«Интеррыбфлот» оценивает ЭПЖ. Электронный промысловый журнал
Электронный промысловый журнал готов к промышленной эксплуатации — Журнал "Русская рыба"
Федеральное агентство по рыболовству признало опытно-промышленную эксплуатацию электронного промыслового журнала успешной и завершенной. В итоговом докладе отмечается, что ПК ЭПЖ готов к вводу в промышленную эксплуатацию.
Предпосылкой к разработке новых, электронных форм отчетности стало постановление правительства, установившее, что судовые суточные донесения (ССД) капитанов должны подписываться электронной цифровой подписью. Работа над разработкой ЭПЖ началась в 2009 году, в 2016 была произведена модернизация программного комплекса и с середины этого же года стартовала опытно-промышленная эксплуатация.
Новый продукт опробовало в своей работе 382 судна и 30 пользователей водными биоресурсами, осуществляющих добычу водных биоресурсов без использования судов. Такое количество желающих превысило прогнозируемые показатели более чем в три раза и позволило за период тестирования ЭПЖ обеспечить государственный мониторинг в отношении более 30% уловов водных биоресурсов при ожидаемом уровне такого мониторинга до 20%. Большое количество работников рыбодобывающих компаний также прошло обучение на курсах, организованных ЦСМС по использованию ЭПЖ, что позволило сделать вывод о высоком уровне заинтересованности пользователей во внедрении программного комплекса.
Многие судовладельцы уже отмечают, что использование ПК ЭПЖ заметно упрощает процесс отчетности и передачу ежедневных судовых суточных донесений, как для них самих, так и для контролирующих организаций, поскольку позволяет им дистанционно отслеживать объемы вылова рыбопродукции, местоположение и координаты судна. Программныйкомплекс помогает быстро и оптимально сформировать данные по промысловым операциям, орудиям лова и видам водно-биологических ресурсов. Внедрение ПК ЭПЖ автоматизирует передачу суточных рапортов в режиме реального времени с судов рыбопромыслового флота. Накопленная информация, заверенная электронной подписью, передается через установленные на судне системы мобильной или спутниковой связи.
Результаты проведенной работы, а так же мнение пользователей водными биоресурсами, участвующих в тестировании ЭПЖ, позволяют сделать вывод о технической готовности ЭПЖ к внедрению в практическую деятельность для реализации таких задач, как непрерывность осуществления государственного контроля и соблюдение правил рыболовства; оперативность обработки суточных рапортов судов рыбопромыслового флота и принятия управленческих решений на основе полученных данных; гарантированность доставки сообщений с использованием систем спутниковой связи и идентификации созданной, полученной и сохраняемой информации; юридическую значимость электронных документов за счет внедрения технологии электронной подписи.
Для удобства рыбопромышленников в ФГБУ ЦСМС создается служба одного окна, которая функционирует в режиме предоставления лицензий, электронной подписи, программного обеспечения и абонентских терминалов. В этой связи в прошлом году был введен в эксплуатацию Удостоверяющий центр, а Владивостокский филиал учреждения получил свидетельство сервисного центра, что позволяет осуществлять установку оборудования на суда.
Сегодня ведется активная работа по согласованию объединённого законопроекта об электронном промысловом журнале и электронных разрешениях на вылов. До принятия указанного закона ФГБУ ЦСМС предлагает судовладельцам и пользователям ВБР рассмотреть возможность перехода на добровольной основе на подачу ССД, подписанного электронной подписью, через ПК ЭПЖ. Переход на работу с ПК ЭПЖ позволит судовладельцем равномерно перейти на новую технологию и к моменту обязательности ее использования подготовить персонал, проверить работоспособность технических средств на своем судне и исключить возникающие ошибки.
ФГБУ ЦСМС начнет предоставлять услуги по установке и техническому сопровождению ПК ЭПЖ, обучению и консультированию пользователей по его использованию на возмездной основе в феврале.
rusfishjournal.ru
Электронное будущее промыслового журнала
- Максим Владимирович, что стало предпосылкой к разработке новых, электронных форм отчетности?
- Постановлением Правительства установлено, что судовые суточные донесения (ССД) капитанов должны подписываться электронной цифровой подписью. А само наличие ЭЦП говорит о том, что должны быть созданы соответствующие программные и аппаратно-технические средства. В настоящее же время капитаны судов ведут журналы в бумажном виде. Так что внедрение электронно-промыслового журнала (ЭПЖ) – это наше будущее.
Надо понимать, что ЭПЖ – это не просто защищенный компьютер, который будет установлен на судне, но сложный распределенный аппаратно-технический комплекс, где защищенный компьютер является только рабочим местом для первоначального сбора данных, прежде всего – судовых суточных донесений. Параллельно должны быть реализованы аппаратно-технические решения, что называется, «на берегу», которые включают в себя средства получения и обработки электронных сообщений, анализ их по различным критериям.
При этом сначала осуществляется первичный этап обработки сообщения: что оно целостно, не противоречит другим данным. Затем происходит обработка и анализ всех собранных донесений для получения аналитических форм и материалов, включая сведения об уловах, о выгрузке продукции в порту – то есть все, что содержится в ССД и что представляет важную информацию для управления рыбохозяйственным комплексом.
- Упростят ли электронные формы передачу отчетности для капитанов судов?
- Внедрение любых новых технологий имеет две стороны. Вспомните ситуацию с бухгалтерскими программами типа «1С». Изначально для людей, привыкших работать на счетах и арифмометрах, использование новых программных средств было тяжело и непривычно. Надо было учиться, возникали сложности, неприятие, негативные эмоции. Но когда это вошло в практику, стало понятно, что новшество значительно упрощает и облегчает работу. Похожая ситуация и с электронно-промысловым журналом.
Надо помнить, что ЭПЖ – это не просто калька с ССД, которое капитан может сейчас послать даже по факсу. Электронно-промысловый журнал позволяет формировать отчетные формы, куда войдут не только ССД, но и другие данные, которые необходимо капитану передать на берег даже не в рамках мониторинга.
ЭПЖ помогает формировать эти сообщения, минимизируя возможности технических ошибок. Например, если судно находится в определенном районе промысла и имеет разрешение на вылов конкретного ВБР, электронная форма журнала, при соответствующих вводных, может избавить от недоразумений: в частности, если капитан ввел в отчет не разрешенный, а другой вид рыбы или неправильно назвал район промысла.
Кроме того, наличие электронно-цифровой подписи придает всем сообщениям и документам, передаваемым с помощью данного механизма, юридическую значимость. Сейчас отчеты передаются всеми возможными способами: посредством подвижной радиосвязи, по электронной почте, даже по мобильному телефону, если он находится в зоне действия. Понятно, что за эти данные капитан никакой юридической ответственности не несет. В будущем, когда электронно-промысловый журнал внедрят, он станет основным источником информации. Хотя понятно, что необходимы и дублирующие каналы на случай выхода оборудования из строя.
- Что сделано сейчас?
- Сейчас создан прототип ЭПЖ, который «закрывает» в текущем формате ССД. Создан механизм подписания донесений электронно-цифровой подписью и, что самое важное, – реализованы требования по обеспечению целостности этого донесения и уведомлению капитана о получении и обработке сообщения в центре мониторинга. Это то, что уже работает, можно демонстрировать.
Но надо помнить, что есть существенная разница между прототипом и действующим устройством. Поэтому необходим дополнительный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку программной составляющей конечного оборудования, то, что я называю «серверной частью», а на самом деле это та аппаратно-программная инфраструктура, которая обеспечивает работу системы мониторинга по приему сообщений уже на берегу. Важно еще и то, что это устройство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию на борту судна.
- Учитывались ли пожелания капитанов при создании ЭПЖ?
- Формализованного опроса не было, но обсуждение этой темы с рядом крупных судовладельцев, безусловно, проходило. В любом случае, мы постараемся максимально учесть пожелания капитанов судов.
- Когда начнется внедрение?
- Работы будут проходить в несколько этапов. В этом году, как я уже сказал, планируется реализовать базовый этап, который будет заключаться в создании действующего образца конечного устройства – того, так сказать, компьютера, которое находится на судне. Он сможет поддерживать функции электронно-цифровой подписи. Кроме того, ведется разработка серверной части, позволяющей принимать и обрабатывать сообщения.
Предполагается, что в следующем году уже пройдут испытания. Подчеркну, что наряду с осуществлением опытной эксплуатации, будет проводиться разработка дополнительных устройств. Надо понимать, что технические средства, которые устанавливаются на борту, могут быть разной конфигурации в зависимости от типа, класса, размерности судна.
Следующий этап – работы над усовершенствованием программной составляющей электронно-промыслового журнала, а также работы по внедрению в промышленную эксплуатацию на нескольких десятках судов уже действующих образцов ЭПЖ. При этом, подчеркну, опробуют применение электронно-промыслового журнала именно как аппаратно-программного комплекса, а не просто как персонального компьютера капитана.
- Сейчас ЭПЖ уже применяют некоторые страны. Имеют ли международное значение наши работы в этом направлении?
- Создание и внедрение ЭПЖ в российской рыбохозяйственной отрасли значительно усилит позиции нашей стороны при переговорах с зарубежными странами по вопросам унификации и выработки общих требований к контрольно-промысловой отчетности, в различных международных комиссиях.
Юлия КОЛОДНИЦКАЯ
Ноябрь 2009 г.
«Интеррыбфлот» оценивает ЭПЖ
30 января 2017 годаВ тестирование электронно-промыслового журнала активно включилось ООО «Интеррыбфлот». Разработчикам удалось значительно улучшить программу, однако проблемы еще есть, отмечает специалист компании Сергей Суханов.
«Интеррыбфлот» принимает участие в тестировании ПТК «Электронный промысловый журнал» с конца августа прошлого года. Сейчас ЭПЖ используют три судна компании: тральщики «Антур» и «Русский витязь» и ярусолов «Афалина».
«Разработчики электронного промыслового журнала создали портал по учету ошибок программы с помощью веб-приложения Redmine. Туда можно направлять все пожелания, доработки, замечания, вопросы, – рассказал Fishnews специалист отдела организации промысла «Интеррыбфлота» Сергей Суханов. - Я там зарегистрирован и могу в любое время оставить на этом портале пожелание, указать на недочет в работе ЭПЖ. Параллельно я все это проговариваю по телефону».
По его словам, замечания не уходят «в никуда», на них оперативно реагируют, распределяют задачи, назначают исполнителей. Уведомления об этапах решения проблем направляются на электронную почту. «Кроме того, мне приходят отчеты по всем задачам, по которым я поставил себя в качестве наблюдателя, - добавил Сергей Суханов. – Ведь кое-что, с чем я лично еще не сталкивался, тем не менее интересно на будущее».
Представитель компании высоко оценил отлаженную работу портала, но констатировал, что недочетов в программно-техническом комплексе пока еще много. Только от «Интеррыбфлота» уже поступило около 20 замечаний. По словам Сергея Суханова, многие из выявленных проблем исправлены, с каждой новой версией ЭПЖ становится все лучше.
«Все это стараются приводить в порядок. Но медленно. Я смотрю на портале: увеличение количества задач, недочетов, ошибок в единицу времени больше, чем их решений, - заметил собеседник Fishnews. - Программу тестируют уже семь-восемь месяцев, разработчикам пора уже хотя бы сравнять количество поступающих и решенных задач».
Специалист отметил, что среди выявленных ошибок имеются весьма острые. В пример он привел выписку электронных разрешений на промысел и внесение в них изменений. Территориальное управление Росрыболовства выписывает промбилет, затем вносит его в единую базу ОСМ. Оттуда все изменения должны попасть в единую базу электронного промыслового журнала, которая находится в Центре системы мониторинга рыболовства и связи. А дальше с этого сервера разрешение пересылается на судно, в программу ЭПЖ. Только после этого судно сможет показывать промысловые операции по своему разрешению.
«Если до серверной части электронного промыслового журнала процесс еще более-менее автоматизирован, то на судно разрешение попадает так: сотрудник на берегу создает файл с разрешением и включенными в него объектами промысла. После этого он отправляет файл на судовой e-mail. На судне этот файл получают и затем закачивают его в электронно-промысловый журнал. Только после этого разрешение отобразится в ЭПЖ», - рассказал собеседник Fishnews.
По его словам, с этими файлами происходят постоянные проблемы. «То теруправление создало разрешение, но забыло его внести в ОСМ, мне приходится звонить и напоминать. То промбилет внесен в ОСМ, но по причине каких-то внутренних сбоев не попал в серверную часть промыслового журнала. Мне непонятно, почему электронно-промысловый журнал на судне, который в автоматическом режиме отсылает ежедневный отчет в береговую часть и получает оттуда квитанции, не может так же автоматически закачать разрешение?» – обратил внимание представитель «Интеррыбфлота».
Он добавил, что Владивостокский филиал ЦСМС, к которому приходится часто обращаться, с пониманием относится к проблемам рыбаков и старается оперативно помочь. «Специалисты, работающие на линии поддержки во Владивостоке, всегда идут на контакт, перезванивают, если надо - чувствуется, что люди подходят к вопросу с участием. А вот с филиалом на Камчатке, к сожалению, не получается такого взаимодействия», – сообщил Сергей Суханов.
По его словам, изменения в разрешения вносятся в течение всего года и еще не было случая, чтобы не пришлось вмешиваться в процесс. «Файлы часто оказываются с ошибками, и капитан, создавая в бортовом ЭПЖ промысловую операцию, то не видит в нем электронного разрешения, хотя оно под рукой в бумажном виде, то не может выбрать объект или орудие промысла», - подчеркнул собеседник Fishnews.
Тем не менее электронные промбилеты он считает огромным преимуществом. «Сейчас нам надо получить разрешение на бумаге и потом думать, как его доставить на борт. Хорошо, если судно оказывается в порту, но чаще всего оно на промысле. По идее, судно имеет право вести лов по разрешению с момента выдачи этого документа, а по факту оно приступает к добыче только тогда, когда промбилет на борту. А его доставка может занять и две недели, и месяц», - обратил внимание представитель компании.
Fishnews
fishnews.ru


