Мир фантастики №132 (август 2014). Польский журнал фантастика
Польские фантасты и историк | Мистика и Фэнтези журнал
Есть у меня три любимых польских писателя. Это Станислав Лем, Анджей Сапковский и Генрик Сенкевич.
У Станислава Лема как у ученого есть одно замечательное свойство. Он умел владеть словом. В истории немало писателей-ученых (особенно математиков), которые могли создавать увлекательные миры в своих книгах, но быть бездарными художниками слова. Во всяком случае в той степени, в какой может человек науки. Наиболее известные его работы это «Солярис», «Эдем» и «Непобедимый». «Солярису» отчего-то не везет на экранизации. Когда Станислав Лем увидел работу Тарковского, он заявил режиссеру, что тот совершенно не понял замысел книги. Писатель говорил, что космос прекрасен, и это проблема человека, что он его не понимает. Тарковский же возражал, «космос ужасен». Одним словом, доказывал Лему, что тот сам не понял своей книги. По мне, так фильм средненький. В нулевые американцы экранизировали эту историю. И как написал один журналист «получилась love story.
Кстати, вы заметили, что с определенного периода о космосе снимаются только мрачноватые фильмы. Там идут войны, все друг друга атакуют и повсюду бегают Чужие. И нет значимых работ о тайне и красоте вселенной. Или мне таковые не попадались.
С начала 1990-х писатель занимался только научными эссе. В итоге получилась книга «Молох», с рассуждениями и прогнозами относительно технологий будущего. Чуть ранее была «Сумма технологий». Скажу, что часть его прогнозов уже сбылась. Остальное, думаю, не за горами.
У Генрика Сенкевича мне особенно понравилась книга «Огнем и Мечом». Живой язык, гибкое и красивое повествование, легкость чтения, вот его стиль. События книги происходят недалеко от Дикого Поля. Это старое название земель возле Черного моря, где жили казаки. Мы привыкли воспринимать эти места по Гоголю, а тут взгляд с другой стороны, и на самом деле весьма интересный.
Судя по аллюзиям и отсылкам к этой книге, Анджей Сапковский любит эту историю. Этот автор в основном известен историей о Ведьмаке. Однако «Сага о Рейневане» намного лучше. Здесь Сапковский явно расписался, слог стал намного гибче. События трилогии происходят на фоне восстания гугенотов в Чехии. Собственно, описывается не только Чехия, но и Силезия, пограничная область Польши. О, знаю, знаю, было много нареканий на книгу фанатов точного описания событий, оружия, всего и вся. Но мне все равно. Во-первых, я видела споры историков об одном и том же вопросе. Сколько их, столько и мнений. А во-вторых, автор не обязан показывать точно историческую эпоху. Любое художественное произведение не есть точное отражение действительности. Это факт, и очень упрямый. Так что на совести автора, как он показывает своих персонажей и события. Но вернулась к Сапковскому. Есть у него однотомная книга «Змея», где события происходят в Афганистане, во время войны в 80-х. Никогда не думала, что буду читать книгу на такую тему. И ведь увлекло, да так, что почти не отрывалась. Однако замечу, что кисейным барышням лучше не читать. Самого же автора за книгу на родине ругали сильно. Ещё бы, главный герой солдат в русской армии, с философским взглядом на жизнь и не идиот…
На мой взгляд, Анджей Сапковский один из серьезнейших авторов фэнтези, из ныне живущих. Что бы его читать, надо иметь хоть немного разносторонние знания, иначе будет скучно.
Автор: Марина Бочарова
mstfn.com
Мир фантастики №132 (август 2014) | Журнал
1 Слово главного редактора
Спецматериалы
8 Современная польская фантастика Когда мы говорим «зарубежная фантастика», то, как правило, имеем в виду книги, написанные на английском. Отнюдь не во всех странах дела с фантастической литературой обстоят хорошо. Тем интереснее пример Польши, где фантастика с начала 1990-х переживает бурный период возрождения. Как это произошло? Что стало тому причиной? Какие авторы и направления сейчас востребованы там — и какие могут заинтересовать нашего читателя? Попробуем разобраться.
Книжный ряд
16 Новости литературы Разнообразные премии, смерть в Вестеросе, докторская мантия фантаста, а также возвращение убийцы, нырок в подсознание, мистический ренессанс, кровь на севере и иллюстрированные боги Олимпа. 18 Книги номераАлексей Пехов «Проклятый горн» • Ольга Громыко «Космопсихолухи» • Людмила и Александр Белаш «Ключ власти» • Аластер Рейнольдс «Дом солнц» • Брайан Олдисс «Птицы Марса» • Марк Лоуренс «Король терний» • Стивен Бакстер, Терри Пратчетт «Бесконечная Земля» и другие книги, а также советы читателям. 32 КлассикаАвторская колонка Бориса Невского В советские времена зарубежную фантастику издавали мало. Тем не менее кое-что выходило, в том числе фантастика «стран народной демократии». Сегодня в центре нашего внимания — поляки.Рецензии: Ежи Жулавский «На серебряной планете: Рукопись с Луны» • Кшиштоф Борунь «Восьмой круг ада» • Антология «Операция „Вечность“» • Януш А. Зайдель «Предел» 34 Фантастика на иностранных языкахАвторская колонка Дмитрия Злотницкого Сегодня в центре внимания романы, каждый из которых по-своему необычен: чистокровная научная фантастика от специалиста по технотриллерам, подростковое фэнтези от мастера фэнтези «тёмного» и французское фэнтези, опубликованное на английском языке.Рецензии: Даниэль Суарес «Поток» • Джо Аберкромби «Полукороль» • Антуан Руо «Путь ярости» 36 КомиксыАвторская колонка Дмитрия Злотницкого Сложно в это поверить, но в начале 1970-х комиксы о «Людях Икс» не пользовались популярностью. Спасти серию от закрытия смог талантливый сценарист. По схожему сценарию десятилетием позже развивалась судьба серии The Incredible Hulk. О лучших комиксах, посвящённых этим героям, мы и поговорим в колонке.Рецензии: Крис Клермонт «Люди Икс: Дни минувшего будущего» • Питер Дэвид «Невероятный Халк: Беззвучные крики» • Питер Дэвид и Робин Ферт «Тёмная башня: Предательство»
Видеодром
38 Новости кино Вестник седьмого эпизода «Звёздных войн», новый проект Ридли Скотта и пара слов о малобюджетной фантастике как кузнице кадров. 40 История киноПремия «Сатурн» Премию «Сатурн» вручили в сороковой раз. По случаю юбилея мы расскажем, как появился «фантастический „Оскар“» и почему его номинации всегда вызывают горячие споры. 



56 СериалExosquad Знакомый каждому мальчишке девяностых сериал «Экзо-взвод», он же «Эхо-взвод» или «Космические спасатели лейтенанта Марша», доказал, что американцы могут снимать анимацию в жанре меха не хуже, чем японцы. Но мало кто знает, что у сериала есть глубокий смысл: он был задуман как аллегория Второй мировой… Игровой клуб
60 Новости видеоигр Надежды на светлое будущее экшенов по вселенной Warhammer 40,000, освоение окраин галактики в космическом симуляторе No Man’s Sky, очередные продолжения и наследники Dark Souls и кровавый беспредел на Wii U. 62 КонтактСергей Чекмаев У многих есть любимые и нелюбимые писатели и киносценаристы, но мало кто задумывается о работе сценаристов игровых. А ведь одного увлекательного игрового процесса для хорошей игры недостаточно. На вопросы МФ о тонкостях игровой сценаристики отвечает Сергей Чекмаев, один из первых российских фантастов, начавших писать сценарии для игр. 67 КонтактМайлс Тост из CD Project RED Недавно открылся предзаказ на одну из самых ожидаемых игр следующего года — «Ведьмак 3: Дикая охота». МФ связался с разработчиками, чтобы узнать, что ждёт поклонников в игре, завершающей трилогию о Геральте. 68 Лучшие видеоигры Transistor • Murdered: Soul Suspect • Frederic: Evil Strikes Back • Angry Birds Epic
70 Фантастика из пластикаMuv-Luv Alternative — Mitsurugi Meiya Обзор фигурки боевой девы в соблазнительном скафандре, даже в невесомости готовой нанести смертоносный удар катаной. 72 Новости настольных игр Долгожданные локализации, ролевой киберпанк, замешательный «Манчкин», Вестерос от Райнера Книции, а также горстка наград, воспоминания о переводчике и размышления о польской игровой индустрии. 74 Лучшие настольные игры «Звёздный Манчкин» с дополнением «Атака клоунов» • Nations
Врата миров
76 Информаторий Есть ли ошибки по части биологии в «Аватаре», реализуемы ли сейчас три закона робототехники (и чем это чревато), всех ли русскоязычных фантастов зовут частотными именами и как правильно — сит или ситх. 78 ХудожникиДэн Чудзински Гость нынешней рубрики добился известности в первую очередь как скульптор и таксидермист. Его работы поистине фантастичны — и при этом осязаемы. В интервью МФ художник рассказывает о своём путешествии в Ватикан, отливке бронзовых статуй, рисовании губной помадой, а также о том, как черепашки-ниндзя изменили его жизнь.
86 БестиарийТерминаторы Моделями Т-800, Т-1000 и Т-1001 мир терминаторов не исчерпывается. Во вселенной восставших машин появляются самые разные роботы — такие могущественные и такие неожиданно уязвимые, не всегда разумные и даже не всегда боевые… 94 Фантастические профессииАктёры Даже инопланетные политики вместо клонов и роботов используют старых добрых двойников, а в волшебных мирах порой достаточно показать зрелищный фокус, чтобы сойти за мага. Вот почему профессия артиста не устареет даже в далёком будущем. Но кто на самом деле скрывается за маской?
99 КонвентSpectrum Fantastic Art Live III Раз в год лучшие художники, работающие в жанрах научной фантастики и фэнтези, собираются в Канзас-Сити, чтобы представить свои работы, пообщаться и отпраздновать выход ежегодного сборника иллюстраций Spectrum Fantastic Art. Машина времени
100 Новости науки Мечта домохозяйки и садовода, помощь неуклюжим любителям гаджетов, фантастический материал, а также таинственный остров в космосе, скорость расширения Вселенной, искусственная поджелудочная железа, космический эспрессо и размышления о частной космонавтике. 102 Удивительные вещиОчень дорогая филателия Почтовая марка — это всего лишь кусочек бумаги с нанесённой на неё типографской краской. Себестоимость её мизерна. Но на аукционах за редкие марки платят миллионы долларов — в чём же причина? 108 ЛичностьНаполеон Бонапарт История великого полководца, который ещё при жизни стал легендой и олицетворением целой эпохи, вот уже два века будоражит воображение миллионов людей. В том числе и писателей-фантастов.
114 Историческая литератураАвторская колонка Дмитрия Злотницкого Колонка исторической литературы в этом месяце окрашена в бонапартисткие цвета. В центре нашего внимания — знаменитый наполеоновский маршал Ней, и поговорим мы о посвящённой ему биографической книге, а также о трудах двух офицеров, служивших под его началом.Рецензии: Октав Левавассёр «Воспоминания о наполеоновских войнах. 1802–1815» • Антуан-Анри Жомини «Политическая и военная жизнь Наполеона» • Эрик Перрен «Маршал Ней» 116 Популярная наукаАвторская колонка Антона Первушина В начале эры космических полётов на орбиту отправляли молодых военных лётчиков — позднее из них собирались сделать капитанов межпланетных кораблей. Однако со временем туда всё чаще стали летать учёные, ведь Вселенная — это прежде всего бесконечное поле для исследований.Рецензии: Георгий Гречко «Космонавт № 34. От лучины до пришельцев» • Сергей Жуков «Стать космонавтом!» • Игорь Афанасьев, Юрий Желтоногин «Возвращение из космоса» Зона развлечений
118 РассказАнджей Сапковский «Сезон гроз» Отрывок из нового романа Анджея Сапковского о похождениях ведьмака Геральта. Впервые на русском языке — специально для читателей МФ!
130 КомиксПол Тобин, Джо Куэрио «Ведьмак: Дом витражей» Ещё один ведьмачий эксклюзив для наших читателей — отрывок из комикса «Ведьмак: Дом витражей». Эта мини-серия издательства Dark Horse, состоящая из пяти выпусков, совсем недавно появилась на Западе, а на русском языке выйдет одной книгой в сентябре 2014 года.
138 Конкурсная площадка Призы этого номера — коллекционное издание игры «Ведьмак 2: Убийцы королей» для Xbox 360, уникальная сувенирная продукция по фильмам «Черепашки-ниндзя» и «Стражи галактики», а также три тома комиксов по мотивам произведений Стивена Кинга. 142 Почтовая станция Почему на сайте до сих пор нет статей из старых номеров, увидим ли мы хорошие переводы Стивена Кинга, как обстоят дела с хоррор-авторами в России и зачем в аннотациях упоминают о премиях, полученных писателями. 144 Зона комиксаАлександр Ремизов «…и бонус» www.mirf.ru
Читать Научная фантастика Польши - Аникеев Владимир - Страница 1
Владимир Аникеев
Научная фантастика Польши
Среди прочих материалов Европейского конгресса писателей-фантастов в Будапеште (1988 г.) получили распространение следующие сравнительные данные по изданию фантастики в некоторых социалистических странах. В 1987 г. в ГДР опубликованы 53 книги НФ, 14 из них-новинки, остальные переиздания. В этом же году в СССР изданы 87 книг НФ, среди них 20 романов (8-советских авторов), 15 антологий и сборников рассказов, 19 книг вышли на языках народов СССР. В этом же году в Польской Республике вышли из печати 176 книг НФ, 139 из них-новинки, 48 книг польских авторов. Если добавить, что уже на протяжении ряда последних лет в Польше издается более 100 книг НФ ежегодно (например, 126 книг в 1982 г., 180-в 1983), можно говорить об издательском буме фантастики в этой стране.
Когда речь идет о польской фантастике, первым, кого вспомнит любой и каждый советский читатель, будет, несомненно, Станислав Лем. Произведения этого замечательного писателя, гиганта не только польской, но и мировой фантастики, переводились в нашей стране довольно-таки оперативно и полно (хотя и здесь есть досадные упущения). Этого не скажешь, увы, о других польских писателях-фантастах; несколько сборников издательства «Мир», познакомивших нас с ранним творчеством К. Боруня, К. Фиалковского, Ч. Хрущевского и Я. Зайделя, а также редкие и бессистемные публикации в периодической печати исчерпывают, к сожалению, почти весь издательский актив. То, что польская фантастика, как, впрочем, и вся польская литература, претерпела значительные изменения, что рядом с известными нам именами в ней появились новые, что ее жанровая тематика расширилась и углубилась, сам издательский бум последних лет — все это ушло от внимания и наших издателей и наших критиков.
Не ставя себе задачу подробного изложения истории польской научной фантастики, назовем хотя бы некоторые наиболее яркие ее тенденции в послевоенные годы.
Начальный этап развития современной польской фантастики (1945–1959 гг.) пришелся на годы, не слишком благоприятные для размышлений о далеком будущем или полетах на другие планеты: страна лежала в руинах, не хватало жилья, топлива, пищи отнюдь не только духовной, элементарных, но необходимых для жизни вещей. В этих условиях занятие фантастикой многим казалось делом никчемным, подозрительным и в лучшем случае постыдным. Право НФ на существование приходилось доказывать в острых спорах и стычках, при этом спорах и стычках не только литературных.
И все же, даже в этих условиях, издание повести «Астронавты» (1951) Ст. Лема стало значительным событием в литературной жизни страны. Развивая ставший к тому времени уже расхожим в мировой фантастике сюжет разведывательного полета на другую планету, Лем рисовал на страницах повести ужасающий образ погибшей в огне междоусобной ядерной войны венерианской цивилизации, предостерегая тем самым от повторения подобной катастрофы на Земле. Повесть была тепло встречена читателями, но вызвала поток резко критических статей и рецензий, в которых не отрицались определенные ее достоинства, но особенно подчеркивались недостатки: ходульность и отсутствие психологической глубины в разработке образов героев (что и в самом деле имело место), также «отход от марксистской концепции человека будущего и искажение образов героев коммунизма».
Своеобразным ответом Лема на подобные обвинения стал его новый роман «Магелланово облако» (1955), в котором среди прочего дан своего рода ретроспективный обзор истории человечества за более чем тысячу лет между XX и XXII веками. Роман далеко не свободен от недостатков: он излишне дидактичен, перенасыщен техническими подробностями, временами просто скучен, но выгодно отличается от «Астронавтов» более богатыми в психологическом отношении образами героев — автор показывает не только функции, но и стоящих за ними людей, обладающих индивидуальными характерами, которые совершают поступки не только по диктатуре логики, но из тех или иных побуждений.
К тому же поколению писателей, куда входит и Лем («поколению Колумбов», как его иногда называют), принадлежат К. Борунь, А. Трепка и А. Холланек. Кшиштоф Борунь и Анджей Трепка дебютировали в НФ написанной в соавторстве, трилогией: романами «Утраченное будущее» (1954), «Проксима» (1956) и «Космические братья» (1959). В первом из них они описывают жизнь и общественные отношения на искусственном спутнике Земли, где после победы коммунизма на планете обосновались последние сторонники старого строя. Во вспыхнувшей революции побеждают, как и должно быть, прогрессивные силы, их поддерживает команда гигантского космического корабля «Астроболид». Во втором романе авторы рассказывают об экспедиции «Астроболида» в планетную систему Проксима Центавра и открытии в ней следов деятельности иной цивилизации. В последнем романе те же герои исследуют планеты системы Альфа Центавра и вступают в первый в истории человечества контакт с внеземной цивилизацией.
Дебютом Адама Холланека в НФ был роман «Катастрофа на Солнце Антарктиды» (1958) — одна из первых антиутопий в польской НФ. Очень интересна трактовка Холланеком образа человека будущего: он весьма скептически относится к общепринятой в то время теории о положительном влиянии материальной обеспеченности на личность человека.
В его романе технический прогресс, принес всеобщее благосостояние, но люди остались теми же, что и прежде, со всеми их достоинствами и недостатками, а плоды технического прогресса используются не только во благо, но и в абсолютно антигуманных целях.
Характеризуя ранний этап развития польской НФ, известный литературовед и критик А. Смушкевич метко заметил, что его яркой, чертой была Склонность к излишне оптимистическому описанию светлого будущего человечества, в котором основные материальные потребности человека удовлетворены, конфликты в основном развязаны и улажены, а те, которые остались, вот-вот уступят натиску всемогущей науки и техники. Новые проблемы и новое поле деятельности открываются в космосе, и именно туда направляет свои стопы и помыслы вооруженный огромными знаниями, безотказной техникой и несокрушимыми моральными и этическими нормами и принципами человек будущего.
Правда, уже в 1954 г. вышел из печати сборник рассказов Лема «Сезам», в котором появилось несколько рассказов, описывающих невероятные приключения знаменитого звездного путешественника Ийона Тихого. В них автор исследует в сатирической и гротескной форме проблемы не столько абстрактного будущего, сколько самого что ни на есть современного читателю настоящего. Позднее путешествия Ийона Тихого были объединены в томе «Звездные дневники» (1957).
Шестидесятые годы в развитии польской фантастики также неразрывно связаны с именем Лема. Годы напряженного труда позволили ему не только занять главенствующее положение в польской фантастике, но и в значительной степени реабилитировать НФ в глазах читателей и литературной критики. Каждая новая книга Лема была шагом вперед в развитии жанра и неиссякаемым на многие годы источником вдохновения для последователей. В атот период своего творчества Лем пишет «Расследование» (1959) — классический детектив по форме, в котором впервые появляется мотив сомнения во всемогуществе науки и техники. Значительную позицию в развитии жанра обретает следующая повесть «Эдем» (1959), в которой Лем упоминает о вполне вероятной принципиальной невозможности контакта с другими цивилизациями и бессилии человека в решении внеземных проблем. Этот мотив исследуется дальше и глубже в знаменитом «Солярисе» (1961) — романе, в котором Лем размышляет не столько о проблеме контакта с абсолютно чуждым человеческому разуму мыслящим океаном, сколько о сложности внутреннего мира самого человека, о мучительно трудном процессе самопознания человека в столкновении с неизведанным. В том же 1961 г. издаются сборник рассказов «Книга роботов», повести «Дневник, найденный в ванне» и «Возвращение со звезд». В последней перед читателем предстает широкая панорама бессмысленно счастливого мира, в котором путем хирургической операции (т. н. «бетризации») из человека изгнали все таящиеся в нем агрессивные инстинкты. Лем предупреждает о цене, которую пришлось бы заплатить за такое «счастливое» существование, о том, чем в конце концов стал бы человек, утратив вместе с ненужными, казалось бы, чувствами цель своего существования и веру в смысл жизни, надежду и желание, способность к опасению и разочарованию. В 1962 г. Лем публикует сборник статей и эссе «Выход на орбиту» — одну из первых в Польше серьезных работ по тематике НФ.
online-knigi.com
ПИСАТЕЛИ И КРИТИКИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. «Научная фантастика Польши»
ЛЕМ СТАНИСЛАВ
Родился в 1921 году. Прозаик, эссеист, философ, критик, теоретик и автор НФ. Родился в г. Львове в семье врача. Окончил государственную гимназию в 1939 г. и приступил к учебе в Львовском медицинском институте, которая была прервана войной. Во время гитлеровской оккупации работал механиком по ремонту автомобилей. После освобождения Львова в 1944 г. возобновил занятия в мединституте, однако закончил учебу в Ягеллонском университете в г. Кракове, куда переехал вместе с родителями в 1946 г. С тех пор постоянно проживает в Кракове.
Еще в 1946 г. публиковал свои юношеские стихи и первые рассказы на военную тему в журналах «Одра», «Жолнеж Польски», «Тыгодник Повшехны», «Кузница». В 1948–1950 гг. опубликовал трехтомный роман «Неутраченное время» («Больница Преображения», «Среди умерших», «Возвращение»), из указанных томов позднее переиздавался только первый-«Больница Преображения» (ВЛ, 1975). В 1966 г. «Выдавництво МОН» опубликовало его автобиографическую повесть «Высокий Замок» (переиздана в 1975 г. с присоединением юношеских стихов).
Как автор НФ дебютировал в 1946 г. повестью «Человек с Марса», опубликованной в катовицком журнале «Новый мир приключений» (№№ 1-31). В том же 1946 г. в газете «Тыгодник Повшехны» появились рассказы «Чужак» (№ 84) и «История одного открытия» (№ 91/92), в 1947 г. в журнале «Жолнеж Польски» вышли рассказы «Фау над Лондоном», «Атомный город» и «Человек из Хиросимы», а в катовицком журнале «Еженедельна повесть» — рассказы «План анти-Фау» и «Конец света в восемь часов», в 1948 г. в том же журнале «Еженедельна повесть» — рассказы «Трест моих мечтаний» и «История о высоком напряжении». Указанные произведения Лема (за исключением рассказа «Конец света в восемь часов», который вошел в сборник «Звездные дневники») позднее не переиздавались, и часто дебютом Лема считают роман «Астронавты» (Чительник, 1951), за которым последовали: «Яхта Парадиз». Пьеса в 4-х действиях, (в соавторстве с Р. Хуссарским, Чительник, 1951), сборник «Сезам и другие рассказы» (Искры, 1954), роман «Магелланово облако» (Искры, 1955), сборник рассказов «Звездные дневники» (Искры, 1957, дополненное и измененное издание-ВЛ, 1966), повести «Эдем» (Искры, 1959) и «Расследование» (МОН, 1959), сборник рассказов «Вторжение с Альдебарана» (ВЛ, 1959), повести «Возвращение со звезд» (Чительник, 1961), «Солярис» (МОН, 1961), «Дневник, найденный в ванне» (ВЛ, 1961), сборник рассказов «Книга роботов» (Искры, 1961), сборник рассказов и телесценариев «Лунная ночь» (ВЛ, 1963), сборник «Непобедимый и другие рассказы» (МОН, 1964), сборники рассказов «Сказки роботов» (ВЛ, 1964), «Спасем Космос» (ВЛ, 1966), «Охота» (ВЛ, 1965), «Кибериада» (ВЛ, 1966), повесть «Голос Господина» (Чительник, 1968), сборник «Рассказы о пилоте Пирксе» (ВЛ, 1968, расширенное изданиеЧительник, 1973), сборник «Рассказы» (ВЛ, 1969), сборник рецензий на несуществующие книги «Абсолютный вакуум» (Чительник, 1971), сборник рассказов «Бессонница» (ВЛ, 1971), сборник предисловий к несуществующим книгам «Мнимая величина» (Чительник, 1973), сборник повестей «Голос Господина. Футурологический конгресс» (ВЛ, 1973), сборник «Избранные рассказы» (ВЛ, 1973), повесть «Насморк» (ВЛ, 1976), сборник рассказов «Дополнение» (ВЛ, 1976), сборник рассказов и телесценариев «Маска» (ВЛ, 1976), сборник рассказов «Повторение» (Искры, 1979), повести «Толем XIV» (ВЛ, 1981) и «Осмотр на месте» (ВЛ, 1982), сборник рецензий на несуществующие книги «Провокация» (ВЛ, 1984), сборник «Библиотека XXI века» (ВЛ, 1986), повести «Мир на Земле» (ВЛ, 1987) и «Фиаско» (ВЛ, 1987). Большинство указанных книг многократно переиздавались, в том числе в трех изданиях собрания «Избранных произведений» (ВЛ. Опубликованы также- сборник критических статей и рецензий «Выход на орбиту» (4скры, 1962), книга о кибернетике «Диалоги» (ВЛ, 1957, переработанное и дополненное издание-ВЛ, 1972), философско-футорологические произведения «Сумма технологии» (ВЛ, 1964, расширенное издание - ВЛ, 1967), «Философия случайности» (ВЛ, 1968) и двухтомная «Фантастика и футурология» (ВЛ, 1970, дополненное и исправленное издание-ВЛ, 1973), сборник «Критические статьи и эссе» (ВЛ, 1975).
Станислав Лем — лауреат многих литературных премий в стране и за рубежом, его литературная и общественная деятельность отмечена также государственными наградами.
Книги Лема переведены практически на все языки мира. Следует отметить, что на русский язык произведения Лема переводились охотно и достаточно оперативно. В настоящее время общее число опубликованных на русском языке текстов (включая публицистику и интервью) превышает 240. Библиографию основных переводов произведений Лема на русский язык, составленную знатоком творчества Лема и переводчиком К. В. Душенко, можно найти в журнале «Советская библиография», 1988, № 4, стр. 50–52. Укажем, однако, что до сих пор на русский язык не переведены роман «Неутраченное время», повести «Расследование», «Дневник, найденный в ванне», «Фиаско», а также «Диалоги», «Философия случайности», «Фантастика и футурология» и многие философские, филрсофско-футурологические и литературно-критические статьи и эссе.
litresp.ru


