Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Библиотека журнала «Логопед». Логопед библиотека журнала


Библиотека журнала «Логопед»

Сложите название рассказа из букв, разбросанных на пан­но («Кот-задира»).

Задание: дома самостоятельно расскажите о любом предме­те по своему выбору и желанию.

Включение в урок опыта наблюдений детей повышает мотивацию к занятиям.

Психолого-дидактический анализ

и оценка коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее обучение рассматривается многофакторно, с позиции содержательного, процессуально­го, коммуникативного компонентов.

Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству факторов каждого компонента в процессе обучения. Педагог проводит самооценку своего опыта работы, а представитель администрации оценивает образовательное учреждение по от­дельному занятию.

Цель посещения урока (занятия) руководителем образова­тельного учреждения может быть разной:

  • выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциала каждого конкретного педагога, уровень его профессиона­ лизма;

  • определить специалистов, способных к управлению педа­ гогическим коллективом;

  • подобрать кадры для работы с родителями, председателями методических объединений;

  • отметить педагогов, способных придать учреждению свой авторский имидж;

  • осуществить динамическое наблюдение за развитием высших психических функций конкретного детского коллектива.

Примерная схема анализа и оценки работы педагога при проведении коррекционно-развивающего занятия.

Число месяц год____в классе ____ педагог

Занятия по предмету _________________________________

на тему

Цель посещения

Задачи занятия: дидактическая, коррекционная, воспита­тельная.

№ п/п

Факторы процесса обучения

Самооценка педагога

Оценка администра­тора

1

2

3

4

Содержательный компонент

1

Точность фактического материала и уровень его владением

2

Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида урока (занятия)

3

Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и зада­чам урока, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизи­ческого состояния класса: важно знать особенности слухового, зрительно­го восприятия класса; на какой анализатор делать опору). Для этого педа­гог ведет профиль состояния высших психических функций (ВПФ) каждо­го обучающегося, на основании которого делается вывод о сохранных и нарушенных функциях и планируются различные виды заданий и упраж­нений

4

Объем полученных знаний (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала, задания с опорой на несколько анализаторов, задания, предусматривающие смену доминантно­го анализатора; задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.)

5

Степень самостоятельности работы обучающихся и умение педагога под­вести детей к самостоятельному открытию, поиску решения задачи

6

Использование наглядности как источника знаний, средства для мотива­ции интеллектуального компонента

Продолжение табл.

1

2

3

4

7

Коррекиионная направленность занятия: специальные упражнения на раз­витие ВПФ ребенка

8

Использование при изучении программного материала личного опыта ре­бенка

9

Поэтизация (эстетизация) процесса учения

Процессуальный компонент

1

Подготовка педагога, обучающихся, классной комнаты к занятию

2

Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала (количество опрошенных, затраченное время, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, использование разнообразных методов проверки знаний)

3

Изложение нового материала (правильный выбор метода сообщения зна­ний, связи нового учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа «от простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использова­ние технических средств обучения, наглядность и оборудование. Степень владения педагогом методами обучения

4

Дифференцированность учебного материала (использование разных форм и методов закрепления изучаемого материала, эффективность этих мето­дов для совершенствования познавательной деятельности, реализации индивидуального и дифференцированного подходов)

5

Домашнее задание (наличие разъяснения по его выполнению, объем, его дифференциация, целесообразность и доступность задания)

Окончание табл.

1

2

3

4

6

Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ

7

Поддержание активности восприятия учебного материала (смена видов деятельности, динамические и релаксационные паузы)

8

Владение педагогом самопрезентацией

9

Достижение цели, коррекционно-развивающее назначение занятия, усвое­ние обучающимися знаний, умений и навыков

Коммуникативный компонент (умения педагога)

1

Умеет создавать у обучающегося чувство, что его принимают и понимают, поднимать самооценку ребенка; обладает достаточной энергетической силой (голос, мимика, речь, внушение)

2

Владеет невербальными средствами общения

3

Умеет выдержать паузу после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать думать, принимать решение детям

4

Спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые проблемы

5

Не повторяет ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль

6

Умеет находить позитивные моменты в неточных ответах детей

7

Умеет использовать пространство класса как сценическую площадку

8

Умеет держать в поле своего зрения весь детский коллектив и отдельных учащихся

9

Для поведения педагога характерны: уверенность, собранность, инициатива, такт, культура речи, положительный эмоциональный тон, правильно выбранный и гибко регулируемый темп ведения занятия и ритм педагогического общения

10

Поведение детей на занятии спокойное и естественное

Условные обозначения: «+» - наличие нарушения, «n» - норма.

Примечания:

в логопедическом заключении нарушения произношения отмечаются или нет — в зависимости от их наличия;

если ребенок с ЗПР, умственной отсталостью (УО) имеет нормальное звукопроизношение и не обучался по особой программе, то ему не пишется логопедическое заключение. Такой ребенок задействован в логопедическую работу в случае выявления у него стойкой неуспеваемости по родному языку и чтению в русле соответствующей программы обучения;

при наличии в заключении таких компонентов, как ЗПР, УО, сенсорные нарушения, ранний детский аутизм (РДА) и т.п. — нарушения речи всегда вторичны;

для отграничения первичного и вторичного нарушений детей целесообразно направлять в диагно­стический класс образовательного учреждения;

отсутствие на сегодняшний день специальной классификации речевых нарушений при УО компенсиру­ется условным использованием клинической и педагогической классификаций. Возможность такого подхода базируется на общности основных закономерностей речевого развития и действия этиологичес­ких факторов, нарушающих речевую функцию в норме и при УО.

Библиотека журнала «Логопед»

Приложение 2

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт

№ п/п

Фами­лия, имя

Класс

Дата обследо­вания

Логопедическое заключение

Принятые меры

Примечания (примерные)

1

Общее недоразвитие речи (III ур.) у ребенка с

Консультация врача-ортодонта

^

Фонетико-фонематическое недоразвитие

речи

Выбыл в связи с переходом в другое учреж­дение

Основание:

Ефименкова Л Л., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.

Приложение 3

Вариант заполнения и ведения речевой карты

studfiles.net

Библиотека журнала «Логопед»

Поиск Лекций

БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»

О.В. Бачина М.П. Вилочева

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ:

ОРГАНИЗАЦИЯ

И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Творческий

Центр

Москва 2009

УДК 376 ББК 74.3 Б32

Бачина О.В., Вилочева М.П.

Б32Школьный логопункт: Организация и содержание рабо­ты. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2)

18ВМ 978-5-9949-0195-3

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.

Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являю­щиеся результатом обобщения практического опыта в работе с деть­ми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повыше­нию уровня профессиональной компетентности.

УДК 376 ББК74.3

Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Главный редактор Т.В. Цветкова

Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор И.С. Шиловских

Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:

«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495)656-75-05,656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

Библиотека журнала «Логопед»

Введение

В данном учебно-методическом пособии представлен мате­риал, являющийся руководством к деятельности учителя-ло­гопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.

Отличительная особенность издания — сочетание норматив­но-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобще­ния накопленного опыта работы в условиях школы.

Включенные в пособие инструктивно-методические пись­ма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регла­ментируют работу учителя-логопеда в части организации дея­тельности школьного логопункта, его должностных обязанно­стей и распределения рабочего времени, требований к квали­фикации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.

Основные требования к оборудованию, содержанию и офор­млению логопедического кабинета с перечнем дидактичес­ких пособий, используемых в работе; документация, необхо­димая в организации деятельности учителя-логопеда общеоб­разовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мне­нию авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объек­тивными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых ус­ловиях.

Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-лого­педам общеобразовательных школ такие пошаговые методи­ческие рекомендации и разъяснения со ссылками на феде­ральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.

 

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образова­тельную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде­ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и спо­собствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федераль­ного значения. Например, сначала перечисляются необходи­мые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министер­ства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), ме­тодические принципы его организации и средства для их ре­ализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на ос­нове требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях на­растают процессы интеграции, в результате которых учите­лю-логопеду приходится работать не только с учениками, име­ющими нарушения речи первичного характера, но и с други­ми категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, осо­бенности познавательной деятельности различной этиологии).

Диагностическая составляющая логопедической работыпредставлена в таблице с вариантами формулирования лого­педических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для роди­телей.

Содержательная составляющая логопедической работыпоказана через вариант тематического планирования лого-

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использова­нием серии сюжетных картин» с комментариями использу­емых инструкций, приемов, средств, методов работы на за­нятии и т.д.

Организационная составляющая логопедической работыпроиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и прави­лами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения ло­гопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопе­дических занятий.

Самообразовательная составляющая логопедической ра­ботыотражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоана­лиза деятельности учителя-логопеда и графиках оценки со­держания урока (занятия).

Авторы надеются, что материалы, представленные в на­шем пособии, помогут организовать и осуществлять эффек­тивную логопедическую работу в условиях общеобразователь­ной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивно­го педагогического опыта.

 

Школьный логопуннт: организация и содержание работы

poisk-ru.ru

Библиотека журнала «Логопед»

Продуманность, отточенность в выполнении задания затрагивает глу­бинные процессы психического развития ребенка.

6. Дети по первым звукам названий трех предметов, изоб­ раженных на картинках, должны составить новое слово: са­ молет — утка — пароход (слово суп).

- Какой первый (второй, третий) звук в слове суп? Дети составляют односложные слова по названиям трех

других предметов (сапоги — осы — корова; скатерть — авто­бус — молоко; скамейка — улица — кровать и т.п.).

Задание направлено на формирование произвольных, активных фоне­матических процессов.

7. Физкультминутка. Логопед читает стихотворение «Снег, снег, белый снег», а дети сопровождают его чтение имитаци­ ей движений в соответствии с текстом.

Задание способствует смене видов деятельности, месту обучающихся (по возможности).

8. Работа со словосочетаниями.

На доску выставляются картинки: ясень, костюм, лесенка, селедка.

- Какой по счету звук [с'] в словах ясень, лесенка, селед­ка?

- Я буду называть действие предмета, а вы к каждому слову-действию подберите название одного из данных пред­метов, а также выделите звуки [с], [с'] в каждом слове и уточ­ните его характеристику (твердый или мягкий согласный звук): спилить ясень; связать ... слететь ... съесть ... снять ...

Образование приставочных глаголов.

На доске написаны глаголы: плел, тер, ехал, летел, дул, мял, ходил, нес, кинул... и т.д.

Педагог берет карточку с буквой с и предлагает детям до­бавить соответствующий звук в начало слов-действий.

Задание направлено на развитие речевых умений и логического мыш­ления.

Разнообразие заданий будет побуждать ребенка к активному учебно­му поведению, вырабатывается способность самостоятельного адекватно­го реагирования, что и заставит работать как отдельные психические

функции, так и связи между ними.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

9. Работа над предложением по схемам, данным на доске.

- В каких словах вы услышите звуки [с], [с']?

У ____ _ _ _ ____ (красивая, ваза, Зины).

____ _ _ _ _ в ____(лес, в, пошла, девочка).

___ ___ _ _ _ ___(землянику, там, собирала, она).

____ _ _ _ _ _ _ ____ (целую, Зина, корзину, набрала).

10. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Снежок».

- Послушайте и скажите, что я вам прочитала?

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Где летом пели зяблики, сегодня — посмотри!

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

11. Итог занятия, оценка деятельности детей.

В течение занятия обучающийся должен видеть, как зарабатывается им эта оценка, как его успех «растет» на глазах: ответил хорошо — увидел какой-то знак в подтверждение этому, например: фишку, звездочку, кос­точку на линейке счетов и т.д. Педагогу такое материальное подтверждение уровня работы ученика облегчит подведение итогов. Оценка должна утра­тить свой формальный характер и приобрести дидактическую значимость.

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

Задачи

Дидактическая: учить пересказывать рассказ с помощью наглядных опор связанно, непрерывно, логично.

Коррекционная: работать над расширением словаря учащихся.

Воспитательная: заинтересовать в развитии умения хоро­шо пересказывать услышанное.

* * *

  1. Педагог просит детей объяснить значение слова «задира».

  1. Прослушивание в аудиозаписи рассказа «Кот-задира»*; педагог параллельно выставляет картинки в соответствии с называемыми действиями.

Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке Филя увидел голу-

* Цит. по: Ткаченко ТА. Формирование и развитие связной речи. Логопе­дические тетради. СПб., 1999.

Библиотека журнала «Логопед»

бя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пес Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стрем­глав забрался на дерево.

Задание направлено на восприятие новой информации из разных ис­точников, а не только из уст педагога.

3. Вопросы к рассказу:

  • Как звали кота-задиру?

  • Почему его назвали задирой?

  • На кого вспрыгнул кот?

  • Как звали пуделя?

  • Что разломал Филя в песочнице?

  • Чьи это были куличики?

  • Кто их лепил?

  • Что Филя сделал с голубем?

  • Во что он вцепился?

  • Кто выскочил из подъезда?

  • Какой был Пират?

  • Как Пират залаял на кота?

  • Куда забрался Филя? Почему?

  • Вам (тебе) жалко Филю? Почему?

Задание: вспомните, что говорилось в тексте о ..., найдите, прочитайте (выборочное чтение).

4. Словарная работа.

Задание на объяснение значения слов-действий и слов-при­знаков: подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину.

- Найдите на доске слова, подходящие по смыслу.

5. Подбор слов-действий.

Дети подбирают к поставленному вопросу 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.

  • Что может делать кот? (Умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мышей, царапать диван, выгибать спи­ ну, гоняться за птицами, убегать от собак, забираться на дерево и т.п.)

  • Что может делать пес? Что может делать голубь?

6. Логопед просит вспомнить слова из рассказа, обознача­ ющие действия, и составить предложения с ними: жил, прыг­ нул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выско­ чил, залаял, выгнул, забрался.

Объединяя два слова-действия, можно расширить предло­жение.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Задание направлено на коррекцию слуховой памяти и логического мышления.

7. Установление порядка действий в рассказе и составле­ние двух логически связанных предложений.

Педагог просит определить, какое действие свершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в пра­вильном порядке, восстановить предложения из рассказа: прыг­нул, жил-был, подкрался, разломал, залаял, выскочил, за­брался, зашипел, выгнул.

Задание направлено на совершенствование временных представлений.

8. Дополнение предложений:

На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пес. Он... Пес гроз­но залаял на кота. Кот...

Задание направлено на развитие зрительной и слуховой памяти.

9. Задания на запоминание пар слов, первоначально свя­занных по смыслу, затем не связанных:

Добро — девочка; дом -- подъезд; животные — зоопарк; голубь — пес; дорожка — задира; зазнайка — лай; часы -песочница и т.д.

Специальный прием, развивающий функцию вербального запомина­ния, в процессе которого учащиеся будут стремиться найти ассоциации между словами, т.е. устанавливать связи.

10. Пересказ рассказа.

- Сейчас вы будете пересказывать текст, ая- записы­ вать его на магнитофон. Лучший образец пересказа мы оста­ вим на пленке и прослушаем, когда захотим.

Прослушивание записи пересказа учащихся; сравнение пересказов.

Задание направлено на развитие мотивации детей на полноту, чет­кость, эмоциональность рассказывания.

11. Оценка деятельности детей.

- Ты сегодня пересказал намного лучше, чем в прошлый раз. В твоем рассказе были слова-действия и слова-признаки, он был полным, живым, интересным!

Провести развернутую словесную оценку деятельности детей.

12. Итог занятия.

studfiles.net

Библиотека журнала «Логопед» — МегаЛекции

БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»

О.В. Бачина М.П. Вилочева

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ:

ОРГАНИЗАЦИЯ

И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Творческий

Центр

Москва 2009

УДК 376 ББК 74.3 Б32

Бачина О.В., Вилочева М.П.

Б32Школьный логопункт: Организация и содержание рабо­ты. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2)

18ВМ 978-5-9949-0195-3

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.

Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являю­щиеся результатом обобщения практического опыта в работе с деть­ми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повыше­нию уровня профессиональной компетентности.

УДК 376 ББК74.3

Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Главный редактор Т.В. Цветкова

Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор И.С. Шиловских

Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:

«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495)656-75-05,656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

Библиотека журнала «Логопед»

Введение

В данном учебно-методическом пособии представлен мате­риал, являющийся руководством к деятельности учителя-ло­гопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.

Отличительная особенность издания — сочетание норматив­но-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобще­ния накопленного опыта работы в условиях школы.

Включенные в пособие инструктивно-методические пись­ма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регла­ментируют работу учителя-логопеда в части организации дея­тельности школьного логопункта, его должностных обязанно­стей и распределения рабочего времени, требований к квали­фикации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.

Основные требования к оборудованию, содержанию и офор­млению логопедического кабинета с перечнем дидактичес­ких пособий, используемых в работе; документация, необхо­димая в организации деятельности учителя-логопеда общеоб­разовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мне­нию авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объек­тивными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых ус­ловиях.

Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-лого­педам общеобразовательных школ такие пошаговые методи­ческие рекомендации и разъяснения со ссылками на феде­ральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.

 

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образова­тельную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде­ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и спо­собствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федераль­ного значения. Например, сначала перечисляются необходи­мые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министер­ства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), ме­тодические принципы его организации и средства для их ре­ализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на ос­нове требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях на­растают процессы интеграции, в результате которых учите­лю-логопеду приходится работать не только с учениками, име­ющими нарушения речи первичного характера, но и с други­ми категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, осо­бенности познавательной деятельности различной этиологии).

Диагностическая составляющая логопедической работыпредставлена в таблице с вариантами формулирования лого­педических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для роди­телей.

Содержательная составляющая логопедической работыпоказана через вариант тематического планирования лого-

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использова­нием серии сюжетных картин» с комментариями использу­емых инструкций, приемов, средств, методов работы на за­нятии и т.д.

Организационная составляющая логопедической работыпроиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и прави­лами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения ло­гопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопе­дических занятий.

Самообразовательная составляющая логопедической ра­ботыотражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоана­лиза деятельности учителя-логопеда и графиках оценки со­держания урока (занятия).

Авторы надеются, что материалы, представленные в на­шем пособии, помогут организовать и осуществлять эффек­тивную логопедическую работу в условиях общеобразователь­ной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивно­го педагогического опыта.

 

Школьный логопуннт: организация и содержание работы

megalektsii.ru

Библиотека журнала «логопед»

Л.А.Боровцова

ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДОУ

Методическое пособие

УДК 373 БГ)К 74.102 Б83

Боровцова Л. А.

Б83 Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. (Библиотека журнала "Логопед"). (1)

TSBN 978-5-89145-041-7

В пособии представлены основные виды документации учителя-логопеда и подробные рекомендации по ее ведению с учетом требований специальных (коррекционных) программ и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждении.

Все методические материалы иллюстрированы таблицами, схемами, примерными образцами планов, конспектами.

Пособие адресовано учителям-логопедам, заведующим ДОУ. слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 373 ББК 74.102

Норовиста Лариса Анатольевна

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Методическое пособие

Главный редактор Т.е. Цветкова Редакторы О.А.Степанова, Л.С.Киммеяь Дизайнер обложки О.В.Максимова Корректоры Т.Э.Балпуноаа, Л.Б.Успенская Компьютерная верстка СИ.Гаммиш Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат 77.99.6U.4S3. Д.013736.11.07 от 23.11.2007 г. Пиаиныш в печать 26.12.07. Формат 60 x 90'/..,. Гарнитур3 Taiivc. Усл. п л. 4.0. Тираж 5000 >kj. Заказ N» 8625. Издательство «'ГЦ Сферам Москва. Сельскохозяйственная ул.. 1 Я, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивах ОАО ордена «Знак Почета» • Смоленская областная типография им В И. Смирнова-». 214000, 1 Смоленск, проспект им. Ю.Гагарина. 2.

ISBN 97S-5-89145-041 -7

С ООО -TС Сфера., 2008

Предисловие

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;

— карта логопедического обследования ребенка;

— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;

— планы (конспекты) групповых занятий;

— план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год;

— индивидуальные планы занятий с ребенком;

— индивидуальная тетрадь ребенка;

— тетрадь учета посещаемости детьми занятий;

— тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;

— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса;

— отчет учителя-логопеда за учебный год;

— паспорт логопедического кабинета;

— план самообразования учителя-логопеда.

Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации.

studfiles.net

Консультации и методическая работа - Библиотека журнала логопед

С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Okruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov, rabochaya_programma_matematika_1_klass.doc, Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р...doc, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_zvuki_Albom_1.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr_chtenie_1_klass_fgos_sentyabr.doc, 2_russkiy_yaz_5kl_rab_tetr__uud_vovk_s_m_2017_-128s.pdf, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_2.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr.pismo._1_klass_fgos_sentyabr.doc, russkiy_yazyk_5kl__rab_tetr_zadan_ponim_teksta_zaytseva_2013_-12, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_1.doc и ещё 70 файл(а).Показать все связанные файлы1   2   3   4   5   6 Консультации и методическая работа

Тетрадь учета консультаций

Дата Тема консультации
1 06.09.08 Консультация учителя 1 «А» класса по вопросу комплектования группы детей с общим нелоразвитием (ОНР) для логопедических занятий речи
2 13.09.08 Консультация родителей (ФИО учащегося) по результатам обследования и вопросу зачисления на логопе-
дические занятия
3 31.10.08 Консультация родителей (ФИО учащегося) по вопросу обучения и динамики речевого развития
Тетрадь учета методической работы
Дата Место и время проведения Мероприятие (проделанная работа)
1 09.09.08 ГМЦ, актовый зал, методиче­ское объединение (МО) лого­педов Выступление на семинаре по теме «Нарушения чтения у младших школьников и система работы по их предупреждению и исправле­нию»
2 27.09.08 Школа № __ , родительскоесобрание в 1 «А» классе Выступление перед родителями 1 «А» класса по теме «Логопедиче­ское сопровождение образовательного процесса»
3 29.10.08 Школа № , психолого-педагогический консилиум (ППк) Участие в работе психолого-педагогичсского консилиума (1-е классы)

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Приложение 7

Примерная схема самоанализа деятельности учителя-логопеда

В соответствии с показателями, предусмотренными требо­ваниями по оценке квалификации и уровня профессиональ­ной компетентности при присвоении квалификационной ка­тегории руководителям и специалистам (педагогическим ра­ботникам), учитель-логопед должен владеть методикой анализа учебно-методической работы.

Предлагаем вариант самоанализа проведенной учителем-логопедом работы, что может оказать существенную помощь при подготовке к аттестации.

  1. Фамилия, имя, отчество и место работы учителя-лого­педа.
  2. Образовательный уровень (высшее учебное заведение,которое окончил специалист, с указанием даты завершенияобучения, факультета, специальности и квалификации подиплому; курсы профессиональной переподготовки, курсыповышения квалификации в течение последних пяти лет суказанием тематики, количества часов обучения и номера сви­детельства, диплома).
  3. Стаж (общий педагогический и стаж работы в должнос­ти учителя-логопеда).
  4. Тема по самообразованию, над которой работает специ­алист.
  5. Теоретические и практические разработки, имеющиесяпо данной теме (аннотированный перечень).
  6. Презентация подготовленных разработок: тема выступле­ния (сообщения, статьи, тезисов и т.д.), уровень мероприятия,где было представлено выступление и дата его проведения.
  7. Программно-методическое обеспечение работы (исполь­зование, адаптация, модификация, разработка учебно-воспита­тельных, коррекционно-развивающих программ, методик, тех­нологических составляющих и т.п. с указанием названия струк­турного подразделения и даты утверждения разработанногоматериала, ФИО авторов используемого в практической дея­тельности программно-методического обеспечения.
  8. Результативность деятельности, характеризуемая циф­ровыми показателями (что предпочтительнее).
  9. Самоанализ работы должен быть подписан учителем-логопедом, датирован, заверен руководителем образователь­ного учреждения, где работает специалист.

Библиотека журнала «Логопед»

Список использованной и рекомендуемой литературы

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сбор­ник упражнений. М., 2007.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1991.

Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: Справ.-метод, пособие. М., 2005.

Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.

Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция на­рушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., 2001.

Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школь­ных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2001.

Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи / Под ред. А.Я. Юдилевича. М., 1999.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоле­ние у младших школьников: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1997.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тя­желыми нарушениями речи. М., 1980.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. М., 1980.

Худенко ЕД. Требования к планированию и анализу коррекци-онно-развивающих уроков // Развитие и коррекция. 1998. Вып. 2.

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей на­чальных классов, студ. пед. училищ. М., 2002.

Ястребова А.В., Спирова А.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1996.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у уча­щихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2005.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Содержание

Введение 3

Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта 6

Общие положения по организации логопедической работы

в школьном логопункте 6

Должностные обязанности учителя-логопеда 7

Требования к квалификации по разрядам оплаты 9

Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов

общеобразовательных учреждений 10

Положение о порядке аттестации педагогических

и руководящих работников государственных

и муниципальных образовательных учреждений 12

Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

учителя-логопеда 13

Распределение рабочего времени учителя-логопеда 15

Организация логопедической работы 16

Основные требования к содержанию и оформлению

логопедического кабинета 19

Оборудование логопедического кабинета 19

Требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета .. 20

Основные требования к ведению и хранению логопедической

документации 23

Документация учителя-логопеда 23

Основные требования к хранению документации 28

Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-

развивающих занятий 30

Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению .... 30

Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их

реализации 33

Звуки [с], [с'] 35

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок .... 38

Психолого-дидактический анализ и оценка

коррекционно-развивающего занятия 41

Приложения 45

Приложение 1. Варианты логопедических заключений,

учитывающих природу и структуру речевых нарушений 45

Приложение 2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий

учащимися, зачисленными на логопедический пункт 51

Приложение 3. Вариант заполнения и ведения речевой карты 51

Приложение 4. Наполняемость групп обучающихся, имеющих

нарушения в развитии устной и письменной речи 55

Приложение 5. Примерное тематическое планирование

логопедических занятий 56

Приложение 6. Консультации и методическая работа 61

Приложение 7. Примерная схема самоанализа деятельности

учителя-логопеда 62

Список использованной и рекомендуемой литературы 63

1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

metodich.ru

Библиотека журнала «Логопед» - Библиотека журнала логопед

С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Okruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov, rabochaya_programma_matematika_1_klass.doc, Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р...doc, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_zvuki_Albom_1.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr_chtenie_1_klass_fgos_sentyabr.doc, 2_russkiy_yaz_5kl_rab_tetr__uud_vovk_s_m_2017_-128s.pdf, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_2.doc, rabochaya_progr_obuchenie_gr.pismo._1_klass_fgos_sentyabr.doc, russkiy_yazyk_5kl__rab_tetr_zadan_ponim_teksta_zaytseva_2013_-12, Mazanova_E_V_Uchus_ne_putat_bukvy_Albom_1.doc и ещё 70 файл(а).Показать все связанные файлы1   2   3   4   5   6 Библиотека журнала «Логопед»

Сложите название рассказа из букв, разбросанных на пан­но («Кот-задира»).

Задание: дома самостоятельно расскажите о любом предме­те по своему выбору и желанию.

Включение в урок опыта наблюдений детей повышает мотивацию к занятиям.

Психолого-дидактический анализ

и оценка коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее обучение рассматривается многофакторно, с позиции содержательного, процессуально­го, коммуникативного компонентов.

Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству факторов каждого компонента в процессе обучения. Педагог проводит самооценку своего опыта работы, а представитель администрации оценивает образовательное учреждение по от­дельному занятию.

Цель посещения урока (занятия) руководителем образова­тельного учреждения может быть разной:

  • выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциалакаждого конкретного педагога, уровень его профессиона­лизма;
  • определить специалистов, способных к управлению педа­гогическим коллективом;
  • подобрать кадры для работы с родителями, председателямиметодических объединений;
  • отметить педагогов, способных придать учреждению свойавторский имидж;
  • осуществить динамическое наблюдение за развитием высшихпсихических функций конкретного детского коллектива.
Примерная схема анализа и оценки работы педагога при проведении коррекционно-развивающего занятия.

Число месяц год____в классе ____ педагог

Занятия по предмету _________________________________

на тему

Цель посещения

Задачи занятия: дидактическая, коррекционная, воспита­тельная.

№ п/п Факторы процесса обучения Самооценка педагога Оценка администра­тора
1 2 3 4
Содержательный компонент
1 Точность фактического материала и уровень его владением
2 Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида урока (занятия)
3 Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и зада­чам урока, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизи­ческого состояния класса: важно знать особенности слухового, зрительно­го восприятия класса; на какой анализатор делать опору). Для этого педа­гог ведет профиль состояния высших психических функций (ВПФ) каждо­го обучающегося, на основании которого делается вывод о сохранных и нарушенных функциях и планируются различные виды заданий и упраж­нений
4 Объем полученных знаний (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала, задания с опорой на несколько анализаторов, задания, предусматривающие смену доминантно­го анализатора; задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.)
5 Степень самостоятельности работы обучающихся и умение педагога под­вести детей к самостоятельному открытию, поиску решения задачи
6 Использование наглядности как источника знаний, средства для мотива­ции интеллектуального компонента

Продолжение табл.

1 2 3 4
7 Коррекиионная направленность занятия: специальные упражнения на раз­витие ВПФ ребенка
8 Использование при изучении программного материала личного опыта ре­бенка
9 Поэтизация (эстетизация) процесса учения
Процессуальный компонент
1 Подготовка педагога, обучающихся, классной комнаты к занятию
2 Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала (количество опрошенных, затраченное время, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, использование разнообразных методов проверки знаний)
3 Изложение нового материала (правильный выбор метода сообщения зна­ний, связи нового учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа «от простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использова­ние технических средств обучения, наглядность и оборудование. Степень владения педагогом методами обучения
4 Дифференцированность учебного материала (использование разных форм и методов закрепления изучаемого материала, эффективность этих мето­дов для совершенствования познавательной деятельности, реализации индивидуального и дифференцированного подходов)
5 Домашнее задание (наличие разъяснения по его выполнению, объем, его дифференциация, целесообразность и доступность задания)

Окончание табл.

1 2 3 4
6 Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ
7 Поддержание активности восприятия учебного материала (смена видов деятельности, динамические и релаксационные паузы)
8 Владение педагогом самопрезентацией
9 Достижение цели, коррекционно-развивающее назначение занятия, усвое­ние обучающимися знаний, умений и навыков
Коммуникативный компонент (умения педагога)
1 Умеет создавать у обучающегося чувство, что его принимают и понимают, поднимать самооценку ребенка; обладает достаточной энергетической силой (голос, мимика, речь, внушение)
2 Владеет невербальными средствами общения
3 Умеет выдержать паузу после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать думать, принимать решение детям
4 Спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые проблемы
5 Не повторяет ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль
6 Умеет находить позитивные моменты в неточных ответах детей
7 Умеет использовать пространство класса как сценическую площадку
8 Умеет держать в поле своего зрения весь детский коллектив и отдельных учащихся
9 Для поведения педагога характерны: уверенность, собранность, инициатива, такт, культура речи, положительный эмоциональный тон, правильно выбранный и гибко регулируемый темп ведения занятия и ритм педагогического общения
10 Поведение детей на занятии спокойное и естественное

Условные обозначения: «+» - наличие нарушения, «n» - норма.

Примечания:

в логопедическом заключении нарушения произношения отмечаются или нет — в зависимости от их наличия;

если ребенок с ЗПР, умственной отсталостью (УО) имеет нормальное звукопроизношение и не обучался по особой программе, то ему не пишется логопедическое заключение. Такой ребенок задействован в логопедическую работу в случае выявления у него стойкой неуспеваемости по родному языку и чтению в русле соответствующей программы обучения;

при наличии в заключении таких компонентов, как ЗПР, УО, сенсорные нарушения, ранний детский аутизм (РДА) и т.п. — нарушения речи всегда вторичны;

для отграничения первичного и вторичного нарушений детей целесообразно направлять в диагно­стический класс образовательного учреждения;

отсутствие на сегодняшний день специальной классификации речевых нарушений при УО компенсиру­ется условным использованием клинической и педагогической классификаций. Возможность такого подхода базируется на общности основных закономерностей речевого развития и действия этиологичес­ких факторов, нарушающих речевую функцию в норме и при УО.

Библиотека журнала «Логопед»

Приложение 2

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт

№ п/п Фами­лия, имя Класс Дата обследо­вания Логопедическое заключение Принятые меры Примечания (примерные)
1 Общее недоразвитие речи (III ур.) у ребенка с Консультация врача-ортодонта
^ Фонетико-фонематическое недоразвитие

речи

Выбыл в связи с переходом в другое учреж­дение
Основание:

Ефименкова Л Л., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.

Приложение 3

Вариант заполнения и ведения речевой карты

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя:

Класс:

Дата рождения, возраст:

Домашний адрес, телефон:

Дата зачисления на занятия:

Дата рождения:

  1. Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук[р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учитстихи.
  2. Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня­тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по­ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу непопал, болел).
  3. Реальная успеваемость по русскому языку (к моментуобследования): неудовлетворительно (2-й класс).
  4. Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.),токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение,асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8—9 бал., гр. здор.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого разви­тия:

лепет — в 6 месяцев; первые слова — к 2 годам; фразовая речь — после 3 лет; речевая среда — удовлетво­рительная.

  1. Состояние слуха: в норме.
  2. Состояние зрения: в норме.
  3. Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.
  4. Состояние общей моторики: двигательная неловкость,медлительность, нарушение координации движения, чувстваритма.
Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, про­бы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисун­ках линии неровные, прерывистые.
  1. Ведущая рука: правая.
  2. Состояние артикуляционного аппарата (строение и под­вижность):
губы — большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;

зубы — крупные, неровные, сменные, верхние резцы боль­шого размера, перекрывают нижние;

прикус — прогнатия;

язык — массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается лег­кий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гипер­саливация;

подъязычная связка — укорочена;

твердое нёбо — высокое, готической формы;

мягкое нёбо — подвижное.

12. Характеристика речи.

  1. Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол­няет задания по словесной инструкции.
  2. Общая характеристика речи (запись беседы): называ­ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче­ства родителей. Домашний адрес: «102 — 7» (не знает назва­ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво­их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видахтранспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са­мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.
  3. Словарный запас (количественная и качественная ха­рактеристика): объем словарного запаса не соответствует

Библиотека журнала «Логопед»

возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщаю­щие понятия, не знает понятий «дикие и домашние живот­ные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные убо­ры, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечис­ляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилага­тельные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет мес­тоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ состав­ляет только с помощью логопеда.

  1. Грамматический строй речи: недостаточно сформи­рован.
  2. Тип употребляемых предложений: простые, нерас­пространенные.
  3. Количество слов в предложении: 2—3.
  4. Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении именсуществительных во множественном числе ( «окны» — окна,«сома» -- сомы, «ухи», «ухов» — уши, ушей, «ремнев, реме-ней» — ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель­ных с существительными; ошибки в падежных окончанияхсуществительных и прилагательных единственного и мно­жественного числа, в употреблении предлогов.
  5. Характеристика звукопроизношения: нарушение зву-копроизношения полиморфного характера — ротацизм (ве­лярное [р], [р'], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнемположении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч],[щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].
12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован.Смешение свистящих — шипящих, твердых — мягких звуков.Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за — «са-са-са», са-са-ша — «сша-ша-ша», па-ба-па — «па-па-па», да-да-та-та -«та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.
  1. Уровень сформированности навыков звукобуквенно-го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас­ный звук в словах, первый согласный — называет весь пер­вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простыхслов типа СГС, СГ-СГ.
  2. Воспроизведение слов сложного звукослогового со­става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу­ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги;отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» -аквариум, сковорода, пропеллер.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

  1. Темп речи: замедленный.
  2. Внятность речи: неразборчивая, звуки произноситнечетко.
  3. Характеристика дыхания: дыхание грудного типа,поверхностное. При увеличении темпа речи отмечаетсядискоординация речи и дыхания.
  4. Характеристика голоса: слабо модулированный, ос­лабевает к концу фразы.
  5. Проявление заикания: не заикается. Иногда повто­ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се­мантике.
  6. Письмо (наличие и характер специфических оши­бок) — 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв ислогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(-ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме­шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу-(о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных:усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф),скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку-стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет,оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п),ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: надачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.
  7. Чтение (уровень сформированности навыка чтения):1 класс — не читает; 2 класс — способ чтения побуквенно-слоговой, ударение — с ошибками.
  8. Темп чтения — низкий; понимание прочитанного -неполное.
  9. Наличие специфических ошибок: чтение механи­ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най­ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус­ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме­шение оптически сходных букв, аграмматизмы.
13.Краткая психолого-педагогическая характеристика уча­щегося: контакту доступен.

Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное вос­приятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объ­еме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све­дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.

14. Заключение логопеда.

Библиотека журнала «Логопед»

  1. класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не­доразвитие речи (III ур.).
  2. класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об­щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией(минимальные проявления).
Дата обследования Подпись

Приложение 4

Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся Предельная наполняемость (чел.)
Общеобразо­вательное учреждение, расположен­ное в городе Общеобразова­тельное учрежде­ние, расположен­ное в сельской местности
С общим недоразвитием речи (ОНР) 4 3
С нерезко выраженным общим недо­развитием речи (НВОНР) 5 4
С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) 6 5
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразви­тием речи 4 2
С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выражен­ным общим недоразвитием речи 5 4
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонема­тическим (фонематическим) недораз­витием речи 6 5
Заикающиеся 4 3
С недостатками произношения от­дельных звуков 7 6
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обу­чающихся.

Приложение 5

Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Окончание табл.

Приложение 6

1   2   3   4   5   6 перейти в каталог файлов

metodich.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта