Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

3 причины, почему электронный журнал гораздо лучше бумажного. Бумажный школьный журнал


Мифы и реальности электронных школьных журналов / Newtonew: новости сетевого образования

На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в комментариях появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.

Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.

Роберт Харрис, 1885 г. Встреча администраторов школы.

Источник: wikiart

Миф 1. Вечный: Власть решает, какой журнал и как вести

Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием. Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ. Право организации на выбор информационных систем и ответственность за правильную обработку данных отражено в 152-ФЗ «О персональных данных», в 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 149-ФЗ «Об информации…».

Вот ответ Минобрнауки РФ с комментариями автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.

Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.

Несмотря на весьма сомнительное соблюдение упомянутых законов при реализации подобных систем, вышестоящие органы власти и надзора за региональными органами власти не реагируют на жалобы, что мешает продуктивному развитию электронного журнала и позитивному отношению к ним учителей, вынужденных своим временем и силами компенсировать все возникающие издержки.

Открытое обращение в Рособрнадзор в отношении Департамента образования Москвы.

Ответственное отношение органов власти к эффективному внедрению электронного журнала потребовало бы:

  • пересмотра устаревшей и запутанной нормативной базы ведения документооборота с учётом стремительного роста доли электронной документации;

  • выработки внятных требований к статистической отчётности в целях мониторинга из различных возможных электронных журналов;

  • помощи каждой образовательной организации в выборе наиболее адекватного варианта электронного журнала;

  • помощи в организации эксплуатации электронного журнала, мониторинге и защите персональных данных;

  • разработки платформы сбора информации из разных информационных систем, используемых в подотчётных образовательных организациях на основе современных технологий обмена данными (вот, например, прототип подобного протокола обмена данными).

Миф 2. Советский: Журнал — финансовый документ

Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.

Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации». В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2). В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».

С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.

Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах. Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.

Миф 3. Современный (с 1992 года): Нельзя отказаться от бумажного журнала

Уинслоу Гомер, 1871 г. Деревенская школа.

Источник: wikiart

Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.

Ключевым современным документом в отношении электронного журнала является письмо Минобрнауки РФ от 15.02.2012 №АП-147/07 с описанием нормативной базы ведения электронных журналов. Даже до этого письма некоторые школы решались вести учёт только в электронном виде без бумажных журналов, опираясь на этот закон. Однако до письма причастный оборот в старом законе создавал неоднозначную нормативную коллизию: возникали дискуссии, как интерпретировать факт отсутствия «порядка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти».

Письмо сняло разночтения, а право образовательной организации было чётче закреплено в новом законе и даже усилено. Актуальность данного письма, несмотря на выход новой версии закона «Об образовании в РФ», подтверждается новым письмом Минобрнауки от 21.10.2014 №АК-3358/08, вносящего уточнение в письмо №АП-147/07 в части соблюдения требований закона «О персональных данных». Все, кто хочет понимать нормативную ситуацию с журналами, должны обратить внимание на эти письма.

Подробно хронологию нормативной базы, подтверждающую возможность отказа от бумажного способа ведения журнала, можно проследить по ссылке.

Миф 4. Новый: Электронный журнал нужно распечатывать

Реальность: Нет в законе требования размножать сущности учёта.

По закону ведение учёта находится в компетенции образовательной организации (см. выше). Должна быть локальная нормативная база, описывающая порядок ведения учёта. Единственный риск попасть под требование предъявить бумажный документ из журнала — «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» из письма Минобразования РФ от 20.12.2000 N 03-51/64. Оно опирается на отмененный в 2010 году «ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ДОКУМЕНТОВ…», но сохраняет актуальность. Там предусмотрена необходимость через 5 лет хранения журнала (не указано, бумага или цифра) ещё не менее 25 лет хранить «Изъятые из классных журналов сводные ведомости успеваемости».

Если аккуратно подходить к «Перечню», то он требует соблюдать указанные в нем сроки хранения тех документов, которые ведутся в организации. Если документ не ведётся, то и требования его хранить нет. Состав документов, которые должны вестись, определяют региональные органы власти. Поскольку указанные ведомости являются составной частью бумажных журналов, вряд ли они отдельно указаны в списке обязательных к ведению документов. Раз так, организации, отказавшиеся полностью от бумажных журналов, оказываются в ситуации, когда хранить эти ведомости нет необходимости. Остается доказать это проверяющим. Возможно, кто-то из администраторов пойдёт на этот риск. Конечно, было бы лучше, если бы сами органы власти подтвердили такой порядок своим методическим письмом.

Подробнее об архивном хранении.

В современных условиях логичнее, удобнее и надёжнее хранить прошлогодние электронные журналы в независимом от электронного журнала, пригодном для чтения электронном формате, подтверждённом электронной подписью.

Миф 5. Модный: Электронный журнал должен быть «в облаках»

У журнала «в облаках» и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.

Источник: Википедия

Реальность: Журнал может быть любой на выбор организации.

У журнала «в облаках» (в облачном Интернет-хранилище) и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.

Главное преимущество журнала «в облаках» — решение технических проблем эксплуатации электронного журнала. Остаётся проблема доступности сети Интернет. Я сторонник установки электронного журнала в локальной сети.

Аргументация с позиции современных требований по защите персональных данных и сложностей технического сопровождения отражена в презентации, ссылка на которую есть ниже.

Миф 6. В стиле «блондинки»: Внешний провайдер электронного журнала сам решит проблемы защиты персональных данных

Реальность: Единственная проблема защиты персональных данных, которая решается «в облаках» — технические меры по защите. Кроме технических мер, имеется длинный список организационных и нормативных действий, которые в случае «облачного» электронного журнала даже более насыщенные.

Специально для таких «блондинок» было выпущено письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2014 №АК-3358/08. Оно не несло ничего принципиально нового — это выжимка из закона 152-ФЗ «О персональных данных» с перечислением тех мер, которые нужно выполнить. Оно обращает внимание на то, что за снятие проблем технической защиты персональных данных внешним электронным журналом надо расплачиваться дополнительными организационными мероприятиями, которых можно избежать при ведении локального электронного журнала.

Миф 7. Сказочный: электронный журнал решает все проблемы информационной образовательной среды

Реальность: Подавляющее большинство продуктов, которые связывают с электронным журналом, не являются электронными журналами. Это комплексные информационные системы, в которых электронный журнал является одной из функций. Часто не основной, а побочной, дополнительной к основной функциональности.

По этой причине очень сложно сравнивать функциональность разных электронных журналов, ибо каждый производитель норовит включить в перечень те функции, которые к задачам электронного журнала имеют косвенное отношение. Строго говоря, сравнивать электронные журналы нужно исключительно по журнальным и административным функциям, по интерфейсным удобствам. Но тогда практически у всех сравниваемых начнут проявляться заметные недостатки, которые они или сами не знают, или стараются маскировать другими достоинствами. Для простых систем оценивания и формального отношения к ведению учёта в журнале это большого значения не имеет. Для тех школ, которые используют журнал как важный инструмент управления образовательным процессом, журнальные возможности имеют существенное значение.

Важно иметь в виду, что электронный журнал должен уметь вести учёт в той системе оценивания, которая принята в организации, отражать те административные регламенты работы с журналом, которые предусмотрены образовательной программой. Подавляющее большинство школ работает в традиционной советской пятибалльной системе. Но уже не все. ФГОС подразумевает критериальное оценивание. Систем оценивания много. Это весомый повод для внимательного выбора электронного журнала.

Чем выше требования к журналу, тем с меньшей вероятностью они реализованы в комплексном продукте, который должен поддерживать актуальные требования по всем своим функциям.

Отдельная спорная тема — нужно ли стремиться к комплексному решению всех задач построения информационной образовательной среды одним продуктом? Сегодня информационные технологии развиваются настолько стремительно, что никогда нельзя знать, что появится и что исчезнет завтра. Приобретение комплексного продукта в таких условиях, учитывая медленное освоение ИТ в образовании в силу высокой занятости и заметной инертности учителей, влечёт за собой неэффективную трату средств и риск отставания от новейших технологий. Комплексный продукт накладывает дополнительные ограничения на условия эксплуатации, требует более мощных ресурсов для установки, более сложного обучения, администрирования. Такие продукты, действительно, часто логичнее устанавливать «в облаках». Но не из-за электронного журнала, а из-за всего комплекса задач.

Главное преимущество комплексных систем в том, что они изначально согласованы по всем функциям или по большинству из них, и все они поддерживаются одним разработчиком. Недостаток — в неповоротливости, медленном развитии, плохой совместимости с другими системами.

Главное преимущество специализированных небольших систем — легкость, гибкость и неплохая совместимость с другими системами, возможность сравнительно легко заменить одну такую систему на другую без ущерба для других задач, решаемых иными системами. Недостаток — в необходимости совмещать их с другими системами и обращаться за поддержкой к разным разработчикам.

Реальность без мифа

Непонимание существенной доли родителей, учителей, администраторов школ и даже творцов регламентов государственных услуг, что журнал — это инструмент школы, а не услуга, что дневник и журнал — не одно и то же, хотя обе сущности тесно связаны. Это различение чётко проведено в упомянутом выше письме Минобрнауки АП-147/07.

Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта.

Источник: flickr

Непонимание творцов регламента госуслуг проявлено в названии муниципальной услуги — «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».

Журнал является инструментом учёта, необходимым в работе (электронный или любой другой на усмотрение образовательной организации). Дневник — индивидуализированная выборка из него в отношении конкретного ученика. Поэтому услугой может быть только электронный дневник. Для здравомыслящего администратора школы наиболее адекватным инструментом учёта является электронный журнал, если он отвечает образовательной политике школы, обладает достаточной надежностью на уровне «Единых требований» из письма Минобрнауки, если школа обладает достаточными техническими ресурсами, предусмотренными в письме. Тогда электронный журнал дает прозрачность, экономию усилий по ведению и хранению, облегчает реализацию госуслуги в электронном виде, как того требует закон. В противном случае ведение электронного журнала превращается в бюрократическую обузу.

Непонимание родителей, учителей и администраторов школ проявляется в явно выражаемых недоумениях: зачем им электронный журнал в случае плохого канала Интернет в школе и/или в случае отсутствия навыка работы с Интернет родителей?

Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта. Например, повышение прозрачности образовательного процесса само по себе благотворно влияет на него. Информацию из электронного журнала необязательно доставлять детям и родителям в электронном виде. Тем, у кого нет доступа или желания им пользоваться, можно распечатывать информацию электронного дневника на бумаге и выдавать еженедельно на руки, вклеивать в традиционный дневник: это снижает зависимость от вечно пропадающих дневников и существенно снижает трудозатраты учителей по ручному переписыванию информации из журнала в дневник.

Практика показала, что многим ученикам и родителям удобно пользоваться электронным дневником, даже при наличии многочисленных жалоб на его работу, а доля граждан, имеющих доступ к сети, довольно быстро растет.

Есть учителя и родители, которые не хотят пользоваться электронным дневником по идеологическим соображениям, полагая, что самостоятельное ведение учеником бумажного дневника способствует развитию у него определённых компетенций. Тезис спорный, но есть два нормативных правила, которые нужно учитывать:

— право школы на выбор образовательной политики, в том числе, учёта успеваемости;

— право гражданина на выбор способа оказания государственные услуги в электронном или традиционном виде.

30 апреля 2015, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

ЭлЖур освобождает от бумажного журнала. Позиция Департамента образования г. Москвы

На регулярных селекторах, которые проводит глава Департамента образования города Москвы И. И. Калина, неоднократно поднимаются вопросы о ведении в школе электронных журналов.

Привычная напряженная ситуация, что ведение электронных и бумажных журналов отягощает работу педагогов, наконец-то получила свое разрешение от первого лица столичного образования: ведение электронного журнала освобождает школу от необходимости вести свой обычный бумажный журнал!

«Надо иметь сильное, непреодолимое желание заставить учителей вести бумажные журналы, чтобы вычитать в 613-м приказе, что их нельзя не вести. 

...Принимайте свой локальный акт, ведите электронный журнал, не забывайте только выводить бумажную версию на печать и хранить ее. Учителя не нужно заставлять вести бумажный журнал, если вы приняли решение, что вы ведете электронный.» – И. Калина

Также в записи вы можете увидеть выступление на селекторе директора Лицея 1571 города Москвы М. В. Варгамян, которая рассказывает об опыте перехода своего учреждения на электронный журнал ЭлЖур, что позволило ей освободить своих педагогов от заполнения бумажного журнала. Опыт лицея положительно оценен главой ДОгМ и рекомендован для воплощения другими школами.

Помимо этого, на селекторе затрагивался вопрос о необходимости заполнять данные в системе МРКО для Московского центра качества образования. Директор МЦКО А. И. Рытов сообщает о том, что система МРКО открыта для импорта данных из любых систем ведения электронного учета успеваемости (как государственных, так и коммерческих), поэтому дополнительная работа по заполнению системы МРКО от школ не требуется, если данные для импорта могут быть сформированы (извещение на сайте МЦКО).

В действительности оказалось, что МЦКО не готов (или не желает) интегрированно работать с другими московскими системами электронного учета успеваемости. Ознакомьтесь с историей развития ситуации.

Мы в свою очередь подтверждаем, что Система ЭлЖур позволяет осуществлять все необходимые виды выгрузки данных для системы МРКО, поэтому школам, работающим с нашей системой, не требуется вести никакой дополнительной работы по вводу оценок, помимо их регулярной работы с электронным журналом.

Кроме этого мы устроили серию школьных семинаров, посвященных полному переходу школ с бумажного на электронный журнал, а также провели итоговый вебинар по этому и ряду сопредельных вопросов. Ознакомьтесь с вопросами и видеозаписью вебинара.

Вы можете ознакомиться с документами, регулирующими ведение электронных школьных журналов в Москве (однако, как показывает практика, столичные требования становятся гидом для будущих региональных решений):

Также следует ориентироваться на акты, выпущенные вашими окружными или муниципальными управлениями образования.

Уважаемые школы, которые еще испытывают затруднения с переходом на электронный учет успеваемости!

Обращайтесь к специалистам поддержки Системы ЭлЖур, вам будет оказана вся необходимая помощь. Мы сможем рассказать о нашем опыте и об опыте наших школ, мы поможем вам безболезненно и легко начать работать с электронным журналом и обеспечить плавный переход к новым стандартам. 

Кроме этого, вы получите все преимущества от освоения нового грамотного инструмента – в ваших руках окажется полноценный ресурс управления и мониторинга учебного процесса вашего образовательного учреждения, начиная от текущей успеваемости, а также отчетам по посещаемости, заменам, накопляемости оценок, заканчивая автоматической аналитикой с самыми богатыми возможностями анализа.

Присоединяйтесь к работе с Электронным школьным журналом ЭлЖур!

eljur.ru

Конец бумажного школьного журнала? » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Конец бумажного школьного журнала?

Мы уже не раз касались проблем, которыми опутано отечественное школьное образование. И всякий раз нам приходилось констатировать факт того, что данные сложности (будь они связаны с оценкой знаний, организацией учебного процесса или с чем-либо другим) берут своё начало в глобальных общественных процессах. Мы неизбежно упирались в рамки нынешней системы социально-экономических и политических отношений, которые указывали нам на невозможность разрешения многих противоречий современного российского образования без коренного переустройства самих основ общества.

Однако в рамках данной статьи хотелось бы уделить внимание школьной проблеме, которая может быть решена даже при сохранении нынешних общественных отношений. Речь идёт о проблеме ликвидации бумажных журналов и перехода школ на ведение исключительно электронной документации по учёту оценок учащихся.

Все прекрасно помнят школьные классные журналы — книжицы формата А4 с разграфлёнными страницами под каждый предмет, а также данными об учениках и их семьях. В эти книги заносят оценки и информацию о пропусках, эти же журналы порою таинственным образом пропадают или портятся. Но немногие задумываются о том, что данные документы требуют значительного и весьма муторного труда учителя — в первую очередь классного руководителя. Заполнение и регулярное пополнение различного рода сведений, роспись календарно-тематического планирования и элементарное многократное переписывание списка класса — всё это отнимает массу времени и в течение года, и особенно в его начале. Более того, само использование журналов сопряжено с массой неудобств. За ними постоянно надо ходить в учительскую, кто-то из коллег вечно норовит их задержать, порою эти книги теряются и т. д.

Между тем, с 2011—2012 годов подавляющее большинство школ страны начало вести электронные журналы. В Москве был даже создан специальный портал «Общегородской электронный дневник», регионы же обычно пользуются вполне приемлемым сайтом «Дневник.ру». Казалось бы, прогресс идёт вперёд семимильными шагами, и он вот-вот должен освободить всех учителей от проблемы бумажных журналов. Разумеется, работа на подобных электронных порталах тоже требует времени и сил, однако открывающиеся здесь возможности позволяют сэкономить и время, и силы. Даже администрациям школ в подобных случаях становится куда проще работать — для завучей создаются специальные аккаунты, через которые как на ладони отображается вся необходимая информация и статистика по учебному заведению.

Однако пока лишь в большинстве школ столицы и кое-где по стране образовательные учреждения полностью отказались от бумажных журналов. Согласно опросам, более 70% учителей таких школ отмечают, что нагрузка на них значительно уменьшилась. Более того, через подобного рода порталы родители и сами ученики могут оперативно получать сведения об успеваемости. Но в подавляющем большинстве случаев преподаватели сегодня вынуждены совершать двойную работу — заполнять и бумажный, и электронный дневник. Освоив новую схему учёта оценок, администрации школ не рвутся уходить от старой. В связи с этим возникают своего рода «перекосы» — многие педагоги не успевают вести параллельно оба варианта отчётности.

Что же мешает повсеместно перейти на более рациональную и удобную систему учёта оценок? Ведь это не требует изменения Федеральных законов — кое-где необходимо лишь внести коррективы в локальные акты, а где-то не нужны даже такие меры.

Во-первых, далеко не все школы полностью оснащены компьютерами. Кто-то из учителей может прямо на уроке выставлять оценки на интернет-портал, кто-то нет. И хотя известны случаи, когда сам «Дневник.ру» снабжал школы необходимыми устройствами, повсеместно такую практику вряд ли получится применить. Впрочем, информатизация школ уже идёт вовсю, и при желании местных властей полная укомплектовка образовательных учреждений необходимым оборудованием вполне возможна даже в кратчайшие сроки.

Во-вторых, вокруг электронных журналов витает множество мифов. Кто-то боится, что в школе будет отключаться интернет, а, значит, возникнут перебои с выставлением оценок. Но автор может заметить, что даже в захудалом Дзержинске подобные случаи крайне редки. Кто-то опасается того, что «сайт взломают» или же с ним произойдут другие необратимые процессы. Но, во-первых, разработчики изначально учитывали подобные моменты — и защита, и возможность восстановления данных здесь имеются. Во-вторых, статистика показывает, что происшествия с бумажными журналами случаются куда чаще, нежели с электронными. Пробраться в учительскую или перехватить книжицу где-то на перемене, исправить в ней оценки или сотворить с ней прочие нехорошие вещи куда проще, нежели взломать аккаунт учителя и, тем более, устроить хакерскую атаку на портал. В-третьих, некоторые боятся утечки личных данных. Однако доступ к личной информации учащихся открыт лишь через аккаунт преподавателя, посему сторонним людям она не доступна. В-четвёртых, есть предположения о том, что посредством ведения электронной документации власти и управления образования желают тотально контролировать деятельность школ и чуть ли не устраивать за ними слежку. Но здесь стоит заметить, что образовательные учреждения и так терзают ежегодными проверками — лучше уж эти ревизии будут проходить преимущественно в режиме онлайн. Да и к чему бояться слежки посредством «Дневника.ру», когда спецслужбы и так контролируют соцсети и телефонные разговоры? Иными словами, серьёзных аргументов против введения электронных классных журналов попросту нет.

Однако проблема кроется ещё и в крайней консервативности большинства педагогов. Даже понимая все преимущества электронных журналов, многие из них просто привыкли работать по старинке.

Но более всего тормозят процесс внедрения электронных классных журналов бюрократические структуры. Как минимум часть их работников окажется попросту ненужной, ибо сбор и хранение информации станет осуществляться мгновенно и автоматически. Бюрократам же крайне важно продемонстрировать свою незаменимость.

Таким образом, несмотря на положительные и необратимые тенденции, вопрос о повсеместном введении электронных классных журналов остаётся открытым. Ускорить этот процесс смогла бы только инициатива снизу. Для этого необходимо, чтобы педагоги на местном и федеральном уровне выступали с коллективными предложениями (а где необходимо, и требованиями) по ликвидации бумажных журналов. Независимые же профессиональные объединения вроде профсоюза «Учитель», на наш взгляд, просто обязаны поддерживать и развивать подобные инициативы. В противном случае, путь к прогрессу здесь рискует оказаться неоправданно затянутым и тернистым.

ОРИГИНАЛ НА РАБКОР.РУ

netreforme.org

3 причины, почему электронный журнал гораздо лучше бумажного

Кирилл Загустин, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» живёт в Санкт-Петербурге, преподаёт историю и обществознание. В этом учебном году его школа отказалась от бумажного журнала. И за месяц у него накопилось много впечатлений от работы с электронным журналом — хороших и плохих.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Электронный журнал — безусловное добро. Даже в том виде, как он существовал параллельно с бумажным. Электронные журналы ввели в далёком 2009 году. Тогда я выпустился из школы и поступил в университет. Помню, как навестил свою учительницу по истории. Главная новость учебного года: «бумажной» работы стало в два раза больше.

Как работала система

Учителя вели бумажные журналы как обычно, а потом дублировали информацию в электронный. Единственный плюс — родители могли смотреть оценки детей через интернет. Учителям в электронный журнал надо было перенести кучу документов:

  • учебный план на каждый предмет;
  • личные карточки учеников;
  • информацию об учителях.

В средней петербургской школе учится 800-1000 человек и работает 30-50 учителей. Дата рождения, гражданство, контакты родителей, адрес, серия-номер свидетельства о рождении для учеников. Стаж, категория, личная информация для учителей. За первый учебный год в таком режиме вычистили все ошибки-опечатки-неточности. Удвоение бумажной работы в год введения электронного журнала — это ещё мягко сказано. Но с каждым годом вести электронный журнал всё-таки становилось проще. Учителя освоились, стали появляться плюсы.

Какие плюсы у электронного журнала

1. Электронный журнал — это большая база данных

Задача завуча по учебной части — следить за учебным процессом. Это значит контролировать успеваемость, посещаемость, дисциплину. Раньше бедные завучи собирали бумажные отчёты от классных руководителей. Кто сколько прогулял, кому светит двойка в четверти. Бедные классные руководители каждый месяц (а то и неделю) брали в руки бумажный журнал и отмечали посещения каждого ученика по всем предметам. С электронным журналом достаточно нажать две кнопки — и нужный отчёт уйдёт на печать. Можно узнать хоть средний балл класса по всем предметам — было бы желание. Богаче от этого ни завучи, ни классные руководители не стали. Зато появилось больше свободного времени.

2. Прозрачность оценок

У родителей есть доступ к успеваемости своего ребёнка онлайн. Даже если ученик не приносит дневник в школу, прячет его от учителей и время от времени выкидывает в мусор по дороге до дома. Родители узнают оценки вне зависимости от хитрости и находчивости лоботряса.

Но не все родители этой возможностью пользуются. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, ввести данные школы и сделать ещё пару манипуляций. А ещё есть родители, которые привыкли «по старинке». До сих пор раз в месяц классный руководитель вклеивает в дневник все оценки. Теперь и это проще: электронный журнал автоматически составит отчёт. Правда, работа с ножницами и клеем остаётся.

3. Ничего никуда не потеряется (даже если ребёнок отчаянно этого хочет)

Бумажный журнал — вещь. Он где-то лежит, кто-то его берёт. Он не может быть в двух местах одновременно. В прошлом году я опаздывал на урок, потому что по всей школе искал нужный мне журнал. Чтобы выставить годовые оценки, тоже нужен журнал. Всем. Сразу.

Раз в пять лет в школу приезжает цирк с шоу-программой «Мы потеряли классный журнал». Самые жаркие выступления — в апреле и мае. Бывает, кто-то из учеников решил обнулить оценки, да и учителя тоже люди. Мы не застрахованы от ошибки «положить туда, чтобы не потерять». Иногда старый журнал случайно находят в начале следующего года и в совершенно неожиданных местах. После эпопеи восстановления оценок по учительским записям и дневниковым оценкам.Теперь этой проблемы нет. С журналом одного класса можно работать одновременно, учителя больше не зависят друг от друга. После уроков и на переменах не надо идти в учительскую. Журнал невозможно потерять или испортить. В общем, кошмар недобросовестного ученика.

Минусы у электронных журналов тоже есть

У каждого учителя есть своя учётная запись с правом выставлять оценки. Стоит ученику узнать логин и пароль — и он сможет выставлять и удалять оценки. Или войти в кабинет и воспользоваться компьютером, на котором из электронного журнала не вышли. Человеческий фактор перешёл в другую плоскость. Если что-то такое случилось, отследить злоумышленника по горячим следам сложнее. Вы не поймаете его с поличным, ведь он не хранит журнал в рюкзаке. Учителя старшего поколения наиболее уязвимы к хакерским атакам. Закрытая крышка ноутбука — не значит, что он выключен. А если сложный пароль хранится на рабочем столе или в ящике учительского стола — тем более.

За восемь лет школы прошли длинный путь. От «зачем нам это нужно» до «ой, это удобно!». Сейчас тернии остались позади, а впереди — удобная жизнь с электронным журналом. Обнять его не получится, но это и к лучшему.

mel.fm

Школа без бумажного журнала

Школа без бумажного журнала

Одно из важных направлений в сфере образования на текущий момент – переход общеобразовательных организаций на безбумажную форму учета успеваемости и посещаемости.

Ведение журналов успеваемости в электронном виде согласуется со статьей 28, п. 11 закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», в которой образовательной организации предписывается осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях и обеспечить родителем (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками (отметками) успеваемости обучающихся (подпункт 4 пункта 3 статьи 44 Закона «Об образовании в РФ».) Также, согласно статье 28 к компетенции образовательной организации относиться осуществление текущего контроля успеваемости. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», определена должностная обязанность учителя осуществлять «оценочно-контрольную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)».

Согласно перечню поручений Владимира Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года 50% школ к 1 сентября 2016 года должны перейти на безбумажный вариант ведения журнала успеваемости. В нашем районе с 1 сентября 2016 года 5 школ переходят на данную форму учета успеваемости с использованием Единой информационной системы учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся образовательных организаций Московской области «Школьный портал», в том числе и наша Ушаковская школа.

Для педагогического коллектива МОУ «Ушаковская СОШ» это направление в образовании не новшество, так как уже с 1 сентября 2011 года началась работа по внедрению единой информационной системы учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся с использованием образовательной сети «Дневник.ру», а с нового 2015-2016 учебного года педагогический коллектив стал использовать «Школьный портал», но без отказа от бумажного журнала.

Я не стану лукавить и говорить, что все в коллективе с огромным энтузиазмом принялись ежедневно работать с электронным журналом. Мы считали необходимым поддержать учителей, убедить их в том, что всё получится, что результат работы в конечном итоге поможет самому же учителю.

На сегодняшний день уже все в коллективе осознали: от объёма информации в базе данных напрямую зависит объём работы учителя (он постоянно сокращается).

С помощью электронного журнала учителями школ формируются следующие отчеты: по итогам учебных периодов: классные руководители сдают распечатанную ведомость успеваемости и посещаемости класса, отпала необходимость учителям предметникам сдавать отчеты по предмету, т.к в выше сказанном отчете по всем предметам просчитана качество образования, успеваемость, СОУ. Еще один плюс электронного журнала в том, что он позволяет составить рейтинг учащихся по классу.

В аналитической деятельности руководителя и заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе наиболее востребованными отчетами можно назвать следующие:

1. Общие сведения об учащихся.

2. Движение учащихся по школе.

3. Качество работы учителя.

4. Динамика успеваемости по предмету, классу.

5. Успеваемость по классу.

6. Итоговые данные по учащимся.

7. Списки отличников, хорошистов, резерва хорошистов (учащихся с одной тройкой) и неуспевающих по классам.

На составление каждого из выше перечисленных отчетов у администрации школы уходило немалое время, причем достоверность этой статистической информации зависела от достоверности сведений, подаваемых учителями-предметниками и классными руководителями. Одним из основных преимуществ, которыми обладает электронный журнал, является удобная и главное несоизмеримо быстрая подготовка любой вида отчетности.

Несколько предыдущих лет методической темой школы была работа по дифференцированному подходу к обучению. Для нашего ученического коллектива, где достаточно много «проблемных» детей, тема крайне актуальна. Но процесс сопровождения конкретного ученика часто сводился к изучению классного журнала путём перелистывания страниц и выписывания оценок, а это опять же фактор времени.

Внедрение новых технологий позволяет завучу иметь индивидуально-личностный характер информации практически в любой нужный момент, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в процессе обучения.

Можно сказать что электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников. Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.

В период ведения электронного журнала администрацией школы был сформирован комплект локальных актов, обеспечивающих переход к безбумажному использованию электронных журналов, а именно:

подготовлены соответствующие изменения в Устав школы;

разработаны документы по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных;

комплект дополнений в функциональные обязанности педагогов;

утвержден регламент ведения электронного журнала успеваемости;

инструкция по предоставлению услуги электронный дневник,

Положение об электронном журнале

проект приказа о переходе на безбумажное ведение электронных журналов

Вот наиболее важные пункты Положения «Об электронном журнале»:

Электронный журнал является государственным нормативно финансовым документом. Ведение электронного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя.

Электронный журнал заполняется ежедневно учителями с 1-11 классов.

Администратор «Школьного портала» ежедневно в автоматическом режиме создает архивные копии, которые хранятся в течение текущего учебного года.

Рассматривая динамику развития систем «Дневник.ру» и «Школьный портал» в нашей школе можно отметить, что с 1 сентября 2011 года существенна возросла активность педагогов, учащихся и родителей в данных системам.

Наши учителя обозначили следующие преимущества использования электронного журнала вместо бумажного:

  • Сокращение учительского времени на поиск журналов;

  • Сокращение времени заполнения тем уроков и заданий при использовании подключенного календарно-тематического планирования;

  • Возможность одновременной работы с журналом нескольких учителей

  • Информирование учащихся об успеваемости и домашних заданиях

  • Сокращение времени формирования отчётов учителей предметников, классных руководителей, администрации школы по итогам учебных периодов.

  • Наличие действенного контроля учебного процесса, успеваемости и пропусков занятий детей со стороны родителей.

Единственным недостатком электронного журнала, обнаруженным учителями школы, явилось отсутствие странички для записи бесед с учащимися (по технике безопасности, по правилам поведения на дорогах, по проводимым классным часам и. т.д.).

Я сегодня с уверенностью говорю о том, что педагоги Ушаковской школы готовы к переходу на безбумажную форму учета успеваемости, потому что:

уровень ИКТ-компетентности сотрудников соответствует требованиям, необходимым для работы с электронным журналом;

сформирована психологическая готовность сотрудников к инновационной деятельности;

все кабинеты школы оснащены компьютерным оборудованием с выходом в интернет.

Переход на безбумажный формат ведения школьных процессов стал логичным и своевременным шагом для системы образования в новом поколении. Мы рассматриваем это «единое информационное пространство школы, как основу повышения качества образования».

И как бы нелегка была наша работа, всё-таки у нас «классная работа». Об этом мы каждый день пишем на доске. Удачи Вам в новом учебном году!

infourok.ru

Отказ от бумажного журнала внес перемены в жизнь педагогов

С начала года все российские школы внедрили у себя электронные дневники и журналы, а часть из них при этом полностью отказались от бумажного документооборота. Новые сервисы достаточно хорошо зарекомендовали себя у большинства педагогов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного интернет-проектом "Дневник.ру".

Анна Курская, РИА Новости

С начала года все российские школы внедрили у себя электронные дневники и журналы, а часть из них при этом полностью отказались от бумажного документооборота. Новые сервисы, несмотря на трудности перехода, достаточно хорошо зарекомендовали себя у большинства педагогов, принявших участие в эксперименте. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного интернет-проектом "Дневник.ру".

В начале января в силу вступило распоряжение Правительства РФ, согласно которому все государственные учреждения обязаны перейти на электронный формат оказания госуслуг. Это распоряжение имеет отношение и к средним школам: отныне в каждой из них учителя обязаны вести электронные дневники и журналы.

Единые требования к системам ведения этих электронных документов были утверждены Минобрнауки еще в 2012 году. С тех пор в школах начался постепенный перевод документооборота в электронный вид, хотя, по отзывам многих педагогов, на практике это привело к дублированию бумажных и электронных журналов и увеличению бюрократической нагрузки на учителей.

Тем не менее, полный отказ школ от бумажных журналов в пользу электронных — вопрос времени. Несколько сотен школ из разных регионов страны, подключенных к интернет-проекту "Дневник.ру", попробовали в порядке эксперимента сделать это раньше остальных, чтобы оценить последствия этого шага.

Эксперимент начался в сентябре 2013 года, и к январю были подведены его итоги за полугодие. Сотрудники проекта "Дневник.ру" провели опрос учителей-участников эксперимента. Они выяснили, что в целом попытка оказалась успешной: 74% школ, отказавшихся от бумажных журналов, считают, что полный переход на электронный документооборот произошел своевременно. В то же время еще 15% школ желали бы отложить его на следующий сентябрь.

Трудности перехода

Одной из проблем перехода на электронные носители информации стала недостаточная техническая оснащенность некоторых школ, рассказали РИА Новости авторы исследования. В школах, принявших участие в эксперименте, 91% учителей имеют в своем распоряжении компьютер или планшет, но подобный уровень технической оснащенности сегодня встречается далеко не везде.

"Многие педагоги не могут оперативно вести журналы и дневники из-за низкой скорости интернета и значительной нехватки мобильных устройств (планшеты, ноутбуки, нетбуки)", — рассказал РИА Новости генеральный директор Дневник.ру Гавриил Леви.

По его словам, при работе с электронными журналами лучше всего себя зарекомендовали планшеты, которыми пользовались около половины учителей.

Другой проблемой перехода на электронные журналы и дневники эксперт назвал недоработки нормативно-правовой документации в этой сфере, которая сегодня носит очень общий и не всегда конкретный характер.

"Необходимо решить нормативно-правовые вопросы на уровне региональных и муниципальных властей, региональных институтов развития образования. Желательно, чтобы в образовательные учреждения спускались уже разработанные и утвержденные образцы документов, которые необходимо было бы минимально адаптировать, а не писать «с нуля", — отметил руководитель проекта.

По его словам, до сих пор четко не решен вопрос требований к форме, периодичности и условиям архивации данных, обрабатываемых в электронном виде. Эти проблемы замедляют процесс перехода школ на электронные журналы.

Научиться и двигаться дальше

Что касается реакции учителей, то по результатам опроса «Дневник.ру» 70% педагогов считают, что после полного отказа от бумажных журналов нагрузка на них уменьшилась. Впрочем, сначала им пришлось осваивать новые способы ведения документации, и это не всегда было легко.

"Средний возраст учителя в России – 47 лет. Старшему поколению непросто осваивать новые технологии, но это не значит, что нет желания – просто им очень нужна грамотная помощь", — отметил Гавриил Леви.

Введение отдельной штатной единицы в школах для этой цели не предусмотрено, и педагоги справляются своими силами, определенную поддержку им оказывают создатели сервисов электронных дневников. Правда, избежать работы с компьютерными технологиями учителям все равно не удастся: сегодня даже в Едином квалификационном справочнике записано, что школьный учитель должен обладать навыками работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием.

Усилия по освоению новых технологий не должны пропасть для учителей даром: с переходом на электронный журнал педагоги получили новые возможности для работы: более половины (52,6%) из них сообщили, что у них расширился набор инструментов для обучения школьников.

"В нашей системе есть конструктор тестов, с помощью которого преподаватели могут создавать тесты по любому из направлений для учеников. Система может автоматически подсчитывать результаты и даже выставлять их в электронный журнал. Кроме того, там есть медиатека с методическими разработками преподавателей в аудио-, видео- и текстовом формате. Всеми этим материалами учителя могут пользоваться, чтобы разнообразить уроки, а также приобретать новые знания", — рассказала РИА Новости куратор эксперимента Дневник.ру по отмене бумажных журналов Наталья Савчук.

Участники эксперимента получили возможность опробовать сервис виртуальных олимпиад для школьников на школьном, районном и региональном уровне. Также подключение школ к электронному журналу дало им возможность проводить виртуальные уроки, например, во время карантина.

Обратная связь учителей с родителями также не осталась в стороне от внимания исследователей. 61% педагогов подтверждают, что переход на электронный журнал увеличил вовлеченность родителей в образовательный процесс. Мамы и папы стали больше времени уделять общению с преподавателями, используя дистанционные технологии.

"Теперь у родителей всегда под рукой вся необходимая информация об успеваемости, посещаемости, расписании, домашних заданиях ребенка, различных школьных мероприятиях и объявлениях", — отметила Наталья Савчук.

Электронные дневники и журналы постепенно становятся повседневной реальностью в российских школах, и эксперты надеются, что со временем педагоги и родители научатся извлекать из новых сервисов максимум удобства.

ria.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта