Оригами - японское искусство бумажной пластики. Бумажная пластика в японских журналах
Бумажная Япония | nippon.com - Информация о Японии
Для кого-то Япония – это страна гейш и самураев, для кого-то она – страна научно-технических достижений, для кого-то она… Япония – многолика. Для меня она – еще и страна бумаги.
Удивительное дело: я ни разу не видел в этой стране человека, который читал бы электронную книгу. Конечно, я знаком не со всеми японцами, но все-таки видно, что в других странах электронная книга получила большее распространение, чем в Японии. И это вовсе не потому, что в Японии такие книги не производятся. Я спрашивал своих японских знакомых – преподавателей и ученых – читали ли они когда-нибудь электронную книгу и всегда получал отрицательный ответ. Вопрос «почему?» повергал их в глубокие раздумья. Через какое-то время они отвечали: «Бумажная книга привычнее и приятнее на ощупь».
История бумаги насчитывает в Японии много веков. В качестве носителя информации она вытесняет дерево (дощечки-моккан – аналог русских берестяных грамот) уже в восьмом столетии. Наиболее впечатляющим достижением того времени было издание ксилографическим способом одного миллиона (!) экземпляров дхарани – буддийского заклинательного текста, целью которого было обеспечение порядка в стране. Объем текста невелик – всего одна страничка, но все равно он остается для своего времени абсолютным мировым рекордсменом по тиражу. В хранилище Сёсоин в древней столице Нара хранится 11 тысяч документов, датируемых восьмым веком.
А вот еще одно свидетельство широкого бытования бумаги в древнем обиходе. Речь идет о так называемых «текстах на лакированной бумаге».
В Японии лак считался чрезвычайно эффективным средством борьбы с влажностью и гниением. Он использовался для покрытия опорных столбов храмов и жилищ, деталей интерьера, мебели, бытовых предметов. Лак хранили в керамических сосудах, горлышко нередко затыкали бумагой. Причем не чистой, а уже исписанной. После того, как лак в сосуде уже заканчивался, скомканную бумагу выбрасывали, но, будучи пропитанной лаком, она хорошо сохранялась даже в земле. Среди «лаково-бумажных текстов» имеются фрагменты самого разного содержания. Наиболее массовый материал – это календари, подворные списки, упражнения учащихся в письме и счете. Вкупе с другими сохранившимися древними документами тексты на лакированной бумаге свидетельствуют о давней привычке японцев к общению с помощью письменных текстов.
Японская бумага – васи – отличается особой прочностью. Из нее даже изготавливали одежду. Окна и двери в традиционном доме затягивались белой бумагой. На такой бумаге писали каллиграфы, на ней печатали цветные гравюры. Из бумаги изготавливали веера, зонты, воздушных змеев, куклы, другие игрушки… Всего не перечислить. А уж искусство оригами получило широчайшее распространение не только в Японии, но и далеко за ее пределами. В России тоже имеются и кружки оригами, и специальный журнал.
Бумагу поначалу изготавливали из конопли, но ее волокна весьма тонки, и к тому же в такой бумаге легко заводился жучок. Поэтому основным сырьем для производства бумаги стал служить луб бумажного дерева. Длина и толщина его волокон обеспечивали японской бумаге ее непревзойденную прочность. Как-то раз, получив новогоднюю открытку из такой бумаги, я из-за юношеской страсти к экспериментам попытался оторвать от нее хоть кусочек, но опыт вышел неудачен…
Побывавшие в Японии в XVI веке европейцы с удивлением отмечали, что там имеется более 50 сортов бумаги против четырех-пяти, распространенных в Европе. Удивлялись они и тому, что бумагу можно использовать и в отхожем месте. Европа дожила до туалетной бумаги много позднее.
Текстура васи сообщает ей замечательную художественность. Стихи, написанные на такой бумаге, являются настоящим произведением искусства. На них хочется смотреть, их хочется читать, их хочется попробовать наощупь.
Для производства особенно дорогой бумаги использовалась следующая процедура: поверх бумажного листа накладывали тонкий слой клеящего вещества, а уже на него наносили золотой или серебряный порошок. Рисунок мог быть как вполне абстрактным, так и узнаваемым. Обычно это были облака или купы деревьев. Иногда в незастывшую бумажную массу вдавливали золотую или серебряную фольгу, кусочки перламутра. Нетрудно понять, почему бумага считалась превосходным подарком. Японцы не украшали золотом свои тела, они украшали им свою бумагу.
Жившая в XI столетии придворная дама Сэй-сёнагон утверждала в своих блистательных «Записках у изголовья», что бумага обладает для нее настоящим «терапевтическим» эффектом: «Наш бедственный мир мучителен, отвратителен, порою мне не хочется больше жить… Ах, убежать бы далеко, далеко! Но если в такие минуты попадется мне в руки белая красивая бумага, хорошая кисть, белые листы с красивым узором или бумага Митиноку, – вот я и утешилась. Я уже согласна жить дальше» (перевод В. Н. Марковой).
Японцы в чем-то легко подвержены новшествам, в чем-то они – консерваторы. В своем отношении к бумаге они хранят верность традиции. У электронной книги много преимуществ. Может быть, главное из них состоит в том, что она не занимает места, а ведь японцы – чемпионы в части экономии пространства. Недаром они изобрели в свое время и складной веер, и складной зонтик. Но вот электронная книга как-то не вошла в их быт. Потому что бумага привычнее и приятнее на ощупь. Это говорит о том, что и в нынешнем «рациональном» мире все еще существуют вещи, которых не объяснить сугубо практическими соображениями. Именно эти вещи и делают человека человеком.
Фотография к заголовку: Гравюра «Карпы и глицинии» художника Цукиока Ёситоси, 1889 (Художественный музей округа Лос-Анджелес, Wikimedia)https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Carp_with_Wisteria_LACMA_M.84.31.543a-c.jpg?uselang=ru
www.nippon.com
японское искусство бумажной пластики: edo_tokyo
edo-tokyo.livejournal.com
японское искусство бумажной пластики: edo_tokyo
Восхитительная бумажная пластика Аси Козиной – Ярмарка Мастеров
Немного о мастере. Родилась Ася в селе под Днепропетровском, Украина. Увлекаться бумажной пластикой начала еще в школе, с 1994 года постоянный участник городских и областных выставок. В 2008 году победитель конкурса “Молодежный лидер Черкасщины — 2008” номинация “окрытие года в отрасли культуры и искусств”, а в 2010 году лауреат Международного конкурса “Ukrainian Art Week”.
Скажу честно, до того как я увидела работы Аси, я не воспринимала "бумагу" всерьез. Все-таки материал непрактичный, и ассоциируется скорей с писаниной или рисованием. Но тут я не могла не восхититься, и как следствие не поделиться чудными работами с читателями журнала на ЯМ.












На сайте Аси Козиной можно найти бумагопластику по разным тематикам. Приятного просмотра!
www.livemaster.ru
Paper craft – бумажная пластика как креативный подход к дизайну рекламы
Дизайн 07.11.2016
Папертоль основывается на искусстве ручной резки и многослойный бумажных распечаток или рисунков, которые при объединении дают объемные изображения. Традиционно этот вид искусства берет истоки в Японии, которая славится мастерами бумажных дел, включая 3Д аппликации, оригами и т.д. Они создавали изображения на бумаге из бумаги, получая вначале 2-х мерное, а затем и объемное произведение искусства.
Сегодня многие мастера увлекаются данным видом искусства, и оно давно уже вышло за рамки картин. Изображения paper craft сегодня можно увидеть и в рекламе, и в оформлении витрин магазинов, и в дизайне журналов.
В нашей подборке собраны работы нескольких известных мастеров, которые создают не только автономные картины, но и успешно сотрудничают с рекламными агентствами в качестве дизайнеров.
Одна из них – Хелен Масселуайт (Helen Musselwhite). Она создает как 3Д аппликации, так объемные бумажные скульптуры.









Еще один популярный автор – Джон Эд Де Вера (John Ed De Vera), работающий в разных бумажный техниках и в частности, в технике 3Д аппликации.







Российская художница и дизайнер-график Мария Адамова создает 3Д картины и игрушки, а также успешно сотрудничает с печатными изданиями в области дизайна рекламы и журнальной верстки.












Карлос Мейра (Carlos Meira) объединяет в своих работах фантазию и реальность, создает потрясающие по качеству исполнения декорации к витринам магазинов, печатные рекламные изображения, работает в нескольких техниках и успешно их объединяет.
Оформление витрин в магазинах Renner в Бразилии:














И еще несколько интересных работ печатной рекламы, где основой дизайна стал папертоль.







|
Ознакомьтесь с услугами нашего агентства. |
Источник 1, Источник 2
triza-media.ru
Традиции и новации бумагопластики | Статья в журнале «Молодой ученый»
Представлена история развития древней японской традиции бумагопластики — оригами от истоков её возникновения до опыта современного художественного моделирования.
Ключевые слова: бумагопластика, оригами, складка, модуль.
Сегодня бумагопластика как многогранное явление находит применение в разных сферах человеческой деятельности. Её история исчисляется веками и уходит корнями в древнюю японскую традицию оригами.
Бумага впервые появилась в Китае. Однако, складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется своеобразием духовной религиозной традиции синтоизма и дзен-буддизма, согласно которой, только абстрагируясь от реальности, возможно понять истинную сущность вещей [10]. В культуре Японии бумага играла важнейшую роль. Сходство звучаний японских слов «бумага» и «божество» как «ками» несло некую мистическую связь, поэтому особое внимание уделялось способам складывания бумаги, так как процесс выполнения складок из листа обозначал общение с богами.
Единство мира во всех его проявлениях — один из основных постулатов дзен-буддизма. В едином мире великое — мало, а малое — велико. Выбор бумаги, столь естественной в быту и близкой человеку, отражает ценность простых средств для реализации сложных идей. Простота сложенного в несколько раз бумажного квадрата доступна, понятна, и в этом заключен особый смысл. Не стоит искать мудрость в далёких вещах, ведь её постижение находится совсем близко. Мудрость заключается в простоте.
Образ пространства в восточной философии — квадрат. Этим объясняется использование квадрата в качестве первоэлемента языка оригами. На Востоке квадрату придавали особое значение. В древнем Китае квадрат символизировал землю, квадратная плоскость которой соединяется в единое с куполом неба. Вслед за высказыванием великого китайского философа Лао-Цзы: «У великого квадрата уже нет углов», квадрат становится воплощением круга: космоса, единого, пустоты. А так как пустота объединяет и связывает все её наполняющие тела, которые находятся в состоянии взаимопроникновения, то квадрат — основа вселенной — должен тоже переходить в тысячи форм. Только без надрезов, не нарушая единое. Так, особый взгляд на мир обусловил появление древней японской традиции оригами. «Художник, нашедший форму бумажного журавлика, искал не бумажную копию птицы, но её суть». Красоту, как путь к истине, как «способ в малом выразить великое, в незатейливых бумажных фигурках увидеть вселенную во всем её многообразии» [2]. Визуальный язык сложенных бумажных фигурок в проявлении внимания людей друг к другу имел большее значение, чем словесный язык. Среди изобретённого множества бумажных моделей, ставших классическими, выделяли журавлика как символ счастья и долголетия [рис. 1].

Рис. 1. Японский журавлик
Оригами является первой в мире системой конструирования из бумаги. Традиционная композиция выполняется из квадратного листа бумаги путем сгибания, исключая надрезы и склеивания. Несмотря на многообразие возможных приёмов трансформации бумажного листа (вырезание, скручивание и т. п.) Мастера оригами выбирают путь общения с материалом самый естественный, который выявляет самые существенные для формообразования качества бумаги. Складка в бумагопластике служит конструктивной основой. Бумажная конструкция, в основе которой лежит ребро жёсткости, является открытием японской культуры.
Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру орикама», которая вышла в свет в 1797 году. Автор названия книги «Как сложить тысячу журавликов» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных бумажных птиц поможет осуществить желание.
Новый этап развития оригами в Японии начался после Второй мировой войны, и был связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошидзава, который всю жизнь посвятил оригами и его развитию. Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется «оригамной азбукой» [5]. Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной композиции. Это открытие явилось переломным моментом в развитии оригами. Японская традиции стала распространяться на Запад и сделала оригами универсальным международным языком.
Оригами, как и любой другой вид искусства, не избежало проникновения в него компьютерной графики. И здесь первенство снова принадлежит Японии. В конце прошлого столетия Иссай Йошино начал чертить схемы для складывания бумажных фигур при помощи компьютерной графики — так появились бумажные скелеты динозавров [5].
Одной из популярных сейчас разновидностей оригами является модульное оригами, в котором композиция собирается из многих одинаковых частей (модулей). Первое упоминание о модульных оригами встречается в 1734 году в японской книге Хаято Охоко «Ranma Zushiki». Несмотря на давнюю историю модульного оригами, оно не получило должного развития вплоть до 1960 года, пока данную технику не открыл заново Роберт Нейл в США и позднее Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами активно развивается как международное искусство.
В современном мире благодаря интерактивным технологиям происходит взаимопроникновение традиций и смешение культур. Оригами сегодня переживает период поиска смысла. Квадрат как формообразовательная основа оригами не играет особой роли на Западе, и теряет своё значение на родине. Сегодня оригами развивается по трем направлениям [2].
В первом направлении создание фигурок с использованием квадрата идёт по пути достижения максимальной выразительности при минимальном количестве складок и сгибов бумажной формы. Такое развитие оригами характерно для творчества английского дизайнера Поля Джексона [рис. 2]. Он пропагандирует оригами изданием книг и чтением лекций студентам — дизайнерам учебных заведений Европы. П. Джексон увлеченно и много работает. Его квартира, она же творческая студия представляет «волшебную пещеру бумажного чудесника» [5].

Рис. 2. П. Джексон. Кот

Рис. 3. Тошиказу Кавасаки. Роза
Также в первом направлении на основе квадрата осуществляется поиск элементов для создания композиций визуальной, конструктивной и технической сложности [6]. Например, к инновациям оригами относится разработка элемента закрученного узла и создание на его основе удивительно выразительных роз в творчестве известного мастера Тошиказу Кавасаки [рис. 3].
Второе направление расширяет возможности традиционного оригами. Вместо квадрата бумажное моделирование осуществляется из треугольников, пяти, — шести, — восьмиугольников или из листа формата А4. В этом прослеживается влияние Запада, где создание объёмно-пространственной бумажной формы осуществляется набором элементов. Представителем этого направления является Джоел Купер [7]. Талантливый мастер создаёт удивительные многогранные обьёмные модели, маски, выполненные из одного цельного листа бумаги [рис. 4, 5].

Рис. 4. Д. Купер. Многоугольник

Рис. 5. Д. Купер. Маска
Появившаяся во втором направлении новая тенденция особенно развивается в третьем направлении — модульном оригами. При этом за основу берётся традиционный квадрат, но оригами выступает уже в качестве комбинаторной системы, в которой всё внимание обращено не на квадрат, а на систему монтажного соединения элементов между собой и создание многокомпонентной конструкции, являющейся новацией в оригами. К образцам модульного оригами относятся работы известного российского дизайнера А. Зайцевой [3]. В своих книгах она рассказывает о основах, секретах и тонкостях увлекательной техники создания объёмных композиций из базовых модулей [рис. 6].

Рис. 6. А. Зайцева. Ваза

Рис. 7. С. Тарасов. Собор Василия Блаженного
Другим ярким примером модульного оригами является работа сельского учителя Красноярского края С. Тарасова, создавшего макет Собора Василия Блаженного высотой полтора метра, который был представлен на фестивале «Русь мастеровая» [8]. На создание этой масштабной выразительной конструкции потребовалось десять тысяч листов бумаги формата А4 для изготовления шестидесяти тысяч модулей и год вдохновенного кропотливого труда [рис. 7].
Сегодня большой популярностью пользуется международное художественное течение «Архитектура оригами». В основе этой бумагопластики лежит древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги — оригами, которое дополняется двумя новыми этапами: техникой вырезания из бумаги архитектурных форм и инженерными основами конструирования трёхмерных моделей pop-up. Концепция «Архитектура оригами» стала разрабатываться в 1981 году профессором архитектуры Масахиро Чайтани в соавторстве с известным танцором Кейко Накадзавой [4]. Возможно, синтез двух художественных профессий делает их творческие работы особо динамичными, пластичными, изящными. Вместе они издали более тридцати книг с образцами и примерами «Архитектуры оригами» различной тематики: архитектурной, геометрической, природной и т. п. Более двадцати лет, используя древнее искусство оригами, Масахиро Чатани создаёт работы в новом стиле. Мастер-классы и его мастерские имеют невероятный успех в Японии, ширится круг его почитателей и за границей. Изобретатель нового стиля оригами Масахито Чатани создал две тысячи работ, отличающихся яркой индивидуальностью [рис. 8]. Объёмные бумажные конструкции, складывающиеся в плоские формы, выдающихся японских Мастеров и многих других, например: Ингрид Силиакус из Нидерландов и Марии Виктории Гарридо из Аргентины экспонировались на крупнейшей выставке в американском Музее Дизайна и искусства в 2001 году. Используя идею Масахито Чатани, дизайнер из Нидерландов Ингрид Силиакус из листа бумаги, согнутого под 90 градусов, создаёт трехмерные объёмные композиции, воплощая в них свой авторский взгляд на архитектуру [рис. 9].

Рис. 8. М Чатани. Архитектурное оригами

Рис. 9. И. Силиакус. Архитектурное оригами
На впервые в мире организованной тематическое выставке было представлено более ста работ от крупномасштабных известных памятников архитектуры до миниатюрных моделей цветов и животных, от абстрактных геометрических конструкций до повседневных объектов. Так, заявило о себе сравнительно молодое художественное течение «Архитектура оригами», которое «изобретательно соединило в себе традицию и новацию» [2].
Современное художественное течение бумагопластики «Архитектура оригами» уже своим названием указывает на связь архитектуры с японским искусством оригами. Действительно, в архитектуре, в архитектурно-дизайнерском проектировании используется макетное моделирование, в котором материалу бумаге, как в оригами, отдаётся предпочтение, потому что бумажный лист обладает уникальными качествами: широкими конструктивными возможностями, тактильным потенциалом и выразительными характеристиками. Как в оригами, так и в архитектурно-дизайнерском проектировании, складка является базовым элементом трансформации бумажного листа и создания трехмерных складчатых структур [1, с. 100]. Кроме этого, выработанные веками принципы оригами не потеряли своей актуальности и сегодня активно используются в подготовке архитекторов-дизайнеров. К ним относятся: соподчинение частей в едином целом, ритмическая организованность, модульность, чистота конструкций, лаконичность форм, условность визуального языка и максимум выразительности при минимуме средств [1, с. 9].
Таким образом, древняя японская традиция оригами, начавшаяся с поиска пути к истине, в настоящее время открыта для дальнейшего развития как самостоятельная область художественного моделирования, так и в синтезе с другими искусствами и успешно продолжает свой путь поиска новых возможностей бумагопластики, обладающей колоссальным потенциалом.
Литература:
1. Ермолаев А. П., Шулика Т. О., Соколова М. А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. М: Изд-во Архитектура-С, 2005, 463 с.
2. Васерович Ю. А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна, 2007, http://cheloveknauka.com/bumagoplastika-v-proektnoy-kulture-dizayna (дата обращения 25.03.2015)
3. Зайцева А. А. Модульное оригами. М: Изд-во Эксмо, 2012, 64 с.
4. Masahiro Chatani. http://ru-pop-up.livejournal.com/15204.html (дата обращения 25.03.2015)
5. Оригами — Мастера. http://origami.ramot.ru/masters.php?id=10 (дата обращения 25.03.2015)
6. Оригамист kawasaki toshikazu. http://www.origami-do.ru/358-origamist-kawasaki-toshikazu.html (дата обращения 25.03.2015)
7. Оригами — Мастера. Известные авторы оригами моделей. http://origami.ramot.ru/masters.php (дата обращения 25.03.2015)
8. Бумажный Собор Василия Блаженного: искусство модульного оригами от Сергея Тарасова. http://www.kulturologia.ru/blogs/211012/17273/ (дата обращения 25.03.2015)
moluch.ru
Сделай сам
Думаю, имя Аси Козиной известно многим. Эта художница и мастер бумажной пластики талантлива невероятно. Около восьми лет Ася профессионально занимается вырезанием из бумаги и за это время обрела массу почитателей своего творчества.
При создании своих работ Ася использует различные техники: фальцовку, вытынанку, склейку, вырубку, аппликацию, квиллинг.
У мастера хватает времени не только на создание своих шедевров, но и на участие в выставках - Ася возит коллекции по стране. Первая её выставка под названием «Увлечение белым» прошла в 2007 году. Показы работ собирают сотни желающих насладиться удивительными бумажными скульптурами.
Ася активно сотрудничает с музеями, проводит мастер-классы по созданию оригинальных работ из бумаги. У неё есть талантливые ученики.
Инструменты, которые использует мастер — линейка, карандаш, специальный клей, специальный нож, пинцет.
Надо сказать, Ася выросла в семье художников, чувство прекрасного присуще ей с раннего детства. Ася хотела заниматься танцами, но из-за травмы ноги вновь вернулась к любимому вырезанию, которым увлеклась ещё в школе, и нисколько не пожалела об этом.
Объемные вещи Ася создает в Санкт-Петербурге. Мастер творит из бумаги кукол, платья, белье, обувь, игрушки, картины. Вместе с ней трудится целая команда художников.
Фантастические костюмы из бумаги никого не могут оставить равнодушным. Художница до мелочей продумывает образ и вырезает платье, головные уборы, украшения и даже аксессуары, имитирующие косметику.
В портфолио Аси много интересных коллекций. Это и маски, и исторические костюмы.
Давайте посмотрим.
Для рекламной фотосессии компании «Дикая орхидея» она создала трех бумажных лошадей из черной и белой бумаги, бумажные костюмы для рекламы свадебного нижнего белья.


Ася Козина создала четыре бумажных костюма, для четырех невест из разных концов света. Азию символизировал стилизованный наряд из Монголии, запад — роскошный английский образ, юг — свадебный костюм африканского народа Йоруба, а север — это, конечно, мотивы, навеянные русскими костюмами. Белая бумага призвана символично подчеркнуть чистоту и хрупкость любви.







Потрясающе выглядят костюмы монгольской невесты.
Разумеется, это не копия, а элегантно и искусно выполненная стилизация. Сколько различных приемов бумажного творчества умело сочетает она в своих работах — вырубку, высечку, биговку, фальцовку, квиллинг, аппликацию.
На создание одной работы уходит от нескольких недель до нескольких месяцев.







А этот бумажный костюм создан под впечатлением от искусства коренных народов Сибири. Асина команда познакомилась с традициями шаманизма, популярного в Сибири до сих пор, и внезапно сложился единый художественный пазл: костюм - образ шаманки совмещающей в себе многослойную мифологию шаманизма, тотемов, пермского звериного стиля и суровой природы Сибири.
Фотограф Яна Крутко создала подходящую атмосферу для сьемки костюма - магическую, загадочную и, подвласную только шаманке, тайгу.

И ещё одна коллекция на десерт :)
Исторические парики всегда завораживали и восхищали Асю, особенно эпохи барокко. Это искусство ради искусства, эстетика ради эстетики, никакого практического смысла. Ася сделала свою серию удивительных париков.





Всем творческих всплесков и вдохновения.
Источник
sdelaisam.mirtesen.ru










