Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Книга: Наталья Майорова «Мотивы русской архитектуры». Мотивы русского искусства журнал


Художественная история русского ориентализма | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Грандиозная выставка произведений русской ориенталистской живописи*, проходящая в Нидерландах, продолжает замечательную традицию Гронингенского музея - традицию восполнения (причем в наиболее убедительной форме) многолетних пробелов в исследовании малоизвестных тем в русской живописи и в организации всеобъемлющих, сложных по структуре экспозиций. Появление впечатляющих ориентальных полотен российских мастеров было в свое время откликом на художественные поиски их западных коллег, и нынешняя выставка в Гронингене - это, по сути, возвращение российской ориенталистики в европейский контекст.

Термин «ориентализм» используется с начала XIX века для обозначения жанра живописи, родившегося во Франции и ориентированного в основном на отображение ближневосточных и североафриканских сюжетов. Он получил развитие в работах художников Великобритании и других европейских стран. Наиболее известны французские и британские ориенталисты, однако среди приверженцев восточной тематики была и значительная группа русских живописцев, среди них — несколько будущих передвижников и «академистов». Жанр стал столь популярным, что его последователи появились в нескольких крупных художественных центрах России помимо Императорской Академии художеств. Работы ориенталистов объединяет скорее тематика, нежели география или стиль. Они отнюдь не представляют собой некую «школу». Тем не менее тематический анализ произведений этих мастеров должен быть дополнен стилистическим, поскольку творчество многих художников, черпавших вдохновение в Востоке, стало ответом на интеллектуальные, визуальные и политические вызовы эпохи. Благодаря своему необычайно долгому существованию русский ориентализм прошел через множество периодов, их можно анализировать с точки зрения географии, политики, тематики, стиля, идеологии, этнической и национальной принадлежности. Кроме того, многие русские художники занимались и другими видами искусства (живописью, театром, дизайном, архитектурой, фотографией, музыкой, литературой), что в свою очередь повлияло на их ориенталистские произведения.

Русская академическая школа XIX века рассматривала ориентализм как направление, граничащее с историзмом, искусством на античные или мифологические темы. Многим художникам удалось найти в этом жанре беспрецедентную широту возможностей для личного самовыражения. Некоторые из них первоначально находились под влиянием английских (Фредерик Лейтон, Томас Седдон, Дэвид Робертс) и французских (Жан-Леон Жером, Жан Жозеф Бенжамен Констан, Эжен Алексис Жирарде) ориенталистов, но вскоре выработали собственный стиль и философскую позицию.

На протяжении всего XIX столетия русский ориентализм сохранялся как положительное в целом отображение Востока. В искусствоведении этот термин остался свободным от оценочных коннотаций, несмотря на то, что произведения русских ориенталистов встречали как безоговорочное признание, так и крайнее неодобрение со стороны критиков.

До какой степени различные виды искусства созвучны политической атмосфере, культурному и социальному контексту? Отражают ли изобразительное искусство и литература России ее культурное превосходство над соседями? Как следует понимать «завоевание Востока» на фоне духовного и художественнического паломничества в Святую Землю? Применим ли к ориенталистским картинам термин «критический реализм»? Правомерно ли сравнение русского ориентализма с европейским? Каковы его идеологические установки и этнические корни? Именно на эти вопросы пытается дать ответы выставка в Гронингенском музее. Чем более разнообразными предстают образы Востока на картинах русских мастеров, тем более очевидными становятся изменения, которые имели место в самой России. Взгляд на историю страны XIX века с позиций ее ориенталистского искусства означал бы свежую оценку взаимоотношений России как с Западом, так и c Востоком.

Первая часть экспозиции посвящена художникам, отразившим свои впечатления от встречи с восточными и южными соседями России. Выставка в Гронингене прослеживает развитие ориенталистского движения от самых его истоков, берущих начало в богатой событиями истории взаимоотношений с Востоком (обращает на себя внимание великолепный реализм Василия Смирнова и исторические аллегории Николая Шустова), до личного опыта службы на южных границах Российской империи Христиана Гейслера, Николая Каразина, Василия Поленова, Василия Верещагина, Ивана Казакова и Михаила Белаевского. Эти художники принимали участие в экспедициях и военных кампаниях, создавая визуальную летопись истории. Другие же — Павел Кузнецов, Сергей Светославский, Алексей Исупов — были очарованы восточной мифологией. Лев Буре стал своего рода Питером Санредамом1 XX века, изображая полные покоя и поэзии архитектурные памятники и мавзолеи родного Самарканда. Лучшие работы этих мастеров послужили увековечиванию Востока и вдохновили следующее поколение русских живописцев на постижение красот, опасностей, тайн и приключений на недавно завоеванных Россией территориях.

Устроители Гронингенской выставки не упустили из виду и творчество художников, выросших на Востоке: в их работах явственно прочитываются особое мировосприятие и национальные традиции. Многие из них видели цель в поиске отголосков мира, в котором они родились и который утратили. Кавказ открывал перед этими мастерами возможности продолжения традиции живописания Востока (как в работах Мартироса Сарьяна и Григория Шарбабчяна) и формирования интереса к его обычаям и колористическому великолепию. Все это нашло воплощение в творчестве таких разных художников, как Вардгес Суренянц, Ованес Овнатанян, Нико Пиросманишвили. Последний создавал поражающие своей новизной серии картин, которые сделали его одним из самых ярких примитивистов, приковавших внимание абстрактных экспрессионистов и фовистов.

Художники XX века вновь обратились к Центральной Азии. Спустя столетие после своих предшественников Кузнецов, Светославский и другие мастера отправлялись в путешествия по Киргизии и Туркестанским степям, развивая тем самым свое чувство цвета и внимание к этнографическим деталям. Александр Николаев (Усто-Мумин), Николай Карахан и Александр Волков обладали в этом отношении необыкновенными способностями. Именно гений Волкова дал возможность русскому зрителю встретиться лицом к лицу с новой Средней Азией. Волков и Карахан представили то, что можно было бы назвать социальной историей, а это новый взгляд на русский ориентализм. Творческий и сугубо личный интерес Николаева к Востоку заметно превышает все, что было характерно для ориенталистской школы XIX века. Изображая пришедшие в упадок цивилизации Туркестана, он связывает их с экономическими, культурными и политическими преобразованиями в его истории.

Эту часть экспозиции составили картины из Государственной галереи Армении, Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване, Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте, Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого в Нукусе и Самаркандского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также произведения из нескольких российских коллекций.

Cчитается, что в эстетическом отношении живопись превосходит фотографию, однако та способна восполнить неточности и преувеличения, неизбежные в творчестве художника. Возможные пробелы восполнили редкие фотографии из альбомов Cамуила Дудина, Александра Сeржпутовского, датчанина Торвальда Митрейтера, успешно работавшего при царском дворе (из коллекции Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге).

Как уже упоминалось, многие русские ориенталисты были сведущи в нескольких видах искусства. Это помогло представителям объединения «Мир искусства», получившим в 1913 году заказ от председателя правления Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка спроектировать интерьеры Казанского вокзала в Москве, строившегося по проекту Алексея Щусева. Это был необычный и амбициозный проект. Диапазон интересов участников объединения был весьма широк — языки, литература, религия, философия, декоративно-прикладное искусство, — а восточную культуру они воспринимали чрезвычайно эклектично. В итоге Восток оказался представлен в самом центре православной столицы с наибольшей полнотой в росписях Евгения Лансере для интерьеров вокзального ресторана и конференц-зала. Над их завершением художник работал 20 лет. Это был первый проект, в котором почти все известные сведения о культуре новой Советской империи отобразились в настенной росписи. Именно этот гетерогенный материал позволяет получить наиболее полное представление о русском художественном Востоке.

Пожалуй, главная ценность организованной в Гронингене выставки заключается в том, что она объединяет различные междисциплинарные точки зрения, претендующие на понимание русской культуры XIX — начала XX века с ее противоречивыми взглядами на ориентализм, империализм и национализм.

Считалось, что в то время как на Западе возобладало господство разума, на Востоке безраздельно властвуют иррационализм и варварство. Подобный дуализм лег в основу творчества Верещагина, которого зачастую считают летописцем и своего рода моралистом в вопросах русской истории. Как и у его учителя Жан-Леона Жерома, у Верещагина было несколько призваний в жизни: живописец, военный и политический полемист. На этом сходство не заканчивается. Примечательно, что как и Жером, Верещагин будто бросает вызов своим коллегам по Академии — в превосходной живописной манере он пишет зрелищные картины, провоцирующие широкую публику на острую полемику. Однако Верещагин всегда был ближе к эпицентру событий, чем Жером. Общество воспринимало его не только как художника, подвергавшегося гонениям со стороны правительства, но, несомненно, и как голос совести. Верещагин выражал крайнее гражданское возмущение по отношению к российской внешней политике в Крыму, на Кавказе, на Балканах, в Туркестане и затрагивал глубинные вопросы о роли моральных принципов в Российской империи. Многие в то время воспринимали Россию как носителя особой цивилизаторской миссии в Азии. Выдающийся русский востоковед Василий Григорьев считал, что «мы призваны защитить их народ от разрушительного воздействия самой Природы, голода, холода и болезней... привести жизнь этих людей в порядок, научив этих грубых детей лесов и пустынь признавать благотворные силы цивилизаторских законов. Мы призваны просветить эти народы с помощью религии и науки»2. Среди современников Верещагина нашлось немало критиков, утверждавших, что его спорные полотна — суть нападки на российскую внешнюю политику. Сам же художник стремился к открытой дискуссии, а к своим консервативным оппонентам относился как к существам, вылезшим из болота российской буржуазии.

Во время службы у Константина Петровича фон Кауфмана, генерал-губернатора Туркестана, Верещагин говорил одному из своих друзей: «[я] не имел страстной любви к Востоку, Боже упаси! Я учился на Востоке, потому что я был там свободнее... чем на Западе. Вместо парижского чердака или какой-нибудь меблированной комнаты... на Васильевском острове, я предпочел бы киргизскую юрту»3.

Верещагин невероятно точно характеризует наши эмоции по отношению к историческому курсу, выбранному Россией начиная с 1770-х годов, и подтверждает своим творчеством наш долг объяснять различными способами явственность той реальности, которую мы видим вокруг себя, и то, что мы должны чувствовать как граждане.

Туркестанские типажи Верещагина, будь то маленькие дети, женщины, мужчины или старики с потемневшими от возраста лицами, навсегда останутся такими, какими запечатлела их его кисть. Эти персонажи словно испытывают гордость за тот исторический водоворот событий, который предвидит для них художник. Глаза натурщиков Верещагина, глядящие на нас с картин, говорят о том, что подобно слепому Тиресию они все выстрадали наперед.

В волнующей серии «Варвары» художник представил историю как обнаженную землю Мефистофеля, однако в этих картинах присутствуют и сдержанный лиризм, и сострадание, и милосердие, редко встречающиеся в других его работах. Во всех виртуозных портретах жителей Туркестана есть элемент героического.

Пейзажи и архитектурные достопримечательности Святой Земли были запечатлены современником Верещагина Поленовым как память о поездке и паломничестве из Крыма в Иерусалим — типичный для того времени маршрут. Поленов представляет увиденные им пейзажи как место духовного созерцания; сцены блаженного умиротворения на его картинах поразительно разнообразны. В них не только сопоставляется человеческое и божественное, но и переплетаются всевозможные еврейские, христианские и арабские мотивы.

Как бы ни отличалось творчество этих двух художников, у Поленова и Верещагина было весьма много общего: оба мыслили исторически, служили военными корреспондентами. Они находились в поиске «Больших Истин»4, им была присуща способность видеть реальность в мельчайших подробностях. Погружаясь в жизнь со всеми ее противоречиями, эти живописцы навсегда лишали себя душевного спокойствия.

Есть соблазн прийти к заключению, что русский ориентализм (как в политике, так и в искусстве) претерпел эволюцию от экзотического романтизма к преобладанию русского имперского взгляда на пути развития Востока, но к этому следует относиться как и к любому другому искушению. С одной стороны, связь России с Востоком скорее росла изнутри, из контактов с восточными народностями внутри Российской империи, чем была привнесена извне. С другой стороны, интерес России к Востоку развивался параллельно развитию внешней политики и отвечал национальным интересам, сами же пути развития восточной политики России были и остаются отнюдь не простыми.

 

* На выставке экспонируются работы из собраний главных государственных музеев России, Украины, Армении и Узбекистана, а также из частных коллекций Москвы и Лондона.

  1. Питер Санердам (1597-1665) - голландский художник, автор изображений протестантских церквей и их аскетичных интерьеров, основанных на точных чертежах и зачастую воплощавшихся в жизнь спустя годы.
  2. Цит. по: Bassin M. Imperial Visions: Nationalist Imagination and Geographical Expansion in the Russian Far East 1840-65. Cambridge, 1990. P. 54.
  3. Цит. по: Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. М., 1972. С. 54.
  4. См.: Berlin 1. Russian Thinkers, Tolstoy and Enlightenment. London, 1978. P. 238.

Вернуться назад

Теги:

Иллюстрации

Алексей ИСУПОВ. Восточное кафе. 1914–1921

Алексей ИСУПОВ. Восточное кафе. 1914–1921Фанера, темпера, позолота. 79,5 × 64,5. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого, Нукус

Е.Е. ЛАНСЕРЕ. Народы России. 1916–1917

Е.Е. ЛАНСЕРЕ. Народы России. 1916–1917Панно для зала Правления Московско-Казанской железной дороги. Холст, темпера. 130 × 720. ГТГ

В.Д. ПОЛЕНОВ. На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

В.Д. ПОЛЕНОВ. На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888Холст, масло. 79 × 158. ГТГ

В.В. ВЕРЕЩАГИН. Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. 1865

В.В. ВЕРЕЩАГИН. Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. 1865Бумага, черный и итальянский карандаши, белила, растушка. 72 × 91,5. ГТГ

A.A. РОЛЛЕР. Сады Черномора. 1842

A.A. РОЛЛЕР. Сады Черномора. 1842Эскиз декорации для оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» (Большой Театр, СПб). Холст, масло. 45,5 × 61. ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

П.В. КУЗНЕЦОВ. В степи за работой. Стрижка овец. 1913

П.В. КУЗНЕЦОВ. В степи за работой. Стрижка овец. 1913Холст, темпера. 94,5 × 104,5. ГТГ

Нико ПИРОСМАНИШВИЛИ. Кутеж. 1905–1907

Нико ПИРОСМАНИШВИЛИ. Кутеж. 1905–1907Клеенка, масло. 113 × 177. ГМВ

А.В. НИКОЛАЕВ (Усто-Мумин) Жених. 1923

А.В. НИКОЛАЕВ (Усто-Мумин). Жених. 1923Холст, масло. 24,3 × 22,8. Государственый музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого, Нукус

Г.М. ШАРБАБЧЯН. Кейноба. Процессия в Старом Тифлисе

Г.М. ШАРБАБЧЯН. Кейноба. Процессия в Старом ТифлисеХолст, масло. 143 × 286. ГКГА

М.С. САРЬЯН. Голова девушки. 1912

М.С. САРЬЯН. Голова девушки. 1912Картон, темпера. 70,5 × 53,5. ГТГ

А.В. НИКОЛАЕВ (Усто-Мумин). Жених. 1920

А.В. НИКОЛАЕВ (Усто-Мумин). Жених. 1920Холст, темпера. 39 × 34. ГМВ

www.tg-m.ru

Мотивы русской архитектуры | Сварга ТВ

Архитектура – искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям – весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова.

Прекрасно оформленный журнал «Мотивы русской архитектуры», издававшийся с 1873 по 1880 годы, давал тем, кто брал его в руки, такую возможность. Он публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века.

Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества. Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания похожи на волшебные терема из русских народных сказок. Любуясь ими сейчас, мы словно путешествуем по сказочной Руси. И в то же время – ближе узнаем Россию второй половины XIX столетия, когда она обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась национальными традициями.

Тогда считалось, что это - образцовые постройки и проекты, желательные для осуществления во всей России...

Вот несколько иллюстраций из этого замечательного журнала:

Старинный русский сундук

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Ворота

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Архитектура народного театра, эскиз

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Детали - народный театр (Москва - народу)

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Детальные рисунки - коньки на крышу

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Внутреннее убранство старинной русской столовой

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Проект городстких ворот

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Беседка

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Сельская школа

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мостик

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мостик

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Церковь

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Церковь

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Ферма

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Сельская школа

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Иконостас

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Дом лесничего

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Загородный дом

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Беседка

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Сельская школа

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Детальные рисунки к церкви

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

Мотивы русской архитектуры (1874 г. - 1879 г.). Часть 1. (40 фото)

 

 

 

 

 

www.svarga.tv

"Мир искусства" - объединение русских художников

Важную роль в русской культуре рубежа XIX-XX века сыграло художественное объединение «Мир искусства», оказавшие огромное влияние на развитие русского символизма и модерна.

Возникновение и основные этапы существования объединения

История возникновения «Мир искусства» началась в 1887 году с образования группы учащихся школы Карла Мая «Невские пиквикианцы», в состав которой входили А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов.

Цель кружка — изучение истории изобразительного искусства и музыки. Позже к этому кружку присоединились С. Дягилев и Л. Бакст. Кружок под руководством Дягилева к 1898 году разросся и превратился в творческое объединение «Мир искусства».

А.Бенуа

А.Бенуа, автопортрет

Этому способствовали два события:

1.Первый выпуск журнала «Мир искусства», издателями которого были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов;

2.Выставка русских и финских художников, в которой помимо членов кружка участвовали М.А. Врубель, С.В. Малютин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, В.А. Серов и др.

В 1900 году объединение было оформлено официально, был выработан устав и избран распорядительный комитет.

В 1902 году публикуется статья «Формы искусства» в двадцатом номере журнала «Мир искусства», с этого момента многие поэты-символисты печатали свои произведения на его страницах.

В 1904 году возникли разногласия между художниками и поэтами, перестал издаваться журнал «Мир искусства», объединение распалось. В 1906 году Дягилев устроил прощальную выставку перед эмиграцией в Париж под  тем же названием. В Париже с 1909-1914 он же организовывает «Русские сезоны». С 1910 года объединение  возрождается под руководством Бенуа, но выступает в роли выставочной организации, с 1917 года некоторые члены объединения обратились к реставрационной и музейно-организационной деятельности. В 20-х годах «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование.

Мирискусники

Главными идеологами этого художественного объединения выступили А. Бенуа и С. Дягилев.

С 1904 по 1910 годы многие участники объединения входили в Союз русских художников. В основное ядро «Мира искусства» входили Е. Лансере, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский. Впоследствии к ним присоединились члены абрамавцевского кружка В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, братья Васнецовы, М. Врубель и др. В 1906 году к объединению примкнули молодые художники: М. Сарьян, М. Ларионов и Н. Феофилактов.

Дягилев уделял большое внимание журналу «Мир искусства», публиковал там критические статьи, писал о проблемах международного культурного обмена. Также Дягилев активно занимался организационной деятельность, устраивал выставки современных русских художников, западноевропейских живописцев и т.д.

Эстетические взгляды

Объединение «Мир искусства» стремилось к возвышенным духовным и художественным ценностям и выступало против современных им художественных взглядов передвижничества и академизма. В изобразительном искусстве у мирискусников культивировался даже «культурный дилетантизм», поскольку он также олицетворял собой форму свободы творчества, не связанной никакими канонами.Идеал «чистого» искусства сочетался у мирискусников с мыслью о том, что художественное творчество призвано эстетически изменить окружающую действительность. Большинство участников объединения черпало вдохновение в художественных достижениях прошлого. Исторический жанр – получил своеобразное воплощение в их работах. Разные эпохи привлекали художников не своими историческими особенностями или поворотами развития, а лишь эстетикой, стилем, атмосферой. Художники «Мира» в таких полотнах стремились к игре, фантазии, театрализации. Еще одной важной чертой мирискусников была ирония и самоирония.

С.Дягилев

С.Дягилев

Ранний «Мир искусства», ориентируясь на западноевропейские группировки, объединял художников и литераторов, основывающихся на идеях модерна, символизма, неоромантизма и т.д. Основная цель творчества в понимании участников «Мира искусства» — красота в субъективном понимании художника. Чуть позже живописцы стали больше ориентироваться на мотивы национального прошлого допетровской Руси. Вследствие этого объединение разделилось на две группы художников: Петербургскую (ориентирующиеся на запад) и Московскую (ориентирующиеся на национальное прошлое). Но, несмотря на все разногласия, это художественное объединение связало их всех для противостояния официальному академическому искусству и натурализму поздних передвижников.

Во второй половине XIX века в искусстве подчас творили любители, не имевшие профессионального художественного образования, они стремились установить новое направление в проблемах изобразительного искусства и в вопросах культуры.

Деятельность объединения 

Выставки, организуемые «Миром искусства» проходили с огромным успехом. В 1899 Дягилев организовал международную выставку, на которой экспонировались произведения Бёклина, Уистлера, Моне, Дега, Моро, Пюви де Шавана и др. В период с 1899 по 1903 год прошло пять таких крупных выставок.

Мирискусники издавали одноимённый журнал, в котором печатались многие философы, религиозные мыслители и поэты. Журнал был прекрасно иллюстрирован художниками этого направления.

Одной из важных сторон деятельности участников «Мира искусства» было вызвать интерес к художественным творениям национального прошлого, в связи с этим они выпустили в свет сборники «Художественные сокровища России» и др. Члены сообщества  открыли широкому кругу русской интеллигенции целые периоды в истории искусства — течений, художников скульпторов XVIII-XIX веков. Публикации в журнале касались также и современных художников, публиковались статьи о великих деятелях мировой культуры.

Творчество участников «Мира» было многогранно, они занимались живописью, декоративно-прикладным искусством, оформлением театральных постановок, но большую часть их наследия составляют произведения графики.

Наивысшим расцветом театрально-декорационной деятельности явились оформления спектаклей «Русских сезонов» в Париже. В живописи господствовали городской пейзаж, портрет и историко-бытовой жанр. В графике особым достижением было появление книжной иллюстрации. Некоторые из участников в период революции 1905-1907 гг. выступали как мастера политической сатиры.

Характерной чертой произведений многих мирискусников являлся декоративизм, линеарность и сочетание матовых тонов.

С объединением «Мир искусства» тесно был связан музыкальный кружок «Вечера современной музыки», целью которого было исполнение и пропаганда западноевропейской музыки XIX-XX веков.

Члены объединения «Мир искусства» часто принимали участия в различных вечерах- салонах. Самыми известными из них в русской культуре серебряного века были «Ивановские среды», собрания «На башне» Вячеслава Иванова, «Воскресенья» В. Розанова, салоны Сологуба и Мережковских.

Объединение  оставило глубокий след в истории русского искусства прежде всего тем, что люди этого круга по-новому обратили внимание на проблемы художественной формы и изобразительного языка.

Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим. Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Наталья Майорова. Мотивы русской архитектуры

Майорова Наталья ОлеговнаМотивы русской архитектурыЖурнал "Мотивы русской архитектуры" (1873-1880)публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели, декора, созданные последователями русского стиля в архитектуре второй половины XIX… — Белый город, Русская традиция Подробнее...20133139бумажная книга
Майорова Наталья ОлеговнаМотивы русской архитектурыАрхитектура - искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства икомфорта. Жизнь в гармоничном… — БЕЛЫЙ ГОРОД, (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Русская Традиция Подробнее...20122868бумажная книга
Майорова НаталияМотивы русской архитектурыАрхитектура - искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства икомфорта. Жизнь в гармоничном… — Белый город, Подробнее...20133642бумажная книга
Майорова Н.О.Мотивы русской архитектурыЖурнал "Мотивы русской архитектуры", издававшийся с 1873 по 1880 год, публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями так называемого… — Белый город, русская традиция Подробнее...20123998бумажная книга
Майорова Н.Мотивы русской архитектурыЖурнал "Мотивы русской архитектуры" публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели, декора, созданные последователями русского стиля в архитектуре второй половины XIX века… — Белый город, (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Подробнее...20103570бумажная книга
А. РейнботМотивы русской архитектурыЭта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Ежемесячный альбом архитектурных рисунков, как современных, так и древнерусских, без текста; издавался в… — ЁЁ Медиа, - Подробнее...18841741бумажная книга
А. РейнботаМотивы русской архитектурыЕжемесячный альбом архитектурных рисунков, как современных, так и древнерусских, без текста; издавался в С.-Петербурге с 1874 по 1879 г., под редакцией А. Рейнбота — Книга по Требованию, (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Подробнее...20121996бумажная книга
Мотивы русской архитектуры. Буклет. ОткрыткиМотивы русской архитектуры так назывался журнал, издававшийся с 1873 по 1880 гг. и собравший вокруг себя многих архитекторов, работавших в псевдорусском стиле. В журнале публиковались проекты и… — (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Подробнее...2017336бумажная книга
Открытки. Мотивы русской архитектурыВ архитектуре второй половины XIX в. возник псевдорусский стиль, в котором при создании проектов решались не только практические задачи, но и возвышавшие душу. В этомстиле использовались традиции… — (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Подробнее...435бумажная книга
Классицизм, сменивший эпоху барокко, пришел к нам из Франции. В истории русского искусства он неотделим от имени Екатерины II. Государыня, стремившаяся к созданию просвещенной монархии, перенесла на… — (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Подробнее...2007216бумажная книга
Европейский символизмИсследование группы отечественных и зарубежных авторов посвящено символизму как духовному искательству, философскому осознанию тайн природы и человека. Внимательно рассматриваются присущие модерну… — АЛЕТЕЙЯ, (формат: Мягкая бумажная, 253 стр.) Подробнее...20161200бумажная книга

dic.academic.ru

По страницам журнала "Мотивы русской архитектуры" (Наталия Майорова) – Сноска.ру

Архитектура — искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям — весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова. Прекрасно оформленный журнал-увраж «Мотивы русской архитектуры», издававшийся с 1873 по 1880 годы, давал тем, кто брал его в руки, такую возможность. Он публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества. Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания, которые проектировали и строили архитекторы Ропет, Кузьмин, Гартман, Лыгин и их единомышленники, похожи на волшебные терема из русских народных сказок. Любуясь ими сейчас, мы словно путешествуем по сказочной Руси. И в то же время — ближе узнаем Россию второй половины XIX столетия, когда она обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась национальными традициями. Эта книга — для широкого читателя, который хочет больше узнать о русской культуре. Студенты и преподаватели училищ, в которых изучают архитектуру, многое почерпнут из нее, использовав редкий и ценный материал для написания научных работ и рефератов.

Проверить наличие

МагазинСтатусЦена
ISBN 978-5-7793-2059-7, 5-7793-2059-4 Год2011ПереплеттвердыйФормат60х90/8Тираж1000 экз.Штрихкод9785779320597

snoska.ru

ЭРОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ХУДОЖНИКОВ СТИЛЯ МОДЕРН | Опубликовать статью РИНЦ

Завьялова А.Н.

ORCID: 0000-0002-4470-9797, Кандидат культурологии, доцент,

Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ЭРОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ХУДОЖНИКОВ СТИЛЯ МОДЕРН

Аннотация

Цель работы: выявить характерные черты эротики стиля модерн и определить художественно-выразительные средства стиля для передачи эротических образов.

Задачи исследования: исследовать влияние различных художественно-эстетических систем, направлений и жанров, в том числе эротического жанра «сюнга» японской гравюры «укие-э», на книжную графику художников стиля модерн; проследить степень заимствований структурных элементов, эстетических принципов и мотивов.

Данное исследование позволит расширить и углубить представления о специфических особенностях образной системы и выразительных средствах стиля модерн, показать существование возможности средствами искусства привнести в явления жизни и повседневность эстетическое начало и красоту.

Ключевые слова: гравюра «укие-э», эротика, эстетизм, модерн.

Zavyalova A.N.

ORCID: 0000-0000-0002-4470-9797, PhD in Culture Studie, Associate Professor,

Novosibirsk military Institute,

Internal troops of the army’s general I.K. Jakovlev Ministry of internal affairs of Russia

EROTIC MOTIFS IN BOOKS, GRAPHIC ARTISTS OF THE ART NOUVEAU STYLE

Abstract

Aim: to identify the salient features of the Eroticism of the art nouveau style and define artistic-expressive style tools for transfer of erotic images.

Objectives of research: examine the effects of various artistic and aesthetic systems, trends and genres, including the erotic genre “shunga” Japanese prints “Ukiyo-e” on the book graphic artists of the art nouveau style; trace the extent of borrowing structural elements of aesthetic principles and motives.

This research will broaden and deepen perceptions about specifics of shaped and expressive system means the art nouveau style, show the existence of possible means of art contribute to the phenomenon of life and daily start and aesthetic beauty.

Keywords: engraving “Ukiyo-e”, erotica, aestheticism, Art Nouveau.

Графика стиля модерн развивалась под сильным влиянием японского искусства. С началом торговых отношений Японии с европейскими странами в середине XIX в. особой популярностью на Западе стали пользоваться японские гравюры. Особенно в жанре «укие-э», так называемые «бытовые картинки», «картинки повседневности», которыми небогатые европейцы украшали свои жилища [2, 42]. Темами для гравюр «укие-э» становятся бытовые, литературные или исторические сюжеты, уличные сценки, изображения цветов и птиц, пейзажи и др. [8].

Понятие «укие-э» в переводе с японского означало «картины бренного мира». Оно вобрало в себя с одной стороны философскую созерцательность и эмоциональную полноту любования полнотой бренного существования, а с другой буддийскую идею о мире – как «мире сансары», мире скорби, страданий и  преходящих иллюзий. Позднее непостоянство бытия стало восприниматься японцами не только как источник страдания, а, скорее, как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые дарует это непостоянство. «Укие-э», стало обозначать мир земных радостей и наслаждений [7]. Поэтому, наряду с «картинками повседневности», широкое распространение получают и эротические гравюры «сюнга» – «весенние картинки» (иероглиф «весна» 春 в Японии являлся эвфемизмом для обозначения сексуальной сферы) [6, 753]. В них художники «укие-э» изображали сексуальную жизнь горожан во всём многообразии: сцены любовных утех, прекрасные гейши, актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола, гомосексуалы и разнообразные сексуальные фетиши (см. рис. 1).

image002

Рис. 1 – Сюнга периода Мэйдзи. Мужчина с европейской причёской совокупляется с женщиной в традиционном японском костюме [8].

Для японских художников не существовало «вульгарных», «безнравственных» образов и запретных тем. Так как в японской традиции не было понятия первородного греха, соблазна, искушения. Плотская любовь была воплощением космической гармонии. Главным для мастеров «укие-э» становится прославление земной красоты и чувственной любви, эстетизация повседневности средствами искусства.

В качестве художественно-выразительных средств они используют каллиграфическую выразительность линий, гармонию линии и пятна, декоративность и экспрессивность в передаче образов [9, 24].

От эстетики гравюр «укие-э» художники стиля модерн воспринимают

технику рисунка с ее виртуозной игрой силуэтов и контурных линий, красотой и особой изысканностью черного цвета на белом фоне, лаконизмом и изяществом формы. А эротические сюжеты и мотивы жанра «сюнга» привлекают представителей модерна, прежде всего, богатством возможной трактовки. Чувственный эротизм «сюнга» в их рисунках трансформируется, приобретает своеобразную окраску в соответствии с мировосприятием и мироощущением художников в соответствии с эстетикой «нового стиля». Графики модерна создают особый тип эротизма, в котором нравственный критерий отходит на второй план, уступая место эстетическому, что впоследствии станет характерной чертой эротики стиля модерн.

Наиболее полно жанр «сюнга» воплотился в книжной графике стиля модерн. Выполняя иллюстрации к книгам и журналам, художники вдохновляются литературными сюжетами и персонажами.

Австрийский художник, книжный и журнальный иллюстратор Густав Климт известный как мастер эротического рисунка свои первые иллюстрации создает еще в студенческие годы к книге «Аллегории и Эмблемы». В ней традиционные аллегории и символы он интерпретирует в своей манере с большим акцентом на эротику. Примером из этого ряда служит иллюстрация к журналу «Ver Sacrum» «Nuda Veritas» – Обнаженная  истина (см. рис. 2).

image004

Рис. 2 – Г. Климт Обнаженная истина [1]

Излюбленный образ художника – образ женщины, женщины соблазнительницы, роковой и опасной. Он тонко улавливает всевозможные позы, жесты женщин, интимные моменты и состояние экстаза. Между тем, в рисунках Климта нет пошлости и цинизма, они изысканны, утончены и элегантно эротичны. Обнаженность и сексуальность в них прикрываются декоративностью, орнаментом и драпировкой, чтобы затем, быть частично приоткрытыми, выявляя утонченный эротизм, с налетом меланхолической, болезненной чувственности и эстетизма (см. рис. 3).

image006

Рис. 3 – Г. Климт Леда [1]

Данный рисунок – иллюстрация к древнегреческому мифу о Леде. Леда в греческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и жена спартанского царя Тиндарея. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин.

Впервые незаурядный талант английского художника Обри Бердсли, в области эротического искусства, проявился в иллюстрациях к рассказу «Правдивая история» древнегреческого сатирика Лукиана (см. рис. 4).

 image006

Рис. 4 – О. Бердслей Странные создания Лукиана [5]

Художник живописует вакханалии и весьма откровенные сны, изображает странные создания, порожденные фантазией Лукиана [4]. Его графические работы, в отличие от работ Г. Климта, выходят за рамки изящной эротики. Эротизм у Бердслея приобретает оттенок порочности и сексуального вожделения. Художник передает эти характеристики через внешнюю дисгармоничность форм, абсурдность, граничащую с гротеском и парадоксом, сознательно искажая пропорции фигур, черты лица персонажей.

В тоже время за счет использования сложных графических техник – техники силуэта, штриховки, декоративизма и орнаментальности, эротическим рисункам придается необычайная выразительность, особый эстетизм и одухотворенность.

Маркиз Франц фон Байрос – австрийский художник, публиковал свои скандальные эротические рисунки под псевдонимом Choisy le Conin. Иллюстрации модных изданий, книг («Любовь и безумие», «Манон Леско», «Тысяча и одна ночь», «Декамерон), частная подписка на гелиогравюры и др. выходят небольшими тиражами, преимущественно для частных заказчиков. Байрос привносит в свои рисунки изысканный, ажурный и тонкий графический стиль. Контрастное черно-белое изображение, игра с орнаментом, стилизация фигур под растение, текучесть и замкнутость линии – задают новый канон жанра.

Излюбленный инструмент художника – эпатаж зрителя. Используя скандальные эротические сюжеты и мотивы (лесбийские заигрывания, животные, лижущие тела своих хозяев, сексуальные игрушки, мастурбирующие женщины и др.), он пытается соединить образы ангелоподобных женщин, холодно – божественных, хрупких и женственных с извращенной сексуальностью и порочными страстями. Таковы иллюстрации к «Рассказам Туалетного столика» – «Erzahlungen vom Toilettentisch» (см. рис. 5).

image010

Рис. 5 – Ф. фон Байрос Рассказы Туалетного столика [11]

Наряду с книжными иллюстрациями, Байрос выполняет заказы владельцев частных библиотек на экслибрисы (книжные знаки) в технике гелиогравюры. Широкую популярность приобретают экслибрисы на табуированные темы эротического характера, где художник не ограничивает себя ничем (см. рис. 6).

image012

Рис. 6 – Ф. фон Байрос Exlibris Jda Buser

 Его экслибрисы отличает ювелирная филигранность, романтическое настроение, неподдельное лирическое чувство, легкость и детальная проработка рисунка. Графика Байроса интересна своей техникой, где объем создается линией с минималистичным обозначением теней в виде тонкой штриховки или пунктира и совсем без бликов. Хотя есть и работы, выполненные в совсем другой технике, с использованием размывок.

Уникальный графический стиль художника, способы и приемы художественного воплощения эротических элементов делают рисунки Байроса подлинными произведениями искусства. Их нельзя назвать пошлыми или развратными, скорее, это своеобразная галантная коллекция эротических фантазий, где соединяется – мрачное и светлое, отвратительное и прекрасное, низкое и высокое [10].

В области эротики «Книга маркизы» русского художника Константина Сомова стала  своеобразным прорывом. Сборник эротической поэзии и прозы, включал фрагменты фривольных текстов французских поэтов и писателей XVIII века – Вольтера, Этьена, Парни, Лакло и др. [5]. Он был иллюстрирован откровенными эротическими рисунками художника – изображавшими сцены частной жизни чувственного, очаровательно бесстыдного общества периода рококо с его  театрализацией, карнавальностью, флиртом и эпатажностью (см. рис 7).

image008

Рис. 7 – К. Сомов Маркиза и Пьеро [3]

Эротизм в работах Сомова находит выражение во внешней манерности, легкомысленности, кокетстве и игривости персонажей. В нем нет глубины, страстности, он тяготеет к искусственности, имитации и наигранности.

Для более глубокого раскрытия образов художник использует прием соединения натурного и условного в картине, когда вымышленный сюжет сливается с условным, что позволяет мастеру балансировать на грани между видимым и невидимым, тайным и явным, этическим и эстетическим.

Использование эротических мотивов и сюжетов в своем творчестве позволило художникам модерна создать оригинальную образную систему и выразительные средства исполнения, обогатить пластический язык стиля, открыть им существование возможности принципиально новых точек зрения на привычное и повседневное.

Список литературы / References

  1. Bilang K. Gustav Klimt. – Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1977. – 128 s.
  2. Завьялова А.Н. Особенности взаимодействия японского искусства и стиля модерн // Наука в современном информационном обществе: Материалы IV межд. научно-практ. конференции. – North Charleston USA, 2014. – С. 41-44
  3. Немировский Е.Л. Мастер линий//КомпьАрт. – 2004. – №12. [Электронный ресурс]: http://www.compuart.ru/article.aspxid=9386&iid=398
  4. Немировский Е.Л. Обри Бердслей: комбинация линий и пятен//КомпьАрт. – 2004. – №7. [Электронный ресурс]: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8971&iid=373
  5. Обри Бердслей: 66 избранных рисунков. Альбом гравюр. – М.: Renaissance, 1991. – 138 с.
  6. Rowthorn, Chris. Japan – Lonely Planet, 2009. – 872 с.
  7. Старохамская К.Ю. Что такое «укие-э»? Немного сведений о японской гравюре [Электронный ресурс]: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2693/
  8. Фар-Бекер Габриель Японская гравюра./Пер. с англ. – Мюнхен-Москва: Taschen, Арт-Родник. – 2005. – 200с
  9. Forbidden Images – Erotic art from Japan’s Edo Period. – Helsinki, Finland: Helsinki City Art Museum. – 23–28.
  10. Franz von Bayros –  экслибрис на грани скандала [Электронный ресурс]: http://yablor.ru/blogs/eroticheskie-ekslibrisi-franca-fon-bayrosa/706133
  11. Франц фон Байрос (1866-1924) (215 работ) [Электронный ресурс]: http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/12654-markiz-franc-fon-bayros-1866-1924-215-rabot.html.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. K. Bilang Gustav Klimt. -Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1977. -128 s.
  2. Zavyalova A.N. peculiarities of interaction of Japanese art and Art Nouveau//Science in modern information society: proceedings of the IV International. Scient. the Conference. -North Charleston USA, 2014. -S. 41-44
  3. Nemirovsky E.l. Master/lines/Komp′Art. -2004. No. 12. [Electronic resource]: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9386&iid=398
  4. Nemirovsky E.l. Aubrey Beardsley: a combination of lines and stains//Komp′Art. -2004. – №7. [Electronic resource]: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8971&iid=373
  5. Aubrey Beardsley: 66 elected figures. M.: Renaissance, 1991. -138 p.
  6. Rowthorn, Chris. Japan. Lonely Planet, 2009. -872 s.
  7. Starohamskaâ K.Yu. What is “Ukiyo-e”? A little information about the Japanese engraving [electronic resource]: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2693/
  8. Headlights-Becker Gabriel Japanese prints/lane. with engl. -Munich-Moscow: Taschen Art Spring. -2005. -200 c.
  9. Forbidden Images-Erotic art from Japan’s Edo Period. -Helsinki, Finland: Helsinki City Art Museum. -P. 23-28.
  10. Franz von Bayros-Ex Libris on the verge of a scandal [electronic resource]: http://yablor.ru/blogs/eroticheskie-ekslibrisi-franca-fon-bayrosa/706133
  11. Franz von Bajros (1866-1924) (215) [electronic resource]: http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/12654-markiz-franc-fon-bayros-1866-1924-215-rabot.html.

research-journal.org

Ответы на вопрос "Модернистские журналы-манифесты. Журнал "Мир искусства" как новый ..."

В конце 80 – начале 90-х го художественное единство русской литературы оказалось нарушенным. Рядом с традиционным реалистическим направлением появились представители «нового» искусства, заявившие о себе не только в литературе, но и в живописи, театре, музыке. Они пытались познакомить русскую публику с философскими и эстетическими принципами нового течения/ Этой цели служили манифесты, такие, например, как брошюра основоположника русского символизма Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 г.), сборники «Русские символисты», изданные еще одним мэтром символизма В.Я. Брюсовым в 1893–1894 гг., выставки художников нового стиля – впоследствии их назвали «мирискусниками».

Манифесты, выпущенные в виде брошюры или сборника, лишь декларировали появление нового и показывали образцы. Детальная разработка программ и эстетических основ была возможна только на журнальных страницах, однако редакции солидных журналов «бунтарей» не печатали. Одним из первых толстых изданий, допустивших на свои страницы символистов, был «Северный вестник» Л.Я. Гуревич.

 

«МИР ИСКУССТВА»

 

литературно-художественный журнал и объединение художников, создавших целое направление русской живописи.

Все началось с кружка друзей-единомышленников  Бенуа, Нувель, Философов, чуть позже + Лансере, Нурок, Бакст, Сомов и  Дягилев.

Редакция «Мира искусства» находилась в квартире Дягилева.Свой журнал был мечтой всего кружка. Название искали долго. Найденное, наконец, оно имело большой смысл: не обыденный, божий или современный мир, а особый, освобожденный от грубой повседневности мир искусства, в котором живут лишь избранные и посвященные. вышел в ноябре 1898 г. Бенуа был в Париже, и вся организационная и практическая работа легла на плечи Дягилева и Философова.

поразила читателе обложка, где «плавали в одиночестве на бело-сливочном фоне две таинственные рыбы». В традиционном русском журнале на обложках, отличавшихся друг от друга по цвету, печатались название и выходные данные. обложки рисовали художники. Название журнала на каждом рисунке выполнялось особым шрифтом.

По типу это был журнал-манифест, призванный теоретически обосновать новое искусство – искусство модерна. Много места занимали теоретические статьи. Открылся «Мир искусства» статьей С.П. Дягилева «Сложные вопросы», излагавшей программу журнала. Теоретиком Дягилев не был, но его довольно путаная статья вызвала много шума. Взгляды авторов были достаточно противоречивы, единства не существовало, однако все сходились в девизе: борьба против академизма, с одной стороны, и против искусства передвижников – с другой. Главной задачей журнала было знакомить своих читателей с тем, что он считал ценным в художественном отношении. Он постоянно рассказывал в статьях и показывал в репродукциях произведения художников «нового стиля».

«Мир искусства» испробовал на практике тип журнала-манифеста, став первым изданием подобного рода, и поэтому ему пытались подражать другие модернистские издания, появившиеся позже, в первую очередь «Золотое руно» и «Аполлон». 

www.konspektov.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта