БЕРЕГИНЯ 777 СОВА, 2017, 1 (32). Берегиня 777 сова научный журнал
БЕРЕГИНЯ 777 СОВА, 2016, 2 (29)
Транскрипт

1
2 Concordia Discors ISSN БЕРЕГИНЯ 777 СОВА, 2016, 2 (29) Научный журнал Москва Воронеж
3 Берегиня 777 Сова. Научный журнал / Гл. редактор, профессор Р.Г. Гостев, зам. гл. ред. профессор Е.П. Белозерцев, профессор Г.К. Сафаралиев, профессор Д.В. Ливенцев. М.: Еврошкола, Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2016, 2 (29). 205 с. ISSN ISBN В журнале опубликованы статьи под рубриками: «История России», «Русcкий мир», «Геополитика», «Политическая философия», «Культурология», «Образование и педагогика». Статьи рецензируются. Не рецензируются статьи чл.-кор., академиков РАН, РАО, руководителей политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, членов редакционного совета журнала. Мнения авторов могут не совпадать с позициями редакционного совета. Статьи аспирантов печатаются бесплатно. ISSN ISBN Берегиня 777 Сова, 2016 Авторы, 2016 Оформление обложки С.В. Вашурин

4 Берегиня 777 Издается с 2009 года Сова, 2016, 2 (29) РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Р.Г. Гостев, доктор исторических наук, профессор, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации главный редактор (г. Москва) Е.П. Белозерцев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заместитель главного редактора (г. Воронеж) Г.К. Сафаралиев, член-корреспондент РАН, Председатель комитета Государственной Думы по делам национальностей заместитель главного редактора (г. Москва) Д.В. Ливенцев, доктор исторических наук, профессор заместитель главного редактора (г. Воронеж) ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА: С.В. Алексеев, доктор юридических наук, профессор (г. Москва) С.Н. Бабурин, доктор юридических наук, профессор (г. Москва) Г.А. Балыхин, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва) А.В. Белоусов, доктор экономических наук, профессор (г. Воронеж) М.Н. Берулава, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, депутат, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию (г. Москва) И.М. Братищев, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН (г. Москва) Жан Брио, профессор (Франция) В.В. Варава, доктор философских наук, профессор (г. Воронеж) А.В. Глухова, доктор политических наук, профессор (г. Воронеж) А.А. Горелов, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург) В.И. Гусева, доктор экономических наук, профессор (Кыргызстан) Л.Н. Доброхотов, доктор философских наук, профессор (г. Москва) Н.А. Душкова, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) М.В. Дюжакова, доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж) В.С. Каменков, доктор юридических наук, профессор (г. Минск, Беларусь) Владимир Кршлян, профессор (Сербия) В.И. Лисов, доктор экономических наук, профессор, членкорреспондент РАО (г. Москва) В.Н. Лихачев, доктор юридических наук, профессор, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (г. Москва) А.В. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж) А.А. Лютых, доктор исторических наук, профессор (г. Чикаго, США) А.Ю. Минаков, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) В.И. Мунтиян, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии Украины (г. Киев) Д.Н. Нечаев, доктор политических наук, профессор (г. Воронеж) С.П. Обухов, доктор политических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва) Д.С. Папазов, профессор (Болгария) А.В. Перепелицын, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) Джованни Перрино, профессор, поэт (Италия) В.П. Пешков, доктор социологических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва) Г.Г. Провадкин, доктор исторических наук, профессор (г. Москва) А.В. Репринцев, доктор педагогических наук, профессор (г. Курск) Т.Х. Рыскалиев, доктор философских наук, профессор (Казахстан) А.Ф. Сафонов, доктор исторических наук, профессор (г. Москва) А.А. Слезин, доктор исторических наук, профессор (г. Тамбов) С.И. Филимонова, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) В.Н. Фурсов, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) М.В. Шакурова, доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж) С.Р. Гостева, кандидат исторических наук, доцент, ответственный секретарь (г. Воронеж) Учредители: ООО «Научно-исследовательский Центр «Еврошкола», Р.Г. Гостев, Е.П. Белозерцев 3

5 УДК ББК Образование и педагогика СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ДЕСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор Кубанский государственный университет (г. Краснодар) Аннотация. В статье рассматриваются системные угрозы традиционному христианскому гуманизму, связанные с деконструкцией детской культуры. Выявляются возможные последствия этой деконструкции, в том числе риски некрофилизации детско-подростковой культуры. Ключевые слова: культура детства, детский нарратив, игры, игрушки, ювенальная юстиция, некрофилия, целомудрие и разврат, постмодернизм. SOCIAL UPBRINGING OF CHILDREN AND YOUTH IN MODERN WORLD AS THE DESTRUCTION OF TRADITIONAL CULTURE OF CHILDHOOD Hagurov T. A., Doctor of Sociology, Professor (Krasnodar, Russia) Abstract. The article reveals the complex of factors that endanger the existence of traditional Christian humanism. This tendency leads to the destruction of traditional culture of childhood. The possible consequences of this process are specified. Key words: culture of childhood, children s narrative, games, toys, juvenile justice, necromania, innocence and lechery, postmodernism. Извращенное воображение порождает вещи, о которых лучше бы не говорить. < > я отмечу только одну черту мистическую ненависть к самой идее детства. < > Люди чувствовали, что злые силы особенно опасны детям Г.К. Честертон «Вечный человек» Детство это не просто возраст или период жизни человека. Детство это еще и социокультурное явление. Существует очень тонкая и специфичная культура детства, особым образом вписанная в культуру того или иного общества. Культурное обособление детства происходит не сразу: в традиционных народных культурах детство это часть общей культуры, а ребенок рассматривается как маленький взрослый. Как у Некрасова «мужичок с ноготок». Кстати, это стихотворение Некрасова умиляет именно потому, что читатель уже знаком с культурой детства. Для традиционного народного сознания здесь нет ничего удивительного или умилительного. Важнейшим шагом в обособлении детства в особый культурный мир стал евангельский эпизод о детях и Христе: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» [Матф. 19; 13-15]. Подчеркнутая Евангелием чистота детства стала первым признаком особости детства по сравнению с миром взрослым. В дальнейшем по мере развития христианского гуманизма и его на- 193
6 Берегиня 777 Сова, 2016, 2 (29) следия в лице гуманизма светского к XVIII XIX вв. произошло складывание особой культуры детства, заимствованной впоследствии и другими культурами. Складывание, которое завершается, по-видимому, лишь в начале ХХ века совершенно особой советской детской культурной политикой. Что же представляет собой эта особая культура детства? Её основу составили пять ключевых элементов, пять базовых принципов. Первый наиболее древний, имеющий дохристианские корни элемент, это детско-родительские отношения. Как известно, пятая заповедь Моисея гласила: «Почитай отца и мать твою и да продлятся дни твои на земле». К таким традиционным отношениям почтения и послушания христианство добавило идею любви. Подчеркнем, именно идею. Чувства, конечно, существовали всегда, но именно христианство сделало любовь между родителями и детьми культурным принципом. Таким образом, иерархические отношения детей и родителей, основанные на послушании, почтении, заботе и любви, стали первым камнем в фундаменте особого мира детства. Второй ключевой элемент это та самая, постулируемая Евангелием чистота детства. Чистота, требующая особой защиты от грязи и страха. Целомудренность, ограждение детства от грязи. Грязи разной порока, разврата, смерти, насилия фундаментальных источников хаоса и страданий в человеческой жизни. Третий элемент специально создаваемый взрослыми детский нарратив (сказки, рассказы для детей), выраженный различными языками (литература, мультик, фильм, театр). Это, как ни странно, достаточно позднее изобретение христианской культуры (первоначально). Сказки существовали с незапамятных времен, но они были ориентированы не только и не столько на детей, сколько на взрослых. Традиционные сказки без литературной обработки способны подчас шокировать не то что ребенка, но и современного взрослого, привыкшего к сказкам литературным. Специальный детский нарратив начинается именно с литературных сказок: великих произведений братьев Гримм, Ш. Перро, особенно (!) Г.Х. Андерсена, положившего видимо начало совершенно потрясающей скандинавской сказочной традиции (С. Топелиуса, А. Линдгрен, Ю. Ли, Т. Янссон и др.). Начиная с Н.М. Карамзина, А. Погорельского и (особенно!) А.С.Пушкина возникает удивительная традиция русской литературной сказки, продолженной Л.Н. Толстым, Н.С. Лесковым, В.Г. Короленко, А.Н. Толстым и др. Особое звучание эта традиция получает в советскую эпоху сказки Е. Шварца и сказы П. Бажова, появление детского сказочного кино, театра (который существовал и ранее, но в совсем 194 других, неизмеримо меньших масштабах) и телевидения. Сказка, как мы уже писали, несет в себе не столько развлечение, сколько вполне серьёзную встречу с трансцендентным, с иным, высшим измерением бытия, с Тайной, Добром, Чудом [7]. Детская сказка всегда целомудренна и чиста и призвана эту чистоту и целомудрие воспитывать. Другая основная форма детского нарратива (для более старшего возраста) это приключенческие истории для детей источник героики и простых и мудрых ценностей: доблести, чести, смелости, верности и т.п. Именно об этой литературе писал К.Г. Честертон в знаменитом эссе «В защиту простого чтива». О ней же пел В. Высоцкий: «значит верные книжки ты в детстве читал». Наконец третья основная форма детского нарратива это ставший популярным в XIX ХХ веке жанр ироничной, философской и драматической репрезентации детской повседневности: рассказы и повести о жизни сверстников, начиная с «Детства Тёмы» до «Чука и Гека», «Тимура и его команды» до «Приключений Петрова и Васечкина». Четвертый важнейший элемент, конституирующий мир детства (тоже уходящий корнями в глубочайшую древность), это мир детской игры. Игра это очень серьезная вещь, важнейшая деятельность ребенка. Именно в игре мальчишки и девчонки осваивают будущие социальные и культурные роли: мужчин и женщин, матерей и отцов, защитников и хозяек. Игра это один из главных способов для ребенка освоить мир, научиться взаимодействовать с ним. Игра это и развитие воображения (игры, в которых дети сами придумывают сюжеты и правила), и развитие физическое (подвижные игры), и возможность внеобыденных переживаний (игры «в войну», «в пиратов» и т.п.), и развитие собственно социальное («дочки-матери», «гости», «дом») и многое другое, что помогает ребенку стать взрослым. Игнорировать игру нельзя, из неиграющих детей почти всегда получаются неполноценные взрослые. Наконец пятый фундаментальный элемент мира детства это детская игрушка. Игрушка не менее важна, чем игра, но при этом роль игрушки не сводится только к игре. Однако, прежде всего, с игрушками дети именно играют, поэтому во многом именно игрушки задают содержание и направленность детских игр. Помимо этого, игрушка для ребенка является, наряду со сказкой, важнейшей формой репрезентации повседневности, познания окружающего мира. Традиционные игрушки изображали животных (милых и симпатичных) и людей (куклы, солдатики), предметы быта, труда и войны. Играя с ними, дети их естественным образом одушевляли и учились любить. Осваивали социальные роли и навыки: готовить,
7 баюкать младенца, воевать. Знакомились с техникой (разнообразные машинки, паровозы, кораблики и т.п.) и бытом (посудки, кроватки, домики, инструменты т. д.). Все игрушки перечислить, наверное, невозможно мир детской игрушки почти также разнообразен, как мир вокруг нас. Таково беглое и поверхностное описание основных элементов культурного мира детства: отношения с родителями, детское целомудрие и чистота, детские сказки и повести, игры и игрушки. Все сказанное достаточно банально и хорошо известно. Зачем мы об этом говорим, и причем здесь война? А дело в том, что сегодня практически на наших глазах разворачивается чуть ли не первая в истории культурная война с детством, война являющаяся, наверное, главным звеном глобального вызова дегуманизации. В одной из своих статей мы уже касались вопроса о противостоянии фашизма (антигуманизма) и гуманизма в их исторических и современных формах [8]. Здесь лишь скажем, что в качестве главного вызова современности нам видится набирающая силу тотальная дегуманизация (расчеловечивание) современного мира, происходящая в культурной, политической и социальной областях. В плоскости культурной эту дегуманизацию мы связывали с постмодернизацией массового искусства и шоу-бизнеса, которые всё настойчивей продвигают «опыты» и примеры эстетизации порока и откровенной патологии (Кончита Вурст лишь малая капля в этом море) и вообще эксплуатации античеловеческих сюжетов, тем и персонажей (монстры, вамиры, зомби, безумные роботы и т. п.). Относительно постмодернизма и его влияния на культуру и человека написано достаточно много [3]. Однако в последние несколько лет активно проявляет себя некая зловещая новизна, связанная с аккумуляцией, синергией процессов, казавшихся ранее никак не связанными друг с другом. Внимательный анализ ряда тенденций, проявляющихся в Европе и агрессивно переползающих к нам, позволяет говорить о том, что развязана именно война с детством как таковым. Война, которая, в случае если она завершится победой, приведет к тотальному расчеловечиванию. В чем же суть этой войны? Суть в том, что все перечисленные выше базовые элементы культуры детства подвергаются целенаправленному политико-культурному воздействию, которое не просто отменяет эти элементы, но в буквальном смысле выворачивает их наизнанку. Коротко рассмотрим эти процессы и начнем с первого выделенного нами принципа детско-родительских отношений. Отношения эти в Европе в течение достаточно долгого времени подвергаются систематической деструкции, прежде всего через широкое внедрение так называемой «ювенальной Образование и педагогика юстиции». Относительно последней также много написано, поэтому проясним лишь самое главное. Главным в ювенальных практиках является целенаправленное разрушение нормальной социальной и эмоциональной архитектуры детско-родительских отношений и замена её на нечто прямо противоположное. Во-первых, ювенальные практики приводят к отмене нормальной иерархии ребенок-родитель, где родитель как более опытный и мудрый обладает большими правами, чем ребенок. А ребенок, начиная с определенного возраста, имеет больше обязанностей, чем прав. Отношение родителей к детям в нормальной семье может быть выражено понятием забота. Отношение детей к родителям понятием послушание. И то, и другое должно основываться на любви. Такова нормальная культурная модель, которая конечно, к сожалению, далеко не всегда воплощалась в реальности, но всё же задавала некий общий вектор в семейной культуре. В современной ювенальной политике всё переворачивается с ног на голову: там говорится об обязанностях родителей и правах детей. Понятие «забота» незаметно меняется. Если раньше имелась в виду не только и не столько забота о содержании ребенка, сколько забота о его воспитании. Воспитание же практически невозможно без наказания, которое наряду с лаской и уговорами является нормальным средством формирования поведения ребенка в соответствии с культурными нормами. Сегодня под заботой понимается почти исключительно забота о содержании ребенка и удовлетворении его разнообразных прихотей. Отказ в удовлетворении последних может стать поводом для вмешательства ювенальных служб. Наказание же как нормальная педагогическая практика фактически отрицается, любое наказание (не обязательно физическое, но и например, отказ удовлетворять какие-то требования ребенка) опять-таки может привлечь внимание чиновников по делам семьи. Принцип любви разрушается через широкое внедрение в массовое сознание (молодежи, прежде всего) подозрения и презумпции виновности родителей. Широкое тиражирование случаев домашнего насилия в средствах массовой информации заставляет общественность видеть в каждом родителе потенциального садиста или сексуального маньяка. Массовая реклама телефонов доверия для детей и подростков приводит к тому, что часть подростков начинает шантажировать родителей угрозами позвонить и пожаловаться. Дети тысячами изымаются из семей под надуманными предлогами, типа «недостатка заботы» или «ненадлежащих условий содержания», или того же «насилия». Подобные формулировки предельно субъективны и полностью зависят от мнения конкретного чиновника. 195
8 Берегиня 777 Сова, 2016, 2 (29) При этом нередки случаи грубых ошибок, в том числе приводящих к массовым трагедиям, часть которых периодически попадают в прессу [5], что, заметим, не меняет ситуацию в целом. Еще одной формой разрушения детско-родительских отношений становится новая культура усыновления детей, получившая распространение в Европе и США и органично дополняющая ювенальные практики надзора за семьей и изъятия детей. Принципами традиционной культуры усыновления являются анонимность (когда это возможно) и бескорыстность (не ради выгоды, а из милосердия, любви). Сегодня всё активнее в Европе, США и, к сожалению, уже и в России продвигается модель платного усыновления и опекунства, а также принцип публичности усыновления. Другими словами, усыновленные дети знают, что они не родные и что их приемным родителям за них платят. Почти стопроцентный способ убить любовь, на месте которой остаются обида, подозрение и выгода. Разумеется, возможны исключения. Но именно как исключения. Второй аспект войны с детством связан с выворачиванием на изнанку принципа целомудрия детства. Традиционное ограждение детства от грязи порока и насилия уступает место своей противоположности. Прежде всего, следует упомянуть так называемый «секс-просвет». Согласно Европейской конвенции о правах ребенка, обязательное сексуальное просвещение начинается с 6 лет. Программы сексуального просвещения введены во всех странах Евросоюза и во многих штатах США. Содержание почти ВСЕХ этих программ далеко от понятия «просвещение», но гораздо ближе к понятию «развращение». Содержащаяся в них информация (в том числе наглядная) провоцируют ранее нездоровое любопытство у детей к сфере сексуальных отношений, что неизбежно вызывает задержки и деформации психического и социального развития ребенка. Но этим дело не ограничивается. Важнейшим компонентом большинства программ сексуального просвещения является нормализация в детском и подростком сознании различных видов извращенного секса. Прежде всего, того, что охватывается аббревиатурой ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры). Малышам рассказывают сказки о двух принцах (или двух принцессах), полюбивших друг друга. В публичном информационном пространстве, доступном детям и подросткам, широко представлены геи и лесбиянки, многие из которых являются известными и уважаемыми людьми политиками, звездами шоу-бизнеса. Первые программы сексуального просвещения были внедрены в Швеции в 1955 году. В е годы примеру Швеции последовали многие иные страны Западной Европы. Возраст начала полового 196 просвещения в Европе варьирует от 5 лет в Португалии до 14 в Испании, Италии и на Кипре [4]. Начиная с работ известного сексолога И.С. Кона, в России также хватает сторонников такого «просвещения», которое пока, слава Богу, не стало обязательным. Наконец, апофеозом этого безумия стала волна легализации однополых браков, прокатившаяся по Европе и США в последние годы. Разрешение отдавать детей в семьи открытых извращенцев неизбежно приводит к окончательному разрушению тех остатков целомудрия, которые не добил секс-просвет. Добавим к этому ползучую сексуализацию детской культуры в целом: девочки-модели, рекламирующие детскую одежду в сексуальных позах, сальные намеки и шутки в детских мультфильмах и фильмах, игрушки типа куклы Барби и т.п. С другой стороны детское целомудрие атакуется волной насилия и откровенной некрофилии. Мультфильмы и комиксы (особенно в жанре аннимэ) не только принесли в детское сознание разного рода патологических персонажей типа Покемонов или Людей-Х, но и вывело репрезентации насилия для детей на качественно новый реалистичный уровень, что естественно имело печальные последствия. Но это, как говорится, цветочки. Цветочки достаточно давно обсуждаемой проблемы «теленасилия» [6]. И даже изыски постмодернистской аниме-мультипликации это не более чем предельное обострение этого теленасилия. Ягодки же связаны с привлечением детей к практикам реальной некрофилии. Приведем два примера. В середине октября 2015 года ряд российских и международных информагентств, публикует следующую информацию: в датском зоопарке Оденсе препарировали на публике льва в научных целях. В датском зоопарке собрались десятки посетителей, которые пришли посмотреть на вскрытие льва. Зоопарк города Оденсе в Дании заранее разрекламировал натуралистичную акцию. Организаторы препарирования мертвого хищника уверяют, что это необходимо в учебных целях. Среди зрителей есть дети и подростки, сообщают местные СМИ. Зоологи считают, что во время публичного вскрытия животного детям покажут львиное сердце, почки и печень хищника, а также объяснят, почему лев считается королем среди зверей. Отмечается, что хищника для вскрытия усыпили несколько месяцев назад, чтобы популяция в зоопарке не стала слишком большой (т.е. здорового льва убили, вместо того, чтобы передать другому зоопарку Т.Х.). Все время до акции тело льва хранилось в специальной морозильной камере. Зооэксперименты уже не в первый раз проходят в Дании. Ранее в зоопарке Копенгагена убили

9 жирафа (тоже здорового Т.Х.), которого затем препарировали на глазах у школьников, а его мясо скормили львам [2]. Мне кажется, какие-то особенные комментарии здесь не нужны. Детей пригласили понаблюдать за расчленением животного Ход очень тонкий и лукавый. Во-первых, легко оправдаться «научными целями». Во-вторых, этот некрофильский акт бьет в самую точку: в европейской культуре образы животных давно и прочно вписаны в культуру детства. Сказки и мультфильмы про животных призваны их одушевить, очеловечить в детском сознании. Такие персонажи, как оленёнок Бэмби, утёнок Дональд, Волк, Медведь, Лиса, Заяц и Лев (!) Симба все они отражают настойчиво проводившуюся столетиями линию гуманизации детского сознания, воспитания в детях любви и милосердия к «братьям меньшим». Зоопарк всегда был местом любви: дети приходили к любимым животным, кормили их, наблюдали, пытаясь соединить реальные образы животных с мультяшными и сказочными. И всё это разрушается откровенно некрофильским актом расчленения любимца. Напомню в традиционной культуре детей учили жалеть больных щенков и котят, птичек и т. п. Здесь же учат чему-то противоположному Имя этой противоположности некрофилия любовь к смерти. Любые отсылки к «образовательным целям» заведомое лукавство. Однако, убийства животных это опять-таки цветочки Ягодки же это международный опять-таки «образовательный» проект «Тайны тела. Вселенная внутри». Процитируем афишу: «Тайны тела. Вселенная внутри» скандальная и интересная выставка. Почти 200 объектов реальных человеческих тел представлены на выставке. Все они прошли обработку специальной полимерной консервации, где основной принцип замена всех жидкостей в организме силиконом. Это позволяет сохранить ткани и органы в их реальном «живом» виде. Экспозиция «Тайна тела. Вселенная внутри» была создана в 2007 году благодаря сотрудничеству Образование и педагогика образовательного центра The Universe Within Project, Научного центра Orlando Science Сenter и Фонда анатомических наук и технологий в Гонконге. Выставка состоит из четырех наборов экспонатов, один из которых сейчас представлен в Москве, два других демонстрируются в разных городах Южной Америки, четвертый в Орландо во Флориде. Впервые все смогут увидеть нашу «внутреннюю вселенную», не подвергаясь воздействию токсинов. Полимерный метод считается совершенно безопасным. Выставка «Тайна тела. Вселенная внутри» это путешествие для всей семьи. Каждый получит не только истинный взгляд на внутреннюю работу сложнейшего механизма, но и возможность изучить человеческое тело в целом» [9]. Итак, выставка «Тайны тела. Вселенная внутри» рекламируется организаторами как «образовательный проект для всей семьи». Выставка была создана в США и объехала десятки стран мира, собрав более 30 млн. зрителей. Экспонаты выставки это специальным образом мумифицированные тела умерших людей с частично или полностью удаленной кожей, мышечными тканями и внутренними органами. Выставка имеет рейтинг возрастного ограничения «6 плюс» (!!!). Анализ видеозаписей и фотографий экспонатов выставки (уже прошедшей в России в г. Москве, Нижнем Новгороде и Краснодаре и привлекшей большое количество посетителей) позволяет заключить, что НИКАКОГО образовательного содержания выставка не несет. Содержание выставки НЕИЗБЕЖНО провоцирует культурно-психологический шок и направлено на слом нормативных барьеров психики и нравственности посетителей. Особый цинизм и явная психопатология организаторов и авторов выставки проявляется в подборе композиций, на которых человеческие трупы с содранной кожей представлены в жанре особой танатологической псевдо-эстетики: имитируют половой акт, занятия различными видами спорта, объятия и т.п. 197
10 Берегиня 777 Сова, 2016, 2 (29) Превращение трупов умерших людей в предмет зрелища и глумления является глубоко античеловечным и грубым нарушением норм ВСЕХ традиционных религий и культур, а также светского уважительного и благоговейного отношения к смерти. Но самое шокирующее в данном случае это возможность посещения выставки детьми и подростками (на что очевидным образом рассчитывают организаторы), что ОБЯЗАТЕЛЬНО будет иметь тяжелые психопатологические последствия, а именно: провоцирование и стимулирование танатофилических и суицидальных фантазий, нарушения сна, деформацию нормативных барьеров психики, провокацию имитационной жестокости и агрессии и т. п. Это, повторимся, откровенная некрофилия. Что может быть более противоположным идее ограждения детства от грязи и порока сказать трудно. Третий компонент войны с детством исчезновение сказки подробно обсуждался нами в более ранних публикациях. Здесь лишь отметим, что сегодня исчезает не только сказка, исчезает или выворачивается на изнанку детский нарратив во всех своих формах. Прежде всего, это происходит в так называемом «готическом фэнтэзи» мистических сюжетах об оборотнях, вампирах, троллях, гномах и т. п., создаваемых на основе кельтской (и не только) мифологии. Нужно оговориться, что отнюдь не все сюжеты такого рода плохи и/или патологичны. Создано довольно много качественных по-настоящему сказочных произведений. Это знаменитые сказочные эпопеи Дж. Р. Толкиена («Хоббит» и «Властелин колец»), К.С. Льюиса («Хроники Нарнии»), Дж. Роулинг («Гарри Потер») и целый ряд других. В то же время темы приключений различной нежити вампиров, оборотней и зомби превращаются в отдельную отрасль детско-подростковой литературы и кино. Рекорды побила, наверное, вампирская сага «Сумерки» история любви вампира и обычной девушки. Но вообще сюжетов такого рода множество, и они почти полностью вытеснили другие жанры детского нарратива приключения, репрезентации повседневности, сказки. Заметим, вся эта «готическая» тематика откровенно попахивает всё той же танатофилией. В большинстве сюжетов просматривается попытка «понять и простить» (гуманизировать) «живых мертвецов», ставших героями популярных произведений. Это неизбежно опять-таки рано или поздно приводит к разрушению табу на некрофилию, провоцирует влечение к смерти, что вполне отчетливо проявляется в так называемых депрессивных подростковых субкультурах Эмо и Готов (по счастью, не очень прижившихся в нашей стране!), давно и справедливо обвиняемых в провоцировании суицидальных настроений в подростковой среде. 198 Другой популярный жанр детского нарратива комедийные фильмы и мультфильмы. В юморе, в принципе, нет ничего плохого, но нужно помнить очень важную вещь: детское сознание серьезно, оно серьезно относится к игре, сказке, игрушке, герою мультика и т. п., для него это такие же серьезные вещи, какими для взрослых являются работа и политика. Избыток юмора (особенно такого откровенно дебильного, как во многих западных мультфильмах) воспитывает несерьезное, игровое отношение ребенка ко многим важным аспектам жизни, репрезентируемых комедиями. Из детского нарратива почти совсем исчезли две безумно важные вещи: детская литература, вытесненная визуальными медиа, и серьезные истории о нормальных героях (приключения) и сверстниках (репрезентации повседневности). Их место почти полностью занято ужасами, готикой и комедиями. Те же немногие произведения, которые претендуют на то, чтобы восполнить этот пробел, часто скатываются либо блокбастерам-боевикам (типа «Голодных игр»), либо к откровенной депрессии и патологии (типа сериала «Школа»). Четвертый аспект войны с детством это трансформации игры. Еще недавно выражение «дети играют», например, на переменках в школе, означало реальное взаимодействие детей между собой в подвижных играх либо настольных, типа «морского боя» или «крестиков-ноликов». Любой, кто заглянет в современную школу на перемене, увидит, что ничего подобного нет. Дети играют в телефоны и планшеты. То же самое происходит после школы. Игры, как и общение с друзьями, превратились в приложение к гаджетам смартфонам и планшетам. Игра, которая всегда требовала воображения, умения взаимодействовать, активности всего того, что развивает ребенка, эта игра почти полностью в прошлом. Играя с компьютерами и телефонами, дети следуют за разработчиками электронных приложений, утрачивают воображение и автономность, вовлекаются в иногда откровенно патологические игровые практики. Действительно, огромный рынок компьютерных игр, исчисляемый миллиардами долларов, заставляет разработчиков буквально «взламывать» детскую и подростковую психику, «подсаживая» пользователей на всё более изощренные игры. Значительную часть из них составляют так называемые «стрелялки», очень реалистично имитирующие различные сцены убийства и насилия. Но дело отнюдь не в «стрелялках» как таковых. Дело в утрате воображения и самостоятельности и приобретении зависимости от внешних информационных раздражителей. Большинство детей, играющих в электронные игрушки, уже к средним классам школы начинают страдать компьютер-
11 ной зависимостью (в её разнообразных формах от игр до социальных сетей) и гаджет-зависимостью (зависимости от технических новинок). Эта утрата воображения и самостоятельности потом обязательно скажется (и сказывается) во взрослой жизни. Мы уже получаем поколение, многие представители которого не в состоянии нормально освоить базовые социальные роли: мужчины и женщины, мужа и жены, работника и т. п. Корни этого в детстве, лишенном полноценной игры, а значит и полноценного опыта жизни и радости. Наконец, последний описываемый нами аспект войны с детством трансформация игрушки. Это в общем-то тема не новая, по ней существуют достаточно глубокие исследования [1], поэтому скажем лишь самое главное. В своё время много нареканий педагогов и психологов вызвала кукла Барби. Справедливо указывали, что Барби это не классическая кукла. Она не создана для игры в «дочки-матери» и других подобных игр, формирующих ценности и опыт материнства. С Барби можно играть в шоппинг, в «тусовки» и другие потребительские практики. Однако Барби это опять-таки цветочки. Она ведь еще вполне человеческий персонаж. Настоящая беда те самые ягодки связана с массовым вторжением в пространство игрушки персонажей пост- или античеловеческих. После Барби появились куклы Братс. Те, кто их видел, подтвердят, что они похожи скорее на инопланетян, чем на нормальных людей (непропорционально большая голова и маленькое тело). Другой пример: мальчикам стало почти невозможно купить нормальных солдатиков: рыцарей, ковбоев, индейцев, пиратов и т. п. Зато вы легко купите солдат-скелетов, солдат-монстров и прочую мерзость. Но и это не самое плохое. Сейчас получают распространение куклы-вампиры, которые спят в кроватках-гробиках, чтобы подзарядиться. Вот это уже серьезно, это уже прямая (снова!) некрофилия. Сопряжение темы детской игрушки и смерти это ноу-хау современных дегуманизаторов. Куклы-мертвецы, спящие в гробиках,.. еще несколько лет назад подобное могло показаться плохой фантастикой. Но дело заходит ещё дальше. Следом в детской культуре идёт слом табу не только на смерть как таковую, но и на каннибализм. Почти в любом продовольственном магазине можно увидеть мармеладные игрушки в виде глаз и других органов тела. Продаются даже наборы из мармелада под названием «завтрак людоеда». «Да это просто шутка!» скажет обыватель. Да, шутка. Но очень плохая и злая шутка. Детское сознание, повторим, серьезно. Образование и педагогика Оно не знает разницы между игрой и реальность. А сознание, воспитанное на таких игрушках, завтра вполне может зайти дальше, чем «Тайны тела». Почему, если находятся люди, завещающие свои тела для подобных выставок, не могут найтись те, кто завещает себя съесть после смерти? И что помешает это завещание выполнить? В общем, наш небольшой и по определению поверхностный обзор некоторых зловещих тенденций, протекающих сегодня в мире детства, позволяет, на наш взгляд, говорить именно о войне. Войне с детством как культурным принципом. Войне, интегрирующей в себя многие пакости, которые традиционно воспринимались как отдельные «заскоки» постмодернисткой культуры. Войне, которая касается всех нас, ибо в ней наши дети рискуют пропасть, как и в войне обычной. Войне, которую наш долг выиграть у дегуманизаторов, иначе завтра наш мир перестанет быть человеческим. У нас еще есть шанс Возможны возражения в стиле: «Вы преувеличиваете, не всё так плохо, и на Западе, и у нас много нормальных семей и детей сам видел». Разумеется, нормальных семей и детей пока ещё много. Но их становится всё меньше. Тенденции, о которых было сказано, пока не захватили всего культурного пространства, но они к этому стремятся. И если мы им не помешаем, то у них это получится Список литературы: 1. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и Анти-игрушка. М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, Вскрытие мертвого льва собрало толпу зевак в датском зоопарке // vskrytie-mertvogo-lva-sobralo-tolpu-zevak-v-datskomzooparke. 3. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, Сексуальное образование путь улучшения репродуктивного здоровья // Демоскоп Weekly (электронный ресурс) URL: demoscope.ru/weekly/2012/0535/reprod05.php. 5. Сумленный, С. Ювенальная юстиция в Германии // Спасем семью спасем Россию! (электронный ресурс) URL: 6. Тарасов, К.А. От насилия в кино к насилию как в кино // Социс С Хагуров, Т.А. Куда уходит Сказка?// Воспитательная работа в школе С Хагуров, Т.А. Неофашизм vs неогуманизм как континуум девиантологическим проблем XXI века // Вестник практической психологии образования С
12 Информация Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС от 25 июня 2014 г. Адрес редакции: , г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 14, корп. 4, пом. IV, комн. 3. Верстка: Сотникова О.И. Корректор: Мартьянова О.В. Подписано в печать г. Формат 60х84/8. Усл. печ. л. 23,8. Тираж 1000 экз. Заказ Яндекс Берегиня-777-сова. РФ Отпечатано в АО «Воронежская областная типография» , г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 73а. 205
docplayer.ru
БЕРЕГИНЯ 777 СОВА, 2017, 1 (32)
- Войти
- Регистрация
Искать
- SHARE
- HTML
- DOWNLOAD
docplayer.ru
БЕРЕГИНЯ 777 СОВА, 2015, 3 (26)
Транскрипт
1
2 Concordia Discors 16+ ISSN БЕРЕГИНЯ 777 СОВА, 2015, 3 (26) Научный журнал Москва-Воронеж 2015
3 Берегиня 777 Сова. Научный журнал / гл. редактор: профессор Р. Г. Гостев, зам. гл. ред. профессор Е. П. Белозерцев, профессор Г. К. Сафаралиев. М. : Еврошкола, Воронеж : ОАО «Воронежская областная типография», 2015, 3 (26): Фашизм и правый радикализм в Европе и Америке : история и современность (часть 2) / отв. ред.: А. А. Галкин, А. А. Богдашкин; зам. отв. ред.: Л. С. Окунева. 307 с. ISSN ISBN Благодарим сотрудников Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) за информационно-библиографическую помощь в подготовке статей к печати. В журнале «Берегиня 777 Сова», 2015, 3 (26) опубликованы статьи под рубриками: «Фашизм и диктаторские режимы в странах Восточной Европы», «Фашистские и праворадикальные движения в англо-саксонском мире», «Фашизм и диктаторские режимы в странах Латинской Америки». Статьи рецензируются. Не рецензируются статьи чл.-кор., академиков РАН, РАО, руководителей политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, членов редакционного совета. Мнение авторов может не совпадать с позициями редакционного совета. Статьи аспирантов печатаются бесплатно. ISSN ISBN Берегиня 777 Сова, 2015 Авторы, 2015 Оформление обложки С. В. Вашурин
4 Берегиня 777 Сова, 2015, 3 (26) Издается с 2009 года РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Р. Г. Гостев, доктор исторических наук, профессор, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации главный редактор (г. Москва) Е. П. Белозерцев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заместитель главного редактора (г. Воронеж) Г. К. Сафаралиев, член-корреспондент РАН, Председатель комитета Государственной Думы по делам национальностей заместитель главного редактора (г. Москва) ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА: С. В. Алексеев, доктор юридических наук, профессор (г. Москва) С. Н. Бабурин, доктор юридических наук, профессор (г. Москва) Г. А. Балыхин, доктор экономических наук, профессор, член корреспондент РАО, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва) А. В. Белоусов, доктор экономических наук, профессор (г. Воронеж) М. Н. Берулава, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, депутат, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию (г. Москва) И. М. Братищев, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН (г. Москва) Жан Брио, профессор (Франция) В. В. Варава, доктор философских наук, профессор (г. Воронеж) А. В. Глухова, доктор политических наук, профессор (г. Воронеж) А. А. Горелов, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт Петербург) В. И. Гусева, доктор экономических наук, профессор (Кыргызстан) Л. Н. Доброхотов, доктор философских наук, профессор (г. Москва) Н. А. Душкова, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) В. С. Каменков, доктор юридических наук, профессор (г. Минск, Беларусь) Владимир Кршлян, профессор (Сербия) Д. В. Ливенцев, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) В. И. Лисов, доктор экономических наук, профессор, член корреспондент РАО (г. Москва) В. Н. Лихачев, доктор юридических наук, профессор, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. В. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж) М. М. Любимов, доктор технических наук, профессор (г. Москва) А. А. Лютых, доктор исторических наук, профессор (г. Чикаго, США) А. Ю. Минаков, доктор исторических наук, профессор В. И. Мунтиян, доктор экономических наук, профессор, член корреспондент Национальной академии Украины (г. Киев) Д. Н. Нечаев, доктор политических наук, доцент (г. Воронеж) С. П. Обухов, доктор политических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д. С. Папазов, профессор (Болгария) А. В. Перепелицын, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) Джованни Перрино, профессор (Италия) В. П. Пешков, доктор социологических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г. Г. Провадкин, доктор исторических наук, профессор (г. Москва) Т. Х. Рыскалиев, доктор философских наук, профессор (Казахстан) А. Ф. Сафонов, доктор исторических наук, профессор (г. Москва) А. А. Слезин, доктор исторических наук, профессор (г. Тамбов) С. И. Филимонова, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) В. Н. Фурсов, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) С. Р. Гостева, кандидат исторических наук, доцент, ответственный секретарь (г. Воронеж) УЧРЕДИТЕЛИ: ООО «Научно-исследовательский Центр «ЕВРОШКОЛА», Р. Г. Гостев, Е. П. Белозерцев
5 ФАШИЗМ И ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ЧАСТЬ II) Общее руководство проектом осуществил: Гостев Руслан Георгиевич д октор исторических наук, профессор (Москва, Россия) РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Ответственные редакторы: Галкин Александр Абрамович д октор исторических наук, профессор, академик РАЕН (Москва, Россия) Богдашкин Александр Андреевич кандидат исторических наук (Воронеж, Россия) Заместитель отв. ред.: Окунева Людмила Семеновна д октор исторических наук, профессор (Москва, Россия) Отв. секретари: Строганова Елена Дмитриевна кандидат исторических наук (Москва, Россия) Рори Йомэнс доктор истории (София, Болгария) Члены редакционной коллегии: Величко Ольга Ивановна доктор исторических наук, академик РАЕН (Москва, Россия) Носкова Альбина Федоровна доктор исторических наук (Москва, Россия) Кевин Пэссмор доктор, профессор истории (Кардифф, Великобритания) Дон Ваттс доктор истории (Сторе Хеддинг, Дания) Лючия Чечи доктор истории, ассистент профессора современной истории (Рим, Италия)
6 FASCISM AND RIGHTS-WING RADICALISM IN EUROPE AND AMERICA: PAST AND PRESENT (PART II) The general management of this project: Ruslan Gostev, Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russia) EDITORIAL BOARD: Editors-in-Chief: Alexander Galkin, Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russia) Alexander Bogdashkin, Candidate of Historical Sciences (Voronezh, Russia) Senior Editor: Liudmila Okuneva, Doctor of Historical Sciences, Professor, (Moscow, Russia) Executive Secretaries: Elena Stroganova, Candidate of Historical Sciences (Moscow, Russia) Rory Yeomans, Doctor of History (Sofia, Bulgaria) Members of Editorial Board: Olga Velichko, Doctor of Historical Sciences, (Moscow, Russia) Albina Noskova, Doctor of Historical Sciences, (Moscow, Russia) Kevin Passmore, Professor of History (Cardiff, the United Kingdom) Don Watts, Doctor of History (Store Heddinge, Denmark) Lucia Ceci, Doctor of History, Assistant Professor (Rome, Italy)
7 Берегиня 777 Сова, 2015, 3 (26) СОДЕРЖАНИЕ 2015, 3 (26) ФАШИЗМ И ДИКТАТОРСКИЕ РЕЖИМЫ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Роберт Биделё ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, «ЭТНОКРАТИЯ» И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АВТОРИТАРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И НА БАЛКАНАХ ( гг.)... 8 Рудольф Пакша ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ СИЛЫ В ВЕНГРИИ В ЭПОХУ М. ХОРТИ Николай Поппетров ФАШИЗМ В БОЛГАРИИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ Матвеев Геннадий Филиппович К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ РЕЖИМА «САНАЦИИ» В ПОЛЬШЕ Ионуц Билиута КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И «ЖЕЛЕЗНАЯ ГВАРДИЯ». КОНФЛИКТ В СТАНЕ АВТОРИТАРНЫХ СИЛ РУМЫНИИ (СЕНТЯБРЬ 1940 ЯНВАРЬ 1941 гг.) Рори Йомэнс МОДЕРНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ГЕНОЦИД: ПРАВЛЕНИЕ УСТАШЕЙ В ФАШИСТСКОЙ ХОРВАТИИ ( ) Томас Лорман ЦЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ: ФАШИЗМ В СЛОВАКИИ ( гг.) Петрунина Ольга Евгениевна НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ В ГРЕЦИИ В ХХ НАЧАЛЕ XXI вв Яжборовская Инесса Сергеевна ГИТЛЕРОВСКАЯ АГРЕССИЯ И СУДЬБЫ НАРОДОВ И МЕНЬШИНСТВ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ И ЮГО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Носкова Альбина Федоровна УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ В БОРЬБЕ ЗА «СОБОРНУЮ УКРАИНУ» В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ Тадеуш Пиотровский УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СОТРУДНИЧЕСТВО С НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ Айварс Странга ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕЖИМА КАРЛИСА УЛЬМАНИСА В ЛАТВИИ ( ) ФАШИСТСКИЕ И ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В АНГЛО-САКСОНСКОМ МИРЕ Стивен Вудбридж РАСОВЫЙ ФАШИЗМ В БРИТАНИИ Джулиан Ричардс ПОДЪЕМ УЛЬТРАПРАВОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И В КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ Найджел Копси ПОТЕРПЕЛ ЛИ КРАХ БРИТАНСКИЙ ФАШИЗМ? Дуров Виктор Иванович БЫЛ ЛИ ФАШИЗМ В ИРЛАНДИИ? ИССЛЕДОВАНИЕ ИРЛАНДСКОГО ПРАВОГО РАДИКАЛИЗМА 30-х 40-х гг. ХХ ВЕКА Леонард Вайнберг КРАЙНЕ ПРАВЫЕ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ ФАШИЗМ И ДИКТАТОРСКИЕ РЕЖИМЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Жоау Фабиу Бертонья ВИДЫ (ТИПЫ) ФАШИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Маркус Сезар ди Фрейтас ПРАВАЯ РУКА РЕБЕНКА И ТЕЛО НАЦИИ: ИДЕИ ЕВГЕНИКИ И ФАШИСТСКАЯ КУЛЬТУРА В БРАЗИЛИИ ( гг.) Жоау Фабиу Бертонья ФАШИЗМ И ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ В БРАЗИЛИИ В XX ВЕКЕ Вероника Вальдивия Ортис де Сарате НА ПУТИ К ДИКТАТУРЕ. ПРАВЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ В ЧИЛИ ХХ ВЕКА Даниэль Львович ПРАВЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ В АРГЕНТИНЕ XX ВЕКА: МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКИМ ТРАДИЦИОНАЛИЗМОМ И ФАШИЗМОМ Строганова Елена Дмитриевна ИЗУЧЕНИЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ФАШИЗМА В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (А. А. Богдашкин, А. А. Галкин, Р. Йомэнс) НАШИ АВТОРЫ
8 Содержание CONTENTS 2015, 3 (26) Robert Bideleux. ETHNIC MOBILIZATION, NATIONAL SELF-DETERMINATION, «ETHNOCRACY» AND THE LURE OF AUTHORITARIANISM IN EAST CENTRAL EUROPE AND THE BALKANS, Rudolf Paksa. THE HUNGARIAN EXTREME RIGHT DURING THE HORTHY ERA Nikolay Poppetrov. FASCISM IN BULGARIA SPECIFIC FEATURES OF ITS MANIFESTATION G. F. Matveev. QUESTIONS ABOUT THE TYPOLOGY OF THE «SANATION» REGIME IN POLAND Ionut Biliuta. ROYAL POWER AND THE IRON GUARD: THE CONFLICT IN THE CAMP OF ROMANIAN AUTHORITARIAN FORCES. SEPTEMBER 1940 JANUARY Rory Yeomans. MODERNITY, SOCIAL TRANSFORMATION AND GENOCIDE: USTASHA RULE IN FASCIST CROATIA, Thomas Lorman. THE PRICE OF INDEPENDENCE: FASCISM IN SLOVAKIA, O. E. Petrunina. THE NATIONAL IDEA AND RIGHTIST RADICALISM IN GREECE (20 21 C.) I. S. Yazhborovskaya. HITLER S AGGRESSION AND THE FATE OF THE PEOPLES AND MINORITIES OF EAST-CENTRAL AND SOUTH-EASTERN EUROPE A. F. Noskova. UKRAINIAN NATIONALISTS IN THE STRUGGLE FOR «UNITED UKRAINE» DURING WORLD WAR TWO: RESULTS AND REPERCUSSIONS Thaddeus Piotrowski. UKRAINIAN NATIONALIST ORGANIZATIONS AND THEIR COLLABORATION WITH NAZI GERMANY Aivars Stranga. THE POLITICAL SYSTEM OF KĀRLIS ULMANIS REGIME IN LATVIA Steven Woodbridge. RACIAL FASCISM IN BRITAIN Julian Richards. THE RISE OF FAR-RIGHT EXTREMISM IN CONTEMPORARY GREAT BRITAIN AND CONTINENTAL EUROPE Nigel Copsey. THE FAILURE OF THE BRITISH FASCISM: NO EXTREMISTS PLEASE WE RE BRITISH!? V. I. Durov. DID FASCISM EXIST IN IRELAND? AN ANALYSIS OF RIGHT-WING RADICALISM IN IRELAND IN THE1930s AND1940s Leonard Weinberg. FAR RIGHT POLITICS IN THE UNITED STATES João Fabio Bertonha. FASCISMS IN LATIN AMERICA. COMPARISONS AND CONCEPTS Marcos Cezar de Freitas. THE RIGHT HAND OF THE CHILD IN THE BODY OF THE NATION: EUGENIC PROPOSALS AND FASCIST CULTURE IN BRAZIL, João Fabio Bertonha. FASCISM AND THE RADICAL RIGHT IN BRAZIL IN THE TWENTIETH CENTURY Vero nica Valdivia Ortiz de Za rate. ON THE WAY TO DICTATORSHIP. THE NATIONALIST RIGHT IN CONTEMPORARY CHILE Daniel Lvovich. RIGHT-WING NATIONALISM IN ARGENTINA IN THE TWENTIETH CENTURY: BETWEEN CATHOLIC TRADITIONALISM AND FASCISM E. D. Stroganova. LATIN AMERICAN FASCIST STUDIES IN SOVIET AND POST-SOVIET HISTORIOGRAPHY CONCLUSION (A. A. Bogdashkin, A. A. Galkin, R. Yeomans) OUR AUTHORS
9 Берегиня 777 Сова, 2015, 3 (26) УДК (4)«1918/1940» ББК 67.91(4) ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, «ЭТНОКРАТИЯ» И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АВТОРИТАРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И НА БАЛКАНАХ ( гг.) Роберт Биделё, ассоциированный профессор департамента политических и культурных исследований Университета в Суонси (Уэльс, Великобритания) Перевод с английского А. С. Огановой Аннотация. В статье основное внимание уделено противоречивой роли этнической мобилизации, «национального самоопределения» и «этнократии» в Центрально-восточной Европе и на Балканах, которые привели к крайне негативным результатам. Проведенный анализ основан скорее на концептуальном уровне, нежели на эмпирическом исследовании конкретных стран и движений. Это обусловлено частично недостатком места, а частично тем, что данные вопросы уже рассмотрены автором в других работах [1]. Ключевые слова: Центрально-восточная Европа, Балканы, межвоенный период, этническая мобилизация, «этнократия», авторитаризм, фашизм, квазифашизм, диктатуры. ETHNIC MOBILIZATION, NATIONAL SELF-DETERMINATION, «ETHNOCRACY» AND THE LURE OF AUTHORITARIANISM IN EAST CENTRAL EUROPE AND THE BALKANS, Robert Bideleux, Reader (Associate Professor) in the Department of Political & Cultural Studies, Swansea University, Wales, United Kingdom Abstract. This article will mainly focus on the particularly controversial contributions made by ethnic mobilization, «national self-determination» and «ethnocracy» to a range of extremely unfortunate outcomes in East-Central Europe and the Balkans. The analysis will concentrate on broad-brush conceptual frameworks, rather than detailed studies of particular countries and movements, partly for lack of space, and partly because the author has provided more detailed discussion of particular cases elsewhere [1]. Key words: East-Central Europe, Balkans, interwar period, ethnic mobilization, «ethnocracy», authoritarianism, fascism, quasi-fascism, dictatorships. Возможности и слабости либеральных форм представительного правления в Европе после Первой мировой войны Рассмотрим поставленные вопросы в реальном свете, чтобы предостеречь от взглядов записных западников, стремящихся судить страны Центрально-восточной Европы и Балкан, применяя к ним двойные стандарты и недооценивая стоявшие перед ними серьезные проблемы. Многие европейцы (особенно западные) полагают, что земли Европы и нескольких преимущественно англоговорящих белых поселенцев являются «естественными» или даже «избранными богом» гнездами «либеральной демократии» и долговечными носителями 8
10 Фашизм и диктаторские режимы в странах Восточной Европы демократических традиций, корни которых уходят к временам античных греков. Такие взгляды иллюзорны и вводят в заблуждение. Формы демократии, утвердившейся в нескольких греческих полисахгосударствах, не предусматривали всеобщего избирательного права и не допускали демократического участия в политической жизни массовых групп населения особенно женщин, рабов и «метиков» (приезжих иностранцев и освобожденных рабов). «Либеральная демократия» в смысле режима, при котором политические представители подлежат избранию на основе всеобщей избирательной системы, признаны широкие гражданские права и свободы, существует правовое государство, возникла в Европе (а затем и в нескольких преимущественно англоговорящих обществах белых поселенцев) относительно недавно. Это произошло во многом после и, в немалой степени, в ответ на уроки Первой мировой войны и вызванные ею последствия: политическую мобилизацию, общественный подъем и обещания существенных общественнополитических изменений (включая демократизацию). Формы правления, обычно именуемые «либеральной демократией», но более точно характеризуемые как ограниченные легальные формы «представительного правления» или «правления по согласию» [2], оставались в межвоенный период еще новыми и слабыми не только в странах Центрально-восточной Европы и на Балканах, но и на Западе в целом. Более того, в межвоенный период, в результате внутренних трудностей, возникавших в процессе осуществления и поддержания либерализма, гражданских свобод и верховенства закона, в условиях крайне дискриминационной и эксплуататорской капиталистической экономики и формируемого ею общества [3], а также непредвиденных экономических кризисов и подъема фашистских, ультранационалистических и коммунистических движений, около двух третей всех европейских государств к началу 1938 г. то есть еще до того, как нацистская Германия напала на соседей и стала навязывать им, как и своим «союзникам», «тоталитарные» формы правления уже около двух третей европейских государств обратились к различным моделям авторитарного типа. Это обращение часто рассматривают как особо характерное для стран Центрально-восточной Европы и Балкан. Но они были далеко не одиноки. Италия, Португалия и Испания стали жертвами авторитарного правления в 1920 е гг. Германия шла к этому итогу поступательно, начиная с 1931 (а не с 1933). Австрия проделала данный путь частично в 1920-е гг. и более полно начиная с 1934 г. Финляндия и балтийские государства двигались по нему постепенно, с начала 1930 х гг. Франция очень близко подошла к этому порогу в 1934 г. Вне Европы Япония и большинство стран Латинской Америки стали жертвами авторитарных или аналогичных репрессивных методов правления в 1930-е гг. Африка и большинство стран Азии оставались под авторитарной и репрессивной властью «либерально-демократических» колониальных держав Запада. Относительно успешное движение в сторону «либерально-демократических» форм правления фиксировалось в межвоенный период, прежде всего в стабильных, давно существовавших государствах с бесспорными, в основном, границами. Еще до введения всеобщего избирательного права эти страны уже располагали признанной территорией с утвердившимся в населении чувством национальной идентичности, вполне устоявшимся и привычным образом жизни и принципами управления, осуществлявшимися в соответствии с более-менее понятными и принятыми ограничениями и правилами, включавшими различные формы признания «верховенства закона». Такая ситуация, в свою очередь, благоприятствовала устойчивому расширению прав и свобод «гражданского общества», выступавшего в роли идеальной основы либерализма и диктуемой им представительной системы, предполагающей добровольные формы «правления по согласию». В основном это были страны Западной Европы, в которых подобное развитие успешно происходило на протяжении более чем столетия [4]. При этом на нынешнем Западе «либерализм предшествовал демократии на два столетия» [5]. Это, в основном случайное, обстоятельство давало большие преимущества тем западноевропейским странам и «обществам белых поселенцев», которые прошли процесс демократизации постепенно между 1828 и 1926 гг. в период, который Сэмюэл Хантингтон удачно назвал «первой волной демократизации». Продолжительная, осторожная «демократизация» большинства стран Запада сделала относительно легкими для них как стабилизацию, так и привыкание к верховенству закона, конституционализму и институтам «представительного правления». Эти институты первоначально избирались ограниченным электоратом. Затем он постепенно расширялся. И продолжалось это сто или более лет. Столь большой отрезок времени и огромное пространство открыли перед новыми избирателями дополнительную возможность познакомиться с изменившимися требованиями и ответственностью (как и с выгодой) постепенно демократизированного «представительного правления» и привыкнуть к нему. 9
11 Берегиня 777 Сова, 2015, 3 (26) Иными словами, на Западе демократия фактически оказалась просто встроенной в уже существовавшую, ставшую традиционной и твердо стоявшую на ногах либеральную правовую и институциональную инфраструктуру. При этом практика стимулировала либеральное мышление во всех его проявлениях, и наоборот либеральное мышление как бы подталкивало практику (процесс был взаимным). Западные избиратели получили возможность приспособиться и привыкнуть к новому мышлению на протяжении долгого времени. «Либеральная демократия это, в основном, проникнутая духом либерализма или либерально сформированная демократия, определенная и структурированная в пределах, поставленных либерализмом» [6]. Установление демократии и совокупности различных прав в «сосудах власти», уже проникнутых духом либерализма, было решающей причиной того, почему демократия и права сами приобрели форму «либеральной демократии», под эгидой которой сформировалось несколько поколений западников, считавших эту ситуацию бесспорной, не требующей доказательств. Поэтому на западе либерализм и демократия чаще всего рассматривались как «две половины одного и того же грецкого ореха», как любил говорить Президент США Гарри Трумэн. В Центрально-восточной Европе и на Балканах, наоборот, демократические эксперименты после 1918 г. в основном внедрялись (или были пересажены) в новые, недавно образованные или територриально расширенные общества, которые действовали в границах и по правилам, не так давно установленным, а следовательно, непривычным, не совсем понятным и принятым. Как это было с «волнами демократизации» в Латинской Америке, постсоветских государствах и отдельных регионах Азии и Африки в 1980 е и в 1990-е гг., демократические эксперименты в странах Центрально-восточной Европы и на Балканах, осуществлявшиеся после 1918 г., как бы накладывались на не готовые (и не пригодные) к этому институциональные, правовые и социальные структуры. А это, в свою очередь, приводило к нелиберальным (чаще всего авторитарным и антидемократическим) решениям. Причины, побуждающие меня считать политические решения того времени вызванными, прежде всего, контекстуальными или ситуационно-определенными институциональными и структурными особенностями, нежели внутренними различиями, вызванными культурными или генетическими особенностями, будут более полно объяснены в дальнейшем [7]. Внешние обстоятельства и контекст демократических экспериментов в Центрально-восточной Европе и на Балканах после 1918 г. Многое из того, что произошло в Центральновосточной Европе после 1918 г. (и даже с 1989 г.), было прямым следствием исчезновения Империи Габсбургов. Имперский политический и экономический союз, безопасность и порядок сменились политической и экономической раздробленностью, отсутствием безопасности, беспорядком, нестабильностью, ирредентизмом, реваншизмом, протекционизмом в отношении неимущих соседей и международными спорами. После Второй мировой войны и Холокоста многие западные ученые и ученые-эмигранты сокрушались по поводу распада Австро-Венгерской Империи, считая, что в 1918 г. была упущена возможность трансформировать ее в федеративное многонациональное буферное государство, разделяющее Германию и Россию. Кончина империи породила пеструю группу небольших, уязвимых, далеко не однородно национальных государств, создала вакуум власти, который мог быть наиболее вероятно заполнен Германией и/или Россией. На практике он оказался заполнен сначала нацистской Германией (таким образом, Европа была вовлечена во Вторую мировую войну и Холокост), а потом с 1945 по 1989 г. в результате распространения на этот регион власти СССР (тем самым Европа была вовлечена в «холодную войну»). Тем не менее, несмотря на тяжелые межрегиональные проблемы и конфликты, ослаблявшие страны Центрально-восточной Европы, как и балканские государства, «крах этих государств был вызван не ими самими, а политикой великих держав Запада» [8]. Джозеф Ротшильд как-то отметил в связи с этим, что «необходимо возложить ответственность за катастрофу гг. в большей степени на великие державы из-за их недоброжелательности, безразличия или некомпетентности, чем на дорогостоящие (как надо признать) ошибки этих государств» [9]. После 1919 г. США погрузились в изоляционизм и протекционизм. Это происходило на фоне растущей озабоченности Великобритании и Франции проблемами своих империй и тоже увлекавшихся протекционизмом в 1930-е гг. Их растущий экономический изоляционизм соотносился с «ментальностью бункера» в том, что касалось военной сферы. Свидетельством этого была, в частности, бессмысленная ставка Франции на ее «линию Мажино». Поэтому то, что сначала фашистская Ита- 10
12 Фашизм и диктаторские режимы в странах Восточной Европы лия, а позднее и нацистская Германия заполнят возникший экономический и военный вакуум, оставалось лишь вопросом времени. Эта политика Запада поощряла распространение настроений в духе тезиса «спасайся, кто может». Наблюдая за участившимися нарушениями суверенитета государств Центрально-восточной Европы (или, как минимум, за покушениями на такие нарушения), Запад оказался не в состоянии «предложить Восточной Европе что-либо, кроме протестов» [10]. Освобождение от иллюзий «буржуазной демократии» и капитализма свободной конкуренции, происходившее в это время в государствах Центрально-восточной Европы и Балкан, сыграло на руку возникавшим в то время националистическим и профашистским движениям. Возросла также численность правителей, старавшихся превзойти правых радикалов в способности мобилизовать население в интересах упрочения своей власти. Ирония ситуации определялась тем, что авторитарные движения и режимы, подававшие себя как жесткие, бескомпромиссные, некоррумпированные, заслуживающие доверия защитники национального суверенитета и идентичности, автономии, территориальной целостности и культуры вскоре продемонстрировали, что они еще меньше соответствуют ожиданиям граждан, чем слывшие «демократическими» партии и правительства 1920 х гг. На практике оказалось, что они готовы сдать, часто даже без борьбы, чуть ли не все внешние признаки национального суверенитета, автономии и даже территориальной целостности. Ко второй половине 1939 г. экономическое господство Германии на Балканах и в Центрально-восточной Европе возросло даже по сравнению с 1913 г. [11]. К 1942 г. те государства Центрально-восточной Европы и Балкан, которым было позволено выжить, стали самыми манипулируемыми пешками нацистского «нового порядка». Однако, прежде чем осуждать слабые режимы на Балканах и в Центрально-восточной Европе за их раболепие и отсутствие твердости, надлежит вспомнить, что главными «умиротворителями» нацистской Германии были «либерально-демократические» правительства Великобритании и Франции. Именно они представляли собой ту силу, которая была наиболее способна противостоять «третьему рейху», показав, тем самым, пример другим государствам. Если даже относительно мощные «либерально-демократические» Великобритания и Франция так явственно демонстрировали свою неспособность осадить Гитлера, то что можно было ожидать от значительно меньших, бедных и слабых авторитарных «националистических» стран Юговостока Европы? Поскольку новые или вновь расширившиеся национальные государства межвоенных Балкан и Центрально-восточной Европы были продуктом реализации принципа самоопределения наций, то есть все основания утверждать, что западные державы-победительницы были в какой-то мере обязаны помогать своим едва оперившимся птенцам выйти на уровень политической стабильности и экономического благосостояния. К тому же в собственных интересах западных держав-победительниц было оказывать помощь государствам этого региона. В противном случае, как уже указывалось выше, Германия рано или поздно заполнила бы возникший вакуум, бросив, тем самым, вызов сложившемуся, крайне не благоприятному для нее положению дел. При всем этом в 1920-е гг. западный капитал шел в Германию (и Австрию) гораздо охотнее, чем на Балканы и в Центрально-восточную Европу. Западные «либеральные демократии», в основном, предоставляли государствам этого региона право самим заботиться о себе. Изредка им давали небольшие стабилизационные займы и очень скромные инвестиции. Со своей стороны, едва оперившиеся государства Центрально-восточной Европы и Балкан неохотно шли на ограничение своего суверенитета ради достижения своими коллективными усилиями большей региональной стабильности, мира и благосостояния. Исход Первой мировой войны способствовал укреплению массовой ориентации на сохранение национальной государственности и на ничем не ограниченное самоопределение наций как на краеугольный камень политического порядка в Европе. «Основные усилия новых государств были направлены на разрыв старых экономических связей и на достижение, насколько это было возможно, полной экономической независимости Новые независимые государства отгородились от внешнего мира стеной запрещения импорта и протекционистских тарифов» [12]. Последствия вызванного Первой мировой войной социально экономического кризиса и посткризисного подъема Межвоенный экономический кризис, ударивший по странам Центрально-восточной Европы и Балкан, был более продолжительным и тяжелым, чем в любом другом регионе, главным образом потому, что их экономическое состояние зависело исключительно от объема экспорта и цен на сырьевые товары, в основном, на продукты сельского хозяй- 11
13 Берегиня 777 Сова, 2015, 3 (26) ства, минеральное сырье и древесину [13]. Эту ситуацию нередко изображают как следствие могущества внешних экономических обстоятельств и сил, воздействие на которые относительно слабых государств Центрально-восточной Европы и Балкан было, практически, минимальным. Обычно полагают, что политики этих стран были в состоянии лишь чуть-чуть уменьшить разрушительное влияние депрессии. Действительно, для их маневра оставалось лишь ограниченное пространство, особенно если учесть слабость, неустойчивость и уязвимое положение названных государств на мощном мировом рынке, на котором пустились вплавь эти относительно небольшие страны-корабли. Вместе с тем Центрально-восточные и балканские страны не были просто беспомощными или пассивными жертвами сил или обстоятельств, находившихся вне их контроля, но и способствовали бедам, которые принес кризис. Первая мировая война, в которую были изначально втянуты эти страны [14], серьезно разрушила производство минерального сырья. Частично это было результатом массовой мобилизации людских ресурсов и транспортных средств на военные цели. Вкупе с высокими ценами и повышенным спросом на определенные виды сырья и топлива это стимулировало рост сельскохозяйственного прои
docplayer.ru










