Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Научно-фантастические рассказы американских писателей, стр. 1. Американские журналы фантастики читать онлайн


Американская фантастика читать онлайн, Гансовский Север Феликсович

Север Гансовский

Американская фантастика

Уважаемые товарищи, в прошлом номере «Техники — молодежи» в заключительной статье о конкурсе на лучший научно-фантастический рассказ по рисунку было сказано о проблемах советской фантастики. А как дело обстоит с зарубежной, с американской в частности? Я, например, читал, что в США очень много журналов, занимающихся специально этим жанром. Значит, фантастика там расцветает. Расскажите, пожалуйста, об этих журналах.

Виктор СУШКОВ, Петрозаводск

Американская фантастика!..

Предоставим сначала слово американцам:

«В наше время научная фантастика стала модой… С одной стороны, такого рода литература возбуждает инстинкты насилия и жестокости, оказывая такое же пагубное влияние, как лишенные комизма комиксы или гангстерские истории… С другой стороны, эта литература способствует воспитанию поколения молодежи, которое, овладев языком научно-фантастических произведений, считает, что оно мыслит научными терминами».

Норберт Винер

Это говорил ученый, а теперь слово писателю:

«Я считаю, что научная фантастика одержала замечательную победу, принадлежащую только ей одной, а не основному направлению художественной литературы — она подготовила молодежь нашего времени к грядущей космической эре».

Роберт Хайнлайн

Не будем пока высказываться ни «за», ни «против», бросим взгляд на журнальную фантастику США. Действительно, специальных научно-фантастических журналов в Америке выходит немало, причем число их от года к году колеблется в зависимости от читательского спроса. Ныне в США можно насчитать 6–7 ведущих изданий с большими тиражами и на нескольких языках.

Каковы они?

Возьмем наудачу одну книжку «Фэнтези» («The Magazine of Fantasy and Science Fiction»). По формату она похожа на наш «Искатель». Главный материал тут — роман Пола Андерсона «Каперское свидетельство». Действие происходит в будущем. Гуниар [Гуннар][1] Хейм, бывший звездолетчик, а ныне бизнесмен, решает на свой страх и риск вступить в бой с могущественной планетой Алерионой [Алерноной], которая угрожает землянам. На свой риск — потому, что на Земле довольно сильна партия борцов за мир, которые травят честных бизнесменов, называя их «поджигателями» и «экстремистами». «Гнусные» борцы за мир выкрадывают дочь Хейма, но тот отвечает похищением главы делегации алернанцев [алерианцев] — странного и зловещего инопланетного существа. Первая часть кончается тем, что дочь возвращена и корабль Хейма с двумя сотнями отчаянных ребят на борту стартует в космос…

Что будет во второй части, можно легко предсказать…

В начале своего пути П. Андерсон обещал многое, и, видимо, то хорошее, что было в его ранних произведениях, позволило Ивану Антоновичу Ефремову так тепло отозваться в журнале «Знание — сила» об этом писателе. К сожалению, в подавляющей части его научно-фантастических сочинений, — а П. Андерсон чрезвычайно плодовит — нет ни науки, ни фантазии. Все то последнее, что им опубликовано, рождено… не вдохновеньем, не счастливыми открытиями ищущего ума, не «сердца горестными заметами». Это холодная, расчетливая компиляция, высасывание из пальца. Мир, изображаемый в его бесчисленных романах, — мир не будущего, а прошлого, мещанское, банальное представление о том, что ожидает человечество впереди. Во вселенной, нарисованной Андерсоном, скучно, пусто и бесперспективно, как в курительной кинотеатра. Чем дальше мы улетаем с этим литератором от Земли, чем больше тысячелетий отсчитывают часы в штурманской, тем меньше и мельче становятся Мирозданье и Будущее, где все трудности разрешаются ударом в челюсть. Планеты мелькают одна за другой, встречаются различные насекомо-, насорого- и осьминогоподобные существа, но никто им не удивляется, ничто не вызывает интереса или даже простого любопытства. Все открытия уже свершены, все непознанное познано, остается лишь дать кой-кому в зубы и начинать наживаться.

Возникает вопрос: если этот самый Хейм ведет себя на любой планете так же, как в баре Далласа, то зачем было вообще путешествие в будущее и в космос? Ответ прост. Потому что космос — это продажно. Потому что, если с такой поспешностью и безответственностью писать о Земле, каждый поймает тебя на фальши, трюизмах н неправде… И все же именно Пол Андерсон является сегодня наиболее авторитетной фигурой в американской журнальной фантастике и более, чем кто-нибудь другой, определяет ее лицо. У него множество последователей, и все выходящее из-под его пера мгновенно становится достоянием публики. Успех! Но успех у мещан, который объясняется банальностью писаний этого автора.

Не заглянуть ли нам в какой-нибудь другой журнал, например в «Аналог»? Заглянули и находим там роман с продолжением Фрэнка Герберта «Пророк». Вот пересказ содержания предыдущих глав.

Прошло три года с того времени, как войска харокенян залили кровью планету Арракис и изгнали законных властителей — дом Атреидов. Пол Атреид вместе с матерью леди Джессикой укрылись среди диких фрименов.

Чтоб вернуться на трон, Полу нужно не только сокрушить харокенян и жуткие силы Императора, но также и Космическую Гильдию, захватившую межзвездные пути, и Бене Гессерита, замешанного со своей матерью в длящемся столетия заговоре, имеющем целью вывести новую расу людей. Кроме того, Гильдия и Бене Гессерит мечтают завладеть особым, лишь на Арракисе имеющимся пространством, откуда некоторые человеческие умы могут командовать Временем, а также…

Все ясно, не правда ли? Оставим «Аналог» и обратимся к журналу «Эмейзинг». Рассказ Альфреда Гроссмена «Ассенизаторы». Снова будущее. Студент слышит ночами шум на улице. Он спрашивает, что это такое, но ему настойчиво советуют не уточнять В дальнейшем выясняется, что ассенизаторы ловят на улице «лишних людей» и с нашей перенаселенной планеты отправляют их на Венеру…

Бросим «Эмейзинг» и вернемся к нашему номеру «Фэнтези». Рассказ Уилларда Марша «Грех Эдны Шустер». Эдна изменяет своему мужу с неким Раулем и вдруг обнаруживает однажды, что ее любовник сделан из опилок…

Как же все это понимать? Что же это за «научная фантастика»? Не следует ли считать всех этих хеймов, гессеритов и раулей свидетельством скорее нищеты, чем избытка воображения? Являются ли перечисленные рассказы характерными для американской фантастики?

Если говорить о количественной стороне дела, то, безусловно, являются. Из тех 500–600 рассказов и 80—100 романов, которые ежегодно публикуются в США под рубрикой «сайенс фикшн», 90 % — это макулатура. Удивляться здесь нечему, поскольку то, что прежде именовалось просто бульварщиной, надело космический шлем и называет теперь себя по-другому.

Но можем ли мы при всем том присоединиться к уничтожающему мнению, высказанному Норбертом Винером? Нет, потому что в оставшихся десяти процентах, представленных именами Брэдбери, Шекли, Саймака и Азимова (в лучших их вещах), есть много хорошего, а порой и прекрасного. А ведь мы всегда судим о литературе не по низким и позорным образцам, а по тому, что в ней сильно и высоко.

...

knigogid.ru

Фантастические журналы

В прошлом году, практически одновременно, в России прекратили выпуск двух знаковых для любителей фантастики изданий: журнала "Если" и альманаха "Полдень. XXI век". Некоторое время писатели и читатели были вынуждены искать замену этим незаменимым изданиям, находят приют в антологиях и малоизвестных до того момента газетах и журналах. Но по сути, единственным флагманом фантастики среди СМИ остался журнала "Мир Фантастики". Но свято место пусто не бывает. И сегодня я расскажу вам о новых и интересных фантастических журналах.

Журнал "Фантастика и детективы" (выпускается с 2012 года)

По сути, это своеобразный приемник журнала "Если".

"Как следует из названия - наша аудитория, это любители фантастики и детективов. Каждый новый номер - это сборник рассказов отечественных и зарубежных писателей, как уже известных, так и тех, кто только начинает радовать нас своим творчеством. Мы распространяемся в печатном и электронном виде (формат PDF). Печатный тираж — 3000 экз."Приобрести журнал можно здесь: тынц

Хорошая подборка рассказов, интересные авторы. В общем, всячески рекомендую :)

 

Журнала "ФанCity" (выпускается с 2013 года)

Этот журнал близок по формату журналу "Мир Фантастики", но выходит гораздо реже (4 выпуска в год).

"Тематический журнал «ФанCity» — издание для любителей фантастики и фэнтези. Мы откроем для вас всё разнообразие фантастических жанров, среди которых мистика и хоррор, городская фэнтези и литературная сказка, альтернативная история, панковские миры и многое-многое другое. Читатель узнает о новинках книжных издательств и о премьерах самых ожидаемых фильмов."

Узнать больше о журнале или купить новый выпуск можно вот по этой ссылке.

 

Альманах фантастики «Полдень» (выпускается с 2013 года)

Думаю, что по одному только названию становится понятно, что это полноправный преемник того самого "Полдня", что выпускался под патронажем Бориса Натановича Стругацкого и издательства "Вокруг Света".

"Альманах составлен из произведений, принятых в редакционный портфель журнала Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век», но так и не вышедших в свет в связи с закрытием журнала."

Альманах существует в двух видах: электронном и бумажном.

P.S. А какие ещё фантастические журналы есть в нашей стране?

fan-book.ru

Электронные книги жанра научная фантастика. Читать онлайн бесплатно! Сортировка по популярности

Редактировать описание

Список электронных книг на LibreBook, всего 879
12345..13→ Цветы для Элджернона (Flowers for Algernon)
Потерянный легион. Империя Солярис (Solaris) 1984 (Nineteen Eighty-Four)

1984

Nineteen Eighty-Four
Колыбель для кошки (Cat Аэлита Туманность Андромеды Академия (Foundation) Гиперболоид инженера Гарина
Война миров (The War of the Worlds) Машина времени (The Time Machine) Лед и пламя (Frost and Fire) Человек в высоком замке (The Man in the Hight Castle) Я, робот (I, Robot)

Сборник

Дивергент (Divergent) Межзвёздный скиталец (The Star Rover)
Человек-амфибия Мечтают ли андроиды об электроовцах? (Do Androids Dream Of Electric Sheeps?) Трещина во времени (A Wrinkle in Time) Маракотова бездна (The Maracot Deep) Профессия (Profession) Что может быть проще времени (Time Is the Simplest Thing) Фиаско Земля Санникова (Sannikov День триффидов (The Day of the Triffids (aka «Revolt of the Triffids»)) Стальные пещеры (The Caves of Steel) Сирены Титана (The Sirens of Titan) Автостопом по Галактике (The Hitch Hiker`s Guide to the Galaxy) Звезда КЭЦ И грянул гром (A Sound of Thunder) Свободное владение Фарнхэма (Farnham Алая чума (The Scarlet Plague) Улитка на склоне Кибериада (The Cyberiad: Cyberiada) Будет ласковый дождь… (There Will Come Soft Rains) Облачный атлас (Cloud Atlas) Тарзан и сумасшедший (Tarzan and the Madman) Прелюдия к Академии (Prelude to Foundation) Поиск Тарзана (Tarzan Играть, чтобы жить. Книга 1. Срыв Каждому своё Разбитые звезды (These Broken Stars) Последний вопрос (The Last Question) Дверь в стене (The Door in the Wall) Страна багровых туч Создания света – создания тьмы (Creatures of Light and Darkness) Воспламеняющая взглядом (Firestarter) Альрауне. История одного живого существа (Alraune. Die Geschichte eines lebenden Wesens) Город (City) Шепчущий во тьме (The Whisperer in Darkness) Камень предтеч (The Zero Stone) Тайна двух океанов Инсургент (Insurgent) Пустошь (The Aftermath) Плутония R.U.R. Костяной лабиринт (The Bone Labyrinth) Ловец снов Первые люди на Луне (The First Men in the Moon) Властелин Мира Древний. Вторжение (Ancient. Invasion) Ордер на убийство (The Kill Order) Играть, чтобы жить. Книга 3: Долг Том 2. Роковые яйца. 1924-1925

Сборник

Шестой сон (Le Sixième Sommeil) Идеал (Perfect) Страна Слепых (The Country of the Blind) Поющий колокольчик (The Singing Bell) Извне Я все снесу, милый 12345..13→
названия на Русском

librebook.me

Книжная серия «Зарубежная фантастика»

Издания
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
№48

Пески веков

антология, 1970 год

Описание:

Научно-фантастические рассказы о путешествиях во времени.Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Цветкова.
     

fantlab.ru

Читать Научно-фантастические рассказы американских писателей - Годвин Том - Страница 1

Научно-фантастические рассказы

АМЕРИКАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Научно-фантастические рассказы американских писателей - i_001.png

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вооружись терпением, читатель! Мы отправляемся в смелое путешествие по джунглям американской научной фантастики. Будем исследователями, проникнем в заросли, где среди цепких лиан, кровососных орхидей, ядовитых колючек, среди мрака чащи и засасывающей топи болот можно найти интереснейшие образцы игры ума, а порой и хинное дерево горечи сердца. В эти джунгли стоит углубиться, чтобы лучше понять, что тревожит сегодня американцев, среди которых уже немало таких, кто ищет выхода из дремучей чащи. Однако редкими будут еще наши находки, и на своем пути мы встретим много такого, что свидетельствует о фантазии, питаемой ненавистью, безысходностью, о фантазии, которая не в силах подняться до смелой и светлой мечты.

Итак, раздвинем завесу ярких и крикливых обложек…

Автоматическая аппаратура, совершенная, безотказная и безызносная, при полном отсутствии видимости точно посадила огромный самолет на бетонную, изъеденную временем дорожку. Подпрыгивая на рытвинах, подъехали бензозаправщики с нацеленными на самолет фотоэлектрическими фарами и через присоединившиеся шланги заполнили бак горючим. Бензин, без помощи людей получаемый на нефтеперегонных заводах, был подан по трубам на аэродром. Нефть поступала на заводы по нефтепроводу с неиссякающих промыслов, где узкоумные машины сами бурили скважины в нужных местах.

Вслед за бензозаправщиками к самолету подъехали бомбовозы и подвесили к фюзеляжу атомные бомбы, изготовленные на управляемых кибернетическими устройствами заводах, получающих сырье с автоматически разрабатываемых урановых рудников.

Самолет снова поднялся в воздух. Автопилот повел его по давным-давно заданному маршруту. Точно в нужном месте радиолокаторы в несчетный раз обнаружили один и тот же объект поражения и дали сигнал приборам бомбометания. Ядерные бомбы несравнимой ни с чем силы были сброшены на…

…на место, где двести лет назад существовал шумный, веселый, прекрасный город с дворцами и мостами, с парками и музеями, с величественной историей и светлыми надеждами…

Бомбы, сотрясая планету, взорвались среди серых бугров и черных кратеров, вздымая над пустыней тучу смертоносной пыли, которая расплылась уродливым грибом над безжизненной, давно уже необитаемой радиоактивной Землей…

Самолет развернулся и по заданной истлевшими мертвецами программе полетел обратно на свой старый, но все еще функционирующий аэродром без людей, где тупые машины снова заправили его горючим и упрямо снабдили страшными орудиями уничтожения, которым давно уже некого было уничтожать на мертвой планете.

Закроем эту мрачную страницу и обратимся к другой.

…Взрываются атомные бомбы, взвиваются в небо зловещие столбы черного дыма, расплываются там смертоносными грибами… Рухнули здания, сожжены сады и леса, испарились реки, почернела земля… В ужасе бегут в пустыню уцелевшие люди, пораженные неизлечимой болезнью. Рождаются дети-уроды. Забыты причины войны, погубившей культуру, забыты и основы самой культуры… К грозящим смертью развалинам нельзя подойти… Суеверный ужас порождает новую религию дикарей. Грубо утверждается право сильного. Снова бредет по земле одетый в шкуры пещерный человек. Перед ним — скрытые травой заржавевшие полосы металла. Назначение их не понять новым питекантропам, сутулым, длинноруким, снова заросшим шерстью, разучившимся мыслить…

С содроганием перелистывает читатель эти мрачные страницы, написанные, быть может, без всякой мысли вызвать протест против атомных войн. Но ради чего бы ни создавались американскими авторами романы о конце цивилизации и одичании человека — ради ли привычного устрашения, игры на нервах в годы военного психоза или ради затаенного, тлеющего, как искра под пеплом, возмущения безумной гонкой атомного вооружения, — все равно эти книги неизбежно воспринимаются читателем как предупреждение о близкой пропасти небытия, как призыв остановиться.

Первый роман об атомной войне и ее последствиях “Последние и первые люди” принадлежит Аллафу Стеббельдогу. На страницах романа не только упирались в облака огненные фонтаны взрывов, не только разверзалась земля и от ужаса сходили с ума люди, обреченные на одичание, — в нем подробно и точно рассказывалось о цепной реакции атомного распада, и притом совсем так, как в знаменитом секретном Манхэттен-проекте. И вот после окончания второй мировой войны взбешенные безграмотные маккартисты начали преследование писателя, затеяли беспримерное в истории расследование… От электрического стула писателя спасло лишь то, что его роман был опубликован в Лондоне в 1930 году… то есть до того, как физиками были сделаны открытия, легшие в основу атомной бомбы.

Оказывается, предугадывая пути развития современной физики, можно было понять и связанную с этим для человечества опасность в случае возможных конфликтов на Земле.

В Америке еще недавно издавалось свыше тридцати толстых научно-фантастических журналов и около семидесяти стеклографических изданий, которыми обменивались между собою страстные любители научной фантастики.

Но к знаменательному для развития человеческой фантазии 1957 году на американском научно-фантастическом фронте произошел кризис. Закрылось около двадцати журналов.

Что же случилось? Иссякла фантазия? Нет, у американцев ее всегда было достаточно. Скорее ответ нужно было бы искать в самом направлении американской фантастики, в своеобразном пресыщении читателя вымыслом, в ошеломляющем, парализующем читателя влиянии мрачной безысходности, пронизывающей типичные западные представления о будущем. На Западе стало страшно думать о будущем.

Но вот 4 октября 1957 года все человечество было потрясено беспримерным событием — запуском первого советского искусственного спутника Земли. Вслед за этим началось отнюдь не фантастическое, а самое реальное завоевание человеком космоса. Это решающим образом отразилось на американской фантастике. Достаточно сказать, что число американских научно-фантастических изданий снова удвоилось. Правда, решающих изменений в направлении фантастики не произошло.

Какой бы невероятной ни казалась порой американская научная фантастика, она все же невольно отражает действительность, реальные достижения, стремления, умонастроения.

Своим родоначальником американские фантасты считают Гуго Гернсбека, опубликовавшего в 1911 году роман “Ральф 124С-41+” — таково имя главного героя.

Американских фантастов, как и других, привлекает, например, мысль о множественности сосуществующих рядом миров, одновременно непостижимо далеких и предельно близких. В романе Хэлла Клеменса “Миссия тяготения” рассказывается об исследовании тяжелой планеты Солнца Лебедь-61. Ее можно увидеть лишь в сильнейший телескоп, но до планеты в то же время рукой подать, если понять принцип полоски Мёбиуса (кольцо из полоски тонкой бумаги, края которой перед склеиванием вывернули один относительно другого). Если по ней в одном направлении поползет муха, то она побывает и на той и на другой стороне полоски. Пройдя половину всего пути, муха окажется как раз под тем местом, откуда начала движение. Вот фантасты и воображают, что вселенная подобна полоске Мёбиуса. Стоит только каким-нибудь образом пройти сквозь воображаемую ее толщину, и вы окажетесь в другом конце Галактики”

Американские фантасты охотно отзываются на научные гипотезы, иной раз гиперболизируя их, доводя до абсурда, охотно принимают на вооружение термины, рожденные самыми новыми открытиями, но мало интересуются сущностью самих открытий. Прогресс науки и техники, питающий научно-фантастическую литературу, порой пугает их. Так, Форстер в романе “Машина остановилась” (1928) показывает страшный мир одичавших в технической цивилизации людей, живущих изолированно, каждый сам по себе, обслуживаемых некоей машиной и не способных уже ни трудиться, ни мыслить. Но вот машина остановилась…

online-knigi.com

Научно-фантастические рассказы американских писателей читать онлайн

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вооружись терпением, читатель! Мы отправляемся в смелое путешествие по джунглям американской научной фантастики. Будем исследователями, проникнем в заросли, где среди цепких лиан, кровососных орхидей, ядовитых колючек, среди мрака чащи и засасывающей топи болот можно найти интереснейшие образцы игры ума, а порой и хинное дерево горечи сердца. В эти джунгли стоит углубиться, чтобы лучше понять, что тревожит сегодня американцев, среди которых уже немало таких, кто ищет выхода из дремучей чащи. Однако редкими будут еще наши находки, и на своем пути мы встретим много такого, что свидетельствует о фантазии, питаемой ненавистью, безысходностью, о фантазии, которая не в силах подняться до смелой и светлой мечты.

Итак, раздвинем завесу ярких и крикливых обложек…

Автоматическая аппаратура, совершенная, безотказная и безызносная, при полном отсутствии видимости точно посадила огромный самолет на бетонную, изъеденную временем дорожку. Подпрыгивая на рытвинах, подъехали бензозаправщики с нацеленными на самолет фотоэлектрическими фарами и через присоединившиеся шланги заполнили бак горючим. Бензин, без помощи людей получаемый на нефтеперегонных заводах, был подан по трубам на аэродром. Нефть поступала на заводы по нефтепроводу с неиссякающих промыслов, где узкоумные машины сами бурили скважины в нужных местах.

Вслед за бензозаправщиками к самолету подъехали бомбовозы и подвесили к фюзеляжу атомные бомбы, изготовленные на управляемых кибернетическими устройствами заводах, получающих сырье с автоматически разрабатываемых урановых рудников.

Самолет снова поднялся в воздух. Автопилот повел его по давным-давно заданному маршруту. Точно в нужном месте радиолокаторы в несчетный раз обнаружили один и тот же объект поражения и дали сигнал приборам бомбометания. Ядерные бомбы несравнимой ни с чем силы были сброшены на…

…на место, где двести лет назад существовал шумный, веселый, прекрасный город с дворцами и мостами, с парками и музеями, с величественной историей и светлыми надеждами…

Бомбы, сотрясая планету, взорвались среди серых бугров и черных кратеров, вздымая над пустыней тучу смертоносной пыли, которая расплылась уродливым грибом над безжизненной, давно уже необитаемой радиоактивной Землей…

Самолет развернулся и по заданной истлевшими мертвецами программе полетел обратно на свой старый, но все еще функционирующий аэродром без людей, где тупые машины снова заправили его горючим и упрямо снабдили страшными орудиями уничтожения, которым давно уже некого было уничтожать на мертвой планете.

Закроем эту мрачную страницу и обратимся к другой.

…Взрываются атомные бомбы, взвиваются в небо зловещие столбы черного дыма, расплываются там смертоносными грибами… Рухнули здания, сожжены сады и леса, испарились реки, почернела земля… В ужасе бегут в пустыню уцелевшие люди, пораженные неизлечимой болезнью. Рождаются дети-уроды. Забыты причины войны, погубившей культуру, забыты и основы самой культуры… К грозящим смертью развалинам нельзя подойти… Суеверный ужас порождает новую религию дикарей. Грубо утверждается право сильного. Снова бредет по земле одетый в шкуры пещерный человек. Перед ним — скрытые травой заржавевшие полосы металла. Назначение их не понять новым питекантропам, сутулым, длинноруким, снова заросшим шерстью, разучившимся мыслить…

С содроганием перелистывает читатель эти мрачные страницы, написанные, быть может, без всякой мысли вызвать протест против атомных войн. Но ради чего бы ни создавались американскими авторами романы о конце цивилизации и одичании человека — ради ли привычного устрашения, игры на нервах в годы военного психоза или ради затаенного, тлеющего, как искра под пеплом, возмущения безумной гонкой атомного вооружения, — все равно эти книги неизбежно воспринимаются читателем как предупреждение о близкой пропасти небытия, как призыв остановиться.

Первый роман об атомной войне и ее последствиях “Последние и первые люди” принадлежит Аллафу Стеббельдогу. На страницах романа не только упирались в облака огненные фонтаны взрывов, не только разверзалась земля и от ужаса сходили с ума люди, обреченные на одичание, — в нем подробно и точно рассказывалось о цепной реакции атомного распада, и притом совсем так, как в знаменитом секретном Манхэттен-проекте. И вот после окончания второй мировой войны взбешенные безграмотные маккартисты начали преследование писателя, затеяли беспримерное в истории расследование… От электрического стула писателя спасло лишь то, что его роман был опубликован в Лондоне в 1930 году… то есть до того, как физиками были сделаны открытия, легшие в основу атомной бомбы.

Оказывается, предугадывая пути развития современной физики, можно было понять и связанную с этим для человечества опасность в случае возможных конфликтов на Земле.

В Америке еще недавно издавалось свыше тридцати толстых научно-фантастических журналов и около семидесяти стеклографических изданий, которыми обменивались между собою страстные любители научной фантастики.

Но к знаменательному для развития человеческой фантазии 1957 году на американском научно-фантастическом фронте произошел кризис. Закрылось около двадцати журналов.

Что же случилось? Иссякла фантазия? Нет, у американцев ее всегда было достаточно. Скорее ответ нужно было бы искать в самом направлении американской фантастики, в своеобразном пресыщении читателя вымыслом, в ошеломляющем, парализующем читателя влиянии мрачной безысходности, пронизывающей типичные западные представления о будущем. На Западе стало страшно думать о будущем.

Но вот 4 октября 1957 года все человечество было потрясено беспримерным событием — запуском первого советского искусственного спутника Земли. Вслед за этим началось отнюдь не фантастическое, а самое реальное завоевание человеком космоса. Это решающим образом отразилось на американской фантастике. Достаточно сказать, что число американских научно-фантастических изданий снова удвоилось. Правда, решающих изменений в направлении фантастики не произошло.

Какой бы невероятной ни казалась порой американская научная фантастика, она все же невольно отражает действительность, реальные достижения, стремления, умонастроения.

Своим родоначальником американские фантасты считают Гуго Гернсбека, опубликовавшего в 1911 году роман “Ральф 124С-41+” — таково имя главного героя.

Американских фантастов, как и других, привлекает, например, мысль о множественности сосуществующих рядом миров, одновременно непостижимо далеких и предельно близких. В романе Хэлла Клеменса “Миссия тяготения” рассказывается об исследовании тяжелой планеты Солнца Лебедь-61. Ее можно увидеть лишь в сильнейший телескоп, но до планеты в то же время рукой подать, если понять принцип полоски Мёбиуса (кольцо из полоски тонкой бумаги, края которой перед склеиванием вывернули один относительно другого). Если по ней в одном направлении поползет муха, то она побывает и на той и на другой стороне полоски. Пройдя половину всего пути, муха окажется как раз под тем местом, откуда начала движение. Вот фантасты и воображают, что вселенная подобна полоске Мёбиуса. Стоит только каким-нибудь образом пройти сквозь воображаемую ее толщину, и вы окажетесь в другом конце Галактики”

1

Загрузка...

bookocean.net

Читать онлайн "Американская фантастика" автора Гансовский Север Феликсович - RuLit

Север Гансовский

Американская фантастика

Уважаемые товарищи, в прошлом номере «Техники — молодежи» в заключительной статье о конкурсе на лучший научно-фантастический рассказ по рисунку было сказано о проблемах советской фантастики. А как дело обстоит с зарубежной, с американской в частности? Я, например, читал, что в США очень много журналов, занимающихся специально этим жанром. Значит, фантастика там расцветает. Расскажите, пожалуйста, об этих журналах.

Виктор СУШКОВ, Петрозаводск

Американская фантастика!..

Предоставим сначала слово американцам:

«В наше время научная фантастика стала модой… С одной стороны, такого рода литература возбуждает инстинкты насилия и жестокости, оказывая такое же пагубное влияние, как лишенные комизма комиксы или гангстерские истории… С другой стороны, эта литература способствует воспитанию поколения молодежи, которое, овладев языком научно-фантастических произведений, считает, что оно мыслит научными терминами».

Норберт Винер

Это говорил ученый, а теперь слово писателю:

«Я считаю, что научная фантастика одержала замечательную победу, принадлежащую только ей одной, а не основному направлению художественной литературы — она подготовила молодежь нашего времени к грядущей космической эре».

Роберт Хайнлайн

Не будем пока высказываться ни «за», ни «против», бросим взгляд на журнальную фантастику США. Действительно, специальных научно-фантастических журналов в Америке выходит немало, причем число их от года к году колеблется в зависимости от читательского спроса. Ныне в США можно насчитать 6–7 ведущих изданий с большими тиражами и на нескольких языках.

Каковы они?

Возьмем наудачу одну книжку «Фэнтези» («The Magazine of Fantasy and Science Fiction»). По формату она похожа на наш «Искатель». Главный материал тут — роман Пола Андерсона «Каперское свидетельство». Действие происходит в будущем. Гуниар [Гуннар][1] Хейм, бывший звездолетчик, а ныне бизнесмен, решает на свой страх и риск вступить в бой с могущественной планетой Алерионой [Алерноной], которая угрожает землянам. На свой риск — потому, что на Земле довольно сильна партия борцов за мир, которые травят честных бизнесменов, называя их «поджигателями» и «экстремистами». «Гнусные» борцы за мир выкрадывают дочь Хейма, но тот отвечает похищением главы делегации алернанцев [алерианцев] — странного и зловещего инопланетного существа. Первая часть кончается тем, что дочь возвращена и корабль Хейма с двумя сотнями отчаянных ребят на борту стартует в космос…

Что будет во второй части, можно легко предсказать…

В начале своего пути П. Андерсон обещал многое, и, видимо, то хорошее, что было в его ранних произведениях, позволило Ивану Антоновичу Ефремову так тепло отозваться в журнале «Знание — сила» об этом писателе. К сожалению, в подавляющей части его научно-фантастических сочинений, — а П. Андерсон чрезвычайно плодовит — нет ни науки, ни фантазии. Все то последнее, что им опубликовано, рождено… не вдохновеньем, не счастливыми открытиями ищущего ума, не «сердца горестными заметами». Это холодная, расчетливая компиляция, высасывание из пальца. Мир, изображаемый в его бесчисленных романах, — мир не будущего, а прошлого, мещанское, банальное представление о том, что ожидает человечество впереди. Во вселенной, нарисованной Андерсоном, скучно, пусто и бесперспективно, как в курительной кинотеатра. Чем дальше мы улетаем с этим литератором от Земли, чем больше тысячелетий отсчитывают часы в штурманской, тем меньше и мельче становятся Мирозданье и Будущее, где все трудности разрешаются ударом в челюсть. Планеты мелькают одна за другой, встречаются различные насекомо-, насорого- и осьминогоподобные существа, но никто им не удивляется, ничто не вызывает интереса или даже простого любопытства. Все открытия уже свершены, все непознанное познано, остается лишь дать кой-кому в зубы и начинать наживаться.

Возникает вопрос: если этот самый Хейм ведет себя на любой планете так же, как в баре Далласа, то зачем было вообще путешествие в будущее и в космос? Ответ прост. Потому что космос — это продажно. Потому что, если с такой поспешностью и безответственностью писать о Земле, каждый поймает тебя на фальши, трюизмах н неправде… И все же именно Пол Андерсон является сегодня наиболее авторитетной фигурой в американской журнальной фантастике и более, чем кто-нибудь другой, определяет ее лицо. У него множество последователей, и все выходящее из-под его пера мгновенно становится достоянием публики. Успех! Но успех у мещан, который объясняется банальностью писаний этого автора.

вернуться

Из-за невысокого качества картинки (страница из djvu) невозможно точно определить "и" должна быть или "н".

(Примечание СП.)

www.rulit.me


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта