Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Диагноз: Что означает этот звук? Газ журнал звук статья


Аудиосистема в ГАЗ-14 «ЧАЙКА» | журнал АвтоЗвук

Студия «Хаммер-Центр», г. Киев. Руководитель проекта Игорь АНДРОСОВ

Тридцатилетнему юбилею самой большой советской легковушки посвящается

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центральный канал + сабвуфер
  • Источники: Clarion DXZ958RMС, VCZ628
  • Монитор:Sharp LC-20B5E
  • Усилители: Audison LRx 1.400, Audison LRx 2.150, Audison LRx 4.300
  • Акустика: AD W600NEO, Dynaudio MD100, Alpine SPS-170A
  • Сабвуфер: Alpine SWR-1242D

Табун советских «железных коней», как известно, не отличался разнообразием пород. От кровосмешения с западными «лошадками» их надежно защищал железный же занавес.

И все же были кони совершенно особой породы: советские машины представительского класса — лимузины, или спецавтомобили. Социальное положение своего владельца они обозначали несравнимо ярче и конкретнее, чем банальный пятилитровый «мерс» сегодня, его любой дурак может купить за деньги (что с большинством этих замечательных автомобилей, собственно, и происходит)…

В словаре ныне уже практически мёртвого «языка СССР» приставка «спец» должна была бы занимать несколько страниц, как обозначающая целую систему, приспособленную для обслуживания спецграждан — партноменклатуры и чиновного люда различного ранга. Впрочем, это одно и то же, потому что нельзя было стать мало-мальски заметным столоначальником, не имея партбилета. Существовали спецмагазины, спецполиклиники, спецсанатории. Были и спецавтомобили. Они не продавались и не покупались. Их получали вместе с должностью и персональным шофером в придачу. Другая отличительная особенность спецавтомобилей — то, что все они были одной марки и производились на одном заводе. И наконец, по сравнению с обычными легковушками это были мастодонты, настоящие дредноуты на колесах. Конструкция таких машин отвечала последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности, отличные (по меркам пространства, отделённого от мира металлическим занавесом) динамические качества.

«Чайка» Горьковского автозавода к этой категории относится по праву. Многие конструктивные решения узлов и агрегатов этой машины являлись новинками в советском автомобилестроении. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году ее удостоили Гран-при.

Первое поколение «Чаек» серии ГАЗ-13 выпускалось с января 1959 года. Второе — ГАЗ-14 — с 1977-го по 1989-й, причем в последнем, 89-м, вышел только один экземпляр, было уже не до того… Автомобили собирались вручную опять же в спеццехе Горьковского автозавода. Всего было построено около 2 тыс. машин. Таким образом, в 2007 году «Чайке» ГАЗ-14 стукнуло 30. Давайте и мы отметим этой публикацией круглую дату, что нам жалко, что ли?..

«Чайка» — огромный автомобиль. Длина переваливает за 6 м, а полная масса — за 3 т, и то говорят (может, и врут), что задумывался он длиннее, но «было мнение» (см. Словарь языка СССР), что негоже, пусть и мелкосерийной машине, быть такого же габарита, как совсем уже единичные ЗИЛы — членовозы.

Тем не менее ГАЗ-14 стал первой моделью Горьковского автозавода, обильно оснащенной различными электроприводами и экзотичной в те времена электроникой. Электростеклоподъемники, индивидуальная автоматическая система вентиляции и отопления, электромеханический привод заслонок воздухозаборников, электронное зажигание — вот неполный перечень новшеств, абсолютно неведомых простому автолюбителю тех времен. Машина оснащалась модернизированным пятилитровым восьмицилиндровым двигателем грузовика мощностью 220 л.с., который разгонял «Чайку» до 100 км/ч за 15 с. Максимальная скорость лимузина составляла 175 км/ч, расход топлива — 16 л на 100 км.

Более того, с некоторой застенчивостью на ГАЗ-14 ставили кондиционер — устройство, клеймимое официальной пропагандой как едва ли не предел падения нравов в прогнившем буржуазном обществе. Кондиционер, спроектированный в таких условиях, надлежащего облика, естественно, приобрести не мог. Это был автономный блок пугающих габаритов и карликовой эффективности, единственным достоинством которого являлась лёгкость демонтажа, что было проделано почти во всех выпущенных машинах: без этого от уже урезанного (по имеющемуся спецмнению) багажника вообще ничего не оставалось.

В то время как рядовой гражданин довольствовался в своей малолитражке в лучшем случае радиоприемником «Былина», в распоряжении его «спецсоотечественика» в ГАЗ-14 была весьма продвинутая по тем временам аудиосистема. Разумеется, на строго советских компонентах. В центральную консоль врезался добротный латвийский приемник RRR (Rigas Radio Rupnica — Рижский радиозавод). С автоматической настройкой, между прочим, и антенной с электроприводом. Аналогичный, из той же серии, стоял и в ГАЗ-13, но здесь запевалы мирового технического прогресса пошли дальше: под откидным подлокотником водителя, в большом бардачке, устанавливали литовский «спецавтомагнитофон» Vilma. А в подлокотнике заднего дивана, под обтянутой велюром крышечкой, имелась дублирующая панель управления аудиосистемой. Не всей, конечно — как это можно дистанционно дослать кассету в загрузочную щель и выбросить её оттуда, ведь это требует решимости и крепкого хозяйского пальца, вы что, не понимаете?..

Самый первый лимузин серии ГАЗ-14 был (по преданию) подарен на 70-летие Л.И. Брежневу. Эта машина отличалась от последующих в серии специальной окраской кузова и несколько иной приборной панелью. Во время горбачевской перестройки инструменты и оборудование для производства советского «Роллс-Ройса» были уничтожены. Мотивировалось это тем, что «Чайка» в эпоху демократии не нужна. Поэтому новых подобных авто нет и больше не будет. Однако они встречаются на рынке подержанных машин. И в этом еще раз убедились специалисты «Хаммер-центра», когда к ним прибыл именно такой автомобиль.

Владельцу требовалось развернуть в нем систему мобильного кино, заново, в материалах полагающегося качества, отделать салон и восстановить элементы заводского декора. Изначально было определено, что экстерьер машины и обновленный интерьер ее салона сохранят неповторимый стиль классического советского «номенклатуровоза». Для этого пришлось восстановить некоторые элементы оформления и даже сделать вновь под заказ. Остался на месте, например, оригинальный корпус радиоприемника «Радиотехника», внутри которого поместили современный радиотюнер с FM-диапазоном.

Надо сказать, что «Чайка» как нельзя лучше подходит для развертывания мобильного кинотеатра. Пассажирский салон с диваном отделен от водительского отсека высоким барьером-перегородкой (в некоторых «Чайках» их разделяло еще и стекло с электроприводом, но таких было немного). В перегородку встроены два откидных кресла-страпонтена (слово-то такое уже и забыто). Специалисты центра «забытые слова» демонтировали, и в распоряжении пассажиров оказался настоящий зал на колесах. Ещё не кино-, но уже зал. Спрашивать, насколько велико в «Чайке» пространство для ног пассажиров, так же глупо, как интересоваться этой проблемой, сидя в домашнем кресле перед телевизором.

«Родная» обшивка салона была выполнена велюром отменного качества. Но время, как известно, всегда — «вперёд», и выглядела обивка уже не празднично. Для перетяжки салона использовали кожу Schweizer и алькантару очень светлых тонов, и то и другое — производства Германии, ставшей единой одновременно с выездом из цеха последней «Чайки». Переднюю панель тоже перетянули кожей, но сохранили её оригинальную пластику.

Единственной выполненной на заводе из настоящего дерева деталью является ручка КПП. Другие элементы декора под дерево (панель приборов, вставки карт дверей) — только имитация. Время их тоже не пощадило, пришлось восстанавливать. Пороги в проемах дверей украсили декоративными накладками. Сделали их из полос нержавеющей стали, в которых с помощью лазерной технологии вырезали логотип имени автомобиля. Светодиоды подсвечивают его снизу. Получилось стильно и красиво.

Металл кузова машины столь почтенного возраста был в плачевном состоянии, и инсталляторам пришлось проделать большую работу по его реставрации. Затем выполнили тотальную шумоизоляцию всего салона, дверей, торпедо и багажника.

Перегородку между передней и задней зонами салона трансформировали в каркас, обшили его фанерой и перетянули кожей. Он стал конструктивной базой для инсталляции в салон «спецкиносистемы». Внутрь каркаса убирается в нерабочем положении монитор — экран мобильного кинотеатра. В нем устроили и специальные шахты для хранения CD и DVD.

Каждому свое: водителю — баранка и радиоприемник, VIP-пассажиру — целый кинотеатр на колесах

В качестве монитора используется 20-дюймовый мультисистемный (PAL, SECAM, NTSC) ЖК-телевизор Sharp LC-20B5E. Диагональ заметно неавтомобильная, но ведь и салон нестандартный. Этот телевизор — аппарат бытового назначения с выносным блоком питания, который пришлось доработать для обеспечения стабилизации питающего напряжения с учетом условий эксплуатации. Монтаж монитора — изюминка этой инсталляции. Он моторизованный, выдвигается из каркаса и убирается в него дистанционно. Сервопривод для телевизора разработали и реализовали «в железе» специалисты центра.

Аудиосистема «Чайки» предназначена для обслуживания задней зоны салона, в которой в поездках как «спецпассажир» находится владелец автомобиля. Водителю остается возможность прослушивания радиопрограмм, когда «кинозал» не работает. Головное устройство позволяет, как и положено в кинотеатре, подать в салон окружающий кинозвук 5.1 или перейти к простому стерео для прослушивания музыки в традиционной системе «фронт + тыл + сабвуфер». При этом центральный канал отключается.

На роль «головы» выбрали CD-ресивер Clarion DXZ 958RMС. Это флагман фирменной линейки 2005 года, его встроенный звуковой процессор содержит и цифровой кроссовер, и систему временной коррекции, и декодер Dolby Pro Logic II.

Смонтировано головное устройство нестандартно. Врезать его горизонтально в короб-перегородку не удалось, поэтому аппарат поставили вертикально, а лицевую панель поместили на стенке короба и связали с корпусом «головы» коротким шлейфом.

Зал спецпросмотров открыт. Направо — экран с акустикой фронтальных и центрального каналов. Налево (за кадром) — места для зрителей. Ваше приглашение, пожалуйста…

Головное устройство через фирменную шину CeNET управляет DVD/CD шестидисковым чейнджером Clarion VCZ628, совместимым с mpЗ. Он живёт в правом подлокотнике заднего дивана.

Двухполосный фронт собран по схеме поканального усиления. Мидбас и твитер — от разных производителей, и установщики достаточно долго подбирали эту «сладкую парочку». В конце концов остановились на 6,5-дюймовом НЧ-динамике W600NEO итальянского концерна AD. Твитер — Dynaudio MD100. Под мидбасы выклеили из стеклопластика закрытые объемы, разместившиеся в коробе-перегородке. Туда же врезали твитеры, угол установки которых не регулируется, с учетом их достаточно диффузного излучения.

Двухполосные тыловые коаксиалы Alpine SPS-170A врезали в заднюю «шляпную» полку. При просмотре кино (звук 5.1) они играют роль тыловых каналов, а при прослушивании музыки (стерео) — тыловой подзвучки.

В качестве центрального использовали штатный динамик ЖК-телевизора Sharp LC-20B5E, который врезали в короб так, чтобы при развернутом мониторе он находился под экраном. Все динамики фронта и тыла прикрыли защитными грилями в тон обивке салона.

В багажнике смонтировали «сильное звено» системы — три усилителя Audison и сабвуфер Alpine SWR-1242D. Акустическое оформление — закрытый ящик объемом около 30 л. Тыловая часть корпуса сабвуфера выходит в багажник. Один из усилителей устроился на ней, два других — на наклонных плоскостях слева и справа от корпуса саба. Такое решение позволило в значительной мере сохранить полезный объем багажника, хотя особых требований на этот счет заказчик не выставлял. Но «украсть» багажник у машины, где его всеми силами пытались сберечь серьёзные номенклатурщики, было бы неуважением к истории государства.

В системе использованы усилители Audison серии LRx. Четырехканальный Audison LRx 4.300 работает на двухполосную акустику фронта, двухканальный Audison LRx 2.150 — на коаксиалы тыла, а одноканальный Audison LRx 1.400 «раскачивает» сабвуфер.

В центральный подлокотник заднего дивана встроен универсальный программируемый сенсорный пульт URC SRS-300. Он обучен командовать всеми компонентами мобильного кинотеатра. Штатные пульты управления устройствами являются резервными.

Вот такой он, мобильный кинотеатр на борту советского «Роллс-Ройса». Инсталляторам удалось развернуть его в салоне, сохранив неповторимый стиль спецавтомобиля.

«Пролетарский» отсек салона из «кинозала» выглядит так…

Минималистский дизайн передней панели «головы» с сенсорным управлением пришёлся впору строгому дизайну обновлённого салона

А это то, что раньше было за кадром — роскошный задний диван для зрителей

Тыловой коаксиал врезан в заднюю «шляпную» полку

Сабвуфер и усилители теряются на просторах багажника, широкого, но мелкого, как Балтийское море

В правом подлокотнике заднего дивана легко уместился DVD/CD-чейнджер

Новый пульт в центральном подлокотнике заднего дивана управляет всем и сразу

Когда открываешь заднюю дверь «Чайки» и видишь безупречно чистый пол более чем просторного салона, хочется снять ботинки, надеть домашние тапочки и пройти (именно пройти, а не протиснуться) к заднему дивану. Тапочек с собой не оказалось, босиком как-то неловко, поэтому мы вошли в «зал для спецпросомтров», тщательно вытерев обувь. Погружаемся в уютное лоно дивана — мы в кино, мы — на концерте. Известно, что оптимальное расстояние для просмотра видеопрограмм — 4 — 5 диагоналей экрана. Для 20-дюймового «Шарпа» получается 2 — 2,5 м. У нас если и меньше, то ненамного.

Кинематографический окружающий звук 5.1 наполняет залоподобный салон «Чайки». Динамик центрального канала исправно передает диалоги и монологи — они привязаны к происходящему на экране. Плотный и быстрый бас не плетется где-то сзади, а честно отрабатывает спецэффекты (стрельбу, взрывы и пр.). Тыловые каналы не боятся брать на себя ответственность за полагающуюся им часть звукового поля. Фронт развернут и не упирается в переднюю стенку короба-перегородки.

При воспроизведении музыки с CD динамик центрального канала «уходит на заслуженный отдых», тыл работает как подзвучка, признавая фронт фаворитом. Звуковая сцена имеет глубину и выстроена где-то чуть впереди и выше верхней кромки перегородки. Есть киноконцертный зал на колесах! Водитель и пассажир на переднем сиденье — как служители в театре. Они могут слушать, стоя у открытой двери. Но, увы, не в зале. Закрыто на спецобслуживание…

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Диагноз: Что означает этот звук?

«Хороший стук себя покажет» или «хороший стук наружу выйдет» — зловещая шоферская пословица…

Движущийся автомобиль — это целый симфонический оркестр, где каждый инструмент уверенно ведет свою партию. Гудят шины, урчит двигатель, мурлычет выхлопная труба… Но вдруг в этот мирный ансамбль вкрадываются диссонирующие звуки. У опытного водителя всегда ушки на макушке: «Вы слышали? Это еще что?» Мы попробовали составить своего рода каталог таких «неправильных звуков» и подсказать, какие из них можно пропустить мимо ушей, а какие намекают на будущий ремонт и насколько необходимо с этим ремонтом поспешить

Шлеп-шлеп-шлеп

Откуда? Звук исходит от одной или нескольких шин.

Когда? По утрам, в начале движения, на малой скорости. Когда разгоняетесь, частота шлепков увеличивается.

В чем дело? Если у вас стоят шины с нейлоновым кордом (такие сейчас, правда, большая редкость), они могут деформироваться за время ночной стоянки, и при вращении плоский участок будет шлепать по асфальту. Однако, как только шины прогреются, этот звук должен исчезнуть.

Чем грозит? Ничем.

Починка. Если это вас достало, поставьте шины с металлокордом.

Ффффффффффффффффф

Откуда? Из-под капота.

Когда? Легче всего заметить при нажатии на педаль газа на стоящем автомобиле.

В чем дело? «Сечет» прокладка между выпускным коллектором и приемной трубой, и отработанные газы пробиваются наружу, не доходя до глушителя.

Чем грозит? Эта хвороба сама не вылечится. Факел раскаленных отработавших газов имеет немалую разрушительную силу и со временем необратимо испортит фланец коллектора. С ремонтом советуем поспешить: угарный газ, содержащийся в выхлопе, смертельно опасен (!)

Починка. Как можно скорее замените прокладку, пока выхлоп не проел ваш коллектор.

Дрынь-дрыньдрынь

Откуда? Из-под днища машины, ближе к задней части.

Когда? Только во время движения. С изменением скорости частота звука тоже меняется.

В чем дело? Кардан (только в полноприводных или заднеприводных машинах). Шарниры вашего карданного вала растеряли всю смазку, разболтались и готовы рассыпаться.

Чем грозит? В шоферской мифологии бытуют рассказы о том, как вывалившийся на скорости карданный вал упирается в асфальт и переворачивает через голову весь автомобиль. Все это, конечно, вранье, но не хотите ли вы проверить легенду на собственной шкуре?

Починка. Замените карданные соединения.

ИИИИИИИИИИЙООООООООооооооо

Откуда? Изнутри колес.

Когда? При торможении.

В чем дело? Тормозные колодки скользят по поверхности тормозных дисков и, как смычок из скрипки, извлекают из них свою душераздирающую музыку.

Чем грозит? Бывает и не такое. На работе тормозов это не сказывается.

Починка. Если звук достал, попробуйте заменить колодки или… во время езды надевайте «беруши». (Бывают случаи, когда этот визг оказывается практически непобедим.)

СССссссссссс

Откуда? Из-под капота.

Когда? При работе двигателя, но особенно заметно на холостых оборотах.

В чем дело? Подсос воздуха из-под капота. Порвалась или соскочила одна из трубок, соединенных с впускным коллектором.

Чем грозит? С ремонтом следует поторопиться, при такой неисправности значительно снижается эффективность вакуумного усилителя тормозного привода, а с тормозами лучше не шутить. Кроме того, неучтенный расходомером воздух приводит к неправильной работе двигателя.

Починка. Наденьте поплотнее трубку или поставьте новую.

ЙЙОООoooo-УУУрррpp…

Откуда? Из-под капота

Когда? Если вы поворачиваете баранку вправо или влево до упора и удерживаете ее в этом положении.

В чем дело? Перепускной клапан в насосе гидроусилителя руля сбрасывает избыточную рабочую жидкость из гидросистемы в резервуар. Так оно и должно происходить, но, может быть, не всегда так громко.

Чем грозит? «На скорость, — как говорят бывалые шофера, — не влияет». Так что наплевать и забыть.

Починка. Все и так в порядке. Если уж руки чешутся что-нибудь сделать, проверьте уровень жидкости в бачке гидроусилителя. И еще — не крутите баранку до упора, не пугайте прохожих и поберегите ремень привода.

УИИИИИИИИИ-аааааааааааааааа!..

Откуда? Из-под капота.

Когда? Сразу после запуска. Затихает после того, как пару раз придавите педаль газа.

В чем дело? Визжит ремень генератора. Ремень растянулся или остекленел, ослаб натяжитель или перекосились шкивы.

Чем грозит? Внесите в список первоочередных ремонтных работ, не уезжайте слишком далеко. Это само по себе не пройдет, ремень может порваться. Кроме того, на многих машинах насос охлаждения двигателя приводится этим же ремнем, и его разрыв чреват не только быстрой разрядкой аккумулятора, но и перегревом двигателя. Впрочем, установить новый ремень вместо разорванного часто по силам и непрофессионалу, так что стоит возить с собой запасной ремень.

Починка. Восстановить натяжение ремня, проверить положение шкивов. В крайнем случае, заменить ремень на новый.

ХрумХрум. ХрумХрум

Откуда? Где-то спереди

Когда? На холостых оборотах. (Заодно посмотрите под водяным насосом — не подтекает ли охлаждающая жидкость.)

В чем дело? Подшипники водяного насоса.

Чем грозит? Когда подшипники рассыплются окончательно, машина станет оставлять на асфальте капли антифриза, что вскоре приведет к перегреву двигателя. В некоторых моделях автомобилей соосный с насосом вентилятор может вылезти вперед и резануть лопастями по радиатору. Вот тогда уж потечет конкретно.

Починка. Новый насос, и никак иначе.

Кланк-кланк

Откуда? Из передней подвески.

Когда? Сначала только во время парковки, а потом уже на всех ухабах.

В чем дело? Шаровая опора — соединение стойки с рычагом подвески. Как всегда, закончилась смазка, металл скребет по металлу, разжевывая узел.

Чем грозит? Большими неприятностями: на скорости может отлететь колесо. Избегайте ухабистых дорог, крутых поворотов и выбоин в асфальте. Цельте прямиком на автосервис.

Починка. Замена шаровой опоры.

Тук-тук-тук

Откуда? Спереди, по одному или по обоим бортам машины.

Когда? При медленном прохождении поворота со слегка выжатой педалью акселератора.

В чем дело? Разболтался ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), позволяющий передним колесам одновременно и рулить, и обеспечивать тягу. Скорее всего, порвался его пыльник и вытекла вся смазка, а может, просто пришел его срок.

Чем грозит? Не уезжайте далеко из города. Не газуйте на поворотах. Когда шарнир развалится, переднеприводная машина встанет намертво. На полноприводной с блокировкой центрального дифференциала еще можно будет добраться до сервиса.

Починка. Замена ШРУСов.

Клунг. Кланг

Откуда? Из-под днища машины, где-то посередке.

Когда? На светофорах, при старте. Чаще всего на автомобилях с автоматической коробкой передач.

В чем дело? Шлицевое соединение, меняющее длину карданного вала, при торможении и разгоне сдвигается и раздвигается, причем делает это отнюдь не беззвучно.

Чем грозит? Да ничем. Злись не злись, но у них так у всех (или почти у всех, или почти всегда…).

Починка. Обратитесь в автосервис. Или просто сделайте погромче музыку в машине.

www.popmech.ru

Влияние помещения на звук | Статья в журнале «Молодой ученый»



This article describes how space affects the sound. Highlighted several problems and examined each problem separately as it affects the sound.

Keywords: Acoustic system, Reverberation, Flutter, Standing waves, Boundary effects.

Мечта каждого ценителя музыки — наслаждаться идеальным звуком в домашних условиях. Но можно ли получить идеальное звучание? Какие факторы влияют на восприятие звука?

Чтобы насладиться воспроизведением по максимуму, одной качественной записи недостаточно. Именно поэтому люди приобретают высококачественную и дорогостоящую технику. Купив хорошую систему воспроизведения звука и поставив ее комнате, спальне и любом другом помещении, мы будем получать разное звучание, так как помещение оказывает непосредственное влияние на звук, так как оно обладает своими акустическими свойствами. Учитывается не только габариты комнаты, но и предметы декора, мебель и материалы отделки, все они отражают, поглощают и вносят свои изменения в звуковые волны.

Основные проблемы акустики помещения:

‒ Реверберация;

‒ Флаттер;

‒ Ранние отражения;

‒ Комнатные резонансы и стоячие волны;

‒ Граничные эффекты;

  1. Реверберация

Реверберация — звуковое явление, которое довольно часто встречается в последствие прекращения испускания какого-либо звука, и является следствием неоднократного отражения звука от стен, пола и потолка комнаты, а также от объектов, которые располагаются в ней. Еще возможно наличие так называемого реверберационного «хвоста», который замечается при затухания звука, когда раздельные отражения объединяются в один общий понемногу угасающий звук.

Существуют такие термины как «живая» или «мёртвая» акустика, которыми пользуются при описании звуковых характеристик помещений. Как правило, установить акустический характер комнаты вовсе не составляет труда. Это можно сделать самостоятельно, смысл состоит в том, что необходимо хлопать в ладоши и далее анализировать получающийся звук. Естественно возможны два варианта. Первый присущ тому исходу, когда впоследствии хлопка он угасает незамедлительно и спустя время остается — это означает, что комната акустически «живая». Однако возможен и второй вариант, когда звук хлопка неестественно живо «обрывается» — это характеризует акустическую среду комнаты как «мёртвую».

Однако необходимо уточнить, что «мёртвая» акустическая среда, как ни удивительно, иногда оказывается необходимой. Так, существуют помещения, в которых проводят тестирование акустических систем, это предназначенных для звукозаписи, и специализированные безэховые комнаты.

Если возникает необходимость уменьшить время реверберации, то это для этого следует использовать покрытия на стенах, полу и потолке комнат, которые поглощают звук. Все же, как уже обозначалось, основное в этом «не перестараться», ведь по физиологическим особенностям людей, система звуковосприятия каждого человека настраивается на наличие естественной реверберации и при её дефиците практически всегда ощущает дискомфорт.

Значит, звуковая среда любого помещения обязана быть уравновешенной, разумно сочетающей идеи «живой» и «мертвой» акустики и обязательно стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Но, во всяком случае, акустическую среду комнаты не рекомендуется слишком сильно «заглушать».

  1. Флаттер

Флаттер — явление подобное отражению от зеркал, которые помещаются друг напротив друга, попеременно «перемещающееся» туда-сюда. Так, для осуществления этого акустического явление понадобятся две параллельные отражающие поверхности.

Наличие этого явления в плоскости акустических систем производит негативное воздействие на качество звуковоспроизведения, потому что это снижает чёткость речи, искажает звук музыкальных программ и сообщает ему пронзительную неприятную «пронизывающую» окраску.

  1. Ранние отражения

Значимым свойством первоначальных отражений представляется то, что до времени пребывания до слушателя, они преодолевают только лишь исключительно одно отражение от одной отражающей поверхности. Следование этих отражений наиболее кратким путём, допустимым для отражений, обеспечивает им наименьшую временную задержку, сравнительно момента достижения слушателю явного звука и сохранение довольно значительной амплитуды. Собственно, это обстоятельство предполагает восприятие ухом человека первых отражений слитно с прямым звуком, то есть, в виде одного суммарного акустического сигнала. Кроме этого, по сути, представляясь «зеркальным отражением» главного акустического сигнала, первые отражения вполне сохраняют его структуру. Высокоамплитудные первые отражения, доходя до слушателя практически синхронно с прямым звуком и воспринимаясь слитно с ним, проявляют на прямой звук усиленное искажающее воздействие.

  1. Комнатные резонансы истоячие волны.

Одним из достаточно основательных и трудно исправляемым недостатком звуковой среды музыкальных комнат, без сомнения, предстают акустические резонансы низкой частоты.

Каждая система имеет свои, присущие только ей резонансные частоты. В невозмутимом состоянии, то есть, когда система находится в равновесии, они совсем не выражаются. Однако, как только систему выводят из этого состояния, к примеру, вызвав в помещения звук, как данная система незамедлительно показывает свои индивидуальные резонансные частоты, которых довольно много. Суть этого эффекта состоит в том, что звуковые волны, перед тем как полностью затухнуть, совершают неоднократные движения «вперёд-назад» между двумя параллельными отражающими поверхностями. Вследствие этого на отдельных частотах отражённые звуковые волны могут совпасть по фазе и, как правило, принимаются увеличивать друг друга, что, в свою очередь, проявляется в повышении их суммарной амплитуды. Тем не менее, случается это не на всех частотах, а исключительно тогда, когда величина расстояния между параллельными отражающими поверхностями кратно величине половины длины акустической волны — вырабатывается так называемый резонансный режим.

Итак, звуковой резонанс — это явление, при котором наблюдается значительное возрастание амплитуды звука при близости частоты возбуждающего сигнала к собственной частоте системы.

  1. Граничные эффекты

Волны, на небольших частотах отражаясь от преград могут неоднократно накладываться друг на друга, сильно видоизменяя интерференционные картину. Это зависит от местоположения источника звука и преград на пути волны.

Проанализируем, что случается со звуком на примере акустической системы находящейся в прямоугольной комнате. Динамик излучает звук на низкой частоте, он, отражаясь от поверхности препятствия, взаимодействует с сигналом, который отразился от других препятствий, к примеру, от стен или пола. Отраженные волны сталкиваются со звуковыми волнами, исходящими из динамиков. В результате взаимодействия этих волн, отдельные музыкальные части могут ослабевать или наоборот усиливаться. Частоты на которых будут происходить такие искажения, назовем “проблемными частотами”.

Диапазон “проблемных частот” зависит от расстояния от источника звука до поверхности, от которой отражается волна. Чем меньше это расстояние, тем больше диапазон частот и наоборот, чем больше расстояние, тем меньше частот.

Интерференционная картина усложнится при введении в помещении нескольких акустических систем. Естественно количество “проблемных частот” увеличится. Все это сходно с явлением “гребенчатой фильтрации”, только лишь для низкочастотного диапазона. Также, в отличие от низкочастотных резонансов, приведенному процессу не требуется наличие попарно параллельных отражающих поверхностей. Собственно поэтому, даже несмотря на то, что объективные проявления граничных эффектов выглядят точно так же, как и в случае с низкочастотными резонансами, данная акустическая проблема анализируется самостоятельно.

Приведенная звуковая сложность получать название SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response). Она присуща исключительно для низких частот и появляется в основном в небольших помещениях. В некоторой литературе это свойство называют “граничным эффектом”.

Литература:
  1. Электронный ресурс, URI: http://www.ixbt.com/multimedia/acoustics-correction.shtml, режим доступа: свободный — проверено 12.12.15.
  2. Электронный ресурс, URI: http://doctor-sound.com.ua/?page=msonic, режим доступа: свободный — проверено 12.12.15.
  3. Семенцов С. Г., Власов А. И. Системный анализ на основе моделирования передаточных функций вторичного канала для систем активного гашения шума авиационной техники // Авиакосмическое приборостроение. 2008. № 10. С. 43–49.
  4. Шахнов В. А., Семенцов С. Г., Власов А. И., Володин Е. А. Электронные системы активного управления волновыми полями: история и тенденции развития // Успехи современной радиоэлектроники. 2002. № 4. С. 3–23.
  5. Власов А. И. Cовременное состояние и тенденции развития теории и практики активного гашения волновых полей // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 1997. № 12. С. 59–70.

Основные термины (генерируются автоматически): акустическую среду комнаты, звуковые волны, акустических систем, источника звука, неоднократного отражения звука, резонансные частоты, проблемных частот, акустического сигнала, возрастание амплитуды звука, прямым звуком, систему воспроизведения звука, резонансы истоячие волны, активного гашения, слушателю явного звука, прямой звук усиленное, звук музыкальных программ, местоположения источника звука, резонансы низкой частоты, длины акустической волны, отражённые звуковые волны.

moluch.ru

Газодинамика процесса истечения из резервуаров со сжатыми газами

В данной статье рассматривается задача истечения сжатого природного газа из ёмкости с высоким давлением в газовую магистраль. В процессе расчетов учитываются два режима истечения — критического и докритического, а также рассматриваются две модели газа — идеального и реального.

Сжатый (компримированный) природный газ (КПГ) сегодня является альтернативой таким видам топлива как пропан, дизель и бензин. Более того, он имеет ряд преимуществ: меньшая токсичность, низкое содержание примесей и т. д. Транспортировка и хранение КПГ осуществляется в баллонах под давлением 25 Мпа при температуре окружающей среды. В случае транспортировки КПГ по воде применяются специальные CNG суда.

Рассматривается задача истечения газа из баллона с давлением = 25 Мпа и объемом =28.872 м3 в газовую магистраль с постоянным давлением = 6.0795 Мпа. Истечение происходит через сопло с площадью поперечного сечения = 0.000785 м2. При уменьшении давлении в баллоне будет наблюдаться сильное понижение температуры внутри самого баллона, следовательно, и его стенок. Стоит задача в нахождении параметров газа: давления, температуры и плотности внутри баллона на всем процессе истечения, а так же самого времени процесса. Рассматриваются две модели газа: идеального и реального.

Сам процесс делится на два режима:

1.                  Критический. Скорость газового потока эквивалентна скорости звука. Параметры массового расхода  и скорости потока  газа не зависят от параметра давления .

2.                  Докритический. Скорость газового потока начинает уменьшаться вплоть до нуля (окончания процесса). Параметры  и  имеют зависимость от параметра .

Параметр давления  находится следующим образом:

Далее следует указать значение . Как известно из газодинамики:

где - показатель адиабаты.

Теперь мы можем определить, в каком режиме находится процесс в данный момент времени. Если параметр  принимает значение:

-     [0;], то режим истечения критический;

-     [;1], то режим истечения докритический.

Для получения параметров давления , температуры  и плотности  газа используется система из трех уравнений:

                                                         (1)

где - удельная энтальпия вытекающего газа.

В данной системе, в зависимости от режима, значение массового расхода принимает следующие значения:

-       Критический режим:

;

-       Докритический режим:

,

где - коэффициент расхода, который учитывает гидравлические потери потока при выходе из сопла; - время окончания процесса.

В задаче рассматриваются две модели газа: идеального и реального. В зависимости от выбранной модели газа в системе (1) уравнением состояния является:

-       Уравнение Менделеева — Клапейрона, для случая идеального газа;

где  — газовая постоянная;

-       Уравнение Редлиха — Квонга, для случая реального газа:

где  — постоянные Редлиха — Квонга.

Расчеты проводились численным методом в программе MATLAB. Использовался классический метод Рунге — Кутты четвертого порядка. На рис.1 (модель идеального газа) и рис. 2 (модель реального газа) представлены результаты для параметров давления, температуры и плотности газа. Вертикальная черта на графиках указывает границу перехода от критического режима в докритический.

Описание: C:\Users\Евгений\Desktop\диплом\ПРоги\Идеальный газ\calculate (1)\calculate\статьяид.bmp

Рис. 1. Параметры идеального газа в баллоне при истечении.

Описание: C:\Users\Евгений\Desktop\диплом\ПРоги\Реальный газ\calculate (1)\calculate\статья.bmp

Рис. 2. Параметры реального газа в баллоне при истечении.

Итак, по результатам расчетов можно сделать следующие выводы:

-       Время истечения реального газа из баллона составило 194 с.

-       Максимально низкая температура в баллоне составляет 215 К и приходится на конец процесса истечения;

-       Разница по времени истечения для реального и идеального газа составляет 31 секунду для данной задачи.

Литература:

1.     Павловский В. А. Введение в термодинамику реальных газов: Монография ФГУП «Крыловский государственный научный центр». СПб., 2013. 230 с.: ил.

2.     Гинзбург И. П. Прикладная гидрогазодинамика. Л.: Издательство ЛГУ. 1958. − 311 с.

3.     Павловский В. А., Чистов А. Л. «Моделирование динамики заполнения резервуара реальным газом», СПб., 2013.

4.     Вулис Л. А. Теория газовых потоков. М. — Л.: Госэнергоиздат. 1950. − 304 с.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта