Федотовская Е.Ю. - Статистика. Редакция журнала желая выяснить мнение читателей
Федотовская Е.Ю. - Статистика
ВВЕДЕНИЕ
Статистика — это инструмент, позволяющий производить анализ текущей инфор-
мации и прогнозировать поведение объекта управления. Для того, чтобы познать этот инструмент и научиться пользоваться им, следует подробно изучить предмет и мето-
дическую основу статистической науки. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы учебно-методическогообеспечения аудиторной и самостоятельной работы сту-
дентов.
Задача данного сборника – оказать помощь студентам всех форм обучения в изуче-
нии дисциплины «Статистика», в том числе при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, подготовке к практическим занятиям, в процессе написания семестровых контрольных работ, подготовки к зачету и экзамену.
В начале каждой темы даются краткие методические рекомендации по выполнению заданий и предлагаются задачи для самостоятельного решения.
Особое внимание уделено темам «Статистические показатели: относительные; средние; вариации» (задачи 5.1 – 7.8), «Статистическое изучение рядов динамики» (задачи 8.1 – 8.7), «Индексный метод» (задачи 9.1 – 9.11), «Система национальных счетов»
(задачи 11.1 – 11.7), «Статистика рынка труда» (задачи 14.1 – 14.11), «Статистика национального богатства» (задачи 15.1 – 15.19).
Овладение статистическими приемами расчета и изучение экономических показателей должны основываться на изучении теории вопроса по соответствующим темам, необходимо также опираться на знания по ранее изучавшимся дисциплинам: «Экономиче-
ской теории», «Макроэкономике», «Микроэкономике», «Экономике предприятий и орга-
низаций».
Использование данного сборника предполагает изучение материала учебников, ука-
занных в списке литературы.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ
Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: общая теория статистики, социальная статистика, экономическая статистика, отраслевые виды статистики (медицинская, спортивная, международная и др.)
Предметом изучения служат различные общественныесоциально-экономические
явления, причем не отдельные факты, амассовые социально-экономическиеявления и
процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как
индивидуальными, так общими признаками. А также изучение количественных
характеристик в связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.
Статистка изучает свой предмет при помощи категорий (т.е. понятий, выражающие
существенные свойства явлений):
1.Статистическая совокупность – множество единиц, которые объединяются
одной качественной основой, но отличаются какими-либопризнаками. Данная категория обладает свойствами: массовости, целостности и однородности единиц совокупности.
2.Единица совокупности – первичные элементы статистической совокупности, являющиеся носителем признаков, подлежащих регистрации и основой подсчета. Общее их количество –объем совокупности.
3.Признак – сходство единицы совокупности покаким-либосущественным явлениям, но различие по другим существенным явлениям.
studfiles.net
Задание 4.
По данным статистических ежегодников или периодической печати отберите ряд динамики с числом уровней от 7 до 10 и проанализируйте его с помощью следующих показателей:
Цепные и базисные абсолютные отклонения.
Цепные и базисные темпы роста и прироста.
Цепные и базисные абсолютные значения одного процента прироста.
Среднее абсолютной отклонение, средний темп роста и прироста, среднее значение одного процента прироста.
Среднее значение уровня ряда. При расчете данного показателя, следует определить каким является ряд динамики: моментным или интервальным.
V. Материалы для практических занятий
5.1. Стаистическое наблюдение
1. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) родственные связи членов семьи; в) пол и возраст человека; г) социальное положение вкладчика в Сбербанк; д) этажность жилых помещений; е) количество детей в семье; ж) розничный товарооборот торговых объединений.
2.Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
3.Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
4. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет: а) численности населения; б) производства отдельных видов продовольственных товаров; в) экспорта и импорта; г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
5. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
6. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении: а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы; б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров; в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?
7.Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу: а) обследования детских садов; б) обследования фирм, выпускающих детское питание; в) обследования автозаправочных станций.
8.Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения: а) количество работников на фирме; б) численный состав семьи; в) родственные связи членов семьи; г) пол и возраст человека?
9.На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
10.Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? К какому виду наблюдения по степени охвата совокупности можно отнести такое наблюдение?
studfiles.net
Часть 2. Задания (дать развернутый ответ, обоснование, привести подробный ход решения задач)
Группы 631-ЮР, 632-ЮР, 633-ЮР, 631-СЭ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1
Дайте письменно (от руки) развернутые ответы с пояснениями и примерами (на отдельных листиках).
Часть 1. Тестовые задания (выбрать один вариант ответа)
1. Объектом изучения в статистике являются:
а) массовые явления и процессы;
б) динамика экономических показателей;
в) качественные социально-экономические закономерности.
2. Общие приемы и методы исследования экономических процессов являются предметом:
а) общей теории статистики;
б) экономической статистики;
в) социальной статистики.
3. Центральным органом единой централизованной системы государственной статистики РФ является:
а) Федеральная служба государственной статистики;
б) Государственный комитет Российской Федерации по статистике;
в) Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации.
4. Качественным признаком для промышленного предприятия не является:
а) наличие собственной торговой сети;
б) сорт выпускаемой продукции;
в) выручка от реализации продукции.
5. Порядковым признаком для промышленного предприятия является:
а) вид используемого сырья;
б) наличие собственной торговой сети;
в) сорт выпускаемой продукции.
6. Критическим моментом статистического наблюдения называется:
а) период времени, в течение которого проводится наблюдение;
б) момент времени, по состоянию на который проводится наблюдение;
в) момент времени, когда должно окончится наблюдение.
7. Программно-методологические вопросы плана наблюдения включают определение:
а) место, время, вид и способ наблюдения;
б) цель, объект, единицу и программу наблюдения;
в) систему контроля данных наблюдения.
8. К непрерывному виду статистического наблюдения не относится:
а) отчетность предприятия;
б) перепись населения;
в) запись актов гражданского состояния.
9. Ошибки репрезентативности возможны только при:
а) сплошном наблюдении;
б) единовременном наблюдении;
в) выборочном наблюдении.
10. При большом объеме совокупности в определенной степени погашаются:
а) систематические ошибки наблюдения;
б) случайные ошибки наблюдения;
в) арифметические ошибки наблюдения.
Часть 2. Задания (дать развернутый ответ, обоснование, привести подробный ход решения задач)
1. Укажите, какие статистические совокупности можно выделить при изучении кредитных учреждений области.
2.Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей Ростовской области?
3. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 2002 и 2010 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России?
4. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи;
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека.
5. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?
6. С помощью логического контроля проведите проверку следующих ответов на вопросы переписного листа:
Фамилия, имя, отчество | Иванова Ирина Петровна |
Пол | мужской |
Возраст | 5 лет |
Состоит ли в браке в настоящее время | да |
Национальность | русская |
Родной язык | русский |
Образование | среднее специальное |
Место работы | детский сад |
Занятие по этому месту работы | медицинская сестра |
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
7. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:
всего детей в детском саду - 133;
в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58; (37+43+58=138)
из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66. (72+66=138)
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?
8. Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 00 часов 00 минут с 8 на 9 октября. Счетчик (переписчик) пришел.
В семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик (выбрать один вариант ответа)?
а) не вносить сведения об умершем в переписной лист;
б) внести с отметкой о смерти;
в) внести без отметки о смерти;
В семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов?
а)состоит в браке;
б) не состоит в браке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2
Дайте письменно (от руки) развернутые ответы с пояснениями и примерами (на отдельных листиках).
Часть 1. Тестовые задания (выбрать один вариант ответа)
1. Группировка, позволяющая выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется:
а) структурной; б) типологической; в) аналитической.
2. Разделение качественно однородной совокупности на группы, характеризующие ее состав и структуру, называется группировкой:
а) структурной; б) типологической; в) аналитической.
3. Признак, по которому производится разбиение единиц совокупности на отдельные группы, называется:
а) варьирующим; б) группировочным; в) факторным.
4. Основанием группировки может быть признак:
а) качественный;
б) количественный;
в) качественный и количественный.
5. По технике выполнения статистическая сводка делится на:
а) простую и сложную;
б) централизованную и децентрализованную;
в) компьютерную и ручную.
Часть 2. Задания (дать развернутый ответ, обоснование, привести подробный ход решения задач)
1. Определите, к какому виду относится группировка, результаты которой представлены в таблице, и к какому виду относится статистическая таблица, характеризующая распределение федеральных органов исполнительной власти по уровню среднемесячной начисленной заработной платы гражданских служащих в январе-сентябре2010 года:
Интервал уровня среднемесячной начисленной заработной платы, тыс. рублей | Количество федеральных органов исполнительной власти в соответствующем интервале, единиц | В % к общему числу органов исполнительной власти | Среднесписочная численность гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, человек | В % к общей численности гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти |
30,1-35,0 | 11,1 | 7,3 | ||
35,1-40,0 | 37,5 | 22,4 | ||
40,1-45,0 | 18,1 | 18,6 | ||
45,1-55,0 | 22,2 | 27,3 | ||
свыше 55,1 | 11,1 | 24,4 |
2. Определите, к какому виду относится группировка, результаты которой представлены в таблице, и к какому виду относится статистическая таблица, характеризующая экономическую активность населения на ноябрь 2010г.:
Регион | Экономически активное население, тыс.человек | в том числе | |
занятые | безработные | ||
РФ, в том числе: | 75192,9 | 69821,4 | 5371,6 |
Южный федеральный округ | 6884,8 | 6385,4 | 499,3 |
Республика Адыгея | 207,4 | 188,9 | 18,5 |
Республика Калмыкия | 144,5 | 123,4 | 21,1 |
Краснодарский край | 2531,3 | 2379,7 | 151,6 |
Астраханская область | 533,6 | 483,8 | 49,8 |
Волгоградская область | 1301,3 | 1207,6 | 93,7 |
Ростовская область | 2166,6 | 2002,1 | 164,6 |
3.Постройте интервальный вариационный ряд распределения списочной численности работников по областям Южного Федерального округа на 31.12.2008г., выделив три группы областей с равными интервалами. По какому признаку построен ряд распределения: качественному или количественному?
№ | Регион* | Списочная численность работников, тыс. человек |
Республика Адыгея | 60,6 | |
Республика Дагестан | 274,5 | |
Республика Ингушетия | 28,0 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 102,2 | |
Республика Калмыкия | 47,5 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 61,4 | |
Республика Северная Осетия- Алания | 96,8 | |
Чеченская Республика | 88,9 | |
Краснодарский край | 980,3 | |
Ставропольский край | 443,8 | |
Астраханская область | 182,0 | |
Волгоградская область | 526,2 | |
Ростовская область | 813,2 |
* до выделения Северо-Кавказского Федерального округа (Указ Президента РФ от 19.12.2010г.)
4.В результате статистического опроса получены данные о заработной плате 30 специалистов (тыс. у.е.):
22,45,36,17,24,39,40,44,55,72,77,56,27,41,40, 31,33,18,55,64,67,70,34,21,20,47,30,29,47,51 |
Постройте интервальный вариационный ряд, используя формулу Стерджесса.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3
Дайте письменно (от руки) развернутые ответы с пояснениями и примерами (на отдельных листиках).
Часть 1. Тестовые задания (выбрать один вариант ответа)
1. Медиана – это значение признака:
а) повторяющееся с наибольшей частотой;
б) занимающее в упорядоченном ряду определенное место;
в) приходящееся на середину упорядоченного ряда.
2. Если каждое значение признака увеличить на 10 единиц, то средняя:
а) увеличится в 10 раз; б) увеличится на 10 единиц; в) не изменится.
3. Средняя гармоническая используется в случае, когда:
а) неизвестен числитель исходного соотношения средней;
б) неизвестен знаменатель исходного соотношения средней;
в) анализируется динамика.
4. Если веса уменьшить на 20 единиц, то средняя:
а) уменьшится на 20 единиц;
б) уменьшится в 20 раз;
в) не изменится.
5. Правило мажорантности средних может быть записано следующим образом:
а) ;
б) ;
в) .
megalektsii.ru
Задание 4.
По данным статистических ежегодников или периодической печати отберите ряд динамики с числом уровней от 7 до 10 и проанализируйте его с помощью следующих показателей:
Цепные и базисные абсолютные отклонения.
Цепные и базисные темпы роста и прироста.
Цепные и базисные абсолютные значения одного процента прироста.
Среднее абсолютной отклонение, средний темп роста и прироста, среднее значение одного процента прироста.
Среднее значение уровня ряда. При расчете данного показателя, следует определить каким является ряд динамики: моментным или интервальным.
V. Материалы для практических занятий
5.1. Стаистическое наблюдение
1. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) родственные связи членов семьи; в) пол и возраст человека; г) социальное положение вкладчика в Сбербанк; д) этажность жилых помещений; е) количество детей в семье; ж) розничный товарооборот торговых объединений.
2.Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
3.Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
4. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет: а) численности населения; б) производства отдельных видов продовольственных товаров; в) экспорта и импорта; г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
5. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
6. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении: а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы; б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров; в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?
7.Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу: а) обследования детских садов; б) обследования фирм, выпускающих детское питание; в) обследования автозаправочных станций.
8.Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения: а) количество работников на фирме; б) численный состав семьи; в) родственные связи членов семьи; г) пол и возраст человека?
9.На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
10.Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? К какому виду наблюдения по степени охвата совокупности можно отнести такое наблюдение?
studfiles.net
Редакция журнала «ЦОДы.РФ» подвела итоги опроса читателей
Редакция журнала «ЦОДы.РФ» подвела итоги опроса читателей
02 апреля 2015 г.
В конце 2014 года среди читательской аудитории журнала «ЦОДы.РФ» был проведен опрос. Целью опроса стало стремление редакции выяснить мнение читателей о журнале, о его содержании и рубриках, визуальном исполнении. Результаты опроса позволили учесть пожелания аудитории при подготовке новых выпусков.
Редакция журнала «ЦОДы.РФ» постоянно стремится совершенствовать издание в соответствии с запросами активной читательской аудитории. Мониторинг читательского мнения и анализ полученных данных позволяет редакции, оперативно реагируя на ситуацию, поддерживать интерес к изданию на высоком уровне. На страницах журнала происходит обсуждение актуальных тем отрасли дата-центров, публикуются мнения ведущих экспертов рынка, демонстрируются проекты по созданию инженерной инфраструктуры ЦОДов, предлагаются решения нестандартных задач, возникающих на этапе проектирования и строительства ЦОДа, сообщается самая интересная информация об оборудовании и процессах функционирования дата-центров и их компонентов.
Более 300 постоянных читателей, принявших участие в опросе, оценили контент журнала «ЦОДы.РФ», отметив наиболее значимые рубрики и материалы выпусков.
По мнению респондентов, максимальный интерес представляют рубрики «Проектируем ЦОД» и «Фотоэкскурсия в ЦОД». В том, что с изданием «ЦОДы.РФ» сотрудничают авторы, являющиеся признанными экспертами рынка, подтверждают 98% читателей. 95% опрошенных оставляют прочитанные выпуски «ЦОДов.РФ» в коллекции своей профессиональной литературы.
«Успех любого периодического издания зависит от актуальности публикуемой информации и от ее соответствия ожиданиям читательской аудитории. Мы признательны нашим активным читателям за участие в опросе. Его результаты не только наглядно демонстрируют сильные стороны издания, но и подсказывают нам, в каком направлении следует двигаться дальше, чтобы сделать журнал еще интереснее», – подчеркнул Алексей Дегтярев, генеральный директор издательского дома «Медиа Грус».
«При формирования каждого номера журнала «ЦОДы.РФ» мы руководствуемся строгим критерием отбора материалов с целью максимально точно соответствовать актуальным запросам и высокому уровню технической подготовки наших читателей. Опрос фокусной читательской аудитории – один из наиболее эффективных инструментов для уточнения нашего курса. Подобные опросы мы намерены проводить и в дальнейшем», – отметила Наталья Жилкина, главный редактор журнала «ЦОДы.РФ».
«ЦОДы.РФ» —первый в России печатный отраслевой журнал о центрах обработки данных. Журнал освещает не только совокупность инженерных систем и серверных решений, но и ЦОДы в целом: публикует экскурсии по действующим объектам, знакомит с лучшими международными практиками в области проектирования, строительства и эксплуатации дата-центров, представляет рекомендации, обзоры новых видов оборудования, схемы построения инфраструктуры и анализа рынка, отражает опыт проектирования и мн. др.
Официальный сайт издания: http://цоды.рф/.
ЗАО «Медиа Грус» — информационное агентство, ключевые направления деятельности которого связаны с издательской и маркетинговой деятельностью на рынке центров обработки данных. Управление издательской работой осуществляет издательский дом, основными проектами которого являются специализированные издания «ЦОДы.РФ» и «В Облаке.РФ», интернет-ресурсы портал Telecombloger.ru и профессиональная сеть AllDC.ru. Маркетинговая деятельность компании «Медиа Грус» охватывает все аспекты информационной поддержки и продвижения бизнеса клиентов компании на российском рынке дата-центров.
Официальный сайт компании: http://mediagrus.ru/.
Теги: ЦОД, ЦОДы.РФ, опрос читателей
www.alldc.ru
РБИУ, теория статистики (практические задания) - Статистика - СТАТИСТИКА - Работы, которые мы выполняем (есть много готовых работ): - std72.ru
Тема: «Предмет и метод статистической науки»
1. От какого латинского слова происходит термин «статистика»? Что он означает?
2. К какому времени относится становление статистики как науки?
3. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?
4. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.
5. Дайте определение предмета статистики.
6. Почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
7. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
8. Какие принципы и методы излагаются в общей теории статистики? Почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики? Сформулируйте определение статистики.
9. Укажите, какие статистические совокупности можно выделить в материальном производстве.
10.Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
11.Дайте определение признака. Какие признаки называются количественными, какие – качественными?
12.Приведите примеры показателей, характеризующих:
а) население,
б) промышленность,
в) сельское хозяйство,
г) торговлю,
д) автомобильный транспорт.
13.По каким признакам можно разбить на однородные группы предприятия промышленности?
14.Какие показатели можно рассчитать по следующим данным:
Наименование предприятия | Число рабочих, чел. | Годовой фонд заработной платы, тыс.руб. | Выпуск продукции, тыс.руб. | ||
всего | мужчин | женщин | |||
«Лотос» | 500 | 230 | 270 | 25000 | 2000 |
«Аркаим» | 1000 | 400 | 600 | 45600 | 5000 |
Тема: «Статистическое наблюдение»
1. Сформулируйте объект, единицу цель наблюдения и разработайте программу: а) обследования детских садов, б) обследования фирм, выпускающих детское питание; в) обследования автозаправочных станций.
2. Определите объект и единицу единовременного обследования читателей публичных библиотек.
3. Разработайте программу обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2003.
4. В 2002 г. Госкомстат России проводил перепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?
5. В 1994 г. Госкомстат России проводил единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
6. На оптовую базу поступила партия товара. Для проверки качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
7. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?
8. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?
9. В городской отдел статистики поступил от предприятия “Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду” за второй квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно ли направить этот отчет в разработку или нет?
Тема: «Сводка и группировка»
1. Кожевенно-обувное предприятие в целях оптимизации плана выпуска женской обуви провело обследование 50 женщин, отобранных случайным образом. В результате получены следующие данные о размере обуви обследованных женщин:
36, 37, 37, 36, 38, 39, 37, 38, 38, 40, 35, 36, 37, 37, 38, 37, 38, 36, 37, 37, 36, 37, 39, 40, 38, 37, 37, 37, 36, 34, 38, 37, 37, 37, 37, 38, 36, 36, 36, 40, 37, 37, 37, 38, 38, 36, 37, 37, 37, 37.
Постройте ряд распределения женщин по размеру обуви.
2. Ниже приведены данные о количестве членов семьи в 50 обследованных фермерских хозяйствах:
2 5 5 6 3 2 5 6 5 6
6 6 4 3 3 5 7 3 5 5
5 4 5 6 4 4 4 4 7 4
4 3 5 3 7 4 6 6 4 7
4 4 6 7 6 3 3 5 8 5
а) Построить дискретный вариационный ряд – распределение 50 хозяйств по количеству членов семьи.
б) Изобразить ряд графически с помощью полигона распределения.
3. Имеются данные о площади и числе рабочих мест по 12 магазинам торга.
магазин | площадь магазина, м2 | число рабочих мест |
1 | 66 | 2 |
2 | 86 | 3 |
3 | 80 | 2 |
4 | 90 | 3 |
5 | 62 | 2 |
6 | 76 | 4 |
7 | 84 | 3 |
8 | 64 | 2 |
9 | 82 | 4 |
10 | 92 | 4 |
11 | 76 | 3 |
12 | 74 | 4 |
· Построить ряд распределения магазинов по числу рабочих мест.
· Построить интервальный ряд распределения магазинов по размеру площади, образовав 3 группы.
· Построить групповую таблицу, разбив все магазины на 3 группы по размеру площади; подсчитать число магазинов, попавших в каждую группу, сумму их площадей и среднюю площадь одного магазина.
4. Перегруппируйте следующие данные о численности работающих на 55 предприятиях, образовав следующие группы: до 400, 400 – 1000, 1000 – 3000, 3000 – 6000, свыше 6000.
Численность работающих, чел | Число предприятий |
До 100 | 4 |
100-500 | 8 |
500-1000 | 5 |
1000-2000 | 14 |
2000-5000 | 15 |
5000-10000 | 5 |
10000-20000 | 3 |
Свыше 20000 | 1 |
5. Имеются следующие данные о распределении заводов одной отрасли по величине реализованной продукции:
Группы заводов по стоимости реализованной продукции, млрд.руб. | Число предприятий, % к итогу | Стоимость реализованной продукции, % к итогу |
До 10 | 60 | 17,9 |
10-30 | 30 | 42,4 |
Свыше 30 | 10 | 39,7 |
итого | 100 | 100 |
Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы заводов по размеру реализованной продукции, млрд.руб.: до 1, 1-5, 5-10, 10-25, свыше 25. По каждой группе рассчитайте оба показателя. Результаты представьте в табличной форме.
6. Произведите вторичную группировку данных о разделении промышленных предприятий двух районов города с целью приведения данных к сопоставимому виду, пересчитайте данные этих таблиц и произведите анализ полученных данных:
Группа предприятий по числу рабочих | Район 1 | Группа предприятий по числу рабочих | Район 2 | ||
Число пред-приятий,% | Число рабо-чих, % | Число предприятий, % | Число рабочих, % | ||
До 100 | 31,2 | 0,5 | До 200 | 33,4 | 0,1 |
100 - 500 | 39,3 | 3,6 | 200 - 500 | 29,8 | 4,1 |
500 - 1000 | 15,5 | 8,0 | 500 - 2000 | 18,0 | 10,2 |
1000 – 3000 | 10,5 | 15,2 | 2000 - 5000 | 14,6 | 15,3 |
3000 - 10000 | 3,1 | 30,3 | 5000 - 10000 | 3,9 | 35,6 |
10000 и свыше | 0,4 | 43,4 | 10000 и свыше | 0,3 | 34,7 |
всего | 100 | 100 | всего | 100 | 100 |
Примечание. Вторичную группировку данных произведите в трех вариантах, пересчитав данные:
а) второго района в соответствии с группировкой первого района,
б) первого района в соответствии с группировкой второго района,
в) обоих районов на основе следующей группировки промышленных предприятий по числу рабочих: до 200, 200 – 1000, 1000 – 5000, 5000 – 10000, 10000 и свыше.
Тема «Абсолютные и относительные величины»
1. Прибыль страхового агентства «Антей» составила (млн.руб.)
1.01.1999 | 1.07.1999 | 1.01.2000 | 1.07.2000 |
59 | 1121 | 2772 | 6770 |
Определить динамику прибыли в абсолютном и относительном выражениях по полугодиям и за весь период. Сделать выводы.
2. Фактический выпуск продукции в апреле, план и фактический выпуск продукции в мае по отдельным видам ткани, производимой текстильной фабрикой, составил (тыс.пог.м):
Вид ткани | Апрель фактически | Май | |
по плану | фактически | ||
Шерсть | 2000 | 2400 | 2500 |
Шелк | 1200 | 1000 | 1100 |
Лен | 500 | 500 | 530 |
Определите относительные величины: а) планового задания, б) степени выполнения плана, в) динамики производства каждого вида ткани и представьте результаты в виде таблицы.
3. Демографическая ситуация области характеризуется следующими данными:
Зарегистрировано | 1999 | 2000 |
Средняя численность населения | 2502706 | 2518072 |
Родившихся живыми | 21906 | 22169 |
Умерших | 35271 | 39702 |
в том числе детей до 1 года | 336 | 428 |
Браков | 17352 | 17820 |
Разводов | 11307 | 11465 |
Рассчитайте относительные величины динамики, интенсивности, сравнения и сделайте вывод о естественном движении населения.
4. Годовым планом предприятия предусматривался рост выпуска товарной продукции на 5,5%. Фактически прирост товарной продукции за этот год составил 4,1%. Определите относительную величину выполнения плана по выпуску товарной продукции.
5. Волжский автомобильный завод в мае 2000 года превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5486 машин сверх плана. Определите общее количество реализованных за месяц машин.
6. Имеются данные о территории и населении Земного шара на середину 1984 года.
| Территория, млн.км2 | Численность населения, млн.чел. |
Весь мир | 135,8 | 4763 |
Европа | 10,5 | 689 |
Азия | 44,4 | 2855 |
Африка | 30,3 | 537 |
Америка | 42,1 | 658 |
Австралия | 8,5 | 24 |
Вычислите показатели плотности населения Земного шара по частям света. Определите удельный вес частей света по территории и численности населения. Укажите вид относительных величин в каждом случае. Сделайте выводы.
7. По плану завод должен выпустить в отчетном периоде товарной продукции на 12 млн.руб. при средней численности 400 чел. Фактически выпуск товарной продукции составил в этом периоде 10,1 млн.руб при средней численности работающих 310 чел. Определите:
1) относительную величину выполнения плана по выпуску товарной продукции,
2) относительную величину выполнения плана по численности работающих,
3) показатель изменения фактического выпуска продукции на одного работающего по сравнению с планом.
Тема «Средние величины»
1. Имеются следующие данные о производстве продукта А рабочими бригады за смену:
Номер рабочего | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Произведено продукции А за смену, шт. | 21 | 18 | 20 | 22 | 19 |
Определить среднюю выработку одного рабочего данной бригады.
2. Имеется следующее распределение 60 рабочих по тарифному разряду:
Тарифный разряд | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число рабочих | 8 | 16 | 17 | 12 | 7 |
Определить средний тарифный разряд рабочих.
3. По следующим данным определить среднюю рентабельность предприятий:
№ п/п | Прибыль, млн.руб. | Рентабельность, % |
1 | 140 | 20 |
2 | 218 | 24 |
3 | 20 | 33 |
4. По данным о производстве детали «А-25» тремя рабочими определите средние затраты времени на производство единицы продукции, пояснив выбор средней величины (формулу):
ФИО | Затраты времени на производство единицы продукции, мин. | Время, в течение которого продукция производилась, час. |
Иванов П.И. | 48 | 8 |
Глебов К.К. | 50 | 5 |
Зубов И.Е. | 40 | 6 |
5. Выпуск продукции двумя цехами завода за отчетный год характеризуется следующими данными:
Номер цеха | По плану | Фактически | ||
Удельный вес продукции I сорта, % | Стоимость продукции I сорта, млн.руб. | Удельный вес продукции I сорта, % | Стоимость всей продукции, млн.руб. | |
1 | 90 | 225 | 90 | 275 |
2 | 85 | 170 | 90 | 210 |
Определить:
1) средний удельный вес продукции I сорта по двум цехам вместе:
а) по плану,
б) фактически;
2) процент выполнения плана по выпуску:
а) всей продукции,
б) продукции I сорта.
Тема «Ряды динамики»
1. Имеются следующие данные о поголовье коров на молочной ферме в 1999 г.:
на 1 января 1999г………………300 голов
на 1 апреля 1999 г……………..330 голов
на 1 июля 1999 г…………….…338 голов
на 1 октября 1999 г………..…..320 голов
на 1 января 2000 г……………..316 голов
Определить среднее поголовье коров за год.
2. Известна списочная численность работников организации на некоторые даты 2000 года: на 1.01 – 530 чел., на 1.03 – 570 чел., на 1.04 – 520 чел., на 1.09 – 430 чел., а на 1.01.2001 года – 550 чел. Вычислите среднегодовую численность работников организации.
3. Численность рабочих цеха за январь 2000 года характеризуется следующими данными:
с 1 по 8 января – 220чел.
с 9 по 18 января – 215 чел.
с 19 по 25 января – 205 чел.
с 26 по 31 января – 220 чел.
Определить: среднюю численность рабочих цеха за январь.
4. По данным Госкомстата РФ стоимость набора потребительской корзины из 25 продуктов в 2000 году составляла (в сопоставимых ценах):
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль |
Стоимость в руб. | 574,3 | 576,7 | 576,7 | 577,3 | 595,3 | 595,4 | 621,7 |
Вычислите аналитические показатели ряда динамики:
1) абсолютный прирост (цепной и базисный),
2) темп роста (цепной и базисный),
3) темп прироста (цепной и базисный),
4) абсолютное значение 1% прироста. Результаты расчетов оформите в таблице. Сделайте выводы.
5. Среднегодовая численность населения области выглядит следующим образом:
год | среднегодовая численность населения, тыс.чел. |
1992 | 2528,0 |
1993 | 2655,2 |
1994 | 2689,0 |
1995 | 2722,0 |
1996 | 2747,4 |
1997 | 2747,7 |
1998 | 2750,5 |
1999 | 2747,9 |
2000 | 2739,0 |
По этим данным:
1) рассчитайте абсолютные (цепные и базисные) и средние показатели динамики. Результаты представьте в таблице.
2) Нанесите на график динамику ряда.
6. По промышленному предприятию имеются следующие данные о выпуске продукции за ряд лет:
Выпуск продукции | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
а) в старых ценах б) в новых ценах | 180 | 192 | 200 250 |
275 |
280 |
292 |
1. Приведите выпуск продукции по предприятию за 1995 – 2000 годы в сопоставимый вид в абсолютных и относительных величинах.
2. Рассчитайте темпы роста и прироста базисные и цепные, исходя из выпуска продукции в сопоставимых ценах. Сделайте выводы.
7. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики производства тканей в одном из регионов за ряд лет и недостающие в таблице цепные показатели динамики:
Год | производство, млн.кв.м. | цепные показатели динамики | |||
абсолютный прирост, млн.кв.м | темп роста, % | темп прироста, % | абсолютное значение 1% прироста, млн.кв.м. | ||
1995 | 100 | - | - | - | - |
1996 |
| 4,8 |
|
|
|
1997 |
|
| 104,0 |
|
|
1998 |
|
|
| 5,8 |
|
1999 |
| 7,0 |
|
| 1,15 |
Тема «Индексы»
1. Имеются данные о ценах и количестве проданных товаров:
вид товара | Единица измерения | цена за единицу, руб. | реализовано, тыс.ед. | ||
предыдущий период | отчетный период | предыдущий период | отчетный период | ||
мясо | кг | 80 | 110 | 600 | 500 |
молоко | л | 15 | 25 | 800 | 900 |
Определить:
· индивидуальные индексы цен и физического объема,
· общий индекс цен,
· общий индекс физического объема, товарооборота.
2. Как в среднем изменились цены на молочную продукцию, если известно, что объем реализации этих продуктов увеличился на 15, а товарооборот - на 21%?
3. Затраты на одно изделие увеличились в отчетном году в среднем на 7,2%, а на все произведенные изделия – на 8%. Как изменилось количество изготовленных изделий?
4. . По имеющейся информации на фирме определить недостающие в таблице показатели:
показатель | Изменение в % к предыдущему кварталу | ||
II | III | IV | |
Себестоимость единицы продукции | +2 | -3 | ? |
Объем производства продукции | +6 | ? | -2 |
Затраты на производство продукции | ? | +5 | +6 |
5. Объем продукции и ее себестоимость характеризуется следующими данными:
Вид изделий | Выработано продукции (единиц) | Себестоимость единицы, тыс.руб. | ||
январь | март | январь | март | |
ОК-3 | 15 | 16 | 3,0 | 2,8 |
МК-29 | 40 | 43 | 5,5 | 5,2 |
СП-115 | 84 | 85 | 6,2 | 6,0 |
Определить:
· индивидуальные индексы себестоимости и объема продукции,
· общий индекс себестоимости продукции,
· общий индекс физического объема продукции.
6. По данным о ценах на товар определите недостающие показатели:
месяц | Цена за 1 кг, руб. | Индивидуальные индексы цен | |
цепные | базисные | ||
июнь | ? | - | - |
июль | 1,51 | ? | ? |
август | ? | 0,53 | 0,44 |
7. Имеются следующие данные о выпуске продукции мебельной фабрики:
Наименование изделий | Изменение выпуска в мае по сравнению с апрелем, % | Выпуск продукции в апреле, млн.руб., q0 p0 |
столы | +12 | 20 |
диваны | +10 | 50 |
стулья | +15 | 30 |
Определить увеличение выпуска всей продукции в мае по сравнению с апрелем (в %), т.е. рассчитать общий индекс физического объема.
www.std72.ru