Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Молодежная наука тенденции развития журнал
Редакционная коллегия - Научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития»
Главный редактор: Мезинов Владимир Николаевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина
Ответственный секретарь: Меренкова Вера Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической психологии ЕГУ им. И.А. Бунина
Технический редактор: Комлик Любовь Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической науки ЕГУ им. И.А. Бунина
Состав редакционной коллегии:
Барышева Тамара Александровна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенкаинститута детства РГПУ им. А.И. Герцена
Кудрявцева Елена Алексеевна – зав. кафедрой педагогики и современных образовательных технологий Борисоглебского филиала ВГУ, доктор педагогических наук, профессор
Подымова Людмила Степановна – зав. кафедрой психологии профессионального образования МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Подымов Николай Анатольевич – доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии профессионального образования МПГУ
Яковлева Елена Викторовна – заместитель директора Института педагогики и психологии ЧГУ по учебно-методической работе, зав.кафедрой начального образования, доктор педагогических наук, профессор
Бакаева Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ЕГУ им. И.А. Бунина
Карпачева Ирина Анатольевна – директор института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
Кондакова Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ЕГУ им. И.А. Бунина
Ельникова Оксана Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической науки ЕГУ им. И.А. Бунина
Фаустова Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической психологии ЕГУ им. И.А. Бунина
Шатохин Александр Алексеевич – проректор по учебной работе ВГАУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики профессионального обучения
molnauka.elsu.ru
Этические принципы авторов журнала - Научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития»
Редакция журнала «Молодежная наука: тенденции развития» исходит из того, что каждый автор, направляющий свою рукопись в журнал, соглашается с нижеизложенными этическими принципами:– Указанный в рукописи авторский коллектив включает всех лиц, внесших существенный вклад в подготовку материала, а лица, не участвовавшие в исследовании, в нем не указаны.– Все соавторы уведомлены о подаче рукописи в журнал и не имеют против этого возражений (согласны с ней), интересы коллектива авторов представляет одно выбранное лицо, которое ведет переписку с Редакцией. Именно контактному лицу направляется на авторизацию финальный вариант текста, и в его задачи входит ознакомить с текстом всех соавторов.– Порядок, в котором указаны авторы, определяется коллективом авторов до отправки рукописи в Редакцию.– В рукописи представлены результаты оригинального научного исследования. На научные работы, в той или иной мере повлиявшие на ход исследования, представляются библиографические ссылки. Заимствованные фрагменты или утверждения оформляются по правилам цитирования с указанием автора и первоисточника. Неоформленные цитаты и присвоение прав на результаты чужих исследований отсутствуют.– Авторы несут ответственность за весь представленный в рукописи фактический материал и отвечают за то, что никакие данные не были сфальсифицированы или сфабрикованы.– Не допускается манипулирование цитированием в любом виде (неуместное или излишнее цитирование работ научного руководителя, начальника, коллег), включая самоцитирование (в библиографическом списке ссылки на работы автора не могут составлять более 20% при общем числе ссылок до 25, а при большем числе – не более 5 ссылок).– За исключением правильно оформленных цитат остальное содержание рукописи не находится в другом месте под авторским правом.– Рукопись нигде не была ранее опубликована и направляется на рассмотрение только в одно, данное издание.– Представленный в рукописи графический материал является оригинальным и авторские права на него принадлежат авторам рукописи, либо же он сформирован авторами на основании литературных данных, подкрепленных исчерпывающими библиографическими ссылками.Критерии авторства– Определение авторов и круга лиц, принимавших участие в подготовке статьи, лежит в сфере ответственности исследователей, а не Редакции. Споры между авторами по данному поводу не рассматриваются Редакцией и могут послужить причиной приостановки подготовки рукописи к печати.– Автором признается человек, непосредственно принимавший участие в написании статьи, в разработке ее концепции, сборе материала, анализе и интерпретации.– Имена лиц, внесших в подготовку рукописи вклад, не достаточный для признания авторства, приводятся в разделе «Благодарности» с указанием объема их работы.Неэтичное поведение авторов– При обнаружении нарушений этических принципов авторами Редакция пытается выяснить причины и серьезность ситуации.– Если есть подозрение в плагиате, автор должен будет доказать свое авторство, либо правильно оформить заимствованные куски текста, после чего Редакция может повторно рассмотреть рукопись.– В случае серьезного нарушения авторских прав, а также остальных положений настоящих этических принципов и критериев авторства рукопись будет отклонена, а сотрудничество Редакции с автором может быть прекращено.– Если к моменту выяснения обстоятельств нарушения этических принципов статья была опубликована, она может быть отозвана из журнала с соответствующей пометкой на официальном сайте.
molnauka.elsu.ru
Научные журналы
ЕГУ им. И. А. Бунина | |
| Bunin Yelets State University Адрес: ул. Коммунаров, д.28 г. Елец, Липецкая область Телефон: +7 (47467) 2 - 21 - 93; 2 - 04 - 63; Email: [email protected] | Карта сайта |

Copyright © 2002–2017 Елецкий государственный университет имени И. А. БунинаПри перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна
Молодежная наука
Современный мир развивается очень стремительно и быстро. Каждый день выдвигаются новые теории, изобретаются технологии, пишутся научные статьи и доклады. Но имеют ли смысл эти научно-исследовательские работы, если их негде продемонстрировать и рассказать о них? Именно поэтому, уже на протяжении нескольких лет реализуется программа поддержки талантливой молодежи при содействии Министерства образования и науки Самарской области. Особое место в программе занимает проведение научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», которая преследует следующие цели: привлечение учащейся молодежи к исследовательской научной деятельности; реализация творческого потенциала старшеклассников и студентов; поддержка работы школьных и студенческих научно-исследовательских обществ; расширение региональных контактов в сфере научно-технической и научно-исследовательской деятельности. В 2017 году конференция проходила на базе Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики в период с 24 по 27 января.
В первый день конференции участникам показали достопримечательности города Самара и рассказали про них. Было проведено две экскурсии - утренняя и вечерняя. Но основной частью первого дня стала олимпиада для учащихся и студентов по следующим направлениям: физика, математика, информатика, деловая игра по экономике, история и обществознание, русский и английский языки.
Второй день мероприятия стал наиболее важным для участников, так как он был непосредственно связан с защитой научно-исследовательских работ, перед которой конкурсантам сложно было скрыть свое волнение. Для снятия этого напряжения, организаторы мероприятия включили в программу торжественного открытия конференции творческие номера, которые демонстрировали сверстники участников мероприятия. Также, на церемонии открытия с приветственным словом в адрес конкурсантов выступили представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». В этот день, на протяжении пяти часов молодые научные исследователи презентовали свои работы. Под конец этого сложного дня для участников было подготовлено игровое шоу «Нулевая сессия» и интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», организатором которых стал студенческий ИТ-клуб, который на протяжении нескольких лет проводит подобные мероприятия интерактивного формата для студентов ПГУТИ.
Третий день конференции приобрел статус информационного. Своими знаниями и опытом с участниками конференции делились профессионалы. О том, как сделать выступление наиболее успешным и как получить профессию программиста рассказывали Александр Улантиков - основатель и руководитель арт-студии «Orange», тренер по ораторскому искусству, работе с голосом и публичным выступлениям и Вячеслав Гинсбург - директор ООО «Современные технологии». О существующих технологиях аргументации при написании сочинения и публичном выступлении и о том как, выйдя из себя, можно вернуться обратно рассказывали Ирина Долгова - кандидат педагогических наук, доцент ЧОУ ВО «Международный институт рынка» и Елена Кольчугина - кандидат психологических наук, доцент ЧОУ ВО «Международный институт рынка». О том как построить путь к успеху и о цифровой трансформации общества и бизнеса рассказывали Светлана Иванова - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы ФГБОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН» и Николай Никульников - кандидат экономических наук, генеральный директор Digital-агентства WEBROVER.
В итоговый, четвертый день мероприятия прошел «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЧАС», где представители ведущих вузов Самары рассказывали про деятельность и уникальность каждого учебного заведения. По окончании которого началась торжественная церемония награждения победителей и призеров научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия». Более 190 участников получили дипломы и грамоты победителей и призеров научно-исследовательской конференции.
В этом году в конференции приняли участие более 1000 молодых людей из 60 регионов Российской Федерации – Самарской, Оренбургской, Белгородской, Тюменской, Томской, Омской, Пензенской, Ивановской, Волгоградской и других областей, республик Татарстана, Бурятии, Хакасии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и 4 стран ближнего зарубежья –Армении, Беларуси, Казахстана и Приднестровья. Нужно отметить, что участниками конференции из Самарской области стали жители 22 субъектов региона.
На заочный этап конференции было заявлено 946 научно-исследовательских работ, из которых 863 работы были допущены к очной защите по 26 предметным областям.
Масштабы Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия», говорят о состоятельности, востребованности и привлекательности указанного мероприятия, что в свою очередь повышает имидж образования в Самаре и в Самарской области.
Текст: ЛЕБЕДЕВ ДаниилФото: ЩЕКАЧЁВА Анна "iC | АйСи" Пресс-клуб ПГУТИ
www.psuti.ru
Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития
Раздел: Дискуссия
Автор исследует научно-популярные интернет-ресурсы. Изучены научно- популярные сайты Интернета как важное средство научной популяризации.
Ключевые слова: популяризация науки, научно-популярный сайт, научно-популярный
Появление в Интернете научно-популярных сайтов знаменует собой еще одно проявление общей тенденции укрепления позиций интернет-журналистики, которая, как уже отмечено современными исследователями, становится все более очевидным фактором общественной жизни [интернет-СМИ..., 2010, с. 51]. Феномен, носящий название «научная популяризация», возник в России в конце XVII — начале XVIII в., когда появились первые публикации, авторы которых пытались изложить сложный научный материал так, чтобы он был понятен наиболее широкому кругу людей. Напомним, что предмет научной популяризации — наука — «сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе картины мира»[1]. А слово «популяризировать» означает — «сделать — делать популярным, доступным, распространенным»[2]. Под научной же популяризацией (или — популяризацией науки) в настоящее время понимается процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).
Развитие научной популяризации в нашей стране было вызвано острой необходимостью распространения в обществе достоверных научных знаний. Именно они являются основой развития экономию!, техники, медицины и других сфер общественной жизни. Наука как источник достоверного знания о действительности, как известно, осуществляется довольно узким кругом людей, обладающих неординарными способностями, использующими широкий спектр научных методов познания и соответствующую материально — техническую базу Получаемые в ходе исследований знания могут быть исключительно сложными для восприятия неподготовленного человека, доступными лишь самим ученым. Сделать их достоянием максимально широких масс населения позволяет, в первую очередь их популяризация, которая, будучи самостоятельным явлением, в то же время выступает и одной из сторон образования и просвещения. Важнейшие функции этого вида творческой деятельности состоят в следующем:
1) популяризация научного подхода к окружающей действительности;
2) распространение научных знаний в современной и доступной форме;
3) формирование образа науки как одной из наиболее привлекательных форм человеческой деятельности»[3].
Основным каналом научной популяризации (с момента их появления в России) выступают СМИ. К концу XX в. в стране сложилась хорошо развитая система научной популяризации, в которой именно СМИ играли ведущую роль. Происходившая на переломе веков трансформация нашего общества, переход на рыночные пути развития, к сожалению, оказали разрушительное воздействие на систему популяризации науки. Многие издания «погибли», у многих резко упал тираж (так, например, тираж журнала «Юный натуралист» снизился в 325 раз!). Произошло это как из-за отсутствия внятной политики государства по отношению к науке и научной популяризации, так и из-за падения покупательных возможностей аудитории, падения престижа науки в обществе и Т.д.
В последнее время в отношении государства к науке (а значит — и к научной популяризации) наметились важные изменения. Так, в 2012 г. Президент РФ Владимир Путин заявил, что государство существенно увеличит средства, выделяемые государственным научным фондам на поддержку перспективных научных исследований с тем, чтобы довести размеры грантов до того уровня, который соответствует грантам ведущих иностранных фондов. Он подчеркнул, что к 2018 г. «планируется выделить до 25 млрд рублей Российскому фонду фундаментальных исследований и Российскому гуманитарному научному фонду». «Причем размеры грантов будут сопоставимы с теми, которые предоставляют ученым ведущие иностранные фонды и университеты», — сказал президент[4]. Путин также сообщил о планах в будущем довести расходы на науку до 2,5% ВВП, в том числе за счет привлечения частных инвестиций. К 2015 г. планку расходов на научные исследования и разработки планируется поднять до уровня порядка 1,8% ВВП. Данное обстоятельство способно дать мощный толчок как развитию науки, так и научной популяризации.
Важную роль играет и широкое внедрение Интернета в стране. В настоящее время уже треть населения имеет доступ к глобальной Сети. Использование Интернета открывает для научной популяризации новые возможности, такие, например, как 1) глобальность распространения информации; 2) возможность многоязычия; 3) мультимедийность; 4) интерактивность; 5) гипертекстуальность; 6) высокая селективность; 7) высокая маневренность; 8) высокая оперативность; 9) избирательность воздействия на аудиторию. Поэтому рост в Сети количества научно-популярных сайтов — не случайность.
Наше исследование показало, что в настоящее время в Интернете существуют разные типы научно-популярных ресурсов. Одни из них представляют собой электронные версии традиционных научно-популярных периодических печатных изданий и телевизионных передач ("«Юный натуралист», «Наука и жизнь», «Очевидное—невероятное», «National Geographic», «Российский космос», «Химия и жизнь—XXI век», «В мире животных», «Академия», «Мозговой штурм», «Жить здорово» и др./, другие являются самостоятельными сетевыми сайтами, выпускаемыми научными и просветительскими организациями, учебными заведениями (институтами), или отдельными энтузиастами — учеными — популяризаторами науки («Мембрана», «Мир Гео», «Биомолекула», «Км/наука», «Первые американцы», «Элементы», «Астронет», «Метеориты», «Мол- ген» и др.). В целом же, все сайты образуют особую совокупность научно-популярных ресурсов, которая выступает новой типологической группой в системе российских СМИ.
Чтобы получить определенное представление о предметно — тематическом содержании и жанровых формах публикаций на сайтах этой группы, мы сделали репрезентативную выборку из 820 текстов и результаты их анализа изложили в двух таблицах. В одной — представили процентное соотношение (рейтинг) предметно — тематических направлений отобранных публикаций, а в другой — процентное соотношение (рейтинг) таких публикаций в разных жанровых формах. Обратимся к табл. 1.
Как видим, на исследуемых сайтах популяризируется двадцать четыре основных предметно-тематических научных направления. Причем, в первую десятку вошли (последовательно) науки о космосе, истории, астрономии, генетике, биологии, медицине, физике, нанотехнологиях, компьютерах, новых технологиях. Если попытаться объяснить, чем именно объясняется подобное соотношение популяризируемых научных направлений на изучаемых сайтах, то можно утверждать, что это результат той информационной политики, которую реализуют данные сайты. А она в свою очередь вытекает из субъективного преломления создателями сайтов, авторами объективных социальных потребностей (потребности российского общества в развитой экономике в целом высокотехнологичном производстве, мощной науке, что невозможно сделать, не поддерживая науку и соответственно не популяризируя прежде всего те ее направления, которые в наибольшей мере способствуют удовлетворению данных потребностей). Именно в силу данных причин (в результате взаимодействия названных объективных и субъективных факторов) в настоящее время на разных сайтах и сложилась своя устойчивая совокупность популяризируемых предметно-тема- тических направлений. При этом, как мы видим, на сайтах изучаемой группы практически не освещаются филологические, философские, психологические, экономические, педагогические, юридические науки. На наш взгляд, это упущение со стороны популяризаторов науки, поскольку существует достаточно много пользователей Интернета, которые нуждаются в популярных знаниях по этим дисциплинам. Данные предметно-тематические направления — один из резервов оптимизации содержательной стороны научно-попу- лярных исследуемых сайтов.
Теперь обратимся к табл. 2.
Проведенный в статье анализ жанровой структуры сайтов показал, что они используют большинство жанров, входящих в три основные жанровые группы (информационная аналитическая, ху- дожественно-публицистическая) [Тертычный, 2002]. Причем, у каждого сайта есть свои жанровые предпочтения, что объясняется их жанровой стратегией, связанной со стремлением применять такие формы изложения научно-популярной информации, которые представляются для создателей текстов наиболее оптимальными.
Устанавливается, что структура жанров на исследуемых научно- популярных сайтах имеет «разомкнутый» характер, связанный с ее развитием. Согласно рейтингу присутствия жанров на всех научно- популярных сайтах исследуемой типологической группы два жанра — заметка и статья, составляющие от общего объема текстов на всех сайтах соответственно 48 и 39,2%. Тексты в жанре интервью занимают 2,7% и тексты в жанре очерка — 1,4%. Все остальные жанры представлены показателями, не превышающими одного процента от общего массива изученных текстов. Выявленная жанровая ориентация научно-популярных сайтов, на наш взгляд, может быть скорректирована в сторону увеличения числа текстов в других, слабо представленных или не представленных вовсе жанровых формах, что сделало бы изложение информации более «рельефным, более разнообразным и привлекательным для пользователя.
Современное развитие названной типологической группы сайтов характеризует ряд тенденций, складывающихся в результате взаимодействия уже обозначенных выше объективных и субъективных факторов. Наиболее очевидной является тенденция количественного роста научно-популярных ресурсов Интернета. Но определенные тенденции развития наблюдаются и в их функциональной стороне, а также — в содержательном наполнении сайтов и их жанровой палитре. Первая из тенденций проявляется в том, что научно-популярные сайты постепенно превращаются в своеобразную площадку для обсуждения междисциплинарных научных проблем учеными — представителями разных наук, что очень важно для интеграции разных наук [Таевский, 2008, с. 143—145]. Вторая тенденция проявляется в том, что научно-популярные сайты в Интернете, все больше расширяя доступ к публикуемому на них контенту, становятся наиболее доступным источником научно-популярной информации в стране, позволяющим массовой аудитории получать самое широкое представление о событиях в научном мире. Следующая тенденция состоит в постепенном укреплении роли научно- популярных сайтов как интегративных центров профессионального творчества, обмена опытом в сфере научной популяризации, совместной разработки сотрудниками, руководителями разных сайтов тех или иных акций по научной популяризации в сети или даже за ее пределами (организация фестивалей науки, совместных научных конкурсов, интернет-опросов аудитории, проведения Дней знания и пр.).
Явной становится тенденция укрепления и расширения на научно-популярных сайтах роли форумов и клубов, как форм обмена мнениями между разными пользователями Интернета, по поводу той или иной научной проблематики, освещаемой на сайтах. Необходимо указать и еще на одну из тенденций, проявляющихся в развитии научной популяризации в глобальной Сети. Она состоит в стремлении сайтов все более активно использовать мультимедийные возможности сети для подачи научно-популярной информации. Одна из тенденций в развитии научно-популярных сайтов проявляется в попытке соединения информационного потенциала этих сайтов с информационным потенциалом научно-популярной бло- госферы, складывающейся в социальных сетях.
Наличие названных тенденций позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем научно-популярные ресурсы Интернета станут еще более эффективным средством распространения в обществе научных знаний, что в свою очередь, благотворно скажется на развитии всех сфер социальной жизни.
Список литературы
Интернет-СМИ.Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Ас- пект-пресс, 2010.
Таевский Д.А. Интернет-СМИ как консолидирующая площадка для открытой дискуссии //Журналистика электронных сетей. Воронеж, 2008.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-пресс, 2002.
Поступила в редакцию 11.10.2012
[1] Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 876.
[2] Популяризировать // Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. С. 923.
[3] Яковенко И. А. Рынок научно-популярных журналов (аналитический обзор). URL: http://pressaudit.ra/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/ (дата обращения: 30.08.2012).
[4] Комсомольская правда. 2012. 23 мая.
vestnik.journ.msu.ru
Конкурс научно-исследовательских работ студентов «Современные тенденции развития науки в молодежной среде»
Информационное письмо
Сборник статей участников по итогам международного конкурса научно-исследовательских работ «Современные тенденции развития науки в молодежной среде»
В апреле – мае 2017 г. прошел межвузовский конкурс научно-исследовательских работ студентов «Современные тенденции развития науки в молодежной среде» в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений «Вперед и вместе!» ЕГУ им. И.А.Бунина.
Цель конкурса – активизация научно-исследовательской деятельности в молодежной среде.
Задачи конкурса: поддержка научно-исследовательских работ обучающихся образовательных организаций высшего образования; повышение качества научно-инновационной подготовки будущих специалистов; создание эффективного механизма отбора и активного включения обучающихся образовательных организаций высшего образования, способных к научно-исследовательской деятельности, в научную и образовательную сферы РФ.
В конкурсе приняли участие студенты из 43 вузов России:
ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы Народов»
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России»
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный университет имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского»
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет»
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал, г. Симферополь
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет»
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ (Липецкий филиал)»
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
ФГБОУ ВО «РАНХиГС», Среднерусский институт управления, филиал, г. Орел
ФГБОУ ВО РФ «Российский государственный университет правосудия», г. Ростов-на-Дону
ФГАОУ «Национальный исследовательский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Казанский филиал
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Северокавказский филиал, г. Краснодар
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Уральский филиал, г. Челябинск
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Дальневосточный филиал
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Северо-Западный филиал
ФГБОУВО ПФ «Российский государственный университет правосудия», г. Нижний Новгород
АНО ВО «Российский новый университет», Елецкий филиал
ГОУ ВО «Московский государственный областной университет»
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
МОУ ВО «Институт права и экономики»
Частное учреждение "Академия Болашак"
К участию в заочном конкурсе принимались научно-исследовательские работы, тематика которых соответствовала научным направлениям: «Политология», «Социология», «Право», «Экономика», «Психология», «Педагогика».
159 НИРС будет опубликовано в сборнике научно-исследовательских работ «Современные тенденции развития науки в молодежной среде».
Победители конкурса
Научное направление «Педагогика»
|
МЕСТО |
Ф.И.О. участника |
НИРС |
ВУЗ |
|
1 место |
Смелова Маргарита Владиславовна |
Проектная технология в досуговой деятельности - средство первичной профилактики девиантного поведения молодёжи |
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» |
|
2 место |
Ивашкина Елена Викторовна |
Волонтерская деятельность как форма организации досуга молодежи |
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» |
|
3 место |
Матузова Анна Сергеевна |
Формирование основ этнической культуры у детей младшего школьного возраста |
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет |
Научное направление «Психология»
|
МЕСТО |
Ф.И.О. участника |
НИРС |
ВУЗ |
|
1 место |
Очеретина Юлия Андреевна |
Профилактика sibs-конфликтов у детей |
ФГБОУ ВПО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
|
2 место |
Речкалова Каролина |
Исследование отношения к слухам разных социальных групп |
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» |
|
3 место |
Мамонтова Анастасия Григорьевна |
Исследование особенностей личности наркозависимых на основании графологического анализа |
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» |
|
3 место |
Дука Анастасия Николаевна |
Профилактика эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем страхов |
ФГБОУ ВПО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
Научное направление «Политология»
|
МЕСТО |
Ф.И.О. участника |
НИРС |
ВУЗ |
|
1 место |
Шершун Сергей Алексеевич |
Политические конфликтные ситуации между Российской Федерацией и Беларусью: причины и этапы развития |
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» |
|
3 место |
Тодорова Ралица Вениславова |
Вызовы Европейскому союзу со стороны Юго-восточной Европы |
Российский Университет Дружбы Народов |
|
3 место |
Снигур Павел Андреевич |
Политический спектр современной Молдовы: проблемы и перспективы |
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» |
Научное направление «Право»
|
МЕСТО |
Ф.И.О. участника |
НИРС |
ВУЗ |
|
1 место |
Белоусова Ирина Александровна |
Практика безвозмездного предоставления земельных участков в Республике Крым
|
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал, г. Симферополь |
|
2 место |
Соковых Ирина Ибрагимовна |
Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны: современное состояние и пути совершенствования
|
ФГБОУ ВО РФ «Российский Государственный Университет Правосудия» г. Ростов-на-Дону |
|
3 место |
Моргачева Юлия Игоревна |
Мотивы преступления и их психологическая сущность
|
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» |
Научное направление «Социология»
|
МЕСТО |
Ф.И.О. участника |
НИРС |
ВУЗ |
|
1 место |
Инютина Анна Дмитриевна |
Удовлетворённость социальной политикой предприятия |
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал |
|
2 место |
Дайняк Екатерина Андреевна |
Мотивация политического участия активистов незарегистрированной организации на примере членов Национально-демократической партии |
ФГБОУ ВО «Российский Государственный Гуманитарный Университет» |
|
3 место |
Гаврилина Татьяна Константиновна |
Влияние неформальных отношений в организации на трудовую деятельность |
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал |
Научное направление «Экономика»
|
МЕСТО |
Ф.И.О. участника |
НИРС |
ВУЗ |
|
1 место |
Суровцева Екатерина Васильевна |
Финансовая грамотность населения как основа устойчивого развития и стабилизации общества |
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» |
|
2 место |
Кузьмин Павел Владимирович |
Особенности реализации функций заработной платы в российской экономике |
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» |
|
3 место |
Белоусов Антон Сергеевич |
Проблемы ипотечного кредитования в Российской Федерации |
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» |
|
3 место |
Селиванова Татьяна Викторовна |
Исследование причин и факторов трудовой мобильности в Липецкой области |
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал |
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
elsu.ru
Наука и Образование: научно-техническое издание: инновационное развитие молодежной науки
инновационное развитие молодежной науки
Наумов Валерий Николаевич
доктор технических наук,
профессор кафедры «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»
Современное общество существует в условиях доминирования научных и технических достижений как в профессиональной, так и в бытовой сферах. Знание становится все более инструментальным, научные факты выстраиваются в процедурные цепочки, которые принято называть технологиями. Специалисты и домохозяйки, школьники и студенты поставлены перед необходимостью не только следовать технологическим рецептам, но и самим формировать их.
В то же время общество, чтобы быть сегодня успешным, нуждается в особого рода высоко-квалифицированных специалистах, обладающих способностью создавать новое знание в различных областях профессиональной деятельности. И, если для пользователей современным знанием важно не только составить понятие о научных фактах, но и представлять себе действительность в постоянно обновляющейся научно-технической системе координат, то для тех, кто продуцирует это новое знание, просто необходимо иметь глубоко интегрированные когнитивные структуры, позволяющие ощущать окружающий мир через систему научных знаний.
И для тех и для других крайне важно иметь возможность в молодом возрасте получить практические навыки, пусть разной степени интенсивности и сложности, манипулирования современным знанием и продуцирования практических результатов, основанных на этом знании.
Таким образом, сейчас в системах образования и подготовки научных кадров достаточно отчетливо и настоятельно проявляются две важнейших потребности:
- развитие научной грамотности среди молодых слоев населения;
- подготовка, начиная со школы, а затем в вузе, молодых специалистов, обладающих навыками исследовательской, разработческой деятельности, умеющих продвигать результаты своего интеллектуального труда к потребителям.
Данные потребности, в частности, вызывают интеграционные процессы науки и образования, которые проявляются в развитии и институализации интегрированных образовательных систем, ассоциирующих учебные заведения с научными и профессиональными институтами общества, например, в рамках университетских комплексов. Эти потребности, или, как подчас говорят вызовы, могут получить свое удовлетворение при определенном развитии и трансформации системы организации образования и науки. Среди ряда проблем наиболее важными для решения с точки зрения взаимодействия образования и науки, науки и молодежи являются следующие.
1. Как соединить обучение, познавательную деятельность с получением актуального научного или профессионального результата в процессе воспитания продуктивного специалиста?
2. Как сделать интеллектуальную продукцию молодых исследователей и разработчиков известной и прийти к практическому использованию полученного результата?
3. Как обеспечить системную поддержку молодым людям, создающим научную и инженерную продукцию?
Актуальность этим проблемам придает та особая роль, которую играют сегодня в науке и производстве молодые люди; и которая обусловлена их особой мобильностью, энергией, предприимчивостью и интеллектуальной продуктивностью.
Научно-ориентированное образование молодежи, в основу которого заложено стремление к получению полезного и практического результата, как в прикладных, так и в теоретических областях деятельности, позволяет воспитывать кадры высокой квалификации, способные создавать научную продукцию, преобразующую мир, и, кроме того, это образование продуцирует культуру, которая делает способным общество к восприятию новых научных результатов, к ассимиляции новых знаний, к изменениям окружающей действительности.
Прежде, чем перейти к анализу этих проблем, дадим их тезисную расшифровку.
1. Создание учебно-научной инновационной среды предполагают соединение учебного процесса на разных стадиях подготовки - школьной и вузовской с научным поиском и инженерной деятельностью с целью решения практических и теоретических задач, в том числе, при создании новой техники, технологий при исследованиях в области фундаментальных наук, при изучении окружающей среды - физической и социальной и т.п.
2. Апробация и продвижение научно-технических результатов может осуществляться в развитой системе профессиональных связей, отражающих специфику молодежной науки, особенности рынка и потребителей с учетом приоритетов научно-технического развития. Решению данной проблемы для большого сообщества молодых ученых и исследователей поможет создание эффективных инструментов, обеспечивающих представление научно-технических результатов потенциальным потребителям и распространение сведений о них в профессиональной среде, а также среди широкой общественности. К таким инструментам, в частности, относятся научные и инновационные выставки, конференции, семинары, а также информационные ресурсы - электронные и печатные. Решение данной проблемы в масштабах страны позволит более эффективно использовать интеллектуальный потенциал молодежи при решении практически важных задач развития экономики и народного хозяйства.
3. Системная поддержка молодежной науки с одной стороны опирается на усилия общественности, с другой - на государственное вспомоществование. Важным системным фактором общественной поддержки является деятельность молодежных научных обществ. Как показала практика, государственная поддержка молодежной науки через федеральные программы также обладают значительным системообразующим потенциалом. Развитие этих двух системных составляющих, первой - по пути ассоциирования молодежных общественных объединений в общую координированную систему, - а в этом деле сейчас происходят очень существенные подвижки, второй - к формированию общей федеральной целевой программы поддержки молодежной науки, может придать не только больше эффективности работе по кадровому обеспечению отечественной науки и инженерного дела, но и привести к определенной интеграции данных компонент, т.е. к развитию общественно-государственной системы молодежной науки, в рамках которой усилия научной общественности получали бы адекватное государственное содействие.
Таким образом, целенаправленная деятельность по решению данных проблем позволяет обеспечить во многом естественное включение молодых людей, занимающихся наукой и техникой, в систему социально-экономических отношений современного общества, поскольку решение первой проблемы обуславливает интеграцию научных исследований молодежи в качестве составной части учебного процесса в систему образования и придает им инновационный характер, второй - использование результатов этих исследований в реальной экономике и фундаментальной науке, третьей - системную поддержку со стороны общества и государства.
При этом следует иметь ввиду значительную степень универсальности рассматриваемого подхода, выражающуюся в подобии методов и структур (на определенной ступени обобщения), требуемых при решении выделенных проблем для учащихся разных образовательных уровней: старшеклассников, студентов младших и старших курсов.
развитие социально-образовательных
организаций с использованием
гибридного подхода
Неусыпин Константин Авенирович
доктор технических наук,
профессор кафедры «Системы автоматического управления»
Исследована социально-образовательная организация, частным случаем которой является Университет. Рассмотрена возможность использования гибридного подхода в процессе развития консервативной социально-образовательной организации. Обоснована целесообразность использования гибридных организационных структур в рамках общей структуры организации.
Обычно в теории организации рассматриваются в основном социальные системы. Все остальные системы, так или иначе, могут быть приведены к социальным системам, так как основным связующим элементом социальной системы является персонал. Социальные системы в зависимости от их миссии и целей могут быть образовательными, экономическими, медицинскими, политическими и др.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, являются социальными организациями. Существуют различные виды организаций: социально-политические, социально образовательные, социально-экономические и другие организации, имеющие соответствующие системы специфических целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второстепенной целью; для социально-образовательных – подготовка высококвалифицированных специалистов, а получение прибыли также является второстепенной целью.
Общими особенностями социальных организаций являются сложность, динамизм, высокая степень параметрической и стохастической неопределенности, реализация потенциальных возможностей и способностей работника и формирование единства интересов персонала как личных, так и групповых, общественных. Совокупность целей и интересов служит системообразующим фактором.
Социальные организации охватывают различные сферы функционирования персонала. Механизмы взаимодействия персонала посредством социализации создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм персонала в общественных и производственных отношениях, а также создают систему контроля, которая поддерживает функционирование персонала в рамках норм, правил, определенных для конкретной социальной системы. Как правило, в социальных организациях одновременно проходят объективные и субъективные процессы. Циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности относятся к объективным процессам, а деятельность, связанная с подготовкой и принятием управленческих решений является субъективным процессом.
Реализация процесса управления организациями осуществляется посредством разнообразных систем управления. Системы управления организацией функционируют в соответствии с каким-либо методом управления. На современном этапе развития наиболее эффективными являются методы управления организациями, предполагающие изменение организационной структуры.
Обычно в системах управления организациями выделяют три управленческих уровня: высший, средний и низовой.
Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры и является самой динамичной и активной частью социальной организации. Высший и низовой уровни по сравнению со средним уровнем отличаются большей структурной консервативностью.
Такая ситуация наблюдается в основном в условиях относительно стабильной внешней среды функционирования социальной организации. В противном случае при нестабильности среды наиболее эффективными являются гибридные структуры. Гибридные структуры характеризуются гибкостью, которая определяется активностью низового уровня социальной организации. В условиях стохастической неопределенности, когда маркетинговые исследования не позволяют получить достоверную апостериорную информацию реализовать инновационный принцип в социальной организации не представляется возможным. Маркетинговые прогнозы в этих условиях часто недостоверны или даже отсутствует возможность сделать прогноз, что обусловлено такими факторами как «старение» измерений, сенсорная депривация и др. В этих условиях при синтезе или обновлении социальной организации целесообразно использовать гибридную структуру, так как в ее основе лежат эволюционные механизмы. Гибридная структура организации подразумевает, что для реализации многообразных видов деятельности создаются разнообразные отдельные организационные образования. Юридические формы функционирования этих организационных образований могут быть чрезвычайно разнообразными, например секторы, отделы государственного или коммерческого предприятия, входящие в состав холдинга предприятия и др.
Одним из вариантов существования подобных организационных образований в социально-образовательных организациях может быть инициативная группа, сформированная по аналогии с широко распространенными в Японии «кружками качества».
В социально-образовательных организациях целесообразно реализовать низовые структуры в виде подобных инициативных групп в рамках существующих структурных подразделений, таких как, постоянно действующая конференция «Шаг в будущее, Москва», студенческое конструкторское бюро, научно-методический сектор и др.
Примером эффективно функционирующей структуры с гибридным принципом построения является постоянно действующая конференция «Шаг в будущее, Москва» в МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Инициативные группы высококвалифицированных специалистов проводят селекцию и профессиональную подготовку талантливых абитуриентов, которые затем успешно осваивают выбранные специальности при обучении в Университете. Профессиональная ориентация, знания и умения, полученные в процессе работы конференции «Шаг в будущее, Москва» позволяют студентам (лауреатам конференции) активно участвовать в научно-исследовательской работе кафедр. Тем самым эффективнее реализуется миссия Университета – подготовка высококвалифицированных специалистов.
Использование такой формы реализации гибридной структуры в МГТУ объясняется объективными причинами, а именно консервативностью всех социально-образовательных организаций. Исследуемые социально-образовательные организации, также как и медицинские организации должны отличаться высокой степенью консерватизма. Такие организации Минцберг назвал «профессиональными бюрократиями».
Специфической особенностью исследуемой структуры является то, что финансирование работ осуществляется социально-образовательной организацией, поэтому право принятия решения о признании эффективной того или иного организационного образования принадлежит самой организации.
Системогенез социально-образовательной организации с гибридной структурой (элементами гибридной структуры) включает три фазы или три основных этапа функционирования.
Первый этап работы социально-образовательной организации с элементами гибридной структуры заключается в формировании организационных образований по видам деятельности, их функционировании и определении самых эффективных образований. Эффективность таких образований определяется в соответствии с функционалом качества, который включает параметры, характеризующие полученный результат и прогнозные значения компонент вектора состояния, описывающего конечный результат деятельности организационного образования и организации в целом. Таким образом, осуществляется селекция видов деятельности в социально-образовательной организации, подтвержденная эмпирическим путем.
Второй этап работы исследуемой организации заключаются в укреплении отобранных организационных образований, их адекватном финансировании и отработки технологий оказания большого объема услуг. Финансирование осуществляется в соответствии с полученным и прогнозируемым положительным результатом деятельности и определяется по максимальным значениям функционала качества.
Второй этап завершается сравнительным анализом достигнутых результатов каждого организационного образования и выбором наиболее эффективного. Селекция организационных образований на втором этапе системогенеза социально-образовательных организаций отличается достаточно низким коэффициентом селекционного дифференциала. Эта особенность связана с целесообразностью использования низкой жесткости отбора, так как на современной этапе функционирования социально-образовательных большое влияние на живучесть организационных образований в гибридной структуре оказывает естественный отбор.
На третьем этапе функционирования социально-образовательной организации происходит создание благоприятных условий для получения оставшимся укрупненным организационным образованием максимального положительного эффекта (в смысле выбранного функционала качества). Укрупненные организационные образования были получены в результате селекции на двух предыдущих этапах системогенеза.
В современных условиях особенностью реализации гибридного подхода в социально-образовательных организациях является длительность прохождения второй и особенно третьей фазы системогенеза. Иными словами реализация фазы перехода организационного образования на хозрасчет предполагается на большом интервале времени, либо вообще может не осуществляться. Таким образом, в социально-образовательных организациях реализуется редуцированная гибридная структура. Формирование редуцированной гибридной структуры объясняется высокой степенью корреляции видов деятельности, развиваемых в рамках гибридной компоненты и основной деятельности социально-образовательной организации. Введение хозрасчета вместе с положительным эффектом имеет и негативные аспекты, в частности увеличение накладных расходов, связанных с его практической реализацией.
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных и сопутствующих услуг, а также производства, связанного с образовательной деятельностью, кажется целесообразным развивать новые виды деятельности в рамках основной структуры социально-образовательной организации.
Реализация гибридного подхода при построении социально-образовательной организации осуществляется на основе эволюционного метода самоорганизации. Гибридные структуры и особенно редуцированные гибридные структуры находят все большее применение в сфере образования. Посредством использования более полной взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности в рамках социально-образовательной организации легче добиться эффекта синергизма, что позволяет повысить конкурентоспособность организационного образования и организации в целом.
В рамках единой структуры социально-образовательной организации легче добиться взаимоусиления видов деятельности, так как есть широкие возможности для координации работы всех составляющих организации. Взаимоусиление видов деятельности приводит к повышению эффективности работы социально-образовательных организаций и степени их живучести в современных условиях функционирования.
Таким образом, использование гибридного подхода в структуре социально-образовательной организации позволяет снизить степень риска принятия ошибочных маркетинговых решений при реализации инновационной политики организации за счет поэтапной селекции результатов при реализации разнообразных видов деятельности. Правильность направлений инвестиций подтверждается практическим результатом. Эффективность гибридной структуры и ее составляющих организационных образований контролируется на каждом этапе их системогенеза.
www.technomag.bmstu.ru











