Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Библиография. «Фома» №9(173) – сентябрь 2017. Журнал литература в школе сентябрь 2017 читать


Архив - Литература в школе

Сведения об авторах, аннотации и ключевые слова к статьям, опубликованным в 2013 г.                 

№ 1.

САХАРОВ Александр Александрович —

автор ряда статей об А.С.  Пушкине, М.Ю.  Лермонтове, по истории России, опубликованных в журналах «Москва», «Московский журнал», «Сура», научных сборниках. Участник российских и международных пушкинских и лермонтовских конференций, Багратионовских чтений. Член Союза писателей России и Межрегионального Лермонтовского общества.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

НЕИЗЪЯСНИМЫЙ ДАР. ЭТЮДЫ О В.А.  ЖУКОВСКОМ

К 230-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.А.  ЖУКОВСКОГО

Аннотация. В.А.  Жуковский был удивительным человеком и поэтом. В статье делается попытка раскрыть характер Жуковского через отношения с самыми близкими людьми. Для того чтобы глубже понять его, используются не только его литературные произведения, но и дневниковые записи, и графические зарисовки.

Ключевые слова: Жуковский, Бунин, Сальха, Протасовы, учитель, наставник, поэзия, рисунки, этическое credo, 1812 год, душа.

Abstract. V.A.  Zhukovsky was an amazing person and a poet. This article attempts to reveal the Zhukovsky’s character through relations with his closest crowd. Not only his literary works, but diaries, drawings and graphics are used to better understand his personality.

Tags: Zhukovsky, Bunin, Salha, Protasovs, teacher, mentor, poetry, drawings, ethical credo, 1812, soul.

 

ШАПОШНИКОВА Вера Витальевна —

кандидат филологических наук, г. Пушкино Московской области

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЕЩЁ РАЗ О ЗАЯЧЬЕМ ТУЛУПЧИКЕ

Аннотация. Автор рассматривает вопрос о причинах появления в повести «Капитанская дочка» образа заячьего тулупа; выдвигается мысль о том, что сказочный мотив благодарности и дарения соединился со сказочным персонажем — зайцем. Соотношение детство — заячий тулуп противопоставлено нередким в повести ассоциациям Пугачёва с волком. На пути кровавого зверства встало добро в виде детского заячьего тулупа — и победило.

Ключевые слова: русская литература XIX века, Пушкин, «Капитанская дочка», Гринёв, Пугачёв, заячий тулуп.

Abstract. The article explains the reason of why the image of a rabbit jacjet appeared in the «The Captain's Daughter» novel. There is a suggestion that the fairy-tale idea of gratitude and gifts is united with with the fair tale character — the rabbit. The correlation «childhood — rabbit jacket» is opposed to frequent associations of Pugachev with a wolf. The kindness in the form of a rabbit jacket stood up to the animalistic violence and won.

Tags: Russian literature of the XIX century, «The Captain's Daughter», Grinyov, Pugachev, rabbit jacket.

 

ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич —

доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.  Ломоносова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА ПРЕЛЕСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ У А.С.  ПУШКИНА И Н.В.  ГОГОЛЯ

Аннотация. В статье рассмотрены значения слов просвещение и прелесть в церковнославянском языке и их употребление в произведениях А.С.  Пушкина и Н.В.  Гоголя.

Ключевые слова: Пушкин, Гоголь, русская литература, прелесть, просвещение, церковнославянский язык.

Abstract. The article describes the meaning of the words education and enlightenment in the Slavonic language and their use in the work of A.S.  Pushkin and N.V.  Gogol.

Tags: Pushkin,Gogol, Russian literature, beauty, education, enlightenment, Church, Slavonic language.

 

ТАРАСОВА Людмила Алексеевна —

учитель литературы средней школы имени А.С.  Попова городского округа Власиха Московской области

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПОЧЕМУ СТИХИ ОБ «УТОЛЁННОЙ ЛЮБВИ» СТАНОВЯТСЯ ПРИЗНАНИЕМ В ЛЮБВИ ПЕТЕРБУРГУ? АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ «СТИХИ О ПЕТЕРБУРГЕ»

Аннотация. Автор, анализируя «Стихи о Петербурге», пытается дать ответ на вопрос, почему стихотворение, в котором звучит тема «утолённой любви», стало признанием в любви Петербургу.

Ключевые слова: поэзия женской души, внутренняя свобода, образ Петербурга, утолённая любовь, точное реалистическое зрение, городской пейзаж.

Abstract. By analyzing the «Poems of St. Petersburg», the paper is looking for the answer of the question of why the poem, which theme is «shared love», was the declaration of love to Petersburg.

Tags: poetry of the female soul, inner freedom, image of St. Petersburg, quench love, accurate realistic vision, urban landscape

 

ХОЛОДЯКОВ Игорь Викоторович —

учитель МОУ ВСШ № 21 при ИТУ, г. Ярославль

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РОМАН Б.Л.  ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. Учитель размышляет о возможных путях вхождения старшеклассников в мир  произведения, вызвавшего гигантский всплеск эмоций в обществе не только по причинам идеологическим, но прежде всего эстетическим и мировоззренческим.

Ключевые слова: авторское восприятие произведения, многоплановость трактовок, произведение как вариант жизни, сопоставимость автора и героя, представление о жизненных ценностях.

Abstract. Teacher reflects on the possible ways of entering high school students to the world of the book which had a huge impact on the community’s emotions not only for ideological reasons, but above all an aesthetic and philosophical.

Tags: author’s personal perception of work, diversity of interpretations, the book as a variant of the life, comparability of the author and character, idea of life values.

 

КРАСНИКОВ Геннадий Николаевич —

поэт, член Союза писателей России, доцент Литературного института имени А.М.Горького, лауреат многих литературных премий

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«ОБЕЩАЮ ЛЮБИТЬ И ПРОЩАТЬ...». ВЛАДИМИР КОСТРОВ

Аннотация. Творчество нашего современника — поэта Владимира Кострова рассматривается автором как продолжение традиций классической русской поэзии, отражающей жизнь нашего народа и любимой Отчизны.

Ключевые слова: духовный космос русской поэзии, традиция, цельность и полнота творчества, совесть, кустодиевская яркость красок, афористичность, настоящее и будущее России.

Abstract. The work of our the modern poet Vladimir Kostrov is considered as a continuation of the traditions of classical Russian poetry, reflecting the lives of our people and the beloved homeland.

Tags: spiritual space of Russian poetry, tradition, integrity and completeness of creation, conscience, «Kustodiev’s» glow, aphoristic, present and future of Russia.

 

ПРАНЦОВА Галина Васильевна —

профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы ПГПУ имени В.Г.  Белинского (г. Пенза), кандидат педагогических наук

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЛИТЕРАТУРА» В СИТУАЦИИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ЧТЕНИЕМ

Аннотация. Статья посвящена причинам кризиса чтения и условиям выхода из него. Автор на материале исследования уровня читательской культуры старшеклассников, выделяет новые проблемы современного урока литературы, размышляет над вечными проблемами методической науки.

Ключевые слова: кризис чтения, читательская культура, приобщение к чтению, продвижение чтения, «золотая полка», традиционное, экранное и аудиальное чтение.

Abstract. The article is devoted to causes of the «reading» crisis and the ways to get out of there. Author’s studies are based on the senior-level students, highlighting the new challenges of contemporary literature lessons reflecting on the eternal problems of methodical science.

Tags: crisis of reading, the reader's culture, introduction to reading, reading promotion, the «golden shelf», traditional on-screen audiotorial reading.

 

ФЁДОРОВ Алексей Владимирович —

кандидат филологических наук, заведующий редакцией литературы издательства «Русское слово», учитель гимназии № 1516 г. Москвы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ТУПИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье подробно освещается типология олимпиадных заданий в сопоставлении с форматом Единого государственного экзамена, а также подводятся итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2012 года. Автор статьи пытается разобраться, чем связана и кем спровоцирована обострившаяся в последнее время критика школьных олимпиад по литературе.

Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников по литературе; Единый государственный экзамен; русская классика.

Abstract. The article is devoted to the typology of Olympiads’ tasks in relation to the format of the Unified State Exam and provides a summary of the final stage of the All students in Literature 2012 Olympiad. The author tries to find out what who provoked the escalated critique in school contests in the literature.

Tags: All-Russian literature Olympiad, the Unified State Examination, Russian classics.

 

ПОЛЬКИНА Светлана Николаевна —

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дидактики и частных методик Оренбургского государственного педагогического университета

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПОЧЕМУ УМИРАЕТ БАЗАРОВ? УРОК ПО РОМАНУ «ОТЦЫ И ДЕТИ» НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.X КЛАСС

Аннотация. В статье определена специфика читательской деятельности, названы её основные компоненты. Предложенная схема урока позволяет так организовать работу, чтобы все компоненты читательской деятельности в их взаимосвязи были усвоены учащимися. Особое внимание обращено на развитие умения определять цели своей читательской деятельности на уроке. Подчёркнуто, что при алгоритмизации процесса обучения важно сохранить гуманитарную сущность читательской деятельности.

Ключевые слова: деятельностный подход, гуманитарное познание, урок, читательская деятельность, проблемная ситуация, читатель-школьник.

Abstract. The paper identifies the specific reading activities and its major components. The proposed scheme allows to organize the lesson the way that all the components of reading activity could be learned by the students. Special attention is paid to the development of the ability to set goals for reading activity lessons. Emphasized that, in algorithmic learning is important to preserve the humanitarian nature of reading activity.

Tags: activity approach, humanitarian knowledge, lesson, reading activity, problematic situation, reader-student.

 

АПАЛИНА Надежда Леонидовна —

учитель-методист, г. Москва

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

АНАЛИЗ ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ. VIII—IX КЛАССЫ

Аннотация. Основой описанного урока стали проблемы соотношения таланта и гениальности, взаимоотношений людей искусства и положения талантливого человека в обществе. Содержание трагедии соотносится с жизнью и личностью самого Пушкина. Эффективности урока способствуют интеллектуальные загадки, использование кинофрагментов и творческая работа по составлению «гербов» героев.

Ключевые слова: гений, талант, зависть, вдохновение, рационализм, преступление, реквием, злодейство, музыка.

Abstract. The basis of the lesson is discussing the ratio of talent and genius, the society position of artists and gifted people. Content of the tragedy is related to life and personality of Pushkin. Intellectual puzzles, films episodes and creative work on drawing up «arms» of the heroes are used to contribute to the effectiveness of the lesson.

Tags: genius, talent, envy, inspiration, rationalism, crime, requiem, villainy, and music.

 

КОЛОКОЛЬЦЕВ Евгений Николаевич —

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы МГОУ

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.  ЛЕРМОНТОВА «СМЕРТЬ ПОЭТА»

Аннотация. В статье рассматривается методика изучения стихотворения М.Ю.  Лермонтова, которая определяется особенностями построения произведения и присущими его ораторскому стилю элегическими и сатирическими началами.

Ключевые слова: речевой период, композиция, контраст, ораторский стиль, использование «готового» материала, интонация, смена ритма, обращения.

Abstract. The article presents the method of studying M.Y.  Lermontov poetry, which is determined by the peculiarities of the poet’s style which includes the elegiac and satirical principles.

Tags: speech period, composition, contrast, rhetorical style, the use of «pre-made» material, intonation, rhythm change, circulation.

 

ДОЖДИКОВА Наталья Ивановна —

учитель литературы школы № 1, п. Сосновка Пинежского р-на Архангельской обл.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация. Автор говорит о необходимости активизации на уроках литературы работы по патриотическому воспитанию через творческие задания для учащихся.

Ключевые слова: формирование гражданской позиции, духовные ценности народа, литература родного края, творческие задания, гордость за свою Родину.

Abstract. The author writes about the need to intensify work on patriotic education through creative activities for students.

Tags: formation of civic and spiritual values of the people, native literature, creative tasks, pride in your country.

 

ЕРШОВА Валерия Валерьевна —

учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея № 265, аспирантка СПб. АППО, г. Санкт-Петербург

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В РАССКАЗЕ ТЭФФИ

АНАЛИЗ РАССКАЗА «ТУРИСТЫ РОДНОГО ГОРОДА». VI КЛАСС

Аннотация. Автор показывает, как на уроке по рассказу Тэффи происходит развитие личности ученика, формирование его нравственных убеждений и культурных ориентиров, обогащается словарный запас, речь учащихся.

Ключевые слова: малый эпический жанр, оксюморон, парадокс, антитеза, Серебряный век, диалог, эпитет, язык художественного произведения.

Abstract. The author shows how the lesson on the story of Teffy helps to develop the student's personality and formation of his mo

litervsh.ru

Литература в школе

Научно-методический журнал «Литература в школе» полезен как преподавателям русского языка и литературы в школах, так как, помимо методических советов, в журнале есть уже готовые планы уроков по некоторым темам,  так и учащимся – в работе над  сочинениями.

Основан в августе 1914 года.

Учредитель: ООО «Редакция журнала "Уроки литературы"».

Сайт: http://litervsh.ru

Периодичность: 12 номеров в год

Страна издания: РФ

Сигла хранения: ОП

Год хранения и номера:

2018

2017 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2016 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2015 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

Сигла хранения: КХ

Год хранения и номера:

2014 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2013 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2012 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2011 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2010 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2009 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2008 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2007 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2006 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2005 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2004 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

2003 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 9

2002 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9

2001 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8

2000 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8

1999 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8

1998 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8

1997 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7

1996 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1995 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1994 № 4, № 5, № 6

1993 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5

1992 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1991 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1990 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1989 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1988 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1987 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1986 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1985 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1984 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1983 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1982 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1981 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1980 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1979 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1978 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1977 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1976 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1975 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1974 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1973 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1972 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1971 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1970 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1969 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1968 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1967 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1966 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1965 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1964 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1963 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1962 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1961 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

 

period.vlib.by

Библиография. «Фома» №9(173) – сентябрь 2017

 

1-я страница обложки. Обложка этого номера нестандартна. Она с секретом. Сначала приводит в шок и недоумение надписью: «Что делать с грешниками? Ненавидеть…». А потом оказывается двойной: когда читатель, следуя подсказке «раскрой смысл», разворачивает страницу, — внутри, на сдвоенных листах, целиком текст звучит так: «Что делать с грешниками? Ненавидеть грех, а грешников – любить». См. в разделе «Вера» статью Александра Ткаченко «Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника?» (с.40-44) и отрывок из проповеди Патриарха Кирилла («О прощении грешников и компромиссе с диаволом», с.45).

 

Пролог:                                                            

 Георгий Адамович. «О том, что смерти нет, и что разлуки нет…» Стихотворение. 1923// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог»).

 

Содержание: С.3.

 

Числа:

 Даты месяца. Сентябрь// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.4-7. -(рубрика «Числа»). Представлены даты:

 

7 сентября. 205 лет назад состоялось Бородинское сражение, крупнейшая битва Отечественной войны 1812 г. Ил.: М. И.          Кутузов на Бородинском поле. С. Герасимов. 1952. – С.4;

 

20 сентября. 155 лет назад, в 1862 году, в Великом Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России» в честь тысячелетия      юбилея российской государственности. Фото www.lori.ru. – С.4;

 

14 сентября. Начало индикта – церковный новый год. – С.5;

 

21 сентября. 80 лет назад, в 1937 году, в Великобритании был впервые опубликован роман Джона Рональда Руэла Толкина     «Хоббит, или Туда и обратно». – С.5;

 

29 сентября. 95 лет назад (1922) из Петрограда в Штеттин (Польша) вышел первый «философский пароход». – С.5;

 

14 сентября. 85 лет назад родился телеведущий Игорь Кириллов. Поздравление Юбиляру от редакции журнала «Фома»; Цитата из интервью Игоря Леонидовича Кириллова журналу «Фома». Ил.: 31 октября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил телеведущего, народного артиста СССР Игоря   Кириллова орденом святого князя Даниила Московского II степени. Фото. – С.6-7.

 

 

Колонка главного редактора:

 Владимир Легойда. Книжный шкаф для обуви. О том, где сегодня хранить смыслы.* Фото, опубликованное в «Фейсбуке»: «Тот самый шкаф» (на застекленных полках вместо книг стоит обувь)// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.8-9. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

 

*Видеоверсию этой колонки смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru).

 

См. также: Елена Пискарева, режиссер, мама четверых детей// Фома. — №9(173)   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

Интервью номера:

Дмитрий Бак. «Почему я никогда не променяю бумажную книгу на электронную читалку». Беседа с директором Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея) Дмитрием Баком о том, какая судьба ждет бумажную книгу, и к чему могут привести опустение книжных полок, виртуализация чтения и общения. Беседовал Тихон Сысоев. Ил: Пластилиновые работы Марии Сосниной// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.10-16. – (рубрика «Интервью номера»).

 

Реклама: С.17.

 

Вопрос номера. Семейное образование:

 Дети, которые не ходят в школу. Решаться ли на семейное обучение ребенка? Письмо в редакцию / Екатерина, Нижний Новгород. Фото Евгения Солдатова// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.18-19. – (рубрика «Семейное образование»).

 

От редакции. [Вступление в тему]. Фото www.lori.ru.// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.20. – (рубрика «Вопрос номера. Семейное образование»).

 

Как начать учиться дома: пошаговое руководство. Рассказывает шеф-редактор журнала «Семейное образование» Лариса Покровская. Фото Ольги Гориной// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.21-26. – (рубрика «Вопрос номера. Семейное образование»).

 

См. также: Елена Пискарева, режиссер, мама четверых детей// Фома. — №9(173)   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

Формы образования и обучения согласно закону «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ. Таблица. Составила Оксана Туркина. По материалам журнала «Семейное образование»(www.semeynoe.com)/ Фото www.lori.ru, PhotoXPress// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.27. – (рубрика «Вопрос номера. Семейное образование»).

 

Андрей Рогозянский. Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло. Фото из семейного архива автора// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика «Вопрос номера. Семейное образование»).

 

См. также: Елена Пискарева, режиссер, мама четверых детей// Фома. — №9(173)   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

Реклама: С.33.

 

Римма Зандман.* Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться. Подготовил Виталий Каплан. Фото www.lori.ru// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика «Вопрос номера. Семейное образование»).

 

*Заслуженный учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии № 1512.

 

        

ВЕРА (раздел). – С.30-54.

  

Школа «Фомы». Именины:

Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти: 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326). Подготовил Тихон Сысоев. Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru; Святые с именем Петр: Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты]// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.38-39. — (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

 

Александр Ткаченко. Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел «Вера»).

 

Патриарх Кирилл. О прощении грешников и компромиссе с диаволом. Из слова в день памяти благоверного князя Даниила Московского в Троицком соборе Данилова монастыря, 17 марта 2012 года. Заголовок дан редакцией// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.45. – (раздел «Вера»).

 

Школа «Фомы». Суть вещей:

 Кийский крест. [Кийский крест – один из самых больших реликвариев (собрание церковных святынь) Восточной Церкви в виде креста из кипариса с частицами мощей святых, иконами и реликвиями. Иллюстрированная информация: История Кийского креста. Подготовил Кирилл Баглай. Фото Юлии Маковейчук и Сергея Ашмарина/Wikimedia Commons/ СC—BY—SA-3.0; Икона «Кийский крест с предстоящими», 1671 год. Описание и изображение иконы; Патриарх Никон (1605-1681). О нем; Изображение Кийского креста с указанием основных размеров (310 см в высоту и 192 см в ширину) и количества размещенных на нем святынь: 6 Афонских крестов с изображением двунадесятых праздников, 16 камней с мест библейских событий, 101 частица мощей святых; Святыни Кийского креста. Звезды восьмиконечные. Иконы и мощи святых (Перечень всех представленных святынь с указанием места размещения каждой на кресте)// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.46-47. — (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»).

 

 

[Читаем Писание:]

 Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Слово ученикам.* Ил.: Беседа Христа с учениками. М. П. Боткин. 1867. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленную репродукцию; Разрушение Иерусалимского храма. Франческо Хайес. 1868; Трубящий ангел. Фреска. Сербия. XIV век// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.48-52. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: Евангелие от Матфея, глава 24 (С.48,50,52).

 

*Продолжение публикаций (см. Фома №141,142,143,145,148,149,151,152,154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

 

Реклама: С.53.

 

Новомученики:

 Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Григорий (Раевский). 1888–29.09.1937. Документальные фото: Протоиерей Григорий Раевский; Лидия Васильевна Раевская с дочерью Ниной. 1932; Успенская церковь села Завидово; Протоиерей Григорий Раевский и отец Николай Дмитров// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.54-57. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

 

Священномученик Григорий родился в 1888 году в селе Завидове Тверской губернии в семье диакона Григория Раевского. Вскоре после      окончания Московской духовной семинарии Григорий женился на дочери   священника, служившего в Успенском храме в селе Завидове и в 1912 году      был рукоположен во священника этого храма. Все силы молодой священник отдавал храму и прихожанам, и его супруга была ему верной помощницей. В конце 1929 года вместе коллективизацией начались гонения на Православную       Церковь. Власти, выяснив, что священник Григорий Раевский пользуется авторитетом и любовью у жителей Завидова и окрестных деревень, начали   расследование его церковной деятельности. Поводом послужил также случай,       когда (8 февраля 1930 года) народ не пришел на демонстрацию, назначенную       местными властями. Как выяснилось, в это время все люди были в храме. Священника обвинили в «поповской и кулацкой» агитации. 14 августа он был арестован. Григорий Раевский и вызванные для допроса свидетели все          обвинения отвергли. Но 5 января 1931 года его приговорили к пяти годам    заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили на Беломоро-   Балтийский канал, откуда он вернулся к месту прежней службы в начале 1934 года. 12 мая 1935 года от скоротечной чахотки умерла супруга отца Григория. Вновь арестован 30 июля 1937 года. Его обвинили в контрреволюционной агитации и заключили в калининскую тюрьму. 29        сентября протоиерей Григорий Раевский был приговорен к расстрелу.       Расстрелян          в тот же день и погребен в общей могиле в Твери.

 

Говорят, что:

 Говорят, что// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. — С.58-59. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

 

Говорят, что в христианстве учат, что Бог сотворил женщину как низшую по отношению к мужчине. На самом деле. Ил.: Сотворение Евы. Ян Брейгель Старший. 1625. — С.58.

 

Часто спрашивают: зачем после смерти человека в доме завешивают зеркала? Отвечаем: — С.58.

 

Почему в Церкви рыба символизирует Христа? Потому что… Ил.: Тайная вечеря. Фреска XIII в. в пещерной церкви Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы. — С.59.

 

Ответ священника:

 День рождения и день смерти? Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти? Отвечает священник Стефан Домусчи, кандидат богословия и философских наук// Фома. — №9(173) –сентябрь 2017. – С.59. – (раздел «Вера», рубрика «Ответ священника»).

 

ЛЮДИ (раздел). – С.60-71.

 

Фатима (в Крещении Фаина) Цаликова-Аликова. БЕСЛАН. История выжившей. [1 сентября 2004 года, во время торжественной линейки, террористы захватили школу №1 города Беслана (Северная Осетия). В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек, из них 186 детей]. Перевод с осетинского языка на русский для журнала «Фома» сделан автором. Ил.: Стенд с именами погибших. Фото Антона Подгайко/ТАСС; Иконы на окне школы №1 в Беслане, где находились заложники. Фото Елены Нагорных/PhotoXPress// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.60-63. – (раздел «Люди»). Имеется биографическая справка «Фатима Цаликова-Аликова» (С.61).

 

У вас будет ребенок:

 Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома с Тимуром Кизяковым» (телеканал «Россия 1»)*, Главное управление образования и науки Российской Федерации.

 

*в тексте рубрики указано старое название телепрограммы Тимура Кизякова — «Пока все дома». Новое — появилось с 10 сентября 2017 г.

 

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи — Тимур и Елена Кизяковы. Фото HarruBeadvork/Etcy.com// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.64-65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Полина, видеопаспорт № vsn5, родилась в апреле 2002 года, и Паша, видеопаспорт № vyyp, родился в феврале 2008 года (Наши        достижения; О нас; Мы любим). – C. 64,65. — Детей можно      забирать в семью только вместе!

 

Никита, видеопаспорт № 1Ij4, родился в октябре 2006 года, и Настя, видеопаспорт № 1ruo, родилась в июле 2010 года (Наши достижения;        О нас; Мы любим). – C. 64,65. — Детей можно забирать в семью       только вместе!

 

Куда обращаться будущим родителям Полины и Паши, Никиты и Насти. – С.65.

 

Вопросы подростков:

 Как правильно начать учебный год? Рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова// Фома. — №9(173) — сентябрь 2017. – С.65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы подростков»).

 

Путешествие с «Фомой»:

 ШЛИССЕЛЬБУРГ.* Город-воин.[Местоположение: Административный центр и единственный населенный пункт Шлиссельбургского городского поселения. Расположен в северо-западной части района, на левом берегу Невы у ее истока из Ладожского озера. Дата основания: 1323 год; Епархия: Тихвинская. Население: 15 тысяч человек; Флаг; Герб] / Автор Дмитрий Володихин. Ил.: Шлиссельбургская крепость /Орешек/ на Ореховом острове Фото Михаила Воробьева; Князь Юрий Данилович; Крепость Орешек. Входные ворота Государевой башни. Фото www.lori.ru; Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. Александр Коцебу. 1846; Вид крепости Орешек с высоты птичьего полета. Фото www.lori.ru; Мемориал защитникам крепости Орешек и Шлиссельбурга, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фото Алексея Даничева/ РИА Новости// Фома. – №9(173) – сентябрь 2017. – С.66-70. – (раздел «Люди», рубрика «Путешествие с «Фомой»).

 

* Материал впервые опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» — «Малые города – герои России» (2015, С.188-191).

 

Реклама: С.71.

 

КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89.

 

Александр Мраморнов.* Церковь после Октября: как выжить в кровавую эпоху?** [Беседа с кандидатом исторических наук, научным руководителем проекта по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) Александром Игоревичем Мраморновым]. Беседовал Виталий Каплан. Документальные фото: Демонстранты с призывом к красному террору. 1917; Чекисты. 1918; Рабочие снимают икону перед закрытием собора. Ростов-на-Дону, 1920-е гг.; Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин) и жребий с его именем, вытянутый на Поместном Соборе; Члены трибунала на совещании по делу об изъятии церковных ценностей; Допрос обвиняемого митрополита Петроградского Вениамина, на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей. 1922// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.72-81. – (раздел «Культура»).

 

* Смотрите лекции Александра Мраморнова на сайте Академии «Фомы» academy.foma.ru.

 

**Это вторая часть разговора с Александром Мраморновым. Первую, в которой шла речь о вызовах, стоявших перед Церковью на рубеже XIX-XX веков, и о том, как эти проблемы предполагалось решить на Поместном Соборе, см.// Фома. — №8(172) – август 2017. – С.72-79. – (раздел «Культура»).

 

Школа «Фомы». Стоит прочесть:*

*Премьера рубрики

 Книгу рекомендует литературовед и писатель Евгений Водолазкин. Фото Сергея Ермохина/ТАСС [ Автор: Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) – ученый-литературовед, академик, исследователь древнерусской литературы и культуры. Фото Александра Николаева/ТАСС; Время написания: «Воспоминания», заметки, к которым Лихачев делал на протяжении всей жизни, вышли отдельной книгой в 1995 году; Содержание: Это книга размышлений автора о событиях своей жизни; Интересные факты: Информация включает высказывания писателя Даниила Гранина и ученого Сергея Аверинцева о Лихачеве и др. материалы. Подготовила Ася Занегина]. Ил.: Обложка книги: Д. С. Лихачев. Воспоминания; Общий вид первого отделения Соловецкого лагеря особого назначения. 1930-е гг.// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).

 

Мы плакали и молились. Отрывок из книги Д. С. Лихачева «Воспоминания». Ил.: Академик Лихачев с супругой Зинаидой Александровной. Фото Всеволода Тарасевича/РИА Новости// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.84-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).

См. также: Елена Пискарева, режиссер, мама четверых детей// Фома. — №9(173)   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

 Наталия Черных. В свете красоты. Подборка стихотворений («Радость – сердце моё…»; Вера /«Мишель, ma belle, молочное молчание…»/; «Каинову пищу мы постом едим…»; Казанская /«На Казанскую в ноябре…»/; Ксения /«За свою принимают там…»/; Житие человека с колокольни /«Как в день, что перед смертью – в каждый день…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Германа Власова. Рисунок Людмилы Цаплиной// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

 

Что читать:

 Представлены и отрецензированы издания:

  

Пастырь добрый. Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей. Сост. А. Горюнова-Борисова. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016. – 496 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. — №9(173) – сентябрь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

«Пасхальный батюшка» — это именование так подходило отцу Иоанну Крестьянкину. Всех, приходивших к нему за советом и помощью, он встречал радостным: Христос воскресе!» и никого не оставлял без поддержки. Те, кому посчастливилось видеть его и говорить с ним, в один голос свидетельствуют, что такого искреннего расположения к людям, такой любви никогда не встречали. Толстенный том воспоминаний духовных детей старца Иоанна: и священников (среди них митрополиты, епископы и рядовые клирики), и мирян – это не только захватывающее чтение, на фоне которого самое залихватское фэнтези и самый остросюжетный детектив — детский лепет. Это еще и бесценный опыт приобщения к сути православия. Ведь, как точно         заметил один из священников-авторов этих воспоминаний, «Православие    опытно познается не по книгам, а по людям, в той или иной степени       воплотившим Евангелие в своей жизни».

 

Протоиерей Андрей Ткачев.

foma.ru

Читайте в ближайших номерах - Литература в школе

Читайте в № 4 "Литературы в школе"

КРУПИНА Надежда Леонидовна —

кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Литература в школе»

[email protected]

 

БЛАГОСЛОВЕННЫЕ И КРЫМ, И СЕВАСТОПОЛЬ, ВЫ С НАМИ НАВСЕГДА

ОБ ИТОГАХ ПРОЕКТА «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ПРЕДМЕТ “ЛИТЕРАТУРА”): РОССИЯ — КРЫМ — СЕВАСТОПОЛЬ»

    19 сентября 2015 года в г. Евпатории на базе гимназии им. И. Сельвинского (зелёный зал Детского театрального комплекса «Золотой ключик») прошла конференция учителей Крыма и Севастополя «2015 год — год литературы в РФ: Россия — Крым — Севастополь в едином образовательном пространстве», подводящая итоги Проекта, осуществлённого журналом «Литература в школе» на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России.

    На конференцию были приглашены министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Н.Г. Гончарова, ректор Крымского республиканского Института постдипломного педагогического образования, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» по Республике Крым А.Н. Рудяков), учителя литературы Крыма и Севастополя. Всем авторам журнала «Литература в школе» № 6 / 2015. Спецвыпуск: Крым и Севастополь» были разосланы благодарственные пригласительные письма.

    На встрече присутствовали методисты Симферопольского городского методического центра, методисты г. Евпатории, преподаватели литературы школ и гимназий городов Симферополя, Севастополя, Евпатории, Саки, Бахчисарая и районов этих городов.

    Организацию мероприятия взяли на себя активная группа учителей г. Евпатории: С.А. Васильева (СОШ «Интеграл»), Т.Г. Соловей (гимназия им. И. Сельвинского), Л.А. Сиренко (СОШ № 11), А.П. Перлак (гимназия № 8) — и главный редактор журнала Н.Л. Крупина. Гимназия им. Сельвинского посодействовала тому, чтобы для проведения конференции был выделен уютный зал детского театра «Золотой ключик», осуществила её техническое обеспечение, подготовила яркий, содержательный концерт учащихся гимназии. Прекрасный детский хор (руководитель — учитель музыки М.Ю. Пермякова), естественное, как дыхание, художественное чтение школьниками средних и старших классов стихов о Крыме произвели на всех присутствующих неизгладимое впечатление.

    Открыла конференцию Н.Л. Крупина. Она подчеркнула, что учителя Крыма и Севастополя, находясь в составе Украины, словно первая волна русской эмиграции, делали всё от них зависящее, чтобы сохранять и передать своим воспитанникам любовь к русской культуре и литературе, вызвать интерес детей к русской классике, традициям нашего народа, нашей общей истории, сохранить память о них, за что им низкий поклон от России.

    «Казалось, нелегко восстановить разрушаемое более двадцати лет единое образовательное пространство России и Крыма, Севастополя, входивших в состав Украины. Но Россия сделала для этого всё, в том числе и выделив средства на претворение в жизнь такого социально значимого для успешной деятельности преподавателей литературы Крыма и Севастополя Проекта. Именно им судить, насколько он удался. Конференция призвана подвести итог нашим совместным усилиям».

    Н.Л. Крупина отметила, что 2015 год, в котором осуществлялся Проект, особенно важный в культурной жизни России: он объявлен Президентом Годом литературы в РФ, что говорит о понимании государством роли литературы в жизни общества, о стремлении вернуть ей утраченное за почти два десятилетия влияние на читателей, возвратить детей, подростков и юношество к чтению, сделать его потребностью и одним из любимых занятий, как это было во времена СССР. Падение интереса к книге, классике и, как следствие, слабое владение устной и письменной речью, неумение ясно выразить мысль, чувство, проанализировать произведение и дать ему оценку, написать сочинение, аргументируя свои наблюдения и выводы, поставило перед словесниками нелёгкую цель — справиться с этой проблемой. Журнал объявил в начале 2014 / 2015 года конкурс «Как слово наше отзовётся», подвигая учителей России рассказать о путях приобщения школьников к чтению. Нашим читателям, благодаря этому конкурсу, представлено немало учительских находок на этом пути, очень интересных уроков, обращённых к классике и современной литературе и вызывающих большой отклик юных читателей.

    2015 год — это и год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В майском номере журнал собрал многочисленные письма словесников об их участии 9мая в движении «Бессмертный полк». Напомнил об этом великом событии нашего единения видеофильм «Память. Бессмертный полк» (автор Т.Г. Соловей), взволновавший всех участников конференции «Всё меньше остаётся участников и свидетелей войны, — продолжила Крупина. — По сути художественная литература, созданная воевавшими писателями, делается постепенно одним из немногих источников наших знаний о войне, вызывает огромный эмоциональный отклик и переживания, формирует представления молодого поколения о нашей истории, подвиге народа, даёт образец служения Отечеству, образцы выполнения долга, образцы дружбы, верности, мужества, стойкости. К сожалению, современные школьники плохо знают произведения о Великой Отечественной войне таких писателей, как М. Шолохов, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Быков, В. Кондратьев, Е. Носов, К. Воробьёв, Курочкин, Э. Казакевич, В. Некрасов и др. Мы не должны этого допустить. Малая часть этих имён вернулась в школу, благодаря юбилею Победы. Но это не должна быть одноразовая акция. Постоянное обращение к высоко художественным книгам о войне — наш учительский долг».

    Проект «Восстановление общего образовательного пространства Россия-Крым-Севастополь» позволил, кроме распространения журнала «Литература в школе» с приложением «Уроки литературы» в 600 школах Крыма и Севастополя в течение 9 месяцев текущего года, подготовить и издать специальный номер, посвящённый Крымской тематике и опыту лучших учителей Крыма и Севастополя (№ 6 / 2015).

    Пришедший подписчикам во все регионы России, этот тот номер своим содержанием, литературоведческой и методической направленностью привлёк к себе внимание читателей именно возможностью в Год литературы в РФ показать наиболее существенную часть культуры, литературы данного региона, специфику работы словесников с классикой и современной литературой, особенности литературного краеведения.

    Как справился журнал со всеми названными проблемами, помог ли учителям в подготовке и проведении уроков на высоком литературоведческом и методическом уровне, насколько успешно знакомил с интересной и глубокой интерпретацией классики, рассказывающей не только о своём времени, но и обращённой к нам, нынешним; с результатами ЕГЭ, с методикой обучения написанию сочинения, современными технологиями, с современной литературой, думаю, мы услышим от выступающих на нашей конференции.

    Методист КРИППО М.В.  Декусарова (Симферополь) подчеркнула огромную значимость Проекта, позволившего в реальности восстановить общее образовательное пространство Россия-Крым-Севастополь. Учителя-словесники Крыма и Севастополя были отстранены от образовательной системы России более 20 лет. Получая в 2015 году научно-методический журнал «Литература в школе» с освещением актуальных проблем преподавания литературы в школе, глубокими, аналитическими литературоведческими и методическими статьями и приложение «Уроки литературы», знакомящее учителей с малоизвестными произведениями классической, современной и зарубежной литературы, с яркими уроками и дающее преподавателям литературы богатейший материал для внеклассной работы (вечера, литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные, сценарии спектаклей для школьного театра и т. п.), словесники Крыма и Севастополя получили реальную возможность узнать о состоянии литературного образования в России, его новых тенденциях, новых технологиях и путях решения наиболее сложных проблем преподавания литературы в современной школе.

    С.А.  Васильева, О.И.  Егорова (СОШ «Интеграл», г. Евпатория) назвали своё выступление  на конференции «Журнал “Литература в школе” — верный друг и спутник словесников»; «Учителя хорошо знают, как “затирается” читателями (в том числе и самими словесниками), казалось бы, хорошо знакомые произведения, как не хватает времени за отчётами и бумагами перечитать заново классику, находить новые её смыслы, следить за новинками современной литературы. Ведущие литературоведы России (В.  Непомнящий, Ю.  Манн, Н.  Скатов, И.  Золотусский, В.  Коровин, Г.  Красухин, А.  Ужанков, В.  Агеносов, Ю.  Дворяшин, В.  Кошелев, А.  Черников, В.  Троицкий и многие другие ведущие научные сотрудники ИМЛИ, ИРЛИ, доктора филологических наук, профессора филфаков российских университетов и педуниверситетов) публикуют на страницах журнала интереснейшие литературоведческие исследования, по-новому открывающие произведения классической литературы, их актуальность и в наше время. Нередко в их статьях мы находим ключ к осмыслению и анализу произведения на уроке; в сопоставлении разных точек зрения на одно произведение ученики учатся выражать свою точку зрения, находить в тексте аргументы, подтверждающие её. В данном случае литературоведческая статья становится полезной не только учителю, но и образцом, и учебным материалом для учеников.

    Мы благодарим всех, стараниями кого стало возможно осуществить такой важный и необходимый для словесников Крыма и Севастополя проект».

    А.С.  Бурдина, методист отдела русской филологии КРИППО (г. Симферополь) в своём слове «Результаты и перспективы сотрудничества крымских учителей–словесников с журналом “Литература в школе”» подчеркнула: « Если даже только перечислить темы и проблемы, освещённые в методических разделах журналов, полученных за время осуществления проекта: Год литературы в РФ, актуальные проблемы преподавания литературы (проект Концепции школьного филологического образования; формирование метапредметных компетенций в процессе литературного образования, развитие коммуникативных компетенций школьников; итоговый экзамен по литературе в контексте новой образовательной ситуации, эффективные приёмы оценивания в; контексте новой образовательной программы; проблемное обучение; групповая работа на уроке; проектная деятельность и др.), проблемы чтения и пути её решения (чтение в школьном литературном образовании; диалог с писателем на уроке; публичные уроки чтения), изучение теоретико-литературных понятий, проблемы школьного сочинения, методический словарь и т. д. — прибавить к этому многочисленные уроки творческих, ищущих учителей России, опытных и молодых, видно, что при внимательном чтении каждого номера, анализе и классификации прочитанного журнал становится педагогическим университетом, в котором учитель литературы учится постоянно, с интересом и пользой для себя и своих учеников. Нам всем есть за что поблагодарить журнал и тех, кто выделил средства на осуществление столь значимого для нас Проекта».

    Методист Г.В.  Чередниченко (г. Евпатория) поблагодарила журнал не только за возможность знакомиться с богатейшим опытом словесников России, но и за открытость его для словесников Крыма и Севастополя, многие из которых стали авторами журнала в 2014 и 2015 годах, а некоторые и его лауреатами.

    С.П  Кургуз (СОШ № 6 г. Севастополя) сказала о кропотливой работе редакторов журнала с авторами, когда объясняется каждая правка, предлагаются её варианты, ставятся вопросы к тексту статьи, помогающие точнее выразить мысль, привести примеры, пояснить тот или иной используемый на уроке методический приём.

    Её поддержала учитель-методист СГМЦ И.Л.  Челышева (Симферополь), которая как автор крымского номера 2015 года сказала об объективности и тактичности редакторских писем, в которых не было прямых замечаний, но были тонкие и глубокие размышления о статье; в них предлагались пути улучшения и углубления материала, более точная формулировка поставленного перед учащимися вопроса, тактичное обозначение повторов и употребления общих слов, просьба (а иногда и предложение) конкретнее выразить идею урока и так же конкретно и обоснованно пояснять его логику и выбранные приёмы работы. «Хочу сказать, что работа с редактором при подготовке статьи к печати стала отличной учёбой для словесника, — заключила методист. — Не говорю уже о том богатейшем опыте, которым делятся с нами наши коллеги и который мы приобретаем, читая “Литературу в школе” и “Уроки литературы”».

    Л.А.  Сиренко (СОШ № 11, г.Евпатория) выразила своё отношение к проекту по созданию единого образовательного пространства уже в названии своего выступления: «“Журнал Литература в школе” как образовательно-методический ориентир». Она сказала: «Так устроена жизнь, что проблемы становятся очевидными и понятными лишь после того, как столкнёшься с ними непосредственно на практике. Пиетет по отношению к журналу “Литература в школе” я испытывала всегда. Но понимание его роли в современном преподавании литературы пришло во время прохождения аттестации, которую в этом году учителя Крыма впервые проходили в условиях российской образовательной системы. Я не буду говорить о трудностях прохождения аттестации, связанных с оформлением портфолио, не в этом суть: любой отчёт, любое подведение итогов работы требует напряжения сил, но имеет и положительную сторону, так как даёт возможность увидеть результаты своего труда. Но при составлении портфолио я обратила внимание на некоторые критерии оценки деятельности учителя, с которыми не могу согласиться.

    Так, в разделе 1 “Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения” оцениваются 10 баллами конспекты не менее 5 уроков / занятий или презентации не менее 5 уроков / занятий (CD или распечатка на бумажном носителе), подтверждающие обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий.

    В разделе 2 “Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта” публикации личных методических разработок и статей в зависимости от уровня (районного / городского, республиканского или всероссийского) оцениваются от 15 до 35 баллов, независимо от количества, а самое главное: публикации в печатных изданиях приравниваются к интернетным. Что же получается? Я отправляю деньги на указанный в Интернете счёт и за разработку любого урока через несколько минут приходит сертификат о публикации. 35 баллов заработаны за несколько минут! Содержание отправленного материала не рецензируется: можно взять кем-то разработанный урок, выдать за свой, отправить наскоро написанный. Главное — заплатить. А теперь сравните: не менее 5 разработок оценивается 10 баллами! А ведь порой на разработку урока уходят месяцы!

    И вот вы решили отправить статью о вашем уроке в журнал «Литература в школе». Здесь она будет тщательнейшим образом прочитана и опубликована лишь в том случае, если соответствует высоким требованиям научно-методического журнала, в редакцию которого входят авторы учебников и методических пособий, учёные, методисты, писатели, творчески работающие учителя. Здесь не пройдёт плагиат, примитив. И если ваша публикация состоялась в «Литературе в школе», этим можно гордиться. То есть журнал — это наш образовательно-методический эталон, ориентир. Не можем мы ориентироваться на Интернет, хотя пользоваться его информацией очень удобно, немало там достойного материала, но делать это нужно осторожно, так как много неточностей, не всегда есть ссылки на первоисточники, без чего не может быть научной публикации.  И наоборот, если пользуешься материалами журнала, то в их достоверности можно не сомневаться.

    Особенно важно привлечь к чтению журнала молодых учителей, для которых Интернет — истина в последней инстанции. Приобретать же опыт надо на основе высоких стандартов и стремиться к точности, научности, достоверности.

    Преподавая русский язык и литературу на Украине, мы и не догадывались, насколько далеки от культурного пространства России, сейчас это особенно ощущается. Поэтому помощь журнала “Литература в школе” в этом направлении просто неоценима.

    Хочется верить, что с завершением проекта не прервётся наше творческое содружество, а сотрудничество станет более тесным и плодотворным».

    На многочисленных встречах редакции с читателями многих городов и областей России словесниками всегда отмечаются глубокие, статьи Т.Г.  Соловей (гимназия им. И.Сельвинского, г. Евпатория). С большим интересом слушали участники евпаторийской конференции её сообщение «“Журнал Литература в школе” — лоцман в море словесности»: «Современному учителю, — начала она, — можно прижизненный памятник поставить за его самоотверженный труд в непростых условиях, где требований максимум, а отдачи и благодарности минимум. Он часто подвижник, бессеребреник, ему не хватает денег на книги, подписку газет и журналов, на посещение театров. И вот здесь нам приходит на помощь журнал “Литература в школе” — надёжный и опытный лоцман в море словесности. Он уверенно и точно проведёт сквозь все рифы и мели современной литературы и приведёт в нужный пункт назначения.

    В журнале можно не только узнать о новинках литературы, но и прочесть некоторые из них, познакомиться с методическими разработками уроков, посвящённых им. Публикации небольших произведений позволяют ксерокопировать их и использовать в работе в качестве раздаточного материала.

    Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что большинство учителей Крыма мало знакомы с творчеством таких писателей и поэтов, как Юрий Буйда, Вячеслав Дёгтев, Сергей Малицкий, Борис Екимов, Владимир Крупин, Константин Воробьёв, Владимир Костров, Анатолий Гребнев, Владимир Силкин и других. «Литература в школе» чаще рассказывает о тех, кто продолжает гуманистические традиции русской классической литературы. Благодаря журналу, я открыла для себя и своих учеников прекрасных русских поэтов нашего времени: Николая Рачкова, Светлану Сырневу, Николая Дмитриева… А вот найти их книги на прилавках магазинов оказалось почти невозможным. А ведь этим поэтам есть что сказать и передать юным. Спасибо, что есть журнал, который становится связующей нитью между поэтами и школой.

    Нынешние старшеклассники почти не верят в любовь, считают, что она бывает только в кино или книжках. А почитайте с ними рассказы Владимира Крупина “Песок в корабельных часах”, “Женская дружба” (Уроки литературы — 2011. — №11), ”Полонез Огинского” (Уроки литературы. — 2012. — № 11), и вы увидите, как оттают холодные глаза юных скептиков. Писатель умеет рассказать о первой любви так, что невольно проникаешься её чистотой, будто тёплый, тихий дождик тебя умывает и дарит чувство свежести и веру в счастье…

    Редакция всегда старается выбрать для печати то, что будет близко и понятно школьникам, что может вызвать их на разговор, заставить размышлять. На страницах “Уроков литературы” (2013. — № 1) опубликован рассказ современного писателя Юрия Буйды  “Химич”, который интересен для ученика и учителя в контексте изучения творчества Чехова и его хрестоматийного рассказа “Человек в футляре”. Среда, в которой происходит действие произведения, та же, что у Чехова, — учительская… Рассказы разделяет ровно 100 лет. Что изменилось или не изменилось за прошедший век? Ушли или остались проблемы? Есть, о чём подумать, поспорить. В рассказе Буйды значительно более, чем у Чехова, акцентирован мотив любви, что особенно интересно и близко старшеклассникам. Здесь же читаем об уроке по этому рассказу. Можно оттолкнуться от него, а можно пойти и своим путём… Ещё один рассказ Буйды “Сон самурая” из этого же номера, короткий, но ёмкий, вызвал бурное обсуждение. Проблемы жестокосердия и любви, духовности и бездуховности поставлены в нём очень остро.

    Интересную перекличку с классикой можно найти в стихах из цикла ”Стихи, посвящённые Пушкину”: современной поэтессы Светланы Сырневой (Уроки литературы. — 2006. № 10): “Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Моцарт и Сальери”. Преломлённые сквозь призму современности пушкинские сюжеты и герои обретают новые смыслы и грани и подталкивают учителя и школьников к размышлениям.

    Почти каждый год журнал печатает замечательные по силе воздействия рассказы Бориса Екимова. Рассказ ”Ночь исцеления” (Уроках литературы. — 2005. — № 8), заставляет задуматься о своих близких, об отношении к ним, показывающий, какой след оставила война в жизни одной семьи. И в помощь ему здесь же даны две разработки уроков по этому рассказу. И опять же это не обязательно истина в последней инстанции — можно найти и свою тропу. Так, кстати, называется одна из рубрик журнала. Кому-то, возможно, понравится урок по рассказу Екимова “Фетисыч”. Не прогадает учитель, который возьмёт и его на вооружение…

    Трогает учеников рассказ В.  Астафьева “Тоска по вальсу” (Уроки литературы. — 2014. — № 3).В рассказе друга Астафьева, фронтовика К. Воробьёва ”Уха без соли” (Уроки литературы. — 2008. — № 4) тоже звучит эхо войны, это эхо ещё и заставляет нас спросить себя: а какие мы? Способны ли прощать? Можем ли забыть страшное? Почему так часто говорят о «загадочной славянской (русской) душе»? Где критерии предательства, добра и зла? Старшеклассникам есть о чём подумать, поспорить. Им всегда интересны произведения со множеством смыслов, с открытыми финалами, которые не ставят точку, а оставляют много ходов.

    К таким произведениям можно отнести и рассказы Сергея Малицкого. Надежда Леонидовна наткнулась в Интернете на сказку-притчу этого писателя “Три сестры”. Привлекло знакомое название. Прочитала, задумалась — переслала мне его почитать. И я прочитала, восхитилась слогом, принесла в школу детям: давайте вместе разберёмся, что к чему. Прочитали вместе, стали обсуждать, спорить, гадать — старшеклассники понесли сказку домой, подключились родители, тоже откликнулись, стали думать. Вот какая выстроилась крепкая и объединяющая поколения цепочка. И интерес к писателю остался. Я нашла его рассказ “Танька-дурочка”, дети — “Прогул”, которые тоже вызвали большой отклик. По “Таньке-дурочке” провела урок в 8-м классе. Он оказался очень созвучен “Алым парусам” Грина. Вот так и возникли потом две методические статьи.

    Путь от замысла к уроку, от урока к статье довольно долог. Конспект — это ещё не статья. Конспект — всего лишь план урока, который намечает основные его вехи и цели. Но строя его, мы не можем точно знать, как пойдёт дело, какие подводные камни окажутся на нашем пути, что мы, возможно, недодумали. Иногда кажется, что выверили всё до мелочей, а на деле оказывается иначе. Не раз ловила себя на рождении новой идеи или мысли прямо во время урока, и подсказывали её дети. Главное — после проведения урока ничего не забыть, все новые мысли и нюансы анализа сразу же записать, а уж потом начинать выверять всё с учётом проведённого опыта. Не сделаешь сразу — половину, наверняка, забудешь. Затем можно приниматься за описание урока, и вот здесь начинается главная школа — глубинное осмысление задуманного и сделанного: зачем, почему, как. Отвечая на эти вопросы для себя, выстраиваешь систему, понятную не только тебе, но и другим. Ведь если берёшься описывать, значит, рассчитываешь, что твой опыт вызовет интерес у других и пригодится им в педагогической практике. Каждый вопрос и ответ на него надо отточить до предельной ясности и прозрачности формулировок, проверить все факты, даты и цитаты по надёжным источникам, выстроить на фундаменте конспекта стройное, гармоничное и красивое “здание” урока, чтобы понятен и обоснован был каждый переход и поворот мысли, чтобы ружьё обязательно выстрелило, а не осталось красивой декорацией. Учиться этой логике, выразительности и лёгкости слога можно у замечательных учёных-литературоведов, с которыми мы регулярно встречаемся на страницах «Литературы в школе». Это и И.  Золотусский, и Н.Н.  Скатов, и Ю.  Манн, и В.А.  Чалмаев, и В.  Воропаев, и В.А.  Кошелев, и Ю.  Лебедев, и В.  Непомнящий. У журнала есть свой круг учёных-авторов, которые не заведут учителя, а следом за ним и ученика в дебри наукообразия, а просто доступно, ярко и образно расскажут о произведении или писателе, поделятся своей интерпретацией прочитанного, помогут найти ключ к анализу. И в этом направлении журнал — тоже наш лоцман: в его портфеле лучшее литературоведение России. Так можно сказать о любом направлении работы “Литературы в школе”. Для словесника он главный помощник и советчик. Он помогает нам не терять крылья, верить, что наше слово, несущее зёрна “разумного, доброго, вечного”, сумеет прорасти в душах тех, кого мы учим, что труд наш, хоть и тяжек, но не напрасен, что мы — хранители бесценных сокровищ русского народа, в которых и есть его главная сила, а потому миссия наша самая важная в обществе.

    Поскольку журнал — периодическое издание и порой трудно спустя годы найти то, что было напечатано раньше, мне кажется было бы целесообразным открыть на сайте журнала раздел, где бы помещались небольшие произведения, опубликованные в разные годы в журнале, чтобы учитель мог познакомиться с ними, скачать, использовать в своей работе».

    Кроме выступления, Л.А.  Сиренко подготовила рассказ о только вышедшей, насыщенной интересными фактами книге «Евпатория литературная», а Т.Г.  Соловей — специально для показа словесникам Крыма видеофильм «Волшебный край» о литературном Крыме, получивший высокую оценку всех участников конференции и рекомендованный ею для распространения как учебный фильм (найти его можно на сайте журнала).

    Конференция завершилась презентацией крымского номера. На его страницах глазами Ивана Бунина и К.Г Паустовского читатели видят А.П.  Чехова. И этот уникальный материал просится на урок о Чехове, мечтавшем о том, чтобы в человеке было «всё прекрасно»…

    Читатели номера знакомятся с произведениями для подростков, созданными в Крыму А.  Куприным, К.  Чуковским, А.  Гайдаром, Юзом Алешковским, современной писательницей Тамарой Михеевой.

    Болью в сердце отзываются в каждом пронзительные рассказы Ивана Шмелёва из книги «Солнце мёртвых». В проникновенном художественном слове писателя отражены события в Крыму, пережитые им вместе со своим народом в начале 1930-х годов и напоминающие современную трагедию Донецка и Луганска.

    Главный редактор высоко оценила представленные в этом номере статьи словесников Крыма и Севастополя, показала, как проявляется в каждой автор как методист и воспитатель. Традиционно пристальное внимание словесники Крыма и Севастополя уделяют формированию умения учащихся анализировать классику, они учат понимать и объяснять роль художественной детали, много времени отводят словарной работе, развитию устной и письменной речи, литературному краеведению, развитию эмоциональной сферы детей, становлению их мировоззрения, эстетического вкуса и нравственных представлений.

    Светлану Петровну Кургуз отличает свой учительский почерк. И представленный в этом номере урок по Тургеневу выверен ею с такой тщательностью, что её ученики, благодаря интересным и точно выраженным заданиям и вопросам увлечённо открывают духовный мир простых и одновременно неповторимых тургеневских героев, простых русских людей, на которых и держится мир. Светлана Петровна поставила задачу показать коллегам урок, требующий от детей творческого анализа произведения, и блестяще справилась с этой задачей.

    Тургеневу посвятила свой урок и учитель-методист Светлана Анатольевна Васильева. Ей важно было уже на первом уроке по творчеству Ивана Сергеевича ввести учащихся в творческую мастерскую писателя, раскрыть особенности его поэтического мира, вызвать интерес к его произведениям. Её урок ёмкий: он вместил познавательную и эмоциональную заочную экскурсию по Спассому-Лутовинову, подготовленную детьми, работу с понятием «рассказ», доказательства детей, что «Бирюк» именно рассказ; их размышления о том, зачем автор ввёл в действие повествователя-рассказчика, наблюдения над пейзажем, убедившие в том, что писатель — тонкий наблюдатель природы: он передаёт оттенки цвета, звуков, запахов поля, леса, ночи. И вся эта большая работа ради того, чтобы постичь трагический образ главного героя рассказа «Бирюк», психологизм рассказа Тургенева.

    Учитель-методист Татьяна Григорьевна Соловей каждый урок создаёт как произведение искусства, в котором гармонично сочетаются трепетное слово подлинной литературы и другие виды искусства:  живопись, музыка, кино. Вот и урок анализа вступления к пушкинскому «Медному всаднику» демонстрирует талант учителя передать в своём вступительном слове самое важное, вызвать ученический отклик и желание познавать то, о чём звучал увлекательный рассказ педагога. Татьяна Григорьевна кропотливо учит читать произведения искусства, находить неповторимый вкус слова, мелодии, детали портрета или пейзажа и делает эту работу интересной для детей. Благодаря работе на уроке, учащиеся оценили незаурядную и сложную личность Петра, в своём воображении оказывались в блокадном Ленинграде и без назидания учились любить родную литературу и Родину.

    Татьяна Евгеньевна Домаскина, учитель средней школы № 1 г. Евпатории, прислала в журнал урок по пушкинской «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», насыщенный и в образовательном, и в воспитательном плане. Сколько загадок сказки надо было разгадать, и как старались дети найти следы фольклорной сказки в пушкинской, их сходство и различие, ответить на вопрос появившегося в классе «Александра Сергеевича», почему он назвал так свою сказку, а не, например, «О спящей царевне и королевиче Елисее», о роли героев сказки в судьбе царевны. Внимание к портрету, мимике, жестам, поступкам, нравственной сути пушкинских героев помогло ребятам вывести для себя главную мысль сказки: старайся делать людям добро; зависть и злоба сами себя наказывают — и сказать своё слово о Пушкине: «В сказках Пушкина всегда / Побеждает доброта, / Осуждает автор зло, / Хитрость, жадность, колдовство. / Пушкин сказки нам писал / И всем строго завещал: / Быть красивыми душой, / Покорять всех добротой, / Трудолюбием своим, / Не завидовать другим.

    Ирина Леонидовна Челышева, учитель-методист Симферопольского городского методического центра (СГМЦ), рассказала об организации литературно-краеведческой работы в школе и её формах: это и составление перечня литературных памятников, и разработка содержания экскурсий, и исследовательская работа, связанная с творчеством и пребыванием в Крыму и Севастополе многих писателей.

    Ольга Ивановна Егорова (СОШ № 40 г. Симферополя) рассказала о судьбе и творчестве известной крымской писательницы Е.  Криштоф, её книге о Крыме, судьбах связанных с ним людей и таким образом показала учителям Крыма богатый книжный источник воспитания любви к малой родине.

    Галина Юрьевна Семёнова (СОШ № 12 г. Симферополя) показала разнообразные формы работы на уроках, на которых используется краеведческий материал.

    Н.Л.  Крупина поблагодарила всех авторов за глубокие статьи о ярких, запоминающихся уроках, которыми, выразила она уверенность, будут вдохновлены многие читатели журнала. «А от вдохновения — один шаг до воплощения уже на своих уроках находок коллег из Крыма и Севастополя».

    Всем участникам встречи был подарен крымский номер (№ 6) и номера «Литературы в школе» и приложения «Уроки литературы» за 2014 и 2015 годы для использования в своей работе и для передачи коллегам, не сумевших приехать на конференцию. Авторы номера — учителя Крыма и Севастополя — были награждены памятными дипломами журнала

    Выступавшие после презентации журнала учителя выразили благодарность журналу за профессионально осуществлённый проект, оказавший им большую помощь в работе, расширивший и углубивший литературоведческие знания, обогативший современными знаниями по методике и дидактике. Было подчёркнуто, что публикации на страницах приложения произведений современных русских и зарубежных авторов и статьи об уроках по этим произведениям обогатили представления учителей и школьников о современном литературном процессе и привлекли внимание к заметным явлениям современной литературы, вызывающим большой интерес учащихся. Знакомство с опытом российских учителей показал возможности и эффективность современных технологий, используемых на уроках литературы. Дорога для учителей Крыма и Севастополя и возможность показать на страницах журнала свои успехи и достижения. Выступавшие и присутствующие на конференции пришли к единому выводу: признать успешно осуществлённым проект «Восстановление единого образовательного пространства (предмет “Литература”) Россия — Крым — Севастополь». Они выразили надежду на то, что творческая дружба журнала со словесниками Крыма и Севастополя не ограничится столь удачным Проектом, а будет укрепляться и выражать себя в самых разнообразных формах дальнейшего сотрудничества.

    Редакция журнала получила благодарственные письма за осуществлённый Проект от начальника управления образования администрации города Симферополя Г.И.  Сухиной и директора МБУ ДПО ИМЦ А.А.  Пулиной, а также начальника управления образования администрации города Евпатории В.И.  Жеребец. Слова благодарности прислали на электронный адрес журнала учителя-крымчане, словесники Севастополя и наши читатели из городов и сёл России.

    «Рада сказать, — завершала конференцию Н.Л.  Крупина, — что вышедшие два номера «Литературы в школе» (Крым, Севастополь 2014 и 2015 годов), созданные благодаря Проекту, стали высоким профессиональным образцом для словесников и других регионов России и воодушевили их на создание «своих» номеров (Ульяновск и Ульяновская область — № 7 / 2015, Киров и Кировская область — № 9 / 2015). Ориентируясь на ваш пример, они показали своеобразие литературы этих российских городов и областей, ставшей гордостью всей нашей России, отразили интереснейший опыт лучших своих педагогов, открыв нам много нового, например, такое совершенно уникальное явление в современном литературном образовании, как проведение в Кирове и Кировской области публичных уроков литературы. В этих же номерах показана специфика преподавания литературы, отражающего региональный компонент, новаторская совместная работа школ, музеев, библиотек и театров по воспитанию квалифицированных читателей, разнообразная внеклассная работу по предмету, конкретные пути решения проблемы чтения (нечтения) в представленных на страницах журнала областях России.

   Спасибо, дорогие словесники Крыма и Севастополя, за преданное служение делу своей жизни, осуществление своего призвания, за укрепление рядов российских учителей-подвижников в наше непростое время. Напомню стихи В.  Фёдорова, написанные давно, но обращенные ко всем, от кого зависит будущее нашей Родины: “Всё испытав, мы знаем сами, / Что в дни психических атак / Сердца, не занятые нами, / Немедленно займёт наш враг, / Займёт, сводя всё те же счёты, / Займёт, засядет, нас разя… / Сердца! Да это же высоты, / которых отдавать нельзя!”»

 

litervsh.ru

Сентябрь 2017 (173) №9 - Православный журнал "Фома"

Имя Петр

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

11 вопросов о поминовении усопших

Что важнее: воскресший Христос или покойники?
Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов?

Книгу рекомендует Евгений Водолазкин

В нашей новой рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые - Стоит прочесть. 30 сентября 18 лет назад не стало Дмитрия Сергеевича Лихачева. Литературовед и писатель Евгений…

Катехизис

Митрополит Иларион (Алфеев)
В новом «Катехизисе» не все по­нравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.

Священномученик Григорий (Раевский)

1888–29.09.1937
29 сентября тройка УНКВД по Калининской области приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Григорий Раевский был расстрелян в день объявления ему приговора, 29 сентября 1937 года, и…

Кийский крест

Кийский крест — один из самых больших реликвариев (собрание церковных святынь) Восточной Церкви в виде креста из кипариса с частицами мощей святых, иконами и реликвиями.

В свете красоты

Поэзия Натальи Черных в рубрике Павла Крючкова
Приглашая вас к чтению поэзии Наталии Черных (чьи поэтические и публицистические книги обогатили мою читательскую судьбу), хочу обмолвиться. Это поэзия — медленной встречи. Это — изысканное,…

Подросток в семье и Церкви

Протоиерей Алексий Уминский
В книге нет рецептов и готовых ответов, как поступать в сложных ситуациях, это скорее разговор, где кратко отмечаются основные проблемы, болевые точки, а дальше родитель должен…

Никита и Настя ищут новую семью

Никита родился в октябре 2006 года. На Никиту можно положиться, он всегда готов прийти на помощь. Он заботливый старший брат, любящий свою сестренку. Настя родилась в…

Пастырь добрый

Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей
Толстенный том воспоминаний духовных детей старца Иоанна: и священников (среди них митрополиты, епископы и рядовые клирики), и мирян — это не только захватывающее чтение, на фоне…

Правила христианской ненависти

Как можно ненавидеть грех, но любить грешника?
Слова: «ненавидь грех, но люби грешника», что называется — коротко и ясно. Хотя, на самом деле, коротко-то оно, действительно, коротко. А вот насчет ясности — далеко…

Полина и Паша ищут папу и маму

Паша — спортивный мальчик. Он даже участвовал в областном туристическом слете. Полина очень любит футбол — и «болеть», и играть. В школе любимые предметы — литература…

Духовная жизнь

Протоиерей Андрей Ткачев. Первая ступень: Воцерковление
Как найти «своего» духовного наставника, надо ли проявлять в этих поисках настойчивость или положиться на волю Божию? Многие после этой книги поймут, что человек, которого считали…

foma.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта