Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Инвестиционное обеспечение инновационной экономики. Инновационная экономика журнал


Инновационная деятельность предприятия (Кравцова Е.Н., Воронин В.П. ) / Креативная экономика № 6 /2008 — Издательство «Креативная экономика»

Чтобы быть успешным в современных условиях российской экономики, любому предприятию необходимо особое внимание уделять инновационной деятельности, прежде всего таким вопросам, как обновление производства, реорганизациия предшествующей деятельности, замена одних структурных элементов другими, дополнение уже существующих элементов новыми технологиями. Такими объектами инновации на предприятии являются средства производства и технологические процессы; производимая продукция и ее качество; человеческий потенциал и развитие творческой и активной личности; социальная сфера, включая изменение поведения сотрудников организации; организационное развитие [1] и т.д.

Инновационной считается деятельность, направленная на получение результатов научных исследований и проведение экспериментальных разработок, которые должны быть реализованы как новый или усовершенствованный продукт, востребованный рынком, а также на создание нового или совершенствование существующего технологического процесса, которые будут использованы в будущей производственной деятельности организации.

При этом следует помнить о том, что введение технических, организационных и экономических инноваций вызывает адекватные изменения в существующих формах и методах организации управления. Это обуславливает необходимость непрерывности процесса разработки управленческих инноваций и становится все более важным условием повышения эффективности деятельности предприятий [2].

Инновационная деятельность – это одна из форм управленческой деятельности менеджеров предприятия, учитывающая как влияние внешней среды, так и изменение российского рынка инноваций, происходящих под влиянием общих и специфических факторов.

К общим факторам, оказывающим влияние на инновационную деятельность предприятия, относятся циклические колебания, влияние которых на российскую экономику в результате процесса глобализации постоянно усиливается.   Так рост цен на российское продовольствие происходит под влиянием роста мировых цен или рост цен на бензин является результатом роста мировых цен на нефть или рост мирового спроса повышает цены на отдельные ресурсы.

В качестве специфических факторов выделяют состояние научно-технического потенциала производственной сферы, коммерческо-политические условия реализации конкретных продуктов инновационной деятельности на рынке, активность самих менеджеров, которую инновационной назвать сложно.

В современных рыночных условиях особенностями инновационной деятельности являются:

‑ вовлечение в коммерческий и некоммерческий обмен достижений науки и техники, что способствует распространению производственного опыта предприятия на национальный и международный уровень;

‑ двойственная роль субъектов инновационного рынка, проявляющаяся в том, что предприятия, которые производят инновационный продукт, одновременно являются и его продавцами, предлагая его потребителям на конкурентной основе, и одновременно потребителями научно-технических достижений на рынке производителей такого рода продукции.

Конкуренция между продавцами инновационных продуктов заставляет руководителей предприятий повышать технический уровень производства и, соответственно, качество продукции, снижать производственные затраты, стремясь повысить эффективность инновационной деятельности. То есть конкурентная борьба на инновационном рынке активизирует развитие инновационной составляющей в деятельности предприятий. Это, в свою очередь, требует использования определенных механизмов.

Механизмом развития инновационной деятельности считается выбранная организационно-экономическая форма реализации и стимулирование ее проведения, формирование инновационных решений, методы их регулирования. Они осуществляются на трех основополагающих уровнях: федеральном, региональном и микроуровне (уровне предприятия).

На макроуровне формулируется государственная инновационная стратегия, законодательно создается благоприятный инновационный климат как для экономики страны в целом, так и для предприятий в отдельности. Примером этого является решение правительства о создании особых экономических зон [1], прежде всего, научно-исследовательских и технико-внедренческих.

На региональном уровне решаются аналогичные вопросы, но уже с учетом специфики конкретных регионов. В частности, в Липецкой области с 2007 г. активно развивается особая технико-внедренческая зона, получившая поддержку как на региональном законодательном уровне, так и со стороны  частных инвесторов в инновационный сектор экономики. Федеральный и региональный уровни формируют условия для интенсивного протекания инновационных процессов на предприятии.

При этом, как показал анализ опыта Липецкой области, на всех уровнях актуальным является совершенствование механизмов развития инновационной деятельности на основе:

‑ уточнения нормативно-правовой базы;

‑ подготовки компетентных и активных менеджеров по инновационной деятельности;

‑ предоставления инвесторам определенных привилегий в виде налоговых льгот.

В процессе совершенствования механизма стимулирования инновационной деятельности необходимо обращать внимание не только на сформировавшиеся особенности, накопленный потенциал как некоторыми активными в инновационном плане субъектами хозяйствования, так и народным хозяйством страны в целом, но и на создание условий для дальнейшего эффективного развития участников рыночных отношений.

Базовыми для указанного механизма должны стать принципы, отвечающие современным условиям хозяйствования. Одним из них является участие предприятия в непрерывной подготовке и переподготовке кадров в регионе действия инновационного проекта. То есть инновационное предприятие не должно быть простым потребителем трудовых ресурсов, «оттягивая» их с других предприятий.

Отметим, что инновационное развитие хозяйственных систем характеризуется тремя взаимозависимыми признаками:

1) постановкой инновационных целей деятельности предприятия,

2) средствами достижения соответствующих целей,

3) совокупностью условий внутренней и внешней среды, позволяющей постоянно поддерживать инновационную деятельность предприятия на высоком уровне.

К этим условиям относится нормативно-правовая база, постоянно обновляющийся механизм развития инновационной деятельности, эффективное управление ею, доступность ресурсов, способность субъекта хозяйствования органично интегрировать науку, производство и рынок.

Ориентация предприятия на инновационный тип деятельности непременно повлечет за собой трансформацию всех компонентов хозяйственной системы. Особенно кардинально изменится стратегия предприятия. Поэтому взаимодействие стратегической и инновационной деятельности можно считать эволюцией систем управления хозяйствующих субъектов в ситуации быстрых изменений и непредсказуемости условий внешней среды.

Отсюда следует, что при принятии решений о внедрении инноваций следует учитывать такие стратегические факторы, как анализ внешней среды, размещение ресурсов и корпоративную стратегию предприятия. При этом важно помнить, что в ходе принятия стратегических решений внедрение новых технологий является в настоящее время одним из определяющих факторов. Это связано с тем, что реализация инновационной стратегии, как правило, ведет к трансформациям в деятельности предприятия, а любые изменения, сконцентрированные на совершенствовании какого-либо процесса, являются инновациями.

Таким образом, в настоящее время инновации обуславливают ориентацию предприятия на перспективное развитие, а, следовательно, инновационная и стратегическая деятельности предприятия с развитием рынка полностью объединяются.

Известно, что современный российский рынок инноваций характеризуется наличием следующих проблем:

‑ не хватает финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационных разработок;

‑ слабо привлекаются организации, коллективы и отдельные специалисты, потенциально способные осуществлять инновационную деятельность;

‑ противоречива система создания приоритетов бюджетного финансирования субъектов инновационной деятельности;

‑ не эффективны механизмы осуществления установленных государством приоритетов научно-технологического развития;

‑ не сформирована нормативно-законодательная база для эффективной реализации инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки;

‑ отсутствует координация финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

‑ происходит ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;

‑ существует невысокая информационная прозрачность инновационной сферы;

‑ наблюдается низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства.

Как подчеркивает президент РФ Д.А. Медведев: «Главное в инновациях – результат, а главный враг инноваций – это инертность административной системы» [6].

Проведенное нами исследование инновационной деятельности региона показало, что крупные организации, за редким исключением, не привлекают малые предприятия в качестве смежников, партнеров, исполнителей или соисполнителей. Для разрешения этого противоречия следует исходить из того, что инновационная деятельность способна не только координировать работу предприятий разных форм собственности в рамках региональных структур в сфере подготовки кадров, но и привлекать к выполнению крупных проектов малый бизнес, способный быстро адаптироваться и менять направления своей деятельности.

creativeconomy.ru

Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста

В настоящее время сфера услуг играет значимую роль не только в экономике отдельного государства, но и в мировой экономике в целом. За последние десятилетия доля услуг в структуре ВВП постоянно возрастает, число занятых в сфере услуг так же характеризуется положительной динамикой, активно развивается международная торговля услугами. Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что современная экономика представляет собой сервисную экономику или экономику услуг. При этом, значимым фактором, влияющим на развитие экономики в современных рыночных условиях, является инновационная активность.

В современном мире инновации являются незаменимым элементом функционирования и поступательного развития экономики, без инновационной составляющей невозможно добиться эффективного развития производственной и непроизводственной сфер хозяйства. В XXI веке разработка и внедрение инновационных технологий в сферах производства и обращения, новых методов организации и управления предприятиями стали ключевыми факторами рыночной конкуренции, мощным средством повышения эффективности деятельности и улучшения качества товаров и оказания услуг [1].

Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно: новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др.

Из этого следует, что актуальными становятся масштабные научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях сферы услуг, имеющие важнейшее значение для дальнейшего развития экономики и повышения качества жизни населения.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4] необходимым условием сырьевой независимости и конкурентоспособности экономики страны является переход от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа. Это требует формирования нового механизма социального развития, основанного на новых требованиях к человеческому потенциалу, потребляемым ресурсам и предоставляемым услугам.

Одним из значимых факторов такого перехода является формирование и развитие экономики знаний и высоких технологий, к числу отраслей которой отнесены сферы образования, высокотехнологичной медицины, НИОКР, связи, а также подотрасли промышленности, разрабатывающие и реализующие инновации. Без внедрения инноваций в этих сегментах рынка услуг невозможно достижения основной цели инновационной политики – повышения качества жизни населения.

В настоящее время вопросы взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения процессов инновационного развития различных сфер экономики (в том числе сферы услуг) и качества жизни населения страны актуальны и широко обсуждаемы в обществе [5-7]. Однако научные разработки по данной проблеме представлены крайне узко. Среди отечественных ученых следует отметить труды Дегтеревой В.А. [2], посвященные поиску решений в области разработки стратегии развития сферы сервиса как основы повышения качества жизни населения.

На наш взгляд, стратегические направления инновационного развития организаций сферы услуг и ее структурных элементов (отраслей) формируются в соответствие с видами инноваций, выделенными по областям внедрения (характеру применения). Считаем, что для сферы услуг характерны следующие группы инноваций:

1) технологические инновации – инновации в области технологии оказания услуг, внедрения нового оборудования, позволяющих оказывать новые услуги, выпускать новые сопутствующие товары;

2) сервисные инновации (инновации услуг) – повышение потребительской ценности услуг, изменения в структуре и ассортименте оказываемых услуг, совершенствование качественных характеристик услуг;

3) организационно-управленческие – совершенствование бизнес-процессов, внедрение новых методов управления, принятия решений, использование новых информационно-коммуникационных ресурсов в сфере услуг;

4) социально-экономические – изменение социальных, экономических и правовых условий функционирования предприятий сферы услуг, способствующих улучшению условий труда и повышению качества жизни населения;

5) финансовые – создание новых финансовых инструментов и технологий финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг.

Первая группа инноваций, реализуемых в сфере услуг, является основополагающей и определяющей вектор дальнейшего развития общества. Отличительной особенностью инноваций в сфере услуг в постиндустриальном обществе является их прямая зависимость от состояния технологий и уровня развития научно-технического прогресса. При выявлении сущности сервисных технологических инноваций трудно определить четкую границу между технологиями, создающими новые товары (продукты, средства производства), и услугами, которые оказываются на основе этих продуктов. Например, создание и применение GPS, биотехнологии, косметология и др. Поэтому инновационное технологическое развитие сферы услуг, создание мощного научно-технического комплекса является одним из приоритетных направлений.

Появление на рынке новых услуг определяется перспективными требованиями потребителей и, как сказано выше, основано на последних тенденциях мирового научно-технического развития и прорывных инновациях. Сервисные инновации связаны не только с появлением новых или обновленных видов услуг, а также с усовершенствованием самих процессов и технологических операций оказания услуг, что, в целом, направлено на повышение их потребительской ценности. С позиций повышения качества жизни населения особую значимость приобретают сервисные инновации в секторах, характеризующихся массовым спросом населения, выполняющих роль социальной инфраструктуры: образование и наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь.

Третья группа инноваций концентрируется на задачах организационно-управленческих преобразований, реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения современных программных систем и ИТ-решений. Мероприятия данного направления обеспечивают возможность повышения эффективности деятельности предприятий сферы услуг за счет использования современных информационно-коммуникационных ресурсов. Актуальность данного направления обостряется отсталостью внедрения на российских предприятиях сферы услуг высокопроизводительных интегрированных информационных систем. Так, например, активное внедрение и использование компьютерной техники, штрихового кодирования для идентификации и учета товаров на американском рынке товародвижения (торговли) происходило в 80-х годах прошлого столетия, в то время как в России развитие этих процессов приходится на 2000-е, а в некоторых сферах процессы автоматизации и электронного взаимодействия участников рынка находятся на стадии становления и в настоящее время.

Повышение социально-экономической эффективности сферы услуг на основе инновационного развития возможно путем:

– создания необходимого нормативно-правого, инфраструктурного обеспечения хозяйствования субъектов, а также подготовки и внедрения социально значимых проектов, программ, которые должны поддерживаться государством;

– диверсификации деятельности предприятий сферы услуг в целях повышения их коммерческой активности и экономических результатов;

– внутриотраслевой (горизонтальной) и межотраслевой (вертикальной) интеграции предприятий сферы услуг с другими хозяйствующими субъектами рынка.

Таким образом, механизм устойчивого развития сферы услуг с позиций внедрения социально-экономических инноваций может быть реализован путем формирования инновационных кластеров. Создание таких форм хозяйствования, как на горизонтальном уровне (союз сервисных предприятий), так и на вертикальном (объединение независимых предприятий разных сфер деятельности, в котором предприятия сферы услуг выполняют инфраструктурные функции), определяет потенциальные возможности развития рынка труда, и, как следствие, сокращение безработицы и повышение уровня жизни населения, в том числе за счет нововведений в сферах образования и науки, медицины, финансового сектора и других инновационно-ориентированных составляющих сферы услуг.

Актуальность поиска новых финансовых инструментов, механизмов финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг обусловлено недостаточным финансированием социально-значимых объектов и неразрывно связано с повышением уровня благосостояния и финансовой грамотности населения. В большинстве высокоразвитых стран мира именно накопления населения составляют немалую долю инвестиций и позволяют получать пассивный доход, тем самым повышая собственную обеспеченность и уровень жизнь. То есть, при разработке данного направления необходимо найти такие решения вопросов организации привлечения денежных средств в инновационное развитие сферы услуг, которые будут соответствовать реальной экономической ситуации и повышать благосостояние населения. Использование механизмов государственно-частного партнерства – один из возможных вариантов.

Необходимо отметить, что лишь интеграция всех выше перечисленных направлений сервисных инноваций позволит добиться синергетического эффекта в достижении цели развития экономики и повышения качества жизни населения. Ключевым моментом при этом должно являться развитие системы сервисной инновационной деятельности на основе формирования организационно-управленческих условий и инфраструктуры для реализации мероприятий инновационного развития. В виду социальной значимости и многоаспектности сферы услуг создание такой системы невозможно без государственного регулирования инновационного развития [3], которое должно выражаться не только в части целеполагания, но и в вопросах стимулирования и мотивации населения, квалифицированных кадров к разработке, внедрению и использованию инноваций.

1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – № 41 (258). – 2011. – С. 99–105. 2. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации: автореферат дис. … доктора экон. наук. – СПб, 2010. – 39 с. 3. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: Монография / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. – Издательство "Академия Естествознания", 2011. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/112. 4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. 5. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – № 30. – 2012, с. 184-186. 6. Токманев С.В., Кузменко Ю.Г. Развивающиеся системы логистического управления запасами в сфере оптово-посреднических услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – № 44. – 2012. – С. 160–163. 7. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – № 41 (258). – 2011. – С. 95–98.

creativeconomy.ru

Инвестиционное обеспечение инновационной экономики (Ермошина Т.В. ) / Вопросы инновационной экономики № 1 /2018 — Издательство «Креативная экономика»

Оценки ведущей роли инвестиционного обеспечения инновационного развития современной экономики становятся широко распространенными в научной литературе. При этом обращается внимание на возрастающую роль НИОКР в значимости развития наукоемких отраслей, что получило признание не только в экономической науке, но и у политического руководства. Тем не менее, реализация приоритетных направлений развития экономики сталкивается на практике с различными трудностями, что предопределяет корректировку финансирования. Это указывает на потребность анализа современной практики инвестиционных процессов, основанного на оценке реализации бюджетных ассигнований целевых программ в области НИОКР. В статье рассматриваются показатели развития инновационной экономики, а также финансовая составляющая исполнения федерально-целевых программ, выявляются приоритеты инвестиционной политики. Результаты исследования могут быть использованы при финансовом обеспечении ключевых направлений экономики.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Перевод с английского. — Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. – 788 с. 2. Герцик Ю.Г., Герцик Г.Я. К вопросу разработки критериев эффективности и рекомендаций по формированию государственных программ развития медицинской промышленности РФ // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 2(55). – С. 128-133. 3. Глазьев С.Ю., Фетисов Г.Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономист. – 2013. – № 1. – С. 3-35. 4. Головко М.В., Рябцун В.В. Современные условия и принципы эффективного развития промышленных предприятий атомного энергетического машиностроения // Научное обозрение. – 2016. – № 24. – С. 116-125. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. / Серия «Сверх держава». - М.: Книжный Мир, 2012. – 224 с. Гринберг Р. Нужна ли России промышленная политика?. Фонд «Единство по имя России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondedin.ru/article127.php. 7. Ермошина Т.В. Государственная поддержка инвестиционного процесса в рамках реализации неоиндустриальной парадигмы // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 8-1(20). – С. 157-162. 8. Иванова Н.В. Благоприятный инновационно-инвестиционный климат как фактор повышения эффективности региональной инновационной системы // Финансы. – 2016. – № 5. – С. 16-21. 9. Королева Л.П. Инвестиции в основной капитал как фактор развития организованного рециклинга // Эко. – 2017. – № 6(516). – С. 149-163. 10. Кормишкина Л.А. Благоприятный экономический климат как предпосылка безопасности и активизации инвестиционной деятельности в современной российской экономик // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5-3. – С. 623-630. 11. Кормишкина Л.А., Юленкова И.Б. Финансирование инвестиционного процесса в Российском бизнесе: оценка, тенденции, проблемы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – № 3(33). – С. 111-123. 12. Мантуров Д.В. Государство как инвестор: изменение роли государства в финансировании промышленности за последние 20 лет // Экономическое возрождение России. – 2017. – № 2(52). – С. 4-16. 13. Насибян С.С. Инновации в системе непрерывного образования: современные вызовы // Российское предпринимательство. – 2012. – № 12. – С. 116-122. 14. Новиков Н.И., Лавровский Б.Л. Инновации как инструмент повышения конкурентоспособности металлургического предприятия и совершенствования предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2017. – № 11. – С. 1751-1760. – doi: 10.18334/rp.18.11.37846. 15. Рябцун В., Иванова В. Риски инвестиционного планирования госкорпорации «Росатом» // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. – № 3. – С. 288-291. 16. Рязанов В.Т. Время для новой индустриализации: перспективы России // Экономист. – 2013. – № 8. – С. 3-38. 17. Седова Ю.В. Механизм трансформации сбережений в инвестиции // Российское предпринимательство. – 2016. – № 4. – С. 555-572. – doi: 10.18334/rp.17.4.34927. 18. Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор // Креативная экономика. – 2016. – № 1. – С. 9-20. – doi: 10.18334/ce.10.1.2232. 19. Kormishkina L.A., Kormishkin E.D., Koloskov D.A. Multiplier and accelerator effects of investments in the Russian economy (Facts, trends and prospects) // Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – № 9(29). – С. 99443. – doi: 10.17485/ijst/2016/v9i29/99443. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru. Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: http://rosatom.ru/.

creativeconomy.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта