Готовые решения для специалистов образования. Электронный журнал учет в сфере образования
Система Образование. Премиальная версия
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»
Ирина Алексеева, юрисконсульт правового отдела центрального совета Общероссийского профсоюза образования
Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия
Дмитрий Баранников, заместитель директора по безопасности МОУ «Гимназия № 56» п. Красково Люберецкого муниципального района Московской области
Ирина Баринова, методолог отдела качества услуг и методологии Центра бухгалтерского учета «Интеркомп»
Ксения Белая, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ
Елена Болотова, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе МПГУ
Анна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник лаборатории образовательного права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Ольга Варга, майор полиции, старший инспектор по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве
Елена Василевская, директор Института мониторинга качества образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, эксперт РАО и департамента образования Москвы
Аделя Вильшанская, руководитель структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования ГБОУ «Школа Марьино» им. маршала авиации А.Е. Голованова, кандидат педагогических наук
Сергей Воровщиков, доктор педагогических наук, профессор, старший методист ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», г. Москва
Сергей Воронов, кандидат технических наук, эксперт в области пожарной безопасности
Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Павел Гулидов, юрист, эксперт Минюста на территории Приморского края
Анастасия Данова, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Татьяна Долгова, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное Электронное Образование», кандидат экономических наук
Кристина Евглевская, заместитель начальника управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела Роструда
Татьяна Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук
Ольга Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, старший эксперт ЕГЭ
Инна Иванова, кандидат юридических наук, заместитель начальника Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда
Екатерина Ильгова, кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Саратовской государственной юридической академии
Андрей Йоффе, профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент, доктор педагогических наук
Андрей Караев, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории токсикологии дезсредств НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора
Светлана Каракосова, консультант секретариата Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области
Инна Каракчиева, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
Александр Кондаков, президент Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук
Сергей Курганский, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета
Нина Ладнушкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ, почетный работник образования РФ
Марина Лазарева, директор Центра карьерного развития управленческих кадров МИОО
Галина Лапушинская, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного управления ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Александр Лебедев, полковник МЧС России
Игорь Лимонтов, директор по развитию НП «АВОК»
Дарья Лир, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры гигиены питания и гигиены детей и подростков Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера
Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ
Анна Макарова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, ответственный секретарь профильной комиссии Минздрава России по гигиене детей и подростков
Людмила Мансарлийская, старший методист ГБОУ Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова
Елена Маслова, руководитель центрального аппарата Общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия»
Любовь Машина, директор АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"»
Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Института образования, Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ
Ирина Михайлова, заместитель председателя региональной предметной комиссии по английскому языку, эксперт МЦКО, эксперт и тьютор ОГЭ и ЕГЭ, учитель английского языка ГБОУ Школа № 1284 г. Москвы
Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль»
Илья Панов, почетный работник общего образования РФ, начальник отдела нормативно-правового регулирования ФГБОУ ДОД ФЦДЮТиК, старший инструктор спортивного туризма, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму
Михаил Поветкин, директор департамента эксплуатации «Абсолют Клининг Сервис»
Станислав Поляков, технолог-проектировщик ЗАО «Моспосуда-1»
Вера Понкратова, эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Николай Портнов, научный сотрудник НИИ детского питания
Светлана Прохорова, исполняющий обязанности декана факультета среднего профессионального образования Ульяновского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, доцент
Елена Пуляева, кандидат юридических наук, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Наталья Путило, кандидат юридических наук, заведующий отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Ирина Рапопорт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России, профессор кафедры гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
Наталья Родина, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института образования, Института развития образования НИУ ВШЭ
Вадим Родионов, адвокат Адвокатской палаты Челябинской области
Галина Романова, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Юридического института МГПУ, преподаватель-консультант юридической клиники
Светлана Сабельникова, заместитель директора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"»
Галина Савиных, кандидат педагогических наук, эксперт-методист образовательных проектов благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
Виталий Симонов, начальник Института развития МЧС России
Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)
Сергей Слесарев, юрист, эксперт центра «Общественная Дума»
Маргарита Смирнова, начальник отдела внутреннего контроля и аудита средней общеобразовательной школы № 170 им. А.П. Чехова г. Москвы
Виктор Терновой, заместитель генерального директора «Абсолют Клининг Сервис»
Сергей Фёклин, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и руководитель юридической клиники (консультации) юридического института ГАОУ ВО МГПУ
Александра Фокина, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России
Ирина Фришман, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор
Вадим Чеха, кандидат юридических наук, начальник управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества
Наталия Шевелева, исполняющий обязанности заведующего кафедрой развития образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, кандидат педагогических наук
Наталья Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников Московского городского педагогического университета (МГПУ)
Михаил Шишов, доктор медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону
Юрий Щемелев, заведующий отделом охраны труда и здоровья аппарата Общероссийского Профсоюза образования, главный технический инспектор труда ЦС Профсоюза
Валентина Яковлева, налоговый консультант, действующий член Палаты налоговых консультантов России
Валентина Янковая, ведущий специалист Государственного архива Российской Федерации, к. и. н.
vip.1obraz.ru
Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений России
Самоуправление в классе — продуктивная модель организации жизни классного коллектива, способствующая раскрытию потенциала детей. Как организовать систему ученического самоуправления? Как привлечь к выполнению дел как можно больше учащихся. В данной статье представлены продуктивные схемы ученического самоуправления, методические разработки и практические рекомендации по данному вопросу. 1071
Группа продленного дня в начальной школе является оптимальной формой организации досуга младших школьников, позволяющей обеспечить оптимальные условия для адаптации детей в ОУ, развить творческий потенциал, положительные личные качества учащихся. 4213
При изменениях системы образования нужны новые подходы, один из которых – метод проектов в начальной школе. Использование метода проектов в начальной школе гарантирует высокий результат. 820
www.menobr.ru
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ УЧЁТА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
В статье описан метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса, широкого внедрения кредитно-модульной системы обучения и балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программ. Предложен разработанный авторами вариант электронного журнала, реализованного в программе MS Excel.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ УЧЁТА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
И.Н. Куринин, В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев
Кафедра компьюте??ных технологий
Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Ключевые слова: студент, балльно-рейтинговая система, аттестация, успеваемость, электронный журнал, преподаватель вуза, MS Excel.
Информатизация образования, развитие современного учебного процесса на основе внедрения информационных технологий, методов интерактивного обучения и новых направлений самостоятельной работы студентов, внедрение компетентностного подхода направлены на решение задачи подготовки специалистов в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения. Для студента основным инструментом формирования его информационной культуры, получения им необходимых общекультурных и профессиональных компетенций стали информационные, облачные и интернет-технологии. Для преподавателя, практически решающего задачу объективной оценки учебных достижений студента, важными элементами современного учебного процесса стали методы компьютерного тестирования, балльно-рейтинговая система оценивания и система зачетных единиц ECTS. Эти системы позволяют сегодня реализовывать компетентностный подход к обучению в вузе. Эффективное использование этих систем возможно с помощью нового инструмента - электронного журнала.
Актуальность разработки и применения в вузе электронного журнала определяется следующими факторами: 1) Внедряя балльно-рейтинговые системы многие вузы в явном виде требуют от преподавателей использовать журналы успеваемости (электронные журналы) как инструмент количественной оценки знаний, навыков и умений студентов. 2) Требования к уровню подготовки студентов и процедуры их оценки должны быть открытыми и понятными для студентов, их родителей и будущих работодателей. 3) Переход от разовых экзаменов в конце учебного курса к оценке учебных достижений студента на всех промежуточных этапах обучения по курсу существенно повысит объективность оценки этих достижений и сделает практически невозможным какой-либо обман. 4) Электронный журнал вуза логично дополняет и замыкает технологии средней школы (облачные версии электронных дневников и журналов), федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (личные кабинеты студентов с «электронным портфолио», содержащие информацию о результатах внешнего тестирования в процессе всего обучения в вузе) и будущих работодателей (модели компетенций, системы сертификации специалистов и портфели их достижений).
Министерство науки и образования РФ для образовательных учреждений общего образования разработало «Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде» [1]. В них сформулированы требования к информационным системам, обеспечивающим выполнения задач учета успеваемости и посещаемости обучающихся. Определены также конкретные требования к выполняемым функциям и предоставляемым возможностям, к интерфейсу таких систем, к уровню их технической надежности и защиты информации от несанкционированного доступа.
В современных системах электронных дневников и журналов обычно реализованы технологии личных кабинетов с различным набором функций, зависящих от прав доступа и той роли, которую выполняет пользователь (педагоги, ученики и их родители, администрация образовательных учреждений), применяются технологии социальных сетей, передачи файлов и сообщений. Пользователям достаточно работать с браузером на любом компьютере с доступом в Интернет [2-4]. В качестве примера отметим особенности двух достаточно распространённых в средних школах России систем – Дневник.ру (www.dnevnik.ru) и ЭлЖур (http://eljur.ru/). Сравнительный анализ функций этих систем представлен на сайте [5].
1. Дневник.ру сегодня позиционируется как «Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей». Дневник.ру совмещает в себе модули дистанционного обучения, управления школьным документооборотом и социальной сети. Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Платными являются дополнительные функции: смс- и e-mail-рассылки, видеоконференции и т.д. Всем пользователям системы показывается реклама. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося и многие другие сетевые образовательные проекты. Для хранения пользовательского медиа-контента задействованы облачные сервисы. Это дает системе Дневник.ру высокую масштабируемость сервиса и высокую скорость доставки контента. Итог - высокая эффективность работы пользователей с системой [6].
2. ЭлЖур – это электронный классный журнал как новейшая универсальная система учета успеваемости для школ и других учебных заведений. В основе разработки лежала идея сохранения знакомого каждому педагогу внешнего вида журнала, который и стал образцом внешнего вида системы ЭлЖур. Интуитивно понятный интерфейс позволяет учителям затрачивать минимум времени на заполнение журнала и составление регулярной отчетности. Система бесплатная для школы и родителей. Платными являются дополнительные функции: смс- и e-mail-рассылки. Только родителям показывается тематическая реклама (отдых для детей, курсы, вузы). ЭлЖур обеспечивает возможность ввода, хранения и использования списков изучаемых предметов, обучающихся, педагогических работников, классов, учебных групп, текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ЭлЖур используется в виде внешнего сервиса и не требует установки на компьютерах школы. Доступ к данным системы ЭлЖур может осуществляться с помощью браузера. Информация предоставляется администрации, учителям, родителям и ученикам в строгом соответствии с их правами. В системе отображается полная статистика и представлены все необходимые расчетные показатели. Создаются отчёты. Данные об успеваемости обновляются в динамике. Администрация школы видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Родители видят оценки своих детей и полученные ими замечания[7].
Единых рекомендаций и требований к электронным журналам в сфере высшего профессионального образования нет и поэтому в вузах используются разные подходы к организации текущего контроля успеваемости студентов и разные по составу и функциям информационные системы, дающие студентам и их родителям информацию по успеваемости. Кратко отметим особенности трех из них.
1. В МГТУ им. Н.Э.Баумана система «Электронный университет» обеспечивает контроль посещаемости студентами лекций и семинарских занятий, выполнение ими лабораторных работ и домашних заданий, курсового проекта и т.д. В любой момент времени в течение семестра можно получить исчерпывающую информацию о выполнении учебного графика любым студентом [8].
2. В МГИМО (университет) интегральные рейтинговые показатели формируются на основе оценки знаний студента по изучаемым дисциплинам в течение семестра по итогам зачетно-экзаменационных испытаний и оценки его социальных характеристик. Все результаты контроля успеваемости студентов (в %) должны отражаться в журналах учета занятий и посещаемости. На основе оценок, занесенных в журналы учета занятий и посещаемости, преподаватели выводят итоговые оценки по дисциплине и заполняют соответствующие ведомости [9].
3. В РУДН три документа определили современный уровень организации учебного процесса – это «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН», «Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН» и «Регламент размещения тьюторами информации о текущей и промежуточной аттестации в информационной системе учёта успеваемости студентов» [10-12].
1) Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения основных образовательных программ задействована на всех этапах обучения, на всех видах аттестаций. Её применение (за счет более высокой дифференциации оценки) позволяет повысить уровень организации учебного процесса, обеспечить объективность данных об успеваемости студентов, стимулировать студентов к систематической и самостоятельной работе и т.д.
Система оценок основана на шкале 100 баллов и является накопительной.Оценке подлежат конкретные знания, умения и навыки студента, для которых в программе учебной дисциплины указывается минимальный уровень их освоения. Обычно учитываются и оцениваются посещение занятий, выполнение лабораторных работ и учебных проектов, написание контрольных работ и рефератов, подготовка докладов, внутрисеместровые аттестации, творческая работа, итоговое испытание. При подведении итогов промежуточной аттестации накопленные студентом баллы (по итогам семестра и за аттестационные испытания) переводятся в традиционную оценку по четырёхбалльной шкале и в оценку ECTS.
Результаты контроля успеваемости студентов как количественная оценка знаний, навыков и умений студентов заносятся в журнал успеваемости по дисциплине. Этот журнал оформляется и хранится преподавателем. Электронная копия журнала успеваемости по дисциплине размещается на личной странице преподавателя на Учебном портале в течение первых двух недель семестра и обновляется не реже одного раза в месяц. Результаты освоения дисциплины студентами вносятся в журнал не позднее одной недели с момента проведения оцениваемого учебного занятия или мероприятия текущего контроля. Обязательным является подведение итогов по дисциплине и размещение результатов на Учебном портале после первой и второй рубежных аттестаций, а также после завершения сессии и подведения итогов промежуточной аттестации.
Формы контроля, требования к работе студентов, условия применения балльно-рейтинговой системы, балльная структура оценки определяются преподавателем самостоятельно, включаются в описание каждого конкретного учебного курса и размещаются в начале учебного года на личной странице преподавателя на учебном портале.
2) Элементы контроля и аттестации, учитываемые в электронном журнале, имеют следующие особенности.
Текущий контроль проводится в течение семестра в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы. Проверяется качество освоения студентами учебного материала по всем темам учебной дисциплины и по всем видам учебных занятий. Делается формальная оценка результативности и эффективности их самостоятельной работы. Формы и мероприятия текущего контроля, их количество зависят от содержания учебной дисциплины и ее объема (в кредитах). Обычно учитываются результаты выполнения лабораторных работ и учебных проектов, работа студента на семинарских занятиях, выполнение заданий самостоятельной работы, защита рефератов и курсовых работ и т.д. Учитываются также результаты компьютерного тестирования и участие студента (лично или в составе рабочих групп) в учебных занятиях, проводимых в интерактивной форме. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий. Программа дисциплины должна описывать соответствие набранных баллов достигнутому уровню знаний, навыков и умений студента для каждого вида и формы текущего контроля.
Результаты текущего контроля успеваемости студентов должны заноситься в журнал успеваемости по дисциплине. Студентам должна быть предоставлена возможность получить информацию о результатах текущего контроля успеваемости во время аудиторных занятий и на личной странице преподавателя на учебном портале.
Первая рубежная аттестация– это подсчёт набранных студентом баллов (по результатам текущего контроля) за определённый период теоретического обучения в семестре (обычно это 9 неделя) и принятие решения об успеваемости студента по конкретной дисциплине учебного плана. Может проводиться в виде компьютерного теста (как вариант экзамена по изученному материалу). Подводятся итоги по успеваемости и по посещению учебных занятий.
Вторая рубежная аттестация– это подведении итогов текущего контроля успеваемости и посещения учебных занятий в конце семестра (обычно это 18 неделя). Может проводиться в принятом преподавателем виде (например, это может быть репетиционный компьютерный тест). Цель - принятие решения о допуске студента к сессии по конкретной дисциплине учебного плана.
Во время сессии (обычно это 19 и 20 недели – две последние недели семестра) студенты проходят аттестационное испытание и промежуточную аттестацию. Аттестационное испытание завершает изучение дисциплины в семестре и устанавливается программой учебной дисциплины (например, это может быть экзаменационный компьютерный тест). Включает проверку усвоения студентами всего материала по учебной дисциплине и выявление уровня сформированных компетенций. Промежуточная аттестация - подсчёт набранных студентом баллов (за текущий контроль в семестре и аттестационные испытания) и принятие решения о «зачёте» студенту данной дисциплины (её трудоёмкости в кредитах) и оценке качества её освоения.
3) На первой странице сайта РУДН (http://www.rudn.ru/) открыт доступ к информационной системе учёта успеваемости студентов по номеру их студенческого билета. Обновление ведомости производится после окончания первой рубежной и промежуточной аттестации. Сводная ведомость об аттестации формируется на русском и английском языке. В ней указан индекс учебной группы, дата формирования ведомости, состав группы по номерам студенческих билетов, дисциплины текущего семестра, а также выраженные в процентах данные об успеваемости и посещаемости по всем дисциплинам каждого студента группы. Успеваемость вычисляется как отношение набранного студентом количества баллов к максимально возможному для набора на указанную дату количеству баллов.
Более детально можно посмотреть информацию на учебном портале РУДН, в разделе «Успеваемость» на сайте преподавателя, ведущего дисциплину. Этот раздел является служебным и создается автоматически. В нем преподаватель может указать условия и критерии выставления оценок, может разместить и обновлять в любой момент сведения о посещаемости, выполнении лабораторных работ, итогах рубежной аттестации, набранных баллах, используемых шкалах оценок (http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2630&p=5210).
Преподаватель сможет эффективно выполнить все вышеперечисленные требования «Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН» и «Положения о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН», если сделает выбор и будет использовать электронный журнал, реализованный в программе MSExcel. Учитывая факт многолетней эксплуатации такого типа электронных журналов для организации практической работы преподавателя в рамках кредитно-модульной системы обучения, можно говорить о следующих преимуществах такого выбора.
Эксплуатационная простота (это касается его заполнения, оформления, редактирования, автоматического подсчета баллов, построения графиков и сводных отчетов, связи с результатами компьютерного тестирования), высокая надежность (за много лет эксплуатации нет случая утраты информации), эффективность (реализации преподавателем с минимальными трудозатратами всех требований по учету, расчету и публикации данных по успеваемости студентов, на сайте учебного портала университета), возможность масштабирования, модернизации и любого усложнения выполняемых функций. Ведение этого журнала ускоряет процесс обработки полученных данных за счет реальной автоматизации прикладных задач, связанных с оперативным учётом и расчётом результатов учебных достижений каждого студента.
Журнал дает возможность и преподавателям и студентам практически непрерывно (еженедельно) отслеживать персональную и групповую динамику успеваемости и посещаемости. Журнал формализует осуществление текущего контроля успеваемости, рубежных и промежуточной аттестаций студентов. Устанавливает форму учёта, периодичности и порядка проведения этих аттестаций. Позволяет оперативно ??авать информацию по успеваемости и по посещению учебных занятий студентам всем заинтересованным лицам (преподаватели, тьюторы, студенты, родители, работодатели) за счет её размещения на на личной странице преподавателя на учебном портале.
Компоненты электронного журнала для одной учебной группы (учет посещаемости, учет успеваемости, учет всех выполненных тестов и лабораторных работ) могут находиться на одном листе, а сводные параметры по разным учебным группам на других листах одной электронной книги MSExcel. Пример показан на рис. 1, 2 и 3.
Рис.1. Лист электронного журнала для конкретной учебной группы
Рис. 2. Ведомость учебной группы для публикации
на сайте по № студбилета
При заполнении журнала исходными данными и при работе над его структурой можно использовать операции добавление (удаление) строк и столбцов, автоматического заполнения ячеек, применение разных форматов (числовой, дата, проценты) к данным в ячейках и т.д. Это все ведет к экономии времени и дает возможность уменьшить количество ошибок на этапе ввода данных. На рис.4 показан пример расчёта в процентах посещения и успеваемости на этапах рубежной и промежуточной аттестации.
Рис.3. Сводная таблица основных показателей всех учебных
групп на конкретную дату
Сделать журнал более наглядным можно применяя таблицы и рамки, меняя их цвет и границы, выделяя ячейки, строки или столбцы для заливки. Условное форматирование по заданным параметрам условий применительно к конкретным ячейкам электронной таблицы обеспечат в электронном журнале проверку правильности применённых формул и реализацию логических функций. Применяемые функции (математические, статистические и логические) обеспечат выполнение стандартными способами всех необходимых вычислений при обработке исходных данных, при подсчете итоговых баллов и вычислении оценок в электронном журнале (ниже пример записи используемых на практике функций).
=ЕСЛИ(AA4<49;"2(F)"; ЕСЛИ(AA4<74;"2+(FX)"; ЕСЛИ(AA4<87;"3(E)"; ЕСЛИ(AA4<97;"3+(D)"; ЕСЛИ(AA4<121;"4(C)"; ЕСЛИ(AA4<134;"5(B)"; ЕСЛИ(AA4<145;"5+(A)";"?")))))))
=ОКРУГЛВВЕРХ(3,2;0) Округляет с избытком число 3,2 до ближайшего целого (4)
Инструменты создания простых и сводных диаграмм обеспечивают их наглядность и профессиональное оформление. Возможно копирование и вставка электронной таблицы или любой её части в другой журнал MSExcel, в документ MSWord, в презентацию MSPowerPoint. Режим специальной вставки обеспечивает возможность переноса диаграммы в MSWord - документы и сохранения её связи с электронной таблицей в MSExcel.
Рис.4. Пример расчёта посещения занятий и успеваемости
в % на этапах рубежной и промежуточной аттестации
Пример оформления страницы «Успеваемость» на личной странице преподавателя на учебном портале показан ниже.
1) Посещаемость, выполнение практических работ, итоги рубежных аттестаций, набранные баллы и шкала оценок
Семестр с 7 февраля по 20 июня 2013 г. (по состоянию на 18.06.2013)1)ГФБ-112)ГУС-313)ГУС-324)ГУС-335)ГУС-346)ФЛМ-11
Семестр с 1 сентября 2012 г. по 20 января 2013 г. (Итоги. По состоянию на 18.01.2013)1)ГСБ-21 2)ГФБ-21 3)ГНБ-21 4)ГУМ-1 5)ГНМ-1 6)ФЯМ-1 7)ФЛМ-18)Сетевой университет 9)ГУС-51 10)ГУС-52 11)ГУС-53 12)ГУС-54
2) Условия и критерии выставления оценок
Баллы, набранные студентом по конкретному курсу, указаны ниже по 100-балльной шкале.
1) Посещаемость занятий оценивается в 15 баллов (по 1 баллу за посещение каждого занятия с 1-й по 15-ю недели семестра).
2) Первая рубежная аттестация на 9-й неделе семестра (компьютерный тест по первой половине курса) оценивается максимально в 15 баллов по следующей шкале:
· 0 баллов - за правильное решение от 0 до 50 % заданий теста
· 6 баллов от 51 до 60 %
· 9 баллов от 61 до 70 %
· 12 баллов от 71 до 80 %
· 15 баллов от 81 до 100 %(При повторном тесте даётся 6 баллов за любой результат от 51% до 100 %)
3) Практикум (16 лабораторных работ и реферат по заданной теме, проверенный в системе «Антиплагиат») оценивается в 20 баллов (16 - за работы и 4 - за реферат). Срок сдачи - 16-я неделя семестра.
4) Учебный проект по заданной теме после защиты оценивается максимально в 10 баллов. Срок защиты - 17-я неделя семестра.
5) Вторая рубежная аттестация на 18-й неделе семестра (компьютерный тест по второй половине курса) оценивается максимально в 15 баллов по шкале, принятой для первой рубежной аттестации.
6) Аттестационное испытание по курсу (компьютерный тест по теории всего курса) проводится на 19-й неделе семестра и оценивается от 0 до 25 баллов (за правильное решение от 0 до 100 % заданий теста). По конкретному курсу тест имеет следующую структуру: 1) «Компьютерные, офисные и Интернет-технологии» (задания 1-50), 2) «Информационные технологии в решении прикладных задач» (задания 51-100).
Шкала оценок. Набранная студентом сумма баллов оценивается по следующей шкале, принятой в балльно-рейтинговой системе:
|
| 2 | 3 | 4 | 5 | |||
| Сумма баллов | F | FX | E | D | C | B | A |
| 2 | 2+ | 3 | 3+ | 4 | 5 | 5+ | |
| 100 | менее 31 | 31 | 51 | 61 | 69 | 86 | 95 |
Баллы, набранные студентом по 100-балльной шкале, будут умножены на коэффициент 0,72 (1,08; 1,44 ...) при переходе к сумме баллов, соответствующей 2-м (3-м, 4-м ...) кредитам.
Выводы
1) Многообразие вузовских информационных систем и применяемых вариантов балльно-рейтинговых систем предопределили для большинства преподавателей актуальность задачи выбора варианта, освоения и ведения электронного журнала учета учебных достижений студента. Электронные журналы, разработанные для образовательных учреждений общего образования, в силу своей специфики не нашли широкого применения в вузах.
2) Эффективность подготовки информации по успеваемости студентов (качество информации, оперативность представления, трудозатраты преподавателя) и работы в среде балльно-рейтинговой системы и работы со страницей «Успеваемость» на сайте учебного портала во многом зависит от варианта используемого преподавателем вуза электронного журнала.
3) Описанный в статье вариант электронного журнала реализован в MSExcel, прошел многолетнюю апробацию в условиях кредитно-модульной системы обучения в вузе. Такой электронный журнал является современным инструментом организации эффективной практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и широкого внедрения балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде (письмо Министерство науки и образования РФ для образовательных учреждений начального и основного общего образования № АП-147/07 от 15.02.2012).
[2] Общероссийская школьная система электронных дневников и журналов. – URL: http://klassinfo.ru/about
[3] Система электронных журналов. – URL: http://www.ballov.net/
[4] Электронные дневники. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=ftf11PL2DZQ
[5] Дневник.ру и ЭлЖур (сравнение функций и возможностей). – URL: http://eljur.ru/dnevnik_ru-i-elzhur---sravnenie-vozmozhnostej-zhurnala-i-dnevnika
[6] Электронный журнал Дневник.ру. – URL: http://company.dnevnik.ru/functions/journal/
[7] Электронный дневник ЭлЖур для родителей и школьников. – URL: http://eljur.ru/elektronnyi-klassnyi-zhurnal
[8] О самообследовании МГТУ им. Н.Э.Баумана // Отчёт 2009 г. – 110 с.
[9] МГИМО (университет) МИД РФ. – URL: http://www.mgimo.ru/files/64440/all-about-reiting_mgimo.doc
[10] Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН (утверждено приказом Ректора № 258 от 25.03.2013 г.)
[11] Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН (утверждено приказом Ректора № 564 от 20.06.2013 г.)
[12] Регламент размещения тьюторами информации о текущей и промежуточной аттестации в информационной системе учёта успеваемости студентов (утверждено приказом Ректора №1081 от 10.12.12)
LITERATURA
[1] Metodicheskierekomendatsiiiedinyeminimalnyetrebovaniyaksistemamvedeniyazhurnalovuspevaemostiuchaschikhsyavelektronnomvide (pismoMinisterstvonaukiiobrazovaniyaRFdlyaobrazovatelnykhuchrezhdeniynachalnogoiosnovnogoobschegoobrazovaniya № AP-147/07 ot 15.02.2012).
[2] Obscherossiyskaya shkolnaya sistema elektronnykh dnevnikov i zhurnalov. – URL: http://klassinfo.ru/about
[3] Sistema elektronnykh zhurnalov. – URL: http://www.ballov.net/
[4] Elektronnye dnevniki. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=ftf11PL2DZQ
[5] Dnevnik.ru i ElZhur (sravnenie funktsiy i vozmozhnostey). – URL: http://eljur.ru/dnevnik_ru-i-elzhur---sravnenie-vozmozhnostej-zhurnala-i-dnevnika
[6] Elektronnyy zhurnal Dnevnik.ru. – URL: http://company.dnevnik.ru/functions/journal/
[7] Elektronnyy dnevnik ElZhur dlya roditeley i shkolnikov. – URL: http://eljur.ru/elektronnyi-klassnyi-zhurnal
[8] O samoobsledovanii MGTU im. N.E.Baumana // Otchet 2009 g. – 110 s.
[9] MGIMO (universitet) MID RF. – URL: http://www.mgimo.ru/files/64440/all-about-reiting_mgimo.doc
[10] Polozhenie o tekuschem kontrole uspevaemosti i promezhutochnoy attestatsii studentov RUDN (utverzhdeno prikazom Rektora № 258 ot 25.03.2013 g.)
[11] Polozhenie o Ballno-reytingovoy sisteme otsenki kachestva osvoeniya osnovnykh obrazovatelnykh programm RUDN (utverzhdeno prikazom Rektora № 564 ot 20.06.2013 g.)
[12] Reglament razmescheniya tyutorami informatsii o tekuschey i promezhutochnoy attestatsii v informatsionnoy sisteme ucheta uspevaemosti studentov (utverzhdeno prikazom Rektora №1081 ot 10.12.12)
ELECTRONIC REGISTER OF STUDENT ACADEMIC ACHIEVEMENTS
I.N. Kurinin, V.I. Nardyuzhev, I.V. Nardyuzhev
Chair of computer technologies
Peoples\' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article describes a method of using the electronic register as a tool for the effective organization of the practical work of the teacher in the conditions of informatization of educational process, widespread introduction of credit-modular system of education and continuous assessment of quality of mastering main educational programs by students.
A variant of the electronic register developed by the authors and implemented in MS Excel is proposed.
Key words: student, continuous assessment, evaluation, academic achievements, electronic journal,university teacher, MS Excel.
Автор оригинала: И.Н. Куринин, В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев
Источник оригинала: Вестник РУДН Серия "Информатизация образования" №4, 2013
cis.rudn.ru
База нормативных документов по ведению в школах ЭЖД – Электронный журнал ЭлЖур.ру · Eljur.Ru
Мы постарались собрать воедино ключевые документы, регулирующие переход образовательных организаций на электронный учет успеваемости, и воспроизвести логико-хронологическую последовательность нормативного регулирования вопросов, связанных с данной тематикой.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к Информационно-образовательной среде образовательного учреждения в части предоставления возможности вести определенные виды деятельности.
| Начальное общее образование (1-4 кл.) | Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 | Раздел 26 |
| Основное общее образование (5-9 кл.) | Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 | Раздел 26 |
| Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.) | Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 | Раздел 26 |
Методические рекомендации Минобрнауки
В поддержку реализации ФГОС Министерство образования выпускает Методические рекомендации по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде.
Рекомендации напоминают, что полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года. А также обращают внимание, что «рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей».
| Методические рекомендации | Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07
«О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»
АИС ЭлЖур соответствует Методическим рекомендациям Минобрнауки |
Документы Департамента образования г. Москвы
ДОгМ последовательно выпустил несколько документов, которые обеспечивали внедрение электронных журналов в школах Москвы.
| Переход к электронным госуслугам | Приказ 22.04.2011 №291 «О переходе на оказание государственных услуг в электронном виде в образовательных учреждениях города Москвы» |
| Этапы внедрения | Письмо Департамента образования города Москвы №2/40-167 от 17.06.2011г. «О внедрении в образовательных учреждениях электронных журналов успеваемости» |
| Подготовка к введению ЭЖ | Приказ ДОгМ №611 от 06.09.2011г. «О ведении электронных дневников учащихся и электронных журналов успеваемости в общеобразовательных учреждениях» |
| Свободный выбор ЭЖ при интеграции с порталом госуслуг | Письмо ДОгМ №01-07-2812/12 от 04.06.2012г. |
| Введение ЭЖ. Замена функций бумажного журнала | Приказ ДОгМ №613 от 17.09.2012 г. «О введении электронного журнала» |
| Рекомендации | Рекомендации по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях города Москвы от 25.11.2012 г. |
Отказ от ведения бумажного журнала
Многие образовательные учреждения как Москвы, так и регионов России осуществили свой переход на полностью электронный учет успеваемости, то есть отказались от ведения бумажного журнала. Система ЭлЖур удовлетворяет всем требованиям, которые позволяют школе вести только электронный журнал. Однако и само ОУ должно соответствовать требованиям к подобному переходу.
| Регламент деятельности | Регламент деятельности образовательной организации по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в случае отказа от классных журналов на бумажном носителе |
| Пособие ЭлЖур | Методическое пособие по отказу от бумажного журнала |
eljur.ru








