Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

КомпьюАрт. Форматы размеры журналов


Журнальный дизайн

12 - 2001

Борис Зуев

Формула журнала

Формат журнала

Пять основных форматов

Все бывает

Модульная сетка

Размер полосы

Ширина колонок

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практики дизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг стали выпускать журналы. В виду снижения интереса к документалистике СМИ стараются привлечь к себе внимание с помощью разного рода развлекательного материала.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя и имеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, как книги. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а в рамках всего номера журнала используют самые различные дизайнерские подходы.

Формула журнала

Каждый журнал имеет свою уникальную формулу. Даже не фиксируя ее на бумаге, редакторы имеют о ней достаточно точное представление. И прежде всего значение здесь имеет цель журнала: зарабатывание денег, распространение неких идей, связи с общественностью, обслуживание определенной организации или просто выход чьей-то творческой энергии… Бывают журналы, которые издаются одним человеком и распространяются в узком кругу. Некоторые издатели, создавая своего рода сеть, просто обмениваются изданиями друг с другом. Довольно часто основной тематикой таких журналов становится фантастика или искусство. Некоторые журналы предоставляют внутреннюю информацию о книгах или имеют целью набрать платную подписку. Целый ряд журналов адресован поклонникам музыкантов, актеров и других знаменитостей. Некоторые из их публикаций вполне тщательно разработаны и искусно оформлены. Наконец, есть издательства, которые специализируются на выпуске дешевых бюллетеней, распространяемых среди двух сотен подписчиков, некоторые из них производятся с помощью офисной техники.

Преследуя определенную цель, редактор любого журнала вырабатывает формулу, которая наилучшим образом отвечает интересам предполагаемой аудитории или увековечивает его собственные горячие убеждения. С появлением телевидения большинство журналов начинают отказываться от идеи работы на широкую аудиторию и постепенно становятся узкоспециализированными. Новые журналы появляются как грибы после дождя, и сейчас трудно представить себе какую-либо тему, не охваченную специальным изданием, а то и несколькими конкурирующими журналами.

Интересы современных специализированных журналов лежат в самых разнообразных областях. Подписные журналы для широкой аудитории начали свою специализацию с создания региональных выпусков, что, безусловно, представляет немалый интерес для рекламодателей. Начали выходить городские журналы, обслуживающие местные интересы, а затем появились отдельные журналы, посвященные бизнесу в данном городе, или развлечениям, или альтернативному стилю жизни. При этом даже журналы одного направления могут иметь весьма существенные различия. Широко представлены и журналы для этнических групп.

С приходом нового редактора журналы иногда меняют свою формулу. Так, под руководством Хелен Браун Cosmopolitan, основанный как журнал для широкой аудитории, в 1965 году превратился в некое подобие Play­boy для женщин. Это был неожиданный и даже драматический поворот, и журнал получил совершенно новую аудиторию.

Чтобы выжить, журналы должны идти в ногу со временем. Поэтому, когда рок-н-ролл перестал быть модной музыкой, журнал Rolling Stone обратился к вопросам политики, культуры и образа жизни, таким образом попытавшись разрушить свой прежний бунтарский имидж. «Мы никогда не были подпольным изданием, — такие слова приписывают его редактору Янну Вернеру. — Мы всегда честно говорили, что хотим зарабатывать деньги». Savvy стал Savvy Woman, превратившись из журнала для работающих женщин в журнал для успешных женщин. Целью такого изменения было расширение аудитории, и новое название журнала должно было более четко обозначить круг его читателей.

Большинство журналов покрывают расходы на производство и зарабатывают прибыль за счет продажи места под рекламу. Долгое время лучшими покупателями являлись представители молодого поколения, и многие журналы старались завоевать именно эту группу. Однако в какой-то момент рекламодатели обнаружили, что старшая возрастная группа населения обладает значительной покупательской способностью, в результате новые журналы стали ориентироваться на эту аудиторию. Раньше большинство журналов издавалось для женщин, но в конце 80-х годов начали издаваться и так называемые журналы для мужчин.

Но основать журнал стоит больших денег, к тому же очень не многие новые журналы оказываются жизнеспособными. Согласно результатам ряда ­исследований, даже в Соединенных Штатах не более 20% новых журналов переживают свою четвертую годовщину.

Существующие журналы меняют свою формулу, чтобы соответствовать духу времени или потому, что не могут угнаться за лидером в своей области. Быть вторым — даже наступающим на пятки лидеру — часто просто гибельно. Рекламодатели, похоже, это чувствуют и при близких расценках на рекламное место всегда выбирают номер первый. Ведь часто их бюджет не позволяет такой роскоши, как реклама сразу в двух ведущих изданиях. Когда Playboy обошел Esquire в 50-х, последний отказался от обнаженной натуры и сосредоточился на материалах более серьезного характера.

А вот Reader’s Digest, который мы теперь имеем возможность читать по-русски, — журнал с уникальной формулой «Догматизм, консерватизм, оптимизм», предлагающий, как считают некоторые, упрощенные решения сложных проблем. Журнал относится к числу наиболее последовательных изданий. Его формула существенно не менялась со дня его основания в начале 20-х годов (при этом у журнала самая большая подписка) и, похоже, меняться не будет.

В начало
В начало

Формат журнала

При смене формулы журнала обычно одновременно меняется и его формат. От формата сильно зависит внешний вид издания: его размер, форма, организация текста и картинок на страницах. Формат — составляющая дизайна. Иногда журналы изменяют свой формат или, по крайней мере, дизайн, оставляя формулу без изменений.

Некоторые журналы наилучшим образом удовлетворяют требованиям визуальной привлекательности и новизны, другие требованиям видимой организованности и структур­ности. Первый вопрос, который редактор и арт-дирек­тор должны решить для себя: как будет выглядеть журнал?

Внешний вид журнала определяется целью последнего. Журнал, издаваемый с целью извлечения прибыли, должен привлекать и удерживать своего читателя радующими глаз страницами. Журнал, призванный распространять идеи, может выпускаться в более аскетическом формате, если нет нужды баловать читателей оформительскими изысками. Подобные журналы часто используют простую, порой довольно дешевую бумагу, их страницы не слишком богаты иллюстрациями.

Даже жесткий формат может оставлять достаточно пространства для производственных инноваций. Журнал, издаваемый ради налаживания общественных связей, должен иметь блестящее исполнение, особенно если он обращается к публике за пределами организации; если же это внутреннее издание — он может быть более «домашним». Журнал, цель которого заключается в обслуживании членов какой-либо организации, должен пристально следить за своими расходами. Если члены организации платят деньги за принадлежность к ней, вряд ли они будут восхищаться претенциозностью своего издания.

Но цель — только один из факторов, влияющих на выбор формата. Политика не менее важна. Два журнала могут заявлять в качестве своей политики распространение идей: один — левых активистов, другой — либерально настроенной публики. Подойдет ли им обоим один и тот же формат? Возможно. Но если тон материалов различен, то и представлены публике они тоже могут быть по-разному.

В начало В начало

Пять основных форматов

Если общественное мнение может повлиять на формулу журнала, то формат вряд ли может зависеть от него. Формат в большой степени зависит от вкуса, предпочтений, интуиции и бюджета, и это делает выбор формата весьма непростой задачей. Журналам свойственно разнообразие форматов, наиболее распространенные из которых описаны ниже.

  1. Журнальный формат — содержит ряд переплетенных страниц (количество которых кратно четырем, восьми, шестнадцати или тридцати двум), сфальцованных и обрезанных. Одно из основных преимуществ журнального формата заключается в возможности последовательно связать картинки между собой на целой серии страниц, до поры до времени скрывая следующую от читателя, а затем в нужный момент обнаруживая ее и ведя читателя через визуальный процесс так, как это делается, например, в кинематографе.
  2. Газетный формат — образуется серией листов большого размера, свернутых посередине и образующих четыре страницы. Каждый набор из четырех страниц свободно размещен в другом, тот в третьем и т.д. Достаточно толстые газеты разделяются на несколько частей. Страницы настолько велики, что при доставке газету сворачивают вдвое. Примером журнала, выходящего в газетном формате, сегодня может служить модное в США издание под названием W.
  3. Таблоид — состоит из ряда непереплетенных страниц большого размера, но примерно вдвое меньшего, чем в газетном формате. На Западе это излюбленный формат торговых журналов.
  4. Увеличенный формат — комбинирует свойства газетного и журнального форматов и очень похож на таблоид, но несколько меньше его. Как правило, используют качественную дорогую бумагу. Часто при этом формате издание имеет только четыре страницы. Такой формат широко применяется для корпоративных изданий.
  5. Формат бюллетеня — при этом формате часто используются обычная офисная бумага А4 и недорогая печать. Листы удерживаются вместе с помощью скрепки. Иногда используются листы большего размера, сфальцованные в размер А4. Родственными ему являются все форматы, созданные за годы развития прямой почтовой рассылки.
В начало В начало

Все бывает

Выбор формата может диктоваться условиями, не зависящими от дизайнера. Когда-то в производственно-печатной компании Vail-Ballow Press, Inс. поняли невозможность создания обычного журнала, необходимого для торговли книгами, его выпустили в виде «пруфа» — это была неотложная мера. Издание имело формат 5х21 дюйм и было отпечатано в одну колонку. Такой формат вполне годится в подобных обстоятельствах и для такой компании. Кроме всего прочего, подписка на это издание составляла всего 600 экземпляров. Редактор Л. Джанетт Кларк сказала тогда: «Ни в одной компании не должны считать, что если нельзя позволить себе ни отличный дорогой журнал, ни таблоид, ни бюллетень, то не нужно вообще никакого издания. В большой мере работники — неизбежные читатели». Она сказала это по той причине, что ее читатели были по натуре любознательны и необходимости завлекать их специальными трюками не было.

Другой необычный формат был представлен ныне почившим американским журналом для подростков ­Datebook. Чтобы создать эффект соединения двух журналов в одном, это издание поместило первую обложку сразу с двух сторон. Молодой читатель должен был проделать свой путь по страницам до середины журнала, встретить вверх ногами напечатанную страницу, закрыть журнал, перевернуть его и начать читать с другой стороны. Такой же прием можно было недавно встретить и на отечественном журнальном рынке.

Foreign Policy использует высокий и узкий формат: 41/2 дюйма в ширину, 101/8 дюйма в высоту. Разумеется, это означает, что текст размещен в одну колонку. Чем обусловлен такой размер? «Нам нужен был отличный от других журнал, который легко читать и который можно положить в карман», — так отвечает на этот вопрос редактор Билл Мэниз.

Арт-директорам канадских журналов часто приходится размещать рядом страницы или колонки, содержащие текст на двух языках — английском и французском.

Некоторые издания делают «журнал в журнале» — своеобразное расширение, продолжающее идею приложений. Иногда эти дополнения печатают на той же бумаге, что и основная часть издания, иногда на другой. Журнал Raw (журнал большого формата для взрослых, посвященный комиксам, под обложкой которого находятся несколько меньших журналов), выходящий два раза в год, в 1985 году появился с умышленно оторванным правым верхним углом обложки. Этот угол был приклеен на страницу содержания.

Новшества в области формата были одной из «точек стимулирования продаж» и для журнала Flair, когда его начали публиковать в начале 50-х годов. Редакторы непрерывно подогревали интерес читателей обложками с вырубкой, вставками большего, чем сам журнал, размера, внутренними разделами, напечатанными на необычной бумаге, и другими неординарными приемами оформления. Подобная практика всегда будет привлекать арт-директоров. Однако тем, кто намерен к ним обращаться, следует помнить о том, что следует сначала согласовать формат, в том числе и с почтой, если журнал доставляется читателям с ее помощью.

В начало В начало

Модульная сетка

Для любого выбранного формата существует почти обязательная модульная сетка. Эта сетка, состоящая из вертикальных и горизонтальных направляющих линий, устанавливает границы запечатываемых областей. Обычно это отпечатанный двухстраничный разворот с калиброванной линейкой, показывающий края страниц, края элементов на вынос, места для колонцифры и колонки для основного текста. Колонки для текста часто содержат определенное число горизонтальных линий, по одной на нижний край каждой строки текста.

Модульная система предполагает разбиение страниц на прямоугольники, которые при оформлении страницы объединяются в четверти, трети и половины страницы. В такой системе все заголовки размещаются на линиях в сетке и все картинки и колонки текста занимают один или несколько прямоугольников. Арт-директор рисует модульную сетку голубыми чернилами, а печатник обводит необходимые области серыми чернилами. Все современные программы верстки почти в точности воспроизводят эту систему.

Модульная сетка используется как при предварительном макетировании, так и при окончательной верстке. Для изданий с жестко организованным оформлением страниц требуется более детально разработанная сетка, которая должна четко определять места расположения картинок и заголовков.

Многие арт-директоры любят работать с максимально детализированной модульной сеткой, которая устанавливает правила для каждого возможного случая. Ее ограничения представляют некую канву для принятия решений, в то время как возможности шрифтовых решений, размещения текста и иллюстраций остаются практически безграничными.

В начало В начало

Размер полосы

Читатель видит внутреннюю полосу газеты как вполне самостоятельную единицу. Она достаточно велика, чтобы быть независимой. Журнальная же полоса, будучи обычно меньшего размера, визуально объединяется с соседней полосой разворота. Поэтому задача дизайнера — оформить этот разворот как единое целое.

Существуют три наиболее распространенных журнальных размера.

  1. Размер журнала Life — приблизительно равен 10х13 дюймов. Формат стал популярен сразу же после основания журнала в 1936 году, им пользовались многие другие издания, пока рост цен на бумагу и почтовые тарифы не привели к уменьшению их формата. Журнал Ebony использовал этот формат вплоть до начала 1982 го­да, когда стал выходить в формате Time (в это же время он перешел на офсетную печать).

    Madison Avenue в конце 1985 года пошел в противоположном направлении, сменив формат с 8х11 дюймов на 11х14 дюймов, что придало его страницам небывалую до этого силу визуального воздействия. Это позволило журналу лучше соответствовать потребностям рекламодателей. «Вы проделали отличную работу, когда заново придумали, сделали и оформили свой журнал», — сказал Эдвард Г. Майер, председатель совета директоров Gray Advertising, Нью-Йорк. «Журнал в его новом формате восхитителен и приковывает к себе внимание», — заявила Хелен Браун, редактор Cosmopolitan.

  2. Размер журнала Time — приблизительно равен 8х11 дюймов. На сегодняшний день это самый популярный журнальный размер.
  3. Размер журнала Reader’s Digest — приблизительно равен 5х7 дюймов.

Размеры этих форматов приблизительны. Журнал может, например, иметь размер 81/8х11 дюймов. Несмотря на давление со стороны рекламодателей, многие журналы выбирают далекий от стандартного формат — иногда для того, чтобы как можно сильнее отличаться от конкурентов. Разнообразие форматов торговых журналов порой просто поражает. Одной из типографий, которая печатает 70 наименований таблоидов ежемесячно, приходится работать с 40 различными форматами.

Журнальные страницы почти всегда вертикальны. Журнал, который не зависит от своих рекламодателей, может, конечно, позволить себе роскошь нововведений и выйти в горизонтальном формате 11х8, но в раскрытом виде такой журнал будет «слишком горизонтальным».

Ряд журналов вслед за некоторыми книгами — в частности, художественными альбомами — в предыдущие годы стали использовать квадратный формат. Одним из таких изданий, размером 11х11, был Avant Garde (именно для этого журнала был разработан одноименный шрифт). Однако квадратный формат, как правило, означает неоправданно большие потери бумаги. Если журнал достаточно большой, он может заказать бумагу специального размера. Если нет, то может поступить так, как поступил в свое время Avant Garde: использовать обрезки бумаги для рекламных целей при прямой почтовой рассылке.

Некоторые редакторы отдают предпочтение квадратному формату, потому что он как бы говорит: «Остановись!» Добиться иллюзии «квадратности» можно и при размере 8х11 дюймов — с помощью увеличенного верхнего поля. При этом речь не идет о полном отказе от его использования: туда может время от времени попадать часть иллюстрации или заголовок, там можно разместить даже подпись к иллюстрации. Но основной текст всегда должен укладываться в квадратную или близкую к квадратной сетку, которую вы используете.

Какой бы размер страниц ни использовал журнал, содержащий рекламу, он должен предлагать ширину и длину колонки, совместимую с другими изданиями в данной области. Рекламные агентства очень не любят подгонять размер рекламного блока к каждому изданию, в котором публикуется реклама.

Ныне уже не существующий ежеквартальный журнал Lithopinion, посвященный графическому искусству, менял свой формат для каждого нового номера. А вот в журнале в Kaiser News почти единственным неизменным элементом был именно размер страницы — 8х11, в то время как непрерывно менялись его дизайн и периодичность выхода номеров, а также типографии.

Размер страниц, несомненно, очень сильно влияет на дизайн. Большинство арт-директоров сходятся на том, что оформлять издания размера Life проще, чем Time. В свою очередь, издания формата Life и Time проще оформлять, нежели формат Reader’s Digest. Однако преимущество последнего заключается в том, что он близок к книжному, и читатели охотнее хранят такие журналы длительное время. Его компактность тоже играет не последнюю роль, ведь такой журнал удобно носить в кармане.

В начало В начало

Ширина колонок

Насколько широкой может быть колонка текста? Вообще-то — любой. Но чем шире колонка, тем крупнее должен быть кегль. Общепринятое правило таково: длина строки должна составлять 39 знаков. Это излишне жесткое правило было предложено Джорджем А.Стивен­соном в «Энциклопедии графического искусства», строка которой содержала более 60 знаков!

Колонка может иметь несколько меньшую ширину, как это бывает в газетах, и даже более 60, как это бывает в книгах. Это кроме прочего, зависит и от возраста читателя и от того настроения, которое стремится создать у читателя журнал.

Чем меньше колонок на странице, тем больше внешний вид издания напоминает книгу. Страница с одной или двумя колонками текста выглядит более официально, чем трехколонник. Страница в четыре или более колонок похожа на газетную.

Внешний вид, которого вы хотите достичь, диктует выбор количества колонок на странице. Нет причины отказываться от размещения в одном журнале страниц с узкими колонками и страниц с широкими колонками. В журнале формата Time, например, можно использовать две колонки для части журнала, а на остальных страницах размещать три колонки. Точно так же можно начать материал, используя одну ширину колонки, а заканчивать его на другой странице в более узкой колонке.

Окочание в следующем номере

КомпьюАрт 12'2001

compuart.ru

форматы книг

При небольшом содержании (до 200 страниц) сделайте издание соответствующим. Например, 105х160 мм. Книгу, где количество страниц ещё меньше (до 100), имеет смысл сделать похожей на школьную тетрадь и соединить листы скрепкой. Для издания такого формата нужен мягкий переплёт. Твёрдый переплёт оправдан только для текстов объёмом от 250 страниц. Впрочем, толщину можно искусственно увеличить за счёт плотности бумаги. Сборник стихов будет идеально смотреться в маленьком формате (110х165 мм) - и в мягком, и в твёрдом переплёте. Такой же формат подойдёт и для произведения в прозе объёмом до 250 000 знаков с пробелами. В этом случае книга будет иметь примерно 220 страниц.

Форматы книжных изданий в России стандартизированы:

 

Размер печатной бумаги, мм

Доля листа

Условное обозначение

Формат изделия после обреза, мм

минимум

максимум

600x900

1/8

 

60x90/8

205x275

220x290

840x1080

 

1/16

 

84x108/16

192x255

205x260

700x1000

 

1/16

 

70x100/16

158x230

170x240

700x900

 

1/16

 

70x90/16

 

155x210

 

170x215

600x900

 

1/16

 

60x90/16

132x205

 

145x215

600x840

 

1/16

60x84/16

 

130x195

 

145x200

840x1080

 

1/32

 

84x108/32

123x192

130x200

750x900

 

1/32

 

75x90/32

100x170

107x177

700x900

 

1/32

 

70x90/32

100x155

107x165

600x840

 

1/32

 

60x84/32

95x130

100x140

      Выделим три самых популярных формата печати книг:

Большой А4. Обрезной формат блока 205х290 мм. (60х84/8)

Стандартный А5. Обрезной формат блока 145х200 мм. (60х84/16)

Карманный А6. Обрезной формат блока 100х140 мм. (60х84/32)

В соответствии со спецификацией Международной Организации по Стандартизации (ISO), существует три серии форматов: серия А, серия В и серия С. Из всего диапазона печатной продукции чаще всего используются размеры серии А, реже – В. На форматах стандартной группы А остановимся подробнее. Наибольший размер -A0 - занимает один квадратный метр. Если разрезать лист на две равные части вдоль короткой стороны, получим формат А1. При этом соотношение сторон сохраняется, и мы получаем один стандартный формат из другого.  При изменении масштаба изображения его пропорции сохраняются. Каждый следующий формат группы А получается, если разделить пополам предыдущий формат.  Согласно (ISO), размеры 297x210 и 210x148 - это форматы портретной ориентации. 210x297 – это формат А4 альбомной ориентации, а 148x210 – это формат А5 альбомной ориентации.

Бумага группы А

Бумага группы Б

обозначение

формат, мм

обозначение

формат, мм

А0

841x1189

ВО

1000x1414

А1

594x841

В1

707x1000

А2

420x594

В2

500x707

А3

297x420

ВЗ

353x500

А4

210x297

В4

250x353

А5

148x210

В5

176x250

А6

105x148

В6

125x176

А7

74x105

В7

88x125

А8

52x74

В8

62x88

А9

37x52

В9

44x62

А10

26x37

В10

31x44

При выборе формата книги обратите внимание на размер шрифта. Если он крупный, то формат такой книги должен быть примерно  145х215 мм (127х200 мм минимум). Так текст легче читать. Произведение объёмом 1 400 000 знаков (с пробелами), набранное шрифтом 11 pt, займёт 700 страниц (при формате 140х215 мм). Типографию, готовую выпустить такую толстую книгу, придётся поискать.   Книги, содержащие много иллюстраций,  лучше  делать большими (от 170х240 мм). Это упростит вёрстку, и она будет более оригинальной. Если вы хотите изготовить книгу с картинками – не экономьте на её изготовлении, иначе издание не будет вас радовать. Финансовая выгода будет зависеть от верного выбора типографии, а также от добросовестности и творческих способностей людей, которые занимаются предпечатной подготовкой. Выпуская в свет красивую книгу, нужно беспокоиться о качестве её содержания, формате, цветности издания, качестве бумаги.

Как подобрать подходящий формат для определённой книги?

Формат 60x90/16.  Оптимален для книжки в 30-40 листов. Широко применяется для изготовления учебников, производственно-инструктивных и научных изданий. Здесь хорошо смотрятся таблицы, формулы и иллюстрации. В таком формате печатают издания, предназначенные для беглого чтения. Но всё же рекомендовать его для печати художественной литературы не можем.

Формат 84x108/32. Также хорош для учебных и научных изданий, но при условии, что материал тут будет менее сложным, без насыщенных формул и таблиц. В таком формате издают массово-политическую и художественную литературу, но книги для беглого чтения лучше сделать размером не больше среднего.

Формат 60x84/16. Нечто среднее между двумя вышеописанными форматами, соединяет их слабые стороны. Длина строки не подходит для беглого чтения (слишком большая), а высота книжной полосы не позволяет размещать громоздкие таблицы. Тем не мене, этот формат входит в группу средних и хорошо смотрится в различных видах литературы.

Форматы 70x90/32 и 75x90/32. Удлинённые форматы ниже средних. Книги такого размера легки и удобны: их можно долго держать в руке, поместить в карман или маленькую сумочку. Длина строки будет примерно 4,5 кв., что оптимально подходит для шрифтов 8, 9,  9/10 кг. Таким образом можно сэкономить бумагу и уменьшить объём. Форматы подходят для книг, которые рассчитаны на беглое чтение – художественная литература, а также массово-политическая и научная. Идеальный формат для словарей и инструкций.

Форматы 70x90/32 и 75x90/32. Достаточно ёмкие. Подходят для печати крупных произведений, при этом книга не выглядит слишком грузно.

 Формат 70x108/32. Широкий формат, относится к группе меньше средних. Он не так портативен, как предыдущие варианты, держать книгу в руках неудобно (широкие страницы прогибаются, а строки длинные). Формат используют для изготовления книг по искусству с крупными иллюстрациями, а также для стихотворений с длинными строками.

Форматы 60x90/32 и 60x84/32. Малые, хороши для карманных изданий, чаще всего справочных: словарей, памяток, уставов, путеводителей. Формат подойдёт и для художественных произведений, если потрудиться, как следует, над оформлением. В таких изданиях удобно использовать тонкую словарную бумагу. Однако если полиграфическое исполнение будет недостаточно хорошим, книга рискует приобрести неряшливый вид.

Широкие форматы 70x90/16 и 75x90/16.     Подходят для изданий, которые изобилуют крупными иллюстрациями – книг по искусству, учебников, научных изданий. Хорошо в таком размере смотрятся детские книги, особенно, если использовать крупный шрифт.

Формат 70x100/16 (слегка расширенный) и формат 70x108/16 (удлинённый). Подходят для печати сложного материала с большими таблицами и громоздкими иллюстрациями. Книги больших форматов удобны для изданий, которые предназначены для выборочного чтения (объёмные телефонные справочники, энциклопедии, словари, каталоги, учебники по черчению). Как правило, текст в таких книгах располагается в 2-3 колонки.

Формат 84x108/16. Такие книги удобно печатать, но неудобно читать. Чаще всего в таком формате издаются художественные произведения в журнальном оформлении. Например, «Роман-газета». Формат, близкий к квадрату. Подходит для книг, где большое значение имеют иллюстрации. Так удобно воспроизводить оригиналы картин с различным соотношением сторон. Обязательно хорошее качество! Сильно удлиненный формат. Привлекают внимание. Подходят для амбициозных изданий, которые необходимо выделить из общей книжной массы.

Формат 108x84/32. Альбомный. Подойдёт для детских книг с картинками, изданий по искусству, справочных изданий или разговорников. Расположение текста будет табличным или двухколонным.

Формат 84×108/32. Самый распространённый для печати художественной литературы. Зависимость судьбы книги от её формата     В первую очередь, от формата книги зависит удобство её использования. Большое издание можно читать только за столом и практически невозможно носить с собой. А книгу сравнительно небольшого формата легко уместить и в сумке, и на полке, и  на столе, её легко при чтении держать в руке, а значит, можно использовать в транспорте. От формата зависит, удобно ли читать книгу (например, длинные строки недостаточно комфортны). Это важные критерии, которыми руководствуются покупатели при выборе книги.

    Определяясь с форматом, обозначьте для себя назначение будущей книги. Для чего вы публикуете произведение? Чтобы извлечь финансовую выгоду? Или подготовить подарки друзьям и родственникам? Проанализируйте разные понравившиеся вам книги и подумайте, какой вы хотите видеть свою. Рассчитайте количество страниц, которое займёт ваше произведение. Например, формат 105х175 не должен вмещать больше 400 страниц, а при формате 127х200 количество страниц не должно превышать 500. Если их всё же больше, подумайте над увеличением формата. В обратной ситуации – когда нужно увеличить количество страниц – уменьшайте формат или экспериментируйте с версткой. Рассчитав финансовые затраты и оценив свои возможности, приступайте к вёрстке. Удачи!

prondo.ru

Форматы книжной продукции

Форматы книжной продукции

 

 

Форматы и размеры книг и всех других видов печатных изданий стандартизированы

booksform

(ГОСТы 1342-78 и 5773-76).

Наиболее часто встречающиеся форматы современных книг (в миллиметрах):

  •  

  • Миниатюрный формат книги (70–100)х(100–125). Словари размером с ладонь, путеводители.
  •  
  • Уменьшенный (карманный) формат книги (100–130)х(140–177). Художественная литература в бумажной обложке, некоторые словари.
  •  
  • Стандартный формат книги (130–145)х(200–215). Большая часть художественной литературы и учебников издается этом формате.
  • Увеличенный 170х(215–260). Некоторые детские издания, специальная литература.
  •  
  • Энциклопедический формат книги (205–220)х(260–270). Большинство энциклопедических изданий имеет такой размер.
  •  
  • Очень большой формат книги  (245–265)х(340–410). Художественные альбомы, атласы, детские книги.

Форматы книг принято указывать сокращенно. Например, выражение 60х90/16 обозначает, что формат книги составляет 1/16 долю листа бумаги размером 60х90 см.

Стандартные форматы книг (ГОСТ 5773-76)

 

Печатная бумага (см)/доля листа Издание после обрезки (мм)  Печатная бумага (см)/доля листа Издание после обрезки (мм)
Основные
84х108/8 265х410 60х90/16 145х215
70х108/8 265х340 60х84/16 145х200
70х100/8 245х340 84х108/32 130х200
60х90/8 220х290 75х90/32 107х177
60х84/8 205х290 70х108/32 130х165
84х108/16 205х260 70х100/32 120х165
70х108/16 170х260 70х90/32 107х165
70х100/16 170х240 60х90/32 107х140
70х90/16 170х215 60х84/32 100х140
Дополнительные
60х100/8 245х290 84х100/32 120х200
84х100/16 205х240 84х90/32 107х200
60х100/16 145х240 80х100/32 120х190
84х90/16 205х215 60х70/16 145х165
70х84/16 170х200    
Малоформатные издания
84х108/64 100х125 70х100/64 82х102
70х108/64 82х125    

 

В СССР наиболее распространены были форматы 60х90/16 и 84х108/32.

Область применения наиболее распространенных форматов

 

Формат 60х90/16 наиболее широко применяется для учебной литературы, в которой присутствуют формулы и таблицы, а также иллюстрации, а общий объем материала достаточно велик. Иногда в таком формате издают художественную литературу — при большом объеме произведения, когда нецелесообразно делить его на несколько томов.

 

Формат 84х108/32. В таком формате обычно выходит художественная литература.

Книга формата 60х84/16 имеет такую же ширину, как в формате 60х90/16 и такую же высоту, как в формате 84х108/32. В этом формате отражены слабые стороны упомянутых двух предыдущих форматов: при данной ширине книги длина строки велика для изданий ориентированных на беглое чтение, а высота такой книжной полосы — не рассчитана на размещение сложных формул и таблиц. Однако для отдельных изданий такой формат может оказаться подходящим, хотя и используется на порядок реже остальных из основной группы книжных форматов.

 

Форматы 70х90/32 и 75х90/32— уменьшенные (карманного типа) — часто применяются для книг, рассчитанных на беглое чтение: художественная, научно-популярная литература, справочно-производственные издания. Формат 75х90/32 имеет одно преимущество над форматом 70х90/32 — высота его полосы больше на 12 мм. За счет этого площадь печатного листа увеличивается, что улучшает экономические показатели издания.

 

Один из интересных форматов 70х108/32. Это широкий формат и не такой портативный, как два предыдущих. Этот формат хорошо подходит и применяется для стихотворных произведений, а также для изданий по искусству с широкими иллюстрациями.

 

Форматы  60х90/32  и  60х84/32  часто используются и применяются для карманных справочных изданий. Это различные словари, разговорники, транспортные справочники, путеводители, различные памятки. Также широко применяется для художественной литературы в бумажной обложке. Однако надо с осторожностью пользоваться такими форматами, т.к. такое издание может быть легко испорченно неаккуратным полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати мелкий шрифт может плохо читаться. Впрочем, качественная печать всегда имеет значение при издании книги любого формата.

 

Широкий увеличенный формат 70х90/16 часто используется и применяется для изданий с большим количеством крупных иллюстраций и для изданий с крупных шрифтом (преимущественно детские книги).

 

При наличии больших формул, крупных таблиц и иллюстраций рекомендуется использовать расширенный формат 70х100/16 или удлиненный формат 70х108/16.

 

Среди энциклопедических форматов широко применяется формат 60х84/8. Это объемные словари, телефонные справочники, различного рода энциклопедии. Текст в таких изданиях может быть набран в две-три колонки. Такой формат удобен и для книг по искусству, включающие в себя много крупных иллюстраций, книг по начертательной геометрии и для различных изданий для детей дошкольного возраста.

 

Формат 84х108/16 широко применим для художественной литературы, выпускаемой в журнальном оформлении (пример такого издания — «Роман-газета», выпускаемая в советское время). Такой формат не является наилучшим относительно удобочитаемости форматом, однако является наиболее экономичным вследствие уменьшения объема брошюровочных работ.

 

Если Вы хотите, чтобы ваше издание выделялось среди общей массы изданий, то лучший для этого способ — это выбрать нестандартный формат: квадратный или, напротив, удлиненный. В первую очередь выбор формата всегда зависит от наполняемого материала.

 

В тех изданиях, где это предпочтительнее (в большинстве своем иллюстрированные издания), ГОСТ допускает использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты.

 

 

 

 

Похожие материалы :

Еще информация:

inforprint.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта