Устный журнал "Исконные традиции семейного уклада". Традиции журнал
Устный журнал «Традиции русской кухни»
4
Устный журнал
«Традиции русской кухни»
Цель:
- познакомить с традициями русской кухни;
- развивать навыки сервировки стола, умение встречать гостей;
- воспитывать бережливость, внимание к окружающим, любовь к отечественной культуре.
Оформление:
- набор открыток «Блюда русской кухни»;
- выставка книг по кулинарии.
Ход мероприятия
Классный руководитель: - Одна древняя мудрость гласит: «Народ, который не знает своей истории и не чтит традиции, обречен на вымирание». На прошлом классном часе мы говорили о воинской славе нашего народа, а сегодня мы познакомимся с его традициями. Наш классный час называется «Традиции русской кухни». Сейчас идет любимый всеми праздник – «Масленица». Мы сегодня узнаем, как же отмечали праздники в старину, какие были особенности застолья, историю забытых вещей. Ну и на нашем классном часе присутствуют гости! Покажем наше гостеприимство.
Слово вам, ребята.
(Выходят Хозяин и Хозяйка)
Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Рады вас видеть в нашем доме.
Хозяин: Позвали мы вас не просто так. Хотим угостить блюдами старинными.
Хозяйка: Итак, страничка первая – «Застольная»
(Под музыку выходит Иванушка, потягивается, садится за стол)
Иванушка: Мамка, чего-то завтракать охота!
Хозяйка: Ох, и долго же ты спишь, Иванушка.
Иванушка: А чего?
Хозяйка: А то, завтрак-то проспал.
Иванушка: Ну и ладно, Пойду ещё посплю.
Хозяйка (обращается к зрителям) У русского человека день начинается с завтрака. Само название его указывает на время – происходит оно от слова «заутро», то есть рано утром. Обычно завтракали в крестьянских семьях до восхода солнца, так как на работу приходилось идти очень рано.
Вторым приемом пищи является обед. Корень этого славянского слова «ед» указывает на то, что это основная еда. Время обеда определяли по солнцу – полдень. И сейчас это время называют обеденным.
Происхождение слова «ужин» неясно. Славянские народы называли ужин «вечеря», то есть вечерняя еда.
Заболталась я с вами. А уже пора обед собирать. А пока я буду стряпать да на стол накрывать, послушайте, ребятки, об особенностях русского застолья.
(Выходят участники)
1-й - Характерной особенностью русского застолья всегда были традиционные блюда, соответствующие поводу, по которому собрались гости.
2-й – Традиции стола соблюдались строго, не в пример нашим праздничным застольям, которые стали безликими и однообразными. Трудно бывает отличить меню свадебного обеда от юбилейного, новогоднего от застолья на Масленицу.
3-й – Так, на свадьбах подавали курники, жениха кормили яичницей.
4-й – На крестинах отца угощали пересоленной «Бабиной кашей», чтобы знал, каково жене рожать.
5-й – На поминках подавали блины, кутью и кисель.
6-й – Совершенно различны были угощения на весенних, осенних и зимних праздниках. Например, в весенние праздники подавали яйца, блюда из творога, в Новый год – сладкую кашу из пшенички. Пирог был обязательной принадлежностью именинного стола. Блины, пряники и различные печенья – на Масленицу.
(Выходит хозяйка) - Вот и стол накрыт, а мой хозяин что-то задерживается. Ну да ладно, послушаем пока про старинную посуду.
Страничка вторая – «Ярморочная». Почему «Ярморочная»? А потому, детки дорогие, что раньше посуду можно было купить на ярмарке.
(Выходят чтецы)
1-й – Садясь за стол, беря в руки ложку или вилку, мы не думаем о том, что каждый предмет имеет свою историю, что потребовалось много веков, чтобы создать его, придать ему удобную, простую и красивую форму.
2-й – Ендова известна еще со времен Древней Руси и служила для подачи на стол браги, медов, вина и пива. Делали её из глины, дерева, металла.
3-й – Одними из самых древних предметов сервировки были ковши. Самый древний деревянный ковш имеет возраст 2 тыс. лет. Найден он археологами в Горбуновских торфяниках.
4-й – Тарелка – сравнительно новый предмет на нашем столе, вошедший в широкое употребление только в 18 веке. До этого вся семья, включая гостей, ела из общего котла, черпая еду по очереди ложками.
5-й – Но это не совсем так. Были у нас и ставцы, миски и плошки. Ставец состоял из двух емкостей в виде полушарий. Верхняя половинка – крышка. Если её снять получалось как бы 2 миски.
6-й – Особенно нарядной была хохломская посуда: блюда, тарелки, ложки, ковши и многое другое.
Полхово-майданская расписная посуда пользуется не меньшей известностью.
Славятся и городецкая и уральская роспись.
1-й – Салфетки были известны ещё древним римлянам, а в Европе получили распространение в 15 веке, В России появились при Петре 1. Слово «салфетка» перешло к нам из немецкого языка. А немцы заимствовали его у итальянцев и французов.
2-й – Вилка получила распространение в 18 веке тоже при Петре 1. Вилкой её стали называть, потому что она очень похожа на вилы, старинный предмет крестьянского быта. Пользоваться ложками стали очень давно, так как есть каши и жидкие блюда без них было нельзя. Особенно славились на Руси деревянные ложки. Они отличаются одной особенностью: не обжигают губы и ими удобно было есть горячие щи.
(Выходит Хозяин) – Щи – это хорошо! Третья страничка – «Про щи». Скажите, в вашей семье мама готовит щи? Вот видите. Это блюдо готовит всё население России. Только у нас на юге отдают предпочтение борщам и свекольникам. А между тем, борщ из щавеля и крапивы тоже называется щи.
Хозяйка: (Наливая щи Хозяину) - Щи были известны ещё до крещения Руси. Без них русский человек не мог прожить и дня. Зимой и летом щи являются источником витаминов, особенно витамина С. А мясо, рыба, картофель делают щи высококалорийным продуктом.
Хозяин: - Ох, и славные щи у моей хозяйки! Спасибо за знатный обед. Пойду по хозяйству управлюсь.
(Уходит. Появляется Иванушка. Садится за стол.
Иванушка: Мамка, чего-то обедать охота.
Хозяйка: Иван, так ты и обед проспал.
Иванушка: А чего? Сегодня праздник.
Хозяйка: Так у тебя каждый день праздник. Только вот спроси у тебя, какие ты знаешь народные праздники, так ты и не скажешь.
Иванушка: А чего?
Хозяйка: Что ты заладил: «Чего? Чего?» Я с ребятами поиграю, а ты пойди во двор отцу помоги.
Иванушка: Я лучше пойду ещё посплю.
Хозяйка: Эх, Иван, Что из тебя будет? Ребята, а знаете ли вы народные праздники? Давайте поиграем. Итак, слушайте.
«На горах покататься, в блинах поваляться». О каком празднике идет речь в этой пословице? (Масленица)
На какой праздник украшали избу внутри и снаружи ветками березки, а пол застилали свежескошенной травой? (Троица)
На следующей неделе после Пасхи совершается пасхальное поминание усопших. Этот праздник называется… (Радоница)
В этот день молодежь водила хороводы, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая6 «Маки, маки, маковицы, золотые головицы». (Маковей)
Хозяйка: - Вот мы и подошли к последней странице – «Про пироги».
1. Испокон веков у россиян было принято потчевать гостей пирогами. Это символ гостеприимства, радушия и доброжелательности.
Название «пирог» происходит от древнерусского слова «пир»- праздник, торжество.
2. Интересная роль отводилась пирогу в доме именинника. Пекли специальный пирог, который разламывали над головой именинника. Начинка (обычно это был изюм) сыпалась на голову именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Не правда ли, оригинальный обряд?
3. К Масленице выпекали символический пирог – «лира с жаворонками». Это был гимн весне.
4. На Маковей пекли пироги с маком, а на Спас – яблочный пирог.
5. К окончанию уборочной страды выпекали каравай с колосьями, который укладывали на вышитый рушник. Празднование всегда сопровождалось громкими веселыми песнями!
Хозяин: - Вот и подошел к концу наш устный журнал. Надеемся, что вы узнали много нового и интересного для себя.
Хозяйка: - Ну куда ты торопишься? Мы еще не все сделали.
Хозяин: - А что еще?
Хозяйка: - А еще угощение. Приглашаем всех к столу!
(Чаепитие с пирожками, пирогами)
doc4web.ru
Это так просто. Про семейные ритуалы и традиции | Журнал Психология Сегодня
Это так просто. Про семейные ритуалы и традиции
Доктор психотерапевтических наук, психолог (Рига)
Это так просто. Про ритуалы и традиции. Именно тот случай, когда маленькие вещи, в действительности, совсем не маленькие.
Работая с семьей (и ее подсистемами отдельно: муж + жена, родитель + ребенок, и другие разнообразные «двойки»/»тройки») я часто касаюсь темы семейных ритуалов и традиций.
«Какие традиции есть в вашей семье/паре?» «Когда они возникли?» «Кто их привнес?» «Нравятся ли они вам?» «Что вам нравится делать всем вместе?» «Есть ли в вашей семье особые ритуалы?» – эти и другие вопросы позволяют осветить важные скрепляющие нити, дарящие прочность семейной ткани.
Бывает, что традиции, как и семейные правила (негласные), переходят из родительской семьи неосознанно, принимаются как данность, в этом случае полезно присмотреться к таковым внимательнее. Чем полезны они? Действительно ли они нужны именно нашей паре, детям, семье в целом? Хотим ли мы их оставить? Также важно пересматривать традиции по мере развития семьи: возрастных изменений, изменения потребностей, изменения состава семьи.
Конечно, существуют и «традиционные» пагубные «штуки». В качестве примера может выступать еженедельный воскресный скандал, регулярные запои, уход членов семьи в виртуальную реальность каждый вечер и пр., которые несмотря на всю их стабильную неизменность, очевидно губительны и токсичны. Увы, но в некоторых семьях, в качестве традиций выступают именно они: есть привычка друг друга критиковать, но нет привычки друг друга обнимать. Ровно как и неполезны механические повторения и бездушный автоматизм некоторых изживших себя ритуалов (в психологии – «ритуализм»). При этом ценность наполненных эмоциями и осмысленных традиций крайне высока.
Соотношение изменчивого и постоянного – важный момент, как в индивидуальной жизни, так и в жизни пары или группы, коей является и семья. Баланс между постоянным, тем, на что можно опереться, и новым, чем можно вдохновиться и разнообразить жизнь – одно из проявлений гармонии. Если изменчивое создает динамику, новизну, повышает интерес, то постоянное создает чувство безопасности, надежности, стабильности. Как известно, наличие определенного режима и ритуалов необходимо для маленьких детей, для формирования ориентиров в большом непредсказуемом мире, для снижения тревоги, формирования доверия к миру. Но и во взрослом возрасте ритуалы и традиции сохраняют свою значимость, заземляя, душевно согревая, создавая ощущение прочности связей с миром и другими людьми.
Кроме этого, у традиций и ритуалов есть еще несколько замечательных свойств, которые вместе с уже названным, выглядят следующим образом:
- Создают ощущение стабильности и безопасности.
- Повышают сплоченность пары или семьи, сохраняют связь между членами семьи, а также поколениями.
- Позволяют быть в эмоциональном контакте друг с другом и своими эмоциями (некоторые традиции создают пространство для переживания не только радости, но и печали, грусти, например, дни памяти).
- Вводят полезные и важные вещи на постоянную основу, что а) позволяет не забывать о них б) не терять каждый раз время и энергию на уговаривание/договаривание/организацию. В таком контексте, традиция дает возможность сказать вздорному ребенку: «не обсуждается», и что примечательно то, что заведено, часто действительно не требует уговоров (как, например, «один мультик перед сном» – всегда один (не два, даже, если сегодня маме хотелось бы детей подольше занять, и дети это знают).
Несколько примеров простых, хороших традиций:
Ритуальное утреннее «доброе утро, мой хороший» или вечернее «доброй ночи, принцесса». Это так просто, но во многих семьях люди не приветствуют друг друга по утрам и не прощаются перед сном. Теплые слова, сопровождаемые крепкими объятиями, обеспечат другому минимальную порцию любви, столь необходимую для хорошего самочувствия и высокой самооценки, даже если весь день вы проживаете в сумасшедшем графике и занятости.
Чтение на ночь. Традиция которая может сохраняться независимо от возраста вашего ребенка (или партнера) читать вслух друг другу, скажем, психологические книжки довольно полезное занятие, особенно если не морализировать, но с юмором открывать новые грани в себе, отношениях и мире). Если малышу можно читать сказки, то подростку можно фрагменты из ваших любимых взрослых книг, статей или томика стихов. Важно здесь не количество прочитанного, а качество (в первую очередь эмоциональной окраски происходящего).
Традиционный воскресный завтрак супругов вне дома и детей даст возможность регулярно видеть друг друга вне домашней обстановке, создать пространство для тета-а-тет разговора, посвятить время только друг другу. Введя их на регулярную основу, вам не придется каждый раз по-новому договариваться с детьми/бабушками, отпрашиваясь у них, просто вся семья будет знать и учитывать заранее, что по воскресеньем вы всегда уезжаете на пару/тройку часов.
«Воскресный пирог». Это в общем-то традиция из моей собственной семьи. Каждое воскресенье совместно с детьми мы его печем, какой именно – выбираем от разу к разу, но традиция совместного приготовления, а после совместного чаепития – неизменна.
«День удовольствий». И то же традиция из моей семьи, когда раз в полгода мы выбираемся с детьми в центр города, где делаем все, что они хотят: любой маршрут, каприз, любые кафе (с неполезным, в том числе), подарки (сумма заранее обговаривается, а вот сами покупки нет – могут быть любыми), и ни разу ни одного слова критики (бывает непросто, но каков опыт)
«Родительский день». Когда дети (здесь возрастной фактор учитывается) все делают за родителей: убирают, готовят, накрывают на стол.
Совместный «субботний» фильм или традиционная настольная игра, в которой могут принять участие все члены семьи.
Это лишь несколько примеров из огромного многообразия вариантов, которые могли бы обогатить вашу семью. Не ленитесь повторять. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь судьбу. Если многие простые, но такие полезные вещи делать нерегулярно, то шансы того, что они сойдут на нет, крайне велики, а вместе с ними исчезнет и то важное, что они несут.
Метки:
Отношения,
Семья,
Детско-родительские отношения,
Источник
fisherbux.ru
Устный журнал "Исконные традиции семейного уклада"
Цель: Дать понятия о гостеприимстве, семейных традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
формировать универсальные предметные действия, способствующие развитию умения извлекать информацию, представленную в разных формах; строить высказывание, оформлять свои мысли; слушать и слышать других;
способствовать приобщению к прекрасному, развитию умения воспринимать красоту художественного слова,
Воспитывать дружеские отношения между воспитанниками, независимо от национальности, уважительное отношение к любой нации, патриотические качества и гордость за свою Родину, за свой народ и свою нацию.
Просмотр содержимого презентации «устный журнал»
Устный журнал
Исконные традиции
семейного уклада
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45
Калининград
1 страница Жилище
Русское народное (национальное) жилище
— в русской традиционной культуре , широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков , представляло собой сооружение из дерева — избу , построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища . В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве
Клеть — помещение, комната в строении, здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения
ИЗБА — крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью
Хоромы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).
Горница — неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Горница устраивалась на втором этаже — над подклетом
Светлица - Светлая парадная комната в доме.
2 страница Одежда
Как называлась обувь на Руси?
Проверь себя
3 страница Питание
4 страница Досуг и обычаи
« Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». К. Е. Маковский, 1869 .
В. И. Суриков « Взятие снежного городка», 1891
Иван Купала
( Ива́нов день, Купальская ночь ) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня .
С. Л. Кожин. Гадание на венках. 2009
И. И. Соколов. «Ночь на Ивана Купалу». 1856
- е принято здороваться или прощаться через порог, потому что власть домового, хранителя мира и тепла семейного очага, простирается только до дверей дома, а за порогом властвуют чуждые силы, могущие помешать дружеским пожеланиям и вызвать ссору. Принято на новоселье первой запускать через порог в новую квартиру кошку. Славяне считали кошку животным, посвященным домовому, часто она даже олицетворяла хозяина дома, и по ее поведению в новом жилище судили, какое будет житье.
- Наконец, многие и сегодня прибивают над дверью дома подкову — «на счастье», едва ли зная, что тем самым они передают дом под защиту Дажьбога-Солнца и его коней, которые и должны были, по поверьям славян, привезти в дом удачу.
5 страница Семья и семейные обряды
У колыбельки
Никогда не болей, будь здорова.
- Слушай отца - батюшку да родную матушку. Никогда не болей, будь здорова.
- Слушай отца - батюшку да родную матушку.
Игра «Выделим главных участников свадьбы»
Выделите основные элементы свадебного хронотопа: сватовство, смотрины; сговор, рукобитие; девичник – мальчишник; утро свадебного дня, расплетание косы; свадебный поезд; приезд жениха; стол в доме невесты; молодые в доме жениха; большое застолье-пир; послесвадебные обряды .
kopilkaurokov.ru
«Традиция», свободная русская энциклопедия
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Описание • Портал сообщества • Путеводитель • Как создать статью • Примечательные статьи • Индекс А — Я
|
|
| Нерусь • новиопы • русоцид • европейские народы России • когнитивная тень • Русское движение • Русское национальное государство • Русский вопрос | |||||||||||||
| Россия для русских • Русские для русских • Русский, помоги русскому • Покупай у своих • Больше никогда • России — русскую власть | |||||||||||||
| журнал «Вопросы национализма» • «Спутник и погром» • газета «Колоколъ» | |||||||||||||
| Документы РОД • ТСДНЭ • Мифотворчество | |||||||||||||
| «17 ответов» • 17 слов • «Русская Правда» • Этический кодекс русского националиста • Тезисы о Великой Отечественной войне • Манифесты Русского Марша: 2009 • 2010 • 2013 | |||||||||||||
| Ильин • Крылов • Меньшиков • Савельев • Солоневич • Холмогоров • Шафаревич | |||||||||||||
| ДПНИ† • Народный союз • Великая Россия • Собор Русского Народа • РОД† • НДП • НАРОД • ПЗРК «Русь» • НПР • ОНС • «Русские» • Русский Общенациональный союз • Конгресс русских общин • Русский Общественный Комитет • Русский Национальный Фронт • РПК Новокузнецка | |||||||||||||
| НПФ «Память» • ННП • Национально-державная партия России • РНЕ • РНЕ (Баркашова) • Национальный союз • Союз русского народа • Северное Братство • НСПР • Партия Свободы • ФНРД • Славянская Сила • НСО • НБП • Славянский союз • Национал-синдикалистское наступление | |||||||||||||
| |||||||||||||
traditio.wiki
Устный журнал «Традиции русской кухни»
Устный журнал
«Традиции русской кухни»
Цель:
- познакомить с традициями русской кухни;
- развивать навыки сервировки стола, умение встречать гостей;
- воспитывать бережливость, внимание к окружающим, любовь к отечественной культуре.
Оформление:
- набор открыток «Блюда русской кухни»;
- выставка книг по кулинарии.
Ход мероприятия
Классный руководитель: - Одна древняя мудрость гласит: «Народ, который не знает своей истории и не чтит традиции, обречен на вымирание». На прошлом классном часе мы говорили о воинской славе нашего народа, а сегодня мы познакомимся с его традициями. Наш классный час называется «Традиции русской кухни». Сейчас идет любимый всеми праздник – «Масленица». Мы сегодня узнаем, как же отмечали праздники в старину, какие были особенности застолья, историю забытых вещей. Ну и на нашем классном часе присутствуют гости! Покажем наше гостеприимство.
Слово вам, ребята.
(Выходят Хозяин и Хозяйка)
Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Рады вас видеть в нашем доме.
Хозяин: Позвали мы вас не просто так. Хотим угостить блюдами старинными.
Хозяйка: Итак, страничка первая – «Застольная»
(Под музыку выходит Иванушка, потягивается, садится за стол)
Иванушка: Мамка, чего-то завтракать охота!
Хозяйка: Ох, и долго же ты спишь, Иванушка.
Иванушка: А чего?
Хозяйка: А то, завтрак-то проспал.
Иванушка: Ну и ладно, Пойду ещё посплю.
Хозяйка (обращается к зрителям) У русского человека день начинается с завтрака. Само название его указывает на время – происходит оно от слова «заутро», то есть рано утром. Обычно завтракали в крестьянских семьях до восхода солнца, так как на работу приходилось идти очень рано.
Вторым приемом пищи является обед. Корень этого славянского слова «ед» указывает на то, что это основная еда. Время обеда определяли по солнцу – полдень. И сейчас это время называют обеденным.
Происхождение слова «ужин» неясно. Славянские народы называли ужин «вечеря», то есть вечерняя еда.
Заболталась я с вами. А уже пора обед собирать. А пока я буду стряпать да на стол накрывать, послушайте, ребятки, об особенностях русского застолья.
(Выходят участники)
1-й - Характерной особенностью русского застолья всегда были традиционные блюда, соответствующие поводу, по которому собрались гости.
2-й – Традиции стола соблюдались строго, не в пример нашим праздничным застольям, которые стали безликими и однообразными. Трудно бывает отличить меню свадебного обеда от юбилейного, новогоднего от застолья на Масленицу.
3-й – Так, на свадьбах подавали курники, жениха кормили яичницей.
4-й – На крестинах отца угощали пересоленной «Бабиной кашей», чтобы знал, каково жене рожать.
5-й – На поминках подавали блины, кутью и кисель.
6-й – Совершенно различны были угощения на весенних, осенних и зимних праздниках. Например, в весенние праздники подавали яйца, блюда из творога, в Новый год – сладкую кашу из пшенички. Пирог был обязательной принадлежностью именинного стола. Блины, пряники и различные печенья – на Масленицу.
(Выходит хозяйка) - Вот и стол накрыт, а мой хозяин что-то задерживается. Ну да ладно, послушаем пока про старинную посуду.
Страничка вторая – «Ярморочная». Почему «Ярморочная»? А потому, детки дорогие, что раньше посуду можно было купить на ярмарке.
(Выходят чтецы)
1-й – Садясь за стол, беря в руки ложку или вилку, мы не думаем о том, что каждый предмет имеет свою историю, что потребовалось много веков, чтобы создать его, придать ему удобную, простую и красивую форму.
2-й – Ендова известна еще со времен Древней Руси и служила для подачи на стол браги, медов, вина и пива. Делали её из глины, дерева, металла.
3-й – Одними из самых древних предметов сервировки были ковши. Самый древний деревянный ковш имеет возраст 2 тыс. лет. Найден он археологами в Горбуновских торфяниках.
4-й – Тарелка – сравнительно новый предмет на нашем столе, вошедший в широкое употребление только в 18 веке. До этого вся семья, включая гостей, ела из общего котла, черпая еду по очереди ложками.
5-й – Но это не совсем так. Были у нас и ставцы, миски и плошки. Ставец состоял из двух емкостей в виде полушарий. Верхняя половинка – крышка. Если её снять получалось как бы 2 миски.
6-й – Особенно нарядной была хохломская посуда: блюда, тарелки, ложки, ковши и многое другое.
Полхово-майданская расписная посуда пользуется не меньшей известностью.
Славятся и городецкая и уральская роспись.
1-й – Салфетки были известны ещё древним римлянам, а в Европе получили распространение в 15 веке, В России появились при Петре 1. Слово «салфетка» перешло к нам из немецкого языка. А немцы заимствовали его у итальянцев и французов.
2-й – Вилка получила распространение в 18 веке тоже при Петре 1. Вилкой её стали называть, потому что она очень похожа на вилы, старинный предмет крестьянского быта. Пользоваться ложками стали очень давно, так как есть каши и жидкие блюда без них было нельзя. Особенно славились на Руси деревянные ложки. Они отличаются одной особенностью: не обжигают губы и ими удобно было есть горячие щи.
(Выходит Хозяин) – Щи – это хорошо! Третья страничка – «Про щи». Скажите, в вашей семье мама готовит щи? Вот видите. Это блюдо готовит всё население России. Только у нас на юге отдают предпочтение борщам и свекольникам. А между тем, борщ из щавеля и крапивы тоже называется щи.
Хозяйка: (Наливая щи Хозяину) - Щи были известны ещё до крещения Руси. Без них русский человек не мог прожить и дня. Зимой и летом щи являются источником витаминов, особенно витамина С. А мясо, рыба, картофель делают щи высококалорийным продуктом.
Хозяин: - Ох, и славные щи у моей хозяйки! Спасибо за знатный обед. Пойду по хозяйству управлюсь.
(Уходит. Появляется Иванушка. Садится за стол.
Иванушка: Мамка, чего-то обедать охота.
Хозяйка: Иван, так ты и обед проспал.
Иванушка: А чего? Сегодня праздник.
Хозяйка: Так у тебя каждый день праздник. Только вот спроси у тебя, какие ты знаешь народные праздники, так ты и не скажешь.
Иванушка: А чего?
Хозяйка: Что ты заладил: «Чего? Чего?» Я с ребятами поиграю, а ты пойди во двор отцу помоги.
Иванушка: Я лучше пойду ещё посплю.
Хозяйка: Эх, Иван, Что из тебя будет? Ребята, а знаете ли вы народные праздники? Давайте поиграем. Итак, слушайте.
«На горах покататься, в блинах поваляться». О каком празднике идет речь в этой пословице? (Масленица)
На какой праздник украшали избу внутри и снаружи ветками березки, а пол застилали свежескошенной травой? (Троица)
На следующей неделе после Пасхи совершается пасхальное поминание усопших. Этот праздник называется… (Радоница)
В этот день молодежь водила хороводы, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая6 «Маки, маки, маковицы, золотые головицы». (Маковей)
Хозяйка: - Вот мы и подошли к последней странице – «Про пироги».
1. Испокон веков у россиян было принято потчевать гостей пирогами. Это символ гостеприимства, радушия и доброжелательности.
Название «пирог» происходит от древнерусского слова «пир»- праздник, торжество.
2. Интересная роль отводилась пирогу в доме именинника. Пекли специальный пирог, который разламывали над головой именинника. Начинка (обычно это был изюм) сыпалась на голову именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Не правда ли, оригинальный обряд?
3. К Масленице выпекали символический пирог – «лира с жаворонками». Это был гимн весне.
4. На Маковей пекли пироги с маком, а на Спас – яблочный пирог.
5. К окончанию уборочной страды выпекали каравай с колосьями, который укладывали на вышитый рушник. Празднование всегда сопровождалось громкими веселыми песнями!
Хозяин: - Вот и подошел к концу наш устный журнал. Надеемся, что вы узнали много нового и интересного для себя.
Хозяйка: - Ну куда ты торопишься? Мы еще не все сделали.
Хозяин: - А что еще?
Хозяйка: - А еще угощение. Приглашаем всех к столу!
(Чаепитие с пирожками, пирогами)
globuss24.ru
О журнале | Музей, традиции, этничность | Научный журнал
Российский этнографический музей приступил к изданию научного рецензируемого журнала «Музей. Традиции. Этничность».
Журнал посвящен проблемам изучения этнической истории и этнических традиций, феноменов этничности и межэтнических контактов, а также деятельности музеев по изучению, сохранению и презентации этнографических коллекций.
Для музея издание журнала – это новый дополнительный способ реализации его научного и образовательного потенциала, накопленного несколькими поколениями музейных сотрудников. Первый номер журнала посвящен 110-летию Российского этнографического музея, и его выход в свет приурочен к этому юбилею.Российский этнографический музей – непосредственный преемник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, созданного 13 апреля 1895 года указом императора Николая II. Датой его основания принято считать 10/23 января 1902 года, когда было утверждено штатное расписание Этнографического отдела (ЭО).Для публики музей был открыт 3 июня 1923 года. В апреле 1934 года указом советского правительства Этнографический отдел получил статус самостоятельного учреждения и название «Государственный музей этнографии». В 1948 году, после включения в его состав коллекций Государственного музея народов СССР (Москва), он был переименован в Государственный музей этнографии народов СССР, в 1992 году – в Российский этнографический музей.В организации музея и становлении круга его тематик принимали участие крупнейшие ученые и музейные деятели России. Исследовательско-собирательский профиль и статус Этнографического отдела как учреждения были утверждены на общей конференции Императорской Санкт-Петербургской Академии наук 4 октября 1903 года. ЭО был призван изучать и документировать традиционную культуру народов Российской империи и сопредельных стран, преимущественно славянских, и популяризировать научные знания в области этнографии. Научный профиль, заданный в начале XX в., музей сохранил до сегодняшнего дня; вместе с тем исследовательская проблематика вышла за рамки работы только с вещевыми памятниками культуры, а популяризация научных знаний превратилась в обширную деятельность образовательного и просветительного плана.В настоящее время коллекционное собрание музея насчитывает более полумиллиона памятников культуры и быта, документирующих традиционную культуру свыше 150 народов Евразии. Собрание музея продолжает пополняться. Ежегодно приобретается до полутора тысяч этнографических предметов.Музей является научно-исследовательским учреждением: здесь издаются монографии и сборники статей, каталоги, проводятся конференции, в том числе ежегодные Санкт-Петербургские этнографические чтения; организуются экспедиции в различные районы Европейской России, в Поволжье, на Северный Кавказ, в Сибирь.Музеем проводится активная выставочная деятельность в России и за рубежом. Коллекции Российского этнографического музея в последние годы демонстрировались в США, Германии, Франции, Испании, Италии, Финляндии, Китае, Индии.
Российский этнографический музей является научно-методическим центром для региональных музеев по вопросам этнографии и музееведения. В аспирантуре музея ведется подготовка научных кадров по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология, антропология».Для юных посетителей в музее работают «Детский этнографический центр», «Школа ремесел», ежегодно проводится Фестиваль вертепных театров Санкт-Петербурга. Сайт музея предоставляет пользователям Интернета широкий спектр материалов о своих коллекциях, экспозициях и выставках, по традиционной этнографии народов Евразии.Журнал, к изданию которого приступает музей, будет стремиться к критическому осмыслению опыта этнографического познания, поиску и широкому обсуждению новых подходов к изучению этничности, традиций, а также роли музея в их сохранении и трансляции.Он призван создать пространство взаимного дополнения этнографии, культурологии, социальной/культурной антропологии, этносоциологии. Иными словами, журнал по своему замыслу должен стать местом дискуссий представителей различных областей социогуманитарного знания.
В.М. Грусман,директор Российского этнографического музея,доктор педагогических наук
journal.ethnomuseum.ru












