Библиотека журнала «Логопед». Логопед библиотека журнала
Библиотека журнала «Логопед»
Сложите название рассказа из букв, разбросанных на панно («Кот-задира»).
Задание: дома самостоятельно расскажите о любом предмете по своему выбору и желанию.
Включение в урок опыта наблюдений детей повышает мотивацию к занятиям.
Психолого-дидактический анализ
и оценка коррекционно-развивающего занятия
Коррекционно-развивающее обучение рассматривается многофакторно, с позиции содержательного, процессуального, коммуникативного компонентов.
Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству факторов каждого компонента в процессе обучения. Педагог проводит самооценку своего опыта работы, а представитель администрации оценивает образовательное учреждение по отдельному занятию.
Цель посещения урока (занятия) руководителем образовательного учреждения может быть разной:
выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциала каждого конкретного педагога, уровень его профессиона лизма;
определить специалистов, способных к управлению педа гогическим коллективом;
подобрать кадры для работы с родителями, председателями методических объединений;
отметить педагогов, способных придать учреждению свой авторский имидж;
осуществить динамическое наблюдение за развитием высших психических функций конкретного детского коллектива.
Примерная схема анализа и оценки работы педагога при проведении коррекционно-развивающего занятия.
Число месяц год____в классе ____ педагог
Занятия по предмету _________________________________
на тему
Цель посещения
Задачи занятия: дидактическая, коррекционная, воспитательная.
| № п/п | Факторы процесса обучения | Самооценка педагога | Оценка администратора |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержательный компонент | |||
| 1 | Точность фактического материала и уровень его владением | ||
| 2 | Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида урока (занятия) | ||
3 | Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и задачам урока, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизического состояния класса: важно знать особенности слухового, зрительного восприятия класса; на какой анализатор делать опору). Для этого педагог ведет профиль состояния высших психических функций (ВПФ) каждого обучающегося, на основании которого делается вывод о сохранных и нарушенных функциях и планируются различные виды заданий и упражнений | ||
| 4 | Объем полученных знаний (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала, задания с опорой на несколько анализаторов, задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.) | ||
| 5 | Степень самостоятельности работы обучающихся и умение педагога подвести детей к самостоятельному открытию, поиску решения задачи | ||
| 6 | Использование наглядности как источника знаний, средства для мотивации интеллектуального компонента | ||
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 7 | Коррекиионная направленность занятия: специальные упражнения на развитие ВПФ ребенка | ||
| | Использование при изучении программного материала личного опыта ребенка | ||
| 9 | Поэтизация (эстетизация) процесса учения | ||
| Процессуальный компонент | |||
| 1 | Подготовка педагога, обучающихся, классной комнаты к занятию | ||
| 2 | Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала (количество опрошенных, затраченное время, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, использование разнообразных методов проверки знаний) | ||
| 3 | Изложение нового материала (правильный выбор метода сообщения знаний, связи нового учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа «от простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использование технических средств обучения, наглядность и оборудование. Степень владения педагогом методами обучения | ||
| 4 | Дифференцированность учебного материала (использование разных форм и методов закрепления изучаемого материала, эффективность этих методов для совершенствования познавательной деятельности, реализации индивидуального и дифференцированного подходов) | ||
| 5 | Домашнее задание (наличие разъяснения по его выполнению, объем, его дифференциация, целесообразность и доступность задания) | ||
Окончание табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 6 | Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ | ||
| 7 | Поддержание активности восприятия учебного материала (смена видов деятельности, динамические и релаксационные паузы) | ||
| 8 | Владение педагогом самопрезентацией | ||
| 9 | Достижение цели, коррекционно-развивающее назначение занятия, усвоение обучающимися знаний, умений и навыков | ||
| Коммуникативный компонент (умения педагога) | |||
| 1 | Умеет создавать у обучающегося чувство, что его принимают и понимают, поднимать самооценку ребенка; обладает достаточной энергетической силой (голос, мимика, речь, внушение) | ||
| 2 | Владеет невербальными средствами общения | ||
| 3 | Умеет выдержать паузу после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать думать, принимать решение детям | ||
| 4 | Спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые проблемы | ||
| 5 | Не повторяет ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль | ||
| 6 | Умеет находить позитивные моменты в неточных ответах детей | ||
| 7 | Умеет использовать пространство класса как сценическую площадку | ||
| 8 | Умеет держать в поле своего зрения весь детский коллектив и отдельных учащихся | ||
| 9 | Для поведения педагога характерны: уверенность, собранность, инициатива, такт, культура речи, положительный эмоциональный тон, правильно выбранный и гибко регулируемый темп ведения занятия и ритм педагогического общения | ||
| 10 | Поведение детей на занятии спокойное и естественное | ||





Условные обозначения: «+» - наличие нарушения, «n» - норма.

в логопедическом заключении нарушения произношения отмечаются или нет — в зависимости от их наличия;
если ребенок с ЗПР, умственной отсталостью (УО) имеет нормальное звукопроизношение и не обучался по особой программе, то ему не пишется логопедическое заключение. Такой ребенок задействован в логопедическую работу в случае выявления у него стойкой неуспеваемости по родному языку и чтению в русле соответствующей программы обучения;
при наличии в заключении таких компонентов, как ЗПР, УО, сенсорные нарушения, ранний детский аутизм (РДА) и т.п. — нарушения речи всегда вторичны;
для отграничения первичного и вторичного нарушений детей целесообразно направлять в диагностический класс образовательного учреждения;
отсутствие на сегодняшний день специальной классификации речевых нарушений при УО компенсируется условным использованием клинической и педагогической классификаций. Возможность такого подхода базируется на общности основных закономерностей речевого развития и действия этиологических факторов, нарушающих речевую функцию в норме и при УО.
Библиотека журнала «Логопед»
Приложение 2
Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт
| № п/п | Фамилия, имя | Класс | Дата обследования | Логопедическое заключение | Принятые меры | Примечания (примерные) |
| 1 | Общее недоразвитие речи (III ур.) у ребенка с | Консультация врача-ортодонта | ||||
| ^ | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Выбыл в связи с переходом в другое учреждение |
Основание:
Ефименкова Л Л., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
Приложение 3
Вариант заполнения и ведения речевой карты
studfiles.net
Библиотека журнала «Логопед»
Поиск ЛекцийБИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»
О.В. Бачина М.П. Вилочева
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ:
ОРГАНИЗАЦИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Творческий
Центр
Москва 2009
УДК 376 ББК 74.3 Б32
Бачина О.В., Вилочева М.П.
Б32Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2)
18ВМ 978-5-9949-0195-3
В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.
Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности.
УДК 376 ББК74.3
Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Главный редактор Т.В. Цветкова
Научный редактор ОЛ. Степанова
Редактор И.С. Шиловских
Дизайнер обложки О.В. Максимова
Корректор Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе
по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций
и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.
Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:
«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756
Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495)656-75-05,656-72-05
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009
Библиотека журнала «Логопед»
Введение
В данном учебно-методическом пособии представлен материал, являющийся руководством к деятельности учителя-логопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.
Отличительная особенность издания — сочетание нормативно-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобщения накопленного опыта работы в условиях школы.
Включенные в пособие инструктивно-методические письма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регламентируют работу учителя-логопеда в части организации деятельности школьного логопункта, его должностных обязанностей и распределения рабочего времени, требований к квалификации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.
Основные требования к оборудованию, содержанию и оформлению логопедического кабинета с перечнем дидактических пособий, используемых в работе; документация, необходимая в организации деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мнению авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объективными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых условиях.
Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-логопедам общеобразовательных школ такие пошаговые методические рекомендации и разъяснения со ссылками на федеральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить федеральным и ухудшать условия работы специалистов.
Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.
В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), методические принципы его организации и средства для их реализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на основе требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях нарастают процессы интеграции, в результате которых учителю-логопеду приходится работать не только с учениками, имеющими нарушения речи первичного характера, но и с другими категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, особенности познавательной деятельности различной этиологии).
Диагностическая составляющая логопедической работыпредставлена в таблице с вариантами формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для родителей.
Содержательная составляющая логопедической работыпоказана через вариант тематического планирования лого-
Библиотека журнала «Логопед»
педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин» с комментариями используемых инструкций, приемов, средств, методов работы на занятии и т.д.
Организационная составляющая логопедической работыпроиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и правилами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения логопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопедических занятий.
Самообразовательная составляющая логопедической работыотражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоанализа деятельности учителя-логопеда и графиках оценки содержания урока (занятия).
Авторы надеются, что материалы, представленные в нашем пособии, помогут организовать и осуществлять эффективную логопедическую работу в условиях общеобразовательной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивного педагогического опыта.
Школьный логопуннт: организация и содержание работы
poisk-ru.ru
Библиотека журнала «Логопед»
Продуманность, отточенность в выполнении задания затрагивает глубинные процессы психического развития ребенка.
6. Дети по первым звукам названий трех предметов, изоб раженных на картинках, должны составить новое слово: са молет — утка — пароход (слово суп).
- Какой первый (второй, третий) звук в слове суп? Дети составляют односложные слова по названиям трех
других предметов (сапоги — осы — корова; скатерть — автобус — молоко; скамейка — улица — кровать и т.п.).
Задание направлено на формирование произвольных, активных фонематических процессов.
7. Физкультминутка. Логопед читает стихотворение «Снег, снег, белый снег», а дети сопровождают его чтение имитаци ей движений в соответствии с текстом.
Задание способствует смене видов деятельности, месту обучающихся (по возможности).
8. Работа со словосочетаниями.
На доску выставляются картинки: ясень, костюм, лесенка, селедка.
- Какой по счету звук [с'] в словах ясень, лесенка, селедка?
- Я буду называть действие предмета, а вы к каждому слову-действию подберите название одного из данных предметов, а также выделите звуки [с], [с'] в каждом слове и уточните его характеристику (твердый или мягкий согласный звук): спилить ясень; связать ... слететь ... съесть ... снять ...
Образование приставочных глаголов.
На доске написаны глаголы: плел, тер, ехал, летел, дул, мял, ходил, нес, кинул... и т.д.
Педагог берет карточку с буквой с и предлагает детям добавить соответствующий звук в начало слов-действий.
Задание направлено на развитие речевых умений и логического мышления.
Разнообразие заданий будет побуждать ребенка к активному учебному поведению, вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования, что и заставит работать как отдельные психические
функции, так и связи между ними.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
9. Работа над предложением по схемам, данным на доске.
- В каких словах вы услышите звуки [с], [с']?
У ____ _ _ _ ____ (красивая, ваза, Зины).
____ _ _ _ _ в ____(лес, в, пошла, девочка).
___ ___ _ _ _ ___(землянику, там, собирала, она).
____ _ _ _ _ _ _ ____ (целую, Зина, корзину, набрала).
10. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Снежок».
- Послушайте и скажите, что я вам прочитала?
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.
Где летом пели зяблики, сегодня — посмотри!
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
11. Итог занятия, оценка деятельности детей.
В течение занятия обучающийся должен видеть, как зарабатывается им эта оценка, как его успех «растет» на глазах: ответил хорошо — увидел какой-то знак в подтверждение этому, например: фишку, звездочку, косточку на линейке счетов и т.д. Педагогу такое материальное подтверждение уровня работы ученика облегчит подведение итогов. Оценка должна утратить свой формальный характер и приобрести дидактическую значимость.
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
Задачи
Дидактическая: учить пересказывать рассказ с помощью наглядных опор связанно, непрерывно, логично.
Коррекционная: работать над расширением словаря учащихся.
Воспитательная: заинтересовать в развитии умения хорошо пересказывать услышанное.
* * *
Педагог просит детей объяснить значение слова «задира».
Прослушивание в аудиозаписи рассказа «Кот-задира»*; педагог параллельно выставляет картинки в соответствии с называемыми действиями.
Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке Филя увидел голу-
* Цит. по: Ткаченко ТА. Формирование и развитие связной речи. Логопедические тетради. СПб., 1999.
Библиотека журнала «Логопед»
бя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пес Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.
Задание направлено на восприятие новой информации из разных источников, а не только из уст педагога.
3. Вопросы к рассказу:
Как звали кота-задиру?
Почему его назвали задирой?
На кого вспрыгнул кот?
Как звали пуделя?
Что разломал Филя в песочнице?
Чьи это были куличики?
Кто их лепил?
Что Филя сделал с голубем?
Во что он вцепился?
Кто выскочил из подъезда?
Какой был Пират?
Как Пират залаял на кота?
Куда забрался Филя? Почему?
Вам (тебе) жалко Филю? Почему?
Задание: вспомните, что говорилось в тексте о ..., найдите, прочитайте (выборочное чтение).
4. Словарная работа.
Задание на объяснение значения слов-действий и слов-признаков: подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину.
- Найдите на доске слова, подходящие по смыслу.
5. Подбор слов-действий.
Дети подбирают к поставленному вопросу 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.
Что может делать кот? (Умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мышей, царапать диван, выгибать спи ну, гоняться за птицами, убегать от собак, забираться на дерево и т.п.)
Что может делать пес? Что может делать голубь?
6. Логопед просит вспомнить слова из рассказа, обознача ющие действия, и составить предложения с ними: жил, прыг нул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выско чил, залаял, выгнул, забрался.
Объединяя два слова-действия, можно расширить предложение.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Задание направлено на коррекцию слуховой памяти и логического мышления.
7. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.
Педагог просит определить, какое действие свершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа: прыгнул, жил-был, подкрался, разломал, залаял, выскочил, забрался, зашипел, выгнул.
Задание направлено на совершенствование временных представлений.
8. Дополнение предложений:
На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пес. Он... Пес грозно залаял на кота. Кот...
Задание направлено на развитие зрительной и слуховой памяти.
9. Задания на запоминание пар слов, первоначально связанных по смыслу, затем не связанных:
Добро — девочка; дом -- подъезд; животные — зоопарк; голубь — пес; дорожка — задира; зазнайка — лай; часы -песочница и т.д.
Специальный прием, развивающий функцию вербального запоминания, в процессе которого учащиеся будут стремиться найти ассоциации между словами, т.е. устанавливать связи.
10. Пересказ рассказа.
- Сейчас вы будете пересказывать текст, ая- записы вать его на магнитофон. Лучший образец пересказа мы оста вим на пленке и прослушаем, когда захотим.
Прослушивание записи пересказа учащихся; сравнение пересказов.
Задание направлено на развитие мотивации детей на полноту, четкость, эмоциональность рассказывания.
11. Оценка деятельности детей.
- Ты сегодня пересказал намного лучше, чем в прошлый раз. В твоем рассказе были слова-действия и слова-признаки, он был полным, живым, интересным!
Провести развернутую словесную оценку деятельности детей.
12. Итог занятия.
studfiles.net
Библиотека журнала «Логопед» — МегаЛекции
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»
О.В. Бачина М.П. Вилочева
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ:
ОРГАНИЗАЦИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Творческий
Центр
Москва 2009
УДК 376 ББК 74.3 Б32
Бачина О.В., Вилочева М.П.
Б32Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2)
18ВМ 978-5-9949-0195-3
В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.
Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности.
УДК 376 ББК74.3
Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Главный редактор Т.В. Цветкова
Научный редактор ОЛ. Степанова
Редактор И.С. Шиловских
Дизайнер обложки О.В. Максимова
Корректор Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе
по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций
и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.
Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:
«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756
Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495)656-75-05,656-72-05
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009
Библиотека журнала «Логопед»
Введение
В данном учебно-методическом пособии представлен материал, являющийся руководством к деятельности учителя-логопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.
Отличительная особенность издания — сочетание нормативно-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобщения накопленного опыта работы в условиях школы.
Включенные в пособие инструктивно-методические письма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регламентируют работу учителя-логопеда в части организации деятельности школьного логопункта, его должностных обязанностей и распределения рабочего времени, требований к квалификации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.
Основные требования к оборудованию, содержанию и оформлению логопедического кабинета с перечнем дидактических пособий, используемых в работе; документация, необходимая в организации деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мнению авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объективными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых условиях.
Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-логопедам общеобразовательных школ такие пошаговые методические рекомендации и разъяснения со ссылками на федеральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить федеральным и ухудшать условия работы специалистов.
Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.
В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), методические принципы его организации и средства для их реализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на основе требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях нарастают процессы интеграции, в результате которых учителю-логопеду приходится работать не только с учениками, имеющими нарушения речи первичного характера, но и с другими категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, особенности познавательной деятельности различной этиологии).
Диагностическая составляющая логопедической работыпредставлена в таблице с вариантами формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для родителей.
Содержательная составляющая логопедической работыпоказана через вариант тематического планирования лого-
Библиотека журнала «Логопед»
педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин» с комментариями используемых инструкций, приемов, средств, методов работы на занятии и т.д.
Организационная составляющая логопедической работыпроиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и правилами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения логопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопедических занятий.
Самообразовательная составляющая логопедической работыотражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоанализа деятельности учителя-логопеда и графиках оценки содержания урока (занятия).
Авторы надеются, что материалы, представленные в нашем пособии, помогут организовать и осуществлять эффективную логопедическую работу в условиях общеобразовательной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивного педагогического опыта.
Школьный логопуннт: организация и содержание работы
megalektsii.ru
Библиотека журнала «логопед»


Л.А.Боровцова
ДОКУМЕНТАЦИЯ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ДОУ
Методическое пособие
УДК 373 БГ)К 74.102 Б83
Боровцова Л. А.
Б83 Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. (Библиотека журнала "Логопед"). (1)
TSBN 978-5-89145-041-7
В пособии представлены основные виды документации учителя-логопеда и подробные рекомендации по ее ведению с учетом требований специальных (коррекционных) программ и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждении.
Все методические материалы иллюстрированы таблицами, схемами, примерными образцами планов, конспектами.
Пособие адресовано учителям-логопедам, заведующим ДОУ. слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
УДК 373 ББК 74.102
Норовиста Лариса Анатольевна
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Методическое пособие
Главный редактор Т.е. Цветкова Редакторы О.А.Степанова, Л.С.Киммеяь Дизайнер обложки О.В.Максимова Корректоры Т.Э.Балпуноаа, Л.Б.Успенская Компьютерная верстка СИ.Гаммиш Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат 77.99.6U.4S3. Д.013736.11.07 от 23.11.2007 г. Пиаиныш в печать 26.12.07. Формат 60 x 90'/..,. Гарнитур3 Taiivc. Усл. п л. 4.0. Тираж 5000 >kj. Заказ N» 8625. Издательство «'ГЦ Сферам Москва. Сельскохозяйственная ул.. 1 Я, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивах ОАО ордена «Знак Почета» • Смоленская областная типография им В И. Смирнова-». 214000, 1 Смоленск, проспект им. Ю.Гагарина. 2.
ISBN 97S-5-89145-041 -7
С ООО -TС Сфера., 2008
Предисловие
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:
— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;
— карта логопедического обследования ребенка;
— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;
— планы (конспекты) групповых занятий;
— план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год;
— индивидуальные планы занятий с ребенком;
— индивидуальная тетрадь ребенка;
— тетрадь учета посещаемости детьми занятий;
— тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;
— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса;
— отчет учителя-логопеда за учебный год;
— паспорт логопедического кабинета;
— план самообразования учителя-логопеда.
Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации.
studfiles.net
Консультации и методическая работа - Библиотека журнала логопед
С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Okruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov, rabochaya_programma_matematika_1_klass.doc, Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р...doc, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_zvuki_Albom_1.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr_chtenie_1_klass_fgos_sentyabr.doc, 2_russkiy_yaz_5kl_rab_tetr__uud_vovk_s_m_2017_-128s.pdf, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_2.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr.pismo._1_klass_fgos_sentyabr.doc, russkiy_yazyk_5kl__rab_tetr_zadan_ponim_teksta_zaytseva_2013_-12, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_1.doc и ещё 70 файл(а).
Показать все связанные файлы1 2 3 4 5 6 Консультации и методическая работаТетрадь учета консультаций
| № | Дата | Тема консультации | |
| 1 | 06.09.08 | Консультация учителя 1 «А» класса по вопросу комплектования группы детей с общим нелоразвитием (ОНР) для логопедических занятий | речи |
| 2 | 13.09.08 | Консультация родителей (ФИО учащегося) по результатам обследования и вопросу зачисления на логопе- | |
| дические занятия | |||
| 3 | 31.10.08 | Консультация родителей (ФИО учащегося) по вопросу обучения и динамики речевого развития | |
| № | Дата | Место и время проведения | Мероприятие (проделанная работа) |
| 1 | 09.09.08 | ГМЦ, актовый зал, методическое объединение (МО) логопедов | Выступление на семинаре по теме «Нарушения чтения у младших школьников и система работы по их предупреждению и исправлению» |
| 2 | 27.09.08 | Школа № __ , родительскоесобрание в 1 «А» классе | Выступление перед родителями 1 «А» класса по теме «Логопедическое сопровождение образовательного процесса» |
| 3 | 29.10.08 | Школа № , психолого-педагогический консилиум (ППк) | Участие в работе психолого-педагогичсского консилиума (1-е классы) |
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Приложение 7
Примерная схема самоанализа деятельности учителя-логопеда
В соответствии с показателями, предусмотренными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям и специалистам (педагогическим работникам), учитель-логопед должен владеть методикой анализа учебно-методической работы.
Предлагаем вариант самоанализа проведенной учителем-логопедом работы, что может оказать существенную помощь при подготовке к аттестации.
- Фамилия, имя, отчество и место работы учителя-логопеда.
- Образовательный уровень (высшее учебное заведение,которое окончил специалист, с указанием даты завершенияобучения, факультета, специальности и квалификации подиплому; курсы профессиональной переподготовки, курсыповышения квалификации в течение последних пяти лет суказанием тематики, количества часов обучения и номера свидетельства, диплома).
- Стаж (общий педагогический и стаж работы в должности учителя-логопеда).
- Тема по самообразованию, над которой работает специалист.
- Теоретические и практические разработки, имеющиесяпо данной теме (аннотированный перечень).
- Презентация подготовленных разработок: тема выступления (сообщения, статьи, тезисов и т.д.), уровень мероприятия,где было представлено выступление и дата его проведения.
- Программно-методическое обеспечение работы (использование, адаптация, модификация, разработка учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих программ, методик, технологических составляющих и т.п. с указанием названия структурного подразделения и даты утверждения разработанногоматериала, ФИО авторов используемого в практической деятельности программно-методического обеспечения.
- Результативность деятельности, характеризуемая цифровыми показателями (что предпочтительнее).
- Самоанализ работы должен быть подписан учителем-логопедом, датирован, заверен руководителем образовательного учреждения, где работает специалист.
Библиотека журнала «Логопед»
Список использованной и рекомендуемой литературы
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. М., 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1991.
Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: Справ.-метод, пособие. М., 2005.
Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., 2001.
Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.
Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2001.
Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи / Под ред. А.Я. Юдилевича. М., 1999.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1997.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1980.
Худенко ЕД. Требования к планированию и анализу коррекци-онно-развивающих уроков // Развитие и коррекция. 1998. Вып. 2.
Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студ. пед. училищ. М., 2002.
Ястребова А.В., Спирова А.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1996.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2005.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Содержание
Введение 3
Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта 6
Общие положения по организации логопедической работы
в школьном логопункте 6
Должностные обязанности учителя-логопеда 7
Требования к квалификации по разрядам оплаты 9
Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов
общеобразовательных учреждений 10
Положение о порядке аттестации педагогических
и руководящих работников государственных
и муниципальных образовательных учреждений 12
Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
учителя-логопеда 13
Распределение рабочего времени учителя-логопеда 15
Организация логопедической работы 16
Основные требования к содержанию и оформлению
логопедического кабинета 19
Оборудование логопедического кабинета 19
Требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета .. 20
Основные требования к ведению и хранению логопедической
документации 23
Документация учителя-логопеда 23
Основные требования к хранению документации 28
Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-
развивающих занятий 30
Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению .... 30
Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их
реализации 33
Звуки [с], [с'] 35
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок .... 38
Психолого-дидактический анализ и оценка
коррекционно-развивающего занятия 41
Приложения 45
Приложение 1. Варианты логопедических заключений,
учитывающих природу и структуру речевых нарушений 45
Приложение 2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий
учащимися, зачисленными на логопедический пункт 51
Приложение 3. Вариант заполнения и ведения речевой карты 51
Приложение 4. Наполняемость групп обучающихся, имеющих
нарушения в развитии устной и письменной речи 55
Приложение 5. Примерное тематическое планирование
логопедических занятий 56
Приложение 6. Консультации и методическая работа 61
Приложение 7. Примерная схема самоанализа деятельности
учителя-логопеда 62
Список использованной и рекомендуемой литературы 63

перейти в каталог файловmetodich.ru
Библиотека журнала «Логопед» - Библиотека журнала логопед
С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Okruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov, rabochaya_programma_matematika_1_klass.doc, Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р...doc, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_zvuki_Albom_1.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr_chtenie_1_klass_fgos_sentyabr.doc, 2_russkiy_yaz_5kl_rab_tetr__uud_vovk_s_m_2017_-128s.pdf, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_2.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr.pismo._1_klass_fgos_sentyabr.doc, russkiy_yazyk_5kl__rab_tetr_zadan_ponim_teksta_zaytseva_2013_-12, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_1.doc и ещё 70 файл(а).
Показать все связанные файлы1 2 3 4 5 6 Библиотека журнала «Логопед»Сложите название рассказа из букв, разбросанных на панно («Кот-задира»).
Задание: дома самостоятельно расскажите о любом предмете по своему выбору и желанию.
Включение в урок опыта наблюдений детей повышает мотивацию к занятиям.
Психолого-дидактический анализ
и оценка коррекционно-развивающего занятия
Коррекционно-развивающее обучение рассматривается многофакторно, с позиции содержательного, процессуального, коммуникативного компонентов.
Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству факторов каждого компонента в процессе обучения. Педагог проводит самооценку своего опыта работы, а представитель администрации оценивает образовательное учреждение по отдельному занятию.
Цель посещения урока (занятия) руководителем образовательного учреждения может быть разной:
- выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциалакаждого конкретного педагога, уровень его профессионализма;
- определить специалистов, способных к управлению педагогическим коллективом;
- подобрать кадры для работы с родителями, председателямиметодических объединений;
- отметить педагогов, способных придать учреждению свойавторский имидж;
- осуществить динамическое наблюдение за развитием высшихпсихических функций конкретного детского коллектива.
Число месяц год____в классе ____ педагог
Занятия по предмету _________________________________
на тему
Цель посещения
Задачи занятия: дидактическая, коррекционная, воспитательная.
| № п/п | Факторы процесса обучения | Самооценка педагога | Оценка администратора |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержательный компонент | |||
| 1 | Точность фактического материала и уровень его владением | ||
| 2 | Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида урока (занятия) | ||
| 3 | Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и задачам урока, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизического состояния класса: важно знать особенности слухового, зрительного восприятия класса; на какой анализатор делать опору). Для этого педагог ведет профиль состояния высших психических функций (ВПФ) каждого обучающегося, на основании которого делается вывод о сохранных и нарушенных функциях и планируются различные виды заданий и упражнений | ||
| 4 | Объем полученных знаний (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала, задания с опорой на несколько анализаторов, задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.) | ||
| 5 | Степень самостоятельности работы обучающихся и умение педагога подвести детей к самостоятельному открытию, поиску решения задачи | ||
| 6 | Использование наглядности как источника знаний, средства для мотивации интеллектуального компонента | ||
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 7 | Коррекиионная направленность занятия: специальные упражнения на развитие ВПФ ребенка | ||
| 8 | Использование при изучении программного материала личного опыта ребенка | ||
| 9 | Поэтизация (эстетизация) процесса учения | ||
| Процессуальный компонент | |||
| 1 | Подготовка педагога, обучающихся, классной комнаты к занятию | ||
| 2 | Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала (количество опрошенных, затраченное время, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, использование разнообразных методов проверки знаний) | ||
| 3 | Изложение нового материала (правильный выбор метода сообщения знаний, связи нового учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа «от простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использование технических средств обучения, наглядность и оборудование. Степень владения педагогом методами обучения | ||
| 4 | Дифференцированность учебного материала (использование разных форм и методов закрепления изучаемого материала, эффективность этих методов для совершенствования познавательной деятельности, реализации индивидуального и дифференцированного подходов) | ||
| 5 | Домашнее задание (наличие разъяснения по его выполнению, объем, его дифференциация, целесообразность и доступность задания) | ||
Окончание табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 6 | Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ | ||
| 7 | Поддержание активности восприятия учебного материала (смена видов деятельности, динамические и релаксационные паузы) | ||
| 8 | Владение педагогом самопрезентацией | ||
| 9 | Достижение цели, коррекционно-развивающее назначение занятия, усвоение обучающимися знаний, умений и навыков | ||
| Коммуникативный компонент (умения педагога) | |||
| 1 | Умеет создавать у обучающегося чувство, что его принимают и понимают, поднимать самооценку ребенка; обладает достаточной энергетической силой (голос, мимика, речь, внушение) | ||
| 2 | Владеет невербальными средствами общения | ||
| 3 | Умеет выдержать паузу после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать думать, принимать решение детям | ||
| 4 | Спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые проблемы | ||
| 5 | Не повторяет ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль | ||
| 6 | Умеет находить позитивные моменты в неточных ответах детей | ||
| 7 | Умеет использовать пространство класса как сценическую площадку | ||
| 8 | Умеет держать в поле своего зрения весь детский коллектив и отдельных учащихся | ||
| 9 | Для поведения педагога характерны: уверенность, собранность, инициатива, такт, культура речи, положительный эмоциональный тон, правильно выбранный и гибко регулируемый темп ведения занятия и ритм педагогического общения | ||
| 10 | Поведение детей на занятии спокойное и естественное | ||





Условные обозначения: «+» - наличие нарушения, «n» - норма.

Примечания:
в логопедическом заключении нарушения произношения отмечаются или нет — в зависимости от их наличия;
если ребенок с ЗПР, умственной отсталостью (УО) имеет нормальное звукопроизношение и не обучался по особой программе, то ему не пишется логопедическое заключение. Такой ребенок задействован в логопедическую работу в случае выявления у него стойкой неуспеваемости по родному языку и чтению в русле соответствующей программы обучения;
при наличии в заключении таких компонентов, как ЗПР, УО, сенсорные нарушения, ранний детский аутизм (РДА) и т.п. — нарушения речи всегда вторичны;
для отграничения первичного и вторичного нарушений детей целесообразно направлять в диагностический класс образовательного учреждения;
отсутствие на сегодняшний день специальной классификации речевых нарушений при УО компенсируется условным использованием клинической и педагогической классификаций. Возможность такого подхода базируется на общности основных закономерностей речевого развития и действия этиологических факторов, нарушающих речевую функцию в норме и при УО.
Библиотека журнала «Логопед»
Приложение 2
Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт
| № п/п | Фамилия, имя | Класс | Дата обследования | Логопедическое заключение | Принятые меры | Примечания (примерные) |
| 1 | Общее недоразвитие речи (III ур.) у ребенка с | Консультация врача-ортодонта | ||||
| ^ | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Выбыл в связи с переходом в другое учреждение |
Ефименкова Л Л., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
Приложение 3
Вариант заполнения и ведения речевой карты
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя:
Класс:
Дата рождения, возраст:
Домашний адрес, телефон:
Дата зачисления на занятия:
Дата рождения:
- Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук[р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учитстихи.
- Обращались ли ранее к логопеду, эффективность занятий: посещал логопедические занятия в поликлинике (поставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу непопал, болел).
- Реальная успеваемость по русскому языку (к моментуобследования): неудовлетворительно (2-й класс).
- Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.),токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение,асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8—9 бал., гр. здор.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого развития:
лепет — в 6 месяцев; первые слова — к 2 годам; фразовая речь — после 3 лет; речевая среда — удовлетворительная.
- Состояние слуха: в норме.
- Состояние зрения: в норме.
- Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.
- Состояние общей моторики: двигательная неловкость,медлительность, нарушение координации движения, чувстваритма.
- Ведущая рука: правая.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность):
зубы — крупные, неровные, сменные, верхние резцы большого размера, перекрывают нижние;
прикус — прогнатия;
язык — массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается легкий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гиперсаливация;
подъязычная связка — укорочена;
твердое нёбо — высокое, готической формы;
мягкое нёбо — подвижное.
12. Характеристика речи.
- Понимание речи: обращенную речь понимает, выполняет задания по словесной инструкции.
- Общая характеристика речи (запись беседы): называет имена матери, отца, не знает своего отчества и отчества родителей. Домашний адрес: «102 — 7» (не знает названия улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о своих домашних занятиях. С интересом рассказывает о видахтранспорта, марках машин. Ответы односложные, тему самостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.
- Словарный запас (количественная и качественная характеристика): объем словарного запаса не соответствует
Библиотека журнала «Логопед»
возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщающие понятия, не знает понятий «дикие и домашние животные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные уборы, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечисляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилагательные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет местоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ составляет только с помощью логопеда.
- Грамматический строй речи: недостаточно сформирован.
- Тип употребляемых предложений: простые, нераспространенные.
- Количество слов в предложении: 2—3.
- Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении именсуществительных во множественном числе ( «окны» — окна,«сома» -- сомы, «ухи», «ухов» — уши, ушей, «ремнев, реме-ней» — ремней и т.д.). Нарушение согласования числительных с существительными; ошибки в падежных окончанияхсуществительных и прилагательных единственного и множественного числа, в употреблении предлогов.
- Характеристика звукопроизношения: нарушение зву-копроизношения полиморфного характера — ротацизм (велярное [р], [р'], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнемположении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч],[щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].
- Уровень сформированности навыков звукобуквенно-го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый гласный звук в словах, первый согласный — называет весь первый слог; не анализирует звукобуквенный состав простыхслов типа СГС, СГ-СГ.
- Воспроизведение слов сложного звукослогового состава: с ошибками. При повторении слов, сложных по структуре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги;отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» -аквариум, сковорода, пропеллер.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
- Темп речи: замедленный.
- Внятность речи: неразборчивая, звуки произноситнечетко.
- Характеристика дыхания: дыхание грудного типа,поверхностное. При увеличении темпа речи отмечаетсядискоординация речи и дыхания.
- Характеристика голоса: слабо модулированный, ослабевает к концу фразы.
- Проявление заикания: не заикается. Иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике.
- Письмо (наличие и характер специфических ошибок) — 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв ислогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(-ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, смешение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу-(о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных:усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф),скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку-стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет,оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п),ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: надачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.
- Чтение (уровень сформированности навыка чтения):1 класс — не читает; 2 класс — способ чтения побуквенно-слоговой, ударение — с ошибками.
- Темп чтения — низкий; понимание прочитанного -неполное.
- Наличие специфических ошибок: чтение механическое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может найти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропуски букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы.
Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное восприятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объеме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас сведений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.
14. Заключение логопеда.
Библиотека журнала «Логопед»
- класс: дизартрия (минимальные проявления), общее недоразвитие речи (III ур.).
- класс: нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией(минимальные проявления).
Приложение 4
Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
| Группы обучающихся | Предельная наполняемость (чел.) | |
| Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе | Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности | |
| С общим недоразвитием речи (ОНР) | 4 | 3 |
| С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | 5 | 4 |
| С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | 6 | 5 |
| С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | 4 | 2 |
| С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выраженным общим недоразвитием речи | 5 | 4 |
| С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи | 6 | 5 |
| Заикающиеся | 4 | 3 |
| С недостатками произношения отдельных звуков | 7 | 6 |
Приложение 5
Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Продолжение табл.

Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.

Приложение 6
1 2 3 4 5 6
перейти в каталог файловmetodich.ru


