Информационные технологии в развитии современного информационного общества. Информационное общество статьи из журналов
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОТ ЦИФРОВЫХ АРХИВОВ К ЦИФРОВОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ | Опубликовать статью РИНЦ
Шаповалова Г.М.
ORCID: 0000-0002-5275-6841, Кандидат юридических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОТ ЦИФРОВЫХ АРХИВОВ К ЦИФРОВОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
Аннотация
Автор рассматривает информационное общество, в основе которого лежат процессы информатизации, и его инструменты – информационные технологии и телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет. Результатами данных процессов являются информационные ресурсы. Часть информационных ресурсов, создаваемых библиотеками и архивными учреждениями, относится к культурному наследию, что, в свою очередь, несет жизненно важную миссию обществу – поддержание социальной памяти, которая является основой идентичности и необходимым условием морально-нравственного воспитания и сохранения нации. Оцифровывание документального наследия и создание цифровых архивов – одна из характеристик инновационных изменений в культурной сфере современного информационного общества.
В качестве выводов автор предлагает обратить внимание ученых и практиков на новое понимание культурного наследия в более широком смысле. Классическое понятие «культурное наследие» не утратит своей сущности, даже независимо от инновационных процессов в современном обществе, но и понятие «цифровое культурное наследие» нуждается в формализации в российском законодательстве, одно из веских оснований – это инициатива представленная в Хартии о сохранении цифрового наследия.
Ключевые слова: информационное общество, цифровое наследие, цифровые архивы, информационные ресурсы, информатизация, законодательство, Хартия, идентичность, телекоммуникации, документ
Shapovalova G.M.
ORCID: 0000-0002-5275-6841, Associate Professor, State University of Economics and Service Vladivostok, Russia
INFORMATION SOCIETY: FROM DIGITAL ARCHIVES TO DIGITAL CULTURAL HERITAGE
Abstract
The author examines the information society, which is based on the processes of information, and its tools – information technology and telecommunication networks, including the Internet. The results of these processes are information resources. Part of the information resources created by libraries and archival institutions, belongs to the cultural heritage, which, in turn, is a vital mission of the society is the maintenance of social memory, which is the Foundation of identity and a necessary condition of moral education and the preservation of the nation. Digitization of documentary heritage and the creation of digital archives – one of the characteristics of innovation in the cultural sphere of the modern information society. In conclusion, the author proposes to draw the attention of scientists and practitioners a new understanding of cultural heritage in a broader sense. The classical notion of “cultural heritage” does not lose its essence, even regardless of innovative processes in modern society, but also the concept of “digital cultural heritage” in need of formalization in the Russian legislation, one good reason is the initiative presented in the Charter on digital heritage preservation.
Keywords: information society, digital heritage, digital archives, information resources, information, legislation, Charter, identity, telecommunications, document
Современное общество – информационное общество, оно характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных сетей, а также их интенсивным использованием обществом, бизнесом и органами государственной власти. Определяющие факторы формирования и развития информационного общества в Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее – Стратегия): 1) повышение качества жизни граждан; 2) развитие сфер жизни общества, таких, как экономическая, социально-политическая, духовная, культурная и др. [4].
Мы остановимся на культуре как доминирующей в решении острой проблемы современности, решаемой государством – повышение качества жизни граждан. Общество и культура неразрывны, органически связаны между собой. Общество не способно существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной.
Развитие культурной сферы жизни общества возможно через сохранение и использование культурного наследия. Культурное наследие несет жизненно важную миссию общества – поддержание социальной памяти, которая является основой идентичности и необходимым условием морально-нравственного воспитания и сохранения нации. Оцифровывание документального наследия и создание цифровых архивов – одна из характеристик инновационных изменений в культурной сфере [22]. Традиционные принципы архивного дела сохраняются, а информационные технологии, телекоммуникационные технологии, в том числе и сеть Интернет, стали мощными инструментами, которые демократизировали право общества на доступ к цифровому наследию.
Проекты оцифровки начинали реализоваться в 1980-1990-х гг. как неотъемлемый элемент создания электронных каталогов собраний крупнейших архивов, и первоначально предназначались для формирования презентационных (мультимедийных) продуктов [13]. Со временем цифровые архивы приобрели статус самостоятельного, самодостаточного, капитало- и наукоемкого феномена, тесно связанного с обеспечением доступности к фондам и физической сохранности подлинников (создание электронных копий, изъятия оригиналов из непосредственного обращения, а также выполнение государственных планов и программ по переводу историко-культурного наследия в цифровой формат) [13].
Преимущества цифровых архивов очевидны, ведь они решает одну из важных проблем сохранности объектов-оригиналов. Неоспоримо, что в рамках администрирования цифровых архивных фондов появляется возможность ограничения прав доступа, ведение системных протоколов операций, осуществляемых пользователями по работе с цифровыми архивами, создание резервных копий, что все в совокупности позволит обеспечить необходимый уровень информационной безопасности, предотвратить несанкционированный доступ и незаконное копирование документов [17], [19].
Концепцию цифрового архива можно рассматривать в контексте организационно-правовой основы: 1) создание цифровой копии; 2) доступ к информационному ресурсу и его регулирование; 3) поиск и просмотр; 4) обеспечение сохранности; 5) обеспечение безопасности; 6) импорт и экспорт из одной информационной системы в другую и обратно. Для этого необходимо усилить концепцию новым терминологическим аппаратом. В процессе создания, сохранения и использования цифровых архивных фондов появилась необходимость в правовом термине «цифровые архивы» в рамках национального законодательства.
Термин «архив» понимается по-разному – на уровне субъекта (учреждения) и объекта (собственно архивной информации, составляющей архивного фонда). Толковые словари русского языка определяют архив как собрание письменных памятников (рукописей, писем и т. п.), относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения или лица.
Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации 22.10.2004 г. (последняя редакция – 02.03.2016 г.), предлагает следующее определение архива: учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Ресурсы учреждения или структурного подразделения организации определяются через понятие «архивный фонд» как исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации. Современные фонды, созданные и хранящиеся в информационных системах, по законодательству, можно рассматривать, исследовать как информационные ресурсы, подлежащие постоянному хранению [3; 18; 21]. Информационные ресурсы, в свою очередь, – это коллекции цифровых объектов, которые могут включать в себя текст, визуальный материал, аудио- и видеоматериал, сохраненный в электронной форме в результате оцифровки или быть изначально в цифровом формате.
В национальном стандарте ГОСТ 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденном Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, определение «цифровой» также не применяется, но зафиксировано определение электронного документа и его свойства: «электронный документ: документ, информация которого представлена в электронной форме. Аутентичность (электронного документа): Свойство электронного документа, гарантирующее, что электронный документ идентичен заявленному. Достоверность (электронного документа): Свойство электронного документа, при котором содержание электронного документа является полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности» [8]. В этом документе, в отличие от Закона об архивном деле, признается наличие двух форм существования архивных фондов.
Из текста Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 г. мы видим, что в России создание и деятельность цифровых архивов расширяется: для поиска архивной информации на уровне фонда ведется пополнение данными Центрального фондового каталога (ЦФК). В настоящий момент он содержит сведения о почти 700 тыс. фондов государственных и муниципальных архивов Российской Федерации (13 федеральных архивов, 1556 государственных и муниципальных архивов 56 субъектов Российской Федерации) [7].
Из анализа статистических данных можно утверждать, что в ближайшем будущем работа по рассекречиванию архивных документов, хранящихся в государственных архивах, имеет огромные перспективы. Только федеральными архивами в течение года на открытое хранение переведено свыше 14,7 тыс. дел. В целях информирования общественности о результатах работы по рассекречиванию на официальном Интернет-сайте Росархива размещена и постоянно пополняется База данных рассекреченных дел и документов федеральных архивов (http://unsecret.rusarchives.ru/) [9]. Начаты работы по оцифровке документов Государственного Комитета Обороны, электронные образы которых будут представлены на сайте «Документы советской эпохи» [14]. Продолжается формирование Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, в который на настоящий момент включено 575 документов федеральных и региональных архивов [7]. В целях обеспечения удаленного доступа к ним через сеть Интернет ведется пополнение данными об уникальных документах федеральных и государственных архивов субъектов Российской Федерации модернизированной за отчетный период информационной системе «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», размещенной на портале «Архивы России» [12]. Активно идет оцифровка собраний Госфильмофонда России – уже сейчас доступны постоянно пополняемые каталоги известных студий: ЦСДФ, Центрнаучфильм, Леннаучфильм, Свердловская студия хроники, и многих других, идет постоянная работа с фондами государственных и частных киностудий, создается единый цифровой архив документальных фильмов и кинохроники [14].
В плане организационно-методологической основы разработаны научные методики, методические рекомендации архивирования информации, создания цифровых архивов и управление полученным информационным фондом. Дальнейшая модернизация работы с цифровыми архивами стала возможна благодаря информационным технологиям, которые позволяют решать задачи на более интеллектуальном уровне.
Понимая, что развитие этих процессов стали необратимым, прогрессивным и переходящим на транснациональный уровень, о котором говорится в Хартии о сохранении цифрового наследия: «многие из ресурсов имеют непреходящую ценность и значимость и поэтому представляют собой наследие, которое следует сохранять и защищать для современных и будущих поколений. …существует риск утраты этого цифрового наследия и …его сохранение для современных и будущих поколений является насущной проблемой, вызывающей озабоченность во всем мире» [1].
В связи с этим о концептуально новом подходе к правовому обеспечению сферы цифровой культуры с обобщением международного опыта пишут многие специалисты из разных научных областей [15; 16], что прямым образом касается и цифровых архивов. Появляются научные публикации, затрагивающие вопросы о необходимости выработки единой нормативной правовой базы, с учетом того, что право способно оказывать определенное воздействие на происходящие производственные процессы: 1) на поведение граждан и деятельность учреждений по переводу в цифровой формат фондов; 2) выбор методов оцифровки, сканирующего и другого специализированного оборудования; 3) определение требований как к самому процессу создания электронных копий, так и к их учету, хранению и использованию; 4) необходимость проведения мониторинга объемов оцифрованных архивных документов и др. [10; 20].
Впервые были разработаны рекомендации по осуществлению оцифровки в 1996 г., которые не утратили своей актуальности до сегодняшнего дня и положили начало нормотворчеству в этой области. В то время была создана, апробирована и внедрена (и уже неоднократно переработана) различная документация, регулирующая вопросы сканирования разновидовых источников информации (инструкции, руководства, правила и т.п.). Однако, к сожалению, большинство известных в этой сфере документов не имеют статуса международного или национального стандарта, ограничиваясь рамками отдельной отрасли и/или даже организации [13].
В качестве примера – для решения этой задачи существуют «Методические рекомендации по созданию электронных копий документов, АФ РФ на бумажной основе и управлению полученным информационным массивом», источник опубликован на официальном сайте Росархива 30.04. 2013 г. [11]. Они были разработаны в рамках реализации в 2012 г. мероприятий Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг.)» [5] и выполнения работ по государственному контракту № 55 от 22 мая 2012 г. «Проведение научных исследований в области комплектования, хранения, учета и использования архивных документов».
В Законе «Об архивном деле» отмечается, что среди архивных документов имеются особо ценные, имеющие непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства, в том числе уникальные, не имеющие себе подобных по содержащейся в нем информации. Далее сказано, что архивные документы, отражающие материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия [3]. Из чего следует, что в контексте данного Закона значительная часть информационных ресурсов цифровых архивов России имеет историко-культурную ценность и заслуженно может рассматриваться как цифровое культурное наследие.
Данная тенденция изменения статуса архивных (и других) цифровых объектов в рамках понимания цифрового культурного наследия прослеживается документально – если в Ежегодном государственном докладе за 2013 год «О состоянии культуры в Российской Федерации» [6]. Архивный фонд Российской Федерации, Национальный библиотечный фонд (в том числе их цифровой компонент) рассматривались в разделе V «Информационные ресурсы культуры», то в Докладе за 2014 г. – уже в разделе 3 «Культурное наследие» как его объекты [7].
В 2014 г. раздел 6 «Информационные ресурсы культуры» рассматривал информатизацию сферы культуры, оцифровку культурного наследия и представление культуры в сети Интернет и в СМИ как информационный инструментарий, в тоже время сами объекты культуры отнесены, соответственно, к культурному наследию. Безусловно, Доклад за 2014 г. не является нормативным правовым документом, но четко отражает изменение понимания специалистами феномена культурного наследия. Благодаря этому документу можно проследить, как незначительные изменения приводят к глобальным переменам, в частности, понимания культурного наследия шире, чем было отражено в документах ранее.
Согласно Хартии о сохранении цифрового наследия, принятой на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2003 г., «цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний и форм их выражения. Оно охватывает ресурсы в области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и другого характера, созданную в цифровом виде или переведенную в цифровую форму из существующих аналоговых ресурсов» [1]. В ст. 2 Хартии «Доступ к цифровому наследию» говорится, что «одна из задач цифрового архива как элемента цифрового наследия состоит в том, чтобы его контент оставался доступным для общества. Соответственно, доступ к материалам цифрового наследия, особенно к тем, которые относятся к области общественного пользования, должен быть свободным от необоснованных ограничений. В то же время засекреченная и частная информация должны защищаться от любых форм посягательства. Государства-члены, возможно, выразят желание сотрудничать с соответствующими организациями и учреждениями в том, чтобы содействовать созданию таких правовых норм и практических условий, которые обеспечат максимальную доступность цифрового наследия» [1].
Пути решения данной проблемы, непосредственно касающейся закрепленного конституционного права на доступ к культурным ценностям, в том числе к цифровому культурному наследию, рассматриваются как политиками и учеными зарубежных стран, так и России. 12 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 1275 ГК «Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями» изложена в новой редакции [2].
В целом, рассматривая соотношение законодательных мер и функционирование цифровых архивов, в первую очередь необходимо опираться на такое многогранное и значимое понятие, как принцип общественного блага, и учитывать факторы развития международного сотрудничества и консенсуса в этой сфере. По мнению автора, тенденция понимания культурного наследия в более широком смысле нарастает, цифровые архивы в итоге получат правовое понятие «цифровое культурное наследие» уже в свете нового российского законодательства, инициатива которого представлена в Хартии о сохранении цифрового наследия.
Литература
- Хартия о сохранении цифрового наследия [2003] // Библиотековедение. 2004. № 6. С. 40–43.
- О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160073.
- Об архивном деле в Российской Федерации: федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 02.03.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N 20, ст. 2444.
- О федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы): постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186 (ред. от 10 апреля 2015 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127422;dst=110581.
- Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 г. URL: http://mkrf.ru/report/gosoklad/.
- Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 г. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D0%94%20%D0%B8%20%D0%A1%D0%A4%20%D0%A4%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%9B.pdf.
- ГОСТ 7.0.8-2013. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утвержден Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/.
- Федеральное архивное агентство. База данных рассекреченных архивных дел и документов федеральных государственных архивов. URL: http://unsecret.rusarchives.ru/.
- Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40984/.
- Методические рекомендации по созданию электронных копий документов АФ РФ на бумажной основе и управлению полученным информационным массивом / Ю. Юмашева. М., 2012. 125 с. URL: http://archives.ru/sites/default/files/rekomend_el-copy-archival-documents.pdf.
- Архивы России. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/.
- Гармаш В.Н., Захарченко Д.С. Разработка проекта отраслевого стандарта создания электронных копий архивных документов (первый этап). М., 2015. 279 с. Рукопись деп. в ВНИИДАД № ДР 261 10.03.2015.
- Документы советской эпохи. URL: http://sovdoc.rusarchives.ru/.
- Куняев Н. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития Российского государства [2010]. URL: http://www.juristlib.ru/book_7318.html.
- О Народном цифровом архиве. URL: http://nffedorov.ru/pvo/bhi/nca.html.
- Система электронного архива. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333742.
- Цифровой архив: создание и внедрение. URL: http://www.archiv-s.ru/public/tsifrovoy-arkhiv-sozdanie-i-vnedrenie/.
- Электронный архив документов. URL: http://www.docscan.ru/allabout/elarch.html.
- Юмашева Ю.Ю., Ткаченко Н.А., Левчук Л.И., Абраменко С.В. Мониторинг осуществляемых в государственных архивах субъектов Российской Федерации проектов оцифровки архивных документов. М., 2014. 150 с. Рукопись деп. В ВНИИДАД. ДР № 253.
- Decman M. Long term digital archiving – Outsourcing or doing it // 7th European Conference on e-Government (ECEG 2007). Hague, 2007. Р. 101-109.
- Delmas B. Advent of digital age overturns archives // 2010. Iss. 361. P. 27.
References
- Charter on the preservation of digital heritage [2003] // library. 2004. No. 6. S. 40-43.
- Amending part one, second and fourth Civil code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law of 12 March 2014 № 35-FZ. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=law;n=160073.
- On archives in the Russian Federation: the Federal law from 22.10.2004 No. 125-FZ (as amended on 02.03.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/.
- On the national security Strategy of Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 N 537 and (as amended from 01.07.2014) // collected legislation of the Russian Federation, 18.05.2009, N 20, article 2444.
- About the Federal target program “Culture of Russia (2012-2018): regulation of the Government of the Russian Federation of 3 March 2012 g. № 186 (as amended on April 10, 2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=127422;DTR=110581.
- State report on the state of culture in the Russian Federation in 2013 URL: http://mkrf.ru/report/gosoklad/.
- State report on the state of culture in the Russian Federation in 2014 URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D0%94%20%D0%B8%20%D0%A1%D0%A4%20%D0%A4%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%9B.pdf.
- GOST 7.0.8-2013. Records management and archival work. Terms and definitions: approved by the Order of Rosstandart from 17.10.2013 № 1185-article URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/.
- The Federal archival Agency. The database of declassified files and documents of Federal state archives. URL: http://unsecret.rusarchives.ru/.
- The basic Rules of work of archives of organizations (approved by the decision of the Board of Rosarkhiv, dated 06.02.2002). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40984/.
- Methodical recommendations on creation of electronic copies of documents AF RF on a paper basis and managing the obtained information array / Y. Yumashev. M., 2012. 125 S. URL: http://archives.ru/sites/default/files/rekomend_el-copy-archival-documents.pdf.
- Archives Of Russia. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/.
- In Garmash.N., Zakharchenko D. S. Development of a draft industry standard for the creation of electronic copies of archival documents (the first stage). M., 2015. 279 S. Dept of the Manuscript. in vniidad No. 261 OTHERS on 10.03.2015. 14. Documents of the Soviet era. URL: http://sovdoc.rusarchives.ru/.
- Kunyaev N. The national interests of the Russian Federation in the information sphere on the modern stage of development of the Russian state [2010]. URL: http://www.juristlib.ru/book_7318.html.
- About National digital archive. URL: http://nffedorov.ru/pvo/bhi/nca.html.
- The electronic archive system. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333742.
- Digital archive: creation and implementation. URL: http://www.archiv-s.ru/public/tsifrovoy-arkhiv-sozdanie-i-vnedrenie/.
- Documents Electronic archive. URL: http://www.docscan.ru/allabout/elarch.html.
- Yumashev Yu. Yu., Tkachenko N. And., Levchuk L. I., Abramenko.In. Monitoring developments in the state archives of the Russian Federation of projects of digitization of archival documents. M., 2014. 150 S. Dept of the Manuscript. IN THE ALLRSRIARM. DR. No. 253.
- Decman M. long-term digital archiving – outsourcing or doing it // 7-th European conference e-government (ECEG 2007). The Hague 2007,. R. 101-109.
- B. Delmas the advent of the digital era of coups archive // Russian thought. 2010. ISS. 361. P. 27.
research-journal.org
Информационное общество и религия: постсекулярное общество
Библиографическое описание:
Бабешко О. С. Информационное общество и религия: постсекулярное общество // Вопросы экономики и управления. 2017. №2. С. 52-54. URL https://moluch.ru/th/5/archive/58/2018/ (дата обращения: 11.07.2018).
Характерной чертой начала ХХI века является тот факт, что современные технологии не стоят на месте. С появлением Интернета кардинально меняются и потребности человека. В большинстве своем именно социальные сети, поиск новой информации в виртуальной реальности занимает более 50 % всего свободного времени современной личности. Это приводит к тому, что информационные технологии становятся главным средством в продвижении товаров и услуг. [6]
При всем различии подходов к исследованию информационного общества учёные соглашаются с одним мнением: во всех областях жизни такого общества — социальной, политической, экономической — значимую роль занимает информация, а также информационный обмен. Как установил английский социолог Фрэнк Уэбстер, существуют разные аспекты, по которым можно считать какое-либо общество информационным. Он рассмотрел такие критерии как: экономический, технологический и аспект занятости.
На сегодняшний день информация распространяется быстрыми темпами: для того, чтобы собрать аудиторию в 50 000000 зрителей, радио потребовалось 30 лет, телевидению — 13, интернету — 4 года, социальным сетям — чуть меньше года. Если количество приборов, которые подключены к интернету, в 1986 году было 1000, в 1992 году их было уже 1000 000, а в 2008 году — миллиард. Если ежегодное число запросов в поисковую систему Google в 2006 году было 2,6 миллиарда, а в 2010 году — уже 32 миллиарда. [6]
Подобный экспоненциальный подъём уже не объяснить лишь технологическими и экономическими факторами, и в данной связи Фрэнк Уэбстер вводит «культурный аспект». [4, c. 77] Одним из первых теорию информационного общества разрабатывал американский социолог Дэвид Белл, что нашло отражение в его труде «На пути к грядущему постиндустриальному обществу».
Развитие общества Дэвид Белл разделяет на три стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Дэвид Белл говорит, что «постиндустриальное общество — это не проекция и не экстраполяция уже существующих в западном обществе тенденций развития, а новый принцип социально-технической организации жизни — подобный же, как индустриальная система, заменившая собой аграрную».
В своих исследованиях Дэвид Белл практически ставит знак равенства между постиндустриальным и информационным обществом. В таком обществе, по мнению автора, «ключевую роль играет не грубая мускульная мощь, не энергия, а информация».
[1, c. 500]
Изменения, вызванные развитием постиндустриального общества, исследователь связывает с третьей технологической революцией, что предполагает переход от механических и электромеханических систем к электронным (что привело к наращиванию скорости передачи информации и интенсификации информационного обмена), «миниатюризация» (что разрешило «сжать» размер электронных устройств, и в этом плане изобретение транзистора, как думает исследователь, можно сравнить по значимости с открытием силы пара), «дигитализация» (то есть передача разных видов информации при помощи цифровых кодов), программное обеспечение (что разрешило людям как в различных сферах экономики, так и в личной жизни, не владея специальными навыками программирования, решать любые прикладные задачи).
Как одну из главнейших характеристик постиндустриального общества, Дэвид Белл выделял роль научного знания. В постиндустриальном обществе проблема «организованной сложности», то есть проблема управления большими системами с высокой степенью неопределенности, выходит на первый план. И решить ее, как считает исследователь, возможно силами науки, производящей «интеллектуальные технологии». В итоге эти технологии «служат источником и базой преобразований, пронизывающих все сферы жизни общества и по– новому организующих старые отношения». [1, c. 145]
В аналогичном с Д. Беллом ключе рассматривает информационное общество японский социолог и футуролог Йошита Масуда. Он полагал, что главной функцией технологических изменений станет усиление умственного труда человека, а ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство. Й. Масуда указывал, что информационные и компьютерные технологии не просто приведут к отдельным социальным изменениям, но повлекут коренную трансформацию общественной системы, результатом чего будет становление нового типа общества — информационного. Исследователь полагал, что «производство информационного продукта, а не продукта материального, будет движущей силой образования и развития общества». [3]
Если ряд рассмотренных исследователей уделяли больше внимания социальным изменениям, вызванным становлением информационного общества, и роли средств массовой коммуникации, то Мануэль Кастельс первым делает акцент на интернете как на коммуникационном канале и особой среде сетевого общества. Исследователь обращает внимание на то, что с момента своего зарождения интернет сделал возможным свободное общение «всех со всеми», что знаменовало переход от «галактики Гуттенберга» (то есть печатных СМИ) к «галактике Интернет».
В своей работе «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» М. Кастельс объясняет свою главную мысль, что интернет — это одна из основ современного информационного общества и его организационная структура. Если информационную технологию уподобить электричеству в эпоху индустриализации, то интернет сегодня можно сравнить с электродвигателем, обеспечивающим энергией практически все сферы человеческой деятельности. [2, c. 162]
По результатам ежегодного международного исследования «Wearesocial», по состоянию на январь 2015 года показатель проникновения интернета в России составляет 60 %. [14] По результатам иного исследования, которое провели российские эксперты — Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, при сохранении существующих темпов роста, уже в 2020 году показатель проникновения интернета в России может показать 82 %.
Переход человеческого общества в информационную эпоху, поясняет М. Кастельс, стал возможен благодаря революции в информационных технологиях, которая в 70-х годах минувшего столетия заложила основу для новой технологической системы, которая получила распространение повсюду. Причем в одно и тоже время с изменениями в материальной технологии революционные изменения претерпели социальная и экономическая структуры: сравнительно жесткие и вертикально ориентированные институты заменяются гибкими и горизонтально ориентированными сетями, через которые происходит власть и обмен ресурсами.
Социальную структуру информационного века М. Кастельс называет сетевым обществом потому, что «оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство». [2, c. 100]
Одной из ключевых особенностей информационного общества является специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками влияния и власти.
Начиная с эпохи Просвещения, активно развивался процесс секуляризации, то есть утраты религией своего общественного значения. В XX веке эта тенденция усилилась из — за развития новых социальных процессов: урбанизации, индустриализации, появления новых форм научного знания, политических трансформаций. Однако на современном этапе развития общества религия начинает играть существенную роль как на макроуровне — в социуме в целом, так и на микроуровне — отдельных индивидуумов.
Именно церкви и религиозные организации, по утверждению Юргена Хабермаса, все в большей мере берут на себя роль «интерпретирующих сообществ», действующих на публичной арене в секулярной среде. Религиозные сообщества могут играть поистине важную роль по ключевым общественным вопросам и активно участвовать в формировании общественного мнения.
Религиозные аргументы, убежден Ю. Хабермас, могут стать сегодня главным компонентом публичной дискуссии. Исследователь приходит к выводу: «На сегодняшний день у нас сформировалась обстановка, когда церковные сообщества интерпретации соревнуются с секулярными сообществами интерпретации. В случае, если посмотреть со стороны, то нельзя расценивать невероятной ситуацию, когда окажется, что монотеистические традиции обладают языком с таким семантическим потенциалом, который все еще не иссяк и может обнаружить плюсы, по сравнению с секулярными традициями, с точки зрения способности объяснять мир и формировать идентичность». [5, c. 45]
В понятии «постсекулярное» Ю. Хабермас видит инструмент в рамках секуляризированной идеологии, призванный ввести в процесс общественного диалога религию и создать приемлемые условия существования для представителей традиционных религиозных сообществ.
Медиа, прежде всего, интернет — медиа и социальные медиа, являются теми коммуникационными каналами, через которые не просто транслируются религиозные взгляды на происходящие в обществе процессы, но и происходит продуктивный диалог между Церковью и обществом по целому ряду актуальных проблем.
Эксперт в сфере интернет– медиа Никлас Карр подчеркивает, что интернет стал «вместилищем квазирелигиозных устремлений» с момента своего рождения, а в эпоху веб 2.0 эта тенденция лишь усиливается. При этом речь идет не только о пропаганде различных сект и нью-эджевских движений в интернете, но и об отношении к вебу как к некому квазирелигиозному опыту коммуникации, «освобождающему» индивида от традиционных социальных связей и «присваивающему» пользователю свойства виртуальности. Таким образом, развитие интернет– технологий во многом способствует индивидуализации религиозной идентичности, в основе которой лежит личностное отношение к священному. В России процесс десекуляризации активизировался касательно Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий.
Становление этого процесса началось в 1991 году, когда представители традиционных российских конфессий официально получили право активно действовать в публичной сфере. Активное возвращение религии в социум можно проследить на примере Русской Православной Церкви, когда священнослужители стали высказываться в СМИ по актуальным вопросам жизни общества, принимать участие в работе различных
общественно- экспертных институтов, таких, как Общественная Палата, Всемирный
Русский Народный Собор и т. д
В современном постсекулярном обществе проявления религиозности обретают медийное выражение, что наиболее ярко проявляется именно в социальных медиа, то есть в сообществах в социальных сетях. При этом участие в православных интернет-сообществах не заменяет их членам участие в реальной духовной жизни в рамках общины определенного храма. В западных, прежде всего, американских религиозных инернет-сообществах, находящихся в социальной сети Facebook, наблюдается прямо противоположная ситуация. Как отмечает американский исследователь религиозных интернет– сообществ Хейди Кэмпбэлл, налицо явление «кибер-религиозности», когда формируются целые «кибер-приходы», проводятся «онлайн-богослужения» и т. д. [3]
Наиболее полно процессы коммуникаций в информационном обществе описаны у Мануэля Кастельса, который называет способность к изменениям, основанную на процессе передачи информации, решающей чертой современного общества. Если другие исследователи просто описывают условия существования и развития информационного общества, то М. Кастельс предлагает такую теорию информационного общества, где на основе и теоретических изысканий, и эмпирических исследований описывается феномен «реальной виртуальности», то есть социальных взаимосвязей в онлайн и офлайн пространстве.
Следует отметить, что в современном постсекулярном обществе получили распространение не только интернет-сообщества, представляющие традиционные для России конфессии, но и различные квазирелигиозные сообщества.
Литература:- Белл Д. Грядущее поcтиндустриальноеробщество: опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 2006. — 658 с.
- Кастэльс М.Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнеcе и общеcтве. — У- Фактория, 2014. — 324 с.
- Постсекулярная эпоха // Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/kyr16.html (дата обращения 01.02.17).
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект-пресс, 2010. — 400 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 2013. — 382 с.
- Хлопунова О. В., Захарова М. В. Коммерция и культура в российском книгоиздании: учебное пособие / О. В. Хлопунова, М. В. Захарова. — Казань: Изд-во «бук», 2017. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, интернет, постиндустриальное общество, Россия, Русская Православная Церковь, научное знание, сетевое общество, современное постсекулярное общество, показатель проникновения интернета, изменение.
moluch.ru
Указатель статей, опубликованных в журнале "Информационное общество" в 2016 году
Указатель статей, опубликованных в журнале "Информационное общество" в 2016 году
Редакционные статьи
Красота нашей мечты - № 1, стр. 1
За окном виртуального кабинета пели птицы - № 2, стр. 1
Пропасть жизни – в два прыжка - № 3, стр.1
Исполнение решений ВВУИО в Содружестве Независимых Государств: результаты экспертного анализа - № 4-5, стр. 1-4
Приятны завершенные труды - № 6, стр. 1
Лидеры информационного общества
Не догонять, а искать точки собственного роста - № 1, стр. 4
Фундаментальные исследования в сфере развития информационного общества
О методологическом потенциале концепта технологического уклада - № 6, стр. 4-10
Информационное общество: политика и факторы развития
Государственная политика развития информационного общества и роль других заинтересованных сторон - № 4-5, стр. 8-18
Доступ к информации и знаниям в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - № 4-5, стр. 18-26
Благоприятная институциональная среда как фактор развития информационного общества - № 4-5, стр. 27-37
ИКТ-инфраструктура в странах СНГ - № 4-5, стр. 38-48
Социально-экономические аспекты информационного общества
Формирование и развитие территориальной информационной системы Томской области – № 1, стр. 9-18
Развитие системы показателей мониторинга внедрения и использования ERP в России и за рубежом - № 1, стр. 19-32
Псевдоинформационная сущность рекламы и брендинга в обществе потребления - № 1, стр. 33-39
Человеческий капитал как фактор развития информационного общества - № 2, стр. 4-11
Аксиологические основания рисков социального участия в условиях глобализации - № 6, стр. 11-18
Человек в информационном обществе
Влияние конвергирующих технологий на тип мышления человека - № 2, стр. 12-18
Поведение пользователей интернет-источников массовой коммуникации - № 2, стр. 19-25
Социальная поддержка молодежи в информационном обществе - № 3, стр. 4-10
Информационное общество и власть
«Электронное участие» в России: новый инструмент взаимодействия государства и общества или электронная потемкинская деревня? - № 1, стр. 40-47
Официальный сайт органа власти в системе государственной информационной политики - № 3, стр. 19-26
Электронное государственное управление в странах СНГ - № 4-5, стр. 81-91
Образование в информационном обществе
Смешанное обучение в высшем образовании - № 1. стр. 48-54
Использование информационно-коммуникационных технологий
в электронном обучении в странах СНГ - № 4-5, стр. 92-103
Организация научно-исследовательской деятельности в вузе: технологии извлечения знаний на службе информационного общества - № 6, стр. 17-29
Кастомизированное мошенничество: сущность и образовательные средства противодействия - № 6, стр. 30-37
Здравоохранение в информационном обществе
Развитие электронного здравоохранения в странах СНГ - № 4-5, стр. 104-113
Культура в информационном обществе
Интернет-среда цифрового культурного наследия: информационно-правовой аспект - № 2, стр. 26-31
Этнофор на документальном экране: информационная база данных российских киноархивов - № 2, стр. 32-38
Наука и инновации в информационном обществе
Правовое регулирование государственной поддержки научной и инновационной деятельности в регионах РФ - № 1, стр. 55-69
Патентные поисково-аналитические системы - № 3, стр. 11-18
Анализ использования ИКТ в электронной научной деятельности
в странах СНГ - № 4-5, стр. 114-124
Информационное общество и право
Онтология интеллектуальной собственности: из «галактики Гуттенберга» в «галактику интернета» - № 6, стр. 38-45
Доверие и безопасность в информационном обществе
Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ в странах СНГ- № 4-5, стр. 125-133
Информационное общество и СМИ
Порядок как ценность в текстах современных социальных медиа - № 2, стр. 39-42
Цифровое поколение двухтысячных: особенности медиапотребления - № 3, стр. 27-36
Концепция информационной кампании по повышению ценности семьи и семейного образа жизни - № 3, стр. 37-47
Технологии информационного общества
Всероссийская перепись населения: современные методы сбора и обработки информации - № 3, стр. 57-66
Спорт и туризм в информационном обществе
О физическом воспитании в информационном обществе - № 3, стр. 48-58
Онлайн-активность олимпийского волонтерского движения «Сочи-2014» до и после игр - № 6, стр. 46-56
Зарубежный опыт. Международное сотрудничество
Европейский подход к анализу социальных последствий информатизации - № 2, стр. 52-59
Российско-монгольское информационное взаимодействие при управлении трансграничным бассейном оз. Байкал - № 6, стр. 57-64
Новые книги
Монография Ш. Кечкемети и Л. Кёрменди «Написанное улетает: проблемы хранения бумажных и цифровых архивов»
Цифровое правительство 2020. Перспективы для России - № 4-5, стр.142
Документы, события, инициативы
Конкурс Минфина России для разработчиков и журналистов по открытым финансовым данным - № 2, стр. 60-61
© Информационное общество, 2016 вып. 6, с. 80-82.
emag.iis.ru
Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества
Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медицинских и социологических институтов, ведь рассмотрение общества должно затрагивать различные сферы жизни и деятельности людей, так как общество — это целая система взаимоотношений.
Ключевые слова:информация, коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии,
Ни для кого не секрет, что современное общество — общество IT-технологий, которые пронизывают буквально все сферы жизни и деятельности человека. Мы не можем представить свою жизнь без различных гаджетов, компьютеров, интернета.
«Мы живем в XXI веке, а это значит, что мы живем в информационном обществе» — такое название Куянцева Л. М. дала своей статье и раскрыла всю суть современной эпохи. В статье она приводит определение информационного общества как общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Но что такое информация? Существует очень много трактовок определения данного понятия, почти все они сходятся в том, что информация — это какие-либо сведения. Колков А. И. (кандидат технических наук) определяет информацию как основу знаний. И он абсолютно прав, если принять информацию как сведение. Ведь сведения — это познания в какой-либо области такое определение дает нам толковый словарь Ожегова), а познания — это и есть приобретение знаний (Рис.1.).

Рис. 1. Лингвистическое значение слова «информация»
Если информация — основа знаний, то информационное общество — это общество в котором главную роль играет накопление, сохранение и передача этих знаний. Общество долгое время накапливало и училось сохранять и использовать приобретённые знания. Теперь мы переходим от эпохи накопления в эпоху использования. Важную роль занимает передача информации, что обуславливает развитие информационно-коммуникативных технологий. Важно понимать, что при эффективном использовании накопленных знаний, информация от коммуникации неотделима. Хоть это и разные понятия, но в своей точке соприкосновения и порождают информационное общество (Рис.2.).

Рис. 2. Взаимодействие информации и коммуникации
Вообще, мнения о становлении информационного общества разделяются: одни считают его неотделимой частью постиндустриального общества, т. е. что информационное общество пришло к нам ровно тогда, когда и постиндустриальное; другие считают его «новой ступенью» в развитии общества. Постиндустриальное общество характеризовалось огромными темпами развития науки и техники, однако, невозможно было предугадать, что его развитие пойдет именно в сторону всеобщей информатизации и глобального господства IT-технологий. Так же, как и сейчас, мы не можем предугадать, каким будет новый этап развития общества через несколько столетий, мы можем только предполагать. Поэтому, целесообразно рассматривать информационное общество как следующую «ступень» в развитии общества (Рис.3.).

Рис. 3. Основные стадии развития общества
В настоящее время нам не так важно, относится ли информационное общество к постиндустриальному, либо является новой стадией, важно то, что в любом случае, оно еще не достигло своего окончательного «расцвета», и существуют различные проблемы на пути его становления.
Колков А. И. (кандидат технический наук) видит проблему в развитии информационного общества в том, что человечество еще не научилось использовать свои знания. Он считает, что информационное общество должно быть преобразовано в интеллектуальное, где индивидуальный интеллект объединяется в систему, целью которой является эффективное использование знаний без вреда для человечества. Под вредом понимаются знания, например, такие как о производстве смертоносных бактерий или знания об оружии массового уничтожения — очевидно, они наносят человечеству вред.
Лысенко А. Е. (кандидат медико-технических наук) со своей медицинской точки зрения видит барьер к полному переходу к информационному обществу в «неравенстве», а именно — в положении инвалидов, которые лишены возможности использования информационно-коммуникационных технологий в полной мере. Для людей с ограниченными возможностями должны создаваться технологии, с учетом их умственных и физических недостатков, ведь если мы говорим об обществе, то оно должно охватывать все слои населения, включая инвалидов.
Лопатина Н. В. (кандидат социологических наук) видит проблему в самом функционировании информационного общества, где вызванная его развитием дисфункция классических элементов происходит не деликатным образом, а фактически путем рейдерства. Наиболее яркий пример — библиотека и интернет: с появлением интернета библиотеки резко отстранились на задний план, многим из них просто стало бессмысленно существовать, а ведь они представляли собой целую систему, много людей было задействовано, а потом постепенно потеряло ценность своей деятельности. Конечно сейчас, многие библиотеки усовершенствованы, их архивы систематизированы и автоматизированы в информационные системы, однако переход к данной системе не был произведен постепенно и деликатно, без каких-либо потерь для субъектов данной сферы деятельности.
Тоже самое произошло и с системой государственного управления, как пишет Усынин Ю. К. в своей статье «Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий», где внедрение информационных технологий происходило также не без противоречий. Однако, это можно назвать предсказуемым следствием информатизации, ведь невозможно произвести полностью однородный переход к абсолютно новым технологиям работ на столь обширной территории как Россия.
Несмотря на указанные проблемы и противоречия в развитии информационного общества, нужно отметить, что его становление несомненно содержит массу положительных сторон и плодотворно влияет на развитие общества, которое благодаря информации и коммуникациям становится наиболее интеллектуальным и демократичным, а указанные проблемы — лишь дело времени.
Таким образом, информационное общество — это самостоятельная стадия развития общества, которая характеризуется развитием информационно-коммуникационных технологий для всех слоев населения, где индивидуальный интеллект преобразуется в целую интеллектуальную систему, с целью эффективного использования знаний во благо человечества, и все сферы жизни и деятельности человека информатизированы, а главными продуктами на экономическом рынке являются услуги и информация.
Литература:
1. Колков А. И. От информационного общества — к обществу интеллектуальному/ А. Колков // Информационные ресурсы России. -2010. -№ 1. — C. 2–3.
2. Лысенко А. Е. Взгляд на развитие информационного общества, основанного на равных возможностях/ А. Е. Лысенко // Информационное общество. -2010. -№ 1. — C. 32–40.
3. Ровинская Т. Л. Информационное общество: теория и практика/ Т. Л. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 9. — C. 81–90.
4. Усынин Ю. К. Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий/ Ю. К. Усынин, А. С. Яковлев // Вестник Поволжской академии государственной службы. -2013. -№ 1. — C. 37–44.
5. Клочкова Е. Н. Оценка эффективности развития информационного общества в России и некоторых странах мира/ Е. Н. Клочкова, О. В. Леднева // Информационное общество. -2014. -№ 2. — C. 49–58.
6. Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития/ Н. В. Лопатина // Информационные ресурсы России. -2014. -№ 2. — C. 13–15.
moluch.ru
Информационные технологии в развитии современного информационного общества
В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую двойственную роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.
Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации. [1, с.10]
Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. [2, с.34]
В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество профессионально занятых людей сбором информации, ее переработкой и хранением. Чисто теоретически любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации. И найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:
ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;
помогают в принятии наиболее правильных, лучших одним словом — оптимальных решений;
избавляют человека от скучной и рутинной работы.
Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста. Кроме того, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков, данных научно — педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.[3, с.26]
Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. В рядах стран с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Например, по данным Internet World Stats, количество интернет — пользователей среди населения стран СНГ и Балтии представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны
Многим людям на сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без компьютера, да еще и подключенного к интернету. Существуют разные оценки этому. Одни поддерживают развитие виртуального мира — Интернета, а другие предупреждают о неизвестных последствиях. Но эти произошедшие в жизни изменения, повлияли и очень изменили жизнь человечества. Огромное множество полезной информации можно найти в интернете, практически не затрачивая на это времени. Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером сегодня можно получить абсолютно любую информацию. Однако все хорошее имеет и так называемые обратные стороны — плохое. Глобальная сеть общедоступна. И у всякого имеется такая возможность, как залезть, или же влезть в чужую информационную систему. Сейчас в виду этого развивается законодательство, которой должно будет следить авторством информации, стоять на страже собственника информации. [5, с.17]
Информационные технологии сейчас проникают во все сферы производственной деятельности и делают возможным строить эффективную систему управления, обеспечивающее дальнейшее увеличение выполняемых работ, сокращения сроков, и также повышение качества работ. Под процессом понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Процесс определяется выбранным человеком путем, т. е. стратегией и реализовываться с помощью различного набора средств и методов. Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный компьютер, который отчетливо повлиял на концепцию построения технологических процессов и их использования, и на качество информации в результате. Информационная технология — это процесс, который состоит из регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, которые хранятся на компьютерах. Главная цель в информационных технологиях — получение нужной, необходимой человеку, т. е. пользователю информации путем направленных действий по переработке информации. Информационная система является средой, составляющие элементы которой это компьютеры, программные продукты, компьютерные сети, базы данных, технические средства связи и т. д. Основная цель информационной системы состоит в следующем это организация хранения и передачи информации.
В XXI веке образованный человек — это человек, хорошо владеющий информационными технологиями. Ведь сейчас все в большей степени деятельность людей зависит от их информированности, и способности эффективно использовать информацию. Современный специалист любого профиля в информационных потоках должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств. Основную роль в скором времени будет играть система распространения, хранения и обработки информации. Техника, благодаря которой многим людям стало гораздо легче — современные информационные технологии. [4, с.204]
Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.
Подводя итоги отметим, что значение информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И многие работодатели сегодня требуют от будущих потенциальных работников — новых кадров знание устройства ПК и умение пользования информационной средой.
Литература:
- Субботин М. М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. — М.: ООО «Вершина», 2004 г.
- Попова М. В., Сапожников А. В.,Сапожников В. И. «Информационные, коммуникационные технологии». Учебник — М.: РПА «АПР», 2009 г.
- Ядов Г. Б. Информация и общество// Вокруг света. — 2004 г.
- Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издание: — М.: Академия 2012 г.
- Талантов М. Поиск в Интернете: использование имён// Компьютер Пресс. — 2000 г.
moluch.ru
Информатизация как основополагающий фактор развития общества
Развитие и становление общества на современном этапе, является предметом научного интереса многих исследователей. В дискурсе многих авторов изучающих данную проблему этап развития формирующегося общества именуется индустриальным, а само общество информационным. Среди них можно отметить следующих: Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Е. Масуда и других.
В исследованиях ученых нашего времени не достаточно четко разработаны истоки возникновения и определения таких понятий как информатизация и глобализация, их взаимозависимость и взаимообусловленность как элементов единой системы формирования общества.
Мы считаем, что в основе развития общества лежит информация, а точнее способность человека производить, усваивать, преобразовывать и передавать информацию.
Термин информация имеет неоднозначные определения у разных авторов. Некоторые рассматривают информацию (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) как передачу сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней (Т.В. Зиновьева[2, с. 66]). Другие считают её одним из наиболее общих понятий науки, обозначающих некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. (О.И. Семенков[9], О.Филатова[11]).
По мнению А.В. Федорова информацией является «сообщение, передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств»[10].
Американский ученый Д.С. Робертсон выдвинул формулу “цивилизация - это информация” [6]. Взяв за основу количественные меры математической теории информации, ученый определяет уровень цивилизации в соответствии с количеством производимой информации:
Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 10^7 бит;
Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации 10^9 бит;
Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 10^11 бит информации;
Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 10^17 бит;
Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 10^25 бит.
Таким образом, информация это сообщение или сведение о чем-либо, о ком-либо, являющиеся объектом хранения, переработки и передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств.
Многие исследователи выделяют существенные различия между информацией и знаниями, считая первое объективным, а второе субъективным понятием. Сочетание содержательной и ценностной сторон двух этих понятий позволяют сформулировать фундаментальное, объединяющее третье – информационный ресурс.
Информационные ресурсы общества могут быть определены как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования [3, c.5]. Информационные ресурсы, накопленные обществом на каждом историческом этапе, формируют информационную базу, необходимую для дальнейшего развития и функционирования цивилизации. В зависимости от увеличения информационной базы, расширяется и территория использования информационных ресурсов - информационное пространство.
Обобщая вышесказанное мы можем выделить два фактора влияющих на развитие человечества первый - увеличение информационной базы, второй - расширением инфор-мационного пространства. Существует также третий немаловажный фактор - степень информатизации общества.
Понятие информатизации, было предложено академиком А. П. Ершовым: "Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности" [7, c.518-520].
А.И. Ракитов определяет информатизацию как «процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения, и распространения информации…» [4].

Рис.1.
Мы считаем что, информатизация охватывает процесс создания, усвоения новой информации, использования её на практике и разработку информационных и информационно-коммуникационных технологий, для последующей передачи усвоенного опыта в той или иной сфере.
Информационная технология представляет собой бинарный информационный ресурс, который несет в себе собственно саму новую информацию, а также информацию о методе, способе её использования, применения.
В зависимости от развития качественных и количественных характеристик передаваемой информации на каждом этапе истории развивались средства и способы её передачи - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Первыми способами передачи информации были жесты, затем появилась речь, письмо, книгопечатание, средства передачи информации на основе электричества (телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютеры). Исходя из вышесказанного, мы можем выделить несколько этапов в развитии способов передачи информации: устный, письменный, книжный, компьютерный (электрический). Изобретение каждого нового способа передачи информации явилось следствием противоречия между возрастающими объемами информации и ограниченными возможностями (способностями) человека в области её восприятия, обработки и усвоения.
Со времён освоения технологии добычи огня и до современных инновационных изобретений происходил и происходит усвоение и обмен информации и информационных технологий. Данный процесс обуславливает прогресс человеческого сообщества на всех этапах исторического развития на макро и микроуровнях.
Микроуровень характеризуется:
стремлением отдельных социальных единиц, социальных групп, и социальных объединений к информатизации и как следствие увеличение общей информационной базы;
консолидацией, рационализацией, ассимиляцией информационных ресурсов и информационных технологий в совокупности определяющих прогресс общества;
формированием новых и/или укрупнением существующих социальных и социально-правовых образований на базе общего информационного пространства.
Макроуровень при рассмотрении его в исторической перспективе характеризуется тремя взаимозависимыми, цикличными процессами – увеличением объемов информатизации, ростом уровня жизни общества – прогрессом и как следствие укрупнением общего информационного пространства.
На микроуровне начальным этапом является интенция отдельных социальных единиц, социальных групп, и социальных объединений, а на макроуровне работают объективно сформировавшиеся факторы процесса информатизации.
Цикличность данных процессов можно проследить в исторической перспективе в отношении каждой из сфер человеческой жизнедеятельности.
Современный этап развития общества позволяет констатировать факт выхода из периода циклического развития, на новый уровень информатизации, благодаря достигнутому техническому оснащению в области ИКТ и предельно достижимому на сегодняшний день укрупнению информационного пространства.

Рис. 2.
В соответствии с современной научной терминологией данное укрупнение информационного пространства мы можем назвать глобализацией (от фр. global – всеобщий, лат. globus – шар).
Благодаря глобализации формируется новый тип общества, характеризующийся всеобъемлющей информатизацией на базе современных ИКТ, именуемый «постиндустриальным» или «информационным обществом».
Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов, ввёл данный термин в научный дискурс японский профессор Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института. Информационное общество определялось им как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационноемким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
И. Ракитов[5] считает общество информационным, если:
любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности услуг.
Наиболее разработанной философской концепцией постиндустриального, информационного общества на наш взгляд является теория американского социолога Д.Белла. По определению Д.Белла - «Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени зависит от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».
Он противопоставляет постиндустриальное общество доиндустриальному и индустриальному, проводя сравнительный анализ по нескольким качественным характеристикам. В соответствии с этим анализом главным стратегическим ресурсом постиндустриального общества являются – знания, ведущим сектором экономики - информационные технологии и сфера услуг, основной технологией – интеллект, а базовые профессии теперь не обуславливаются, важна высокая квалификация и профессионализм в любой области.
Согласно его теории можно выявить, что доиндустриальное общество основывается на взаимодействии человека с природой, индустриальное – на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество – на взаимодействии между людьми.
Рассматривая развитие общества на постиндустриальном этапе Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» выделил в истории человечества три волны: первая волна – аграрная, вторая – индустриальная и третья – постиндустриальная. По его мнению, отличительными особенностями постиндустриального общества, являются деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами.
М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» рассматривая развитие общества на современном этапе отмечал следующие трансформации связанные с информационно-технологической революцией: возникновение информациональной экономики и процесс глобализации, возникновение сетевых предприятий, трансформацию труда и занятости, возникновение культуры реальной виртуальности.
Таким образом, мы можем констатировать, что благодаря достигнутому в настоящее время техническому оснащению в области ИКТ и предельно достижимому на сегодняшний день укрупнению информационного пространства общество вышло из состояния циклического развития в области информатизации. Современный этап развития общества в области информатизации достиг максимально возможного масштаба - глобализации, в связи с чем происходят происходят трансформации во всех сферах жизни общества в политике, экономике, культуре, медицине, сфере труда и занятости и других.
Литература:
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.
См. Зиновьева Т.В. Основные социологические термины. Учебное пособие. Изд-во ЮУрГУ, 2006. 66 с.
Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94, М., 1994, с. 5.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287с.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература, 1990.
Робертсон Д.С. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сб./ИНИОН РАН М. 1993 с.17-26
Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973. С. 518-520
Тоффлер Э. Третья волна М.: АСТ, 2010.
См. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий http://voluntary.ru/dictionary/581/word/informacija.
moluch.ru
Риски современного информационного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»
Скорость и глубина глобальных перемен современного общества бросают вызов способности человека обеспечивать ориентиры в окружающем мире; они захватывают развитие всех сфер общественной жизни и мировых процессов. Человечество в буквальном смысле этого слова стало планетарным явлением, породив всеобщую взаимозависимость различных стран и народов, которые, несмотря на сохранение своих национальных культур, обретают все большие черты цивилизационного единства. Сегодня процессы информатизации и глобализации постоянны и необратимы, и, характеризуя состояние общества на сегодняшний день, нам приходится использовать термин «информационное общество». Темпы научно-технического развития общества опережают развитие механизмов выработки общественного согласия, коллективного решения проблем. В результате жизнь не становится более безопасной. Так, проблема риска не изучена как одна из главных проблем современного общества в целом, как причина конфликтов между различными группами, властью, гражданами. Риск не рассмотрен как проблема, имеющая значение для интеграции властных структур и социальных институтов. В нашей работе мы попытались восполнить указанные пробелы.
Согласно Шестакову А.В информационное общество — это общество, в котором «большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний» [8, c. 112]. Казакова Н. В. выделяет следующие характерные черты информационного общества [2, c.170–173]:
- решена проблема информационного кризиса, т. е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
- главной формой развития является информационная экономика;
- в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
- информационная технология приобрела глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
В современном Энциклопедическом словаре экономики и права под информатизацией понимается организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [8, c. 102]. Информационное общество, как известно, было объявлено Европейским союзом ключевым моментом его стратегии развития на XXI век.
Общеизвестно, что подлинную революцию в мире произвел Интернет. Значительная часть человечества получила немыслимый прежде доступ к знаниям и сведениям, еще десятилетие назад бывшим достоянием только избранных. Правительства не в состоянии изолировать свое население от безграничного моря самой разной информации о себе и других народах, о способах разрешения экономических и социальных проблем, о многообразии выбора. Благодаря Интернету люди отдают и получают, разговаривают и знакомятся друг с другом, знакомятся с идеологиями и отвергают идеологические посылы, покупают и продают, а некоторые практически живут в виртуальной реальности — и происходит это таким образом, что возможность контроля исключена. А когда мы все знаем о жизни друг друга, это создает совершенно новую динамику общественной жизни.
Отсюда можно выделить опасный источник угроз интересам человека — использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также «расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни» [7, с.137–138]. Это обусловлено, на наш взгляд, трудностями реализации механизмов охраны этих сведений, дальнейшими успехами в области миниатюризации средств скрытного сбора и передачи информации.
Открытость глобального информационного пространства заставила политиков пересмотреть свое отношение к средствам массовой информации и их содержанию, что породило начало борьбы за новый информационный сектор, которого раньше просто не было, с целью захвата и удержания в нем превосходства. Программные средства киберпространства дают возможность для целенаправленного манипулирования сознанием человека. Личность становится «уязвимой, подверженной воздействию информационной системы путем подрыва культурных и нравственны устоев, на которых держится способность критического восприятия информации» [2, с.171–172]. Итак, глобальные сети, с одной стороны, дают человеку возможность расширения кругозора, выражения своей индивидуальности, а с другой, личность нивелируется в Сети, становится пассивным наблюдателем, следуя правилам поведения и мышления, установленным в виртуальном мире и выгодным заказчикам ценностей.
Другим не менее опасным источником угроз интересам современной личности является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального «виртуального информационного пространства», а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность [4, c.11–12]. Человечество вплотную подходит к рубежу, за которым информационная инфраструктура становится по существу основным источником информации для человека, оказывает непосредственное влияние на его психическую деятельность, на формирование его социального поведения.
Современному человеку приходится сталкиваться с новыми криминальными формами, компьютерным пиратством, проблемой защиты интеллектуальной собственности, проблемой информационного элитаризма, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и в состоянии реализовать это преимущество. Особую важность представляет вопрос об информационно бедных странах. На втором Всемирном Саммите по информационному обществу в Тунисе, 2005 г., обсуждался вопрос информационного неравенства стран и трансформация понятия экономически бедных стран в информационно бедных [5, с.36]. Центром усилий в XXI веке станет образование, развитие инфраструктуры, овладение информатикой, расцвет микроэлектроники, обращение к биотехнологиям, всеобщее распространение телекоммуникаций, массовое обращение к космической технике. Глобализированным миром будет править молниеносное внедрение новаций, постоянная модернизация как обязательное условие национальной жизни.
Сегодня изучение информационного сектора стало настолько актуальным, что его игнорирование ведет к угрозе национальной безопасности [3, c.22]. Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения информационных войн.
Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства. Прямое использование информации как средства манипулирования сознанием международной общественности может привести к краху власти в тех или иных регионах мира, что, в свою очередь, может изменить современную геополитическую карту мира. Основное место в изучении и применении знаний по данной теме отводится журналистам-международникам. Именно они формируют эмпирическую базу нового направления в геополитической науке — информационной геополитики.
Ежедневно мы потребляем огромное количество новостной информации. Международные политические организации представляют собой трибуну для возможности озвучить свою внешнеполитическую позицию и высказать свое отношение к произошедшим либо прогнозируемым событиям. Средства массовой информации перестали делить события на внутригосударственные и зарубежные. Новости делятся по степени важности независимо от областей, которые в них затрагиваются. Все они имеют самое непосредственное отношение к геополитическим процессам [5, с. 34].
Благодаря тому, что сегодня пространство и время сжимаются, а границы между странами исчезают, люди вступают в более глубокие, интенсивные и непосредственные связи, чем когда-либо. Но мало кто задумывается над тем, что новая связь дальних связей означает ослабление ближних, отчужденность от национальной среды. Мир, в котором люди и предметы теряют ценность, лишен привязки к истории, культуре и родству. Имеется опасность, что информационное общество может обострить социальное неравенство и тем самым привести к маргинализации определенных слоев населения. Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах упрочения демократии, достижения и поддержания общественного согласия, повышения созидательной активности населения и духовного возрождения личности.
Новая трактовка современности измеряется потенциалом разнообразия мира. Поэтому более продвинутыми в ближайшем будущем станут считаться страны и регионы, которые смогут предлагать решение межнациональных проблем не просто цивилизованными, но и культурными способами; альтернативные образы будущего мира на основе объективной и всесторонней оценки событий. Правительства же должны вести грамотную международную политику. Каждое государство нуждается во взаимодействии с другими странами. Но открывать границы и сливаться с миром следует в той степени, в которой государство сможет достойно конкурировать с другими участниками международного рынка и сохранить самобытность своей национальной культуры.
Литература:
1. Афонина A. B. Общество риска как открытое общество //Современная парадигма человека. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2000. — С. 156–161.
2. Казакова Н. В. Специфика учета факторов риска в инновационной сфере //Современная парадигма человека. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2000. — С. 169–182.
3. Левашов В. К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. — 2002. — № 3. — С. 19–28.
4. Мамут Л. С. Государство в контексте глобализации // Право и политика. — 2004. — № 1. — С. 4–13.
5. Никонов С. Б. Глобализация и СМИ: моногр. — СПб.: Роза мира, 2006. — C. 32–48.
6. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. — М.: Проспект, 2005. — C. 65–74.
7. Чумаков А. Н. Сущность информационных процессов. — Астана: ИД «Саясиагарту» Института системных исследований, 2007. — С. 136–140.
8. Шестаков А. В. Экономика и право: энциклопедический словарь. — М.: Дашков и К, 2007. — 446 с.
moluch.ru










