Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

№ 7 2015. Педагогика журнал официальный сайт


Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 6 2016

Вы можете купить этот номер журнала.

ПЕДАГОГИКА №6, 2016

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Приоритеты гражданского и патриотического воспитания Н.А.СавотинаDevelopment priorities of civil and patriotic education N.A.Savotina

Аннотация. В статье показана актуальность изменений в стратегии патриотического воспитания, обосновывается характер изменений процесса воспитания, определяющий новую сущность российского гражданина и патриота, анализируются современные приоритеты развития воспитания, новые функции современного знания, этические требования к педагогу, позитивные тенденции. The article shows the relevance of changes in the strategy of Patriotic education; explains the nature of the changing processes of education at the new entity of the Russian citizens and patriots; analyzes the developmental priorities of education, new features of current knowledges, ethical demands to the teacher, the positive trends.

Ключевые слова. Патриотическое и гражданское воспитание, современные приоритеты, функции современного знания, этические требовании, трансформация методов и технологий. Patriotic and civic education, current priorities, functions of current knowledges, ethical demands, the transformation of methods and technologies.

 

Идеи монокультурного образования А.Н.ДжуринскийIdeas of monocultural education A.N.Dzhurinsky

Аннотация. В статье анализируются основные идеи и концепции монокультурного образования. Рассмотрены риски для демократического образования в виде идей и концепций ассимиляции и  этноцентризма. Изучены возможности идей этнокультурного образования для обоснования теории и практики межнационального диалога в обучении и воспитании. Concepts of assimilation, pedagogical ethnocentrism, ethnocultural education, ethnopedagogics, national pedagogics, polycultural (multicultural) education.

Ключевые слова. Концепции ассимиляции, педагогический этноцентризм, этнокультурное образование, этнопедагогика, народная педагогика, поликультурное (мультикультурное) образование. In article the main ideas and conceptions of monocultural education are analyzed. Risks for democratic education in the form of ideas and concepts of assimilation and ethnocentrism are considered.  Ideas' possibilities of ethnocultural education for justification of the theory and practice of international dialogue in training and education are studied.

 

Педагогическое образование в герменевтическом круге М.Н.ФроловскаяPedagogical education in the hermeneutical circle M.N.Frolovskaya

Аннотация. Педагогическое образование трактуется как становление профессионального образа мира педагога в культуре на основе построения педагогического процесса в русле гуманитарной практики. Эта практика предполагает совместное движение «преподаватель–студент» в герменевтическом круге от жизненного опыта – к теоретическому знанию, рефлексии практической деятельности –  через обнаружение, постановку и решение задач личностно-профессионального развития. Teacher education interpreted as development of a professional image of the teachers world in culture on the basis of construction of the pedagogical process in the mainstream of humanitarian practice. This practice involves joint movement "Teacher – Student" in the hermeneutic circle from life experience to the theoretical knowledge, practical reflection activities through the detection, formulation and solving problems of personal and professional development.

Ключевые слова. Становление профессионального образа мира педагога, педагогическая культура, герменевтический круг. Formation of professional image of the teacher’s world, pedagogical culture, hermeneutic circle.

 

Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации – первый шаг ее развития С.Ж.Додуева The problem-oriented analysis of external environment of the preschool educational organization – the first step of its development S.Zh.Doduyeva

Аннотация. В статье определены и обоснованы задачи и последовательность анализа внешней среды дошкольной образовательной организации при разработке программы ее развития. Tasks and sequence of the analysis of the preschool educational organization's environment upon developing the program of its development are defined and proved in the article.

Ключевые слова. Анализ образовательной деятельности, вариативная составляющая государственного заказа, внешняя среда, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, инвариантная составляющая государственного заказа, компоненты социального заказа, программа развития, социальный заказ. Аnalysis of educational activity, variable component of the state order, environment, preschool education, preschool educational organization, invariant component of the state order, components of the social order, program of development, social order.

 

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Проблемы межпредметной интеграции в средней школе В.Е.Пугач Problems of intersubject integration at secondery school V.E.Pugach

Аннотация. В статье рассматриваются истоки и проблемы межпредметной интеграции в средней школе. Автор считает, что организация образовательного процесса на сегодняшний день не способствует подлинной интеграции, но практическая деятельность педагогов, направленная на получение целостного образовательного продукта, может постепенно изменить ценностные установки средней школы. The article is devoted to the intersubject integration`s problems. The author thinкs, that  educational process`s organization doesn`t contribute for the real integration today, but the practical pedagogical activities, aimed at getting of the holistic education product, can to change the school`s value system.   

Ключевые слова. Образовательный процесс, межпредметная интеграция, образовательный  предмет,  образовательный идеал, цель образования, продукт образования. The educational process, intersubject integration, educational subject, educational ideal, the purpose of education, the education product.

 

Стратегические ориентиры художественного образования в России Л.В.Школяр, Н.В.КурбатоваStrategic reference points of art education in Russia L.V.Shkolyar,  N.V.Kurbatova

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблематике развития художественного образования. Авторы рассматривают стратегические ориентиры этого процесса. Показано, что именно эстетическое начало в растущем человеке является ядром формирования его культуры в целом. Представлены идеи формирования школы как территории культуры. Article is devoted to actual problems of development of art education. Authors consider strategic reference points of this process. It is shown that esthetic beginning in the growing person is a core of formation of his culture in general. The ideas of school formation as territories of culture are presented.

Ключевые слова. Художественное образование, развитие, школа как территория культуры, стратегия образования, история становления, искусство Keywords. Art education, development, school as territory of culture, education strategy, formation history, art

 

Компетентностный подход в реализации инженерного образования С.И.Осипова Competence-based approach in realization of engineering education S.I.Osipova

Аннотация. В статье систематизированы дискуссионные аспекты компетентностного подхода, относящиеся к использованию понятийно-категориального аппарата, раскрытию структуры компетентности, ее формированию и оценке уровней сформированности. Показаны возможности компетентностного подхода в повышении качества инженерного образования в концепции Всемирной инициативы CDIO. The paper systematizes the controversial aspects of the competency approach regarding the use of conceptual notions, understanding the structure of competence, its formation and evaluation of the levels of formation. It is shown that the competence-based approach can be used to improve the quality of engineering education in the concept of the world CDIO initiative.

Ключевые слова. Компетентностный подход, структура компетентности, формирование проектировочно-внедренческой компетентности, стандарты Всемирной инициативы CDIO. Сompetence approach, the structure of the competence, the formation of the design-implemental competence, standards of the worldцшву CDIO initiative.

 

КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ

О профессиональном самочувствии школьного учителя В.С.Собкин, Д.В.АдамчукOn the professional well-being of the school teacher V.S.Sobkin, D.V.Adamchuk

Аннотация.В статье рассматриваются особенности профессионального самочувствия педагога, включая такие аспекты, как: значимость профессиональной деятельности в структуре жизненных ценностей учителя; взаимосвязь жизненной и профессиональной успешности; оценка педагогом своей профессиональной компетентности; отношение к повышению профессиональной квалификации; включенность учителей в деятельность педагогических сообществ. The paper discusses the characteristics of professional wellbeing of the teacher, including such aspects as: the importance of professional activity in the structure of teachers life values; interrelation of common life and professional success; evaluation by a teacher his professional competence; attitude to professional development; involvement in the network educational community.

Ключевые слова. Социология образования, профессиональное развитие, педагог, жизненные ценности, повышение квалификации, профессиональные сообщества, социологическое исследование. Sociology of education, professional development, teacher, life values, professional development, professional community, a sociological study.

 

Реализация требований ФГОС и методическое мастерство учителя И. В.Гребенев, О.В.Лебедева Implementation of FGOS's requirements  and methodical skill of the teacher I.V.Grebenev, O.V.Lebedeva

Аннотация. В статье рассматривается влияние требований ФГОС на работу преподавателей школ. Показывается, что ряд требований не подкреплен достаточным методическим обеспечением, что влечет за собой риски снижения уровня подготовленности учащихся. Приведена градация уровней методической компетентности преподавателей. Описана система подготовки учителей к выполнению требований ФГОС в части реализации исследовательского обучения. The article discusses how the Federal State Educational Standards influence the work of school teachers. It shows that a number of requirements is not supported with sufficient teaching resources and it implies the risk of worse learning for students. The article also gives a scale of different levels for school teachers’ competences. It describes a system of vocational training to prepare the teachers for implementing federal teaching standards specifically in inquiry-based learning.

Ключевые слова. Исследовательское обучение, федеральный государственный образовательный стандарт, методическая компетентность преподавателя. Inquiry-based learning, federal state educational standards, teaching competences.

 

Методическая система профессиональной подготовки педагогических кадров О.М.Корчажкина Methodical system of vocational training of pedagogical staff O.M.Korchazhkina

Аннотация. Рассматривается концепция методической системы профессиональной подготовки/переподготовки педагогических кадров для сферы общего образования, ориентированной на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и Профессионального стандарта педагога с целью достижения учащимися планируемых метапредметных образовательных результатов. The article discusses a concept of the methodical system of teacher training/retraining for the field of General education, oriented on requirements of Federal Educational Standards for General Education of the second generation and the Professional Standard of the Teacher in order to achieve students’ planned meta-subject educational outcomes. 

Ключевые слова. Федеральные государственные образовательные стандарты, методическая система обучения, планируемые метапредметные образовательные результаты, основная образовательная программа, метапредметные педагогические умения, профессиональный стандарт педагога. The Federal Educational Standards for General Education, methodical system of teacher training, planned meta-subject educational outcomes, basic educational programme, meta-subject pedagogical skills, the Professional Standard of the Teacher.

 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ

Взаимоотношения власти и общества в сфере общего образования России второй половины ХIX – начала ХХ вв. А.В.Овчинников, Г.Н.Козлова, Р.С.БозиевRelationship of the authority and society in the sphere of the general education of Russia during the second half of XIX – the beginning of the 20th centuries. A. V. Ovchinnikov, G. N. Kozlova, R.S.Boziyev

Аннотация. Представлен исторический опыт взаимодействия власти и общества в сфере общего образования, который осмысливали выдающиеся представители педагогической мысли России второй половины  ХIХ–начала ХХ в. Обозначены проблемы, которые определяли взаимоотношения власти и  общества в рассматриваемый период. Historical experience of interaction of the authority  and society in the sphere of the general education which was comprehended by outstanding representatives of pedagogical thought of Russia in the second half of the XIX - beginning of the 20th century is presented. Problems which defined relationship of the authority and society during the considered period are designated.

Ключевые слова. Реформы образования, представители государственной власти, интерес к прошлому, проблемы взаимоотношения власти и общества. Education reforms, representatives of the government, interest to the past, problems of relationship of the authority and society.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Взаимное обучение преподавателей как способ повышения квалификации Т.Глушац, Дж.НоланPeer coaching as an efficient means of improving professional skills of the modern teacher T.Glushats, J.Nolan

Аннотация. Преподаватели сталкиваются с многочисленными изменениями в разнообразных областях жизни и работы, поэтому им необходимо адаптироваться к новым веяниям времени. Однако большинство из них не имеют возможности получить необходимые им знания и умения. Цель настоящей статьи – представление результатов исследования, посвященного возможностям применения взаимного обучения коллег как формы профессионального совершенствования. Полученные результаты показывают, что этот вид взаимодействия преподавателей является очень эффективным, потому что расширяет и совершенствует методы их работы, укрепляет отношения между ними и их с учениками  и пр. Teachers face numerous changes in various areas of life and work therefore they need to adapt to new spirits of the times. However the majority of them have no opportunity to gain  knowledge and abilities necessary for them. The purpose of the present article is to represent the results of the research devoted to opportunities of colleagues mutual training application as forms of professional improvement. The received results show that this type of interaction between teachers is very effective because expands and improves methods of their work, strengthens the relations between them and with pupils and so forth.

Ключевые слова. Современный преподаватель, взаимное обучение коллег, обучение учеников, работа преподавателей, развитие, профессиональное совершенствование. Modern teacher, mutual training of colleagues, training of pupils, work of teachers, development, professional improvement.

 

ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента В.С.ЛазаревTo a problem of providing a validity of pedagogical experiment V.S.Lazarev

Аннотация. В решении разнообразных задач педагогической науки важнейшую роль играет эксперимент. Однако качество экспериментальной работы во многих педагогических исследованиях оставляет желать много лучшего. Поэтому проводимые эксперименты нередко оказываются фактически невалидными и не дают достоверного знания. В статье рассматривается, какие факторы угрожают валидности педагогических экспериментов, что и как могут делать исследователи, чтобы устранить или снизить их негативное влияние. In the solution of various problems of pedagogical science an important role is played by experiment. However quality of experimental work in many pedagogical researches leaves to wish a lot of the best. Therefore the made experiments quite often are actually non-valid and don't give reliable knowledge. In the article is considered what factors threaten a validity of pedagogical experiments, what and how researchers can do to eliminate or reduce their negative influence.

Ключевые слова. Педагогический эксперимент, валидность эксперимента, внутренняя валидность, внешняя валидность, угрозы валидности, модели экспериментов, оценка значимости результатов эксперимента.  Pedagogical experiment, experiment validity, internal validity, external validity, threats of a validity, model of experiments, assessment of the importance of results of experiment.

 

Гипотеза в историко-педагогическом исследовании                                            Е.Н.Хрыков Hypothesis in historical and pedagogical research                                            E.N.Khrykov

Аннотация. Статья посвящена обоснованию подходов к использованию гипотетической модели проведения историко-педагогических исследований. В статье рассмотрено значение гипотезы, требования к ее обоснованию, формулированию и проверке. На основе анализа диссертационных работ проведена классификация задач историко-педагогических исследований и разработаны модельные образцы формулирования гипотез для каждой из пяти групп этих заданий. Определены особенности использования гипотезы в историко-педагогических исследованиях. This paper is devoted to the substantiation of approaches to using a hypothetical model of the historical and pedagogical research. The article considers the significance of the hypothesis, the requirements for its justification, formulation and testing. On the basis of the analysis of theses, tasks of historical and educational researches are classified and model samples of formulating of hypotheses for all of these five groups of tasks are developed. The features of the use of hypotheses in the historical and pedagogical researches are defined.

Ключевые слова. Гипотеза, историко-педагогические исследования, классификация задач историко-педагогических исследований. Hypothesis, historical and pedagogical researches, classification of tasks of historical and pedagogical researches.

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Стратегия развития педагогического образования: ценности и смыслы А.А.ОрловStrategy of pedagogical education development: values and meaning A.A.Orlov

pedagogika-rao.ru

Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 7 2015

Вы можете купить этот номер журнала.

ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГИКА»  № 7 2015

 

Содержание

CONTENTS

 

  1. Методология разработки и система российского образовательного законодательства: проблемы и перспективы

О.Н.Смолин

  1. Methodology of development the system of the Russian educational legislation: problems and prospects

O.N.Smolin

 

Аннотация. В статье анализируется современное состояние законодательств Российской Федерации об образовании, политическая и социально-экономическая обусловленность конкретных законов. Показаны «прогрессивные» и «регрессивные» аспекты действующего законодательства, его недостаточную социальную направленность, которая выражается в незащищенности участников образовательного процесса — педагогов и учащихся. Раскрываются малоизвестные для широкой публики механизмы принятия законов, политическая и иная подоплека современного российского законотворчества.

The article reveals current state of legislations of the Russian Federation in education . Political, social and economic conditionality of concrete laws are also analyzed. "Progressive" and "regressive" aspects of the current legislation, its insufficient social orientation which is expressed in vulnerability of participants of educational process — teachers and pupils are shown. Mechanisms of laws' adoption, political and other background of modern Russian lawmaking, little-known for general public, are revealed by the author.

 

Ключевые слова. Закон, законопроект, народ, образование, социальный, прогрессивный, «регрессивный», учащиеся, педагоги, нормотворчество, образовательная политика, политика в области образования, катастрофа, кризис.

The law, the bill, the people, education, social, progressive, "regressive", pupils, teachers, rule-making, educational policy, policy in the field of education, accident, crisis.

 

 

Научные сообщения

Scientific messages

 

  1. Проблема закономерностей обучения в учебниках по педагогике

Г.И.Ибрагимов

Problem of training regularities in textbooks on pedagogy

G.I.Ibragimov

 

Аннотация. Обосновывается, что на современном этапе развития методологические проблемы, к которым относится и проблема законов и закономерностей обучения, начинают выдвигаться на передний план. В этой связи поставлена задача выявить состояние вопроса о закономерностях обучения в учебниках педагогики с середины 1950-х гг. по настоящее время, определить состав, содержание, типологию выделяемых законов и закономерностей обучения. Рассматривается также вопрос о взаимосвязи закономерностей и принципов обучения. Автор делает вывод, что представленные в учебниках законы и закономерности обучения опираются в большей степени на опыт и здравый смысл, чем на системную основу. Показано, что в современной педагогике разработана целостная, убедительно обоснованная концепция законов педагогики, которая может служить основой для научно обоснованного выделения и систематизации закономерностей и принципов обучения.

The author proves that at the modern stage methodological problems, and the problem of laws and regularities of training, are being brought to the forefront. In this context the task is to identify the state of the problem of training regularities in textbooks on pedagogy since the middle of the 50-ies of the previous century up to the present day, to determine composition, content, types of identified principles and regularities. The author also examines the problem of interdependence of regularities and principals of education. He concludes that principals and regularities, presented in textbooks, are grounded more on experience and common sense than a systemic basis. It is outlined that an integral and clearly based conception of training regularities, developed in modern pedagogical science, can become a platform for scientifically-based selection and systematization of learning principles and regularities.

 

Ключевые слова. Педагогика, обучение, законы обучения, закономерности обучения, принципы обучения, взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.

Pedagogy, training, training principles , training regularities, interdependence of principles and regularities of learning.

 

 

  1. Оценка качества деятельности общеобразовательных организаций по реализации ФГОС

Л.А.Харисова

Assessment of activity's quality of the general education organizations for realization of FGOS

L.A.Harisova

 

Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования по оценке качества деятельности общеобразовательных организаций по реализации ФГОС, т.е. объясняется то, отчего зависит продуктивность реализации ФГОС и как образовательные организации используют объективно существующие возможности.

The article analyzes the results of empirical research on the assessment of activity’s quality of educational organizations for the implementation of the FSES, i.e. explains what determines the productivity of the implementation of the FSES and how educational organizations use the existing opportunities.

 

Ключевые слова. Инновационная деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты, качество деятельности, требования ФГОС, степень адекватности, образовательная система.

Innovation, Federal state educational standards, the activity’s quality, FSES requirements, the adequacy of the educational system.

 

 

  1. Экологическая компетенция и компетентность

Д.С.Ермаков

Ecological competence and competency

D.S.Ermakov

 

Аннотация. Охарактеризованы основные результаты экологического образования, которые определены нормативными правовыми актами, а также результатами научно-методических исследований. Непременным этапом в достижении экологической культуры выступает экологическая компетентность. Экологическая компетенция (как нормативное требование к экологической подготовке учащихся) имеет общеобразовательный (ключевой) характер. Обоснованы сущность (в рамках онтологического подхода), структура и содержание экологической компетентности (как личностного качества).

The main results of ecological education, which are defined by normative legal acts, as well as by the results of scientific-methodological research, are described. Ecological competence is an essential step in formation of ecological culture. Ecological competence, as a normative requirement for ecological training of pupils, plays a key role as a part of general education. We validate the essence of ecological competence with the context of ontological approach, the structure and content of ecological competency as a personal quality.

 

Ключевые слова. Компетентностный подход, экологическая компетенция, экологическая компетентность.

Competence based approach, ecological competence, ecological competency.

 

 

  1. Игра: деятельность или мышление?

А.В. Боровских

Game: activity or thinking?

A.V. Borovskikh

 

Аннотация. В статье обсуждается вопрос о сущности игры и ее применении в образовании. На базе анализа признаков игры, выделенных Й.Хейзингой, показывается, что игра является не специфической формой деятельности, а внешней, «социальной», деятельностной формой мышления, и именно в этой функции имеет значение для педагогики. Обращается внимание на значимость профессионализма в организации игр не только для того, чтобы игра не оказалась бесполезной, но и для того, чтобы она не стала вредной и даже разрушительной для той или иной сферы деятельности.

The paper discusses the question of the essence of the game and it’s usage in education. Based on the analysis of the game features extracted by J.Kheyzing, it is shown that the game is not a specific form of human doing but an external, "social", doing-related form of thinking, and in this function is quite important for pedagogy. The attention is attracted to the importance of professionalism in the organization of the games, for not only that the game is not appeared to be useless, but also to ensure that it does not become harmful and even destructive to one or another field of human activity.

 

Ключевые слова. Игра, мышление, деятельность, рефлексия, геймификация, функции игры, метод, сущность.

Game, thinking, doing (activity) , reflection, gamification, game function, the method, essence.

Вопросы обучения и воспитания

Questions of education and up-bringing

 

 

  1. Социальное партнерство государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников

И.В.Метлик

Social partnership of the state and confessions in spiritual and moral education of school students

 

I.V.Metlik

 

Аннотация. Восстановление с 2012 г. в российской общеобразовательной школе религиозно-нравственного образования по выбору семьи школьника образует сферу совместной компетенции государства и конфессий. В статье рассматривается процесс формирования системы государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании учащихся российской школы. С учетом анализа практики в регионах России представлена обобщенная модель деятельности религиозной организации как института общественного участия в этой системе.

Restoration since 2012 at the Russian comprehensive school of religious and moral education at the choice of a family of the school student forms the sphere of joint competence of the state and confessions. In article process of state and church partnership system formation in spiritual and moral education of pupils of the Russian school is considered. Taking into account the analysis of practice in regions of Russia the generalized model of activity of the religious organization as institute of public participation in this system is presented.

 

Ключевые слова. Государство, школьники, духовно-нравственное воспитание, социальное партнерство.

State, school students, spiritual and moral education, social partnership.

 

 

  1. Формирование субъектности на этапе дошкольного образования

Л.Л.Тимофеева    

Subjectness development at the stage of pre-school education

L.L.Timofeyeva

 

Аннотация. Субъектность рассматривается современными науками о человеке как основа формирования индивида. Субъектность не является врожденным свойством, в дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребенка в качестве субъекта доступных ему видов детской деятельности. Актуальнейшей задачей сегодня является поиск путей формирования субъектности, деятельной активности ребенка в образовательном процессе, механизмов обеспечения поддержки и развития субъектности в образовании, определения роли дошкольного образования в ее формировании.

Modern humanitarian sciences think of subjectness as a base for individual development. Seeing that subjectness is not an innate trait, it is necessary to ensure child’s establishment as a subject of activities at hand. The search for the ways of subjectness development and child’s activity in educational process as well as mechanisms for its support and advancement in education and the role of early childhood education in its development are considered to be of utmost importance.

 

Ключевые слова. Субъект деятельности, субъектность, личностный потенциал, этапы, механизмы и условия становления субъектности.

Activity subject, subjectness, personal potential, stages, mechanisms and conditions of subjecthood development.

 

 

  1. Дошкольное образование: научно-ретроспективный анализ и перспективы совершенствования

Н.С.Ежкова

Preschool education: research and retrospective analysis and prospects for improvement

N.S.Ezhkova

 

Аннотация. В статье рассматриваются содержательные характеристики понятия «дошкольное образование», представлен ретроспективный анализ взаимосвязи дошкольного образования, воспитания и обучения, описываются современные концептуально-теоретические подходы, на которых строится современная система образования детей дошкольного возраста.

In the article the substantive characteristics of preschool education concept are discussed. It also presents retrospective analysis of the relationship of preschool education, up-bringing and training, describes the modern conceptual-theoretical approaches on which the modern system of education of preschool children is based.

 

Ключевые слова. Дошкольное образование, воспитание, обучение дошкольников.

Preschool education, up-bringing, education of preschool children.

 

 

  1. Влияние религиозных и народных традиций на здоровый образ жизни

Р.Ш.Маликов, Р.Р.Галиев

Influence of religious and native traditions on a healthy lifestyle

R.Sh.Malikov, R.R.Galiyev

 

Аннотация. В статье в историческом контексте рассматривается здоровый образ жизни как компонент культуры татарского народа. Его формирование во многом исторически определяется религиозными и народными традициями. При этом ислам выступает в качестве системы педагогического регулирования духовного и физического воспитания детей и взрослых.

In article in a historical context the healthy lifestyle as a component of culture of the Tatar people is considered. Its formation in many respects historically is defined by religious and national traditions. Thus Islam acts as system of pedagogical regulation of spiritual and physical training of children and adults.

 

Ключевые слова. Здоровый образ жизни, культура татарского народа, постулаты Корана, религиозные обряды, народные традиции и обычаи, моральные предписания и правовые установления, духовное и физическое воспитание.

Healthy lifestyle, culture of the Tatar people, Koran postulates, religious practices, national traditions and customs, moral instructions and legal establishments, spiritual and physical training.

 

 

Кадры науки, культуры, образования

Science, culture and education staff

 

  1. Педагогические принципы деятельности службы школьной медиации

С.И.Аксенов, Ф.В. Повшедная

Pedagogical principles of activity of school mediation service

  1. I. Aksenov, F.V. Povshednaya

 

Аннотация. В статье раскрыты особенности функционирования и принципы деятельности службы школьной медиации. Эта деятельность рассматривается как значимый компонент воспитательной системы школы, основанный на педагогических принципах. Определена роль медиатора в выявлении и разрешении межэтнических конфликтов с учетом аксиологического, акмеологического и деятельностного подходов.

The article reveals features of functioning and the principles of activity of school mediation service. Activity of this service is considered as the significant component of educational system of school based on the pedagogical principles. The mediator role in identification and permission of all types of the interethnic conflicts taking into account axiological, acmeological and active approaches is defined.

 

Ключевые слова. Воспитательная система школы, педагогические принципы, медиация, служба школьной медиации, межэтнические конфликты, примирение, медиатор.

Educational system of school, pedagogical principles, mediation, service of school mediation, interethnic conflicts, reconciliation, mediator.

 

 

  1. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции

К.Н.Поливанова, И.Е. Вопилова, А.К. Нисская

Educational programs for parents: history and current trends

  1. N. Polivanova, I.E. Vopilov, A.K. Nisskaya

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы развития образовательных программ для родителей в странах Европы, в США и России. Прослеживаются изменения в содержании программ от возникновения первых школ для матерей, ориентированных на информирование родителей в области гигиены и вопросов здоровья, до появления тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. В качестве основного тренда в развитии образовательных программ для родителей выделяется их ориентация на работу, в первую очередь, с личностью самого родителя. Обосновывается использование категории родительской самоэффективности для проектирования образовательных программ.

The article considers the main stages in the development of educational programs for parents in Europe, USA and Russia. The authors trace changes in the content of the programs from the emergence of the first schools for mothers, focused on informing parents in the field of hygiene and health issues, till the emergence of parenting trainings for the development of parental competencies and skills. Currently the main trend in the development of educational programs for parents is their orientation to the personality of the parent. The article explains the use of the category of parental self-efficacy for designing educational programs.

 

Ключевые слова. Родительство, тренинг для родителей, образование для родителей, родительский университет, родительская компетентность, самоэффективность.

Parenting, parenting training, parenting education, parent institution, parental competence, self-efficacy.

 

 

  1. Образование как фактор социально-культурного и экономического развития регионов

Е.В.Иванова, О.А.Омаров, Н.О.Омарова

Education as a factor of socio-cultural and economic development of regions

  1. V. Ivanova, O.A.Omarov, N. O. Omarova

 

Аннотация. В статье названы основные цели инновационного регионального высшего образования, новые условия для реализации принципов непрерывного образования, повышения квалификации и переквалификации специалистов, возможности получения второго высшего образования при использовании интернет-технологий и дистанционного обучения. Охарактеризованы современные ИК- технологии, сетевые образовательные услуги, инновации в реорганизации существующих образовательных систем.

The article shows the main goal of the innovative regional higher education, new conditions for implementing the principles of continuous education, training and retraining of specialists, the possibility of obtaining second higher education with the use of Internet technologies and distance learning. The modern IR technologies and illustrates the development of the network of educational services, the complex of innovation for the reorganization of the existing educational systems.

 

Ключевые слова. Инновационная непрерывная система образования, непрерывное образование, современные информационно-коммуникационные технологии в образовании, система сбалансированных показателей, бизнес-процессы.

Innovative continuous system of education, continuing education, modern information and communication technologies in education, balanced scorecard, business processes.

 

 

История школы и педагогики

History of school and pedagogy

 

  1. Развитие системы среднего образования на Урале в XIX в.

В.Д.Павлидис

The development of the secondary school system in the Ural region in the XIX century

V.D.Pavlidis

 

Аннотация. Статья посвящена анализу процесса становления и развития системы среднего образования на Урале в XIX в. Рассмотрены политические, социально-экономические и общественно-педагогические условия реформирования системы среднего образования в Казанском, а затем и в Оренбургском учебных округах. Приведены статистические данные, характеризующие динамику развития системы образования Урала; определены причины образования Оренбургского учебного округа; выявлены особенности развития системы среднего реального образования Урала.

Article is devoted to the study of the rise and development of the secondary education system in the Ural region in the XIX century. The author has analyzed political, social, economic, pedagogical conditions of reforming of the secondary school system in Kazan and the Orenburg educational region in this work. The statistics characterizing the development of the secondary school system in the Ural region are given. The author has also determined the reasons for creation of the Orenburg educational region, showed the peculiarities of the development of the secondary real education in the Ural region.

 

Ключевые слова. Становление, развитие, система среднего образования, реформа образования, Уральский регион, статистические данные, реальное образование.

Rise, development, system of secondary education, educational reform, Ural region, statistics, real education.

 

 

Сравнительная педагогика

Comparative pedagogy

 

  1. Культурологические основы развития общего     образования в   Германии

Л.И.Писарева

Cultural bases of development of the general education in Germany

  1. I. Pisareva

 

Аннотация. Статья посвящена развитию немецкого общего образования, трансформации его целей и задач, духовно-нравственной роли культурологического   (гуманистического) компонента в его содержании на рубеже ХХ−ХХI вв.

Article is devoted to development of the German general education, transformation of its purposes and tasks, a spiritual and moral role of a cultural (humanistic) component in its contents at boundary ХХ−ХХI of centuries.

Ключевые слова.   Культура, образование, гуманизация, экология, экологическое образование, информация, гуманистическое образование, политическое образование.

Culture, education, humanity, ecology, ecological education, information, liberal education, political education

 

 

  1. Компетентность в новой парадигме высшего образования: опыт Дании

М.В.Попова

Competence of a new paradigm of the higher education: experience of Denmark

M.V.Popova

 

Аннотация. Статья знакомит с исследованиями датских ученых в области проблем компетентности и рассматривает опыт реализации компетентностного подхода на примере инновационной образовательной модели Роскильдского университета Дании. В статье представлен метод проблемно-ориентированного проекта как основной метод обучения и формирования компетенций в учебном процессе.

This article introduces the studies of Danish researchers in the field of competency issues and looks into the competency approach of the innovative model of the Danish Roskilde University (RUC). The method of the problem-orientation project as a method for teaching and shaping competency in the learning process is described.

 

Ключевые слова. Компетентность, компетентностный подход, инновационное образование, метод проблемно-ориентированного проекта.

Competence, competence-approach, innovative education, problem-orientation project method.

 

 

  1. ФГОС дошкольного и начального образования: обеспечение преемственности

Е.Р.Гурбатова  

The federal state educational standards of preschool and primary education: ensuring continuity

E.R.Gurbatova

pedagogika-rao.ru

Педагогика. Научно-теоретический журнал » № 3 2015

Вы можете купить этот номер журнала.

«ПЕДАГОГИКА»  №3, 2015

 

АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Проблемы формирования компетентности преподавателей, обучающих взрослых

С.Г.Вершловский

Problems of teachers’competence formation training adults

S.G.Vershlovsky

 

Аннотация. Охарактеризованы особенности андрагогической компетентности. Предложена модель профессионально–личностной направленности подготовки андрагогов, основанная на  отношении к взрослым как  субъектам процесса обучения,  как  активным  участникам профессиональной деятельности,какпредставителям профессионального сообщества.

The article describes the peculiarities of  andragog competence. The model of a professional and personal orientation of andragog's preparation based on the attitude towards adults as to subjects of process of training, as to active participants of professional activity and as to representatives of professional community is offered.

Ключевые слова. Андрагогика, андрагогическая компетентность, позиция андрагога,  модельандрагогического образования, образовательная программа, субъекты образования, технологииобразования взрослых, непрерывное образование.

Andragogy, andragog competence, andragogical approach, andragog education model, educational syllabus, educational sudjects, andragogical  techniques, lifelong  education.

 

 

БЕЛАРУСЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

О.Л.Жук, А.П.Богомазов

Belarus: theoretical and methodical basis of modern students' upbringing

O.L.Zhuk, A.P.Bogomazov

 

Аннотация.Раскрываются эффективные направления и формы воспитательной работы в университете; условия содержательно-технологической интеграции процессов обучения и воспитания как фактора усиления воспитательной направленности профессиональной подготовки в вузе; организационно-педагогические условия развития студенческого самоуправления; требования к организации воспитательного процесса, способствующие развитию у студентов социально-личностных компетенций.

Effective approaches and forms of upbringing work in the modern university; the terms of content and technological integration of teaching and upbringing as a factor of strengthening educational character of professional training at university are defined; the terms of further development  of students’ self-government are based; the requirements for the organization of the process of education providing development of students’ socio-personal competences are listed.

Ключевые слова. Социально-личностные компетенции, воспитательная направленность образовательного процесса, интеграция процессов обучения и воспитания, студенческое самоуправление, гражданское и семейное воспитание студентов.

Socio-personal competences, educational character of training, integration of teaching and upbringing, students’ self-government, civilian and family upbringing.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ:

ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И СОДЕРЖАНИЯ

Т.Е. Змеёва

PROFESSIONALLY ORIENTED teaching FRENCH: QUESTIONS OF TERMINOLOGY AND CONTENT

T.E. Zmeeva

 

Аннотация. В  статье  анализируются термины и понятия, отражающие эволюцию подхода к обучению французскому языку в утилитарных и/или профессиональных целях во французской лингводидактике, устанавливается специфика каждого из них. Рассматривается терминологическое и содержательное разнообразие подходов к понятию обучения иностранному языку в утилитарных и/или профессиональных целях и его содержанию   в российской лингводидактике. Предлагается   трактовка  понятия и содержательной структуры обучения французскому языку  в неязыковом вузе экономического профиля.

The article examines the terms and concepts that reflect the evolution of the approach to teaching French language for utilitarian and/or professional purposes in the French linguistic Didactics, the specificity of each of them. Discusses the terminology and substantive diversity of approaches to the concept of learning a foreign language for the utilitarian and/or professional purposes and its contents in the Russian linguistic Didactics.    Have the interpretation of the concepts and content of learning the French language in  nonlinguisticinstitution of  higher education in economics. 

 

Ключевые слова.Профессионально ориентированное обучение  французскому языку, французский язык специальности, французский язык  для специальных целей, французский профессиональный, французский язык для профессиональных целей, французский профессиональный язык, содержание обучения иностранному языку

Professionally oriented teaching French, French for specialty, French for special purposes, the French professional, French for professional purposes, the French professional language, content of teaching English.

 

 

Системогенездетства: полипарадигмальный аспект

А.А.Майер

Systemogenesis of the childhood: multy-paradigmal aspect

A.A.Mayer

 

Аннотация. Представлены основные позиции систематизации исследований детства в условиях полипарадигмальности и интеграции научного знания. Определены предпосылки комплексного изучения детства с позиций этногенеза, социогенеза, культурогенеза и футурологии детства.

Main positions of systematization in childhood research are represented due to multy-paradigmatic and integrative character of science. The basis of complex investigation of childhood according to its ethno-, socio- and culture genesis and futurology are defined.

Ключевые слова.  Детство, парадигма, системогенез, феноменология, гносеология, онтология.

Сhildhood, paradigm, system genesis, phenomenology, gnoсeology, ontology

 

 

Антропологический подход как методологическая рамка  сравнительных исследований

Т.В.Фуряева

Anthropological approach as methodological frame of comparative researches

  1. V. Furyaeva

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность антропологического подхода как методологического основания педагогических исследований в нашей стране и за рубежом. Показанавозможностьих «совместимости» напримередошкольнойпроблематики.

The article reveals the essence of the anthropological approach as the methodological foundations of pedagogical researches in our country and abroad. The possibility of their «compatibility»is shownon the example of pre-school issues.

Ключевые слова.Отечественная,  зарубежная педагогическая антропология, сравнительный аспект, педагогическая диагностика, наблюдательные практики. 

Domestic and foreign pedagogical anthropology, comparative aspect, pedagogical diagnostics, Supervisory practices.

 

 

Формирование социальных компетенций у воспитанников школ-интернатов

Л.В.Хорошко

Formation of social competences at pupils of boarding schools

L.V.Horoshko

 

Аннотация. Основные положения и позиции компетентностного подхода послужили основой создания структурно-функциональной модели формирования социальных компетенций у воспитанников в условиях школы-интерната. Разработанная модель определяет общую стратегию, направленность, ход и результат компетентностного подхода, реализуя его цели, принципы, содержание процесса формирования социальных компетенций в школе-интернате.

Basic characters and positions of competence approach became the basis for creation of structural and functional model in forming social competences at pupils of boarding schools. Developed model defines general strategy, orientation, process of work and results of competence approach, realizing its aims, principels, content of social competences’ formation process at boarding school. 

Ключевые слова. Учреждения интернатного типа, социальные компетенции, критерии,  шкала показателей, педагогические условия.

Residential Care, social competences, criteria, index scale, pedagogical conditions.

 

 

Методы научного познания в оценке учащимся рациональности своих знаний и поведения

Р.Н.Щербаков

Methods of scientific knowledge at an assessment by the pupil the rationality of the knowledge and behavior

R.N.Scherbakov

 

Аннотация. Изучение учащимися физического эксперимента и теории служит как приобретению ими понятий, знаний и принципов, лежащих в основе содержания и структуры физической науки, так и усвоению существа экспериментального и теоретического методов исследования и одновременному приобретению умений и навыков по их применению не только на уроках, но и в повседневной жизни.

The study by students of physical experiment and theory serves as acquisition of notions, knowledge and principles, being in basis of content and structure of physical science, so and to learningmatterof experimental and theoretical methods of investigation and at a time acquisition of skills on their application not only, but in daily life.

Ключевые слова. Эксперимент и теория как основа исследования физической реальности;экспериментальный и теоретический методы в изучении курса физики;знакомство учащихся с этими методами и приобретение умений и навыков на уроках;физические методы как средство решения учащимися проблем повседневного бытия.

Experiment and theory as basis of physical reality investigation; Experimental and theoretical methods in physical coursestudy; the acquaintance of students with these methods and acquisition of skills at lessons; the physical methods as means of solving by students of everyday existence problems.

 

 

Нормативные аспекты разработки основной образовательной программы ДО

О.В.Бережнова

Standard aspects of development of preschool education's  main educational program

O.V.Berezhnova

 

Аннотация. В статье рассматриваются нормативные подходы к разработке основной образовательной программы дошкольного образования (ДО) в соответствии с требованиями современного законодательства, дается подробный анализ структуры образовательной программы дошкольной организации, условий ее реализации.

In article standard approaches to development of the main educational program of the preschool formation in accordance with requirements of modern legislationare considered. Detailed analysis of educational program’s structure of preschool organization, conditions to its realizationis given.

Ключевые слова.Образовательная программа, образовательный стандарт, структура программы, условия реализации программы.

Educational program, educational standard, structure of the program, condition to realization of the program.

 

 

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н.Введенский

EVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

  1. N. Vvedensky

 

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития методологии профессионального образования, его структура, взаимодействие со средой, личность и ее образовательная деятельность. Особое внимание уделено  проблемам интеграции, глобализации и развития ключевых компетенций специалистов. Названы актуальные темы научных исследований по теории и методике профессионального образования.

The author studies perspectives of development of professional education methodology, it’s structure, interaction with environment, personality and it’s educational activity. Special attention is paid for integration problem, globalization and development of specialists’ key competences. Actual themes of scientific researches on the theory and method of professional education are named.

Ключевые слова. Глобализация, профессиональное, базовое дополнительное образование, интеграция, компетентность, компетенции.

Globalisation, professional, basic additional education, integration, competency, competences.

 

 

Подготовка преподавателей современной высшей школы

Л.В.Задонская, О.А.Козлов

Training of modern higher school's teachers

L.V.Zadonskaya, O.A.Kozlov

 

Аннотация.Проанализированы требования к преподавателю современной высшей школы в условиях информатизации образования. Рассмотрены формы использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза. Обоснована необходимость подготовки преподавателей на кафедрах профессиональной педагогики ведущих классических, технических и педагогических вузов, а также в магистратуре педагогического направления. Охарактеризованы проблемы организации обучения выпускников специалитета и магистратуры в аспирантуре по педагогическим наукам. Даны рекомендации по практической реализации разработанных предложений в российских высших учебных заведениях.

Requirements to the teacher of the modern higher school in the conditions of education's informatization are analysed.. Forms of useof information and communicationtechnologies inthe educational processof higher educationare discussed. The necessity oftrainingof university professorsin the departments ofvocationalpedagogyatleading classical, technical and pedagogical universities and also in master courses of the pedagogical direction is proved..The problems ofthe organization of trainingof graduatesand graduates ofspecialist programat postgraduate schoolonPedagogical Sciences. Recommendations onthe practical implementation ofthe developed proposalsin Russian universities are given.

Ключевые слова. Высшее профессиональное образование, информатизация образования, бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Higher vocational education,informatization of education, Bachelor's programme, Master's degree programme, postgraduate program.

 

 

Когнитивно-лингвистический инструментарий анализа педагогического дискурса

Ю.Г.Куровская

Cognitive and linguistic analysis tools  of a pedagogical discourse

Yu.G.Kurovskaya

 

Аннотация.В статье рассматривается педагогический потенциал когнитивной лингвистики, в центре внимания которой находится язык как общий когнитивный механизм, механизм познания и конструирования мира. Автор обращается к когнитивно-лингвистическому инструментарию, т.к. то, какие концепты как фрагменты картины мира обучаемого представлены в педагогическом дискурсе и каким образом они содержательно раскрываются, определяет мировоззрение подрастающего поколения.

The pedagogical potential of cognitive linguistics is discussed in the article. The language as a general cognitive mechanism for cognition and constructing the world is in the spotlight of cognitive linguistics. The author refers to cognitive linguistic tools because such concepts as fragments of a picture of the world of a student are presented in a pedagogical discourse and how they substantially reveal, defines worldview of younger generation.

Ключевыеслова.Педагогика, когнитивная лингвистика, концептуализация, категоризация, языковая картина мира, концепт, фрейм, педагогический дискурс,когнитивно-лингвистический анализ.

Рedagogics, cognitive linguistics, conceptualization, categorization, language picture of the world, concept, frame, pedagogical discourse, cognitive-linguistic analysis.

 

 

Категории «воспитание» и «социализация» в современных западных исследованиях

И.А.Тагунова

The categories "education" and "socialization" in modern western researches

I.A.Tagunova

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты понимания категорий «воспитание» и «социализация» в разных культурах западного общества. Анализируются пути и способы продуктивного перевода западных педагогических категорий на русский педагогический язык, отмечается особая роль интерпретатора, необходимость рассмотрения им каждой переводимой категории в контексте культуры, стиля мышления и особенностей языка страны, откуда данная категория родом.

This article considers some aspects of the categories “education” and “socialization” understanding in the context of different cultures of Western society. The paper analysisopportunities and ways of productive interpretation of Western educational categories tobe understandable by Russian researchers and teachers. The article points out the special role of the interpreter, the necessity to study each translating category in the context of culture, thinking style and peculiarities of country’s language, where this category comes from.

Ключевые слова. Воспитание, социализация, понимание, аспекты, информационное пространство, универсализация образования, междисциплинарные  исследования, методологии интерпретации

Еducation, socialization, understanding, aspects, dissemination of information, universalization of education, interdisciplinary research, methodology of interpretation.

 

 

Профессиональная ориентация учащейся молодежи  в условиях сетевого социального партнерства

А.Н.Ходусов

Professional orientation of students in a network of social partnership

A.N.Hodusov

 

Аннотация. В статье охарактеризованы современные подходы и принципы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Modern approaches and principles of youth’s professional orientation development under the conditions of network social partnership are characterized in the article.

Ключевые слова. Теоретико-методологические подходы, принципы, сетевое социальное партнерство, профессиональная ориентация.

Theoretical and methodological approaches, principles, network social partnership, professional orientation.

 

 

Модель выпускника-бакалавра технического университета, владеющего мобильной компетенцией

Т.Г.Цуникова, С.В.Филатов, И.В.Гайдамашко

Model of bachelor graduator of technical university, who owns mobile competence

T.G.Tsunikova, S.V.Filatov, I.V.Gaydamashko

 

Аннотация.В статье анализируется модель формирования мобильной компетенции, характеризуются базисные компетентностные модели знаний и содержательного наполнения образовательных программ федеральных дисциплин ФГОС ВО. Рассматривается формирование содержания модели профессиональной мобильности на основе составляющих социальной адаптации из естественнонаучного, технологического и предметно-творческого компонентов профессиональной подготовки.

The paper analyzes the model of mobile competence, basic competence models of knowledge and content  of educational programs of federal disciplines of FSES are characterized. Forming the model's content of professional mobility on the basis of components of social adaptation from natural-science, technological and subject and creative components of professional training is considered.

Ключевыеслова. Модель формирования мобильной компетенции, специальные компетенции, фундаментальные знания, социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции

Мodel of mobile competence formation, special competence, fundamental knowledge, social and personal, economic, organizational and managerial, scientific and professional competences.

 

 

«Военизация» в учреждениях А.С.Макаренко

Л.И.Гриценко

«Militarization» in A.S.Makarenko's organizations

L.I.Gritsenko

 

Аннотация. В статье раскрывается реализация поведенческого подхода в воспитании А.С.Макаренко. На основе определения роли стереотипов психической активности в современном воспитании показывается формирование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и коммуникативных автоматизированных форм поведения (стереотипов) в опыте Макаренко. Выявляется сущность военизации в его учреждениях, представляющей особым образом инструментированную игру, целью которой выступает формирование системы привычек (стереотипов), необходимой человеку для успешной жизнедеятельности.

The article deals with the implementation of the behavioral approach by A.S.Makarenko to education. Formation of cognitive, behavioural, emotional and the communicative automated forms of behavior (stereotypes) in Makarenko's experience is shown on the base  of the role of stereotypes of mental activity’s definition in modern education. Reveals the essence of militarization in his organisations, it seems specially instrumented game, the purpose of which is the formation of habits (stereotypes), a person needs to succeed in life.

Ключевые слова. Диалектический подход, поведение и деятельность, стереотипы психической активности, игра как образ жизни коллектива, система упражнений в учреждениях Макаренко.

Dialectical approach, behavior and activity,stereotypes of mental activity, the game as a way of life of the collective, system of exercises in Makarenko’sinstitutions.

 

 

РЕФОРМАТОР ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КОНЦА ХХ ВЕКА

А.А.Романов

REFORMER OF RUSSIAN EDUCATION OF LATE XX CENTURY

A.A.Romanov

 

Аннотация. Характеризуются ключевые аспекты научной и общественной деятельности Э.Д.Днепрова, связанные с разработкой и внедрением философско-теоретических и общественно-педагогических оснований реформы общего образования в России конца 1980–1990-х гг., способствовавшие перестройке педагогической науки и школы, становлению нового педагогического мышления. 

The article covers E.D.Dneprov's scientific and public activities that provided  new ways of pedagogical thinking and  a conceptual new (both theoretical-philosophical and pedagogical) framework for reforming Russia’s secondary school education in 1980s-1990s.

Ключевые слова. Э.Д.Днепров, временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа»,новое педагогическое мышление, первый избранный министр образования России, перестройка педагогической науки и школы.

E.D.Dneprov, provisional research board(PRB) “Shkola”, new ways  of pedagogical thinking, Russia’s first elected minister of education, reforming of pedagogical science and high school system.

 

 

О выборе критериев оценки в педагогических исследованиях

Т.А.Строкова

About choice of an assessment's criteria in pedagogical researches

T.A.Strokova

 

Аннотация. В статье рассматриваются часто встречающиеся ошибки в определении критериев оценки результатов предлагаемых исследователями педагогических нововведений; приводятся наиболее приемлемые способы определения критериев и их показателей.

The article deals withcommonmistakes indefining the assessment’s criteria of the results of pedagogical innovations suggested by researchers;the most appropriateways of definingcriteriaand assessment indicators are proposed.

Ключевые слова. Ошибки, критерии, результаты нововведений, требования к выбору показателей критериев.

pedagogika-rao.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта