Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века (стр. 1 из 6). Сатирический журнал 20 годов


Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Содержание

Введение

Глава 1. Сатира как художественный жанр

1.1 История возникновения сатиры

1.2 Виды сатиры

Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века

2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века

2.2 Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие жанров, формирование их новых качеств — процесс сложный, зависящий, прежде всего от особенностей национальной литературы, тенденций её внутреннего движения. Однако не меньше этот процесс связан и с условиями социального развития общества на каждом этапе его истории.

Сатиру можно рассматривать как модификацию комического, но так же сатира — это и род литературы, и особая сфера критики. В наибольшей степени сатира связана с риторикой и публицистикой. Смех сатирика по самой своей природе публицистичен. Это объясняется такими присущими сатире специфическими свойствами, как злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность. "Повествование в сатире явно сливается с логическим (социологическим) исследованием, сатирическое изображение — с открытым публицистическим высказыванием", — утверждает Т.Е.Автухович.

В самой природе сатиры в связи с историческим развитием жанров в целом происходили внутренние изменения.

В XX веке произошла жанровая и художественно-стилевая дифференциация сатирической публицистики, которая становится более разветвленной и разнообразной по своим формам и поэтическим приемам. Каждый жанр располагает своими экспрессивными возможностями. Главными формами выражения авторского отношения к предмету изображения в этих жанрах являются ирония, юмор, сарказм.

Изучение жанровых особенностей языка, в частности, сатиры, является чрезвычайно актуальным , так как лингвистические процессы в этой сфере отражают как социально-политические процессы в развитии общества, так и процессы в развитии языка. Исследуя видообразование сатиры можно проследить тенденцию изменения журналистских жанров, а так же их место и роль в журналистике 20-30-х годов ХХ века.

Данная работа может быть использована в преподавании курса "История отечественной журналистики двадцатого века", а также при создании обобщающих трудов по истории развития сатирических жанрах в 20-30 годах XX века и чтении лекций в вузах.

Настоящая работа посвящена сатирическим жанрам в журналистике России в 20 – 30-е гг. ХХ века. Объектом изучения курсовой работы является сатира, предмет исследования – сатирические жанры в журналистике и их трансформация. Целью работы является исследование специфики образования и функционирования сатиры и сатирических жанров. Практическая значимость работы представляет Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :

1. Рассмотреть историю возникновения сатиры.

2. Определить основные сатирические жанры.

3. Охарактеризовать сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века.

4. Рассмотреть на примере журнала "Крокодил" трансформацию сатиры в истории русской журналистики.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим сведениям о сатире, её происхождению и жанрам. Во второй главе характеризуются основные сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века и более подробно рассматривается журнал "Крокодил".

Глава 1. Сатира как художественный жанр

1.1 История возникновения сатиры

Термин "сатира" происходит от латинского "lanx satura", что означает "тарелка фруктов", "смесь".

Сатира – это:

1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

2. Насмешка, обличение.

Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из народного творчества, которое многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Яркими представителями римской сатиры являлись Энний, Луцилий, Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. В средневековой и новой Европе сатира выходила из рамок старой формы и, развиваясь как самостоятельное творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Буало, Вольтер, из новых — Курье, Беранже, Барьбье, В. Гюго; в Англии —Свифт; в Германии —Брант, Гейне с "Атта Тролль"; у итальянцев — Ариосто, Гоцци, Альфиери; у испанцев — Сервантес.

Русская сатира существовала уже в XVII веке и раньше в народной повести, творчестве скоморохов и т. п. ("притча о бражнике", сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.).

В XVIII веке сатира в России процветает. Появляются новые жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А.Д.Кантемир. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии и переносы, стремился приблизить стих к "простому разговору", вводил просторечия, пословицы и поговорки.

Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе.

Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А.П.Сумароковым, автором многочисленных книг о сатире, в которых он изложил свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров.

Во второй половине XVIII века стихотворная сатира в России уступает место журнальной сатире . В 1760-1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: "Полезное увлечение", "Свободные часы", "Смесь", "Трутень", издаваемые И.С.Крыловым "Почта духов", "Зритель" и многие другие.

Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона . Элементы сатиры появляются в романе и драме. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе представлены произведениями А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.В.Сухово-Кобылина, Н.А.Некрасова.

История русской сатиры начала XXвека связана с деятельностью журналов "Сатирикон" (1908-1914) и "Новый сатирикон" (1913-1918), в которых публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи (Н.Бучинская) и др. Журналы не избегали смелой политической сатиры, обращались к широкому кругу стихотворных и прозаических жанров, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б.Кустодиева, К.Коровина, А.Бенуа, М.Добужинского и др.)

Среди наиболее заметных явлений отечественной сатиры XXвека - лирика и пьесы В.Маяковского, проза М.Булгакова, М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, драматические сказки Е.Шварца. Сатира советского периода является сферой идеологии , делится на "внешнюю", обличающую капиталистическую действительность (Блек энд уайт, 1926, В.Маяковского), и "внутреннюю", в которой отрицание частных изъянов сочетается с общим утверждающим началом. Параллельно официальной сатире существуют фольклорные жанры (анекдот, частушка) и не разрешенная к печати сатирическая литература. В неофициальной сатире преобладают гротеск и фантастика, сильно развиты утопический и антиутопический элементы ("Собачье сердце" и "Роковые яйца" М.Булгакова).

Важное место занимает сатира в творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции (А.Аверченко, Саша Черный, Тэффи, В.Горянский, Дон-Аминадо (А.Шполянский) и др.). В их наследии преобладают жанры сатирического рассказа и фельетона. В 1931 в Париже М.Корнфельд возобновляет издание "Сатирикона". В вышедших номерах, помимо прежних авторов, участвуют И.Бунин, А.Ремизов, А.Куприн. Особое место в журнале занимает сатира на советскую действительность и нравы эмиграции.Таким образом, можно заключить, что сатира как литературный жанр - это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности и её появление можно связывать с социальным строем в человеческом обществе. В своём развитии сатира прошла разные стадии эволюции: возникла из народного творчества, норазвилась как самостоятельное творчество; была представлена как орудие самозащиты и самоутешения, но стала орудием обличения проблем и недостатков в обществе. Став самостоятельным жанром, сатира снискала особоё отношение к себе передовых людей общества. Сатирические жанры журналистики стали писаться особым "почерком", который характеризовался достоверностью описания, адресностью фактов, наличием "остроты" проблемы, "открытым забралом" в её преподнесении. К сожалению, история русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении огромного сатирического содержания русской повести, романа и бытовой комедии.

1.2 Виды сатиры

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров:

- инвектива,

- пародия,

- памфлет,

- фельетон,

- эпиграмма,

- басня,

- шарж,

- карикатура,

- анекдот.

Рассмотрим каждый вид сатирического жанра более подробно.

Инвектива. Б. В. Какорина, называя некоторые новые и традиционные жанровые формы сатиры, упоминает инвективу: "В ряде газет существуют своеобразные "обзывалки". Спецификой их коммуникативного задания можно назвать инвективы, основанные на пародировании, обыгрывании имен первых лиц государства". Жанровый архетип инвективы — обличительное послание, ради опровержения противника широко использующее нападки на личные его черты и нравственные качества.

mirznanii.com

2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века. Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Похожие главы из других работ:

Анализ контента журнала "Современника" 1836 года

1.1 Состояние русской журналистики к середине 1830-х годов

Мечта иметь собственный печатный орган многие годы преследовала Пушкина. Но не так-то просто было осуществить ее. Еще 7 июня 1824 г. поэт писал П. А. Вяземскому: «То, что ты говоришь насчет журнала, давно уже бродит у меня в голове»...

Журнал "Афиша": история создания и специфика контента

1.1 Специфика системы СМИ России в конце 1990-х годов

Как известно, осенью 1991 года в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. В результате запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза...

Журналистская и публицистическая деятельность Габриэля Гарсиа Маркеса: национальная специфика

1.2 Особенности латиноамериканской журналистики в период с 40-х годов ХХ века до конца столетия

В данной части дипломной работы мы рассмотрим особенности латиноамериканской журналистики в целом, что объясняется работой Габриэля Гарсиа Маркеса во всевозможных периодических изданиях разных стран данного региона...

Значение отраслевых журналов в процессе развития периодической печати XIX века

2) Значение отраслевых журналов в процессе развития периодической печати XIX века.

Объектом исследования является развитие культуры России в XIX веке, а к предмету исследования относится развитие периодической печати в России в XIX веке, а именно журнальных изданий. Структура работы представлена в виде введения, двух глав...

История возникновения и развития Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева"

2.1. Культурная жизнь СССР в конце 40 - начале 90-х годов XX века.

Цензура - (лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-...

История прессы Южной Кореи в XX веке

4. Пресса южной Кореи в период 90-х годов

Летом 1987 года кандидат в президенты Ро Дэ У выступил с "Декларацией 29 июня". В ней говорилось, что нужно усовершенствовать систему СМИ...

Отображение власти в кино в 20-30-е годы

2. ЗАРОЖДЕНИЕ «КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ» И КИНО 30-Х ГОДОВ

В истории кино, как и в истории всей советской художественной культуры. 30-е годы были плодотворным и вместе с тем очень сложным периодом. Именно в этот период создаются такие крупнейшие произведения, как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»...

Пионерские журналы и их значение для молодого поколения в 1930-1939 годах

1. Жизненный мир советского ребенка и школьника 1930-х годов

Прежде чем говорить о том, как влияли пионерские журналы на молодого читателя 1930-х годов, необходимо разобраться в том, чем жил октябрёнок и пионер того времени. Мир, каким его показывает кино 1930-х годов...

Пионерские журналы и их значение для молодого поколения в 1930-1939 годах

3. Советская детская периодика 1920-х годов

Зарождение детского журнала в СССР традиционно связывают с проектом Максима Горького «Северное сияние», выпускавшимся в период между 1919 и 1920 гг. и закрывшимся из-за недостатка бумаги в стране. Его главной особенностью...

Пушкин - издатель и редактор

Русская журналистика во второй половине 1820-х годов и в 1830-е годы

Подавив восстание дворянских революционеров 14 декабря 1825 г., Николай I заявил: "Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни". Так была определена программа царствования...

Редактирование книг во второй половине XIX века

Глава 1. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

...

Русская журналистика второй половины XVIII века

Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов?

Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот период с Просвещением, другие называют его временем Екатерины II - всероссийской императрицы, правительницы недюжинных способностей, воли и трудолюбия...

Сатирическая журналистика в начале XX века

1.1 Редакторская подготовка сатирических журналов

Развитие литературы начала века связано с расширением жанровой палитры литературы. Это способствует формированию критериев оценки формы произведений. Осуществляется активный поиск в области композиционных, смысловых...

Система периодической печати России начала ХХ века

Глава 2. Особенности газет и журналов в России в начале ХХ века

...

Творческий портрет американского журналиста 60-80-х гг. XX века Хантера С. Томпсона

1.2 Общественно-политическая жизнь США 60-80-х годов

В первой главе нашей курсовой работы мы рассказали о писателе и создателе гонзо-журналистики Хантере С. Томпсоне. Следующую главу мы посвятим освещению общественно-политической жизни Соединенных Штатов Америки...

jour.bobrodobro.ru

2.2 Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы). Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Похожие главы из других работ:

Бренд периодического издания на примере газеты "Сельская жизнь"

Глава 1. Бренд периодического издания

...

Бренд периодического издания на примере газеты "Сельская жизнь"

1.1 Имидж и бренд периодического издания

Изменения ситуации на информационном рынке ставят редакционного менеджера перед необходимостью быстрого реагирования на них, используя данные маркетинга, изучения состояния целевой аудитории, и ее реакции на имидж его периодического издания...

Военные очерки И. Эренбурга 1941 года в контексте перестройки работы печати в военное время

Глава 1. Перестройка работы советской прессы в военное время

...

Возникновение и становление радио как средства массовой информации

2.3 Радиовещание в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуации многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные...

Журналистика как объект сатиры в публицистике М. Твена, Я. Гашека, К. Чапека

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САТИРЫ, ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧЕРТ ЖУРНАЛИЗМА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Сатира - наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира и человеческие пороки вид комического. Она не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений. Отличительные признаки сатиры - подчеркнутая тенденциозность...

Журналистика как объект сатиры в публицистике М. Твена, Я. Гашека, К. Чапека

1.1 Определение понятия сатиры. Функциональные и стилистические особенности

Полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции, психологизм часто демонстрируют стремление автора к художественной типизации. «Фоновые» функции развернутых деталей, выразительных черт характера...

Значение местного радио

4. Трудные военные годы

В воскресный день 22 июня, в час дня из репродукторов послышались гулкие удары метронома. Суровая и грозная весть потрясла людей - война! И работники Автозаводского радиоузла объявили себя мобилизованными...

История цензуры в СССР

1. Формирование советской цензуры

...

Сатирические традиции в американской политической журналистике

1.Журналистская теория сатиры

...

Сатирические традиции в американской политической журналистике

2.2 Политическая характеристика методом сатиры в американской программе «The daily show with jon stewart»

Шоу «The daily show with jon stewart» направлена прежде всего на критику и высмеивание американской политической современной деятельности. Это шоу ни разу в жизни не привело положительного аргумента об американской политике...

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

1.1 История возникновения сатиры

Термин "сатира" происходит от латинского "lanx satura", что означает "тарелка фруктов", "смесь". Сатира - это: 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде. 2. Насмешка...

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

1.2 Виды сатиры

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: - инвектива, - пародия, - памфлет, - фельетон, - эпиграмма, - басня, - шарж, - карикатура, - анекдот. Рассмотрим каждый вид сатирического жанра более подробно...

Телевидение в Монголии

1.3 Монгольское телевидение в 90-ые годы

В 1990 году единственный в Монголии телецентр оказался в трудном положении, которое было связано с общей кризисной экономической ситуацией страны: техника, приобретенная в начале 80-х годов, уже не отвечала современным требованием; бюджет...

Телевидение в Монголии

1.3 Монгольское телевидение в 90-ые годы

В 1990 году единственный в Монголии телецентр оказался в трудном положении, которое было связано с общей кризисной экономической ситуацией страны: техника, приобретенная в начале 80-х годов, уже не отвечала современным требованием; бюджет...

Тенденция развития новостной журналистики на телевидении

1.3 70-е годы: официальные новости

В 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Малозначащая на первый взгляд перестановка слов...

jour.bobrodobro.ru

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Подавляющее большинство этих изданий выходит, как и "Крокодил", в качестве приложений к тем или иным массовым газетам. Некоторым редакциям удается выпускать свои сатирические органы два-три года, большей же части приходится ограничиваться выпуском одного-трех номеров. Такое положение складывалось в тех газетах, редакции которых, поддавшись общему поветрию, создавали приложения, не имея в своем распоряжении сколько-нибудь квалифицированных сатириков, необходимой полиграфической базы и т.п.

Количественный рост сатирической журналистики в 20-х годах далеко не всегда соответствовал ее художественным совершенствам, а иногда и тем требованиям высокой идейности и партийности, которые предъявлял массовый читатель и которым должна была отвечать сама специфика сатирического творчества. Причина крылась и в недостаточном руководстве журналами со стороны соответствующих партийных органов, и в малочисленности квалифицированных кадров советских сатириков, и в сильном влиянии традиций и привычек дооктябрьской буржуазной сатиры и юмористики.

Еще в конце 20-х годов наметилась тенденция к устранению параллелизма в сатирической периодике. Это была правильная линия, направленная на укрепление авторского актива журналов, материально-технической базы и в конечном итоге на устранение ошибок, связанных с проникновением влияния мелкобуржуазной идеологии. В то же время в начале 30-х годов ликвидируются журнал "Чудак" — один из самых острых и боевых органов сатиры — и "Лапоть" — журнал, пользовавшийся большой любовью сельских читателей. Преждевременное прекращение этих изданий нанесло урон развитию советской сатирической журналистики.

В начале 30-х годов многие центральные газеты практикуют выезды своих бригад на ударные объекты хозяйственного строительства или на заводы, фабрики, стройки, железнодорожные узлы, оказавшиеся в прорыве. В начале 1931 г. в ходе работы IX съезда ВЛКСМ возрождается традиция издания сатирико-юмористической газеты съезда "Подзатыльник". Вскоре десятки таких "Подзатыльников" начинают издаваться на местах (в Вышнем Волочке, в Ростове-на-Дону, в Оренбурге, Хабаровске и др.).

Они часто сопутствуют работе местных комсомольских конференций, пленумов, расширенных совещаний и т. п., способствуют развертыванию критики и самокритики в молодежной среде. Многочисленные рукописные "Подзатыльники" и другие стенновки активно вмешивались в повседневную жизнь, работу и учебу советской молодежи.

В связи с огромным количественным и заметным качественным ростом фабрично-заводской печати в первой половине 30-х годов намечается тенденция к изданию заводских сатирических журналов при многотиражках. Такие сатирические журналы возникают в Москве, Ленинграде, Горьком, Луганске, Николаеве ("Догнать и перегнать", "Паяльник", "Ток", "Луганский крокодил" и др.). Выпускались они силами рабкоровского актива газет, начинающими сатириками из рабочей среды, строились исключительно на заводской тематике, отличались большой конкретностью в критике недостатков. Их положительная роль в развертывании критики и самокритики внутри заводских коллективов, в подготовке и воспитании новых кадров сатириков из рабочей среды была очевидной. Однако наладить сколько-нибудь длительный выпуск подобных изданий, печатавшихся иногда в несколько красок, на 12-16 страницах, редакциям многотиражных газет оказалось, естественно, не под силу. С 1935 г. количество этих изданий неуклонно сокращается.

Во второй половине 30-х годов под влиянием культа личности сатира теряет свое главное достоинство — конкретность, все дальше отходит от постановки острых и актуальных проблем хозяйственной жизни. На смену острому фельетону, критическому сигналу с места приходит юмористический рассказ, осторожная аллегория, легковесная шутка.

Некоторые национальные сатирические органы прекращают в эту пору свое существование. Так, например, в конце 1934 г. перестает выходить украинский "Красный перец". В начале 1937 г. прекращаются башкирский сатирический журнал "Хэнэк", таджикский сатирический журнал "Мушфики", в 1940 г.- чувашский сатирический журнал "Капкан".

Таким образом, можно заключить, что тематика сатирических журналов и газет 20-30-х годов, основана на конкретных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из читательских писем, была весьма пестра. Первоначально развитие советской сатиры пошло по нескольким направлениям. Ожившее частное предпринимательство в издательской деятельности привело к возрождению юмористики старого типа в форме однодневных сатирико-юмористических листков и газет: "Веселая простокваша" и "Караул!.. Грабеж!...", "Вечерний вопль", "Желчные камни" и других. Среди большого количества недолговременных газет и журналов особо следует выделить журнал "Крокодил" - как особый этап в развитии советской сатиры. Этому журналу мы посвящаем следующий параграф.

2.2 Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)

Возникновение журнала "Крокодил" связано с "Рабочей газетой" (ранее "Рабочий") — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К.С. Еремеева. С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами. Называлось это приложение, как и газета, вначале "Рабочий", а после ее переименования — "Рабочая газета". Эти и последующие выпуски приложения печатались на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями, быстро возрастающим тиражом. Самостоятельной нумерации не имели. Она появляется лишь с восьмого выпуска, когда приложение окончательно приобрело характер периодического издания, а редакция убедилась в насущной необходимости регулярного выпуска журнала сатиры и юмора.

К этому времени произведения сатирических жанров начинают играть в приложении главенствующую роль. Карикатурами, сатирическими стихами, баснями, эпиграммами, сценками на злободневные темы внутренней и международной жизни заполнялись 6-7 первых страниц, включая обложку, а также последние страницы журнала. Лишь средние листы содержали хроникально-иллюстративные материалы, рассказывающие об успехах мирного строительства, о событиях зарубежной жизни. Вскоре появляются постоянные сатирические рубрики "Наш быт", "Из иностранных журналов".

В августе 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики "Рабочей газеты" получили первый номер "Крокодила".

Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного "Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых" четко формулируется задача издания:

Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила

Вот какова задача Красного Крокодила!

"Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА",— писал Демьян Бедный. Однако характер нового журнала, рассчитанного на рабочего читателя, не определялся только этой задачей.

"Крокодил" быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.

Своим успехом "Крокодил" был обязан талантливому и политически зрелому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Большую роль в сплочении этого коллектива сыграл первый редактор журнала К. С. Еремеев — партийный публицист ленинской школы и один из лучших фельетонистов дооктябрьской "Правды". В редколлегию журнала входили Д. Бедный и Д. Моор, В. Лебедев-Кумач и М. Черемных, М. Пустынин и И. Малютин, И. Абрамский и С. Гессен. С четвертого номера приходит в "Крокодил" В. Маяковский. Журнал вбирает в себя лучшие силы сатириков и юмористов. Его сотрудниками становятся сатирики старшего поколения (М. Анд­реев, П. Ашевский, С. Басов-Верхоянцев, Ф. Благов, Н. Богданов, Я. Гольденберг, С. Городецкий, А. д'Актиль, К. Милль-Полярный, А. Неверов, Л. Никулин, Л. Саянский, Д. Тигер, А. Флит, Б. Флит, К. Шелонский и др.), талантливая молодежь (М. Андриевская, А. Голубев, А. Григорович, А. Зорич, А. Исбах, А. Карпов, В. Катаев, М. Ко­зырев, Б. Левин, С. Огурцов, Г. Рыклин и др.)

Быстро расширяется круг художников (Ю. Ганф, К. Гольц, В. Дени, К. Елисеев, П. Кеменов, Н. Купреянов, Ю. Куприянов, А. Лебедев, Д. Мельников, В. Михайлов, П. Радимов, Н. Радлов, Г. Розе, К. Ротов, А. Самохвалов, А. Соколов, И. Чашников, Н. Шестопалов, М. Язвин).

С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться "Библиотечка "Крокодила"", в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск "Живого Крокодила" — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов и т. п.

Активное участие в "Живом "Крокодиле"" принимал В. Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния "Крокодила" на массы, увеличивали его популярность. Журнал становится другом трудящихся, их советником и защитником. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п.

"Крокодил" оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет. В создании ряда таких журналов принимают самое активное участие Д. Моор, М. Черемных.

mirznanii.com

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

С апреля 1918 г. в Петрограде начинает выходить еженедельный журнал сатиры и юмора под названием "Гильотина". Организаторами его были О.Л. д' Ор, В. В. Князев, Д. Н. Тигер и некоторые другие беспартийные сатирики старшего поколения. Главной целью своего издания они ставят борьбу с контрреволюционными и антисоветскими элементами, оказывавшими открыто или исподтишка сопротивление мероприятиям Советской власти. Журнал делался по старинке, узким кругом сатириков-профессионалов, которые при его построении использовали традиционные приемы и методы. Ориентировался журнал на интеллигентные слои читателей. "Гильотина" просуществовала четыре месяца. В июле 1918 г. на пятом номере издание прекратилось. Недолгая жизнь его объяснялась не только затруднениями материального порядка. Не последнюю роль сыграл уход из журнала наиболее активных сотрудников, на практике убедившихся, что необходимо искать какие-то иные, более правильные пути формирования советской сатирической журналистики.

Сатирические издания типа "Гильотины" появляются в это время и на периферии. Представляет интерес, например, газета "Мухобой", выходившая некоторое время в Архангельске.

Журналистская практика первых месяцев гражданской войны подсказывала один путь — путь органической связи сатирического издания с массовой газетой и ее читателями. Именно по такому пути и пошел коллектив "Красной газеты", организовавший с августа 1918 г. регулярный выпуск еженедельного сатирического приложения "Красная колокольня". Прочная связь с авторским активом газеты, с массовым читателем, обширный приток читательской информации и относительная прочность материально-технической базы — все это позволило превратить "Красную колокольню" в подлинно массовый орган боевой, злободневной пролетарской сатиры. Но и этот журнал просуществовал недолго. На седьмом номере из-за острого недостатка бумаги он перестал выходить. Тем не менее, ему суждено было сыграть важную роль в поисках правильных путей формирования сатирической периодики. По такому же пути вскоре пошли и организаторы армейских сатирических журналов ("Красный шмель", "Красная звезда" и др.). Такой же путь использовали редакции некоторых губернских газет ("Губметла" и др.).

Большую роль в тематической перестройке советской сатиры сыграл В.В. Маяковский и сатирический журнал "БОВ". Вокруг "БОВа" ему удалось сплотить лучшие силы советских сатириков, работавших в военное время над выпуском "окон" сатиры РОСТА (Д. Моор, В. Дени, М. Черемных, И. Малютин и др.). Первый номер журнала, увидевший свет в апреле 1921 г., являл собой интереснейший образец сатирического издания нового типа. Журнал имел яркое и оригинальное лицо, сильно отличавшееся от всех предшествующих изданий подобного рода, что свидетельствовало об усиленных поисках его создателями правильных путей формирования сатирической прессы. Четкое понимание основных политических задач дня, активное вмешательство в жизнь, глубокая принципиальность и непримиримость к недостаткам — все это в сочетании с высокими художественными достоинствами издания ставит "БОВ" в число наиболее ярких явлений советской сатирической журналистики на заре ее существования. Сатирическое кредо, декларированное в журнале и все содержание, свидетельствовало о правильном понимании его организаторами задач советской сатиры.

Первый номер рисовал многообещающие перспективы. Однако продолжения не последовало. Издание прекратилось, едва успев появиться. Маяковскому и его товарищам по РОСТА пришлось отказаться от задуманных планов и вновь вернуться к "рукописной" деятельности в "окнах" сатиры. Причины неудачи, постигшей талантливый коллектив сатириков, следует искать, по-видимому, все в тех же объективных трудностях, с которыми пришлось столкнуться и их предшественникам.

Более благоприятные условия для развития сатирической журналистики начинают складываться вскоре же после перехода страны от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Именно в эти годы наблюдается бурный рост сатирической журналистики, окончательно вырабатываются ее принципы, методы, формы. Решающую роль в этом процессе сыграли факторы общественно-политического характера. Оживление частного предпринимательства и буржуазных элементов в условиях нэпа, усилившееся влияние буржуазной идеологии на массы с особой остротой поставили вопрос о гражданском долге сатирика, о месте его в общественной борьбе.

В 20-е годы появилось большое количество сатирических журналов, среди них: "Мухомор", начавший выходить в Петрограде в апреле 1922 г., "Газета для чтения" и так называемый "пробный" выпуск "Красного перца", появившиеся в Москве в июне 1922 г. Аналогичные издания появляются вскоре и на периферии ("Стружки" — Харьков, "Скорпион" — Ново-Николаевск, "Карусель" — Вологда и др.). Все эти издания, выпускавшиеся группами журналистов, литераторов и художников, оказались недолговечными. Основной проблемой, являлась слабая связь с читателями. Делались эти журналы руками узкого круга сатириков-профессионалов, ориентировались, как правило, на интеллигентную публику. Для них характерно было, прежде всего, невнимание к вопросам хозяйственной жизни, отсутствие конкретности в обличении недостатков. Все это отнюдь не способствовало росту популярности их в массах. Малотиражность изданий подрывала окончательно экономическую базу, что приводило к еще большим задержкам выпуска в свет, к потере всякой остроты и злободневности, к окончательному их прекращению.

Большая заслуга в окончательном утверждении наиболее правильного пути формирования советского сатирического журнала принадлежит коллективу газеты "Рабочий" ("Рабочая газета"), который одним из первых в стране налаживает выпуск еженедельного иллюстрированного сатирического приложения.

Редакция "Рабочего", приступая к регулярному выпуску специального приложения, на первых порах не ставила перед собой цели создания сатирического журнала. С помощью приложения она рассчитывала дать рабочему читателю иллюстрированный обзор важнейших новостей внутренней и международной жизни за неделю. Сатира, главным образом карикатура, играла в приложении поначалу подсобную роль. Однако интерес читателей к таким произведениям был настолько велик, что вскоре сатира полностью вытесняет иллюстративно-информационные материалы, а редакция газеты становится перед фактом "стихийного" рождения специально сатирического издания. Сатирикам газеты во главе с ее редактором К.С. Еремеевым предстояло еще приложить немало усилий к тому, чтобы приложение обрело лицо оригинального сатирического журнала, стало "Крокодилом" — любимым и популярнейшим органом рабочего читателя. Однако сам факт такого "стихийного" создания "Крокодила" популярной рабочей газетой был достаточно знаменателен, определил в дальнейшем основную закономерность развития советской сатирической журналистики 20—30-х годов.

С конца 1922 — начала 1923 г. наблюдается бурный рост сатирической журналистики нового типа. С начала августа 1922 г., следуя примеру "Рабочей газеты", выпускает свое сатирическое приложение ленинградская "Красная газета". В начале декабря оно преобразуется в сатирический журнал "Красный ворон", который начинает "цепочку" ленинградских сатирических изданий, выпускавшихся той же газетой в 20-х годах под разными названиями ("Красный ворон", "Бегемот", "Кипяток", "Пушка", "Ревизор"). С января 1923 г. начинает выпускать "Красный перец", а затем параллельно "Занозу" газета "Рабочая Москва". Вскоре своими сатирическими журналами обзаводятся центральные газеты: "Гудок" ("Дрезина", "Смехач"), "Труд" ("Бузотер", затем "Бич"), "Крестьянская газета" ("Лапоть"), "Красная звезда" ("Военный крокодил", затем "Танком на мозоль"), "Безбожник" ("Безбожный крокодил") и др. Аналогичный процесс наблюдается и на периферии. Десятки сатирических журналов самых разных названий выходят в качестве приложений к местным газетам в республиканских, губернских и уездных центрах ("Жук", "Гаврило" в Харькове, "Желонка" в Баку, "Тиски" в Киеве, "Веселый ткач" в Иваново-Вознесенске, "Метла" и "Клещи" в Саратове, "Красный слон" в Екатеринославе, "Медведь" в Ульяновске, "Наша колотушка" в Кинешме, "Касимовский лапоть" в Касимове и т. п.).

В 1923-1926 гг. бурно идет процесс становления национальной сатирической периодики. В республиках, где имелись традиции сатирического творчества, появляется разветвленная сеть изданий на национальных языках ("Нианги" ("Крокодил"), "Тартарози" ("Сатана"), "Шолти" ("Бич"), "Цетели цоцхи" ("Красная метла") и др. в Грузии, "Машраб", "Ширинкор" ("Сатирик"), "Мушфики", "Бигиз" ("Шило"), "Муштум" ("Кулак") и др. в Узбекистане и Таджикистане, "Червоний перець" ("Красный перец") и др. на Украине и т. п.). В отдельных национальных республиках сатирические издания выходят одновременно на русском и национальных языках ("Башкирский крокодил" и "Хэнэк" ("Вилы") в Башкирии, "Дубинушка" и "Арлан" ("Хомяк") в Марийской республике, "Хатабала" ("Переполох") в Грузии и др.)- Характерно, что в некоторых национальных республиках становление национальной сатирической периодики протекает одновременно со становлением национальной прессы вообще ("Токмак" ("Колотушка") в Туркменистане, "Капкан" в Чувашии и т. п.).

mirznanii.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта