Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Международное авторское право: вопросы теории и практики. Авторское право статьи в журналах


Авторское право

Авторы, желающие воспроизвести разделы текста, данные или изображения из ранее опубликованных источников или любых других источников, авторские права в отношении которых принадлежат третьим лицам, должны получить письменное разрешение от владельца авторских прав и любых других заинтересованных лиц. Пожалуйста, обратите внимание на то, что все источники должны быть упомянуты в статье, независимо от того требуется ли для них разрешение или нет.Авторы должны получить разрешение на использование следующих пунктов в своей статье, обеспечив получение разрешений для каждого из трех следующих пунктов:

  • любые географические регионы мира; 
  • во всех форматах, включая электронный; 
  • без ограничения срока действия

Авторы могут использовать шаблоны разрешений и заявочное письмо. Обратите внимание на то, что сегодня многие издатели обрабатывают запросы на разрешение в отношении авторских прав онлайн посредством Rightslink (ссылка на разрешение, как правило,  предоставляется с абстрактной страницы соответствующей статьи).Автор должен заполнить подробные сведения о статье и журнала, в который направляется статья, и получить подпись на разрешительном письме. Многие владельцы авторских прав предпочитают предоставлять собственные письма-разрешения, что является допустимым при условии включения всех трех положений относительно географического расположения, формата и бессрочного действия разрешения на повторное использование (см. выше).Для получения более подробной информации, обращайтесь в Отдел выдачи разрешений НП "ОРИС":[email protected]

Получение разрешения на повторное использование материала НП "ОРИС"Любое повторное использование или воспроизведение публикаций НП "ОРИС", помимо обзорных целей или случаев честной деловой практики должно быть подкреплено разрешением владельца авторского права.Запросы на получение такого разрешения следует направлять в Центр по проверке авторских прав (CCC), действующий от имени и по поручению владельцев авторских прав. Заказы могут быть размещены онлайн по адресу www.copyright.com, по электронной почте ([email protected]) или по телефону +1-855-239-3415 или +1-978-750-8400. Название журнала подлежит обязательному упоминанию. Пожалуйста, укажите в подробностях, кем вы являетесь, материал, который вы хотели бы использовать, а также цель планируемого применения, например: повторная публикация в журнале, книге, дипломной работе или диссертации, включая любой электронный формат.НП "ОРИС" является членом STM, следовательно, разрешения предоставляются в соответствии с Рекомендациями, предлагаемыми данной организацией.

 

ores.su

Авторское право в журналистике

Создавая, редактируя, компонуя произведения для СМИ, переводя их на другие языки, цитируя, работая над «перемонтажными» передачами и фильмами и т.д., журналист вступает в отношения, которые регулиру­ются авторским правом. Оно возникает в связи с созданием, выпуском в свет или эфир, распространением или каким-либо иным использова­нием произведений различных областей творчества - публицистики, искусства, науки - независимо от того, выходят они отдельно или в со­ставе номера, выпуска, программы, сборника и т.д.

В силу все более широких международных обменов информацией существует несколько межгосударственных документов, в том числе принятых ЮНЕСКО (Всемирная конвенция по авторским правам в редак­циях 1952 и 1971 годов. Бернская конвенция 1988 года. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фо­нограмм и радиовещательных организаций и др.). В РФ действует Закон об авторском праве и смежных правах.

Авторское право распространяется на выраженные в объективной форме, т.е. зафиксированные на бумаге, кино-, фото-, видеопленке и другими способами, произведения, являющиеся результатами творчес­кого труда независимо от назначения и достоинства, способа воспроиз­ведения, а также оттого, выпущены они в свет или нет. Авторское пра­во не распространяется на официальные документы.

Согласно авторскому праву государство охраняет и неимуществен­ные и имущественные права авторов произведений. При этом автор­ское право принадлежит как отдельным лицам, так и коллективам. Ре­дакции газет, журналов, агентств, теле- и радиоорганизаций, создающие из отдельных произведений номера, выпуски, программы, пресс-релизы и т.п., имеют на эти издания и выпуски авторское право. Авторское право на произведение, созданное при выполнении служеб­ного задания, принадлежит автору, хотя в этом случае работодатель вправе требовать обозначения на нем своего имени.

По международным нормам наличие авторских прав на произве­дение обозначается значком © - от первой буквы английского терми­на copyright, свидетельствующего о резервировании права на вос­произведение.

Произведение считается созданным в соавторстве, когда либо авторы создают отдельные части цельного произведения, либо все произведение является плодом их совместного труда. Литературная запись, литератур­ная обработка, редактирование не являются авторством, хотя имя работ­ника может быть обозначено на публикации, а его труд оплачен. В тех случаях, когда существует соглашение с литобработчиком и литзаписчиком, вносящими творческий вклад в произведение, возникают отношения соавторства. Автором является также создатель самостоятельного произ­ведения, взявший другое произведение за основу (сценарий по книге, иллюстрации к изданию и т.д.). Автором является и журналист, провед­ший «круглый стол», интервью, обзор писем и т.п.

Авторское право не распространяется на тему, фактический материал, имена героев, концепцию произведения и его частей, хотя они и являют­ся плодом творческих усилий. Поэтому иногда выдвигаются требования ввести авторское право репортера на сообщение об открытии и о впер­вые им описанном факте или событии.

Личные (неимущественные) права автора предполагают, что он как автор имеет право на обозначение своего имени при публикации, а так­же может выпустить произведение без указания имени (анонимно) или под вымышленным именем (псевдонимом). При этом подлинный автор должен быть известен редактору, который не имеет права раскрывать настоящее имя автора без его согласия, но обязан сделать это по реше­нию суда (так как суд выносит решения только относительно реально су­ществующих лиц). Автор располагает правом решать, как публиковать свое произведение. Для его издания и переиздания также требуется со­гласие автора. Автор имеет право на неприкосновенность произведе­ния; сокращения, переработка, исправления без его согласия являются нарушением авторского права и могут повлечь по решению суда возме­щение автору убытков.

Использование произведения (в том числе перевод на другой язык) возможно только с согласия автора, хотя допускается воспроизведение его в радиотелевизионной и газетной периодике (если не было специаль­ного авторского запрета), воспроизведение в единичных экземплярах в научных, учебных, просветительских целях (без извлечения прибыли), а также цитирование в других произведениях.

Неимущественное авторское право действует бессрочно. Имущественное право заключается в возможности в обусловлен­ных случаях получать авторское вознаграждение - гонорар. В качест­ве уголовного преступления рассматривается плагиат - намеренное воспроизведение полностью, значительных частей или основных по­ложений чужого произведения под своим именем или под именем третьего лица.

Имущественные права действуют в течение жизни автора и на про­тяжении 50 лет после его смерти. Защита нарушенных прав осуществля­ется через суд, по решению которого может быть оглашено подлинное имя автора, запрещены сделанный с нарушением права выпуск в свет или распространение произведения, внесены исправления в соответст­вии с авторской волей, произведены другие действия, включая возме­щение автору или его наследникам убытков за незаконное использова­ние произведения.

studfiles.net

Авторское право и интернет | Наука и жизнь

Интернет уже давно вошёл в нашу жизнь как удобный источник знаний и развлечений. Но мы редко задумываемся о том, что существуют законные правила использования информации, которую получаем через сеть. Ведь информация, будь она текстовая, аудио-, видео-, графическая (фото или рисунки), программная или какая-либо ещё, — плод человеческого интеллекта, творчества, и на интернет распространяется действие общих правил авторского права.

Фото: Numismarty/ru.depositphotos.com.

Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования интеллектуальной собственности. В цивилизованном обществе интеллектуальная собственность, как и материальная, охраняется государством. Заметим, что в США случаи нарушения авторских прав расследует такая серьёзная организация, как ФБР, даже если они не связаны с материальным ущербом.

Для начала напомним, что, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Закон защищает литературные, музыкальные, сценарные, хореографические, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, географические и другие карты, планы, программы для ЭВМ. Интернет-сайт тоже можно рассматривать как объект авторского права, ведь кем-то он создан, значит, имеет автора.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся так называемые производные произведения, созданные переработкой уже имеющегося другого творения (например, экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы). Поскольку тот, кто переработал исходное произведение, также вложил свой интеллектуальный труд, то ему принадлежат авторские права на результат переработки.

Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на его персонаж. Например, чтобы воспользоваться символом в виде симпатичного зверька — Чебурашки, необходимо испросить на это согласие его авторов — писателя Эдуарда Успенского и художников-мультипликаторов.

Для возникновения авторских прав не требуется официальной регистрации произведения. Важно лишь, чтобы оно было обнародовано.

Если вы сочинили стихотворение ко дню рождения своего друга и разместили его в интернете, то вы изначально являетесь его автором, и никто не имеет права выдать этот стих за свой, что-то изменить, добавить, исправить. Другой вопрос — как в случае конфликта доказать своё авторство. Но это уже отдельная тема — проблема обеспечения доказательств.

А вот идея, мысль, сюжет не являются объектами авторского права. Разные авторы могут написать книги на один и тот же сюжет, и при этом у них будут разные объекты авторских прав. Скажем, Алексей Толстой написал «Приключения Буратино», сильно переработав сюжет Карло Коллоди, а затем по этой книге и фильмы снимали.

Автору по закону принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование. Автор может его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Как правило, за использование произведения положен авторский гонорар.

Из статьи 1270 ГК РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; его распространение и публичный показ. Сюда же относится импорт оригинала или экземпляров произведения для распространения в нашей стране, выдача произведения напрокат, его публичное исполнение, передача по радио и телевидению, перевод или другая переработка.

Отмечу, что своё исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может по договору передать другому лицу. И тогда разрешение на использование придётся запрашивать у этого другого лица.

Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После смерти автора его правами распоряжаются наследники или правопреемники, и в течение 70 лет необходимо испрашивать их согласие на использование произведения. После указанного срока оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться кем угодно, в том числе в интернете, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Что же касается других вышеуказанных прав автора, то они неотчуждаемы. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно. Никто не сможет спустя столетия после смерти Александра Сергеевича Пушкина присвоить себе авторство или позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин».

Наверняка вы замечали, что на радио и телевидении в последнее время редко транслируют театральные постановки. Одна из основных причин — работающее авторское право. Ведь чтобы предложить слушателю или зрителю спектакль, поставленный на театральных подмостках, администрация канала должна заплатить немаленький авторский гонорар, что может сильно уменьшить доход от телерекламы.

Авторами театральной постановки, как и любого фильма, художественного или документального, считаются автор произведения, положенного в основу пьесы или фильма, автор сценария, режиссёр-постановщик, композитор, поэт (если в пьесе или кинофильме есть песни). Все они имеют право на гонорар.

Не относятся к объектам авторских прав официальные документы госорганов и муниципальных органов власти, международных организаций, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, деньги, марки…), а также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов. Нет авторского права и на сообщения чисто информационного характера (новости дня, программы телепередач, расписания транспорта, прогнозы погоды и так далее).

Фольклор можно смело исполнять публично в коммерческих целях, не испрашивая ни у кого разрешения и не опасаясь каких-либо материальных претензий. Ведь у него нет конкретного автора.

Интернет хорош тем, что большинство информационных ресурсов предоставляются для свободного доступа. Помещая какую-то информацию в интернет, вы её обнародуете для всех. Но свободный доступ не означает свободного использования.

Сейчас в интернете много как платных, так и бесплатных ресурсов. Если доступ к информации на сайте бесплатен, это не значит, что, используя его информацию, не надо соблюдать требования закона. Чаще всего закон нарушают, разместив на своём сайте чужие произведения без разрешения авторов.

Что же можно делать без согласия автора и бесплатно, а чего нельзя?

По статье 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты гонорара воспроизведение гражданином обнародованного произведения исключительно в личных целях, для себя.

Уточню, что воспроизведением считается также и изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Кстати, его скачивание на жёсткий диск своего компьютера — тоже воспроизведение.

Мы смело, не испытывая угрызений совести, можем скачать, например, книгу из интернета для личного чтения и чтения членами своей семьи, но не имеем права, не поставив в известность автора (правообладателя), размножить эту копию для продажи.

Но есть исключения. Даже для личного пользования нельзя копировать произведения архитектуры — здания и другие сооружения (нельзя возвести на своём дачном участке копию памятника Петру Первому или главного здания МГУ). Нельзя копировать целиком базы данных или их существенные части. Даже для себя, без продажи другим, нельзя копировать компьютерные программы. Нельзя полностью репродуцировать книги и ноты, то есть факсимильно их копировать с помощью любых технических средств.

Нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо, кроме вашей семьи. То есть нельзя, сидя в театре, вести видеосъёмку спектакля, чтобы потом размножить её и продавать желающим. Но показать своим родным можно.

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения цитировать его труд в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях. Сюда входят и обзоры печати с отрывками из газетных и журнальных статей. Можно использовать произведения и отрывки из них как иллюстрации в учебном издании, радио- и телепередачах или в своём блоге. Но обязательно указать, кто автор и откуда взята цитата.

Разрешено воспроизводить в периодическом печатном издании, читать по радио или телевидению статьи по различным актуальным вопросам, опубликованные в печатной периодике, если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем.

Никто не запрещает воспроизвести в периодике, сообщить в радио- и телепередачах публично произнесённые политические речи, обращения, доклады и тому подобное в объёме, необходимом для информирования читателей, слушателей и зрителей.

Закон разрешает в репортажах о различных событиях показывать произведения, увиденные или услышанные репортёром. Это значит, что не запрещены репортажи с выставок, концертов, конкурсов исполнителей и других культурных событий.

Разрешено бесплатное публичное исполнение произведений вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы. То есть поставить своими силами спектакль в школе, больнице или тюрьме можно без разрешения автора.

В нашем законодательстве существует понятие «смежные права». Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Ведь они заключили договор с автором, разрешившим им использовать своё произведение.

Смежные права тоже охраняются. В российском Уголовном кодексе на этот счёт есть статья 146 под названием «Нарушение авторских и смежных прав». Она предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю, а равно и за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. При этом крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает сто тысяч рублей, а особо крупным — миллион рублей. Наказание — лишение свободы на срок до шести лет. Но, конечно, дело до уголовного преследования у нас в стране редко доходит. В основном используются гражданско-правовые методы защиты — возмещение материального ущерба.

В интернете по объективным причинам сложно добиться максимального соблюдения авторского права, но то, что российское законодательство хотя бы обратило на это внимание, уже большой плюс.

Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, может направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав. Владелец информационного ресурса обязан рассмотреть претензию в течение 24 часов и удалить незаконно размещённую информацию.

Если же реакции на заявление нет, правообладатель может потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор.

www.nkj.ru

Как защитить свое авторское право от недобросовестных изданий?

В Роспатенте регулярно проводятся конференции.Тезисы докладов в очень сокращенном виде публикует Роспатент, а сами доклады в доработанном виде публикуются в виде статей в профессиональных журналах.

После одного из выступлений на конференции, мною была написана статья, на ту же тему, но усиленная примерами и указаниями на Статьи Законов, несколько отличающаяся от доклада, прозвучавшего на конференции, причем в ней были приведены различные ситуации с оригинальными примерами (статья приведена на сайте фирмы). Статью попросил для публикации один из профессиональных журналов (название журнала не привожу),в беседе с ответственным лицом данного журнала, была в телефонном разговоре выражена благодарность за присланный материал и обещание опубликовать его в ближайшем номере.

Этот материал не был опубликован в ближайшее время.

Каково же было мое удивление, когда я обнаружила более позднюю публикацию моего материала с некоторыми видоизменениями, но под другой фамилией.

Я провела опрос ряда патентных поверенных и выяснила, что многие из них так же, как и я обнаружили присланный ими в журнал материал, опубликованным под той же самой фамилией.

Данный факт очень неприятен, (именно поэтому и не привожу название журнала) но, поскольку в подобной ситуации я оказалась не единственной , то встает вопрос, как же защитить свое авторское право на статью, которую, Вы направляете в такой недобросовестный печатный орган?

Можно, конечно, защитить себя в судебном порядке, но этот процесс длительный, дорогостоящий и требует документального подтверждения Ваших авторских прав. Для этого необходимо много сил и времени, поскольку до того как Вы предоставите свой материал в печать, нужно зарегистрировать его в Российском авторском обществе и, только потом направлять его в недобросовестный печатный орган с распиской о получении на копии предоставленных материалов.

Регистрация в Российском авторском обществе может защитить Ваше авторское право, но, к сожалению, не может защитить идею, которую Вы изложили в виде статьи.

Поскольку журнал затянул с моей публикацией, то я выложила статью в Интернет до того, как данная несколько видоизменения статья была опубликована журналом под чужим именем и тем самым утвердила дату открытого показа моего авторского права до даты публикации этой статьи под другим именем.

До того, как мною было обнаружено, что моя статья опубликована в журнале в несколько видоизмененном виде под другим именем, я вела с журналом переписку и даже обращалась в Роспатент с вопросом о причине затягивания печати статьи.

Причем на запрос в журнал о причине затягивания публикации статьи редакция журнала  в своем письменнои ответе не нашла ничего лучше, чем нанести необоснованное оскорбление.

Из переписки следовало, что журнал отказывается печатать статью по той причине, что знания автора статьи недостаточно профессиональны, чем мне было нанесено необоснованное оскорбление. (напоминаю, что позже моя статья , несколько видоизмененная, вышла в  этом же журнале под другим именем).

Поскольку была задета моя профессиональная честь, то мне пришлось защищаться и направить это письмо в  Роспатент с просьбой разобраться по данному вопросу, и получив ответ от Генерального директора Роспатента направить письмо в редакцию журнала и привести в нем мнение Генерального директора Роспатента.

Приводим выдержки из письма в редакцию, направленного от нашей фирмы .

На Ваше письмо сообщаем, что, к сожалению, мы не можем согласиться с субъективным мнением главного редактора журнала в том, что знания автора статьи, которую Вы отказались печатать не обладают достаточным профессиональным уровнем, поскольку Прозоровская Елена Васильевна имеет десятилетний стаж работы во ВНИИГПЭ(ФИПС) в отраслевом отделе старшим научным сотрудником и пятилетний стаж работы в качестве руководителя патентного отдела.

Последние десять лет Прозоровская Елена Васильевна занимает  руководящие должности, имеет четыре диплома о Высшем образовании и Свидетельство Патентного поверенного Российской Федерации .

Прозоровская Елена Васильевна награждена РОСПАТЕНТОМ Почетной Грамотой «за добросовестную и многолетнюю работу, в связи с 40 — летием со дня образования Всесоюзного научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы — предшественника Федерального института промышленной собственности».

Кроме того,  мнение главного редактора Вашего журнала не совпадает по данному вопросу с мнением Генерального директора РОСПАТЕНТА, который в своем ответе на наше письмо по данному вопросу сообщил, что «Само участие г-жи Е. В. Прозоровской в работе прошедшей конференции было плодотворным и полезным для всех, что дает основание надеяться и на дальнейшее сотрудничество».

При этом Генеральный директор Роспатента сообщил следующее:

«Вместе с тем считаю необходимым обратить внимание на то, что Оргкомитет конференции свои обязательства и в отношении публикации тезисов доклада в сборниках материалов конференции, и в отношении передачи доклада в редакцию указанного журнала выполнил полностью.

Однако, упомянутый журнал является самостоятельным вневедомственным изданием и в своей деятельности не подотчетен ни Роспатенту, ни Оргкомитету конференции.Учитывая изложенное, могу лишь рекомендовать конкретную информацию о причинах непубликации доклада г-жи Е. В. Прозоровской получить в редакции журнала.»

В своем ответе редакции журнала наша фирма сообщила, что мы благодарим редакцию за ответ на наше письмо, поскольку считаем, что именно указанную в ответе Генерального директора Роспатента рекомендацию, в получении от редакции журнала пояснений о причинах отказа публикации данного доклада в виде необоснованного оскорбления мы получили от редакции журнала документально подтвержденное( в письменнои виде).

Конечно, можно было бы затеять судебную тяжбу с редакцией журнала за нанесение оскорбления( документально родтвержденное), но как всегда на себя не хватает времени.

Несмотря на такую ситуацию, редакция продолжает просить материал для печати, но с таким  журналом, к тому же профессиональным, для ограниченного круга лиц, конечно же , больше нет никакого желания общаться.

Поскольку в наше время Интернет практически   вытеснил печатные издания с небольшими тиражами, то пропал смысл печататься в таких изданиях, и появилась новая возможность получения информации, которая быстро доходит по времени до заинтересованных специалистов, достаточно выложить статью в Интернет.

Мы публикуем свои статьи на нашем сайте и предоставляем возможность для их публикации другим организациям.(с разрешения)

Теперь всю интересующую информацию проще найти в Интернете.

Например, на сайте Клуба патентных поверенных много публикаций патентных поверенных, юристов, журналистов , адвокатов и других профессионалов, в том числе и наши статьи.

Приводим сайт www.patentclub.ru — Клуба патентных поверенных, на котором в реальном времени можно найти все публикации в области интеллектуальной и промышленной собственности, а также новости в этой же области.

На сайте Клуба патентных поверенных опубликована также и статья о недобросовестных изданиях и случаях, аналогичных приведенному.

Статья называется «Диктатура копирайта», она содержит целый ряд примеров аналогичных случаев, произошедших с журналистами, причем описаны и такие случаи, когда журналисты выигрывали процессы у недобросовестных изданий, но, к сожалению это произошло не в нашей стране.

www.businesspatent.ru

5 постулатов об авторском праве для копирайтеров и журналистов

авторское право в Интернете

Плох тот журналист, у которого ни разу не воровали тексты. Предположим, что все печатные издания исправно платят гонорары и не размещают статьи без согласия автора. Другое дело обстоит с Интернет-сайтами. Автор публикует свой материал на портале газеты или журнала, а через неделю текст уже «разошелся» по десяткам других сайтов и блогов. Такова сущность Интернета – оперативно тиражировать электронный контент по миллионам html-страниц, — скажет любой пользователь. С этим сложно поспорить. Этой статьей мы попробуем не согласиться с утверждением, что авторского права в Интернете не существует.

Впервые опровержение сложившемуся общественному мнению о безнаказанности действий на просторах виртуальной паутины было сделано в январе 2008 года. Тогда утратил силу Закон об авторском праве и его статьи сменили прописку на Четвертую часть Гражданского кодекса РФ. Законодатель внес коррективы, так появились правовые нормы о программах для ЭВМ и изготовителях компьютерных баз данных, урегулированы вопросы официальных документов. Для авторов детально прописаны права на обнародование произведения, введено такое понятие как «сложный объект», когда над созданием мультимедийного продукта или новой технологии трудятся несколько авторов, обозначен процесс заключения договоров о полной передаче всех принадлежащих автору исключительных прав, а также уделено внимание «музыкальным правам».

Постулат 1: Авторское право не подлежит регистрации

Эта тонкость ускользает от внимания многих авторов. Следует помнить, что объект авторского права под общим названием «литературное произведение» не требует обязательной регистрации. Авторское право возникает в момент создания произведения, вне зависимости от формы и носителя, на котором размещено произведение. Автор по собственному желанию может провести процедуру обеспечения доказательств, дабы в дальнейшем избежать возможных неурядиц в вопросе, а кто же собственно автор. В законе прямо указано, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Только в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, но и она осуществляется по желанию правообладателя.

Постулат 2: Юристы рекомендуют – защищайтесь до кражи!

Исходя из первого постулата можно сделать вывод, что созданное произведение априори принадлежит автору. И да, и нет. Согласно букве закона, у нас действуют превентивные методы защиты, а значит, что в случае спора автором будет являться то лицо, которое предоставит наиболее ранние доказательства существования произведения. Если говорить проще, то в случае если Вы опубликовали текст в газете или журнале, у Вас есть экземпляр, Ваша фамилия и дата выхода будет служить подтверждением авторства. В такой ситуации свои права, скорее будет отстаивать редакция, а не единолично автор. Но бывают другие ситуации. Автор отправляет  ранее неопубликованную в СМИ статью на конкурс, сайт, в газету, журнал. Что делать? Как доказать в случае спора, что статья-то действительно моя?!

Постулат 3: Правовая самозащита

Один из наиболее надежных способов защиты (доказательствами возникновения авторского права) — нотариальное действие способ «удостоверения времени предъявления документа». Совершается действие на основании Вашего заявления (устного или письменного). Документы, время предъявления которых необходимо удостоверить, могут быть самыми различными – журналистское расследование, описательная статья, стихотворение, поэма, текст сайта, блога.  Вы имеете полное право предъявить тексты художественного произведения, сценарий кинофильма, тексты диссертаций, изображения рисунков, графики, дизайна и т.п. На экземплярах документов выполняется удостоверительная надпись нотариуса и у него остается на хранение один экземпляр документа. В случае нарушения авторских прав, в суде у Вас не должно возникнуть проблем с доказательством, что именно вы являетесь правообладателем, так как можно будет предъявить нотариально удостоверенный документ с датой, а также пригласить в суд нотариуса и допросить его в качестве свидетеля. Некоторые нотариусы производят «осмотр» Интернет-сайта. На практике нотариусов, которые соглашаются провести «осмотр» единицы. Максимум, на что можно уговорить нотариуса – это зафиксировать время и место предъявления распечатки Вашего сайта. Кроме того, не у всех нотариусов есть персональные компьютеры и далеко не все умеют ими пользоваться.

Второй — наиболее бюджетный способ обеспечения доказательств авторства – отправка произведения заказным письмом с уведомлением самому себе. Конверт при этом вскрывать не нужно. В письмо так же можно вложить распечатанный на цветном принтере дизайн сайта, изображения логотипов, фотографические изображения, а так же тексты на бумажном носителе или компакт-диске.

Третий способ – депонирование произведения в авторском обществе (например, РАО) или юридической компании, которая предоставляет подобные услуги. Будьте осторожны, не стоит доверять неизвестным юридическим сайтам, которые предлагают депонирование Вашего произведения через интернет.

Четвертый способ, если речь идет о компьютерных разработках (программах ЭВМ) — по желанию автора защитить с помощью государственной регистрации компьютерных программ и баз данных с выдачей свидетельства государственного образца. После совершения «бюрократических» процедур Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) выдает документ о том, что Вы являетесь автором этого программного «продукта».

Пятый способ. Теперь автор может зарегистрировать права на цифровую информацию как программу для ЭВМ или базу данных в Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США. Как и в случае с депонированием и нотариусом регистрация в Библиотеке Конгресса носит «заявительный характер», то есть проверку, не создал ли кто-либо подобное произведение раньше Вас, американцы производить не будут. Кроме того, для российского суда доказательства из Библиотеки, пусть даже Конгресса США, скорее всего, не будут иметь большого веса. Если автор хочет «зафиксировать» свое произведение за пределами нашей страны, вполне можно депонировать произведение у нотариуса любой страны мира – это будет достаточно весомым аргументом. Подробнее о способах защиты объектов авторского права Вы можете прочитать в нашей книге.

Постулат 4: Рекомендация по защите текстов сайта

Рекомендуется указывать на произведении (сайте, статьях) знак «копирайта». Закон по этому поводу гласит: правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения. Пример: © Рога и копыта 2009.

Постулат 5: Когда петух клюнул

Если у Вас уже украли тексты и Вы не предприняли ни одной попытки обеспечить доказательства авторства, не остается ничего иного, как обратиться к опытному юристу. Только он поможет разобраться в ситуации, посоветует, что следует сделать и сориентирует, каковы шансы на победу.

Ниже представлен перечень сайтов профессиональных юристов, многие из которых оказывают предварительные бесплатные юридические консультации по ICQ, почте, телефону:

В Интернете каждому из нас нередко приходится наблюдать, когда контент сайта, игнорируя знак «копирайта», незаконно заимствуют или попросту воруют владельцы других ресурсов. Противоправные действия третьих лиц наносят финансовый ущерб заказчикам, которые заплатили за ранее «уникальный» контент профессиональным дизайнерам, программистам, фотографам, копирайтерам, провоцируют проблемы в продвижении сайтов и, конечно нарушают закон Гражданского кодекса об авторском праве. Остается только надеяться, что с повышением уровня правовой грамотности и осведомленности в этом вопросе количество желающих позариться на наше творчество заметно сократится.

Автор: Ольга Копцева, консультант по авторскому праву в Интернете (при перепечатке гиперссылка на Adblogger.ru обязательна)

adblogger.ru

Бланк авторского договора

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПУБЛИКАЦИИ РУКОПИСЕЙ

В соответствии с действующим международным и российским законодательством по охране авторских (интеллектуальных) прав, произведениям науки (научным статьям) предоставляется правовая охрана. Научная статья — результат интеллектуальной деятельности и объект авторских прав.

  1. Опубликование и распространение статьи в журналах (то есть использование результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется только на основании договора о передаче авторского права (Лицензионнного договора), который необходимо заполнить, подписать и направить в редакцию журнала.
  2. В случае использования заимствованных материалов (иллюстраций, цитат, таблиц и др.) автор обязан получить разрешения на их использование от правообладателей. Письменное подтверждение полученного разрешения должно быть приложено к рукописи.
  3. Ссылки на источники заимствования обязательны во всех случаях.
  4. Перед отправкой рукописи в редакцию автору необходимо ознакомиться с условиями опубликования статьи в журнале, в том числе с правилами для авторов и Декларацией о публикационной этике и неприемлемых практиках. В случае отказа от соблюдения положений указанных документов, просим рукописи в редакцию не направлять.
  5. В случае отказа автора от перевода статьи на английский язык, публикации и дальнейшего распространения статьи на английском языке, просим письменно уведомить редакцию журнала об этом.
  6. К рассмотрению принимаются только оригинальные рукописи статей, ранее не опубликованные в других изданиях. В противном случае, издатель оставляет за собой право снять статью с публикации (распространения) и требовать от автора возмещения убытков, возникших у издателя в связи с этим.

Рукописи статьи без заключения соответствующего договора о передаче авторских прав редакциями журналов к рассмотрению не принимаются.

В целях упрощения процедуры взаимодействия между автором (соавторами) и издателем просим направлять договоры о передаче авторского права одновременно с рукописью статьи в редакцию соответствующего журнала. Договор может быть направлен любым удобным для вас способом в виде электронной копии оригинала (предпочтительно) или на бумажном носителе. Договор по возможности должен быть заполнен на компьютере в формате MS Word или разборчиво от руки и подписан всеми авторами (соавторами, правообладателями).

Данный договор является договором присоединения (публичной офертой).

Указанный договор вступает в силу только при условии принятия статьи к опубликованию. Если по каким-либо причинам ваша статья отклонена редколлегией журнала, договор автоматически утрачивает силу. Решение о принятии статьи к публикации является исключительным правом редколлегии соответствующего журнала. Подписание автором договора означает, что автор ознакомился и согласен с условиями договора. Направление рукописи в редакцию считается акцептом и означает, что автор ознакомился с правилами публикации статьи в журнале, согласен с ними и обязаны их выполнять (акцепт).

Рукописи и подписанный договор направляются в редакцию журнала, в котором автор планирует опубликование статьи (см. связь с редакцией).

В случае направления рукописи по иным адресам, рукопись в редакцию считается не поступившей, не подлежит возврату, получатели рукописи ответов на запросы авторов о состоянии (статусе) рукописи не дают.

Вопросы по условиям и порядку заполнения авторского договора (не рукописи) вы можете направлять по электронной почте [email protected], по телефону +8 (495) 334-74-20 (доб. 143), через форму обратной связи на сайте или в редакцию журнала.

www.maik.ru

Международное авторское право: вопросы теории и практики



Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав. Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Первый в истории закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей. Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет. Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена. Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет. Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы. В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены. Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности. К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности. Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду. В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

В истории периода СССР известен случай, когда правообладатель сумел отсудить у государства довольно большую денежную сумму. Речь идет о знаменитом оперном певце Федоре Шаляпине. После того, как в 1922 году он покинул страну, он выступал с мировыми гастролями, а позже поселился во Франции. Еще во время проживания в СССР он вместе Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни», которая была опубликована в СССР. Шаляпин, обратившись с иском в Парижский Коммерческий трибунал, добился компенсации материального урона от нарушения его авторских прав. Суд удовлетворил иск, и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou». Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят. Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день. В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств. Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей. Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

Литература:
  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): Всемирная конвенция, Бернская конвенция, СССР, произведение, государство, авторские, интеллектуальная собственность, интеллектуальное пиратство, современный мир, область авторских.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта