Журнальный зал. Сайт журнала октябрь
Журнальный зал: Октябрь, 2015 №12
Октябрь
Литературно-художественный журнал
№ 12 2015 Анонс номера
ПРОЗА И ПОЭЗИЯМихаил ЛЕВИТИН В пределах боли Повесть
Юрий МИХАЙЛИК Забудь и покинь Стихи
Новые именаГалина БАБУРОВА Бурквиль Повесть
Денис ХРУСТАЛЁВ Побег Рассказ
Премия «Дебют»Сергей ГАБДУЛЛИН Человек-птица Рассказ
Елена ГОРШКОВА Список не-событий Стихи
Антон СЕКИСОВ Дальний родственник Рассказ
Александра ГОНЧАРОВА Школа для учителя Рассказ
Волошинский фестивальАнна МУХИНА Сочинение
Ася ДАТНОВА Копиист
Светлана ВОЛКОВА Вечный вопрос
Арина ОБУХ «И океан времен катил прибой столетий…» Рассказ с ладонь
Наталья ПОЛЯКОВА Новые находятся слова Стихи
Дарья БОБЫЛЁВА Вася и внимание человечества Рассказ с ладонь
Яна-Мария КУРМАНГАЛИНА Спит Вероника Стихи
Лера МАНОВИЧ Зинаида Рассказ с ладонь
Элина СУХОВА Не жисть, а жесть Стихи
Сергей РУБЦОВ Темная история Рассказ с ладонь
Алекс НЕЧАЕВ Радость
Егор ФЕТИСОВ Прятки
Дмитрий БЫЛЕЦКИЙ Реставратор
Евгения БАСОВА Про волосы Рассказ с ладонь
ЗаплывИрина ЛЕГОНЬКОВА Октябрь Стихи
Дмитрий ВЕРЕСОВ Отражение леса Стихи
Татьяна СКРУНДЗЬ Через мороз и снег Стихи
ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКАМария САВЕЛЬЕВА Утверждение через отрицание
Лев МАЛЬЧУКОВ Немецкая мельница, карельское Сампо
Личное чтениеВладимир КРУГЛЫЙ Очарование старых книг
Лидия АНТОНОВА Семейное наследие
Ольга ТИМОФЕЕВА Не растерять человечность
Новые именаАндрей ТИМОФЕЕВ О современной органической критике
Литературный музеум Рубрику ведет Дмитрий БАКНина СОЧИНСКАЯ «От Вас всё свет и умиление…» Письма М.С. Волошиной к Н.А. Обуховой
ТристихРубрику ведет Екатерина ИВАНОВА
Содержание журнала за 2015 год
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Октябрь, 2016 8
Анонс журнала "Октябрь" № 8
Анонс «Октябрь» № 8 2016
Валерия Пустовая
АКСЕНОВ-ФЕСТ: 10 ЛЕТ
Десятилетие литературного фестиваля, носящего имя писателя Василия Аксенова, – это история стремительной трансформации культуры и среды в современной Казани. Аксенов-фест возник в ходе этого движения – и в то же время стал одним из его истоков. «Чудесное преображение Казани» – так назвал свое эссе председатель Попечительского совета Аксенов-феста писатель Евгений Попов, охватывая одним взглядом путь города от провинции шестидесятых годов, «поруганной большевиками», к статусу российской «третьей столицы». Аксенов-фест, придуманный мэром города Ильсуром Метшиным и организуемый ежегодно в сотрудничестве с журналом «Октябрь», – своеобразная модель новой Казани, соединяющая языки и культуры, искусства и жанры. Не только литературный, междужанровый и мультикультурный фестиваль остается вечно в возрасте аксеновского «Звездного билета», когда процесс движения оказывается главным методом познания и самореализации.
«Звездный билет» – так была названа премия, присуждаемая в рамках Аксенов-феста. Это премия молодым и ярким авторам, многие из которых впоследствии заслужили и другие весомые награды. В честь десятилетия фестиваля мы публикуем произведения лауреатов «Звездного билета» прошлых лет: «Ночь. Сценарий для чтения» Гузель Яхиной, рассказы «Бил и целовал» Александра Снегирёва и «Стереометрия» Евгения Бабушкина, – и представляем совсем новые имена на литературной карте России, отмеченные премией в этом году: писательницу Женю Декину с повестью в рассказах «Золотой корень», пишущую максималистскую социальную прозу, которая никого не обвиняет, но каждого подталкивает жить в полную силу, и поэта Романа Рубанова с подборкой «Острой полоской света…»
Аксенов-фест связывает в один контекст совсем молодых авторов и мастеров старшего поколения, чьи произведения вошли в историю литературы XX века. В число попечителей фестиваля в разные годы входили такие литераторы, как Белла Ахмадулина, Михаил Генделев, Анатолий Гладилин, Александр Кабаков. Перу последнего принадлежит эссе «Сироты казанские» – о литературном «государстве “Аксенов”», гражданство в котором отмечено особой, поколенческой радостью и утратами, задевающими уже не только шестидесятников.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА
Александр Кабаков. SMS-проза
«Я и сам выдумывать больше не хочу. Не хочу – и все…» – признается писатель и открывает новый цикл рассказов, создаваемый на стыке воспоминаний и текущего времени – как будто в тот самый момент, когда доставленное SMS-сообщение вмешалось в углубленный ход мысли.
Публикуем первые рассказы из цикла «Конец лжи» и «Победитель».
Александр Стесин. Квинс. Повесть
Сильное высказывание – предмет которого постоянно меняет прописку в реальности, и заметки врача из онкологического центра при Рокриверском университете сдвигаются то в сторону очерка о мультикультурализме, то в сторону дневника взросления, будто соступают с пути, отшагивают, пытаясь вырваться из круга заводящих эту прозу вопросов: о «работе умирания» и том, как в ее свете видится самая обычная жизнь нью-йоркского эмигранта.
Для пациентов рассказчик – последняя опора, но сам себя он чувствует растерянно догоняющим собственный профессиональный статус, семейное положение и возраст, воображаемо взрослея только за рулем наконец купленного автомобиля и теряя иллюзию управления реальностью, едва переступит порог больницы.
Это проза, в которой сила опыта равноправна с силой вдумывания в опыт, в то, что увидено и почувствовано, в особенности если увидено непроизвольно и почувствовано мимоходом, при случае. И в то же время это проза, смиряющая домыслы, избегающая ярлыков и приговоров, предоставляющая судить об увиденном, как и о сроках вверенных жизней, другому, высшему уму.
Состояние «неврастенической тревоги», в котором каждое раннее утро застает себя рассказчик, совсем не передается читателю – потому что, признавая за миром право на необъяснимость и неуправляемость, мы благодаря Александру Стесину начинаем трезвее и спокойнее ориентироваться в том немногом, на что можем еще повлиять.
Илья Бояшов. Книга «Джунглей». Фотография времени
Новый эксперимент от автора, умеющего уместить эпопею в карманную книжицу (как в романе «Танкист, или “Белый Тигр”) и пережить историю века в одном дне (как в повести «Джаз»).
Автобиографическая «Книга “Джунглей”» сложена из микрорассказов, как из деталей паззла – сказали бы мы, но избитое сравнение не работает: паззл не собран, автора не интересует рисунок, а только – потряхивание и глуховатое, через десятилетия, погромыхивание деталей в коробке. Книга-коробка о русском роке, по мнению автора, принципиально не вскрываема: его повесть – о занимательном пути по задворкам мировой культуры, в рамках которой русский рок начинался и закатывается как провинциальное, местное явление.
И именно это домашнее, коробочное значение местной рок-культуры, участником которой довелось стать и Илье Бояшову, делает удивительно притягательным сюжет «книги»: это история музыки в обыденный рост, это иронические похождения рокера под ветром перемен, это юность, чьи мечты не сбылись, но тем она и доказала свою чистоту и честность. Ведь в юности стоит мечтать только о том, что несбыточно, как мировая слава русского рока.
РАССКАЗ
Давид Маркиш. Билет в один конец
История о лукавом смирении – когда личным благополучием оправдана мировая несправедливость. Старосоветские помещики переселяются в израильскую Аркадию…
СТИХИ
«…от себя (к себе?), по кругу / (по квадратным сторонам?), / становясь никчемным гуру, / бога мертвого шаман».
КРИТИКА. РУССКИЙ СЕВЕР
В июле вышел номер «Октября», целиком посвященный современной прозе и поэзии Русского Севера. В этом номере – северная критическая рефлексия. Андрей Рудалёв из Северодвинска пишет о «литературной децентрализации страны» и раскрывает актуальные мотивы северной прозы на примере текстов Дмитрия Новикова и Александра Бушковского («Постижение Севера»). Критики из Вологды предлагают обзоры поэзии: в «Вологодском поэтическом указателе» Елены Титовой представлены те, кто создает не только местный, но и общероссийский поэтический контекст, а в рубрике «Тристих» Наталья Мелёхина пишет о новых книгах поэтов Севера. Журналист Елена Легчанова представляет проект «Том писателей» – антологию новейшей вологодской литературы («Электронная антология»). А литературовед Елена Галимова предлагает краткое описание имен и произведений, олицетворяющих в сегодняшней литературе «Архангельский контекст».
МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Дарья Бобылёва. Книги на Красной площади
Обзор ключевого книжного события этого лета и наиболее общественно значимой новации литературой жизни Москвы. Важнейшие презентации и дискуссии книжного фестиваля «Красная площадь» комментируют участники ярмарки.
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Октябрь, 2015 №5
Октябрь
Литературно-художественный журнал
№ 5 2015
ПРОЗА И ПОЭЗИЯИлья БОЯШОВ Джаз
Гузель ЯХИНА Винтовка Рассказ
Владимир САЛИМОН Если у тебя гитары нету Стихи
Леонид ЮЗЕФОВИЧ Зимняя дорога Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923Документальный роман
Игорь ПОМЕРАНЦЕВ На этот раз мы решили не сдаваться
Илья КОЧЕРГИН Чужой доктор Рассказ
ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКАЕлена ПЕСТЕРЕВА Глаз и Слово
Федор ЕРМОШИН Зомбаки Павлова
Александр БЕЛЯЕВ Ощущение полной свободы
Литературный музеумЭрнест ОРЛОВ «Разбойники пера и мошенники печати» «Малая пресса» глазами Антоши Чехонте и литераторов его кругаРубрику ведет Дмитрий БАК
magazines.russ.ru
Журнальный зал | история
НЕМНОГО ИСТОРИИ С КАРТИНКАМИ
В мае 2004 года старейшему литературному журналу "Октябрь" исполнилось 80 лет. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев. Членами редколлегии были М.Шолохов, Ю.Лебединский, М.Светлов, А.Афиногенов, Б.Горбатов, А.Сурков.Журналом руководили Ф.Панферов, В.Кочетов, А.Ананьев. С конца 2001года главный редактор - Ирина Барметова. "Октябрь" возник как орган Московской ассоциации пролетарских писателей /МАПП/. Однако платформа журнала была достаточно широкой, в нем публиковались писатели самые разные: В.Маяковский, А.Платонов, С.Есенин, Ю.Олеша, Л.Добычин, М.Зощенко, А.Фадеев, В.Каменский, М.Пришвин, А.Веселый, М.Светлов, А.Гайдар, К.Паустовский. Многое из напечатанного "Октябрем" в 20-30-е годы и поныне остается яркими страницами отечественной литературы: поэма "Во весь голос" В.Маяковского и его пьеса "Баня",
![]() | На снимках, сделанных в мае 1924 года, одновременно с выходом первого номера - Александр Сергеевич Пушкин стоит на своем прежнем месте на Тверском бульваре, а Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Владимир Маяковский с Лилей и Осей Бриками хорошо закусили в ВОКСе по случаю приезда коллеги из Японии, чего не скажешь о бомже, ловящем фортуну на Рождественке, где первоначально помещалась редакция. На Красной площади плотники мастерят деревянный мавзолей. Кстати, первый номер вышел тиражом 4000 экземпляров, а дом 4/8 по Рождественке напротив "Савоя" не сохранился - там теперь "Детский мир". |
"Песнь о великом походе" С.Есенина, "Чапаев" Д.Фурманова, "Тихий Дон" М.Шолохова, "Страна Муравия" А.Твардовского, "Человек с ружьем" Н. Погодина, романы Артема Веселого "Россия, кровью умытая" и "Гуляй, Волга", главы из "Разгрома" и "Последнего из удэге" А.Фадеева, "Школа" А.Гайдара, рассказы А.Платонова и Ю.Олеши, произведения М.Зощенко и М.Пришвина. На страницах "Октября" в 40-е годы увидели свет роман "Петр первый", рассказ "Русский характер" А.Толстого, "Емельян Пугачев" В.Шишкова, "Два капитана" В.Каверина и "Сын полка" В.Катаева, фронтовые записки К.Симонова.
С первых же номеров журнал знакомил читателей с творчеством зарубежных писателей: И.Бехера, Л.Фейхтвангера, В.Бределя, Р.Роллана, А.Барбюса, Т.Драйзера, М.Андерсена-Нексе, Г.Манна.С середины семидесятых годов направление "Октября" приобретает все более выраженный гуманистический характер. Примером тому может служить публикация остросоциальной повести "Печальный детектив" В.Астафьева, которую другие журналы публиковать не решились. Такую же гражданскую смелость и принципиальную позицию продемонстрировал журнал, и когда напечатал роман "Тяжелый песок" А.Рыбакова. Эта публикация вызвала огромный резонанс среди прогрессивной общественности и широких кругов читателей и надолго поссорила журнал с литературно-чиновничьей критикой. Но журнал продолжал печатать таких "неудобных" для власти авторов, как А.Адамович, Б.Ахмадулина, Г.Бакланов, Б.Васильев, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ф.Искандер, В.Маканин, Ю.Мориц, Ю.Нагибин, М.Рощин, Ю.Черниченко.
magazines.russ.ru
Журнальный зал | проекты

начало | анонс | история | подписка | премии | проекты
1 - РАССКАЗ С ЛАДОНЬ – литературный проект, задуманный писателем Владиславом Отрошенко и главным редактором «Октября» Ириной Барметовой. Проект включает серию публикация сверхкороткой прозы в эксклюзивном художественном оформлении. Рассказы публиковались на обложках журнала и в специальных выпусках, в том числе – в номере, посвященном 90-летию «Октября» (№10, 2014).
|
| Из предисловия к юбилейному номеру: В мае 1924 года вышел первый номер «Октября». Далее начинается девяностолетняя история журнала, по которой можно проследить и историю страны, и историю отечественной словесности. Было бы нелепо сейчас в этом небольшом обращении бегло и наспех рассказывать о наших литературных достижениях и победах, о заблуждениях, гонениях и угрозах закрытия… Пусть неленивый сам полюбопытствует. Об «Октябре» написано много. На наш взгляд, главное в жизни журнала – это стремление как можно достовернее отобразить современное состояние отечественной (и не только отечественной) литературы. Когда-то Гоголь с умилением писал: «Журнальная литература, эта живая, свежая, говорливая, чуткая литература, так же необходима в области наук и художеств, как пути сообщения для государства… Она – быстрый, своенравный размен всеобщих мнений…» А затем торжественно заключил: «Журнальная литература – есть верный представитель мнений целой эпохи, мнений, без нее бы исчезнувших безгласно». |
|
Читаешь и хочется соответствовать: сделать что-то, чего еще никогда не было в журнальных книжках... Например, отдать страницы не наводящему тоску юбилеи?ному славословию, а стремительнои?, все более захватывающеи? интерес современного читателя короткои? и сверхкороткои? прозе.
Для этого мы пригласили писателеи? и художников близкого нам круга участвовать в нашем уникальном проекте – «Рассказ с ладонь». Откликнулись многие (около ста писателеи?), а художники не только создали прекрасные ладони, но и написали рассказы.
Выпустить юбилеи?ныи? номер мы решили не к хронологически точнои? дате, а в соответствующем названию журнала октябре. Отблеск осени сквозит и в коротких рассказах, специально написанных для этого номера.
Осень, с легкои? руки Пушкина ставшая почти синонимом творческих озарении?, – это наш праздник, праздник журнальнои? литературы.
Рисунки Леонида Тишкова и Татьяны Назаренко
| 2 - АКСЕНОВ-ФЕСТ – ежегодный литературно-музыкальный фестиваль, одним из главных организаторов которого выступил журнал «Октябрь». Когда В.П. Аксенову исполнилось 75 лет, он захотел справить свой день рождения в Казани. Тогда по предложению мэра города был организован этот фестиваль. В 2007 году в рамках фестиваля учреждена премия «ЗВЕЗДНЫЙ БИЛЕТ», нацеленная на выявление и поддержку молодых талантов в области литературы и искусства. Премия была присуждена поэту Анне Русс и прозаику, сценаристу Денису Осокину (2008), прозаику Евгению Бабушкину и поэту Арутюну Овакимяну (2013), прозаику Александру Снегирёву и режиссеру, актеру Талгату Баталову (2014). В 2009 году в рамках фестиваля был открыт ДОМ АКСЕНОВА, восстановленный по рисункам и воспоминаниям писателя и ставший одной из самых заметных художественных площадок Казани. С 2014 года ведется работа над проектом по созданию в городе АКСЕНОВ-САДА. |
|
3 – ОДЕССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ – основанный в 2011 году по инициативе директора Одесского литературного музея и главного редактора «Октября», посвященный актуальной и классической словесности, фестиваль включал дискуссии и круглые столы, вечера поэзии и авторские чтения, показы спектаклей, фильмов и вернисаж художника, творческие мастерские писателей, режиссеров, актеров.
В 2013 году фестиваль был посвящен 120-летию со дня рождения В. Маяковского и, повторяя путь поэта, совершенный им в 1914 и 1924 годах, прошел по маршруту Москва – Одесса – Батуми.
Литераторы и художники из Одессы участвовали в создании специального номера, посвященного 90-летию «Октября» (№10, 2014).

4 – ЭКСПЕДИЦИЯ «ЕНИСЕЙ» – проект, организованный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям при поддержке Французского института и Посольства Республики Франция в России, включивший путешествие российских и французских писателей по Енисею и публикацию очерков и интервью по мотивам экспедиции в журнале «Октябрь» (2012).
Фото БИ
5 – ЛИТЕРАТУРА ОДНОГО ГОРОДА – специальные номера журнала «Октябрь», целиком составленные из прозы, поэзии, критики и эссеистики авторов из Одессы (2005) и Казани (2008).
6 – ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ПОЭЗИИ – международный поэтический фестиваль, задуманный главным редактором Ириной Барметовой и организованный в 2004 году журналом «Октябрь» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Включавший выступления поэтов на Украине и в Грузии, мастер-классы московских поэтов, фестиваль стал заметным событием в культурной жизни черноморского региона.
Этим фестивалем журнал отметил свое 80-летие.

Фото Юрия Селиванова
Участники фестиваля, среди которых были как молодые московские поэты – Максим Амелин, Инга Кузнецова, Елена Исаева, Виталий Науменко, так и жрецы Парнаса – Анатолий Найман, Дмитрий Веденяпин, Ирина Ермакова, Игорь Иртеньев, отправились по древнему караванному маршруту. Из Одессы в Поти поэты плыли на одном из самых больших паромов «Грейфсвальд», а в каждом из городов проводили вместе с украинскими и грузинскими коллегами по цеху поэтические встречи и мастер-классы.
В редакции «Октября» состоялась пресс-конференция по итогам фестиваля, после которой обозреватель «РГ» Майя Кучерская побеседовала с автором проекта, главным редактором журнала Ириной Барметовой.
подробности >>>
| 7 – ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ – международный фестиваль, включающий литературный конкурс, чтения и мастер-классы, информационным партнером и соорганизатором которого напротяжении многих лет выступает журнал «Октябрь». Фото БИ |
|
8 – ПРОЗА И ПОЭЗИЯ ГРУЗИИ – публикации актуальной литературы Грузии в журнале «Октябрь».
9 – ДВЕНАДЦАТЬ ПЛЮС: ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ – специальные выпуски журнала «Октябрь», целиком или наполовину посвященные представлению и анализу актуальной отечественной литературы для подростков в широком литературном контексте (2013, 2014).
10 – МОЛОДЫЕ КЛАССИКИ ПРОТИВ МОЛОДЫХ СОВРЕМЕННИКОВ – юбилейный номер, подготовленный к 80-летию журнала «Октябрь» и составленный из публикаций молодых писателей 20-30-х годов ХХ века и произведений нового поколения современных авторов (2004).
| 11 - ФРАНЦИЯ – РОССИЯ, РОССИЯ – ФРАНЦИЯ – специальный номер журнала «Октябрь», посвященный художественным и литературным событиям года культурного обмена между странами, в том числе одному из самых престижных французских фестивалей книги и фильма «Les Etonnants Voyageurs» в Сен-Мало и путешествию французских писателей по Транссибирской магистрали (2010). Фото БИ |
|
12 – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКСПРЕСС МОСКВА–ВЛАДИВОСТОК – специальный номер журнала «Октябрь», посвященный прозе и поэзии участников писательского путешествия по России, организованного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом и при поддержке ОАО «Российские железные дороги» с целью продвижения современной отечественной литературы и популяризации чтения в российских регионах (2009).
13 – РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В МИРОВОМ КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ – организованный Фондом Достоевского при поддержке Министерства культуры РФ международный симпозиум по вопросам литературы, информационный партнером которого на протяжении многих лет выступает журнал «Октябрь».

начало
magazines.russ.ru







