Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Государственный финансовый контроль статья в журнале


Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы — это финансовый контроль.

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или несколько лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и частного производства, ускорении темпов модернизации промышленности, развитии научно-технического прогресса, повышении качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных и природных ресурсов, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства.

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.

По поводу построения системы государственного финансового контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», т. е. многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны, ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, например. Департамент государственного финансового контроля Минфина России и вновь созданный —Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны, однако при обсуждении возможных концепций организации государственной системы финансового контроля основное внимание уделяется проблеме контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств, а также владения, распоряжения и использования объектов государственной собственности.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим государственным органам. Убедительные цифры и большая работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступало. В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.

Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

-          уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

-          конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

-          введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

-          принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

-          наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

В последнее время нередко высказывается идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счетной палаты РФ. Вряд ли, однако, она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс. главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учетом же получателей средств из бюджетов различных уровней, а также хозяйствующих субъектов, использующих госимущество, суммарное количество соответствующих контрагентов достигает 3,5 млн.; экономическую деятельность с применением налоговых преференций ведут свыше 2,5 млн. значимых налогоплательщиков юридических лиц. Разумеется, Палата не в состоянии контролировать каждого получателя бюджетных средств и каждого конкретного налогоплательщика.

С учетом вышесказанного Счетную палату РФ некоторые экономисты предлагают превратить в компактный, мобильно реагирующий на изменения социально-экономических условий развития орган независимого контроля за эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения госсобственностью. Для этого Палата должна прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. Также предлагается включить в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью.

Принятие этих решений в первую очередь позволило бы, возможно, в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов.

Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно, — повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.

Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать в законодательном порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной прокуратуры. В данном контексте заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры. Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в Генпрокуратуру об участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус обязательных к исполнению поручений. Важно также предусмотреть нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и имущественного права или нанесения ущерба государству.

В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена.

Подобную специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в чистом виде можно достаточно условно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов.

Основная проблема состоит главным образом в распределении контрольных полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.

Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за

законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.

 

Литература:

 

1.         Асташова Н. Гос. фин. контроль: приоритетные направления развития// Пробл. Теории и практики упр.- 2012.-№ 3.-с..52–61

2.         Аудит: учебник для бакалавров/ под ред. Р. П. Булыги. — М: ЮНИТИ-Дана, 2012.- 431 с.

3.         Контроль и ревизия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ [Е. А. Федорова и др.]; под ред. Е. А. Федоровой.- М.:ЮНИТИ-Дана. 2014- 239 с.

4.         Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2013. С.604.

5.         Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2011. С. 67–68.:

6.         Методы государственного финансового контроля Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2012. С. 68–69.

moluch.ru

Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования

УДК 336.1

Пенчук Анна ВитальевнаФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации

АннотацияСтатья посвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Государственный финансовый контроль – инструмент финансовой политики, конечной целью которого является повышение эффективности использования финансовых ресурсов государства.

Ключевые слова: бюджетный контроль, внешний и внутренний контроль, государственный финансовый контроль, контрольные органы, налоговый контроль, предварительный и последующий контроль.

Penchuk Anna VutalevnaFinancial University under the Government of the Russian Federation

AbstractThe article deals with the organization of the state financial control in the Russian Federation. State financial control - financial policy tool whose ultimate goal is to increase the effective use of financial resources of the state.

Библиографическая ссылка на статью:Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502 (дата обращения: 07.06.2018).

Контроль – функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Государственный финансовый контроль является инструментом финансовой политики и направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. Табл.1).

Таблица 1 – Определение государственного финансового контроля

Автор

Понятие «государственный финансовый контроль»

Бабич А.М., Павлова Л.Н.

 

совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]

Белуха Н.Т.

система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[2]

Бурцев В.В.

установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов[3]

Грачева Е.Ю.

как подотрасль финансового права[4]

Крикунов А.В.

совокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов[5]

Химичев И.

деятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов[6]

Шохин С.О.

межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[7]

Ялбулганов А.А.

осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[8]

Анализируя мнения разных авторов, можно сделать следующие выводы: государственный контроль – это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства; контроль осуществляется с помощью специфических приемов и методов; целью контроля является проверка законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. 

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов Федерации) и внешний (осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые имеют контрольные полномочия).

Традиционно выделяют:

  • бюджетный контроль – контроль за соблюдением бюджетного законодательства, законности на всех стадиях бюджетного процесса, законности при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, законности при обслуживании и управлении государственным долгом;
  • налоговый контроль – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за соблюдением законности при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет.

В БК РФ установлены виды проведения финансового контроля, который отличаются друг от друга целью и периодом осуществления. (Табл.2)

Таблица 2 – Предварительный и последующий финансовый контроль

Вид контроля

Момент осуществления

Цель

Предварительный

В процессе исполнения бюджетов

Предупреждение и пресечение бюджетных нарушений

Последующий

По результатам исполнения бюджетов

Установление законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности

Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации – непрерывный процесс, который прошел ряд этапов. В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля осуществляется в контексте необходимости:

  • повышения эффективности межведомственного взаимодействия государственных органов в ходе государственного финансового контроля;
  • обеспечения стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного финансового контроля, которые утверждены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).

Для эффективного осуществления государственного финансового контроля необходимо усиление ответственности уполномоченных органов, осуществляющих контроль.

Библиографический список
  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ. 2003
  2. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002
  3. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика. М.: Дашков и К, 2002
  4. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000
  5. Крикунов А.В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в РФ. СПб.: Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2001
  6. Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. М. Юрист, 2004
  7. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. М.: Финансы и статистика, 1997
  8. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист, 1999
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «PenchukAnna»

ekonomika.snauka.ru

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

Библиографическое описание:

Нещадим Е. Г., Городнянская К. А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 482-484. — URL https://moluch.ru/archive/130/36090/ (дата обращения: 28.07.2018).



В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, правовое регулирование

В Российской Федерации необходим контроль за расходованием государственных средств, аккуратностью и своевременностью пополнения государственной казны. При этом именно реально действующий механизм финансового контроля имеет особое значение, так как отражает подлинное состояние управления государственными финансами, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов всех субъектов финансовых отношений. В правовом регулировании государственного финансового контроля имеется целый ряд проблем и противоречий, которые негативно сказываются на эффективности и качестве государственного финансового контроля.

Воздействие финансов на экономику тесно связано с деятельностью государства, являющегося субъектом управления, обеспечивающим организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы [1]. В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля, обеспечивающая законность, целевой характер, эффективность и результативность использования государственных ресурсов, сохранность государственной собственности.

Построение государственного финансового контроля, который бы отвечал требованиям демократического общества, и способствовал более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих проблем и препятствий, которые требуют скорейшего решения.

В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля. Для России финансовый контроль является необходимым инструментом управления финансовыми отношениями и реализации финансовой политики [2].

Отсутствие адекватных мер к правонарушителям бюджетного законодательства является одной из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля.

Так, ответственность за нарушение в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации [3]. В данном кодексе предусматривается 23 состава нарушений бюджетного законодательства, а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено 3 состава нарушений бюджетного законодательства.

В 2003 году была введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Однако привлечение лиц, виновных в бюджетных нарушениях, в соответствии с указанным кодексом невозможно, по причине отсутствия в Бюджетном кодексе Российской Федерации понятие «бюджетного правонарушения». Используется другое понятие — «нарушение бюджетного законодательства».

Еще одной проблемой является отсутствие единых стандартов, норм и правил проведения внутреннего финансового контроля, которые были бы утверждены законодательно. Создание обязательных для выполнения контрольными органами является необходимым.

Подготовка и принятие данной системы правил (стандартов) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является важной задачей. Разработку стандартов считается необходимым возложить на Министерство финансов Российской Федерации, так как данный орган имеет опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для аудиторов.

Существует также объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами планов проверок и своевременном осуществлении проверок и ревизии в процессе исполнения бюджета.

Как показывает практика, контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемый период не могут рассчитывать на преследование виновных лица административном порядке в виду истечения сроков исковой давности [4].

Также в целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, которые являются направлением деятельности контрольных органов.

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в настоящее время стоят также чрезвычайно остро. Следует заметить, что законодательная база финансового контроля и надзора в полной мере не сформирована. На данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не складываются в организованную систему. В Российской Федерации существует огромное количество законов, указов, постановлений, регламентирующих контрольную деятельность, но данные нормы не облегчают взаимоотношения между контрольными органами различных ветвей власти, органами и объектами контроля, а даже зачастую вносят элементы дезорганизации, либо не охватывают целые области экономической деятельности, тем самым оставляя их без контроля со стороны власти. В первую очередь, это проявляется в несогласовании нормативно-правовых актов, отсутствии конкретных механизмов взаимодействия и нечеткости формулировок. Исходя из этого, становится очевидным, что существующие нормативно-правовые акты в области финансового контроля должны быть упорядочены.

На сегодняшний день широкое распространение получили такие формы взаимодействия контролирующих органов, как принятие декларации о сотрудничестве и координации деятельности, заключение соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии. На данный момент в Российской Федерации, к сожалению, не закреплен механизм взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Проблемы правового обеспечения функционирования системы государственного финансового контроля занимают ключевое место. Несогласованность усилий контролирующих органов, отсутствие единой информационной базы, неэффективное взаимодействие между государственными органами контроля препятствует своевременному и полному контролю. Актуальность вопросов правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в российском государстве.

Литература:
  1. Подшивалов Юрий Игоревич. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31. — С. 24–26.
  2. Юдина Я. И. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 1(19). — С. 114–117.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 346-ФЗ) // Российская газета. — 1998. — № 153–154.
  4. Алексеев Д. Б. Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма государственной контрольной деятельности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 182–187.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование, действенный государственный финансовый контроль, Бюджетный кодекс, разработка стандартов.

moluch.ru

Основы финансового контроля в России



Основы финансового контроля вРоссии

Глухова Елена Михайловна, магистрант

Челябинский государственный университет

Исторически сложилось так, что формирование финансового контроля в России связано с земской реформой 1555–1556 годов. В этот период появились специальные приходные кассы, которые взимали налоги [9, С. 30]

Рассмотрим схематически эволюцию финансового контроля, в части органов, осуществляющих функции финансового контроля.

Рис.1. Иерархия финансового контроля в России

Итак, из сложившейся эволюции становления финансового контроля видно, что развитие контроля в сфере финансов положило начало с земской реформы во времена правления Ивана Грозного и по сегодняшний день данная сфера модернизируется и усовершенствуется для более эффективного управления в сфере контроля финансами страны.

В целом Финансовый контроль можно трактовать как контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, предполагает необходимость осуществления контроля данной деятельностью.

Субъектами финансового контроля являются законодательные и исполнительные органы власти всех уровней.

К объектам финансового контроля относятся денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Финансовый контроль по своему содержанию включает проверку соблюдения экономических законов; правильности составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности; эффективности использования финансовых ресурсов организаций.

Принципами осуществления государственного финансового контроля являются: законность; объективность; гласность.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении соблюдается установленный правопорядок, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, организациями.

Организационно-правовыми основами финансового контроля выступают Государственный (муниципальный) финансовый контроль который подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. [1]

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, которая является высшим контрольным органом в стране. Ее деятельность основана на принципе гласности. [8, C. 86]

Согласно 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, обладающий организационной и функциональной независимостью. [2]

Особо выделяется компетенция Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов.

Помимо Счетной палаты финансовый контроль возложен также на Министерство финансов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 (ред. от 12.11.2016 г.) № 329 Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие функции в области финансового контроля: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; контроль за расходами; контроль за использованием и хранением драгоценных металлов; страховой надзор и контроль; контроль в области лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; контроль за качеством аудиторских проверок; контроль за исполнением федерального бюджета и т. д. [4]

Следующий орган финансового контроля — это Федеральная таможенная служба (ФТС России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. [7]

Также функции финансового контроля возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. [5]

Далее следует обозначить, что финансовый контроль осуществляет также Федеральная служба по финансовому мониторингу, выполняющая функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, выработка государственной политики в этой сфере, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности. [3]

Федеральное казначейство также осуществляет функции финансового контроля. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и использование средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. [6]

Центральный банк РФ также необходимо отнести к органу осуществляющему финансовый контроль, который имеет свою особенность, заключающуюся в том, что в одном лице объединен статус органа государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. На Центральный банк возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке.

Все упомянутые федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Более детально остановимся на Внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контролевсфере бюджетных правоотношений, который является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объекты контроля) являются:

‒ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

‒ финансовые органы;

‒ государственные (муниципальные) учреждения;

‒ государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

‒ государственные корпорации и государственные компании;

‒ хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований, а также коммерческие организации;

‒ органы управления государственными внебюджетными фондами;

‒ юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

‒ кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами. [1]

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Из всего вышесказанного следует, что финансовый контроль на данном этапе развития является важнейшим вопросом эффективного управления финансовыми ресурсами страны.

Скорее всего данная сфера внутреннего (муниципального) финансового контроля деятельности государственных органов далее будет модернизироваться и усовершенствоваться, так как появляются новые аспекты проверки финансовых отчетностей, документов, программ и т. д. В частности хочется сказать о вступление в силу с 01.01.2017 г. пункта 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в процессе которого Федеральное казначейство РФ и финансовые органы с 01.01.2017 года в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru осуществляют контроль в части проверки финансового обеспечения организаций, включенных в планы закупок, информацию об идентификационном коде закупки, извещения об осуществлении закупок, протоколы определения поставщиков, а также реестры контрактов.

Литература:
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
  2. Федеральный закон 41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г.
  3. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) «Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу».
  4. Постановление Правительства РФ 329 от 30 июня 2004 г. (ред. 12.11.2016 г.) «О Министерстве финансов Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 12.11.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном казначействе» № 703 от 1 декабря 2004 г. (в ред. 01.07.2016 г.)
  7. Постановление Правительства РФ № 809 от 16.09.2013 г. «О Федеральной таможенной службе».
  8. И. Ш. Килясханов, Н. Д. Эриашвили, Финансовое право: учеб.пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ_ДАНА: Закон и право, 2015. — 479 с.
  9. А. В. Шавров. Финансовое право Российской Федерации: учебник. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010–568 с.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата, Федеральное казначейство, функция, Россия, орган, исполнительная власть, государственный финансовый контроль, бюджетная система.

moluch.ru

Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции



В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране следует объединить усилия субъектов государственного финансового контроля всех уровней власти, а также Счетной палаты РФ, Банка России, прокуратуры РФ. Причем контроль должен осуществляться не только за деятельностью госорганов, но также субъектов предпринимательской деятельности, включая частные структуры.

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, антикоррупционные меры, Счетная палата

Налоговые, иные финансовые преступления, отмывание денег, коррупция, могут представлять угрозу стратегическим, политическим и экономическим интересам как развитых, так и развивающихся стран. Как правило, их совершение становится возможным в результате несовершенных правовых систем и правового регулирования, отсутствия правоприменительной практики и неэффективного межведомственного сотрудничества.

Преступники накапливают значительные денежные суммы от совершения таких преступлений, как мошенничество в инвестиционной сфере, вымогательство, коррупция, присвоение и налоговые мошенничества. Сегодня известно множество методов и способов отмывания денег, которые постоянно совершенствуются. Среди существующих способов выделяют «самоотмывание», или самолегализацию, и использование профессиональных легализаторов — так называемых «лондроматов».

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками открывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности.

Анализ проведенных исследований [1, С.49–51], а также статистические данные и другая информация свидетельствуют о том, что преступность, которая в полной мере относится к преступлениям в финансовой, налоговой сфере и к коррупции, превратилась в серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран, но и всего мирового содружества в целом, поскольку носят агрессивный характер, использует в своей криминальной деятельности высокие технологии.

Вопросы борьбы с коррупцией являются одной из актуальных проблем государства. Это происходит потому, что коррупция парализовала все сферы общественных отношений, она снижает эффективность работы государственного аппарата. Процесс коррупции негативно влияет на бюджет государства. Это находит свое отражение в том, что коррупция активно сопровождает механизм распределения и использования централизованных денежных фондов.

Коррупционные явления способствуют снижению качества управления бюджетными ресурсами, приводят к несоблюдению бюджетной дисциплины участниками бюджетного процесса. Этот факт предопределяет необходимость разработки новых и совершенствования существующих механизмов борьбы с коррупцией в финансовом секторе.

Представляется, что финансовый контроль должен в обязательном порядке присутствовать системе норм, направленных против коррупции и занимать в них важное место. Это позволит обеспечить законность финансовой деятельности, а также будет способствовать укреплению ответственности уполномоченных лиц.

Финансовый контроль осуществляется всеми государственными органами в ходе выполнения финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. По своей сути финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который предполагает осуществление всех возможных видов контроля за их деятельностью в целях достижения задач финансовой направленности.

Государственный финансовый контроль охватывает не только производственную, но и непроизводственную сферы. Он направлен на проверку точного соблюдения финансового законодательства, связанного со своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, Федеральной таможенной службой, а также по взаимным расчетам и платежам предприятий и организаций.

Цель финансового контроля — повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Осуществление финансового контроля государственными финансовыми органами происходит в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы [2, С. 237].

Что касается мер противодействия коррупции, то они предполагают порядок организации и методы проведения финансового контроля субъектов.

Необходимо выделить сферу оказания взаимной юридической помощи как область, в которой активно применяются переговоры с целью осуществления обмена информацией.

Рассматривая международное сотрудничество в области борьбы с налоговыми преступлениями, в числе организаций, активно влияющих на экономическую и правовую политику, следует выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD)[4]. Она была образована в 1961 г. по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС.

В настоящее время в нее входят 34 государства, на которые приходится более 60 % мирового ВВП. Цель деятельности этой организации заключается в мониторинге экономической ситуации, противодействии отмыванию денег, неуплате налогов, коррупции и взяточничеству.

Одним из способов предупреждения или минимизации последствий от коррупции является эффективно организованный государственный финансовый контроль, который должен быть направлен не только на выявление уже совершенных криминальных деяний, но и на предупреждение коррупции.

В общественном сознании уже сформировалось понимание необходимости изменения деятельности государственного аппарата, чтобы улучшить его работу в лучшую сторону.

Цель состоит в том, чтобы повернуть государственных и муниципальных служащих лицом к обществу, чтобы обязать их действительно служить законным интересам человека, в том числе в вопросах борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Правительство также заинтересовано в этом, поскольку осуществление государственного контроля за состоянием коррупции в России стало не только социально-экономический, но и политической проблемой.

На практическом уровне, проблема коррупции делится на несколько различных проблемных областей, каждая со своими особенностями, в которых коррупция проявляет себя с разной степенью тяжести и остроты. Эти проблемные области включают в себя, в частности, управление государственной собственностью, государственное лицензирование, таможенное и налоговое регулирования и т. д. Тем не менее, особенно остро проявляется проблема коррупции в распределении государственных заказов, в которых годовой оборот составляет около 10 % от ВВП [3, С. 40–44].

Создание надежного государственного финансового контроля, а также законодательных барьеров для проявления коррупции в настоящее время является приоритетным.

Значение финансового контроля видится в его способности обеспечивать реализацию социально-экономических задач, которые определяются государством, эффективно используя различные ресурсы, включая финансовые. В соответствии с международными стандартами организация контроля — это обязательный элемент управления финансами. Целью государственного финансового контроля состоит во вскрытии отклонений от принятых стандартов и иных нарушений законности, в сфере расходования денежных и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль способен выявить правонарушение, в том числе коррупционные проявления на более ранней стадии и способствовать принятию соответствующих антикоррупционных мер, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности.

Выполняя свою конституционную задачу по защите федеральных средств и других ресурсов от хищений и неэффективного их использования, Счетная палата Российской Федерации, таким образом, непосредственно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений. Счетная палата Российской Федерации является не только одним из важных элементов национальной системы борьбы с коррупцией, но и своего рода инновационной платформой, на которой реализуются лучшие достижения теории и практики борьбы с коррупцией.

Однако коррупция способна быстро изменяться под воздействием внешних и внутренних условий, поэтому первостепенное значение является разработка инновационных подходов к борьбе с коррупцией. Счетная палата Российской Федерации принимает непосредственное участие в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений, постоянно совершенствует правовые, методологические направления антикоррупционной работы, стандарты для внешнего финансового контроля, а также свои образовательные программы. На сегодняшний день созданы все необходимые условия для обеспечения системного подхода к координации подготовки и квалификации государственных и муниципальных служащих, представителей частного сектора и общественных организаций в области борьбы с коррупцией.

В связи с этим следует отметить, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране необходимым условием, по мнению автора настоящей статьи, является объединение усилий субъектов государственного финансового контроля всех уровней власти, а также Счетной палаты РФ, Банка России, прокуратуры РФ. Причем контроль должен осуществляться не только за деятельностью госорганов, но также субъектов предпринимательской деятельности, включая частные структуры.

Для эффективной работы контрольных органов представляется целесообразным обеспечить их координацию и реальное взаимодействие, посредством создания координационного совета.

Литература:
  1. Лозовицкая Г. Влияние ОПГ из стран СНГ на состояние преступности в России // Юридический мир. 2002. N 3. С. 49–51.
  2. Максимов Ю. А. Методология правовой регламентации таможенной деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых отношений. Финансовый аспект. дисс. на соиск. степ. док. юр. наук. СПб. 2012г. С. 237.
  3. Национальный рейтинг прозрачности закупок // Проект Рейтинга прозрачности 2006 г. М., 2007. С. 44.
  4. Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. Strasbourg, 24 May 2007, FCO. July 2010, Session 2010–11, Treaty Series N. 14, Cmnd 7924.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная палата, Российская Федерация, Счетная палата РФ, предпринимательская деятельность, государственный аппарат, Банк России, OECD.

moluch.ru

Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции



В данной статье рассмотрены вопросы противодействия и предотвращения коррупции с помощью государственного финансового контроля. Исходя из данной статьи можно прийти к выводу, что для увеличения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране необходимо объединить усилия субъектов государственного финансового контроля на всех уровнях власти, а так же Счетной палаты Российской Федерации, Центрального Банка, прокуратуры РФ. При этом контроль должен реализоваться не только за деятельностью государственных органов, но и за предпринимательской деятельностью, включая частные структуры.

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, противодействие коррупции, Счетная палата

Налоговые и другие финансовые правонарушения, отмывание денег, коррупция, представляют угрозу стратегическим, политическим и экономическим интересам ровно как развитым, так и развивающимся странам. Как правило, их осуществление становится возможным вследствие несовершенных правовых систем и правового регулирования, за неимением правоприменительной практики и малоэффективного межведомственного сотрудничества.

Злоумышленники накапливают существенные денежные суммы от совершения таких правонарушений, как мошенничество в инвестиционной сфере, вымогательство, коррупция, присвоение и налоговые мошенничества. На сегодняшний день известно большое количество способов и методов отмывания денег, которые постоянно совершенствуются. Из числа имеющихся способов выделяют «самоотмывание», или самолегализацию, и использование профессиональных легализаторов.

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками раскрывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности.

Проанализировав проведенные исследования, и рассмотрев статистические данные и другую информацию можно сделать вывод о том, что преступность, которая полностью относится к преступлениям в налоговой, финансовой сфере и к коррупции, превратилась в достаточно серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран, но и в целом мирового содружества, поскольку носит агрессивный характер, используя в своей криминальной деятельности высокие технологические процессы.

Одной из актуальных проблем государства является вопрос борьбы с коррупцией. Это происходит вследствие того, что коррупция парализовала все сферы социальных отношений, она снижает результат работы государственного аппарата. Процесс коррупции отрицательно влияет на бюджет государства. Это проявляется в том, что коррупция активно участвует в сопровождении механизма распределения и использования централизованных денежных фондов.

Коррупция обладает множеством измерений и стремительно видоизменяется в зависимости, как от внешних, так и от внутренних обстоятельств. Именно поэтому развитие новых инновационных подходов в противодействии коррупции обладает исключительным значением для борьбы с ней.

Исполняя конституционные задачи по охране средств федерального бюджета и иных ресурсов от хищения малоэффективного управления, Счетная палата Российской Федерации тем самым напрямую участвует в выявлении и профилактике коррупционных преступлений. При этом Счетная палата считается не только одним из важнейших элементов общенациональной системы противодействия коррупции, но и своеобразной инновационной платформой, на которой лучшие достижения практики и теории борьбы с коррупцией превращаются в жизнь, и становятся руководством к действию.

Коррупционные явления оказывают влияние на снижение качества управления бюджетными ресурсами, приводят к несоблюдению бюджетной дисциплины участниками бюджетного процесса. Данный факт определяет необходимость разработки новых и улучшенных механизмов борьбы с коррупцией в финансовом секторе, и совершенствования существующих механизмов.

Представляется, что финансовый контроль в обязательном порядке должен осуществляться в системе норм, нацеленных против коррупции и занимать в них важное место. Это даст возможность обеспечить законность финансовой деятельности, а также поспособствует укреплению ответственности уполномоченных лиц.

Все государственные органы осуществляют финансовый контроль в ходе выполнения финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Суть финансового контроля заключается в следующем — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который подразумевает осуществление всех допустимых видов контроля за их деятельностью в целях достижения задач финансовой направленности.

Государственный финансовый контроль включает не только производственную, но и непроизводственную сферу. Его действия направленны на проверку точного соблюдения финансового законодательства, связанного со своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, Федеральной таможенной службой, а также по взаимным расчетам и платежам предприятий и организаций.

Основная цель финансового контроля — повышение экономического стимулирования, разумное и эффективное использование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Реализация финансового контроля государственными финансовыми органами осуществляется в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Меры по противодействию коррупции, предполагают порядок организации и способы проведения финансового контроля субъектов.

Следует выделить сферу оказания взаимной юридической помощи как область, в которой активно применяются переговоры с целью осуществления обмена информацией.

Не стоит забывать, что борьба с коррупцией — это, в первую очередь деятельность, требующая финансовых вложений. Так как финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, то такие расходы также должны быть подконтрольными. Таким образом значимость задач Счетной палаты в данном вопросе состоит в оценке эффективности использования средств федерального бюджета и в контроле целевого использования бюджетных средств, на осуществление мероприятий по борьбе с коррупцией.

При переходе к программному бюджету роль оценки результативности и эффективности использования бюджетных средств в проекте целевых программ, рождает потребность в инновационных разработках по определению характеристик для оценки эффективности ведомственных антикоррупционных программ, в основании которых лежат системы конкретных прозрачных индикаторов, что позволяет объективно оценить, сопоставить полученный результат к размеру затраченных на него денежных средств.

Говоря о борьбе с налоговыми преступлениями, мы не можем обойти стороной такой аспект, как международное сотрудничество в данной области. В составе организаций, которые усиленно влияют на правовую и экономическую политику, стоит отметить ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

ОЭСР образовалась на базе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) по инициативе США в 1961 году.

На сегодняшний день, в состав ОЭСР входят 34 государства. На эти 34 государства приходится более 60 % мирового ВВП.

Данная организация ставит перед собой четкий перечень целей, он состоит из двух основных и самых главных:

  • постоянный мониторинг экономической ситуации;
  • разработка и организация мер по противодействию отмыванию денег, неуплаты налогов, коррупции и взяточничеству.

Эффективно организованный государственный финансовый контроль является одним из самых важных способов предупреждения и минимизации последствий коррупции. Данный способ должен специализироваться не только на выявлении уже совершенных ранее криминальных дел, но и сконцентрироваться на том, чтобы вовремя предупредить коррупцию.

На сегодняшний день, в сознании нашего общества сформировалось чёткое понимание о том, что необходимо изменять деятельность государственного аппарата для его улучшения и эффективной работы.

Главная цель заключается в следующем: постараться сделать все возможное и невозможное, чтобы государственные и муниципальные служащие услышали наше общество. Привести в обязанности служащих служить, действовать и руководствоваться при выборе решений только исходя из законных интересов людей, в особенности в вопросах борьбы с коррупцией и экономической преступностью.

Так как осуществление государственного контроля за состояние коррупции в России является не только социально-экономической, но и политической проблемой, то правительство также заинтересовано в том, чтобы служащие всегда служили законным интересам нашего общества.

Если рассматривать более подробно и разбирать данный вопрос на практическом уровне, то проблема коррупции делится на ряд различных проблемных областей, каждая из которых имеет свои особенности и в которых проблема коррупции проявляется с разной степенью тяжести и остроты.

В состав проблемных областей входит:

  • управление собственностью государства
  • государственное лицензирование
  • таможенное и налоговое регулирование и т. д.

Не смотря на это, особо остро и явно проявляется проблема коррупции при распределении государственных заказов с годовым оборотом около 10 % от ВВП.

Приоритетным на сегодняшнее время является создание надёжного государственного финансового контроля, а также грамотная разработка мер, законодательных барьеров для проявления и выявления коррупции.

Значимость финансового контроля очень явно прослеживается в его главной особенности обеспечивать реализацию социально-экономических задач, определённых государством, эффективно используя различные, в том числе финансовые ресурсы.

Организация контроля, в соответствии с международными стандартами представляет собой обязательный элемент управления финансами.

Основная цель государственного финансового контроля заключается во своевременной вскрытии отклонений от принятых стандартов и различных нарушений законности в области расходования материальных и денежных ресурсов.

Государственный финансовый контроль имеет способность своевременно выявить правонарушения, включая коррупционные проявления, на первоначальной стадии, и поспособствовать принятию нужных в данной ситуации антикоррупционных мер, а в отдельных случаях данный контроль может привлечь виновных лиц к ответственности за совершенное деяние.

Счётная палата РФ при выполнении своих задач, закреплённых конституцией РФ, а именно защита федеральных средств и других видов ресурсов от неэффективного использования и хищения, непосредственно принимает участие в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений.

Счётная палата РФ помимо того, что является одним из самых важных элементов национальной системы борьбы с коррупцией, но и также является в неком роде инновационной платформой, реализующей лучшие достижения теоретических и практических мер по борьбе с коррупцией.

Но все же не стоит забывать про тот фактор, что коррупция способна очень быстро меняться под воздействием как внутренних, так и внешних условий. И потому значением первой степени является разработка эффективных инновационных подходов и мер по борьбе с коррупцией.

Счётная палата РФ активно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений. Счётная палата РФ постоянно модернизирует правовые, методологические направления антикоррупционной работы, стандарты для контроля финансовых ресурсов на внешнем уровне, а также совершенствует свои образовательные программы,

В настоящее время созданы все необходимые условия для чёткого системного подхода к координации подготовки и квалификации государственных и муниципальных служащих, а также представителей частного сектора и общественных организаций, которые выступают в области борьбы с коррупцией.

Исходя из этого следует извлечь главное, что для того, чтобы повысить эффективность государственного финансового контроля всех уровней власти, авторы статьи предлагают следующую мысль: обьединить усилия субъектов государственного финансового контроля всех ветвей власти, в том числе присоединить усилия Счетной палаты РФ, Банка России РФ и прокуратуры РФ.

И самое важное, чтобы контроль осуществлялся не только за счёт деятельности государственных органов, но и за счёт субъектов предпринимательской деятельности, в том числе частные структуры.

Для эффективной работы органов контроля даётся возможность целесообразно обеспечить их координацию и реальное взаимодействие, за счёт создания Совета Координации (Координационный Совет).

Литература:
  1. Донченко Е. С. Эффективность государственного финансового контроля РФ и пути его совершенствования // Актуальные вопросы экономики современной России: сборник статей VII Международной студенческой электронной научной конференции. 2015
  2. Епихин А. Ю. Борьба с взяточничеством и коррупцией в России в начале 20-х годов: Уроки и опыт // Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. С. 187.
  3. Лозовицкая Г. Влияние ОПГ из стран СНГ на состояние преступности в России // Юридический мир. 2002. N 3. С. 49–51.
  4. Лопухин В. Ю. Инновационное общество и проблема коррупции // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 24–27.
  5. «Первое антикоррупционное СМИ» [Электронный ресурсc] URL: http://pasmi.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, Счетная палата РФ, Счетная палата, противодействие коррупции, проблема коррупции, том, федеральный бюджет, борьба.

moluch.ru

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования

Пенчук Анна Витальевна,cтудентка финансовоэкономического факультета ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. МоскваV. I. P. Ane4ka@mail. ru

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

и направления его совершенствования

Аннотация. Статьяпосвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе управления государственными финансами финансовый контроль выполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля позволит повысить эффективность использовать финансовые ресурсы государства. Ключевые слова: государственный финансовый контроль, объект государственного финансового контроля, внешний и внутренний финансовый контроль, принципы контроля, налоговый, бюджетный контроль. Раздел: (04) экономика.

Государственный финансовый контроль –функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Он является инструментом финансовой политики, направленным на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. табл. 1). Таким образом, государственный финансовый контроль –это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. Государственный финансовый контроль –это функция государственного управления, обеспечивающая реализацию финансовой политики государства. Традиционно выделяют следующие виды государственного финансового контроля: бюджетный контроль –контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, при обслуживании и управлении государственным долгом; налоговый контроль –контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет. Организация государственного финансового контроля осуществляется с учетом следующих принципов:принцип законности –проведение контроля осуществляется на основании нормативноправовой базы, в т. ч. регулирующей деятельность государственных контрольных органов;принцип объективности –отсутствие предвзятости и обоснованность выводов, сделанных по результатам проведения контрольных действий;

Таблица 1 Определение государственного финансового контроля

АвторПонятие «государственный финансовый контроль»А. М. Бабич, Л. Н. Павлова

Совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]Д. Н. БахранКак функция социального управления[2]Н. Т. БелухаСистема наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[3]А. БланкенагельВнутренняя проверка системы и соответствия ее главным принципам, выраженным в основополагающих ценностях, политических институтах, важнейших характеристиках государства и общества, снимающаявозникающее в обществе напряжение[4]В. В. БурцевУстановленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансовохозяйственной деятельностью экономических субъектов[5]М. В. ВасильеваКак функция государственного управления, пот отношению к которому он выступает средством и инструментом реализации государственной политики[6]Е. Ю. ГрачеваКак подотрасль финансового права[7]Ю. А. Козенко,Г.В.ФедотоваИндикатор соответствия потребностей экономических субъектов финансовой политике, проводимой государством и его финансовыми институтами[8]А. В. КрикуновСовокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов [9]И. ХимичевДеятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социальноэкономического развития страны и ее регионов[10]С. О. ШохинМежотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансовохозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[11]А. А. ЯлбулгановОсуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности ивыявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[12]

принцип гласности –общедоступность результатов финансового контроля, а также соблюдение установленных норм, касающихся государственной и коммерческой тайны;принципответственности –строгое соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контролянадвсеми субъектами контроля;принцип независимости органов финансового контроля –обеспечивается процедурами избрания и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов;принцип разграничения функций и полномочий –исключение дублирования функций органов финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности;принцип системности –наличие единой правовой базы, установление периодичности в проведении контрольных мероприятий. Традиционно в качестве объектов государственного финансового контроля выделяютгосударственные финансовые ресурсы, государственный долг и государственные резервы. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве объектов государственного финансового контроля определены:главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;финансовые органы в части соблюдениями ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;государственные учреждения;государственные унитарные предприятия;хозяйственные товарищества и общества с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;юридические лица (за исключением государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий;органы управления государственными внебюджетными фондами;юридические лица, получающие средства из государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствамив части соблюдениями ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета[13]. Таким образом, в рамках правовых изменений произошло смещение акцента в определении объекта государственного финансового контроля в пользу отдельных субъектов управления государственными финансами. Во многом это продиктовано стремлением расширить сферу государственного финансового контроля, вовлекая в нее не только получателей бюджетных средств (как участников бюджетного процесса), но и иные организации, не являющиеся таковыми. До ввода в действие новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации основными методами осуществления государственного финансового контроля были проверка, ревизия, обследование. Новая редакция определила наличие еще одного метода–санкционирование операций, т. е. совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций (табл. 2). Таблица 2 Методы государственного финансового контроля

Методы ГФКХарактеристикаПроверкаДокументальная и фактическая проверка законности и достоверности отдельных финансовых операций;оформление результатов в форме актаРевизияДокументальная и фактическая проверка законности и достоверности всей совокупности финансовых операций;оформление результатов в форме актаОбследованиеАнализ и оценка состояния определенной сферы;оформление результатов в форме заключения

В настоящее время государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный финансовый контроль проводят Счетная палата Российской Федерации и контрольносчетные органы субъектов Российской Федерации. Внутренний контроль осуществляется Федеральной службой финансовобюджетного надзора, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами Федерального казначейства (финансовыми органами субъектов Российской Федерации). Подобное разделение продиктовано различиями между подчиненностью и функциями указанных органов, а также объектом государственного финансового контроля. В качестве объектов внутреннего государственного финансового контроля выступают исключительно финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничен сферой государственных финансов и включает в себя экспертизу проектов нормативных правовых актов и результатов исполнения бюджета. В связи с этим возникает проблема разграничения полномочий специально созданных органов финансового контроля –Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансовобюджетного надзора Российской Федерации. Полномочия данных органов дублируются. Эффективность организации государственного финансового контроля зависит от ряда факторов:доступностикачественной информации о реальном состоянии контролируемого объекта;стабильностизаконодательства;комплексногохарактераконтроля, осуществляемогона постоянной основе и имеющегоопределенную периодичность;тесноговзаимодействияи координацииорганов, осуществляющих государственный финансовый контроль;четкойрегламентацииконтрольной деятельности, в т. ч. стандартизациипроцессов и документации;профессионализмаи компетенциипредставителей органов государственного финансового контроля. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации –непрерывный процесс, который прошел ряд этапов. В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля обусловлено следующиминедостатками: дублирование полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, которое приводит, с одной стороны, к излишней подконтрольности объектов государственного финансового контроля, а с другой, наоборот, к наличию ситуации, когда часть финансовых операций остается вне контроля;

отсутствие единых подходов к осуществлению государственного финансового контроля и привлечению к ответственности за бюджетные нарушения;отсутствие универсальных подходов к сбору и предоставлению информации о выполнении показателей, большое количество методик их расчетов, что затрудняет проведение контроля за ходом реализации целевых программ. Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия важно:четкое разграничение на законодательном уровне полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль;проведение совместных мероприятий разными контрольными органами по проверке одного и того же объекта контроля. Важнейшим направлением совершенствования государственного финансового контроля является обеспечение стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного контроля, которые утверждены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). Необходимо разработать единый классификатор бюджетных нарушений, который позволит определить вид бюджетных нарушений и механизм ответственности за их совершение. Таким образом, назначение государственного финансового контроля –обеспечение успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Вступление в силу новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечило:закрепление на законодательном уровне объектов государственного финансового контроля;разграничение государственного финансового контроля на внешний и внутренний;появление нового метода осуществления контроля –санкционирование расходов;закрепление на законодательном уровне определения бюджетного правонаруше

e-koncept.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта