Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

15 шедевров советского дизайна. Дизайн советских журналов


«Советский дизайн 1950-1980-х» в разделе «Дизайн»

Отчет с выставки, которой открылся Московский музей дизайна. В экспозиции представлены различные направления художественной и инженерной промышленности СССР.

С 30-го ноября по 20-е января в недавно открывшимся Московском музее дизайна проходит выставка, посвященная советскому дизайну 1950-1980-х годов. В экспозиции собраны образцы графического дизайна и упаковки, мебель, бытовая техника, фотоаппаратура и т.д.    предыдущая 1 / 1 следующая

Космос

Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957-м году, первый полет человека в космос в 1961-м году и другие успехи СССР в области космических технологий не могли не повлиять на промышленный и графический дизайн. В 1950-1960-х в моду вошли обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности. Ярким примером этой тенденции может служить «космический» дизайн пылесосов «Ракета», «Сатурн» и «Чайка».

Фото: Редакция Кроме того, заводы, работавшие для военной и космической промышленности, выпускали на основе разработанных технологий и товары народного потребления, отличавшиеся высоким качеством и долговечностью. Так, комплекс телеаппаратуры «Енисей», созданный на Красногорском механическом заводе, позволил в 1959-м году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны. Сотрудникам завода не раз объявлялась благодарность от лица космонавтов за высокое качество фототехники, не подводившей даже в самых непредсказуемых условиях.

Петродворцовый часовой завод выпускал часы с уникальным механизмом «Ракета» не только для массового потребления, но и создавал специальные модели для летчиков, подводников, полярников и космонавтов.

Пылесос «Сатурн»

Фототехника

Alone
Photos_alone «Зоркий-10», 1964 г. «Нарцисс», 1961 г. «Горизонт», 1967 г. Фото: Редакция

Волна массового увлечения фотографией в СССР пришлась на послевоенное время. Не последнюю роль здесь сыграла и сравнительная доступность фототехники. Первые послевоенные производства ориентировались на технологии и дизайн, вывезенной из Германии фототехники. Однако после триумфа советской фотоаппаратуры на Экспо-58 в Брюсселе в СССР начали активно развивать собственные разработки. Стремительно завоевав внутренний рынок, советская фототехника стала одной из ведущих отраслей экспорта. Как и японские производители, ведущие отечественные заводы — КМЗ и ЛОМО — сделали ставку на доступные модели. Именно над ними, а не над профессиональными камерами, работали дизайнеры.

Кинокамера «Красногорск-3», 1971 г.

Камера с телеобъективом «Фото-снайпер»

«Любитель-166» была не только самой массовой, но и одной из самых стильных двухобъективных камер, «Смена-8М» открыла фотографию миллионам советских школьников, а «ЛОМО-компакт» стал родоначальником целого жанра — ломографии. Красногорский завод с начала 1960-х оставался верен своей строгой модернисткой концепции формы, узнаваемой во всем мире, а «Зенит-Е» стал вершиной эстетики геометричности и функциональности. предыдущая 1 / 1 следующая Alone
Photos_slide «Зенит-автомат», 1986 г. Фото: Редакция AlonePhotos_slide «Смена-8», «Ломо-компакт», «Аквакон». Фото: Редакция

Графический дизайн

Alone
Photos_alone Фото: Редакция

Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного и рекламного плаката, искусства книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, товарных знаков и фирменных стилей. В 1954-м году в рамках Московского союза художников возникает секция, получившая впоследствии название «Промграфика» — это было первое профессиональное объединение, выполнявшее заказы производства. В разные годы председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.

предыдущая 1 / 1 следующая

Постановление КПСС от 1962-го года обязало все предприятия страны иметь зарегистрированный товарный знак. Художники «Промграфики» создают для них новые лаконичные знаки-символы, демонстрируя высокий международный уровень в проектах для экспортных предприятий СССР, а также в системе визуальных коммуникаций Олимпиады-80.

предыдущая 1 / 1 следующая
Фото: Редакция Фото: Редакция Фото: Редакция Alone
Photos_alone Реклама микроавтобуса «Латвия». Фото: Редакция

Фото: Редакция

AlonePhotos_alone
Афиша кинофильма «Журналист». Фото: Редакция

Фото: Редакция

Мебель

Становление мебельного дизайна и мебельной промышленности в Советском Союзе началось только в конце 1950-х годов. Установка на борьбу с архитектурными излишествами привела к активному развитию типового строительства, что повлекло необходимость разработать методологий проектирования мебели для малогабаритных квартир.

Эту задачу централизованно решал созданный в 1962-м году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). Он объединял всю отрасль и определял стандарты продукции, идущей в производство. Появилась потребность в новой —легкой, компактной и простой по форме — мебели. Она должна была заменить довоенную мебель, которая не помещалась в маленькие квартиры «хрущовок».

Alone
Photos_alone Чертеж модульной мебели Юрия Случевского. Фото: Architime

Главным достижением того времени стала разработка принципа модульного проектирования мебели. С экспериментами в этой области связано имя Юрия Случевского — одного из самых значительных советских мебельных дизайнеров. Помимо массового производства в СССР, была развита практика изготовления мебели на заказ. Однако, индивидуальные заказы могла себе позволить только номенклатура и советская элита.

Дизайн упаковки

В послевоенные годы большинство пищевых продуктов продавали на развес, упаковывая в грубую бумагу и газеты прямо в магазинах. Молоко, подсолнечное масло, пиво и квас наливали покупателям в их собственные бидоны, стеклянные банки и бутылки.

В 1950-е годы на всей территории Советского Союза происходит стандартизация упаковок многих товаров, таких как: конфеты «Мишка», водка «Московская», пиво «Жигулевское» и других. В условиях дефицита в СССР упаковка выступала не способом конкурентной борьбы и привлечения внимания покупателей, а средством информирования и социалистической пропаганды.

AlonePhotos_alone Упаковки шоколада «Аленка». Фото: Редакция

Созданный в Москве при Министерстве пищевой промышленности комбинат «Союзпродоформление» на протяжении 1950-1980-х годов обеспечивал упаковкой большинство пищевых комбинатов страны. Здесь появилась целая плеяда талантливых художников, которые создали «лицо» советской упаковки и определили развитие этой отрасли на десятилетия вперед.

Незабываемые образцы советской упаковки: кефир и ряженка в стеклянных бутылках с широким горлышком, молоко в треугольных пакетах, фруктовый сок в трехлитровых банках, жестяные банки с икрой, чаем и сладостями.

Материал пожготовили: 

Ксения По и Дмитрий Аске

В материале использованы тексты, представленные в экспозиции Московского музея дизайна.

www.vltramarine.ru

«Советский дизайн 1950–1980-х годов» (часть седьмая)

Сегодня выставка «Советский дизайн 1950–1980-х годов» заканчивает работу в Московском Манеже, а мы все еще в нашем рассказе не добрались до конца. Мы уже много посмотрели, в шестой части мы увидели телевизионные приемники, предметы мебели и телефоны спецсвязи. 

Ну а сегодня мы увидим дизайн предметов бытовой техники.

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Чтобы преодолеть экономическое отставание, многие модели бытовой техники 1950-х годов создавались путем прямого копирования или доработки западных аналогов, но уже к концу 1960-х гг. большинство из них было заменено самостоятельными разработками.Бытовые приборы, выпущенные в 1960-е годы, подобно интерьерам малогабаритных квартир, для которых они предназначались, обладали своим неповторимым «характером» - пропорциями, материалами, графикой логотипов, даже названиями: холодильник «ЗиС-Москва», стиральная машина «Рига-60», пылесосы «Чайка», «Ракета» и «Сатурн» и т.п. Их дизайн прошел большой путь от аэрокосмического стиля 1930-50-х до своеобразного геометрического модернизма 1960-70-х, который существенно отличался от европейских образцов, к примеру, «Браун» и «Оливетти».Холодильник «ЗиС-Москва» стал символом «вечной» бытовой техники. В 1970-е годы ЗиЛ разрабатывает новые перспективные модели, заказывая дизайн как советским дизайнерам из ВНИИТЭ, так и знаменитому американскому бюро Рэймонда Лоуи. Несмотря на то, что мелкосерийные образцы и прототипы были отмечены премиями, они так и не были внедрены в крупносерийное производство.

Агрегат-заменитель автомата с газированной водой

Сифон стеклянный в оплетке. 1960-е.Собрание Московского музея дизайна

А с утра всегда приятно было выпить чашечку свежезаваренного кофе

Кофеварка электрическая. 1968 год.Завод «ДИНАМО им.С.М.Кирова», МоскваЧастное собрание

Ну а кто не любит кофе, для тех чай

Справа:

Электрочайник. 1951 г.Завод «КРАСНЫЙ ВЫБОРЖЕЦ», ЛенинградСобрание И.М.Борисова

Слева:

Утюг электрический, 1956 г.Харьковский электромашиностроительный заводСобрание Московского музея дизайна

Ну а сливочное масло для бутербродов хранилось вот в таком холодильнике

Домашний автоматический электрохолодильник «ЗИС МОСКВА».Модель ДХ2 (1953). Выпуск с 1951 по 1956 год.Изготовитель: Московский автомобильный завод им.СталинаИз собрания частного коллекционера И.М.Борисова

Первый советский бытовой холодильник послевоенного времени. В отличе от своего предшественника, холодильника, холодильника «ХТЗ-120» харьковского тракторного завода, которых было произведено всего 4 000 экземпляров, холодильник «ЗИС МОСКВА» за время выпуска побил все рекорды - их было изготовлено около 600 000 штук.

"А у которых нет холодильника, в сеть завернут, за форточку вышвырнут" (с) Елизавета Ауэрбах, "Рассказ деда".

Чистоты и порядка в комнатах можно было добиться с использованием пылесосов, например таких

Пылесос «УП-1» 1955 годЗаво «ЭЛЕКТРОСИЛА им.С.М.Кирова»Собрание политехнического музея

Пылесос «САТУРН».Производился с 1962 в Литве.Собрание политехнического музея.

Прототип этого пылесоса - американский HOOVER CON­STELLATION 1955 года выпуска, но советский «САТУРН» все равно был уникальным. Идеальная сферическая форма, мобильность за счет колес, возможность использовать в режиме выдувания, к примеру, для побелки потолка.

Пылесос «ЧАЙКА» 1956 годЗавод ДУКССобрание Московского музея дизайна

Ну и раз выше был утюг, то перед тем, как его использовать бельишко нужно было постирать. А вот для этого был придуман вот такой агрегат, по форме напоминающий космическую ракету. Не удивлюсь, если и выпускали его с использованием все тех же технологий

Домашняя стиральная машинка «ЭАЯ-3». 1953 годРижский электромеханический завод «РЭЗ».Из собрания частного коллекционера И.М.Борисова

Первая советская домашняя стиральная машина массового выпуска, которая производилась в Риге с 1951 до 1955 года. Машина позволяла стирать и отжимать до 2,5 кг. сухого белья.

Ну и раз разговор зашел за белье, то теперь надо посмотреть на предметы одежды

Платье из набивной ткани. 1970-е годыДизайнер: Юлия ЧинцоваСобрание Московского музея дизайна

МОДА

Тенденции мировой моды стали проникать в СССР вместе с Международным фестивалем молодежи и студентов 1957 года и показом коллекции Кристиан Диор 1959 года. Внутри страны главные разработки в дизайне одежды создаются модельерами ОДМО - Общесоюзного дома моделей одежды, в экспериментальном цехе которого придумывают коллекции, предназначенные исключительно для зарубежных показов. Так появляются в мировой модной индустрии имена советских модельеров - В.Зайцева, Л.Телегиной, Т.Осмеркиной и других.В то же время дизайн одежды для массового потребителя значительно отстает от европейских тенденций. Все самые интересные предметы одежды кроились и шились в индивидуальном порядке или сотрудниками спец-ателье, или частными портными, имена которых в большинстве так и остались неизвестны.В условиях дефицита изделий легкой текстильной промышленности базовые навыки шитья и вязания были практически обязательными для каждой советской женщины. В каждом доме коллекционировались листочки-вкладыши с выкройками моделей и схемами для вязания из советских и зарубежных журналов мод, а также из популярных в то время изданий «Работница» и «Крестьянка». Неповторимые рукодельные вещи наших мам и бабушек смотрятся и сегодня удивительно актуально.

Вот на такой швейной машинке как раз и шили 

Швейная машинка «ТУЛА». Выпуск с 1955 года по начало 1980-х.Изготовитель: Тульский машиностроительный заводИз коллекции Московского музея дизайна

Это одна из первых швейных машин в СССР с электрическим приводом. Опытные образцы были сконструированы в Ленинграде, выпускалась в Туле в разных модификациях. Корпус из хромированной стали, штифт и оверлоки были разработаны по немецким трофейным экземплярам.

Ну а переходя к следующему экспонату, не могу не вспомнить один старый анекдот.

Звонок телефона.- Алло, это магазин? У вас ситчик веселый есть?- Есть. Приезжайте, покажу - обхохочетесь

Собственно образцы рисунков тканей

Эскизы тканей для фабрики «КРАСНАЯ РОЗА». 1950-60 гг.ГуашьДизайнер по текстилю: В.К.Склярова (1908-1976)Собрание семьи автора

Вера Кирилловна Склярова - выпускница Московского текстильного института. Она долгие годы работала художником по тканям. В послевоенное время примерно каждая пятая советская женщина имела платье с цветочным рисунком, выполненным по ее эскизу. С 1957 по 1964 Склярова работала главным редактором «ЖУРНАЛА МОД» Всесоюзного дома моделей.

А вот что носили на ногах

Вечерние ботильоны из замши, 1980-еПроизводство - ОДНО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» (Москва)Собрание культурного фонда «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МОДЫ»Из гардероба актрисы и певицы Татьяны Шмыги.

Хотя оригинальные модели обуви создавались в Общесоюзном и областных домах мод, они не были общедоступными. Хорошая обувь в СССР была дефицитом, ее, в основном, импортировали из Польши, Чехословакии, ГДР и Венгрии.

Сабо из ткани и кожезаменителя на деревянной платформе. 1970-е.Собрание культурного фонда «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МОДЫ»

Женская среднекаблучная галоша 1950-е.Московская фабрика «КРАСНЫЙ БОГАТЫРЬ»Собрание Московского музея дизайна

Незаменимый предмет гардероба городских модниц 1950-60-х гг, заботящихся о сохранности своих туфель в дождливую погоду. Сейчас снова становится популярным.

Ну а всякую мелочь, вроде пуговиц, заколок, булавок и прочей дребедени, хранили вот в таких коробочках

На сегодня закончим, а вот завтра мы посмотрим на дизайн упаковки продуктов, которые хранились в холодильниках помимо масла. А также дизайн этикеток алкогольных напитков, а также папирос.

botsman-m.livejournal.com

«Советский дизайн 1950-1980-х» в разделе «Дизайн»

Отчет с выставки, которой открылся Московский музей дизайна. В экспозиции представлены различные направления художественной и инженерной промышленности СССР.

С 30-го ноября по 20-е января в недавно открывшимся Московском музее дизайна проходит выставка, посвященная советскому дизайну 1950-1980-х годов. В экспозиции собраны образцы графического дизайна и упаковки, мебель, бытовая техника, фотоаппаратура и т.д.    предыдущая 1 / 1 следующая

Космос

Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957-м году, первый полет человека в космос в 1961-м году и другие успехи СССР в области космических технологий не могли не повлиять на промышленный и графический дизайн. В 1950-1960-х в моду вошли обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности. Ярким примером этой тенденции может служить «космический» дизайн пылесосов «Ракета», «Сатурн» и «Чайка».

Фото: Редакция Кроме того, заводы, работавшие для военной и космической промышленности, выпускали на основе разработанных технологий и товары народного потребления, отличавшиеся высоким качеством и долговечностью. Так, комплекс телеаппаратуры «Енисей», созданный на Красногорском механическом заводе, позволил в 1959-м году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны. Сотрудникам завода не раз объявлялась благодарность от лица космонавтов за высокое качество фототехники, не подводившей даже в самых непредсказуемых условиях.

Петродворцовый часовой завод выпускал часы с уникальным механизмом «Ракета» не только для массового потребления, но и создавал специальные модели для летчиков, подводников, полярников и космонавтов.

Пылесос «Сатурн»

Фототехника

AlonePhotos_alone «Зоркий-10», 1964 г. «Нарцисс», 1961 г. «Горизонт», 1967 г. Фото: Редакция

Волна массового увлечения фотографией в СССР пришлась на послевоенное время. Не последнюю роль здесь сыграла и сравнительная доступность фототехники. Первые послевоенные производства ориентировались на технологии и дизайн, вывезенной из Германии фототехники. Однако после триумфа советской фотоаппаратуры на Экспо-58 в Брюсселе в СССР начали активно развивать собственные разработки. Стремительно завоевав внутренний рынок, советская фототехника стала одной из ведущих отраслей экспорта. Как и японские производители, ведущие отечественные заводы — КМЗ и ЛОМО — сделали ставку на доступные модели. Именно над ними, а не над профессиональными камерами, работали дизайнеры.

Кинокамера «Красногорск-3», 1971 г.

Камера с телеобъективом «Фото-снайпер»

«Любитель-166» была не только самой массовой, но и одной из самых стильных двухобъективных камер, «Смена-8М» открыла фотографию миллионам советских школьников, а «ЛОМО-компакт» стал родоначальником целого жанра — ломографии. Красногорский завод с начала 1960-х оставался верен своей строгой модернисткой концепции формы, узнаваемой во всем мире, а «Зенит-Е» стал вершиной эстетики геометричности и функциональности. предыдущая 1 / 1 следующая AlonePhotos_slide «Зенит-автомат», 1986 г. Фото: Редакция AlonePhotos_slide «Смена-8», «Ломо-компакт», «Аквакон». Фото: Редакция

Графический дизайн

AlonePhotos_alone Фото: Редакция

Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного и рекламного плаката, искусства книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, товарных знаков и фирменных стилей. В 1954-м году в рамках Московского союза художников возникает секция, получившая впоследствии название «Промграфика» — это было первое профессиональное объединение, выполнявшее заказы производства. В разные годы председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.

предыдущая 1 / 1 следующая

Постановление КПСС от 1962-го года обязало все предприятия страны иметь зарегистрированный товарный знак. Художники «Промграфики» создают для них новые лаконичные знаки-символы, демонстрируя высокий международный уровень в проектах для экспортных предприятий СССР, а также в системе визуальных коммуникаций Олимпиады-80.

предыдущая 1 / 1 следующая Фото: Редакция Фото: Редакция Фото: Редакция AlonePhotos_alone Реклама микроавтобуса «Латвия». Фото: Редакция

Фото: Редакция

AlonePhotos_alone Афиша кинофильма «Журналист». Фото: Редакция

Фото: Редакция

Мебель

Становление мебельного дизайна и мебельной промышленности в Советском Союзе началось только в конце 1950-х годов. Установка на борьбу с архитектурными излишествами привела к активному развитию типового строительства, что повлекло необходимость разработать методологий проектирования мебели для малогабаритных квартир.

Эту задачу централизованно решал созданный в 1962-м году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). Он объединял всю отрасль и определял стандарты продукции, идущей в производство. Появилась потребность в новой —легкой, компактной и простой по форме — мебели. Она должна была заменить довоенную мебель, которая не помещалась в маленькие квартиры «хрущовок».

AlonePhotos_alone Чертеж модульной мебели Юрия Случевского. Фото: Architime

Главным достижением того времени стала разработка принципа модульного проектирования мебели. С экспериментами в этой области связано имя Юрия Случевского — одного из самых значительных советских мебельных дизайнеров. Помимо массового производства в СССР, была развита практика изготовления мебели на заказ. Однако, индивидуальные заказы могла себе позволить только номенклатура и советская элита.

Дизайн упаковки

В послевоенные годы большинство пищевых продуктов продавали на развес, упаковывая в грубую бумагу и газеты прямо в магазинах. Молоко, подсолнечное масло, пиво и квас наливали покупателям в их собственные бидоны, стеклянные банки и бутылки.

В 1950-е годы на всей территории Советского Союза происходит стандартизация упаковок многих товаров, таких как: конфеты «Мишка», водка «Московская», пиво «Жигулевское» и других. В условиях дефицита в СССР упаковка выступала не способом конкурентной борьбы и привлечения внимания покупателей, а средством информирования и социалистической пропаганды.

AlonePhotos_alone Упаковки шоколада «Аленка». Фото: Редакция

Созданный в Москве при Министерстве пищевой промышленности комбинат «Союзпродоформление» на протяжении 1950-1980-х годов обеспечивал упаковкой большинство пищевых комбинатов страны. Здесь появилась целая плеяда талантливых художников, которые создали «лицо» советской упаковки и определили развитие этой отрасли на десятилетия вперед.

Незабываемые образцы советской упаковки: кефир и ряженка в стеклянных бутылках с широким горлышком, молоко в треугольных пакетах, фруктовый сок в трехлитровых банках, жестяные банки с икрой, чаем и сладостями.

Материал пожготовили: 

Ксения По и Дмитрий Аске

В материале использованы тексты, представленные в экспозиции Московского музея дизайна.

www.vltramarine.ru

СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН 1950-1980

Место проведения: Кунтсхал Роттердам (Роттердам, Нидерланды)

RED WEALTH. SOVJET DESIGN 1950-1980 - первый выставочный проект, посвященный советскому дизайну, который будет показан в европейском музее. В экспозиции - более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, плакаты, уникальные архивные материалы.

Разделы выставки представят различные аспекты жизни и материальной культуры советского гражданина: мир детства и игр, спорт и массовые мероприятия, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука и индустриальное производство. На выставке будут показаны объекты, образцы графического и промышленного дизайна, оригинальные чертежи и макеты из собрания Московского музея дизайна и частных коллекций, уникальные экспонаты, предоставленные дизайнерами и их семьями.

К выставке подготовлены видеоинтервью с ведущими дизайнерами советского времени Юрием Соловьевым, Валерием Акоповым, Владимиром Рунге, Игорем Зайцевым, Светланой Мирзоян, Владимиром Анисимовым, Александром Ермолаевым. В рамках выставки будет показан уникальный документальный фильм «Дизайн в СССР», который был сделан специально для продвижения советского дизайна за рубежом.

БЫЛ ЛИ ДИЗАЙН В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, И ПОЧЕМУ О НЕМ ТАК МАЛО ИЗВЕСТНО? 

Проблема терминологии

Термин «дизайн» в Советском Союзе долгое время не использовался. Художники-конструкторы и художники промышленной графики занимались тем, что Европе и США называли «промышленный дизайн» и «графический дизайн». Советские дизайнеры не могли иметь собственные студии, их имена были известны только в профессиональной среде.

Проблема копирования

После Второй мировой войны в СССР существовала проблема технологического отставания, особенно в сфере производства товаров массового потребления. Иногда эта проблема решалась копированием и доработкой западных аналогов, в том числе, бытовой техники и транспортных средств, производящихся по другую сторону «Железного занавеса». В 1960-х годах начался процесс формированием собственной государственной системы дизайна - и копии стали заменяться оригинальными разработками. Работы советских дизайнеров получали признание на международных выставках. Дизайнеры ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского институту технической эстетики) принимали участие проектных семинарах «Интердизайн», что давало им возможность обмениваться опытом с западными коллегами.

Проблема внедрения. Нереализованные проекты

В 1970 - 1980-х годах плановая экономика и бюрократизация препятствовали внедрению передовых проектов советских дизайнеров в массовое производство. Было реализовано менее трети детально проработанных проектов. 

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА?  

«Холодная война» и приоритет точного и тяжелого машиностроения

В период «холодной войны» и соперничества с капиталистическим западом советское правительство развивало отрасли индустриального производства, успех в которых обеспечивал стране престиж на мировой арене. Основные достижения советских конструкторов 1950 - 1970-х годов были сделаны в области космических технологий, точного производства, военной техники и тяжелого машиностроения. Многие товары массового потребления производились на предприятиях  военной и тяжелой промышленности. Это обеспечивало их высокое качество и функциональность, но могло негативно сказываться на их внешнем виде.

Социалистическая идеология

Уникальность советской модели дизайн-проектирования определялась разрывом между гуманистическими (human-oriented) концепциями дизайна, созданными сильной научно-методической школой ВНИИТЭ, и технологической инертностью производства, не имевшего экономического стимула для развития в рамках плановой экономики. Социалистическая идеология ставила дизайн «на службу обществу». Функциональный, аналитический подход к дизайну и эргономические разработки дизайнеров ВНИИТЭ способствовали созданию товаров, удовлетворяющих основные запросы потребителя. 

ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ У СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА СЕГОДНЯ? 

Советские дизайнеры стремились создавать долговечные и качественные вещи «вне времени». Ассортиментная политика государства и принципы модульного проектирования позволяли создавать унифицированные модели, которые могли быть адаптированы к различным социально-бытовым и культурным условиям. Такой разумный, «экологичный» подход стал «визитной карточкой» советской системы дизайна. Изделия массового производства часто воспринимались как основа для дальнейшего творчества - многие из них продавались в виде «полуфабрикатов», требовавших самостоятельной сборки или пошива. Так создавались эксклюзивные образцы «народного» дизайна.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В СССР

1950-е годы: Восстановление экономики СССР после Второй мировой войны было связано с курсом на индустриализацию, подъемом промышленности. На производстве появляется должность художника-конструктора (дизайнера), который в то время должен был решать задачи быстрого, экономичного и массового изготовления товаров, исходя из возможностей и потребностей фабрик и заводов, а не конечного потребителя. В период «хрущевской оттепели» (1953—1964) декоративные элементы сталинского ампира в дизайне и архитектуре сменяются интернациональными тенденциями модернизма. 

1960-е годы: Дизайн становится частью государственной политики. В 1962 году открывается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), возглавляемый Юрием Соловьевым. С 1962 по 1978 годы было открыто десять республиканских филиалов, получавших методические рекомендации из центра. Специалисты института вели активную научно-исследовательскую, проектную и выставочную деятельность, выпускали журнал «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории и практики дизайна в СССР и за рубежом. С 1967 года водится государственная аттестация товаров на «Знак качества». Продукты массового потребления становятся доступными широким слоям населения.

1970-е годы: Советский Союз начинает экспортировать товары в страны «социалистического лагеря» и Западную Европу. Фотоаппараты «Зенит», часы «Слава», «Полет», «Луч», «Ракета», радиоприемники VEF, холодильники «ЗиЛ», автомобилей «Москвич» и «Лада» получают международное признание. В 1975 году в Москве прошел конгресс Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID), президентом которого с  1977 по 1980 год был директор ВНИИТЭ Юрий Соловьев. В Москве открылся Центр технической эстетики (ЦТЭ), знакомящий широкую общественность с достижениями советского дизайна. Однако большинство инновационных дизайн-разработок остаются нереализованными.

1980-е годы: От единичных разработок дизайнеры переходят к проектированию сложных систем, ВНИИТЭ внедряет метод дизайн-программ. Олимпиада 1980 года демонстрирует слаженный труд больших дизайнерских коллективов, разработавших систему визуальных коммуникаций и комплексное решение городской среды для Москвы. 

В 1987 году создается Союз дизайнеров СССР, дизайнеры получают возможность открывать частные студии.

 

В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование. Кризис производства, начавшийся после его распада, затормозил развитие отечественного дизайна. Ряд важнейших документов и проектов советских дизайнеров оказался утрачен. 

Сегодня многие российские и зарубежные дизайнеры обращаются к дизайн-наследию советской эпохи, изучают и переосмысляют его.

moscowdesignmuseum.ru

Автомобили СССР — образцы дизайна — журнал За рулем

Споры поклонников отечественного автопрома со скептиками, утверждающими, что в СССР всё (в том числе дизайн) сдирали, не утихают много лет. Так была ли в СССР своя дизайнерская школа?

ЗИС‑101 Спорт, нарисованный художником Валентином Ростковым, - первый и очень удачный пример оригинального советского дизайна.

ЗИС‑101 Спорт, нарисованный художником Валентином Ростковым, - первый и очень удачный пример оригинального советского дизайна.

Материалы по теме

main

На одном из показов перспективных образцов на АЗЛК тогдашний министр автопрома Владимир Поляков, по воспоминаниям очевидцев, изрек: «Где вы видели такой автомобиль? Таких автомобилей не бывает!».

Дизайнеры расшифровали мысль министра: надо делать автомобили по зарубежным образцам, а не искать нехоженых путей. В СССР, как правило, именно так и поступали. Но не всегда.

Победа — гармоничное, талантливое сочетание лучших европейских и американских образцов начала 1940 годов. В результате автомобиль получился оригинальным и запоминающимся.

Победа — гармоничное, талантливое сочетание лучших европейских и американских образцов начала 1940 годов. В результате автомобиль получился оригинальным и запоминающимся.

Чтоб сказку сделать былью

Материалы по теме

Не секрет, что все наши автомобили, созданные до Великой Отечественной, были в той или иной степени скопированы с западных. Вернее, почти все. В 1938 году молодой художник ЗИСа (термин «дизайнер» появился лет через тридцать) Валентин Ростков нарисовал очень необычный и даже авангардный двухдверный родстер, который принято называть ЗИС-Спорт. Облик автомобиля — в частности, линия массивных крыльев — следовал тогдашней американской моде, но в решении передка со встроенными фарами и аэродинамической решеткой радиатора Ростков не просто ничего не копировал, а даже опережал мировые тенденции.

Убедиться в этом несложно, достаточно сравнить ЗИС-Спорт с породистыми спортивными моделями тех лет. Вот только творение Росткова не было предназначено для серийного производства, да и не факт, что тогда наша промышленность осилила бы такой кузов.

Реальный ЗИЛ‑118 Юность, созданный группой под руководством Эрика Сабо, куда изящнее и гармоничнее эскизов 1959 года.

Реальный ЗИЛ‑118 Юность, созданный группой под руководством Эрика Сабо, куда изящнее и гармоничнее эскизов 1959 года.

Начальный этап работы художника Эрика Сабо над обликом представительского микроавтобуса, 1959 год. Автомобиль впитал американскую «аэрокосмическую» стилистику: резкие линии окончания крыльев и богатый хромированный декор. В общем, эдакий вэн на базе лимузина ЗИЛ‑111.

Начальный этап работы художника Эрика Сабо над обликом представительского микроавтобуса, 1959 год. Автомобиль впитал американскую «аэрокосмическую» стилистику: резкие линии окончания крыльев и богатый хромированный декор. В общем, эдакий вэн на базе лимузина ЗИЛ‑111.

Эскиз Эрика Сабо, сделанный в рамках работ над обликом представительского автомобиля по заказу ЗИЛа, 1963 год.

Эскиз Эрика Сабо, сделанный в рамках работ над обликом представительского автомобиля по заказу ЗИЛа, 1963 год.

Идеи Сабо трансформировались в очень стильный и оригинальный ЗИЛ‑114. Правда, ушло на это три года.

Идеи Сабо трансформировались в очень стильный и оригинальный ЗИЛ‑114. Правда, ушло на это три года.

Это очень важный штрих к портрету советского дизайна. Ведь художественное конструирование, как некогда величали это ремесло, подразумевает и технологическую проработку — доведение изделия от эскиза до товарного образца. Без полета фантазии, конечно, нельзя, но речь всё же о товарных автомобилях, а не о выставочных концепткарах.

В довоенных работах Юрия Долматовского оригинальна концепция: представительский автомобиль с двигателем сзади. А стилистика продиктована американским влиянием.

В довоенных работах Юрия Долматовского оригинальна концепция: представительский автомобиль с двигателем сзади. А стилистика продиктована американским влиянием.

Что касается фантазии, одним из первых на ее полет у нас в стране осмелился Юрий Аронович Долматовский — художник, инженер и знаменитый популяризатор автомобиля. В 1930‑е годы он, как и многие зарубежные инженеры и стилисты, увлекся заднемоторной компоновкой, вдохновившись авангардной чешской Татрой. Именно авторитет Долматовского повлиял на то, что на протяжении двух десятилетий создание автомобилей всех классов с двигателем сзади стало одним из основных направлений для наших дизайнеров.

НАМИ‑013 работы Долматовского имеет оригинальную конструкцию. Стилистика традиционна для начала 1950‑х, только декора меньше, чем было принято. Это видно при сравнении с седаном ГАЗ‑12 ЗИМ.

НАМИ‑013 работы Долматовского имеет оригинальную конструкцию. Стилистика традиционна для начала 1950‑х, только декора меньше, чем было принято. Это видно при сравнении с седаном ГАЗ‑12 ЗИМ.

Футуристические эскизы вылились-таки в авангардный, но уже ходовой опытный образец НАМИ‑013, действительно очень передовой для 1951 года. (Нечто подобное — минивэн Fiat Multipla — итальянцы запустили в производство лишь в 1956 году, но большого коммерческого успеха он не снискал.)

Одно дело — восторгаться необычными машинами и совсем другое — покупать их и эксплуатировать. А уж поставить на конвейер в СССР нечто подобное концептуальному НАМИ‑013 и вовсе было немыслимо. Трудно представить человека, который по своей воле пересел бы из Победы или ЗИМа в столь необычную, да еще и конструктивно сомнительную, машину.

Эскиз дизайнера Эдуарда Молчанова на тему представительского автомобиля вагонной компоновки. В стилистике очевидно американское влияние. Представить себе руководителей СССР в таком минивэне, мягко говоря, сложно.

Эскиз дизайнера Эдуарда Молчанова на тему представительского автомобиля вагонной компоновки. В стилистике очевидно американское влияние. Представить себе руководителей СССР в таком минивэне, мягко говоря, сложно.

Материалы по теме

1

Художники, конечно, жаждали творить, на то они и художники. Но от руководства отраслью, как правило, приходила установка: копировать западные образцы. И определенный резон в этом был, поскольку зарубежные дизайнеры имели куда больше опыта не только в создании новых моделей, но и в доведении их до серии.

Впрочем, надо отдать должное нашим: они не просто копировали, а ловко перерабатывали зарубежную стилистику, приспосабливая ее к нашим условиям, в том числе к возможностям производства, и создавая пусть не самые передовые, но вполне соответствующие времени машины. Самые яркие примеры — Победа ГАЗ‑M20 и Волга ГАЗ‑21. А вот Чайка и продукция ЗИСа 1950‑х годов — откровенное копирование американских образцов.

Но художники-то не виноваты! Именно на таких машинах хотели ездить те, кто на них ездил. Трудно вообразить, что руководители СССР предпочли бы авангардный минивэн, нарисованный, скажем, талантливым художником Эдуардом Молчановым: несколько странное сочетание кузова-вагона и огромных стекол с прихотливыми изгибами, характерными для американской стилистики рубежа 1950‑х и 1960‑х годов. Но нечто подобное появилось-таки в металле.

Путевка в жизнь

Расцвет советского дизайна пришелся на эпоху хрущевских совнархозов и относительной самостоятельности промышленных предприятий. При Московском городском совнархозе создали Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), которое работало по заказам МЗМА, ЗИЛа, Серпуховского мотоциклетного завода. Романтический подъем был и на самих заводах, а также в НАМИ.

Две характерные работы начала 1960‑х, доведенные пусть и до маленькой, но серии, - московский микроавтобус Юность и украинский Старт. Их очень интересно сравнить, поскольку у машин, на первый взгляд, много общего, но есть и очень существенные, а по сути — коренные различия.

Материалы по теме

Микроавтобус «Старт»

Оба автомобиля имели вагонную компоновку. Оба не избежали влияния американской стилистики (ему в те годы были подвержены и многие европейские компании): обширные решетки радиаторов, козырьки над четырьмя фарами.

Но есть и отличия. ЗИЛ‑118 Юность, над которым работала группа под руководством одного из лучших советских дизайнеров Эрика Сабо, в процессе доводки до опытного образца стал куда спокойнее в линиях и декоре, чем на первых эскизах. А вот Старт производил странное впечатление. Оригинален? Да! Запоминается? Конечно! Но уж больно эклектичным получился у художников этот микроавтобус, наделенный вычурными чертами американских «крейсеров». Ведь дизайн подразумевает сочетание красоты и рациональности, а у Старта — выступающий, как у легкового автомобиля, багажник с вызывающими «килями». Ладно бы двигатель стоял сзади, как у НАМИ‑013, но он был расположен традиционно для таких машин — между передними сиденьями. Привычный РАФ‑977 — рациональнее, вместительнее, гармоничнее Старта.

Конечно, микроавтобус Старт оригинален. Но это работа скорее романтиков‑любителей, нежели профессионалов‑практиков.

Конечно, микроавтобус Старт оригинален. Но это работа скорее романтиков‑любителей, нежели профессионалов‑практиков.

Материалы по теме

412 MOCKVICH

В общем, московская Юность — работа профессиональная и оригинальная, а Старт — творчество любителей-романтиков. Никакой особой оригинальности в нем нет, а есть резкая эклектика — причудливое сочетание нескольких стилей, создающее, повторю, запомина­ющийся, но дисгармоничный образ.

Еще одна важная примета професси­онализма создателей Юности — возможность модернизации машины без коренной переделки платформы, что и сделали в 1970 году. А ведь трудно представить себе, как можно было осовременить Юность всего через пару лет после ее рождения, когда американские «аэрокосмические» изломы вышли из моды.

Модернизированная Юность ЗИЛ‑119 1970 года выглядела оригинально и очень свежо.

Модернизированная Юность ЗИЛ‑119 1970 года выглядела оригинально и очень свежо.

Диаметрально противоположный пример — действительно оригинальный и передовой ВНИИТЭ-ПТ (перспективное такси) работы группы под руководством Долматовского. Юрий Аронович остался верен вагонной компоновке и заднему расположению двигателя, но создал гармоничный, вместительный, рациональный автомобиль, дизайн которого выглядел свежим и через десять лет после рождения. Ему не суждено было стать серийным, но это другая история. К слову, специальные автомобили-такси делали лишь в Британии да, условно говоря, в США, где знаменитые Чекеры (Checker), кроме таксистов, просто мало кто покупал.

Одна из лучших работ советского дизайна — такси, построенное в 1964 году под руководством Юрия Долматовского во Всесоюзном институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Машина не копировала какие-либо образцы и выглядела современно и в начале 1980‑х.

Одна из лучших работ советского дизайна — такси, построенное в 1964 году под руководством Юрия Долматовского во Всесоюзном институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Машина не копировала какие-либо образцы и выглядела современно и в начале 1980‑х.

В 1960‑е годы появилось несколько оригинальных серийных советских машин, в том числе Москвич‑408 и ЗИЛ‑114. «Четыреста восьмой» не повторял зарубежных аналогов и выглядел вполне прилично на фоне одноклассников даже в начале 1970‑х. Создатели представительского ЗИЛа впервые в истории завода не копировали впрямую заокеанские образцы, а пришли к лаконичности, строгому стилю без вычурного декора (который, кстати, первым и выходит из моды). В дизайне автомобиля была заложена возможность модернизации — его авторы были настоящими профессионалами.

Москвич‑408 1964 года — пример талантливого советского дизайна. Никто тогда не предполагал, что модернизировать этот кузов будут более двух десятилетий.

Москвич‑408 1964 года — пример талантливого советского дизайна. Никто тогда не предполагал, что модернизировать этот кузов будут более двух десятилетий.

Примеры грамотного и самобытного советского дизайна — автобус ЛиАЗ‑677 (впрочем, облик автобуса испортить, вообще говоря, непросто) и, конечно же, работа Валентина Сергеевича Кобылинского — карьерный самосвал БелАЗ‑540. Он разительно отличался от тех, что делали в этом классе прежде, и, по сути, заложил стилистику всех последующих моделей, вплоть до нашего времени.

БелАЗ‑540 художника Валентина Кобылинского стал ­эталоном дизайна карьерных самосвалов.

БелАЗ‑540 художника Валентина Кобылинского стал ­эталоном дизайна карьерных самосвалов.

Вполне оригинальный и интересный дизайн — у микроавтобуса РАФ‑2203. Прототип РАФ‑982 был более авангардным — с резкими гранями кузова. Облик серийной машины «успокоили», и правильно сделали. РАФ не выглядел динозавром и в 1980‑е годы, хотя и был, по сравнению с аналогами, узковат, поскольку являлся заложником шасси легковой Волги. Но это опять же другой разговор.

РАФ‑982 — смелая работа латышских художников, которым разрешили творить всласть.

РАФ‑982 — смелая работа латышских художников, которым разрешили творить всласть.

Серийный РАФ‑2203, по сравнению с РАФ‑982, удачно «причесали», сгладив резкие линии. И правильно сделали!

Серийный РАФ‑2203, по сравнению с РАФ‑982, удачно «причесали», сгладив резкие линии. И правильно сделали!

Гонка за лидером

Семидесятые годы в советском дизайне — время упущенных возможностей. Романтику сменил матерый практицизм, а фантазии дизайнеров вызывали у руководства отрасли всё большее раздражение. Правда, ВАЗ, последовательно перелицовывавший автомобили Fiat и потому отстававший от зарубежных конкурентов, создал Ниву ВАЗ‑2121. Лаконичные и простые формы — самые живучие, что подтверждает не только Нива, но и британский Land Rover с немецким Гелендевагеном. А во времена молодости Нивы ближайшие аналоги — компактные Suzuki Samurai и Fiat Campagnola — выглядели на ее фоне прими­тивными и неуклюжими.

ВАЗ‑2121 тольяттинского дизайнера Валерия Сёмушкина оказался не только удачным, но и «долгоиграющим». Правда, Нива — это тот случай, когда форма неразрывно связана с содержанием.

ВАЗ‑2121 тольяттинского дизайнера Валерия Сёмушкина оказался не только удачным, но и «долгоиграющим». Правда, Нива — это тот случай, когда форма неразрывно связана с содержанием.

С проекта ESV начали создавать не увеличенный и облагороженный Москвич‑412, которым занимались несколько лет, ­ а совершенно новый автомобиль.

С проекта ESV начали создавать не увеличенный и облагороженный Москвич‑412, которым занимались несколько лет, ­ а совершенно новый автомобиль.

Интересные работы в 1970‑е годы делали дизайнеры АЗЛК. Но попытки увеличить и облагородить Москвич‑412 (на этом, по воспоминаниям очевидцев, долго настаивал главный конструктор завода Александр Федорович Андронов, обладавший огромным авторитетом) отняли слишком много времени. Перспективные образцы С‑1 и С‑3, которыми начали заниматься в самом конце 1975 года, выглядели очень неплохо и вполне смотрелись бы на фоне западных одноклассников начала 1980‑х, а это, например, Citroen BX и Opel Ascona. Но лишь в середине 1980‑х на конвейер встал Москвич‑2141, который не был стилистическим откровением.

Появись серийный Москвич С‑3 в начале 1980‑х, его не стыдно было бы поставить рядом с западноевропейскими аналогами. Но…

Появись серийный Москвич С‑3 в начале 1980‑х, его не стыдно было бы поставить рядом с западноевропейскими аналогами. Но…

Вскоре наступил еще один короткий романтический период — перестроечный, когда практически все заводы и НАМИ в судорожных поисках нового пути советского дизайна наперегонки строили макеты, концепткары и ходовые опытные образцы. Некоторые были интересными, иные — слабыми, а то и явно нежизнеспособными. Но и те и другие на особую оригинальность уже не претендовали. Продолжалось это и в 1990‑е годы, а чем закончилось — мы помним. Но это уже иная, новейшая история.

Концептуальный Москвич‑2139 Арбат — пример лихорадочного поиска нового советского стиля начала 1990‑х годов. Энтузиазма у дизайнеров еще хватало, но время уже было упущено.

Концептуальный Москвич‑2139 Арбат — пример лихорадочного поиска нового советского стиля начала 1990‑х годов. Энтузиазма у дизайнеров еще хватало, но время уже было упущено.

Даже в век глобализации и унификации мы без труда отличаем черты немецкого дизайна от примет французского или, скажем, японского. Ведь эти национальные школы формировались десятилетиями. А был ли самобытный автомобильный дизайн в СССР? Был! Но наши лучшие образцы — отдельные звездочки на небе, почти постоянно затянутом тучами копирования, пусть часто и талантливого. Причин тому, для кого-то очевидных, для иных — спорных, много. Но так уж случилось, что собственная школа автомобильной стилистики не возникла. Разве что начальная.

  • Полюбоваться на редкие Лады можно здесь.
  • Советские автомобили, которые могли бы стать серийными, — здесь.
  • Автопарк необычных УАЗов вы найдете по этой ссылке.
  • Фотографии автомобилей Волга, которые мало кто видел, мы собрали в этой публикации...
  • ...а малоизвестных машин марки Москвич — тут.

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Советский графический дизайн

22.12.2013

Острая общественно-политическая ситуация в России, связанная с революцией и гражданской войной, вызвала необходимость в массовом создании социально-политических плакатов, как со стороны «красных», так и со стороны «белых». Острая общественно-политическая ситуация в России, связанная с революцией и гражданской войной, вызвала необходимость в массовом создании социально-политических плакатов, как со стороны «красных», так и со стороны «белых». В большинстве, плакаты создавались ужасающе безвкусные, перенасыщенные китчевыми деталями, либо просто плохо нарисованные. Но это происходило «за пределами» той среды, в рамках которой строилось новое художественное образование нашей страны, и зарождал-ся настоящий дизайн.

Рекламное плакатное творчество Льва Самойловича Бакста (1866-1924), Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), Николая Владимировича Ремизова (Ре-ми, 1887-1975), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) было значительным шагом вперед, к дизайну как таковому, по сравнению с китчевым торгово-промышленным плакатом.

Если кратко охарактеризовать художественную жизнь России 1917-1930 годов, то эксперимент по созданию нового общества, ожидание новой жизни, бедность народа и бурное развитие промышленности, отсутствие строгой государственной системы и цензу-ры, огромное количество идей по реконструкции общества привели к следующему. Художники отрицали каноны прошлого и чувствовали особую свободу, активно участвовали в создании нового общества, создавали новое, революционное искусство. Задачей большей части художников стало формирование новой жизненной среды - «жизнестроение», что осуществлялось через внедрение искусства в быт. Активно развивались авангардные течения.

На формирование графического дизайна в нашей стране оказали влияние следующие авангардные течения.

Абстракционизм, течение, изобретенное Василием Васильевичем Кандинским (1866-1944). Суть абстракционизма: высшая и самая духовная форма искусства - это бес-предметное искусство, выражающее посредством абстрактных форм, линий и пятен внутреннее состояние художника. Каждая форма (например, треугольник) и каждый цвет обладает собственным духовным содержанием, поэтому для живописи художнику не требуется ничего из грубого предметного мира. Эти идеи Кандинского имеют огромную значимость для дизайна, так как открывают путь для индексального (абстрактно-знакового) выражения любого содержания.

Супрематизм, течение, изобретенное Казимиром Севериновичем Малевичем (1878-1935). Суть супрематизма в визуальном поиске философских и логических категорий. Через изображение абстрактных фигур, парящих в «белой бездне», ведется поиск универсальных закономерностей бытия. Супрематист Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) создавал так называемые «проуны» (Проекты Утверждения Нового) - абстрактные композиции из фигур, которые впоследствии стали основой для фотоколлажей, выражающих новый взгляд на искусство.

Конструктивизм, течение, изобретенное Владимиром Евграфовичем Татлиным (1885-1953). Суть конструктивизма - в отказе от любых характеристик предмета, кроме конструкции, каркаса, который и является сущностью предмета, основой конструирования.

Революционное искусство стремилось создать новый облик городской среды. Супрематические формы выплеснулись на наружную рекламу, транспорт, предметы быта, ткани, агитпоезда. Вместо органического включения нового оформления в архитектурную среду требовалось максимально подчеркнуть художественный конфликт. Примером может служить реклама Моссельпрома, созданная А. Родченко в 1924 году: здание украшено яркими шрифтовыми композициями, полностью нивелирующими дом как архитектурное сооружение.

Серьезное влияние на плакатный дизайн в нашей стране оказали Окна РОСТА - серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).

«Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Необходимость «Окон РОСТА» была вызвана отсутствием других средств массовой информации, доступных большой части населения в тот период.

Плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах, используя советские грузоперевозки. В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка.

Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов).

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 Михаил Михайлович Черемных (1890-1962).

Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.

Плакат. Бакст Л.С.

Плакат. Художник Бакст Л.С.

Плакат. Ремизов Н.С.

Плакат. Художник Ремизов Н.В.

Демон сидящий. Врубель

Фрагмент картины: Демон сидящий. Врубель М.А.

Кандинский

Художник Кандинский В.В.

Малевич К.

Художник - Малевич Казимир.

Плакат. Эль Лисицкий

Плакат. Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий

Плакат. Татлин В.М.

Плакат. Татлин В.М.

Окна роста. Черемых

Плакат. "Окна роста". Черемых М.М. 1920 г.

Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957-м году, первый полет чело-века в космос в 1961-м году и другие успехи СССР в области космических технологий не могли не повлиять на промышленный и графический дизайн. В 1950-1960-х в моду вошли обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности. Ярким примером этой тенденции может служить «космический» дизайн пылесосов «Ракета», «Сатурн» и «Чайка».

image015.jpg  image017.jpg

Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного и рекламного плаката, искусства книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, то-варных знаков и фирменных стилей. В 1954-м году в рамках Московского союза худож-ников возникает секция, получившая впоследствии название «Промграфика» — это было первое профессиональное объединение, выполнявшее заказы производства. В разные го-ды председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.

image019.jpg image021.jpg

Постановление КПСС от 1962-го года обязало все предприятия страны иметь заре-гистрированный товарный знак. Художники «Промграфики» создают для них новые ла-коничные знаки-символы, демонстрируя высокий международный уровень в проектах для экспортных предприятий СССР, а также в системе визуальных коммуникаций Олимпиады-80.

image026.jpg Список литературы:
  1. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии). СПб.: Маркет – 2011. С. 45.
  2. Хеймбрин Р. Самый полный справочник. Графический дизайн. «The Compute .Graphtc Desiger. М.: ACT, Апрель, 2008. С. 92 
  3. Дэбнер Д. Школа графического дизайна. М.:Ринал – 2009, с. 104.
  4. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб.: БХВ-Петербург – 2004, С. 56

Статья подготовлена: 

Сухарева Алена, РСО-31-11

rastudent.ru

15 шедевров советского дизайна | AD Magazine

Дата: 09.07.2015 , Обновлено: 10.07.2016

Советское – значит отличное. Мы решили вспомнить лучшее из многонационального советского дизайна, чтобы проверить, выдержал ли этот лозунг испытание временем.

1. Радиоприемник Spidola с 1961 года выпускал рижский завод ВЭФ. Это продукт оттепели: cнаружи модные в 60-х годах хром и пластик, иностранные буквы на передней панели, внутри — “Голос Америки” из Вашингтона.

15 шедевров советского дизайна

2. Любимая тема царскосельских экскурсоводов — реставрация Янтарной комнаты. Любимый вопрос экскурсантов: если янтаря не хватает, почему его так много в сувенирной лавке? Ответ прост: прибалтийские сувенирные ожерелья и кольца на самом деле делались из янтарного боя — обломков, слишком мелких для реставрационных нужд.

15 шедевров советского дизайна

3. Ковер — непременный атрибут всякой “приличной” советской квартиры. Лучше всего иранский, времен НЭПа. Но подойдет и республиканский — благо наши “ковровые” республики не уступали Ирану в плане ткаческой репутации (на фото — изделие туркменских мастеров ХIX века — халы). Теперь, когда все эти республики вновь стали странами, именно ковры “делают” им экспорт. 

15 шедевров советского дизайна

4. Кавказское серебро любили дамы интеллигентные. Это вам не золотишко банальное, которое ради вложения средств покупалось. Тут цена небольшая – зато можно поговорить о Параджанове. После перестройки такие штучки стали привозить уже из Африки. 

15 шедевров советского дизайна

5. Настоящий дизайн – единство формы и содержания. С этой точки зрения “Киевский” торт, конечно, не дизайн. Форма его ужасна: многослойный коричневый блин, обсыпанный орешками и карамельной крошкой. Зато содержание – необыкновенно вкусное. “Киевский” торт – лучшее подтверждение мысли, что не все то золото, что блестит.

15 шедевров советского дизайна

6. Главный советский подарок иностранцам и уходящим на заслуженный отдых отличникам социалистического производства – хохлома. Огромный ковш-утка всегда был самым дорогим предметом в магазине, а значит, им можно было выразить максимум уважения зарубежному гостю или любимой учительнице. Из всей русской сувенирной продукции хохлома – самая советская: как-то не верится, что этих огненно-красных лакированных монстров и правда придумал русский народ.

7. У миллионов советских девочек было два окна в мир зарубежного гламура: эстонский журнал Siluett и польский Uroda. Притягательный мир красивых женщин, которые смело накрашены, одеты в яркие платья или кутаются в рыжие лисьи воротники, в эстонском изложении был как-то ближе. Siluett для тогдашних модниц – что Vogue для нынешних: не все, конечно, доступно, не все на твою фигуру наденется, но главное – ты это видела. Не съем, так понадкусываю.

15 шедевров советского дизайна

8. Кавказские республики у нас отвечали за все, что связано с кулинарией. В лучших московских ресторанах, “Арагви” и “Армении”, герои “Девяти дней одного года” поедали грузинский шашлык, запивая его грузинскими винами. Финал трапезы — кофе с армянским коньяком. Особое гурманское удовольствие — кофе, смолотый в ручной армянской кофемолке. Армения давно борется за право считать кофе национальным напитком. И пусть историческая правда на стороне османов, армяне от них не отстали: такого аромата от другой кофемолки не добьешься.

15 шедевров советского дизайна

9. Узбекская посуда — крупнейший вклад республик Средней Азии в повседневную жизнь советских людей. Тарелки с синим рисунком и парадные блюда, украшенные орнаментами бухарских мечетей, были не только в ресторане “Узбекистан”, но и буквально в каждом доме. Одна беда: настоящий плов готовить умели единицы, так что всю эту красоту осквернял жирный рис с кусочками морковки.

15 шедевров советского дизайна

10. “Дзинтарс 21” – наш ответ “Шанели”. Это ясно и по названию с номером, и по дизайну флакона и упаковки. Качество этих духов могли оценить и сами французы: в 1987 году “Дзинтарс” возили в Париж на конкурс советской парфюмерии, где они в пух и прах разбили “Новую Зарю”.

15 шедевров советского дизайна

11. Национальный костюм – великий советский миф. Даже народам, которые на них не особенно настаивали, полагалось иметь свои традиционные наряды. Проще всего было жителям Средней Азии: узбекские бархатные халаты и хлопковые тюбетейки – действительно самая практичная одежда для местной жары, потому что помогает естественно регулировать температуру тела. Так что носить их было одно удовольствие: что на ВДНХ, что на съемках “Белого солнца пустыни”.

15 шедевров советского дизайна

12. Гжель – образец исконно русского дизайна: ее нельзя создать без “местной” белой глины. Прелесть в том, что сувенирная гжель, в отличие от хохломы, не стала продуктом сугубо экспортным: в 70-е не было “дачной” посуды популярнее, чем гжельская.

15 шедевров советского дизайна

13. Никогда не думали, почему все наши автомобильные анекдоты повествуют про “Запорожцы”? Да потому, что именно ЗАЗ 965 на самом деле настоящий “народный автомобиль”. Никакие “форды” и “фольксвагены-жуки” не заменят нам нашего “горбатого”: самого дешевого, самого доступного, чемпиона в категории “моя первая машина”. Именно с ним для большинства советских водителей связано дивное чувство свободы, когда перед тобой открыты все дороги страны. И потому мы никогда его не разлюбим.

15 шедевров советского дизайна

14. Незабываемый вклад Грузии в наше искусство – металлическая чеканка. Бесконечные царицы Тамары и витязи в тигровых шкурах встречали гостей на любой советской кухне. Кося ассирийски удлиненным глазом или поводя широкими плечами, они вызывали в памяти поэму “Мцыри” и балет “Легенда о любви” в постановке Григоровича. И надо заметить, что с течением времени они никуда не делись – наоборот, подросли: взгляните на монументальные работы грузинского скульптора Церетели.

15 шедевров советского дизайна

15. “Далеко ли до Таллинна?” — “Теперь далеко”. До нашего, советского Таллина через одну “н” теперь действительно далеко. Улочки главного “заграничного” города СССР изображали Европу в нашем сознании и в наших фильмах, от “Легенды о Тиле” до “Гамлета”. Все, что осталось от тех сладких времен, — сладкий ликер Vana Tallinn. Но и он теперь — с двойной “н” и без “Старого Томаса” на этикетке.

15 шедевров советского дизайна

Редакция AD благодарит ГМВ и ресторан “Узбекистан”

www.admagazine.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта