
Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребёнка непосредственно и прямо связан с развития умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять скучные действия.
Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения.
Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Причём интересными и приятными должны быть все виды деятельности: слушание музыки, пение, игра в оркестре, творческие игры.
На занятиях я веду детей за собой. Но придя в группу дети продолжают переживать творческий процесс и воспитателям важно поддержать творческую инициативу детей. Как это сделать?
Часто воспитатели жалуются на нехватку времени, особенно в логопедических группах: «Когда нам, учить песни, когда нам танцевать? Очень плотное расписание. А ведь ещё надо погулять!»
Вот тут и выходят на первый план новые формы взаимодействие педагога и музыкального руководителя, который направляет и корректирует работу воспитателя вне музыкальных занятий.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия это – проект.
Мне хочется рассказать о проекте, который мы реализовывали вместе с воспитателями в подготовительной группе. Тема проекта была «Приобщению детей к народным традициям». Воспитатели знакомили детей с традициями русского народа, с промыслами.
Я – как музыкальный руководитель знакомила и взрослых и детей с русскими песнями, закличками, с хороводами, с их видами и техниками исполнения. Детям и взрослым был показан видео материал ансамбля «Берёзка», русского народного хора им М.Е.Пятницкого. А как было приятно слышать от родителей, что дети, придя домой с воодушевлением рассказывали об увиденном. И ещё и ещё просили включать видеозаписи с
русскими хороводами в исполнении ансамбля «Берёзка».
Знакомство с русскими народными инструментами была часть проекта. Мы слушали в записи народный оркестр. Я рассказывала об инструментах. Некоторая информация бала новой не только для детей, но и для педагогов. Для всех участников проекта был большой сюрприз, когда я принесла в группу домру и сыграла на ней. Необычность тембра и инструмента, конечно всех заворожила.
И итогом всего мероприятия был открытый районный показ в нашем детском саду. И выступление шумового оркестра детей подготовительной группы на фестивале конкурсе национальных культур «Слияние сердец», где мы в своей номинации заняли первое место.
По итогам проекта могу сказать, что он нас всех и детей и взрослых увлёк и обогатил.
Ещё одной нетрадиционной формой взаимодействия стали для меня мастер-классы, посвященные такому виду деятельности как пение.
Как-то не привыкли мы, что в детском саду могут звучать в унисон детские голоса. А ведь это возможно. Только к нему, к унисону без фальши, надо стремиться.
И главный помощник музыкального руководителя — это воспитатель. Замечено, что у поющих групп – поющий воспитатель.
И совсем необязательно ему владеть вокальными техниками. Или уметь играть на музыкальном инструменте. Главное, просто любить петь! Дети очень чуткие, и, если видят с каким удовольствием воспитатель поёт, они перенимают его эмоциональное состояние и влюбляются в этот вид деятельности. Поэтому на каждом мастер – классе я говорю: «Не бойтесь петь, пойте с удовольствием, даже если вы сфальшивите дети этого не заметят, а вот ваше удовольствие от процесса заметят все».
Но на этом не заканчивается моя просветительская функция. Я знакомлю, а некоторым напоминаю какие приёмы применять для разучивания песен в группе, приёмы по налаживанию координации между слухом и голосом.
Знакомлю воспитателей с дыхательной гимнастикой А. Стрельниковой, рассказываю о её пользе, зачем развитые лёгкие певцу, простому человеку. Рассказала о пользе пения. Знакомлю с вокальными упражнениями для голоса. У нас в детском саду многие воспитатели любят петь, и эта информация была для них полезна. А главное, что они уже не будут относится к этому виду деятельности как к чему – то неважному. А будут уделять ему должное внимание.
И конечно я не могу не обойти мастер-класс по шумовому оркестру. Я заметила, что воспитатели как-то побаиваются этого вида деятельности. И дети занимаются оркестром только на музыкальных занятиях. Моя задача была дополнить знание воспитателей об этом виде деятельности соответствующими знаниями и практическими навыками.
Ведь для того чтобы обучение игре в оркестре стало групповым, оно должно быть технологичным и систематическим. И в основу педагогической работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства, и воспитатели первые мои помощники в развитии этого чувства у детей.
И одна из форм работы в группе является активное слушание музыки. А что такое активное слушание – это соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов.
Предложила им озвучивать, вместе с детьми, шумовыми инструментами стихи и даже сказки. И это зачатки творчества. Включать запись какой - нибудь детской песенки и также подыгрывать на инструменте и это тоже начало творческого пути, как ни пафосно это звучит, ведь надо же с чего – то начинать. Но конечно объясняю педагогам что музыка, под которую дети играют должна быть не только яркой, но и доступной: не длинной, не очень быстрой, понятной по структуре, лучше жанровой или образной. а это хоть и маленький, но первый шаг к музыке.
На мастер-классах педагоги сами озвучивают предложенные мною стихи. Придумывают партитуры к музыкальным произведениям, и я вижу сколько радости в их лицах, творческая скованность уходит, а на её месте появляется свобода.
Зачастую между музыкальными руководителями и воспитателями возникает напряжение, которое возникает из-за отсутствия взаимодействия и недостатка информированности последних в вопросах музыкального образования, они не знают с какой стороны к нему подступиться, важно помочь им приблизится и найти свой путь к музыке. И помочь своим воспитанникам сделать в неё первые шаги и полюбить её.
skobary-nfds61.edumsko.ru
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ.
Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, музыкальный руководитель осуществляет в тесном контакте с педагогами д/у. Задача музыкального руководителя – не воспитать музыканта, а воспитание гармоничной личности ребенка, приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая интересы личности ребенка, возникающие в процессе обучения и воспитания. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов д/у.
Стратегия пед. взаимодействия предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решении обшей задачи. Она базируется на понимании, принятии ребенка, как личности, умение стать на его позицию, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком взаимодействии основной тактикой педагогов становится сотрудничество и портнерство. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и педагогов. Такие занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Огромное значение отводится взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Практика показывает, воспитателям отводится огромная роль помощника. Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: исполняет вместе с детьми песни и хороводы, помогает детям, испытывающим затруднения в выполнении музыкально-ритмических движений, активизирует детей, углубляет музыкальные впечатления детей, путем использования муз. произведений в разных режимных моментах. Закрепляет музыкальный репертуар с детьми в группе. Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие муз. руководителя и воспитателя в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания, позволяет сформировать умения и навыки, предусмотренные программой в образовательной области «Музыка», в полной мере развить, соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребенка.
Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом :
- Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей.
- Разъяснение содержания и методов работы по муз. воспитанию детей в каждой возрастной группе.
- Обсуждение и решение индивидуального подхода к проблемным детям.
- Обсуждение сценариев и активное участие педагогов в праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях.
- Нахождение тематических подборок поэтического материала детям.
- Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, атрибутов.
- Участие в организации предметно-пространственной музыкально-развивающей среды.
Что дает взаимодействие музыкального руководителя с педагогисеским коллективом ДОУ:
- Взаимный обмен педагогической информацией в течении всего учебного года.(такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы.)
- Совместное проведение вечеров, досугов, развлечений.
- Оказание профессиональной помощи, рекомендаций и поддержки друг другу в форме консультаций.
- Совместные решения задач воспитания и развития детей, посредством музыки и музыкальной деятельности с узкими специалистами и воспитателями.
- Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в пед. коллективе.
- Создание развивающей образовательной среды, как одного из эффективнейших условий, реализующий процесс целостного развития и воспитания ребенка.
- Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование.
Таким образом , профессиональное взаимодействие — не просто профессиональное сотрудничество, это совместная деятельность, объединяющая людей вокруг целей , которые усложняются и конкретизируются в процессе развития всего ДОУ.
dou103angarsk.ru












