Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Научная статья: алгоритм написания. Названия жанров статья в научном журнале


8.2. Жанры публикаций журналов

Для журнала вопрос о форме публикаций, форме подачи информации непосредственно связан с вопросами информативности периодического издания. Знание теории жанров, конкретных возможностей каждого жанра позволяет редактору работать над материалом осмысленно, сознательно конструируя произведение, учитывая его жанрообразующие признаки.

Литературные жанры вообще и специфика жанров периодических изданий в частности представляет собой проблему, которая пока еще не нашла полного решения. Иногда жанр отождествляется со стилем, чему можно видеть подтверждение, например, в таких имеющих употребление в специальной литературе выражениях: «Публицистический стиль» и «Публицистический жанр», «Научный стиль» и «Научный жанр». Считается, например, что любой стиль реально существует как совокупность определенных типов текстов, каждый из которых можно назвать жанром.

Безусловно, язык и стиль являются важнейшими качественными характеристиками жанра произведения, однако не единственными. Рассматривая жанр как категорию литературы, можно выявить его типологические признаки, определить жанрообразующие принципы, объем и содержание понятия «жанр». В самом широком значении жанр — это «исторически складывающийся тип литературного произведения». Каждый жанр — это типовая модель произведения, созданная на основе дальнейшей конкретизации типологических признаков вида литературы.

Формирование жанров публикаций зависит прежде всего от того, какими творческими методами и средствами выражено содержание, что, в свою очередь, обусловливается целью проводимой работы, или целевым назначением произведения. Таким образом, о жанре можно говорить, имея в виду не только форму произведения, но и предпосылки его формирования, рассматривая жанр с позиций того, к какому направлению он относится — аналитическому, информационному, публицистическому, художественному или какому-либо смешанному.

Жанр сохраняет определенную устойчивость и преемственность; он обладает динамичностью, что должно учитываться при его оценках. Жанр не являет собой нечто застывшее и неизменное. Он складывается в процессе длительного развития и может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения: характера средств коммуникации, вида издания, целевого назначения, читательского адреса публикации и т.д. Существуют универсальные жанры, используемые во всех периодических изданиях, и жанры, которые используются только в газете или только в журнале.

В целом в журнальных изданиях применяются почти все жанры, используемые в журналистике, научном и литературно-художественном творчестве. При этом нужно иметь в виду две отличительные особенности таких жанров: первая касается литературно-художественных журналов, в которых произведения больших объемов (например, повести, романы) нередко специально приспосабливают под журнальный вариант; вторая заключается в том, что материалы, напечатанные в журналах, обычно не имеют распространения как самостоятельные монографические издания, исключая упомянутые художественные произведения и, возможно, отдельные материалы из научных журналов (к примеру, препринты научных статей).

Наиболее плодотворным представляется следующий подход к классификации жанров периодических изданий, учитывающей теоретическую неразработанность их типологии и потребности практики. За основу классификации следует взять принятую в теории печати типологию жанров, скорректировав ее видовое наполнение применительно к задачам журнальных периодических изданий. Главное — придерживаться того основного деления, на котором строится эта типология. Им являются место, роль и интерпретация фактов. Книговеды отмечают по этому поводу, что «деление жанров по месту и роли в них фактического материала представляется наиболее продуктивным».

Классификация жанров в теории печати предусматривает их деление на три группы:

• информационные;

• аналитические;

• художественно-публицистические.

Информационные жанры представлены такими видами, как информация (хроника, заметка), отчет, интервью, репортаж. Редактору важно знать, что информационные материалы обеспечивают общую цель — сообщить о факте, событии, явлении. Информационные жанры оперируют, как правило, простой первичной информацией, не вдаваясь в ее глубокий анализ. Общими требованиями к информационным жанрам считают оперативность, злободневность, наличие события, которое является поводом для выступления. Однако факт, взятый за основу информационного сообщения, не может быть произвольным. Только при сочетании значимости факта для программы данного журнала и новизны образуется фундамент, на котором можно строить информацию.

В журнале информационные жанры обеспечивают реализацию требования лаконичности профессиональной информации. Они позволяют выйти за рамки узкой специализации и представить читателям широкую картину «состояния дел» в отрасли, области науки, промышленности. Специалисты узнают о важнейших профессиональных мероприятиях — конференциях, симпозиумах, семинарах, тематика которых отражает актуальные направления развития отрасли.

Самый лаконичный информационный жанр — информация. Она, как правило, представлена под рубриками «Хроника», «Информация». Главная отличительная черта этого жанра состоит в том, что целевое назначение его ограничено тремя вопросами: что, где, когда. Содержание информации необычайно разнообразно: мероприятия общегосударственного и регионального значения, ввод в строй какого-либо объекта, проведение смотров, создание общественных комиссий и т.д. Анализ информационных заметок в журналах показывает, что в основном они сохраняют все черты жанра: используют единичный факт, имеют оттенок официальности, обезличенности сообщения, основаны на общеупотребительной лексике. Традиционна и их структура: начало заметки диктуется самим фактом, послужившим поводом для ее написания, информация дается по «убывающей», т.е. используется композиционный принцип «перевернутой пирамиды».

Отчет — информационный жанр, представляющий собой сообщение о каком-либо мероприятии, рассматривающий события в строгой последовательности. Отчет предполагает освещение всех этапов мероприятия, принятых решений. Этому жанру свойственны черты информации, что дает редакциям повод пользоваться терминами «специальный» отчет, «научный» отчет. Редактору важно уяснить, что границы жанров подвижны, каждый жанр достаточно редко существует в чистом виде. Форма выступлений зависит от фактов, содержания, целей публикации. Знание специфики и задач жанра не означает, что специфика эта должна рассматриваться как фетиш. Ее надо оберегать до тех пор, пока она помогает автору наилучшим образом разрабатывать тему. Редакторы должны помнить о возможностях жанра и не выступать ревнителями жанрового пуризма. Недочеты любого из них нельзя классифицировать как возникновение нового вида, промежуточной формы. В теории печати требования к отчету определены совершенно однозначно: отчет не должен представлять собой протокольное отражение события, но он должен содержать оценку значимости мероприятия, его выступлений и итогов. Если мероприятие не заслужило такой оценки, возможно, достаточно избрать жанр информации: состоялось мероприятие (что?), где и когда. Утомительный перечень фамилий и названий докладов не способствует повышению информативности публикации.

Интервью — беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по актуальным вопросам, имеющим научный, практический, профессиональный интерес.

Изложение материала ведется в форме ответов на вопросы. Ответы могут быть краткими и расширенными, что зависит от характера вопроса, информационной подготовленности собеседника, его отношения к обсуждаемым событиям, явлениям. Так, например, наряду с изложением фактов (интервью-сообщение) высказывания собеседника могут содержать их оценки, критические замечания, предложения, возможны также рассуждения и обобщения (интервью-мнение). На этом основании нельзя отнести интервью к аналитическим жанрам; это лишний раз свидетельствует о том, что границы между жанрами не закрыты для их взаимопроникновения.

Достичь цели интервью, т.е. получить и представить читателю необходимую информацию, можно лишь при соблюдении обязательных условий: тщательной подготовки вопросов и знания темы, ситуации. «…Требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, тем более относительно философских предметов, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годится». Это суждение принадлежит Гегелю.

Первое требование к вопросу: он должен быть понятен для собеседника, четко и однозначно сформулирован. Второе — вопрос должен содержать в себе одну мысль. В противном случае собеседник отвечает или на последнюю часть вопроса, или на ту, которую легче запомнить. Третье — вопрос не должен содержать в себе ответа, когда интервьюируемому ничего не остается, как односложно согласиться. Работа над жанром интервью требует от редактора знания логических основ редактирования. Именно нарушение законов формальной логики приводит к классическим ошибкам в этом жанре: подмене тезиса, «порочному кругу».

Важным информационным жанром является репортаж. В нем описывается реально происшедшее событие, подтвержденное документами, фактами, свидетельством очевидцев. Хотя в отличие от других информационных жанров репортаж наиболее синтетичен и многообразен, по существу он требует общего для этой группы подхода: тщательности в отборе фактов, скрупулезности, правдивости. В любом случае это сложный жанр уже потому, что требует обоснованной авторской позиции, присутствия «образа автора» в изложении, тем самым сближая его с художественно-публицистическими жанрами.

Репортаж бывает иллюстрирован не только авторскими зарисовками и красочными отступлениями, но и фотоснимками, иногда приобретая свою самостоятельность как особый жанр — фоторепортаж. Репортажи занимают видное место в различных периодических изданиях.

Информационная ситуация в науке и технике, специфика программ журналов привели к появлению таких информационных жанров, как краткие сообщения, письма читателей (разделы «Нам пишут», в которых публикуется как бы краткая информация о конкретном опыте), информация о НИР, представляющая собой заметки о тематике и направлениях научных исследований. Несмотря на специфику этих жанров, они все же сохраняют статус информационных. Это соответствует целевому назначению подобных материалов даже в тех случаях, когда в центре их внимания научная проблема.

Краткие сообщения — это информация о научной проблеме или практическом опыте, но без анализа, разбора и оценки факта, который послужил поводом для написания. Этот жанр может быть назван как самостоятельный. Учитывая это, журналы не должны публиковать под рубрикой «Краткие сообщения» хроникальные заметки и отчеты о различных мероприятиях.

Аналитические жанры представлены следующими видами: статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор. Аналитические жанры значительно масштабнее и основательнее и по праву занимают ведущее положение в журналах. Их целевая направленность — дать глубокое исследование, всесторонний анализ суммы фактов, относящихся к однотипным явлениям. В аналитических материалах обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависимость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций. Именно с точки зрения этих критериев должен оценивать редактор самостоятельность аналитических жанров. В каждом аналитическом жанре факты выполняют определенную роль; наполнение фактами и временные рамки во всех жанрах этой группы шире, чем в информационных.

Основным аналитическим жанром, безусловно, является статья. Методика работы редактора над статьями, различающимися по целевому назначению и читательскому адресу, будет рассмотрена ниже. Следует оговорить еще одно важное положение, касающееся функций специальной периодики и прямо влияющее на понимание особенностей всех аналитических жанров.

Все средства массовой информации и пропаганды должны добиваться тесного сотрудничества, и при этом каждый орган печати должен выполнять индивидуальную программу. Иначе говоря, каждое издание имеет свою проблематику, в пределах которой компетентно и убедительно воздействует на читателя. Уровень специализации характеризуется удельным весом соответствующих ей публикаций в общем объеме журнала. Тенденция к изменению соотношения специализации и универсализации в специальных журналах — закономерный процесс. Однако каждое издание должно устанавливать свою монополию на определенное проблемно-тематическое направление и основательно, последовательно разрабатывать его, удовлетворяя тем самым запросы специфической читательской аудитории. На практике это означает, что все публикуемые материалы должны соответствовать тематике издания. Другое дело, что в зависимости от жанра форма подачи информации тем или иным образом помогает решить задачи универсализации. «Общезначимая» и «деловая» информация должны дополнять друг друга. Общезначимая информация обязательно носит комментирующий характер с позиций интересов отрасли. Этот подход является единственно верным. Публикация непрофильных материалов, погоня за массовым читателем любой ценой (иногда выходом за рамки установленной программы) только вредит журналу — он теряет свое «лицо».

В периодических изданиях, прежде всего в газетах, можно встретить материалы, комментирующие какие-либо события, явления общественной жизни. Комментарии нередко касаются официальных решений органов государственного управления и поэтому им может отводиться место передовой статьи. Их построение имеет различные варианты. Во всех случаях общим является то, что основу составляет фактический материал, который комментируется автором, причем обычно с использованием данных общественного мнения. Авторскому комментарию может предшествовать постановка вопроса. Основанием для этого может послужить редакционная инициатива, письмо или устное обращение в редакцию читателей и т.п. Традиционно комментарий призван популяризировать факты, однако в материалах, которые своим содержанием связаны с официальными материалами, этого нет. Здесь главное — разъяснить ситуацию и показать, что выигрывает или теряет общество или отдельные группы людей в результате действий руководства страны. Не лишенные критического содержания такие комментарии выполняют роль средства обратной связи правящих органов с народом.

Одним из старейших жанров оперативной публицистики, особенно в газетах, является корреспонденция. Она строится на фактах, которые занимают в ней центральное, стержневое место. Корреспонденцию нельзя написать, не побывав на месте, не изучив положение дел, не узнав все, что относится к ее теме. Для написания, например, статьи не всегда требуется непосредственное ознакомление с местом, где совершается событие, и с тем, что с ним связано.

Построенная на фактах корреспонденция раскрывает их сущность, внутренний смысл. В ней сообщаются подробности с места действия, дается полная картина события, характеристика персонажей. Однако это не информационный отчет. Она включает четко выраженное отношение к фактическому материалу, его эмоциональные авторские оценки. Кроме того, в ней можно найти оценки значимости излагаемых фактов; объяснения событий, явлений; рекомендации и предложения, опирающиеся на анализ конкретной ситуации. Корреспонденция обычно освещает один вопрос, поэтому изложение требует сосредоточенности, последовательности движения к цели, которая заключается в том, чтобы добиться убедительного воздействия на читателя.

К числу аналитических жанров относятся и обзоры. В специальные, и прежде всего научные, периодические издания обзоры пришли из информатики, где они рассматриваются как один из основных видов информационных документов. Высокий авторитет этого жанра определяется тем, что он в значительной мере обеспечивает информативность, емкость изложения.

В периодических изданиях этот жанр представлен обзорной статьей, которая представляет собой синтезированный текст, где дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранной для этой цели первичных документов за определенное время. Как более сложная разновидность аналитического жанра обзорная статья представляет собой результат аналитико-синтетической переработки первичной информации.

Назначение обзорной статьи не только в том, чтобы свести и показать события, явления и т.п., но и том, чтобы проанализировать и сопоставить, выявить наиболее важные и перспективные направления в развитии науки и техники, их отдельных отраслей, групп, единичных предметов, явлений, событий.

Обзорная статья может ретроспективно освещать события, привлекать внимание к проблеме, объединять различные точки зрения. Она, к примеру, может быть посвящена рассмотрению сери каких-либо изданий, подведению итога развития соответствующий области. Наибольшую информационную ценность имеют содержащиеся в ней выводы и обобщения, сводные данные. В статье может быть проведена параллель между новыми и известными данными, отмечены стороны или признаки, которые положены в основу сравнения предметов анализа.

Обзорная статья может иметь проблемный характер, освещая и сталкивая противоречивые взгляды на развитие научных знаний. Эти противоречия возникают между сложившимися концепциями и новыми подходами, между различными оценками одних и тех же фактов. Проблемное обзорное исследование способствует тому, что потребитель информации активно включается в научно-информационный процесс.

Весьма распространенным аналитическим жанром для журнала любого профиля является рецензия. В работе над рецензиями редактору следует руководствоваться общими требованиями аналитичности, предъявляемыми ко всем жанрам этой группы. Рецензия должна содержать характеристику и оценку издания, а не только перечень его составляющих частей или изложение основных аспектов содержания. В тех случаях, когда отзыв о книге не содержит необходимых оценочных материалов, журнал должен отказаться от его публикации.

С целью информирования читателей о вышедших книгах используют информационный жанр — краткие сообщения об изданиях с аннотацией, которые помещают обычно под рубрикой «Коротко о книгах».

Самым сложным являются художественно-публицистические жанры. В эту группу входят очерк, зарисовка, фельетон, памфлет.

Художественно-публицистические жанры представляют собой органическое слияние фактической точности, обстоятельности и образности, и это надо учитывать редактору.

Очерк содержит обычно элементы публицистики, вместе с тем он близок к малым формам художественной литературы — к рассказу или короткой повести, но отличается от них своей фактографичностью: он строится не на вымысле, а на конкретной информации. Назначение очерка — образно представить человека в жизни и деятельности, в различных ситуациях, где проявляются его высокие нравственные и моральные качества.

При построении очерка обращают внимание на логичность и последовательность освещения событий, на выбор приемов и средств, позволяющих убедительно раскрыть смысл и значение явлений, дать характеристику людей. В очерке выявляют пять основных элементов: экспозицию, которая вводит читателя в тему и в курс событий; завязку, или начало, действия; развитие действия; его высший момент — кульминацию; развязку, или концовку.

Описываемые в очерке события воспроизводятся документально, поэтому он информативен. Исследуя события в соответствии с целевой установкой, автор дает им полную оценку, выражает свое к ним отношение. И не только положительное — в очерке возможна критика негативных явлений. Показываемые в очерке события и люди должны быть «очерчены» четко, без ненужных подробностей и деталей, которые могут затмить главное. Важно найти основное и выделить самое яркое и типичное.

Фельетон возник из литературно-критической статьи и рецензии. Специфичными элементами в нем являются особые приемы изложения. Характерными для фельетона являются сатира и юмор, стиль обычно отличается живостью, легкостью и обзорностью. Использование в фельетоне иронии и насмешки, метких и выразительных сравнений служит цели обличения недостатков и пороков людей.

Необходимые качества фельетона — правдивость и убедительность. Обычно его отличают особая актуальность темы, четкая целевая направленность, в соответствии с чем и определяется его построение и привлекаются соответствующие языково-стилистические средства. Он должен основываться на достоверной информации, имеющей важное общественное значение. Нет смысла печатать фельетон, посвященный незначительным частным событиям или явлениям.

В фельетоне допустим вымысел, однако он должен искусно сочетаться с правдивостью фактов и не выходить за пределы фактической точности. Нацеленный на обличение зла, он не должен отвлекаться на забавные мелочи, сенсационность, языково-стилистическое щегольство, во что легко бывает впасть автору, особенно когда он не обладает необходимым опытом. Суждения и выводы, изложенные в фельетоне, не должны быть поверхностными, основная задача редактора — помочь автору добиться глубокой проработки материала и обоснования оценки и заключений.

Фельетон сочетает в себе информативность, публицистичность и образность. Этим во многом диктуются требования к его языку. В нем используются точные и ясные языковые средства, исключающие двусмысленность и непонимание; широко применяются экспрессивные и эмоциональные элементы языка.

Изложенная характеристика жанров отражает не все формы подачи информации, встречающиеся в периодических изданиях, но основные из них. В зависимости от профиля и программы периодическое издание имеет различный жанровый состав. Редактору достаточно овладеть схемой, которую предлагает теория печати. Каждый редактор, исходя из целей и задач, сферы деятельности представляемого им печатного органа, должен найти место редактируемого материала в общей классификационной схеме, правильно понять, где нарушение традиций и неправильное использование возможностей жанра, а где — появление новой плодотворной формы.

Строгий подход к жанру не лишает произведение своеобразия, не мешает раскрыть творческую индивидуальность автора, а, напротив, помогает (соблюдая диалектическое единство общего, повторяющегося и особенного) обрести свободу изложения материала для более доходчивого восприятия его читателем, т.е. для лучшего соблюдения условия о целевом назначении и читательском адресе каждого произведения.

studfiles.net

Стиль научной статьи — Молодой ученый

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки. Научный стиль делится на три подстиля:

  • Собственно научный, или академический — это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов.
  • Научно-популярный, или научно-публицистический — этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
  • Научно-учебный — он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий.

Рассмотрим, что такой стиль научной статьи и чем он отличается от других стилей?

Научная терминология

Поскольку наука выявляет и описывает современные факты, новые открытия, явления и закономерности, она неизбежно использует определенную терминологию. Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. Таким образом, в каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается. Кроме того, внутри каждой профессиональной или социальной группы — и ученые не исключение — формируется определенный сленг, часто непонятный непосвященным.

В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).

Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка — это административная панель; залогиниться — пройти авторизацию; минуса  — «отрицательное сальдо; оборотка — оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).

С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.

Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1].

Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.

Форма изложения

Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать:

Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…

При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).

На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.

В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.

Синтаксические особенности

Специфика научного стиля — преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.

При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» — «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно,..), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка — от «заливает», перемотка — от «перематывает», развитие — от «развиваться»).

Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.

Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.

В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.

Точность и ясность изложения

В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.

Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные — их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.

Оригинальные исследования по мелким млекопитающим проведены летом 2008 г. Всего было отработано 2600 ловушко/суток и поймано 432 особи (табл. 3) [2].

Связи и закономерности

Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.

Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.

Организационное благо, или организованность, имеет ключевое значение для развития общества в целом, поскольку смысл создания и развития любого общества состоит в координации деятельности ее членов [3].

В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений.

Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного [4].

Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так). Обратите внимание на слова-связки, обеспечивающие логическую последовательность изложения в следующих фрагментах:

Согласно концепции профессионализма аудиторская деятельность в основном базируется на способности аудитора принимать профессиональные суждения. Исходя из этого, оценка качества аудита — тоже предмет профессионального суждения проверяющего, а критерием качества является соблюдение требований соответствующих правил (стандартов) аудиторской деятельности, в том числе внутрифирменных. Поэтому предлагается методику определения эффективности системы качества аудита сформировать на базе экспертной оценки[5].

Таким образом, судебное почерковедение, сам термин которого был введён Е. Ф. Буринским лишь в 1903 году, достаточно много позаимствовало у графологической теории. Это позволяет предположить, что данная теория в совокупности с каллиграфической экспертизой, приметоописательным и графометрическим методами послужила основой для развития судебного почерковедения[6].

Сравните его со следующим отрывком из дипломной работы, где такая логическая связь отсутствует:

Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе (каком процессе? — авт.) отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы.

Выразительность

Значит ли это, что научная статья должна быть скучной и невыразительной? Вовсе нет. Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:

Примеры, иллюстрации, пояснения

Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.

В начале XX века немецкими геофизиками Г. Герглотцем и Е. Вихертом была рассмотрена следующая задача: нельзя ли, располагая картиной движения фронтов сейсмических волн по поверхности Земли, порожденных землетрясениями, найти скорость распространения сейсмических волн внутри Земли? Поставленная задача (и подобные им задачи), по сути дела, является задачей определения неизвестной функции (скорости распространения сейсмических волн) из соответствующего дифференциального уравнения по известной частичной информации о решении этого уравнения. Подобные задачи тоже, по своей сути, являются задачами определения неизвестных коэффициентов, входящих в дифференциальное уравнение [7].

Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные — в форме таблиц и диаграмм.

Усилители

Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).

Сравнение

Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным. Примеры удачных сравнений:

Историки нередко сравнивали владения Строгановых с «государством в государстве» [8].

Сами по себе средние величины и без того абстрактные могут становиться и совсем бессмысленными. Пример тому не только классическая средняя температура по больнице, но и средняя зарплата по городу (тем более по стране) [9].

Один из основателей биологической статистики Геддам <…> рекомендовал применение логарифмической шкалы доз воздействий <…> В принципе, Геддам, конечно, прав — природа любит логарифмирование. Разница между детьми в 1 год и 10 лет — огромна, а между людьми в 60 и 70 она всего лишь существенна, но… Во-первых, не надо забывать, что «спину верблюду ломает последняя соломинка». Во-вторых, поднять 1 или 2 кг — разницы нет, а прибавление 1 кг к спортивному рекорду — труднодостижимая мечта [10]. (там же)

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращение к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения.

Какова была роль Строгановых в основании Чусовского монастыря? [11]

При этом можно считать открытым следующий вопрос: каковы прагмасемантические функции этого жанра и насколько эффективно он эти функции выполняет? [12]

Как в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание между ними при работе с инструкцией? [13]

Умение излагать мысли стройно, ясно, лаконично и точно, при этом понятным и доступным языком — признак профессионализма. Добиться этого можно только постоянно работая над текстом, оттачивая формулировки и совершенствуя структуру. Полезно также читать побольше научных текстов и перенимать удачные идеи у их авторов.

[1] Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О. (и др.)  //  Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Вып. № 20, 2010. С. 85.

[2] Экологический мониторинг природных ресурсов (mammalia) в зоне строительства Нижегородской  АЭС / Дмитриев А. И. (и др.)  // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 1 (3), 2009. С. 485.

[3] Андрющенко А. В. Значение организационных договоров в системе гражданского права // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С. 181.

[4] Емельянова Т. Н. Некоторые особенности художественно-публицистических произведений А. Емельянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. No 8 (50): в 3‑х ч. Ч. III. C. 81.

[5] Панкова С. В. Мониторинг внутрифирменной системы качества аудита бухгалтерской отчетности // Вестник ОГУ, 2002, № 4. С. 88.

[6] Ковалев П. А. Роль графологической теории в судебном почерковедении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 74.

[7] Цей Р., Шумафов М. М. Математическое моделирование и обратные задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. Вып. № 4, 2008.

[8] Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI–XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С.

[9] Прозоровский В. Б. Статистическая обработка результатов фармакологических исследований // Психофармакология и биологическая наркология. Вып. № 3-4, т. 7, 2007. С. 2092.

[11] Кустова Е. В. Указ. соч. С. 74.

[12] Кудрин Д. П. Инструкция: набор команд или обучение? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (50): в 3-х ч. Ч. III. C. 109.

moluch.ru

Стили речи и названия жанров: статья в научном журнале,послание президента рф,объяснительная записка,беседа с другом,доклад(в лаборатории),монография,служебная переписка,протокол,статья в газете,патентное описание,разговоры в семье,письмо товарищу,инструкция,реферат,словарная статья(в энциклопедическом словаре),прения,дебаты,выступление на юбилее,отчет распределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический) — angrybirdsmania

Стили речи и названия жанров: статья в научном журнале,послание президента рф,объяснительная записка,беседа с другом,доклад(в лаборатории),монография,служебная переписка,протокол,статья в газете,патентное описание,разговоры в семье,письмо товарищу,инструкция,реферат,словарная статья(в энциклопедическом словаре),прения,дебаты,выступление на юбилее,отчет распределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический)

Стили речи и названия жанров:статья в научном журнале,послание президента рф,объяснительная записка,беседа с другом,доклад(в лаборатории),монография,служебная переписка,протокол,статья в газете,патентное описание,разговоры в семье,письмо товарищу,инструкция,реферат,словарная статья(в энциклопедическом словаре),прения,дебаты,выступление на юбилее,отчетраспределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический)

  • Научный, публицистический, деловой
  • статья в научном журнале(н),послание президента рф(о-д),объяснительная записка(о-д),беседа с другом,(разг)доклад(в лаборатории)(н),монография(н),служебная переписка,(о-деловой)протокол(о-д),статья в газете,(публицист)патентное описание(н),разговоры в семье,(разг)письмо товарищу(разг),инструкция(о-д),реферат(н),словарная статья(в энциклопедическом словаре),(н)прения,(р.)дебаты,(публ)выступление на юбилее(публ),отчет(о-дел)распределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический)( здесь могут быть разные ответы .Например ,на юбилее — в свом кругу — один стиль ,а известного человека но всю страну поздравят в другом стиле )
Внимание, только СЕГОДНЯ!

angrybirdsmania.ru

Как придумать хорошее название для научной статьи — Молодой ученый

Выбрав проблематику и тему для научной статьи, следует дать ей название. Большинство исследователей не уделяют формулировке названия статьи того внимания, которого оно заслуживает. Между тем, название — это тот крючок, который позволяет зацепить нужного вам читателя и не подать ложных надежд незаинтересованному. Чтобы люди замечали и читали вашу статью, руководствуйтесь несколькими простыми правилами.

Боритесь с сорняками

Достаточно взглянуть на любой  каталог научных статей, чтобы заметить, как часто исследователи начинают названия своих статей со слов «К вопросу о…», «Проблемы…», «Некоторые вопросы...», «Исследование вопроса ...», «Материалы к изучению ...» и других псевдонаучных оборотов. Изменится ли суть названия, если мы исключим из него подобные фразы?

Сравните два заголовка:

«К вопросу о мотивации персонала в современной компании»

«Мотивация персонала в современной компании»

Смысл у них один и тот же, но у второго есть определённые преимущества. Во-первых, оно короче, и, следовательно, при беглом просмотре легче понять, о чём пойдёт речь в статье. Во-вторых, в таком названии ключевые слова вынесены в начало, и читателю не требуется пробираться сквозь дебри лишних слов, чтобы добраться до сути.

Находите оптимальную длину

Кроме того, краткость не только сестра таланта, но и, если верить журналу Royal Society Open Science, залог более активной  цитируемости вашей статьи в будущем. Проанализировав 140 тыс. статей из базы данных Scorpus за 2007–2013 год, исследователи пришли к выводу, что статьи с короткими названиями цитируют чаще, чем с длинными. Не только статьи, но и целые журналы с короткими названиями имеют более высокий индекс цитирования (примите это во внимание, когда выбираете,  какому журналу доверить публикацию своей статьи).

Однако не стоит доводить краткость названия до абсурда. Лучше всего следовать принципу разумной достаточности: название статьи должно быть достаточно длинным, чтобы однозначно выразить её главную идею и коротким настолько, чтобы ни одно слово нельзя было выбросить без потери смысла.

С этой точки зрения неудачным будет название статьи «Ценностные ориентации». Такое название заставляет читателя заглянуть внутрь статьи, чтобы узнать, о чём именно пойдёт речь, а то и прочитать несколько выборочных абзацев. И если в результате окажется, что в ней не содержится никакой полезной для человека информации, вряд ли он скажет спасибо автору этой статьи. Уважайте своих коллег. Название статьи «Ценностные ориентации современной молодёжи» будет хотя и длиннее, но конкретнее и информативнее.

В целом, рекомендуемая длина названия научной статьи составляет от 3 до 15 слов (а с точки зрения индексации в заголовке должно быть не более 10–12 слов). Если вы неспособны уложиться в это «прокрустово ложе», вспомните, что кроме названия у вашей статьи есть ещё аннотация, в которой вы и изложите более развёрнуто цель и основные идеи своей статьи.

Учитывайте научную сферу и стиль

В дискуссиях по вопросу о заголовках научных статей можно встретить мнение о том, что степень точности и ясности названия статьи зависит от научной сферы.

Например, в технических, естественных и экономических науках проблема или результат научного исследования должны быть изложены конкретно, ясно и просто — соответственно, и название статьи должно быть простым и чётким. Что касается общественных наук, таких как философия и социология, то научная статья может быть многоплановой, рождать двойные и тройные смыслы, и это можно отразить в её названии, которое будет менее определённым.

В целом же эти различия не настолько велики, чтобы можно было говорить о каких-то значимых особенностях названий, применимых в той или иной отрасли научного знания.

Как правило, название научной статьи принято формулировать не полноценным предложением, в котором есть подлежащее, сказуемое и т. д. (например: «Лазерное излучение и тепло способствуют образованию долгоживущих радикалов белков сыворотки крови млекопитающих»), а в виде ярлыка (без использования глаголов: «Образование долгоживущих радикалов белков сыворотки крови млекопитающих при воздействии лазерного излучения и тепла»). Некоторые журналы допускают в качестве названия статьи полные предложения, но таких журналов немного. Если вы решились на этот шаг, посмотрите, есть ли в журнале другие похожие по стилю заголовки.

В любом случае, не стоит выбирать сенсационные и интригующие названия, использовать в названии статьи сокращения, узкоспециальные и жаргонные термины, а также формулы. Не всегда в заголовке уместен вопросительный знак. Если в своей статье вы не задаёте вопрос читателю, а отвечаете на него, то вопросительный знак не нужен.

Неправильно: «Как придумать хорошее название для научной статьи?»

Правильно: «Как придумать хорошее название для научной статьи»

Если журнал просит прислать название статьи также и на английском языке, подумайте, как ваше название звучит по-английски, не порождает ли оно нежелательных смыслов. Также нежелательно начинать такое название с артикля a/an.

Правильно формулируйте название

Как же придумать название для своей статьи? И когда лучше это делать? В начале работы над статьёй или когда статья уже готова?

Конечно, к готовому тексту название придумать гораздо проще: вы уже знаете, что есть в вашей статье и чего в ней нет. Вы уже погрузились в тему, ваш мозг обработал всю информацию и с готовностью выдаст вам наиболее подходящее название.

Также рекомендуем: Как написать научную статью

С другой стороны, писать статью, не имея никакого названия, — это значит с гораздо большей вероятностью уйти в сторону от основной проблемы. Поэтому перед началом работы необходимо придумать для статьи рабочее название и приблизительный план, а после того как статья будет готова, сформулировать чёткое и точное название.

Чтобы придумать название для статьи, выпишите все ключевые слова и понятия, определите их взаимосвязь и на основе этого постройте предложение. Найдите слова, точно и однозначно отражающие смысл статьи. Если название длинное (более 5-6 слов), то ключевую фразу лучше вынести в самое начало.

Менее удачное название: «Новые возможности использования нефтеполимерных смол в лакокрасочных материалах»

Более удачное название: «Нефтеполимерные смолы в лакокрасочных материалах: новые возможности использования»

Проверяйте готовое название по чек-листу

Итак, название готово. Проверьте его по этому чек-листу:

1. Название краткое и лаконичное (3–15 слов).

2. Название чётко отражает содержание статьи, а не только область знаний.

3. Каждое слово в название статьи несёт определённую смысловую нагрузку, в нём отсутствуют лишние слова.

4. Все слова в названии сочетаются между собой, название не противоречит нормам и правилам русского языка.

5. В названии статьи используются ключевые понятия, которые способствуют индексации названия в Интернете, помогают найти вашу статью в электронном каталоге библиотеки и привлечь нужного читателя.

6. Название хорошо вписывается в стиль выбранного  научного журнала и не будет смотреться «белой вороной» в его оглавлении.

Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.

Помните, что от правильно выбранного названия зависит, будут ли вашу статью читать и будут ли её цитировать. Конечно, удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей. В потоке информации, которая обрушивается на читателя сегодня, важно сделать так, чтобы при первом беглом прочтении названия статьи было понятно, о чём в ней пойдёт речь.

moluch.ru

Научная статья - пример, образец

«Publish or perish» – «публикуйся или умри» - такое полушутливое-полусерьезное утверждение сформулировал известный американский социолог Роберт Мертон, подавая пример современным авторам научных статей.

Robert-K-Merton.jpg

Примеры научных статей

Требования к соискателям на ученые степени в настоящее время ужесточились, и каждый диссертант для допуска к защите должен иметь в загашнике определенный запас научных статей, опубликованных в журналах ВАК. 

Диссертанты уделяют особое внимание оформлению научных статей, но при этом зачастую страдает качество публикаций, а ведь любой опубликованный научный труд должен быть априори безупречным, ведь именно  такие работы формируют «портфолио» ученого.

Рассмотрим кратко примеры  статей.

Научно-теоретическая статья

Рассмотрим образец научно-теоретической статьи на тему «Правовые проблемы регулирования жилищных правоотношений».

Регулирование жилищных отношений осуществляется дифференцированно в зависимости от вида жилищного фонда, в котором находится жилое помещение. Расщепление правового режима единого объекта права в зависимости от задач государственно-правового регулирования присуще не только жилым помещениям, но и землям. Это связано с тем, что собственность граждан и юридических лиц является основой экономики. Именно поэтому ключевым в определении правового режима земель и жилых помещений являются в том числе цель их использования собственником объектов, круг субъектов, которые могут быть допущены к использованию и в интересах которых должно и может осуществляться такое использование.

Для текстов научно-теоретических статей характерно использование дефиниций, определений, рассмотрение теоретических аспектов какого-либо явления. При написании научной статьи такого рода Вам следует иметь в виду, что журналы ВАК принимают научные тексты для публикации, имеющие научную новизну. То есть, теоретических рассуждений о каких-либо явлениях либо процессах будет недостаточно. Новаторский аспект, не освещенный в научной литературе ранее, необходим.

Как правило, в научно-практических статьях приветствуется использование таблиц, гистограмм – это характерная особенность научного стиля

Научно-практическая статья

Рассмотрим образец текста научно-практической статьи на тему «Практические аспекты исполнения уголовных наказаний за рубежом».

В отличие от российского уголовного закона в Уголовном кодексе ФРГ законодатель не говорит о правилах назначения судом вида учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы. Согласно § 46 Уголовного кодекса ФРГ (далее - УК ФРГ) при назначении наказания и определении его размера или срока суд оценивает характер и общественную опасность совершенного деяния, личность виновного лица, его поведение после совершенного преступления, а также учитывает влияние наказания, которое может оказать на осужденного в период его отбывания и после освобождения. Вместе с этим судом не решается вопрос о виде пенитенциарного учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный.

Как видно, научно-практическая статья отличается от теоретических разработок, прежде всего, прикладным характером. 

При написании научных  текстов такого рода следует иметь в виду, что Ваша работа  должна быть понятна специалистам-практикам, способы решения какой-либо проблемы, предложенные Вами, должны быть применимы на практике.

Конечно, как и любая статья, написанная в научном стиле, Ваша работа может содержать специфические термины, но перегружать ими публикацию нежелательно.

Обзорная статья

Рассмотрим образец текста обзорной статьи на тему «Исторические аспекты ответственности за совершение политических преступлений».

Обращаясь к проблеме так называемых политических преступлений, русский юрист Д. Никольский своих трудах в 1884 году утверждал следующее: "в учении о выдаче вопрос о политических преступлениях принадлежит к наиболее трудным, щекотливым и запутанным вопросам. Это происходит от полнейшего разногласия писателей в определениях политического преступления и такой же неопределенности конвенций"; по Д. Никольскому, политическими преступлениями называются противозаконные деяния, не имеющие характера тяжких уголовных преступлений (убийств, поджогов и т.п.) и "имеющие целью изменить форму правления, не разрушая государства, или доставить господство в государстве той или другой политической партии".

Современный правовед А.И. Бойцов подчеркивает, что отказ в выдаче является отражением принципа суверенитета, однако "то, что властью одного государства расценивается как реакционное и даже преступное, властью другого интерпретируется как весьма прогрессивное"; при этом право на убежище "может предоставляться любым лицам, за исключением лишь тех, кто совершил международные (против мира и безопасности человечества) или обычные (общеуголовные) преступления".

Обзорная статья содержит обозрение мнений исследователей по выбранной Вами тематике. 

Следует иметь в виду, что простого пересказа чужих мнений недостаточно. Необходимо выразить свою точку зрения.

При написании обзорных работ следует придерживаться правил оформления цитирования. Автором должна быть проверена историческая достоверность излагаемых фактов  и материалов. В списке литературы должны быть указаны все источники, на которые автор сослался в тексте.

Пример научного стиля в статье

Рассмотрим пример применения научного стиля в публикации:

Повышение пенсионного возраста в России не должно обосновываться ратификацией указанных международных договоров. Сторонники повышения пенсионного возраста обычно указывают, что современный пенсионный возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был введен в конце 20-х годов XX века, когда продолжительность жизни в нашей стране была ниже. По данным статистики, в первое десятилетие XXI века в России произошло увеличение средней продолжительности жизни, что позволяет перевести в практическую плоскость вопрос о повышении пенсионного возраста. В последние годы специалисты (законодатели, экономисты и юристы) вели активные дискуссии о необходимости и целесообразности применения этой непопулярной среди населения меры. Можно отметить, что вопрос о повышении пенсионного возраста в принципе решен. Расхождения в позициях чиновников, представителей различных политических партий и профсоюзов касаются границы этого возраста (60 или 65 лет), единства пенсионного возраста для мужчин и женщин, этапов повышения. При обсуждении этих деталей довольно часто используются ссылки на опыт европейских стран, оказавший определенное влияние на экономику. Необходимо отметить, что пенсионные системы европейских стран имеют существенные различия.

Научные статьи – это, как правило, официальный, публицистический стиль изложения, структурированность, наличие выводов. 

Здесь неуместны яркие заголовки, использование жаргонизмов, художественный стиль написания не приветствуется

Пример требований журнала к научной статье

Требования к публикациям научных статей в журнале ВАК весьма высоки. Если Вы решили опубликовать свою статью именно в таком журнале, следует заблаговременно ознакомиться с требованиями данного издания. Рассмотрим общие, шаблонные требования большинства журналов  ВАК.

Необходимо помнить, что в журналах ВАК размещаются статьи, соответствующие тематическому направлению выбранного журнала – материалы по юриспруденции либо экономике не будут опубликованы в технических журналах и наоборот.

 Статья должна быть актуальной для современного общества, иметь научную новизну и значимость. Вы должны обосновать, какому сообществу специалистов Ваша работа будет интересна. Иначе Ваш материал не будет одобрен к публикации

ВАК требования к оформлению научных статей: Обязательно следует написать ФИО автора, затем название статьи, далее следует составление аннотации, затем необходимо писать ключевые слова, в том числе, на английском языке. Возможен перевод на английский язык.

Далее редакция журнала направляет авторам представленных статей копии рецензий или аргументированный отказ.

Итак,  представленные примеры научных статей  помогут авторам соблюсти все необходимые требования для успешного опубликования своих трудов и внесения весомого вклада в развитие различных отраслей отечественной науки.

Научные труды_2.jpg

disszakaz.ru

Научная статья: алгоритм написания

11

Научная статья - один из основных видов научной работы, Научная статья – письменный и опубликованный отчет, описывающий результаты оригинального исследования и удовлетворяющий определенным критериям. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследования, освещает конкретный отдельный вопрос по теме исследования. Главная цель научной статьи - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.

Научная статья должна отвечать следующим принципам:

название статьи отражает основную идею ее содержания;

статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами;

библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по правилам ГОСТ или будущего издательства.

1. Формулирование темы, замысла и названия научной статьи

Тема научной статьи – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Работа над формулированием темы научной статьи начинается с формированием в сознании автора четкого представления об уровне разработки предполагаемой темы в науке. В ходе этого этапа автор ознакамливается с основной научной литературой, которая касается выбранной темы (монографии, статьи, выступления на научных конференциях). Поиску этой литературы помогут систематический и алфавитный сборники, разнообразные библиографические указатели, а также Интернет.

Литературу целесообразно каталогизировать путем фиксации на отдельных карточках, в тетрадях или в электронной базе данных всех выходных данных о научном труде - фамилия и инициалы автора, название, место (электронный адрес) и год издания, название издательства, количестве страниц, краткое содержание или цитаты.

Усиливает достоверность полученных результатов комбинированное использование источников разных типов, но очень важно, чтобы эти источники точно отвечали поставленным заданиям и соответствовали теме научной статьи.

Фактический материал удобнее всего систематизировать в электронных файлах с обязательным указанием источника (название произведения, журнала, газеты, словаря и страницы и т.п.). Результаты проведенных экспериментов могут подаваться в графике, таблицах или формулах.

Основные критерии выбора темы:

желательно, чтобы тема представляла интерес для студента не только на данный момент, но и на перспективу;

выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и студента и преподавателя (научного руководителя). В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;

тема может быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должна быть доступной информация.

Выбрав тему и сформировав замысел научной статьи, далее следует перейти к формулированию ее названия. Правильно выбрать название статьи – наполовину обеспечить ее прочтение и цитирование в будущем. Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно быть информативным и отражать содержание статьи, а также быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас — в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной.

Название статьи — это комбинация из наименьшего количества слов, которая адекватно описывает ее содержание. Название или Заголовок – единственная часть статьи, относительно которой можно сказать, что она будет обязательно прочитана. Очевидно, что название будет прочитано наибольшим количеством читателей, а точнее сказать всеми теми, кто будет просматривать содержание данного номера журнала, а также теми, кто натолкнутся на статью при поиске информации в Интернете. Возможно, тысячи людей просмотрят название статьи и лишь единицы прочитают всю статью целиком. Функция названия – привлечь как можно больше заинтересованных читателей к прочтению самой статьи. Для того чтобы привлечь внимание именно тех, кому статья может быть интересна, название должно как можно более точно и полно соответствовать содержанию статьи. Именно поэтому подбирать слова для названия надо с величайшей тщательностью, особенно обращая внимание на их информационную наполненность, значимость и сочетаемость. Если название не будет передавать содержание статьи должным образом, то возможно статья никогда не будет прочитана теми специалистами, для которых она была предназначена.

Название статьи не должно быть слишком длинным или слишком коротким и должно содержать не менее 3 и не более 15 слов (не считая предлогов). Иногда заголовки статей получаются слишком длинными из-за присутствия в них «мусорных» слов, т.е. слов, которые не несут практически никакой информационной нагрузки. Очень часто такие слова находятся прямо в начале названия.

Обычно название статьи представляет собой ярлык, а не полное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и т.д. Немногие журналы разрешают использовать в качестве заголовка статьи полные предложения. Если у Вас есть желание использовать в качестве названия полное предложение, то прежде чем потратить много времени на его формулировку посмотрите, встречаются ли в выбранном Вами журнале, хотя бы единичные статьи с таким названиями.

Можно считать правилом, что название статьи не может содержать сокращений, формул, торговых названий, узкоспециальных, жаргонных слов, а также необычных, «самодельных» терминов.

Хотя сама статья начинается с названия, оно, чаще всего, окончательно формулируется уже после того, как статья написана, и не так уж редко редактируется еще раз после замечаний рецензентов и редакторов. Однако, практика показывает, что прежде чем приступить к написанию статьи, следует придумать ей «рабочее» название.

Таким образом, основные черты хорошего названия научной статьи следующие: состоит не менее чем из 3 и не более 15 слов; специфично содержанию статьи; не содержит мусорных слов.

studfiles.net

статья в научном журнале,послание президента рф,объяснительная записка,беседа с другом,доклад(в лаборатории),монография,служебная переписка,протокол,статья в газете,патентное описание,разговоры в семье,письмо товарищу,инструкция,реферат,словарная статья(в энциклопедическом словаре),прения,дебаты,выступление на юбилее,отчет распределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический)

стили речи и названия жанров: статья в научном журнале,послание президента рф,объяснительная записка,беседа с другом,доклад(в лаборатории),монография,служебная переписка,протокол,статья в газете,патентное описание,разговоры в семье,письмо товарищу,инструкция,реферат,словарная статья(в энциклопедическом словаре),прения,дебаты,выступление на юбилее,отчет распределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический)

Ответы:

Научный, публицистический, деловой

статья в научном журнале(н),послание президента рф(о-д),объяснительная записка(о-д),беседа с другом,(разг)доклад(в лаборатории)(н),монография(н),служебная переписка,(о-деловой)протокол(о-д),статья в газете,(публицист)патентное описание(н),разговоры в семье,(разг)письмо товарищу(разг),инструкция(о-д),реферат(н),словарная статья(в энциклопедическом словаре),(н)прения,(р.)дебаты,(публ)выступление на юбилее(публ),отчет(о-дел) распределить по стилям(разговорный,научный,деловой,публицистический) ( здесь могут быть разные ответы .Например ,на юбилее - в своём кругу - один стиль ,а известного человека но всю страну поздравят в другом стиле )

cwetochki.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта