Периодические издания ЮФУ. Культура наука интеграция журнал
Культура Наука Интеграция - О журнале
«Культура. Наука. Интеграция» – полидисциплинарный журнал, созданный в рамках деятельности научно-образовательного центра Южного федерального университета «Образование и социокультурная интеграция». Журнал уже имеет свою продолжительную историю, регулярно издается с 2008 года. На его страницах публикуются материалы, посвященные исследованиям в области философии, социологии, искусствоведения, филологии, психологии, педагогики и других областей гуманитарного научного знания; освещаются различные точки зрения на важнейшие научные проблемы.
Цель журнала – быть источником научной информации, теорий, гипотез, технологий и методик, раскрывающих основные тенденции и перспективы современной науки и практики образования, в которых понятие культуры рассматривается как стратегический фактор развития общества.
Южный федеральный университет в последние годы стал ведущим центром развития образования, науки и культуры в Южном регионе, одним из крупнейших российских вузов в области педагогического, социокультурного и гуманитарного образования. Научные педагогические школы ЮФУ занимают достойное место в педагогике, психологии, области научной дидактики.
Журнал редакционного отдела Южного федерального университета «Культура. Наука. Интеграция» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций http://www.rsoc.ru/ (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33015) и в Международном центре ISSN с занесением в реестр (ISSN 1998-6300).
В Интернете регулярно обновляются в свободном доступе краткая (аннотации статей, ключевые слова, информация об авторах и библиографические списки) и полнотекстовая версии издания, сведения размещаются в информационной базе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ, договор № 747-12/2013 от 23.08.2013) и других электронных базах научных изданий.
Редакционную коллегию журнала составляют ведущие ученые Южного федерального университета, вузов Южного федерального округа и России, доктора наук по различным отраслям знаний; кроме того, к работе в журнале в качестве рецензентов привлекаются эксперты из ведущих российских вузов и Южного отделения РАО.
К инновационной научной проблематике научно-практического издания «Культура. Наука. Интеграция» относятся идеи развития социокультурной, гуманитарной и образовательной сфер: мировоззренческие универсалии, межконфессиональный диалог, транскультурные исследования. На страницах журнала печатались авторы из Украины, Белоруссии, Болгарии, Китая, США, регионов Северного Кавказа. Журнал «Культура. Наука. Интеграция» востребован международными ассоциациями в области непрерывного педагогического образования, организациями, сотрудничающими с ЮНЕСКО.
Авторами журнала являются аспиранты, докторанты, преподаватели и специалисты из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
В журнале печатаются статьи, научные сообщения, материалы полемического характера, материалы конференций, информация о событиях научной жизни.
Приглашаем ученых, преподавателей, педагогических работников, учителей школ, соискателей, аспирантов, магистрантов, студентов бакалавриата, специалистов, работающих в разных сферах, практиков, увлеченных проведением научных исследований в различных отраслях науки, опубликовать результаты своих исследований в рецензируемом научном журнале «Культура. Наука. Интеграция».
С уважением,
редакция журнала
kni-org.ru
«Культура. Наука. Интеграция» | «Культура. Наука. Интеграция»

Научно-аналитический, прикладной полидисциплинарный, реферируемый журнал для ученых, работников системы образования, инвесторов, управленческих структур и организаторов инновационной деятельности, зарубежных партнеров.Издается с 2007 г. Выходит один раз в кварталISSN 1998-6300Подписной индекс Объединенного каталога «Пресса России» 41553Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-33015 от 3 сентября 2008 г.
Полная электронная версия журнала размещена в системе РИНЦ в открытом доступе на платформе eLIBRARY.RU и на сайте журнала www.kni.sfedu.ruЖурнал имеет устойчивые показатели цитирования.
Издатель:Южный федеральный университет, научно-образовательный центр «Образование и социокультурная интеграция»
Научно-прикладное издание по социогуманитарным направлениям: философия, социология, политология, культурология, история, филология, педагогика, психология.
Проблематика публикаций: мировоззренческие универсалии, обновление образования, культуры и социума; развитие социокультурной, гуманитарной и образовательной сфер, полипарадигмальный, полисистемный подходы; межконфессиональный диалог, транскультурные исследования.
Вопросы для рассмотрения в публикациях: Осмысление вопросов методологии современного научного знания. Этико-культурологические основы процессов гуманизации современного образования Ценности современного общества и содержание образования Этико-философские основы приоритета ценностей культуры в контексте социокультурных преобразований Мировоззренческое ядро личности и образовательные стандарты Интеграция научных подходов к формированию содержания непрерывного образования Изучение образовательных процессов в контексте социокультурных изменений (социокультурный компонент образования) Межкультурная и социокультурная коммуникация Развитие духовного потенциала личности субъектов образования Межконфессиональный диалог. Транскультурные исследования Гендерные и гетерохронные аспекты образовательного процесса Личность преподавателя и педагогический коллектив как субъекты инновационной педагогической деятельности Становление профессиональной педагогической культуры Мотивация преподавателей к инновационной педагогической деятельности Научно-практические, психолого-педагогические и дидактические аспекты организации и осуществления образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования. Другие проблемы, заявленные авторами.
kni.sfedu.ru
«Культура. Наука. Интеграция» | Периодические издания ЮФУ
«Культура. Наука. Интеграция»
ISSN 1998-6300
Подписной индекс Объединенного каталога «Пресса России» 41553
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-33015 от 3 сентября 2008 г.
Издатель: Южный федеральный университет Педагогический институт
Научно-образовательный центр «Образование и социокультурная интеграция»
Главный редактор
Скрябина Н.Ю.
Заместитель главного редактора
Сухорукова Л.М. – доктор педагогических наук, профессор, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Педагогического института ЮФУ
Редакционная коллегия
Баряева Л.Б. – доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург
Гогиберидзе Г.М. – доктор педагогических наук, профессор, Москва, МГПУ
Джанерьян С.Т. – доктор психологических наук, профессор, ЮФУ
Кандор Р.С. – кандидат исторических наук, доцент, Майкоп
Кислицын С.А. – доктор исторических наук, профессор, СКАГС, Ростов-на-Дону
Коновальчук В.Н. – доктор педагогических наук, профессор, ЮФУ
Коростова С.В. – кандидат филологических наук, доцент, ЮФУ
Лопатина Л.В. – доктор педагогических наук, профессор, МОСКВА
Малычева Н.В. – доктор филологических наук, профессор, ЮФУ
Мостовая И.В. – доктор социологических наук, профессор, ЮФУ
Павлова Т.Л. – доктор педагогических наук, профессор, Новосибирск, НГПУ
Понеделков А.В. – доктор политических наук, профессор, СКАГС
Приходько О.Г. – доктор педагогических наук, профессор, МОСква
Пшегусова Г.С. – доктор философских наук, профессор, ЮФУ
Сивогривова А.А. – кандидат филологических наук, профессор, ЮФУ
Скуратовская М.Л. – доктор педагогических наук, профессор, ЮФУ
Хоронько Л.Я. – доктор педагогических наук, профессор, РГМУ
Числова А.С. – кандидат философских наук, профессор, ЮФУ
Шилин К.И. – доктор социологических наук, профессор, МГУ, Москва
Направления: философия, культурология, социология, история, филология, педагогика, психология
К инновационной научной проблематике данного научного издания следует отнести такие фундаментальные идеи развития социокультурной, гуманитарной и образовательной сфер, как полипарадигмальный, полисистемный подходы; диалогово-культурологическая парадигма, мировоззренческие универсалии, обновление образования, культуры и социума; Межконфессиональный диалог. Транскультурные исследования. На страницах журнала печатались авторы из Китая, Болгарии, США, Пакистана.
Вопросы для рассмотрения в публикациях:
1. Осмысление вопросов методологии и философии современного научного знания.
2. Интеграция отечественного и зарубежного опыта использования в педагогике открытий из других областей научного знания.
3. Ценности современного общества в содержании образования.
4. Интеграция научных подходов к формированию содержания непрерывного образования.
5. Изучение образовательных процессов в контексте социокультурных изменений (социокультурный компонент образования).
6. Межкультурная и социокультурная коммуникация.
7. Вопросы личностного становления и саморазвития в образовательном процессе.
8. Развитие духовного потенциала личности субъектов образования.
9. Межконфессиональный диалог. Транскультурные исследования.
10. Гендерные и гетерохронные аспекты образовательного процесса.
11. Другие проблемы, заявленные авторами.
12. Современное состояние развития общественной и образовательной инфраструктуры.
13. Актуальные проблемы трансформации социокультурной сферы Южного региона.
vno.sfedu.ru
Культура Наука Интеграция, 2016, №4
МЕТОДОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Непомнящий А.В. Пути развития ноосферного мировоззрения в системе интегрального образования // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.11-19
Сухорукова Л.М. Миграционный менеджмент в системе поликультурного образования // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 19-24
Кравцов Н.А. Вопрос о взаимодействии государства, права и искусства в позднем творчестве Платона // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 24-34
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Коновалов В.Н. Становление гражданской идентичности в контексте национальной политики Российской Федерации // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 37-41
Лактионова Н.Я. Беловежье: крутой поворот мировой истории // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 41-47
Гура О.Р. Патриотизм как исторический ответ на вызовы глобализации // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.48-52
Ревин И.А., Шаповалов А.Г. Казачьи молодежные движения как фактор недопущения радикализации молодежи в современной России// Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 53-66
Изюмская С.С., Дмитрова А.А. К вопросу о соотношении понятий «национально-культурная идентичность», «чистота русской речи» и «слова-паразиты»// Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 61
Ткаченко Т.В. Проблемы правового регулирования отношений по воспитанию несовершеннолетних детей// Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.69-76
Усикова А.В., Шабанова А.С. Проблемы наследования жилых помещений // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С. 77-85
Кузьмина А.Г. Обеспечение жильем как важнейшая составляющая системы социальной поддержки молодой семьи в современной России. специфика региональных программ Ростовской области // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.86-89
Ефимова О.В., Есаян Т.С. Поддержка семейных и духовно-нравственных ценностей на примере программы «Мы – семья» // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.90-96
КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО. ИСТОРИЯ
Романова Е.Г. Национально-исторические аспекты воплощения персонажей в русской исторической опере на примере образа Марфы в опере Н.А. Римского Корсакова царская невеста // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.97-106
Котова Г.Г. Буквенная письменность в седьмом втором тысячелетиях до новой эры на Балканах. дешифровка надписей Винчанской культуры, культуры Тиса, Боян, Старчево Криш и Лепенского Вира 7000-1075 гг. до н.э. // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №4 (36). С.107-126
kni-org.ru
| 09-30– 10-30 Регистрация участников | ||
| 10.30 – 10.45 Открытие Приветствия участникам конференции: Сериков А.В. – к.соц.н., доцент, и.о. директора Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. Гурба В.Н. –д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой конфликтологии и национальной безопасности Южного федерального университета. | ||
| 10-45 – 13-00 Выступления на пленарном заседании | ||
| Лукичев Павел Николаевич - доктор соц. наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности ЮФУ | Пограничные идеологизмы правого радикализма в студенческой среде вузов Ростовской области | |
| Чернобровкин Игорь Павлович – д.ф.н., профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности, ИСиР ЮФУ | Этнический вигилентный конфликт и социокультурное взаимодействие на Юге России | |
| Непомнящий Анатолий Владимирович – доктор пед.н., кандидат технич. наук, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ ЮФУ | Мировоззренческие предикторы нравственного поведения личности в современном социуме | |
| Есаян Тамара Сергеевна – к.пед.н., доцент кафедры методики воспитательной работы РО РИПК и ППРО, председатель Ростовского регионального отделения Международного общественного движения «Родительская забота» | Экология семьи в условиях глобалистических вызовов | |
| Скуратовская Марина Леонидовна – д.пед.н, проф., заведующий кафедрой коррекционной педагогики ЮФУ | Инклюзивное образование и проблемы социокультурного взаимодействия | |
| Княжева Татьяна Ивановна – руководитель службы уполномоченного по правам ребенка | Вопросы социальной защиты детей из семей мигрантов: теория и практика | |
| Дидык Марина Александровна – к.филос.н., доцент каф. теории культуры, этики и эстетики ИФиСПН ЮФУ | Вина войны: к вопросу о духовно-нравственных основаниях борьбы с терроризмом | |
| Овруцкая Гульнора Каримовна – к.полит.наук, доцент кафедры конфликтологии и национальной безопасности ЮФУ | Культурная безопасность в полиэтничном пространстве Южного региона | |
| Ткаченко Татьяна Власовна – к.юр.н., доцент кафедры гражданского права ЮФУ | Проблемы правового регулирования отношений по воспитанию несовершеннолетних детей по семейному законодательству | |
| Cеливанова Евгения Сергеевна – заместитель декана по учебной работе юридического факультета ЮФУ, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права | Конвергенция правовых ценностей как элемент глобализации: достижения и проблемы. | |
|
Стендовые доклады | ||
| Сухорукова Людмила Михайловна – д.пед. н., профессор Академии психологии и педагогики ЮФУ | Миграционный менеджмент в системе поликультурного образования | |
| Седа Тиграновна Марутян – аспирант кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ, руководитель Студенческого общества социально-гуманитарных наук | Профилактика межэтнических конфликтов в молодежной среде на федеральном и региональном уровнях | |
| Коновальчук Валентина Николаевна – д.пед.н., профессор | Образовательная среда детей мигрантов в современной начальной школе | |
| Скрябина Наталья Юрьевна – к пед. н., доцент, главный редактор журнала «Культура. Наука. Интеграция» | Поликультурное образование как стратегия современной образовательной политики в России | |
| Коновалов Валерий Николаевич - д.ф.н., профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности, ИСиР ЮФУ | Становление гражданской идентичности в контексте национальной политики РФ | |
| Сажина Лилия Валерьевна – доктор соц. наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности ЮФУ | Проблема диалога культур: Россия и страны ЕС сегодня | |
|
13-30 –15-30 – Работа круглых столов | ||
| Круглый стол № 1 Полиаспектное значение культуры в процессах социализации личности в современном обществе
Модераторы: Коновалов Валерий Николаевич - д.ф.н., профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности, ИСиР ЮФУ Скрябина Наталья Юрьевна – к.пед.н., доцент, руководитель НОЦ «Образование и социокультурная интеграция» | ||
| Безвербная Нарине Арамовна – к.соц.н., доцент РостГМУ, Низолин Дмитрий, студент 4-го курса РостГМУ | Межкультурное взаимодействие в полиэтнической среде РостГМУ | |
| Дзаурова Хяди Магометовна, магистрант 1 курса Институт социологии и регионоведения Юфу | Роль принимающего сообщества в социальной адаптации студентов из республик Северного Кавказа. | |
| Хайбулина Эльвира Ильясовна – аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ ЮФУ, Центр академической мобильности университета, г.Санкт-Петербург (видеодоклад) | Структурные особенности картины мира людей различных конфессий с внутренней религиозной ориентацией | |
| Шаповалов Александр Геннадьевич – зам. директора по спортивной работе Казачьей молодёжной организации «Донцы», студент ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского | Молодежные казачьи движения как фактор недопущения радикализации в поликультурном пространстве Юного региона | |
| Курило Марина Викторовна – преподаватель русского языка и литературы высшей категории ГБПОУ РО «Ростовское областное училище олимпийского резерва», руководитель литературно-музыкального клуба «ТВЭЛ» («Творческая элита») | Формы и виды социокультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде: становление гражданской идентичности | |
| Бурлова Татьяна Германовна – член Союза художников-педагогов России, руководитель художественной школы «Островок изобразительного искусства» | Современные проблемы приоритета ценностей в художественном образовании: цели, задачи, опыт работы | |
| Бартенева Сенильга Эмильевна – педагог-психолог, г. Таганрог Харьковская Любовь Сергеевна, руководитель АНКО «Добрые дела» г. Таганрог | Взаимодействие государственных структур и общественных организаций в деле социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья | |
| Шестакова Татьяна Николаевна – к.пед.н., доцент кафедры образования и педагогических наук ЮФУ | Сетевое взаимодействие как современная технологии проектной деятельности студента | |
| Житник Рада Олеговна – магистр кафедры конфликтологии и национальной безопасности института социологии и регионоведения ЮФУ | Межкультурные коммуникации в средних общеобразовательных учреждениях. | |
| Кузьмина Алина Геннадьевна – студентка 3 курса направления экономики, Южный федеральный университет | Обеспечение жильем как важнейшая составляющая системы социальной поддержки молодой семьи в современной России: специфика региональных программ Ростовской области | |
| Изюмская Светлана Сергеевна – к. фил. н., доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ | Культура использования иностранных слов в текстах СМИ в контексте понятия «национальная идентичность» | |
| Шайхалиева Асият – студентка 2 к., Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ (научный руководитель Изюмская С.С.) | Соблюдение основ грамотного письма в ХХI веке и национальная идентичность в поликультурном пространстве Южного региона | |
| Твердохлебова Алина – студентка 1 к. Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации | К вопросу о соотношении понятий «культура речи» и «нравственный иммунитет общества» | |
| Процун Ксения – студентка 1 к. Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации | Агрессивность диалога и слова-паразиты в современной коммуникации: социолингвистический аспект | |
| Петкова София, Мошиян Кристина – студенты 1 к. Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации | К вопросу о соотношении понятий «речевой этикет» и «формы обращения» в современном социуме | |
| Леусенко Георгий, Рябов Михаил – 1 курс факультета непрерывного образования ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» | Современная языковая ситуация и культура использования иноязычных слов юристами | |
| Гордеева Лариса Владимировна – заведующий научно-просветительским отделом ГУК РО «Ростовский областной Музей Изобразительных искусств» | Современный музей в социокультурной системе общества: менеджериальный и культуроохраняющий аспекты | |
|
Круглый стол № 2 Семья как гарант стабильности и устойчивого развития современного общества: потенциалы и перспективы организации взаимодействия ОУ с семьями обучающихся в региональном образовательном пространстве
Модератор: Есаян Тамара Сергеевна | ||
| Тимошенко Елена Александровна – заместитель по ВР МОУ «Лицей № 27», г.Ростов-на-Дону | Развитие потенциала семейного воспитания как пространства становления гражданско-патриотической идентичности личности – траектория национальных приоритетов воспитания | |
| Дорошенко Анна Александровна – психолог ОУ ГБПОУ «Зерноградский педагогический колледж», г. Зерноград | Родительский всеобуч как технология повышения психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся в СПО: практика реализации | |
| Зайцева Ирина Сергеевна – педагог-психолог МБОУ СОШ № 3, г. Сальск | Проблемы и варианты осуществления психолого-педагогического просвещения родителей в их взаимодействии с образовательным учреждением | |
| Васильева Ольга Семеновна – д.пед. наук, профессор кафедры общей и специальной психологии ЮФУ | Проблема формирования осознанного отношения к родительству в молодежной среде | |
| Заболотняя Елена Николаевна – Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 1 , г. Белая Калитва | Эффекты и перспективы реализации программы «Семья и школа: навстречу друг другу» применительно к проблемам современного воспитания и социализации | |
| Ефимова Ольга Владимировна – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 65, г. Ростов-на-Дону | Семья как хранительница духовно-нравственных ценностей и традиций: авторская программа «Мы – семья» | |
| Матвеева Наталья Павловна – преподаватель, мастер народной куклы, семейный центр мастерства и творчества при приходе Св.Георгия Победоносца | Воссоздание национальных традиций осуществления семейно-ролевой социализации в художественно-прикладной внутрисемейной деятельности | |
| Антипова Юлия Сергеевна – педагог дополнительного образования, руководитель семейного клуба «реверанс» МОУ ДО «ЦЭВ «Эстетика», г. Новочеркасск | Современный Семейный бал как социализирующая технология воссоздания национальной досуговой традиции семейного и межсемейного сотрудничества | |
| Примак Татьяна Викторовна – психолог, официальный партнер «Смарт-курс» программы развития осознанного выбора профессии у молодежи | Стратегии семейного воспитания: психолого-педагогическая поддержка процессов осознанного выбора профессии у молодежи | |
| Гладкая Марина Николаевна музыкальный работник МБОУ «начальная школа – детский сад 21», г. Сальск | Родительско-детские творческие объединения как инновационная форма организации преемственности национального художественно-творческого идеала (хоровое пение) | |
| Подзорова Елена Александрона – директор МБОУ Гимназия им. А.П. Чехова, г. Зверево | Социализирующий ресурс организации взаимодействия субъектов воспитания в образовательном пространстве гимназии | |
| Разинкина Екатерина – магистрант 1 курса юридического факультета ЮФУ
| Проблемы социокультурного взаимодействия детей-мигрантов в поликультурном пространстве в РФ | |
| Гуренко Элеонора Васильевна – заместитель директора по ВР МБОУ «Начальная школа –детский сад 21», г. Сальск | Сопровождение процессов личностного развития и социальной адаптации детей в среде ОУ: гуманистический потенциал инклюзивного образования | |
| Попенкова Вера Николаевна – преподаватель художественной студии, член союза художников-педагогов России | Воспитание осознанного отношения к будущему материнству в педагогическом арт-проекте «Счастливое ожидание»: опыт и результаты работы | |
| 15-30–15-45 Литературная композиция «Стихам не нужен перевод…» с участием студентов студии «Искусство слова». Руководитель: Изюмская Светлана Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ | ||
| 15-45 –16-00 Заключительная общая встреча. Информация круглых столов Принятие резолюции | ||
kni-org.ru
Культура Наука Интеграция №2-18, 2012
Агамалян Ю.А.ГРАЖДАНСКО‐ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ДИАЛОГА КУЛЬТУРКлючевые слова: патриотизм, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, культура, диалог культур.В статье приведен анализ понятия «патриотизм». Рассматриваются цели изучения иностранного языка, роль формирования социокультурной компетенции в воспитании патриотизма. Предлагается авторское видение методического обеспечения развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры, лучшего осознания своей культуры и воспитания качеств гражданина, патриота средствами иностранного языка.
Алимаева О.И.МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВАКлючевые слова: молодежные субкультуры, лидерство, харизма, психоделическая утопия, галлюциногены.Молодежные субкультуры берут на себя социализирующую и компенсаторную функции, позволяя личностиадаптироваться к социокультурной ситуации. В процессе формирования субкультур личность лидера играет чрезвычайно важное значение, которое заключается в формировании ключевой идеи. Роль харизматического лидера как идейного ядра может преобразовываться в роль непосредственного организатора.
Андреева О.И.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЯ В ПОЛИМОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕКлючевые слова: аномия, внутренний конфликт, трудная жизненная ситуация, онтогенез личной силы, аксиогенез, культура.Устойчивая деаксиологизация социума создает для учительства трудную жизненную ситуацию. Как при этом преодолеть внутренний конфликт и сохранить профессиональное уважение? В статье сделана попытка ответить на вопросы: что сегодня может являться основным источником личной силы учителя? Почему культура для учителя – универсальное средство самопреобразования кризисного состояния?
Атанасова Ш.И.КОСМИЗАЦИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИКлючевые слова: выход в Космос, космизация, единство человечества, гуманизация, общечеловеческие ценности и культура, институт образования, образование личности человека.
В статье рассматриваются философские проблемы реального выхода человека в Космос и осознание в свя-зи с этим единства человечества. Анализируется процесс космизации духовной жизни и влияние этого процесса на гуманизацию и гуманитаризацию института образования и культуры. Показано, что выход из кризиса современного общества предполагает возвращение человека в центр современной культуры, а также что для будущего человечества стратегически важно возвращение общечеловеческих ценностей в ядро его культуры.
Баркова Э.В.ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕКлючевые слова: философия, культура, мировоззрение, общественное сознание, объединение, жизнеутверждение, экология культуры, развитие социума.В статье актуализируются проблемы реализации футорологически-проектного потенциала философии культуры, ориентированного на гуманистическое восстановление на новом уровне науки органических связей Человека, Культуры, Природы и Космоса. Глубинное понимание обоснованно-просветительского начала и прикладные социально-управленческие проекции в перспективе могут мобилизовать общественное сознание, ориентируя его на возможность решения эколого-культурныхпроблем. Философия культуры, используя возможности обновленной методологии и категориального аппарата, способна быть ответственной за приостановку «распада общественного сознания». Новые концепции вносят в пространство философии культуры объединяющее людей планеты содержание истины, красоты и смысла высоких идеалов, позволяют осуществлять гуманитарные функции совершенствования Человека и гуманизировать его мировоззрение.
Бохан И.К.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССАКлючевые слова: воспитательная модель, коррекция, социализация, коллектив, самоопределение, самореализация.В статье рассматривается логика моделирования воспитательной системы класса на основе культурологического подхода. Автор раскрывает проблему с позиции интеграции воспитательных воздействий, организации субъект-субъектного взаимодействия и динамики развития личности подростка.
Власова В.Н.ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯКлючевые слова: социум, социология философии, соотношение, трансформация, тождество, коммуникации.В статье раскрывается суть отношений научнофилософской мысли и различных проявлений общесоциального бытия – от обыденного сознания до сложныхобщественных структур. Автор ставит ряд фундаментальных вопросов относительно природы социума, его настоящего состояния и будущих трансформаций. Формулируется ряд выводов и положений, составляющих основу философско-социологической концепции автора.
Гуржиева Л.В.ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КОНСТАНТ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯКлючевые слова: воспитание, педагогика, саморазвитие, духовные ценности, гуманизм.Публикация содержит публицистические рассуждения и полемические заметки автора в поле образователь-ных ценностей и смыслов. Автор осмысляет идеи духовности, мудрости, истины, свободы, роли учителя и их значение в раскрытии индивидуальности человека как основы воспитания и образования.
Есаян Т.С.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО‐ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИКлючевые слова: фольклор, эстетическое воспитание, мировоззрение, художественная этнопедагогика, освоение действительности, национальная культура, нравственные ценности.Статья посвящена проблемам становления национальной культурной идентичности ребенка средствамифольклора как инструмента этнопедагогики. Рассматриваются сложившиеся в исторической перспективенациональные традиции обеспечения становления и развития эмоционально-нравственной сферы лично-сти ребенка. Автор утверждает, что в современном образовании недостаточно используется воспитательный потенциал фольклора, его способность обеспечивать развитие нравственно-эстетической сферы ребенка, его индивидуальности. Фольклор обеспечивает также становление творческого потенциала ребенка и сохранение национально-культурных традиций.
Изюмская С.С.ЧИСТОТА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНО‐КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИКлючевые слова: чистота речи, лингвистическая экология, культура русской речи, речевой этикет, этический компонент культуры речи, языковой вкус эпохи, национально-культурная идентификация.Статья посвящена одной из актуальных проблем в современных условиях существования русского языка –проблеме сохранение чистоты русского языка в ХХI в. В центре внимания автора находятся такие понятия, как «чистота речи», «лингвистическая экология», «культура русской речи», «речевой этикет», «этический компонент культуры речи», «языковой вкус эпохи» и «национально-культурная идентификация». Автор убедительно доказывает, что чистота русского языка является компонентом национально-культурной идентификации и сохранение чистоты русского языка в условиях агрессивности диалога является ключевой задачей каждого носителя русского языка сегодня.
Каплунова Н.С.СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯКлючевые слова: социокультурная компетенция, функциональная грамотность, диалог культур, технология сотрудничества, культура страны.В статье приведен анализ понятия «социокультурная компетенция». Рассматривается значение формирования социокультурной компетенции и технологии обучения социокультурному компоненту в содержании обучения иностранному языку; компоненты культуры, три направления социокультурного компонента; специфика иноязычного образования.
Ломакина Г.Р.МЕТАКОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВУ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ОТЛИЧНОЙ ОТ РОДНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕКлючевые слова: профессиональная компетентность учителя, язык как среда существования, метакоммуникативная компетенция, обучение. Живя в мире языка, мы редко задумываемся о том,чем является язык на самом деле, прочно усваивая со школьной скамьи понимание языка как стабильной си-стемы, а изучения языка – как трудоемкого и малорезультативного процесса. Изменения, происходящие в современном мире, заставляют задуматься о повышении эффективности процесса обучения иностранному языку и о роли учителя в данном процессе. Понимание языка как среды существования ставит вопрос не только о степени владения учителя преподаваемым языком, но и о его способности и умении создавать условия для постижения языка как среды существования, т.е. о его метакоммуникативной компетенции.
Лысикова Н.П.НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК КРЕАТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯКлючевые слова: народная культура, принципы народной культуры, образование, креативный ресурс, ментальность, традиции, нормы, обычаи.В условиях общества риска возрастает роль знания и образованного человека. Народная культура являетсякреативным ресурсом развития современного образования. Она дает человеку ориентиры деятельности, поведения, общения, в которых аккумулированы народная память, опыт, психологические детерминанты предшествующих поколений.
Мещерякова Н.А.РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИКлючевые слова: национальная культура, культурные традиции, история, патриотизм, кризисные ситуации, интеллигенция, деятели искусства, миссия, подвиг духовного самосохранения.В статье проводится исторический анализ роли российских деятелей музыкальной культуры в кризисныепериоды отечественной истории ХХ в. Автор приводит многочисленные примеры духовного подвига представителей российской интеллигенции, которые вопреки деструктивным социальным процессам сохраняли лучшие традиции национальной культуры, выявляя огромную силу противостояния и мужество.
Москаленко И.А.ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОЩАДИ ДОМА СОВЕТОВ РОСТОВА‐НА‐ДОНУ: ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОКлючевые слова: площадь Дома Советов, послевоенное восстановление, город Ростов-на-Дону, генплан.В статье описывается формирование, развитие и восстановление площади Дома Советов, ставшей главнойплощадью Ростова-на-Дону по генплану послевоенного восстановления, разработанному действительным членом Академии наук В.Н. Семеновым. Еще в дореволюционный период площадь Нового базара (Дома Советов) объединяла разноконфессиональные кварталы. В наши дни площадь Дома Советов занимает центральное положение в исторической части Ростова-на-Дону.
Надолинская Т.В.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ: ИСТОРИКО‐КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫКлючевые слова: игра, культура, философ, педагог, личность.Статья посвящена актуальному аспекту исследования воспитательного потенциала игры в культурологическом контексте. Систематизированы взгляды философов и педагогов на специфику игры и ее универсальный характер, раскрывается влияние игровой деятельности на эстетическое, художественное и творческое развитие личности.
Непомнящий А.В.О ПРОИСХОЖДЕНИИ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИЙ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ВИДЕНИИКлючевые слова: религия, методология интегрального видения объекта исследования, метанаука, духовность, ответственность, нравственность.В контексте интегрального подхода рассматривается вопрос о происхождении и сущности религий, их
основное назначение как регулятора процесса развития человека и общества, как системы сохранения целостности иерархической цепи развития человеческого разума. Обращается внимание на когнитивные искажения, существующие в области религиоведения, вследствие чего явления человеческой сути идентифицируются обществом как явления религиозные, что приводит к отчуждению многих людей от системы религии и, как следствие, от метасистемных знаний, направленных на ускорение развития человека и расширение его сознания.
Петренко С.А.ФЕНОМЕН СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯКлючевые слова: преемственность в обучении, академический рисунок, русская академическая школа, дидактика художественного образования, дуализм науки и художественного образования.В статье рассматривается становление художественной традиции обучения академическому рисунку в отечественной академической школе. Дано понятие преемственности в обучении, выявлено, что определяющим становится отношение творческой личности к художественной традиции. Раскрываются вопросы формирования и становления русской школы академического рисунка. Выявлены условия исто-рического самосохранения русской академической школы. Раскрывается значение дидактических научных принципов организации учебного процесса, специфика их применения в художественном образовании. Определяется зависимость повышения качества художественного образования от уровня дидактических основ организации учебного процесса.
Попова О.П.ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕКлючевые слова: образование, культура, культурологический подход, компетентностный подход, метод проектов, базовые ценности, личностная самореализация, гуманистическая парадигма.В статье уделяется внимание образованию и культуре, проблемам реализации теории культуры в системеобразования. Предлагаются формы и методы работы, соответствующие целям гуманной педагогики в реализации культурологического подхода на уроках литературы.
Ратушная Н.Ю.ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО‐КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСТОВА‐НА‐ДОНУ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯКлючевые слова: краеведческая работа, воспитание, гражданское, патриотическое воспитание, формирование личностных качеств.
Развитие туристско-краеведческой деятельности в системе образования исторически обусловленосоциально-экономическими процессами, происходящими в обществе, запросами семьи и самого ребенка, государственным заказом на образовательные услуги. Автор отмечает особую роль учреждений дополнительного образования в туристско-краеведческой направленности,поскольку занятия позволяют решать задачи самоопределения, самопознания, формирования позитивных личностных качеств достойного человека. Туристско-краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-ком му ника-тивных, социально-мировоззренческих.
Роде О.КОМПОНЕНТЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕКлючевые слова: народная педагогика, долгосрочное образование, ценностно ориентированная среда.В статье проведена теоретическая оценка взаимоотношений между компонентами долгосрочного образова-ния и народной педагогикой. Анализируются характерные для народной педагогики, устойчивые во времени, взаимно холистически связанные факторы среды. Долгосрочность народной педагогики и общечеловеческие ценности, заключенные в ней, как и органическая связь региональных традиций с индивидуумом, показывают,что народная педагогика способна становится значимым фактором в региональной модели долгосрочного образования. В заключении рассмотрен вопрос, каким образомэлементы народной педагогики можно вплетать в процесс воспитания ребенка.
Савина Т.К.ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ИСКУССТВОКлючевые слова: разум как средство познания, система «Учитель», принципы нравственности, человек какосновная ценность искусства.Статья представляет «Учителя» как систему воздействия на человеческое сознание. Нам следует осознатьактуальность проблемы педагогического мастерства для современной теории и практики воспитания. В статье рассматривается особая роль искусства в воспитании личности в школе, а культура и искусство – как базовая основа системы «Учитель» в эпоху ноосферы.
Савчук Н.Е.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ И СИТУАЦИЮ УСПЕХА КАК ФАКТОРА АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИКлючевые слова: мотивация, успешная деятельность, ситуация успеха, ролевая игра.В статье рассматривается мотивация как основа овладения иностранным языком. Также широко представлена «ситуация успеха» и ее сущность. Предлагается авторское видение методического обеспечения развития креативной деятельности участников образовательного процесса, так как образовательная среда в школе должна быть креативной. Только в этой среде возможна эффек-тивность обучения иноязычному общению через мотивацию успеха как фактора активизации личности.
Симонян Е.Н.ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ТРАНСКРИПЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЮИТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО М. МУСОРГСКИЙ И. ХУДОЛЕЙ ПО ОПЕРЕ БОРИС ГОДУНОВКлючевые слова: жанр транскрипции, преемственность музыкальных традиций, тема истории, музыкальныйязык, смысловая драматургия.
В статье раскрываются история, закономерности жанра транскрипции в музыкальном творчестве. Авторраскрывает смысловую драматургию и особенности музыкального языка сюиты для фортепиано И. Худолея по опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
Тирацуян А.Ю.ГЛЯНЦЕВЫЙ ДИСКУРС О КУЛЬТУРЕ КАК ИНФОТЕЙНМЕНТКлючевые слова: массовая культура, популярные журналы, инфотейнмент, постмодерн.В статье рассматривается специфика популярного дискурса о культуре на материале массового иллюстри-рованного журнала о культуре «Афиша». Автор анализирует стратегии соединения журналистского и рекламного дискурса, формирования целевой аудитории как потребителя в первую очередь. Гибридизация информирования и развлечения определяется как инфотейнмент.
Ширяева О.В.СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ДЕЛОВЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ СМИКлючевые слова: средства массовой информации, деловые аналитические СМИ, культура, общество, массовая культура, общество потребления.В статье рассматриваются принципы отображения культуры в деловых аналитических СМИ. Объект исследования – аналитические статьи о культуре журнала «Эксперт». Автор анализирует влияние экономических и социальных факторов на формирование суждений о культурных явлениях и событиях в деловых аналитических СМИ.
kni-org.ru
Культура Наука Интеграция №1-33, 2016
0
Уважаемые авторы и читатели журнала "Культура. Наука. Интеграция"!
С целью развития научной коммуникации в России, увеличения аудиторного охвата научных публикаций и ускорения сроков внедрения научных результатов в практику для Вас открыт свободный доступ к публикациям в нашем журнале.
Цитирование приветствуется!
Убедительно просим Вас при использовании материалов журнала не забывать об авторском праве и указывать ссылку.
Благодарим Вас за соблюдение правил этики научных публикаций!
МЕТОДОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Непомнящий А.В. Основные положения и принципы реализации концепции интегрального образования // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 9-21
Власова В.Н. Философия и социум. Реальное соотношение // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 22-26
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Шевченко В.А. Компетенции менеджера образования по управлению знаниями в современных образовательных системах // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 29-33
Полиниченко Т.И., Кушнерёва Н.П. Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные формы развития мелкой моторики // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 34-37
Федосеева И.А., Веселова Ю.В. О соотношении понятий профессиональной компетентности и профессиональной культуры будущего инженера // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 38-44
Назарчук А.А., Морозова М.Ю., Петренко Е.В. Педагогический стандарт учителя xxi века: идеальный образ или ориентир в педагогической жизни? // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 45-51
Кругликова А.Ю. Культурно−просветительская ассоциация «Библиотерапия» как новый вектор социального партнерства // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 52-58
КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО. ИСТОРИЯ
Гринченко И.В. Хоровая миниатюра под воздействием новых стилевых тенденций 1960−х годов // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 61-70
Кривеженко В.С. Интертекстуальные взаимодействия в ораториях Ф. Листа «Легенда о святой Елизавете» и «Христос» // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 70-76
Котова Г.Г. Буквенная письменность в седьмом−втором тысячелетиях до новой эры на Балканах. дешифровка надписей Винчанской культуры, культуры Тиса, Боян, Старчево−Криш и Лепенского Вира (7000−1075 гг. до н.э.) // Культура. Наука. Интеграция. 2016. №1 (33). С. 76-100
kni-org.ru






