Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Женское Образование (журнал). Женское образование журнал


Женское Образование (журнал) - это... Что такое Женское Образование (журнал)?

 Женское Образование (журнал)

«Женское образование» — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт-Петербурге с 1876, 10-12 раз в год; редактор-издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование».

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Женское Образование
  • Женский день

Смотреть что такое "Женское Образование (журнал)" в других словарях:

  • Женское образование (журнал) — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Образование (журнал) — «Образование»  педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, выпускавшийся в Санкт Петербурге в конце XIX  начале XX века. С 1872 года по 1875 год выходил под названием «Педагогический листок Санкт Петербургских женских… …   Википедия

  • Женское Образование — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Женское Образование с.-петербургский журнал — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в СПб. с 1876 г., 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 г. переименован в Образование …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Женское Образование, с.-петербургский журнал — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в СПб. с 1876 г., 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 г. переименован в Образование …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Женское движение в России и СССР —         Возникло в годы революционной ситуации 1859 61 как часть русского общественного движения эпохи падения крепостного права. Специфика Ж. д. в России была обусловлена особенностями русского исторического развития. Требование политических и… …   Большая советская энциклопедия

  • Журнал — I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Журнал (дополнение к статье) — В течение последних одиннадцати лет разрешены: в 1894 г. Воскресная беседа, Дело, Библиотека врача, Вестник Русского Общества Пчеловодства, Противопожарное дело, Врачебные Записки, Филологическая Библиотека, Вестник моды для портних, Будьте… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Office Magazine№ 3 (38) март 2010, Отсутствует. Office Magazine– журнал о жизни в офисе и за его пределами. Это личный помощник успешной современной леди. На страницах журнала – все, что надо знать для организации работы офиса иуспешной… Подробнее  Купить за 5.99 руб электронная книга

dal.academic.ru

Женское образование (журнал) - это... Что такое Женское образование (журнал)?

 Женское образование (журнал)

Женское образование (журнал)

«Женское образование» — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт-Петербурге с 1876, 10-12 раз в год; редактор-издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование».

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Женский алкоголизм
  • Женский чемпионат мира по футболу

Смотреть что такое "Женское образование (журнал)" в других словарях:

  • Женское Образование (журнал) — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Образование (журнал) — «Образование»  педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, выпускавшийся в Санкт Петербурге в конце XIX  начале XX века. С 1872 года по 1875 год выходил под названием «Педагогический листок Санкт Петербургских женских… …   Википедия

  • Женское Образование — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Женское Образование с.-петербургский журнал — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в СПб. с 1876 г., 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 г. переименован в Образование …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Женское Образование, с.-петербургский журнал — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в СПб. с 1876 г., 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 г. переименован в Образование …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Женское движение в России и СССР —         Возникло в годы революционной ситуации 1859 61 как часть русского общественного движения эпохи падения крепостного права. Специфика Ж. д. в России была обусловлена особенностями русского исторического развития. Требование политических и… …   Большая советская энциклопедия

  • Журнал — I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Журнал (дополнение к статье) — В течение последних одиннадцати лет разрешены: в 1894 г. Воскресная беседа, Дело, Библиотека врача, Вестник Русского Общества Пчеловодства, Противопожарное дело, Врачебные Записки, Филологическая Библиотека, Вестник моды для портних, Будьте… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Office Magazine№ 3 (38) март 2010, Отсутствует. Office Magazine– журнал о жизни в офисе и за его пределами. Это личный помощник успешной современной леди. На страницах журнала – все, что надо знать для организации работы офиса иуспешной… Подробнее  Купить за 5.99 руб электронная книга

dic.academic.ru

Женское образование - это... Что такое Женское образование?

Женское образование — довольно обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин. Сюда можно отнести женские начальное, среднее и высшее образование, а также санитарное просвещение.

Термин включает в себя такие вопросы как равенство полов, доступность образования и связь образования с уровнем бедности.

Также здесь рассматриваются проблемы раздельного обучения и религиозного образования. Такие аспекты, как разделение по половому признаку при обучении и религиозные взгляды на образование всегда считались доминантными, и при современном взгляде на женское образование в глобальном масштабе они также играют значительную роль.

История исламских стран

См. также: Медресе: Женское образование

Исламские женщины играли важную роль в основании многих образовательных учреждений. Так, Фатима аль-Фихри основала в 859 году Университет Аль-Карауин. Её дело было продолжено династией Айюбидов, в XII и XIII веках в Дамаске было открыто 160 мечетей и медресе, 26 из них финансировалось женщинами с помощью вакуфа (имущество, предназначенное для религиозных или благотворительных целей). Покровителями из королевской семьи примерно в половине таких организаций были женщины.[1]

Согласно суннитскому ученому XII века Ибн Азакиру, в период Средневековья у исламских женщин была возможность получать образование. Он писал, что женщины могли учиться, получать ученые степени (иджазы), а также становиться учёными и учителями. Особенно это было распространено в образованных семьях, которые стремились дать лучшее образование как своим сыновьям, так и дочерям.[2]

Самого Ибн Азакира в своё время обучали 80 различных женщин-учителей.

Женское образование в исламских странах берёт свои истоки от жён Мухаммеда: Хадиджа была успешной деловой женщиной, а Аиша — знатоком хадисов. Согласно одному из хадисов, приписываемому Мухаммеду, он восхвалял мединских женщин за их тягу к религиозным знаниям.[3]

Как прекрасны ансарские женщины, к их чести, стыдливость не помешала им получать образование.

Среди женщин было не принято записываться в качестве студентов на официальные занятия, но они часто посещали неофициальные лекции и семинары в мечетях, медресе и прочих общественных местах. И хотя по закону женщинам не воспрещалось получать образование, некоторые мужчины этого не одобряли. Например, Мухаммед ибн аль-Хадж (умер в 1336 г.) был шокирован тем, что в его время некоторые женщины неофициально посещали лекции.[4]

История европейских государств

В Древнем Египте женщины имели право получать образование. И, впоследствии, даже служить при дворе.

Период Средневековья

В средневековой Европе девочки и женщины получали в лучшем случае очень фрагментарное образование, к тому же, оно было очень противоречивым в свете заявлений религиозных властей. Израильский историк Шуламит Шахар пишет, что в знатных семьях «среди девочек наблюдался довольно скорый переход от детства к замужеству, со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Образование подвергалось классовому делению, так же как и само общество: некоторые писатели, такие как Винсент из Бове, говорят о том, что образование нужно девочкам из знатных семей ввиду их будущего положения в обществе.

Раннее Новое время. Эпоха гуманизма

В Европе в раннее Новое время вопрос о женском образовании стал довольно обыденным, другими словами, он являлся общим местом. Примерно в 1405 году Леонардо Бруни написал книгу под названием De studies et letteris [5], посвящённую Батисте ди Монтефельтро, дочери герцога Урбинского Антонио II да Монтефельтро. В этой книге он одобряет изучение латыни, но выступает против изучения арифметики, геометрии, астрологии и риторики. Изучая труды ренессансной писательницы Изотты Ногарола, британский историк Лиза Джардин[6] отмечает, что (в середине XV века) «Знатным женщинам положено получать хорошее воспитание, но не образование, которое им совершенно не подходит». «Книга о трех добродетелях» Кристины Пизанской, написанная примерно в то же время, что и книга Бруни, устанавливает, что положено по статусу уметь леди или баронессе. [7]

Эразм Роттердамский в деталях писал об образовании в своей книге «De pueris instituendis», написанной двадцатью годами раньше, в 1529 году[8]. Книга не полностью посвящена образованию женщин, в своей работе он с одобрением упоминает о сложностях, с которыми столкнулся Томас Мор, обучавший всю свою семью [9]. В 1523 году Хуан Луис Вивес, последователь Эразма Роттердамского, написал на латыни книгу «De Institutione Feminae Christianae» [10], которая была впоследствии переведена [11] для будущей королевы Англии, Марии I, — «Образование христианки». Эти книги, так же как и традиционная учебная литература, были строго религиозными [12].

Английская королева Елизавета I получила хорошее гуманитарное образование, и её учитель Роджер Ашам был ею доволен [13]. Полученное образование было скорее направлено на воспитание её, как правителя, и не подходило для женщин в целом. В те времена образованием девочек в школах почти не занимались; все ещё считалось, что образование надо получать на дому. Ян Амос Коменский же считал, что женщины должны получать образование официально.[14]

Новое время

В эпоху Просвещения идея всеобщего женского образования, считавшаяся разумной и свободной, широко распространяется. Писательница Мэри Уолстонкрафт оперировала как раз такими терминами.

Настоящий прогресс в сфере учреждений, предлагавших светское образование для женщин, начался на Западе в XIX веке, когда были основаны первые колледжи раздельного образования для девушек. Они появились в середине века. Эпическая поэма Альфреда Теннисона «The Princess: A Medley» представляет собой сатиру на женское образование — в 1848 году, когда в Лондоне был открыт Королевский Колледж, это был все ещё спорный вопрос. Эмили Дэвис, пропагандировавшая женское образование в 1860-х, в 1869 году основала Джиртонский Колледж, а в 1875 году Анна Клау основала Ньюнхэмский Колледж.

Драматург Уильям Швенк Гилберт, написавший пародию на поэму Теннисона, затрагивал темы феминизма и высшего образования для женщин в своих произведениях «Принцесса» (1870 г.) и «Принцесса Ида» (1883 г.). С тех пор, как женщины стали получать высшее образование, начали появляться университетские научные течения и стала развиваться подготовка учителей среди женщин в широких массах. В основном, женщины становились учителями начальных классов. Потребовалось несколько поколений, чтобы женщины смогли получить доступ к тогда ещё полностью мужским образовательным учреждениям.

Образовательная реформа

Сложные вопросы о препятствиях в получении образования и трудоустройстве продолжали формировать феминистское мышление. Это описывалось, например, в статье Гарриет Мартино "Female Industry", опубликованной в Edinburgh Journal в 1859 году. Экономика менялась, а женская судьба оставалась прежней. Тем не менее, Мартино, в отличие от Фрэнсис Пауэр Кобб, в силу различных причин, была более сдержана и не поддержала зарождавшуюся в те времена борьбу за право голоса.

Со временем усилия таких женщин, как Дэвис и представительниц Лэнгхэмской группы (занимались вопросами женского образования и трудоустройства), стали приносить свои плоды. Королевский Колледж (1848) и Бедфордский Колледж (1849) в Лондоне с 1848 года открыли свои двери женщинам, а в 1862 году Дэвис создала комитет, который просил у университетов разрешения сдавать женщинам так называемые "Local Examinations" (экзамены, проводимые в школах (на местах) комиссиями из представителей университетов), учреждённые незадолго до этого, в 1858 году. И ей это частично удалось. Год спустя она выпустила книгу «Высшее образование для женщин». Вместе с Ли Смит они основали первое высшее образовательное учреждение для женщин, в котором было всего пять студенток, ставшее известным как Джиртонский Колледж (в составе Кэмбриджа, 1873 год), а в 1879 году леди Маргарет Холл основала подобное учреждение в Оксфорде. Годом раньше Бэдфорд начал присуждать научные степени. Несмотря на незначительные улучшения, научные степени немногим приносили пользу, и жизнь студенток была очень сложна.

В рамках постоянного взаимодействия феминисток Великобритании и Америки, Элизабет Блэквэл, первая женщина, получившая в США высшее медицинское образование (1849), при поддержке Лэнгхэмской группы читала лекции в Великобритании. Они также помогли Элизабет Гаррет взять неприступные стены британского медицинского образования, несмотря на ужасное сопротивление, в конце концов дав ей возможность продолжить образование во Франции. Исключительно успешная кампания Гарретт по баллотированию в школьный комитет в Лондоне в 1870 году — ещё один пример того, как небольшая группа решительно настроенных женщин начала занимать влиятельные позиции на уровне местного управления и общественных организаций. Такой результат сложно было предсказать ввиду действовавших законов и правил, которые до сих пор себя не зарекомендовали.

История Индии

В 1878 году Университет Калькутты стал одним из первых университетов, открывшим своим выпускницам дорогу к учёным степеням — раньше, чем любой университет Великобритании сделал то же самое. Это обстоятельство было упомянуто во время споров об Илбертском законопроекте в 1833 году, когда решался вопрос о том, могут ли судьи Индии решать судьбу британских преступников. Женщины приняли очень активное участие в этом споре. Английские женщины, выступавшие против законопроекта, утверждали, что бенгальские женщины, которых они считали невежественными, не пользуются должным уважением среди индийских мужчин, следовательно, индийским мужчинам нельзя позволять разбирать случаи, в которых задействованы британские женщины. Бенгальские женщины, выступавшие в поддержку законопроекта, заявили в ответ, что они более образованы, чем англичанки, отметив, что по сравнению с теми, индийских женщин с учёными степенями в то время было больше.[15]

Католическая традиция

Традиционно Римская католическая церковь выражала свою заботу о женском образовании, создавая монашеские ордена с духовенством во главе. Среди монашеских орденов можно выделить Урсулинский (1535 г.) и Орден Святого Сердца Девы Марии (1849 г.). [16] Девочки также получали монастырское образование — оно давалось монахинями в стенах монастыря. Такая идея родилась во Франции в XII веке и распространилась по всему миру. Чтобы стать учеником современной монастырской школы, необязательно быть католиком. Также монастырское образование сегодня могут получать и мальчики, особенно в Индии.

Наше время

В США в области образования женщины во многом превзошли мужчин. Например, в 2005/2006 году женщины получили 62 % младших учёных степеней, 58 % всех степеней бакалавра, 60 % степеней магистра, и 50 % всех докторских степеней.[17]

Внешние источники

Историческая литература

  • Женское образование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Батсу Макин (1673), An Essay to Revive the Ancient Education of Gentlewomen, in Religion, Manners, Arts & Tongues
  • Анна Джулия Купер (1892), Высшее образование для женщин
  • Элис Циммерн (1898), Расцвет эпохи образования для девочек в Англии
  • Томас Вуди (1929), Иазвитие женского образование в США, в 2х томах.

Современные источники

  • Бари Тёрнер (1974), Равенство для избранных: развитие образования для девочек

Примечания

  1. ↑ Lindsay, James E. (2005), «Daily Life in the Medieval Islamic World», Greenwood Publishing Group, с. 197, ISBN 0313322708 
  2. ↑ Lindsay, James E. (2005), «Daily Life in the Medieval Islamic World», Greenwood Publishing Group, сс. 196 & 198, ISBN 0313322708 
  3. ↑ Lindsay, James E. (2005), «Daily Life in the Medieval Islamic World», Greenwood Publishing Group, сс. 196, ISBN 0313322708 
  4. ↑ Lindsay, James E. (2005), «Daily Life in the Medieval Islamic World», Greenwood Publishing Group, с. 198, ISBN 0313322708 
  5. ↑ medieval women
  6. ↑ Women Humanists: Education for What?, pp. 48-81 in Feminism and Renaissance Studies (1999), edited by Lorna Hudson.
  7. ↑ Eileen Power, The Position of Women, p. 418, in The Legacy of the Middle Ages (1926), edited by G. C. Crump and E. F. Jacob.
  8. ↑ J. K. Sowards, Erasmus and the Education of Women Sixteenth Century Journal, Vol. 13, No. 4 (Winter, 1982), pp. 77-89.
  9. ↑ See The Erasmus Reader (1990), edited by Erika Rummel, p. 88.
  10. ↑ Gloria Kaufman, Juan Luis Vives on the Education of Women, Signs, Vol. 3, No. 4 (Summer, 1978), pp. 891—896. In print as The Instruction of a Christian Woman, edited by Virginia Walcott Beauchamp, Elizabeth H. Hageman and Margaret Mikesell, ISBN 978-0-252-02677-5, ISBN 0-252-02677-2.
  11. ↑ In 1524, by Richard Hyrde; excerpt
  12. ↑ PDF, p. 9.
  13. ↑ Kenneth Charleton, Education in Renaissance England (1965), p. 209.
  14. ↑ http://www.comeniusfoundation.org/comenius.htm
  15. ↑ Reina Lewis, Sara Mills (2003), «Feminist Postcolonial Theory: A Reader», New York: Routledge, сс. 451–3, ISBN 0415942756 
  16. ↑ Others are Society of the Holy Child Jesus, the Sisters of St. Joseph, Sisters of the Holy Names of Jesus and Mary, School Sisters of Notre Dame, Sisters of Notre Dame de Namur, Salesian Sisters of Don Bosco.
  17. ↑ Historical summary of faculty, students, degrees, and finances in degree-granting institutions: Selected years, 1869-70 through 2005-06

dvc.academic.ru

Женское Образование с.-петербургский журнал - это... Что такое Женское Образование с.-петербургский журнал?

 Женское Образование с.-петербургский журнал — педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в СПб. с 1876 г., 10-12 раз в год; редактор-издатель В. Д. Сиповский. С 1892 г. переименован в "Образование".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Женское Дело
  • Женское образование

Смотреть что такое "Женское Образование с.-петербургский журнал" в других словарях:

  • Женское образование (журнал) — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Женское Образование (журнал) — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Женское Образование — «Женское образование» педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, издавался в Санкт Петербурге с 1876, 10 12 раз в год; редактор издатель В. Д. Сиповский. С 1892 переименован в «Образование». При написании этой статьи… …   Википедия

  • Образование (журнал) — «Образование»  педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников, выпускавшийся в Санкт Петербурге в конце XIX  начале XX века. С 1872 года по 1875 год выходил под названием «Педагогический листок Санкт Петербургских женских… …   Википедия

  • Женское движение в России и СССР —         Возникло в годы революционной ситуации 1859 61 как часть русского общественного движения эпохи падения крепостного права. Специфика Ж. д. в России была обусловлена особенностями русского исторического развития. Требование политических и… …   Большая советская энциклопедия

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мусульманка (журнал) — Мусульманка Специализация: журнал для мусульманок Периодичность: ежеквартальный Язык: русский Адрес редакции: [email protected] Главный редактор: Гюльнар Джемаль …   Википедия

  • Журналы педагогические —     В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — периодич. издания, посвящённые проблемам воспитания, обучения и образования. Совр. Ж. п. можно классифицировать: по издателю правительственные, науч. учреждений, общественные, частных лиц; по проблематике общепедагогические, методические, науч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Эмансипация женщин — стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Э. является,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Педагогические журналы —         периодические издания по вопросам воспитания, обучения и образования. Первые П. ж. появились в начале 18 в. Вначале преобладали П. ж. общего характера, в дальнейшем дифференцировались по отраслям педагогической науки, формам и ступеням… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Office Magazine№ 3 (38) март 2010, Отсутствует. Office Magazine– журнал о жизни в офисе и за его пределами. Это личный помощник успешной современной леди. На страницах журнала – все, что надо знать для организации работы офиса иуспешной… Подробнее  Купить за 5.99 руб электронная книга

dic.academic.ru

Женское образование

   — самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

   В античном мире девочки воспитывались в семье. В средние века, начиная с 8 в., при женских монастырях открывались школы, дававшие минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. С 11 в. женские школы создавали мирские женские братства. Идею Ж.о. развивали Эразм Роттердамский, Я.А. Коменский, Ф. Фенелон и другие просветители. В 18 в. вопрос о Ж.о. поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, в сочинениях Ж.Ж. Руссо, в трудах М.Ж.А.Н. Кондорсе и др.

   Начальное и среднее женское образование. Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. С начала 17 в. большое внимание уделяется Ж.о. в семьях знати. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного Ж.о. принято считать 1764, когда в С.-Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благо- родных девиц и при нём отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.

   В 1-й половине 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников - гл.о. профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений (см. Женские институты).

   На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения. К 1911 система среднего Ж.о. в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

   В конце 19 в. получило развитие среднее специальное Ж.о. - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.

   Высшее женское образование. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу. В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее Ж.о. приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц. В конце 19 - начале 20 вв. было возобновлено и усовершенствовано женское медицинское образование, восстановлены и открыты новые высшие женские курсы. Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу. С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений. После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 83-84)

   См. также Женские институты, История образования в России

   Ч34(28)42

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта