Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И ТАЛАНТА. Научно практический журнал одаренный ребенок


Одаренный ребенок | Журнал ПАРТНЕР

«Партнер» №9 (96) 2005г.

 

 

Наверное, нет ни одной семьи, где хотя бы однажды ребенок не удивил родителей особой сообразительностью, необычной памятью, логикой рассуждений. Как помочь малышу развить его способности? Такие вопросы часто задают Елене Агеевой, руководителю Центра развития ребенка «Гармония» (Дортмунд). Сегодня мы начинаем публиковать ее статьи, посвященные важной проблеме – развитию способностей ребенка.

 

Заветная мечта многих родителей – иметь одаренного, талантливого ребенка. Одаренным ребенком гордятся, его с плохо скрытым торжеством демонстрируют знакомым, показывают психологам. Ребенка рано начинают учить музыке, живописи, фигурному катанию.  Талант – словно пропуск в необыкновенную, замечательную жизнь...

 

Различия в способностях детей заметны даже неподготовленному человеку. Тем более отчетливо они видны педагогам. Одним детям всё дается трудно, и только повышенное усердие может привести их к успеху. У других, наоборот, всё получается легко, как бы играючись. Наконец, есть дети, обладающие удивительной одаренностью, их так и называют - вундеркиндами («чудо-ребенок»). Еще до школы многие из них читают научную литературу, сочиняют стихи, овладевают языками.

 

Что же особенного в этих детях, что делает их «чудо-детьми»? Сегодня ученые, изучающие это явление, едины в своих выводах: основой одаренности является развитая, ярко выраженная потребность в умственной деятельности.

 

В специальной литературе ее называют по-разному: «умственная активность», «познавательная потребность», «исследовательская потребность». И хотя это не совсем одно и то же, но всё это об одном – о потребности «шевелить мозгами», об удовольствии думать.

 

Для вундеркиндов умственная деятельность необходима буквально физически. Если лишить их этого, они заболевают. Читать, думать, размышлять такому ребенку настолько необходимо, что он выпрашивает это благо, соглашаясь ради него съесть нелюбимое блюдо, выйти на ....прогулку и т.п.

 

Однако предметом нашего разговора являются самые обычные дети. Ученые пришли к выводу, что все дети любят умственный труд, у них у всех ярко выражена потребность в познавательной деятельности. Еще будучи младенцем, ребенок начинает проявлять жгучий интерес к яркой игрушке, новому звуку. Из этого и вырастет в дальнейшем умственная активность.

 

Каждый ребенок в определенном возрасте превращается в «почемучку». «Зачем?» «Почему?» «Для чего?» - такие вопросы сыпятся на голову родителей непрерывно. Так ведут себя все без исключения здоровые дети. Тревогу должно вызвать как раз отсутствие этих вопросов.

 

Итак, познавательная потребность есть у всех детей. Но сколько учеников в школе не хотят, не любят учиться! А сколько среди нас, взрослых, тех, кто воспринимает учебу как тяжкую необходимость? Увы, таких большинство.

 

В чем же дело?  Пожалуй, это один из главных вопросов современной педагогики. Но чтобы ответить на него, нужно сначала попытаться разобраться в другом. Что же такое одаренность? Как ее распознать?

 

Здесь лучше идти от противного. Считается, что одаренные – те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость - признак одаренности, но это лишь одно из ее проявлений. Великий Эйнштейн не был надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда пишут) он был исключен из гимназии.

 

Разглядеть одаренного ребенка не так просто. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью в современной школе пока не считаются. И не только в школе. Недавно ко мне пришла на консультацию обеспокоенная мама с шестилетним сыном. И была немало удивлена, узнав, что ее ребенок – одаренный. Правда, стандартного набора вундеркинда у него не было: ни необыкновенной памяти, ни экзотических познаний, ни склонности к интеллектуальным выступлениям перед взрослыми. Но этот ребенок так самозабвенно решал весьма трудную для его возраста задачу, продемонстрировал такую высокую умственную активность, что было несомненно – всё это может стать фундаментом для развития его одаренности.

 

По-видимому, представление о том, что одаренные должны впечатлять объемом знаний и умений («смотрите, его сверстники еще только учатся складывать простые числа, а он уже освоил умножение») – такое представление идет из глубины веков и отражено в самом слове «одаренность». Оно происходит от слова «дар» (дар природы, Божий дар). Такое понимание этого явления есть и в других языках.

 

В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления, как пишет психолог В.С Маркевич, нужна «встреча» такого ребенка с семьей, готовой и умеющей эти способности развить. А потом с педагогами, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Только при таких условиях проявляется подлинная одаренность, но, как показывает опыт, такие «встречи» не так уж и часты.

 

Считается, что развить способности можно лишь в деятельности. Поэтому мамы и папы водят своих детей в кружки,  студии и т.д. Если не ладится в школе, то нанимают репетиторов, проводят дополнительные занятия...

 

Опыт показывает, что ребенок, безусловно, получает от всего этого какие-то знания и умения, но способности, как считает В.С.Маркевич, развиваются лишь в одном случае из десяти. Иногда увеличение времени занятий приводит даже к ухудшению результатов.

 

Так что, спросите вы, заниматься с ребенком не нужно? Напротив, заниматься, обязательно заниматься, но соблюдая определенные условия. Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом, сама по себе еще ни у одного ребенка не развила способностей. Нужна деятельность плюс... что-то еще очень важное, самое важное...

 

Так что же такое способности, как их обнаружить и как они развиваются? Это сложные и для науки, и тем более для практики, вопросы, и здесь нужна всем воспитателям ребенка – в семье и дома – определенная психологическая подготовленность.

 

А начать надо с такого загадочного понятия, которое мы то и дело называем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях.

Об этом мы поговорим в следующей статье.

 

Елена Агеева, Дортмунд

 

www.partner-inform.de

Статья профессора политеха опубликована в научно-практическом журнале «Одарённый ребёнок»

Статья профессора политеха опубликована в научно-практическом журнале «Одарённый ребёнок»

15.11.2016

Одаренный ребенокВ свежем номере научно-практического журнала «Одаренный ребенок» опубликована статья профессора Чебоксарского института Московского политехнического университета Олега Волкова и учителя-логопеда чебоксарского Центра психолого-педагогической реаби-литациии коррекции Ирины Волковой «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДООи школе».

В статье отмечается, что поиск возможностей ребенка и воспитание особо одаренных, талантливых детей — архиважный вопрос.

Талантливые люди – главное богатство и сила страны. Учёными и педагогами-практиками созданы достаточно надежные методики выявления задатков и наклонностей детей, разработаны и успешно апробированы специализированные программы помощи по развитию у детейих сильных способностей.

Заметить яркие задатки ребенка, которые по аналогии можно сравнить с козырным тузом в генетическом раскладе потенциальных задатков и способностей,не составляет большого труда ни воспитателю,ни внимательному родителю. Значительно сложнее, если ребенку достались не самые сильные по степени выраженности природные задатки. Тут ужена первые позиции выходит педагогический опыт, наблюдение в сравнениис другими детьми и, конечно, доброе поддержка даже слабых проявлений поведения ребенка, как обратной связи на новую среду деятельности, как родителя, так и воспитателя ДОО или учителя начальных классов в школе.

Для диагностики детей, чьи задатки и склонности педагогам практически не заметны (им достались самые слабые по силе проявления задатки – «шестерки-семерки» по аналогии с игральными картами), а таких детей более трети, предлагается использовать специально разработанное учебно-методического пособие «Короб задатков и развития».

 

Справочно. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» издаётся при участии федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально педагогической поддержки детей и молодежи»и Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса».

 

Журнал «Одаренный ребенок»

www.polytech21.ru

К вопросу об одаренности детей



Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.

Али Апшерони

В последнее время во многих странах большое внимание обращено к проблеме одаренности детей, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности.

Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

По мнению Б. М. Теплова одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности. Это значит, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [3].

Психологический словарь дает иное определение: «Одаренность — наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с различными видами деятельности».

Как отмечают авторы статьи «Определения одаренности» в настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени развития тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Исследование Термина (1956) привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности» [4].

При толковании понятия «одаренность», мы затрагивали такие понятия как «задатки», «способности». Многие авторы также дают разные определения данных понятий.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности [1].

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Различными задатками от природы наделены люди, именно задатки лежат в основе развития способностей. Задатки вовремя не развитые исчезают. Все мы знаем случаи, что дети, попав в логово зверей и не получив, там возможности развивать свои задатки, навсегда теряли их.

Какими бы задатками не обладал человек, он никогда не станет талантливым художником, музыкантом, хореографом, ученым, если он не будет много и упорно заниматься соответствующей деятельностью.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания. Таким образом, можно отметить, что задатки многозначны.

В соответствии с задатками и способностями человека определяется его одаренность. Различают общую одаренность и одаренность специальную. Общая одаренность человека является его способностью к обучению, специальная — характеризует высокую степень уникальных способностей, таких как гениальность и талант.

Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.

Гениальностью с точки зрения психологии принято считать способность человека к созданию чего-то принципиально нового.

Для гениальности характерны следующие особенности:

− осознание человеком своих задатков и способностей;

− незаурядность личности;

− проникновение способности в характер.

Основными показателями одаренности считаются легкость и быстрота усвоения материала, время проявления, широта переноса, а также сопоставимость условий с результатами [2].

Дети, которые склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но зато иметь высокий потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): конкретные академические способности, общие интеллектуальные способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные способности.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера.

Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.

  1. Художественная одаренность— способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, также способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Этот вид одаренности поддерживается и развивается во многих специальных заведениях дополнительного образования — кружках, школах, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности и многое другое.
  2. Общая интеллектуальная иакадемическая одаренность.Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье.
  3. Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

− отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

− большая независимость в суждениях;

− тонкое чувство юмора;

− отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

− яркий темперамент.

  1. Социальная одаренность. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими людьми [2].

Выделение многих видов одаренности служит важной целью — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Из приведенного анализа взглядов ученых на проблему одаренности ребенка, можно сделать вывод, что данный феномен — это не столько дар природы, сколько целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты у отдельных людей, которые необходимо развернуть, раскрыть через создание благоприятной среды и включения в деятельность.

При этом темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие.

Таким образом, многозначность терминов «одаренность» указывает на многоаспектность целостного подхода к проблеме одаренности.

В нашей статье мы будем опираться на понятие, предложенное Немовым Р. С.: «Одаренность — наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями», так как считаем, что оно наиболее полно и точно передает содержание этого понятия.

Литература:
  1. Андреев В. И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
  2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.
  4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л. П. Дуганова

Основные термины (генерируются автоматически): способность, задаток, Одаренность, вид одаренности, социальная одаренность, творческая одаренность, развитие способностей, отсутствие внимания, способность человека, ребенок.

moluch.ru

Лапина И.А. Одаренный ребенок в образовательном пространстве

Лапина Ирина АндреевнаЯрославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Lapina Irina AndreevnaYaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinskiy

Библиографическая ссылка на статью:Лапина И.А. Одаренный ребенок в образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7629 (дата обращения: 08.06.2018).

Каждый ребенок, рождаясь, является уникальным, неповторимым. У каждого есть свои особенности, таланты. Каждый человек стремится к знаниям, стремится «найти себя», старается раскрыть свой творческий потенциал.

Кто же такой одаренный ребенок? Почему мы решаем, какого называть одаренным ребенком?

В.А.Сухамлинский говорил такие замечательные слова: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Сухомлинский говорит нам «холить и лелеять. А кто же должен этим заниматься, чтобы «росточек вырос и дал обильный плод»? На наш взгляд в раскрытии его творческих способностей способствует образовательное пространство, в котором он находится.

Исходя из эмпирических наблюдений, одаренный ребенок проходит образовательный маршрут, который в большей или меньшей мере отличается от образовательного маршрута среднестатистического ученика.(4)

Одаренность в первую очередь связана с творческой и креативной составляющей. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренный ребенок более гибок в воспитании окружающего, у него наиболее развиты все интеллектуальные качества личности: логика, память, мышление, а так же природные задатки (музыка, спорт и т. п.)

При работе с одаренными детьми нужно учитывать множество условий. Главной трудностью при работе с одаренными детьми является их общение с педагогами и со сверстниками. Это вызвано тем, что одаренные дети сильно отрываются от сверстников в развитии и общение с ними им просто не интересно. Что касаемо педагогов, то их так же пугает нестандартность, оригинальность мышления таких детей. И часть одаренных детей оказываются «неодобряемые» и «нежеланные». Журба Н.Н. в своей статье затрагивает тему роли классного руководителя в поддержке одаренный детей. Она предлагает нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога. (3)

В связи с этим так же необходимо выстраивать обучение таких детей по индивидуальном образовательному маршруту (4)

Т.Н. Гущина в своей работе включает в себя отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности, применение психолого – педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития.(4)

В среде ДОУ необходимо создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка. То есть необходимо выявить одаренных детей, провести просветительские работы на тему взаимодействия с одаренными детьми, далее необходимо создать все условия для их развития, и для контроля всего сопровождения необходимо проводить диагностику успешности развития одаренного ребенка на разных этапах обучения.

Обучение в НПО (СПО) предполагает обучение, при котором обучающемуся предоставляется возможность заниматься тем, что ему интересно, развиваться, расти в этой области.

Практика учреждений НПО (СПО) показывает, что наиболее эффективный в работе с одаренными детьми достигается путем индивидуального образовательного маршрута, о чем мы говорили до этого и проектной деятельностью.

Проект в образовательных организациях — это спланированная образовательная деятельность сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Эта тема исследуется и изучается совместно, в кооперации. При этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени.

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, основанную на исследованиях (например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс) и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. (из книги инета)

Проектная деятельность помогает учащимся найти себя, раскрыть все свои таланты и способности. Показать их окружающим.

Таким образом, современные формы работы с одаренными детьми создают условия для выявления одаренных обучающихся, их самореализации, самосовершенствования, успешного продвижения в выбранной сфере деятельности, далее – профессии.

Нужно понимать, что наше будущее строиться на таких интеллектуалах, одаренных детях. Необходимо понимать это. И как было сказано в начале, нам необходимо суметь «вырастить маленький росточек» и он обязательно «даст свои плоды».

Библиографический список
  1. А.И. Савенков Разработка практико – ориентированной образовательной модели – «Одаренный ребенок в массовой школе»
  2. Жаппуева Л. Х. Особенности организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми / Л. Х. Жаппуева, А. Р. Закуреев // Инновации в образовании. – 2011. – № 4. – С. 124-134.
  3. Журба Н. Н. Функции и роль классных руководителей по социально – педагогической поддержке одаренного ребенка.
  4. Л. В. Байбородова Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно – методическое пособие. /под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Депертамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.
  5. Райхерт-Гаршхаммер, Ева Проектная методика для педагогов дошкольных организаций. Профессиональные стандарты и практические советы / Ева Райхерт-Гаршхаммер ; [пер. с нем. С.А. Жезлова]. — М.: Издательство «На- циональное образование», 2015. — 128 с. — (Серия «Вдохновение»).
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лапина Ирина Андреевна»

psychology.snauka.ru

17.08.2011 | АНО "ЦНПРО"

17.08.2011

• 15-16 августа 2011 г. в г. Астана, Республика Казахстан, состоялась Международная научно-практическая конференция «Современные подходы к проблеме одаренности». Опыт работы с одаренными детьми в России представила кандидат психологических наук, директор АНО «ЦНПРО», главный редактор научно-практического журнала «Одаренный ребенок» Е.Г. Артамонова, выступив с докладом «Поддержка и сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи в России».

Международная научно-практическая конференция «Современные подходы к проблеме одаренности» состоялась в г. Астана, Республика Казахстан.

Организаторы конференции: Министерство образования и науки Республики Казахстан и Республиканский научно-практический центр «Дарын».

Цели конференции:

  1. повышение статуса педагога;
  2. дальнейшее развитие и совершенствование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
  3. создание интеллектуально-насыщенного пространства, позволяющего развивать способности и стремление молодежи к науке, к научным исследованиям;
  4. приобщение родителей и общественности к работе с одаренными детьми.

Участники конференции: ученые отечественных и зарубежных вузов, представители Министерства образования и науки РК, управлений образования и институтов повышения квалификации педагогических кадров, представители НПО и СМИ, руководители и методисты региональных научно-практических центров по работе с одаренными детьми, руководители, учителя и психологи специализированных школ для одаренных детей, победители и призеры республиканских и международных научных соревнований и олимпиад по общеобразовательным предметам, родители.

Торжественно открыл конференцию Министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Турсынович Жумагулов.

В ходе конференции состоялось чествование победителей международных олимпиад, их родителей и учителей «Интеллектуалы — будущее Независимого Казахстана» (20 олимпийцев, 20 учителей, 20 родителей).От имени одаренных детей Казахстана с приветствием выступил обладатель золотой медали Международной олимпиады по физике 2011 года Кайсарбек Омирзаков.На торжественном открытии конференции прозвучали выступления юных талантов Казахстана — обладательницы президентской стипендии «Болашак», победителя международных музыкальных конкурсов, магистранта Высшей Академии музыки при театре Ла-Скала и консерватории им. Дж. Верди Марии Мудряк; обладателя Гран-при Международных конкурсов пианистов Абдахмета Оразбакова; лауреата республиканских и международных конкурсов молодых исполнителей Еркебулана Сарсенбаева.

На пленарном заседании с докладами выступили:С.С. Контаев, ректор Карагандинского областного института повышения квалификации педагогических работников, г. Караганда;В.В. Альминдеров, д.ф.-м.н., профессор Московского физико-технического университета, Президент Международного интеллектуального клуба «Глюон», г. Москва;С. Гроздев, д.ф.-м.н., профессор Института математики и информатики Болгарской академии наук, научный руководитель сборной команды Болгарии по математике, г. София;Р.И. Суннатова, д.психол.н., профессор Узбекистанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Ташкент;Р.С. Димухаметов, д.п.н., профессор Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск;Е.Г. Артамонова, к.психол.н., ст.н.с. ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», главный редактор научно-практического журнала «Одаренный ребенок», г. Москва;И.Ф. Спивак-Лавров, д.ф.-м.н., профессор Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова, г. Актюбинск;М.Ж. Курманбаева, директор регионального научно-практического центра «Астана дарыны», г. Астанаи другие.

В подиумной дискуссии состоялись выступления участников конференций по вопросам одаренности детей (6 направлений).

1 направление — «Педагогические стратегии, методы и методики обучения одаренных детей в предметных сферах гуманитарного и естественно-математического направления».2 направление — «Проблемы взаимодействия школы, вуза и органов управления образования в системе обучения одаренных детей» (представители вузов, облУО, директора школ).3 направление — «Олимпиадная деятельность в системе обучения и воспитания одаренных детей. Роль научных конференций и творческих конкурсов для развития исследовательских способностей учащихся» (зам.директора, учителя).4 направление — «Проблемы профессионального развития педагога как условия эффективности инновационных процессов» (представители ИПК, методисты).5 направление — «Инновационные технологии воспитательного процесса в современной школе» (зам. директора по ВР, воспитатели, психологи).6 направление — «Роль педагогических кадров в реализации полиязычного образования» (руководители, учителя школ с обучением на трех языках).

Также в рамках конференции состоялся круглый стол, панорама инновационных идей, презентация стендовых материалов областей, гг. Астаны и Алматы.

www.ano-cnpro.ru

Комарова Т.И. О факторах, влияющих на проявление детской одаренности и таланта

Комарова Татьяна ИгоревнаФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет

Библиографическая ссылка на статью:Комарова Т.И. О факторах, влияющих на проявление детской одаренности и таланта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4500 (дата обращения: 08.06.2018).

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А.Бебель

В последние годы в образовании отмечается повышенный интерес к вопросам детской одаренности и таланта. И меня, как школьного психолога, заинтересовал вопрос о том, какие факторы влияют на проявление у учащихся одаренности и таланта. Изучение данного вопроса я начала в 2011 году. На первом этапе необходимо было разобраться в том, что включает в себя понятие одаренности.

Одаренность – это некое сочетание способностей, способствующее достижению максимальных показателей в той или иной деятельности. Это системное, врожденное, нелинейно развивающееся в течение жизни качество психики, которое дает возможность личности к достижению незаурядных, высоких и продуктивных результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.) одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах.

В ходе обширной диагностики способностей учащихся школы я пришла к заключению, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности (спорт, творчество, учение) присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует меньшая часть детей. На этом этапе мне стало интересно – почему, имея схожие ресурсы, кто-то из ребят ярко проявляет свои способности, одаренность и талант, а кто-то – так их и не реализует. Для ответа на этот вопрос была проделана кропотливая работа сбора данных от учащихся, педагогов, родителей и, конечно же, диагностика. При этом, в число одаренных и талантливых детей я включила 28 учащихся, чьи результаты диагностики подкреплялись неоднократными победами на краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Далее я рассматривала аспекты мотивации, воли, квалификацию и профессионализм педагогов, психологический климат в классе, статус ребенка в детском коллективе и взаимоотношения в семьях выявленных ребят. С целью обнаружить некие общие моменты, которые прямо или косвенно способствуют активизации и проявлению детской одаренности и таланта.

Изучение мотивации показало высокий уровень у всех, без исключения, респондентов. Что, на мой взгляд, только подтверждает правильность выборки одаренных и талантливых учащихся. Так как, имея одаренность или талант в какой-либо сфере, ребенок достигает высоких результатов, затрачивая на это меньшее количество усилий, нежели не имеющий одаренность и талант. А этот факт, зачастую, повышает интерес и мотивацию у детей.

В ходе изучения развития воли респондентов всеми были показаны высокие результаты развития.

Рассмотрение вопроса профессионализма и квалификации педагогов оказалось не информативным, так как учащиеся с актуальной и потенциальной одаренностью и талантом учатся у одних и тех же учителей. А значит, этот фактор не является определяющим в вопросе актуализации проявления исследуемого вопроса.

В аспекте психологического климата в классе и статуса ребенка в детском коллективе не было установлено значительной корреляции. Так как респонденты (учащиеся из группы ребят с актуальной одаренность и талантом) обучались в классах, где «благоприятность» психологического климата была различной, да и о какой-либо однородности статусов в детском коллективе среди респондентов говорить не приходится. Чаще всего это дети с обостренным чувством справедливости, живым воображением, хорошими коммуникативными способностями. При этом не всегда демонстрируют эмоциональный баланс, и, как ни странно, нередко встречается негативное самовосприятие. Сталкиваясь с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками большая часть респондентов, по данным беседы, переключается на общение со взрослыми.

Изучая вопрос семьи также малозначительными стали показатели полной или неполной семьи, наличия отчимов и мачех, либо опекунов. Определяющим стало отношение семьи к успехам детей. По данным моего исследования, семьи учащиеся с актуальной одаренностью и талантом занимают, в подавляющем большинстве случаев, активную позицию. То есть проявляют высокую заинтересованность в успехах детей и всячески их поощряют. По данным анкет учащихся, для них очень важно, чтобы близкие люди гордились их достижениями. Отвечая на вопросы при беседе «Что тебе помогает справиться с неудачами, почему ты не останавливаешься на достигнутом?» ребята дают ответы о том, что их успех важен не только для них, но и для их родителей. Некоторые из ребят говорили, что когда наступает усталость, именно семья их поддерживает и дает силы двигаться дальше. Для них очень важно, что в них кто-то верит. Верит в их уникальность и исключительность.

Здесь же хотелось бы вернуться к моменту продемонстрированного респондентами высокого уровня развития воли, так как на мой взгляд, главные «камни фундамента» воли закладываются также именно в семье и только если этот «фундамент» надежен педагоги и тренеры смогут развивать это качество ребенка.

Казалось бы: любить ребёнка, принимать активное участие и заинтересованность в его деятельности, поощрять его – что может быть проще. Однако, опыт наблюдения за семьями детей с актуальной одаренностью и талантом показал, что не все так просто. Оказалось, что наличие у ребёнка одаренности или таланта оказывается для семьи большим испытанием. На первых этапах успешности ребенка семья оказывает ему максимальную поддержку, а затем наступает спад заинтересованности. В одних случаях это обусловлено физической и эмоциональной усталостью родителей, в других – банальной нехваткой времени из-за профессиональной деятельности родителей, в третьих – родители перестают воспринимать успехи как нечто интересное, и рассматривают как само собой разумеющийся факт. Общим становится то, что у ребят снижается заинтересованность в достижении высоких результатов, самооценка, а некоторые и вовсе перестают заниматься – «закапывают» свой талант.

Также место случаи, когда характерная для одаренных и талантливых детей увлеченность без контроля и помощи семьи приводит к тому, что они берутся за то, что пока не по силам. А когда терпят неудачу, без поддержки близких также имели место случаи потери интереса к тому роду деятельности где проявлялся талант или одаренность.

На этом этапе оказалась очень важной поддержка семьи из вне. И школьный коллектив подходит для этого как нельзя лучше. За три года работы в этом направлении я разработала определенную систему мероприятий, направленных на поддержание одаренных и талантливых учащихся, который, надеюсь, будет полезен моим коллегам из других школ.

Во-первых, необходимо провести комплексную диагностику всех учащихся на предмет выявления вида и выраженности одаренности и таланта, а также своевременного создания условий для проявления. Эта работа проводится одновременно с анкетированием учителей и классных руководителей на предмет их наблюдений за учащимися по данному вопросу. Провести анкетирование родителей или лиц их заменяющих, которые демонстрируют потенциальную или актуальную одаренность и талант для получения сведений о психологической атмосфере в семье. Во-вторых, составить индивидуальную программу работы с одаренным или талантливым ребенком и его семьей в случае необходимости. Разработать индивидуальные рекомендации по работе с такими учащимися для педагогов. Одной из главнейших задач психолога и классных руководителей вижу создание благоприятной обстановки в детском коллективе и своевременное разрешение конфликтных ситуаций. В-третьих, вести мониторинг развития способностей или одаренности выявленных учащихся и их взаимоотношений в семье для оказания своевременной помощи и поддержки. Педагогам важно помнить, что одаренные и талантливые дети ориентируются не на общее мнение, а на добытый ими лично опыт и знания. Это далеко не всегда удобно для окружающих. И этот факт также довольно часто приводит к конфликтам. Важно отметить, что гиперопека также может привести к печальным последствиям. Когда наступает «звездная болезнь» и, как следствие. Отказ от дальнейшего самосовершенствования.

Безусловно, все эти мероприятия требуют от психолога большого количества времени и весьма энергозатратны. Но, как говорил классик Лев Озеров «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Библиографический список
  1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.
  2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
  3. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  4. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  7. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  8. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Комарова Татьяна Игоревна»

psychology.snauka.ru

Информационное сообщение уважаемые коллеги! Научно-практический журнал «Одаренный ребенок»

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Научно-практический журнал «Одаренный ребенок», департамент Владимирской области по образованию, Владимирский институт повышения квалификации работников образования, лаборатория воспитательных систем, 23 – 25 апреля 2012 года проводят в городе Владимире Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности»

Цель: определить концептуальные подходы к работе с одаренными и талантливыми детьми в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; обобщить опыт педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений России и Владимирской области по проблеме.

^

• закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности;

• методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей;

• особенности разработки образовательных программ для одаренных детей;

• условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми;

• методы работы с одаренными детьми; развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• методика работы с педагогом, выстраивающим деятельность с одаренными детьми;

• сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми;

• федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения в контексте обучения и воспитания творческой и одаренной личности;

• организационно-управленческие аспекты деятельности по развитию одаренной личности на уровне образовательного учреждения;

• проблема преемственности в обучении и воспитании одаренной личности;

• совершенствование образовательной среды как условие развития творческих способностей учащихся и педагогов.

В конференции предполагается участие ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемой одаренности личности.

В рамках научно-практической конференции планируются пленарное и секционные заседания, «круглые столы», «мастер-классы», дискуссионные площадки, педагогические маршруты, выставка материалов, выездные практические занятия в методические центры и общеобразовательные учреждения Владимирской области (знакомство с опытом работы по теме).

Для участников конференции предусмотрена обширная культурная программа с посещением исторических памятников древней Владимирской земли (Успенский и Дмитриевский соборы, храм Покрова на Нерли, святыни Мурома, Суздаля и др.).

Работа секций будет организована по следующим направлениям:

1) Идентификация одаренных.

2) Образовательная среда для выявления и развития одаренных детей.

3) Методика развития интеллектуально-творческих способностей школьников.

4) Воспитание одаренных.

Рабочий язык конференции: русский.

^ ученые, педагоги, психологи и аспиранты, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, работники системы повышения и методических служб, руководители образовательных учреждений.

^

Для участия в конференции необходимо до 25 февраля 2012 года на электронный адрес оргкомитета направить:

1. Заявку на участие в конференции по прилагаемой форме с указанием формы участия (за неделю до проведения конференции необходимо подтвердить факт приезда).

2. Текст доклада (тезисов) по теме конференции (отредактированный и готовый к публикации) до 6 страниц.

3. Квитанцию об оплате публикации.

^

Материалы должны быть выполнены на листах формата А4 книжной ориентации (не полностью заполненные страницы нежелательны). Текстовый редактор Word, шрифт Тimes New Roman, размер 14, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1,25 см, все поля – 2 см, выравнивание по ширине.

Шрифт: для заглавия статьи – полужирный; фамилии и инициалы автора – полужирный курсив; названия города и организации – курсив, основного текста – обычный. Страницы не нумеруются. Сноски на литературу и источники даются в квадратных скобках. Первая цифра - номер из списка использованной литературы и источников (он приводится после основного текста), следующие цифры - страница или листы. Например: [1,11-12]

Фотографии и рисунки должны быть представлены в черно-белом формате. Представленные на конференцию материалы сохранять следующим образом: Иванова.dос, заявка Иванова, dос.

Материалы, присланные позднее установленного срока, не рассматриваются.

Редакционный совет оставляет за собой право отбора, редактирования и распределения тезисов по секциям.

Издание сборника материалов (докладов и тезисов) будет осуществлено к началу конференции. Стоимость издания страницы составляет 150 рублей.

^

Реквизиты

Полное наименование:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Владимирской области «Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой»

Сокращенное наименование: ^

Юридический адрес:

600001, г. Владимир, пр-кт Ленина, 8А (Тел./факс 36-63-94), E-mail: [email protected]

ИНН / КПП 3327101387/332701001

Р/С406018100000081000001( л/сч.30286U58430) в ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской обл. г. Владимир

БИК 041708001

Дополнительную информацию можно получить на кафедре педагогического менеджмента ВИПКРО по телефону: (8-4922) 36-68-81 с 9.00 до 16.00.

Для оплаты статьи по безналичному расчёту в заявке необходимо указать полную информацию об учреждении, которое будет производить оплату: полное название, почтовый адрес с указанием индекса; полные банковские реквизиты, ФИО (полностью) руководителя учреждения; телефон бухгалтерии (с указанием кода территории).

^

Заезд участников научно-практической конференции с 22 апреля 2012.

Проживание в общежитии гостиничного типа при ВИПКРО. Стоимость проживания от ^ руб/сут.. Оплата проживания и командировочных расходов за счет направляющей организации.

Заявка на участие в конференции

Ф.И.О. участника (полностью)

Адрес

Контактный и мобильный телефон

Факсе-mаil;

Место работы

Должность

Ученая степень ________________ звание__________________

Название доклада (статьи, тезисов)

Направление работы секции

Необходимость предоставления гостиницы

Необходимое оборудование для технического сопровождения доклада, выступления на секции.

Форма участия в конференции:

  • публикация в сборнике,
  • только участие в конференции,
  • публикация и участие в секционном заседании,
  • проведение мастер-класса по проблеме (обозначить символом V)

edu.znate.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта