Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Литературная газета». Главный редактор журнала мурзилка


Дом Мурзилки - Главные редакторы журнала

Главные редакторы журнала

Ребята, главный редактор для журнала — это то же самое, что капитан для корабля! Он смотрит, чтобы команда дружно работала; принимает важные решения; следит, чтобы все бури кораблю-журналу были нипочём.

Посмотрите, какие бравые капитаны у «Мурзилки»!

Смирнов Николай Иванович

Николай Иванович Смирнов1924 — 1926

Мальцев Константин Александрович

Константин Александрович Мальцев1926 — 1928

Ф. Кон, главный редактор «Мурзилки»

Феликс ЯковлевичКон1929 — 1930

Филов Виктор Григорьевич

Виктор Григорьевич Филов1931

Спардарян Ольга Вячеславовна

Ольга Вячеславовна Спардарьян1932

Н. Венгров, главный редактор «Мурзилки»

Натан (Моисей Павлович) Венгров1933 — 1937

Л.А. Кассиль, главный редактор «Мурзилки»

Лев АбрамовичКассиль1937 (июль-дек.),1941 (авг.) — 1942

Дунина Александра Николаевна

Александра НиколаевнаДунина1938 — 1939

В. И. Семенов, главный редактор «Мурзилки»

Владимир Иосифович Семенов1940 — 1941,1946 — 1947

Бабушкина Антонина Петровна

Антонина Петровна Бабушкина1942 — 1945

О. Бедарев, главный редактор «Мурзилки»

Олег Кельсиевич Бедарев1948 (дек.) — 1949

Л. Виноградская, главный редактор «Мурзилки»

ЛюдмилаВиноградская1950 — 1960

А.В. Митяев, главный редактор «Мурзилки»

Анатолий Васильевич Митяев1961 — 1974

В. Матвеев, главный редактор «Мурзилки»

Владимир Фёдорович Матвеев1974 — 1983

А. Шевелев, главный редактор «Мурзилки»

Алексей Дмитриевич Шевелев1984 — 1985

Т.Ф. Андросенко, главный редактор «Мурзилки»

Татьяна Филипповна Андросенко1985 — по н/вподробная информация

murzilka.org

Дом Мурзилки - О журнале - СМИ о журнале - Интервью с главным редактором

Все мы немножко мурзилки

 

Татьяна Андросенко: я за то, чтобы было больше журналов и книг для детей — хороших и… очень хороших! Фото: Роман Щербенков / РГ

Татьяна Андросенко: я за то, чтобы было больше журналов и книг для детей — хороших и… очень хороших! Фото: Роман Щербенков / РГ

 

Сегодня у нас в газете премьера: мы открываем новую рубрику. А подтолкнуло нас к этому недавнее мероприятие, прошедшее в День Союзного государства в рамках «Славянского базара в Витебске». Уже стало доброй традицией, что руководители Постоянного Комитета Союзного государства приезжают в пригород Витебска в музей-усадьбу Ильи Репина в Здравнево, чтобы поддержать юных художников из Беларуси и России. Не стал исключением и нынешний год. У многих из этих ребят такие необычные судьбы! Чем близка им идея Союзного государства? На каких книгах они растут? С каких героев делают себя? И что можем предложить им мы, взрослые?

В нашу рубрику «Родом из детства“ мы намерены приглашать и известных писателей, книгоиздателей, артистов и поэтов, и самих ребят — нашу союзную молодежь. А начинаем мы с …“Мурзилки»: в мае 2014 года этому старейшему в мире детскому журналу исполнилось 90 лет! Тридцать последних лет журнал возглавляет Татьяна Андросенко. Переступая порог ее служебного кабинета на улице Новодмитровской, не просто окунаешься в мир сказки, а начинаешь буквально затылком ощущать, как пытливо на тебя взирают глаза хозяина этих мест — Мурзилки. Кажется, они следят за тобой из всех углов…

— Да, Мурзилка полноправный хозяин этого кабинета, — говорит Татьяна Андросенко. — Он тут во множественном числе. Все «приехали» из самых разных уголков страны. Это посланники наших юных читателей.

Вот, например, Мурзилка-оленевод, присланный с Чукотки. Впрочем, наш герой по определению заядлый путешественник, и еще в 1937 году художник Каневский изобразил его с чемоданом в руке. Позже на груди Мурзилки появился еще и фотоаппарат. А сегодня я не перестаю удивляться таланту и мастерству ребят, присылающих нам каждый своего Мурзилку. Это поистине уникальные работы.

— 90-летие для периодического издания — более чем солидный возраст, и «Мурзилка» исправно попадал в почтовые ящики юных подписчиков даже в самые тяжелые для страны годы, не исключая Великую Отечественную. А совсем недавно угодил в Книгу рекордов Гиннесса как самое «долгоиграющее» издание в мире. И вот любопытно: принесло ли это журналу весомые дивиденды: подскочила подписка с розницей или же редакционный портфель в одночасье наполнили новые талантливые произведения?

Татьяна Андросенко: 90-летие — прекрасный повод еще раз подробно рассказать о себе, вспомнить прошлое, помечтать о будущем. При том, что в наших СМИ, к сожалению, не принято рекламировать отечественные детские журналы. А платить за нашу рекламу мы не можем. Но, отмечая минувшей весной свой юбилей, мы еще раз убедились: не только дети, но и взрослые питают интерес к старейшему журналу России и его главному герою, что, несмотря на дыхание времен и смену эпох, национальный бренд «Мурзилка» жив и по-прежнему любим. Юбилей дал нам серьезный повод и для публичного обсуждения многих проблем детского чтения и детской литературы в целом. Мы весьма благодарны читателям, федеральным властям, правительству Москвы, а также библиотекам за поддержку. К юбилею уже издан альбом «Художники „Мурзилки“. 1924-2013», ставший, кстати, лауреатом национального конкурса «Книга года-2013». А сейчас издательство «Три Маг» готовит к выпуску уникальный трехтомник «История страны глазами детского журнала», в который мы включили лучшее из опубликованного на страницах «Мурзилки», начиная с 1924 года.

— Отправляясь к вам, я заглянул в подписные каталоги на будущий год. Так вот, в России список изданий для детей и подростков насчитывает более трех сотен наименований, в Беларуси — с десяток. Как вы думаете, эти цифры могут что-то  рассказать нам о степени развития рынка детской периодики Союзного государства?

Татьяна Андросенко: Все, и я в том числе, за то, чтобы издавалось больше журналов и книг для детей — хороших и… очень хороших! Но думаю, цифры, которые вы называете, — не совсем точные. Дело в том, что регистрируется намного больше изданий, чем попадает в каталоги. Но где они?! В России я знаю лишь несколько оригинальных детских журналов, остальные — переводные с соответствующим контентом и качеством. Им несть числа. Рождаются новые и новые детские журналы. Часто они копируют «Мурзилку», но при этом заявляют, что стартовало совершенно оригинальное издание, какого еще не бывало на Руси! Увы, копия, как водится, оказывается хуже оригинала. И как следствие — по прошествии короткого времени «оригинал» исчезает бесследно. В Беларуси я не наблюдаю такого калейдоскопа и не уверена, что они нужны. Все мы знаем и любим старую добрую «Вясёлку» — прекрасное издание, возглавляемое Владимиром Липским, которому неизменно удается привлекать к работе очень сильных авторов. Недавно «Мурзилка» побывал у «Вясёлки» в гостях, обменялись опытом, обсудили проблемы, договорились о новых встречах.

— Легко ли подписаться на «Мурзилку» в Беларуси или других республиках бывшего СССР?

Татьяна Андросенко: И в Беларуси, и в других странах СНГ подписаться на «Мурзилку» не составляет особого труда, просто надо пойти на почту и заглянуть в подписной каталог «Издания стран СНГ». Например, подписной индекс «Мурзилки» для Беларуси — 705532, а цена на полгода — 210 330 белорусских рублей.

— Тематика детского чтения чрезвычайно многогранна. Однако издатели, педагоги, писатели, как белорусские, так и российские, бьют тревогу: с трудом решается главная проблема — выработать у ребенка стойкий интерес к книге. Поделитесь опытом, как ваше издание решает ее?

Татьяна Андросенко: Выработать у ребенка стойкий интерес к книге возможно только в семье — важно читать самим, читать с детьми. Ежедневно. Мы, в свою очередь, стараемся отбирать лучшее из написанного классиками и современными авторами. В рубрике «Мурзилка советует» мы берем на себя ответственность рекомендовать нашим читателям книжные новинки, надеюсь, это качественная продукция, которая помогает родителям, учителям, библиотекарям сориентировать в океане современной детской литературы. У нас есть замечательная рубрика «Игродром», которая, по отзывам, способствует овладению русским языком, учит правописанию. Мы любим литературные викторины и конкурсы по страницам книг. Все это настолько втягивает ребят в процесс чтения, что они начинают уже самостоятельно интересоваться книгами, без подсказки взрослых.

Не раз приходилось слышать жалобы родителей на то, что детская периодика переполнена фото, текстами и персонажами из западных мультфильмов, что мало уделяется внимания культуре и традициям славянских народов. Вы разделяете такое мнение?

Татьяна Андросенко: Разделяю полностью. Повторю: многие детские издания являются калькой с западных изданий со своими традициями и менталитетом, часто нам чуждыми. Странные персонажи из западных мультфильмов заселили и российское ТВ, и журналы, и книги, олицетворяя собой откровенную злость и уродство. Несут они не доброе и вечное, а грубое и агрессивное. Это неприемлемо. Наш Мурзилка совсем другой — добрый, озорной, веселый, родной. Он по определению не может быть вредным и обидчивым, а тем более злым. И именно поэтому пользуется любовью российских детей. Я мечтаю, чтобы создатели мультфильмов в нашей стране, а также издатели чаще обращались к отечественным персонажам, опробованным временем, к родным сказочным героям, в том числе и к Мурзилке, как к талисману детства многих поколений.

— Стало общим поветрием наполнять детские издания головоломками, раскрасками, загадками, кроссвордами, к решению которых детей очень трудно привлечь?

Татьяна Андросенко: Не соглашусь, все вами названное — очень популярно среди детей. Современный ребенок любит решать ребусы, разгадывать загадки и раскрашивать картинки. А если при этом подключаются еще и родители, то эффект выходит двойной: дети довольны, что им помогают, а родители рады провести время с детьми. К тому же, чтобы справиться с заданием, часто требуется обращение к разного рода источникам. Это расширяет эрудицию, повышает интеллектуальный уровень. Одно «но» — эти материалы должны готовить не случайные авторы, а серьезные профессионалы.

— Отдельный разговор — конкуренция между бумажными изданиями и Интернетом. Насколько она сегодня серьезна в детской периодике?

Татьяна Андросенко: Конкуренция — это всегда полезно. А Интернет — часть современной жизни. Но я, например, не уверена, что Всемирная сеть способна полноценно заменить бумажные издания. Конечно, следует учитывать его влияние, чтобы двигаться в ногу со временем. Однако без фанатизма. У ребенка должны формироваться культура слова, грамотность, а в этом деле бумажное издание не имеет конкурентов. И все же мы создали и активно поддерживаем познавательно-развлекательный сайт для детей, родителей и воспитателей. Тут все могут общаться в режиме on-line, контент наполнен обширным блоком важной информации. Усилия наши не прошли даром — пару лет назад мы даже выиграли Всероссийский конкурс интернет-ресурсов для детей.

— Считается, что распространение детских изданий имеет свои специфические проблемы и трудности. Я знаю, что из двух ипостасей — розницы и подписки — «Мурзилка» выбирает подписку…

Татьяна Анросенко: К сожалению, государство поставило детскую периодику в один ряд с коммерческими, глянцевыми журналами. Выживать в таких условиях нам очень непросто. Пытаемся решать эту проблему. Да, подписка для нас главное, но сегодня у нас и сравнительно большая розница — журнал можно купить не только в киосках, но и в крупных сетевых супермаркетах.

— На ваш взгляд, кто и каким образом может реально помочь «Мурзилке»?

Татьяна Андросенко: Детская периодика во всех цивилизованных странах была, есть и, думаю, будет дотационной. Издания для детей не способны приносить прибыль в силу своей специфики. Ведь мы не можем публиковать коммерческую рекламу, за счет чего, собственно, и живут многие СМИ. Да и рекламодатели, если честно, к нам не идут, заведомо предвидя провал. Хотя, может быть, и зря. Однако детские издания, думаю, могли бы поддерживать благородные меценаты, заинтересованные в качественном воспитании подрастающего поколения. Что же касается государственной помощи, думаю, она могла бы заключаться в помощи библиотекам, которые, в свою очередь, получили бы возможность подписываться на детские издания, обеспечивая, таким образом, доступ к ним малообеспеченных семей. В стране около 90 тысяч библиотек — это серьезный ареал. Кстати, даже в тяжелые годы Великой Отечественной «Мурзилку» отправляли практически во все библиотеки СССР. Сегодня такая практика почему-то забыта.

— Часто вспоминают слова Горького: писать для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше. Скажите, как сегодня в российской и белорусской литературе обстоят дела с Чуковскими, Бианки, Носовыми, Драгунскими, Маршаками, Агниями Барто?..

Татьяна Андросенко: Я бы процитировала еще и знаменитую книгу Чуковского «От двух до пяти», где автор пишет про «штампованные фразы, сумбурную ритмику, грошовые рифмы», которые калечат художественный вкус детей, искажают их литературное развитие, внушают им неряшливое отношение к слову. На мой взгляд, современному детскому писателю необходимо несколько составляющих — отличное знание психологии современных детей, искреннее погружение в их жизнь, понимание их забот, проблем и увлечений. Мы не должны забывать, что дети интуитивно тяготеют к добру и справедливости. Поэтому современный герой обязан отвечать самым высоким критериям, должен быть узнаваем, а главное, принят ребятами как родной. В поиске такого героя и состоит наша главная задача.

Досье «СОЮЗа»

Татьяна Андросенко окончила филологический факультет Сумского государственного пединститута и журфак АОН при ЦК КПСС. Преподавала русский и литературу в школе. С 1974 года — в ЦК ВЛКСМ. Руководила детской программой ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. С 1985 года — главный редактор «Мурзилки». С 2009 года — член Общественного совета по детской культуре при министерстве культуры России. Автор статей по проблемам детской литературы и периодики. Заслуженный работник культуры РФ, Член Союза писателей РФ, Союза журналистов Москвы, Почетный работник общего образования РФ. Награждена орденами Дружбы народов и Почета.

murzilka.org

Дом Мурзилки - О журнале - СМИ о журнале - Интервью с главным редактором

16 мая старейшему детскому журналу «Мурзилка» исполняется 90 лет! Главный редактор журнала Татьяна Филипповна Андросенко рассказывает читателям Материнства, что помогает «Мурзилке» столько лет оставаться популярным и любимым детским изданием.

Удается ли современному журналу «Мурзилка» конкурировать с большим количеством глянцевых детских журналов?

У нас литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста, но с журналом в семьях работают уже с 5 лет. Некоторые материалы печатаем «на вырост». В журнале много развлекательных материалов, но эти материалы помогают ребёнку развиваться, помогают в игровой форме усваивать материалы по математике, русскому языку, литературе. К тому же журнал наш издаётся на прекрасной бумаге с приложениями-вкладками, с использованием самых современных возможностей полиграфии. Журнал Мурзилка занесен в книгу ГиннессаКстати, журнал «Мурзилка» в 2012 году занесён в Книгу рекордов Гиннесса, единственный в мире детский журнал.

Как, на ваш взгляд, должен выглядеть современный детский журнал?

Современным, красивым, ярким. Материалы должны радовать ребёнка, продлевать ему детство, защищать его психику, отвечать на все вопросы, возникающие в этом возрасте. Как журнал «Мурзилка». Мы очень любим и уважаем своего читателя.

Сколько лет вы работаете главным редактором? За время вашей работы изменились запросы читателей?

Главным редактором работаю с 1985 года. Меняется время, меняются читатели, и запросы их меняются. Но по-прежнему дети желают прочитать в журнале хорошую сказку, стихи, приключения Мурзилки. И авторы – писатели и художники – работают именно на сегодняшнего ребёнка, на современного ребёнка. Вообще журнал всегда отражал жизнь детей всех поколений. Сегодня он стал в духе времени очень интерактивным. У нас есть обратная связь – дети пишут огромное количество писем, в наших анкетах, конкурсах участвуют семьями, школами.

С появлением и распространением среди детей большого количества гаджетов (планшеты, телефоны, компьютеры), по вашим наблюдениям, современные дети стали меньше читать – книги, журналы?

Сегодня, действительно, дети всех возрастов много времени просиживают за компьютером. Против технического прогресса выступать нелепо. Ребёнок должен по возможности всесторонне развиваться. Но при этом детей надо приучать пользоваться образовательными программами, чтобы ребёнок не гулял бездумно по интернету и не тратил часы на электронные игры, которые, может, и развивают реакцию, но не ум. А взрослые должны предложить ребятам адреса сайтов, где можно получить любопытную и полезную информацию.

Возраст читателей нашего журнала таков, что компьютер им больше подходит для электронных игр или для поиска какой-либо информации, но никак не для чтения. И по письмам читателей мы видим, что наши дети всё-таки больше ладят с бумажным журналом, чем с компьютером.

Журнал Мурзилка 90 лет юбилейный номер

Расскажите, пожалуйста, про ваши новые разработки, позволяющие журналу оставаться современным — детский сайт, электронная версия журнала. Это пользуется популярностью среди ваших подписчиков?

Да, мы идём в ногу со временем. У нас создан познавательно-развлекательный сайт журнала «Мурзилка» www.murzilka.org для детей, родителей и воспитателей. Посетители сайта знакомятся с содержанием номеров журнала, участвуют в конкурсах, разгадывают кроссворды, играют в игры. Ребёнок узнаёт свежие новости издания, имеет возможность пообщаться с писателями, художниками и психологами. Кроме того, на сайте дети и взрослые могут общаться on-line в чате или на форуме. Сайт содержит блок информации для родителей, воспитателей и педагогов. У начинающих авторов есть возможность высказать свои идеи, обсудить творческие вопросы, получить рецензии на собственные произведения от профессионалов.

Для постоянно расширяющейся интернет-аудитории редакцией организован доступ к полностью оцифрованному архиву журнала, благодаря чему можно читать все номера «Мурзилки» разных эпох, начиная с 1924 года (с момента выхода первого номера журнала) до сегодняшнего дня.

Первый номер журнала Мурзилка за 1924 год

Владельцы планшетных компьютеров iPad и коммуникаторов iPhone теперь могут подписаться на журнал либо купить любой понравившийся номер в iTunes с использованием приложения «Мурзилка». С мая 2014 года такое же приложение будет доступно многочисленной аудитории пользователей мобильных устройств под операционной системой «Андроид».

Как будет отмечаться 90-летие журнала? Вы приготовили что-то  необычное и интересное для своих читателей и подписчиков?

К 90-летию журнала мы издали книгу-альбом «Художники „Мурзилки“. 1924-2013». Под одной обложкой собрана бесценная коллекция работ художников-иллюстраторов, рисовавших для журнала «Мурзилка» с 1924 года по сегодняшний день. Юбилейный номер журнала выпущен в увеличенном объёме. В нём опубликованы поздравления детей, писателей, художников, библиотекарей, руководителей нашей страны; напечатана сказка о появлении Мурзилки, комиксы, стихи, рассказ о перевале «Мурзилка в Забайкалье», предложены детям игра и самоделка с Мурзилкой.

В связи с 90-летием журнала в стране был объявлен конкурс-марафон «С „Мурзилкой“ интересно жить! С «Мурзилкой“ весело дружить!» В течение нескольких месяцев школьники со всей России присылали в редакцию творческие работы, посвящённые Мурзилке. 14 мая на праздник «Мурзилки» и подведение итогов марафона редакция журнала пригласила в Российский академический Молодёжный театр (РАМТ) победителей московского тура и самых активных ребят из других городов России. Лучшие работы участников и мультипликационные фильмы уже сейчас можно посмотреть на сайте журнала www.murzilka.org.

Приглашаем всех на праздник «С „Мурзилкой“ интересно жить! С «Мурзилкой“ весело дружить!» 17 мая, который пройдёт в детском музейном центре Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных „Влахернское-Кузьминки“.Адрес: Парк Кузьминки.В программе праздника: выступление детских музыкальных коллективов, подвижные игры, конкурсы, мастер-классы, кулинарное шоу, беспроигрышная лотерея, квест по территории двора, кроссворд на асфальте, выставка художников «Мурзилки» 1924 − 2014 гг.

Мы открыли музей Мурзилки в Центральной детской библиотеке №  76 им. Э. Л. Войнич. Но официальное открытие музея состоится в сентябре 2014 г. Адрес: Шоссе Энтузиастов, д. 78.Интерактивная экспозиция рассказывает об истории журнала, о том, как создаётся журнал «Мурзилка», знакомит с работами профессиональных художников-иллюстраторов, с поделками и рисунками читателей журнала, с их письмами.

Мы предполагаем 1 декабря 2014 г. открыть выставку художников журнала «Мурзилка» в Российской государственной детской библиотеке.Адрес: Калужская пл., д. 1.На выставке будут представлены более 200 работ художников-иллюстраторов «Мурзилки» 1924 – 2014 гг., фотографии, факты из истории журнала.

Рисунок из журнала Мурзилка. 1937 год

Как можно стать автором «Мурзилки»? Обязательно ли нужно иметь специальное образование, опубликованные сказки и рассказы? Или любой человек, приславший вам интересную хорошо написанную сказку или повесть для детей – сможет стать вашим автором?

Чтобы быть автором журнала, не обязательно иметь специальное образование. Надо просто любить и знать детей, литературу, быть талантливым человеком, интересно писать. Чтобы ребёнку было интересно, надо смотреть на мир его глазами, их возрастом. Детские писатели и художники – это особые люди. Я не перестаю ими восхищаться.

Есть ли у журнала какая-то своя особая «фишка», отличительная черта, которая выделяет «Мурзилку» среди других детских изданий?

Фишка журнала в том, что он органично сочетает в себе литературные, познавательные и развлекательные материалы; что дети с любыми интересами всегда могут найти для себя в журнале что-то  нужное, полезное, современное.

Кто придумал забавного желтого человечка Мурзилку и дал ему имя?

Во второй половине XIX века на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Это новшество активно поддержал художник Палмер Кокс. Он придумал крохотных сказочных человечков и стал делать серии рисунков, посвящённых их необыкновенным приключениям, тексты тоже сочинял сам. Рисунки Кокса попались на глаза издателям из Петербурга – «Товариществу М. О. Вольфа», и те решили напечатать их. А тексты заказали детской писательнице Анне Хвольсон, которую вдохновили рисунки Палмера Кокса. Больше всех детям понравился герой по имени Мурзилка. К 1908 году издатели начали выпускать приложение под названием «Журнал Мурзилки». И так до 1915 года. Потом настали смутные времена, и многое изменилось. После военных катаклизмов в 1924 году у «Рабочей газеты» появилось детское приложение – журнал «Мурзилка». Теперь «Мурзилка» был собачкой и всюду появлялся со своим хозяином – мальчиком Петей. А вот и первый номер. На обложке первого номера Жучка, «мама» нашего Мурзилки. Нарисовал её и Мурзилку художник первого номера Константин Ротов. Современный образ Мурзилки, тот, каким мы знаем его сейчас, был создан в 1937 году художником Аминадавом Каневским. Вот этот первый рисунок – волшебное существо жёлтого цвета в красном беретике, в красном шарфике.

Обложка журнала со сказочным Мурзилкой в красной беретке

Когда я готовилась к интервью, я пыталась купить «Мурзилку». Но ни в одном из пяти, обойденных мной киосков «Союзпечати», я журнал не нашла.

Вы правильно заметили, что в розничной сети не всегда удаётся купить журнал. Нынешний рынок распространения в розницу очень жесток. Он диктует высокие цены, как редакции, так и покупателю. Это вопрос коммерческий, а детские издания эти условия выдержать не могут. Эти проблемы без помощи государства решить детским изданиям невозможно. Поэтому я рекомендую всем читателям подписывать журнал на почте.

Это надёжно, да и обойдётся дешевле. Кроме того можно подписаться через интернет, либо оформить редакционную подписку.

Дайте, пожалуйста, небольшой совет родителям – как увлечь ребенка чтением, привить любовь к литературе?

Очень просто. Надо родителям тоже читать, читать свою литературу, детскую. И каждый день, несмотря на то, что ребёнок сам давно читает – читать вместе с ним. Родителям необходимо интересоваться новинками литературы и помочь ребёнку выбрать нужную книгу, журнал.

Сегодня на прилавках магазинов очень много разной, далеко не всегда качественной литературы. И если родителям самим трудно разобраться в этом потоке, всегда поможет учитель, библиотекарь. Ну, а наш журнал всегда печатает самую хорошую литературу – произведения классиков и современных авторов. Издание уже давно стало журналом для семейного чтения.

Рачев. Рисунок из журнала Мурзилка

Сутеев. Рисунок из журнала Мурзилка

Устинов. Рисунок из журнала Мурзилка

Чижиков. Рисунок из журнала Мурзилка

Интервью подготовила Елена САЙ

murzilka.org

детская литература по-прежнему есть — Рамблер/субботний

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU — Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» знаком ни одному поколению советских и российских детей. Журнал назван по имени сказочного существа — желтого и пушистого Мурзилки, которого впервые нарисовал в 1937 году художник Аминадав Каневский. В журнале всегда печатались и печатаются лучшие произведения отечественных и зарубежных авторов: Агнии Барто, Бориса Захондера, Корнея Чуковского, Эдуарда Успенского и других не менее знаменитых писателей, на произведениях которых выросло ни одно поколение детей. В середине мая 2014 года знаменитому изданию исполняется 90 лет. На протяжении всего этого времени журнал ни разу не переставал издаваться.

В преддверии празднования юбилея главный редактор «Мурзилки» Татьяна Андросенко рассказала в интервью «Интерфаксу» о мероприятиях, которые готовит издание к своему 90-летию, жизни «Мурзилки» в 21 веке, а также о ситуации в современной детской периодике и литературе в России.

— Татьяна Филипповна, есть ли у «Мурзилки» сегодня детские издания — конкуренты?

— Детских журналов много, конкурентов мы не видим, потому что эти журналы появились позже. Мне нравится высказывание одного литературного критика, фамилию которого я называть не буду, «Есть „Мурзилка“, а есть журналы, которые являются клонами „Мурзилки“.

На мой взгляд, нужно, чтобы было как можно больше хороших детских журналов. Пусть будет выбор у детей и их родителей. Но я не вижу, чтобы в журналах появлялось что-то новое. Появляется издание новое, они обязательно „слизывают“ рубрики, берут под них тех же авторов, что и „Мурзилка“.

Пусть будет больше журналов: мы любим работать в конкуренции, это хорошо подстегивает, не дает стоять на месте.

— Расскажите, как журнал планирует отмечать свое 90-летие?

— У нас планируется обширная программа не только мероприятий, но и подготовки специальных изданий.

В этом году к 90-летию мы собрали лучшие иллюстрации художников, работы которых печатались на страницах „Мурзилки“, начиная с 1924 года и издали книгу. Было выпущено 5 тысяч экземпляров для художественных вузов. Мы знали, что эта книжка нужна, но мы не знали, что она будет настолько востребована. Она стала лауреатом конкурса „Книга года России“. Мы бесплатно подарили ее вузам, библиотекам, художественным вузам.

Если на качественных рисунках учить детей, тогда все будет хорошо. К сожалению, в зарубежных журналах рисование оставляет желать лучшего — не поймешь, изображен ребенок или зверек.

Кроме того, в настоящее время идет работа над трехтомником „История страны глазами детского журнала“. Там будут тексты с рисунками, детские письма. Первый том издания появится к маю, к юбилею.

Также 14 мая в театре РАМТ (Российский академический молодежный театр — ИФ) состоится основной праздник „Мурзилки“, где будут вручаться награды детям и взрослым, а также победителям марафона „С „Мурзилкой“ интересно жить, с „Мурзилкой“ весело дружить“, который мы проводили в течение года совместно с министерством труда и социальной защиты и министерством связи по всей России. Юным зрителям мы подарим спектакль „Золушка“.

А 17 мая вместе с музеем истории Москвы мы проводим большой праздник „Мурзилки“с 13:00 часов до 19:00 в музее русской усадебной культуры „Усадьба князей Голицыных „Влахернское-Кузьминки“ на 14 площадках по всему парку. К концу дня общими силами будет выпущен юбилейный номер журнала. Принять участие смогут все желающие — вход свободный. Праздник плавно перейдет в „Ночь музеев“ для взрослых.

Сейчас в Москве работают 12 выставок картин художников, рисовавших для „Мурзилки“, и еще одна, 13-я проводится на факультете журналистики в МГУ им. Ломоносова.

В октябре у нас будет большая выставка художников „Мурзилки“ в ГУМе, совместно с производителями детских товаров. Заключительное мероприятие будет открываться 1 декабря в Российской государственной детской библиотеке. Там будут представлены оригиналы работ художников, иллюстрировавших журнал, также история „Мурзилки“ и фотографии. Выставка продлится три месяца.

— В чем вы видите миссию „Мурзилки“ в 21 веке?

— С самого начала у журнала была просветительско-образовательная миссия. Образовывать детей нужно через средства детской литературы, через средства детского рисунка. Такой был замысел при создании журнала в 1924 году, так это и идет по сегодняшний день.

На сегодня, главная задача нашего журнала — развивать детей, давать хорошую литературу, не лишать детей детства, помогать. Наши материалы помогали и помогают изучению школьной программы, но в игровой форме. Миссия — как бы ни менялся журнал, как бы ни менялись дети, главное — давать хорошую детскую литературу и рисунок.

У нас, на сегодняшний день, единственный в стране журнал, который рисуют художники. В мире такого журнала нет, и не было никогда. Есть развлекательные журналы, но литературно-художественного — нет.

В 2011 году журнал был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый долго издающийся, не прерывающийся. Журнал жив и жив большими именами.

— В журнале сегодня печатают свои произведения только признанные авторы?

— Мы открываем новые имена, молодые авторы идут потоком. Наши маститые писатели приводят молодых. Все приносимые материалы мы перечитываем, чтобы найти и не потерять единственную „звездочку“. Для детей писать очень тяжело. Проще написать детектив, чем дать в один разворот материал для ребенка.

Журнал открыт любым темам, главное — чтобы они были добрые, нравственные, чтобы они не пугали наших детей, чтобы они были не опасны для наших детей, чтобы психика наших детей не разрушалась. Мы должны продолжать хорошее, радостное, прекрасное детство.

— За счет чего журнал живет?

— Наш журнал живет за счет подписки. В киосках его практически не купить, связано это с тем, что продавцы сами не хотят брать детские журналы на реализацию. Им это невыгодно. Поэтому 90% нашего дохода — это подписка, 10% — это розница, если что-то возвращается нам с розницы, мы тут же дарим журналы школам, школам –интернатам, детские дома. Но количество возврата очень маленькое.

— Сколько стоит подписка на „Мурзилку“?

— Подписка стоит на полгода — 520 рублей. Однако мы опасаемся, что, так как государство с 2014-2015 году перестает давать дотации почте, стоимость доставки почтой на 2014-2015 год может возрасти до 40%.

Главные редактора журналов, не только детских, обращались к правительству с просьбой сохранить дотации для почты, иначе мы потеряем подписчиков. Ничего сделано не было. Сейчас идет подписка на второе полугодие, а уж на следующий год мы ожидаем значительное повышение тарифов на доставку. Это большая проблема, которая, конечно, сократит число наших подписчиков.

— Должно ли государство помогать детским журналам?

— Помогать детским журналам не надо, мы не просим денег, не надо на редакцию пересылать деньги, каждая редакция по-разному их расходует. Деньги давать надо на детские библиотеки и чтобы отдельной строчкой было написано, что это — на подписку на детскую периодику. Моя позиция — отдельной строчкой должны идти деньги на подписные детские издания, и пусть библиотека выбирает, а мы уже между журналами будем стараться, чтобы именно наш журнал выписали. Мне кажется, что это здоровая обстановка.

— Есть ли шанс выжить у детской периодики в свете появления современных информационных технологий — ай-падов, приложений, электронных книг и т.д. ?

— Никакая электронная книга не заменит живое слово. Надежды на то, что электронная книга завоюет мир, не оправдались. Ребенок должен почувствовать красоту слова, русский язык, грамотность, поэтому пока интернет и электронные книги не заменят бумажные книги. Я считаю, что детям надо читать бумажные носители. От цивилизации никуда не уйдем. Для того, чтобы ребенок умел разобраться в информации на планшете, нужно, чтобы у него сложилась культура слова, речь и грамотность.

— „Мурзилка“ идет в ногу со временем, у вас есть электронное приложение?

— У нас создано приложение „Мурзилки“ для iPad. Сейчас мы вышли на первые места по количеству загрузок среди аналогичных приложений. Это приложение начало активно развиваться с января 2013 года. Есть несколько бесплатных пробных номеров, но само приложение стоит 33 рубля.

Мы надеемся, что к маю текущего года у нас появится приложение журнала и для системы Android.

— Что такое, на Ваш взгляд, свобода слова в детской периодике и есть ли она сейчас?

— Я считаю, что есть свобода слова и для детской и для взрослой периодики. Мы говорим то, что хотим.

В детской периодике совершенно нет запрещенных тем, но основная задача, чтобы это слово не убивало ребенка, чтобы оно радовало ребенка, чтобы слово не было опасным для ребенка и чтобы оно, конечно, воспитывало ребенка. У нас совершенно нет закрытых тем: эстетические, воспитательные, психологические, у нас дают рекомендации психологи, сексологи. Все, что защищает ребенка — это свобода слова в нашем журнале.

Мы печатаем совершенно разные письма детей, и о хорошей жизни, и о плохой.

— Каково, на ваш взгляд, состояние детской периодики сейчас в России?

— Состояние периодики такое же, как состояние страны. К сожалению, детская периодика живет сама по себе. И живет так, как может. Мы живем на средства подписчиков. Их должно быть больше. К сожалению, даже сейчас мы встречаем людей, которые не знают, что „Мурзилка“ выходит. Государство нам не помогает. Государство раз в год предлагает грант, который мы, к счастью, выигрываем. Но это — капля в море, что нам ее хватает на типографию на один номер. Больше никакой помощи мы не получаем.

Финансирования не хватает, но мы не просим, чтобы финансировали журнал, мы были бы рады, чтобы эти деньги получали библиотеки.

— Есть ли, на ваш взгляд, сейчас качественная современная детская литература?

— Если вы где-то услышите, что сейчас нет детской литературы — не верьте, детская литература есть, есть хорошие имена. Их просто надо поддерживать, чаще печатать, давать возможность, чтобы книжки молодых авторов выходили, чтобы смелее шли на их публикацию издательства, потому, что издательства тоже бояться пробовать. Они тоже должны вместе с нами раскручивать новые имена. Родители хорошо относятся к новой детской литературе.

— Какая литература, на ваш взгляд, нужна современным детям?

— Я бы очень хотела, чтобы было больше литературы о современных детях, чтобы дети в своих рассказах узнавали себя. Важно, чтобы ребенок в рассказах узнавал себя. Чтобы узнаваемо было сегодняшнее время ребенка.

Сейчас литература больше без мальчишек и девчонок, а надо, чтобы они видели себя — и в хороших, и в плохих моментах, чтобы было на кого ровняться. Литературы, в которой отражался бы ребенок в сегодняшнем времени, очень немного. Мы просим писателей создать таких современных героев, но, к сожалению, пока такой литературы мало.

— Как привлечь ребенка к чтению?

— Необходимо начинать с семьи — читать дома, читать самим с ребенком. Важно читать каждый день. Нужно создавать такую литературу, чтобы она увлекала детей. До 10, до 12 лет — это тот возраст, когда можно и нужно что-то менять. Нечитающее, необразованное поколение для нашей страны не нужно. Приучать детей к чтению — это работа и семьи, и школы и библиотек.

(Морозова Дарья)

weekend.rambler.ru

Дом Мурзилки - О журнале - СМИ о журнале - Интервью с главным редактором

Страна Мурзилия

Сложно найти хоть одного человека, которому не знаком жёлтый зверёк в красной шапочке и с шарфом на шее. В этом году «Мурзилке» исполняется 90 лет. Журнал появился в далёком 1924 году, и с тех пор его активная жизнь ни разу не прерывалась.

Много детских писателей повстречал он на своём веку – Агнию Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Марину Москвину, Юрия Коринца, всех не перечислишь. Иллюстрации выполняли именитые художники – Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Виктор Чижиков и многие другие – им даже посвящён альбом «Художники „Мурзилки“. 1924–2013…».

На фотографиях, красующихся в редакции, запечатлены встречи со знаменитостями, например, с Астрид Линдгрен. А ещё вокруг множество сувениров со всего света, грамот и дипломов, в том числе награда за лучший интернет-ресурс с позитивным контентом для детей и сертификат от Книги рекордов Гиннесса (за издание для детей с самым долгим сроком существования).

18-3-19.jpg «Как и много лет назад, „Мурзилка“ нужен младшему поколению. Читательская аудитория не теряет интереса к изданию», – говорит Татьяна АНДРОСЕНКО, уже почти тридцать лет воз­главляющая журнал.

– Как вам удалось продержаться столько лет?

– Честно сказать, непросто. Журнал «Мурзилка» всего на два года моложе СССР. Мы и войну, и перестройку выдержали, в первую очередь благодаря подписчикам, читателям и друзьям «Мурзилки». Были свои трудности. Например, когда случился распад СССР, журнал остался без средств к существованию, пришлось искать новую типографию. Но мы не просто выжили, нам удалось сделать современный журнал, и он расцвёл.

– Детские журналы зачастую в ущерб содержательной части притягивают развлечениями. Что для вас главное?

– Наш журнал с самого начала задумывался как литературно-художественный. Все годы мы придерживаемся образовательно-просветительской линии. В каж­дом номере у нас задейст­вованы около сорока писателей и художников. Мы очень внимательно отбираем произведения и иллюстрации, редко используем компьютерную графику, а если допускаем, то она должна быть высокого качества.

У нас есть всеми любимая рубрика «Галерея искусств», где представлены различные художники и репродукции их работ. Ведь если ребёнок будет знать хотя бы фамилии, представлять, как выглядит та или иная картина, то это уже хорошая база.

В то же время журнал и развлекательный. Детям не всегда просто изучать математику, русский язык. Мы работаем с авторами учебников и стараемся тот материал, который дают в школе, представлять в игровой форме. Кроссворды делаем на основе литературных произведений. В каж­дом номере есть вкладки-самоделки, настольные игры, ребусы, раскраски.

– А зарубежную детскую литературу печатаете?

– Печатаем. Это дорогое удовольствие, но пока не было проблем, со всеми договаривались. У нас в стране сложно обстоят дела с авторским правом, с наследниками, из-за этого с нашими писателями не легче работать, чем с зарубежными. Возможности для гонораров у нас небольшие, но мы их честно выплачиваем.

– Сильно изменились читатели? Какую позицию по отношению к ним занимает журнал – друг или наставник?

– Мы часто встречаемся с детьми и учитываем их пожелания. Сейчас вот очень просят вернуть рубрику «Путешествия и открытия». Конечно, мы прислушиваемся.

Но наши материалы – они немного на вырост. Может, ребёнок потом столкнётся с какими-то темами и вспомнит, что он про это читал в «Мурзилке», и ему что-то будет уже знакомо.

Мы учитываем мнение не только детей, но и родителей, библиотекарей. Они видят, чем дети больше интересуются.

– Писем вам дети много пишут?

– Очень! И какие письма! Яркие, поэтичные. Темы абсолютно разные: тут и школьные проблемы, и домашние, и экология, и любовь. Во втором-третьем классе кому переживания доверишь? Мурзилке! С юбилеем нас все поздравляют, стихи присылают, рисунки, поделки, даже мульт­фильмы. Нам очень приятно!

– Журнал распространяется по подписке?

– В основном да. Это дешевле. Его можно найти в киосках, но редко, и цены там уже другие. Выписывают «Мурзилку» городские библиотеки. А школьные библиотеки, к сожалению, не получают средств на подписные детские издания, и даже в Москве.

Мы стараемся идти в ногу со временем, сделали удобный сайт, где можно найти много информации, он был признан лучшим сайтом для детей по результатам конкурса «Позитивный контент». Там выложены все номера с 1924 года. В App Store мы запустили приложение с номерами журнала за последние несколько лет.

Это всё, конечно, полезно, но я считаю, что для маленьких детей важно впитывать красоту слова, читая на бумаге.

18-5-19.jpg– Как вы оцениваете состояние детской литературы на сегодняшний день, где вы находите авторов и печатаются ли у вас молодые?

– Детская литература есть, есть громкие имена из старшего поколения, есть молодые. Черпаем везде, источники используем разные. Часто мы сами знакомимся с авторами во время поездок по стране.

Из того, что нам присылают, мы стараемся всё прочитать. Пусть из десяти человек нам подойдёт один, но мы не упустим в нём искорку.

Иногда наши маститые писатели, которые ведут литературные курсы, семинары, приносят нам работы своих учеников. У нас открыта дорога всем, кто пробует творить для детей. Но мы публикуем те материалы, которые защищают ребёнка, нам важно, чтобы они были интересны, развивали, приносили радость, чтобы не таили никакой опасности.

– Расскажите, пожалуйста, про литературный семинар Юрия Коваля. В какой форме он сейчас существует?

– Это была студия для молодых писателей. Семинары проводились и в редакции, и в мастерской у него. Приходили начинающие авторы, читали свои произведения, обсуждали. Он все неточности подмечал, но никто не обижался, занятия проходили с юмором, в тёплой дружеской атмосфере.

Такие семинары продолжаются и сейчас. Приглашаем опытных писателей, они работают с молодёжью. Но Коваля заменить сложно – он мог заряжать своей энергией, воодушевлять. Мы учредили премию его имени, вручаем раз в два года. Она денежная, небольшая, конечно, но с красивейшим дипломом, который оформлен рисунками Юрия Иосифовича.

– Планируете ли продолжить традицию издания книг о Мурзилке?

– Про него писали Берестов, Успенский, Георгиев, Дружинина, Антонова, Семёнов. У нас накопился хороший том произведений, связанных именно с Мурзилкой. Когда в девяностых годах Семёнов написал книгу «Ябеда-корябеда, её проделки и каверзы», такой ажиотаж был! Сейчас работаем над сборником пьес про Мурзилку, хотим, чтобы в театре что-нибудь поставили.

– Сколько лет Мурзилке в произве­дениях?

– Ему там столько же, сколько и ребятам. Он всегда одного возраста со своим читателем, в чём его и ценность.

– Какие юбилейные мероприятия уже проводились и ещё планируются?

– 14 мая в РАМТе мы подводим итоги предъюбилейного марафона «С „Мурзилкой“ интересно жить! С «Мурзилкой“ весело дружить!». Будем награждать победителей, а потом подарим детям спектакль «Зо­лушка».

16 мая устраиваем большой праздник на целый день вместе с Музеем Москвы в усадьбе князей Голицыных «Влахерн­ское-Кузьминки». Там будет много площадок с различными мастер-классами, а желающие могут принять участие в создании юбилейного номера журнала, который мы там же выпустим к вечеру. Праздник начнётся в час дня и продлится до семи часов вечера, потом всё плавно перетечёт в «Ночь музеев».

В 2013-м мы совместно с издательством «ТриМаг» при содействии благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» выпустили альбом «Художники „Мурзилки“. В нём в хронологическом порядке представлены работы 219 художников, которые сотрудничали с журналом все эти годы. Сейчас в Москве открыто 13 постоянных экспозиций по этой книге. Она, к нашей великой радости, была воспринята как большое культурное явление, стала лауреатом ежегодного национального конкурса «Книга года – 2013». В продаже книги нет, мы подарили её художественным школам, вузам, библиотекам, музеям, чтобы ребята смогли её изучить.

Сейчас с этим же издательством готовим трёхтомник «История страны глазами детского журнала», ведь «Мурзилка» – это значительная часть истории отечественной литературы и культуры.

В октябре будет проходить выставка художников «Мурзилки» в ГУМе, а в декабре мы откроем выставку в Российской государственной детской библиотеке, где будут представлены оригиналы работ художников.

– Поздравляем весь коллектив журнала с 90-летием! Желаем творческих находок, процветания и долголетия!

Беседовала Елена СМОТРОВА

murzilka.org

Дом Мурзилки - О журнале - СМИ о журнале - Интервью с главным редактором

Интервью с главным редактором «Мурзилки» Татьяной Филипповной Андросенко

В этом году журналу «Мурзилка» исполняется 90 лет

.

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU — Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» знаком не одному поколению советских и российских детей. Журнал назван по имени сказочного существа — желтого и пушистого Мурзилки, которого впервые нарисовал в 1937 году художник Аминадав Каневский. В журнале всегда печатались и печатаются лучшие произведения отечественных и зарубежных авторов: Агнии Барто, Бориса Заходера, Корнея Чуковского, Эдуарда Успенского и других не менее знаменитых писателей, на произведениях которых выросло не одно поколение детей. В середине мая 2014 года знаменитому изданию исполняется 90 лет. На протяжении всего этого времени журнал ни разу не переставал издаваться.

 

В преддверии празднования юбилея главный редактор «Мурзилки» Татьяна Андросенко рассказала в интервью «Интерфаксу» о мероприятиях, которые готовит издание к своему 90-летию, жизни «Мурзилки» в 21 веке, а также о ситуации в современной детской периодике и литературе в России.

 

— Татьяна Филипповна, есть ли у «Мурзилки» сегодня детские издания – конкуренты?

 

— Детских журналов много, конкурентов мы не видим, потому что эти журналы появились позже. Мне нравится высказывание одного литературного критика, фамилию которого я называть не буду, «Есть „Мурзилка“, а есть журналы, которые являются клонами «Мурзилки».

На мой взгляд, нужно, чтобы было как можно больше хороших детских журналов. Пусть будет выбор у детей и их родителей. Но я не вижу, чтобы в журналах появлялось что-то  новое. Появляется издание новое, они обязательно «слизывают» рубрики, берут под них тех же авторов, что и «Мурзилка».

Пусть будет больше журналов: мы любим работать в конкуренции, это хорошо подстегивает, не дает стоять на месте.

 

— Расскажите, как журнал планирует отмечать свое 90-летие?

 

— У нас планируется обширная программа не только мероприятий, но и подготовки специальных изданий.

В этом году к 90-летию мы собрали лучшие иллюстрации художников, работы которых печатались на страницах «Мурзилки», начиная с 1924 года и издали книгу. Было выпущено 5 тысяч экземпляров для художественных вузов. Мы знали, что эта книжка нужна, но мы не знали, что она будет настолько востребована. Она стала лауреатом конкурса «Книга года России». Мы бесплатно подарили ее вузам, библиотекам, художественным вузам.

Если на качественных рисунках учить детей, тогда все будет хорошо. К сожалению, в зарубежных журналах рисование оставляет желать лучшего – не поймешь, изображен ребенок или зверек.

 

Кроме того, в настоящее время идет работа над трехтомником «История страны глазами детского журнала». Там будут тексты с рисунками, детские письма. Первый том издания появится к маю, к юбилею.

 

Также 14 мая в театре РАМТ (Российский академический молодежный театр. — ИФ) состоится основной праздник «Мурзилки», где будут вручаться награды детям и взрослым, а также победителям марафона «С „Мурзилкой“ интересно жить, с «Мурзилкой“ весело дружить», который мы проводили в течение года совместно с министерством труда и социальной защиты и министерством связи по всей России. Юным зрителям мы подарим спектакль «Золушка».

 

А 17 мая вместе с музеем истории Москвы мы проводим большой праздник «Мурзилки»с 13:00 часов до 19:00 в музее русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных „Влахернское-Кузьминки“ на 14 площадках по всему парку. К концу дня общими силами будет выпущен юбилейный номер журнала. Принять участие смогут все желающие – вход свободный. Праздник плавно перейдет в «Ночь музеев» для взрослых.

 

Сейчас в Москве работают 12 выставок картин художников, рисовавших для «Мурзилки», и еще одна, 13-я проводится на факультете журналистики в МГУ им. Ломоносова.

 

В октябре у нас будет большая выставка художников «Мурзилки» в ГУМе, совместно с производителями детских товаров. Заключительное мероприятие будет открываться 1 декабря в Российской государственной детской библиотеке. Там будут представлены оригиналы работ художников, иллюстрировавших журнал, также история «Мурзилки» и фотографии. Выставка продлится три месяца.

 

— В чем вы видите миссию «Мурзилки» в XXI веке?

 

— С самого начала у журнала была просветительско-образовательная миссия. Образовывать детей нужно через средства детской литературы, через средства детского рисунка. Такой был замысел при создании журнала в 1924 году, так это и идет по сегодняшний день.

 

На сегодня, главная задача нашего журнала – развивать детей, давать хорошую литературу, не лишать детей детства, помогать. Наши материалы помогали и помогают изучению школьной программы, но в игровой форме. Миссия, как бы ни менялся журнал, как бы ни менялись дети, главное – давать хорошую детскую литературу и рисунок.

У нас на сегодняшний день единственный в стране журнал, который рисуют художники. В мире такого журнала нет, и не было никогда. Есть развлекательные журналы, но литературно-художественного нет.

В 2011 году журнал был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый долго издающийся, не прерывающийся. Журнал жив, и жив большими именами.

 

— В журнале сегодня печатают свои произведения только признанные авторы?

 

— Мы открываем новые имена, молодые авторы идут потоком. Наши маститые писатели приводят молодых. Все приносимые материалы мы перечитываем, чтобы найти и не потерять единственную «звездочку». Для детей писать очень тяжело. Проще написать детектив, чем дать в один разворот материал для ребенка.

Журнал открыт любым темам, главное — чтобы они были добрые, нравственные, чтобы они не пугали наших детей, чтобы они были не опасны для наших детей, чтобы психика наших детей не разрушалась. Мы должны продолжать хорошее, радостное, прекрасное детство.

 

— За счет чего журнал живет?

 

— Наш журнал живет за счет подписки. В киосках его практически не купить, связано это с тем, что продавцы сами не хотят брать детские журналы на реализацию. Им это невыгодно. Поэтому 90% нашего дохода – это подписка, 10% — это розница, если что-то  возвращается нам с розницы, мы тут же дарим журналы школам, школам–интернатам, детским домам. Но количество возврата очень маленькое.

 

— Сколько стоит подписка на «Мурзилку»?

 

— Подписка стоит на полгода 520 рублей. Однако мы опасаемся, что, так как государство с 2014 — 2015 года перестает давать дотации почте, стоимость доставки почтой на 2014-2015 год может возрасти до 40%.

Главные редакторы журналов, не только детских, обращались к правительству с просьбой сохранить дотации для почты, иначе мы потеряем подписчиков. Ничего сделано не было. Сейчас идет подписка на второе полугодие, а уж на следующий год мы ожидаем значительное повышение тарифов на доставку. Это большая проблема, которая, конечно, сократит число наших подписчиков.

 

— Должно ли государство помогать детским журналам?

 

— Помогать детским журналам не надо, мы не просим денег, не надо на редакцию пересылать деньги, каждая редакция по-разному их расходует. Деньги давать надо на детские библиотеки и чтобы отдельной строчкой было написано, что это на подписку на детскую периодику. Моя позиция: отдельной строчкой должны идти деньги на подписные детские издания, и пусть библиотека выбирает, а мы уже между журналами будем стараться, чтобы именно наш журнал выписали. Мне кажется, что это здоровая обстановка.

 

— Есть ли шанс выжить у детской периодики в свете появления современных информационных технологий – ай-падов, приложений, электронных книг и т. д.?

 

— Никакая электронная книга не заменит живое слово. Надежды на то, что электронная книга завоюет мир, не оправдались. Ребенок должен почувствовать красоту слова, русский язык, грамотность, поэтому пока интернет и электронные книги не заменят бумажные книги. Я считаю, что детям надо читать бумажные носители. От цивилизации никуда не уйдем. Для того чтобы ребенок умел разобраться в информации на планшете, нужно, чтобы у него сложилась культура слова, речь и грамотность.

 

— «Мурзилка» идет в ногу со временем, у вас есть электронное приложение?

 

— У нас создано приложение «Мурзилки» для iPad. Сейчас мы вышли на первые места по количеству загрузок среди аналогичных приложений. Это приложение начало активно развиваться с января 2013 года. Есть несколько бесплатных пробных номеров, но само приложение стоит 33 рубля.

Мы надеемся, что к маю текущего года у нас появится приложение журнала и для системы Android.

 

— Что такое, на ваш взгляд, свобода слова в детской периодике и есть ли она сейчас?

 

— Я считаю, что есть свобода слова и для детской и для взрослой периодики. Мы говорим то, что хотим.

В детской периодике совершенно нет запрещенных тем, но основная задача, чтобы это слово не убивало ребенка, чтобы оно радовало ребенка, чтобы слово не было опасным для ребенка и чтобы оно, конечно, воспитывало ребенка. У нас совершенно нет закрытых тем: эстетические, воспитательные, психологические, у нас дают рекомендации психологи, сексологи. Все, что защищает ребенка, – это свобода слова в нашем журнале.

Мы печатаем совершенно разные письма детей — и о хорошей жизни, и о плохой.

 

— Каково, на ваш взгляд, состояние детской периодики сейчас в России?

 

— Состояние периодики такое же, как состояние страны. К сожалению, детская периодика живет сама по себе. И живет так, как может. Мы живем на средства подписчиков. Их должно быть больше. К сожалению, даже сейчас мы встречаем людей, которые не знают, что «Мурзилка» выходит. Государство нам не помогает. Государство раз в год предлагает грант, который мы, к счастью, выигрываем. Но это капля в море, что нам ее хватает на типографию на один номер. Больше никакой помощи мы не получаем.

Финансирования не хватает, но мы не просим, чтобы финансировали журнал, мы были бы рады, чтобы эти деньги получали библиотеки.

 

— Есть ли, на ваш взгляд, сейчас качественная современная детская литература?

 

— Если вы где-то  услышите, что сейчас нет детской литературы, не верьте, детская литература есть, есть хорошие имена. Их просто надо поддерживать, чаще печатать, давать возможность, чтобы книжки молодых авторов выходили, чтобы смелее шли на их публикацию издательства, потому, что издательства тоже бояться пробовать. Они тоже должны вместе с нами раскручивать новые имена. Родители хорошо относятся к новой детской литературе.

 

— Какая литература, на ваш взгляд, нужна современным детям?

 

— Я бы очень хотела, чтобы было больше литературы о современных детях, чтобы дети в своих рассказах узнавали себя. Важно, чтобы ребенок в рассказах узнавал себя. Чтобы узнаваемо было сегодняшнее время ребенка.

Сейчас литература больше без мальчишек и девчонок, а надо, чтобы они видели себя – и в хороших, и в плохих моментах, чтобы было на кого равняться. Литературы, в которой отражался бы ребенок в сегодняшнем времени, очень немного. Мы просим писателей создать таких современных героев, но, к сожалению, пока такой литературы мало.

 

— Как привлечь ребенка к чтению?

 

— Необходимо начинать с семьи – читать дома, читать самим с ребенком. Важно читать каждый день. Нужно создавать такую литературу, чтобы она увлекала детей. До 10, до 12 лет – это тот возраст, когда можно и нужно что-то  менять. Нечитающее, необразованное поколение для нашей страны не нужно. Приучать детей к чтению – это работа и семьи, и школы и библиотек.

Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/culture/370830

murzilka.org

Дом Мурзилки - О журнале - СМИ о журнале - Интервью с главным редактором

Первые сто строк

Мне было пять лет. На Рождество подарили настоящие санки. До этого мы катались на деревянных. Всей детворе в округе такие санки мастерил дядя Иван. Он все умел: класть печи, выжигать горшки, играть на сопилке, писать иконы, сочинять сказки, плести корзины. Он и нас многому пытался научить. Я помню, как мы сидим вокруг него под разлогим каштаном, майские жуки гудят вокруг, а он вяжет сеть. Кто с этой сетью только не ходил на рыбалку! И еще на тот день рождения мне подарили первую книгу — про Буратино. Я по ней выучился читать. Меня научила этому бабушка, которая писать не умела, но по слогам читала. Мама сказала, что есть еще один подарок. Но его принесут позже. И как я ни допытывался, что за подарок, она не сказала.

Подарок принесла почтальон Надя. Она достала из огромной черной сумки, в которую и я мог уместиться, пачку газет и цветной журнал.  Это был «Мурзилка». Потом мне выпишут кроме обязательной «Пионерской правды» «Юный натуралист» и «Юный техник». Связки этих журналов долго хранились на чердаке в нашем старом доме.  На одну из таких связок я случайно наткнулся, когда приехал со своим маленьким сыном домой погостить. Я просидел на чердаке, вернувшись на двадцать лет назад, полдня.Сыну чуть ли не с трех лет мы тоже выписали «Мурзилку» и «Веселые картинки». И все же трудно поверить, что журналу исполнилось девяносто лет. Распалась великая страна. Изменился строй.  Исчезли одни детские организации, появились другие. Стали другими ценности. А журнал живет. Без всяких разнарядок. И секрет здесь прост: он нравится детям. Почему нравится? Потому что это не просто журнал, где много красивых картинок, стихов и рассказов, забавных заданий. Он друг, с которым можно посекретничать, у которого можно попросить совета, которому можно рассказать свою собственную историю. Именно поэтому в журнале много детских писем, детских стихов и рисунков. Творчество взрослых — профессиональных детских писателей и художников — лишь дополняет содержание. И в этом изюминка, находка журнала. «Мурзилка»  — отличная школа для взрослых и детей. Кораблю не плыть без капитана. У «Мурзилки» строгий, бесстрашный, вечно ищущий капитан, многие годы не спускающийся с командирского мостика, — Татьяна Филипповна Андросенко. Только она одна знает, как трудно было удержать корабль на плаву в первые постсоветские годы, как больно бьют периодически повторяющиеся финансово-экономические кризисы по тиражу, как трудно сохранить маленькую — смелую, творческую — команду, как нелегко привлечь новых авторов. «Мурзилке» удалось благополучно пережить все шторма. Главный редактор не только сохранила в трудные годы издание, она сделала его созвучным времени, отвечающим потребностям и запросам   современных детей.  Они не просто смотрят или читают журнал, они все время вовлекаются в действо, в исследовательскую, поисковую, творческую активность. Журнал становится реальной заменой, конкурентом Интернету.  Татьяне Филипповне удалось справиться еще с одной проблемой. Ее журнал, как никакое другое издание, цикличный. Приходит время, и дети перерастают журнал, им требуются другие тексты, другая графика. Чтобы журнал жил, должны вместо ушедших читателей появиться новые. Как привлечь этих новых читателей? У журнала разработана целая стратегия. Можно уже докторскую диссертацию защищать. Как всякая эффективная вещь, она проста. Купят, а вернее, подпишутся на журнал только тогда, когда увидят его живьем, услышат тех, кто его выпускает. Поэтому встречи, встречи и еще раз встречи с родителями, воспитателями детских садов и учителями начальной школы. Различные многоплановые мероприятия для детей. Практически по всей России. Малыши на встречах зовут ее не по имени-отчеству, а просто тетя Таня. Это знак доверия, который дорогого стоит.…Когда готовится очередной номер, многие материалы — тексты, иллюстрации — Татьяна Филипповна приносит, как всякий главный редактор, домой. Чтобы не просто поработать с ними, чтобы услышать главного рецензента. Пока сын Петр был маленьким, она ему на ночь читала все эти материалы вместо сказок. Закончив чтение, затаив дыхание ждала, что он скажет: понравилось — не понравилось, скучно — не скучно, хочется узнать продолжение или нет. Время летит, дети — свои и чужие — взрослеют. Теперь она читает верстку журнала внучке Лизе.Детство — самое счастливое и самое незабываемое время. И благодаря «Мурзилке» тоже.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ

СПОФДО

murzilka.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта