Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Развлечение (журнал). Развлечение журнал


Развлечение (журнал) Википедия

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

Иллюстрации

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ Федоров-Чмыхов, Евстафий Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  10. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  11. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  12. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

wikiredia.ru

Развлечение (журнал) — Википедия

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.
  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ Федоров-Чмыхов, Евстафий Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  10. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  11. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  12. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

ru.bywiki.com

Развлечение, журнал - это... Что такое Развлечение, журнал?

 Развлечение, журнал

еженедельный литературно-юмористический журнал с карикатурами, старейшее из наших юмористических изданий. Издается в Москве с 1859 г. — Основан поэтом-переводчиком Федором Богдановичем Миллером (см.). После его смерти (1881) издательские права перешли к его наследникам, а с 1884 г. к И. А. Щербову. В это время редактором был (до 1885 г.) А. В. Насонов. С 1885 по 1891 г. издателями-редакторами последовательно были И. А. Щербов, И. Ф. Морозов, П. И. Щеглов. С 1891 г. издательницей состоит А. А. Соедова, а редактором H. H. Соедов. При Миллере в Р. принимали участие многие видные литературные деятели.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Развитие, в философии
  • Развод

Смотреть что такое "Развлечение, журнал" в других словарях:

  • Развлечение — «РАЗВЛЕЧЕНИЕ» еженедельный московский «литературный и юмористический журнал с политипажами». Выходил с 1859 по 1905. Организован Ф. Б. Миллером, который и был его редактором и издателем до своей смерти (1881). После Ф. Миллера журнал издавался… …   Литературная энциклопедия

  • журнал — а, м. journal, > гол. journaal. 1. Книга поденных записей. Сл. 18. || Книга записей военных операций, морских походов, путешествий, научных наблюдений. Сл. 18. Обстоятельное ведение корабельных журналов в России было устанолвено в 1702 г. А. Е …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Журнал — I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Развлечение — еженедельный литературно юмористический журнал с карикатурами, старейшее из наших юмористических изданий. Издается в Москве с 1859 г. Основан поэтом переводчиком Федором Богдановичем Миллером (см.). После его смерти (1881) издательские права… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • «РАЗВЛЕЧЕНИЕ» — «РАЗВЛЕЧЕНИЕ», русский еженедельный литературно юмористический журнал. Издавался в Москве в 1859—1916 (с 1906 как приложение к газете «Московский листок»). Первый ред. — Ф. Б. Миллер (до 1881). Наряду с произведениями, рассчитанными на… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Тополь, Эдуард Владимирович — У этого термина существуют и другие значения, см. Тополь (значения). Эдуард Владимирович Тополь …   Википедия

  • Радио — (Radio) Определение радио, история возникновения радио Определение радио, история возникновения радио, радиовещание Содержание Содержание 1.Главное о . 2.История возникновения радио. Вопрос о приорва в изобретении радио. 3.Радиовещание.… …   Энциклопедия инвестора

  • Crysis — Разработчик …   Википедия

  • Журналы русские — ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ. I. ДВОРЯНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЭПОХИ РАСЦВЕТА КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА (XVIII в.). Как и на Западе, в России Ж. появились позже, чем первые печатные газеты. Их появление вызвано было развитием хозяйственной и общественной жизни и, в связи с… …   Литературная энциклопедия

  • Крайзис — Crysis Разработчик Издатели Electronic Arts Steam) Локализатор Софт Клаб Дизайнеры …   Википедия

Книги

  • Журнал "Родина" 1902 г. Развлечение в часы отдыха. Анекдоты, куплеты, басни, смешные истории, Свинченко О.В.. В книге Вы найдете анекдоты, поучительные басни, меткие замечания, афоризмы, умные "мыслишки", советы, искусно" упакованные" в четверостишия и т. д. А темы здесь разные - от семейно-бытовых -… Подробнее  Купить за 170 руб
  • Анекдоты. Куплеты. Басни. Смешные истории. Развлечение в часы отдыха. Журнал “Родина” 1902 г. (миниатюра)., Савченко О.В.,сост.. В книге Вы найдете анекдоты, поучительные басни, меткие замечания, афоризмы, умные "мыслишки", советы, искусно "упакованные" в четверостишия и т. д. А темы здесь разные- от семейно-бытовых -… Подробнее  Купить за 132 руб
  • Развлечение в часы отдыха Журнал Родина 1902 г. Анекдоты…, Свинченко О. (сост.). В книге Вы найдете анекдоты, поучительные басни, меткие замечания, афоризмы, умные «мыслишки», советы, искусно «упакованные» в четверостишия и т. д. А темы здесь разные - от семейно-бытовых -… Подробнее  Купить за 127 руб
Другие книги по запросу «Развлечение, журнал» >>

dic.academic.ru

Развлечение (журнал) — Википедия

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.
  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ Федоров-Чмыхов, Евстафий Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  10. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  11. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  12. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

gir.im

Развлечение (журнал) — Википедия

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

  Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

  Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.  
  Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

  Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.  
  Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

  Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

  Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.  

ru-m.wiki.ng

Развлечение (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Сокращённоеназвание:Язык:Адрес редакции:Главный редактор:Учредители:Издатель:Страна:История издания:Дата основания:Последний выпуск:Объём:Комплектация:Тираж:ISSN печатнойверсии:ISSN веб-версии:Доступ:Индекс по каталогу «Роспечати»:Индекс по каталогу «Пресса России»:Награды: [[s:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Развлечение]] в Викитеке
Развлечение
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

литературныйюмористический

еженедельник

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

русский

Москва

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Фёдор Миллер и др.

Российская империя22x20px Российская империя

с 1859 по 1916

1859

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
К:Печатные издания, возникшие в 1859 году

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

« Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя. »

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[8].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[8]:

« Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали. »

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[8].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[8].

Иллюстрации

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[9].

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[9].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[10].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[11]:

« Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист. »

Напишите отзыв о статье "Развлечение (журнал)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // [http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-1541.htm Краткая литературная энциклопедия] / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ [http://www.dpnews.ru/istoriya-russkoi-zhurnalistiki-xviii-xix-vekov-str316.html История русской журналистики XVIII-XIX веков] / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ [http://slovari.yandex.ru/~книги/Лит.%20энциклопедия/«Развлечение»/ Литературная энциклопедия] / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // [http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-3862.htm Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник]. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  9. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. [http://antiklib.ru/novosti/moskovskaya_jurnalnaya_i_siluetnaya_grafika_1860-h_godov.html Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники]. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  10. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  11. ↑ Влас Дорошевич [http://dugward.ru/library/doroshevich/doroshevich_karikaturisty.html Карикатуристы] // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

Отрывок, характеризующий Развлечение (журнал)

– Откуда знаешь?.. – очень удивился он. – Это был не ангел, а скорее наоборот. Вами просто пользовались, но я не могу вам этого правильно объяснить, потому, что не знаю пока ещё сама. Я просто чувствую, когда это происходит. Вам надо быть очень осторожным. – Только и смогла тогда сказать ему я. – Это чем-то похоже на то, что я видел сегодня? – задумчиво спросил Артур. – В каком-то смысле да, – ответила я. Было видно, что он очень сильно старается что-то для себя понять. Но, к сожалению, я не в состоянии была тогда ещё толком ему что-либо объяснить, так как сама была всего лишь маленькой девочкой, которая старалась своими силами «докопаться» до какой-то сути, руководствуясь в своих «поисках» всего лишь, ещё самой не совсем понятным, своим «особым талантом»... Артур был, видимо, сильным человеком и, даже не понимая происходящего, он его просто принимал. Но каким бы сильным не был этот измученный болью человек, было видно, что снова скрывшиеся от него родные образы его любимой дочери и жены, заставляли его опять также нестерпимо и глубоко страдать... И надо было иметь каменное сердце, чтобы спокойно наблюдать, как он озирается вокруг глазами растерянного ребёнка, стараясь хоть на короткое мгновение ещё раз «вернуть» свою любимую жену Кристину и своего храброго, милого «лисёнка» – Вэсту. Но, к сожалению, его мозг, видимо не выдержавший такой огромной для него нагрузки, намертво замкнулся от мира дочери и жены, больше уже не давая возможности с ними соприкоснуться даже в самом коротком спасительном мгновении… Артур не умолял о помощи и не возмущался... К моему огромному облегчению, он с удивительным спокойствием и благодарностью принимал то оставшееся, что жизнь ещё могла ему сегодня подарить. Видимо слишком бурный «шквал», как положительных, так и отрицательных эмоций полностью опустошил его бедное, измученное сердце, и теперь он лишь с надеждой ждал, что же ещё я смогу ему предложить… Они говорили долго, заставляя плакать даже меня, хотя я была уже вроде бы привыкшая к подобному, если конечно к такому можно привыкнуть вообще... Примерно через час я уже чувствовала себя, как выжатый лимон и начала немножко волноваться, думая о возвращении домой, но всё никак не решалась прервать этой, хоть теперь уже и более счастливой, но, к сожалению, их последней встречи. Очень многие, которым я пыталась таким образом помочь, умоляли меня прийти опять, но я, скрепив сердце, категорически в этом отказывала. И не потому, что мне их не было жалко, а лишь потому, что их было множество, а я, к сожалению, была одна… И у меня также ещё была какая-то моя собственная жизнь, которую я очень любила, и которую всегда мечтала, как можно полнее и интереснее прожить. Поэтому, как бы мне не было жалко, я всегда отдавала себя каждому человеку только лишь на одну единственную встречу, чтобы он имел возможность изменить (или хотя бы попытаться) то, на что, обычно, у него уже никогда не могло быть никакой надежды… Я считала это честным подходом для себя и для них. И только один единственный раз я преступила свои «железные» правила и встречалась со своей гостьей несколько раз, потому что отказать ей было просто не в моих силах…

Как можно понять или объяснить то, чего мы никогда не слышали и никогда не знали?.. А ведь люди это делают постоянно, даже не задумываясь о том, что, возможно, они не правы или, что все остальные просто не нуждаются ни в их мнении, ни объяснении... Так, помню, когда я один единственный раз попыталась рассказать одному «умному человеку» про удивительную девочку со светлым именем – Стелла, он тут же начал, с «высоты своего полёта», очень снисходительно мне объяснять, что же «по-настоящему» я чувствовала, и что «по-настоящему» произошло.... Это была удивительная история, и мне впервые очень захотелось ею искренне с кем-то поделиться, но после этого беспрецедентного по своей глупости случая, я уже никогда не повторяла подобной ошибки и не делилась своими мыслями или приключениями ни с кем, кроме моего отца, хотя это было уже несколько позже. Тогда же я твёрдо для себя решила, что никогда больше не допущу, чтобы кто-то так грубо ранил мою душу, которую я обычно держала «нараспашку» для всех, кто мог в этом нуждаться... и, которая сейчас получила глубокую трещину только оттого, что какой-то недалёкий человек захотел бессмысленно блеснуть своим «знанием» перед наивным девятилетним ребёнком. Самым потрясающим здесь являлось то, что человек-то этот был вроде бы «образованным» профессором университета, который приехал к нам в школу на встречу по приглашению и выбору ребят, и я подумала, что уж он-то воспримет всё правильно, именно так, как оно по-настоящему и должно было бы быть. Но, как оказалось, не всегда учёная степень могла дать настоящий уровень понимания, не говоря уже о его чёрствой и безразличной душе... Хотя, как говорил один великолепный писатель: «даже небольшим умом можно блистать, если тщательно натереть его о книги»… Вот этот профессор, видимо, и натирал.... Но эта история не о нём, а о ком-то достаточно стоящем и светлом, чтобы об этом захотелось рассказать. Как-то ранним осенним утром я гуляла в соседнем лесу и, собрав букет последних осенних цветов, как обычно, зашла на кладбище, чтобы положить их на дедушкину могилу. Наше кладбище было очень красивым (если конечно так можно выразиться, рассказывая о таком грустном месте?). Оно находилось (и до сих пор находится) прямо в лесу, на удивительно светлой, плотно окружённой могучими старыми деревьями поляне и было похоже на тихую зелёную гавань, в которой каждый мог найти покой, если судьба вдруг, по той или иной причине, неожиданно обрывала его хрупкую жизненную нить. Это кладбище называлось «новым», так как оно было только-только открытым, и мой дедушка был всего лишь третьим человеком, которого успели там похоронить. Поэтому и на настоящее-то кладбище оно пока ещё не очень-то было похожим... Я вошла в ворота и поздоровалась с маленькой худенькой старушкой, которая там сидела одна и очень отрешённо о чём-то думала. День был приятным, солнечным и тёплым, хотя на дворе уже весьма уверенно властвовала осень. Лёгкий ветерок шуршал в последних оставшихся листьях, разнося вокруг сочный запах мёда, грибов и разогретой последними солнечными лучами земли... Как и должно было быть, в этом мирном месте Вечного Покоя царила добрая, глубокая, «золотая» тишина… Как обычно, я села у дедушки на скамеечку и начала рассказывать ему все свои последние новости. Я знала, что это глупо и что он, даже при моём самом большом на то желании, никаким образом меня услышать не мог (потому, что его сущность со дня его смерти жила во мне), но мне так сильно и постоянно его не хватало, что я разрешала себе эту крошечную, безобидную иллюзию, чтобы хоть на какое-то короткое мгновение вернуть ту чудесную связь, которую я до сих пор имела только с ним одним. Вот так тихо-мирно «беседуя» с дедушкой, я совершенно не заметила, как та же самая миниатюрная старушка подошла ко мне и села рядышком на небольшой пенёк. Как долго она со мной так просидела – не знаю. Но когда я вернулась в «нормальную реальность», то увидела ласково смотревшие на меня лучистые, совсем не старческие, голубые глаза, которые будто спрашивали, не нужна ли мне какая-то помощь… – Ой, простите меня, бабушка, я и не заметила когда вы подошли! – сильно смутившись, сказала я. Обычно ко мне трудно было подойди незамеченным – всегда срабатывало какое-то внутреннее чувство самозащиты. Но от этой тёплой, милой старушки исходило такое безграничное добро, что видимо, все мои «защитные инстинкты» затормозились… – Вот разговариваю с дедушкой… – смущённо проговорила я. – А ты не стыдись, милая, – покачала головой старушка, – у тебя душа-дарительница, это счастье большое и редкое. Не стыдись. Я смотрела во все глаза на эту щупленькую и очень необычную старушку, совершенно не понимая, о чём она говорит, но почему-то чувствуя абсолютное и полное к ней доверие. Она подсела рядышком, ласково обняла меня своей, по-старчески сухой, но очень тёплой рукой и неожиданно очень светло улыбнулась: – Ты не волнуйся, милая, всё будет хорошо. Только не торопись узнать на всё ответы… для тебя это ещё слишком рано, потому что, для того, чтобы получить ответы, сперва ты должна знать правильные вопросы… А они, пока что, у тебя ещё не созрели... Только через много лет мне удалось понять, что по-настоящему хотела сказать эта странная мудрая старушка. Но тогда я лишь очень внимательно её слушала, стараясь запомнить каждое слово, чтобы позже ещё не один раз «прокрутить» в своей памяти всё непонятое (но, как я чувствовала – очень для меня важное) и постараться уловить хотя бы крупицы того, что могло бы мне помочь в моём вечно продолжавшимся «поиске»… – Слишком тяжёлый груз взяла на себя – подломишься… – спокойно продолжала старушка, и я поняла, что она имеет в виду мои контакты с умершими. – Не все люди этого стоят, милая, некоторые должны платить за свои поступки, иначе беспричинно начнут считать, что они уже достойны прощения, и тогда твоё добро принесёт только лишь зло... Запомни моя девочка, добро всегда должно быть УМНЫМ. Иначе оно уже и не добро совсем, а просто отголосок твоего сердца или желания, которое совсем необязательно совпадает с тем, кем по-настоящему является одаренный тобою человек. Мне стало вдруг не по себе… Казалось, это уже говорила не простая милая старушечка, а какая-то очень мудрая и добрая ведунья, каждое слово которой буквально впечатывалось в моём мозгу… Она как бы осторожно вела меня по «правильной» дорожке, чтобы мне, ещё маленькой и глупой, не пришлось слишком часто «спотыкаться», совершая свои, возможно не всегда очень правильные, «мягкосердечные подвиги»… Вдруг промелькнула паническая мысль – а что если прямо сейчас она возьмёт и просто исчезнет?!.. Ведь мне так хотелось, чтобы она как можно большим со мной поделилась, и как можно больше чему-то научила!.. Но я понимала, что как раз-то это и являлось бы уже с моей стороны именно тем «получением чего-то даром», о котором она только что меня предостерегала… Поэтому я постаралась взять себя в руки, заглушив насколько могла, свои бушующие эмоции, и по-ребячьему ринулась честно «отстаивать» свою правоту… – А если эти люди просто совершили ошибки? – не сдавалась я. – Ведь каждый, рано или поздно, совершает ошибку и имеет полное право в ней раскаяться. Старушка грустно на меня посмотрела и, покачав своей седой головой, тихо сказала:

o-ili-v.ru

Развлечение (журнал) Вики

«Развлече́ние» — иллюстрированный литературно-юмористический журнал, выходивший в Москве еженедельно в 1859—1916 (?) годах[1]. В источниках существуют разные версии по поводу даты закрытия журнала. По некоторым данным, издание прекратило свою деятельность в 1905 году[2][3]; по другим сведениям, оно выходило вплоть до 1918-го[4].

У истоков журнала стоял Фёдор Миллер, совмещавший обязанности издателя и редактора до 1881 года; в дальнейшем владельцы «Развлечений» часто менялись[1].

В журнале публиковались стихи, рассказы, повести; фирменным зна́ком «Развлечений» были карикатуры, печатавшиеся в каждом номере.

С изданием сотрудничали поэт-пародист Борис Алмазов, учёный Владимир Даль, писатель Александр Левитов, публицист Тихон Герольдов (под псевдонимом «Фру-Фру»), поэт и журналист Дмитрий Минаев; Антон Чехов отдавал в «Развлечения» свои ранние рассказы[1].

Издатели[ | код]

Фёдор Миллер, первый издатель журнала

Фёдор Миллер, основавший журнал, в первые месяцы допустил крупную идеологическую ошибку: не проконтролировал сдачу в набор номера, в котором планировалось напечатать стихи писателя Данилова за подписью «Волинадо». По воспоминаниям Владимира Гиляровского, издатель был вызван в цензурный комитет, чиновники которого расшифровали псевдоним как сочетание слов «Воли надо». Миллера наказывать не стали, а Данилова, несмотря на заверения, что «Волинадо» — это его фамилия, написанная наоборот, отправили в двухлетнюю ссылку на Кавказ[5].

Финансовое положение журнала при Миллере было тяжёлым, денег для привлечения толковых авторов не хватало, поэтому порой весь номер готовил И. А. Вашков — единственный постоянный сотрудник, который фактически выполнял обязанности редактора и писал рассказы и фельетоны под псевдонимом «Мичман Жевакин»[5].

Антон Чехов, характеризуя ироничное отношение в обществе к изданию Миллера, упомянул про журнал в рассказе «Перед свадьбой» (1880), герой которого

Любит больше всего на свете свой почерк, журнал «Развлечение» и сапоги со скрипом, а наиболее всего самого себя.
Журнал «Развлечение», первая полоса

Александр Викторович Насонов, ставший издателем журнала после смерти Миллера (1881), к журналистике никакого отношения не имел: он работал в железнодорожном ведомстве. Однако именно при нём «Развлечение» начало обретать популярность. Там печатались Александр Плещеев, Сергей Терпигорев, Василий Немирович-Данченко, Пётр Невежин[6]. Чехов опубликовал в юбилейном (посвящённом 25-летию со дня выхода) номере рассказ «Маска»; позже принёс в редакцию роман «Брак по расчёту» (1884, № 43) и пародию на святочный рассказ «Страшная ночь» (1884, № 50)[7]. Для руководства музыкальным отделом журнала Насонов пригласил композитора Александра Дюбюка. В издание пришли художники-карикатуристы; темы для иллюстраций сочинялись на субботних вечерах у издателя; за удачные мысли и свежие идеи сотрудникам сразу выплачивался гонорар[6]. С 1884 года фактическим редактором журнала был Евстафий Савельевич Фёдоров-Чмыхов[8].

И. А. Щербов получил журнал «за долги» в конце 1885 года, когда у Насонова возникли финансовые сложности, не позволявшие вкладывать средства в «Развлечение». Недолгая издательская деятельность Щербова привела к тому, что из журнала ушли многие авторы[6].

Иван Андреевич Морозов, очередной владелец «Развлечения», решил не брать в журнал сотрудников, претендующих на высокую зарплату. У него было всего два автора — создатель множества «сердцещипательных» романов Алексей Михайлович Пазухин и писатель Иван Кондратьев, которые своими произведениями почти целиком заполняли номер. Карикатуры и стихи либо приобретались издателем за бесценок, либо «переделывались из старых»[9].

Николай Никитич Соедов, которому «Развлечение» досталось от Морозова (1891), был по роду деятельности далёк от издательской сферы (он работал в Московском кредитном обществе), однако благодаря дружбе с писателями и актёрами сумел сделать журнал безубыточным. Система его работы была близка той, которую применял Насонов: Соедов устраивал у себя дома «деловые вечеринки», во время которых шло планирование очередного номера[9]:

Памятна мне вечеринка перед днём пятидесятилетия журнала, где обсуждался выпуск большого юбилейного номера. На нём Фёдор Иванович Шаляпин, ещё начинавший только свою карьеру, первый раз спел «Дубинушку», а мы хором подпевали.
Николай Пастухов

Сам юбилейный выпуск, по воспоминаниям Гиляровского, вышел в свет на хорошей бумаге; в номере были напечатаны портреты не только всех действующих сотрудников, но и основателя журнала Миллера[9].

Николай Иванович Пастухов, издатель «Московского листка», долгие годы был персонажем карикатур и стихотворных фельетонов, публикуемых на страницах «Развлечения». Перекупив его у Соедова, Пастухов продемонстрировал, что не намерен извлекать из журнала выгоду: «Развлечение» стало бесплатным приложением к «Московскому листку». В таком виде журнал просуществовал год, после чего Пастухов его закрыл[9].

Иллюстрации[ | код]

В учредительных документах «Развлечение» значилось как «литературный и юмористический журнал с политипажами». Издание в числе первых освоило печатную графику; благодаря этой технологии редакции удавалось привлекать к сотрудничеству художников разных жанров[10].

Карикатура в журнале «Развлечение», 1907

В журнале работали карикатуристы Николай Ефимович Рачков, Николай Васильевич Иевлев; в редакцию приносили рисунки студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества; иногда размещал свои работы Михаил Осипович Микешин[10].

Со дня основания в «Развлечении» работал Лавр Лаврович Белянкин, славившийся жёстким отношением к героям своих карикатур. Темы он выбирал сам, не терпел диктата и, по свидетельству Гиляровского, «никогда не шёл против властей». Особенно непримирим был Белянкин к столичному купечеству: на одной из иллюстраций, опубликованных в журнале, он изобразил представителя династии Хлудовых, перед которым в полупоклоне стоит человек с водочным штофом, — Николай Иванович Пастухов[11].

В 1914 году Влас Дорошевич в статье о московских карикатуристах назвал Белянкина представителем «героических времён русской юмористики» и «остатком давних лет»[12]:

Он рисует злющие карикатуры. По любви и по привычке. Он состоятельный человек. Пользуется известностью как художник. Как последний миниатюрист.

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 3 Богословский А. Н. «Развлечение» // Краткая литературная энциклопедия / гл. редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 154.
  2. ↑ История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 316.
  3. ↑ Литературная энциклопедия / М. Фриче, А. В. Луначарский. — М.: Коммунистическая академия, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939.
  4. ↑ Развлечение [М., 1859—1918] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — С. 386—387.
  5. ↑ 1 2 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 404-405. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  6. ↑ 1 2 3 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 406-407. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  7. ↑ Чехов А. П. Собрание сочинений в восьми томах. — Правда, 1969. — Т. 1. — С. 439. — 445 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  8. ↑ Федоров-Чмыхов, Евстафий Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ 1 2 3 4 Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 408-409. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  10. ↑ 1 2 Кольцова Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. — М.: Галарт, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-269-01061-8.
  11. ↑ Гиляровский В. А. Мои скитания. Москва газетная. — М.: АСТ, 2006. — С. 403. — 508 с. — ISBN 5-17-037243-4.
  12. ↑ Влас Дорошевич Карикатуристы // Русское слово. — 1914. — № 4 марта.

ru.wikibedia.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта