Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Конкурентоспособность и управление устойчивым развитием муниципального образования. Журнал управление устойчивым развитием


Вопросы управления устойчивым развитием аграрного предприятия

Библиографическое описание:

Агеева Т. Ю., Айдинова А. Т. Вопросы управления устойчивым развитием аграрного предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/48/5965/ (дата обращения: 24.06.2018).

Управление предприятием невозможно без осуществления планов заранее разработанной стратегии. Согласно экономическому словарю, стратегия — это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты. Каждое предприятие должно разрабатывать свою стратегию, с целью обеспечения наибольшей конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики.

В современной практике управления фирмами наметилась тенденция к смене приоритетов в выборе критерия развития: многие предприятия переходят с пути получения максимальной прибыли на получение стабильной прибыли. В связи с этим, очевиден тот факт, что стратегия устойчивости предприятия становится приоритетным направлением деятельности руководителей, нацеленная на адаптацию к быстроменяющимся условиям рынка. Вследствие этого, объективно встает вопрос управления устойчивостью предприятия. Управление устойчивостью — это совокупность методов и средств, сочетающих в себе стратегию развития, планирование, оперативное управление, антикризисный менеджмент, реструктуризационные мероприятия. Управление стратегией устойчивости предприятия предполагает взаимосвязь всех уровней, подсистем, каждая из которых координирует свою работу самостоятельно. Также, возможно выполнение нескольких стратегий одновременно.

К расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности продукции, инновационному и рациональному хозяйствованию, а следовательно к последовательному улучшению качества жизни населения ведет устойчивое развитие сельскохозяйственной организации, как основного звена сельского хозяйства. Этот процесс обеспечен наращиванием ресурсного потенциала организации за счет мотивации федеральной, региональной и муниципальной властью экономических агентов. Изучив отдельные аспекты экономической устойчивости становится понятным то, что устойчивое экономическое развитие страны и ее регионов достижимо только при экономической устойчивости их структурных элементов. Экономическая устойчивость каждого отдельного предприятия позволяет всей хозяйственной системе страны не только сохранить ее потенциал, но и обеспечить ее качественный подъем и выход на международные рынки с новыми конкурентоспособными товарами.

Изучение экономической устойчивости невозможно без анализа развития экономических систем. В результате нами было выявлено, что адаптацию различных теорий развития экономических систем к российским условиям аграрной сферы экономики, а также обеспечить комплексный подход при моделировании механизма по управлению экономической устойчивостью сельскохозяйственных организаций позволяет интеграционная (системная) концепция, которая включает в себя основные положения всех теорий [1].

Таким образом, разработка и управление стратегией устойчивости является необходимым фактором достижения успеха предприятия. В целом, экономическое состояние предприятия может варьироваться от крайне неустойчивого, при котором оно находится на грани банкротства, до относительно устойчивого.

Выделяют следующие виды экономической устойчивости: организационная, производственная и финансовая, в каждом из которых определены типы. Каждая организация сама принимает решения по выбору типов экономической устойчивости: абсолютной устойчивости, которая позволяет применять высокие и интенсивные технологии и реализовать в зависимости от природно-климатических условий 65–85 % своего биопотенциала или нормальной, позволяющей применять нормальные технологии и реализовать свыше 50 % биопотенциала. В том случае, когда тип не определен или нарушаются пропорции между факторами производства, предприятие автоматически обретает тип неустойчивого ли кризисного. Абсолютно устойчивыми в России являются не более 10 % сельскохозяйственных организаций, с нормальной устойчивостью — всего 10–15 % [2].

Экономическая устойчивость в сельском хозяйстве неразрывна с социальной и экологической устойчивостью. Экология здесь имеет особую ценность, так как земля для аграрного сектора экономики основное средство производства. Однако, решить экологические проблемы невозможно без создания социальных условий, рационального хозяйствования и достаточного финансирования. Поэтому проблема устойчивого развития остается в целом больше социальной и экономической.

Управление экономической устойчивостью организаций предполагает выбор наиболее приемлемой для каждого предприятия стратегии развития в зависимости от показателей срочности. Одни предприятия выбирают стратегию ускоренного развития, другие — умеренного роста. Как правило, переход от стратегии стабильного развития к стратегии сокращения осуществляется самопроизвольно. Этого никто не планирует. Смена курса происходит в тех организациях, где ослаблен контроль реализации намеченных стратегических планов или их вовсе нет, где отсутствует система противодействия изменяющимся условиям рыночной среды. Чтобы избежать смену курса стратегии был внедрен механизм противодействия стихийному изменению направленности развития организации, который одновременно, является механизмом по управлению ее экономической устойчивости. Основой этого эффективного механизма является план стратегического развития организации, о котором мы говорили выше. Разработка плана стратегического развития систематизирует деятельность аграрного предприятия, способствует достижению оптимального уровня рентабельности производства и вложенного капитала.

Различают два вида систем управления экономической устойчивостью организации: самостабилизирующаяся и адаптивная. Производственная система динамична, с ее развитием появляются новые свойства, которые со временем трансформируются в функции. Организованность и устойчивость системы тем выше, чем выше приспособляемость ее функций к изменчивости среды, их направленность на сохранение системы как целого. Следовательно, наряду с самосохранением организации (сохранение плодородия почвы, севооборотов, технологий, своевременного проведения всех агротехнических мероприятий), необходимо обеспечивать ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды в связи с переходом к рыночным условиям, к инновационной модели хозяйствования (внедрение прогрессивных технологий, создание служб: маркетинга, НИОКР, юридической, финансовой, безопасности и других).

Нужно отметить, что в современных экономических условиях управление устойчивым развитием аграрного предприятия — это актуальная проблема, требующая качественных путей решения. На современном этапе саморегулирование производственных систем должно обязательно сочетается с государственным регулированием. Так, например, предпринятые попытки увеличения господдержки в рамках национального проекта «Развитие АПК» в 2006–2007 годах активизировали инвестиционную активность сельхозпроизводителей, рост деловой активности представителей многоукладной сельской экономики, помогли преодолеть моральный упадок на селе. В ходе реализации нацпроекта особое внимание уделялось малым формам хозяйствования, которые производят около 60 % объема всей сельхозпродукции. Личным подсобным и фермерским хозяйствам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам было выдано 445 тыс. кредитов. В ходе реализации проекта шло активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов (создано 3 тысячи 700 кооператива). В результате вырос годовой прирост объема реализации продукции. Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы [3].

Институты государственного регулирования составляют единое целое с процессами рыночной саморегуляции. В Российской Федерации около 30 % специализированных сельскохозяйственных предприятий и 70 % занимаются обслуживанием этой отрасли. Для достижения эффективного функционирования кооперативов, которые, как отмечалось, являются одним из приоритетных направлений Государственной программы, необходимо оптимизировать производственный процесс и социальную структуру кооператива с учетом специализации, концентрации и эффективности производства, наличия инфраструктуры. Объективно возникает необходимость разработки программы сотрудничества государства и кооперативов. Основным направлением деятельности государственных органов власти в сфере кооперации должно стать:

  • создание условий для развития всех видов кооперации и функционирования кооперативного сектора экономики, его поддержки и защиты;

  • активизация деятельности кооперативов в решении экономических проблем и реализации социальной политики государства в рамках совместных с государством программ сотрудничества;

  • использование кооперативных ценностей для укрепления основ демократии государства;

  • расширение сотрудничества кооперативов России с международным кооперативным движением.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что экономическая устойчивость, стабильность, конкурентоспособность любого аграрного предприятия невозможна без осуществления качественной и своевременной стратегии управления предприятием на всех уровнях и структурных подразделениях, предусматривающей действенные методы реализации экономической устойчивости.

Литература:

  1. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975.

  2. Оксанич Н. И. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций (монография). — М.: Восход-А, 2007.

  3. http://www.mcx.ru/news/news/show/2657.182.htm -Официальный интернет-портал «МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ».

  4. Айдинова А. Т. Экономическая эффективность аграрного предпринимательства: Коллективная монография / под общей ред. к.э.н., доцента Белкиной Е. Н. и к. э.н. Айдиновой А. Т. — Ставрополь, ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2011.- 392 с. (50 лет экономическому факультету СтГАУ).

  5. Бараненко, С. П. Стратегическая устойчивость предприятия / С. П. Бараненко, В. В. Шереметов. — М., 2004.

  6. Бодров О. Г., Мальгин В. А., Тимирясов В. Т. Экономическая свобода и устойчивость предприятия. — Казань: Изд-во «Таглимат», 2000.

  7. Боробова С. А. Пути оздоровления сельского хозяйства. // Российское предпринимательство. — 2009.

  8. Волкова, Н. А. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий / Н. А. Волкова, О. А. Столярова, Е. М. Костерин; под ред. Н. А. Волковой. — М.: КолосС, 2005.

  9. Корчагина Е. В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002.

  10. Кужаева А. Т. Особенности риск — менеджмента в масложировом подкомплексе АПК (На материалах Ставропольского края): Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 Ставрополь, 2005 220 с.

moluch.ru

Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования

Современное экономическое пространства России и условия существования муниципальных систем требуют от органов местного самоуправления ответственности за развитие подведомственной им территории. Отсутствие единого общегосударственного подхода в вопросах управления социально-экономическими системами муниципальных образований страны создает условия разнонаправленного развития конкретных территориальных единиц. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системы управления, обеспечивающей устойчивое развития социально-экономических муниципальных систем.

Необходимость решения подобных вопросов обычно возрас­тает в периоды смены циклов в развитии, оценки возможных результатов реформ, реконструкции обще­ственных структур, терри­ториальной организации. При этом переосмысливаются практи­ческий опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сце­нарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.

Рассматривая процесс управления устойчивым развитием территории в первую очередь необходимо дать общую характеристику понятий «управления» и «развитие», лишь затем рассмотреть содержание словообразования «устойчивое развитие» и в итоге определить содержание обобщенного понятия «управление устойчивым развитием».

Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управ­ление используются: регулирование, руководство, админист­рирование, менеджмент, организация и т. п. Рассмотрим более употребляемые определения данного понятия.

В толковом словаре В. Даля термин «управлять» означает «править, давая ход, направление, распоряжаться, заведо­вать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Госу­дарь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью» [9, ст.66]

Майкл Мескон писал, что «управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации», а Питер Друкер, которого считают ведущим теоретиком в области управления в мире, утверждает, что «управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную производительную группу».

Термин «управление» ­­­­­­– это широкое понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации конкретных целевых действий и контроля.

В данной статье понятие «управления» будет рассмотрено в контексте организации социальных систем. Данный вид управления, а именно управления социальными системами в научной общественности получил название «социальное управление», особенностью которого является то, что не зависимо от субъекта управления объектом выступает общество или его обособленная, но не автономная от целого часть.

Можно сказать, что «управление», с одной стороны - это процесс проекти­рования и инновации социальных систем, мотивации людей к деятельности для достижения целей системы, с другой в контексте экономической теории управление - это способ получения экономического результата при наименьших издержках.

В государственном и муниципальном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с властью, которая тоже может быть весьма различной, и все же первое и отличительное свойство управления состоит в том, что это - процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития. То есть воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения поставленным субъектом управления целей. Но стоит уточнить, так как в данной статье рассматривается управление муниципальной системой, то в идеале целеполагание - это движение к целям определенных местным сообществом, получившим своё документальное закрепление, через реализацию органами местной власти своих полномочий.

Основная цель территориального или муниципального управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. Если последняя определена как создание условий, обеспечивающих достижение высокого качества жизни гражданам, достойной жизни, для каждого человека, то у социальных подсистем более «низкого» уровня других главных целей быть не может, могут быть только разные методы, сроки, этапы достижения главной цели общества в целом.

Рассмотрев понятие «управления», перейдем к термину «развитие».

Понятие «развитие» является дискуссионным. Философские и экономические толко­вания этого термина приведены в Таблице №1.

Таблица 1

Определения понятия «развитие»

Термин

Определение

Источник

Развитие

1) процесс доведения «до определенной степени ду­ховной, умственной зрелости, сознательности культур­ности... до определенной степени силы, мощности, со­вершенства»

2) «процесс закономерного изменения, перехода исходного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему»

Ожегов СИ. Сло­варь русского язы­ка: около 57000 слов, 1994.

Развитие

необратимое, направленное, закономерное изменение материи и осознания, их универсальное свойство; в ре­зультате развития возникает новое качественное со­стояние объекта - его состава или структуры.

Энциклопедический словарь.- М.: Со­ветская энциклопе­дия, 1988. С. 1109.

Развитие

закономерное изменение материи и осознания, их уни­версальное свойство... развитие бывает или экстенсив­ным, проявлением и увеличением уже имеющегося, или интенсивным, т.е. возникновением качественно новых форм…

Развитие бывает экзогенным, т.е. ненастоящим, непод­линным, определяемым окружаемым миром, или эндо­генным, т.е. ненастоящим развитием, источник которо­го находится внутри самого развивающегося»

Краткая философ­ская энциклопедия. – М : Прогресс, 1994.

Развитие

способность экономики долгое время находившейся в состоянии относительного статического равновесия, создавать" импульсы и поддерживать годовые темпы роста валового внутреннего продукта (в регионе - ва­лового регионального продукта) на уровне 5-7 %. комплекс изменений, посредством которых ориентиро­ванная на удовлетворение основных потребностей и запросов отдельных людей и групп социальная система движется от состояния всеобщей неудовлетворенности к новым более благоприятным материальным и духов­ным условиям жизни.

Колодина Е.А. Ре­гиональное разви­тие: цели, критерии и факторы // Акту­альные вопросы го­сударственного ре­гулирования: Сб. науч. трудов.-Иркутск: Изд-во БГУЭП,2002. С. 15.

Развитие

Для того чтобы выяснить, развивается ли страна, сле­дует задать вопросы: Что стало с нищетой? Как изме­нился уровень безработицы? Какова степень неравен­ства? Если все три показателя сократились по сравне­нию с высоким начальным уровнем, то страна, вне вся­кого сомнения, переживает период развития. Если один или два из них, и особенно все три, ухудшились, то странно говорить о развитии даже при двойном росте доходов надушу населения.

Dudley Seers. The meaning of develop­ment, New Delhi. 1969. p. 3.

Как видно из таблицы №1 понятие «развитие» является дискуссионным, в словаре С.И. Ожегова дается два относительно противоположных толкова­ния. И первое, и второе значения определяют некоторый процесс изменений, однако в первом случае в большей степени предполагается наличие проявления чей-либо воли, во втором случае процесс развивается за­кономерно.

Анализируя вышеприведенные трактовки и учитывая двойственность оп­ределений, целесообразно говорить о развитии муниципаль­ных образования с двух определённых в теории управления точек зрения[5, ст.95]:

  1. интенсивное - выход на новый качественный уровень через проявле­ние воли субъекта, расположенного внутри (эндогенное), т.е. через органы местного самоуправления;

  2. экстенсивное за счёт увеличения количественных показателей уже имеющихся форм орга­низации жизнеобеспечения, а так же за счет внешнего воздействия (эк­зогенное), т.е. на основании решений органов государственной власти.

Второй подход использовался преимущественно в недавнем прошлом, когда условия развития задавались извне. В нынешних условиях наиболее приемлем первый подход, при котором источником развития являет­ся эффективная реализация населением территории местного самоуправления в направлениях повышения качества жизни, естественно с учетом внешних факторов.

С пониманием, самого термина связано и принципиальное отношение к развитию как некоторой функции по отношению к муниципальному образо­ванию.

При всем выше сказанном эффективное – это в первую очередь устойчивое развитие, устойчивое в изменении структуры и системы взаимодействия субъекта и объектов управления.

В среде ученых можно услышать мнение о том, что об устойчивости сле­дует говорить только после введения ее точных определений. В настоящее время существует более 50 определений устойчивого развития, и количество их продолжает расти. Это отражает как сложность самого понятия, заклю­чающего социальные, экономические и экологические аспекты развития че­ловечества, так и несовпадение взглядов разных слоев со­общества.

Понятие «устойчивое развитие» было введено в экономическую теорию представителем народничества Н.П. Огановским еще в начале XX века. В 1983 г, по инициативе Генерального секретаря ООН и в соответствии с резолюцией 38/161 Генеральной Ассамблеи ООН была создана Междуна­родная комиссия ОOH по окружающей среде и развитию (МКОСР), которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Эта комис­сия была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и со­циально-экономическую озабоченность в разных регионах мира. В 1987 г. был опубликован доклад МКОСР «Наше общее будущее». В этом докладе был широко использован термин «sustainable development», который при издании доклада в СССР был переведен как «устойчивое развитие» (редакторы перевода С.А. Евтеев и Р.А. Перелет) [9, ст.12].

Таблица 3.1

Определения понятия «устойчивое развитие»

- это такая модель развития общества, при кото­рой удовлетворяются основные жизненные по­требности как нынешнего, так и всех после­дующих поколений.

академик, председа­тель СО РАН, вице-президент РАН Коптюг В.А. (перепеча­тано из Потрубач Н.Н. Экономиче­ские и экологические проблемы перехода России к устойчиво­му развитию // СПЖ, 1998,№2,с.59-66).

Это - такое развитие, которое обеспечивает ре­альное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообра­зие Земли.

Всемирная стратегия охраны природы, 1980 (World Conser­vation Strategy. IUCN, UNEP and WWF. 1980).

Это не лишение будущих поколений возможности удовлетворять свои потребности.

Доклад Комиссии Брунтланд (1987, рус. перевод 1989).

- это улучшение качества жизни людей, живущих в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем

«Забота о Земле. Стратегия устойчи­вой жизни» (Caring for the Earth. A Strategy for Sustainable Living. London, Earthscan. IUCN, UNEP and WWF. 1991) (перепе­чатано из Лосев К.С. На пути к устойчиво­му развитию И Зеле­ный мир, 1995, №17, С. 9-10).

-это когда дети счастливее сво­их родителей

Островский Н.В. Счастье и устойчивое развитие. // Экологи­ческие проблемы России. Москва, 1999.

- это реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и Природы

Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // Зеленый мир, 1995, №14, с. 3-5.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворе­ние человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что ус­тойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни по­требностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Устойчивое развитие носит динамический характер, оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуют­ся с нынешними и будущими потребностями.

Повышение устойчивости территориальной системы означа­ет повышение степени активного преодоления ею неблагоприят­ных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегули­роваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максималь­но используя внутренние, а также заемные ресурсы.

Какие бы ни были определения, все они несут в себе экологическую, экономическую и социальную составляющие. Автор придерживается той точки зрения, что спорить об определениях понятия устойчивость можно бесконечно долго. Известные исследования по этой проблеме, как в России, так и за рубежом посвящены выработке единого общепринятого определе­ния. Дискуссии обусловлены тем, что какое бы понятие не зафиксировать, представители разных отраслей будут толковать предмет узкоспециально.

В ходе своего развития каждая система стремится достичь наибольшего совокупного потенциала на основе принципов инерции, эластичности, не­прерывности и стабильности. Муниципальное образование функционирует на основе закона равновесия, в соответствии с которым, при всяком воздействии на систему, изме­няющем какое-либо из условий равновесия, в ней возникают процессы, про­тиводействующие этому изменению. Принципы самоуправления и самоорга­низации обеспечивают условия того, что муниципальное образование стремится к сохранению устой­чивости. Совершенствование управления устойчивостью социально-экономической системы требует развития экономического потенциала, для создания основы решения социаль­ных проблем в обществе.

Рассматривая муниципальное образование как социально-экономическую систему, отметим, что устойчивость системы является её внутренним свойством. При эффективных механизмах управления система автомати­чески может возвращаться к заданному устойчивому состоянию при дейст­вии на нее дестабилизирующих факторов. При неэффективном управлении система зачастую не может вернуться в заданные параметры развития даже при принудительной коррекции.

По мнению автора статьи, под устойчивостью муниципального образования следует понимать существование муниципальной системы перераспределения ресурсов, в целях обеспечения достойного уровня жизнедеятельности местного сообщества и организации, устойчивых социально-экономических отношений субъектов территориального управления и хозяйствования, как в настоящее время, так и на перспективу.

Вместе с тем анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что вопросы перехода к устойчивому развитию достаточно не проработаны, особенно на муниципальном уровне.

Разделяя точку зрения руководителя китайской делегации на Стокгольм­ской конференции Танг Ке, который заявил, что «из всех вещей в мире люди представляют наибольшую ценность» [19, ст.18] мы при­ходим к выводу, что главной целью развития муниципального образования должно стать их устойчивое функционирование в течение достаточно про­должительного периода в целях повышения качества жизни населения терри­тории и в интересах всех заинтересованных в их деятельности групп населе­ния без ущерба будущим поколениям.

Возможно, предложить следующую классификацию условий управления устойчивым развитием социально-экономической системой муниципального образования:

Данная классификация определяется следующими убеждениями автора в отношении управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования:

Во-первых, устойчивость открытой системы достигается только при устойчивости структуры, связей и внутренних элементов системы. Изменение одного из элементов до критического уровня (изменение функций и целей существования) приводит к дисбалансу системы, к её переходу в иное не всегда устойчивое состояние. Например, принятие 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменило структуру местного самоуправления, тем самым, изменив всю систему связей и элементов местного самоуправления.

Во-вторых, изменение системных элементов низшего уровня ведет к дестабилизации системных элементов высшего уровня. А именно нарушение баланса производства и потребления ресурсов территории приводит к истощению ресурсной базы территории и усугублению возможных перспектив развития.

В-третьих, финансовое благосостояние хозяйствующих субъектов территории обеспечивает прирост качества жизни населения территории.

А именно качество жизни населения в настоящий момент при устойчивом развитии территории формирует перспективу качества жизни населения в будущем.

Процесс улучшения качества жизни населения, по мнению ряда ученых с мировым именем, имеет три важнейшие составляющие:

1) Способность обеспечить основные потребности, без которых невоз­можна жизнь человека, это пища, жилище, здоровье и безопасность. Исходя из подобных позиций социально-экономическое развитие рассматривается как необходимое условие для улучшения качества жизни - развития в пол­ном значении этого слова. Однако повышение дохода на душу населения, устранение абсолютного обнищания, увеличение занятости и сокращение не­равенства являются необходимыми, но недостаточными условиями для раз­вития. [6, ст.169]

2) Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в ре­зультате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого досто­инства. Самоуважение, чувство своей востребованности, а также уверенность, что ты не служишь орудием удовлетворения чуждых тебе интересов. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция отнесения к ува­жаемым людям людей преуспевающих в материальном плане. «До тех пор, пока источником уважения не начало считаться материальное благополучие, человек мог не чувствовать себя униженным, даже впадая в нищету... как только материальное благополучие превратилось в одну из существенных предпосылок представления о лучшей жизни, материально «слаборазвитым» стало очень трудно чувствовать себя достойными и уважаемыми гражданами. Современный третий мир стремится к развитию, чтобы завоевать уважение, в котором отказано живущим в позорной «недоразвитости» обществам. Развитие было зафиксировано в качестве цели, так как оно важное, если не неизбежное, условие обретения уважения» [20, ст. 23].

3)Свобода личности: право на выбор. Концепция свободы личностивключает в себя такие компоненты, как личная безопасность, господство за­кона, свобода слова, участие в политической жизни общества, равенство возможностей. [3, ст.27]

Таким образом, необходимо сделать вывод, что «управление устойчивым развитием» муниципального образования - это целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой.

Муниципальным социально-экономическим системам в этих отношениях принадлежит особа важная роль. Так как качество жизни населения в первую очередь зависит от эффективной реализации важнейших государственных функций, реализуемых на местном уровне управления (общее образование, здравоохранение, культура, спорт, защита окружающей среды, благоустройство). Поэтому существует объективная необходимость дальнейших теоретических исследований в области управления устойчивым развитием социально-экономических систем муниципальных образований страны в рамках эффективного использования ресурсов и сохранения баланса окружающей средой.

Литература:
  1. Г.Ю. Ветров, Д.М. Ланцев. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России. Материалы аналитического управления совета федерации федерального собрания российской федерации (развитие мегаполиса: проблемы и перспективы // аналитический вестник. № 2(319). М., февраль 2007 г.

  2. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.Р. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика. 2002. п. 2.2. Региональный менеджмент и маркетинг. С.103-110.

  3. Самаруха В.И., Шодорова Н.М. Выработка управленческих решений в целях обес­печения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона>Иркутск: Йзд-во БГУЭП, 2002. С. 27.

  4. Островский Н.В. Счастье и устойчивое развитие. // Экологи­ческие проблемы России. Москва, 1999

  5. Воронин А.Г., Лапин В. А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хо­зяйством. Учеб. пособие. М.: Дело, 1998. С. 95.

  6. Чепурных Н.В., Новоселов А,Л. Экономика и экология: развитие, катастрофы,- М.: Наука, 1996. С. 168-173.

  7. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // Зеленый мир, 1995, №14, с. 3-5.

  8. Ожегов СИ. Сло­варь русского язы­ка: около 57000 слов, 1994.

  9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1991.

  10. Энциклопедический словарь.- М.: Со­ветская энциклопе­дия, 1988. С. 1109.

  11. Краткая философ­ская энциклопедия. – М : Прогресс, 1994.

  12. Колодина Е.А. Ре­гиональное разви­тие: цели, критерии и факторы // Акту­альные вопросы го­сударственного ре­гулирования: Сб. науч. трудов.-Иркутск: Изд-во БГУЭП,2002. С. 15.

  13. Dudley Seers. The meaning of develop­ment, New Delhi. 1969. p. 3.

  14. Наше общее будущее доклад Международной комиссии ООН по окружающей сре­де и развитию (МКОСР): Пер. с англ,-М.: Прогресс, 1989.

  15. Потрубач Н.Н. Экономиче­ские и экологические проблемы перехода России к устойчиво­му развитию // СПЖ, 1998,№2,с.59-66).

  16. Всемирная стратегия охраны природы, 1980 (World Conser­vation Strategy. IUCN, UNEP and WWF. 1980).

  17. Доклад Комиссии Брунтланд (1987, рус. перевод 1989).

  18. «Забота о Земле. Стратегия устойчи­вой жизни» (Caring for the Earth. A Strategy for Sustainable Living. London, Earthscan. IUCN, UNEP and WWF. 1991) (перепе­чатано из Лосев К.С. На пути к устойчиво­му развитию И Зеле­ный мир, 1995, №17, С. 9-10).

  19. Рожанова И.Н., Щербакова А.Н. Эколого-картографическое моделирование в мето­дах оценки экологической обстановки территории / Межд. Симпозиум «Человеческое из­мерение в региональном развитии». Тезисы. Ч. 2.. Биробиджан. 1993.

  20. Denis Goulet. The cruel choice; A New Concept in the Theory of Development. New York: Atheneum, 1971. P. 23.

Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, муниципальное образование, развитие, управление, местное самоуправление, социально-экономическая система, система, IUCN, UNEP, WWF.

moluch.ru

Конкурентоспособность и управление устойчивым развитием муниципального образования

В перспективе вопросы управления конкурентоспособностью территорий муниципальных образований Российской Федерации будут приобретать все большее значение. В этом ракурсе особая роль принадлежит переориентации на принципы устойчивого развития. Для своевременной и быстрой адаптации к все более усложняющимся условиям современного мира органы местного самоуправления вместе с бизнесом, местными жителями и их объединениями должны активно работать над формированием на своих территориях эффективной системы управления, ориентированной на учет интересов населения и экономики с одной стороны и сохранение окружающей среды с другой.

Ключевые слова: Муниципальное образование, конкурентоспособность, устойчивое развитие, муниципальное управление

 

Все типы муниципальных образований, включая города, представляют собой подсистемы более высокоорганизованных систем. Наряду с этим сами по себе они выступают сложными социально-экономическими системами, каждая подсистема которых ориентирована на реализацию собственных интересов, нередко противоречащих интересам других подсистем. Ускоренное развитие городов содействует «оживлению» потенциала сложноорганизованной системы «точек роста», которые благодаря агломерационному эффекту, расширенному сотрудничеству между муниципальными образованиями, «отражения» положительных эффектов станут локомотивами социально-экономического развития территории более высокого уровня, например, субъекта РФ в целом. Указанное неразрывно связано с повышением конкурентоспособности и уровня самодостаточности муниципальных образований.

С целью обеспечения ускоренного развития необходимо ориентировать муниципальные образования не столько на постоянное ожидание помощи от вышестоящих уровней управления, сколько на самостоятельный поиск возможностей развития [9].

Конкурентоспособность муниципального образования может быть определена как гармонизация интересов всех субъектов муниципального образования с целью выполнения особых функций, а также наличие возможностей по решению тактических и стратегических задач каждого субъекта для обеспечения стабильного социального и экономического развития муниципального образования и роста уровня жизни населения [7].

Обычной практикой стало то, что органы управления муниципальным образованием сосредоточены почти исключительно на решении текущих вопросов, долгосрочные перспективы на местах не получают должного внимания [6], что, конечно, имеет прямое негативное влияние на конкурентоспособность муниципальных образований. Экономическое развитие регионов и стабильность социально-экономической ситуации в стране во многом определяется уровнем конкурентоспособности муниципальных образований.

Копыченко Г. С. на основании проведенного анализа научной литературы выделяет пять сущностных элементов конкурентоспособности территорий [6], в том числе и муниципальных образований:

-        наличие особых способностей, обеспечивающих преимущества в конкурентной борьбе;

-        способность реализовать имеющийся конкурентный потенциал;

-        создание благоприятных условий для социально-экономического развития;

-        быстрая адаптация к изменяющимся условиям;

-        нацеленность на устойчивое развитие.

Особое внимание Жихаревич Б. С. уделяет сотрудничеству экономических субъектов для достижения устойчивого развития экономики и развития инновационной среды [3, С. 4]. Формирование межмуниципальных инновационных систем невозможно без реализации совместных исследовательских проектов, технического сотрудничества предприятий и организаций различных территорий и других общих мероприятий.

Территориальное развитие выступает в качестве важного фактора обеспечения конкурентоспособности муниципального образования. Реализация особой политики органами местного самоуправления составляет основу устойчивого развития территории, которое в современной научной литературе трактуется как максимизация чистых выгод экономического развития территории при одновременном сохранении природных ресурсов, то есть нацеленность на использование возобновляемых природных ресурсов с тем уровнем интенсивности, который не превосходит их способность к восстановлению, а невозобновляемых — с наилучшей оптимальной эффективностью [1, С. 48]. Сущность устойчивого развития любой территории заключается в проведении органами власти такой политики, которая состоит в нацеленности на оптимальное сочетание интересов населения, окружающей среды и экономики, которые должны быть признаны равнозначными и взаимоувязанными между собой [5, С. 17].

Процесс управления устойчивым развитием муниципального образования состоит в согласованном действии органов власти местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других заинтересованных субъектов на процессы, проходящие в муниципальном образовании для наиболее полного достижения экономических, социальных и экологических целей. Устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие территории приобретает все более важное значение, относится к стратегической составляющей местного и регионального управления.

Ключевыми проблемами перехода муниципальных образований на режим одновременно устойчивого и комплексного социально-экономического развития являются [5, С. 19]:

-        непоследовательность региональной политики Российской Федерации;

-        недостаточный объем переданных органам местного самоуправления средств и компетенций для гарантирования перехода муниципальных образований к устойчивому социально-экономическому развитию;

-        недостаточно тесное взаимодействие во время разработки и реализации программ и планов комплексного социально-экономического развития муниципальных образований органов власти местного самоуправления с местными жителями, общественными объединениями;

-        отсутствие и/или недостаточный уровень контроля населением реализации планов и программ комплексного развития муниципальных образований;

-        отсутствие действенных механизмов стимулирования органов власти местного самоуправления ориентировать их деятельность на переход муниципальных образований к режиму устойчивого развития территорий.

Разработка действенной стратегии социально-экономического развития позволяет муниципальному образованию провести всесторонний анализ особенностей развития всех элементов конкурентного потенциала территории, уточнить свое положение относительно других муниципальных образований, выявить опасные моменты, но, главное, — определить новые направления развития, которые будут содействовать дальнейшему увеличению привлекательности территории муниципалитета и росту его конкурентоспособности [7].

Важная роль в повышении конкурентоспособности и переходе к устойчивому развитию принадлежит мониторингу процесса стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Посредством правильно организованного анализа наличного уровня социально-экономического развития и перспектив развития муниципального образования обеспечивается реализуемость разрабатываемых планов муниципального развития. Научная литература все чаще предлагает использовать термин «стратегический мониторинг» для максимально четкого определения целей, в которых проводится сбор и анализ данных. Стратегический мониторинг представляет собой деятельность по сбору с определенной периодичностью и анализу информации посредством специально сформированной системы показателей, являющейся достаточной для составления стратегических планов и дальнейшей оценки их реализации [2].

Мониторинг в зависимости от объекта может быть поделен на:

-        мониторинг социально-экономического положения муниципального образования;

-        мониторинг хода выполнения муниципальных программ.

К задачам стратегического мониторинга относятся предоставление информации о наличной ситуации в муниципальном образовании, выявление существующих проблем социально-экономического развития, отслеживание происходящих в результате выполнения планов развития муниципального образования изменений, обеспечение местных жителей, а также всех заинтересованных групп полной информацией. Мониторинг в обязательном порядке должен осуществляться на постоянной основе [8].

Мониторинг необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, мониторинг является инструментом получения объективной информации для муниципального управления. Во-вторых, стратегический мониторинг относится к числу функций органов местного самоуправления (по сбору и анализу информации). Проводимый с установленной периодичностью мониторинг промежуточных результатов позволяет своевременно установить потребность в уточнении конечных целей, направлений развития [4].

Информационную основу мониторинга составляют многолетние, в систематизированном виде данные о социально-экономической ситуации, а именно: уровень жизни населения, экономический потенциал муниципального образования, здоровье, обеспеченность объектами социально-культурного назначения и другие).

В заключении отметим, что для перспективного повышения конкурентоспособности муниципальных образований Российской Федерации должны исследоваться различные аспекты указанной категории применительно к новым, ухудшившимся экономическим условиям.

 

Литература:

 

1.       Беломестнов В. Г., Беломестнова И. А., Шабыкова Н. Э. Управление инновационной деятельностью на предприятии: монограф. / Улан-Удэ: Изд-во Восточ.-Сиб. гос. технол. ун-та, 2010.

2.       Жихаревич Б. С., Лимонов Л. Э. Опыт разработки и мониторинга Стратегического плана Санкт-Петербурга. СПб., 2007.

3.       Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной сотруенции // Регион: Экономика и Социология. 2011. № 1. С. 3–14.

4.       Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2010.

5.       Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 17–19.

6.       Копыченко Г. С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 33.

7.       Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14.

8.       Крылова Е. М. Мониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Путь науки. 2014. № 6. С. 50–51.

9.       Шеховцева Л. С., Степанова Ю. Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 32–40.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта