Мода начала XX века на страницах журнала McCall's Magazine. Журналы 20 века
Журналы 20 века | Разные Люди
Постоянно развивающиеся технологии позволяют нам получать нужную и полезную информацию быстро и без особых проблем. Интернет сделал нашу жизнь в информационном плане более насыщенной. Теперь мы способны не только вовремя без особых промедлений раздобыть интересующий нас материал, но и чаще всего, минуя редакторов и цензуру, заявить о себе, своих мыслях, планах, возможностях и способностях на весь мир. И не просто заявить, а моментально получить ответ от этого самого мира о том, что он думает о наших планах.
Раньше это сделать было гораздо сложнее. При помощи телевидения, конечно, можно было узнать что-нибудь новенькое и полезное для себя. Но опять же в ограниченном количестве, не так оперативно, как хотелось и, естественно, в тщательно обработанном цензурой варианте. О том, чтобы беспрепятственно попасть «в телевизор» речи вообще не шло.
Одним из основных источников получения информации на тот момент являлись печатные издания. В частности всевозможные журналы на любые интересующие населения темы. Должна отметить, что, на мой взгляд, выбор был очень неплохой. Оставалось только оформить подписку и ждать когда в почтовый ящик опустится полюбившееся издание.
Вот некоторые из тех журналов, которые традиционно из года в год выписывала наша семья. Первыми я выложила те, которые интересовали лично меня.
В середине восьмидесятых я была подростком. Бредила кинематографом и театром. И это понятно. Так как мечтала я стать не меньше чем знаменитой актрисой. Не ошибусь, если скажу, что стать актрисой желали многие мои сверстницы.
Каждый журнал я с нетерпением ждала, читала от корки до корки. Поначалу хранила каждый выпуск, а когда их стало слишком много, вырезала самые интересные статьи и вклеивала их в специальную тетрадочку. Мало того. Стены моей комнаты были обклеены портретами известных людей. Такие портреты были приятным дополнением к каждому журналу.



Практически каждая семья выписывала следующие журналы. В них было все необходимое для красоты, уюта в доме, общения друг с другом. У меня сохранились некоторые вырезки с кулинарными рецептами из тех журналов. Должна отметить, что практически все из них дружно перекочевали в интернет.






Естественно, что не хлебом единым жив человек. Многие из нас выписывали журналы для души и интеллектуального развития. А журналы с новыми литературными работами всегда ценились особо.






Понятно, что это не все журналы, которые читала наша семья в те годы. Приходилось выписывать и не самые достойные по содержанию и оформлению экземпляры. Но такие журналы были во все времена. Теперешнее время не исключение.
А какие журналы любили читать вы или ваши родители?
raz-lyudi.ru
журналы Серебряного века в библиотеке Крупской...
В прошлом материале мы рассказали о литературно-публицистических «толстых журналах» XIX века, представленных на выставке в нашей оренбургской областной библиотеке. А сегодняшний пост мы посвятим такому интересному явлению, как журналы об искусстве начала XX века, которые тоже хранятся в фондах библиотеки им. Крупской.
Начало XX века принято называть Серебряным веком российской культуры. О новинках поэзии и прозы, живописи и графики, музыки и театра жители всей необъятной страны, в том числе, и Оренбургской губернии, узнавали из многочисленных журналов. Зачастую журналы имели не только тематическую (музыкальные, поэтические, театральные), но и стилистическую направленность, представляя одно из многочисленных в те годы направлений искусства, будь то символизм, акмеизм или футуризм. Поэтому читатели того времени имели возможность выбрать издание по своему вкусу, или же читать сразу несколько, для того, чтобы создать для себя полную картину культурной жизни.
Журнал «Золотое руно» привлекает внимание своей вычурной обложкой, выдающей его принадлежность к символистскому направлению. В «Золотом руне» публиковались произведения К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Л. Андреева, М. Волошина и многих других поэтов, преимущественно принадлежавших к символистам и рассматривавших творчество как религиозно-мистическое действие.
Предшественником и порой оппонентом «Золотого руна» был еще один журнал символистов под названием «Весы». Фактическим руководителем его был Брюсов, а среди авторов мы можем увидеть имена А. Блока, Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Розанова.
Журнал «Мир искусства» состоял из двух «отделов» - художественного и литературного. В художественном отделе были представлены работы лучших русских художников, в том числе, И. Репина, В. Васнецова, И. Левитана и многих других. Литературный же отдел «Мира искусства» был вотчиной символистов. В нем публиковались все те же В. Бальмонт, Д. Мережковский, В. Розанов и другие представителиданного направления.
Изобразительному искусству во всех его проявлениях был посвящен ежемесячный иллюстрированный журнал «Искусство и художественная промышленность», издававшийся в Санкт-Петербурге с 1898 по 1902 год.
Журнал «Артист», несмотря на вполне однозначное название, был не только театральным – в нем публиковались также рассказы, статьи на темы музыки и изобразительного искусства. На данный момент именно журнал «Артист» является основным источником для изучения театрального искусства России конца XIX века.
Дирекцией императорских театров с 1892 по 1915 год издавался «Ежегодник», представлявший собой своего рода театральный справочник, в котом все ценители искусства могли узнать перечень пьес, идущих в императорских театрах, полную информацию о постановках и занятых в них актерах. В связи с тем, какую несравнимую роль играло тогда в жизни общества искусство театра, театральные журналы были очень популярны.
«Музыкальный современник», возглавлявшийся Римским-Корсаковым, был одним из ведущих музыкальных журналов начала XX века. Первостепенное значение он уделял творчеству отечественных композиторов. Выходили отдельные номера журнала, целиком посвященные Скрябину, Танееву, Мусоргскому и другим известным композиторам.
Конечно, в начале XX века не все были утонченными эстетами и читали исключительно поэтические, театральные и музыкальные журналы. Существовали издания, рассчитанные и на более широкую публику. Среди таких изданий особо примечателен журнал «Нива».
«Нива» - популярнейший журнал начала XX века среди мещанской и буржуазной публики. Позиционировался как «журнал литературы, политики и современной жизни». Его тираж достигал несусветных для того времени размеров – до 275 тысяч экземпляров, во время как до конца XIX века и 1000 экземпляров считалась приличным журнальным тиражом. Залогом его популярности служил широкий охват тем (литература, история, научно-популярные очерки, политика) и обилие иллюстраций, что в те годы мог позволить себе не каждый журнал. Общественно-политические материалы давались в «благонамеренном» духе, что позволяло радикальным сторонником прогресса обвинять журнал в косности и мещанстве. Однако, в то же время, в «Ниве» печатались такие авторы, как А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов и многие другие великие писатели.
Напоследок отметим, что любые издания во все времена не могли прожить без рекламы:
В следующей публикации вас ждет самое интересное – оренбургские сатирические журналы начала XX века, не переключайтесь :))
koyrakh.livejournal.com
Мода начала XX века на страницах журнала McCall's Magazine
Журнал McCall's Magazine один из самых известных американских журналов для женщин. Он появился на свет в 1890 году и уже к 1960 году имел тираж порядка 6 миллионов экземпляров. Издание печатало статьи, объявления, иллюстрации и предназначено было для среднего класса. Одной из особенностей этого журнала было представление на своих страницах моделей одежды, которые в данный момент имеют для нас историческую ценность - так одевались в начале XX века наши бабушки. Сейчас это называется Винтаж и пользуется большим спросом у коллекционеров.

Обложка журнала McCall's Magazine за март 1908 года
В журнале McCall's Magazine работало много художников-иллюстраторов, поэтому представленные модели одежды вполне могут быть расценены еще и как проиведения искусства - искусства рисования иллюстраций. Мода периода 1900-1917 годов - мода Серебряного века, мода эпохи модерна. Все очень женственно, изящно, особые шляпки, особый покрой платьев - ну как тут не писать стихов о Прекрасной даме и о любви?
Дневные платья 1900 год
"Оденьте чучело в платье последнего фасона, и сами станьте рядом в простой одежде, и посмотрите, кому поклонятся раньше – чучелу или вам. "
Г. Торо
Зимние наряды 1901 год
Женские шляпки 1901 год
Костюмы 1901 год
Платья 1901 год
Теплые женские костюмы 1904 год
Женские наряды 1905 год
Платья для прогулок 1905 год
Летние наряды 1905 год
"Люди от природы настолько склонны подчиняться, что с них мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков."
Вовенарг

Летние платья 1907 год
Платья на выход 1907 год
Наряды для прогулок 1907 год
Платья 1907 год
Вечерние платья 1907 год
"Подобно тому как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки."
Ж. Лабрюйер
Домашине платья 1908 год
Женские костюмы 1909 год
Летние платья 1910 год
Платья и женский костюм 1912 год
Платья 1912 год
Женские платья 1913 год
Женские костюмы 1913 год
Женские наряды 1915 год
Платья 1915 год
Бальные платья 1915 год
"Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально."Коко Шанель
P.S. Все картинки кликабельны и увеличиваются до большого размера.
Отсюда
s30893898787.mirtesen.ru
Журналистика начала 20 века
Начало века было беспокойным. Сложившаяся в России экономическая и политическая обстановка подталкивала страну к кардинальным переменам. Во многом изменилась и печать.
Если в 1900 году насчитывалось более тысячи периодических изданий, то к 1906 году их число превысило три тысячи, большая часть которых была общественно-политическими и литературными изданиями. В одной только Москве крупных литографий было больше, чем в Берлине и Лейпциге, славившихся своей мощной издательской базой. Причем рост численности газет и журналов отмечался не только в столичных городах, но и в провинции. В 1908 году, например, по семь - десять изданий имели 20 городов, до двадцати изданий - 11, до пятидесяти изданий - 6 городов, до сотни изданий имело 4 города. Даже Первая мировая война лишь чуть-чуть притормозила развитие русской печати. В 1917 году в России выходило более четырех тысяч периодических изданий.
Крупные промышленники появились и в издательском деле. Скажем, А.С.Суворин издавая и финансировал газеты "Новое время", "Московский телеграф", "XX век", "Зеледельческую газету", "Русская земля", "Вечернее время", журналы "Исторический вестник", "Русское обозрение", "Лукоморье", "Конский спорт", "Модный журнал", "Нужды деревни". Он печатал календари и книги, издавал справочники "Весь Петербург", "Вся Москва", "Вся Россия". Он владел бумажной фабрикой и огромными лесными угодьями, которые обеспечивали сырьем его фабрику. От правительства он получил право торговли своими изданиями на железных дорогах, на пароходах и на курортах. Отделения его издательства и книжные магазины были в Петербурге, Моcкве, Саратове, Харькове и других городах.
Множество политических партий, возникших в это время, лишь обогащали палитру общественно-политических изданий. Конституционно-демократическая партия /кадеты/ имела два крыла. У левого крыла, возглавлявшегося П.Н.Милюковым, выходили газета "Речь" и журнал "Вестник партии народной свободы", а у правого, лидером которого был П.Б.Струве, -"Биржевые ведомости", "Русские ведомости" и теоретический журнал "Полярная звезда". Это центральные органы партии. Кроме них кадеты выпускали еще сорок других изданий. И это только одна партия. Тогда как в России было несколько десятков политических партий.
Февральская революция 1917 года привела к падению Российского самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Но изданий меньше не стало. Лишь в бурные дни Февральской революции - с 25 февраля по 5 марта - газеты практически не выходили в Москве и Петербурге, а провинциальная печать заполнялась материалами, извлеченными из дореволюционных запасов.
Гражданская война придала новое звучание журналистике: в ней увидели оружие новой силы. Каждый из центров, объединяющих и организующих вооруженную борьбу против Советской власти, имел свою печать. Издания распространялись не только среди своих солдат и офицеров, но и среди военных и гражданского населения всей России. Только в апреле 1919 года на захваченных территориях А.В.Колчак издавал около двухсот изданий, а А.И.Деникин - более ста газет и журналов. Общий ежедневный тираж листовок, выпускавшихся ими, достигал трехсот тысяч экземпляров. Несколько их издательств печатали массу брошюр. В отделе печати П.Н.Врангеля сотрудничали П.Б.Струве, А.Т.Аверченко, В.А.Амфитеатров, А.И.Куприн и многие другие талантливые публицисты. Свою газету имел даже легендарный батька Махно.
Пытаясь им противостоять, пришедшие к власти большевики стали издавать газеты разной направленности: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные... И, конечно же, выходили издания на национальных языках. В 1918 - 1920 годах их было более восьмидесяти. Периодические издания создавались во всех крупных городах, по мере установления в них Советской власти. А до этого на территориях, которые находились во власти Белого движения, выпускались подпольные и партизанские газеты.
В годы гражданской войны особое значение стало приобретать радио. И Совет рабоче-крестьянской обороны принял специальное постановление о срочном строительстве мощной радиостанции в Москве для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с окраинами и западными государствами. Станцию построили в начале 1920 года на Шаболовской улице. С тех пор на страницах советских газет стали появляться зарубежные сообщения с указанием: получено по радио.
После окончательного разгрома Белой армии перед страной встала задача укрепления однопартийной системы печати. Нужно было активно пропагандировать реформы Советской власти. И ситуация в журналистике стала напоминать ситуацию времен Петра Великого.
Помните, главной задачей перед газетой ставилась пропаганда реформ? И опять потребовалось создавать кадры отечественных специалистов. В октябре 1921 года в Москве открывается Государственный институт журналистики. А в январе 1922 года утверждается государственная сеть газет на территории РСФСР. В нее входило 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Но Советская власть не смогла реализовать задуманное: оказавшись в ситуации кризиса, страна не сумела финансово поддержать проект. С переходом к новой экономической политике газеты потеряли средства к существованию.
Уже с 1923 года финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного и губернского бюджетов, а центральную печать взяли на государственное обеспечение. И еще решено было вменить в обязанность каждому коммунисту стать подписчиком партийной газеты. Отметим, что в это же время начинает формироваться тюремная печать. К 1921 году в Советской России насчитывалось сто тридцать два концентрационных лагеря. Положение о местах заключения разрешало издание газет и журналов в тех тюрьмах, где для этого были технические возможности. Кадры для издательской деятельности были: в тюрьмах сидело немало образованных людей. В 1927 году выпустили типографским способом 432 номера тюремных газет и журналов. Сотрудничество с тюремной печатью поощрялось. Кроме того, некоторые из заключенных активно сотрудничали и в периодике, ходившей на воле.
В 1922 году был создан комитет по охране государственных тайн в печати - Главлит. Он ввел политическую цензуру, значительно сдержавшую развитие тюремной печати, ограничив ее культурно-просветительскую направленность.
К середине 1930-х годов в стране сложилась разветвленная система многонациональной печати. Выходили центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; центральные, республиканские издания для рабочих и крестьян; центральные, республиканские молодежные издания; центральная, республиканская отраслевая пресса. Издания делились по социальным и политическим признакам. Но разделение было и по месту издания: республиканские, краевые, областные, городские, районные, многотиражные.
Все более крепнущей частью системы средств массовой информации Советского Союза становилось радио. К началу 1930-х годов в СССР работало шестьдесят радиовещательных станций, через пять лет их уже стало девяносто три. К началу 1940-х годов в целом стране на одну тысячу жителей приходилось сорок четыре радиоприемника, а в городе - семьдесят восемь.
15 ноября 1934 года была проведена первая в Советском Союзе телепередача. Передача изображения на расстояние без проводов готовилась с 1924 года, но только с 5 октября 1938 года начались ежедневные опытные трансляции из нового Московского телецентра на Шаболовке.
Новые технические возможности средств массовой информации усиливали эффективность пропаганды. Публицистика конца 1920-х - 1930-х годов приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. И поэтому печать стала жестким орудием административно-командной системы. Те, кто не выполнял указаний и директив, оказывались в концентрационных лагерях. Были оклеветаны и погибли многие опытные и талантливые журналисты.
В условиях, когда необходимо было насадить единую идеологию, не было места личным мнениям.
Задачей отечественной публицистики стало воспитание беспредельной любви и преданности коммунистической партии. На газетном листе соседствовали материалы, пропагандировавшие демократические завоевания, провозглашенные Советской конституцией, и сообщения о процессах над "врагами народа".
studmedia.info
76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла РОЛЬ периодической печати в ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть — 202 издания.
Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России.
Газеты, журналы, альманахи, еженедельники и другие периодические издания придерживались в основном буржуазно-монархической или либерально-буржуазной направленности. Среди государственных изданий – газеты “Правительственный вестник” и вечернее приложение к ней – “Русское государство”. Правительственная печать публикует официальные материалы и выражает мнение правящих кругов и государя. “Московские ведомости” продолжала оставаться ведущей буржуазно-монархической газетой. Газета “Новое время” заняло промежуточную позицию между монархическоми и кадетскими изданиями. Высказывалась за полезность принятия конституции. От этого ее популярность росла, тираж в 1902 г. составил 65 тысяч экземпляров. Либерально-буржуазные взгляды выражали газеты “Русские ведомости”, “Курьер”, “Биржевые ведомости”, “Россия”, “Новости”. Рост значения ежедневных газет и увеличивающаяся потребность в оперативной информации ведет к развитию телеграфных агентствах, а также к созданию агентства по распространению печати, появлению посреднических контор объявлений. Спрос на свежую информацию рождает разделение изданий на утренние и вечерние газеты. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов (“Рабочая мысль”), меньшевиков (“Социал-демократ”, “Начало”, “Народная дума”), большевистской “Искры”.
На начало века – 1903 г. – пришлось празднование 200-летие русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова. Они подавали просьбы и петиции, но из этого ничего не вышло. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание из четырех министров. Провинциальная печать продолжала оставаться подцензурной. Правда, в 1902-1903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождается от предварительной цензуры. Но все принципиальные вопросы – назначения редакторов, рассмотрение особо важных статей, разрешение или запрещение изданий – все это решалось в Петербурге. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революционные выступления народа 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальный партийные политические газеты, в частности, эсеровские и социал-демократические, а также журналы “легального марксизма”. Среди либеральных изданий заметное место занимает журнал “Русское богатство”, а также “Вестник Европы”. В это время в журналистике происходит разделение функций издателей и редакторов, журналистов и редакторов. Начинается процесс вкладывания частного капитала в издание газет и журналов. Появляются независимые издания, не относящиеся ни к одному из общепризнанных направлений печати. Это, например, “Биржевые ведомости”, “Русское слово” (“газета здравого смысла”). В связи с ростом тиражей и количеством периодики, ощущается нехватка полиграфических мощностей и бумаги. Финансово крепкие издания оказываются в более выгодном положении. Не удивительно, что в одной из статей начала века В.И.Ленин под свободой печати понимает равный доступ всех изданий к равной доле полиграфических возможностей и количеству бумаги.
В конце XIXв. нач.лит. процесс значительно усложняется. Существует несколько школ и направлений. Каждая из них ищет способ обосновать необход. св. существования. В рамках «старого» типа это было невозможно, т.к. большинство общ-политич. модернистов не печатали.
Символисты, заявившие о себе в 1892-1898гг, не имели св.журнала. Первым из журналов нов.типа стал журнал
«Мир искусства» (1899-1904гг). Вначале возникает движение «Мир искусства», а потом журнал. Возникновение движения связывают с кризисом реализма, передвижничества, народничества. Поиск новых духовн.ориентиров идет, как идет и перегруппировка школ и направлений русского иск-ва. Одним из центров становится Абрамцево – имение Саввы Ив. Мамонтова. Вокруг него объединились художники: Репин, Поленов, Васнецов, Коровин, Серов, быстро освобождавшиеся от народнических парадигм. Цель журнала – влиять на текущую худ. жизнь. Идея издания журнала принадлежит Сергею Павловичу Дягилеву (1872-1929). Александр Бенуа главный. Она была отражением общей идеи движения «Мира искусств» - утвердить мировое значение рус.искусства. Для этого надо возвеличить его на Западе.
№№13-14 – самые знаменитые пушкинские номера. Статьи Розанова, Минского, Философфа, Мережковского. Они объединились стремлением разрушить привычный хрестоматийный образ Пушкина.
Журнал сознательно прекратили в декабре 1904г. Бенуа: «Сказанного нами надолго хватит рус.общ-ву».
Изданием такого же типа стало «Золотое руно». Стало очевидно, что в системе рус.прессы возникла новая типологическая группа. Лозунг: «Иск-во вечно, едино, символично и свободно».
Цель – ознакомить Запад с совр. рус. иск-вом. Журналы печатались на рус. и фр. яз. Издатели декларировали невмешательство иск-ва в жизнь, подчеркивали отсутствие интереса ко всему, что выходит за рамки искусства. Здесь объединились много индивидуальностей. Стремление выразить себя приводило к тому, что редакторы не представляли своей аудитории. Они м. писать только для просвещенных читателей. Издание печаталось на роскошной бумаге, иллюстрации потрясающего качества, соответствие оформления содержанию. Почти нет беллетристики. Освоена традиция печатать подборки стихотворений (От журнала «Нов.Путь»). Тираж невелик: ок.1000 экз.
«Новый путь». С 1903 г. Как орган религ-философ.общества. Проходил церковную цензуру. Предполагаемая аудитория – монашество и духовенство. Разрыв издания с офиц.церковью сократил тираж вдвое – до 2,5 тыс.экз. Нов.редактор – Петр Перцев – заявил об элитарном характере журнала. Сотрудники: Зинаида Гиппиус (Антон Крайний), Ник. Минский, Василий Розанов. Идеология – поиски нов.религ.идеи. Каждый проповедует св. путь религ. обновления. Журнал распался на неск.отделов и рубрик:
- Розанов «В своем углу»;
- «Из частной переписки»
В 1904г в журнал пришел Георгий Чулков, «мистич.анархист», сделал революцию в журнале. Несмотря на запрет, он печ. «Предельно политизированные записки». Он старался изменить предельно утонченную стилистику журнала, приглашал Булгакова, Бердяева. Они принесли журналу политич.остроту. Уход Мережковского из журнала из-за полемики о дальнейшем пути журнала роковым образом сказался на журнале. Он – единств.беллетрист. Журнал переименовали в «Вопросы жизни», но бесполезно.
«Весы» (1904). Модернистский, литературн. и критико-библиографич. ежемесячник. Делился на две части: 1. Теорет.статьи о задачах и средствах искусства, оценки творчества выдающихся художников. Эти материалы печатались крупным шрифтом.
2. Хроника лит.и худ. жизни . Рубрики: О книгах; в журналах и газетах; список книг,доставленных в «Весы». Журнал имел объем 80 стр. Это отражение сознат.позиции Брюсова (организатора журнала). Больш.вним. журнал уделял худ. оформлению. В итоге лит-крит. журнал перерос в худож-й. Журнал вошел в историю, как ж-л, испытывавш.бесконечные внутриредакционные споры между Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым.
Худож.-иллюстр. материалы дополняли лит-ные, а не заменяли их.
«АПОЛЛОН», как и «Золотое руно», ориентировался на «Мир искусства».
Первый номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором издания стал художественный критик С. Маковский, в создании «Аполлона» активно участвовал поэт И. Анненский. Среди сотрудников были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были поэты-новаторы.
Оформление нового журнала во многом повторяло «Мир искусства», тем более что им занимались все те же «мирискуссники» – Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский. Обложку рисовал Добужинский. Журнал выходил на 80–100 страницах с черно-белыми и цветными репродукциями. Новое издание было скромнее и строже, чем именитые предшественники, а главное дешевле: цена номера около рубля.
Главная цель журнала заключалась в утверждении самоценности искусства и внимании к вопросам мастерства. Аполлон» просуществовал дольше всех модернистских изданий (ноябрь 1909 – лето 1918 г.). Журнал не сложился как четкий тип, сначала он ориентировался на «Мир искусства», затем, подобно «Весам», стал журналом-манифестом акмеизма, а потом превратился в издание художественное.
Журнал «Сатирикон». Начал выходить с 1 апреля 1908г. на базе журнала «Стрекоза». Журнал начался удачно благодаря чрезвычайно счастливому набору молодых и энергичных сотрудников. С №9 журналом руководит Аркадий Тимофеевич Аверченко. Сотрудничали: Саша Черный, Федор Потемкин, Валентин Горянский. Сильный подбор художников-каррикатуристов: Реми (Ник. Ремизов), Б. Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа. В ж-ле печатались произведения Л. Андреева, А. Куприна, А. Толстого.
Все пришедшие в журнал мол. люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны, поэт. журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: «Смех ужасный, ядовитый смех…».
Осн. темы журнала:
1. Сатирич. обличение царских сановников, бюрократов, непопул. промышленников и банкиров.
2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.
3. Выступления против реакционной прессы, полемика с др. период. изд-ми.
В целом сатириконцы назыв. свое издание беспартийным. «В политике вне партий, в искусстве – вне направлений».
Общ. роль журнала определить достаточно сложно:
1)Высокий уровень сатиры;
2) Некотор. беспартийность издания;
3) Отсутствие положит. программы: критика сущ. порядка, но нет предложений.
К 1913г. характер журнала постепенно меняется. Он все больше подстраивается под общ.вкусы. Здесь уже не сатира, а сарказм. Журнал покидает С. Черный. В ж-л проникают несатириконовцы: Гумилев, Кузмин и А.Грин. В результате журнал раскололся на «Новый Сатирикон» выходит после закрытия «Сатирикона». Новый журнал позаимствовал лучшие отделы «Почтовый ящик». В «Новом сатириконе» оч. сильно было влияние футуристов.
«Новый Сатирикон» вспоминали только в связи с участием там Маяковского. Но журнал интересен и сам по себе, хотя, вероятно, более спорен, чем его предшественник. Его отношение к Первой мировой войне и особенно к Октябрьской революции не вписывалось, по советским стандартам, в приемлемые рамки прогрессивного направления. Февральскую революцию сатириконцы приняли, но быстро почувствовали слабость и нерешительность Временного правительства и начали пропагандировать идеи сильного государства и порядка. Октябрьскую революцию Аверченко и другие сотрудники восприняли как торжество анархии и насилия и начали борьбу с новыми порядками. Они выпускали специальные номера: «траурный», «исторический», «пролеткультовский», «марксистский» и специальное приложение «Эшафот» под редакцией П. Пильского. Летом 1918 г. журнал был закрыт.
studfiles.net


