Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Элективные курсы в системе школьного математического образования. Элективные курсы журнал профильная школа


Элективные курсы в профильной школе

Измерения в физике

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов, изучающих физику как на базовом уровне, так и на профильном уровне. Элективный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Включенная в Обязательный минимум содержания образования по физике, экспериментальная подготовка, занимает важное место в учебном процессе. В современной концепции физического образования особое внимание уделяется необходимости освоения учащимися научного метода познания, в том числе и его экспериментальной составляющей. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени образования возникает необходимость внедрения дополнительных спецкурсов, направленных на формирование как общекультурных, так и предметных компетенций. Основным принципом реализации концепции профильного образования является дифференциация образования. При этом ученик получает возможность выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Данный элективный курс будет интересен  учащимся, изучающим физику на базовом уровне, так как позволит скомпенсировать уменьшение часов, отводимых на изучение предмета в рамках программ базового уровня. Особый интерес курс «Измерения в физике» представляет для учеников, выбирающих изучение физики на углубленном уровне и ориентированных на поступление в технические ВУЗы.  В рамках данного курса учащиеся получают более полное представление о методах измерения физических величин, принципах действия измерительных приборов, способах обработки результатов измерений и видах их представления; приобретают навыки планирования  и организации экспериментальной деятельности, выбора рационального метода измерений и анализа полученных результатов, опыт самостоятельного выполнения экспериментов, решения заданий исследовательского типа. Для учащихся, изучающих физику на профильном уровне, также большой интерес представляют методики решения практико-ориентированных заданий, аналогичных заданиям, предлагаемым ЕГЭ.

Цели курса - создание условий для формирования и развития:

  • интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента,
  • умения самостоятельно производить физические измерения,
  • умения оценивать точность измерения,
  • умения самостоятельно планировать лабораторный эксперимент, обрабатывать результаты, анализировать и представлять полученные результаты,
  • умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
  • Задачи курса:
  1. Формирование и развитие у учащихся:
  • интереса к изучению физики,
  • интереса к практическому проведению экспериментов и исследований, позволяющих исследовать явления природы и проверять физические законы на практике,
  • умения работать в группе, представлять результаты эксперимента, отстаивать свою точку зрения.
  1. Приобретение конкретных умений:
  • пользоваться измерительными приборами,
  • оценивать погрешность прямых и косвенных измерений,
  • планировать проведение экспериментальной работы, отбирать необходимое лабораторное оборудование,
  • предоставлять результаты измерений в виде таблиц и графиков,
  • анализировать полученные результаты, делать выводы.
  1. Формирование знаний:  
  • о способах измерения физических величин,
  • устройства и принципов работы измерительных приборов
  • правил работы с измерительными приборами
  • правил вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых и косвенных измерений, записи результата измерения с учетом погрешности.

Методы и формы работы, а также средства обучения, определяются содержанием курса. Элективный курс предусматривает как теоретические занятия, знакомящие учащихся с основами теории погрешностей, так и практические работы, позволяющие освоить определение погрешностей на практике. Особое внимание уделяется обработке результатов измерения, умению представлять информацию в табличном и графическом виде, анализировать полученные результаты и делать выводы. Курс сопровождается выполнением лабораторных работ по темам, соответствующим программе физики 10 класса. Выполнение лабораторных работ предусматривает как групповую форму работы, так и индивидуальную. При этом возможно дифференцирование по уровню изучения предмета: учащиеся либо работают по готовому описанию лабораторной работы, либо самостоятельно планируют и проводят исследование в соответствии с поставленной целью. Основным средством обучения является индивидуальный лабораторный стол ученика, оснащенный необходимым оборудованием. Полный перечень оборудования приведен в Приложении 1.

Общие рекомендации по проведению курса:

  • Перед выполнением лабораторных работ необходимо проведение инструктажа по технике безопасности.
  • Перед каждой лабораторной работой необходимо организовать повторение теоретического материала по теме работы.
  • Для организации работы учащихся, изучающих физику на базовом уровне, рекомендуется использовать инструкции по проведению практических и лабораторных работ. Для  учеников, изучающих предмет на профильном уровне, по мере формирования навыков предлагать самостоятельно планировать проведение лабораторной работы.
  • Для учащихся, изучающих физику на базовом уровне, рекомендуется в большей степени использовать групповые формы работы, а для  учеников, изучающих предмет на профильном уровне,  - самостоятельные и индивидуальные формы работы.
  • Перечень лабораторных работ может быть изменен, исходя из профиля обучения  и наличия лабораторного оборудования.

Содержание курса

  1. Введение. (8 часов)

Физические величины и их измерение, погрешности прямых и косвенных измерений, обработка результатов измерений, построение графиков.

  1. Измерения в механике. (9 часов)

Лабораторный практикум по измерению механических величин: ускорения, силы, работы, коэффициента трения, жесткости.

  1. Измерения в молекулярной физике. (14 часов)

Измерение температуры и тепловых величин. Лабораторный практикум по измерению тепловых характеристик вещества, изучению газовых законов, измерению модуля Юнга, коэффициента поверхностного натяжения, диаметра капилляров.

Список практических и лабораторных работ с указанием лабораторного оборудования и материалов, необходимых для проведения работ приведен в Приложении 1.

Учебно-тематический план

Тема

Всего

часов

В том числе

теор. занятия

практич. занятия

1

Физические величины и их измерения

1

0,5

0,5

2

Практическая работа «Измерение массы, объема, линейных размеров»

1

1

3

Погрешности прямых однократных измерений

1

0,5

0,5

4-5

Оценка границ случайных погрешностей измерения

2

1

1

6

Обработка результатов измерения

1

0,5

0,5

7

Практическая работа «Измерение линейных размеров, площади и объёма»

1

1

8

Построение графиков

1

0,5

0,5

9

Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

1

10

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

1

1

11

Практическая работа «Измерение механической работы» 

1

1

12

Лабораторная работа «Проверка закона сохранения энергии при действии силы тяжести и силы упругости»

1

1

13

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости»

1

1

14-17

Выполнение и защита зачетной работы

4

4

18-19

Измерение тепловых величин

2

1

1

20-21

Измерение микроскопических величин: массы атома, скорости хаотичного движения молекул, количества молекул

2

1

1

22

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда»

1

1

23

Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

1

1

24

Лабораторная работа «Измерение КПД установки с нагревателем – спиртовкой»

1

1

25

Лабораторная работа «Изучение изотермического процесса»

1

1

26

Лабораторная работа « Изучение изобарного процесса»

1

1

27

Лабораторная работа «Измерение модуля Юнга резины»

1

1

28

Лабораторная работа «Измерение диаметра капилляра»

29

Лабораторная работа «Измерение коэффициента поверхностного натяжения»

1

1

30

Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха»

1

1

31-34

Выполнение и  защита зачетной работы

4

4

Краткое содержание тем

1. Физические величины и их измерения (1 час)

Система СИ, измерения физических величин, прямые и косвенные измерения, абсолютная  и относительная погрешность.

Приборами для измерения линейных размеров: штангенциркуль и микрометр.

Практическая работа: изготовление модели шкалы нониуса штангенциркуля из бумаги.

2. Практическая работа «Измерение массы, объема, линейных размеров» (1 час)

Измерение массы жидкости и твердого тела (стального шара), объема жидкости и твердого тела методом вытеснения, линейных размеров с помощью линейки, штангенциркуля и микрометра. Оценивание абсолютной и относительной погрешности измерения на примере измерения линейных размеров.

3. Погрешности прямых однократных измерений (1 час)

Границы прямых однократных измерений,  класс точности измерительных приборов, оценка границ абсолютной погрешности, систематические и случайные погрешности, способы уменьшения погрешностей.

Практическая работа: «Измерение силы тока и оценка границ абсолютной и относительной погрешности»

Цель: Определить класс точности измерительного прибора, определить границу систематических погрешностей, измерить силу тока, оценить значение границ абсолютной и относительной погрешности.

4. Оценка границ случайных погрешностей измерения (2 часа)

Случайные погрешности, закон Гауссовского распределения, средне-квадратичное отклонение, граница случайных погрешностей.

Лабораторная работа «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

Цель: Приобретение умений выполнять теоретический анализ экспериментальной задачи, находить среднее значение измеряемой величины и оценивать границы случайных погрешностей на примере измерения дальности полета тела, брошенного горизонтально.

5. Обработка результатов измерения (1 час)

Значащие числа, правила округления погрешности измерения и результатов измерения, определение погрешности табличных данных и универсальных постоянных, оценка границ косвенного измерения.

Практическая работа: вычисление погрешности измерения скорости тела, брошенного горизонтально (с использованием результатов измерений, проведенных на предыдущем занятии).

6. Практическая работа «Измерение линейных размеров, площади и объёма» (1  час)

Измерение периметра и площади прямоугольника, объёма прямоугольного бруска, диаметра и объёма шара, диаметра и площади круга. Вычисление погрешности косвенных измерений.

7. Построение графиков (1 час)

Роль графиков в исследовании: наглядное представление зависимости между физическими величинами, упрощение усреднения, экстраполяция обнаруженной зависимости за пределы экспериментально исследованного интервала. Указание границ погрешностей на графике.

Практическая работа: построение графика зависимости массы от объема с использованием результатов измерения массы стальных шаров (Тема №2) и их объёма (Тема №6).

8. Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения» (1 час)

Цель работы: измерить коэффициент трения скольжения деревянного бруска по деревянной поверхности, научиться использовать график для усреднения результата.

9. Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения» (1 час)

Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел. Сравнить погрешность определения временных интервалов с помощью секундомера и с помощью электромагнитного отметчика. Обосновать выбор способа измерения ускорения свободного падения

10. Практическая работа «Измерение механической работы» (1 час)

Измерение работы постоянной силы, направленной горизонтально и направленной под углом к горизонту, измерение работы силы тяжести и силы упругости пружины динамометра. Отработка умения проводить косвенные измерения и вычислять погрешность косвенных измерений. Вычисление погрешности физической величины, определяемой с помощью тригонометрических функций.

11. Лабораторная работа «Проверка закона сохранения энергии при действии силы тяжести и силы упругости» (1 час)

Цель работы: измерить максимальную скорость тела, колеблющегося на пружине, с использованием закона сохранения энергии двумя разными способами и сравнить результат с учетом точности измерения.

13. Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости» (1 час)

Цель работы: проверить справедливость второго закона Ньютона для движения тела по окружности под действием нескольких сил.

В работе необходимо убедиться, что при движении тела (конического маятника) по окружности под действием нескольких сил их равнодействующая равна произведению массы на ускорение. Отрабатывается прием сравнения левой и правой части равенства с учетом погрешности измерения.

14.Выполнение и защита зачетной работы (4 часа)

Учащиеся получают задание выполнить небольшое исследование. Проводят теоретическое обоснование, планируют эксперимент, подбирают необходимое оборудование, выполняют исследование, оформляют отчет и проводят защиту своей работы перед другими учениками. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от уровня подготовки учеников. Список возможных заданий приведен в Приложении 2.

15. Измерение тепловых величин (2 часа)

Тепловые величины: температура, количество теплоты. Измерение температуры, температурные шкалы, термометры.

Практическая работа: измерение температуры и исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

16. Измерение микроскопических величин: массы атома, скорости хаотичного движения молекул, количества молекул (2 часа)

Микроскопические величины и способы из измерения. Измерение массы и размера атомов и молекул, скорости теплового движения.

Практическая работа: определение массы атома алюминия с помощью измерения массы тела из алюминия  и использования ПСХЭ, определение числа атомов алюминия в теле, определение количества вещества алюминия. Измерение средней скорости теплового движения молекул газа с помощью измерения температуры, измерение числа молекул в единице объема газа (концентрации) с помощью термометра и барометра.

17. Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда» (1 час)

Цель работы: измерить удельную теплоту плавления льда.

Сравнить полученный результат с табличным значением. Предложить способ устранения систематической погрешности, связанной с теплообменом между водой и  стаканом калориметра.

18. Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела» (1 час)

Цель работы: определить удельную теплоемкость металлического цилиндра. Произвести учет тепловых потерь на теплообмен между водой и калориметром.

19. Лабораторная работа «Измерение КПД установки с нагревателем – спиртовкой» (1 час)

Цель работы: измерить КПД установки с нагревателем - спиртовкой

20. Лабораторная работа «Изучение изотермического процесса» (1 час)

Цель работы: экспериментально проверить закон Бойля-Мариотта путем сравнения параметров газа в двух термодинамических состояниях.

21. Лабораторная работа « Изучение изобарного процесса» (1 час)

Цель работы: сравнить отношение объёмов воздуха в двух состояниях с отношением температур при постоянном давлении.

22. Лабораторная работа «Измерение модуля Юнга резины» (1 час)

Цель работы: измерить модуль упругости (Юнга)  резины, построить график растяжения резины.

23. Лабораторная работа «Измерение диаметра капилляра» (1 час)

Цель работы: измерить средний диаметр капилляров с использованием капиллярной трубки. Оценить средний диаметр капилляров фильтровальной бумаги и ткани.

24. Лабораторная работа «Измерение коэффициента поверхностного натяжения» (1 час)

Цель работы: измерить коэффициент поверхностного натяжения воды через измерение массы капли и диаметра пипетки. Определить коэффициент поверхностного натяжения через измерение высоты подъема жидкости в капиллярной трубке. Сравнить результаты.

25. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха» (1 час)

Цель работы: измерить относительную влажность воздуха в помещении с помощью термометра и психрометрической таблицы и по точке росы. Сравнить полученные значения.

26. Выполнение и  защита зачетной работы (4 часа)

Учащиеся получают задание выполнить небольшое исследование. Проводят теоретическое обоснование, планируют эксперимент, подбирают необходимое оборудование, выполняют исследование, оформляют отчет и проводят защиту своей работы перед другими учениками. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от уровня подготовки учеников. Список возможных заданий приведен в Приложении 2.

Требования к уровню знаний и умений, полученных учащимися в результате прохождения элективного курса

Ученики, познакомившиеся с курсом «Измерения в физике», получат представление о методах измерения физических величин, принципах действия измерительных приборов, применяемых для измерения механических и тепловых физических величин, способах обработки и представления результатов измерения, приобретут навыки планирования и проведения физического эксперимента, научатся проводить анализ полученных результатов. Эффективность обучения отслеживается по критериям, предоставленным для трех уровней: среднего, достаточного и высокого, которые представлены в таблице.

Критерии эффективности обучения  курсу «Измерения в физике»

Использование измерительных приборов

Оценка погрешности

Проведение эксперимента

Обработка результатов эксперимента

Анализ результатов эксперимента

Средний уровень

Ученик определяет цену деления шкалы прибора и правильно определяет показания прибора

Ученик умеет определить абсолютную погрешность прямых однократных измерений

Ученик выполняет экспериментальную работу по инструкции

Ученик записывает результат измерения с учетом погрешности, представляет результаты измерения в виде таблицы с заданной структурой, строит график в указанных осях с заданным масштабом без указания погрешности

Ученик делает вывод относительно достижения цели работы

Достаточный уровень

Определяет погрешность измерения  прибора

Умеет определять абсолютную погрешность косвенных измерений, пользуясь заранее заданным способом

Самостоятельно планирует эксперимент по заданной цели

Самостоятельно задает структуру таблицы для представления результатов эксперимента, строит график в указанных осях, самостоятельно выбирая масштаб, указывает погрешность измерения на графике

Делает вывод о достижении цели с указанием точности эксперимента

Высокий уровень

Самостоятельно выбирает измерительные приборы, соотносит класс точности прибора с целью эксперимента

Выбирает способ оценки погрешности, исходя из цели эксперимента

Самостоятельно решает экспериментальное задание

Самостоятельно определяет способ представления результатов эксперимента

Предлагает способы повышения точности эксперимента

Оценка эффективности обучения может быть проведена как по 5-бальной системе, так и в безотметочной форме. Для проведения контрольного этапа предусмотрено время в количестве 4 часа в первом полугодии и 4 - во втором. Учащиеся выполняют зачетную работу в виде мини – исследования по механике в первом полугодии и по молекулярной физике – во втором. Рекомендуемые темы исследований приведены в Приложении 2. Результаты исследования предоставляются на итоговом занятии. Работы выполняются в группе или индивидуально, в зависимости от профиля изучения предмета. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы и проверяет отчет о выполненном исследовании. Вывод об уровне сформированности знаний и умений делается в соответствии с критериями эффективности обучения.

Приложение 1

Список практических и лабораторных работ и необходимых приборов и материалов для их проведения

Название работы

Приборы и материалы

Количество

1

Практическая работа: изготовление модели шкалы нониуса штангенциркуля

линейка

ножницы

бумага

1 на ученика

2

Практическая работа «Измерение массы, объема, линейных размеров»

весы с разновесами

измерительный цилиндр

отливной стакан

линейка

штангенциркуль

микрометр

тела для измерения: стальные шары разного размера

1 на стол

3

Практическая работа: «Измерение силы тока и оценка границ абсолютной и относительной погрешности»

амперметр

источник тока

реостат

ключ

соединительные провода

1 комплект на стол

4

Лабораторная работа «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

штатив

дугообразный лоток

стальной шарик

линейка

полоса копировальной бумаги

полоса белой бумаги

инструкция по выполнению работы

1 на стол

1 на ученика

5

Практическая работа «Измерение линейных размеров, площади и объёма»

линейка

штангенциркуль

микрометр

прямоугольная карточка

брусок

стальные шары, которые использовались для измерения массы (Тема №2)

монетка

инструкция по выполнению работы

1 на ученика

6

Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

трибометр

 (или деревянный брусок и

деревянная линейка)

набор грузов

динамометр

миллиметровая бумага

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

1 на ученика

7

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

Прибор для изучения движения тел с электромагнитным отметчиком времени

бумажная лента

полоса копировальной бумаги

линейка

инструкция по выполнению работы

1 на класс

1 на ученика

8

Практическая работа «Измерение механической работы»

динамометр

линейка

брусок

грузы

измерительная лента

угольник

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

9

Лабораторная работа «Проверка закона сохранения энергии при действии силы тяжести и силы упругости»

штатив

пружина

груз

линейка

часы

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

10

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости»

штатив

груз на нити

лист бумаги с начерченной окружностью

измерительная лента

часы

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

11

Практическая работа «Измерение температуры и исследование зависимости показаний термометра от внешних условий»

термометр

настольная лампа

лист белой и черной бумаги

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

12

Практическая работа «Измерение микроскопических величин: массы атома, скорости хаотичного движения молекул, количества молекул»

тело из алюминия

весы с разновесами

термометр

таблица ПСХЭ

барометр

инструкция по выполнению работы

1 на стол

1 на класс

1 на ученика

13

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда»

2 стакана от калориметра

термометр

измерительный цилиндр

лед (примерно 100г)

горячая вода

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

14

Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

весы с разновесами

измерительный цилиндр

калориметр

металлический цилиндр на нити

термометр

сосуд с кипящей водой

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

1 на класс

1 на ученика

15

Лабораторная работа «Измерение КПД установки с нагревателем – спиртовкой»

спиртовка

весы с разновесами

термометр

стакан от калориметра

измерительный цилиндр

вода

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

16

Лабораторная работа «Изучение изотермического процесса»

барометр

прибор для изучения газовых законов

штатив

измерительная лента

инструкция по выполнению работы

1 на класс

1 на стол

17

Лабораторная работа «Изучение изобарного процесса»

термометр

длинная пробирка

линейка

стакан с водой комнатной температуры

высокий сосуд с горячей водой

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

18

Лабораторная работа «Измерение модуля Юнга резины»

резиновый образец

штатив

коробка для гирь

набор гирь

линейка

штангенциркуль

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

19

Лабораторная работа «Измерение диаметра капилляра»

капиллярная трубка

штангенциркуль

линейка

стакан с водой

полоса фильтровальной бумаги

полоса ткани

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

1 на ученика

20

Лабораторная работа «Измерение коэффициента поверхностного натяжения»

пипетка стакан с водой

пустой стакан

весы с разновесами

штангенциркуль

капиллярная трубка

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

21

Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха»

термометр

кусочек ваты

нитки

стакан с водой

стакан калориметра с водой и кусочки льда для определения точки росы

инструкция по выполнению работы

1 комплект на стол

Приложение 2

Список  возможных заданий для выполнения зачетной работы

Механика.

  1. Определить жесткость пружины
  2. Определить КПД при равномерном подъеме тела по наклонной плоскости
  3. Определить ускорение свободного падения с помощью маятника
  4. Проверить выполнение правила моментов
  5. Определить КПД при равномерном подъеме тела с помощью подвижного блока
  6. Измерить ускорение при скольжении тела по наклонной плоскости
  7. Исследовать зависимость периода колебаний груза на нити от амплитуды
  8. Исследовать зависимость периода колебаний груза на нити от массы груза
  9. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза

Молекулярная физика и термодинамика

  1. Определить плотность воздуха в помещении
  2. Определить удельную теплоемкость воды
  3. Определить  массу водяных паров в помещении
  4. Проверить гипотезу: сила упругости, возникающая в резиновом образце, пропорциональна удлинению
  5. Определить коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора
  6. Измерить средний диаметр капилляров фильтровальной бумаги

Список рекомендованной литературы

  1. Кабардина С.И. Шеффер Н.И. Измерения физических величин. Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  1. Касьянов В.А., Коровин В.А. Физика. Тетрадь для лабораторных работ 10 класс.- М.:ДРОФА, 2005
  1. Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7-11 классы. – М.: ДРОФА, 2004
  1. Никифоров Г.Г. Готовимся к единому государственному экзамену по физике. Экспериментальные задания. – М.: Школьная пресса, 2004
  1. Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Физика. 10 класс. Тематические и итоговые контрольные работы для подготовки к ЕГЭ. Тесты. Задачи. Эксперимент. – М.:»Образование», 2006
  1. Степанов С.В. Физика 10-11. Лабораторный эксперимент. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2005
  1. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. / под ред. Бурова В.А. и Никифорова Г.Г. – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996

nsportal.ru

Элективные курсы в профильном обучении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМО от 13 ноября  2003 года  N 14-51-277/13

          Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметны" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса как минимум на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов РФ. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования журнале "Профильная школа".

См. дополнительно - Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» 

usperm.ru

Элективные курсы

Министерство образования

Российской Федерации

(Минобразование Росси)

Департамент общего

и дошкольного

образования

№ 14-51-277/13 от 13.11.2003

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Департамент общего и дошкольного образования направляет информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Приложение: на 3 л.

Руководитель Департамента А.В. Баранников

Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».

studfiles.net

Элективные курсы в профильном обучении, Письмо Минобразования России от 13 ноября 2003 года №14-51-277/13

ПИСЬМО

от 13 ноября  2003 года  N 14-51-277/13

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметны" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса как минимум на две подгруппы.Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов РФ. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к профильному обучению.Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования журнале "Профильная школа".

Текст документа сверен по:"Официальные документы в образовании", N 2, январь, 2004 год

docs.cntd.ru

Роль элективных курсов в профильном обучении

Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы “надстройкой” профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: “Математическая статистика” для школьников, выбравших экономический профиль, “Компьютерная графика” для индустриально-технологического профиля или “История искусств” для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы “Делопроизводство” или “Деловой английский язык”, курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих “внепредметный” или “надпредметный” характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа “Основы рационального питания” или “Подготовка автолюбителя”.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий .

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале “Профильная школа”.

www.metod-kopilka.ru

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Важным аспектом организации профильного обучения в старшей школе является проектирование и реализация элективных курсов в образовательном процессе. Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения профильного обучения. Элективные курсы представляют собой обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Особенность элективных курсов состоит в том, что учащийся из предложенного набора курсов может выбрать те, которые ему интересны или нужны с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности. Как только курс выбран, он становится нормативным, то есть учащийся обязан его посещать и выполнить по нему соответствующую отчетную работу (сдать зачет, защитить проект и т.д.).

Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы должны быть построены на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.

Приведем существующие типы элективных курсов. По классификации В.А. Орлова среди элективных курсов можно выделить предметные, межпредметные (интегративные), а также курсы, не входящие в базисный учебный план [7].

Предметные элективные курсы по математике можно разделить на две группы. К первой группе относятся элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение математики и имеющие с ее базовым  курсом как тематическое, так и временное согласование. Выбор такого элективного курса позволит изучить математику не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы математики углубляются более или менее равномерно. Примером такого элективного курса может стать курс «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)» или «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики». Содержание таких курсов рассчитано на учащихся физико-математического или естественнонаучного профилей, а также предъявляет к учителю требования знаний основ высшей алгебры, поскольку уровень сложности предлагаемых для решения задач в курсе очень высокий. Содержание курса может служить хорошей основой для обобщения и систематизации математических знаний учащихся и подготовки к единому государственному экзамену.

            Ко второй группе относятся элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы математики, входящие в обязательную программу. Примерами таких курсов могут быть: «Алгебра и теория пределов» [4], «Красавицы функции и их графики» [15], «Многогранники» [12], «Изображение пространственных фигур» [11], «Избранные вопросы геометрии: обобщения и применения теоремы Пифагора»,  «Основы комбинаторики», «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» [3], «Элементы математической статистики», «Элементы теории вероятностей», «Элементы логики» и др.  Очевидно, что в элективных курсах данного типа выбранная тема изучается глубже, чем это происходит при выборе учеником элективного курса повышенного уровня.

Курсы, не входящие в базисный план делятся на:

ü    Элективные курсы, посвященные истории развития математики и основных ее разделов.Например: «История теории вероятностей» или «Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и математического анализа)», «Математический язык через призму естественного языка или язык математики». Содержание последнего посвящено истории написания цифр, способам изложения доказательств, а также элементам математического языка, вошедших в общую культуру человека.

ü    Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Например, «Табличные методы в логике» [2], «Графы», «Элементы теории множеств», «Элементы теории игр», «Формальная логика» [13], «Логика» [5], «Исследовательская и проектная деятельность школьников» [14], «Математическая культура школьника», «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике» [6] и др.

Межпредметные элективные курсы подразделяются на:

ü    Прикладные элективные курсы, цель которых – познакомить учащихся с важнейшими методами применения математических знаний на практике, а также развить интерес у учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: «Мировоззренческие аспекты математики» [9], «Геометрическое моделирование окружающего мира» [8], «Курс прикладной математики с изучением основ экономики», «Математика в архитектуре» и др.

ü    Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.Примерами таких курсов могут быть: «Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов», «Геометрическое моделирование окружающего мира», «Математические модели и методы в естествознании и технике» и др.

ü    Элективные курсы, посвященные изучению методов решения математических задач,составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

ü    Междисциплинарные элективные курсы,например «Математические основы информатики» [1], который адресован учащимся классов физико-математического профиля, интересующихся информатикой и для старшеклассников информационно-технологического профиля. Содержание курса носит интегративный характер, а его освоение предполагает формирование системы междисциплинарных связей, например, как в элективном курсе «Основы компьютерной алгебры» [10].

Далее обратимся к функциям элективных курсов. Элективные курсы служат «надстройками» профильного курса математики. Именно за их счет такой дополненный про­фильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (или класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углуб­ленным изучением математики).

Элективные курсы призваны развивать содержание базового курса математики, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по математике. Они также способствуют удовлетворению познавательных интересов в раз­личных областях деятельности ученика и поддер­живают изучение основных профильных предметов на заданном государственным образовательным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математи­ческая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики.

И, наконец, элективный курс важен для внутрипрофильной спе­циализации обучения и для построения индивидуальных образователь­ных траекторий учащихся.          Элективные курсы дол­жны помочь учащемуся в решении двух важнейших задач. Первая из них - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему первона­чальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Развивающая функция элективного курса состоит в том,  что содержание курса не должно дублировать содержание учебной программы, что позволяет учащемуся изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Познавательная функция осуществляется через удовлетворение познавательных интересов старшеклассников в определенной образовательной области. Ориентирующая, или ориентационная функция элективного курса состоит в том, что он создает условия, для того, чтобы учащийся связал направление своего дальнейшего обучения с определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него. Учащийся должен оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

По отношению к школьному учителю элективный курс выполняет стимулирующую функцию. Посредством повсеместного введения элективных курсов в учебный план школы в ближайшем будущем учителя будут поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии, потому иного пути для проектирования и проведения элективных курсов нет. 

 

Литература:

1.                  Андреева Е.В. «Математические основы информатики: элективный курс», методическое пособие, Бином,2007, 312с.

2.                  Антонова О.А. «Табличные методы в логике», издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2003, 254 с.

3.                  Гомонов С.А. «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения», Дрофа, 2007, 159 с.

4.                  Епихин В.Е. «Алгебра и теория пределов: элективный курс», методическое пособие, Бином, 2006, 352 с.

5.                  Ксенофонтов В. «Логика», изд-во РАГС, 2008, 91 с.

6.                  Монахов В.М., Беляева Э.С., Краснер Н.Я. «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике», 1978., 176 с.

7.                  Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. - [Электронный ресурс].

8.                  Орлов В.В., Подходова Н.С., Ермак Е.А., Иванова И.А. «Геометрическое моделирование окружающего мира 10-11 классы», хрестоматия, 2007, 176 с.

9.                  Павлова С.Н. Программа элективного курса для учащихся гуманитарных профилей 10-11-х классов «Мировоззренческие аспекты математики» //Практика административной работы в школе.-2007.-№1.-С.31-33.

10.              Поднебесова Г.Б. «Основы компьютерной алгебры», Элективный курс, методическое пособие, изд-во Бином, 2009. – 47 с.

11.              Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Изображение пространственных фигур», элективный курс, М.Мнемозина,2007, 63 с.

12.              Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Многогранники»: элективный курс. 10-11 кл.,  М. Мнемозина, 2007.

13.              Сухова Я.Ю. Формальная логика: элективный курс//Профильная школа.-2006.-№3.-С.31-33.

14.              Тлиф В.А. Программа элективного курса для профильных классов общеобразовательной школы «Исследовательская и проектная деятельность школьников» // Исследовательская работа школьников//2006.-№3.-С.109-116.

15.              Токарчук Н. «Красавицы функции и их графики», серия «Элективный курс», изд-во «Корифей», 2006, 80 с.

 

moluch.ru

§2. Элективные курсы в системе образования профильной школы. Элективные курсы

Похожие главы из других работ:

Апробация специального курса по обществознанию "Основы социально-гуманитарных дисциплин"

1. Элективные курсы

...

Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе

Глава I. Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, позволяющий удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе...

Организация и содержание элективного курса "Основы теории вероятностей и математической статистики" в классах оборонно-спортивного профиля

Глава 1. Элективные курсы в профильной школе

...

Организация и содержание элективного курса "Основы теории вероятностей и математической статистики" в классах оборонно-спортивного профиля

1.3. Элективные и факультативные курсы

Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним...

Разработка элективного курса "Моделирование в среде Macromedia Flash" для профильного обучения в старших классах

1.3 Элективные курсы

...

Разработка элективного курса "Физические основы теории протекания" для старших классов профильной школы

Глава 1. Элективные курсы в современной школе

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения...

Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

1.1 Элективные курсы в современной школе

...

Решение уравнений и неравенств с использованием свойств функций на элективном курсе по математике в старших классах общеобразовательной школы

§1.Элективные курсы

Элективные курсы по математике (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы...

Элективные курсы в профильном обучении

Глава 1. Элективные курсы в профильном обучении

...

Элективные курсы в профильном обучении

1.3 Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора...

Элективный курс "Средние величины и средние значения" для учащихся 9 классов

Глава I. Элективные курсы в системе предпрофильного обучения

...

Элективный курс "Средние величины и средние значения" для учащихся 9 классов

§ 2. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

Среднее общее образование - это завершающая ступень общего образования, которая должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению...

Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"

Глава I. Элективные курсы в профильном обучении

...

Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"

1.3. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора...

Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"

1.7. Элективные курсы в образовательной области «Математика»

Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике...

ped.bobrodobro.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта