Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Отечественные записки (журнал, XIX век). Отечественные записки журнал кратко


Отечественные записки (журнал) - это... Что такое Отечественные записки (журнал)?

Обложка журнала. 1830 год

«Оте́чественные запи́ски» — русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами). Начиная с 2001 года в Москве издается общественно-политический журнал под тем же названием.

Ранний период

Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому.

Журнал Краевского

«Отечественные записки» эпохи В.Г.Белинского

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев, профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов, известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев, Ф. Ф. Корф и другие. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847), позднее С. С. Дудышкин.

Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера, П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин».

Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 прекратил работать в журнале и с января 1847 стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866—1867 в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов.

В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина

Бронзовый портрет "нестора русской журналистики" А.А.Краевского работы М.М.Антокольского хранится в Радищевском музее г. Саратова

По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

К участию были привлечены прогрессивные силы литературы, критики, публицистики — Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, А. П. Щапов. Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.

В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.

Русская литература

Обложка журнала. 1851 г.

«Отечественные записки» в 1840-е помещали произведения таких писателей, как Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарёв, Е. П. Гребёнка, А. Д. Галахов, А. М. Майков, А. А. Фет, В. Д. Яковлев и других.

В журнале впервые опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов — стихотворения и повести Лермонтова, стихотворения Кольцова, статьи, «Записки молодого человека», первая часть романа «Кто виноват?» Герцена, стихотворения, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов» и другие Тургенева, рассказы и стихотворения Некрасова, «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие рассказы и повести Достоевского, повести «Противоречие» и «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина.

В 1840-х годах журнал публиковал произведения женщин-писательниц: М. Жуковой, Е. Ган, Н. Соханской, С. Закревской.

Позднее в журнале печатались «Тысяча душ» (1858) Писемского, «Обломов» (1859) Гончарова, повести «Овцебык» (1863), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866) Н. С. Лескова.

Кроме Белинского, с литературной критикой и рецензиями в «Отечественных записках» 1840-х—1850-х выступали В. П. Боткин, А. Д. Галахов, М. Н. Катков, Н. А. Некрасов.

В журнале Некрасова и Салтыкова-Щедрина сотрудничали Успенский, Островский, Решетников, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, дебютировавший в журнале рассказом «Чупринский мир» ещё в 1866 Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. Н. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и другие.

Беллетристика в 1870-е носила ярко выраженный народнический крестьянский характер.

Зарубежная литература

«Отечественные записки» эпохи М.Е.Салтыкова-Щедрина

В журнале участвовали опытные переводчики Н. Х. Кетчер, А. И. Кронеберг, А. Н. Струговщиков. Помимо переводов из Гёте и Шекспира, «Отечественные записки» помещали переводы современных зарубежных авторов Жорж Санд, Чарлза Диккенса, Фенимора Купера, Г. Гейне, Александра Дюма-отца. Печатались обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных авторах. Позднее, при Некрасове и Салтыкове-Щедрине, публиковались переводы из В. Гюго, А. Доде, Э. Золя.

Литература

  • История русской журналистики XVIII—XIX веков. Москва: Высшая школа, 1966. С. 252—267, 437—446.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Отечественные записки (журнал, XIX век)

Обложка журнала. 1830 год

«Оте́чественные запи́ски» — русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами). Начиная с 2001 года в Москве издается общественно-политический журнал под тем же названием.

Ранний период

Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому.

Журнал Краевского

«Отечественные записки» эпохи В.Г.Белинского

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев, профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов, известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев, Ф. Ф. Корф и другие. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847), позднее С. С. Дудышкин.

Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера, П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин».

Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 прекратил работать в журнале и с января 1847 стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866—1867 в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов.

В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина

Бронзовый портрет "нестора русской журналистики" А.А.Краевского работы М.М.Антокольского хранится в Радищевском музее г. Саратова

По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

К участию были привлечены прогрессивные силы литературы, критики, публицистики — Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, А. П. Щапов. Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.

В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.

Русская литература

Обложка журнала. 1851 г.

«Отечественные записки» в 1840-е помещали произведения таких писателей, как Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарёв, Е. П. Гребёнка, А. Д. Галахов, А. М. Майков, А. А. Фет, В. Д. Яковлев и других.

В журнале впервые опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов — стихотворения и повести Лермонтова, стихотворения Кольцова, статьи, «Записки молодого человека», первая часть романа «Кто виноват?» Герцена, стихотворения, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов» и другие Тургенева, рассказы и стихотворения Некрасова, «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие рассказы и повести Достоевского, повести «Противоречие» и «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина.

В 1840-х годах журнал публиковал произведения женщин-писательниц: М. Жуковой, Е. Ган, Н. Соханской, С. Закревской.

Позднее в журнале печатались «Тысяча душ» (1858) Писемского, «Обломов» (1859) Гончарова, повести «Овцебык» (1863), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866) Н. С. Лескова.

Кроме Белинского, с литературной критикой и рецензиями в «Отечественных записках» 1840-х—1850-х выступали В. П. Боткин, А. Д. Галахов, М. Н. Катков, Н. А. Некрасов.

В журнале Некрасова и Салтыкова-Щедрина сотрудничали Успенский, Островский, Решетников, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, дебютировавший в журнале рассказом «Чупринский мир» ещё в 1866 Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. Н. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и другие.

Беллетристика в 1870-е носила ярко выраженный народнический крестьянский характер.

Зарубежная литература

«Отечественные записки» эпохи М.Е.Салтыкова-Щедрина

В журнале участвовали опытные переводчики Н. Х. Кетчер, А. И. Кронеберг, А. Н. Струговщиков. Помимо переводов из Гёте и Шекспира, «Отечественные записки» помещали переводы современных зарубежных авторов Жорж Санд, Чарлза Диккенса, Фенимора Купера, Г. Гейне, Александра Дюма-отца. Печатались обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных авторах. Позднее, при Некрасове и Салтыкове-Щедрине, публиковались переводы из В. Гюго, А. Доде, Э. Золя.

Литература

  • История русской журналистики XVIII—XIX веков. Москва: Высшая школа, 1966. С. 252—267, 437—446.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Отечественные записки | Наука | FANDOM powered by Wikia

Специализация:Язык:Главный редактор:Издатель:Страна:История издания:Отечественные записки в Викитеке.
Отечественные записки
Ошибка скрипта
Ошибка скрипта Обложка журнала. 1830 год

литературный журнал

Ошибка скрипта

Ошибка скрипта

Ошибка скрипта

Ошибка скрипта

с 1818 по 1884 год (с перерывами)

Commons-logoCommons-logo Отечественные записки на Викискладе

«Оте́чественные запи́ски» (Отечественныя записки) — русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами).

    Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А. А. Краевскому.

    Журнал Краевского Править

    Файл:OtechZapiski.jpg

    Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

    К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев, профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов, известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев, Ф. Ф. Корф и другие. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 года — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847 года), позднее С. С. Дудышкин.

    Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера, П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участие Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин».

    Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами.

    По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 года прекратил работать в журнале и с января 1847 года стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 годах совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866—1867 годах в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов.

    В 1868 году Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

    Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина Править

    По договору с Некрасовым Краевский оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем журнала с 1868 года стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

    К участию были привлечены Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, А. П. Щапов. Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.

    В апреле 1884 года журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

    Русская литература Править

    Файл:OtechestvennieZapiski.jpg

    «Отечественные записки» в 1840-е помещали произведения таких писателей, как Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарёв, Е. П. Гребёнка, А. Д. Галахов, А. М. Майков, А. А. Фет, В. Д. Яковлев, Я. П. Бутков и других.

    В журнале впервые опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов — стихотворения и повести Лермонтова, стихотворения Кольцова, статьи, «Записки одного молодого человека», первая часть романа «Кто виноват?» Герцена, стихотворения, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов» и другие Тургенева, рассказы и стихотворения Некрасова, «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие рассказы и повести Достоевского, повести «Противоречие» и «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина.

    В 1840-х годах журнал публиковал произведения женщин-писательниц: М. Жуковой, Е. Ган, Н. Соханской, С. Закревской.

    Позднее в журнале печатались «Тысяча душ» (1858) Писемского, «Обломов» (1859) Гончарова, повести «Овцебык» (1863), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866) Н. С. Лескова.

    Кроме Белинского, с литературной критикой и рецензиями в «Отечественных записках» 1840-х—1850-х выступали В. П. Боткин, А. Д. Галахов, М. Н. Катков, Н. А. Некрасов.

    В журнале Некрасова и Салтыкова-Щедрина сотрудничали Успенский, Островский, Решетников, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, дебютировавший в журнале рассказом «Чупринский мир» ещё в 1866 году Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. Н. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и другие.

    Беллетристика в 1870-е носила ярко выраженный народнический крестьянский характер.

    В разное время свои статьи в журнале размещали: Н. В. Альбертини, Я. В. Абрамов, А. А. Головачёв, Н. И. Зибер, Е. П. Карнович, В. В. Лесевич, Е. И. Лихачёва, С. В. Максимов, Н. Я. Николадзе, В. И. Покровский, В. И. Семевский, М. Н. Цебрикова, А. П. Щапов, С. Н. Южаков.[1]

    На протяжении 1880—1882 годов Николай Иванович Зибер — русский экономист, один из первых популяризаторов и защитников экономического учения Карла Маркса в России — опубликовал в журнале 8 статей под общим названием «Экономические эскизы» («Отечественные Записки» 1880 № 12; 1881 № 3, 5, 6, 9, 11; 1882 № 4 и 6). Говоря современным языком, Н. И. Зибер вёл своего рода «колонку»; впрочем, каждый из этих его «эскизов» представлял собой самостоятельный законченный научный труд.

    Другой видный русский экономист, основоположник школы государственного социализма в России, профессор (впоследствии академик) Иван Иванович Янжул в № 2 «Отечественных записок» за 1880 год опубликовал статью «Детский и женский фабричный труд в Англии и России»[2].

    Зарубежная литература Править

    Файл:OtechZapisky.jpg

    В журнале участвовали опытные переводчики Н. Х. Кетчер, А. И. Кронеберг, А. Н. Струговщиков. Помимо переводов из Гёте и Шекспира, «Отечественные записки» помещали переводы современных зарубежных авторов Жорж Санд, Чарлза Диккенса, Фенимора Купера, Г. Гейне, Александра Дюма-отца, Эдгара По. Печатались обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных авторах. Позднее, при Некрасове и Салтыкове-Щедрине, публиковались переводы из В. Гюго, А. Доде, Э. Золя.

    1. ↑ «Отечественные Записки». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 22.
    2. ↑ Янжул И. И. Детский и женский фабричный труд в Англии и России. // Отечественные записки, 1880, № 2. С. 430.

    ru.science.wikia.com

    Отечественные записки — Викитека

    1839: Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII 1840: Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII • Том XIII 1841: Том XIV • Том XV • Том XVI • Том XVII • Том XVIII • Том XIX 1842: Том XX • Том XXI • Том XXII • Том XXIII • Том XXIV • Том XXV 1843: Том XXVI • Том XXVII • Том XXVIII • Том XXIX • Том XXX • Том XXXI 1844: Том XXXII • Том XXXIII • Том XXXIV • Том XXXV • Том XXXVI • Том XXXVII 1845: Том XXXVIII • Том XXXIX • Том XL • Том XLI • Том XLII • Том XLIII 1846: Том XLIV • Том XLV • Том XLVI • Том XLVII • Том XLVIII • Том XLIX 1847: Том L • Том LI • Том LII • Том LIII • Том LIV • Том LV 1848: Том LVI • Том LVII • Том LVIII • Том LIX • Том LX • Том LXI 1849: Том LXII • Том LXIII • Том LXIV • Том LXV • Том LXVI • Том LXVII 1850: Том LXVIII • Том LXIX • Том LXX • Том LXXI • Том LXXII • Том LXXIII 1851: Том LXXIV • Том LXXV • Том LXXVI • Том LXXVII • Том LXXVIII • Том LXXIX 1852: Том LXXX • Том LXXXI • Том LXXXII • Том LXXXIII • Том LXXXIV • Том LXXXV 1853: Том LXXXVI • Том LXXXVII • Том LXXXVIII • Том LXXXIX • Том XC • Том XCI 1854: Том XCII • Том XCIII • Том XCIV • Том XCV • Том XCVI • Том XCVII 1855: Том XCVIII • Том XCIX • Том C • Том CI • Том CII • Том CIII 1856: Том CIV • Том CV • Том CVI • Том CVII • Том CVIII • Том CIX 1857: Том CX • Том CXI • Том CXII • Том CXIII • Том CXIV • Том CXV 1858: Том CXVI • Том CXVII • Том CXVIII • Том CXIX • Том CXX • Том CXXI 1859: Том CXXII • Том CXIII • Том CXIV • Том CXXV • Том CXXVI • Том CXXVII 1860: Том CXXVIII • Том CXXIX • Том CXXX • Том CXXXI • Том CXXXII • Том CXXXIII 1861: Том CXXXIV • Том CXXXV • Том CXXXVI • Том CXXXVII • Том CXXXVIII • Том CXXXIX 1862: Том CXL • Том CXLI • Том CXLII • Том CXLIII • Том CXLIV • Том CXLV 1863: Том CXLVI • Том CXLVII • Том CXLVIII • Том CXLIX • Том CL • Том CLI 1864: Том CLII • Том CLIII • Том CLIV • Том CLV • Том CLVI • Том CLVII 1865: Том CLVIII • Том CLIX • Том CLX • Том CLXI • Том CLXII • Том CLXIII 1866: Том CLXIV • Том CLXV • Том CLXVI • Том CLXVII • Том CLXVIII • Том CLXIX 1867: Том CLXX • Том CLXXI • Том CLXXII • Том CLXXIII • Том CLXXIV • Том CLXXV 1868: Том CLXXVI • Том CLXXVII • Том CLXXVIII • Том CLXXIX • Том CLXXX • Том CLXXXI 1869: Том CLXXXII • Том CLXXXIII • Том CLXXXIV • Том CLXXXV • Том CLXXXVI • Том CLXXXVII 1870: Том CLXXXVIII • Том CLXXXIX • Том CXC • Том CXCI • Том CXCII • Том CXCIII 1871: Том CXCIV • Том CXCV • Том CXCVI • Том CXCVII • Том CXCVIII • Том CXCIX 1872: Том CC • Том CCI • Том ССII • Том CCIII • Том CCIV • Том CCV 1873: Том CCVI • Том CCVII • Том CCVIII • Том CCIX • Том CCX • Том CCXI 1874: Том CCXII • Том CCXIII • Том CCXIV • Том CCXV • Том CCXVI • Том CCXVII 1875: Том CCXVIII • Том CCXIX • Том CCXX • Том CCXXI • Том CCXXII • Том CCXXIII 1876: Том CCXXIV • Том CCXXV • Том CCXXVI • Том CCXXVII • Том CCXXVIII • Том CCXXIX 1877: Том CCXXX • Том CCXXXI • Том CCXXXII • Том CCXXXIII • Том CCXXXIV • Том CCXXXV 1878: 1879: 1880: 1881: 1882: 1883:

    ru.wikisource.org

    Отечественные записки (журнал)

    «Отечественные записки» — русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами).

    Ранний период

    Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому.

    Журнал Краевского

    Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

    К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев, профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов, известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков, Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев и другие. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847), позднее С. С. Дудышкин.

    Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера, П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин».

    Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 прекратил работать в журнале и с января 1847 стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин.

    В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

    Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина

    По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкову-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

    К участию были привлечены прогрессивные силы литературы, критики, публицистики — Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, А. П. Щапов. Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние. В апреле 1884 журнал был закрыт по распоряжению властей.

    Русская литература

    «Отечественные записки» в 1840-е помещали произведения таких писателей, как Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарёв, Е. П. Гребёнка, А. Д. Галахов, Аполлон Майкова, А. А. Фета и другие.

    В журнале впервые опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов — стихотворения и повести Лермонтова, стихотворения Кольцова, статьи, «Записки молодого человека», первая часть романа «Кто виноват?» Герцена, стихотворения, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов» и другие Тургенева, рассказы и стихотворения Некрасова, «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие рассказы и повести Достоевского, повести «Противоречие» и «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина.

    Позднее в журнале печатались «Тысяча душ» (1858) Писемского, «Обломов» (1859) Гончарова, повести «Овцебык» (1863), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866) Н. С. Лескова.

    Кроме Белинского, с литературной критикой и рецензиями в «Отечественных записках» 1840-х—1850-х выступали В. П. Боткин, А. Д. Галахов, М. Н. Катков, Н. А. Некрасов.

    В журнале Некрасова и Салтыкова-Щедрина сотрудничали Успенский, Островский, Решетников, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, дебютировавший в журнале рассказом «Чупринский мир» ещё в 1866 Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. Н. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и другие.

    Беллетристика в 1870-е носила ярко выраженный народнический крестьянский характер.

    Зарубежная литература

    В журнале участвовали опытные переводчики Н. Х. Кетчер, А. И. Кронеберг, А. Н. Струговщиков. Помимо переводов из Гёте и Шекспира, «Отечественные записки» помещали переводы современных зарубежных авторов Жорж Санд, Чарлза Диккенса, Фенимора Купера, Г. Гейне, Александра Дюма-отца. Печатались обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных авторах. Позднее, при Некрасове и Салтыкове-Щедрине, публиковались переводы из В. Гюго, А. Доде, Э. Золя.

    Литература

    • История русской журналистики XVIII—XIX веков. Москва: Высшая школа, 1966. С. 252—267, 437—446.

    mediaknowledge.ru

    Журнал «Отечественные записки» А. Краевского. — МегаЛекции

    А.С. Пушкин – журналист и редактор

    Первые пушкинские статьи появились на страницах журнала «Сын Отечества», «Московский телеграф», альманаха «Северные цветы».

    В 1820-х годах Пушкин проявляет себя как незаурядный памфлетист.

    Важный этап журналистской деятельности Пушкина связан с «Литературной газетой», которую издавал Дельвиг. В ней он опубликовал (без подписи) библиографическую заметку « Некрологи генерала от кавалерии Н.Н. Раевского». В этой газете пушкинские статьи публиковались в отделах «Смесь» и «Библиографии», чаще всего без подписи и без заглавия, и являлись откликом на факты литературной жизни. В «Литературной газете» проявились особенности авторской журнальной статьи: экономность словесных средств, логически безупречная выстроенность сюжета. В 1830 со смертью Дельвига газета прекратила существование.

    Ареной пушкинских сатирических разоблачений Булгарина стал журнал «Телескоп», принадлежавший Н. Надеждину. В нем был напечатано несколько фельетонов под псевдонимом Феофилакт Косичкин.

    После активной журналистской работы Пушкин умолкает. Он намеревался противопоставить «торговому направлению» новый тип издания с особой организацией и структурой, и им стал «Современник» (1836).

    Среди сотрудников «Современника» были Давыдов, Гоголь, Тютчев. Эти писатели и поэты привлекли к себе внимание Белинского, указавшего на их талант. Редактируя поступавшие сочинения, Пушкин заботился об их соответствии духу и стилю журнала. Он внимательно вычитывал корректуры и вел переговоры с цензурой.

    В соответствии с программой и предписанием цензуры «Современник» по внешнему виду не отличался от альманаха – имел отдел прозы и поэзии. Однако по содержанию он представлял собой литературно-общественный журнал, в котором проза и поэзия перемешались с публицистикой и критикой.

    Западники и славянофилы в русской журналистике.

    Славянофильство – направление в русской общественной мысли, преимущественно в среде московского дворянства, идея которого заключалась в протесте против подражательного отношения к Западу и с обоснованием идеи самобытного развития России. Самыми первыми славянофилами были Хомяков, Киреевский. Позже к ним присоединилось младшее поколение: Аксаковы, Чижов, Самарин, Валуев.

    Издание первых славянофильских сборников стало заслугой Д. Валуева. Первый из подготовленных, «Синбирский сборник», вышел в середине 1845 года. Он содержал исторические материалы, собранные в Симбирской и соседних областях. Он планировал продолжать издание, однако его ранняя смерть помешала этому.

    Еще весной 1844 года славянофилы начали переговоры с Погодиным о передаче его «Москвитянина» под их редакцию. В то время он еще совершенно не имел какого либо направления и влачил жалкое существование, однако его страницами изредка пользовались Хомяков, Грановский, Соловьев и Герцен. По условиям договоренности, достигнутой к концу 1844 года, Киреевский стал неофициальным редактором «Москвитянина». Для обновленного «Москвитянина он подготовил более десятка работ, включая вступительные к другим статьям журнала. Однако он просуществовал недолго. Киреевский устал и был болен, а Погодин не хотел заключать договоренностей с юным поколением славянофилов.

    В мае 1846 выходит «Московский литературный и ученый сборник». Это издание Панаева отличалось от предыдущих тем, что публицистические работы превалировали в нем над научными. А другую заметную сторону составляли работы изящной словесности: стихи Языкова, Аксакова, Вяземского и проч. Он оказался успешным. В 1847 выпускают второй.

    1859 газета «Парус» Аксакова. Пан-славизм. Вышло всего два номера. Рассуждения о цензуре и гласности.

    1867-1868 газета «Москва». Пан-славизм и защита промышленности от западного влияния.

    Западничество – объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России. З. представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, В.А.Милютин, И.И.Панаев, В.Н.Майков, Е.Ф.Корш, П.Г.Редкин.

    Против славянофильства и «официальной народности» Белинский и Герцен выступали вместе с либералами-западниками: Грановским, Кавелиным, Боткиным, Анненковым и др. Но разногласия и споры среди союзников начались уже в сороковые годы. Белинский, Герцен и их единомышленники были сторонниками народной революции, а либералы ратовали за реформы. Революционные демократы подвергали критике капиталистические порядки, либералы-западники восхваляли их.

    В области литературы западники выступали в поддержку реалистического направления и прежде всего творчества Н.В.Гоголя. Главной трибуной западничества были журналы «Отечественные записки» и «Современник».

     

     

    22. Философическое письмо П. Чаадаева и полемика вокруг него

    Вернувшись в Россию в 1826 году, П.Я. Чаадаев ведет затворническую жизнь. В 1828 — 1830 гг. он пишет свои знаменитые "Философские письма" — всего было написано восемь "Философических писем". В 1836 году в пятнадцатом номере журнала "Телескоп" читатели увидели "Первое Философическое письмо" П.Я. Чаадаева. Автор и издатель предполагали продолжить публикацию следующих писем, однако это намерение осуществить не удалось.

    Наибольшее возмущение вызывали высказывания Чаадаева о том, что Россия совершенно оторвалась от общемирового культурного развития, а русский народ пока "составляет пробел в порядке разумного существования человечества". С серьезной критикой взглядов П.Я. Чаадаева выступили А.С. Пушкин, А.С. Хомяков и многие другие отечественные мыслители. Правда, эта критика была выражена в частных письмах, а не в открытой печати. Лишь очень немногие, как например А.И. Герцен, согласились с выводами автора "Философического письма".

    В октябре 1836 году Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и оказался под постоянным медицинским и полицейским надзором. Журнал "Телескоп" закрыли.

    Столь резкая реакция заставила Чаадаева существенно пересмотреть свои взгляды. В 1837 году им была написана "Апология сумасшедшего", в которой содержалась гораздо более оптимистическая оценка будущего России.

    Журнал «Отечественные записки» А. Краевского.

    Центром идейной жизни сороковых годов стал журнал «Отечественные записки». История этого издания началась в 1818 году, когда чиновник Свиньин получил разрешению на издание сборника этнографических и переводческих материалов. В 1838 году Свиньин передал журнал А. Краевскому, и с этого времени началась новая история журнала, утвердившего энциклопедический тип, или «толстый» журнал.

    Краевский стал создателем первого в России издательского концерна, в который входили «Отечественные записки, «Литературная газета» и «Русский инвалид». В изданиях Краевского работали лучшие журналисты того времени – Белинский, Некрасов, Герцен, Боткин и другие. Здесь были опубликованы произведения Тургенева, Герцена, Некрасова и Кольцова.. С «Отечественными записками» связано появление натурально школы – литературного направления реалистического искусства.

    С середины 1839 года Белинский стал московским корреспондентом «Отечественных записок», а позже он стал заведовать отделами критики и библиографической хроники.

    Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и и славянофилами.

    Из-за низкой зарплаты и идейного характера Белинский с апреля 1846 года прекратил работать в журнале и с января 1847 года стал критиком журнала «Современник». Перешёл Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 годах совместно с Краевским был С. С. Дудышкин.

    В 1868 году Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

     

    24. Основные этапы журналистской деятельности В. Белинского.

    После исключения из универа, Белинский работал критиком у Надеждина в журнале «Телескоп» и газете «Молва». По его мнению, ведущим критерием оценки литературы была народность и современность.

    Надеждин, уезжая за границу на лечение, оставляет редакторскую должность Белинскому. В журнале начинают печататься Аксаков, Боткин, Кольцов. Сам критик пишет о Гоголе, Кольцове. Большое значение для журнального дела имела статья-анализ журнала Сенковского «Библиотека для чтения». В это время творчество Белинского попало в зрения Пушкина. Есть сведения, что он хотел пригласить его в «Современник».

    В 1836 году «Телескоп» был закрыт за печать философских писем Чаадаева. Некоторое время Белинский был без работы, а в 1838 годах он печатается в «Московском наблюдателе» и в «Литературных прибавлениях к русскому инвалиду» Краевского.

    Работа в «Отечественных записках» (39-46) - расцвет его публицистической деятельности. В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр новой литературно-критической статьи. Каждый номер издания открывался годовым обзором Белинского. Белинский создал и утвердил жанр монографической статьи-исследования. Белинский заложил основы демократической театральной критики. В «Отечественных записках» под рубрикой «Русский театр в Петербурге» он регулярно публиковал отчеты о постановках Александринского театра.

    Полемику со славянофилами он продолжал в «Современнике» (47-48), где была опубликована статья «Ответ «Москвитянину»». Там же Белинский продожил борьбу за творчество Гоголя.

     

     

    25. Журнал «Современник» Н. Некрасова и И. Панаев

    Псоле смерти поэта журнал перешел к Вяземскому, Краевскому, Одоевскому и Плетневу. Они выпустили по одному номеру. В 1838 постоянным редактором стал П. Плетнев.

    В 1846 был составлен арендный договор на имя Панаева – так Панаев и Некрасов стали хозяевами «Современника». Новый журнал взял лучшее из «Отечественных записок». Был увеличен объем, в качестве приложений можно было получать литературные произведения. Печатались в журнале Гончаров, Герцен, Дружинин и сам Некрасов. Отдел критики и библиографии открывался обзором Белинского. Здесь в основе были общественные взгляды критика. Под руководством Белинского реорганизовали отдел «Науки и искусства». В практике «Современника» реализовывалось положение критика о необходимости единого направления журнала. Преимущественный интерес к проблемам общества был заметен в каждом номере издания. Общественная позиция «Современника» - антикрепостичество.

    Продуманная редакционная политика этого журнала помогла стать «Современнику» лидером журнального мира России.

     

    26. Основные направления в журналистике 1840-х годов.

    1840-е года – время напряженных теоретических исканий, внешне не обозначенное какими-либо событиями. Опорой правительства была теория официальной народности. Установление единого идеологического режима в стране было закономерно – после восстания декабристов и революционных идей Запада. Для контроля за периодическими изданиями правительство использовало Третье отделение канцелярии.

    Внимание правительства к столичным изданиям, привело к укреплению провинциальной прессы. С 1838 года в 41-ой губернии стали выходить «Губернские ведомости», носившие официальный характер. Их содержание было строго регламентировано. Они состояли из двух частей – официальной и неофициальной. Вообще, они являлись рупором правительства.

    Основную массу изданий составляли журналы, альманахи, сборники. Газет было мало и они как правило носили специализированный характер.

    Одна часть, так называемые западники, сосредоточилась на изучении исторического опыта Запада, особенно Франции. Славянофилы же в поисках идеала обращались к истории допетровской Руси. Наличие трех идейных лагерей (правительство, западники, славянофилы) отразилось в печати.

    Правительственные издания: журналы министерств, губернские ведомости, «Северная пчела», правительственные вестники и некоторые специализированные издания.

    Однако нельзя сказать, что существовали органы печати, стерильно четко придерживающиеся той или иной линии ориентации. Так, «Москвитянин», созданный как официальный, перешел в руки славянофилов.

    Возникший еще в начале 30-х годов при участии Пушкина тип «литературной» газеты окончательно утверждается в сороковых годах. «Литературная газета» этого периода стала лидером газетного рынка и разделяла демократические позиции «Отечественных записок». С этой газетой активно сотрудничали Некрасов и Белинский.

    Газета «Московские ведомости» изменила направление с 1843 года, когда ее редактором стал Е. Корш, который был дружен с Герценом и Огаревым и разделял их взгляды. Здесь было опубликовано немало материалов, посвященных экономическим вопросам. Рассматривались вопросы торговли, тарифные системы, научная литература этой тематики.

    В 1847 году была предпринята попытка создать городскую газету – это был «Московский городской листок», который просуществовал всего год. Газета выходила два раза в неделю и намеревалась стать конкурентом «Северной пчеле» Булгарина. Редактор газеты В. Драшусов публиковал постоянную информацию о жизни Москвы.

     

     

    27. А. И. Герцен в журналистике 1840-х гг.

    40-е годы важны не только с точки зрения профессионального становления Герцена-журналиста.

    Выступления Герцена против проводников «официальной народности»— Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, М. П. Погодина, С, П. Шевырева — носили резко негативный, фельетонный характер, то его отношение к славянофилам не было столь однозначным. Отвергая догмы их учения, Герцен с большим уважением относился ко многим представителям славянофильства.

    В последующие десятилетия публицист отчасти переосмысливает теорию славянофилов и во многом оказывается ближе к ним, чем к единомышленникам-западникам. Несмотря на отдельные расхождения с теми и другими, в период общественного подъема в России 50-х годов он считал необходимым, забыв о разногласиях, объединить все силы в деле освобождения крестьян. Этой задаче была посвящена его зарубежная журналистская деятельность и поиски контактов с Россией.С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» под псевдонимом «Искандер» и «Современнике» статьи. Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны такие произведения как «Москва и Петербург», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры» и тд. Из всего этого выделяются повесть «Сорока-воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват?», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке.

    В целом, Герцен создал затем свой особый жанр беллетристики. Всё изложение очень эмоционально. Отношение автора к описанным событиям высказывается в его репликах, восклицаниях, отступлениях». И уже в 50 годах создает полярную звезду и колокол.

     

    28. Журналистика «мрачного семилетия»: основная характеристика, последствия цензурного режима.

    Революционные события во Франции сильно повлияли.

    Уже в конце февраля 1848 года Министерство народного просвещения получило высочайшее распоряжение, где были изложены основные положения политики печатного слова. В стране вводился контроль за действиями цензурных ведомств. Предписывалось учредить комитет, целью которого было бы рассмотреть, правильно ли действует цензура. Его возглавил Д. Бутурлин, по имени которого комитет вошел в историю как бутурлинский, или Комитет 2 апреля.

    В соответствии с цензурным уставом 1828 года у отечественных журналистов было отобрано право обсуждать в печати вопросы внутренней и внешней политики и действий чиновников. Комитет 2 апреля обязал цензоров не пускать в печать даже косвенные порицания действий властей, существующего законодательства и даже отзывы на иностранные книги, запрещенные к ввозу в Россию. Запрещено было писать о представительных собраниях иностранных государств, о депутатах, о студенческих беспорядках, об университетах европейских государств. Цензоры были предупреждены о личной ответственности за нарушение предписаний.

    Новым министром народного просвещения стал П. Ширинский-Шихматов, которого окрестили «шах и мат» отечественной словесности.

    В журналах стали реже печататься литературные обозрения, а через некоторое время они и вовсе исчезли со страниц. Даже отдел словесности в «Современнике» снизил уровень. В период «мрачного семилетия» перед редакторами встала задача защитить от закрытия журналы и издания. Русская литература понесла значительные потери: в ссылку был отправлен Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, умер Белинский, уехал заграницу Герцен. Тяжело болел, а в 1852 умер Гоголь.

    В эти годы распространения получила практика, немыслимая для журналистики периода Белинского – авторы стали печататься сразу в нескольких изданиях. Это происходило оттого, что у журналов была изъята строгость направления. Редакторы заполняли страницы материалами, которые сложно было заподозрить в вольнодумии.

     

    megalektsii.ru

    «Отечественные записки»

     

    В 1866 г., когда закрылись «Современник» и «Русское слово», русская революционная демократия осталась без своих руководящих ежемесячных журналов.

    Редакторы этих изданий Некрасов и Благосветлов понимали, что после выстрела Каракозова никому из бывших сотрудников не удастся получить права на выпуск вновь созданного печатного органа. Опыт и обстановка подсказывали единственный выход — аренду уже существующего издания с широкой программой, чтобы при помощи новых сотрудников превратить его в демократический орган.

    Некрасов после ряда неудавшихся попыток (переговоры о возобновлении «Современника», об издании сборника, журнала «Дело», газеты «Неделя») приходит к мысли об аренде «Отечественных записок», принадлежавших А. А. Краевскому. Благосветлов несколько ранее приступил к выпуску журнала «Дело», взяв подставным редактором и издателем Н. И. Шульгина.

    «Отечественные записки», пережившие пору блестящего расцвета в 40-е годы, когда там сотрудничали Белинский и Герцен, затем пришли в упадок. Количество подписчиков непрерывно сокращалось, и Краевский, опасаясь новых убытков, готов был уступить журнал другим лицам.

    В июле 1867 г. Некрасов начал хлопоты об аренде «Отечественных записок». С Краевским был заключен договор, по которому за Некрасовым признавалась полная самостоятельность в руководстве журналом. Лишь в том случае, если Некрасов получит два предостережения, Краевский, очень боявшийся совсем потерять свой журнал, мог вмешаться в редакционные дела. Вместе с тем он оставался официальным редактором и имел определенные финансовые права в журнале. Краевский выторговал еще одно условие — чтобы «Отечественные записки» не критиковали газету «Голос», принадлежавшую ему же.

    Приступая к изданию обновленных «Отечественных записок», Некрасов не привлек в журнал двух постоянных сотрудников закрытого «Современника» — М. Антоновича и Ю. Жуковского, которых цензура считала наиболее «опасными» писателями. «...Из бывших сотрудников «Современника» признано было необходимым устранить от участия в «отечественных записках» гг. Антоновича и Юлия Жуковского, отличавшихся крайними воззрениями, о чем и были поставлены в известность как г. Краевский, так и г. Некрасов», — записано в протоколе заседания Совета Главного управления по делам печати от 19 ноября 1871 г.236[111] Некрасов не мог пренебречь этим требованием. Кроме того, в ходе переговоров об «Отечественных записках» выяснилось, что Жуковский и Антонович претендовали на особую роль в журнале и желали быть не только сотрудниками, но и соиздателями.

    В сложной, чреватой неожиданностями обстановке Некрасову пришлось отказаться от их участия в журнале. Этот факт был тенденциозно описан в выпущенной в 1869 г. Антоновичем и Жуковским брошюре «Материалы для характеристики русской литературы», направленной против Некрасова и «Отечественных записок».

    Некрасов не счел возможным отвечать на грубые выпады разобиженных журналистов, обвинявших его в «отступничестве» и переходе на позиции либералов. Антоновичу и Жуковскому на страницах «Отечественных записок» убедительно ответили M. Е. Салтыков-Щедрин и Г. 3. Елисеев237[112].

    Вместо Антоновича и Жуковского Некрасов привлек Салтыкова-Щедрина, который в содружестве с ним и Елисеевым составил редакцию журнала. Роль Некрасова и Салтыкова-Щедрина в руководстве «Отечественными записками» общеизвестна. Именно ял неустанным заботам и трудам, их принципиальности и художественному вкусу обязан журнал своим влиянием и весом. Но и Елисеев, талантливый публицист и редактор, несмотря на свои либеральные колебания, был им надежным товарищем и помощником. Обязанности членов редакции распределялись так: Некрасов осуществлял общее руководство журналом и вел отдел поэзии, Салтыков-Щедрин редактировал беллетристику, Елисеев — публицистические материалы.

    Несмотря на тяжелые цензурные условия уже в конце 1868 г. определился успех «Отечественных записок». Тираж вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров, все лучшие прогрессивные силы русской литературы и публицистики сосредоточились вокруг журнала. Здесь сотрудничали Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, А. П. Щапов, Н. К. Михайловский (который после смерти Некрасова становится соредактором журнала) и многие другие.

    Официально с 1865 г. «Отечественные записки» были освобождены от предварительной цензуры, однако это нисколько не улучшило положения журнала. Чтобы избежать ареста отдельных номеров или полного прекращения «Отечественных записок», — такая потеря была бы невосполнима в эти годы, — Некрасов предусмотрительно показывал оттиски набора одному из цензоров, так что фактически они проходили предварительную цензуру. Несмотря на эту меру, редакция нередко выслушивала «внушения» за резкий характер отдельных статей и номеров, получала официальные предупреждения. Первое из них было в 1872, последнее — в 1883 г. Цензура ни на минуту не заблуждалась в понимании истинного характера нового журнала Некрасова и с первых книжек отнесла его к изданиям неодобрительного направления, стремящимся к изменению самих основ существующего государственного строя238[113]. Особенно сильно страдали от цензуры произведения Некрасова и Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки», по замыслу организаторов, призваны возродить, продолжить в новых условиях дело «Современника».

    Борьба против пережитков крепостничества и царизма, против политической реакции и буржуазного либерализма, против угнете­ния народных масс — вот главное, что определяло содержание журнала в 70-е годы и придавало ему демократический характер.

    Такое направление позволило объединиться вокруг «Отечественных записок» и верным хранителям наследства 60-х годов (Некрасов, Салтыков-Щедрин) и литераторам, сделавшим существенные народнические «прибавки», как говорил В. И. Ленин, к этому наследству (Михайловский, Кривенко, Южаков, Энгельгардт и др.).

    Некоторые сотрудники, например Г. Успенский, хотя и испытывали на себе серьезные влияния народнических теорий, стояли все-таки ближе к Некрасову и Салтыкову-Щедрину. Успенский скептически относился к народнической идеализации крестьянства. Он честно и бесстрашно вскрывал противоречия пореформенной деревни, тогда как многие публицисты-народники и беллетристы замазывали эти противоречия и воспевали крестьянскую общину, не замечая, что она разлагается изнутри.

    Каждый номер журнала делился на две части: первая отводилась художественной литературе и статьям научного содержания, вторая — публицистике. В обновленных «Отечественных записках», как и в «Современнике», был отлично поставлен отдел беллетристики. Редакции удалось привлечь в журнал лучшие прогрессивные силы русской литературы 70—80-х годов.

    Кроме названных уже писателей (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Успенский, Островский, Решетников), в «Отечественных записках» сотрудничали В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. О. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и др.

    Беллетристика журнала в 70-е годы носит ярко выраженный крестьянский характер, который придавали ей произведения Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), Г. Успенского и ряда беллетристов-народников. Много внимания уделялось критике капитализма и буржуазных отношений, проникающих на русскую почву (произведения Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Г. Успенского, Островского). Особое значение приобрела тема поэтизации гражданского, революционного подвига, наиболее ярко воплощенная в поэме Некрасова «Русские женщины». Это была прямая и смелая поддержкарусских революционеров, героически боровшихся с царским самодержавием. Таким образом, в литературных произведениях, появлявшихся на страницах «Отечественных записок», читатель находил достаточно широкую реалистическую картину русской жизни во всей ее глубине и сложности.

    Иностранная литература была представлена именами В. Гюго, А. Доде, Э. Золя и других писателей.

    В научном отделе наибольшую ценность имели статьи таких крупных прогрессивных ученых, как Сеченов, Мечников, Лесгафт, Докучаев, Костычев. В их статьях пропагандировался философский материализм, велась борьба с казенной наукой, поставленной на службу самодержавию, с религиозно-идеалистическими теориями. Здесь же печатались многочисленные исторические исследования, среди которых надо отметить статьи Щапова, Костомарова и обширную очерковую литературу о русской деревне (Г. Успенский, Терпигорев, Фирсов, Энгельгардт и др.).

    Второй отдел журнала, «Современное обозрение», состоял из статей, очерков, заметок на общественно-политические, экономические и литературные темы и включал в себя ряд постоянных рубрик: «Внутреннее обозрение», которое вели Демерт и Елисеев, а в 80-е годы Кривенко и Южаков, «Наша общественная жизнь» Демерта, «Парижские письма» французского публициста, постоянного сотрудника журнала Шассена, «Литературные и журнальные заметки» Михайловского, «Новые книги» Скабичевского.

    Важную роль в «Современном обозрении» играл Михайловский. Значение Михайловского в истории нашего освободительного движения, положительные и отрицательные стороны его общественной и литературной деятельности глубоко раскрыты В. И. Лениным в статье «Народники о Н. К. Михайловском». Михайловский, — писал В. И. Ленин, — «сочувствовал угнетенному положению крестьян, энергично боролся против всех и всяких проявлений крепостнического гнета, отстаивал в легальной, открытой печати — хотя бы намеками сочувствие и уважение к «подполью», где действовали самые последовательные и решительные демократы-разночинцы, и даже сам помогал прямо этому подполью»239[114]. И это сближало его с Некрасовым и Салтыковым-Щедриным.

    Вместе с тем Михайловский в статьях «Что такое прогресс?», «Герой и толпа», «Теория Дарвина и общественная наука» обосновывал так называемый субъективный метод в социологии, развивал «теорию прогресса», основанную на ошибочному представлении о решающей роли в истории критически мыслящей личности, которая сможет легко увлечь за собой инертную «толпу». Проповедуя субъективную социологию, позитивизм в философии, Михайловский, как и другие народники, «сделал шаг назад от Чернышевского»240[115], — указывал В. И. Ленин.

    Страшась капиталистической ломки всего уклада русской жизни и особенно русской деревни, Михайловский создал теорию возможности для России миновать капитализм. Защищая в условиях капиталистического развития средневековую форму общинного землевладения, он выступал как представитель интересов мелкого производителя, мелкого буржуа.

    Влияние мелкобуржуазной, либерально-народнической идеологии в журнале стало сказываться особенно сильно после 1881 г., когда в редакции усилилась роль Кривенко, Иванюкова, Воронцова и др. Именно эти публицисты, а также Елисеев и Шассен доставляли больше всего хлопот Салтыкову-Щедрину в связи с их либерально-народническими, либерально-буржуазными иллюзиями и представлениями. Так, например, Шассен (псевдонимы его — Клод Франк, Людовик), подробно описывая текущие события во Франции, выступал подчас как законченный либерал, принципиальный сторонник французской буржуазной демократии в том виде, как она сложилась после разгрома Парижской коммуны, и это не раз заставляло Салтыкова-Щедрина оспаривать его утверждения.

    Основной вопрос, который ставили публицисты и писатели журнала, был крестьянский. Мужик «всем... нужен», — писал Салтыков-Щедрин, — а «ежели мужик так всем необходим, то надо же знать, что он такое, что представляет он собой как в действительности, так и in potentia, каковы его нравы, привычки и обычаи, с какой стороны и как к нему подойти»241[116]. Малоземелье, тяжесть выкупных платежей и других налогов, юридическая, гражданская неполноправность народных масс, их обнищание подробно описывались в журнале. Реакционная печать, защищавшая помещичьи интересы, всегда встречала решительного противника в лице «Отечественных записок».

    Мужественно поддерживали сотрудники журнала русское революционное движение. «Отечественные записки» выступали против либеральных заигрываний правительства с обществом, принципиально отвергали монархическую форму государственного устройства. Они признавали неизбежность и закономерность революционной борьбы, знакомили своих читателей с общественным движением на Западе, показывали прогрессивную роль революций в пробуждении масс, в освобождении от феодального, церковного и монархического деспотизма.

    Немало страниц «Отечественных записок» было посвящено критике западноевропейского и русского капитализма, буржуазного либерализма и демократизма, и это, как отмечал В. И. Ленин, было особенно ценно в журнале242[117].

    Салтыков-Щедрин правдиво изобразил русский капитализм в характерах Чумазого, Колупаева и Разуваева, показал, что их появление обусловлено строем русской пореформенной жизни. Но многие сотрудники, в первую очередь Михайловский и Елисеев, неисторически подходили к оценке русского капитализма и буржуазности. Они не понимали закономерности общественного развития, считали капитализм в стране временным, случайным явлением и склонны были искать причину развития буржуазных отношений где угодно, только не в характере производительных сил общества.

    Еще в начале 70-х годов Елисеев в статьях «Плутократия и ее основы», «Храм современного счастья, или проект положения об акционерных обществах» негодовал на правительство, которое, поддерживая русские промышленно-торговые круги, по его мнению, переносило в Россию западноевропейские капиталистические порядки. В дальнейшем публицисты-народники часто обращались к «обществу», интеллигенции и позднее даже к царским министрам с призывом спасти Россию от язвы капитализма.

    Возникновение рабочего класса в стране было отмечено журналом, однако «рабочий вопрос» не был понят и оценен в «Отечественных записках». Михайловский, например, в статье, посвященной съезду русских промышленников (1872, № 8), подменил его крестьянским вопросом, утверждая, что в России рабочие — те же крестьяне. Это было ошибочное, вредное представление. Не сознавая исторической роли пролетариата, народники возлагали все свои надежды на русское крестьянство с его патриархальной общинностью. На страницах «Отечественных записок» было уделено известное внимание экономической теории марксизма. Журнал в 1872 г. устами Михайловского приветствовал выход русского перевода первого тома «Капитала», а до этого в журнале не раз использовались материалы немецкого издания в статьях Елисеева, Покровского и др. («Плутократия и ее основы», «Что такое рабочий день?»). В 1877 г. журнал вел полемику с буржуазными экономистами, либеральными публицистами (Ю. Жуковский, Б. Чичерин) по поводу первого тома «Капитала». Однако защита авторитета Маркса и в «Отечественных записках» 70-х годов велась весьма робко, поскольку публицисты журнала (Михайловский, Зибер) сами не поняли историко-философской концепции автора.

    Внимательно следивший за распространением своей книги в России и полемикой вокруг нее, Маркс в конце 1877 г. написал письмо в редакцию «Отечественных записок». Он подверг принципиальной критике некоторые высказывания Михайловского и протестовал против попытки приписать учению о капиталистической формации и законах ее развития значение какой-то «универсальной отмычки», с помощью которой можно пытаться разрешить все вопросы исторического развития и на этом основании оспорить учение о капитале и о его применимости к России. Маркс полагал, что Россия после 1861 г. пошла по пути капиталистического развития и не минует тех противоречий, которые пережил капиталистический Запад, хотя и не отрицал в принципе теоретической возможности, при известных исторических условиях, перехода отдельной страны к социализму, минуя капитализм.

    Письмо это было найдено и отослано в Россию Энгельсом уже после смерти Маркса. Оно долгое время ходило в рукописных копиях с французского оригинала, а затем, переведенное на русский язык, появилось в «Вестнике Народной воли» (Женева, 1886, № 5). Позднее его перепечатал выходивший в России журнал «Юридиче­ский вестник» (1888, № 10). Письмо произвело большое впечатление на русских читателей243[118], но было умышленно неверно истолковано народниками, которые в конце 80-х годов уже открыто стали на путь борьбы с русскими социал-демократами и марксизмом.

    В 1882—1883 гг. с изложением экономической теории К. Маркса на страницах журнала «Отечественные записки» выступил Г. В. Плеханов (псевдоним — Валентинов) в статьях: «Новое направление в области политической экономии» (1882, № 5, 6) и «Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова» (1883, № 9, 10).

    Статья о Родбертусе впервые в нашей журналистике дает в основном верную оценку не только экономической стороны учения К. Маркса, но и его историко-философских взглядов. Опубликование этой работы совпало с организацией Плехановым за рубежом русской марксистской группы «Освобождение труда». Однако этот факт ни в коей мере не говорит о желании журнала пропагандировать марксизм. В значительной степени появление статей Плеханова было вызвано интересами полемики и для направления журнала в 80-е годы не является показательным.

    Литературно-критическая позиция журнала определялась защитой реализма, высокой идейности искусства и литературы, борьбой против реакционных писателей, против теории «чистого искусства» и натурализма. В качестве ведущих литературных критиков «Отечественных записок» выступали в разные годы Писарев, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Протопопов и Скабичевский. Они неизменно поддерживали новую разночинную литературу, остро критиковали литераторов, клеветавших на новое поколение революционе­ров-разночинцев.

    Выдающееся значение имела литературно-критическая деятельность Салтыкова-Щедрина. После трагической гибели Писарева в 1868 г. отдел литературной критики «Отечественных записок» остался без руководителя. Это побудило Салтыкова-Щедрина внимательно заняться отделом и принять в нем активное участие. Его статьи «Напрасные опасения», «Уличная философия», «Бродящие силы» и др., а также многие рецензии явились серьезным вкладом в русскую литературную критику.

    В статье «Напрасные опасения», которую современники рассматривали как программную, Салтыков-Щедрин выразил свое революционно-демократическое понимание роли и задач литературы в новых исторических условиях. Отвергая стоны либеральной критики об упадке беллетристики, он верно уловил новые черты русской литературы, когда на смену дворянским писателям пришел разночинец и возникла задача создания нового типа положительного героя.

    Салтыков-Щедрин высоко оценивает творчество Решетникова, считает чрезвычайно полезным обращение молодой литературы к жизни простого народа. Пусть в ней нет еще крупных имен, но направление, по которому она идет, плодотворно. Салтыков-Щедрин осуждает писателей, умышленно или нечаянно искажающих образы «новых людей». В статье «Уличная философия» он резко критикует Гончарова за грубую клевету на разночинца-революционера. Особое возмущение критика вызвало то, что Гончаров пытался в образе Марка Волохова из романа «Обрыв» опорочить социалистическую доктрину, отрицающую частную собственность. Это был урок не одному Гончарову, но и Тургеневу, написавшему роман «Дым», Достоевскому, автору «Бесов», Лескову и другим писателям, выступившим против передовой разночинной молодежи.

    Большое количество статей на литературные темы в «Отечественных записках» опубликовал Михайловский, после того как Салтыков-Щедрин в начале 70-х годов отошел от постоянной критической и библиографической работы. В целом Михайловский продолжал намеченную журналом линию. Однако, несмотря на ряд боевых схваток с реакционными писателями, сторонниками «чистого искусства» и натурализма, Михайловский не смог придать литературно-критическому отделу того значения и силы, какое литературная критика имела в «Современнике» при Чернышевском и Добролюбове. Упрощенная, подчас неверная оценка ряда литературных фактов свойственна статьям Протопопова и самого Михайловского. Народническая социология пагубно сказывалась на литературно-критических материалах журнала.

    Все эти годы цензура неизменно называла «Отечественные записки» вместе с «Делом» наиболее «вредным», «тенденциозным» демократическим изданием. «Этот журнал..., — сообщало Главное управление по делам печати временному петербургскому генерал-губернатору в 1879 г., — был долгое время под негласной редакцией Некрасова. Одно имя этого поэта дает уже понятие о том, в каком духе должен был издаваться журнал, который и после смерти Некрасова не изменил своего характера»244[119].

    Пропаганда идей демократии и социализма, даже в народнической, утопической форме, пугала правительство. Однако в силу того, что в журнале широкое отражение нашла идеология народничества, представители которого с годами все больше и больше поворачивали вправо, к либерализму, «Отечественные записки» сильно уступают «Современнику». При всем своем демократизме они допускали ошибки и противоречия в области социологии, философии и литературной критики. Наряду с произведениями Некрасова и Салтыкова-Щедрина здесь широко представлены труды либеральных народников, печатались статьи либерально-буржуазных публицистов и экономистов-эклектиков Иванюкова, Лесевича, Исаева и других, стоявших на позитивистских, идеалистических позициях. Это отрицательно сказывалось на издании, осложняло взаимоотношения сотрудников. Все острее становились противоречия между Салтыковым-Щедриным и либерально-народнической частью редакции. «Отечественные записки» не смогли достичь того единства направления, какое было свойственно лучшему русскому демократическому журналу «Современник» при Чернышевском. В отсталой, полуфеодальной России семидесятникам трудно было выработать правильную революционную теорию и воплотить ее в направлении журнала.

    После 1881 г. положение журнала стало необычайно тяжелым. Первый советник царя обер-прокурор священного синода К. Победоносцев требовал расправы над демократическими органами печати. В 1883 г. «Отечественным запискам» было объявлено последнее предупреждение. Редакции приходилось соблюдать большую осторожность. Салтыков-Щедрин прервал печатание «Современной идиллии». Цензура без пощады вырезала статьи из набранных номеров. Реакция 80-х годов, усиление цензурного гнета сказались на подписке. На 1884 г. журнал потерял около 1500 подписчиков.

    Особенно трудно стало редакции после ареста и высылки из Петербурга Михайловского за безобидную, в сущности, речь, произнесенную на собрании студентов. Царской охранке удалось к этому времени раскрыть связи отдельных членов редакции журнала с русскими политическими эмигрантами. В январе 1884 г. был арестован Кривенко, который принимал непосредственное участие в редактировании журнала, а в апреле было опубликовано правительственное сообщение о закрытии «Отечественных записок» за пропаганду социалистических учений и принадлежность отдельных сотрудников к составу тайных революционных организаций, по существу же — за антиправительственное, демократическое направление. Закрытие журнала с болью переживали как сотрудники, так и широкие круги демократических читателей в России.

    В. И. Ленин в своих трудах не раз обращался к «Отечественным запискам», называя их в целом одним из лучших демократических изданий XIX в. Ленинская оценка журнала учит видеть в «Отечественных записках» две тенденции — просветительскую и народническую («От какого наследства мы отказываемся?»). Анализируя и беспощадно критикуя народнические взгляды, В. И. Ленин требовал обязательного выделения из шелухи народнических иллюзий боевого демократизма многомиллионных крестьянских масс («Народники о Н. К. Михайловском», «Две утопии»). В совокупности эти оценки дают ключ к правильному пониманию характера журнала, его направления и места среди других демократических изданий второй половины XIX в.

    в начало

     

    studfiles.net


    Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта