Художественный Совет, журнал. Журнал художественный совет
"Романтики реализма", Журнал "Artcouncil. Художественный совет", №1
"Романтики реализма", Журнал "Artcouncil. Художественный совет", №110.06.2008
21 декабря в Центральном доме художника на Крымском Валу был представлен выставочный проект «Романтики реализма». В едином выставочном пространстве объединены персональные выставки 14-ти известных российских художников, ярких представителей «московской школы живописи».
Выставка «Романтики реализма» состоялась благодаря инициативе галереи АРТ ПРИМА. По словам организаторов, концепция проекта является логическим продолжением выставки «Образ Родины» (Москва, ЦДХ, февраль 2007), которая показала преемственность художественной традиции и высокий уровень мастерства современных живописцев. Как отметила директор галереи Анастасия Цыплакова, выставка «Романтики реализма» ставит перед собой задачу возвращения в культурную жизнь современной России глубокого и чистого течения «романтического реализма». Лишенный, к счастью, внимания советских идеологов, «романтический реализм» был единственным направлением в изобразительном искусстве России XX века, в котором сохранилась живопись как таковая, как высокое искусство, незамутненное политикой и коммерцией.
Это направление зародилось в кругу художников близких А.Саврасову, полноты развития достигло в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ-ом веке наиболее полно раскрылось в «московской школе живописи». Романтический реализм счастливо соединил художественные возможности богатейшего живописного языка, - вобравшего в себя не только все достижения реалистической школы, но и открытия импрессионизма, - с осознанным, ответственным и единственно верным отношением художника к живописи, как таинству служения красоте, по природе своей исключающем любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Живопись в романтическом реализме обрела истинную свободу от оков «идей» и «стиля».
Народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Андреевич Бичуков в своем выступлении на открытии выставки подчеркнул непреходящее значение «московской школы живописи». Глубокое уважение к традиции, бережное и вдумчивое отношение к богатейшему наследию является фундаментом творчества художников, представленных на выставке «Романтики реализма», и верным признаком элитарности их живописи.
Выступивший на открытии Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Виктор Иванович Иванов высоко оценил целостность и художественность экспозиции выставки, ее музейное качество. Расположенные рядом собрания картин «романтиков реализма» не спорят друг с другом, а взаимно выявляют достоинства живописи. Перед зрителем предстают изысканные по цветовому и тональному строю пейзажи Н.Федосова и В.Забелина; трепетная любовь к природе средней России наполняет полотна В.Щербакова, В.Страхова и М.Абакумова; особая тонкость в передаче душевных состояний человека характерна для В.Телина, Н.Зайцева и В.Полотнова; созвучие неба и земли находит неожиданные образные решения в творчестве И.Орлова. Архитектура, как пространственно-временной феномен, объединяющий прошлое и настоящее, - тема циклов работ А.Суховецкого и Ю.Грищенко; размышления об исторической судьбе России в небольших по размеру, но высоких по эмоциональному накалу в произведениях С.Гавриляченко; энергия и вечная красота Москвы в городских пейзажах Г.Пасько и А.Цыплакова – вызывают редкое в наше время чувство эстетического наслаждения.
Творчество современных мастеров «романтического реализма» являет нам богатство пластического языка, разнообразие тем и сюжетов, индивидуальность творческих манер. Их живопись ярко эмоциональна, в ней присутствуют музыкальность и поэтическое настроение, высокое чувство любви к Родине, именно поэтому, она сразу нашла отклик в сердце зрителя и вызвала у него ответное живое чувство. Книга отзывов выставки полна восторженных откликов, и это не удивительно, так как современной публике недостает качественного искусства, наполненного глубоким духовно-нравственным содержанием.
artprima.ru
Журнал «Художественный Совет». №2(66)2009, стр.25-29, цв/илл. Москва. Рубрика «Мастер-Класс». Статья «Рождение живых узоров. Как быть оригинальным не выходя за рамки традиционности». Автор – Алексей Акиндинов.
В своих картинах, эксперименты со стилем в живописи я начал не с «пустого места», а постигнув основы реалистической «школы» живописи, обучаясь в Рязанском художественном училище. Для того, чтобы форма и цвет подчинялись мысли художника, ему необходимо пройти такое обучение, работая постоянно «с натуры». В иллюстрациях к этой статье я привожу несколько таких работ. Работа «с натуры» позволяет: разнообразить творческий путь, сохранить живость восприятия, «шлифовать» мастерство, технику владения цветом, композицией, рисунком. Что касается материалов для выполнения своих «станковых» композиций, то не смотря на новаторство моей живописи, материал очень традиционен – это холст, масло. По всей видимости – это тоже своего рода «дань» тем традициям, что были заложены мне в годы обучения реалистической школе живописи. Быть оригинальным, не выходя за рамки традиционности материала – моя задача. Следуя из этого, я постарался постигнуть основы масляной живописи мастеров эпохи «Возрождения». Узнав, что они писали на тонированных холстах, я стал использовать этот приём. Моими излюбленными цветами для этой стадии стали – оранжевый и красный. Это от особенности масляных красок становиться со временем более прозрачными и просвечивать через себя более ранние слои красок. Красота и неповторимость теплоты оттенков старинных произведений живописи – отчасти результат такого процесса. Льняное масло для живописи я готовлю сам. Полученное путём «холодного отжима», оно потом «выбеливается» в прозрачном сосуде на окне в течении двух лет, в завершении этого процесса оно становится почти бесцветным и очень густым. По сути это уже льняной лак. Льняное масло для разведения красок я применяю в завершающих слоях живописи. Но одного его недостаточно, к нему я обычно добавляю либо пихтовый, либо кедровый лаки. Мои изыскания в этой области распространяются не только на материалы, но и на этапы создания произведения. Вначале я делаю несколько натурных зарисовок, потом композиционных. Найдя более оптимальный вариант, создаю «картон». В нём я отрисовываю все детали будущего произведения. Эти стадии я привожу в иллюстрациях к моей статье – работа над картинами «Нега» 62х87,5 см, холст, масло. 2001 г.с. и «Слава Господня» 66,2х53,2см, холст, масло. 2004г.с. Выбор этих картин, для моего «мастер-класса» не случаен. Решение композиции и орнаментации в этих картинах очень отличаются друг от друга, как по внешнему виду, так и по методу их создания. В первой стадии работы над картиной «Нега» видно, что вначале я сделал натурную зарисовку спящей девушки (бумага, графитный карандаш). Вторая стадия – на основе этой зарисовки сделал эскиз к композиции. В нём уже творчески переосмыслил и дополнил образ спящей девушки. Здесь увязываю друг с другом все части композиции – портрет, складки одеяла, руки, тоновую и линейную динамику, пластику. Далее идёт интересная, третья стадия работы – подготовка холста под живопись. Применяя орнамент в реалистической живописи, я подошел к нескольким способам его воплощения. Иногда орнамент вплетается в мои работы уже на этапе разработки первого эскиза. Иногда первый орнамент начинает проступать на холсте вместе с наносимым на него рисунком сюжета. Иногда создаются несколько независимых слоёв живописи, несущих в себе разные пластические формы, которые уже потом я определённым образом «вытаскиваю» для взгляда зрителя. А иногда орнамент появляется в самой последней, завершающей части работы над картиной. Такое разнообразие объясняется как экспериментированием, так и желанием более разносторонне применить его в станковых композициях, это даёт ощущение жизни в творческом поиске. Итак, стадия третья. Беру проклеенный холст под масляную живопись и тонирую его тонким слоем масляной краски «кадмий оранжевый тёмный». Проклейка холста осуществляется несколькими тонкими слоями желатина, с добавлением в него капельки мёда. Мёд является антисептиком и пластификатором. Слой оранжевой масляной краски – грунт холста. После двухгодичной выдержки этого слоя я создаю на этом холсте рельефную орнаментальную поверхность, предварительно обработав его наждачной бумагой и покрыв позже кедровым лаком, это необходимо для лучшего сцепления слоёв масляной живописи. Рельеф создавался масляной краской. В этой картине я использовал эффект дополнительных цветов – зелёноватого и красноватого оттенков. Краска для таких целей практически не разводилась, так как она должна лежать рельефными бороздками. Если применять растворитель, то лучше всего для этой цели подходит «пинен». Красочный слой не должен быть перенасыщен маслом. Это нужно как для лучшего соединения с последующими слоями, так и для завершающей стадии, особенности которой я раскрою позже. Кисть для рельефного и виртуозного мазка больше всего подходит колонковая, размеры №1-№3. Выбор орнамента для картины тоже не случаен. Отразить смысл картины можно не только при помощи сюжетной линии, но и при помощи знаково-орнаментальных структур. Желательно, чтобы разночтений в сюжете и орнаменте не было. Это один из показателей профессионализма, относящийся именно к такой живописи. Но эта тема очень обширна и для её минимального раскрытия необходима ещё одна, отдельная статья. Сейчас об этом я упомяну только вскользь. В этой картине я в основном применил узор растительного характера. Такого рода орнамент имеет почти всегда положительное смысловое значение.
Вы уже успели заметить, что темп в создании моих произведений не быстрый. Но в период высыхания холста я не жду, а работаю над другими картинами. План работы можно выстроить так, что сидеть без дела не придётся. Когда холст уже высох, наступил период переноса рисунка с карандашного эскиза на холст. В случае с картиной «Нега», мной был использован метод переноса рисунка «по клеткам». При нанесении клеток использую не разметку карандашом по рисунку, а натяжку ниток. Это позволяет сохранить эскиз, если он достаточно подробен и может претендовать на самостоятельное произведение. Нитки натягиваются на планшете при помощи крепления через маленькие гвоздики. Точно таким же способом я разделил на квадраты и холст. Гвозди для крепления ниток забиваю в торцовые части подрамника. Из за рельефной поверхности холста, контуры рисунка лучше всего наносить тонкой кистью, а не карандашом . После того, как рисунок перенесён и сняты нитки с холста, можно начинать живопись. Стадия четвёртая; в первоначальных, подмалёвочных слоях распределяю цвета очень условно, без полутеней и полутонов, сохраняя эффект дополнительных цветов. Выбираю один из цветов – для теней, а другой – для света. Цвета в этом случае берутся предельно яркие. Это необходимая особенность для такого характера работы. Почему именно так, открою чуть позже. Когда все цвета заложены в основу картины, даю ей подсохнуть. Можно писать сразу после того, как краска «схватится» на поверхности. А высыхать она будет быстро, так как теперь в качестве растворителя беру «пинен» и немного «даммарного» лака. В тех случаях, когда я писал с применением преимущественно льняного масла, и живопись была многослойной, позже, мной было замечено расслоение и осыпание масляной краски, да и краска во время живописи ложиться очень плохо, постоянно скатываясь в капельки. Поэтому присутствие льняного масла при многослойной живописи(кроме завершающих слоёв) считаю нежелательным. Перед каждым последующим слоем следует смазывать красочную поверхность промежуточным лаком; даммарный, пихтовый или кедровый, а уже потом приступать к «письму». Это всё касается работы над долгосрочным, многослойным произведением. Если же речь идёт о работах этюдного характера, написанных за один приём «а ля прима», то здесь можно применять только льняное масло. Стадия пятая: смягчаю цветовые переходы и более подробно прорабатываю детали, прописываю портрет и кисти рук девушки. Стадия шестая: полностью прописал всю картину, проработал форму, цвет и пластику линий. И казалось бы – а что ещё здесь нужно делать, ведь работа закончена?! Нет, предстоит ещё последняя, заключительная седьмая стадия работы над этой картиной. Это интересная и завораживающая стадия работы. Перед завершающей частью работы, картину следует просушить не менее чем десять дней. Необходимо затвердевание красочного слоя. Рождение узоров в моих картинах разное, и осуществляется оно разными способами. В данном случае применяю способ процарапывания. При помощи аккуратного процарапывания живописи торцом лезвия, вытаскиваю на поверхность фрагменты более ранних слоёв. Самой ранней и рельефной является орнаментальная структура. Благодаря сочетаниям дополнительных цветов – розового и зеленоватого оттенков, создаётся эффект мерцания и «дрожания» цвета, это усиливает ещё и то, что поверхность узора рельефная, и, в зависимости от угла освещения, меняется и характер картины. А то, что в начальном процессе написания картины я закладывал очень грубые и яркие цветовые отношения красного и зелёного, теперь сработало как дополнительный эффект – снятые слои краски при помощи процарапывания выявляют не только рельефный узор, но и прожилки тех слоёв, что ложились на картину в промежуточных стадиях. Если бы в этих стадиях использовались «тонкие», не яркие цвета, то этот эффект был бы сведён до минимума. Процарапывать красочный слой следует аккуратно, постоянно сдувая и стряхивая остаточную пыль с картины, чтобы видеть когда нужно остановиться. Где-то можно «открыть» слои сильно, а где-то чуть тронуть – это усилит ощущение живости и цветодинамики. Результат всей работы можно увидеть на представленной иллюстрации «стадия – 7», она конечно не передаёт того цветового богатства и сложности, что можно уловить при живом рассмотрении картины. Кроме того, не виден эффект игры света и цвета, в зависимости от угла освещения, который достигается при помощи рельефной поверхности живописи. В этой, как и во многих других моих картинах, я постарался органично «вплавить» орнамент в реалистическое изображение, дополняя его сюжетную линию. В данном случае – это образ безмятежно спящей девушки и мир грёз, окутавший её сон так, что он проникает всюду, желая поделиться своей негой с нами…
Вообще, здесь крайне сложно давать какие-либо рекомендации, нужно брать и пробовать, экспериментировать, не бояться испортить картину, не лениться её переписывать. Помните, что личный опыт очень ценен, так как он иногда может привести к маленьким «находкам» в живописи. А иногда и к большим открытиям в изобразительном искусстве…
Дерзайте! « …Удача – награда за смелость!..»Алексей Акиндинов.
www.akindinov.com
Художественный Совет, журнал на карте Москвы ул. Малая Семеновская, 9 стр. 3
оставить отзыв 107023, Москва,улица Малая Семеновская, 9 стр. 38 (495) 967-96-82
Как доехать на общественном транспорте:
Ближайшие станции метро:
http://www.gammabook.ru
Последний отзыв:
Об этой компании еще нет ни одного отзыва
- Распространение печатной продукции, подписка;
- Издательства, издательские услуги;
- Редакции газет и журналов
- Маркировочные материалыТара и упаковка
Данные об организации «Художественный Совет, журнал» размещены в справочнике Москвы в рубриках «Распространение печатной продукции, подписка», «Издательства, издательские услуги», «Редакции газет и журналов». «Художественный Совет, журнал» зарегистрирована по адресу Москва, улица Малая Семеновская, 9 стр. 3. Связаться с администрацией можно по телефону 8 (495) 967-96-82. Сайт http://www.gammabook.ru
ОАО «ГАММА» (основана в 1899 г.) — крупнейшая российская фирма по производству художественных мат-лов для любителей и специалистов в области художественного творчества. С 1999 г. фирма «ГАММА» считается поставщиком продукции этого напрвления как на территории Российской Федерации, так и в странах ближнего зарубежья, Европы и Америки. В 2004 и 2005 гг. ОАО «ГАММА» признана Лучшим производителем товаров для творчества. В то же время, с тысяча девятьсот девяносто шестого года фирма «ГАММА» выступает учредителем Издательского дома «ГАММА». Круг наших компаньонов и друзей постоянно расширяется с помощью активности нашей фирмы в деловой и общественной жизни города и страны. Для полного представления диапазона нашей работы в этом направлении стоит назвать ряд предприятий как комм., так и благотворительно-общественной направленности. Министерства Министерство культуры РФ Министерство образования Российской Федерации Посольства Чешский центр в Москве при Посольстве Чешской республики Чешский центр в Москве — один из сети чешских центров за границей компании министерства иностранных дел Чешской Республики.
www.maxikarta.ru


