Мотор боат журнал
Motor Boat & Yachting: Журнал о яхтах и катерах
Привет, друзья!
«Пришло время перестать быть наивными в отношении кибербезопасности», — заявил на прошедшем недавно Всемирном экономическом форуме Джим Хагеманн Шнабе, председатель датского транспортного колосса A. P. Moller–Maersk, чьи суда каждые 15 минут доставляют в порты мира по 10–20 тысяч контейнеров. Случилось это после того, как сотрудники его компании в течение десяти дней практически вручную координировали все операции, пока системные администраторы переустанавливали программное обеспечение на 45 000 рабочих станций и 4000 серверов. Атака шифровальщика NotPetya стоила Maersk порядка $ 300 млн, и теперь компания намерена выстроить проактивную защиту от киберпреступлений.Вопрос кибербезопасности становится все более важным и для владельцев суперяхт, где главные риски связаны не только с утратой конфиденциальности, но и с реальной опасностью физического повреждения судна. Именно эта тема стала основной для юбилейного выпуска MBY Russia: она проходит сквозь несколько статей, призванных пролить свет на сложившуюся ситуацию, помочь владельцам сориентироваться и принять меры.Кроме того, одним из ключевых материалов я считаю интервью с Алексеем Рахмановым, президентом «Объединенной судостроительной корпорации», который открыто высказал свою весьма интересную точку зрения относительно возможности строительства крупных яхт в России.Читайте MBY и оставайтесь с нами! А мы настроены подготовить для вас еще как минимум столько же занятных и нетривиальных выпусков!
Главный редактор Антон Черкасов-Нисман
Содержание MBY Russia
НовостиПремьеры яхт, интересные предложения компаний, события, факты и сюжеты из жизни на море и на суше.
Выставки MBYboot Duesseldorf 2018Крупнейшее в Европе павильонное боат-шоу красноречиво свидетельствует: яхтенный рынок не просто выздоравливает, а стремительно растет. Мнения участников и посетителей, рекорды, тренды, прогнозы.
Личное мнениеБорис Лашков/Артем Радчик/Антон Черкасов-Нисман/Андрей Зайцев: о пользе изучения инструкций по обслуживанию яхт, плюсах и минусах разных способов зимнего хранения, о криптовалюте, ее возможностях и перспективах в яхтенном бизнесе и о том, почему Капри — место особенное.
Интервью MBY• На выставке Monaco Yacht Show 2017 мы встретились с Брюсом Джонсом, генеральным директором компании Triton Submarines, и спросили его о том, кто и для чего приобретает такие серьезные водные «игрушки», как подводные лодки.• Обладая огромным опытом строительства военных и специализированных судов, отечественные верфи время от времени берутся за выполнение частных заказов на постройку довольно крупных прогулочных яхт, однако происходит это спорадически, и результат не всегда соответствует мировым стандартам. О том, чего не хватает российской индустрии для успешного строительства яхт, и как развивать это направление, журналу рассказал Алексей Львович Рахманов, президент «Объединенной судостроительной корпорации» и увлеченный яхтсмен.
Тесты и обзоры• Heesen Home • Princess V50, V65 и новый флагман S-класса — Princess S78 • Elling E6 Highline • Sunseeker 76 Yacht • Boarncruiser Elegance 1300 Express • Гидроциклы Sea-Doo от BRP
ПремииВ обзоре представлены новые модели яхт, признанные авторитетным жюри британского издания MBY лучшими в своих категориях. Победа в престижном конкурсе Motor Boat Awards дает им хороший старт.
БезопасностьОдна из тенденций в судостроении такова, что все приборы, с которыми возможно цифровое общение, включаются в сеть, и производители стремятся обеспечить их удаленное обслуживание и администрирование. Как в таком случае обезопасить себя от киберпреступников?
Технологии и инновацииИдея создания совершенного капитанского мостика витает в воздухе давно, и у разных специализирующихся в этой области компаний формируютсяразные подходы к ее воплощению. В руках у системных интеграторов немало передовых технологий, однако полет фантазии ограничивают строгиеправила организации навигационных и коммуникационных бортовых систем. Как преодолеть этот порог и шагнуть в будущее?
Путешествия и чартер MBY• О чартере на Галапагосах, в одном из самых загадочных уголков планеты, рассказал Тревор Олссен, капитан яхты Astra.• После 20 лет яхтинга на юге Франции владелец моторной яхты Princess 54 решил перебраться в Италию.• Греция, Турция, Хорватия. Особенности плавания в восточном Средиземноморье, советы капитанов и лучших чартерных брокеров.
Марины MBY• West Istanbul Marina (Стамбул, Турция)• Royal Yacht Club (Москва, Россия)
События MBYПри поддержке журнала MBY Russia прошел четвертый этап зимней серии парусных регат в Сочи, организованный компанией PROyachting.
Life style• На Bentley в тайгу• Электронно-затемняемые стекла на суперяхтах• «Волшебная шкатулка» от Дианы Вишнёвой в меню ресторана петербургского отеля «Астория»• Riviera Olympia Resort — романтический, активный и семейный отдых в ГрецииА также: элитные мотоциклы Indian, новое поколение часов Panerai, бизнес-мультивен от Volkswagen, эклектичный курорт Finolhu на Мальдивах и др.
Литературная мастерскаяГеннадий Черкашин. Отрывок из повести «Бриг “Меркурий”»
Содержание Приложения Motor Boat Market № 9
И снова здравствуйте!
У меня хорошая новость: из достоверных источников стало известно, что скоро весна. Не та условно-календарная, а самая настоящая, с птичками и солнцем. Уж оно-то растопит снега, завалившие полстраны, зажурчат ручейки, образуя потоки побольше; потекут они, наберут силу и вольются в речки, реки и моря. Вот их мы и станем бороздить на лодках, как потеплеет. Каждый за своей надобностью: одни — за рыбой, другие — семью проветрить, третьи — людей посмотреть или себя показать…Похоже, лодочный рынок понемногу оживает, а чтобы жить нам стало веселее, давайте больше общаться: на выставках, организуемых журналом MBY, в социальных сетях, на страницах журнала.Приятного вам чтения! И напоследок — кое-какие «мокрые» мысли — некоторые жизненные наблюдения.•Если даже курс корабля может часто меняться, чего требовать от валюты?•Команда «Полный вперед!» вовсе не означает, что самый толстый из экипажа должен пройти в нос.•Лодка располагает к мыслям о семейных ценностях, особенно если посадить жену на весла.•Осадку имеют все лодки, даже глиссирующие.•Чтобы, как дед Мазай, работать спасателем, мало быть добрым: нужна лодка.•Не будьте высокомерны, помните, что когда-то и на «Прогрессе» гонялись с «Ветерком».•Не лучшая ситуация, когда все столпились у штурвала, а в паруса дуть некому.•Тщательно выбирайте поплавки: бывает, попадаются бракованные, которые тонут, особенно при поклевке крупной рыбы. Искренне ваш Зарий Черняк

В номере:
- Новости и новинки. Обо всем понемногу
- Оборудование. Самое интересное с выставки METS Trade (Амстердам)
- BOB Awards. Жюри, в состав которого входит главный редактор журнала MBY Russia, выбирает лучшие лодки года
- Обзоры и тестыArctic 25 CommuterBotnia Targa 37ADBeneteau Antares 7 & 8 и Barracuda 7Гидроциклы Sea-Doo TRIXXNorthSilver Husky 630 Ski & FishGrizzly 600ХO 250 ОpenСВП «Ямал-730»
- Интервью с директором казанской верфи Velvette Marine Михаилом Клопоухом
- МеханикаSea Drive Concept. Новый пост управления от Peugeot и BeneteauСложное в простом чем отличается джойстик Evinrude iDock от аналогичных решенийСолнечные батареи: как избежать недостаточного заряда и порчи аккумуляторов после многочисленных стоянок на якоре?Тест-драйв Petestep: новый взгляд на реданы глиссирующих лодок
- Полезные знания. Управление лодкой на попутной волне
- Рыбалка. Камчатка
www.mby.ru
Motor Boat & Yachting: Журнал о яхтах и катерах
Привет, друзья!Переход из старого года в новый всегда подразумевает подведение итогов. В это самое время восемь лет назад мы с огромным энтузиазмом (и волнением!) сели за перевод материалов из английского MBY для первого выпуска российского издания.По какому принципу отбирались статьи? И тогда, и сейчас мы ориентируемся исключительно на собственную интуицию, руководствуясь правилом: «Если что-то интересно нам самим, то это непременно заинтересует читателей».Мы давно уже не опираемся на британское издание, но в преддверии юбилейного номера по-прежнему подходим к работе с таким же вдохновением. Это возможно в первую очередь потому, что темы для новых публикаций неиссякаемы. Яхтинг настолько интересен и многогранен, что работу редакции можно сравнить с обучением в лучших университетах, где у студентов никогда не бывает дефицита тем для курсовиков.Надеюсь, что и для вас чтение MBY — это не только отдых и развлечение, но и приятный образовательный процесс!Где есть итоги, там обязательно есть и планы на будущее. Для журнала они выглядят очень оптимистично. В поисках нового мы продолжим ставить эксперименты с дизайном журнала и содержанием, будем прирастать выставками и яхтенными событиями, словом, даже не думаем останавливаться в развитии, ибо остановка всегда означает конец.Я хочу поблагодарить тех, кто помогает нам идти вперед, и пожелать всем никогда не заканчивать свое обучение — ни в яхтинге, ни в жизни!

Содержание номера
НовостиПремьеры яхт, интересные предложения компаний, события, факты и сюжеты из жизни на море и на суше.
Выставки MBY• METS Trade AmsterdamЭта B2B-выставка — ядро, вокруг которого вращается целый микрокосм событий, очень важных для занятых в яхтенной индустрии людей. Стоит ли бросить все силы на движение вперед или прежде решить накопившиеся проблемы? Спикеры деловой программы METS 2017 обсуждали настоящее и будущее яхтинга.• HISWA in-water Boat ShowВ рамках организованного ассоциацией голландских судостроителей HISWA пресс-тура журналисты ведущих европейских яхтенных изданий побывали на выставке в Голландии, протестировали лодки и посетили голландские верфи.• Boot & Fun BerlinВ последние годы Boot & Fun демонстрирует стабильный рост: в 2017 году боат-шоу посетило 43 000 человек, что сопоставимо с этим показателем на Каннском яхтенном фестивале (всего на 14% меньше). Кроме того, здесь ежегодно вручают престижную премию Best of Boats Award, что делает выставку еще популярнее.• boot DuesseldorfАнонсируем новинки и премьеры крупнейшей европейской павильонной выставки, которая традиционно проходит в конце января.
Личное мнениеАртем Радчик/Антон Черкасов-Нисман/Иван Голубев/Андрей Зайцев: в какой мере сервис помогает продать яхту, повлияет ли новый реестр на прозрачность сделок, как получить яхтенные «права» и где поесть в Неаполе.
Интервью MBY• Проект Helios — программа по разработке нового поколения аварийных маяков для работы с космической поисково-спасательной системой будущего под названием MEOSAR. На выставке METS Ален Боуэ, технический эксперт французской компании Orolia, рассказал о том, как будет работать MEOSAR, в чем ее главные преимущества и какие аварийные маяки появятся в ближайшее время.• Эрвин Бампс, один из самых заметных визионеров современной яхтенной индустрии, глава верфи Gulf Craft, во время Каннского яхтенного фестиваля поделился с нами своим видением, в каком направлении движется его компания и вся индустрия в целом.
Верфи MBY• Недавно нам довелось побывать на юго-западном побережье Англии, в Плимуте, где находится «дом» Princess Yachts.• Итальянская верфь Absolute Yachts, основанная в 2002 году, уже не первый год показывает уверенную динамику развития и выпускает весьма интересные яхты.
Развитие, дизайн, инновации• В ноябре 2017 года яхтенному агентству из Санкт-Петербурга Jonacor Marine исполнилось 10 лет. Достойный повод вспомнить прошлое,осмыслить настоящее и помечтать о будущем.• Сотрудничество автопроизводителей и верфей началось не вчера, но самое интересное, кажется, нас ждет впереди. Говорим о кобрендинге.• Как создать эффект концертного зала на 20 квадратных метрах своего дома или яхты, сохранив всю палитру оттенков живой музыки?
Навигация MBYGarmin. Устройства, которые делают жизнь на воде не только легче, но и много интереснее.
Тесты и обзоры• Oceanco Jubilee• Damen Game Changer• CCN Elsea• Elling E6• Fleming 580 Fly• Azimut 60 Fly• Galeon• XO 270
Life style• Искусство — в яхты! Беседуем с Владимиром Воронченко, директором Музея Фабеже (Санкт-Петербург), о коллекционировании предметов искусства и о частных собраниях на яхтах.• На свежем воздухе. Компания BORK представляет инновационный продукт для эффективного очищения воздуха в доме.• Колея в колею. В обширном семействе мотовездеходов BRP Can-Am — весьма интересная новая модель side-by-side.• Выбор вариантов отдыха: пятизвездочный Grand Hotel Trieste & Victoria в Абано Терме (Италия), Park Hyatt Hamburg (Германия), Rooms Hotel Kazbegi (Грузия).А также: открытие нового московского парка «Зарядье» рядом с Кремлем, призы от часового дома Panerai победителям регаты Classic Yachts Challenge, партнерство элитного швейцарского часового дома Roger Dubuis и легендарного итальянского автопроизводителя Lambordhini и новый шоу-рум Glancy Fawcett.
Литературная мастерскаяАлександр Грин. Отрывок из повести-феерии «Алые паруса»
www.mby.ru
Motor Boat & Yachting: Журнал о яхтах и катерах

К читателю
Привет, друзья!
Первые месяцы этого года принесли нам новости — хорошие и плохие. Начну с плохих: в Европе продолжают закрываться печатные яхтенные издания, причем на этот раз печальная судьба совершенно неожиданно постигла два самых известных и востребованных британских B2B-журнала.
Почему я расцениваю это как плохую новость? В первую очередь потому, что у профессиональной аудитории и у тех, кто серьезно увлекается яхтами, стало меньше источников достоверной информации, которые пока не способен заменить Интернет. Яхтенные ресурсы в Сети продолжают плодиться, однако ни один из них не может похвастаться оригинальными, глубокими аналитическими статьями, составляющими ядро серьезных печатных изданий.
Но есть и хорошие новости. Во-первых, после двухлетнего перерыва мы возродили приложение Motor Boat Market, посвященное небольшим прогулочным судам, и надеемся, что оно и дальше будет радовать наших читателей по крайней мере два раза в год.
Во-вторых, воодушевившись успехом нашей осенней выставки St. Petersburg International Boat Show, мы решили повторить этот опыт в Москве: 22–24 июня в Royal Yacht Club столицы пройдет новое Moscow Yacht Show (MYS). В отличие от SPIBS, где значительная часть экспозиции представлена небольшими катерами, MYS сосредоточится в первую очередь на круизных яхтах категории «люкс», которым будут аккомпанировать другие атрибуты этого стиля жизни.
На фоне отмирающих журналов и выставок подобные проекты могут выглядеть весьма амбициозными, но мы по-прежнему считаем, что если уж и быть лучшими, то во всем!
Главный редактор
Антон Черкасов-Нисман
Содержание MBY Russia
Новости: Премьеры яхт, интересные предложения компаний, события, факты и сюжеты из жизни на море и на суше
Личное мнение
• Дэвид Марш/Ханс Костер/Мелани Бартлетт —истории о яхте Дональда Трампа и о том, почему яхтсменам полезно знать иностранные языки
События MBY
• Motor Boat Awards 2017 — Лучшие яхты и катера года выбраны! Знакомьтесь с победителями конкурса
• boot Düsseldorf 2017 — грандиозная выставка, на которой представлено великое многообразие всего, что придумало человечество для отдыха на воде
• Benetti Yachtmaster 2017 — ежегодное мероприятие, где капитаны суперяхт из разных регионов встречаются для того, чтобы поделиться опытом и обсудить новости индустрии
• Новые требования IMO — международная морская организация (IMO) является специализированным агентством ООН, устанавливающим правила и стандарты международного судоходства
Тесты и обзоры
• Oceanco Jubilee
• Amels Elixir
• Heesen Project Nova
• Fincantieri Sundance
• Amels Astra
• Jongert Revolution
• Mulder 36
• MСY 96
• Sunseeker Manhattan 66
• Princess S60
• Prestige 560
• Princess V40
• Targa 43 Open
• XO Cruiser & XO DFNDR
• Nitra 22 & Nitra 29P
• Топовая линейка гидроциклов GP от Yamaha
Наши лодки
• Галиот 2766М — на нашем яхтенном рынке появилось необычное, если не сказать уникальное, предложение — 70-метровая яхта российской постройки. Мы просто не смогли пройти мимо и решили разузнать о ней подробнее.
Яхтенный рынок Эстонии
• Не медленно и верно — продолжая цикл статей о яхтенной индустрии разных стран, рассказываем об Эстонии
Интервью MBY
• Альберто Манчини — «Я горжусь своей командой: вместе мы сумели развить дизайн именитого бренда Fairline, сохранив его наследие»
• Жозеф Шальхуб, капитан яхты Benetti Black Rose — яхтинг в Персидском заливе активно развивается, и на ливанских капитанов там есть спрос
Верфи MBY
• Mulder — история семейной голландской верфи, где у штурвала бизнеса стояли и стоят представители трех поколений людей, бесконечно увлеченных своей профессией и морем
• XO Boats — финский рецепт надежных всепогодных лодок для решения широкого спектра задач на воде
• Formula Boats — слоган верфи «Мы не строим для масс, но мы строим для вас» — не только реклама. Лодки, сошедшие со стапелей в штате Индиана (США), действительно способны удивить своего владельца. Прежде всего, высокой скоростью.
Паруса MBY
• Vendée Globe считают гонкой безумцев. В одиночку, вокруг света, без заходов в порты и помощи извне…
Навигация MBY
• Разбираемся с новинками навигационной электроники Garmin
Life style
• Bentley Bentayga — выбор Елизаветы II, королевы Великобритании
• Ulysse Nardin выпустила новый хронограф для грядущего Кубка «Америки»
• В Москве открылась первая севичерия от Александра Раппопорта — «Латинский квартал»
• Великолепный Grand Hotel Excelsior Vittoria — портал в вечность
• У воды, на первой линии. Проекты «Группы ЛСР»
• Вновь открывает свои двери Rixos Premium Belek
• Мобильные кабинеты от компании «Технологии Роскоши»
• «Ладожская Усадьба» — этнокультурный гостиничный комплекс премиум-класса в Карелии
Литературная мастерская
• Леонид Соболев, отрывок из повести «Зеленый луч»
Содержание приложения Motor Boat Market #7

Новости: понемногу обо всем
Выставки: Helsinki Boat Show
Тесты и обзоры:
• Grizzly 840 Racing
• Axopar 28 AC
• Marell 850WA
• Targa 25
• Nordkapp Enduro 705 Ranger
• Husky R7
• NorthSilver Pro 610 & 570 Fish
• Velvette 18 Prime
• SKYLARK Т 370
• Складные лодки F-Rib
Механика:
• Двигатели Evinrude E-TEC G2
• Сравнение MERCURY Verado, VOLVO D6 и YANMAR 8LV на катерах XO
• BBR — новая маркетинговая стратегия компании Yamaha Motor CIS в отношении ее подвесных моторов
• Протестировали катер XO 360 c новой системой автоматического управления дифферентом при помощи интерцепторов Zipwake
Школа:
• Работа с якорем
Рыбалка:
• Рыбное эльдорадо в дельте Волги
www.mby.ru
Motor Boat & Yachting: Журнал о яхтах и катерах
Хотите, чтобы 60-мильный переход обошелся вам на £ 150 дешевле? Наш тест в реальных условиях показывает, каким образом можно сократить расход топлива.
Текст Джон Мендеc Фото Лестер МакКарти, Джон Мендес
Когда-то топливо было всего лишь одной из строк в списке трат на содержание лодки. Сегодня это одна из самых серьезных статей расхода. Проблема в том, что за последнее десятилетие дизельное топливо в Европе подорожало примерно впятеро, и каждый раз, собираясь выйти на воду, об этом вспоминаешь. В результате многие стали задумываться не только над тем, как часто использовать лодку, но даже есть ли вообще смысл ее иметь. Мы попытались выяснить: можно ли, изменив манеру управления судном и привычки в эксплуатации, добиться того, чтобы заливать дизель в танки реже, чем обычно? Всем известно: сбросив скорость, можно сохранить драгоценные литры. Но какова реальная экономия при переходе средней протяженности? Мы решили определить это на примере Bénéteau Swift Trawler 34, которая принадлежит техническому редактору MBY Джеку Хейнсу, и отправились на ней из «домашней» марины в Хэмбле в Веймут, расположенный в 60 милях. Нам было интересно, хватит ли сэкономленных денег хотя бы на то, чтобы оплатить ужин на четверых в ресторане. Цель — добраться в пункт назначения к ужину, то есть часам к восьми вечера, а значит, необходимо было спланировать дневной переход (никаких выходов на рассвете!). Если бы мы пошли на минимальной круизной скорости 6 узлов, не пользуясь попутным течением, то поход занял бы у нас целых 10 часов! Положив рукоятки до упора, на скорости 20 узлов мы могли бы дойти туда и за три часа, но тогда счет за топливо точно получился бы впечатляющим. Честно говоря, нам хотелось комфортной круизной скорости и разумного потребления топлива, поэтому первое, что мы сделали, — снизили общий вес лодки.
ЛИШНИЙ БАГАЖ
Для начала просто оцените масштабы завалов на борту. Наша Blue’s Away, которая ходит уже третий сезон в качестве семейной лодки, накопила приличное количество барахла. Беглый осмотр кают не выявил ничего ужасного: одежда, постельные принадлежности… А вот в кладовке нашлось несколько вещей, которые заставили нас изумленно вскинуть брови. Новое устройство для спуска и подъема тендера, которое так и не установили, потянуло на 20 кг. Там же обнаружилось барбекю, которое путешествует на лодке, но в последний раз его доставали полгода назад. Плюс инструменты и запчасти, которые тоже, кажется, решили поселиться на борту. Тщательный разбор всего этого багажа позволил оставить на берегу около центнера.
ВОДА
Водяной танк Blue’s Away вмещает 320 л воды, и к моменту нашего теста он был заполнен наполовину. Это означало, что мы собираемся тащить примерно 160 л воды в переход, где нам потребуется всего лишь приготовить несколько чашек чая и пару раз помыть руки. Мы оставили на эти цели 25 л, а остальное слили, снизив вес лодки еще на 135 кг.
ТОПЛИВО
При своей компактности Blue’s Away имеет приличный запас топлива — 800 л, и прежде мы частенько ходили с танками, заполненными «по горло». Даже по самым пессимистичным подсчетам, для перехода в Веймут нам потребовалось бы не больше 240 л. Мы приплюсовали к этому «аварийные» 48 л (20%) и залили в танк лишь 300 л. С учетом удельного веса дизельного топлива 0,85 кг/л мы получили гигантское снижение веса — 425 кг. Таким образом, в сумме нам удалось снизить вес лодки на 660 кг по сравнению с ее обычной загрузкой! Водоизмещение Swift Trawler 34 — 7471 кг, и сэкономленный вес составляет 8%. Конечно, экономия топлива в основном зависит от выбора скорости, но подобное снижение веса во время достаточно быстрых переходов (18–20 узлов) помогает,по нашим расчетам, сэкономить около 4% топлива. А на более крупных и быстрых лодках эта экономия может оказаться еще существеннее.
Нам удалось снизить вес лодки на 660 кг. Это обеспечило 4% экономии топлива на круизной скорости 18–20 узлов
ОБРАСТАНИЕ КОРПУСА
За месяц до нашего теста Blue’s Away подняли из воды для чистки днища. Однако необрастающее покрытие не обновлялось. В день испытаний возле ватерлинии уже была заметна «борода» из водорослей, а ниже — тонкий слой слизи. Обычное обрастание корпуса вполне может увеличить расходы на топливо до 20%, а серьезное обойдется еще дороже. На Средиземном море мне доводилось встречать лодки, которые после трех месяцев стоянки не могли выйти на глиссирование — так обрастало у них днище. Ориентируясь на наш уровень обрастания, мы рассчитали, что подъем Blue’s Away, чистка днища и новое антифоулинговое покрытие могут уменьшить потребление топлива примерно на 10%.
ТРАНЦЕВЫЕ ПЛИТЫ
Основное назначение транцевых плит — менять крен и дифферент лодки. На Blue’s Away они также улучшают обзор с нижнего поста управления. Изменение угла дифферента может положительно сказаться и на расходе топлива, потому что подъем кормы уменьшает сопротивление воды. Впрочем, обращаться с транцевыми плитами нужно осторожно: слишком сильный дифферент на нос может вызвать совершенно противоположный эффект и увеличить расход. Да и управляться лодка будет хуже. Лучший результат, которого удалось достичь, — прирост скорости 0,6 узла на неизменных оборотах двигателей. Мы добились этого, только меняя положение транцевых плит (см. табл.). На скорости 14 узлов это давало дополнительную экономию в 4%. На лодке с подвесными моторами оптимальный угол откидки может дать еще больший эффект. Но резкое изменение угла транцевых плит приведет к торможению лодки.
СЕРВИС
Сами двигатели также играют свою роль в вопросах экономии топлива. Особенно это касается быстроходных лодок. Если судно оборудовано приборами определения расхода топлива, можете слегка сбросить скорость и проверить, что получится. Заметное снижение расхода топлива при небольшом падении скорости означает, что у двигателей проблемы с забором воздуха или топлива. Когда датчиков нет, проверьте состояниефильтров и убедитесь, что ничто не мешает поступлению топлива. А биоцидсодержащие добавки воспрепятствуют появлению в топливных танках микроорганизмов. Лодки, оснащенные спаренными моторами, дают повод для дебатов на тему, стоит ли ходить на одном двигателе, чтобы оптимизировать потребление топлива. Прежде чем испробовать это, вспомните: сопротивление переложенных рулей (чтобы лодка двигалась прямо), а также от второго винта (неважно, зафиксированного или в состоянии авторотации) довольно значительны. Помимо того, многие редукторы имеют масляные насосы с приводом от вала двигателя, и если винт вращается, но двигатель не работает, они могут выйти из строя из-за нехватки масла. Застопоренный двигатель остановит систему водяного охлаждения и смазки уплотнений вала. Все эти обстоятельства могут сильно навредить судну, так что ходить под одним двигателем на двухмоторной лодке надо с оглядкой.
ТЕЧЕНИЕ
Использование течения поможет заметно снизить расход топлива. На переходе в Веймут у нас были отрезки от 7 до 12 миль попутного течения, когда расход топлива снижался на 20%. Но нам также приходилось подстраивать скорость под течение, а слишком долгий переход означал возможность поймать и встречное течение. Графики иллюстрируют возможную выгоду от использования течения на разных скоростях. На них видно, какой компромисс между расходом топлива и временем в пути вам требуется. А использовать ветер и течение стоит не только для экономии, но и в целях обеспечения более комфортного плавания.
СКОРОСТЬ ИЛИ ТОПЛИВО?
На графиках также видно, сколько топлива мы потратили бы на разных скоростях и сколько времени занял бы переход на этих режимах. У нашей Blue’s Away кривая потребления топлива довольно пологая (за исключением участка водоизмещающего режима на скорости около 8 узлов). В этой точке потребление составляет примерно 1 л/милю. Затем, с увеличением скорости, потребление довольно круто идет вверх — до 3 л/милю, пока не доходит до момента выхода на глиссирование (скорость 10–11 узлов). После этого кривая снова становится пологой: расход растет постепенно вплоть до скорости 20 узлов, где потребление составляет около 4 л/милю.
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЯ
Сколько топлива можно сэкономить на переходе, зависит в основном от того, насколько медленно вы готовы двигаться. Если бы мы прошли все 60 миль до Веймута на скорости 6 узлов (а не 20), нам удалось бы сэкономить 168 л (рис. 1). При нынешних ценах на дизель в Англии (примерно £ 1,15 за литр) это около £ 193. Впрочем, в реальности Джек обычно ходит на скорости 18 узлов, и 6 узлов — это, пожалуй, слишком медленно, чтобы путешествие было приятным. А вот переход на 8 узлах, который займет 6 часов, выглядит уже приемлемым компромиссом и способен сэкономить вам 126 л дизеля. Если добавить другие меры, направленные на оптимизацию расхода топлива (табл. 2), такие как уменьшение веса лодки, чистка днища и использование течения, то они увеличили экономию дизеля до 159 л (£ 183). Так что по прибытии в Веймут мы все-таки смогли порадовать себя ужином. Да, по времени наш переход оказался вдвое дольше обычного, но снижение скорости, а следовательно, и уровня шума на борту часто позволяет по-настоящему и полноценно наслаждаться временем, проведенным на воде, и приносит больше удовольствия от путешествия!
www.mby.ru





