Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Патриотическое воспитание школьников средствами литературного краеведения. Патриотическое воспитание школьников статьи в журналах


Патриотическое воспитание младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»



Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В 2001 году правительством Российской Федерации была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В которой говорилось, что «Патриотическое воспитание» — это систематическая и целенаправленная деятельность по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей»

В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни вдемократическом государстве, вгражданском обществе.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Ведущей идеей дидактической системы Л. В. Занкова является общее развитие ребенка, под которым подразумевается развитие ума, воли и чувств. Развитие чувств — эстетических, нравственных, интеллектуальных — составляют духовное богатство человека. Понятие «духовное богатство» базируется, прежде всего, на чувстве патриотизма, которое в той или иной мере присуще гражданам нашей страны, в том числе и маленьким.

Что такое «патриотизм»?

«Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка [3, с. 496].

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса — все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма — патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7–10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период — в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни.

Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Это чувство «родительского дома» (при определённых условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. К сожалению, семья сейчас переживает не лучшие времена.

Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Это семьи, где одинокие матери или родители разведены. Да и в полных семьях родительское воспитание утратило основы народной и религиозной культуры. В редких семьях происходит то, что было свойственно русской семье на протяжении веков: утренние и вечерние молитвы, благословление детей на всякое дело, совместное посещение храмов.

Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями. Главной формой работы с родителями было и остаётся родительское собрание. Уже на самом первом собрании знакомлю родителей со словами А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». В современных семьях дети редко видят родителей из-за их чрезмерной загруженности, но даже эти редкие моменты семья тратит не на общение, а на просмотр телевизора.

На родительских собраниях в 1 классе «Семейные праздники», «Папа, мама, я — читающая семья», «Наш выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей природе жадны до впечатлений. Им хочется участвовать в каких-то событиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле — воскресной рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных проектах, праздниках.

В 1 классе на уроках по окружающему миру даю детям задание нарисовать картину «Моя семья», подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. А на уроке предлагаю рассказать о своих семьях. Для примера рассказываю о своей семье, о своём детстве, о родителях. На этом уроке дети вспоминают свои игры. Часто уроки на эту тему провожу в форме ролевой игры.

Помимо совместных мероприятий в теме «Семья» я использую и проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвовали в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.

Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.

Когда дети проучились почти полгода и готовы к восприятию более сложного материала о родной стране, мы приступаем к изучению следующих тем: «Наша Родина — Россия», «Символы нашего государства», «Москва — главный город страны!», «Какого народа ты сын?», «Золотые руки народов». Здесь дети впервые знакомятся с правами и обязанностями граждан России, слушают текст гимна, рассматривают герб, флаг нашей Родины.

Школьные стенды, посвященные символам Российского государства и Белгородской области, позволяют мне вести работу в этом направлении. Популяризация среди школьников государственных символов, на мой взгляд, является важнейшей составляющей в воспитании патриотизма. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Если позволяют погодные условия, провожу экскурсию по городу. Знакомлю детей с достопримечательностями родного города: историко-краеведческим музеем, городским храмом, улицей Ленина, городской библиотекой, памятником маршалу Г. К. Жукову. Всё это формирует интерес к местам, где проходит детство учащихся, закладывает крупицы чувства любви к «малой» родине. Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране».

На уроках окружающего мира учащиеся начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит какому-нибудь народу, а каждый народ — особенный и различается языком, культурой, традициями. Чтобы учащимся было интересно, я использую наглядный материал (предметы декоративного искусства разных народов, костюмы, книги на языках народов России и др.). На этом уроке закладываю чувство уважения к различным национальностям, признание равноправия людей, принадлежащих к разным народам. Считаю это особенно актуальным в условиях многонациональности нашей страны.

Патриотическое воспитание школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Первым источником информации по этой и другим темам для моих воспитанников становится дневник ученика Белгородской области. Каждая его страница содержит графический и текстовый информационный материал, посвящённый Белгородчине. Дневник можно назвать мини-энциклопедией о Белгородском крае. Листая его страницы, дети узнают о гербе и флаге Белгородской области, историю Белгородской земли. Иллюстративно-текстовые развороты посвящены Танковому полю под Прохоровкой, диораме «Курская битва». Последние издания дневников были тематическими — посвящены 60-летию Великой Победы и 50-летию Белгородской области. Дневник помогает моим ученикам готовить рефераты, сообщения об истории края.

Таким образом, можно сформировать задачи и цель патриотического воспитания младших школьников:

Задачи патриотического воспитания:

‒ Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

‒ Воспитание любви и уважения к своей Родине — России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

‒ Воспитание уважительного отношения к человеку-

‒ труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

‒ Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

‒ Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в школьном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

В связи с 65-й годовщиной великой Отечественной войны вместе с учащимися моего класса было проведено мероприятие «Родины нашей — нет краше!»

Литература:
  1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
  2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, семья, Белгородская область, патриотическое воспитание, любовь, Родина, воспитание гражданина, Российская федерация, родитель.

moluch.ru

Патриотическое воспитание школьников средствами литературного краеведения

Яндыбаева Е. В. Патриотическое воспитание школьников средствами литературного краеведения // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 136-141.

В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников средствами литературного краеведения, а также система работы педагога школы по патриотическому краеведению, формы и методы данного направления в воспитании школьников.

Kлючевые слова: система патриотического воспитания, литературное краеведение, духовность, формы работы, урочная и внеурочная деятельность.

PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF LITERARY LOCAL STUDY

Elena V. Yandybaeva

This article describes the patriotic education at school by means of literary local study, as well as school teacher's work in the sphere of patriotic local history, the forms and methods of this activity within students' education.

Keywords: system of patriotic education, literary study of local lore, spirituality, forms of work, curricular and extracurricular work.

Вопросы патриотического воспитания, ставшие актуальными в наше время, вызваны необходимостью сохранения нашего общества как единого многонационального суверенного государства. По словам В. В. Путина, эта проблема «давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, …она не обсуждалась… На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну» [Владимир…]

Как тут не вспомнить слова русского писателя А. И. Солженицына: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». Несомненно, основополагающая роль в привитии патриотических чувств подрастающему поколению отводится, наряду со средствами массовой информации, школе.

Президент России В. В. Путин в своем выступлении, посвященном данной проблеме, предостерег: «Мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого». А для этого сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности…» [Владимир…]. Назревшая проблема поисков действительно «живых» форм работы и легла в основу данной работы.

Краеведческая работа является важной составляющей частью в патриотическом воспитании школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края. Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.

Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три направления:

· изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы;

· исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;

· изучение биографий и творчества литераторов региона.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой направлениях: введение регионального компонента в содержание урочной и внеурочной деятельности по литературе. В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме. Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков. Задача педагога, на мой взгляд, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.

Специфика предмета литературы дает возможность педагогу привлекать краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности. В календарно-тематическое планирование уроков входит краеведческая составляющая. Региональный компонент школьной программы по литературе, как и в федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

· для чтения и изучения;

· для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

· для внеклассного чтения [Табарданова 2009].

Интересными для изучения в региональном краеведческом компоненте я считаю творчество Б. Екимова, а также поэзию волгоградских авторов.

Краеведческая работа в современных условиях активизирует учебно-воспи-тательный процесс. Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является поисково-исследо-вательская деятельность учащихся. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

· Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Этот вид творческой деятельности приобщает учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные материалы, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно связывая его с жизнью края и страны. Учащиеся пишут трудовые биографии передовых людей края, очерки о людях труда. Все это прививает детям любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии.

· Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий. При таком виде деятельности происходит прямая передача знаний людей различных поколений, профессий подросткам, что создает особую, творческую атмосферу. Именно в такие моменты слова «героизм», «патриотизм», «Родина» приобретают не отвлеченное значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный воспитывающий эффект [Калашникова 2007].

В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа священной волгоградской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания. Краеведческий компонент может быть элементом урока, а может составлять и содержание всего урока. Например, на уроках, посвященных литературе Великой Отечественной войны, элементом содержания становятся произведения наших земляков. В ходе беседы выявляются вопросы, интересные для учащихся. Они и становятся предметом исследований школьников. Осуществление старшеклассниками проектно-исследовательской деятельности позволяет им проявить себя, развивает коммуникативные компетенции. Можно привести примерную тематику проектов по литературному краеведению:

· «Кровью омытые строки мои…» (о поэтах, погибших в Сталинградской битве).

· Поэзия современного Волгограда.

· Тема родной земли и творчестве М. Агашиной.

· Военная тема в творчестве М. Агашиной.

· Тема детства в творчестве М. Агашиной.

· «Женская» поэзия Волгограда.

· Тема семьи в творчестве Б. Екимова.

При изучении поэзии Великой Отечественной войны в 8 классе, после знакомства с творчеством поэтов – участников войны учащимся предлагается подготовить проекты-презентации по темам «Поэты, защитившие Сталинград», «Поэзия пылающего Сталинграда». Также ребята сами могут определить тему своего проекта. Чтобы подготовить проекты по предложенным темам, школьники проводят индивидуальные и групповые исследования, привлекая фонды школьной и районной библиотек, пользуются сведениями из Интернета. Такой вид работы, конечно, формирует и развивает познавательные, коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Включение элементов краеведения на уроках развивает воображение, память, интерес, внимание.

Воспитанию чувства сопричастности и близости к родной волгоградской земле, на мой взгляд, способствует также проведение на уроках литературы поэтических пятиминуток. Они, как правило, проводятся в преддверие дат, священных для каждого сталинградца и волгоградца: 19 ноября, 2 февраля, 9 мая. Ребята читают наизусть стихи наших земляков по данной тематике, причем произведения выбирают сами. Эмоциональность и сопереживание учащихся – главный педагогический итог такого рода деятельности. Для воспитания современных детей считаю это немаловажным результатом.

Предметные декады, проходящие в школе систематически, также входят в систему краеведческой работы. Так, в рамках предметных декад регулярно проводятся интегрированные уроки. Применение технологии интеграции активизирует познавательную деятельность школьников, развивает их интеллектуальные и личностные качества, позволяет учащимся успешнее усвоить материал. Привлечение литературного и исторического краеведческого материала, безусловно, делает урок эффективнее, так как развивается интеллектуальный и эмоциональный, личностный потенциал школьника. Учащиеся осознают себя продолжателями и носителями традиций священной земли, на которой они родились.

Внеурочная деятельность по литературному краеведению является важной частью системы патриотического воспитания учащихся. Она включает в себя разнообразные формы деятельности. Из применяемых мною можно говорить о следующих:

· литературные вечера;

· конкурсы чтецов;

· встречи с земляками;

· читательские конференции.

Литературные вечера проводятся в рамках предметных недель, а также приурочиваются к памятным датам поэтов и писателей-земляков. Для их проведения требуется серьезная подготовка: определяется тема и цель вечера, отбирается материал, значимый в идейном и художественном отношении, а также интересный для учащихся. Затем составляется программа. Важно, чтобы вечер имел именно краеведческий характер. Для накопления материала организуется изучение литературных произведений местных авторов, собираются сведения о них. При проведении этих мероприятий используются различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен.

Следующей важной формой внеурочной деятельности являются конкурсы чтецов, проходящие в школе регулярно и, несомненно, развивающие интерес учащихся к творчеству поэтов и прозаиков-земляков. Дети участвуют в традиционном школьном конкурсе «Край ты мой родной». Перед ним ведется планомерная подготовительная работа, одной из целей которой является привлечение как можно большего числа школьников. Каждый из участников сам подбирает себе произведение, перед выступлением кратко знакомит зрителей с биографией автора. Группа ребят отвечает за музыкальное сопровождение конкурса. Широкий охват детей в школьных мероприятиях способствует повышению интереса ребят к литературе родного края, формируя духовный облик школьника в общем и патриотические чувства в частности.

Важной формой патриотического краеведения также считаю участие ребят в различных районных конкурсах чтецов, посвященных нашим землякам – героям, участникам локальных конфликтов; в районном конкурсе «Детство, опаленное войной». В сентябре 2015 г. мои ученики приняли участие в региональном этапе международного фестиваля «Литературные чтения в Сарепте». В рамках этого фестиваля состоялась встреча с поэтессой Е. Иванниковой. Участие в конкурсах такого уровня расширяет литературный кругозор учащихся, обогащает их жизненный опыт. Внимание школьников привлекается к лучшим представителям родного края, которые становятся образцами для юношества. Эта форма внеурочной деятельности, безусловно, важна для формирования чувства любви к родной земле.

Неотъемлемой частью работы по литературному краеведению является проведение мероприятий совместно с районной детской библиотекой № 6. В рамках празднования 70-летия Великой Победы состоялась литературная гостиная. Ребята подготовились к литературной викторине с краеведческим элементом, затем прошла встреча с нашими земляками – «детьми Сталинграда». Такие мероприятия, конечно, обогащают личностный опыт школьников, когда ребята не из книг и кино, а вживую могут пообщаться со свидетелями тяжелого для всех наших соотечественников времени. Обобщением такого жизненного опыта становятся творческие работы – сочинения на основе личных впечатлений.

Еще одной формой внеурочной деятельности является читательская конференция. Главное достоинство ее в том, что учащиеся могут выразить свое мнение о книге, аргументировать его, поспорить. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся нечасто. Они требуют очень серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но увлекающей аннотацией. Естественная трудность состоит в том, чтобы организовать по-настоящему активное и живое обсуждение, чтобы учащиеся не просто рассказывали о писателе, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы и дискутировали. На мой взгляд, интересны читательские конференции, посвященные проблемам, поднимаемым в произведениях Б. Екимова. Именно раскованное и свободное обсуждение школьниками проблем в художественных произведениях волгоградских авторов отличает читательскую конференцию от обычной. Данная форма литературного краеведения, на мой взгляд, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются речевые и коммуникативные компетенции.

Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача современного педагога не только вооружить ученика необходимым багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота. Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на мой взгляд, и сформировать патриотические чувства.

В свете проблемы гуманизации образования, естественно, необходимы новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной», – эти слова принадлежат академику Д. С. Лихачеву. Они близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине [Храпова 2011: 169–171].

Литература

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 5, 6.

Владимир Пути о патриотизме // Культура здоровой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://ros-idea.ru/site/163.

Калашникова О. М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 4.

Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцман. – В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

Табарданова Т. Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. – 2011. – № 6. – Т. 2. – С. 169–171.

Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1976.

www.socionauki.ru

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Библиографическое описание:

Фомина С. А. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/37/1100/ (дата обращения: 26.07.2018).



В условиях неравномерного развития глобализационных процессов, усиливающейся экономической, геополитической, этнической конкуренции на мировой арене особо актуальным является формирование гражданско-патриотического сознания российской молодежи. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей, инициативно-активных граждан, обладающих способностями к интеллектуальному творчеству и социальному действию, преодолению природных, моральных, социальных противоречий и трудностей, вызовов и угроз, стоящих перед обществом и государством в условиях быстро меняющегося мира, готовых стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения — задача патриотического воспитания. Именно поэтому подготовка к очередному празднованию ВеликойПобеды является мощным фактором развития российскогопатриотизма. Но патриотическое воспитание невозможно осуществлять только в процессе изучения теоретического материала школьных дисциплин, не подкрепляя их практической деятельностью. Вот почему на современном этапе актуальным становится направление социального проектирования, которое позволяет:

1) соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиций;

2) помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе;

3) формирует чувство сопричастности с близким социумом, чувство толерантности, ответственности за свои поступки.

Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества. Работа над проектом привлекательна ещё и тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность молодежи освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня для приобретения функциональной грамотности. Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.

Стремление возродить наше село, сохранить его как социокультурный центр, принять участие в его дальнейшем развитии, быть полезным людям — это и многое другое побудило нас, педагогов школы, обратиться к такому важному направлению гражданского воспитания, как социальное проектирование. Наша школа создала и реализовала семь значимых социальных проектов. Одним из них является проект «Сквер памяти нашего села», которыйбыл создан по инициативе учащихся ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка и представлен на всех уровнях конкурса социальных проектов «Гражданин». Закончили реализацию проекта к празднованию 70-летия Великой Победы.

Социальный проект является формой постановки проблемы, обоснования её решения и выработки предложений по реализации намеченного. Учащимися была выявлена серьезная проблема: в нашем селе Криволучье — Ивановка: сооружен памятник павшим воинам, но он является объектом потребительского отношения, требует благоустройства, поэтому необходимо создать сквер Памяти. Несмотря на систематические благотворительные акции по уборке территории вокруг памятника, по истечении небольшого времени территория вновь загрязнялась и имела далеко не благоустроенный вид.

Ребята изучили широкую нормативную базу, которая позволила понять, что наш памятник павшим воинам относится к объектам культурного наследия и охраняется государством, а долг всех граждан, в том числе и молодого поколения, — помогать в этом федеральным и муниципальным органам власти. Кроме этого, в ходе встречи с главой поселения выяснилось, что местный закон об охране памятника отсутствует, что и побудило учеников не только создать соответствующий законопроект, но и добиться его принятия на Собрании Представителей сельского поселения. Успех законотворческой инициативы учеников повысил чувство значимости и востребованности собственной деятельности. Работая над проектом, ребята получили поддержку и односельчан: как показал социологический опрос жителей села, все хотят видеть это священное место благоустроенным, цветущим и эстетичным.

Проанализировав средства массовой информации, школьники выяснили: значимость данной проблемы не ослабевает ни на один день в масштабах всего государства. Наряду с положительной деятельностью людей по благоустройству памятников воинской славы имеется ещё немало фактов вандализма, надругательства над объектами исторической культуры, над нашей памятью. В целях решения проблемы сохранения и благоустройства памятника павшим как объекта культурного наследия ученики разработали программу реализации проекта, организовали социальное партнерство со специалистами, представителями органов власти. Опубликовав статью «Сквер памяти нашего села» в районной газете «Знамя труда», выпустив и распространив специальный номер школьной газеты «Ивановские зори», ребятам удалось привлечь внимание к социальной проблеме не только общественности села, но и всего Красноармейского района. Не остались равнодушными к серьезной проблеме и выпускники сельской школы разных поколений. В результате оказания с их стороны материальной помощи была приобретена и установлена металлическая изгородь сквера, подготовлена территория для цветочных клумб, высажены саженцы елей, установлены скамейки для ветеранов труда и войны. В преддверии великого праздника решено было установить макет звезды Вечного огня как символа вечности памяти. Установив Вечный огонь, мы увековечиваем память о всех наших земляках. Ребята приняли участие и во Всероссийской акции «Карта памяти», их рассказ о памятнике был опубликован на сайте memory-map.prosv.ru, а памятник занесен на всероссийскую карту памяти.

Таким образом, в результате реализации нашего проекта благодаря усилиям всех, кто не хочет предавать забвению нашу память, обелиск павшим воинам как объект культурного наследия обрел новую жизнь. Вцентре села создан сквер Памяти, который стал не только благоустроенным уголком нашего поселения, но и священным местом поклонения павшим соотечественникам.

Работа над проектом позволила каждому ученику понять, что «… быть патриотом — значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране». На наш взгляд, каждый ученик, «прикоснувшись рукою к какому-либо … местному памятнику исторического прошлого», сумел почувствовать себя ответственным за сохранение памяти о величайшем событии в истории нашей страны — Великой Отечественной войне, почувствовать огромную благодарность предкам, благодаря которым и была одержана Великая Победа.

Литература:

1. Иоффе А. Н., Пахомов В. П. Современная методика гражданского образования. Самара, 2003.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

3. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013.

4. Молодежь обустраивает Россию. Материалы I Всероссийской акции «Я — гражданин России». Сост. Пахомов В. П. Москва — Самара, 2002.

5. Проект от 13 января 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Основные термины (генерируются автоматически): сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Похожие статьи

Роль памятников истории и культуры в воспитании...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Военно-патриотическое воспитание учащихся

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон. Учебно-методическое: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]...

Символизм Победы в историческом контексте | Статья в журнале...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического... Закончили реализацию проекта к празднованию 70-летия Великой Победы. сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву, военный авиационный вуз, военные летчики. Методическая разработка мероприятия к...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое...

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей».

Наследие Великой Победы как фактор патриотического... Тематические журналы.

«Сквозь огонь и воду ...» (о ветеране Великой Отечественной...)

moluch.ru

Статья: "Патриотическое воспитание школьников"

Патриотическое воспитание школьников

В последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.

Во время одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Что же такое патриотизм?

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».

В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире - «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».

Можно сделать вывод, что «патриотизм» - это личностное качество человека. Сущность этого феномена заключается (7):

«а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности»

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. По мнению А.Н. Вырщикова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Отличник народного просвещения РСФСР. Отличник просвещения СССР) и М.Б. Кусмарцева (кандидат педагогических наук, доцент) «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства».

В настоящее время необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения отражается во многих программах, проектах, нормативных документах, научных и популярных публикациях.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» основной целью патриотического воспитания является любовь к своей Родине, и преданность ей, готовность защищать его интересы, гордость и верность традициям и культуре своего народа, готовность служить своим трудом на благо Отечества. Логическим продолжением программы является проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основные ориентиры которого сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Новизной программы являются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества. 

В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования прописаны воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Этот закон и другие нормативно-правовые документы ориентируют педагогов на патриотическое воспитание обучающихся, на активизацию внимания на формирование у детей гордости за свою страну, ее культуру и историю.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания школьников является развитие высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

В этом плане система образования представляет собой возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей обучающихся, воспитанию в духе межнационального согласия и российского патриотизма, распространению знаний об истории и традициях разных народов России и об общей истории и культуре страны.

Прекрасные слова принадлежат Д.С. Лихачеву: «Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, - чем действительно можно гордиться и сейчас, и впредь». История России, как известно, богата знаменательными событиями. Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

Проведение познавательно-игровых программ, посвященных Дням воинской славы и памятным датам, позволят школьникам закрепить и углубить знания об истории России и гордиться подвигами героев нашей страны, способствуя тем самым формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Литература

1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/ Внешкольник информационно-методический журнал – 2013. - № 6 (156).

  1. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - URL: http: // www.archives.ru/programs/patriot_2015.stml/

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л – Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

  5. Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/proekt/proekt.php.

  6. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы / Научный журнал КубГАУ- 2015.- №110 (06). [ Электронный ресурс] - URL: http: // www.ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf.

  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] - URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/.

infourok.ru

Статья "Патриотическое воспитание детей и подростков"

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

  • деньги – 32,7 %;
  • деловая карьера и образование – 20 %;
  • получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

  • любовь – 5,1 %;
  • действия ради будущего России – 4,4 %;
  • идеалы и вера – 2,7 %.

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

  • здоровье;
  • родители;
  • счастье;
  • деньги;
  • любовь;
  • жизнь;
  • природа;
  • мама-92 %;
  • 2 % ответили “не знаю”.

На вопрос “Самое главное в жизни – это ... ” были даны следующие ответы:

  • здоровье;
  • моя семья;
  • родители;
  • учеба;
  • счастье;
  • мама;
  • доброта к окружающим;
  • любовь;
  • окружающие тебя люди;
  • хорошо закончить учебный год;
  • иметь собачку;
  • сама жизнь;
  • внимание.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы ... ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

  • Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

  • Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
  • многообразие форм, методов и средств;
  • индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

  1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
  2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
  4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

  1. Пропаганда отечественной истории и культуры.
  2. Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
  3. Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
  4. Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
  5. Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
  6. Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
  7. Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
  8. Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
  9. Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
  10. Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
  11. Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Негреева Кристина Олеговна,Студент, Орского гуманитранотехнологического института (филиал) "Оренбургского государственного университета», город Орск[email protected]

Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики.

Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младшего школьника. Народная педагогика как одной из успешных средств формирования гражданинапатриота. Проанализированы мысли ученых об использовании народной педагогики. Проведена экспериментальная работа и введена в школу программа "Наша родина

России". В статье рассказывается об эффективности применения народной педагогики в современной школе.Ключевые слова:патриотизм, народная педагогика, младший школьник.

Мировой социальноэкономический кризис последнего десятилетия не мог не отразиться на состоянии экономики и развитии общества в России, приведя к потере значимости как общечеловеческих, так и национальных духовных ценностей. Сталоменее выраженным воспитательное воздействие государства на формирование патриотических чувств, что в свою очередь вызвало снижение уровня патриотического сознанияграждан России.Сегодняшнее общество ставит иные задачи по воспитанию и обучению нового поколения. Государству нужны убежденные патриоты, которые в любой ситуации могут встать на защиту своей Родины.

Осознание важности формирования патриотизма нового поколения на государственном и региональном уровне имеет огромное значение. Об этом свидетельствуют государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 годы».Между тем, нельзя не подчеркнуть, что именно младший школьный возраст ребенкаявляется наиболее благоприятным для воспитания многих социально значимыхкачеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать интегрирующим преимуществом, которое сможет вырастить поколение настоящих патриотов своей родины. Обратимся к сути понятия «патриотизм». Втолковом словаре Т.Ф. Ефремовой патриотизм объясняется как«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».(1, 93).

Успешное формирование гражданинапатриота требует опоры на опытнародной педагогики. Народная педагогика –коллективное народное творчество, которое состоит из мыслей и ожиданий народа, раскрывает особенности его мировоззрения, выражает понятие о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения.Овладев этим опытом, молодое поколение усиливает, улучшает и модернизирует его, включает новые знания, изобретения и находки. Мысли об использовании средств народной педагогикив патриотическом воспитании школьников мы находим в работах И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского,С. Д. Кириенко.При этом подчеркивается, чтообычаи и народные традиции создают стабильные связи между прошлым и настоящим, способствуют сохранению истории человека.С самого рождения у малыша происходит формирование чувств к родине, ведь мать поет колыбельные песни, рассказывает ребенку народные сказки. Однимиз эффективных и часто используемых памятников устного народного творчества является пословицы и поговорки. Именно в них народ на протяжение столетий подводили итог социальноисторического опыта. Совокупным традиционным средством воспитания патриотизма у младшего школьника является организация праздников. Праздник обязательно включается в себя ритуальные действия, гуляния с песнями и танцами и играми, развивая уважительное отношение к обычаям, традициям своих предков.(2, 34)Целью нашего исследования было выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.В соответствии с целью и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:определить роль средств народной педагогики в становленииличности ребенка в процессе патриотического воспитания; охарактеризовать состояние патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе; провести экспериментальную работу по реализации педагогических условий патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование». Его основной целью являлась диагностика знаний детей о патриотизме, его структуре, о народных традициях, о праздниках, о родном языке; изучение степени включенности детей в народные игры, обряды, традиции; разработка и систематизация показателей патриотической воспитанности младших школьников на основе эмоциональночувственного, когнитивноинтеллектуального, деятельностнопрактического компонентов.В процессе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний (50 %) и низкий (38 %) показатели патриотическойвоспитанности, и лишь 12 % высокий уровень.Для результативности патриотического воспитания младших школьниковнами была реализованапрограммавнеклассных мероприятийпод названием «Наша родина Россия». Данная программа направлена воспитание на любви к родному краю через развитие у детей интереса к народным обычаям, промыслам и ремёслам.Программа имеет четыренаправленияпатриотического воспитания и основана на учете традиций народной педагогики. Это следующие направления:1) Краеведческое.Основные формы работы: беседы на тему«Жизнь и судьба», посещениеМузейно –выставочного комплекса города Новотроицка, акция «Помоги ветерану ВОВ»,урок мужества «Их помнит вся страна!», оформление классного уголка «Символы России», помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям, акция «Посылка солдату», классный час «Уголки моего города». Основные формы работы: составление сказок о патриотизме, изучение«Потешек, пестушек, загадок», классный час «История моего города», целевая беседа «Ими гордится наш народ», инсценировка «Быт и обычаи наших предков».2) культурнотворческое. Основные формы работы:праздниккарнавал «Традиции народа», конкурспоказ «Народные сказки», написание эссе «Моё Отечество», «Отдых с семьей», «Я гражданин своей страны!», конкурс военной и солдатской песни, составление родословной «Наше древо», «История моей семьи», классный час по теме «Семейные традиции»,фотовыставка «Моя семья». 3) Спортивное.Основные формы работы:различныесоревнование между классами «Спортивные ребята», КВН « Я за ЗОЖ», создание проектов на тему «Их знает вся страна. Спортсмены», проведение игры «Зарница», поход с детьми в березовую рощу, горы.4) Экологическое.Основные формы работы: очистка от мусора реки Уралконкурс рисунковна асфальте «Береги природу!», операция «Посади дерево», помощь в благоустройстве пришкольного участка, операция «Кормушка» и другие.Контрольный этап эксперимента предполагал повторную диагностику учащихся экспериментального класса, после проведения,которой мы увидели следующие изменения. Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает средний уровень патриотической воспитанности детей, далее по степени убывания идут низкий и высокий уровни, то теперь мы видим: высокий уровень патриотической воспитанности отмечен у 38 % детей, что на 16 % выше начального значения; снизилось количество детей с низким уровнем от 38 до 16 %(на 22%).

Результаты, полученные нами в ходе этого этапа,позволили сделать следующие выводы.Проблема патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовленности педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.Патриотическое воспитание школьников в образовательном процессе начальной школы будетосуществлятьсяэффективно при соблюдении таких педагогических условий как:

включение учащихся в активный процесс самовоспитания;

использование разнообразных форм и методов народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;

разработка и реализация программы патриотического воспитания, построенной с учетом опыта и особенностей народной педагогики.

Ссылки на источники1 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. —М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. —ISBN

51702952192 Покровский,Е.А.Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е.А. Покровский// Семейное воспитание : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. А.П. Лебедев. –Москва : Академия, 2001. –с. 343348.

e-koncept.ru

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 450-452. — URL https://moluch.ru/archive/128/35566/ (дата обращения: 26.07.2018).



Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из ребенка, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства.

Однако не каждый человек обладает таким чувством. К сожалению, данная проблема все больше начинает проникать в наше российское общество.

Родина — одно из основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.

Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.

Беседы с детьми о легендарных героях войны и труда, знаменитых земляках о родном крае, природе, чтение книг на патриотические темы, дидактические игры, утренники, посвященные «красным датам» календаря; экскурсии в краеведческий музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ, воинам, погибшим а Афганистане; по живописным местам родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами российской армии, шествие в «Бессмертном полке» в день Победы с фотографией своего прадеда и, конечно личный пример воспитателя и родителей являются основой патриотического воспитания.

C:\Users\Галина\Desktop\DSCN0974.JPG

Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.

Дошкольные учреждения — это начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучение краеведения на занятиях и вне занятий, т. е. во время прогулок.

Для дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС была разработана парциальная образовательная программа Белгород ведение». Наш детский сад принимает активное участие в апробации этой программы. Курс «Белгород ведение» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

C:\Users\Галина\Desktop\IMG_9844.JPG

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей дошкольной группы, воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом, селом, Белгородским краем.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Также важнейшим аспектом краеведения является его консолидирующая роль. Родной край — это не только географическое образование. Это, то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа — горожанами, односельчанами. Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально — территориальных образований.

Таким образом, краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.

Литература:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
  2. Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород ведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций
  3. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. — 96 с.
  4. «Звонница». Белгородский общественно-политический литературно-художественный и научный журнал № 23, 2014г

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая работа, малая родина, Белгород, патриотизм, ребенок, формирование.

moluch.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта