О ЧЕМ ПИШУТ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ МИРА. НОЯБРЬ 2005 №11. Как пишется научно популярный журнал
Стиль научной статьи — Молодой ученый
Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки. Научный стиль делится на три подстиля:
- Собственно научный, или академический — это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов.
- Научно-популярный, или научно-публицистический — этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
- Научно-учебный — он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий.
Рассмотрим, что такой стиль научной статьи и чем он отличается от других стилей?

Научная терминология
Поскольку наука выявляет и описывает современные факты, новые открытия, явления и закономерности, она неизбежно использует определенную терминологию. Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. Таким образом, в каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается. Кроме того, внутри каждой профессиональной или социальной группы — и ученые не исключение — формируется определенный сленг, часто непонятный непосвященным.
В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).
Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка — это административная панель; залогиниться — пройти авторизацию; минуса — «отрицательное сальдо; оборотка — оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).
С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.
Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1].
Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.
Форма изложения
Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать:
Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…
При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).
На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.
В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.
Синтаксические особенности
Специфика научного стиля — преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.
При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» — «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно,..), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка — от «заливает», перемотка — от «перематывает», развитие — от «развиваться»).
Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.
Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.
В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.
Точность и ясность изложения
В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.
Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные — их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.
Оригинальные исследования по мелким млекопитающим проведены летом 2008 г. Всего было отработано 2600 ловушко/суток и поймано 432 особи (табл. 3) [2].
Связи и закономерности
Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.
Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.
Организационное благо, или организованность, имеет ключевое значение для развития общества в целом, поскольку смысл создания и развития любого общества состоит в координации деятельности ее членов [3].
В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений.
Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного [4].
Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так). Обратите внимание на слова-связки, обеспечивающие логическую последовательность изложения в следующих фрагментах:
Согласно концепции профессионализма аудиторская деятельность в основном базируется на способности аудитора принимать профессиональные суждения. Исходя из этого, оценка качества аудита — тоже предмет профессионального суждения проверяющего, а критерием качества является соблюдение требований соответствующих правил (стандартов) аудиторской деятельности, в том числе внутрифирменных. Поэтому предлагается методику определения эффективности системы качества аудита сформировать на базе экспертной оценки[5].
Таким образом, судебное почерковедение, сам термин которого был введён Е. Ф. Буринским лишь в 1903 году, достаточно много позаимствовало у графологической теории. Это позволяет предположить, что данная теория в совокупности с каллиграфической экспертизой, приметоописательным и графометрическим методами послужила основой для развития судебного почерковедения[6].
Сравните его со следующим отрывком из дипломной работы, где такая логическая связь отсутствует:
Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе (каком процессе? — авт.) отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы.
Выразительность
Значит ли это, что научная статья должна быть скучной и невыразительной? Вовсе нет. Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:
Примеры, иллюстрации, пояснения
Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.
В начале XX века немецкими геофизиками Г. Герглотцем и Е. Вихертом была рассмотрена следующая задача: нельзя ли, располагая картиной движения фронтов сейсмических волн по поверхности Земли, порожденных землетрясениями, найти скорость распространения сейсмических волн внутри Земли? Поставленная задача (и подобные им задачи), по сути дела, является задачей определения неизвестной функции (скорости распространения сейсмических волн) из соответствующего дифференциального уравнения по известной частичной информации о решении этого уравнения. Подобные задачи тоже, по своей сути, являются задачами определения неизвестных коэффициентов, входящих в дифференциальное уравнение [7].
Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные — в форме таблиц и диаграмм.
Усилители
Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).
Сравнение
Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным. Примеры удачных сравнений:
Историки нередко сравнивали владения Строгановых с «государством в государстве» [8].
Сами по себе средние величины и без того абстрактные могут становиться и совсем бессмысленными. Пример тому не только классическая средняя температура по больнице, но и средняя зарплата по городу (тем более по стране) [9].
Один из основателей биологической статистики Геддам <…> рекомендовал применение логарифмической шкалы доз воздействий <…> В принципе, Геддам, конечно, прав — природа любит логарифмирование. Разница между детьми в 1 год и 10 лет — огромна, а между людьми в 60 и 70 она всего лишь существенна, но… Во-первых, не надо забывать, что «спину верблюду ломает последняя соломинка». Во-вторых, поднять 1 или 2 кг — разницы нет, а прибавление 1 кг к спортивному рекорду — труднодостижимая мечта [10]. (там же)
Проблемные вопросы
Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращение к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения.
Какова была роль Строгановых в основании Чусовского монастыря? [11]
При этом можно считать открытым следующий вопрос: каковы прагмасемантические функции этого жанра и насколько эффективно он эти функции выполняет? [12]
Как в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание между ними при работе с инструкцией? [13]
Умение излагать мысли стройно, ясно, лаконично и точно, при этом понятным и доступным языком — признак профессионализма. Добиться этого можно только постоянно работая над текстом, оттачивая формулировки и совершенствуя структуру. Полезно также читать побольше научных текстов и перенимать удачные идеи у их авторов.
Также рекомендуем прочитать
[1] Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О. (и др.) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Вып. № 20, 2010. С. 85.
[2] Экологический мониторинг природных ресурсов (mammalia) в зоне строительства Нижегородской АЭС / Дмитриев А. И. (и др.) // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 1 (3), 2009. С. 485.
[3] Андрющенко А. В. Значение организационных договоров в системе гражданского права // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С. 181.
[4] Емельянова Т. Н. Некоторые особенности художественно-публицистических произведений А. Емельянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. No 8 (50): в 3‑х ч. Ч. III. C. 81.
[5] Панкова С. В. Мониторинг внутрифирменной системы качества аудита бухгалтерской отчетности // Вестник ОГУ, 2002, № 4. С. 88.
[6] Ковалев П. А. Роль графологической теории в судебном почерковедении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 74.
[7] Цей Р., Шумафов М. М. Математическое моделирование и обратные задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. Вып. № 4, 2008.
[8] Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI–XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С.
[9] Прозоровский В. Б. Статистическая обработка результатов фармакологических исследований // Психофармакология и биологическая наркология. Вып. № 3-4, т. 7, 2007. С. 2092.
[11] Кустова Е. В. Указ. соч. С. 74.
[12] Кудрин Д. П. Инструкция: набор команд или обучение? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (50): в 3-х ч. Ч. III. C. 109.
moluch.ru
Научно-популярная статья - как написать
Практически каждый из тех, кто интересуется новыми достижениями в сфере науки и техники ежедневно сталкивается с материалами, которые публикуют различного уровня журналисты на своих сайтах. При этом, довольно большой процент пользователей считает, что прочитав статью о новом изобретении, он прочитал научную статью, а стало быть и у него самого получится написать ничуть не хуже, однако следует понимать, что это далеко не так и подобные рассуждения довольно сильно задевают ученых.
Именно поэтому сегодня речь пойдет о различиях между научно-популярной и научной статьей, а так же мы расскажем о том как правильно оформлять научно-популярную статью, где и как ее опубликовать. Пожалуй, начнем с самого простого, а именно, с выявления существенных различий между этими видами статей.
Научная публикация это не что иное как основной результат деятельности исследователя. Отдельный вид научной публикации — научная статья, которая должна содержать краткий но доступный отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения.

Кроме этого, научная статья должна включать в себя необходимое количество данных и источников информации для того, что бы возможно было не только оценить, но и проверить работу исследователя.

В свою очередь, научно-популярная статья лишь позволяет изложить основные научные идеи, мысли и факты. Цель научно-популярной статьи — с помощью публицистического стиля информировать обычного читателя, при чем сделать это так, что бы материал вызвал эмоции. Язык в научно-популярной статье максимально упрощен для большего понимания его аудиторией.
Если еще больше упростить, основная мысль сводится к тому, что научную статью поймут специалисты, а научно-популярную — любой читатель. Идем дальше.
Оформление научно-популярной статьи.
Для того, что бы написать качественную научно-популярную статью и при этом не прослыть любителем «лить воду» стоит помнить и следовать нескольким немаловажным правилам. Самое важное и самое главное правило написания — минимум текста, максимум сведений. Кроме того, важно, что бы сведения, которые вы хотите представить публике не выглядели ни разнузданными, ни сухими и безэмоциональными. Ваша цель при написании — эмоционально заинтересовать читателя, иначе вся проделанная работа будет выполнена зря.
Помимо эмоциональной окраски, помните, что использование терминологии практически недопустимо. Читатель не будет видеть разницы между грудами аббревиатур и пространных слов, которые знают лишь узкопрофильные специалисты, в итоге текст станет серым и не интересным для читателя. Однако в то же время нельзя в своих текстах упрощать все до уровня начальной школы. Вы не снисходительно учите своих читателей, не засыпаете их массой терминов — вы их информируете и удивляете.

Кроме этого, необходимо помнить для какой аудитории пишется статья. Естественно, что для специалиста она не будет иметь такого значения, как для обывателя. Специалист не судит о научном вопросе по научно-популярным статьям, а стало быть лучше всего определить для себя возрастную категорию читателей и их принадлежность к тому или иному социальному статусу.
Впрочем, забывать о специалистах тоже нельзя. Именно они являются вашими рецензентами по своей сути, именно они могут полностью оценить вашу работу. А стало быть проявлять неряшливость, небрежность и неточность непозволительно. Если у вас есть возможность во время написания статьи связаться со специалистом — проконсультируйтесь с ним, узнайте о кроющихся подводных камнях. Если вы будете пользоваться всеми этими правилами, то плохой материал у вас вряд ли получится. Осталось лишь разместить вашу научно-популярную статью на одном из ресурсов или в журнале и дело сделано.
Как и где разместить свою статью?
На просторах интернета существует множество электронных изданий, блогов, форумов и прочих средств распространения информации, поэтому подойти к выбору следует серьезно. Многое зависит в большей степени от того, какова ваша цель. Если вы хотите, что бы вашу статью прочитало как можно большее количество человек, то тогда, несомненно, необходимо наладить контакт с одним из популярных электронных изданий или ресурсов, которые освещают выбранную вами тему. Очень важно не прыгать выше головы, то есть не стараться пробиться со статьей среднего уровня на топовые ресурсы. Адекватно оценивайте свои силы, однако если вы уверенны в качестве материала, тогда вперед.

Еще до написания статьи необходимо определиться где вы хотите ее видеть. Это важно так как зачастую редакция издания или ресурса просят авторов выдерживать общий стиль, который считается на их территории традиционным. Кроме этого большая часть ресурсов имеет своего рода FAQ для авторов, а стало быть подготовить свою статью под необходимый стандарт можно будет без особых затрат своих сил. Снова напомним, что лучше ознакомление с регламентом проводить до начала написания статьи, это поможет вам сэкономить время, силы и нервы.
На различных ресурсах разные правила оформления статьи, однако суть зачастую одна и та же, впрочем, то же самое обстоит и с конструкцией материала. В принципе тут нет ничего сложного. Если же на сайте нет никаких данных для авторов, свяжитесь с редакцией по их рабочим контактам.

Вот в принципе и все. Ничего сложного на первый взгляд нет, однако помните, что помимо тех советов, который предоставлены в данной статье, есть еще множество факторов и условий, которые вы сможете определить для себя по мере получения нового опыта. Так или иначе, если у вас есть желание писать — пишите, на ошибках, как известно, учатся. И поверьте, что уже через довольно небольшой промежуток времени вы заметите на сколько улучшилось качество написания ваших статей.
По материалам: "sciencedebate2008.com"news-rus.info
Научно-популярная статья — как написать
Практически каждый из тех, кто интересуется новыми достижениями в сфере науки и техники ежедневно сталкивается с материалами, которые публикуют различного уровня журналисты на своих сайтах. При этом, довольно большой процент пользователей считает, что прочитав статью о новом изобретении, он прочитал научную статью, а стало быть и у него самого получится написать ничуть не хуже, однако следует понимать, что это далеко не так и подобные рассуждения довольно сильно задевают ученых.
Именно поэтому сегодня речь пойдет о различиях между научно-популярной и научной статьей, а так же мы расскажем о том как правильно оформлять научно-популярную статью, где и как ее опубликовать. Пожалуй, начнем с самого простого, а именно, с выявления существенных различий между этими видами статей.
Научная публикация это не что иное как основной результат деятельности исследователя. Отдельный вид научной публикации — научная статья, которая должна содержать краткий но доступный отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения.

Кроме этого, научная статья должна включать в себя необходимое количество данных и источников информации для того, что бы возможно было не только оценить, но и проверить работу исследователя.

В свою очередь, научно-популярная статья лишь позволяет изложить основные научные идеи, мысли и факты. Цель научно-популярной статьи — с помощью публицистического стиля информировать обычного читателя, при чем сделать это так, что бы материал вызвал эмоции. Язык в научно-популярной статье максимально упрощен для большего понимания его аудиторией.
Если еще больше упростить, основная мысль сводится к тому, что научную статью поймут специалисты, а научно-популярную — любой читатель. Идем дальше.
Оформление научно-популярной статьи.
Для того, что бы написать качественную научно-популярную статью и при этом не прослыть любителем «лить воду» стоит помнить и следовать нескольким немаловажным правилам. Самое важное и самое главное правило написания — минимум текста, максимум сведений. Кроме того, важно, что бы сведения, которые вы хотите представить публике не выглядели ни разнузданными, ни сухими и безэмоциональными. Ваша цель при написании — эмоционально заинтересовать читателя, иначе вся проделанная работа будет выполнена зря.
Помимо эмоциональной окраски, помните, что использование терминологии практически недопустимо. Читатель не будет видеть разницы между грудами аббревиатур и пространных слов, которые знают лишь узкопрофильные специалисты, в итоге текст станет серым и не интересным для читателя. Однако в то же время нельзя в своих текстах упрощать все до уровня начальной школы. Вы не снисходительно учите своих читателей, не засыпаете их массой терминов — вы их информируете и удивляете.

Кроме этого, необходимо помнить для какой аудитории пишется статья. Естественно, что для специалиста она не будет иметь такого значения, как для обывателя. Специалист не судит о научном вопросе по научно-популярным статьям, а стало быть лучше всего определить для себя возрастную категорию читателей и их принадлежность к тому или иному социальному статусу.
Впрочем, забывать о специалистах тоже нельзя. Именно они являются вашими рецензентами по своей сути, именно они могут полностью оценить вашу работу. А стало быть проявлять неряшливость, небрежность и неточность непозволительно. Если у вас есть возможность во время написания статьи связаться со специалистом — проконсультируйтесь с ним, узнайте о кроющихся подводных камнях. Если вы будете пользоваться всеми этими правилами, то плохой материал у вас вряд ли получится. Осталось лишь разместить вашу научно-популярную статью на одном из ресурсов или в журнале и дело сделано.
Как и где разместить свою статью?
На просторах интернета существует множество электронных изданий, блогов, форумов и прочих средств распространения информации, поэтому подойти к выбору следует серьезно. Многое зависит в большей степени от того, какова ваша цель. Если вы хотите, что бы вашу статью прочитало как можно большее количество человек, то тогда, несомненно, необходимо наладить контакт с одним из популярных электронных изданий или ресурсов, которые освещают выбранную вами тему. Очень важно не прыгать выше головы, то есть не стараться пробиться со статьей среднего уровня на топовые ресурсы. Адекватно оценивайте свои силы, однако если вы уверенны в качестве материала, тогда вперед.

Еще до написания статьи необходимо определиться где вы хотите ее видеть. Это важно так как зачастую редакция издания или ресурса просят авторов выдерживать общий стиль, который считается на их территории традиционным. Кроме этого большая часть ресурсов имеет своего рода FAQ для авторов, а стало быть подготовить свою статью под необходимый стандарт можно будет без особых затрат своих сил. Снова напомним, что лучше ознакомление с регламентом проводить до начала написания статьи, это поможет вам сэкономить время, силы и нервы.
На различных ресурсах разные правила оформления статьи, однако суть зачастую одна и та же, впрочем, то же самое обстоит и с конструкцией материала. В принципе тут нет ничего сложного. Если же на сайте нет никаких данных для авторов, свяжитесь с редакцией по их рабочим контактам.

Вот в принципе и все. Ничего сложного на первый взгляд нет, однако помните, что помимо тех советов, который предоставлены в данной статье, есть еще множество факторов и условий, которые вы сможете определить для себя по мере получения нового опыта. Так или иначе, если у вас есть желание писать — пишите, на ошибках, как известно, учатся. И поверьте, что уже через довольно небольшой промежуток времени вы заметите на сколько улучшилось качество написания ваших статей.
www.sciencedebate2008.com
Как писать научные статьи. Раритетные издания. Наука и техника
Л. Солимар
Введение
Вопрос о подготовке научных статей к публикации неоднократно рассматривался с разных точек зрения, но все же многие его стороны до сих пор оставались без внимания. Вызывает удивление также тот факт, что большие успехи, достигнутые за последнее десятилетие в проведении научных исследований, почти не приблизили нас к окончательному решению этого вопроса. На тему о том, как писать статьи, опубликовано множество книг и брошюр, но все они содержат либо расплывчатые рекомендации общего характера («пишите понятно», «поясняйте свои мысли», «не отклоняйтесь от темы» и т.д.), либо советы по техническому оформлению («с одного края страницы должны быть оставлены поля», «подписи под рисунками должны быть отпечатаны на машинке», «размер иллюстраций не должен превышать 10 см × 15 см» и т.д.). Не отрицая серьезности и важности этих советов, я все же полагаю, что они затрагивают лишь ограниченный круг второстепенных вопросов. В этой заметке я не собираюсь излагать новые идеи, а просто хочу поделиться своим опытом в составлении технических статей и ценными замечаниями, которые я в свое время получил от друзей и знакомых.
Некоторые соображения о мотивах, побуждающих к написанию статьи
Целый ряд причин (от обычной графомании до стремления улучшить свое общественное положение) побуждает человека писать и публиковать свои научные работы. Я не буду вдаваться в подробности и ограничусь рассмотрением лишь четырех главных мотивов: 1) бескорыстное стремление к распространению знаний; 2) забота о собственном приоритете; 3) беспокойство за свою профессиональную репутацию; 4) стремление продвинуться по службе.
Под влиянием первой причины пишут главным образом молодые люди, и то, по-видимому, лишь при подготовке своего первого научного труда. Число таких авторов невелико, и для большинства из них первая статья бывает последней. Следовательно, первую причину нельзя ставить в один ряд с другими, более сильными мотивами, хотя забывать о ней все же не следует.
Вторая причина – приоритет – движет лишь небольшой группой авторов, хотя по важности она намного превосходит любую другую причину. Желание связать свое имя с каким-нибудь открытием – давняя отличительная черта научных работников. С тех пор как публикация стала служить доказательством открытия, существует стремление публиковать свои статьи, и как можно быстрее. Однако автор не должен забывать о возможности дальнейшего использования своего открытия. Если он опубликует полученные им данные, то кто-то сможет довести его замыслы до конца и лишить автора возможности пожинать плоды своих трудов. Идеальное решение вопроса – это гарантировать приоритет, заявив об открытии, а подробную публикацию задержать до полной оценки его потенциальных возможностей. Как известно, первым ученым, применившим этот способ, был Галилео Галилей, который послал описание своих астрономических открытий Кеплеру в виде анаграммы, а расшифровал ее содержание только через год. Так как современные научные журналы, к сожалению, обычно не публикуют анаграмм, то нынешние первооткрыватели (или изобретатели) должны действовать другим путем. Я рекомендовал бы начинать статьи интригующим заголовком, ибо чем большее впечатление производит заглавие, тем меньше сведений можно будет сообщить в самой статье. Например, заголовок «Усилитель с нагруженной отрицательной индуктивностью» сразу убедит каждого, что открыт новый важный принцип. Автора простят, если он не привел определенных данных по существу вопроса, а только в общих чертах сообщил об открытии.
Еще одним доводом в пользу туманных заглавий является наш моральный долг перед потомками. Через несколько поколений у нации может появиться желание утвердить славу своих предков. Может быть, она пожелает доказать, что гражданам именно этой страны принадлежит приоритет всех, даже самых незначительных, открытий и изобретений. Если мы не напустим достаточно тумана сейчас, то тем самым затрудним работу нашим потомкам.
Третья причина – забота о профессиональной репутации. Высокой профессиональной репутации можно достичь различными способами. Достаточно, например, сделать выдающееся изобретение или, еще лучше, получить Нобелевскую премию, и ваша компетентность в данном вопросе будет вне всякого сомнения. Однако для подавляющего большинства научных работников единственный доступный способ – написать возможно большее число статей, каждая из которых вносит в науку хотя бы небольшой вклад. Целесообразно при этом несколько первых статей ограничить узкой темой (например, «Соединения в волноводах»), чтобы завоевать признание. Однако позднее автор должен засвидетельствовать свою многосторонность, написав несколько работ, охватывающих более широкую тему (например, «Сверхвысокочастотные колебания»). После опубликования трех десятков статей известность автора выйдет на насыщение и уже не будет возрастать при дальнейшем увеличении числа печатных работ. Тут наступает самый подходящий момент, чтобы внезапно прекратить печататься (несколько обзорных статей не в счет) и попытаться занять приличную руководящую должность.
Четвертая причина – стремление продвинуться по службе – тесно связана с необходимостью снискать известность в качестве специалиста, а этого можно добиться путем публикации научных статей. Если бы эта простая зависимость действовала всегда, то о стремлении занять высокую должность как об особой причине не стоило бы и упоминать. Однако существует мнение, которого придерживаются многие, что приобретение высокой профессиональной репутации в качестве промежуточной ступени не является необходимым. Предполагается, что общественное положение можно укрепить путем публикации большого числа статей, научная ценность каждой из которых равна нулю или даже отрицательной величине; при этом подчеркивается, что существенно только общее число статей. Хотя у меня нет достоверных статистических доказательств, способных опровергнуть эти утверждения, я считаю, что длительное получение выгод таким способом все же сомнительно. Поэтому я склонен рекомендовать этот способ только в качестве аварийной меры на тот случай, когда вас временно покинет творческое вдохновение.
Советы по оформлению рукописей
До сих пор я рассматривал лишь те причины, по которым пишутся научные работы. Теперь мне хотелось бы коснуться положения молодого автора (не имеющего могущественных соавторов), статье которого предстоит пройти сквозь строй рецензентов.
Как обеспечить прием статьи к публикации? Обычно рецензенты подбираются из числа ведущих ученых, чтобы отфильтровать из общего потока рукописей те, которые стоит напечатать (после редактирования). К несчастью, у ведущих ученых, как правило, времени мало, а обязанностей много, и вдобавок они несут бремя административных забот. Они не могут уделить основную часть своего послеобеденного времени чтению какой-то одной статьи, и тем не менее именно они должны сделать критические замечания.
Начинающему автору следует учитывать это обстоятельство и, чтобы потом не терять зря времени на жалобы, нужно писать свою статью так, чтобы она с самого начала удовлетворяла требованиям рецензента, острые глаза которого обнаружат малейшую аномалию. Если статья слишком длинна, автора обвинят в многословии, если статья слишком кратка, ему посоветуют собрать дополнительный материал. Если он докладывает о чисто экспериментальной работе, критике будет подвергнуто «обоснование», если он выносит на обсуждение элементарную теорию, его назовут «поверхностным». Если он приводит слишком большой список использованной литературы, его отнесут к «неоригинальным», если он вообще ни на кого не ссылается, на нем поставят клеймо «самонадеянного». Поэтому я предлагаю компромисс. Статья должна иметь объем от 8 до 12 страниц, отпечатанных на машинке (через два интервала и с правильно оставленными полями, конечно), и около одной трети ее следует занять математическими формулами. В формулах не следует скупиться на интегралы и специальные функции. Количество ссылок на литературу должно колебаться между шестью и двенадцатью, причем половина из них должна относиться к известным трудам (рецензент слыхал о них), а оставшаяся половина – к неизвестным (рецензент о них не слыхал).
Следуя приведенным выше советам, автор может быть уверен, что статья пройдет независимо от ее содержания. Беглый просмотр такой статьи вызовет благосклонность рецензента. Далее все зависит от его реакции в течение следующих тридцати минут. Если за это время он сможет быстро сделать критические замечания по трем несущественным ошибкам, статья будет принята. Если рецензент не найдет очевидных пунктов, заслуживающих критики, его противодействие только укрепится. Он возьмет первое попавшееся на глаза предположение (причем именно то, которое является неуязвимым), объявит его необоснованным и посоветует возвратить статью для доработки.
Таким образом, главная задача автора – дать рецензенту материал для трех несущественных замечаний. Ниже мы приводим несколько рекомендаций для облегчения выбора такого материала.
- Подберите неудачное название (все рецензенты любят предлагать свои заглавия).
- «Забудьте» определить одно из обозначений в первом же уравнении.
- Сделайте орфографическую ошибку в слове (только в одном!), которое часто пишут с ошибкой.
- Отклонитесь от обычных обозначений (речь идет только об одном параметре).
- Пишите ехр x и ex вперемежку.
Требования к преуспевающему автору (опубликовавшему по меньшей мере десяток работ) значительно слабее. Он может писать красочные введения, поместить несколько острот в основном тексте, может признаться, что не вполне понимает результаты своих исследований и т.д.
Надеюсь, что приведенные мною замечания будут содействовать лучшему пониманию сущности работы по составлению научной статьи и в то же время послужат руководством для начинающих авторов.
Напечатано в журнале «Proceedings of the IEEE», 51, №4 (1963).
Л. Солимар – английский инженер, работающий в Харуэлле.
Как заниматься научной работой
Оглавление
Дата публикации:
17 августа 2000 года
n-t.ru
Клуб научных журналистов - Как писать научно-популярные статьи
Хотя косвенно это относится к рекомендациям, я все-таки решил, что данный случай заслуживает новой темы. В свое время в рамках КНЖ я записался в рабочую группу создания правил, но потом как-то времени не хватило, и все это постепенно умерло… ;-(
Так вот, изучая архивы (в своем компьютере), я нашел неведомо как попавший ко мне перевод статьи «Как писать научно-популярные статьи» научного обозревателя Guardian Тима Рэдфорда. Быстрый поиск в Интернете показал, что подобные статьи встречаются, но их не очень много, и конкретно этой я не нашел. Но если баян — извиняюсь!
Это пособие в первую очередь для журналистов, но я думаю,интересно будет всем. Если когда-нибудь КНЖ все-таки будет вырабатывать свои стандарты по написанию научно-популярных статей, мне кажется, стоит обратить внимание на данные рекомендации. Автор перевода и факт публикации (а также издание) — мне неизвестны.
Как писать научно-популярные статьиТим Рэдфорд, научный обозреватель Guardian
1. Прежде чем начать работать над статьей, подумайте о том единственном и самом важном в вашей жизни человеке, которого вы даже никогда не встретите. О вашем Читателе.
2. Вы пишете не для того, чтобы произвести впечатление на специалиста, у которого брали интервью, или на вашего редактора, или на случайного знакомого, которому вы сообщили, что вы писатель. И даже не на вашу маму. Вы пишете, чтобы впечатлить того, кто сейчас держится за поручень в вагоне метро, читая во время перегона между станциями, и кто может перестать читать в течении одной пятой секунды, если представится такая возможность.
3. Поэтому ваше первое предложение, также как и второе, и третье должны стать самыми важными предложениями в вашей жизни. Ибо кем бы вы ни были – журналистом, апостолом или апологетом – и как бы ни было сильно в вас чувство, что вы обязаны писать, никто никогда не обязан это читать.
4. Журналистика безусловно важна. Однако в ней никогда не должно преобладать чувство собственной значимости. Напыщенность мгновенно отпугнет читателя в пользу кроссвордов или спортивной страницы. Именно поэтому простые слова, четкое изложение мысли и короткие предложения жизненно необходимы. Так же как и уважение к читателю.
5. Золотое правило: «Никто никогда не будет жаловаться на то, что вы изложили мысль слишком понятно».
6. Другое правило, о котором вы обязаны помнить: «Никто не обязан читать эту ерунду».
7. Предположите, что читатель ничего не знает, однако, никогда не совершайте ошибку, думая, что читатель глуп. Классическая ошибка журналиста – переоценивать знания читателя и недооценивать его интеллект.
8. Жизнь сложна, но журналист не может быть сложным. Именно из-за сложности таких областей, как медицина, политика, финансы или правила американского футбола, читатели и обращаются к таким изданиям, как «Гардиан», «Би-Би-Си» или «Лансет» в надежде найти простое объяснение сложным вещам.
9. Если тема больше напоминает запутанный клубок, рассматривайте свою историю как одну из его ниточек, аккуратно вытянутую из целого. Читатель будет вам больше признателен за простое изложение части проблемы, чем за сложное освещение всего вопроса.
10. Основное правило. История должна рассказывать о чем-то одном. Если, например, история состоит из четырех разных повествовательных линий, постарайтесь соединить их так, чтобы главная идея осталась понятной читателю. Вы можете вплетать другие линии в свой рассказ, но ни в коем случае не должны отклоняться от выбранной вами главной мысли.
11. Наблюдение. Даже не начинайте писать, пока вы не определите главную мысль и не сформулируете ее в одном предложении. Потом спросите себя, если вы захотите рассказать ее своей маме, сможет ли она дослушать до конца, или желание сделать вам ироничное замечание возникнет у нее в течении микросекунды. Если вы решите продать эту мысль как идею статьи своему редактору, вам придется столкнуться с таким же уровнем интереса, так что обратите особенное внимание на это предложение. Часто, хотя и не всегда, оно станет первым предложением вашей статьи.
12. Всегда существует идеальное первое предложение – вступление, приглашение в статью. Продумав его, написать статью становится значительно проще, так как вы непременно заметите, что последовательность остальных предложений выстраивается достаточно легко. И это не означает, что вы поверхностны или наоборот талантливы. Это означает лишь то, что первое предложение было выбрано вами правильно.
13. Такие слова, как «неглубокий», слишком «гладкий» или «простой» не являются оскорблением для журналиста. Люди покупают газеты, потому что хотят информации, которая читалась бы легко, быстро и без всяких сносок, пометок и примечаний к примечаниям.
14. Такие слова, как «сенсационный» или «незначительный» также не должны оскорблять журналиста. Вы читаете все, что хотите — пьесы эпохи Элизаветы, русские романы, французские юмористические рассказы, американские триллеры именно потому, что что-то в них взывает к вашим чувствам, будь то чувство юмора, иронии или романтики. Хороший журналист должен возбудить в вас те же чувства, он должен заинтересовать и взволноватьвас до глубины души.
15. Слова имеют значения. Уважайте их. Если нужно, пользуйтесь словарем, проверяйте их и употребляйте правильно.
16. Бойтесь клише, как чумы! Кроме тех случаев, когда это правильные клише. Вы удивитесь, как полезны они могут быть при разумном использовании. В журналистике вы не обязаны быть череcчур умным, но вы обязаны быть очень быстрым.
17. Метафоры – очень хорошо. Однако не используйте глупые метафоры и никогда, никогда не смешивайте их. Когда-то редакторы Guardian утвердили специальный приз «Пиранья в наморднике» (Muzzled Piranha), аналог Оскара за некомпетентность, который впервые был вручен журналисту, пишущему об экономических отношениях. Он написал, что дикие кошки трейд-юнионов затаились в чащобах, готовые атаковать, подобно пираньям, если только на них не надеть намордники. А Джордж Оруэлл цитировал другого журналиста, чьему перу принадлежали слова о том, что фашистский осьминог в тяжелых ботинках уже пропел свою лебединую песню.
18. Опасайтесь языка улиц и молодежного слэнга. Язык клубов и кафе обладает собственным ритмом, требующим и языка тела, и других сигнальных знаков. У языка газетной страницы нет ни акцента, ни помощницы интонации, указывающей на насмешку или иронию. Этот язык должен быть четким, ясным и живым. А чтобы быть именно таким, он должен следовать своей грамматике.
19. Опасайтесь длинных слов и жаргона. Если вы научный журналист, это важно вдвойне, поскольку вам периодически приходится использовать слова, которые обычный человек не использует: «фенотип», «колебания атома цезия», «фотоны», «центробежное движение». Поэтому, скорее всего, вам захочется написать просто «светлый» и «счастливый» вместо «ослепляюще-лучезарный» и «на седьмом небе от счастья».
20. Ваш родной язык лучше, чем слова с латинскими корнями. Мы не консервируем редкие виды, мы их сохраняем, и терминатор ни кто иной, как убийца.
21. Помните, люди всегда реагируют на то, что им ближе. Жителей Манчестера могут больше беспокоить экономические реформы в Суринаме, чем судьба «Манчестер Юнайтед» в субботу, но в большинстве случаев это не так. Примите это как факт.
22. Читайте. И как можно больше разной литературы. Читайте Библию, Чарльза Диккенса, Достоевского, Байрона и Шелли, комиксы и триллеры. Наблюдайте, какие удивительные вещи они делают со словами. Обратите внимание, как им удается создавать целые миры всего лишь на половине странице.
23. Опасайтесь любых утверждений. На ваше утверждение, что самая новая кормушка для лошади существует в провинции, появятся несколько кормушек, и все в главных городах. Всегда найдется кто-то, кто окажется больше, быстрее, старее, моложе, богаче, чем тот, про которого вы написали «самый». Избавьте себя от лишних проблем, напишите «Один из первых…». Если это невозможно, то просто дайте ссылку на источник информации, например, «Согласно Книге рекордов Гиннеса…» и т.д.
24. Хороший вкус и закон просто не позволят вам употреблять в печати некоторые обороты речи и предложения. Моими любимыми примерами служат фразы «Убийца был отпущен на свободу» и (при описании религиозной Пасхальной пьесы) «Пол Майерс, игравший Иисуса Христа, был звездой шоу». Сами догадайтесь, какой из примеров образец дурновкусия, а какой стоил бы вам примерно пол миллиона фунтов за каждое слово.
25. Писатели должны нести ответственность за то, что пишут, и не только по закону. Вашей целью должна стать истина. Если она, что бывает часто, расплывчата, то, по крайней мере, стремитесь к честности и пониманию того, что у любой истории существует другая сторона. Опасайтесь заявок на объективность. Это опасно. Вы можете написать, что, по словам Королевского общества, генетические модификации – положительное явление, а уран в расщепленном виде практически безопасен. Но вы должны помнить, что генетическая модификация была открыта людьми, которые благодаря этому немедленно стали членами Королевского общества, также как и другие люди, которые знали, как выгодно использовать урановое топливо. Их заявления не обязаны быть объективными. Не так ли?
nauchnik.ru
О ЧЕМ ПИШУТ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ЖУРНАЛЫ МИРА. НОЯБРЬ 2005 №11
ИММУННЫЕ КЛЕТКИ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМТак выглядит грибок Isaria sinclairii.
Лимфоциты - защитники организма от чужеродных элементов.
Количество технологических прорывов во всем мире и в США неуклонно падает с первой половины ХХ века.
‹
›
Плесневые грибки - известный источник медикаментов, начиная с пенициллина. Тридцать лет назад в Норвегии нашли грибок, вырабатывающий соединение циклоспорин, которое подавляет иммунитет. Это открытие облегчило пересадки органов. После пересадки чужеродной ткани, спасающей жизнь, организм, как правило, реагирует отторжением трансплантата. Лимфоциты, клетки иммунной системы, начинают атаковать чужака. Циклоспорин подавляет эту реакцию.
Но не все проблемы решаются циклоспорином. Заодно он подавляет иммунную реакцию против вирусов и бактерий, и это в то время, когда пациент после операции пересадки и без того ослаблен. Для предотвращения инфекций применяют антибиотики, и все же в первый год после операции 20-30 % пациентов переносят одну или несколько инфекций, иногда тяжелых.
Несколько лет назад японские исследователи в поисках противоопухолевых средств обратились к грибку Isaria sinclairii, который паразитирует на насекомых (нередко зимой между оконными рамами можно видеть мертвых мух с беловатым налетом - это и есть паразитический грибок). Отвар из насекомых, погибших от этого паразита, не одну тысячу лет применялся в традиционной китайской медицине. Японцы выделили из грибка соединение мириоцин, угнетающее иммунную реакцию в 10-100 раз сильнее, чем циклоспорин.
Специалисты известной фармацевтической фирмы "Сандоз" (Швейцария), получив из Японии несколько миллиграммов мириоцина, синтезировали его искусственный аналог, названный FTY720. Оказалось, что этот препарат сокращает количество лейкоцитов в крови раз в пять, но делает это не за счет подавления их размножения, как циклоспорин, а как бы запирая их в лимфатических узлах. Они остаются там в постоянной готовности к работе и поступают в кровь, как только прием препарата прекращается. А те лимфоциты, что все же остаются в крови, достаточно многочисленны, чтобы справляться с разными инфекциями, но не могут повредить пересаженному органу. Это доказано вначале на мышах, крысах, обезьянах, а потом и на людях с пересаженными почками. Сейчас в нескольких клиниках мира ведутся более широкие испытания препарата FTY720.
Есть перспективы применения этого лекарства и против аутоиммунных заболеваний. Например, при рассеянном склерозе собственная иммунная система по неизвестным причинам нападает на миелиновую оболочку нервов, которая обеспечивает изоляцию между отдельными нервными волокнами. Без изоляции нервная система начинает давать серьезные сбои. Есть надежда, что FTY720, заперев лимфоциты в лимфатической системе, помешает им нападать на миелиновую оболочку. Опыты на крысах, проведенные в Токийском университете, дали положительный результат, и сейчас швейцарская фармацевтическая фирма "Новартис" намечает провести клинические испытания на небольшой группе добровольцев, страдающих рассеянным склерозом.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ ИССЯКАЕТ?
Американский физик Джонатан Хюбнер, проанализировав ход технического прогресса за пять с половиной веков, пришел к выводу, что изобретательность человечества иссякает. А может быть, все, что можно было изобрести, уже придумано.
Взяв список 7200 ключевых изобретений и открытий из последнего издания справочника по истории науки и техники, Хюбнер построил график, на котором отразил изменения численности человечества и количества научно-технических прорывов с 1455 года до наших дней. Обычно считается, что рост науки и техники идет экспоненциально. Однако график показывает, что это далеко не так, мало того, скорость появления новых изобретений и открытий отстает от роста народонаселения. Наивысшей точки график достиг в 1877 году, а с тех пор идет только вниз. Сейчас на миллиард населения Земли в год приходится семь важных технологических новинок, что соответствует уровню 1600 года. Не скатываемся ли мы в научно-техническое средневековье, вопрошает физик? А экстраполяция первого графика показывает, что в 2024 году мы можем оказаться в предшествовавший Средневековью период темных веков. И это несмотря на массивное финансирование науки и техники, на широко распространившееся образование.
Затем Хюбнер сузил свои исследования и построил график числа американских патентов на миллион населения США с 1795 по 1995 год. Эта линия дает пик в 1915 году. Действительно, на этот период приходится расцвет деятельности Эдисона, автора более тысячи изобретений.
Хюбнер сравнивает развитие техники и науки с ростом дерева: могучий ствол, толстые ветви, от которых отходят все утончающиеся ветки и веточки, а на них сидят листья. Ствол, говорит Хюбнер, это техника в целом, ветви - ее отрасли, скажем транспорт, энергетика, связь, металлургия. Как полагает физик, все или почти все крупные ветви мы уже вырастили и теперь занимаемся прибавлением мелких веточек, сучков и листьев. Вряд ли можно ожидать появления новых крупных ветвей техники.
Не все специалисты согласны с мрачными выводами Хюбнера. Так, его упрекают в необъективном подходе к отбору "ключевых" изобретений. Говорят, что начавшая развиваться сейчас область нанотехнологии, оперирующая для создания микромашин отдельными атомами, вскоре даст такой золотой дождь изобретений, который поднимет кривую далеко вверх. Подобные же перспективы обещает развитие искусственного интеллекта. Некоторые футурологи даже предсказывают, что между 2040 и 2080 годами развитие техники пойдет взрывным образом, появятся такие устройства, методы и материалы, предвидеть которые сейчас совершенно невозможно.
Известно, что основоположник квантовой теории Макс Планк, будучи студентом, пришел в 1876 году к своему профессору и сказал, что намерен заниматься теоретической физикой. "Молодой человек, - сказал маститый ученый, - в физике все уже открыто, осталось только уточнить числовые данные некоторых эффектов и постоянных!" Как мы знаем, с тех пор возникли целые разделы физики, невообразимые в те годы.
АНАБИОЗ НА СЕРОВОДОРОДЕ
Авторы сотен научно-фантастических произведений о межзвездных путешествиях, если им не хватило смелости заставить звездолет лететь быстрее света или совершить "подпространственный переход", укладывают экипаж в длительный анабиоз и будят по прибытии к месту назначения. На самом деле, впадать в долгую спячку, во время которой не требуется пища и почти не потребляется кислород, умеют некоторые млекопитающие, например медведи, барсуки и суслики. Но человек на это неспособен. Как, впрочем, и мыши. Однако группа ученых из Онкологического центра в Сиэтле (США) под руководством Марка Рота вводит в спячку лабораторных мышей, добавляя в воздух, которым они дышат, 80 частей сероводорода на миллион частей воздуха. При этом обмен веществ снижается на 90%, температура тела падает с 37 градусов Цельсия до 15, а вместо 150 дыхательных движений в минуту спящая мышь делает всего два.
Пока исследователи вводили мышей в такое состояние не дольше, чем на 6 часов, никакого вреда не отмечено, даже если такой опыт повторяли с одним и тем же зверьком ежедневно всю неделю. Шестичасовой сон выбран исключительно для удобства сотрудников лаборатории, чтобы им не приходилось оставаться на работе дольше рабочего дня.
Рот подозревает, что сероводород тормозит производство в клетках АТФ, основной энергетической валюты клетки. Для синтеза АТФ требуется кислород, и если этот синтез притормозить, кислорода надо будет значительно меньше.
Однако не все специалисты согласны с этой гипотезой. Так, американский анестезиолог Филип Биклер полагает, что газ тормозит жизненные процессы, действуя на гипоталамус - часть мозга, заведующую терморегуляцией. Если у гипоталамуса возникает впечатление, что вокруг слишком жарко, он снижает обмен веществ, падает температура тела, а отсюда и замедление всех жизненных процессов. Кроме того, говорит Биклер, возможно, мы имеем дело не с настоящим анабиозом, а со стрессовой реакцией на ядовитый газ.
Специалист по анабиозу Герхард Хельдмайер из Марбургского университета в Германии подчеркивает, что состояние, в которое впадают мыши под действием сероводорода, не похоже на обычную спячку. Переход в спячку занимает у животных не менее часа, тогда как реакция на примесь сероводорода к воздуху наступает уже через три минуты. Это явно острая реакция на токсин, говорит Хельдмайер.
Межзвездные перелеты - дело далекого будущего, а пока открытием американских биологов заинтересовались хирурги. При операциях на сердце, на крупных сосудах, на легких было бы очень заманчиво на время вводить пациента в такое состояние, при котором кислород ему не очень нужен. Обычно в таких случаях применяют охлаждение всего организма.
Испытывать сероводород на человеке никто не возьмется, так как это один из самых ядовитых газов. Правда, концентрация в 80 частей на миллион частей воздуха гораздо ниже смертельно опасной. Но, кстати, это и вызывает вопрос: неужели с такими концентрациями сероводорода не встречаются работники нефтеперерабатывающих заводов и других химических предприятий? А если встречаются - то почему не впадают в анабиоз прямо на рабочем месте?
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По оценке геолога Роджера Гука из университета штата Мэн (США), человек ежегодно перемещает до 45 тысяч тонн материалов, из которых состоит Земля. Это значительно больше любого природного процесса. Реки выносят в моря и океаны за год только 24 тысячи тонн, при горообразовании на суше сдвигается в год 14 тысяч тонн, а на дне океанов - 30 тысяч. Ледники переносят 4300 тонн камней и почвы, ветер и океанские волны - по тысяче тонн. За последние 5000 лет человечество накопало целый горный хребет высотой 3900 метров и длиной 96 километров.
Запуск духов новой марки обходится солидной французской парфюмерной фирме в 1-4,5 миллиона евро. Сюда входят: изучение рынка - от 75 до 100 тысяч евро, разработка флакона и коробочки - от 30 до 50 тысяч, рекламный видеоклип 200-500 тысяч, другая реклама - от 30 до 50 тысяч евро. Остальное уходит на разработку самого аромата.
14% немецких трудящихся заняты сейчас в электронике и компьютерных технологиях.
Во Франции насчитывается 440 тысяч лифтов, ежедневно на них выполняется 100 миллионов поездок.
Обнаружено родство ДНК полинезийцев и коренных жителей Тайваня. Так как и язык тайваньских туземцев относится к австрало-полинезийской группе, есть все основания предполагать, что острова Полинезии были заселены приплывшими туда тайваньцами. Население Тайваня сейчас составляет около 23 миллионов человек, но потомков коренного населения здесь только 400 тысяч, остальные - в основном китайцы.
Исследование, проведенное в клинике сна в Бордо (Франция), дало неожиданный результат: пожилые люди легче переносят лишение сна, чем молодежь. Способность концентрировать внимание у людей в возрасте 20-25 лет после бессонных суток падает на 70%, а в возрасте 52-63 лет - только на 30%.
Главный производитель пробки в мире - Португалия (160 миллионов тонн в год). В почтительном отдалении за ней - Испания (75 миллионов тонн), Марокко (12), Италия (11) и Алжир (10).
Если разместить все товары, экспортируемые за год Китаем в другие страны в стандартных контейнерах, их потребуется 1,7 миллиона штук. Экспорт США разместится в 260 тысячах контейнеров.
www.nkj.ru
Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации

Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.
Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.
Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.
1. Структура научного текста
Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.
Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.
Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.
Пример научного текста №1:
Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.
В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.
Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.
2. Манера изложения научного текста
Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:
- Научный текст пишется всегда в безличной форме.
- В научном тексте отсутствует диалог с читателем.
В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.
Пример научного текста №2:
Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!
Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.
3. Лексика научного текста
Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:
- характерно
- соответственно
- исходя из
- следовательно
- применительно
- относительно
- предполагает использование и т.д.
Пример научного текста №3:
Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.
Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.
4. Примеры в научном тексте
В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.
Пример научного текста №4:
Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.
Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.
5. Сложность научной статьи
Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.
Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.
Пример научного текста №5:
Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.
Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.
6. Сленг и жаргон в научном стиле
Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.
Пример научного текста №6:
Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.
Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.
7. Ссылки и авторские права
Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.
Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.
В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.
Пример научного текста №7:
Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.
Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.
1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.
8. Требования нормативных документов
В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.
Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.
9. Полнота научного текста
В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.
10. Разнообразие научных текстов
Научные тексты бывают трех видов:
- Научный
- Научно-учебный
- Научно-популярный
У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.
Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.
Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.
Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.
shard-copywriting.ru




.jpg)





