Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы. Местное самоуправление статья журнал


Журнал "Самоуправление"

22-06-2018

Авторы проектов благоустройства территорий смогут получить финансовую поддержку

Одна из номинаций Всероссийского конкурса «Доброволец России – 2018» – «Вокруг меня» посвящена проектам в сфере защиты экологии, урбанистики и улучшения городского пространства.  К участию приглашаются волонтеры, руководители и представители добровольческих некоммерческих организаций, сотрудники государственных учреждений, коммерческих компаний и других инициативных групп.  Заявки на участие принимаются до 1 июля.

A17EAF5D_8CDF_4AB1_A569_E7D296516406

В номинации «Вокруг меня» будут оцениваться проекты, направленные на организацию комфортной городской среды, создание новых культурных пространств, помощь в благоустройстве населенных пунктов и сохранении экологии. Заявки должны представлять собой уже действующие проекты, где будут оцениваться конкретные результаты и уже имеющиеся достижения.

Читать далее…

21-06-2018

Необычную акцию одного из астраханских дворов поддержали

Во дворе по улице Космонавтов, 12 уже в пятый раз управляющая компания проводит праздничное мероприятие. Администрация Советского района подобную инициативу поддержала, предоставила аппаратуру и пригласила творческие коллективы.

2018-06-21_11-25-18

Местные жители дружно собираются здесь, чтобы встретить летнюю пору, посмотреть на выступающих и поучаствовать в конкурсах. «Это очень хороший и полезный праздник, особенно для детей, – поделилась впечатлениями астраханка Юлия Сабирова. – Они здесь веселятся и играют. Мы очень довольны».

Читать далее…

20-06-2018

Двенадцать школьников из Республики Алтай приняли участие  в экосмене «Артек – Заповедная страна»

Делегация школьников из Республики Алтай приняла участие в экологической смене «Артек – Заповедная страна», проходившей с 28 мая по 18 июня 2018 года в лагере «Полевой» Международного детского центра «Артек» (п.  Гурзуф, Республика Крым).

altay20062018

Участниками смены стали лауреаты первой степени в различных номинациях VII Открытого межрегионального детского фестиваля «Древо жизни». Всего в лагере приняли участие более 400 школьников из разных регионов страны, а также школьники из Узбекистана и Армении.  Из Республики Алтай счастливыми жителями «заповедной страны» стали: Алина Кергилова, Василий Бедюров, Артем Плешков, Ляна Кокпоева, Владислав Еряшин, Екатерина Боровикова, Газиза Бухабаева,  Алина Кокышева, Аэлита Шонкорова, Анна Боброва, Елизавета Леонова  и  Татьяна Поливцева. В первый же день ребята были распределены по профильным отрядам – «Юные орнитологи», «Эко лидеры», «Звуки природы», «Юные геологи» и «Экологическая мастерская».

Читать далее…

18-06-2018

Московские студенты-волонтеры займутся проектами благоустройства

15 июня в Москве состоялся воркшоп «moscow.U.community», в котором приняли участие студенты архитекторы, дизайнеры, урбанисты, социологи столичных вузов. Мероприятие было организовано Центром компетенций по вопросам городской среды Минстроя России и Всероссийским проектом «Городские реновации» в рамках проведения Года добровольца в России.

Согласно плану проведения Года добровольца (волонтера) Всероссийским проектом «Городские реновации», при поддержке Минстроя России, реализуется направление по развитию добровольчества в сфере формирования комфортной городской среды.

Читать далее…

<< < 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 > >>

samupr.ru

Журнал «Современная Наука» - Местное самоуправление как стабилизирующий фактор становления и функционирования гражданского общества

В  современной правовой литературе вопрос о роли местного самоуправления в становлении и функционировании гражданского общества является недостаточно исследованным. По справедливому замечанию Г.Г. Петриашвили, «определяющий содержание современного этапа развития гражданского общества процесс его дальнейшей институционализации формирует новую для России модель отношения общества и государства. Далеко не все аспекты этих отношений получили свое теоретическое осмысление с позиций современных социальных наук, в том числе и функция местного самоуправления как формы правовой институционализации отношений гражданского общества». [1]

Местному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации [2], что свидетельствует об особой роли данного правового института в российской правовой системе и государстве в целом. Как справедливо отмечают исследователи, «Конституция Российской Федерации в отличие от конституций советского периода развития Российского государства признает местное самоуправление одной из необходимых основ Российской Федерации как демократического государства и устанавливает финансово-экономические и организационно-правовые гарантии самостоятельного решения населением городских, сельских поселений и других территориальных единиц вопросов местного значения» [3].

Участие в местном самоуправлении предполагает выработку у граждан необходимых навыков по самостоятельному решению вопросов местного значения, обсуждению и решению важнейших местных проблем, участию в муниципальных выборах и различных формах непосредственной демократии (местный референдум, выдвижение населением законодательных инициатив, сходы и конференции, публичное обсуждение проектов муниципальных правовых актов и т.д.). Все это формирует систему общественного самоуправления, которая функционирует самостоятельно, независимо от государства. Не случайно в статье 12 Конституции Российской Федерации провозглашается, что «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] также подчеркивается, что «местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность (выделено нами – авт.) решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (пункт 2 статьи 1).

Изложенные особенности местного самоуправления составляют «квинтэссенцию» самой концепции гражданского общества в ее общепринятом понимании.

При этом местное самоуправление можно считать не только институтом, наиболее ярко выражающим идеи гражданского общества, но и наиболее обширным институтом, в деятельность которого вовлечено наибольшее количество населения страны. Далеко не все граждане участвуют в деятельности общественных объединений и других подобных институтов гражданского общества. Но каждый гражданин проживает на территории какого-либо муниципального образования, следовательно, участвует в местном самоуправлении. Такое участие может быть активным (например, разработка и выдвижение инициативных проектов муниципальных правовых актов, участие в сборе подписей в поддержку местного референдума) или пассивным (например, уплата местных налогов и сборов), но, как видится, в такое участие в большей или меньшей степени вовлечены практически все граждане.

Исходя из изложенного, мы считаем институт местного самоуправления одним из базовых, основополагающих институтов гражданского общества в нашей стране. Не случайно современные авторы приходят к следующему выводу: «в современном мире особое место в структуре гражданского общества занимает система местного самоуправления. Местное самоуправление является таким институтом, который, с одной стороны, невозможен без общественной активности, без достаточного уровня гражданственности, а с другой стороны, входит в систему публичной власти, и в этом отношении, хотя и находится вне системы государственных органов, является однопорядковым и односистемным с государством явлением» [23].

Поскольку гражданское общество, по нашему мнению, представляет собой систему взаимосвязанных институтов, то стабильность всей системы зависит от стабильности каждого отдельного института и стабильности взаимосвязей между данными институтами.

Следовательно, поскольку местное самоуправление является одним из основополагающих институтов гражданского общества, стабильность местного самоуправления является одним из наиболее существенных стабилизирующих факторов становления и функционирования гражданского общества в России. Таким образом, повышение стабильности местного самоуправления – прямой путь к повышению стабильности самого гражданского общества в нашей стране. Не случайно современные исследователи подчеркивают, что «местное самоуправление играет особую роль в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно механизмом его формирования и неотъемлемой частью. Местное самоуправление - закономерность в процессе социализации государства и демократизации гражданского общества. Этот институт имеет важное значение для гражданского общества и правового государства, так как выступает стабилизирующим фактором их функционирования и взаимодействия. Именно местное самоуправление, представленное как микромодель гражданского общества, позволяет отразить закономерности и противоречия в развитии как самого гражданского общества, так и правового государства» [22].

Между тем, как показывает практика, стабильность института местного самоуправления далека от совершенства. Прежде всего, современный (постсоветский) период развития местного самоуправления характеризуется частой сменой концепций развития местного самоуправления, при этом нормативная правовая база данного института является в высшей степени нестабильной. В частности, сменили друг друга такие крупные федеральные законы, как Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] и ныне действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года. При этом институт местного самоуправления, не успев стабилизироваться в рамках одного федерального закона, «вынужден» был перестраиваться под новый федеральный закон.

Еще одной крупнейшей дестабилизирующей проблемой является постоянное внесение изменений в законодательство о местном самоуправлении. При этом такие изменения во многих случаях носят «точечный», а не системный характер, что негативно сказывается на стабильности законодательства и института местного самоуправления в целом.

Более того, множество изменений было внесено в Федеральный закон 2003 года еще до его вступления в силу, что мы считаем вообще юридическим нонсенсом и неправильной мерой, поскольку переходный период до вступления в силу закона как раз и предназначен для своевременного ознакомления граждан с новыми «правилами игры» и наименее болезненного перехода к новой системе правового регулирования. Однако подобное перманентное внесение изменений сводит на нет саму идею установления длительного периода вступления закона в силу, что неизбежно вызовет сложности в переходный период и негативно скажется на стабильности института местного самоуправления.

При этом, как показывает практика, законопроекты в сфере местного самоуправления не всегда в полной мере качественно готовятся, а механизм их введения в действие также является недостаточно проработанным. Об этом свидетельствует неоднократный перенос сроков вступления в силу Федерального закона 2003 года. В частности, Е.С. Шугрина отмечает: «первоначально предполагалось, что Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.; потом переходный период продлили до 1 января 2009 г. В настоящее время вступление в силу некоторых норм (например, в части перепрофилирования муниципального имущества) отодвинули до 2012 г.» [6]. Таким образом, вступление в силу нового закона растянулось по времени почти на десятилетие, что следует считать практически беспрецедентным явлением для отечественной правовой действительности.

Не способствует стабильности и эффективному развитию института местного самоуправления также довольно сложный язык и стиль законодательства о местном самоуправлении, которое, не следует забывать, рассчитано на самый широкий круг населения – представителей гражданского общества России, для которых закон должен быть, в первую очередь, понятным и пригодным для практического руководства и применения.

Еще одним фактором дестабилизации института местного самоуправления, а с ним и гражданского общества современной России в целом, можно считать, по нашему мнению, довольно противоречивую судебную практику в сфере местного самоуправления, в рамках которой принимаются, зачастую, прямо противоположные решения по многим существенным вопросам, затрагивающим интересы местного самоуправления и граждан в целом. Среди причин данного дестабилизирующего явления современные исследователи называют следующие: «постоянно меняющееся законодательство в сфере местного самоуправления, имеющее не всегда необходимый уровень юридической техники; отсутствие однозначной правоприменительной практики; качество подготовки судейского корпуса (в частности, у судей общей юрисдикции очень широкая специализация, они чрезвычайно загружены гражданскими и уголовными делами)» [6]. На данные проблемы обращают внимание даже судьи Верховного Суда Российской Федерации*.

* См., в частности, стенограмму заседания «круглого стола» на тему «Проблемы законодательного регулирования судебной защиты прав местного самоуправления в Российской Федерации», проведенного Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению 13 октября 2005 г. в Москве.

Таким образом, в настоящее время ряд факторов составляет угрозу стабильности развития института местного самоуправления, что, в конечном счете, является одним из существенных факторов нестабильности гражданского общества в России в целом. На наш взгляд, могут быть предложены следующие пути решения указанных проблем.

1) Разработка и принятие Муниципального кодекса Российской Федерации.

В настоящее время в сфере местного самоуправления действует несколько федеральных законов, среди которых упоминавшийся выше базовый Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также дополняющие его иные федеральные законы, такие как Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [7], Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [8], Федеральный закон от 24.11.2008 № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» [9], Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [10].

На наш взгляд, в целях придания институту местного самоуправления большей стабильности необходимо принять Муниципальный кодекс Российской Федерации, в котором систематизировать основные законодательные нормы, действующие в данной сфере. Как известно, кодекс считается высшей формой систематизации законодательных норм. Как правило, нормы кодексов являются более стабильными по сравнению с нормами «обычных» федеральных законов, реже подвергаются изменению. При этом в силу того, что отсутствует множество различных законодательных актов, между которыми возможны противоречия и несогласованность, стабильность правового института также повышается.

Одним из весомых аргументов против принятия кодифицированного законодательного акта в сфере местного самоуправления на федеральном уровне считается то, что местное самоуправление не находится в исключительном ведении Российской Федерации. В частности, согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Следовательно, высказывается опасение, что принятие кодекса ущемит интересы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сузив сферу их правового регулирования.

Однако, по нашему мнению, данные опасения беспочвенны, поскольку принятие Муниципального кодекса Российской Федерации всего лишь обобщит и систематизирует федеральные нормы в данной сфере, нисколько не затрагивая сферу нормотворчества субъектов Российской Федерации. Достаточно привести в качестве примеров другие кодексы, успешно функционирующие в иных сферах совместного ведения, например: "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ [11], Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ [12], Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ [13], Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ и т.д [14].

2) Совершенствование юридической техники разработки и принятия нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления, а именно:

  • прекращение негативной законодательной практики постоянного внесения «точечных поправок» в текст данных актов;
  • отказ от практики внесения изменения в нормативный правовой акт еще до его вступления в силу;
  • более тщательное планирование мероприятий по введению в действие нормативных правовых актов в данной сфере и более тщательная проработка самого проекта еще до его принятия, что должно предотвратить постоянное «отодвигание» по времени сроков вступления в силу принятых федеральных законов;
  • совершенствование языка и стиля написания нормативных правовых актов, которые по возможности должны быть более простыми и лаконичными, с учетом целевой аудитории данных актов (широкий круг населения страны, органы местного самоуправления, в том числе небольших городских и сельских поселений).

3) Обобщение и систематизация судебной практики в сфере местного самоуправления, что должно способствовать единообразию в толковании нормативных правовых актов в данной сфере, предотвратить противоречия и несогласованность в судебной практике, которые приводят к нестабильности института местного самоуправления.

Для этого считаем целесообразным принятие специального постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о местном самоуправлении».

В качестве образцов могут быть использованы такое постановления, обобщающие судебную практику в комплексе в отношении другого института гражданского общества, как Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» [15], или иные постановления, принятые по крупным комплексным сферам правоприменения, например постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [17], от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» [18], от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» [19], от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» [20].

В настоящее время принято постановление только в одной узкой сфере, связанной с местным самоуправлением – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» [21].

На наш взгляд, этого явно не достаточно, и в настоящее время назрела серьезная необходимость в принятии именно обобщенного, комплексного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором рассматривалась бы судебная практика по самым разным аспектам местного самоуправления в комплексе.

Представляется, что предложенные в настоящей статье направления совершенствования законодательства, а также нормотворческой и правоприменительной практики, позволят упрочить стабильность института местного самоуправления в нашей стране, а тем самым повысить стабильность гражданского общества в России в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Петриашвили Г.Г. Правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. СПб, 2010. С. 3.

2. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993 (с дальнейшими изменениями).

3. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина под руководством д.ю.н., профессора Е.И. Козловой. М., 2009. С. 356.

4. «Российская газета», № 202, 08.10.2003 (с дальнейшими изменениями). Далее также – Федеральный закон 2003 года.

5. «Российская газета», № 170, 01.09.1995 (утр. силу).

6. Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления. М.: Норма, 2010. С. 7.

7. «Российская газета», № 232, 04.12.1996 (с дальнейшими изменениями).

8. «Российская газета», № 47, 07.03.2007 (с дальнейшими изменениями).

9. «Российская газета», № 242, 26.11.2008.

10. «Российская газета», № 25, 13.02.2009 (с дальнейшими изменениями).

11. «Российская газета», № 256, 31.12.2001 (с дальнейшими изменениями).

12. «Российская газета», № 256, 31.12.2001 (с дальнейшими изменениями).

13. «Российская газета», № 17, 27.01.1996 (с дальнейшими изменениями).

14. «Российская газета», № 277, 08.12.2006 (с дальнейшими изменениями).

15. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 8, август, 2010 (с дальнейшими изменениями).

16. Петриашвили Г.Г. Правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. СПб, 2010. С. 3.

17. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 6, 2004 (с дальнейшими изменениями).

18. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 8, август, 2006 (с дальнейшими изменениями).

19. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 7, июль, 2012.

20. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 1, январь, 2008 (с дальнейшими изменениями).

21. «Российская газета», № 27, 18.02.2009 (с дальнейшими изменениями).

22. Медведев А.И. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества и правового государства: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 3.

23.  Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2003. С. 4.

www.nauteh-journal.ru

Основные принципы местного самоуправления в рамках взаимодействия с государственными органами власти



Деятельность органов местного самоуправления выражается, прежде всего, в его принципах. Принципы местного самоуправления, это не абстрактная субстанция, они реально выражены и тем самым приобретают правовой характер и соответственно защищаются государством.

Под принципами местного самоуправления, в юридической теории, понимаются обусловленные правовой природой местного самоуправления фундаментальные начала и идеи, которые лежат в основе организационной деятельности населения, формирование органов, деятельность которых осуществляется самостоятельно и направлена на управление местными делами [1, с. 28].

В целях обеспечения единообразных правовых положений организации функционирования местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются, так называемые, общие принципы организации местного самоуправления. Данные принципы непосредственно закрепляются в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], соответствующих законах субъектов Российской Федерации, которые основываются на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении [3].

Конкретика большинства принципов отражается в нормативных актах. К таким нормативно-правовым актам относятся федеральные законы «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», законы Калининградской области «О местных референдумах в Калининградской области», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» и другие.

Рассматриваемые принципы местного самоуправления также находят свое развитие в комплексных правовых актах, которые регулируют не только деятельность местного самоуправления, но и другие институты общественных отношений. К указанным правовым актом можно отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Закон Калининградской области «Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Вместе с тем, потребность выделения групп основных принципов местного самоуправления существует, так как в них выражается их основополагающая сущность и характеристики, которые определяют роль местного самоуправления, как самостоятельную форму народовластия.

Итак, к общим принципам местного самоуправления современная наука относит:

− прежде всего, самостоятельность органов местного самоуправления в решении тех или иных вопросов местного значения;

− обособленность органов местного самоуправления, как при организационной деятельности, так и при взаимодействиях с органами государственной власти;

− материальные и финансовые ресурсы местного самоуправления, задействованные при исполнении возложенных обязанностей, должны соответствовать полномочиям;

− на органах местного самоуправления и должностных лицах лежит серьезная ответственность перед населением административно-территориальной единицы;

− организационные методы осуществления деятельности местного самоуправления имеют многообразные формы; соблюдение прав и свобод человека и гражданина должностными лицами местного самоуправления;

− организационная деятельность органов местной власти основывается на законодательстве; так как органы местного самоуправления публичны, то их деятельность гласна;

− организационная форма деятельности местного самоуправления по своему содержанию включает коллегиальность и одновременно единогласие; государство законодательно гарантирует деятельность местного самоуправления [5, c. 32].

Самостоятельность органов местного самоуправления, проявляемая в решении местных общественных вопросов на практике, может осуществляться различными путями, к ним относятся проведение местного референдума; проведение муниципальных выборов; сход населения территориальной единицы и другие форм волеизъявления.

Другой принцип самостоятельности деятельности местных органов достигается за счет непосредственного участия в управлении муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета. В пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, для этих целей муниципальный орган имеет право устанавливать местные налоги и сборы, и это может иметь большое значение для развития конкретного муниципального образования [4, с. 70].

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения, либо решением органов местного самоуправления, закреплены в Конституции РФ обязательны к исполнению всеми организациями, учреждениями вне зависимости от форм собственности или организационной формы.

Самостоятельность деятельности местного самоуправления гарантируется международными правовыми актами, Конституцией РФ и нормами муниципального права в пределах ее полномочий.

Рассмотрим более подробно принцип организационного обособления местного самоуправления. Основное содержание данного принципа прописано в статье 12 Конституции РФ и звучит следующим образом: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

В свою очередь статья 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что должностные лица местного самоуправления являются выборными, либо заключившими контракт (трудовой договор). Вне зависимости от этого они наделены полномочиями по исполнению и распоряжению, решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Следует указать, что муниципальное законодательство не только обеспечивает правовую защиту органов и должностных лиц местного самоуправления от незаконного вмешательства органов государственной власти в деятельность муниципалитета, но закрепляет основные положения их взаимодействия.

Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, в рамках делегирования полномочий федеральными органами власти, могут наделяться определенными государственными полномочиями и осуществлять содействие, в соответствии с законом, государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Подобные взаимоотношения строятся и между муниципальными органами в пределах одного территориального округа. Следует также указать, что в таких случаях не допускается подчиненность одного муниципального образования другому.

Следует отдельно указать, что ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ наделяет законодательные органы местного самоуправления правом осуществлением законодательной инициативы, кроме того закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы наделены полномочиями в осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства.

Перейдем к принципу, провозглашающему соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

Создатели Европейской Хартии считали, что финансово-экономические средства, находящиеся в распоряжении у органов местного самоуправления, должны соответствовать тем полномочиям, которые им представлены. Без практической реализации данного принципа муниципальный орган не сможет обеспечить свою независимость и самостоятельность от государства.

Этот принцип муниципального управления закреплен в Конституции и законодательстве о местном самоуправлении. Так, финансовая, экономическая и имущественная независимость закрепляется в Конституции РФ и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, которые выступают правовым гарантом и охраняют эти права наравне с иными формами собственности, а также признают самостоятельность действий в этих сферах.

Кроме того, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ указывает, что собственность муниципалитета и местный бюджет является неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования.

Важнейшей составляющей, гарантирующей непосредственную реализацию на практике этого принципа, является государственное финансирование отдельных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, в части их делегирования государством, а также предоставление полной компенсации по дополнительным расходам, которые возникли в процессе их реализации. Такая гарантированность со стороны государства дает право муниципалитету принимать самостоятельные решения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, а также устанавливать местные налоги и сборы.

Местное самоуправление в Российской Федерации нуждается в реальных шагах государства, направленных на его поддержку. Укрепление местного самоуправления имеет большое политическое, экономическое и социальное значение, такая поддержка вносит огромный вклад в экономическую устойчивость и финансовое становление самого государства.

Государственный контроль со стороны специализированных государственных органов тоже имеет свои правовые ограничения, в виду того, что это может существенно влиять на деятельность местного самоуправления. Итак, согласно Хартии о местном самоуправлении государственный контроль должен соответствовать установленным критериям:

  1. Административный контроль (надзор), установленный за органами местного, самоуправления, государственные органы могут осуществлять только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законодательством.
  2. Административный контроль (надзор) за деятельностью, осуществляемой органами местного самоуправления, может быть, как правило, осуществлен только для обеспечения и соблюдения законности и конституционных принципов.

Государственный надзор по соблюдению законности в процессе осуществления управленческой деятельности органами муниципалитета возложен на органы прокуратуры. Прокуратура, в рамках отведённых ей полномочий, осуществляет государственный надзор, в том числе за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, реализация на практике всех перечисленных принципов местного самоуправления, по сути, является фундаментальной основой деятельности муниципальных органов и приоритетным направлением деятельности государства, и контроль за ними со стороны местного населения.

Литература:
  1. Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2015. — 240 с.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
  3. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
  4. Дупленко Н. Г. Субрегиональная асимметрия развития реального и финансового секторов экономики на примере Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 65–70.
  5. Винников А. А. Государственное управление, исполнительная власть и местное самоуправление: Монография. / А. А. Винников. — М.: ЮРКОМПАНИ. — 2015. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

moluch.ru

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Определение местного самоуправления в законодательстве РФ // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 652-654. — URL https://moluch.ru/archive/116/31435/ (дата обращения: 26.06.2018).



Исходя из основных содержательных характеристик местного самоуправления, в законодательстве РФ даны определения этого понятия.

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, не дает определение самому понятию «местное самоуправление». Правовое, юридическое определение местного самоуправления дано в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ:

  1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
  2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Поскольку РФ в 1998 г. ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, которая с тех пор в соответствии с существующими нормами международного права действует и на территории России и включена в российскую правовую систему, то немаловажно учитывать и определение местного самоуправления, существующее в этом международно-правовом акте. Итак, в соответствии с Европейской Хартией, под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» (ч. 1 ст. 3). Обратим внимание, что в официальных переводах Европейской Хартии на русский язык имеются некоторые расхождения с оригинальными текстами, говорящими о публичных, общественных делах.

Принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления-это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран членов Совета Европы. Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

− соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

− самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

− организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством;

− соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

− ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

− разнообразие организационных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления;

− законность в организации и деятельности местного самоуправления;

− гласность деятельности местного самоуправления;

− сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

− государственные гарантии местного самоуправления.

Обратим внимание на то, что понятие «местное самоуправление» часто смешивают с понятием «муниципальное управление». Данное смешение неправомерно. О понятии «местное самоуправление» речь шла выше. Термин «муниципальное управление» не встречается в законодательстве и является сравнительно новым и в теории, и в практике современного государственного строительства, хотя вопросы управления муниципальным хозяйством разрабатывались в России и ранее (наиболее известным трудом является «Основы городского хозяйства» Л. Велихова). Слова «муниципальный», «муниципалитет» происходят от латинского «municipium» и изначально восходят к двум корням: «munus» – тяготы, бремя. А «capio», «recipio» – беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называется городское управление, принимающее на себя бремя общественной власти для выполнения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Понятие «муниципальное управление» появилось в российской науке сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии становления.

Литература:
  1. Акмалова А. А. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях: Лекция / А. А. Акмалова. — М.: РАГС, 2010. — 138 c.
  2. Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И. В. Бабичев. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. — 528 c.
  3. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р. В. Бабун. — М.: КноРус, 2013. — 280 c.
  4. Бовыкин В. В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В. В. Бовыкин. — СПб.: Д. Буланин, 2012. — 421 c.
  5. Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России / Н. С. Бондарь. — М.: НОРМА, 2009. — 592 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Европейская Хартия, принцип, конституция РФ, Российская Федерация, РФ, общий принцип организации, правовое закрепление, местное значение.

moluch.ru

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

 

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Ключевые слова:институтместного самоуправления, проблемы муниципальной власти, структура организации местной власти, гражданское участие, Царская Россия, Советская Россия.

 

Современное общество, претендуя на статус «демократического», просто немыслимо без института местного самоуправления — средства прямого взаимодействия граждан и государства.

Целью данной статьи является рассмотрение проблем институтов местной власти, а также анализ пути развития его органов в условиях современной России.

Главными задачами, по мнению автора, являются: во-первых, анализ существующей характеристики местного самоуправления, во-вторых, выявление ключевых проблем на пути становления и развития местной власти, а также формулировка некоторых рекомендаций по улучшению «диалога» между государством и обществом.

Институт местного самоуправления изменялся с течением времени, соответствуя стадии развития, на которой находилось Российское общество.

В каждой эпохе цели, задачи и проблемы местного самоуправления были различны. Попытаемся их вкратце обозначить.

В период Царской России (после Земской реформы) на местное самоуправление, находившееся на тот момент на очередном этапе становления, был возложен целый ряд значимых функций: содержание местной транспортной системы, развитие образования и здравоохранения, промышленности и т. д. И, по нашему мнению, органы муниципальной сферы довольно успешно с ними справлялись (об этом свидетельствует проверенная аналитика и результаты современных исследований) [8;9].

Однако с течением времени появлялись определенные трудности, тормозившие нормальное функционирование системы земского управления. К их числу, по нашему мнению, можно отнести:

                    недостаточное финансирование органов муниципальной власти [5]. После проведения реформ часто возникал дефицит местного бюджета;

                    отсутствие расширенной свободы действий земского самоуправления. Постоянно требовалось согласование местных законопроектов с вышестоящими органами;

                    зависимость муниципальных служащих от правительственных учреждений в выборе кандидатуры должностного лица;

                    ограниченность компетенции органов земского и городского самоуправления. Существование узкого круга вопросов ведения власти на местах.

Наличие таких факторов, вне всяких сомнений, замедляло переход Российской системы местного самоуправления на более высокий уровень осуществления муниципальной власти.

Если обратиться к муниципальной практике Советской России, то можно также найти, характерные именно для этого этапа развития, и задачи, и проблемы.

В Советской системе присутствовали некоторые сходства с земским самоуправлением Царской России: это использование многостепенных выборов, сохранение, а также усиление контроля вышестоящих органов над нижестоящими, что положительно сказывалось на развитии управления на местах и т. д. К трудностям этапа относится:

                    революционные события 1917 года поставили под сомнение, в принципе, существование местного самоуправления в России;

                    появление власти Советов практически ликвидировало земскую и городскую власть, которые не вписывались в структуру советских органов власти.

Так, в Советском государстве «местное самоуправление было заменено местным государственным управлением». Однако стоит согласиться с мнением Матвеева о том, что, несмотря на отсутствие положения о местном самоуправлении в последующих правовых актах, «идея самоуправления как элемента общенародного управления государством, формально была положена в основу социалистического государственного устройства» [3].

Она выражалась в создании на основе широкого представительства Советов народных депутатов на всех уровнях государственной власти.

Проблемой был так называемый «демократический централизм», выраженный в присутствии в советской иерархии организации местной власти: формально власть на местах имела некую самостоятельность, но в действительности проявлялась жесткая централизация и ее концентрация в руках государства.Если рассматривать современный этап развития местного самоуправления, то и на сегодняшний день есть множество преград для правильного функционирования органов местной власти. Компетенция органов местного управления значительно расширилась, появились новые полномочия и функции: формирование, утверждение местного бюджета, установление местных налоговых сборов, самостоятельное управление муниципальной собственностью, утверждение планов застройки подведомственных территорий и т. д.

Но в системе также возникают некоторые проблемы, и муниципальной власти по-прежнему требуется некоторое реформирование. На наш взгляд вектор этого реформирования мог бы быть следующим: повышение стабильности финансовой обеспеченности и самостоятельности муниципальных органов, преодоление ограниченности муниципальной автономии, более четкое разграничение компетентности муниципалитетов друг с другом и с субъектами федерации и уменьшение избыточного государственного контроля над органами власти на местах.

Финансовая стабильность была и остается одним из основных критериев должного функционирования органов муниципальной власти.

Так, согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», «экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований» [2]. Но для большего развития территории местных образований недостаточно рассчитывать только на государственное инвестирование муниципалитетов.

Необходимо привлечение бизнеса к развитию местного самоуправления, благодаря введению новых организационно-правовых форм юридических лиц: хозяйственных партнерств, инвестиционных товариществ, с помощью которых возможно расширение эффективного сотрудничества муниципального инвестирования.

Следовательно, немаловажной задачей на сегодняшний день является возвращение доверия населения к коллективному инвестированию проектов муниципального развития, возможно, с помощью увеличения отчетности о деятельности местных органов власти.

В дополнение к вышесказанному, необходимо развитие механизмов страхования частных инвестиций для минимизации рисков населения.

Еще одна широко обсуждаемая тема — низкий уровень компетентности большинства граждан в вопросах местного самоуправления.

Отмечаются невысокие темпы гражданской инициативы, предполагающей активное взаимодействие населения и местной власти. Пассивность населения, нежелание граждан участвовать в политической жизни страны, отсутствие глубокого понимания сложившихся проблем, это также является не маловажным аспектом появления трудностей в качественном исполнении власти на местах.

Вдобавок к этому значительная часть муниципального сообщества недостаточно дифференцирует систему местной власти и органов государственного управления, а в частности, реализации полномочий, обязанностей и ответственности за их исполнение.

В заключение всего вышесказанного можно отметить: органы местного самоуправления в Российской федерации определенно требуют качественных изменений, но необходимо помнить о том, что модернизация должна проходить постепенно, с учетом ментальности населения России, а также опыта прошлых лет, как нашей страны, так и зарубежья.

 

Литература:

 

  1.                Андреева Л. А. К вопросу о реформировании местного самоуправления // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 37. С. 5–7.
  2.                Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 26.10.2015 г.)
  3.                Матвеев Д. Н. Институт местного самоуправления в политической системе современной России: диссертация кандидата политических наук: 23.00.02/ Матвеев Д. Н.;, — Москва, 2008. 160 с.
  4.                Майкова Э. Ю., Симонова Е. В. Тенденции развития местного самоуправления // Власть. 2013. № 6. С. 2–4
  5.                Нувахов Т. А. Проблемы реформирования местного самоуправления в России с экспертной точки зрения // Власть. 2010. № 5 С. 3–4.
  6.                Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 26.10.2015 г.)
  7.                Цлаф В. М. Муниципальные ресурсы и местное самоуправление// Основы экономики, управления и права. 2014. № 6 (18). С. 4.
  8.                Шегаев И. С. Институт местного самоуправления как инструмент формирования публичной политики в условиях современной России // Армия и общество. 2013. № 2 (34). С. 71–74.
  9.                Шегаев И. С. Проблемы становления и развития института местного самоуправления в условиях современной России: диссертация кандидата политических наук: 23.00.02/ Шегаев Илья Сергеевич;. — Москва, 2013. — 150 с.
  10.            Шегаев И. С. Полозов А. Г. Новейший политологический глоссарий: основные категории, понятия, термины. — М.: Перо, 2015. — 242 с.
  11.            Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 2–3.

moluch.ru

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

Библиографическое описание:

Лушкина А. В. Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 233-234. — URL https://moluch.ru/archive/159/44836/ (дата обращения: 26.06.2018).



В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления, проблемы нормотворчества

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия. Однако реализация любой формы власти возможна только через принятие компетентными органами и исполнение всем обществом в целом нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Под муниципальным (местным) нормотворчеством понимается осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения [1, с. 55].

Основная задача любого нормотворческого органа заключается в обязанности издавать качественные, своевременные, а главное — эффективные нормативно-правовые акты (законы).

Понятие муниципального правового акта содержится в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Но наряду с законным понятием, вопросу правовой природы муниципальных правовых актов посвящены статьи Л. А. Быковой, В. Г. Коняхина, В. Ю. Самовича [3, с. 22–27; 4, с.9–12]. В указанных статьях авторы приводят разные точки зрения учёных в отношении понятия муниципального правового акта, его сущности, признаков и места в общей системе российского права.

В юридической литературе вопросам природы, специфики, эффективности, качества, проблемам и перспективам муниципального нормотворчества посвящены работы таких ученых как А. С. Авитисов, А. Н. Артамонов, Л. А. Быкова, А. А. Джагарян, О. Л. Казанцева, В. Г. Коняхин, Д. А. Савченко, Е. С. Шугрина и многие другие. Я думаю, что вопросам нормотворчества органов местного самоуправления будут посвящены еще сотни работ учёных, поскольку существуют разные точки зрения в этой области, а муниципальное право продолжает развиваться и усовершенствоваться.

Среди проблем нормотворчества органов местного самоуправления, на которые обращают внимание многие ученые (в частности, О. Л. Казанцева), можно выделить следующие [5, с. 69–75]: несоответствие нормативно-правовых актов действующему законодательству; не соблюдение правил юридической техники; превышение органами местного самоуправления своих полномочий; нарушение бюджетного законодательства о налогах и сборах; несоблюдение порядка принятия или формы нормативного правового акта (издание акта в иной форме, чем предусматривает Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») и другие. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Самая основная, на мой взгляд, проблема — это низкий уровень подготовки сотрудников администрации, которые занимаются разработкой проектов муниципальных правовых актов, особенно в сельских поселениях. Безусловно, это связано с недостаточным финансированием муниципальных образований, в частности, сельских поселений. Конечно, специалист органа местного самоуправления должен не только в совершенстве знать действующее законодательство, но и отслеживать все нововведения в них. Таким образом, специалист органа местного самоуправления должен обладать высокой степенью именно юридической квалификации. Но в реальности это не так. Поэтому при издании нормативно-правовых муниципальных актов зачастую не соблюдаются правила юридической техники: наблюдаются опечатки, орфографические, грамматические ошибки; нарушение нумерации статей, строк; встречаются дублирование норм. Поэтому принятие такого муниципального акта приводит к непониманию его смыла, не соответствию действующему законодательству и включению в него коррупциогенного фактора. Поэтому на фоне данной проблемы можно решить вопрос о повышении уровня квалификации сотрудников органов местного самоуправления. Например, наладить сотрудничество с органами юстиции, прокуратуры, органами государственной власти субъектов РФ и проводить совместные семинары, практикумы и совещания по проблемным вопросам нормотворчества органов местного самоуправления. Но на практике пока мы видим иное: принятие нормативно-правового акта, направление его в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной и законодательной экспертизы и, как результат, вынесение надзорными органами предписаний, протестов и требований.

Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ. Нормативное регулирование в этой сфере осуществляется законами субъектов РФ.

Министерство юстиции РФ анализирует работу по ведению регистра муниципальных правовых актов и готовит обзоры практики его ведения. Несоблюдение правотворческой техники при подготовке и принятии таких актов приводит к тому, что они не включаются в вышеуказанный регистр. Решению данной проблемы поможет информатизация этого процесса.

Считаю, что необходимо создать единую информационную автоматизированную систему, которая позволит иметь полное представление о муниципальном нормотворчестве. Например, Иванова А. Ю. в своей статье «Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления и возможности современных информационных технологий» упоминает про разработку и внедрение такой системы, как «АРМ Муниципал» [6].

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время есть необходимость нацелить органы местного самоуправления на законное и целесообразное решение вопросов в области нормотворческой деятельности.

Литература:
  1. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 54.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822. //Консультант Плюс. Дата обращения: 17.03.2017 г..
  3. Быкова Л. А. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 22–27.
  4. Коняхин В. Г. Самович В. Ю. К вопросу о правовой природе актов представительных органов муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 2. С. 9–12.
  5. Казанцева О. Л. Проблемы правотворческой деятельности муниципальных образований в Российской Федерации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия право. 2013. Т.9, вып.2 С. 69–75.
  6. Иванова А. Ю. Проблемы нормотворчесва органов местного самоуправления и возможности современных информационных технологий //Журнал «Правовая информатика», выпуск № 2/2012.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное нормотворчество, действующее законодательство, акт, нормотворчество органов, Проблема нормотворчества органов, общий принцип организации, юридическая техника, муниципальный правовой акт, специалист органа.

moluch.ru

Местное самоуправление в системе народовластия

Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя России, называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации определены основные формы осуществления народом своей власти:

-        непосредственное;

-        через органы государственной власти, которые в соответствии с федеративным устройством России разделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

-        через органы местного самоуправления.

Именно поэтому местное самоуправление можно определить как форму народовластия.

Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

-        Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование. Муниципальное образование является территориально-политической организацией населения в городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории городов федерального значения, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан.

-        Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Особенность как элемента политической системы состоит в его государственно-общественном

-        Местное самоуправление имеет особый объект управления — вопросы местного значения.

-        Одно из ключевых понятий, характеризующих местное самоуправление как форму организации и осуществления власти — самостоятельность. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом своей власти.

-        Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

-        Муниципальная деятельность осуществляется исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы, порядок и условия такого контроля определяются уставом муниципального образования.

Важность изучения вопросов основ местного самоуправления обусловлена необходимостью развития основных методов разработок и практики применения управленческих решений и обеспечения функционирования муниципального права в Российской Федерации. Потребность данного анализа детерминирована необходимостью детального исследования субъектного потенциала развития основ местного самоуправления, прежде всего, активизации деятельности органов местного самоуправления. Изученные не в полной мере особенности функционирования местного самоуправления, развития новых видов муниципалитетов, отсутствие ясных представлений об организационных формах обеспечения муниципальной практики в условиях формирования аппарата местного самоуправления также являются актуальными при изучении данной отрасли.

Вместе с выше указанными причинами, эффективное и организованное самоуправленческое начало в современной политико-правовой практике выступает в качестве одной из основ демократического общества, в котором совместно с государственными приоритетами не только признается, но и гарантируется соблюдение местных (муниципальных) интересов. Местное самоуправление способствует приближению локальных управленческих технологий и практик к гражданам, предотвращает отчуждение местных властвующих институтов от общества. В связи с этим в России, избравшей путь демократизации, исследование организационных основ системы местного самоуправления чрезвычайно актуально [1].

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, весьма перспективным для дальнейшего изучения является осмысление состояния и развития местного самоуправления, а также комплексное изучение действующей системы местного самоуправления, анализ системных свойств, которые представляют ее специфические элементы и во многом определяют вектор ее дальнейшей трансформации. Соответственно, изучение основных системных параметров транзита местного самоуправления от системы бюрократического администрирования к системе непосредственной самоорганизации социально и политически активных граждан и их представителей представляет не только теоретико-концептуальную, но и практическую ценность [2].

Местное самоуправление является институтом публичной власти, локально приближенным к населению, а также институтом гражданского общества. Институты территориального общественного самоуправления являются территориальной формой самоорганизации граждан по месту их проживания и создаются резидентами на добровольной основе в рамках институализованных основ общественной самодеятельности [4].

Для осуществления местного самоуправления необходимо наличие определенных условий: некоторой степени солидарности местных резидентов в отстаивании собственных экономических, общественных и политических интересов, а также осознания необходимости согласования этих интересов с региональными и общегосударственными. Кроме того, для осуществления местного самоуправления необходимо наличие существенных материальных и финансовых ресурсов, а также регламентированное правовыми нормами разграничение полномочий между институтами государственной власти и институтами местного самоуправления.

Практика и традиции местного самоуправления предшествовали становлению государства как политического института и примерами тому служат общинное или городское самоуправления античного мира или средневековья. Именно поэтому государство не только делегирует институтам местного самоуправления властные полномочия, но также местное самоуправления изначально интегрировано в общую систему государственного управления. Одновременно местное самоуправление представляет собой действенный институт осуществления политической власти, который в совокупности с принципом делегирования властных полномочий детерминирует управленческие процессы в современном демократическом и плюралистическом государстве [5]. Соответственно, институты местного самоуправления способствуют демократизации и плюралистичности политических процессов и государственного управления, взаимодействуя при этом с правительственными ведомствами и учреждениями. Кроме того, местное самоуправление как технология управления «малыми географическими пространствами» является менее бюрократизированной управленческой практикой, в большей степени адаптированной к местной политической культуре. Таким образом, местное самоуправление является действенной формой организации властных институтов на местной уровне и выражает многообразие всей практики социально-политической деятельности граждан в локальном политическом поле [4].

В настоящее время местное самоуправление понимается как важнейший элемент гражданского общества, как суть применения принципа народовластия. Одной из общепризнанных основных идей современного конституционализма является народовластие. Институты народовластия находятся в неразрывной связи с иными институтами политической системы общества. Являясь самостоятельным научным понятием, «народовластие» интегрирует в себе философские, политические и правовые идеи. Однако, основные характеристики понятия «народовластия» находятся в сфере изучения политической науки. Наиболее полным и всесторонним будет определение «народовластия» как основополагающего принципа демократического государства, выражающегося в признании народного суверенитета.

Местное самоуправление как форма народовластия представляет систему самоорганизации общественно-экономической и политико-правовой деятельности граждан, тем самым, обеспечивая самостоятельное решение местным населением или их представителями многих актуальных локальных проблем, связанных с процессом управления муниципальной собственностью в интересах всех резидентов определенного территориального сообщества. Существенной характеристикой местного самоуправления является осуществление населением непосредственно или через представителей самостоятельного управления собственными делами. Таким образом, местное самоуправление следует охарактеризовать как целенаправленный процесс управления, который обусловлен активным функционированием институтов представительства на локальном уровне [4].

В современной российской политико-правовой практике именно на Конституции Российской Федерации как на основополагающем документе зиждется вся российская система правового регулирования. Россия провозглашена в качестве демократического государства (пункт 1 статья1), в котором народ выступает как носитель власти на федеральном, региональном и местном уровнях (пункт 1–2 статья3). Исходя из данных конституционных положений, перечисленные критерии формируют основы существования народовластия как правовой категории, обуславливающей функционирование институтов демократического государства и признание народного суверенитета. Однако на современном этапе в России созданы лишь предпосылки для формирования гражданского общества и народного самоуправления на региональном и муниципальном уровнях, и дальнейшее развитие этих институтов зависит от последующих демократических реформ.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2.                 Эскиев М. А. Местное самоуправление в современной России. 5 Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические вопросы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях» Махачкала, 2014

3.                 Эскиев М. А. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

4.                 Эскиев М. А. Чажаев М.И, Мэрия города Грозного как субъект муниципального управления. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

5.                 Баглай Н. В. Конституционное право зарубежных стран — Москва, Инфра-М, 2000.

6.                 Черкасов А. Правовое регулирование местного управления в странах современного мира — М., 2000.

7.                 Эскиев М. А. Местное самоуправление в Европейских странах. Общие основы системы местного самоуправления в Европе. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта