«Образовательные технологии» №2 2014 г. Образовательные технологии журнал официальный сайт
Журнал «Образовательные технологии» №2 2016 г.
Ильин Георгий Леонидович
Язык рассматривается как образовательная технология, отличающаяся от производственной и педагогической, как объективная технология, посредством которой мы взаимодействуем с миром и которая определяет наше миропонимание. Язык неотделим от мышления, он является не только способом выражения, но и способом формирования мышления, при этом связь языка и мышления осуществляется в речи. Различают три функции или формы языка в понимании окружающего мира и в способах мышления: логическую, диалогическую, аналогическую. Анализируются эволюция роли аналогии в историческом аспекте, причины перехода от средневекового понимания мира к постиндустриальному и роль аналогии в современном, метафорическом мышлении. Делается вывод о необходимости перехода к образовательной технологии, основанной на метафорическом понимании мышления.
Букушева Алия Владимировна
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательную деятельность повышает актуальность разработки методических подходов в продуктивном обучении студентов. Применение пакетов прикладных программ позволяет сделать обучение студентов геометрическим дисциплинам более наглядным, приближенным к практическим задачам, а также решать сложные геометрические задачи, проводить занятия на качественно новом уровне. В статье рассматриваются учебно-исследовательские задачи по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование», реализуемой на механико-математическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (СГУ). Рассматривается связь дисциплины «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» с другими геометрическими дисциплинами, приводятся примеры учебно-исследовательских задач, решаемые с использованием Wolfram Mathematica.
Старыгина Светлана Дмитриевна, Нуриев Наиль Кашапович
Дидактическая инженерия — это методология (теория, практика, диагностика) организации деятельности по решению дидактических задач. В целом, в рамках этой методологии с использованием инженерных методов создаются дидактические системы нового типа, а также средства (технологии) обучения и диагностики качества подготовки, функционирующие в реально-виртуальной среде. На базе системного анализа разработана обобщённая функциональная модель деятельности человека по решению проблем, выявлены ключевые способности, установлена зависимость успешности результата решения проблемы от уровней развития ключевых способностей, сложности проблемы и глубины знаний. Основываясь на результатах исследований Яна Коменского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, решена проблема доступности курса по сложности путём синхронизации скорости развития ключевых способностей и темпа обучения.
Стародубцев Вячеслав Алексеевич
Идея единой образовательно-информационной среды в России сегодня трансформирована в идею массовых открытых онлайн-курсов (МООК) на национальной образовательной платформе. Это отражает общемировую тенденцию потенциальной открытости (трансграничности) рынка образовательных услуг, но вызывает риск появления монополизированной группы университетов, претендующих на обеспечение образования будущего в глобальном масштабе. Альтернативным решением может быть становление персонализированных открытых образовательных сред, создаваемых научно-педагогическими работниками вузов в блогосфере или в составе порталов образовательных организаций.
Патаракин Евгений Дмитриевич, Ярмахов Борис Борисович
Управление образованием на основе анализа данных становится одним из основных образовательных трендов. Учебная аналитика позволяет выявить связи в вузовском коллективе и отследить формирование сообществ практики. Извлечение информации из вузовского домена способствует получению необходимого материала для такого исследования, которое даёт возможность выявить в структурах вузовских коллективов группы наиболее тесно связанных между собой сотрудников, а также обнаружить документы, являющиеся граничными объектами.
Богданова Диана Александровна
В статье рассматриваются текущая ситуация с Массовыми Открытыми Онлайновыми Курсами (МООКами), существующие предубеждения и ожидания, а также возможности получения кредитов за пройденное обучение. Анализируются результаты пробного тестирования, применяемого для стандартных онлайновых курсов, нескольких МООКов трёх крупнейших компаний: Coursera, еdХ и Udacity.
Гнездова Юлия Владимировна
В статье рассматриваются ключевые аспекты использования образовательного аутсорсинга в системе реализации прикладного аспекта. Образовательный аутсорсинг представляет собой инновацию, позволяющую превращать знания в доходы организации и каждого сотрудника. Происходящий сегодня обмен знаниями создаёт сетевое сообщество образования с бизнес-структурами, которое позволит расширить границы инновационных процессов, открывая доступ к новым знаниям и привлекая в профессиональное образование материальные и интеллектуальные ресурсы.
Мурашов Александр Александрович
В статье излагаются основные критерии оценки учебной речи, которая представляет «ораторские фестивали» на разных этапах обучения. Подчёркивается, что коммуникативная компетенция, которая формируется во время таких фестивалей, является важнейшим средством социализации личности и её перспективной самореализации.
Кларин Михаил Владимирович
В статье представлены современные разработки игровых обучающих технологий на разных уровнях непрерывного образования: игра в виртуальной реальности, имитационное моделирование — на основе компьютерных имитаций и без компьютера, «серьёзные игры» и др. Автор показывает, что авангардные методы исследования и моделирования реальности интегрируются с игровыми обучающими технологиями, исследованием сложной социально-политической или военной реальности и генерацией нового опыта. Анализ применения игровых обучающих технологий подтверждает, что они эффективны для закрепления сведений, освоения нового опыта и его осмысления, применения полученных знаний и навыков в имитируемом, близком к реальному жизненном контексте, формирования ценностных ориентаций. Сфера применения игровых обучающих технологий — все уровни непрерывного образования, — от школы до работы и армии.
Анохина Наталья Фаритовна, Анохин Сергей Михайлович
В статье анализируется проблема создания образа учёного в виртуальном пространстве, а именно на сайте университета. Делается вывод о том, что образ учёного формируется с помощью нескольких формализованных признаков: должность; учёная степень и учёное звание; занятость в сфере исследований, разработок, высшего образования; наличие публикаций; участие в организации и проведении научных мероприятий; опыт научного руководства и организаторской деятельности в сфере науки и образования. Визуализация образа учёного осуществляется, чаще всего, с помощью личной фотографии. На способ подачи информации об учёном на сайте вуза оказывают влияние традиции, существующие в конкретном университете.
Диков Андрей Валентинович
Школьная доска (синоним: классная доска) — прямоугольная поверхность большого размера, на которой участники учебного процесса могут писать или рисовать с целью визуализации материала. Так как доска появилась в общеобразовательных школах, то и название указывает на это. Назначение школьной доски — предоставить учебный материал всем присутствующим в классе участникам образовательного процесса. Поэтому доска размещается на самом видном месте в кабинете и является центром взаимодействия всех участников образовательного процесса. Однако в историческом аспекте школьная доска вначале была небольшого размера, имелась у каждого ученика и использовалась им индивидуально.
Орсаг Юлия Витальевна, Паншина Ольга Николаевна
В статье представлено примерное содержание специализированной адаптационной дисциплины «Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности», обоснована целесообразность изучения курса как для успешного прохождения практики студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и для их безболезненного включения в профессиональную деятельность по окончании вуза.
Новикова Лариса Ивановна, Грибанская Елена Эдуардовна
Что это за форма такая: победю? А может побежду? Или побежу? Лингвисты называют глаголы подобного рода недостаточными, так как они не имеют форм 1-го лица единственного числа. Есть в русском языке и такой уникальный «сверхнедостаточный» глагол, у которого всего одна форма: «неймётся». У него нет ни начальной формы, ни прошедшего времени, ни будущего, ни форм 1-го и 2-го лица.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №2 2017 г.
Филарит Шарифович Терегулов
На основе обобщения биосоциального развития человеческой популяции автор раскрывает последовательную картину усложнения внешне-внутреннего наследования, в которой образование, профессиональная подготовка и социальная деятельность предстают как структурно-функциональные части становящегося социогенома. Выявлена логика социальных преобразований, охватывающая все области и уровни общественного устройства, становления единого социального организма.
Алексей Николаевич Романов, Александр Владимирович Савоськин
Современное юридическое образование переживает кризис, вызванный крайне низким уровнем подготовки выпускников. Сложившаяся ситуация объясняется как объективными причинами (сокращённый срок обучения для бакалавров, низкий общекультурный уровень абитуриентов, невысокий конкурс в юридические вузы), так и субъективными факторами (слабая организация учебного процесса в отдельных учебных заведениях). Главным направлением повышения качества юридического образования последних лет стал процесс сокращения юридических высших учебных заведений. Однако в 2017 году наметилась новая тенденция в развитии юридического образования, а именно принятие сразу двух новых образовательных стандартов: для бакалавров и для специалистов. Анализу этих актов, в том числе во взаимосвязи с потребностями судебной системы России, посвящена настоящая публикация.
Игорь Викторович Хриптулов
В статье анализируются тенденции развития профильного образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации. Актуальность проведённого исследования заключается в оценке роли профильного образования в сфере культуры и искусства в рамках реализации государственной культурной политики для современного российского общества. Сегодня постепенно приходит понимание того, что России как одному из ведущих государств и равноправному члену мирового сообщества, а не сырьевому придатку, необходимо развитие, которое возможно только при определении культуры национальным приоритетом развития страны.
Михаил Антонович Гусаковский
Автором проведён критический анализ двух видов дискурса: «самоопределение личности» и «забота о себе». Рассмотрены основные значения дискурса «забота о себе», его основные составляющие, как они представлены в философии М. Фуко. Предлагается первичная стратегия практик воспитания в современном университете, продуцированная дискурсом «забота о себе».
Борис Рувимович Мандель
В статье исследована тема творческой работы педагога как тяжёлого и одновременно радостного труда. Автор подробно рассматривает актуальный вопрос о сущности педагогического мастерства, его аспектах. Описаны основные принципы и охарактеризованы компоненты структуры педагогического творчества. Представлено авторское размышление о том, каким должно быть обеспечение этой стороны деятельности педагога. Сделан авторский вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию и развитию этой составляющей научно-педагогического процесса. Также определены возможные перспективы соответствующей работы.
Ольга Валентиновна Москаленко, Ирина Владимировна Тарасова
В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на выявление типов связей профессионального самовыражения преподавателя вуза с его индивидуальным рейтингом. Авторами рассмотрены различные подходы к показателям индивидуального рейтинга. Применены методы исследования: сравнительный анализ, включённое наблюдение; опросы и анкетирование по вопросам индивидуального рейтингирования профессиональной деятельности преподавателя вуза и мониторинга качества обучения в вузе. Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены противоречия существующей системы оценивания профессиональной деятельности преподавателя вуза, которые позволили сделать вывод о том, что показатели этой системы — внешние, объективные результативные показатели. Важно эту систему дополнить внутренними субъективными процессуальными показателями, к которым предлагается добавить уровень и структуру профессионального самовыражения. Разработаны различные типы связей профессионального самовыражения преподавателя вуза с его индивидуальным рейтингом, которые позволяют изучить и скорректировать процесс оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза. Рассмотренные результаты исследования важны для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности преподавателей.
Наталья Владимировна Шарафутдинова, Дмитрий Александрович Донцов
Статья посвящена актуальной проблеме организации научно-методического сопровождения написанию курсовых работ (проектов) по гуманитарным специальностям на примере психологии и педагогики. В результате изучения: нормативных правовых актов; методической, педагогической и психологической литературы; научных исследований; накопленного опыта работы в образовательных организациях — в процессе выработки предложений по решению заявленной проблемы особое внимание авторы уделяют вопросам взаимодействия преподавателей — научных руководителей с учащимися (студентами) в рамках выполнения курсовых работ. В статье описываются алгоритм и плановый порядок действий, чётко определена направленность этапов деятельности, предложены основные виды психолого-педагогического и научно-методического сопровождения и обеспечения деятельности студентов и курсантов в процессе выполнения ими курсовых работ (проектов) различного психолого-педагогического профиля подготовки.
Ринат Рамилович Сулейманов
В статье рассматривается методика конструирования содержания учебных задач с помощью дидактической инженерии. Приводятся методы эвристики, такие как: метод подбора, метод введения переменной, поиск закономерности. В статье приведены примеры учебных задач, составленных с помощью дидактической инженерии.
Михаил Львович Залесский
Рассматривается суть теории физиологического стресса Ганса Селье, анализируется влияние стресса на работоспособность (обучаемость) ученика. Обосновывается важность учёта уровня стресса ученика при планировании и организации учебного процесса. На основании результатов анализа показывается возможность использования управляемого стресса в качестве педагогического инструмента. В качестве примера продемонстрировано изменение состояния ученика в зависимости от уровня стресса, рассмотрена возможность использования таких изменений.
Олег Викторович Рогозин
В статье представлен метод эффективного подбора тестов и формирования фонда оценочных средств (ФОС) оценки уровня подготовки обучаемого при использовании дистанционных систем: определение формата и структуры учебных материалов; формирование методики формирования проверочных заданий и тестов; разработка системы тестирования с использованием оценки качественных показателей результата обучения на основе нейро-нечётких моделей. Создание системы дистанционного обучения включает использование модулей тестирования обучаемого. Представим, что в процессе обучения необходимо освоить учебный материал, сформировать компетенции, получить навыки и умения, приобрести новые знания.
Евгения Владимировна Исаева, Вячеслав Алексеевич Стародубцев
Использование записей гиперссылок стало привычным способом введения учебнопознавательных и других материалов, доступных в информационно-образовательной среде Интернета, в цифровые (электронные) курсы, пособия и учебники. Альтернативным приёмом является применение в аналогичных целях записей html-кодов, публикуемых на многих сервисах наряду с записями гиперссылок (URL-адресов). В статье даны практические рекомендации по применению записей html-кодов в дизайне цифровых средств обучения.
Надежда Михайловна Баданова, Александр Геннадьевич Баданов
Материалы статьи могут оказаться полезными в реализации учебных и личных проектов и оформлении их результатов, для коллективной работы с альбомами, для создания коллажей и для исправления небольших ошибок на фотографиях, для рекламы мероприятий, в организации праздников.
Галина Михайловна Пономарёва
Выбирая профессию по душе, задумывается ли выпускник вуза — будущий работник о том, как будет складываться его профессиональная карьера? Период построе ния карьеры начинается не с момента подписания трудового договора. Его начало — с первых институтских лекций, когда молодой человек не только начинает изучать предмет по специализации, но и готовить себя к тому, как он пройдёт этот путь профессионала: будет ли он ведомым и там как получится или возьмёт управление собственной карьерой в свои руки.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №2 2014 г.
Бородачёв Владислав Владимирович
Тенденции развития и улучшения качества профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование и реализация программ ДПО в вузах. Работа международной общественной организации «Ассоциация строительных высших учебных заведений». Стратегическое партнёрство
Аванесов Вадим Сергеевич
Определение квантования. Потребность в квантовании учебных текстов. Идея. Педагогический подход
Мандель Борис Рувимович
Проведение открытых занятий в высшем учебном заведении. Их необходимость, оценивание, польза в педагогическом процессе современного высшего учебного заведения
Макаров Владимир Сергеевич
В статье представлен обзор нескольких попыток измерить эффективность массовых открытых онлайн-курсов (МООКов), рассмотрены их особенности, отличия от традиционных форм обучения, а также тенденции их развития.
Диков Андрей Валентинович
С 2014 года на физико-математическом факультете ПГУ начал работать спецкурс «Дистанционные технологии управления обучением». Задача — научить студентов разрабатывать обучающие курсы и проводить их.
Кадневский Валерий, Могиль Ольга, Ширшова Татьяна
Специалисты, занимавшиеся проблемами подбора кадров для системы профессионального образования, для комплектования армии, для промышленных предприятий, внесли существенный вклад в развитие теории и практики педагогических измерений. У истоков этих исследований стоял психолог Г. Мюнстерберг, который разработал продуктивные тестовые методы.
Богачков Юрий Николаевич, Ухань Павел Станиславович
Маркетинг образовательных учреждений и образовательных услуг в условиях быстрых изменений на рынках труда и образования. Смена устоявшихся парадигм образования. Возможности обеспечения эффективного функционирования образовательных учреждений без комплексных маркетинговых мероприятий. Возрастающая роль интернет-инструментов в позиционировании и продвижении образовательных учреждений. Необходимость перехода от «интернет-присутствия» к «интернет-продвижению». Интерактивные сервисы «Самоаудит комплекса маркетинга образовательного учреждения» и «Find Your Study».
Дрешер Юлия Николаевна
Проблемы оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста-документоведа в вузе. Профессиональная психолого-педагогическая культура личности. Структура и принцип формирования оценки качества специалиста. Иерархическая схема интегрального показателя качества. Результаты анализа и обработки экспертных оценок
Клионский Дмитрий Михайлович, Перчёнок Олег Владимирович
В системах автоматизированного контроля знаний, применяемых в российских учреждениях высшего профессионального образования, обычно используется принцип тестирования: студенту предлагается несколько вариантов ответа, из которых он выбирает один или несколько. При этом тестирующую систему «не интересует» непосредственно алгоритм решения, которым пользовался студент. Тем самым становится возможной ситуация, когда студент может наугад выбрать вариант ответа, который, если повезёт, окажется верным.
Петелин Александр Евгеньевич, Белянкин Юрий Владимирович, Стрельникова Евгения Олеговна
В настоящее время в системе образования наряду с традиционной формой ведения контроля успеваемости всё большее значение приобретает форма электронного контроля успеваемости. В школах и вузах всё чаще проводят online-тестирование, методическое обеспечение выкладывается на сайты учебных заведений, появляется электронное расписание, публикуются новости и прочая информация.
Мурашов Александр Александрович
Ситуации «быстрого реагирования» в практике преподавателя вуза. Особенности и нюансы. Техника применения
Волхонский Александр Евгеньевич
В начале года в московском КВЦ «Сокольники» состоялось грандиозное для России событие — открытие первой в нашей стране специализированной выставки передовых технологий 3D-печати и сканирования — 3D Print Expo. Мероприятие произвело настоящий фурор на российском рынке, собрав в одном месте тысячи человек.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №3 2012 г.
Корсак Константин Витальевич
Напомним, что австрийский биолог Конрад Лоренц (1903–1989) стал основателем современной этологии и получил Нобелевскую премию по медицине и физиологии в 1973 году за значительный научный вклад, часть которого благодаря СМИ стала объектом внимания широкой общественности (например — явление импринтинга для новорождённых утят). Главные результаты он получил на территории Баварии, руководя специализированным институтом, а вообще был почитаем не только премиями и другими отличиями, но и включением главных позиций этологических законов природных основ поведения и морали животных и человека в курсы биологии системы образования Германии.
Корсак Юрий Константинович
Тема статьи — анализ глобальной проблемы поисков пути к устойчивому развитию в аспектах участия в этом процессе системы высшего образования, в частности, средствами введения новых мировоззренческих дисциплин и правильной ориентации их содержания.
Попова Нина Евгеньевна, Бердников Никита Игоревич
Имидж, репутация, позитивное общественное мнение, степень квалификации преподавательского состава, уровень обученности выпускников по различным образовательным программам, условия обучения, востребованность выпускников на рынке труда — вот основные объективные критерии, по которым определяется рейтинг вуза и его позиционирование в системе высшего образования страны.
Попов Виктор Михайлович
Изложены требования к политике безопасности образовательного учреждения. Описаны подготовительные этапы её разработки: систематизация объектов защиты и предварительный анализ рисков. Перечислены вопросы, которые следует рассмотреть при формировании политики. Даны рекомендации по уточнению и детализации положений политики безопасности в локальных нормативных актах учреждения.
Сергеев Сергей Федорович
В статье показано, что искусственный и естественный интеллекты связаны со сложностью организации систем (сред), ими наделенными в процессе их жизнедеятельности (функционирования). Аутопоэтический характер живых систем определяет отличия естественного интеллекта от искусственного. Искусственные среды влияют на формирование и проявление интеллектуальных способностей погруженных в них пользователей. Введено понятие диффузного интеллекта как синергетического взаимообъединения искусственного и естественного интеллектов в организованной среде. Рассматривается симбиоз искусственного и естественного интеллектов.
Томашек Нино
Консультирование ориентировано на технологию больше, чем на обобщение и новую феноменологию. Поэтому релевантность такой технологии для клиента значительно важнее, чем её теоретическое обоснование и статистическая надёжность. А методы интервенций и их обоснование часто включают терапевтические приёмы из различных направлений консультирования, которые объединены в удобную для пользователя, но не всегда эффективную для клиента модель. Отношение к консультированию в стиле коучинг среди европейских практиков и тем более среди академистов неоднозначно. Его часто упрекают в том, что оно формирует зависимость клиента от поддержки и анализа консультанта, что, вероятно, допустимо в спорте, но мало приемлемо в бизнесе и политике. Коуч представляется как такой легитимный «серый кардинал», который на законных основаниях, извиняясь, задаёт формат для рефлексивной беседы в определённом направлении. Понятно, что это, может быть, и не так и зависит от этических принципов консультанта и его компетенции. Но ориентация на приемлемость решения и самостоятельность клиента создаёт опасный контекст для внедрения субъективно приемлемых для клиента решений, но при этом неэффективных для участвующих сторон. Как альтернатива директивному консультированию клиент-центрированный подход имеет свои преимущества, например, в снижении сопротивления при внедрении консультационных рекомендаций.
Остапенко Андрей Александрович, Хагуров Темыр Айтечевич
Логико-смысловая модель «Антропологическая аксиоматика, цели и стратегии образования» как мировоззренческая «роза ветров»
Суходольский Геннадий Владимирович
Математика и психология — в определённой мере пересекающиеся огромные области человеческих знаний, и, несмотря на очевидную молодость психологии по сравнению с математикой, отношения между ними исторически складывались естественным для науки образом. Мне понравилась мысль одного из исследователей о полезности различать математическую психологию как совокупность моделей психики и «психологическую математику» как совокупность математических методов, применяемых в психологии. Культура математических доказательств изучена в средней школе, а в вузе развитию логического мышления способствуют все изучаемые дисциплины. Аксиоматический подход не является достаточным и единственным в самой математике. А для гуманитариев, в том числе психологов, явно полезнее подход конструктивной, конечной математики, когда доказательством существования служит построение математического объекта хотя бы в одной из возможных форм. Для общей подготовки университетских психологов приходится выбирать из обширной и размытой сферы математических знаний те, которые как минимум необходимы для усвоения психологических дисциплин и формирования навыков научно-исследовательской и практической деятельности.
Киселёв Виталий Владимирович
Возможность автоматического определения эмоций по голосу и речи человека необходима для развития успешных диалоговых систем. Идентификация эмоционального состояния человека востребована в телекоммуникационной сфере, в индустрии развлечений, обучении, медицине и других сферах. В данной статье представлен краткий обзор подходов к исследованию эмоционального состояния человека по его речи, а так же приведены некоторые примеры реализованных программ для определения эмоций.
Цирульник Лилия Исааковна, Покладок Дмитрий Александрович
Системы синтеза речи по тексту в настоящее время широко применяются на персональных компьютерах. Использование же синтезаторов речи по тексту на мобильных телефонах очень ограничено, поскольку последние характеризуются низким быстродействием и малым объёмом памяти, что не позволяет напрямую «перенести» на них уже существующие синтезаторы. В настоящей статье предлагается новая архитектура системы синтеза речи по тексту, в которой обработка текста происходит на сервере, а обработка речевого сигнала — на телефоне. Описываемые алгоритмы обработки речевого сигнала имеют линейную вычислительную сложность и позволяют синтезировать речевой сигнал в реальном масштабе времени.
Литвинова Татьяна Николаевна
Один из принципов построения нами курса химии для студентов медицинского вуза — это принцип укрупнения и минимизации содержания. Для решения проблемы понимания фундаментальных вопросов химии мы выделяем следующие основные аспекты: понимание текста; понимание химической символики; понимание сложных теоретических концептов (теоретической системы понятий, важнейшей системы знаний химии), понимание теорий и законов.
Грушевский Сергей Павлович, Шмалько Светлана Петровна
В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть как вербально, так и визуально выделены главные и вспомогательные информационные единицы схемы.
Гавриленко Светлана Алексеевна, Зотова Лилия Валентиновна
В условиях устойчивого увеличения числа и разновидностей предприятий общественного питания на рынке услуг возникает необходимость систематизации знаний в этом направлении и комплексной характеристики сферы общественного питания. В современных условиях конкурентного функционирования предприятий стираются чёткие границы их разделения и спецификации. Однако студентам необходимо ориентироваться в любом многообразии форм и специализаций предприятий общественного питания.
Гавриленко Светлана Алексеевна, Джурило Татьяна Александровна
С введением нового федерального государственного стандарта как никогда остро встаёт извечная проблема несоответствия количества учебного времени огромному количеству материала. Один из разделов междисциплинарного курса модуля специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», который называется «Теоретические основы конструирования швейных изделий», посвящён четырём видам конструктивного моделирования в зависимости от степени изменения базовой основы.
Буденкова Евгения Александровна
С. Кун определяет метод дискуссий как основание для аккумуляции естественного процесса рассуждения, который сопряжён с необходимостью формулирования утверждений, их аргументирования и вынесения конечного суждения1. Поэтому дискуссия рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных методов организации группового взаимодействия, дидактической целью которого является развитие навыков критического мышления. Ряд зарубежных исследователей (А. Маарит, Ф. Марбоути, С. Пунтамбекар, Дж. Спер, А. Френд Вайз, Т. Шелленс, С. Шрир, С. Хмело-Сильвер, Г. Эркенс) указывают на возможность оптимизации процесса проведения дискуссий посредством применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №1 2012 г.
Корсак Константин Витальевич
Мало осталось в мире стран, где молодёжь сдаёт близкие по срокам выпускные школьные и конкурсные вступительные экзамены. Немного осталось тех, кто сталкивается со столь противоречивыми требованиями и субъективизмом, что к ним невозможно подготовиться надлежащим образом в надежде на большой или маленький успех.
Орлова Елена Владимировна
Россия всегда была многонациональным и многоконфессиональным государством. Многонациональность и многоконфессиональность России закреплены конституционно. После распада СССР в разных районах центральной части страны появилось много мигрантов из бывших союзных республик. Так, в Москве организуются школы, где русский язык изучается как неродной. В вузах средней полосы России, в том числе и в педагогических университетах, появляются студенты из так называемых стран ближнего зарубежья, практически не знающие русского языка.
Попова Нина Евгеньевна, Чухланцева Полина Александровна
Компетентностный подход в образовании — это новая парадигма современного образования, которая включает в себя понятия «компетенция» и «компетентность» выпускника.
Скамьянова Татьяна Юрьевна
В настоящее время в России всё большее число выпускников средних школ имеет возможность продолжать образование в высших учебных заведениях, в том числе инженерного профиля. Речь в этой статье прежде всего пойдёт о подростках виктимного типа: сиротах, как действительных, так и социальных; инвалидах или лицах с серьёзными заболеваниями; школьниках с небольшими отклонениями в психическом развитии; учащихся, по каким-либо причинам отставшим от своих сверстников и обучающихся с теми, кто по возрасту младше их. Насколько готовы школьники виктимного типа к получению высшего профессионального образования, например, в Пермском национальном исследовательском политехническом университете?
Сергеев Сергей Фёдорович
Деятельность человека-оператора протекает в физическом мире, и её качество в значительной мере зависит от свойств его тела как интерфейса, соединяющего психическую сферу человека с органами управления эргатической системы.
Белозёров Сергей Михайлович
Знания имеют свою естественную структуру и форму (форма определяется структурой), в которой они наиболее полно, глубоко, ёмко и наглядно подаются для овладения ими, а также наиболее удобной для их осмысления, запоминания, поиска и воспроизведения. Эта форма — композиция. Она обнаруживает себя всякий раз, когда знания достигают уровня обобщения, на котором одинаково ясно видны и общие понятия, и детали темы. Эта форма адекватна для самых разных по содержанию дисциплин и их тем.
Белозёров Сергей Михайлович
Знаменитая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева — лучше примера для демонстрации закона естественности самоорганизации эвристических композиционных моделей знаний в психологическом пространстве человека найти трудно.
Ким Борис Иннокентьевич
Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока (уроков) не достигают полноценных результатов. Эти цели и результаты слабо связаны с итоговым экзаменационным контролем и оценкой, и сдают экзамены кто как может, в меру собственных сил и способностей. Происходит разрыв между процессом обучения и экзаменом. Итоговый экзамен отличается от контрольной работы по свежей памяти, в которой оценки, привычные каждому, не повышают качества образования.
Селютин Владимир Дмитриевич, Юшин Виктор Николаевич
В статье обосновывается целесообразность введения в курсы физики и теории вероятностей представлений о случайных броуновских фракталах и важнейших характеристиках описания стохастических процессов.
Нурутдинова Аида Рустамовна
Объединение усилий университета и технопарка в сфере инновационной деятельности создаёт предпосылки к формированию новой интеграционной структуры, которую можно охарактеризовать как университетский инновационный комплекс (УИК), или инновационный университет (ИУ) — терминология всё более укореняющаяся в эпоху глубокого реформирования российского высшего профессионального образования.
Стародубцев Вячеслав Алексеевич
В статье рассматриваются сопоставления по методу прямого субъективного шкалирования, которые напрямую связаны с удовлетворённостью учащихся процессом и результатами обучения.
Лунгу Константин Никитович, Лунгу Александр Константинович
В условиях постоянного повышения требований к качеству знаний проблема повышения эффективности обучения математике может быть решена посредством совершенствования процесса управления учебно-познавательной деятельностью. Различные аспекты управления деятельностью учения освещены в работах С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, А.М. Кушнира, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной, В.А. Якунина и других учёных.
Солпова Наталья Владимировна
Существует классическое представление, что когда молодой специалист приходит на предприятие после обучения, ему говорят: «Забудь всё, чему тебя учили…» Такое положение дел до некоторых пор считалось нормальным. Однако в настоящее время работодатели хотят получить готовых специалистов, меняется федеральный государственный образовательный стандарт, а учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, ищут пути организации эффективного обучения в новых условиях. Предлагаемая система организации консультаций практикуется в педагогическом колледже уже третий год и существенно влияет на образовательные результаты.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №4 2014 г.
Закончила свою работу XI Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». Конференция проходила 27–29 ноября 2014 года в Московском гуманитарном университете, организовавшем её при поддержке и участии Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамента образования города Москвы, Института философии Российской академии наук, Института психологии Российской академии наук, Института социологии Российской академии наук, АНО «Центр образовательных технологий», Национального института бизнеса, Национального союза негосударственных вузов, Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международной академии наук (IAS).
Савицкая Елена Владиславовна, Дубынина Александра Игоревна
Сравнительный анализ методик составления рейтингов университетов и бизнес-школ. Отсутствие корреляции между позициями университетов в академическом рейтинге и позициями этих же университетов в рейтинге бизнес-школ. Различия в учебном процессе университетов и школ бизнеса, различия в методиках построения их рейтингов
Буденкова Евгения Александровна
Методика управления результатами обучения при реализации компетентностного подхода с использованием таксономии образовательных целей Б. Блума, классификационных таблиц Л. У. Андерсона и Д. Р. Кратволя, классификации интернет-сервисов и бесплатных статистических пакетов VISTa и R. Аффективная область образовательных целей
Панфилова Альвина Павловна
Роль интенсивных и интерактивных технологий в современном образовании: что они развивают и формируют у студентов, для каких конкретно обучающих целей предлагаются те или иные технологии.
Каргин Юрий Николаевич
Модель возрождения классического университета как элитарной образовательной организации. Пути компенсации издержек, которые понесла система классического университетского образования из-за её вхождения в Болонский процесс.
Петров Юрий Александрович, Петрова Галина Ивановна
Модель уровней компетентности на основе матричного анализа. Иерархия специалистов по уровню их компетентности
Бородиенко Александра Владимировна
Принципы, методики, эффекты использования инновационной педагогической технологии — бизнес-симуляций — в процессе развития профессиональной компетентности руководителей компаний
Ерёмин Евгений Александрович
Экспериментальный метод оценки взаимосвязи, которая формируется у студентов между существенными терминами курса после его изучения. Влияние некоторых факторов на стабильность показателей. Реализация метода для оценки качества усвоения знаний
Стригун Александр Иванович
Методико-техническая инновация как автоматизированный естественно-языковый контролирующий учебный диалог. Возможность и необходимость его применения в учебном процессе. Компьютерные интеллектуальные тьюторы в качестве инструмента реализации. Основы их функционирования и применения
Грибанская Елена Эдуардовна, Новикова Лариса Ивановна
Уважаемые читатели! В последние десятилетия усилился интерес к культуре речи, состояние которой оставляет желать лучшего. Обеспокоено падением речевой культуры руководство страны; обеспокоены писатели, общественные деятели; обеспокоены состоянием речевой культуры и авторы рубрики, открываемой в журнале. Предлагаем нашим читателям, людям, небезразличным к «великому и могучему» языку, знающим и понимающим его значение, верящим в его целительную силу, принять участие в проекте «Начни с себя» (назовём условно), цель которого — повышение собственной речевой культуры, совершенствование своей речи. Вам не нравится речевой хаос, вы желаете говорить на чистом и красивом языке? Вы хотите исправить имеющиеся в речи ошибки? Тогда вам с нами по пути. Задания, которые вам предлагаются, помогут сохранить, спасти нашу речь от языковой порчи. Итак, начнём с себя! Некоторые аспекты формирования речевой культуры. Закономерности постановки ударения и произношения. Авторы предлагают читателям потренироваться в постановке ударений и правильном произношении слов, выполнив задания, построенные в разных форматах.
Волхонский Александр Евгеньевич, Ковалевич Михаил Владимирович, Гончаров Алексей Викторович
Обзор принципиально новых возможностей в процессах листовой и объёмной штамповки деталей — использование эффекта сверхпластичности, их применение в авиа- и автомобильной промышленности. Достоинства и недостатки процессов, выбор оборудования. Этапы пневмоформовки и примеры деталей, полученных на предприятиях авиа- и автомобильной промышленности и на кафедре «Технология производства летательных аппаратов» РГТУ-МАТИ им. К. Э. Циолковского
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №2 2012 г.
Шепель Виктор Максимович
Известны слова Бисмарка, что войны выигрывает учитель. Известен такой факт: на один доллар, вложенный в образование, общество получает отдачу в виде десяти долларов. Обобщая оба примера, можно утверждать: то общество, в котором образование широко доступно и в которое постоянно вкладываются инвестиции, является обществом устойчиво суверенным и с развитой экономикой. О чём и свидетельствуют реалии в образе современных государств. Таковым в недалёком прошлом была наша страна. В СССР, по мировым меркам, была одна из лучших систем образования. В настоящее время в нашей стране создаётся новая модель образования, соответствующая условиям современного социально-экономического уклада нашего общества. Одним из подтверждений этому является вновь создаваемая система последипломного образования. Она востребована не только объективно, но и субъективно. Например, в стране около 50% специалистов, получивших высшее профессиональное образование, после 2–3 лет меняют профессию, а потому нуждаются в профессиональной переподготовке. Интерес к последипломному образованию стимулируют и такие факторы, как профессиональное честолюбие, карьерные амбиции молодых и конкурентные мотивы опытных специалистов.
Корсак Константин Витальевич
Непосредственным стимулом нашего обращения к этой теме стала интересная и противоречивая статья россиянина Г. Новикова «Об ошибках в научных публикациях» в периодическом издании «Высшее образование сегодня» (2009, № 2). Общая цель публикации не может не вызвать уважения — автор обеспокоен снижениям качества научных исследований в России и тем, какую роль в этом играют СМИ. Г. Новиков высказывается довольно категорически, считая, что журналисты (за единичными исключениями) «все знают лучше любого специалиста и считают возможным давать собственную свободную интерпретацию того, что им сообщил специалист. В силу самоуверенности и научного невежества понять и оценить степень бестолковости своего творчества они не имеют возможности и остаются в счастливой уверенности, что интеллектуально выше этого недотепы специалиста, а читатель вообще съест всё, что ему подадут».
Корсак Юрий Константинович
Правильное видение основ выбора вектора развития высшего образования и науки более вероятно в случае взгляда на образовательно-научный комплекс не «изнутри», а со значительно более высоких горизонтов. В этом случае нетрудно заметить, что для глобальных процессов в производственной и торговой сферах характерен рост значения в конкуренции между государствами и отдельными большими фирмами «человеческого капитала» — продуктивной компетентности (т.е. реализационной способности) работников, формирующейся в своей основе во время получения каждым из них вначале общего, а позже профессионального образования в средних и высших заведениях.
Перевозный Алексей Владиславович
В настоящее время востребован тип специалиста, который может не только воспроизводить отработанные до него способы деятельности, но и создавать новое. Такого специалиста характеризуют потребность в поиске оригинальных, эффективных путей решения возникающих проблем, смелость в реализации своих находок, высокая степень самокритичности, стремление решать задачу вне зависимости от результата, желание рисковать. Творя в различных областях культуры, человек осуществляет самоактуализацию, проявляет сущностную потребность в созидании материальных и духовных ценностей.
Нурутдинова Аида Рустамовна
В России уже накоплен опыт создания и функционирования технопарковых структур. Основой для создания технопарков как в России, так и за рубежом стали крупные вузы. Российские вузы и инновационные структуры в этом отношении качественно отличны от вузов зарубежных развитых стран. Эти различия требуют применения особого подхода к организации технопарков отечественных вузов.
Колесников Андрей Константинович
Конкуренция на рынке образовательных услуг стимулирует их поставщиков к поиску более эффективных способов взаимодействия с потребителями. В качестве потребителей услуг высшей школы выступают выпускники средних школ и учреждений НПО, СПО, ВПО; студенты, работодатели.
Белозёров Сергей Михайлович
Как пережить, переосмыслить, переоценить свою жизнь за два часа?.. Переживания в жизни всегда связаны с оценками. Они охватывают душу, когда кто-то оценивает вас или вы сами оцениваете что-то или кого-то в вашей жизни. Всё, что вы имеете сегодня для удовлетворения своих потребностей, достижения своих целей или конечного смысла вашей модели жизни, всегда оценивается вами сознательно или интуитивно. Сами эмоции, чувства и переживания — свидетельства актов оценки.
Белозёров Сергей Михайлович
Поинтересуйтесь у школьников – сколько времени они бывают счастливы в течение дня, в среднем за месяц? Обычно я слышу такие ответы: «Минут двадцать, может быть, тридцать,.. если в среднем». А сколько бы хотели? Большинство отвечает так: «Ну, хотя бы половину!» И тут же добавляют: «Я как-то не думал над этим, а ведь если посмотреть в общем на жизнь, то это же страшно мало!»
Фарков Александр Викторович
Балльно-рейтинговая система обучения — это метод диагностики уровня обученности студентов в семестре, учитывающий не только ответ студентов в день экзамена (зачёта), но и совокупность всех текущих показателей его работы.
Остапенко Андрей Александрович
Несмотря на декларируемое со стороны государства внимание к профессиональному педагогическому образованию, роль и место педагогических дисциплин в вузах (особенно в классических университетах) становятся всё скромнее, как и престиж педагогических профессий. Объёмы учебных часов, отводимые на педагогику, всё время сокращаются. Это приводит к необходимости интенсифицировать процесс преподавания педагогики: за уменьшившееся время необходимо освоить прежние объёмы содержания. Без современных технологий интенсификации образовательного процесса тут никак не обойтись. Самый простой и понятный путь интенсификации — это модульно-блочный подход к планированию учебного содержания и учебного времени.
Егоров Олег Георгиевич
Социальная адаптация инвалидов — проблема многоплановая. В настоящей статье будет рассмотрен один из её аспектов на примере Московского государственного гуманитарно-экономического института.
iedtech.ru










