Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Ильяхов. Как писать в тинькофф журнал


Как писать в «Тиньков-журнал». Часть 1: Цель и тема

Кто старое помянет...Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала

Привет, новые авторы «Тиньков-журнала»! Чтобы вам было легче написать вашу первую статью, провожу вам курс молодого бойца. Это будет цикл из шести статей и руководства к действию в конце. Прочитайте всё, прежде чем сдавать статью на проверку.

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать по теме
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

Цель

Полезное действие журнала — помочь читателю не потерять деньги. Все статьи, которые помогают в этом, годятся. Все абстрактные статьи про деньги не годятся. Хороший критерий полезности статьи — может ли читатель изменить свое поведение, чтобы не потерять деньги? Если может — статья годится.

У нас может быть статья «Как оформить страховку на отпуск», потому что если ты поедешь в отпуск без страховки, то лечение будет стоить слишком дорого. Но не может быть статьи «Как накачать кубики к пляжному сезону», потому что это не про деньги.

У нас может быть статья «Как купить Макбук со студенческой скидкой», потому что если ты студент и покупаешь Макбук без скидки, то ты теряешь деньги. Но у нас не может быть статьи «Как выбрать Макбук в 2016 году», потому что это про Макбуки, а не про деньги.

У нас была статья «Как работают банки», но по современным меркам это так себе статья: она вряд ли повлияет на финансовые решения читателей. Она вроде о деньгах, но не о том, как их не потерять.

У нас может быть статья «Как экономят в Рязани». Но вряд ли будет статья «Как экономили в Рязани в XIX веке». Первая еще может как-то повлиять на поведение читателя сегодня, а вторая — вряд ли.

Синонимы «не потерять» — преумножить, заработать, сэкономить, договориться, сторговаться, повысить доход, снизить расходы, повысить качество жизни за те же деньги.

Вторая мысль при выборе темы — «взял и сделал». Можно ли что-то сделать сразу после прочтения статьи? Можно ли изменить свое поведение, чтобы начать лучше распоряжаться деньгами? Если да — берите тему.

См. также: 1.2 Полезное действие журнала в редполитике

Полезное действие журнала — помочь читателю не потерять деньги. Причем сегодня и на практике

Тема

Критерия хорошей темы для статьи в «Тиньков-журнале» три:

  1. Тема соответствует полезному действию журнала.
  2. Тема волнует лично вас и вы лично с ней сталкивались. У вас есть опыт по этой теме
  3. Тема может жить не меньше двух лет. То есть через два года эту статью можно будет поднять, переопубликовать, и она будет актуальной.

Для примера возьмем тему «Как вложить 300 тысяч рублей, чтобы обогнать инфляцию». Это хорошая тема:

1. Она соответствует полезному действию журнала.

2. Она должна волновать вас лично, потому что у вас есть 300 тысяч и вы не знаете, куда их вложить.

3. Она почти вечная: инфляция будет всегда, копить мы будем хотеть всегда. Инструменты инвестирования вряд ли изменятся до неузнаваемости за два года.

Попробуем другую тему: «Что будет с рублем до конца 2016 года. Мнения аналитиков». Это плохая тема.

1. Да, она про то, как не потерять деньги (наверное).

2. Но если автор сам не аналитик, то это тема в такой формулировке его не должна трогать. Как минимум нужна формулировка «Что делать с рублями».

3. Тема временная. Через два года все эти предсказания аналитиков не будут интересны даже историкам.

В журнале не может быть тем, с которыми вы лично не сталкивались или не изучили до кости. Если вы хотите написать статью «Как заработать на торговле нефтью», вы должны сначала сами заработать на торговле нефтью. Или допросить с пристрастием человека, который зарабатывает и готов провести вас за ручку по всем этапам процесса.

Нет опыта — нет статьи.

Мои любимые статьи — это кулстори на основе необычного опыта. Типа «Как я поехала в Сочи с младенцем и не пожалела» или «Как я месяц жил на МРОТ» или «Как я три месяца сдавал квартиру на Airbnb». Такие истории прямо вперед очереди пишите, им зеленый свет.

См. также: 1.5 Правда, польза, уважение и забота в редполитике

Хорошая тема: актуальная для вас, пережита вами, живет два года

Что дальше

Следующий шаг — фокус и логика

Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

maximilyahov.ru

Как написать в Т—Ж

Привет, авторы «Тинькофф-журнала»! Мы хотим от вас великолепных популярных статей. Мы готовы хорошо за них платить. Прочитайте, как стать нашим автором и заработать денег от Тинькофф-банка, пользуясь только личным опытом и харизмой.

Максим Ильяхов

главред

Сей труд составлен для наших новых авторов. Действующим звездам новостного, аналитического, развлекательного и рептилоидного отделов — не беспокоиться. Вы и так всё знаете.

Кратко главное

Прочитайте весь текст, но запомните вот это:

  1. Мы пишем о личных финансах и не пишем о личной жизни, психологии, политике.
  2. Лучший способ написать статью — что-то пережить, сфотографировать и рассказать об этом. Еще в статье нужна матчасть, чтобы она выдержала критику самого придирчивого эксперта.
  3. Статья делается от 2 недель до 2 месяцев редкими урывками. В чистом виде вы потратите на статью 5—6 часов. Если больше — бейте тревогу.
  4. Стандартный гонорар за статью — 10 тысяч рублей. Платим по результатам месяца, налоговые дела решаем за вас.
  5. Если что-то не так — не молчите, мы все нормальные люди.

Тема

Мы про деньги. Мы пишем о личных финансах, путешествиях и бизнесе. Наша главная цель — помогать читателю не терять, умножать, сберегать и зарабатывать деньги. Когда мы запускались, мы написали на доске: «Полезное действие — чтобы читатель не прое…вал деньги». Юристы говорят, что печатать такие слова нельзя, но мы руководствуемся ими по сей день.

Наши любимые темы — документы, законы и право, имущество и недвижимость, судебные споры, медицина, ЖКХ, налоги и вычеты, инвестиции и сбережения. Нам особенно важно писать о проблемах обычных людей. Между статьями про барбершоп и про парикмахерскую мы выберем парикмахерскую.

У нас можно писать про все необычное и странное: сколько стоит владеть катером, сколько платят в массовке на телевидении, сколько зарабатывает двойник Ленина на Красной площади. Иногда мы пишем про грамотное потребление, классно зайдут темы типа «Как выбрать юриста».

Мы про паранойю. Россия — страна, в которой нужно быть начеку. Поэтому особую нежность мы испытываем к статьям о том, как дурят, обманывают, кидают, разводят, подставляют, накручивают, скручивают, сливают, разбавляют, подмешивают и любыми иными способами пытаются надурить честных трудящихся. У нас вряд ли зайдет статья «Как выбрать кухонную мебель», но мы запросто возьмем «Как вас обманывают продавцы кухонь».

Не про деньги — не мы. Не наши темы — все, что связано с едой, воспитанием детей, психологией, личной жизнью и политикой. С другой стороны, у нас могут быть статьи типа таких: «Как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами», «Сколько стоит психолог» и «Как начать говорить о разводе и разделе имущества». У нас всё про деньги.

Главный критерий выбора темы — вам должно быть легко на нее написать. Что это значит:

  1. У вас есть богатый личный опыт, вам не нужно для этой темы ничего исследовать.
  2. У вас есть фотографии или сканы документов, о которых пойдет речь в статье. Не нужно ничего искать в интернете.
  3. У вас есть неограниченный доступ к человеку, у которого есть п. 1 и 2. Например, ваш друг, родственник или коллега пережил что-то финансово интересное и готов этим поделиться.

Если вам интересна какая-то тема, но вы знаете о ней только в теории и для ее написания вам придется долго изучать предмет — такое может быть, но вам будет в десять раз тяжелее (а деньги те же). Лучше напишите о чем-то, что с вами недавно случилось и что поможет другим лучше распоряжаться деньгами.

Сравните темы

Не наша темаМожет бытьОтличная тема
10 лучших мест для путешествийКуда уехать в отпуск без визыКак правильно выбрать страховку в путешествие. Советует страховой агент
Как собрать игровой компьютерКак покупать компьютер на рынке, чтобы сэкономитьЭксперимент: я соберу компьютер на радиорынке и сэкономлю 20 тысяч рублей
Как грамотно выбрать вибромассажер, чтобы не пожалетьКак закон защищает потребителей при покупке вибромассажеровКак я вернул в магазин массажер, использовав его две недели
Почему вам стоит идти к психологуСколько стоит сходить к психологуКак мой психолог научил меня вести переговоры о зарплате

Не наша тема

10 лучших мест для путешествий

Может быть

Куда уехать в отпуск без визы

Отличная тема

Как правильно выбрать страховку в путешествие. Советует страховой агент

Не наша тема

Как собрать игровой компьютер

Может быть

Как покупать компьютер на рынке, чтобы сэкономить

Отличная тема

Эксперимент: я соберу компьютер на радиорынке и сэкономлю 20 тысяч рублей

Не наша тема

Как грамотно выбрать вибромассажер, чтобы не пожалеть

Может быть

Как закон защищает потребителей при покупке вибромассажеров

Отличная тема

Как я вернул в магазин массажер, использовав его две недели

Не наша тема

Почему вам стоит идти к психологу

Может быть

Сколько стоит сходить к психологу

Отличная тема

Как мой психолог научил меня вести переговоры о зарплате

Вещдоки

Мы люди простые. Мы не любим писать, мы любим показывать картинки. В ваших статьях должно быть много фотографий, скриншотов, сканов, карт, схем и всего визуального. Мы называем это вещдоками. Соберите все это перед работой и посмотрите критически: фотографий много? Они хорошо выглядят? Не стыдно будет их показать? Если все окей — тащите сюда.

Фотки из интернета брать нельзя. Фотографии и сканы должны быть вашими. Сканы документов из интернета иногда можно, но с большой осторожностью. Например, можно взять из интернета незаполненный бланк, а вот заполненный чужими данными, скорее всего, уже нельзя.

Чем больше вещдоков на старте — тем лучше. Что еще может быть вещдоком:

  • факты, цифры, статистика, таблицы; например, можно написать классную статью-разбор очередного отчета Росстата и этот отчет будет вещдоком;
  • диалоги, скриншоты переписки; например, можно написать статью о переговорах и в качестве вещдоков будут реплики людей. Помните, что публиковать чужую переписку можно только с разрешения или скрыв все личные подробности;
  • карты, если вы пишете статью, где важны маршруты.

Вещдоком не может быть информация из интернета и бизнес-литературы. Но если, например, в интернете ссылаются на какое-то важное научное исследование, можно использовать его как вещдок.

Нет вещдоков — насторожитесь. Если у вас специфическая тема, в которой не может быть фотографий, иллюстраций, сканов или скриншотов, — это тоже окей, но редакторы будут смотреть на статью с удвоенным вниманием. Подробнее об этом — в разделе про матчасть.

Если вам нечего показать из вещдоков, скорее всего, вы взяли слишком широкую тему. Лучше сузьте до такой темы, на которую у вас есть убедительные вещдоки.

Тема и вещдоки

Слишком широкая тема, нет вещдоковЕсть вещдоки, тема в самый раз
Как работает закон о защите прав потребителейКак я вернул иномарку через суд и получил тройную компенсацию. Полный разбор процесса (вещдоки — сканы документов)
Понятие ИСЖ в мировой инвестиционной практикеКак работает ИСЖ в России: примеры и анализ доходности (вещдоки — скриншоты)
Что такое страхованиеКак читать договор страхования (вещдок — скан)
Лучшие отели ТаиландаЯ побывал в лучших отелях Таиланда, заплатив всего 1000 $ (вещдоки — фотографии из поездки)

Слишком широкая тема, нет вещдоков

Есть вещдоки, тема в самый раз

Как работает закон о защите прав потребителей

Как я вернул иномарку через суд и получил тройную компенсацию. Полный разбор процесса (вещдоки — сканы документов)

Понятие ИСЖ в мировой инвестиционной практике

Как работает ИСЖ в России: примеры и анализ доходности (вещдоки — скриншоты)

Что такое страхование

Как читать договор страхования (вещдок — скан)

Лучшие отели Таиланда

Я побывал в лучших отелях Таиланда, заплатив всего 1000 $ (вещдоки — фотографии из поездки)

Матчасть

Представьте, что в комментарии к вашей статье придет главный эксперт вселенной по вашей теме. Вы пишете про то, сколько стоит катер, — к вам придет отставной капитан дальнего плавания. И этот товарищ будет писать вам в комментариях, что вы ничего не понимаете в мореходстве.

Специально для таких случаев боженька придумал матчасть. Нужно добавить в вашу статью ссылки на авторитетные источники по теме. Какие это могут быть источники:

  1. Нормативно-правовая база — законы, акты правительства, письма ведомств.
  2. Популярные, признанные книги по теме — кроме бизнес-литературы.
  3. Научные исследования в рецензируемых журналах.
  4. Цитаты экспертов по теме.
  5. Карты, градостроительные планы, схемы и инженерные чертежи, которые вы можете расшифровать.

И вот представьте: приходит капитан дальнего плавания мочить вашу статью, а у вас везде ссылки на морской кодекс, цитаты из классических учебников мореплавания и фрагмент интервью этого же капитана. Капитан вас по-отечески обнимает, надевает фуражку и уходит в закат, оставив после себя едва уловимый запах моря.

Текст и редактура

Раньше мы были на ужасном умняке и требовали от авторов крутой редактуры. Человек приходил с классным материалом, а мы ему: «Делай нормальный синтаксис! Чо ты как этот, абзацы не умеешь!» Мы были неправы.

Сейчас у нас работают блестящие редакторы, которые помогут вам отредактировать текст. То есть от вас — хороший материал и вменяемо написанный текст. Редактор его поможет дополировать под наши стандарты. Но есть несколько моментов, которые нужно знать.

У нас информационный, а не художественный стиль. Если наш автор обладает особенно ярким, выразительным и характерным стилем, скорее всего, наши редакторы оставят в статье только информацию. Это требование редполитики: для нас главное — информация, а не чувства. Если не знаете, что такое информационный стиль, вот полный справочник.

Если вам кажется, что мы с вами решительно не совпадаем по стилю, — это нормально, нам просто сейчас не по пути. Если вы про переживания, эмоции, волшебство и тонкие кружева слов, то вам не к нам. Но если вы любите факты, вещдоки, кровь, ржавь, сарказм и грубый реализм — позвольте вас по-дружески обнять.

Иногда приходится по многу раз переделывать. Бывает, что надо переделать структуру, добавить информации, где-то рассказать подробнее. Иногда пишешь-пишешь какой-нибудь раздел, а потом редактор просит его удалить целиком, и это больно. Такая работа. Обычно у нас статья делается за 3—5 заходов. Если хотите делать статьи быстрее, делайте в них меньше текста, больше вещдоков :-)

Наши редакторы стараются быть вежливыми и приветливыми. Но мы люди, иногда нас клинит. Если вам кажется, что редактор с вами слишком строг или груб, — обнимите его, он просто устал. Если вам не нравится работать с нашим редактором — напишите главреду, мы всё разрулим.

Если вы классно редактируете сами и владеете информационным стилем, приходите к нам работать редактором. Это больше денег и больше веселья, а если сработаемся — ДМС, фитнес, банковская зарплата и удобный офис на м. «Водный стадион».

Некоторые особенности

Не стесняйтесь о себе напоминать. Бывает, что вы пришлете редактору в Телеграм ссылку на статью, а он не отвечает полдня, день, второй. Скорее всего, его там завалило и ваша ссылка уплыла вниз. Пните редактора, не стесняйтесь, никто не обидится. Если вам не отвечают — просто напишите еще раз. Мы сами так постоянно делаем.

Работайте спокойно. Вы вольны организовывать свою работу так, как вам удобно. Пользуйтесь этим себе во благо: пишите в удобном темпе, не надрывайтесь, не совершайте трудовые подвиги на ровном месте. Мы хотим, чтобы вы написали с нами кучу статей и заработали кучу денег, поэтому берегите силы и работайте в кайф.

Иногда мы заворачиваем статьи. Бывает так: всё собрали, написали, отредактировали — и тут главред на последнем этапе говорит: «Простите, статью заворачиваем, выпускать не будем». Этот риск есть всегда, и нужно с ним смириться. Почему такое может быть:

  1. Что-то произошло в мире. Например, Роскомнадзор начал блокировать все сайты, на которых упоминается слово «крыжовник», потому что им пользуются террористы. А у вас статья про крыжовник, и никак его оттуда не выпилишь. Ну всё, значит…
  2. В статье обнаружился чей-то скрытый или явный коммерческий интерес, который мы не можем убрать из статьи. Мы очень не любим, когда нас пытаются поиметь пиар-отделы компаний, поэтому жестко заворачиваем любые пиарные статьи. Прочитайте об этом, если вы из компании: маркетинговые интересы в Т—Ж.
  3. В процессе работы мы утратили доверие к кому-то, кто делал статью. Например, писали статью о биткоине на основе интервью крутого эксперта, а он оказался не человеком, а дип-лернинг-нейросетью под управлением китайских майнеров. Ну и доверять ему, значит, нельзя. Статью заворачиваем.
  4. Юристы банка говорят, что, если мы опубликуем эту статью, Тинькофф-банк лишится лицензии. Обычно мы такое видим еще на старте, но иногда что-то пропускаем. Один раз за три года такое было.
  5. Мы стараемся-стараемся, а получается ерунда. Например, у вас классные вещдоки, но нет никакой матчасти, никто из нас не может ее грамотно добавить, и в целом статья получается неубедительной. Это самое обидное, но тоже бывает.

Если мы завернули вашу статью, все результаты вашего интеллектуального труда принадлежат вам и вы имеете право распоряжаться ими как захотите. Часто мы дарим и результаты труда наших редакторов, то есть вы получите в свое распоряжение отредактированный по нашим стандартам текст. Можете взять завернутую у нас статью и опубликовать где-то еще — есть издания, которые с радостью принимают завернутые у нас статьи. В любом случае заворачиваем мы статьи довольно редко, поэтому мы всё подробно объясняем.

Деньги

Стандартный гонорар автора за статью — 10 тысяч рублей. Есть приоритетные темы, за которые мы платим больше, и, если вы напишете на одну из них, мы вам сообщим. Но лучше рассчитывать на 10 тысяч рублей.

У нас есть короткие форматы, например «Что делать» или статьи для развлекательной рубрики. За них гонорар меньше, но писать их проще. Мы приглашаем на них только постоянных авторов. Работайте с нами много и долго, и мы откроем вам доступ к неограниченному источнику гарантированного заработка, хе-хе.

Порядок выплаты. Мы начисляем вам гонорар после того, как отдел контроля проверил вашу статью и отдал ее на верстку. При этом сама статья может выйти хоть через неделю после этого, хоть через месяц, хоть через полгода — это определяется редакционным календарем и ситуацией в мире.

Фактически деньги поступают раз в месяц на вашу карту между 3 и 10 числом месяца. Например, может быть так:

15 маяКонтроль принял первую вашу статью на верстку
22 маяКонтроль принял вторую вашу статью
29 маяВаши статьи сверстаны и теперь просто лежат, ждут своего часа
1 июняОтветсек посчитал, сколько вы сдали статей. Их две, ваш гонорар — 20 тысяч рублей
10 июняВы получили 20 тысяч рублей
15 августаВышла ваша статья про подготовку к школе
20 октябряВышла ваша вторая статья про подготовку к новогодним праздникам

15 мая

Контроль принял первую вашу статью на верстку

22 мая

Контроль принял вторую вашу статью

29 мая

Ваши статьи сверстаны и теперь просто лежат, ждут своего часа

1 июня

Ответсек посчитал, сколько вы сдали статей. Их две, ваш гонорар — 20 тысяч рублей

10 июня

Вы получили 20 тысяч рублей

15 августа

Вышла ваша статья про подготовку к школе

20 октября

Вышла ваша вторая статья про подготовку к новогодним праздникам

Оформление. Все авторы работают с нами по оферте: вы принимаете наши правила, делаете для нас дело, мы вам за него платим. У нас нет трудовых отношений, мы не платим отпускные и больничные, не даем пропуск в офис и социальные гарантии. Если хотите социальных гарантий и постоянного трудоустройства — приходите к нам на работу, наш кадровый голод не передать словами.

Юридически мы можем работать только с авторами — гражданами РФ. Если вы гражданин Украины или Белоруссии, у нас нет простого способа вам заплатить. Поднимите этот вопрос на старте.

Техника безопасности

Нае…лово. Мы очень не любим, когда авторы хотят нас нае…ть. Мы не всегда можем это выявить, но когда выявляем, мы снимаем все текущие статьи автора, отзываем невыплаченные гонорары, заносим автора в черный список и расстаемся с автором навсегда.

Плагиат. Копировать чужой текст из интернета у нас нельзя, можно только цитировать. Чтобы процитировать, нужно указать автора и поставить ссылку. Если автор статьи выдает чужой текст за свой, мы считаем это нае…вом.

Собрал статью по материалам с форумов. Если автор собрал статью по материалам из интернета, выдав это за общение с экспертами, мы считаем это нае…вом.

Представительство. Мы не работаем с представителями авторов, их агентами и литературными неграми. Каждый автор пишет статью самостоятельно и редактирует ее вместе с редактором. Если с нами связывается агент, мы ему просто вежливо отказываем; но если автор делает вид, что пишет сам, а на самом деле пользуется услугами других людей, мы считаем это нае…вом.

Двойной агент. Если автор пытается продать одну и ту же статью в два издания, мы считаем это нае…вом.

Заключительные положения

Оригинальность. Нам важно выпускать интересные, жгучие, актуальные и оригинальные статьи. У нас нельзя печатать рерайты чужих статей — только мощный личный опыт и оригинальные работы.

Антихайп. Нам интереснее выпускать статьи, которые мы сможем заново показать миру через полгода, год и пять лет. И наоборот: менее интересно писать статьи на хайповые темы. Вот написали мы про биткоин в прошлом году — и что, кого теперь эта тема интересует? Зато тема про пенсии и покупку квартиры актуальна всегда.

Взгляды. Мы исповедуем протестантскую трудовую этику: «Работай много и качественно, и у тебя все будет круто». Нам приятнее сотрудничать с авторами, которые совпадают с нами по взглядам. Нам будет труднее сработаться, если вы коммунист, анархо-социалист или сторонник теории заговора. Это не значит, что вам нельзя писать у нас статьи — наоборот, мы открыты любым взглядам. Но когда у автора и редактора очень разные взгляды на мир, это будет болезненный союз.

Проверить свои взгляды легко. Выберите ответ, который вам ближе всего:

Состояние Марка Цукерберга в 2018 году — 70 млрд долларов. Всё потому, что…

  1. он родился в стране, которая поддерживает предпринимательство, не то что Россия;
  2. он эксплуатирует наши персональные данные, перепродавая их корпорациям;
  3. его втайне спонсируют власти, чтобы он помогал им следить за нами;
  4. ему повезло учиться в одном из лучших вузов мира, где он оброс связями и поэтому получил влияние в кругах политической и экономической элиты;
  5. за много лет он создал востребованный массовый продукт, в который верят инвесторы;
  6. все не так однозначно.

Если вам ближе всего два последних варианта, мы с вами сработаемся. Если вы считаете, что успех Цукерберга — это заслуга его родителей или ЦРУ, — вы, конечно, правы, но работать будет тяжелее.

Если вы специалист по рептилоидам с планеты Нибиру, вы нам очень поможете на съемках программ про рептилоидов.

За дело

Если все это вас не пугает и вы готовы написать свою первую статью в Т—Ж, добро пожаловать :-)

Подать заявку

journal.tinkoff.ru

Как выходит статья. Редпроцесс и деньги

Кто старое помянет...Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала

Последняя часть курса молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

Сегодня — как устроен наш редпроцесс, какие трудности у вас могут возникнуть и когда вам за всё это заплатят.

План выхода

Статья в «Тиньков-журнале» проходит шесть этапов, вы участвуете во всех:

  1. Заявка
  2. Мясо
  3. Черновик
  4. Чистовик
  5. Оформление и верстка
  6. Публикация и первый посев

Поехали по каждому

1. Заявка

Работа начинается с заявки: вы предлагаете мне тему для статьи. Ваша задача — убедить меня, что тема интересная и вы ее хорошо напишете.

Как заполнять и сдавать заявку, написано в инструкции в начале самой заявки. Открывайте, снимайте копию, заполняйте, кидайте мне ссылку в Телеграм.

Как выбрать хорошую тему — читайте в редполитике и в первой части этого курса.

Я могу попросить вас уточнить или расширить заявку, пока не буду уверен, что статья может получиться хорошей. Могу отклонить заявку полностью. Чаще всего я попрошу вас сузить фокус до какого-то одного пункта и переделать заявку. Например, вы писали заявку «Как получить деньги на бизнес», там был пункт «Краудфандинг». Я попросил вас написать статью о краудфандинге.

Чтобы отправить заявку, вам не нужно подписывать договор, заранее со мной договариваться или делать что-то особенное — просто пишите заявку и присылайте.

Обсуждаем заявку мы в Телеграме. Не в почте, не в Фейсбуке, не устно, а только в Телеграме. Даже если я сижу за соседним столом в кафе — статьи обсуждаются только в Телеграме.

Если вы отправили мне заявку, а я не ответил в течение дня — напоминайте. Если я не ответил второй раз — напоминайте. Пока я не ответил, я не принял по вашей статье решения. Напоминайте, пока решение не будет принято.

2. Мясо

Теперь ваша задача — собрать мясо для статьи. Не статью, не текст, а именно мясо. Всё мясо вы упаковываете в свободной форме в черновик в гуглдоке и снова кидаете мне в Телеграм.

Как выглядит черновик с мясом — читайте в статье «Слова и стиль».

Полезное действие этого этапа — чтобы я убедился, что ваша статья будет интересной и основанной на фактах. Об этом я подробно писал в статье «Мясо».

Если у вас еще нет мяса — сейчас то самое время, когда вы должны его добыть. Если мы договорились, что вы проводите эксперимент — проводите его сейчас. Если вы должны были связаться с экспертами — связывайтесь сейчас. Всё основное мясо собираете сейчас и показываете мне.

На этом этапе я могу попросить вас провести более глубокое исследование, поменять эксперимент, найти новых экспертов. Могу полностью забраковать мясо. Могу подсказать, что улучшить. Может оказаться, что выбранная тема невозможно обширная или слишком узкая. Может быть, мы вообще откажемся от темы — такое бывает. Лучше это узнать сейчас.

Мясо отдавайте как хотите. Главное — в одном документе.

3. Черновик

Когда утверждено мясо, берете свои самые острые ножи и готовите статью. Теперь уже делаете всё остальное: структуру, слова, стиль, управление вниманием — всё, чему вас учили в школе.

Отнеситесь к этому этапу как к чистовику: вы сдаете уже готовую, вычитанную, хорошо написанную статью. То, что я называю черновиком, для вас должно быть чистовиком.

Здесь будет больше всего замечаний: я буду придираться к словам, структуре, заголовкам, последовательности изложения, логике, фактам. Буду перечеркивать абзацы вашего текста и просить поставить вместо них иллюстрацию. Буду выкидывать текст разделами. Что-то буду переписывать сам, что-то — отдам вам.

Работать будем в несколько итераций. Вы присылаете текст мне в Трело, я даю замечания, вы их принимаете или задаете вопросы в Телеграме. Учитываете замечания, снова приносите чистовой текст. Я снова даю замечания. Вы снова их согласовываете. И так — пока я не скажу «можно верстать».

Чаще всего статью мы делаем за 3-4 итерации. Два автора на моей памяти смогли сдать статью с первого раза. Один автор пилил статью 8 итераций.

Полезное действие на этом этапе — сделать из вашего сырого мяса съедобное блюдо.

4. Чистовик

На этапе чистовика мы с вами поправим мелочи. Главная ваша задача теперь — собрать все иллюстрации для публикации: скриншоты, сканы документов, фото с места событий. Что именно и как готовить, вам расскажет ответсек и дизайнер.

Еще один момент на этом этапе — комментарии экспертов из банка. Некоторые статьи мы показываем сотрудникам банка, они могут сказать что-нибудь ценное. Вы получаете их замечания и что-то с ними делаете, после чего снова показываете статью мне. Если вы не понимаете, что имел в виду эксперт или боитесь, что статья с его комментом станет хуже — звоните Марине.

Часто к этому этапу ваш текст изменится до неузнаваемости: мы поменяем структуру, логику и стиль. У особенно впечатлительных авторов в этот момент включится «обиженная примадонна»: мол, «я это под своим именем публиковать не буду». У автора есть право напечатать статью под псевдонимом, но меня такой подход бесит.

Если вам кажется, что статья получилась слабой, вы должны это донести. Я нормально отношусь к критике, поэтому не стесняйтесь и высказывайтесь. Я тоже хочу, чтобы в журнале выходили классные штуки. Так что не бойтесь критиковать.

Если же вас просто обижает, что ваш священный текст изменили слишком сильно — это херня, а не работа. Вам не ко мне.

Результат этого этапа — готовый для верстки гугл-документ.

5. Оформление и верстка

Работа еще не окончена. Когда ваш текст отправился на верстку, вы всё еще нужны. Вы должны подготовить внутритекстовые иллюстрации, собрать и отредактировать данные для таблиц. Если нужно — подготовить графики вместе с нашим дизайнером.

Может потребоваться снять скриншот, сделать скан документа, найти нужные фотографии или сделать их самостоятельно, взять экстренный комментарий у эксперта, уточнить факт или переформулировать спорную мысль. Это тоже делаете вы, поэтому если на момент выхода статьи вы не на связи — мы не выпускаем статью.

Когда иллюстрации готовы, мы их ставим в статью, проверяем верстку, еще раз вычитываем и только тогда публикуем.

6. Публикация и первый посев

Когда всё готово, мы публикуем статью и анонсируем ее в Фейсбуке, Телеграме и по другим банковским каналам.

Теперь и только теперь можете считать, что статья вышла. Теперь можно анонсировать статью у себя в соцсетях, хвастаться друзьям, показывать маме.

Оплата

Банк платит вам за статью только после шестого этапа, публикации.

Мы платим совершеннолетним гражданам России. У вас должен быть ИНН и счет в банке. Если вы несовершеннолетний или гражданин другой страны, утвердите у меня заявку и обсудите вопрос оплаты с ответсеком. Если оплата вам невозможна, вы не пишете дальше ничего.

Мы платим авторам по оферте, никаких бумажек подписывать не надо.

Стандартная ставка за одну выпущенную статью — 10 тысяч рублей чистыми. Все налоги и взносы по закону за вас платит банк.

Если вы не выпустили статью, то ставка за нее — ноль рублей. Сами по себе заявки, черновики и даже чистовики не имеют ценности для банка или журнала.

Оплата происходит раз в месяц, в расчетный день. Обычно это где-то между 1 и 10 числом месяца. Если деньги нужны вам сразу после выхода статьи — оформите кредитную карту и расплачивайтесь ей. Банк платит в строго определенные дни.

С чего начать

Если вы прочитали весь курс, со всем согласны и вам есть что рассказать в журнале, начинайте с заявки:

maximilyahov.ru

Как писать в «Тиньков-журнал». Часть 6: Что читать

Кто старое помянет...Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала

Продолжаем курс молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

Минимальный набор

Для установления общего культурного контекста читайте программную литературу:

Это ссылки из серии «ничего нового»: все их видели в интернете, все сохранили в закладки, но мало кто прочитал. Когда человек не читал, это сразу видно. И такие люди, к сожалению, не выпускают у нас даже первую статью — я уже не говорю о выходе серий. Поэтому я рекомендую прочитать всё, что вы еще не прочитали из этого списка, даже если вы все эти названия видели во всех подборках «Полезные книги для копирайтеров». Сохранить на стену — не то же самое, что прочитать.

Ещё я рекомендую читать Карнеги и любые книги о мозгах, обществе, космосе, физике, биологии, принятии решений и истории. Отдельной строкой — биографии предпринимателей. Но это просто я такие люблю. Чтобы писать в «Тиньков-журнал», можно иметь и другой опыт.

Читать как редактор

А дальше нужно читать всё подряд. Прямо всё, что попадается: статьи в Фейсбуке, модные книги, немодные книги, бестселлеры всех времён, бестселлеры этой недели, вирусные статьи, «Столовую 101», «Новосибрум», ВОС, «Метрополь», Медузу, Лайф, «Российскую газету», Навального, Путина, Паустовского, Достоевского — всё, у чего есть буквы.

Однако нужно не просто читать, а читать как редактор: смотреть на любой текст как на информационный продукт и анализировать, что в нем хорошо и плохо сделано. Каждый прочитанный текст должен учить вас писать лучше.

Нужно смотреть на всё: на тему, слова, структуру, оформление, подачу в соцсетях. Какой эффект материал производит и почему? Как это повторить? Какие допущены ошибки?

Вы читаете «Сырок» — автобиографию Б. Ю. Александрова. Как она устроена хронологически? Что даёт такая хронология? Как она разбита на главы? Почему такое разбиение работает? Как использовать это знание в статье?

Вы читаете Толстого, и вам скучно. Почему? В какой момент вы скучаете? Что вызывает трудности? Почему вы уже забыли, кто такой этот Долохов? Что нужно было сделать, чтобы вы не забыли? Что сделать в статье, чтобы не было скучно?

Вы читаете очередную подборку из серии «10 знаменитостей тогда и сейчас». Каждая пара знаменитостей на отдельной странице. Почему так? Зачем издание заставляет вас десять раз за статью кликнуть на стрелочку? А почему вы вообще сюда зашли, вы же только что читали Толстого?

Вы кликнули по тизеру «Группы смерти». Вы дочитали статью до конца. Почему эта статья вас зацепила? Что вас тащило до конца? Почему вы в это поверили?

Вы читаете критику статьи «Группы смерти». Почему оно вас не убеждает? Чего в этой критике нет, что есть в основной статье?

Это не ограничивается чтением. Видеоклипы в ютубе, фильмы, фотографии, всякие интерактивные статьи, игры, квесты, спектакли, юмористические зарисовки — это всё информационные продукты. Учитесь их анализировать и искать то, что работает.

Что дальше

Завершение цикла — в пятницу. Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

maximilyahov.ru

Как писать в «Тиньков-журнал». Часть 7: Как мы работаем

Кто старое помянет...Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала

Никак не могу закончить курса молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

В этой статье — о наших принципах работы. Если вас бесит Ильяхов, Главред, Тиньков и наш дух протестантского ультрагуманизма — закройте эту статью сейчас же. Здоровье дороже.

Чья задача — тот и носится

Если вам что-то от кого-то нужно, вы сами должны добиться этого от человека. Напоминайте о себе много раз, если вам не отвечают. Добивайтесь решения своей проблемы.

Если вы отправили мне статью на согласование и три дня не получаете ответа — стукните мне в Телеграм или напишите письмо. Если вам кто-то обещал эксперта и не дал — напомните о себе и напоминайте, пока не дадут эксперта. Если вы отправили статью посмотреть сотруднику банка, а он вам не ответил — напишите еще раз, позвоните, посоветуйтесь с ответсеком.

Если вам нужно прояснить замечания, которые вам оставил я, Рай, Марина или сотрудники банка — доставайте нас сами: пишите в Телеграм, звоните. Большинство вопросов можно решить за пять минут чатика. Если вы написали в чатик и вам не ответили — напишите еще раз.

Читайте об этом: Чья задача — тот и носится

Просто напишите снова

Всем наплевать, как вы устали

У нас принят диктат результата. Мы смотрим на результат, обсуждаем результат и публикуем результат. Что вы должны сделать, чтобы получить результат — ваше личное дело.

Вы взяли статью, но переоценили силы: оказалось, что материал необъятный. Чтобы успеть к сроку, вы сидите день, ночь, день и еще ночь. После второй ночи вас увозят на скорой.

Неделю спустя вы открываете свою статью, а там сто моих комментариев. Самый безобидный из них — «Это всё скукота, надо выбросить и написать в десять раз короче».

Первая нормальная реакция любого человека: «Как же так?! Я же вложил в эту статью всю душу! Это прекрасная статья!»

Реакция нашего автора: «Окей, давайте разбираться, что тут не так».

Тот факт, что вы вложили в статью много сил, никак не связано с тем, насколько она хороша. Хорошую статью можно написать одной левой, если хорошо знать тему и владеть мясом. А можно убиться, отлежать неделю в больнице, но всё равно написать говно, разбавленное водой. Поэтому ваши усилия — отдельно, результат — отдельно.

Важен только результат

Каждый сам себе хозяин

Вы сами отвечаете за свой комфорт и свои решения. Сами планируете свою нагрузку. Сами выбираете себе темы. Никто не имеет право навязать вам работу, которая вам навредит.

Если вам неудобно делать какую-то работу — вы отказываете. Если вам нужно время, чтобы оценить задачу — вы берете время на подумать. Но если вы взяли на себя обязательства по статье, то дальше никому не важно, как вы устали.

Гипотетический автор очень хочет заработать у нас много денег, поэтому взял на себя четыре статьи. Из-за нагрузки он не вставал со стула месяц, дети выросли, жена ушла к шеф-редактору журнала «Максим-онлайн». Сам автор, естественно, заработал гастрит.

Гипотетический автор сам виноват. Никто его не заставляет брать четыре статьи на месяц, не отлипать от стула или не заниматься детьми. Он сам выбрал себе такую судьбу, сам за себя отвечает.

Другой автор много путешествует и глубоко знает всякие нюансы. Любую статью о путешествиях он пишет за час и сдает со второго раза. В месяц у него выходит по четыре статьи, потому что он может.

Этот автор намеренно не берет темы, в которых не разбирается. Он знает, что он их будет курить месяц и сдавать еще месяц, и в итоге эта работа ему окажется невыгодной. Такой автор сам отвечает за свою загрузку и расход времени. Этот автор — krasava, уважуха за такое.

Никто вам не виноват

Главред — мудак, но он прав

Скорее всего, я окажусь самым неприятным главредом в вашей жизни. Я комментирую безжалостно, прямо и обидно. Один из наших авторов ведет канал в Телеграме, в котором собирает мои замечания — ознакомьтесь с ним, если боитесь жесткой критики. Если для вас такое недопустимо — не пишите для нас. В России полно других изданий, где главреды лапочки.

По умолчанию мы считаем, что все мои замечания верны. Если вы считаете, что я сморозил чушь, приходите ко мне в Телеграм и обсуждаете. Если вы меня убедите, что это чушь, я сниму замечание. Я мудак, но не самодур.

Меня не тревожит, обидитесь ли вы на мои замечания. Моя работа — сделать так, чтобы у вас получилась лучшая из возможных статей. Не забывайте, что в конце работы там стоит ваша подпись, а не моя. Поэтому пока вы делаете со мной статью, я буду вас жестко критиковать, но в итоге получится хорошо.

Быть со мной в хороших отношениях не надо. Беситься от моих замечаний — нормально. Ненавидеть меня — нормально. Но если вы пишете со мной статью, будьте добры переделывать по замечаниям.

Если я оставил вам замечание, к следующему показу вы должны либо его снять, либо доработать статью.

Читайте об этом: о критике, не путайте мудаковатость с требовательностью

Все замечания либо учесть,либо снять

Диктатура ответсека

Главный человек в редакции — не я, не Оливер Хьюз, не Олег Тиньков, не Трамп и не Путин. Главный человек в редакции — ответственный секретарь Марина. Она управляет всем. Она — сердце, душа, процессор и хребет, альфа и омега. Она — точка сборки журнала. Ее слово — закон.

Запишите ее номер в адресную книгу.

Если у вас отключены уведомления — настройте для неё исключение.

Если вы должны сегодня сдать текст, но вас не дай бог сбила машина — сначала звоните в скорую, потом ответсеку, потом маме.

Ответсек — ваш щит и бронежилет. Если вы не можете согласовать что-то с экспертом — пишите Марине. Если у вас затык со статьей — пишите Марине. Любое отклонение от плана — пишите Марине. На вас наехали в комментах — пишите Марине.

Главная — Марина

Все нормальные люди

Мы не монстры и не роботы. Если у вас проблема — скажите об этом, а не терпите:

Если я жестко исказил вашу тему и развернул статью в неинтересную вам сторону — скажите об этом. Я не обещаю, что вы меня переубедите, но если статья вам неинтересна — писать вы ее не будете.

Если эксперт банка изговнял вам самые вкусные факты — не надо это проглатывать и переписывать. Пишите Марине или мне, обсуждайте проблему. Не надо ничего молча терпеть. Если видите, что получается говно — поднимайте тревогу.

Если вы обещали статью сегодня, но внезапно нагрянула ваша боевая бабушка из Израиля — ну напишите об этом Марине, ей-богу. У нас есть запасные статьи, чтобы в таких ситуациях закрыть дыры в редплане.

Если сегодня утром вы проснулись и поняли, что больше не хотите работать на империю Олега Тинькова — ну не надо себя насиловать. Напишите: «Ребят, я понял, что больше так не могу». Все всё понимают. Распрощаемся, разойдемся, а через год вы вернетесь.

Добавлено 15 февраля 2018 года. Если ваша статья проходит слишком много итераций или выпуск занимает слишком много времени — настолько много, что вам уже невыгодно ее делать — бейте тревогу. Не доводите до исступления. Может быть, мы сможем ускорить выпуск вашей статьи или вместе поймем, что статья не получается. Так бывает, в этом нет трагедии.

Короче: если что-то не так — говорите. Все нормальные люди.

Не надо ничего терпеть

Что дальше

Завершение цикла — в пятницу. Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

maximilyahov.ru

Как писать в «Тиньков-журнал». Часть 2: Фокус и логика

Кто старое помянет...Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала

Привет, новые авторы «Тиньков-журнала»! Продолжаю курс молодого бойца. Не забудьте прочитать все выпуски:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать по теме
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

Фокус

Хорошая статья подробно разбирает узкую проблему. Плохая статья берет широкую проблему и проходит в ней по вершкам. Нас не интересуют обзорные и поверхностные статьи. Нам нужны глубокие и детальные, чтобы советы из них можно было применить на практике и не напороться на неожиданные тонкости.

Если хотите охватить большую тему с разных сторон, лучше напишите несколько сфокусированных статей, чем одну всеобъемлющую.

Вы захотели объяснить человеку, как пользоваться сервисом «Авито». Полезное действие — повысить качество жизни за счет расхламления квартиры; выручить немного денег с хлама. Как выбрать фокус?

Если написать одну обзорную статью, то она будет либо неинтересной, либо недостаточно подробной, либо слишком большой. Неинтересная — то есть вы скажете «Продавайте хлам на „Авито“», и всё. Недостаточно подробная — вы пройдетесь по вершкам и не сможете рассказать ни о мошенниках, ни о тонкостях фотографирования, ни о чем. Или же вы всё это расскажете, но у вас будет статья на сорок листов, которую не прочитают.

В этой ситуации смотрим, какие у вас есть подробности. Допустим, вы знаете, как размещать объявление, как торговаться, как избегать мошенников и как правильно обмениваться деньгами во время покупки. По каждой из этих тем вы можете дать по пять-десять советов. Значит, делаем четыре статьи: по одной на каждую сфокусированную тему. В каждой статье — подробные советы, тонкости и хитрости.

Хорошо уже на уровне темы уточнять конкретные обстоятельства, в которых статья пригодится. Так мы уменьшим охват аудитории этой конкретной статьи, но зато те, кого мы охватим, будут читать ее внимательнее. Лучше более узкая и полезная статья, чем «обо всём и и ни о чём».

Слишком общая тема

Так себе

Нормальная тема

Как общаться с таксистами

Как общаться с таксистами за границей

Как общаться с таксистами в Азии

Как получать больше денег

Как повысить себе зарплату, если вы менеджер

Как повысить себе зарплату, если вы менеджер в корпорации

Куда вложить миллион

Куда вложить миллион, чтобы не бояться

Куда вложить миллион, чтобы не бояться закрытия границ

Как стать предпринимателем

Как открыть ИП

Как открыть ИП, если вы живете в Москве без регистрации

Не стесняйтесь писать серии статей, чтобы раскрыть все этапы или все аспекты выбранной темы. Наш чемпион подборок — Ника Троицкая, она уже год пишет серию статей о покупке квартиры в новостройках. Это нормально: лучше восемь коротких статей раз в два месяца, чем одна длинная и никогда.

Лучше восемь детальных статей, чем одна поверхностная

Логика изложения

Вот вы выбрали тему. Теперь нужно составить заявку, чтобы согласовать тему со мной и начать писать. Обязательная часть заявки — примерный план статьи. И уже здесь вы должны понимать, в какой логике будет развиваться ваш рассказ.

Мне важно, чтобы статья выстраивалась насколько это возможно в мире читателя. Последовательность мыслей должна совпадать с чем-то, что читатель уже знает. Избегайте формально верной, но не привязанной к жизни логики изложения.

Допустим, мы пишем статью «Как обманывают таксисты в Азии». Первый вариант организации, который приходит на ум:

Как обманывают таксисты в Азии Со счетчиками С ценой С дополнительными услугами С маршрутом

Вроде нормально, но деление на проблемы несколько формальное. Почему читателю интересна классификация таксистских разводов? Какой интерес представляет именно такой скелет? Пока что никакого.

Попробуем немного больше в мире читателя. Организуем статью вокруг того, как он сам будет пользоваться услугами такси:

Как обманывают таксисты в Азии В аэропорту: завышенные цены На парковке: платная погрузка багажа В машине: необнуленный счетчик В машине: возят кругами На месте: вымогают больше денег

Новая структура больше в мире читателя. Ты как будто мысленно проходишь путь от трапа самолета до гостиницы, а по дороге тебя поджидают опасности. Похоже на реальность.

Или, допустим, пишем статью о формах налогообложения для микробизнеса. Можно разбить её по типам налогообложения и рассказать о каждом. Формально это ок, но не в мире читателя. А в мире читателя будет разбить статью на ситуации, в которых ему нужны те или иные формы налогообложения:

Какую фирму открыть, если вы начинаете бизнес Чтобы платить минимум налогов Чтобы держать на счетах много денег Чтобы легко нанимать сотрудников Чтобы не ездить в другой город

Хороший способ выбрать правильную логику изложения — представьте, как читатель справлялся бы с выбранной вами проблемой в жизни. По каким критериям он бы искал решение? В какой последовательности? Где-то там, в мире читателя, лежит ваш ответ.

Читайте об этом: Структура в мире читателя

Исходите не из того, как устроена реальность, а из того, как читатель с ней столкнется

Что дальше

Продолжение цикла — завтра. Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

maximilyahov.ru

Как писать в «Тиньков-журнал». Часть 4: Мясо. 18+

Кто старое помянет...Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала

Продолжаем курс молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать по теме
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

Это — самая важная статья серии. Она для взрослых, потому что в ней есть слово «хуй». Ступайте осторожно.

Что за мясо

Мясо — это что-то из реальности, что помогает сделать статью убедительной. Опыт, подробности, тонкости, проблемы, решения, пошаговые руководства и подлинные иллюстрации — это мясо. Теоретические схемы, оценки, выводы и любые поверхностные суждения — не мясо.

В хорошей статье должен быть жесткий скелет, много мяса и немного всего остального.

Зачем нужно мясо

Мясо — это не редакторский прием. Добывать, готовить и подавать мясо — и есть работа редактора. Всё, что не является поиском, приготовлением и подачей мяса — это херня, а не работа.

Чтобы врубиться в эту мысль, начнем от обратного.

Я встречал авторов, которые по молодости уверены в таком постулате: «Работа автора в том, чтобы находить и формулировать интересные и полезные идеи». Это неверно.

ИДЕИ НИЧЕГО НЕ СТОЯТ

Давайте разберемся, что здесь имеется в виду под идеей. Вот это — идеи:

Идея Нужно копить, а не тратить всё Нужно быть гибким Нужно постоянно учиться новому Курить вредно, нужно бросать По утрам нужно делать зарядку

Сами по себе эти идеи не представляют ценности. Ценность представляет только то, как эта идея подана в конкретном информационном продукте: насколько она убедительная и насколько ее можно применить в жизни. Если идея подана убедительно и ее легко применить — кайф. Если после статьи я живу так же, как жил — это дерьмо, а не статья.

Даже на уровне темы статьи идею можно бездарно просрать, а можно сделать огненно:

Идея

Просрана

Огненно

Нужно копить, а не тратить всё

Как правильно копить

Как начать копить, если едва хватает на жизнь

Как накопить к старости

Как накопить к старости миллион, если ты убогий менеджер

Как копить: секреты богатейших людей мира

Как копить: секреты менеджеров по продажам

По утрам нужно делать зарядку

Как делать зарядку по утрам

Как заставить себя сделать зарядку, если ты спал 4 часа

99 лучших упражнений для бодрого начала дня

Зарядка с похмелья: единственное упражнение, которое нужно делать

Как делают зарядку миллиардеры

Как делать зарядку, если ты еще не миллиардер, но хочешь им стать

Возьмем прямо первый же пример: «Как правильно копить» против «Как правильно копить, если едва хватает на жизнь».

Первая статья будет набором банальностей: «Откладывайте часть от зарплаты, не совершайте спонтанных покупок, ведите бюджет, воспитывайте в себе железную волю». Ну охуеть, советы года. Всего-то нужна железная воля. Это дерьмо, а не статья. Она стоит ноль рублей.

Вторая тема интереснее: она учит копить, когда мало денег. Тут уже не отвертишься банальностями. Придётся копать, общаться, пробовать самому, проваливаться и пробовать снова. Придется пожить в режиме жесткой экономии и не сорваться. Я сам не знаю, как написать статью на эту тему — у меня нет такого опыта. Поэтому мы и платим 10 тысяч за статьи: не от щедрости, а потому что писать такое сложно.

Первая тема — это жвачка для мозга из серии «Сто секретов успеха». Такие статьи влияют на мир только в одном: они сжигают время читателей. Этими статьями наполнены развлекательные сайты, они стоят по десять копеек и приносят по десять рублей с рекламы. Так развлекательные порталы и живут.

Развлекательные порталы можно понять. Они должны нагонять как можно больше глупых людей, чтобы продавать их рекламодателям. Полезное действие таких порталов для читателя — отвлечь его от повседневных проблем, дать ощущение комфорта. Типа прочитал сто секретов богатых людей, поставил лайк и как будто сам стал немного богаче. А потом поставил лайк под статьей про зарядку и как будто стал здоровее. Потом поставил лайк под рецептом здорового салатика и как будто даже начал худеть. Ключевое слово — «как будто».

Развлекательные сайты — это бесконечная дрочка на иллюзию лучшей жизни. Это очень востребованный и нужный людям жанр: благодаря ему люди не сходят с ума от своей ничтожности. Но на этом польза заканчивается.

Я не хочу тратить ограниченное время жизни на иллюзорную дрочку за копейки. Я хочу, чтобы от каждой статьи в «Т—Ж» менялись жизни людей. Это будет происходить не всегда, но я буду стараться изо всех сил. И вас заставлять.

Чтобы делать такие статьи, нужны не абстрактные статьи-жвачки, а статьи с мясом. Погнали разбирать, какое бывает мясо и где его брать.

Если статья не меняет жизнь читателя, это дерьмо, а не статья

Опыт

Допустим, вы купили Макбук в «сером» магазине за 40 тысяч и прогадали: он оказался битым. Вы два месяца бодаетесь с магазином, чтобы вам вернули деньги. В итоге возвращаете их через суд. Вы всё это сами лично прошли, сами писали заявления, звонили своему куму в прокуратуре, ездили в сервисный центр и т. д.

Всё, что с вами произошло, во всех деталях — ваш опыт. Теперь всё это аккуратненько берите и пишите статью. Прямо пошагово: что вы и как делали, какие были трудности, как вы с ними справились, как вам звонили братки по ночам, как вы выступали в суде. Ничего не упускайте.

Опыт ценится потому, что его трудно получить. Чтобы получить тот же опыт, что и у вас, кому-то понадобится потратить 40 тысяч рублей и два месяца времени. А вы делаете так, что они получают этот опыт в обмен на внимание. В этом и ценность.

Нестрашно, что ваш опыт специфический. Люди отлично превращают чужой опыт в собственные правила жизни. Главное — делитесь опытом подробно, внимательно и честно.

См. также: об опыте, достоверности и глубине исследования, 18+

Подробности

Допустим, у нас статья о том, как общаться с таксистом за границей. И там есть такой совет: «Договаривайтесь о цене до поездки». Совет верный, но в таком виде бесполезный.

Проблема при общении с таксистами не в том, что никто просто не додумывается договориться о цене заранее. Проблема в том, что таксисты умело выкручиваются из этого разговора. «Братуха, да не боись, сейчас по счетчику всё шахер-махер быстро поедем», «Слушай, сто лет вожу людей, всегда со всеми всё честно было, братуха, обижаешь» и всё в таком духе. Опытный бомбила в аэропорту не даст договориться о цене заранее.

А тебе на это в статье пишут «Договаривайтесь о цене до поездки». Ясное дело, что надо договариваться. Но как? И вот тут как раз нужны подробности. Как именно договариваться-то? Приведите конкретный диалог с примером того, как надо договориться. Что конкретно говорить? Давайте прямую речь.

Договаривайтесь о цене заранее. Без договора в машину не садитесь. Если таксист начинает брататься и выкручиваться, резко заканчивайте разговор и поворачивайтесь к другому таксисту. Сделайте так, чтобы таксист сам вам назвал все условия сделки: куда он вас повезет и за сколько.

— Сколько до Митина? — Братуха, обижаешь, всегда всех возил честно — (Повернулись к другому таксисту) А у вас за сколько до Митина? — Ой... Ну тыщи за полторы-две, там по счетчику посмотрим. — (третьему) Вы за сколько? — За полторы. — Что за полторы? — Ну, до Митина за полторы. — У меня всего тысяча четыреста денег, больше нет. — Ладно, погнали за 1400.

Запомните правило: нет цены — нет поездки. Ноу прайс — ноу райд.

Посмотрите, как прямая речь сделана в статье о юридической грамотности. Там она выделена желтым и дана крупно: «Вот так говори».

Такие вещи ценны, потому что они помогают читателю преодолеть трудности. Сравните:

Поверхностно

Подробно

Предложите продавцу уступить вам в цене. Если он откажется, сделайте вид, что покупка вам неинтересна.

Спросите у продавца, какие у них сегодня действуют скидки. Если он скажет «Никаких», говорите «Ой, как жаль... Ладно, я подумаю», — и начинайте уходить.

Противоположность подробностям — поверхностность. Это когда какая-нибудь малолетка пишет в «Инк-ком» статью «Как стать настоящим лидером», а там советы типа «Поощряйте инициативу сотрудников» и «Будьте всегда готовы изменить курс компании, потому что всё в мире быстро меняется». Ну охуеть теперь. Всё бросил и побежал менять курс. Бесит такое.

Тонкости и хитрости

Если у вас есть подлинный опыт в теме, о которой вы пишете, то вы наверняка сталкивались с какими-нибудь неочевидными моментами. Неочевидные — то есть если не знать о них и не смотреть на них специально, то не поймешь подвоха. Чем больше таких тонкостей вы раскроете, тем более полезной будет статья.

Допустим, вы пишете статью о покупке всякого барахла на «Алиэкспрессе». Полезное действие статьи — чтобы читатель не пожалел о тех пятистах рублях, на которые он купит очередной чехол на Айфон.

Как понять, что перед тобой нормальный чехол, а не говно? Смотреть на всякие детали. Что на фото, в каком контексте? Есть ли отвлекающие элементы? Какой толщины пластик? Что написано в материалах? Как отличить кожу от экокожи? Что значат все эти бриллианты в названии магазина? На что смотреть на странице самого магазина? Как отличить нормальные отзывы от ненормальных?

Такие штуки нельзя сочинить, если у вас нет опыта в той области, о которой пишете. Если малолетка будет писать о лидерских качествах в бизнесе, ей просто неоткуда будет брать эти тонкости. Она-то лидеров видела только в трансляции презентаций «Эпла». Какие она подробности оттуда достанет?

Поэтому я требую от авторов, чтобы они испытывали на себе всё, о чем пишут. Нет опыта — нет статьи.

Трудности

А самый кайф — это когда ты не только знаешь единственный способ «как правильно», но и 99 способов «как неправильно». И еще 99 проблем, которые у тебя начнутся, когда ты сделаешь «как правильно, но не совсем».

Допустим, пишем статью о накоплениях в режиме жесткой экономии. Полезное действие — чтобы читатель не переставал откладывать деньги, хотя у него и так мало, а соблазнов много.

Базовый совет будет что-то из серии «Любой ценой откладывайте часть от зарплаты и не залезайте в накопления ни по какому поводу». Это простой совет. А теперь погнали трудности:

«Но будет ситуация, что надо скинуться коллеге на ДР, а у вас это не заложено в бюджете. Тогда делайте так-то»

«Но однажды вы пойдете в бар с друзьями, и там будет трудно остановиться. Тогда делайте вот так»

«И вот у вас сэкономлено 70 тысяч. И сегодня „Эпл“ презентует новый Айфон. Вам очень, очень-очень захочется вознаградить себя за ваши труды. Но вы должны сделать так...»

Трудности — самый кайф. Находите их, справляйтесь с ними, пишите о них. «Как правильно» мне напишет любой школьник за электронную сигарету. Вы мне нужны, чтобы писать о правде жизни, во всех ее неприглядных подробностях. Мне не нужна полированная идеальная картинка. Мне нужно мясо, и трудности — самый редкий его сорт.

Иллюстрации

Все опорные мысли в статье желательно честно иллюстрировать. Тут всё просто:

Иллюстрации нужны только к тем смысловым единицам, на которых держится полезное действие статьи. Если скриншот, документ или фотография играют второстепенную роль, то они не нужны.

Готовить мясо — это и есть ваша работа

Мэйк ноу факинг мистейк: мясо — это и есть ваша работа. Не слова, не буковки, не текстики, не стиль, не структуры, не идеи и даже не деньги. Ваша работа — находить и готовить мясо. Слова — это один из способов приготовления. Картинки — другой способ. Структура — одно из приспособлений для готовки. Инфостиль — гигиенические требования к вашей кухне. Но ваша работа — мясо, и ничто другое.

Вы не пишете текст. Вы разделываете тушу реальности, достаете из нее самый вкусный кусок мяса и жарите его до готовности. Если мяса нет — вы выращиваете его, получаете опыт, набиваете шишки. Для этого вы и нужны. За это вам и платят по 10 тысяч за статью. Никто в России не платит столько за буквы, потому что буквы, как и идеи, не стоят ничего. Ценно только мясо.

Кроме мяса

Помимо мяса в ваших статьях должны быть теоретические выкладки, объяснения принципов, могут быть даже ваши оценочные суждения. Ради бога. Главное — чтобы это всё было вокруг хорошо приготовленного мяса.

Читайте об этом: Как писать о банальном, Чему учиться в Людвига, Чувственный опыт

Что дальше

Следующая часть — об индивидуальном стиле и словах.

Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

maximilyahov.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта