«Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал «A science. Thought: electronic periodic journal» scientific e-journal. Наука мысль электронный периодический журнал
О журнале | Наука.Мысль: электронный периодический журнал
- Главная /
Nauka.Mysl publishes scientific articles dealing with the interface between agroecosystems and the natural environment, specifically how agriculture influences the environment and how changes in that environment impact agroecosystems. Preference is given to papers from experimental and observational research at the field, system or landscape level, from studies that enhance our understanding of processes using data-based biophysical modelling, and papers that bridge scientific disciplines and integrate knowledge. All papers should be placed in an international or wide comparative context.
The focus is on the following areas:• Biological and physical characteristics and dynamics of agroecosystems.• Ecology, diversity and sustainability of agricultural systems.• Relationships between agroecosystems and the natural environment, including land, air, and water.• Agroecosystem and global environmental changes including climate change, greenhouse gases and air pollution.• Ecological consequences of intensification, soil degradation, waste application, irrigation, and mitigation options. • Environmental implications of agricultural land use and land use change.
All manuscripts are initially screened on their topic suitability and linguistic quality. The following topics are discouraged unless they provide new information regarding processes operating at the agroecosystem-environment interface: inventory and survey analysis and impact assessment, including life cycle and emergy analysis; greenhouse or laboratory-based studies; development of models or methodologies and pure model application; studies that are purely agronomic, socio-economic, or political.
Publication in the Journal is free of charge (no APC fee, no submission fee).
Индексация



stepj.ru
«Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал «A science. Thought: electronic periodic journal» scientific e-journal
Транскрипт
1 УДК 94 Раздел I. Социальная революция: современные теоретические реконструкции РЕВОЛЮЦИЯ И ПРАВО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДЖОНА ЛОККА А.В. Ковалев, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград, Россия), Аннотация. Статья посвящена раннему английскому Просвещению. Рассматриваются идеи известного мыслителя Джона Локка. Анализируется право сопротивления в политической философии Просвещения. Ключевые слова: Англия, революция, Джон Локк, Просвещение, право сопротивления. REVOLUTION AND THE RIGHT OF RESISTANCE IN THE POLITICAL PHILOSOPHY OF JOHN LOCKE Abstract. The report is devoted to early English Enlightenment. The ideas of a famous thinker John Locke are regarded. The analysis of the right of resistance in the political philosophy of the Enlightenment is carried out. Keywords: England, revolution, John Locke, Enlightenment, the right of resistance. Формирование просветительской идеологии, в которой доктрина сопротивления занимает важное место, началось в Англии после революции середины XVII столетия. Просвещение было в определенной степени плодом и результатом этой революции. Теория сопротивления впервые была использована демократическими движениями Англии в годы революции 40-х годов XVII в., когда лозунг борьбы против тирании сделался определяющим на пути революционных преобразований и отвечал интересам и чаяниям общественных демократических движений в борьбе с абсолютизмом. Спустя несколько десятилетий эта доктрина сохранялась в концепциях идеологов раннего английского Просвещения, в том числе и Джона Локка, получив свое дальнейшее развитие. Этому, в частности, способствовали попытки возрождения Стюартами абсолютистской политики в период Реставрации. Деятели английского Просвещения в поисках ответов на некоторые вопросы обращались к идейному наследию демократических движений левеллеров, индепендентов, республиканцев периода английской революции. Просветители, хотя и высказывали зачастую негативное отношение к революции середины XVII столетия, вместе с тем, именно из арсенала демократических революционных движений позаимствовали некоторые идеи. Доктрина сопротивления занимала существенное место в политической теории известного английского мыслителя XVII столетия Джона Локка, который одним из важнейших прав граждан считал право на сопротивление угнетению. По его мнению, этим правом люди обладали в естественном состоянии и сохранили в государственном, без него нельзя осуществить главное право человека на жизнь и свободу. 39
2 Доктрина сопротивления деспотической власти была хорошо разработана идеологами английской революции. Неоднократно в ее защиту выступали левеллеры. Так, их лидер Джон Лильберн заявлял, что народ должен вести борьбу с узурпаторами, и утверждал, что народ имеет право менять правительство, которое не соблюдает его интересов: «Люди имеют мощное орудие для борьбы со злоупотреблениями. Для этого они должны пользоваться своим правом смены правительства. Вместо правительства, которое насилует и принуждает и не соблюдает интересов простого народа, должно быть создано правительство на пользу народа» [2, с. 60]. Несмотря на умеренный стиль своих работ и множество оговорок, Д. Локк также считал, что люди имеют право не только избавиться от тирании и угнетения, но даже не допустить их. Он заявлял о том, что народ всегда имеет право восстановить свою естественную первоначальную свободу и учредить новую власть для обеспечения собственной безопасности, если законодательный орган или глава исполнительной власти попытаются захватить абсолютную власть. Д. Локк выступал как последовательный сторонник свободы и противник тирании, считая, что граждане имеют право на восстание против систематически угнетающей их власти. Судьей, решающим, действуют ли власти вопреки оказанному им доверию, он объявил народ: «Кто будет судьей и решит, действует ли государь или законодательный орган вопреки оказанному им доверию?... На это я отвечу: народ будет судьей» [3, с. 237]. Разрабатывая свою теорию права народа на сопротивление, Д. Локк утвердительно отвечает на главный вопрос имеет ли народ право на сопротивление, на восстание, исходя, среди прочего, из опыта революционных событий х годов XVII в. и из политической практики эпохи Реставрации. Первая проблема, которая встала перед Д. Локком, это вопрос о причинах, побуждающих людей к сопротивлению властям. Главная причина, по его мнению, тирания, т.е. осуществление власти помимо права, беззаконие со стороны властей. Он считал, что, если законодательный орган или глава исполнительной власти действуют вопреки оказанному народом доверию и пытаются стать неограниченными повелителями жизни, свободы и имущества народа, то тем самым повергают его «в рабство деспотической власти» и «ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанности какого-либо дальнейшего повиновения...» [3, с. 230]. Д. Локк приводил примеры действий главы исполнительной власти, т.е. короля, нарушающего оказанное ему доверие, из политической практики реставрированной монархии Карла II и Якова II, которую он очень хорошо знал, участвуя в общественной жизни страны. Он писал о таких фактах, когда монарх «либо пытается использовать силу, казну и должности общества для подкупа представителей (депутатов парламента. А.К.) и для поддержки ими его замыслов, либо открыто заранее привлекает на свою сторону выборщиков и предписывает им избрать тех, кого он посредством уговоров, угроз, обещаний или иным каким-либо способом обратил в своих сторонников, и использует выборщиков для выбора тех, кто заранее пообещал голосовать и издавать законы, как им скажут», к этому необходимо «еще прибавить награды и наказания, явно применяемые для этой же цели, и всевозможные превратные толкования закона, для того, чтобы убрать и уничтожить всех, кто стоит на пути к осуществлению этого замысла» [3, с. 230]. Логично ли, спрашивал Д. Локк, если каждый человек, будучи ущемленным, почувствует себя вправе уничтожить короля, свергнуть правление? Он выделил различные степени в актах тирании. Так, в случае отдельного покушения на закон и свободу потерпевший 40
3 может обратиться за защитой к закону, а сила может быть применена против чиновников короля, но не против него самого. Но, если тиранство это система, тогда народ имеет право на восстание. Он освобождается от своих обязательств по отношению к прежнему правительству, власть переходит к народу, который свободен выбирать форму правления. Отвечая на возможную критику своих оппонентов, английский ученый писал, что признание права на сопротивление никак не может служить возбудителем восстаний, т.к. последние не происходят при всяком незначительном непорядке в общественных делах, когда беззаконие касается только небольшого числа людей. Но, если беззаконие, по его мнению, распространилось на большинство народа, если несчастье стало всеобщим, а злые умыслы правителей сделались очевидными, то ничто не помешает людям оказывать сопротивление незаконной силе. «Народ, с которым все время дурно обращаются и права которого нарушают, будет готов при первом же случае освободиться от лежащего на нем тяжкого бремени», считал Джон Локк и приводил примеры подобных беззаконий, касающихся большинства подданных, и, хотя говорил о них в несколько завуалированной форме, все же достаточно ясно, о каких событиях шла речь [3, с. 231]. Так, он писал об использовании государем своей прерогативы во вред обществу, о поощрении определенной религии в нарушение закона, т.е. о действиях королей времен восстановленной монархии, когда происходило осуждаемое большинством народа поощрение католической религии (издание королями «Деклараций о веротерпимости» в нарушение закона о присяге и других парламентских актов). Д. Локк говорил и о том, что министры и другие должностные лица подбираются таким образом, чтобы быть исполнителями незаконных, направленных против интересов народа, решений. Революция, война, по мысли Д. Локка, самое опасное состояние, в которое правители могут себя поставить, но жалеть их не следует, ибо, как полагал мыслитель, этого очень легко избежать: надо, чтобы правитель действительно желал добра своему народу, заботился о его сохранении и соблюдал законы, т.е. превыше всего ставил общественное благо. Д. Локк верил в возможность предотвращения революции, не-допущения тирании, что, вероятно, и является одной из целей его трактатов о правлении. Опыт революции 1640-х годов преломляется в его теоретических работах как нежелательная альтернатива правлению, но неизбежная, если восторжествует беззаконие. В этом случае народ имеет право на восстание. Такое обоснование переворота, по Д. Локку, «ведет не к анархии», а к восстановлению законности, «к новому виду упорядоченности» в обществе [1, с. 13]. В этом смысле революция воспринимается Д. Локком скорее не как обновление, а как «сигнал нарушения нормы, порядка» [1, с. 14]. И даже в этом случае, несмотря на то, что, по его мнению, народ обычно далеко против властей не идет, правителям лучше предотвратить подобные выступления, соблюдая законность и права людей. Провозглашая право народа на сопротивление, английский ученый, предвидя серьезные возражения оппонентов, пытался успокоить их следующим образом. Во-первых, революции не происходят часто. Во-вторых, народ медлителен, консервативен и не склонен легко отказываться от старых порядков. В доказательство этого тезиса он говорил о том, что после нескольких революций в стране сохранилась старая структура власти король, палата лордов и палата общин, хотя был и «период бесплодных попыток» (вероятно, имеется в виду республиканская эпоха), и приходилось снимать корону с головы государей [3, с. 231]. 41
4 Правда, английский философ не говорил о том, что менялось содержание этой старой структуры власти, хотя, возможно, в этом его не убеждала действительность периода правления Карла II и Якова II, когда вновь возникли попытки возрождения дореволюционных абсолютистских методов правления. Живя и работая во времена Реставрации, когда в парламенте обсуждался законопроект о непротивлении королю при всяких условиях, Д. Локк не без оснований полагал, что некоторые сочтут его «гипотезу» о сопротивлении слишком радикальной, направленной против монархов, поэтому приводил дополнительные аргументы. Со свойственной ему, в определенной степени, практичностью он доказывал, что независимо от признания или непризнания права на сопротивление королям, если народ несчастен, то «можно сколько угодно восхвалять его правителей и называть их сынами Юпитера; пусть они будут священными и божественными, снизошедшими с неба или помазанными им; выдавайте их за кого или за что угодно все равно произойдет то же самое», а именно восстание [3, с. 231]. Следующий аргумент Д. Локка состоит в том, что сама личность, сама особа короля по закону является в ряде стран священной, свободной от всякого посягательства и насилия. И, наконец, он считал, что сопротивление происходит лишь тогда, когда людям препятствуют обратиться к закону для восстановления справедливости. К тому же Локк был уверен, что признание доктрины о сопротивлении не только не может содействовать возбуждению народного недовольства, но, напротив, она «является лучшей гарантией от восстания и наиболее вероятным способом воспрепятствовать ему», т.к. показывает опасность создания состояния войны в обществе «тем, кто подвергается величайшему искушению впасть в него» [3, с. 231]. Итак, несмотря на многочисленные оговорки, Джон Локк открыто признает важнейшее право народа на сопротивление властям, творящим несправедливость и беззаконие. Литература: 1. Кеткова И.В. Политическая доктрина Джона Локка как осмысление проблем Английской революции / Деп. в ИНИОН. Нижний Новгород, с. 2. Левин Г.Р. Памфлеты Лильберна, Овертона и Уолвина ( гг.) // Ученые записки Вологодского государственного педагогического института Вып. 3. С Locke J. Two Treatises of Government // The works. London, V. II. P References: 1. Ketkova I.V. Politicheskaja doktrina Dzhona Lokka kak osmyslenie problem Ang-lijskoj revoljucii / Dep. v INION. Nizhnij Novgorod, s. 2. Levin G.R. Pamflety Lil'berna, Overtona i Uolvina ( gg.) // Uchenye zapiski Vologodskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta Vyp. 3. S Locke J. Two Treatises of Government // The works. London, V. II. P
5 Сведения об авторе Андрей Владимирович Ковалев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград, Россия). 43
docplayer.ru
«Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал Педагогические науки
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2(2)
УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ТВОРЧЕСКОЕ
Личностные универсальные учебные действия.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» При изучении данного курса на ступени начального общего образования у учащихся формируются личностные, познавательные и коммуникативные
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России (основы светской этики) составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 3(3)
УДК 378 Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 3(3)
УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2(6)
УКД 373.31 Оджа А.Ш. студент 4 курс, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И.Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Пояснительная записка
1 Пояснительная записка Направление программы: духовно-нравственное. Программа внеурочного курса «Я и Мы» направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СЕГОДНЯ.
УДК 316.6 Якимчук Глеб Дмитриевич, студент 2 курса, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, факультета «Экономики и Управления» СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СЕГОДНЯ. Аннотация:
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
УДК 378 Диковицкая В.Ю., Афанасьева Н.А. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА 22 БНТУ, Минск Любая профессия, обладая специфическими особенностями, предъявляет к человеку особые требования. Чем сложнее структура
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Этикет» соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
Эмоции в жизни человека
Эмоции в жизни человека "Давайте не забывать, что маленькие эмоции - это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого". Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают
Роль общения в жизни ребёнка
Роль общения в жизни ребёнка (консультация для родителей) Подготовила воспитатель подготовительной группы 8 «Почемучки» Цымбал Т.В. Уважаемые родители!!! Вы-первые и самые важные учителя вашего ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(5)
УДК 378 Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
УДК [ : ]: Н. А.
УДК [376-056.266:37.018.42]:371.135 Н. А. Щинова, Н. В. Третьякова N. А. Schinova, N. V. Tretjakova МБОУ «Вечерняя (сменная) школа 27», г. Новосибирск ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический
хив библиотеки МГУ имени
УДК 37.035 ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор: Башаркина Елена Александровна, доцент кафедры педагогики Контактная информация: тел: (+375 222) 32-45-84.
docplayer.ru
«Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал «A science. Thought: electronic periodic journal» scientific e-journal
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЫШИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»)
Положение об окружном проекте «Победа»
Проект Положение об окружном проекте «Победа» Цель : вовлечение представителей гражданского общества (журналистов, представителей музейного сообщества и др.) в организацию мероприятий по празднованию 70-летия
«Умная библиотека: нижегородский вариант»
Всероссийский конкурс «Оптимизация деятельности библиотеки на основе новых технологий» Название проекта: Номинация: «Мечты» «Умная библиотека: нижегородский вариант» Муниципальное казенное учреждения культуры
МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА О проведении XI городского конкурса профессионального мастерства журналистов «Новосибирск глазами СМИ» ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 16.09.2016 4160 В соответствии с Законом Российской Федерации
Научный отчет за 2008 год
Научный отчет за 2008 год по гранту для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации НШ-1269.2008.9 за счет средств федерального бюджета Руководитель научной школы НШ-1269.2008.9
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Глава города Пермипредседатель Пермской городской Думы П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 26.11.2014 194 О проведении форума «Пермь: история города как пространство диалога» и утверждении состава организационного
менеджмента и управления
Ю.И. Енин Основы инновационного менеджмента и управления инвестиционной деятельностью организации Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2012 1 УДК 001.895:338.24 ББК 65.050 Е 61 Р е ц е н з е н
2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. Цель изучения дисциплины «История отечественной журналистики»: знакомство с историей развития журналистики и СМИ в России, с актуальными проблемами СМИ, с основными журналистскими
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е П И С Ь М О
Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»
2. Участие в Конкурсе
1. Общие положения 1.1. Ежегодный Конкурс Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых» в Республике Башкортостан на лучшую научную работу молодых ученых
docplayer.ru
«Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал «Science. Thought: electronic periodic journal» scientific e-journal
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СЕГОДНЯ.
УДК 316.6 Якимчук Глеб Дмитриевич, студент 2 курса, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, факультета «Экономики и Управления» СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СЕГОДНЯ. Аннотация:
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2(2)
УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ТВОРЧЕСКОЕ
НАУЧНАЯ ПАЛИТРА 4(14), 2016
НАУЧНАЯ ПАЛИТРА 4(14), 2016 Педагогические науки УДК 379.8.09 А.В. Бережная Бережная Алина Владимировна, магистрант 1 курса факультета социальнокультурной деятельности и туризма Краснодарского государственного
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. 2006. 1(43). 153 158 УДК 101.1: 316 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ
По учебнику Г.М. Андреевой «Социальная психология» ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ специфика социально-психологического подхода к исследованию личности Проблема личности: социализация Факультет психологии
ЧЕЛОВЕК. РИСК. ЦЕННОСТИ
А.С. МЕЛЬНИЧУК ЧЕЛОВЕК. РИСК. ЦЕННОСТИ РИСК В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ А.С. МЕЛЬНИЧУК ЧЕЛОВЕК. РИСК. ЦЕННОСТИ РИСК В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ Москва «Народное
Особенности подросткового возраста
Особенности подросткового возраста Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто обозначается одним термином - подростковый возраст. Так, этот
Перечень тем рефератов.
Перечень тем рефератов. 1. Особенности методов исследования в психологии и педагогике. 2. Современные подходы к проблеме сознания и бессознательного. 3. Формирующий психолого-педагогический эксперимент.
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 4(8)
УДК 37.032: 37.013.77 Ловягина И.А. студент, специальность «Дошкольное образование» факультет психологии и педагогического образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Лекция 3. Психика и организм
Лекция 3. Психика и организм 3.1 Сущность, структура и функции психики Психика это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими
хив библиотеки МГУ имени
УДК 37.035 ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор: Башаркина Елена Александровна, доцент кафедры педагогики Контактная информация: тел: (+375 222) 32-45-84.
ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа по психологии для студентов 3 (2) курса заочного отделения (ведущий преподаватель к.псх.н., доцент Юрченко Л.Г.) 5 семестр 2011-2012 учебный год (специальность «юриспруденция», специальность
Пояснительная записка
1 2 3 4 Пояснительная записка «Социальная психология» в структуре дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического циклов нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования
архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова
УДК 159.922.7 И. Т. КУШНЕР СООТНОШЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи социометрического статуса
Социальная психология и жизнь
Социальная психология и жизнь Социальная психология это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся или к личности
Психология (уровень бакалавриата)
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА» Аннотация рабочей программы модуля Введение в классический психоанализ (II) Направление подготовки 37.03.01
à Àœ Õ Ã À œ À œ ÃÃÀ œ œ flœ à Àœ Àà Õ
И. В. Дикун (Санкт Петербург) à Àœ Õ Ã À œ À œ ÃÃÀ œ œ flœ à Àœ ÀÃ Õ В статье рассмотрена проблема социального воспитания детей «группы риска» в контексте профессиональной деятельности специалистов. Представленный
docplayer.ru
«Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал «A science. Thought: electronic periodic magazine» scientific e-journal
Транскрипт
1 Психологические науки УДК СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА 1 М. Н. Усманова, М. М. Бафаев, Ш. Ш. Остонов. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан), Резюме: в предложенной статье обсуждаются симптомы эмоционального выгорания у современных педагогов. Обсуждается ряд причин развития этого синдрома. Ключевые слова: педагоги, эмоциональное выгорание, симптомы, условия работы. Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального «выгорания». Современный учитель призван, решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному; творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации (см.: рис 1). Наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» (сопротивление) и симптома «неадекватного эмоционального реагирования». Во время урока учитель обращается к большому числу учеников, в основном - сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. «Эмоциональность» учителя важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебновоспитательной работе; она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. Поскольку эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, такие ученики не смогут откликнуться на проблемы других людей или осознать, как они будут восприниматься партнерами по общению. Для учеников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что неизбежно приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков. Эмоции выступают регуляторами познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования неизбежно будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Как следствие, у детей развивается негативное восприятие себя со стороны учителя, что в свою очередь затрудняет формирование адекватной самооценки и вызывает нарушения нормативного поведения. Негативное оценивание педагогом результатов работы ученика в итоге приведет к снижению мотивации учебной деятельности. Более всего риску возникновения выгорания подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Для них образцом «настоящего» педагога является совершенный человек, от- 1 Статья представлена к. псх. н. Л. Ф. Чупровым (Черногорск, Россия). 1
2 носящийся к работе как жизненному предназначению, сверхзадаче. Происходящие в результате длительной профессиональной деятельности личностные изменения («выгорание») учителя, безусловно, оставят свой след в других людях. 2 Рис. 1. Деперсонализация негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его, развивается как защита от подавляющих эмоциональных состояний вследствие обращения с учеником как объектом профессионального воздействия. Для «выгоревшего» педа-
3 гога характерно превалирование негативных оценок в восприятии своих учеников. Редукция профессиональных достижений проявляется в переживании некомпетентности и не успешности своей деятельности, т.е. для «выгоревшего» педагога характерна низкая профессиональная самооценка. Профессиональное выгорание педагогов наиболее опасно для общества. Синдром выгорания сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. По мнению В.В. Бойко, такой учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срываться на них Независимо от того, работает ли педагог в детском саду или в старших классах, его опустошение влияет на отношение детей к школе и на их желание учиться. Если учитель работает в младших классах, то, у детей развиваются негативные чувства по отношению к школе вообще. Если это случается с преподавателем старших классов, то на уроках создается атмосфера равнодушия и напряжения. Вызывая негативные чувства у подростков не только к учителю, но и к самому предмету. Личностные особенности, развивающиеся на фоне профессионального выгорания это: нерешительность - снижение способности самостоятельности принимать решения и реализовывать их в деятельности; пассивность - стремление избегать затрат: эмоциональных и физических; консерватизм - трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении; закрытость - внутренний мир человека неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти; повышенная изменчивость настроения - на смену настроения влияет любая мелочь; раздражительность - как форма проявления агрессии; эмоциональная холодность - снижение яркости чувств; сверхконтроль - желание контролировать не только других, но и себя под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе; утомляемость - физическая и умственная; тревожная мнительность - ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности. Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения. Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания» Выгорание имеет три уровня. На первом симптомы выгорания выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерывов в работе. На втором уровне симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Для третьего уровня характерны хронические проявления симптомов. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии, а попытки позаботиться о себе, как правило, не приносят результата. Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, инициирующих эмоциональное выгорание (см.: рис. 2). 1. В группу организационных факторов входят: условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. 3
4 Рис Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. 3. Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с учащимися: их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, 4
5 что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально- неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. 4. Социально-психологические факторы. Взаимодействие между социальнопсихологическими отношениями педагогов к обучаемым протекает в двух направлениях: позиция педагогов по отношению к своим ученикам и особенностей поведения самих учеников. Существует взаимосвязь между данной характеристикой и «выгоранием». Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей функцией во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у учителей «выгорание». Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение - это цена ответственности, которую платит учитель. 5. В группу индивидуальных факторов включены социально-демографические и личностные особенности. В.Е. Орел отмечает, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый педагогический криз, выделяет Ю.Л. Львова. По ее мнению, это: во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического; во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять - неизвестно; в-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя. Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания». Личностные особенности. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Обобщив все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога. Высокая моральная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального выгорания. Синдром эмоционального «выгорания» - это синдром развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром эмоционального выгорания возникает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия, это функциональный стереотип, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Три фазы развития синдрома 1. Нервное напряжение ощущение повышенной ответственности, приглушение эмоций, недовольство собой, нечувствительность к вещам, которые раньше вызывали острую реакцию, тревога и депрессия. Человек попадает в состояние эмоционального тупика, загнанности «в клетку». 5
6 2. Сопротивление человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений возникает негативные чувства к коллегам и учащимся, неадекватные эмоциональные реакции, упрощение профессиональных обязанностей, выборочное выполнение профессиональных функций, экономия эмоциональных затрат. Редукция профессиональных достижений это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. 3. Эмоциональное истощение - это чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы. Все реже проявляются положительные эмоции, полностью или частично утрачивается интерес к человеку субъекту профессиональной деятельности. На последней стадии у педагога наблюдаются: бессонницу, чувство страха, болезненные ощущения в области, сердца, обострение хронических заболеваний. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которые в большей степени подвержены влиянию феномена профессионального выгорания. Это связано с тем, что профессиональную деятельность педагога отличает очень высокая эмоциональная и коммуникативная загруженность. Коммуникативная деятельность педагога характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Ответственный характер деятельности педагогов обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома профессионального выгорания. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения избегание, манипулятивные и агрессивные действия сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей. Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратные в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений. И мы, в свою очередь, изучили проблему взаимосвязи эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учителей-предметников. В итоге, пришли к выводу, что в значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ. Литература: 1. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/н.е. Водопьянова//Психология здоровья/под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Издательство СПб ГУ, С Водопьянова Н. Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Изд-во Питер, 2008, с Водопьянова Н. В., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни. / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Питер, с. 4. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы //Психологический журнал Том 22, 1. 6
7 5. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.,ВЛАДОС, 1998 г.. 6. Caмoyкинa H. B. Синдром профессионального выгорания // URL: Usmanova M. N., Bafaev M. M., Ostonov Sh. Sh. Simptomy jemocional'nogo vygoranija sovremennogo pedagoga/m. N. Usmanova, M. M. Bafaev, Sh. Sh. Ostonov //JeNZh «Nauka. Mysl': jelektronnyj periodicheskij zhurnal». -. Abstract: in article emotional burning out at modern teachers is discussed. Its symptoms. A number of the reasons of development of this syndrome is discussed. Keywords: teachers, emotional burning out, symptoms, working conditions. Сведения об авторах Усманова Манзура Наимовна кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бухарского государственного университета Бафаев Мухиддин Мухамматович преподаватель кафедры психологии БухГУ, ответственный секретарь научного журнала Психология, Почетный член Международной академии психологических наук Остонов Шухрат Шарифжанович преподаватель кафедры психологии БухГУ (Узбекистан) М. Н. Усманова, М. М. Бафаев, Ш. Ш. Остонов,. «Наука. Мысль: электронный периодический журнал»,. Подписано в печать «Наука. Мысль: электронный периодический журнал»,. Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. 7
docplayer.ru







