Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Средства массовой информации. Роль СМИ в жизни общества. Роль журналов в общественной жизни


Газеты и их роль в жизни современного общества

Для современного общества качественная и своевременная информация выступает одной из главных ценностей. Ее создание и распространение – функция средств массовой информации, среди которых одной их самых древних является периодическая пресса.

Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.

На сегодняшний день конкуренцию прессе составляют телевидение и Интернет. Но она, по-прежнему, остается одним из важных источников информации. С целью определения читательских интересов на научно-популярном портале журнала «Наука и жизнь» (http://www.nkj.ru) было проведено голосование. В нем прияло участие 700 пользователей. Выяснилось, что 19 % пользователей читают журналы о компьтерной технике и программировании, 14 % интересует общественно-политическая публицистика, на третьем месте находятся литературно-художественные издания. Следом располагаются различные газеты про охоту и рыбалку, про дизайн и интерьер, и «женские» издания (9-6%). Чуть менее читателей интерсует журналы, посвященные знамениым людям – 4,5 %, спортивные газеты – 3 %, газеты и журналы о здоровье – 2,8 %, о домоводстве – 2,5 % туризме – 1,9 %.

По итогам исследования общественного мнения был составлен рейтинг наиболее читаемых российских периодических изданий. Рейтинг рассчитывался, исходя из трех факторов: популярности со стороны журналистов, читателей и рекламодателей. Первое место в рубрике «Деловые газеты» занимает ежедневное издание «Коммерсантъ» (тираж 120-130 тысяч экземпляров). Газета «Известия» была учреждена в 1917 году, и с тех пор выходит 5 раз в неделю, тиражом свыше 150000 экземпляров. Ежедневная газета «Ведомости» занимает третье место, выходит с 1999 года тиражом свыше 75 тысяч. В рейтинге «Массовых газет» лидирует «Комсомольская правда», выходит 6 раз в неделю. «Аргументы и факты» стоят на второй строчке после «Комсомолки». В 1990 году еженедельник был включен в Книгу рекордов Гиннеса, как издание с самым большим тиражом (100 млн. читателей и 33,5 млн. экземпляров). «Московский комсомолец» – ежедневная общероссийская газета, основанная в 1977 году, занимает третье

место в рейтинге «Массовых газет». В настоящее время она выходит тиражом 700 тыс. экземпляров.

Самыми популярными газетами и журналами про медицину и здоровье являются «Здоровый образ жизни – Вестник ЗОЖ» (самая популярная газета в России на тему здоровья) и «АиФ про Здоровье» (ежемесячный журнал о здоровье для молодых женщин). Третье место занимает издание «Предупреждение Плюс».

Эпоха Интернета существенно влияет на историю периодической прессы. Для сохранения и расширения контингента читателей печатные периодические издания имеют свою онлайн-версию, размещают выпуски и создают архивы на своих сайтах в Интернете.

Пресса всегда являлась источником информации. Для определения ее роли в информировании современного общества нами было проведено социологическое исследование в студенческой и преподавательской среде Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Респондентов просили ответить на вопрос о том, что выступает для них источником новой информации. Среди 100 опрошенных студентов 80% ответили, что узнают о новых событиях и новостях через Интернет, 15% смотрят телевизор, и лишь 5% пролистывают газеты или просматривают журналы.

На тот же вопрос преподаватели ответили иначе. В группе преподавателей старше 45 лет среди 30 опрошенных половина, 15 человек, читают газеты (хоть 3-4 раза в неделю), 13 человек смотрят телевизор и 2 человека «сидят в Интернете». Свое внимание к печатным изданиям преподаватели объясняют уже сложившейся многолетней традицией чтения. Преподаватели младше 45 лет больше внимания уделяют Интернету. В их исследовательской группе мнения респондентов разделились практически поровну между знакомством с новостями в Интернете, по телевизору и из газет и журналов. Но и в этой группе 70% респондентов хотя бы раз в неделю читают печатные издания.

Таким образом, можно сделать выводы, что печатные СМИ остаются актуальными источниками информации для современного человека. Интернет и информационные технологии могут выступать не только в роли конкурирующего фактора, но фактора роста периодических печатных СМИ.

medconfer.com

Роль литературных журналов в культурной консолидации общества

Это текст моего выступления на совещании главных редакторов литературных журналов СКФО, состоявшегося по инициативе министерства печати и информации РД 26 июня в Махачкале. Я, конечно, сократила в устном выступлении, но исходный текст для устной импровизации был.

Уважаемые участники совещания, дорогие гости!Сегодня мы пригласили профессиональное сообщество редакторов литературных журналов СКФО, людей, от которых во многом зависит качество литературного процесса и степень интереса читателей к национальной литературе,  к обсуждению проблем литературной жизни республик. Мы исходили из обеспокоенности проблемой падения роли литературных журналов в культурной и общественно-политической жизни страны, а также ослабления их интегрирующей роли в культурной консолидации общества Мы исходили из понимания необходимости объединения наших усилий по укреплению общекультурного пространства северокавказского региона, а тем самым и страны, по консолидации усилий для влияния на качество литературного  процесса и популяризацию творчества талантливых писателей наших республик. Традиционно толстые отечественные литературные журналы, выступая как литературно-художественное и общественно-политическое издание, формировали целые читательские поколения, мыслящие, взыскательные. В потоке текущей литературы редакции умели выявить талантливых авторов и сделать их имена достоянием страны. Однако на структуру журнального дела кардинально повлияли распад СССР, обретение демократических свобод, экономическая реформа, приведшая к созданию рыночных отношений. Экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание российских культурных традиций оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние литературного процесса и культуры общества в целом, резко снизили воздействие литературно-художественных журналов на  формирование  личности, становление человека в мире ценностей культуры. Российское общество после пережитого апофеоза рыночной экономики столкнулось с серьезными вызовами обществу..Именно из этих объективных вызовов исходил Президент страны, объявляя год годом культуры, при этом культура должна  пониматься не как набор мероприятий или развлекательных услуг.  Опасность формализации культуры и выхолащивания содержания рождается многими причинами, но сегодня мы собрались для того, чтобы говорить о той зоне проблем, за которую мы ответственны и на которую можем  влиять. Литература и общество – сфера деятельности литературных журналов, и проблема поддержки чтения имеет самое прямое отношения к редакторам современных литературных журналов. Президент страны призвал формировать среду, когда образованность станет правилом хорошего тона, а литература – мощным фактором духовного влияния. Призвал совместно  решать важнейшие проблемы литературной сферы: «это создание условий для развития творчества писателей и возрождения традиций литературной критики, разработка сбалансированной издательской политики и активное использование возможностей библиотек, литературных музеев, мемориальных домов писателей. «Нам в целом нужна долгосрочная , продуманная система мер поддержки отечественной литературы», добавил В.Путин, пригласив профессиональное сообщество литераторов к диалогу по этим проблемам. Гуманитарии били тревогу, власть не слышала. Сейчас власть поменяла вектор приоритета, а гуманитарии пассивны. Причины – либо неверие, но чаще всего – наша разрозненность. В последние годы  государство демонстрирует волю к изменению приоритетов и понимание роли культуры, художественной литературы в духовной жизни общества, в устойчивом и поступательном  развитии государства.  Знаковым событием стало проведение 21 ноября 2013 года в Москве Литературного собрания, где в выступлении президента страны общество, интеллигенция страны услышали четкие и серьезные тезисы, обозначающие проблемные зоны и приоритеты культурной политики. Самая читающая некогда страна уже не может претендовать на это звание; упал уровень владения русским языком, создающим общегуманитарный контекст страны; падение уровня чтения напрямую связано с падением общего культурного уровня; необходимо помочь  талантливым молодым авторам выходить к своему читателю; необходимо подключить к процессу перевода лучшие литературные силы. Для поддержки литераторов учреждена президентская премия, будут разрабатываться меры социальной поддержки писательского труда, ожидаются позитивные преобразования в сфере книгораспространения. Вот основной круг поднятых президентов вопросов. Прошло уже полгода, но год культуры, несмотря на большую проводимую работу, не всколыхнул сообщество деятелей культуры, не стал источником серьезного внутрицехового разговора о проблемах и перспективах развития сферы их профессиональных интересов. Странно, что такая серьезная инициатива власти, объявившей приоритетное внимание к вопросам развития литературы, пока еще не разрушила инертность литературного сообщества. Впрочем, то, что мы называем инертностью на первый взгляд, нередко является деятельностью отдельных самоотверженных людей, деятельность которых по-прежнему остается вне внимания софитов, камер, властных решений. У нас в гостях сегодня именно такие люди, на энтузиазме которых и держалась тоненькая нить нерыночного, бескорыстного служения культуре и человеческому взаимосближению. Клуб писателей Кавказа, литературные журналы Чеченской республики, Ингушетии,  Осетии, Кабардино-Балкарии и других республик ведут большую работу по поддержке как своих национальных литератур, так и предоставлению возможности своим читателям знакомиться с творчеством писателей и поэтов соседних народов. Но необходимо поднять эту работу на новый уровень, необходимо реализовать тот потенциал, который есть у наших журналов. И осуществлять эту работу сообща. Кавказская литература всегда была национальной, но никогда – националистической: все писали о других горских народах талантливо, проникновенно, с любовью и уважением. Благодаря им создано единое культурное пространство, которое нельзя дать разрушить ни религиозным шовинистам, ни амбициозным политикам. Сегодня нам нужен общекавказский литературный журнал на русском языке, и нужен по двум основным причинам: русский язык по-прежнему сохраняет важнейшую роль объединения наших народов и культур; на русском языке кавказские авторы создали уникальный пласт литературы, и это  не вторичная литература национальных окраин или продукция идеологии советской эпохи. Это самостоятельный феномен русской литературы, активно задающий свое встречное движение. Как пишет Ч.Гусейнов в статье «К вопросу о русскости нерусских», на это явление обратил впервые внимание полвека назад французский русист Леон Робель, отметив, что мало кто задумывается над этим уникальным явлением, а ведь это — мощный культурный пласт, увы, оказавшийся за пределами «истинной» русской литературы. Констатируя, что сегодня утрачивается традиция русской литературы открывать новые инонациональные горизонты, Ч.Гусейнов пишет: «В течение какого-то времени «национальная литература» воспринималась с некоторой долей снисхождения — как вроде бы литература второго ряда. Яркие русскоязычные «националы» разбили эти расхожие представления. Более того: русские нерусские писатели оказали существенное влияние на «чисто» национальных писателей, внесли в их ряды состязательность, активизировали художественный потенциал этих литератур, заложили традиции критического отношения к «национальной» реальности».  При всем том, что сегодня русскоязычные авторы, нравится нам это или нет, составляют подавляющее большинство среди литераторов в Дагестане, у нас, например, нет ни одного литературного  журнала для этих авторов, а значит, и для читателей. Такое издание тем более необходимо на уровне всего СКФО.

Отмечу, что идея собирания сил и проведения нашей встречи была высказана талантливым русским поэтом, редактором одного из лучших на сегодня толстых литературных журналов страны – красноярского журнала «День и ночь» Мариной Саввиных. Уже несколько лет ею реализуется проект «Мосты над облаками», цель которого – укрепить единство страны, включить жизнь северокавказских республик в общероссийское культурное поле. Ею же предложена идея создания Совета редакторов литературно-художественных журналов Северного Кавказа. Думаю, что каждый из вас выскажется по проблеме, даст свои предложения по культурной консолидации общества в рамках возможностей вашей деятельности.  Сегодня практика показывает наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями  литературно-художественных журналов  и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе.  Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной  культуры, но они стремительно уходят в некую самоизоляцию. Актуальным оказывается вопрос  об их роли в  формировании единого культурного пространства современной России, что  особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.  Сходные процессы идут в журналах нашего региона, но там позиция отчуждения от общества не есть  следствие эстетических позиций и выбора редакционных коллегий, скорее это инерционное явление отказа литературного сообщества от серьезного влияния на жизни, неверия в собственные силы, отсутствия должной поддержки со стороны государственных органов, смирения с ситуацией, которая сложилась в силу объективных и субъективных причин. Но учитывая, что вопреки всем обстоятельствам в журналах региона всегда шла созидательная работа отдельных подвижников, что в обществе есть не поддерживаемый самим литературным сообществом интерес к возможному диалогу с художественным словом, что не было механизмом резонирования этого слова и воли к этому, у нас есть большие перспективы в этом направлении, и сегодняшнее совещание – серьезный шаг к изменению ситуации. Да,  классический литературно-художественный журнал, который некогда был и колоколом, и источником знаний, и проводников в мир подлинного многонационального искусства и духовного самостояния, в современной России практически исчез. Но это не значит, что он умер совсем, что он не востребован российской публикой. Скорее, следует говорить о значительном изменении его концепции, и о том, насколько изменение концепции отвечает запросам общества и интересам всего писательского сообщества. Сегодня редакционные коллегии толстых российских журналов стали закрытыми структурами, преимущественно обслуживающими узкий круг авторов. Так называемая национальная литература не представляет для них значимого интереса. Талантливым северокавказским авторам, большая часть которых является русскоязычными, как принято говорить,  трудно выйти на общероссийское литературное пространство, впрочем, как и пишущим на родных языках. У нас накопилось множество проблем в литературной жизни, которые требуют общего осмысления, множество достижений, которые должны быть тоже общим достоянием.  Есть ли у них сегодня читатель, если из обихода исчезает понятие «массовый читатель»?  Есть ли у них талантливые авторы и что делать, чтобы о них узнали все остальные республики, чтобы нам было кем гордиться и вместе с кем задумываться над тем , кто мы и куда идем? Как живется  авторам, не имеющим возможности найти своего переводчика, чтобы зазвучать  в масштабах всей страны? Какие процессы происходят сегодня в русскоязычной кавказской литературе, стремительно набирающей силу и задающей свой собственный вектор развития в общероссийском литературном процессе? Как вывести нашу вершинную литературу на мировой уровень и через потенциал художественного слова раскрыть подлинное лицо Кавказа? Ездим ли мы друг к другу в гости со своим словом, своей думой, своим обретением и удается ли нам найти слушателя? Практика показывает, что запрос в обществе на вдохновенное и умное слово есть, но что мы делаем, чтобы его донести, особенно к молодежи? Если у нас есть литературные журналы, значит в них отражен литературный процесс. Если нет процесса, нет и журналов. Что надо делать, чтобы они не чахли в отсутствие читателей, а воспитывали вкус к чтению и преображали общество? Много вопросов.  Совещание, которое проходит сегодня у нас здесь, это событие не одного дня, а по своему замыслу и потенциалу – факт длительного действия, имеющий большое значение для содействия взаимопознанию народов через ценности его духовной культуры. Это важно  для страны в целом, поскольку  транслирование культуры кавказских народов в общероссийское литературное пространство содействует правильному и объективному пониманию богатства страны и ее силы, которую всячески пытаются отрицать или исказить. Несмотря на нашу близость: культурно-историческую, географическую, общественно-политическую, мы не используем потенциал информационных, культурных, и иных механизмов консолидации и укрепления, духовного оздоровления общества. Общность угроз и вызовов – экстремизма, национализма, деформации образа Кавказа и кавказцев в глазах страны в целом требует объединения усилий для преломления стереотипов, умело поддерживаемых заинтересованными сторонами для отчуждения всех и вся. Литература – это не просто художественная летопись жизни народа, это квитэссенция его духовной и интеллектуальной зрелости, это сокровенное его достояние. Есть оно все-таки или нет, и какова внутренняя дума народа, его глубинная жизнь – об этом мы можем узнать по-настоящему не из новостной хроники, при всей ее важности, а из свидетельства ее духовного существования. Мы живем рядом, но недопустимо мало знаем друг о друге, а могут ли знать народы и объединяться в своем движении к добру, если представители творческой интеллигенции  по сути разрозненны и не объединяются для решения более масштабных и насущных задач? Когда слабо развиты механизмы взаимодействия и нет весомого фактора личных контактов,  теряются полнота жизни и эффективность деятельности.  Год культуры требует от нас не формальных мероприятий, а реализации смыслов и глубокой пахоты на ниве возделывания человеческой души. Предстоящий год литературы свидетельствует о том, что речь идет не о разовой акции, а целенаправленной политике, в которой приоритеты культуры наконец-то осознаны как наиважнейшие. Именно в этой связи оправдано внимание к вопросам развития литературного процесса и поддержки чтения. Литературные журналы должны реализовать тот потенциал, который в них заложен. Именно они определяют ход современного литературного процесса и от них зависит ее уровень, возможности. Как культурные институты, объединяющие российскую, северокавказскую  интеллигенцию, они могут быть локомотивами культурной политики, в создании положительного имиджа региона, государственных культурных и социальных проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития демократических преобразований в России, осуществляет процесс социокультурной регуляции. Литературно-художественные журналы, особенно выходящие на периферии России, являются сегодня хранителями традиционной культуры, имеют огромное значение для формирования единого культурного пространства регионов, охраняют границы России от культурной эрозии, способны активно участвовать в государственной культурной политике. Но их авторитет малозаметен, их голос плохо слышим в жизни общества,  усилий по выходу из тени поэтических уединений в сферу вслушивания и резонирования к собственному слову  нет. Новая эпоха бросает нам вызовы – опасные, провокационные, и связаны они с процессами глобализации и сопутствующими им технологиями – коммерческими, медийными, политическими. Литература и наш человеческий потенциал, наше единство - силы, которые могут обеспечить адекватные вызовы времени.

mari-sheihova.livejournal.com

Общество и СМИ

Поделиться статьёй:

Сегодня информация дает небывалый успех или беспощадно губит, а тот, кто ею владеет, тот владеет миром. Трудно поспорить с тем фактом, что влияние СМИ на современное общество кардинально отличается от прошлых веков. Газеты, журналы, радио и телевидение способно навязывать определенное мнение и даже модель поведения.Красочным примером могут стать печатные издания прошлой советской эпохи, когда передовые статьи, публичные развенчания и разоблачения имели грандиозный успех и были губительными для тех, кто осмеяли на страницах газеты. Зато почетные участники газетных дебатов, те работники и активисты, которым удалось попасть на страницы газет в хвалебных одах, становятся звездами местного или государственного масштаба.

Роль СМИ в жизни человека

Если говорить о роли СМИ в жизни современного человека, стоит отдельно упомянуть о постоянном влиянии. Газеты, журналы и новости навязывают печальные события современности, рассказывают о пожарах, убийствах и аферах, в то же время активно предлагается более легкая бульварная пресса, глянцевые журналы или развлекательные передачи, которые постепенно заполняют эфиры радио и телевидения. Невольно современники приходят к мысли, зачем читать и слушать сложную информацию, когда есть веселые, забавные и увлекательные статьи про звезд или обычных людей.

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача СМИ освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Если негативные события в нашей стране подаются на фоне еще больших проблем в других государствах, традиционно собственные проблемы воспринимаются легче и не так губительно. Подобный принцип активно использовался в советское время.

Влияние СМИ на общество

Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Роль средств массовой информации в формировании стиля жизни общества

КУРСОВАЯ РАБОТА

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Введение

Актуальность темы исследования качественных журналов: Средства массовой информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию – трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества.Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать. Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях образцы поведения и соответствовать предложенному стилю жизни, потому что глянцевые журналы, как правило, создают для аудитории привлекательный мир сбывшихся надежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.

Цель: выявить основные формы влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни аудитории.

В качестве объекта исследования выступает современный качественный журналы для мужчин.

Предмет: публикации, фотоиллюстрации и реклама журнала «Eskuire», влияющие на формирование стиля жизни читателей.

Задачи исследования:

- проследить влияние СМИ на формирование стиля жизни;

- охарактеризовать понятие «стиль жизни» и его классификацию;

- обосновать «качественность» журнала «Eskuire»;

- выявить в текстах интеллектуальную (внутриличностную) составляющую стиля жизни;

- выявить внешнюю (экстравертную) составляющую стиля жизни.

Источниковой базой послужил мужской журнал «Eskuire» за апрель 2005 – февраль 2007.

Теоретическая база: в основу исследования легли работы российских теоретиков в области средств массовой информации (А.И.Акопова, Е.А.Корнилова), диссертационные работы ставропольских аспирантов (О.В.Зиминой, Н.А.Водопьяновой, Л.Е.Климовой, С.А.Орлянского), а также социологические исследование российских журналов для мужчин и женщин.

Хронологические рамки определены в соответствии с выходом мужского «Eskuire»: с апреля 2005 года (появление анализируемого журнала на русском языке в России) и до последних номеров 2007 года.

Методы: системный метод, сравнительного анализа (для выявления особенностей мужских и женских изданий с целью определения их специфики).

Практическая значимость: проведенная исследовательская работа объединяет и структурирует известные данные по вопросам влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни, что подтверждается многоплановым исследованием.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, из которых первая состоит из двух, а вторая из трех параграфов, заключения, списка литературы из 23 наименований.

ГЛАВА I . Стиль жизни и средства массовой информации

1.1. Влияние средств массовой информации на формирование стиля жизни

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие»[1] .

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. Так на обложку одного из номеров журнала «Eskuire»[2] вынесены имена мировых знаменитостей под заголовком «Правила жизни», где далее в отдельных статьях показаны основы мировоззрения заявленных личностей. Читатель отбирает понравившиеся ему высказывания, исходя из собственного отношения к герою, либо с установкой «Хочу быть таким же! (одеваться, мыслить, жить, отрицать, принимать и т.д.)

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека. «Люди «входят» одинаковыми в пространство такой «мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель поведения, а также на приобретение того или иного товара»[3] . (В данном случае выбор конкретного средства массовой информации).

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни. Здесь у массового читателя и зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный средствами массовой информации. Очевидным является тот факт, что и здесь выбор весьма ограничен, потому перечень предлагаемых изданий и телепередач ограничен и определен их производителями.

Особенно наглядно влияния на аудиторию прослеживается у иллюстрированных журналов. «Журнал - печатное периодическое издание, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Термин «журнал» произошел от французского cлова journal – «дневник, газета, которое фигурировало в название первых журналов на французском языке, когда журнал еще не совсем отделился от газеты»[4] .

Журналы занимают промежуточное положение в медиа-индустрии между газетами и книгами, что определяет их специфику. Она заключается в том, что изначально, «с момента своего возникновения, конец 19 века, журналы были призваны заполнить пробел между газетами и «серьезными», «интеллектуальными» книгами. На страницах журналов информация развлекательного характера (модные новинки, реклама товаров и услуг) чередуется с материалами по истории, искусству, культурному наследию, которые по форме и содержанию доступны массовому читателю. Второй особенностью журнала как медиа-продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. Целевая аудитория журналов выделена по определенному признаку потенциального читателя: пол (мужские/женские), профессиональная принадлежность (журнал для бухгалтеров, учителей физики и математики и проч.), место жительства (городская/сельская местность) и др. В качестве третьей специфической характеристики журнала можно выделить дизайн издания. В отличие от газет и книг, в которых преобладает текст, а картинки, фотографии, карикатуры и проч. являются только иллюстрацией к тексту, в журнале визуальный и вербальный компоненты сосуществуют как равные части целого»[5] .

Такое сочетание текстовой и иллюстративной информации влияет на формирование ценностей и мировоззрения, которое должен разделять «настоящий» мужчина/женщина. При этом декларируется система «настоящих мужских/женских» идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для настоящего мужчины/женщины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления. Роль и значение рекламы товаров определенных, как правило, престижных и дорогих марок, трудно недооценить.

mirznanii.com

Теории о роли СМИ в общественной жизни

ТОП 10:

Важнейшей задачей современного источниковедения является создание такой теории прессы, в рамках которой она сохранила бы своеединство в качестве вида исторических источников, отличающегося от других видов особенностями происхождения и формами отражения действительности и требующего специфических методов исторического исследования.

Для этого можно воспользоваться теорией «индустрии культуры». Ее основателями считаются философы франкфуртской школы М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Согласно этой теории, в современном обществе «производство культуры» мало чем отличается от массового производства вообще. Как и во всех сферах общества, ориентированного на массовое производство, в «индустрии культуры» побеждает тенденция к унификации, к тотальному нивелированию культурных ценностей и благ. Стандартизируя культурные потребности, индустрия культуры выступает в качестве орудия тотального подавления индивида и ничем не ограниченной манипуляции его сознанием. В результате средства коммуникации позволяют управлять обществом путем создания некоторой системы идеологических ценностей. Поскольку целью такой системы является достижение общественного согласия по тем вопросам, в которых заинтересована политическая и духовная элита, «индустрия культуры» наполнена многочисленными стереотипами, имеющими весьма слабое отношение к исторической правде. Средний потребитель культуры не подготовлен к восприятию сложной и противоречивой социальной действительности. Он ждет простой и логически непротиворечивой информации. Это очень важно иметь в виду историку, который обращается к периодической печати как источнику, отражающему жизнь общества на разных этапах истории двадцатого столетия.

Компьютерная революция вызвала появление новых информационных технологий, сделала возможным целенаправленное и высокоэффективное воздействие на сознание читательской аудитории. И, что наиболее важно для прессы, это воздействие на сознание стало приносить прибыль. Это автоматически расширило сферу применения информационных технологий. Из военной и политической области они распространились на сферу торговли. Наиболее широкое применение информационные технологии получили в прессе и на телевидении.

Как одно из наиболее ярких проявлений «индустрии культуры» пресса несет в себе все ее черты. Однако пресса, в отличие от других СМИ, обладает возможностями дифференцированного воздействия печатной продукции на аудиторию. Газеты, предназначенные для молодежи, как правило, не читают деловые круги. Это дает возможностьдозировать информацию, использовать социально ориентированные приемы воздействия на общественное сознание.

Сколько существует печать, столько существует и цензура. Осуществляет ли ее государственный цензор или редактор издательства, существует ли она в явной или скрытой форме, сути дела не меняет. В самом «свободном» обществе есть запретные для прессы темы. Запрещаются под страхом уголовного наказания пропаганда войны, межнациональной розни, расизма, антисемитизма, фашизма, призывы к насильственному ниспровержению существующего политического строя. Кроме того, редакторам периодических изданий государство рассылает секретные циркуляры о нецелесообразности освещения тех или иных тем. В принципе на них можно махнуть рукой. Но у государства достаточно рычагов, чтобы сместить любого «независимого» редактора, заменить всю редакционную коллегию или вовсе прекратить существование неугодной газеты или журнала. Смена редколлегии журнала «Итоги» и закрытие газеты «Сегодня» в 2001 г. являются достаточно убедительными примерами для современной России. В случае же частных изданий, финансируемых олигархами, подобная процедура выглядит еще проще. Достаточно вспомнить изгнание со своего поста редактора «Независимой (!) газеты» Виталия Третьякова. Поэтому свободная пресса — это идея, а не факт.

Эта идея может провозглашаться в ходе идеологической борьбы, использоваться в деструктивных целях. Но быть принципом работы прессы она не может, ибо вступает в непримиримое противоречие с устойчивостью общества. Точно также не существует полностью несвободной прессы. В противном случае все публикации сочинялись бы в соответствующих государственных ведомствах и не было бы никакой нужды в цензуре. Последняя выступает в качестве своеобразной гарантии свободы прессы в установленных государством пределах. Таким образом, можно говорить только о более свободной и менее свободной прессе.

Издание газет и журналов в современном обществе является чрезвычайно дорогостоящим и неприбыльным делом. Оно под силу только могущественным финансовым группам, которые занимаются им отнюдь не в просветительских целях. Информация — чрезвычайно дорогой товар, особенно в современных условиях. Но продавать информацию через доступные массовому потребителю СМИ — значит обесценивать ее. Поэтому задача прессы заключается не просто в распространении информации, а в ее препарировании с помощью установок, позволяющих владельцам газет и журналов формировать общественное мнение, канализировать социальное недовольство, вызывать или подавлять общественное движение.

В нынешних российских условиях проводится идея рыночных отношений в СМИ западного толка. По сути эта старая ленинская формула зависимости печати от денежного мешка, выраженная в виде современных научных теорий. Либеральная идеология на рынке идей, как писал один из исследователей СМИ в современном мире Д. Кин, «служит оправданию привилегированного положения взглядов корпораций и способствует доминированию интересов инвесторов над интересами граждан. Это апология власти большого бизнеса, позволяющая ему определять и формировать — а значит, и подвергать цензуре — выбор каждого человека, что ему слушать, читать или смотреть»133.

С позиций теорий «индустрии культуры» и информационных технологий источниковедческий анализ прессы становится увлекательным и одновременно чрезвычайно сложным. Наряду с традиционным направлением, связанным с поиском достоверных фактов, добавляются также выявление по материалам прессы направлений информационной политики государства, политических партий и деловых кругов; изучение особенностей сознания различных социальных групп; духовные и нравственные причины социальных движений и т. д.

С точки зрения ориентации в современной периодической печати можно выделить:

· «желтую прессу», которая живет за счет дешевых сенсаций, скандалов, «разоблачений», порнографии и прочих способов «развлечения» читающей публики;

· «демократические издания», которые содержатся на деньги олигархов и отличаются внешней респектабельностью и солидностью;

· коммунистические и патриотические издания, которые, по сравнению с советским временем, оттеснены на обочину, часто выходят нерегулярно, с задержками и, хотя пользуются популярностью среди части населения, явно проигрывают «демократическим» газетам и журналам.

С точки зрения приемов манипулирования сознанием читательской аудитории прессу можно разделить на две группы: массовую и элитарную. При всем различии установок, внушаемых ими читателям, есть и одна общая: даже испытывая на себе всю несправедливость общественного устройства, сознавая антинародный характер власти, гибельность для страны правительственной политики, каждый должен оставаться законопослушным гражданином. Пресса, внушающая читателям иные установки, подавляется властью. В противном случае обществу грозит опасность распада.



infopedia.su

Роль журнала в жизни страны

Журнал в 30-40-е годы

30-е годы стали для журнала тяжелым периодом. Отдел критики потерял прежнее значение, рецензии, статьи в основном были посвящены литературе прошлого, носили случайный характер. Наряду с произведениями, вошедшими в золотой фонд советской литературы, на страницах журнала печатались слабые, посредственные материалы.

Трудно складывалась судьба журнала в первый военный и в первый послевоенный годы. На его страницах появлялись произведения, подвергавшиеся резкой критике в партийной печати. Но журнал преодолевал временные трудности и приковывал к себе внимание все новых поколений советских читателей.

В 1932-1937 годах журналом руководил И.М. Гронский. До войны (в 1937-1941 годах) «Новый мир» вел В.П. Ставский , во время войны – В.Р. Щербина.

В этот период в журнале появились «Поднятая целина» и «Тихий Дон» М. Шолохова. Печатались Вс. Иванов, К. Чуковский, И. Эренбург, А. Толстой, М. Горький, К. Паустовский, Л. Леонов, П. Бажов, М. Шагинян, Ю. Олеша, Б. Пастернак, О. Мандельштам, А. Твардовский.

Новый мир» в 50-60-е годы

50-60-е годы в жизни журнала прочно связаны с именами К.М. Симонова и А.Т. Твардовского.

С 1946 по 1950 годы «Новым миром» руководил Симонов. В этот период активно печатаются такие авторы, как И. Эренбург, К. Паустовский, А. Твардовский, Ю. Нагибин, Ю. Трифонов.

В 1950 году главным редактором журнала был назначен Александр Твардовский.

Благодаря этому выдающемуся писателю, «Новый мир» вырвался из сомкнутого журнального ряда, занял свое место в литературе и в общественно-духовной жизни, стал центром притяжения для многих авторов и читателей, стремился поднять их литературно-эстетический уровень, стал первой ласточкой общественного обновления.

В этот период жизни журнала в нем публиковались многие талантливые поэты. Это Анна Ахматова, Николай Заболоцкий.

Новый мир» в 70-80-е годы

70-е годы были для «Нового мира» застойным периодом. С 1970 по 1974 журналом руководил В.А. Косолапов. В этот период печатаются В. Шукшин, К. Паустовский, Е. Евтушенко, Ч. Айтматов.

В 1974 году главным редактором становится известный советский поэт, Секретарь Союза писателей СССР С.С. Наровчатов.

В 1975 году «Новому миру» исполняется пятьдесят лет. Был выпущен необычный юбилейный номер журнала. Он обращает читателя к истоку «Нового мира». Почти каждому материалу январского номера журнала 1925 года соответствует сходная публикация в январском номере «Нового мира» 1975 года. Кроме того, на последних страницах находится так называемая летопись – перечень наиболее приметных произведений, опубликованных в журнале за пятьдесят лет.

В 1981 году С. Наровчатова на посту главного редактора сменяет В. Карпов, который пребывает в этой должности до 1986 года. В этот период активно публикуются произведения Е. Евтушенко, В. Астафьева, М. Зощенко, В. Каверина, Б. Васильева, Ю. Трифонова, М. Цветаевой, А. Вознесенского и других.

В целом, период 70-80-х годов был для «Нового мира» периодом спада, однако тень А. Твардовского продолжала витать над журналом, общественно-политический капитал, накопленный при нем, все же не был окончательно растрачен.

Журнал в 80-90-е годы

Годы перестройки для журнала были удачными. С 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал «Новый мир» стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики.

С 1986 по 1999 годы пост главного редактора занимает Залыгин Сергей Павлович. Русский советский писатель.

Деятельность Залыгина-редактора могла бы стать великолепным финалом любой литературной биографии. Он смог вернуть «Новому миру» лидирующее положение в русской журналистике, сделал его тем органом, с помощью которого общество и литература восстановили свои права на мысль и слово.

В этот период в журнале продолжают печататься произведения государственной важности. Роман А. Солженицына "В круге первом" - неотразимый художественный документ о самых сложных, трагических событиях середины XX века.

В 1985 году был опубликован рассказ В. Катаева «Спящий», а в 1995 году – хроника В. Залотухи «Великий поход за освобождение Индии».

Сергей Павлович Залыгин пробыл на посту главного редактора до 1999 года. Последние несколько лет он жил и работал в Москве, совмещая литературу и научную деятельность.

Конец XX – XXI века в жизни «Нового мира»

С 1999 года и по сей день журналом руководит Андрей Василевский, который вырос в «Новом мире». Сначала здесь работала мама, потом он. Начинал курьером, завхозом, библиотекарем. Постепенно преодолел все ступени редакционной карьеры. На верхнюю ступень поднялся – с должности ответственного секретаря – в 1998 году.

Конечно, сегодня «Новый мир» уже другой. Меняется Россия, авторы, сотрудники и читатели. За десятилетия своей истории журнал несколько раз оправдывал свое название и одновременно ему противоречил. Вернее сказать, в самом словосочетании «новый мир» присутствует смысловое пространство, исключающее единственное толкование.

В настоящее время этот ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли выходит на 256 страницах. Тираж «Нового мира» составляет почти девять тысяч экземпляров.

В сегодняшнем «Новом мире» печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и другие. За последние десять лет журнал дал жизнь таким писателям, как Олег Павлов, Максим Амелин, критику Валерии Пустовой.

Премии «Нового мира»

Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов. В 2000—2011 гг. «Новый мир» присуждал премию за рассказ.

Роль журнала в жизни страны

Созданный в соответствии с указаниями партии, журнал пытался объединить лучшие литературные силы страны, привлечь к активному участию в культурном строительстве нового общества разнообразные круги литераторов. Во главе журнала стояли редакторы с разными, а порой и контрастирующими взглядами. Их идеологические установки и понимание литературы неизбежно накладывали отпечаток на облик журнала, его эстетическую позицию, характер публикаций.

Но, не взирая на это, журнал всегда отличало разнообразие авторских имен. На страницах «Нового мира» публиковались писатели, разные по тематике и проблематике, стилевым особенностям – от Шолохова до Пастернака, от А. Толстого до Солженицына. Особую роль при этом играла литературная критика.

«Новый мир» иногда называли на Западе «либеральным» журналом. Руководители «Нового мира» возражали: не либеральный – демократический. То есть журнал выступал за широкие демократические права для всех, для общества в целом. Демократизм в понимании редакции включал в себя уважение к свободе слова, но и внимание к заботам и беде людей, живущих далеко от столиц.

studlib.info

Средства массовой информации. Роль СМИ в жизни общества

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.) А телевидение массово пропагандирует всевозможные «проамериканские» викторины («Поле чудес» - аналог американского «Колеса фортуны» и другие), а также различные ток-шоу на злободневные темы («Большая стирка», «Окна» и т.д.). Что ж, уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ…

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта