Начальная школа читать журнал
Журнал "Начальная Школа"
Сортировать по
Любовь и уважение к Отечеству
Статьи на сайте 2014-06-25 Основы религиозных культур и светской этики
О пользе и значимости предмета «Основы православной культуры» в светской школе
Статьи на сайте 2014-06-25 Основы религиозных культур и светской этики
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Статьи на сайте 2014-06-25 Основы религиозных культур и светской этики
Как христианство пришло на Русь
Статьи на сайте 2014-06-03 Основы религиозных культур и светской этики
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ
Журнал "Начальная школа" №7/2013
ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Журнал "Начальная школа" №7/2013
Художник и поэт
Журнал "Начальная школа" №3/2012 В мире искусства
Наши дорогие учителя! (о Г.И.и Л.И.Волошиных)
Журнал "Начальная школа" №3/2012 Наши коллеги
БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Журнал "Начальная школа" №6/2013
Синонимы и антонимы
Журнал "Начальная школа" №3/2012
Я и мои права
Приложение к журналу Практика 2014. №6 Внеурочная деятельность
СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ
Журнал "Начальная школа" №7/2013
Сокровищницазнаний, мудрости и добра
Журнал "Начальная школа" №8/2014 Календарь учителя
ПРАЗДНИК ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ
Журнал "Начальная школа" №10/2013 Календарь учителя
И.А. Шарифулина.Дочкиматери
Журнал "Начальная школа" №2/2011 Календарь учителя
Языковое и летиратурное образование в полиэнической и поликультурной образовательной среде
Журнал "Начальная школа" №6/2014
Категории «духовность» и «нравственность» в Концепции духовнонравственного развития и воспитания
Журнал "Начальная школа" №8/2014
Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова. Школьное ломоносововедение: начальные классы
Журнал "Начальная школа" №1/2011
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ
Журнал "Начальная школа" №1/2013
Фрфография и орфоэпия — две стороныправильности речи
Журнал "Начальная школа" №2/2014
Предупреждение нарушений чтения и письма
Журнал "Начальная школа" №5/2014
Работа с таблицами и диаграммами
Журнал "Начальная школа" №7/2014
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»
Журнал "Начальная школа" №3/2013 Работа с родителями
Звуковая сторона речи и произносительная культура
Журнал "Начальная школа" №7/2014
НА ГРАНИ МЕЧТЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Журнал "Начальная школа" №5/2013
СКАЗКА В ОРИГИНАЛЕ И В ПЕРЕВОДЕ
Журнал "Начальная школа" №5/2013
ЛЕКСИКОН ШКОЛЬНИКОВ И СОВРЕМЕННАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Журнал "Начальная школа" №6/2013
КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Журнал "Начальная школа" №5/2013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ И ДЕТСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Журнал "Начальная школа" №6/2013 Летняя работа
УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ «НАДЕТЬ» И «ОДЕТЬ»
Журнал "Начальная школа" №4/2013
УЧИТЕЛЬНИЦА ДЕТЕЙ (О Т.И. ВОЛОШИНОЙ)
Журнал "Начальная школа" №9/2013 Наши коллеги
ЛЮБИМЫЙ ПЕДАГОГ (О Л.И. БУДНИКОВОЙ)
Журнал "Начальная школа" №12/2013 Наши коллеги
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Журнал "Начальная школа" №12/2013
РАССКАЗЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Журнал "Начальная школа" №9/2013
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
Журнал "Начальная школа" №7/2013
Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Журнал "Начальная школа" №8/2014
ПРОЗВИЩА И КЛИЧКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал "Начальная школа" №10/2013
И.В. Харламова. Кружева готики
Журнал "Начальная школа" №2/2011
Н.И.Медведева. Праздник «Русские пословицы»
Журнал "Начальная школа" №3/2012
Школьная тропинка (о Л.И. Миненковой)
Журнал "Начальная школа" №6/2012 Наши коллеги
Грибок-боровичок Музыка и слова П.И. Ермолаева
Статьи на сайте 2016-02-04 Изобразительное искусство, технология, музыка
Лесной хоровод Музыка и слова П.И. Ермолаева
Статьи на сайте 2016-02-04 Изобразительное искусство, технология, музыка
.Как снять усталость и напряжение
Журнал "Начальная школа" №1/2012
Обобщающий урок «Звуки и буквы»
Журнал "Начальная школа" №2/2012
Сопоставление предикативнойсвязи и связи непредикативной как единство различения предложения и словосочетания
Журнал "Начальная школа" №3/2012 В помощь самообразованию
Правописание приставок и предлогов
Статьи на сайте 2016-04-13 Русский язык, иностранные языки
Уроки литературного чтения и духовнонравственное воспитание школьников
Журнал "Начальная школа" №6/2014
Как сделать работу учителя яркой и интересной?
Журнал "Начальная школа" №2/2014
Журнал «Начальная школа» и российское образование — 80 лет вместе
Журнал "Начальная школа" №2/2014
Буква мягкий знак в конце и середине слова
Приложение к журналу Практика 2014. №6 Русский язык, иностранные языки
Хронос и Кайрос. Время, в котором мы живем...
Журнал "Начальная школа" №1/2014
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Журнал "Начальная школа" №2/2013
СТИХОТВОРЕНИЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...»
Журнал "Начальная школа" №2/2013
n-shkola.ru
Журнал "Начальная Школа"
Журнал «Начальная школа» - старейший ежемесячный научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ. Ежемесячный тираж журнала «Начальная школа» и его Приложений превышает тираж всей педагогической периодики для начальной школы. Журнал был награжден дипломом Ассоциации распространителей печатной продукции за рекордные результаты в подписке среди федеральных изданий.
По признанию педагогов, «Начальная школа» - это настольная книга учителей начальных классов, воспитателей, преподавателей и студентов педагогических колледжей, вузов, родителей младших школьников. Журнал читают и учителя-предметники. Педагогическая общественность в разных уголках России регулярно обсуждает журнал.
Журнал «Начальная школа» стараниями всех, кто связан с его подготовкой, и усилиями авторов отражает то главное, что происходит в образовании в целом и в важном его звене - начальной школе, в профессиональной подготовке учителя. Журнал своевременно знакомит педагогическую общественность с новыми идеями, проблемами, рекомендациями в области начального обучения, достижениями педагогической и методической науки, способствуя тем самым становлению качественного воспитания, развития и образования младших школьников.
В современных условиях обновления образования на страницах журнала ведется активное обсуждение содержания начального образования и его методического обеспечения, новых систем обучения, предметных программ, курсов, учебников, результатов экспериментальной работы учителей.
У журнала «Начальная школа» есть мощный, обладающий большим профессиональным потенциалом актив авторов, рецензентов, экспертов, в который входят учителя, воспитатели, методисты, преподаватели колледжей и вузов, родители, библиотекари, сотрудники региональных и федеральных органов управления образования, академий и институтов повышения квалификации работников образования и др. В центре этого большого круга специалистов – коллектив редакции, редакционная коллегия и члены редакционного совета, осуществляющие связь с регионами. В этом сила и преимущество журнала, живущего проблемами образования всей нашей бескрайней многонациональной России.
www.n-shkola.ru
Журнал "Начальная Школа"
Невозможно представить себе общеобразовательную школу, решающую современные задачи обучения, воспитания, вне океана разного рода учебных книг, адресованных детям, и методических пособий, призванных вместе с педагогическими журналами помочь учителю в его сложном, ответственном и благородном труде. Многие из этих книг и журналов для учителей начальных классов уже давно стали настольными. Среди них - журнал «Начальная школа». Нет, пожалуй, такой точки на карте нашей Родины, где бы его не знали и не читали учителя начальных классов, методисты, студенты и преподаватели педагогических вузов и колледжей. Журнал знают не только в ближнем зарубежье, но и в дальнем, где волею судеб оказываются наши соотечественники, учителя начальных классов: США, Германии, Израиле, Болгарии, Венгрии, Финляндии, Швеции и др. Многопредметность, многопрофильность журнала облегчает работу учителей, которые находят в нем ответы на многие вопросы.
Учителя, методисты, ученые (иными словами - авторы), сотрудники редакции журнала, члены редакционной коллегии и редакционного совета вносят свою посильную лепту в создание журнала.
Нелегкий, но славный путь прошел журнал за истекшие годы. Уже в первом его номере (1933 г. - главный редактор М. Алексинский) раскрываются основные положения нового устава советской политехнической школы: она должна строить свою работу на основе соединения обучения и воспитания с производственным трудом. И в последующие годы все постановления правительства о школе находят отражение на страницах журнала в статьях видных деятелей народного образования, ведущих методистов, передовых учителей.
В 30-е годы ХХ в. велика была роль журнала в ликвидации неграмотности, в просвещении народностей нашей страны.
В предвоенные годы авторами статей были видные ученые, писатели, известные методисты. Среди них: Э.И. Моносзон, С.Я. Маршак, Б.П. Есипов, В. Струминский, П.О. Афанасьев, А.И. Воскресенская, академик В.П. Потемкин и другие.
Не затихала работа в редакции и в суровые военные годы (главным редактором тогда был П.В. Зимин), основной тематикой журнала в то время становятся статьи военно-патриотического содержания.
По различным вопросам методики в годы войны и в послевоенные годы выступали известные методисты. Они всегда были проводниками новых идей, помогали учителям систематизировать опыт, оказывали помощь молодым. Это ученые, которые сами прошли хорошую школу, преподавали и прекрасно знали учительский труд: Е.А. Адамович, Н.С. Рождественский, Л.В. Занков, А.И. Воскресенская, П.А. Завитаев, М.Л. Закожурникова, Михаил Николаевич и Лев Николаевич Скаткины, Н.Е. Цейтлин, А.С. Пчелко и другие. Кроме того, они были глубокими специалистами, интересными и знающими людьми.
Е.А. Адамович,занимающаяся вопросами чтения, никогда не отказывала ни одному учителю в помощи. Петр Алексеевич Завитаев - неизменный член редколлегии журнала, неутомимый рассказчик и путешественник. Очень спокойная и уравновешенная, обаятельная Мария Леонидовна Закожурникова. Все эти люди долго оставались молодыми и работоспособными. М.Л. Закожурникова написала очередную статью, когда ей было 93 года.
Александр Спиридонович Пчелко, известный автор учебников по математике для начальной школы, заместитель главного редактора журнала, потом - член редколлегии; потеряв зрение, продолжал участвовать в заседаниях редколлегии, предварительно ознакомившись с помощью жены со всеми статьями по математике.
Главенствующую роль журнал всегда отводил и отводит материалам из опыта работы отдельных учителей и целых коллективов, большое внимание уделяет эксперименту, поиску, который ведут преподаватели школ, колледжей и вузов. В свое время было опубликовано много статей, рассказывающих об опыте работы липецких учителей, об эксперименте Л.В. Занкова и его последователей, о работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. О липецком опыте писали и сами учителя, и заведующая кабинетом начального обучения Липецкого ИУУ А. А. Козлова. Журнал продолжал сотрудничать с прекрасным педагогом, заведующей кабинетом начального обучения института З.М. Стюфляевой.
Журнал с первых лет своего существования неизменно уделял и уделяет внимание особенностям работы в сельской малокомплектной школе Много для сельских школ в свое время сделала З.В. Копачева (заведующая кабинетом начального обучения Московского областного ИУУ). Читатели помнят
А.М. Александрова - заведующего кабинетом начального обучения Ростовского ИУУ. До последних дней своей он заботился о плодотворной работе сельских учителей, о создании для них специальных пособий. Большой вклад в создание учебных материалов для сельской школы внес НИИ школ, его сектор начального обучения под руководством В.Г. Горецкого.
Много публикаций для сельской школы готовили И.В. Прокопович (ее статьи по планированию работы в этих школах затем были изданы отдельной книгой), Т.К. Чекмарева.
С вниманием и интересом читали учителя статьи об опыте работы малокомплектных школ Г.Ф. Суворовой, О.Г. Абрамовой, И.Я. Гаркуновой, Е.И. Боротьбенко, много материала по изобразительному искусству для этих школ давали в журнале Т.Ф. Беев, Т.Я. Шпикалова.
В 50-60-е годы ХХ в.в журнале публикуются материалы, связанные с принятием закона Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Перед учителями встала важная задача - установить связь обучения и воспитания с жизнью, готовить учащихся к общественно полезному труду. Печатались статьи теоретического характера и содержащие описание и анализ передового педагогического опыта по перестройке школы.
В связи с созданием в 1959-1962 гг. новых учебников в журнале была опубликована серия статей, анализирующих содержание учебников по всем предметам.
В период освоения новых программ в начальных классах (1967-1969.) в журнале помещаются статьи по наиболее трудным программным темам, уделяется большое внимание проблемам развития младших школьников в процессе обучения. В этот период значимыми были публикации Н.С. Рождественского
, В.А. Кустаревой, А.С. Пчелко, М.И. Моро, М.А. Бантовой, А. М. Пышкало, Я.А. Шора, П.М. Эрдниева, Е.А. Адамович, П.А. Завитаева,, М.А. Жидкоблинова
А.М. Пышкало, Я.А. Шора, П.М. Эрдниева, Е.А. Адамович, П.А. Завитаева, М.А. Жидкоблинова, Н.И. Ваничкиной,М.А. Васильевой и М.С. Васильевой, К.Т. Голенкиной, Л.А. Горбушиной, В.П. Горощенко и других.
Особенно сложными для журнала были 70-80-е годы прошлого века, когда после принятия проекта об «Основных направлениях реформы
общеобразовательной и профессиональной школы» (1980) начальная школа активно вступила в
экспериментальную работу по созданию комплекта учебников и методических пособий для переходе обучения детей с шестилетнего возраста.
В этот эксперимент включились тысячи учителей (вначале в трех районах РСФСР), и журнал из номера в номер начал на своих страницах знакомить читателей с основными идеями учебного комплекса. Все публикации этого времени по вопросам обучения детей с шестилетнего возраста оказывали неоценимую помощь учителям страны в подготовке к большому и ответственному этапу жизни общеобразовательных школ. Опыт учителей, проводивших эксперимент, помог в создании методических пособий, дидактических материалов и в целом нового учебного комплекса. Если полистать номера журнала за эти годы и классифицировать опубликованные статьи, получится солидный, объемистый труд.
В этот период в журнале печатались статьи не только учителей-экспериментаторов, но и создателей новых программ и учебников - ученых, методистов: В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Т.Г. Рамзаевой, Ю.М. Колягина, М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.В. Степановой, Н.Н. Светловской, С.В. Джежелей, О.Н. Сороцкой, А.А. Плешакова, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, В.Г. Машинистова, В.И. Романиной, Н.Ф. Вапняр, Л.Я. Желтовской, З.А. Клепининой и многих других. С интересными публикациями выступали в журнале в этот период инспекторы Министерства просвещения РСФСР Л.И. Тикунова, О.Г. Абрамова, они же ежегодно давали тексты примерных контрольных работ по математике и русскому языку.
В разные годы большую помощь учителям оказывали статьи известных психологов: А.А. Люблинской, Н.А. Менчинской, Ш.А. Амонашвили, А.И. Липкиной, В.С. Мухиной. Эту линию продолжила М.М. Безруких. С каким волнением и ожиданием встречали учителя статьи Ш.А. Амонашвили, гуманиста, видящего в маленьком ребенке Человека с большой буквы. Встречи с ним были радостью и для работников журнала, и для многочисленных читателей.
Журнал всегда рассматривал организацию и содержание методической работы в школе как важнейшее средство научного управления учебно-воспитательным процессом.
Внимание методических объединений привлекают проблемы формирования личности, пути и формы реализации идей гуманизации и демократизации начального обучения. Среди авторов журнала отличные учителя-методисты: З.В. Копачева (Московский областной ИУУ), Н.Г. Уткина, которая успешно руководила на протяжении многих лет кабинетом начального обучения Московского городского ИУУ. Помнят учителя Москвы и методиста Дзержинского района М.И. Михеичеву, заведующую лабораторией Юго-Западного окружного управления Московского департамента образования Г.И. Колпакову, знают заведующую кабинетом начального обучения Московского областного ИУУ Р.В. Усову.
Активная реформа общеобразовательной школы требовала качественной подготовки учителя начальной школы в педагогических училищах и на кафедрах начального обучения в педагогических институтах. Новому учителю были необходимы высокий уровень образованности, безупречное знание преподаваемых предметов, культура мышления и речи.
Была проведена серьезная работа по развитию и улучшению подготовки учителей начальных классов с высшим образованием. Не сходили со страниц журнала статьи преподавателей педагогических училищ, педвузов: Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова, С.П. Баранова, Л.П. Стойловой, Г.П. Логовеевой, Н.Б. Истоминой, Н.В. Костроминой, Ш.В. Журжиной, Л.Ф. Мельчакова, Н.И. Политовой, Н.Д. Дериба, Г.М. Вальковской и многих других. Все они внесли большой вклад в дело помощи учителю при переходе на новые программы.
Особенно хочется отметить материалы, помещенные в журнале в эти годы сотрудниками сектора начального обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, возглавляемого А.М. Пышкало: Л.К. Назаровой, Г.А. Фомичевой, В.Н. Рудницкой, М.И. Омороковой.
Важное место в журнале всегда отводилось воспитательной работе - публиковались статьи о преданности Родине и народу, об интернациональном воспитании (ведь и сам журнал всегда был примером интернационализма, с ним сотрудничали учителя и методисты из всех союзных республик), о привитии учащимся интереса к знаниям, труду, уважения к людям труда, о дальнейшем улучшении работы, связанной с воспитанием культуры поведения учащихся в школе, семье, общественных местах. Среди авторов статей этой направленности были известные учителям имена: В.А. Сухомлинский, В.В. Струнин, М.А. Жидкоблинов, Т.В. Воликова, Л.Г. Гордин, А.Л. Гордин, Н.Д. Брусничкина, Н.И. Ваничкина, Б.Т. Лихачев и многие другие.
В том, что журнал «Начальная школа», пользуясь признанием и авторитетом, является незаменимым пособием и для начинающего студента, и для опытного методиста, учителя, - большая заслуга людей, которые его готовят. Это редакция и редакционная коллегия.
Главный редактор журнала Михаил Петрович Малышев (высокий, красивый, с внимательным взглядом умных серых глаз) был четвертым главным редактором журнала за всю его историю. Он прекрасно разбирался в вопросах народного образования, возглавлял журнал более 20 лет. Начав свою работу учителем высшего начального училища в небольшом дальневосточном городке Петровский завод, Михаил Петрович 60 лет жизни отдал школе, детям, работе в органах народного образования, в высшей школе и научных учреждениях. В 1920 г. он был министром Дальневосточной Республики. Много лет М.П. Малышев трудился под руководством Н.К. Крупской и А.В. Луначарского.
Большое значение придавал М.П. Малышев делу подготовки педагогических кадров, особенно для начальной школы. Он был инициатором и горячим сторонником подготовки учителей начальных классов с высшим образованием, организатором первых факультетов начального обучения в педагогических вузах.
Вначале заместителем М.П. Малышева был А.С. Пчелко, а затем его сменила Е.М. Макеева. Кто из учителей не знал Александра Спиридоновича Пчелко, ученого, методиста, заведующего сектором начального обучения АПН РСФСР? Всегда сдержанный, предельно вежливый и корректный, он внес большой вклад в редактирование журнала. Велика его заслуга и в создании учебников математики и методических пособий для учителей начальной школы. Внешне спокойный, Александр Спиридонович был непримирим, если дело касалось принципиальных вопросов. Как-то проходила очередная редколлегия. Все отзывались положительно о только что скомплектованном летнем номере журнала, пока не выступил А.С. Пчелко. Он, не повышая голоса, очень вежливо буквально разгромил только что скомплектованный номер. Вот так проявилась вежливая, непреклонная принципиальность Александра Спиридоновича.
Хорошей помощницей главного редактора М.П. Малышева была Елена Михайловна Макеева (заместитель главного редактора журнала). Небольшого роста, с лукавыми темными глазами, с большим чувством юмора, она была душою редакции. Буквально «прожив» в журнале свыше 30 лет, Елена Михайловна досконально знала весь редакционный процесс, прекрасно работала с обширным коллективом авторов и членами редакционной коллегии. Е.М. Макеева рассказывала коллегам о людях, с которыми она работала ранее в редакции - о главном редакторе Б.П. Есипове, о заместителе главного редактора А.И. Мане, который работал в редакции с 1937 г. В 1941 г. ушел на фронт и погиб.
Хозяйкой редакции (заведующей редакцией) была Евгения Савватьевна Топленникова : она принимала и отсылала рукописи, выписывала гонорар и делала массу работы, без которой немыслима жизнь редакции. Ее сменила Елена Андреевна Горшкова, контактность и дружеские связи которой с другими отделами издательства (художественная редакция, производственный отдел) очень помогали в работе редакции.
Много сделал для журнала главный редактор Владимир Павлович Стрезикозин.
Он пришел в редакцию в 60-е годы ХХ в., работая начальником Главного управления Министерства просвещения РСФСР. Человек, прошедший войну от первого до последнего дня, он всегда был сдержан, подтянут. Владимир Павлович прекрасно разбирался в вопросах народного образования, отлично знал малокомплектную школу, много ездил по России. Его статьи и книги о перестройке школы, об уроке пользовались заслуженным успехом у учителей. Его мобильность и знания о постановке образования в отдельных областях, зачатках передового опыта помогали журналу в освещении наиболее актуальных тем.
С В.П. Стрезикозиным работали два заместителя главного редактора - вначале Розана Дмитриевна Карпенко , а затем Александра Михайловна Приданцева.
Александра Михайловна работала в сложное время, когда необходимо было в кратчайший срок подготовить учителей, методистов, преподавателей педучилищ и педвузов к работе с шестилетками. Нужно было срочно организовать публикации ученых, которые готовили новые учебники, дать материал из опыта учителей, начавших работу с маленькими школьниками до начала массового эксперимента.
Большой творческий вклад в работу журнала вносили и вносят редакторы журнала, заведующие отделами. Более 25 лет проработала в редакции прекрасный редактор отдела русского языка и чтения Александра Ивановна Марьенко.
Многим учителям она помогла рассказать об опыте работы, давая основное направление статьи.
С большим задором и оперативностью работала Нина Степановна Сурьянинова, ведавшая отделом воспитательной работы. Это она «вела» в журнале статьи В.М. Сухомлинского об опыте работы в Павлышской средней школе, которые затем вошли в его книгу «Сердце отдаю детям».
Много лет работала в редакции Мария Ивановна Герасимова. Через ее опытные руки проходили статьи по математике, изобразительному искусству, физической культуре - и простых учителей, и ученых. Предельно точная, собранная, она ни на минуту не позволяла автору расслабиться, представить рукопись с опозданием.
Отделы «Малокомплектная школа», «Трудовое обучение», «Наши коллеги», «Природоведение» вела Раиса Павловна Моргун . Она трудилась в журнале более 30 лет, умела собрать по крупицам лучший передовой опыт, отобрать его (ибо очерки приходили в редакцию не в лучшем виде), сориентироваться, что нужно учителям сельских школ, следить за всей выходящей педагогической литературой, чтобы своевременно дать рецензию на хорошие книги. Все это делала Раиса Павловна с присущими ей терпением и уравновешенностью.
Нина Леонидовна Фетисова вела отдел русского языка и чтения - это наиболее ответственные отделы журнала: приходилось организовывать статьи по программам I-III и I-IY, давать статьи из опыта работы, искать интересных учителей. Большая работа проводилась Н.Л. Фетисовой с учителями по вопросам чистописания.
Татьяна Александровна Семейкина начинала работу в журнале заведующей редакцией. Более 10 лет вела отдел воспитательной работы - очень ответственный, особенно в то время, когда трудно было предугадать, какой материал следует отобрать и в каком виде донести до учителя.
В выпуске журнала принимают участие технические и художественные редакторы. Их имена всегда можно прочитать в выгодных данных - на обложке журнала.
Основной орган, совместно с главным редактором и редакцией определяющий содержание журнала, - редакционная коллегия. Все годы в состав редколлегии журнала входили и входят люди, являющиеся специалистами начального обучения: научные сотрудники АПН РСФСР, НИИ школ, методисты, учителя,
нспектора народного образования. Состав редколлегии систематически обновляется. Многие члены редколлегии работали в журнале по многу лет: О.Г. Абрамова, С.П. Баранов, Р.А. Васильева, Н.И. Ваничкина, М.А. Жидкоблинов, П.А. Завитаев, Н.Б. Истомина, З.В. Копачева, Д.Ф.
Кондратьева, А.А. Малиновская, М.И. Моро, А.С. Пчелко, В.В. Струнин, Т.М. Сергеева, Н.Н. Светловская, Л.И. Тикунова, Г.А. Фомичева, Н.Е. Цейтлин, А.И. Холомкина, Г.И. Колпакова и другие. Так как журнал - орган Министерства просвещения (ныне Министерства образования и науки РФ), связь с журналом держали его инспектора по начальному обучению, как правило, это методисты и известные учителя с большим педагогическим стажем, знающие и любящие свое дело: Маргарита Александровна Васильева, Ольга Григорьевна Абрамова, Людмила Ивановна Тикунова.
Много лет возглавлял редакцию, являясь ее главным редактором, доктор педагогических наук, профессор Всеслав Гаврилович Горецкий. Доброжелательность Всеслава Гавриловича, его оптимизм вместе с его любимым выражением «жизнь прекрасна и удивительна» помогали в самых трудных ситуациях.
Работа в редакции не всегда бывает спокойна: то автор вовремя не представил рукопись, то подвели художники, то необходимо что-то сокращать из статей в номере, то нужно срочно ехать куда-то на совещание. И тут все зависит от выдержки заместителя главного редактора, который в основном-то и выполняет с редакторами всю «черновую» работу. Долгое время без суеты, надрыва и крика все это делала Светлана Вячеславовна Степанова (ныне главный редактор журнала). Ее спокойствие, интеллигентность передается и сотрудникам, и авторам журнала.
В редакции нет собственных корреспондентов (одно время им фактически стал талантливый человек Л.З. Красновский), поэтому искать авторов приходится, бывая в командировках, на совещаниях, просматривая только что вышедшие книги, или просить об этом научных сотрудников институтов, которые часто ездят по стране, встречаются с учителями. Иногда члены редакции и редколлегии выезжали на обсуждение журнала самостоятельно или по линии Министерства образования в отдельные районы, области. Такие встречи с читателями в глубинках дают большой материал для работы. Раньше обсуждения проходили и в союзных республиках: на Украине, в Казахстане, Молдавии и т.д. Всегда сотрудники редакции находили взаимопонимание с аудиторией. Были встречи с доброжелательными и добрыми читателями в Грузии, Армении, Азербайджане.
В 90-е годы в России шла перестройка во всех сферах жизни, в том числе и в области народного образования. В работе учителя - это прежде всего творческий поиск, создание новых направлений в обучении. Школы широко использовали предоставленные им права по организации экспериментальной работы, разработке и проверке новых вариантов учебных планов, системы обучения без оценок, вводили интегрированные курсы, открывали классы выравнивания. Демократизация школьной жизни побудила многих учителей к поискам новых подходов в обучении. Помочь учителю во всех его начинаниях, поддержать хороший опыт, дать своевременную консультацию - такова была основная задача журнала «Начальная школа».
n-shkola.ru