Документация психолога в образовательном учреждении. Журналы психолога в доу
Журнал «Психологический вестник ДОУ» | Психологическое зеркало
Журнал «Психологический вестник ДОУ»
Каждый журнал содержит полезные материалы для психологов, педагогов, старших воспитателей и родителей. В приложении к журналу идут различные дидактические игры, готовые буклеты, листовки, консультации и много другой теоретической и практической информации.
Выпуск № 1
Выпуск № 2
Выпуск № 3
Выпуск № 4
Выпуск № 5
Выпуск № 6
Выпуск № 7
Выпуск № 8
Выпуск № 9 С журналом можно познакомиться и скачать его бесплатно в VIP разделе
Выпуск № 10
Выпуск № 12
Выпуск № 13
Выпуск № 14
Выпуск № 15
Выпуск № 16
Выпуск № 17
Robokassa
Специальное зимнее предложение:
Стоимость комплекта журналов с №1 по № 10 всего пятьсот рублей.
Robokassa
Журналы с № 11 по № 17 по 150 рублей.
www.psixologicheskoezerkalo.ru
"Кабинет детского психолога" - Детский психолог Екатерина Белова: Ешё раз о документации.... И более подробно о ЖУРНАЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Честно говоря, я довольно долго собирала в единое целое то, что представляет собой совокупность понимания ведения документации. И если бы не конкретная просьба, то я, по всей видимости, ещё долгое время не обращалась бы к этой теме.
Во многом это по той причине, что позиционирование педагога - психолога в современных условиях реформирования весьма проблематично. Вот только вчера, наконец, попала в свой бывший кабинет и, добывая необходимый материал, перемещая на полке книги и папки, всё время размышляла о том, как же удаётся замещающему меня психологу распределять своё рабочее время?... Узнала от администрации, что она попросила соединить свои рабочие часы так, чтобы непосредственно присутствовать 3 дня в неделю...
Однако не это вынужденное малое пребывание педагога - психолога меня смущает. Теперь детские сады сократили существенно свои часы. Совмещённый полдник - ужин около 16.00, а дальше разбирают по домам. Утром с занятий брать не рекомендуется, разве что во время обследования, с прогулки очень нежелательно и что остаётся?... В общем, сама организация вводит в какое - то смущение и непонимание происходящих перемен... Для меня это прежде всего думы о том, когда же в таких условиях проводить психологические тренинги?... Видимо, придётся мне как - то впоследствии адаптироваться.:)
На фоне этого я уже довольно серьёзно задумалась над повышением своего профессионального уровня до деффектолога. Мысль была всегда, что я когда - нибудь обязательно это сделаю, а здесь прямо серьёзная необходимость с восклицательным знаком. :) Реформы затрагивают нашу жизнь на всех уровнях...
Итак, что же с основными бумагами...
Как - то я уже писала довольно объёмные посты о том, что и как делаю. И, честно говоря, повторяться нет сил и времени. :)Если изучить эти мои статьи, то становится понятно, какую я вела документацию. Это не просто разработанные мною, выдуманные формы, а рекомендованные и обстоятельно "объяснённые" теми психологами, которые меня когда - то аттестовывали. У нас в городе, на самом деле, вариации ведения у каждого отдельно взятого психолога довольно сильно порой отличаются. Особенно ярко это выражено в понимании Рабочих программ, Циклограммы деятельности, Аналитических справок по результатам обследования, Журнала индивидуальных консультаций. Однако, несмотря на заметную разницу в каких - то видимых колонках, параграфах, всё - таки единство общих критериев присутствует.
Конечно, может показаться, что это огромнейший перечень, но если вдуматься.... Если вдуматься, то одно проистекает из другого. Например, в Рабочей программе можно выделить два основных раздела: пояснительную записку и собственно тот спектр средств, методов, тематическое планирование коррекционно - развивающего влияния. Но саму пояснительную записку и думать не надо, что и как писать, если у вас есть аналитические справки по результатам обследования - собственно, это и есть пояснительная записка - причина, почему применяется именно данные средства и методы, представленные во втором разделе Рабочей программы (просто их - данные - можно прописать не так подробно, как в аналитической справке, ссылаясь на неё (правда, с компьютерами - не в ручную же - это подробное копирование не составит никакого труда - несколько кликов мышкой...) ).
Я сразу выделяла цветом ячейки, отражающие весь цикл. В каждую отдельную ячейку я вписывала даты посещения. Зачем это мне? Дело в том, что так мне наглядно было видно, как посещает занятия ребёнок, имеет ли смысл продолжать такой график посещения, особенно если ребёнок посещал детский сад очень не регулярно, или выпал из "канвы" из - за болезни (в таких ситуациях приходилось начинать всё сначала...). Конечно, в самом Рабочем журнале есть что - то сильно похожее, но моя таблица давала мне больше наглядности (я лучше воспринимаю информацию визуально, с разнообразными формами выделения). :)
Вот ещё пример (извиняюсь за малый размер - отсутствие резкости):
Такую табличку я заводила в самом начале обследования, вписывая имена детей по выявленным проблемам, с ориентацией на актуальную на тот момент Образовательную программу ДОУ...
А вот График работы (по часам, с выделением времени на консультирование педагогического коллектива и родителей воспитанников) надо иметь обязательно - его вывешивают на видное место.
Таким образом мы подходим к пониманию того, что хорошо и удобно именно для нас, и того, что требуется в обязательном порядке.
В обязательном порядке должны быть Перспективный план (более общий: цели и направления работы педагога - психолога) и Годовой план (частный: с отражением задач, средств и методов, ориентированный на Годовой план ДОУ). Сразу оговорюсь, что кто - то делит, а кто - то совмещает. Вообще проведение этой чёткой грани приносит только головную боль. :))) Я сразу писала довольно объёмный "общий". Отмечу, что я всегда просила методиста предоставить мне Годовой план (мне его присылали на почту), и на фоне его писала и свой - таким образом удавалось довольно чётко придерживаться правила: мои какие - то направления работы были отражены в Годовом плане ДОУ (в электронном варианте я красным шрифтом вписывала свои дополнения), а я в свою очередь могла подстроиться под него. Как становится понятно из внутренней организации проведения педсоветов, когда в самом конце августа часто утверждается планирование специалистов (которое корректируется и вносится в Годовой), - мы можем предоставить только Перспективное планирование. А когда утверждается Годовой план ДОУ с внесёнными нашими запланированными видами деятельности, то мы можем составить более конкретный наш Годовой план работы педагога - психолога, уже с ориентацией на Годовой план ДОУ. Понятно, что этот бюрократический поток при взаимопонимании в коллективе можно существенно сократить, если не переносить туда - сюда своё планирование, а решить все вопросы специалистам и методисту на производственном совещании. Мы старались так и делать. Не всегда, конечно, получалось, да и кому - то время от времени удобно было именно в "одиночестве"... :) Но так действительно быстрее и без лишних хождений.
Несмотря на простоту понимания кодирования, к этому не сразу привыкаешь. Так и хочется написать так, как слышишь при знакомстве. :) Это действительно дело привычки. :) Так что под это стоит сразу завести отдельную тетрадь.
У многих может возникнуть вопрос, а как же психолого - педагогическая характеристика на воспитанника? Я знаю, что в некоторых учреждениях методисты требуют с педагога - психолога её на всех воспитанников (ОДНАКО ещё под большим вопросом, имеют ли они на это право именно при такой форме подачи, так как доступ к этой информации ограничен Этическим кодексом (НАПОМНЮ: Пункт 1.4. Этического кодекса педагога - психолога Службы практической психологии образования России гласит: если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учётом строгой конфиденциальности. ) - как и во врачебной тайне, это всё - таки уголовная ответственность). Это не целесообразно делать именно на каждого воспитанника. На выпускников в конце учебного года - да (в большей степени для родителей воспитанника). По специальному запросу (в том числе, после индивидуальной консультации с родителем воспитанника) - да. И на тех детей, кто находится на индивидуальном сопровождении, - да. Так, Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения (пример ЗДЕСЬ) так же подразумевает Пояснительную записку. Она и есть психолого - педагогическая характеристика на воспитанника - причина - пояснение, почему необходимо именно индивидуальное сопровождение и почему применяются те или иные конкретные средства и методы коррекционно - развиваюшего влияния.Журнал индивидуальных консультаций
Бланков разных вариаций я видела много, но везде всё довольно похоже. Можно, конечно, писать в тетради, но это не всегда удобно из - за возможных ошибок разного рода. Потому с бланками, безусловно, работать лучше. В конце года все бланки нумеруются и сшиваются с печатью заведующего. Здесь, правда, у меня есть некоторые сомнения в правильности именно нумерации и прошивки после, так как, например, при запросе суда действителен только тот документ, который именно так оформлен... С другой стороны, я проконсультировалась с заведующей по поводу того, как ведётся учёт приказов ДОУ: вносится короткая запись в тетрадь (у нас это тоже есть - отдельное отведённое место в Рабочем журнале педагога - психолога), затем она печатает его (приказ) на компьютере, а прошиваются они уже в соответствии с отчётными сроками... Я стала придерживаться такого же принципа.
| Я доработала просто эстетически вот такой бланк. |
Плюс этого бланка состоит в том, что ряд моментов консультирования можно обозначать только галочкой в квадрате, что значительно сокращает время заполнения. Это "типология проблемы", мотивация обращения, "рекомендации". Более подробно прописываются такие "разделы", как "причина обращения/ первичный запрос" (словами обратившегося), "ключевые вопросы консультации, переформулировка первичного запроса", "психолого - педагогическое заключение по результатам консультации".
Всё остальное вносится уже в психолого - педагогическую характеристику.
Написанное от руки напечатаю для лучшего понимания.
причина обращения/ первичный запрос
Девочка проявляет замкнутость, нежелание общаться с ровесниками. В поведении в группе детского сада наблюдается стремление к уединению, при этом в ситуациях необходимости (организатор - взрослый) на контакт идёт хорошо, но инициативы не проявляет. Девочка очень часто болеет, мама видит в этом причину. Следует отметить, что и за территорией детского сада: на детских площадках - ребёнок не хочет общаться со взрослыми и детьми (точнее: не проявляет инициативы). В детские кружки и секции ходит непродолжительное время по той же причине.
ключевые вопросы консультации, переформулировка первичного запроса
Застенчивость, замкнутость, безынициативность, нежелание (возможно, неумение) конструктивно построить коммуникативные связи. Частая заболеваемость, ослабленный иммунитет. Стоит отметить, что дети в группе относятся доброжелательно, охотно контактируют и принимают в игровой процесс.
психолого - педагогическое заключение по результатам консультации
Повышенная застенчивость и замкнутость являются следствием частой заболеваемости, сильно выраженного симбиоза с матерью. Данная ситуация не является благоприятной, так как является потенциальным препятствием гармоничной социальной адаптации, социализации. А этот бланк я немного доработала "под себя". Всё то же, но чуть более подробно.
Вот так стараюсь кратко, но ёмко "обрисовать" ситуацию.
psychologistsgarden.blogspot.com
Рабочая документация - Сайт педагога-психолога Зюзевой А.Ю!
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
|
Инструктивное письмо
09.09.2003 №2-30-20 | Начальникам окружных управлений образования, руководителям образовательных учреждений городского подчинения |
О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы
В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, вводятся следующие формы документации.
I. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения - являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат:
· количественные данные о проведенной в течение года работе
· основные проблемы, по которым обращались к психологу или в соответствующее подразделение психологической службы
· научно-методические средства, применявшиеся в работе
· качественную характеристику проведенной работы.
Перечень документации
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
2. Журнал учета проведенной работы.
3. График работы на неделю.
4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Формы документации
1. Годовой план работы.
| Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечания |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Журнал учета проведенной работы - включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).
| Дата, часы работы | Содержание работы | По чьей инициативе проведена работа | Участники | Примечания |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. График работы на неделю
| День недели | Часы | Вид деятельности | Примечания |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Используемые в работе программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:
· цели и направления программы
· адресата
· авторство
· краткое содержание
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Пишется в свободной форме, включает:
• количественные данные о проведенной в течение года работе
• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы
• обеспеченность их решения научными, методическимисредствами
• основные проблемы и трудности в работе
• перспективные направления работы.
II. Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др. Основной формой этой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы).
Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы.
Карта шифруется, шифр известен только психологу.
Карта содержит:
1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:
· дата и время работы
· основания для работы
·формы работы (название метода, необходимые комментарии)
· краткий вывод
· перспективы дальнейшей работы.
2. Данные о рекомендациях, даваемых детям, учителям и родителям.
3. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой, классом.
4. Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.
| Первый заместитель руководителя Департамента |
Курнешова Л.Е. |
zyzeva.jimdo.com
Документация психолога ДОУ
Главная > Психологам > Документация > Документы педагога-психолога
Важным компонентом дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является ведение документации. Документация должна отражать все направления деятельности психолога.
Вся документация психолога подразделяется на следующие виды:
Нормативная документация
Является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит постоянному обновлению.
Основными нормативными документами являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва)
- Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ)
Специальная документация
Отражает содержательную сторону профессиональной деятельности психолога и является конфиденциальной.
К специальной документации относятся:
- Психологические заключения
- Выписка из медицинской карты
- Карта психического развития ребенка
- Протоколы обследования
- Протоколы коррекционных занятий
- Протоколы консультаций
Организационно-методические документы
Рабочая документация педагога-психолога, которая включает в себя:
- Циклограмма деятельности педагога-психолога
- График работы
- Перспективный план работы на год
- Календарный план работы на месяц.
- Журналы учета видов работы:
- журнал диагностической работы
- журнал консультаций (индивидуальных и групповых)
- журнал регистрации индивидуальных консультаций
- журнал индивидуальной развивающей и коррекционной работы
- журнал групповой развивающей и коррекционной работы
- журнал просветительской и профилактической работы;
kids-psyhology.ru
Читать книгу Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов М. Ф. Гуторовой : онлайн чтение
Александр Николаевич Веракса, Мария Федоровна Гуторова
Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов
Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Веракса Александр Николаевич – кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, магистр в сфере психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания), лауреат гранта Президента РФ. Автор более 50 публикаций по вопросам психологии развития и дошкольного образования.
Гуторова Мария Федоровна – педагог-психолог ДОУ ЦРР № 1777, автор публикаций по вопросам детской практической психологии.
Введение
Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду. Попадая в детский сад, молодой психолог часто теряется, сталкиваясь с двумя основными проблемами. Первая из них связана с тем, что полученные им теоретические знания сложно перенести на практику. О специфике работы образовательного учреждения не рассказывают в рамках курсов по психологии, и очень скоро молодому специалисту начинает казаться, что он не может работать в детском саду.
Один из основных способов решения этой проблемы – создание четкой системы работы психолога, в которой указаны основные сферы деятельности, методы работы, формы фиксации результата. Фиксация результатов – очень важный момент в целостной системе работы. Психолог не может полагаться только на свою память. Он должен уметь грамотно оформить результаты обследования. С одной стороны, это основа для систематической поддержки ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду, а с другой – это реальный продукт деятельности психолога, который можно предъявить администрации, родителю, проверяющему. В этой книге вопросам организации деятельности психолога уделяется немало внимания.
Вторая проблема связана с позицией, которую может занимать специалист, пришедший в детский сад на должность педагога-психолога. Часто психолог, имеющий высшее образование, владеющий информационными технологиями, новейшими знаниями, попадая в педагогическую среду, начинает демонстрировать свое превосходство, указывать на ошибки, поучать педагогов. За таким поведением может стоять искреннее желание осовременить работу детского сада, более прогрессивно ее организовать, но в целом это приводит к изоляции психолога и его профессиональной «гибели». Задача психолога – наладить контакт с персоналом детского сада, и в первую очередь с педагогами. Любой педагог проводит с детьми существенно больше времени, чем психолог. Зачастую никто, кроме педагога, не даст психологу такого богатого материала для анализа. Но и педагог нуждается в психологе. Педагоги ревностно любят своих детей, переживают за них, хотят, чтобы их дети стали лучше. Они настолько тесно вовлечены в совместную жизнь с детьми, что общая картина нередко ускользает от их внимания, и в этом случае психолог может расширить видение педагога. Случается, что педагог не может принять какого-то ребенка и осознает это. В этом случае психолог помогает решить проблему, раскрывая те грани личности ребенка, которые не видны педагогу, или обучая его новым способам общения и взаимодействия с детьми. Педагог может обратиться к психологу за советом о том, как лучше развивать ребенка, как найти к нему подход, как сделать ситуацию взаимодействия с ребенком более продуктивной.
Мы надеемся, что наша книга поможет психологам сориентироваться в начале профессионального пути и окажется хорошим подспорьем в работе.
Организация работы психолога
Нередко психолог, который только приступил к работе в детском саду, не знает о том, какими документами ему следует руководствоваться, определяя перечень своих обязанностей. Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога.
Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Развивающая и психокоррекционная работа — активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:
• проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;
• выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;
• проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;
• планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;
• содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;
• выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;
• обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;
• формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;
• консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.
Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» (см. Приложение 5). В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика. Рассмотрим их подробнее.
Годовой план работы. План работы (как и другие документы: аналитический отчет, график работы на неделю и т. д.) в обязательном порядке заверяется заведующей детского сада. Обычно его также следует согласовать с окружным методическим центром, в котором молодому специалисту помогут сориентироваться в правилах составления документов.
Таблица 1
Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного года
В плане должны быть представлены все основные направления работы психолога. Распределение деятельности психолога в соответствии с ее адресатом (дети, педагоги, родители) позволяет не только представить объем работы, но и сопоставить направления деятельности. Так, при работе с детьми нужно учитывать, что одной из самых сложных задач является подготовка детей к школе. Поэтому в первую очередь в проведении диагностики нуждаются именно эти дошкольники. Полученные результаты используются психологами и педагогами для проведения коррекционной работы с детьми и проверяются во втором полугодии при проведении повторной диагностики. Диагностика развития детей средней и старшей групп также проводится два раза в год. В первом полугодии можно ограничиться диагностикой интеллектуального развития, а во втором – эмоционального и социального. При выборе методик психологу следует ориентироваться на те, которые рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ или Департаментом образования. Только в этом случае можно говорить об их обоснованном выборе.
Взаимодействие психолога с педагогами во многом опирается на результаты, полученные в ходе диагностики. После диагностики дошкольников подготовительной группы психолог обсуждает с педагогами каждого ребенка, выстраивает план совместной коррекционной и педагогической работы с тем, чтобы ко времени проведения повторной диагностики все дети достигли среднего уровня готовности к школе. Аналогичные встречи проводятся и с педагогами других групп.
Сентябрь, как правило, связан с поступлением в детский сад новых детей, их адаптацией, налаживанием продуктивного общения с родителями, поэтому планировать на этот месяц диагностические, коррекционные или иные мероприятия не следует. На первой в учебном году встрече психолог может рассказать родителям о закономерностях развития ребенка в этом возрасте, поделиться планом работы с группой на год, определить часы приема родителей. Нужно иметь в виду, что не все родители могут согласиться на то, чтобы с их ребенком занимался психолог. Поэтому каждый из родителей должен дать письменное согласие (или несогласие). В конце первого полугодия по результатам диагностики проводится второе родительское собрание, на котором рассказывается об успехах детей. Родителей дошкольников, у которых были выявлены какие-либо проблемы, следует тактично пригласить на собеседование. На общем собрании неприемлемо говорить о проблемах конкретных детей, рассказывать об их трудностях. Это породит неблагоприятное отношение к этим детям со стороны сверстников и осложнит взаимодействие с родителями.
Аналитический отчет. Выполнение плана работы отражается в аналитическом отчете (см. таблицу 2). Конечно, жизнь вносит свои коррективы во время проведения занятий и встреч (например, в случае если дошкольное учреждение участвует в интеллектуальном марафоне воспитанников, проходит аттестацию и др., психолог физически не успеет провести запланированную работу в обозначенное в плане время), но это не означает, что указанный объем работ не должен быть выполнен.
Таблица 2
Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный год
Примечание. 1. На следующий учебный год запланировать диагностику эмоционального благополучия детей средней группы.
2. Разработать серию коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
График работы на неделю. При составлении графика работы на неделю (см. таблицу 3) следует опираться на Инструктивное письмо № 29/1886-6 от 24.12.2001 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (см. Приложение 6). Приведем пример такого плана.
Таблица 3
Из приведенного выше плана видно, что 18 часов в неделю психолог посвящает непосредственной работе с детьми, педагогами и родителями и 18 часов в неделю он может проводить вне образовательного учреждения, используя это время для анализа результатов, работы с документами, подготовки материалов и т. д.
Диагностическое обследование рекомендуется проводить утром, после завтрака, когда дети еще не утомлены занятиями и другой деятельностью. Встречи с родителями лучше всего организовывать во время обеда детей. При этом нужно отметить, что в график работы психолога, как и в аналитический отчет, могут вноситься изменения. Например, если родители не пришли на консультацию, то психолог может заняться обработкой результатов диагностики, обозначив в своем расписании другое время для приема родителей на следующей неделе.
На основании плана психолог ежедневно заполняет журнал, в котором отражаются результаты проведенной работы. В случае посещения дошкольного учреждения окружной или иной комиссией все вышеперечисленные документы должны быть представлены по ее требованию.
Психологическая карта ребенка. Результаты работы психолога с конкретными детьми должны быть отражены в индивидуальной психологической карте. Все материалы, связанные с ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами), должны быть собраны в одной папке и распределены по годам. Собственно, карта развития ребенка – это наглядное отображение динамики ребенка по основным направлениям психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, произвольность, развитие игровой деятельности, физическое развитие, динамика эмоционального состояния.
Не существует единых требований к внешнему виду карты. Можно использовать цветовое деление, отмечая соответствующий уровень достижения навыков (низкий – красный, средний – желтый, высокий зеленый) и размещать информацию в табличном виде или отображать ее в виде графиков и диаграмм (с примером психологической карты ребенка можно ознакомиться в Приложении 7).
Рекомендуемая литература
Закон Российской Федерации № 32661—1 от 10.06.92 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 г.).
Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886^6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Конвенция о правах ребенка.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.99 г.
Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
Письмо Министерства народного образования РСФСР № 247/18—21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.
Организация адаптации детей к дошкольному учреждению
Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Малыши приходят в группу в разном возрасте – кому-то еще нет и двух лет, а кому-то скоро исполнится три года. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, готовить малыша к посещению детского сада нужно заранее.
На основании инструктивно-методического письма Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение» от 23.05.2005 № 2-34-20 администрация детского сада организует группы кратковременного пребывания, в которые детей набирают постепенно. Сначала группу начинают посещать несколько детей, через некоторое время еще три-четыре человека и т. д. В результате и дети, и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу
В первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов. Постепенно время пребывания возрастает, и через две недели ребенок приходит в группу на полный день. Безусловно, психологу необходимо учитывать индивидуальные особенности малышей: кто-то очень сильно привязан к родителям и переживает расставание с ними, такие дети могут перейти на полный день позднее.
Первое собрание родителей, дети которых в сентябре пойдут в детский сад, необходимо организовать в мае. На нем психолог обговаривает время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком. Рекомендуется проводить не более трех встреч в день.
В приложении 1 к инструктивному письму обозначены основные показатели определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (см. таблицу 4). Наблюдая за ребенком в ходе встречи и разговора с родителями, психолог формирует первичное представление о готовности ребенка к детскому саду.
Таблица 4
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
2,6–3 балла – готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
2 – 2,5 балла – условно готов;
1—1,9 балла – не готов[1].
На основании наблюдений за ребенком психолог дает родителям «домашние задания». Например, если ребенок все еще ходит в памперсах, за лето его нужно приучить к горшку. Если малыш плохо говорит, следует обратить внимание родителей на развитие активной речи. Для этого с ребенком надо говорить не детским языком («бибика» вместо машина, «ава» вместо собака), а использовать полноценную взрослую речь. Нередко режим сна малыша не соответствует тому, что ожидает его в детском саду. Родители должны заблаговременно внести коррективы в режим дня малыша. Некоторые дети не умеют пользоваться ложкой, над этим навыком тоже стоит поработать. Большинство родителей следуют этим рекомендациям, что существенно облегчает адаптацию детей.
Осенью, когда дети приходят в детский сад, педагог, имея на руках оценку готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и рекомендации для родителей, уже знает, с какого рода проблемами он может столкнуться. Работа психолога всегда протекает в тесном союзе с педагогами и родителями. Как только ребенок поступает в детский сад, педагог совместно с психологом начинают наблюдать за протеканием его адаптации. С этой целью используется Приложение 2 к инструктивно-методическому письму – лист адаптации (см. Приложение 1), который заполняется психологом и педагогом в установленные сроки по результатам наблюдения за поведением ребенка. Считается, что хорошая адаптация ограничивается 20 днями пребывания в детском саду, средняя – 30 и тяжелая занимает более 30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания психолога.
Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога – успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отношения с ними. Достичь желаемого результата помогут периодические встречи и беседы с родителями. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения родителям можно предложить заполнить анкету (см. Приложение 2).
Сведения, отраженные в анкете, необходимы педагогу, персоналу детского сада, психологу. Например, может оказаться, что у ребенка аллергия на определенные продукты. Об этом следует проинформировать повара, медсестру. В некоторых детских садах меню на следующий день вывешивается вечером, чтобы родители могли с ним ознакомиться и в случае необходимости предупредить работников детского сада о возможных проблемах.
Если в анкете отмечается, что ребенок состоит на учете у специалиста, психолог должен уточнить, какой у малыша диагноз. В настоящее время в детский сад принимают всех детей, но не со всеми сложностями психолог может справиться самостоятельно, так как некоторые из них не входят в его компетенцию. В таком случае психологу нужно проконсультироваться у специалиста и подготовиться к встрече с малышом. Если у ребенка наблюдаются серьезные нарушения в развитии (скажем, заикание), то психолог может порекомендовать родителям обратиться в соответствующее специализированное учреждение. Лучше, если сам психолог предварительно позвонит и проконсультируется в этом учреждении (сориентирует специалистов).
Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случаев сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Если в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми. Или часто мама старается развивать самостоятельность ребенка (например, в одевании), а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не означает потакания просьбам ребенка. Когда в один день малышу разрешается есть только за столом, а в другой он может есть где угодно, ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценить все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны соблюдать правила в повседневном общении с малышом. Точно так же недопустимо в присутствии ребенка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро ведет в него собственного ребенка, то как будет чувствовать себя малыш?
Иногда у взрослых создается впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно – ребенок активно подражает родителям во всем: в привычках, в поведении, в манере речи и даже в чертах характера. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают, зачем нужно соблюдать правила очередности и т. д. Решению этой проблемы могут помочь именно родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения. Часто мама, стоя у песочницы, следит только за своим малышом (чтобы никто его не обидел, не испачкал и др.). Но если она даст игрушку другому ребенку, поднимет его, если тот оступился, или похвалит, то тогда ее собственный малыш постепенно займет совсем другую позицию по отношению к сверстнику: раз мама делает что-то для другого ребенка, то значит, он тоже хороший.
Через одну-две недели пребывания ребенка в детском саду с родителями проводится повторное анкетирование (см. Приложение 3). Эта анкета дает возможность увидеть изменения, происходящие с ребенком в ходе адаптации. Бывает так, что в детском саду малыш имеет ровные отношения со сверстниками и воспитателями, соблюдает все правила, а дома «устраивает концерты». Такое поведение ребенка объясняется сложностью накладываемых на него требований: если в дошкольном учреждении у ребенка хватает сил их соблюдать, то дома накопившаяся усталость выливается в неспокойное поведение. Родителям следует с пониманием относиться к подобным сложностям – они исчезнут, как только ребенок адаптируется к детскому саду.
Адаптационный период для многих детей приходится на известный в психологии переходный этап – кризис трех лет. Психолог должен рассказать родителям о содержании кризиса и его поведенческих проявлениях у малышей. В этот период взрослые должны поддерживать возникающее у ребенка стремление к самостоятельности (одеваться, высказывать свое мнение и т. д.), и при этом они не должны потакать его капризам.
Анкета полезна не только психологу, но и родителям. Редко встречаются взрослые, которые на вопрос о том, «самостоятельно ли одевается ваш ребенок» или «аккуратно ли он ест», с удовольствием отвечают «нет». Подобные вопросы заставляют родителей задуматься, на что нужно обратить внимание в развитии ребенка. Анкета, с одной стороны, является инструментом, который дает родителям возможность увидеть результат воспитания малыша, а с другой – предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.
На протяжении первого года пребывания малыша в детском саду психолог заполняет карту нервно-психического развития ребенка (см. Приложение 4). Карта позволяет выделить детей, принадлежащих к группе риска (отстающих в своем развитии от нормы на один или несколько эпикризных сроков)[2]. С этими детьми и их родителями педагог и психолог ведут особую работу.
Поскольку карта заполняется неоднократно, по достижении ребенком трехлетнего возраста психолог получает представление о динамике развития ребенка в период наблюдения.
Согласно законам психического развития психологические трудности, возникающие на определенном этапе, берут свое начало из предшествующего опыта развития. Поэтому внимательное отношение к ребенку с первых дней посещения детского сада позволит предупредить нежелательные варианты развития малыша.
Материалы, собранные в ходе работы с каждым ребенком, должны храниться у психолога в течение трех лет после того, как воспитанник покинул детский сад. Эти документы могут послужить основанием для определения дальнейшей судьбы ребенка. Например, если ребенка отказываются принимать в школу, апеллируя к уровню его развития, родители могут обратиться с просьбой о помощи в психологическую службу. Если по ее данным ребенок нормально развивался на протяжении всего дошкольного возраста и этот факт подтвержден документально, ребенка обязаны принять в первый класс.
iknigi.net







