Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Заметки на полях газеты: 10 интересных фактов о журналистике. Найдите в каких нибудь средствах массовой информации газеты журналы


Почему печатные СМИ никогда не умрут

Богатые и умные перестали доверять информации в Интернете

Планету захватили гаджеты. Трудно сегодня найти человека, у которого нет смартфона, а дома на видном месте не красуется компьютер или ноутбук. В этих устройствах можно быстро узнать новости и быть в курсе любых мировых событий. Но жители развитых стран почему-то массово отворачиваются от электроники и берут в руки газету или журнал.

Когда рассуждают о будущем бумажных СМИ, обычно вспоминают культовый советский фильм «Москва слезам не верит». Там один из героев, телеоператор Рудик, предсказывает: «Со временем ТВ перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение». Как жестоко он ошибался! Голубой экран уже во многом проигрывает Интернету. А театр и кино процветают как никогда.

То же и с бумажными изданиями. Многие люди, насытившись зомбоящиком и мусором из Всемирной паутины, возвращаются к чтению газет. Люди устали от оглупляющей виртуальности. Человечество наигралось в мыльные пузыри технологий, и ему захотелось чего-то настоящего, осязаемого - старой доброй классики.

Колумнист Сью Пирт из английской газеты «Daily Mail» пишет об этом так:

«Для меня момент, когда я начинаю читать свежую газету, сравним, пожалуй, с тем моментом в театре, когда оркестр начинает играть еще до того, как подняли занавес. Ты никогда не знаешь наверняка, что тебя ждет внутри, но ты уверен, что через твое сознание пройдет множество идей и мнений, о которых ты никогда не думал. Это позволяет вам отвлечься от себя - собственных мыслей, мнений и проблем. Я заметила, что люди, которые баловались с цифрой, постепенно возвращаются к газетам и журналам».

Бумага обладает многими преимуществами по сравнению с сайтами в Интернете.

Так, газетные новости выигрывают от наличия в штате целого ряда сотрудников, которые работают над выпуском. От момента стучащих по клавиатуре пальцев автора до включения в номер текст прорабатывают несколько профессиональных редакторов. Ответственность за публикацию и требования к газетной статье намного выше. Как говорится в пословице: что написано пером, не вырубишь топором.

Невероятно, но газеты во всем мире становятся последним оплотом живого и качественного языка. Ведь даже те онлайн-издания, которые считают себя крутыми СМИ, пестрят множеством опечаток, ошибок, да и просто откровенными глупостями, типа  «прозвище Павла Буре - Русская карета».

А все потому, что штат большинства интернет-порталов набирается из молодых и креативных выпускников современных вузов. Для них Святой Афон и святой айфон - одно и то же. Клиповое сознание, поверхностные знания и отсутствие жизненного опыта не позволяют им сформулировать ни одной внятной мысли. Все, на что они способны, - это переписывать друг у друга новости. Именно поэтому при всем видимом богатстве Интернета реальной информации в нем не так уж много. В основном это одна и та же многократно пережеванная жвачка.

За границей ларьки с прессой можно встретить на каждом шагу, и они ломятся от печатной продукции

Быстро - не значит хорошо

Признанный гуру печатных СМИ Джереми Лесли говорит, что многие крупные издания за последние годы продали больше экземпляров, чем за всю свою историю. Каждый день появляются новые.

- Сейчас рождается огромное количество принтовых изданий, которые хорошо оформлены и хорошо написаны. Это действительно захватывающее время, - радуется Лесли. - У печатных газет и журналов наступает золотой век.

В Европе и Америке тиражи печатных изданий потихоньку увеличиваются, а в Азии - просто взлетели. В Японии, где технологии и прогресс впереди планеты всей, люди выписывают сразу по несколько печатных изданий, и явно не для того, чтобы суши заворачивать. Газеты там выходят многомиллионными тиражами. В 2017 году тираж американской газеты «New York Times» увеличился в 10 раз, легендарной «The Wall Street Journal» вырос втрое, а «Los Angeles Times» - более чем на 60 процентов.

Знаете почему? Читателям надоело постоянное интернетовское вранье. Желание нажать кнопку и напечатать новость первым привело к тому, что 90 процентов виртуальной информации не отображает действительность.

Именно неспешность помогает сегодня газетам восстанавливать свои позиции. Быстрота вредит качеству материала. Новостной сайт может отлично выполнять функцию оповещения. Но без аналитики, оценки произошедших событий, проверки фактов информация выглядит неполноценной. Газета выигрывает не в оперативности, а в качестве. Об этом говорят и цифры Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), по которым 40 процентов всего взрослого населения планеты ежедневно читает именно газеты.

Печатная пресса тем и отличается от Интернета, что обычно проверяет информацию, которую публикует, а не закидывает читателей фейками. Слова в Интернете очень мало стоят и ничего не значат. В том числе и потому, что их становится слишком много. Люди все больше склоняются к тому, что Всемирная паутина - это помойка непроверенной информации, где в основном обитают откровенные идиоты, с которыми бесполезно спорить и тем более читать их рассуждения. Там все свалено в кучу. А читатель хочет, чтобы ему отбирали все самое интересное. Ему этим уже заниматься некогда. Интернет безразмерный, а мозг не может вместить в себя такое количество информационного шума. Все газеты и журналы, которые поддались искушению и быстро ушли в Интернет, растворились среди других таких ресурсов и больше ничего собой не представляют.

В отраслевом докладе Роспечати за прошлый год говорится так: «Бумажная версия, даже как элитный продукт для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой собственно и является аудитория качественной печатной прессы в любой стране, должна выходить как можно дольше. В идеале - всегда. Так как в этом не только залог успешного продолжения уникальной истории любого газетного или журнального бренда, но и его рыночной востребованности, в том числе рекламной».

Интересны результаты исследования будущего прессы и потребления цифрового медиа-контента в США, Великобритании и других англоязычных странах на период до 2020 года. В итоговом докладе, опубликованном в газете «The Guardian», отмечается, что «доля дохода от цифрового контента на общем рынке газетной, книжной и журнальной индустрий в более чем 50 англоязычных странах мира в 2020 году составит всего 24 процента. Поэтому траты потребителей и рекламодателей, несмотря на разговоры об упадке бумажных СМИ, будут сконцентрированы на печатной прессе».

На средиземноморских пляжах есть прекрасный Wi-Fi, но у всех в руках журналы и газеты. Они не пылятся, не бликуют на солнце в отличие от экранов смартфонов, ими можно обмахиваться, как веером

Снос ларьков и мозга

Так почему же думающие люди предпочитают читать новости в газете, а не в Интернете?

Потому что в Сети невозможно сконцентрироваться на чтении. Постоянное мелькание разных «окошек» отвлекает и мешает усвоению информации. Интернет вообще отучает человека от чтения. Он, как и телевизор, предлагает смотреть новости, что почти исключает их критическую оценку. Человек элементарно перестает думать и стремительно тупеет. А чем общество тупее, тем легче им управлять. Именно поэтому элита не «сидит» в своих смартфонах.

Конспирологи уверены, что прокатившийся по российским городам бум сноса киосков связан именно с желанием ограничить населению доступ к информации. На сегодняшний день в Москве, например, на восемь тысяч человек приходится один киоск с прессой. Для сравнения: в Праге один газетный ларек - на 500 человек, в Варшаве - на 400.

Кстати, внешне план ликвидации грамотности выглядит очень по-рыночному. Когда газетам придется закрыться, наследники гайдаров и кохов со вздохом сожаления разведут руками - мол, народ проголосовал рублем, перестал тратить деньги на ненужную бумагу. А о том, что людям стало попросту негде купить газету, история умолчит. Да и будет ли кому дело до этой истории.

Совсем без газет мы, конечно, не останемся. Чиновники тратят миллиарды наших с вами бюджетных денег на «карманную» прессу. Мы все знаем эти несколько газет, которые в народе уже прозвали «похвальными грамотами». Там не критикуют за развал образования, науки, здравоохранения, энергетики и промышленности страны. Там рассказывают, что все горе - от ума, а Ваньке лучше всего быть дураком. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что 65 процентов россиян зря потратили время на получение высшего образования. Им негде будет применить знания. Почему негде? Ведь в современном мире совсем другая тенденция. Можно сказать, ленинская. Например, в Германии с прошлого года высшее образование стало бесплатным. Для иностранных студентов тоже. Бюргеры ищут таланты. Приглашают к себе самые светлые головы со всего мира. И знаете, что их встречает в аэропорту Кельна? Газетный киоск длиной 20 метров! Сотни изданий на любую тему!

Последнее слово

  • В 1865 году голландский преступник, приговоренный к смертной казни, согласился крикнуть в толпу с эшафота: «Пейте какао Ван Гуттена!» Сделал он это в обмен на солидную сумму от производителя какао, которая досталась его семье. Эта фраза попала во все газеты, продажи напитка резко возросли.

Важная дырка

  • Американский журнал «Old Farmer’s Almanac» завоевал популярность из-за того, что в нем было отверстие. Благодаря чему журнал легко вешался на гвоздик в ватерклозете и мог быть использован как туалетная бумага.

Индивидуальный подход

  • Подписчики журнала «Reason» получили в 2004 году персонализированный номер издания. На обложке были написаны имя и фамилия подписчика, а также спутниковый снимок с пометкой, где находится его дом. Так издание поставило перед читателями вопрос о том, может ли правительство собирать их персональные данные.

Пустая болтовня

  • В 2014 году перед финалом кубка Бразилии по футболу между «Крузейро» и «Атлетико Минейро» бразильская газета «Estado de Minas» вышла с большим анонсом события на первой полосе. В газете были и другие материалы с фотографиями, но слова к заметкам не напечатали, а заменили их все на «blá blá blá blá».

www.eg.ru

Лекция 5. Отличительные черты различных средств массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-сми)

План:

  1. Система СМИ и цензура.

  2. Различие средств массовой информации.

  3. Роль информационных служб в системе СМИ.

  4. Выводы. Прогноз развития отечественной системы СМИ.

Литература:

1. Типология периодической печати [Электронный ресурс] : учебное пособие / ред. М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. - М.: Аспект Пресс, 2009.

2. Средства массовой информации России [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. И. Алексеева и др. - М.: Аспект Пресс, 2011.

3. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: Структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001.

4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

5. Средства массовой информации постсоветской России/Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002.

1. Средства массовой информации(СМИ) — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Под массовой информацией законодатель понимает: «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Конституция РФ устанавливает определенные ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.Запрещеноиспользование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещено использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

* печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ — радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

2. При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнестиИнтернет. В современной практике невозможно игнорировать ни так называемые электронные версии бумажных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни доступные для каждого отдельного пользователя, без посредничества редакции, банки данных. Часть специалистов считает эти обстоятельства достаточными для того, чтобы безоговорочно причислить кибержурналистику к системе СМИ. Другие столь же категорически выступают против. По всей видимости, на рубеже столетий культура еще не накопила достаточно материала для четкого определения отношения к Интернету. Пока что приходится принимать во внимание его реальное двойственное положение. Во-первых, ни в России, ни в других государствах он законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по общепринятым критериям). Во-вторых, выражения «электронная версия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера. Здесь точнее подошло бы слово «телекоммуникация» (общение на расстоянии), поскольку суть новаций заключается в преодолении дистанции между всеми сторонами информационного обмена. В таком случае не происходит никаких революций, а только резко усовершенствуется существующий комплекс средств дистанционного общения (телевидение, телефон и др.). В-третьих, есть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относительно скупые изобразительные средства, заключена прежде всего в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения (декодирования условных печатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи, заложенная в «генотип» массовых коммуникаций. Наконец, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п. Правда, современная записывающая техника позволяет накапливать и аудиовизуальные программы, но в целом эфирная информация имеет более короткий жизненный цикл.

Не случайно на фоне усиливающейся экспансии телевидения и компьютерной коммуникации в мире возникло беспокойство о сохранении письменной журналистики в культурном обороте человечества. Практически на всей планете стали неуклонно снижаться тиражи газет, что естественным образом совпало с утратой интереса к традиционной книге. Форсированный переход к так называемой экранной культуре отнюдь не приветствуется авторитетными международными организациями. Многие из них, включая ЮНЕСКО, разработали специальные программы, направленные против этих тенденций. Одна из них имеет целью привлечь детей к чтению газет, и выполняется она в сотрудничестве с самими газетными редакциями. После приблизительно десятилетнего спада, в конце 90-х годов положение прессы на Европейском континенте стабилизировалось, а в ряде стран (в Австрии, Италии, Испании, Португалии и др.) наметился рост тиражей ежедневных изданий. К сожалению, Россия здесь не вошла в число лидеров: при колоссальном количестве изданий (около 4,5 тыс.) их средние тиражи крайне низки для многонаселенной державы и продолжают уменьшаться.

Основные преимущества радиосвязаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

Все эти качества обеспечивают устойчивый спрос на продукцию радиовещания. В течение последнего десятилетия оно не только не потеряло аудиторию, но, напротив, энергично развивается в структурном и профессионально-творческом отношении. С одной стороны, государственное вещание лишилось прежней монополии на эфир: коммерческое и иное негосударственное радио составляет ему ощутимую конкуренцию, частные станции существуют практически в каждом малом городе страны. С другой стороны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к новой, «внутренней» монополизации. Так, ВГТРК стала ядром гигантской системы общенационального масштаба, объединяющей в себе каналы «Радио России», «Маяк», региональные компании и передающие станции. В частном секторе подобных размеров достигли сетевые компании «Европа плюс» и «Русское радио». По специализации выделяются универсальные каналы, на волнах которых звучат информационные, музыкальные, общественно-политические и иные передачи (например, «Радио России» и «Эхо Москвы»), информационные, интересующие публику главным образом как служба свежих новостей, перемежаемых музыкальными программами (наиболее известна и с давних пор любима слушателями станция «Маяк»), и музыкальные или информационно-музыкальные, на которых выпуски новостей занимают второстепенное положение. Именно в этой последней области вещания появилось особенно много новых станций — и потому, что такая деятельность не требует сколько-нибудь значительных затрат и большого штата сотрудников, и потому, что даже без репортерского компонента концертные программы привлекают многочисленную аудиторию. Примером может служить исключительный успех станций, передающих музыку ретро, к тому же на русском языке: мелодичные старые шлягеры, цыганские романсы, народные мелодии. Ни пресса, ни телевидение не дают подобных примеров.

Телевидениесочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемых картин, обеспечивать совпадение по времени (симультанность) событий и зрительского наблюдения за ними. Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

3. Есть такое понятие «информационные службы».Информационные службыобеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимаютинформационные агентства(их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным.

Информационное агентство— специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающееСМИ. Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей.

В Российской Федерации, в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации«О средствах массовой информации» в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции,издателя, распространителя и правовой режимсредства массовой информации.

Информационные агентства могут охватывать весьма обширный спектр услуг по сбору, созданию, предоставлению и обработке информации. Виды и сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства (количество корреспондентов, редакций, представительств) и политикой руководства. Чаще всего агентство состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции могут работать как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т. д.), так и при помощи партнеров. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, аналитические отделы, PR-отделы и т. д., услугами которых также могут пользоваться клиенты информационного агентства.

Наибольшим влиянием пользуются так называемые мировые информационные агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agence France-Presse» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Для иллюстрации: агентство «Associated Press» представлено на рынке новостей большинства стран мира, причем даже в европейских государствах доля его продукции достигает 80 % информационного производства. В пределах крупных районов земного шара разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются при издательских и вещательных компаниях.

Предметом гордости как для российских профессионалов, так и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечественная фабрика новостей. У ИТАР-ТАССбыло немало прямых и отдаленных предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 г. на его базе ВЦИК образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров. Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати «Новости» (АПН), носившее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкуренцию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предприятие обрело новое имя —Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, скажем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потребителям более 150 газетных полос текста.

Времена единообразия на российском рынке новостей давно миновали. Упомянем хотя бы такие общенациональные компании, как Интерфакс, ИМА-пресс, РИА «Новости» и др. Не только в столице, но и в крупнейших городах страны действует сразу несколько подобных служб. О многопрофильности их деятельности можно судить на примере агентства «Постфактум». Оно располагает обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ, поддерживает деловые связи не только с отечественными и зарубежными средствами информации, но и с органами государственной власти, банками, промышленными фирмами и т.д. Подписчики имеют возможность получать информацию в виде тематических сводок и вестников по вопросам экологии, культуры, экономики, военного дела, авиации и космонавтики и т.д. Кроме этого, агентство предлагает сервисные услуги: пользование базой данных, в которой содержатся публикации сотен российских СМИ, ежедневные анонсы событий предстоящего дня, непрерывно обновляемые подборки «горячих» новостей.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.

Из различия информационных каналов следует, что наибольшего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если действуют сообща, скоординированно, как элементы единой системы. Само понятие системы предполагает, что, во-первых, речь идет о целостном образовании, а не о конгломерате разрозненных частей, во-вторых, это целое действует и развивается по свойственным ему законам и правилам, в-третьих, между элементами существуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. Такими внешними средами-партнерами в нашем случае будут, например, государство и политическая система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и человечества, аудитория. Невозможно прогнозировать здоровое развитие журналистики без учета стратегических тенденций в политике, в отрыве от национально-культурного опыта или в изоляции от процессов, идущих в мировых СМИ. Надо также принимать во внимание, что человек и общество находятся под влиянием сразу нескольких источников информации, независимо от того, есть ли между журналистами договоренность о сотрудничестве. Потребители продукции СМИ испытывают немалые трудности и дискомфорт, когда эти источники либо повторяют друг друга, либо, наоборот, резко расходятся в способах передачи и интерпретации событий.

4.Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработкупрогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналистики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внутреннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой — после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х — начале 90-х годов, в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-творческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренного обновления или замены другой, более жизнеспособной структурой.

Генетически и хронологически кризис печати совпал с критической фазой развития политической и экономической жизни в государстве. Существенно, что в политико-государственной области наблюдается не коллапс новой системы (она еще не успела обрести ясных очертаний), а последний этап разрушения прежней, доперестроечной модели, иначе говоря, кризис на почве утраты системности. Аналогичным образом и журналистика проходит через завершающую стадию отмирания старых представлений, принципов организации и методов работы.

Подобная ситуация уже встречалась в истории отечественной печати. В начале 1920-х годов кризис печати пришелся на момент выхода из разрухи после гражданской войны. Тогда возрождение прессы пошло по пути усиления материального, организационного и кадрового обеспечения сверху, со стороны партийно-государственного руководства. Вывод из этого исторического урока заключается в том, что вместе со становлением и укреплением нового типа государства и общества сложился новый тип организации прессы, явившейся в итоге составным элементом жестко централизованной системы управления и хозяйствования.

Можно прогнозировать, что выход современной журналистики из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от определения и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность, известная нам по изучению моделей прессы: социальная система «заказывает» соответствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.

Указанная зависимость не отменяет потребности в том, чтобы предпринять специальные усилия, направленные на совершенствование журналистской деятельности. В конечном счете, никто более самих редакций не заинтересован в новом подъеме популярности и авторитета средств информации. В этом смысле поучителен опыт зарубежной прессы, пережившей в 70—80-х годах кризис общественного доверия. Издатели, журналисты, ученые приложили немало сил, чтобы как можно скорее исправить положение дел.

В США и Западной Европе они сконцентрировали свое внимание на сокращении разрыва между ценностными ориентациями прессы и аудитории, между устаревшими методиками труда и новыми потребностями общества в информации, между интуитивно-опытнической политикой редакций и научными рекомендациями по ее построению. Некоторые практические шаги выразились в использовании более яркой визуальной формы публикаций, увеличении внимания к повседневным проблемам населения и к личности, реальному человеку, раскрытии расследовательских и аналитических возможностей прессы, применении более сжатых и энергичных форм подачи новостей. Один из американских специалистов предложил такой вариант прогноза, который заслуживает интереса российских коллег: «Чтобы в будущем деятельность в сфере информации была более успешной, она должна стать более мускулистой, лучше управляемой и значительно больше сосредоточиться на читателях, зрителях, их потребностях и желаниях».

37

studfiles.net

Средства массовой информации

Средства массовой информации в политической системе

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы окунемся в интереснейшую  тему: мир средств массовой информации и его связи с политикой. Нередко в тестах ЕГЭ по обществу, особенно в части повышенной сложности, требуется рассказать о функциях средств массовой информации, их роли в политической системе. 

А поскольку тема эта довольно щепетильная и обширная, мало кто в школе ее изучает. Сразу скажу, что в статье я использую «взрослые» термины. Если с ними возникли проблемы, рекомендую к изучению мой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

Что такое — средства массовой информации?

Итак  средства массовой информации иногда именуют четвертой властью. Справедливости ради стоит сказать, что на самом деле четвертой властью в начале прошлого века стали называть журналистов в частности и прессу (печатные издания) в общем. Независимую прессу, естественно. В США даже был особый «сорт» таких журналистов, которых называли макрейкерами — «разгребателями грязи».

Сегодня же под средствами массовой информации понимается периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Ст. 2 ФЗ «О СМИ»)

Функции средств массовой информации зависит от политической системы того или иного государства.

Средства массовой информации при демократическом режиме

При демократии функции СМИ полностью связаны с распространением открытой информации среди населения. Для чего нужно  распространять информацию? Во-первых для того, чтобы граждане знали более-менее адекватную информацию о ситуации в стране, использовали эту информацию в повседневной жизни.

К примеру, те, кто узнали о наложении санкций в отношении России в конце прошлого года не стали покупать, например, квартиры. Зачем тебе квартира — то есть нереализуемый актив, который налагает на тебя обязанности. К тому, жилье ещё может подешеветь из-за неплатежеспособности основной массы населения страны.

Ещё одна важная функция средств массовой информации при демократии: социализация. То есть трансляция культуры, ценностей подрастающему поколению. Понятно, что в современной России эта функция вообще не реализуется.

На телевидении сплошные песни-пляски и культура потребления. Никаких ценностей, кроме этих, молодежи не транслируется. В итоге подрастает целое поколение, которое толком не умеет читать, не умеет связно выражать свои мысли, не имеет потребности к расширению своего кругозора.

Творцы массовой культуры

Творцы массовой культуры: думают над тем, что бы вам ещё такого показать

Также немаловажная функция средств массовой информации — коммуникативная. Сегодня можно позвонить на передачу и пообщаться с Президентом, или интересным человеком по телефону. Вопрос там задать…. Это клёво!

Функция критики также свойственна для СМИ. Журналисты обязаны доносить не только господствующую точку зрения на события, но и альтернативную. Без этого не никакой демократии невозможно. Понятно, что в реальности в угоду тем или иным деловым кругам часто критикуются вполне здравые вещи. В связи с этим очень показателен пример из книги Роберта Пенна Уорена «Вся королевская рать».

Одному кандидату в губернаторы штата в США (30-е годы) понадобилось морально уничтожить в глазах общественности судью Ирвина, славившегося своей неподкупностью и принципиальностью. И вот подчиненный этого кандидата — профессиональный историк — нарыл в архивах компромат на этого судью. Судья однажды в молодости споткнулся…. И этого случая хватило, чтобы средства массовой информации разорвали судью в клочья. От этого унижения последний застрелился.

525x419_url-2

Афиша фильма «Вся королевская рать», созданная по мотивам романа Роберта Пенна Уорена

Вот так средства массовой информации могут стать гильотиной и при демократической политической системе.

Ещё одна функция СМИ — формирование общественного мнения. Общественное мнение по идее должно строиться на принципах общечеловеческой морали и нравственности. А значит, такое общественное мнение легко может поставить на место любого политика. Вот к примеру, в 2011 году в Японии было землетрясение, в ходе которого возникла экологическая и гуманитарная катастрофа на Фукусиме.

Впоследствии министр экономики, труда и промышленности Японии Есио Хатиро 8 сентября на встрече с журналистами сделал вид, будто задел рукавом защитного комбинезона одного из репортеров, и тут же пошутил: «Там же радиация!». А на следующий день, 9 сентября, Хатиро назвал жилые районы вблизи АЭС «городами-призраками». Японцы такого надсмехательства над народными бедствиями нестерпели и весьма жестко выразили свою позицию. В итоге министр сам подал в отставку.

Важная функция средств массовой информации при демократии — мобилизационная. Эта функция заключается в том, что СМИ могут сыграть свою не последнюю роль в консолидации народных масс, в превращении толпы в массы. Более детально мы коснемся этой функции ниже.

Также у СМИ при демократии есть функция развлекательная, которая сегодня, по моему скромному мнению, затмила все остальные функции. Постоянно наблюдаю всякие развлекательные шоу, какие-то выдумки и просто, откровенно говоря дезинформацию. Вот например на канале Рен-TV сплошные экстрасенсы, НЛО, конец света, термоядерная война и прочая жесть.

Я вот раньше Игоря Прокопенко уважал, а сейчас не уважаю. Потому что опустился он со своими разоблачениями — ниже некуда. Тоже канал ТВ3. Раньше хоть шоу хорошее было про битву иллюзионистов, которую вел Оскар Кучера. А сейчас? Мистика? Ужас. А про другие каналы вообще молчу. Лично я теперь смотрю только два канала Discovery и National Geografic. Ну ещё можно посмотреть History.

Средства массовой информации при тоталитарном режиме

Из курса обществознания вы знаете, что есть режимы демократические, а есть недемократические. Более подробно о политических режимах — по линку. Тоталитарный режим — один из таких. При таком режиме средства массовой информации в дополнение к предыдущим выполняют также функцию идеологическую. То есть все события и новости подаются с позиций господствующей идеологии.

Если мы говорим о сталинизме, то радио и газеты вещали о светлом будущем, о народных трудовых подвигах, о вере в непогрешимость вождя народа — И.В. Сталина. При этом, само собой, замалчивались неприглядные стороны советской сталинской действительности: голод в Поволжье, почему были поражения в первые дни Великой отечественной войны и пр.

Кроме того, идеологическая функция проявляется ещё и в том, что формируется антитеза «мы — они». Мы, советские люди свои, они — страны империализма — чужие, вражеские страны. Эта роль газет, журналов, радио и телевидения также имплицитно эксплуатируется и сегодня: понаблюдайте за тем ,как информация подается в СМИ: везде кавардак, только в России всё стабильно. В принципе это нормально. Главное осознавать это 🙂

В более позднюю советскую эпоху замалчивались неудачные пуски ракет в открытый космос: Белок и Стрелок, например, было несколько.

Ещё одна функция средств массовой информации при  тоталитарном режиме: мобилизационная. Благодаря возвеличиванию будущих успехов газеты, журналы, радио постоянно твердят о том, что надо поработать за бесплатно, проявить энтузиазм, быть сознательными, не поддаваться на провокации врагов народа и обо всем сообщать, куда следует.

vyrezka_1

Передовица газеты Правда

 

Между прочим именно благодаря этой функции российский народ создал ту самую материально-техническую базу коммунизма, которой мы сейчас и пользуемся: дорогами, заводами, поездами, самолетами и прочим.

Понятно, что при тоталитаризме у средств массовой информации есть функция контроля. Когда в газетах постоянно печатаются сообщения о врагах народа, которых обеспокоенные граждане выявили и предали честному суду. Естественно враги народа у каждого тоталитарного режима свои: другие народы (нацизм), буржуи (марксизм-ленинизм), просто интеллигенты в очках и брюках (Комбоджа, красные кхмеры).

Средства массовой информации при авторитарном режиме

При  авторитарном режиме СМИ больше всего выполняют функцию контролирующую и идеологическую. При этом допускается и существование других изданий: более либерального толка. Прекрасный пример: царская Россия. Такие журналы как : Европеец, Московский Телеграф, Москвитянин и прочие были либерального толка. (презентация и классный видеоурок на эту тему есть в моем видеокурсе "История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов") Как только газеты стали говорить о политике, их тут же закрывали. Поскольку при авторитаризме власть дает относительную свободу, но никого не пускает в сферу политики.

Таким образом средства массовой информации при всех режимах играют одну из ключевых ролей в обществе. Не зря поэтому их называют «четвертой властью». Ну а о «пятой власти» в контексте постиндустриального общества мы поговорим в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи!

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Заметки на полях газеты: 10 интересных фактов о журналистике | Социум | Общество

«Мы, журналисты, говорим публике, куда прыгнула кошка. Дальше публика уже сама занимается кошкой», – так когда-то охарактеризовал представителей второй древнейшей профессии владелец медиагиганта The New York Times Артур Сульцбергер.

Кто обходит их десятой дорогой и называет «журналюгами». Другие же боятся портить с ними отношения и всячески стараются попасть в объективы видеокамер или фотоаппаратов, просятся на съемки программ и на интервью. Это все о них – «акулах пера». 8 сентября работники СМИ всего мира празднуют свой профессиональный праздник – День солидарности журналистов.

АиФ.ua подготовил 10 интересных фактов о журналистах и журналистике, которую считают то «пятым колесом», то «четвертой властью» в государстве.

Самая популярная газета в мире

Журналистика зародилась в Европе еще в Средневековье. Прародителями нынешних работников СМИ можно считать глашатаев, курьеров и герольдов, которые на центральных площадях городов и сел зачитывали указы монархов.

По сути издания, которые зародились много веков назад, но смогли удержать свои позиции и в XXI веке должны быть наиболее популярными среди читателей. Ан нет! Мировое лидерство принадлежит национальной японской газете The Yomiuri Shimbun. Ежедневно ее читают примерно 10 млн человек, что сравнимо с населением Швеции или Венгрии.

Первый номер The Yomiuri Shimbun вышел 2 ноября 1874 года. Издание не только имеет свои представительства в наиболее крупных городах Японии, но и издает газету The Daily Yomiuri – печатное средство массовой информации для японцев на английском языке.

Журнал о богатстве и для богатых

Представьте себе издание, чья обложка украшена чистым золотом и инкрустирована бриллиантами. Именно такое необыкновенное оформление имеет эксклюзивное издание Royal Report.

СМИ посвящено новостям и статьям о роскоши. И не только пишет о богатстве, но и предоставляет возможность получить райское наслаждение. За 229 тыс. долларов читателю предоставят годовую подписку на Royal Report и право отдыха на любом из мировых курортов четыре раза в год. Приятный бонус – 12 часов полетов на частном реактивном самолете.

Табу на новости в Twitter

У журналистов информационных агентств, наверное, самые быстрые ноги и скорость набора текста на клавиатуре. Отметим, что оперативностью, актуальностью и ценностью они зарабатывают себе имя. Но развитие информационных технологий и социальные сети смогли стать конкурентами для информационных агентств.

В стремлении быть первой и подавать уникальные новости компания ВВС запретила своим работникам публиковать новости на странице в Twitter, не уведомив перед этим коллег о том, что произошло.

Редактор по социальным медиа медийного гиганта Крис Хамильтон официально объяснил решение компании тем, что приоритет ВВС – оповещение не только читателей микроблога в социальной сети, но и всей аудитории информационного агентства.

Самое длинное название украинского СМИ

22 слова – именно столько надо было выговорить украинцу в XIX веке, чтобы купить газету под названием «Всеобщий дневник земских законов и правительства для коронной области Галиции и Володимерии с княжеством Освецимским и Заторским и с большим княжеством Краковским».

«Газета-сороконожка» издавалась во Львове кириллицей и готикой и смогла продержаться всего с 1851 по 1852 годы. Населению не пришлись по душе заметки журналистов, поэтому «Всеобщий дневник» канул в лету, оставив о себе память только в учебниках по истории отечественной журналистики.

Печатные СМИ Фото: www.globallookpress.com

Неологизм от певца Александра Градского

Не раз журналистам задают вопрос о происхождении слова «журналюга», полагая, что представители второй древнейшей профессии знают ответ на 100%.

В 1991 году в эфире программы «Пресс-клуб» разгорелся спор между российским исполнителем Александром Градским и телеведущей Кирой Прошутинской. В пылкой дискуссии певец впервые применил слово «журналюга», которое позже стало широко использоваться в народе.

Чтобы понять смысл неологизма, можно вспомнить его итальянский эквивалент «папарацци» – недобросовестный журналист, готовый переступить через нормы морали и закон, чтобы добыть новость-сенсацию.

Сам Александр Градский сознался, что не стремился обидеть журналистов подобным словом. За «журналюгой» для него скрывался иной смысл, аналогичный «репортерищу».

Львов – колыбель украинской журналистики

Журналистика на территории Украины появилась на 150 лет позже, чем в Европе, ведь в XVIII веке украинский народ не мог развиваться самостоятельно, находясь под властью двух государств. Если в Российской империи запрещали печатать книги на украинском языке, то на Западной Украине условия были немного лучше.

Самым первым изданием, более-менее похожим на периодику, стал однодневный информационный листок «Львовский курьер», вышедший на польском языке 9 июля 1749 года. А уже первой газетой на территории украинского государства принято считать еженедельник Gazette de Leopol. На протяжении 1776 года жители и гости Львова могли читать о невероятных событиях (на то время издатели любили шокировать читателей «фантастическими» фактами) и узнавать об открытиях новых цирюлен.

Еженедельник для едоков

В Париже издатели решили с креативом подойти к выпуску печатного средства массовой информации. Понимая, что большинство французов пролистывают газеты во время приема пищи, они создали издание из специальной водонепроницаемой бумаги.

Над названием не пришлось долго раздумывать – «Соль и перец» пришелся как нельзя кстати. Своей идеей издатели избавили от мучений тех, кто читает газеты, не отрываясь от обеденного стола.

Альманах... для личной гигиены

В XIX веке особую популярность получил американский альманах, выпуском которого убили сразу двух зайцев – ознакомили с полезными статьями по сельскому хозяйству и решили проблему с личной гигиеной у читателей.

«Альманах старого фермера» издавался на мягкой бумаге, а в правом верхнем углу имел небольшое отверстие. Прессу после прочтения вешали на гвоздь в туалете и использовали ее как туалетную бумагу.

13-летний мальчик помог СМИ побить рекорд

Новость о 13-летнем мальчике Альфи Паттене, который усыновил собственного ребенка, взорвала Интернет после публикации в британском таблоиде The Sun. 8,8 млн человек буквально за неделю «проглотили» информацию английских журналистов и помогли изданию стать рекордсменом.

В течение первых суток видеоролик о Альфи Паттене и его 15-летней возлюбленной Шантель Стедман просмотрело более 4 млн человек, а сам факт рождения ребенка в столь раннем возрасте обсудили на форуме около 180 тыс. пользователей.

Выпуск журнала Playboy для слепых Фото: www.globallookpress.com

Из-за внушающих цифр таблоид попал в поле зрения общественной комиссии по жалобам на СМИ. Вот и стремись к рекорду после этого!

Playboy для слепых

Не удивляйтесь, если на какой-нибудь из столичных барахолок увидите журналы Playboy, набранные шрифтом Брайля. В 1970 году издательский дом Playboy Enterprises решил преподнести подарок слепым. На тот момент можно было только прочитать Playboy, но никак не «увидеть» замечательные творения фотографов и снимки с шикарными моделями.

Четыре года назад канадский фотограф Лиза Мерфи смогла решить проблему с картинками и начала издавать эротический журнал Tactile Minds (в переводе с английского – «Тактильные мысли»). Девушка уверена, что тем самым смогла занять пустую нишу на книжном рынке.

Смотрите также:

www.aif.ua

Как продуктивно работать со СМИ?

На вопрос о том, как продуктивно работать со средствами массовой информации, отвечает Юшков Роман Авенирович, журналист, ответственный секретарь газеты «За человека» (издание Пермского регионального правозащитного центра), редактор Информационного агентства «Перископ», которое освещает проблемы общественной активности и защиты общественных интересов, деятельность разных инициативных групп и некоммерческих организаций.

В каких случаях можно обращаться в СМИ и что это даст для решения проблемы?

В СМИ следует обращаться практически во всех случаях. Мы живем в информационную эпоху, и так получается, что того, чего нет в средствах массовой информации, в информационном поле,  - нет и в реальности. То есть, ведем ли мы какие-то мирные переговоры с властью, к примеру, муниципальной или государственной. Или же мы вступаем в какой-то конфликт и жесткими протестными средствами добиваемся своих целей.       В любом случае нам просто необходима информационная составляющая нашей деятельности. Если у нас достигнута какая-то договоренность с властью, то необходимо эту договоренность предать огласке, чтобы она стала более устойчива, чтобы власти было гораздо труднее дать задний ход. Тем более заслуживает освещения каждый этап разрешения каких-либо конфликтных ситуаций, потому что Власть сплошь и рядом - это такой ночной зверь, который очень не любит, чтобы его вытаскивали на свет. И поэтому предание публичности действий власти, наших действий, каких-то аспектов взаимодействия - это обязательное условие повышения степени успешности.

В любой общественной деятельности, от какой-либо всероссийской общественной организации со штатом в сотни людей до маленькой инициативной группы из трех человек, которая хочет добиться того, чтобы, например, около школы прекратили парковать автомобили на газонах и посадили зеленые насаждения, и в том, и в другом случае публичность необходима. А работа со средствами массовой информации является главной составной частью этой публичности

Что является лучшим информационным поводом для СМИ?

Информационным поводом может стать какой-либо поворот конфликта, какой-либо успех, которого мы достигли в этом конфликте, какое-либо решение власти, принятое постановление или судебное решение, подача каких-либо обращений, исков в суд, направление коллективных жалоб, жалоб в прокуратуру, получение ответов, если они хоть сколько-нибудь содержательны - все это может стать информационными поводами, то есть теми поводами, по которым мы можем заставить СМИ о себе говорить.

Предположим, у нас есть повод - как привлечь внимание журналистов? Куда обратиться?

Может быть несколько вариантов. Если у нас какая-то постоянная деятельность, то есть это не случайный повод, а некая программа действий, неважно, существует у вас зарегистрированное юридическое лицо или это просто стихийно возникшая инициативная группа. Если у нас есть продолжительная программа действий, то надо к этому уже относиться серьезно.

Оптимальная технология, которую я обычно рекомендую серьезным инициативным группам, когда люди ответственно относятся к своему делу и реально хотят добиться каких-то результатов, это из своих рядов выдвинуть пресс-секретаря. То есть, человека, у которого есть хоть какой-то опыт - хотя бы минимально журналистский, например. Соответственно, этот человек должен собрать адресную базу, электронные адреса СМИ (в конце концов, и я могу передать такую электронную базу, наработанную годами). Этот человек должен регулярно рассылать пресс-релизы всем средствам массовой информации. Это серьезная обязанность, его надо, по возможности, освободить от другой деятельности.

Часто люди к этому относятся несерьезно. Спрашиваешь: «Работаете ли вы с прессой, со средствами массовой информации?» «Да, работаем». «Как работаете?» «Да вот, у нас есть у одной женщины двоюродная племянница, она работает на радиостанции «Европа-плюс» в Перми, к примеру, и вот она два раза сказала в новостях». Это совершенно дилетантский подход. У нас на сегодня в городе работают сотни средств массовой информации, разных, в первую очередь - электронных. Есть так называемые активные блоггеры – это люди, ведущие Живые Журналы в Сети, которые тоже являются ресурсом. Поэтому, если Вы создаете новость, а цель Ваша в том, чтобы попасть в новостийные ленты на радио, на телевидение, в Интернет, газеты, то, соответственно, Ваш пресс-релиз должен уйти в эти сотни средств массовой информации. Уйти в электронном виде, естественно.  И очень хорошо будет, если этим будет заниматься Ваш собственный пресс-секретарь.

Если найти собственного пресс-секретаря невозможно, обращайтесь в дружественные общественные организации: в Пермский региональный правозащитный центр, в Пермскую гражданскую палату, в Центр ГРАНИ, к нам, в Информационное агентство «Перископ». И мы будем уже выстраивать какую-то систему информационной поддержки и распространения информации за Вас.

А есть ли какие-то пермские СМИ, в которые можно обратиться отдельно? Есть ли смысл?

Всегда есть смысл, помимо массовой рассылки, дополнительно обращаться в наиболее рейтинговые СМИ, дублировать свои обращения в устной форме и в те СМИ, которые, как Вы знаете, относятся к Вам особенно дружественно. Но в нашей ситуации всегда полезно, помимо массовой рассылки по электронным адресам журналистов, обратиться к телеканалам. Может быть, дополнительно конкретным заинтересовавшимся журналистам передать информацию по их электронным адресам уже после собеседования с ними или направить по факсу.

Есть радио «Эхо Перми». Оно достаточно активно, охотно, смело работает с разными общественными и протестными инициативами. Всегда имеет смысл туда еще дополнительно позвонить, убедиться в том, что они получили Ваш пресс-релиз, если не получили, то выслать его еще раз каким-нибудь альтернативным каналом, по факсу, например, или хотя бы просто устно сообщить о сути события.

Наверное, имеет смысл связаться с наиболее рейтинговыми пермскими интернет-сайтами. На декабрь 2010 года это 59.ru и prm.ru, но ситуация в этой сфере постоянно меняется, поэтому надо ее отслеживать.

Можете назвать конкретно поименно пермские издания, о которых Вы говорили - наиболее рейтинговые?

В электронной сфере - 59.ru, prm.ru. Далее, увы, по-прежнему важнейшим из искусств у нас является кино, как сказано В.И. Лениным, поэтому надо работать дополнительно с телевидением. Если, например, на Вашем мероприятии, пикете, собрании, в какой-то конфликтной ситуации участвует телевидение, появляется камера - это очень хорошо.

А какие конкретно каналы следует приглашать? Существуют ведь некоторые каналы, которые подают определенную информацию, другую информацию замалчивают. У Вас есть в практике, чем поделиться?

Вообще пермское телевидение, конечно, запросто работает по указке,  например, пресс-служб администрации, краевой, городской. И, тем не менее, невозможно проплатить все и за всем уследить. Поэтому надо работать со всеми четырьмя каналами, у которых есть на сегодня новости: «Т7», «Рифей», «УралИнформТВ» и «ВЕТТА», - это не так уж много.

А печатные издания?

Понятно, что хорошо было бы со своей проблемой попасть в наиболее многотиражное печатное издание. На сегодня в Перми это – «Пятница», если не ошибаюсь, 150 тыс. экземпляров. «Местное время», наверное, порядка сотни тысяч. Хотя «Местное время» - очень специфичное издание. Они слишком плотно работают с властью и с бизнесом. Поэтому, когда Вы вступаете в противостояние с властью, Вам будет трудно заставить «Местное время» писать о своих проблемах. Но бывает по-разному - им тоже надо стремиться периодически показать, что они могут дать какой-то независимый взгляд на конфликтную ситуацию. Так что надо пытаться.

Есть ли смысл обращаться в федеральные СМИ?

В федеральное СМИ есть смысл обращаться, если Ваш информационный повод очень яркий, если это событие федерального масштаба. Ну, например, если Вы решились перекрыть Транссибирскую Магистраль, проходящую недалеко от Вашей школы, вокруг которой у вас конфликт, противостояние, я думаю, что это достойный повод для обращения в федеральное СМИ, куда-нибудь на «РЕН-ТВ», к примеру.

Или если несколько десятков родителей легли в школьных коридорах в знак протеста против того, что какой-нибудь депутат Н. или М. отнимает школьное здание у Вас. Вот это событие уже достаточно яркое, и Вы можете претендовать на внимание федеральных СМИ. Если же у Вас просто рядовая встреча с представителем администрации, где Вы выговариваете друг другу свои претензии, едва ли Вам удастся привлечь федералов.

Расскажите, пожалуйста, о работе Информационного агентства «Перископ». Как с ним можно сотрудничать?

Информационное агентство «Перископ» работает в режиме электронной рассылки писем на адреса СМИ и в режиме публикации на интернет-сайте. Это такое ответвление интернет-сайта Пермского регионального правозащитного центра.  В принципе, всякий желающий может легко ознакомиться с нашей деятельностью, если наберет адрес periskop.prpc.ru, можно увидеть, что представляют собой наши сообщения. Мы фокусируем наше внимание на освещении различных общественных инициатив.

Как мы работаем… Например, мы получаем информацию непосредственно от участников какой-либо инициативы, от участников событий или от людей, которые выступили истцами в судебном процессе. Стараемся получить от них не только устный комментарий, но и какие-то документы, из которых мы можем более четко составить картину. Затем делаем новостийное сообщение. И это новостийное сообщение расходится, наверное, по 300 адресам пермских СМИ, отдельных пермских, и не только пермских, журналистов (в Екатеринбург, в Москву). Идет это в те СМИ, которые пользуются нашими услугами и, соответственно, это, с одной стороны, перепубликовывается в каком-то неизменном или малоизмененном виде. С другой стороны, это служит толчком для самостоятельной работы журналиста. Для того, чтобы журналист взял камеру, взял диктофон и пришел на конкретное Ваше мероприятие, если это, например, анонс. Или провел свое маленькое расследование и написал статью о Вашей ситуации.

Как можно с Вами связаться?

Выходить на связь можно по телефону 212-90-01, можно рассказывать о своей ситуации и присылать по электронной почте [email protected] свои сообщения, с которыми мы уже будем работать и как-то их приводить  в стандартный формат новостийной информации.

В каких случаях необходимы специальные мероприятия для привлечения внимания СМИ к проблеме. Существуют какие-то определенные случаи? И что это за мероприятия будут?

Специальные мероприятия необходимы очень часто в тех случаях, когда не хватает информационных поводов, которые появляются сами собой. Более того, в значительной степени Ваша деятельность и должна состоять из организации таких специальных мероприятий. И, в принципе, даже судебный процесс часто служит именно в качестве такого специального мероприятия. Часто приходится подавать иски, зная, что они не будут выиграны, но, тем не менее, это заставит журналиста прийти в зал суда и, соответственно, освещать этот судебный процесс.

Это могут быть десятки разных форм специальных мероприятий: конференции, встречи, круглые столы по Вашей теме, переговоры с противоположной стороной, причем, в данном случае публичные переговоры, на которые можно пригласить СМИ; уличная активность, то есть пикеты, митинги, демонстрации, шествия, какие-то уличные собрания, это всегда ярко выглядит и привлекает внимание.

Можно практиковать какие-нибудь публичные обращения на встречах депутатов с избирателями, к примеру. Вы знаете, что там будут журналисты, то есть там уже все организовано без Вас. Вы туда просто приходите в качестве инициативной группы и заставляете говорить о Вашей проблеме. Причем, в своем выступлении показываете, что проблема предельно острая, что она достойна того, чтобы данный депутат или губернатор, иной представитель власти - мэр - этой проблемой занимался, и что она достойна того, чтобы присутствующие СМИ об этом писали.

Любая информационная пиар-работа - это не только вопрос, как осветить, но и вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы она была удобно освещаема. Люди, обладающие определённым опытом публичной пиар-деятельности, могут оказать Вам, уважаемые начинающие активисты, содействие не только в освещении, но и в продумывании Вашей деятельности с точки зрения привлечения к ней внимания. Вы можете обращаться, в частности, ко мне, и мы с Вами обсудим, как организовать Вашу деятельность более публично, более эффективно, более эффектно.

Роман Авенирович, расскажите в двух словах о правилах общения с журналистами.

Самое худшее, что Вы можете сделать - это сказать: «У нас такая проблема, такая проблема, вся надежда только на вас! Помогите, дорогие!». Это  такой советский подход, который исходит из того, что пресса - это такой помощник в добрых делах. Увы, ситуация совершенно иная. На сегодня пресса и все СМИ - это бизнес, им надо выдавать интересный продукт для того, чтобы привлекать читателей, зрителей и слушателей. Из этого и надо исходить. Поэтому никаких просьб о помощи! Слова «Пожалуйста, очень просим приехать» Вы можете употреблять, только если журналист - очень близкий Ваш друг. Если Вы предоставляете адекватную, правильно составленную, то есть достаточно полную, чёткую, ясную информацию по интересному общественному поводу и предоставляете её в срок, не за час до мероприятия, а за пару дней, например, то не надо никаких просьб. Журналисты будут Вам признательны за неё, приедут и будут работать.

Из тех 200 адресатов, куда Вы отправите эту информацию, найдутся 5-7-10, которых она заинтересует. Поэтому надо просто чётко, технологично вести эту информационную работу и пресса Вам поможет. Общий тон общения с прессой должен быть тоном вежливого партнёрства: не заискивающий, с одной стороны, с другой - не хамско-проклинающий: "Знаем мы вас, напишите всё по-своему, как вам скажут в мэрии, всё переврёте и переделаете…". Вот этого не надо - журналист, который перед Вами, не несёт ответственность за других журналистов, даже за коллег из своей телекомпании. Поэтому вежливо, ясно, чётко и в духе бизнес-этики. Например, если журналист просит предоставить судебное решение по Вашему вопросу, и Вы пообещали это сделать, то нельзя обманывать. В Ваших интересах передать ему это судебное решение. Я говорю здесь как журналист, знаю, что люди сплошь и рядом совершенно неисполнительны, безответственны, с такими людьми никаких дел иметь не хочется. Будьте ответственными партнёрами и прессе будет приятно иметь с Вами дело, она охотно будет с Вами сотрудничать

edu-sovet.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта