Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

О расшколивании, дзене домашнего обучения и демократичной школе. Семейное обучение журнал


О расшколивании, дзене домашнего обучения и демократичной школе / Newtonew: новости сетевого образования

Журнал будет называться просто и понятно — «Семейное образование». Логично, что издание, рассчитанное прежде всего на здравомысляющую социально активную родительскую аудиторию, искало поддержку с помощью краудфандинга, и, надо сказать, весьма успешно: полная сумма была собрана за 12 дней до окончания проекта.

Это действительно первое в нашей стране издание, которое будет собирать информацию об альтернативных способах обучения.

Источник: Сайт «Семейное образование»

Лара Покровская и Оксана Апрельская, прежде всего, активные мамы, и уже потом — создатели и редакторы журнала «Семейное образование», — ответили на наши вопросы о тонкостях организации обучения детей на дому.

— Семейное (домашнее) обучение подходит любому ребёнку? Или так же есть «противопоказания», как и с традиционной классно-урочной системой, которая подходит не всем?

Лара Покровская: Семейное образование подходит любому ребенку просто в силу того, что оно делает возможным тот самый индивидуальный подход, о котором так много говорят и так мало реализуют на практике. В зависимости от особенностей ребенка (его коммуникабельности, уровня тревожности, наличия повышенной чувствительности, индивидуального темпа усвоения материала, увлечений и т.д.), можно обучать его дома (самому родителю, либо при помощи онлайн или оффлайн репетиторов), в семейной или альтернативной школе; можно обучаться и сдавать аттестации, посещая школу очно, а можно делать это дистанционно, сведя контакты с системой к минимуму.

Другой вопрос, подходит ли семейное обучение любому родителю. Готов ли родитель вкладывать ресурсы (внутренние, временные, материальные) в обучение ребенка? Готов ли быть вовлечённым в процесс и нести ответственность за результат? Ведь, помимо желания, должна быть ещё и возможность. Многих родителей не устраивает по тем или иным причинам школьная система. Часть из этих многих хотела бы попробовать семейное образование. Но лишь немногие принимают решение это сделать. Не хватает информации и поддержки единомышленников.

Оксана Апрельская: Мне кажется, что семейное образование подойдёт не каждой семье, но главное — это сама возможность выбора самого оптимального варианта для себя и своего ребёнка. Знаю несколько примеров, где родители готовы, могут и хотят взять ответственность за образование полностью на себя, но их дети ходят в школу, потому что им просто этого хочется,нравится, несмотря на какие-то минусы. Не потому, что дома плохо, наоборот, всё замечательно, родители внимательно относятся к их потребностям, именно поэтому и отдают в школу, когда ребенок туда хочет.

— Есть ли возраст, когда «уже поздно» переводить ребёнка на домашнее обучение?

Оксана Апрельская: С одной стороны, перевести на семейную форму можно в любом «школьном» возрасте (на всякий случай уточню, что, говоря о семейном образовании, мы имеем в виду закреплённую законом форму получения среднего образования вне образовательной организации, то есть, речь, конечно не идёт об учебе в вузе). С другой, чем больше времени ребенок проводит в школе, тем больше времени ему понадобится потом, чтобы вернуть природное любопытство и снова начать ориентироваться на собственный интерес, заменить внешнюю мотивацию к обучению, связанную с желанием получить хорошую оценку или страхом получить плохую, на внутреннюю, связанную в любопытством и стремлением к познанию.

Для такого процесса есть даже специальный термин. Он называется «расшколиванием» (или дескулингом, от английского deschooling) и обозначает высвобождение сознания от школьной парадигмы. Через него проходит человек после того, как выходит из школьной системы. Оканчивая школу, мы несколько лет тратим на то, чтобы привыкнуть ставить собственные цели и задачи, ориентироваться на внутренние желания и потребности.

Дескулингом также называется период времени, необходимый детям, ушедшим из школы, чтобы привыкнуть учиться в неструктурированной обстановке, «стереть» школьный образ мышления. В этот период ребенка вообще не трогают с учёбой: он учится принадлежать себе, ищет свои интересы, предпочтения, возвращает ответственность за происходящее с ним.

И отвечая на ваш вопрос, скажу: никогда не поздно, но учитывая период раскшоливания, который занимает минимум по месяцу на каждый проведенный в школе год, — чем раньше, тем лучше.

После опыта обучения в традиционной школе предстоит пройти через «расшколивание».

Источник: Википедия

Лара Покровская: Здесь работает пословица «Лучше поздно, чем никогда». Но, конечно, нужно понимать, что профилактика всегда проще, чем лечение. Лечение работает тем лучше, чем раньше оно начато. Иначе придётся приложить больше усилий и получить меньше гарантий какого-то существенного результата.

Многие родители сейчас колеблются — отдавать ли ребенка в школу. Инстинкт подсказывает им, что ребенку туда не нужно (например, если ребёнок с повышенной чувствительностью, или ярко выраженный интроверт и в большом коллективе ему неуютно, или, скажем, свободолюбив и на дух не выносит «отступить 2 клеточки сверху и 3 слева»). Часто результатом таких колебаний является решение всё же быть «как все» и отдать ребенка в школу. Иногда с посылом «не получится — заберём», чаще — «все дети как-то ходят в школу, значит и наш ребенок справится».

— Можете провести для наших читателей краткий ликбез как раз по тем пяти формам обучения, которые одобряются Минобром? Чем, например, неформальная школа отличается от альтернативной?

Оксана Апрельская: В законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено две формы образования — в образовательной организации (школе) и вне её; и пять форм обучения в зависимости от того, где это обучение происходит. В школе: кроме очной (той, к которой мы все привыкли), возможны очно-заочная и заочная формы. Всё как в вузе, только мало кто вникает в эти тонкости. Вне школы — «обучение в форме семейного образования» (начальная и средняя школа) и «самообразование» (старшие классы).

Вопрос про неформальную школу мы обсуждали долго, прежде чем ответить, так как он лежит в плоскости личных мнений, а не закона. Какой-то общепринятой терминологии нет. Мне кажется, неформальную школу правильнее будет называть демократической, это более понятный и устоявшийся термин в мире. Это школа, в которой ребенку помогают осознать себя как независимую личность и узнать о правах человека на практике. В такой школе может не быть чёткого разделения на классы, оценок, общего расписания, программы обязательной для всех. При этом дети участвуют в управлении как собственным образовательным процессом, так и школой.

Получается, что демократическая школа — это частный случай школы альтернативной. То есть любой школы, в основе которой отличный от традиционного авторитарного стиля взаимодействия с учениками подход, внимание к индивидуальным особенностям каждого, «нестандартные» методики: от методов Монтессори и Френе до перевернутых классов.

— Что такое анскулинг?

Оксана Апрельская: Анскулинг — это обучение без заранее определённой взрослыми программы. Автономное обучение, самообучение, естественное обучение, child led, self motivated, organic education — много терминов, которые по сути означают одно и то же: ключевым является интерес ребенка «здесь и сейчас», ребёнок сам регулирует процесс познания. Взрослые лишь отвечают на запрос.

— Домашнее обучение — это для обеспеченных родителей. Или вы можете опровергнуть этот тезис? Какие есть варианты для семей, не имеющих доходов выше среднего, организовать обучение своих детей вне традиционной школы?

Оксана Апрельская: Всё зависит от целей конкретной семьи, интересов и потребностей конкретного ребенка. Чтобы получить аттестат зрелости, на мой взгляд, не нужно много вложений. Достаточно выбрать школу для аттестаций, учебники (или другие ресурсы) по программе, спланировать учебный год и вместе с ребенком научиться как-то структурировать время для освоения определенного объема материала, необходимого для аттестации.

Учебники и рабочие тетради обойдутся в ту же сумму, что и родителям школьников. Более того, всю необходимую информацию, как мне кажется, можно выудить из интернета, а заодно научить ребенка находить и проверять источники этой информации. Так что на этой статье расходов можно даже сэкономить. Плюс сейчас создаётся невероятное количество образовательных ресурсов — от видеобиблиотек с лекциями по всем предметам до интерактивных онлайн-игр. А поскольку родители, которые выбрали семейное обучение для своих детей, никак не ограничены в выборе методик и материалов и хорошо знают особенности своего ребенка, им гораздо проще подбирать форматы, которые подойдут и заинтересуют именно их детей.

Серьезные финансовые вложения могут потребоваться на том этапе, когда ребенок почувствовал интерес к какому-то определенному занятию, например. Или когда есть какие-то серьезные пробелы. Собственно, всё как при обычном подходе.

Лара Покровская: Если обратиться к статистике, существенной разницы в доходах семей, чьи дети обучаются дома или в школе, нет. Согласно исследованию, проведённому в Канаде, 64% семей в каждой группе (семей школьников и хоумскулеров) имели годовой доход 50 тысяч долларов и ниже. Понятно, что наличие денег означает больше возможностей. Это и репетиторы, и альтернативные/семейные школы, и хорошие кружки/секции.

Одна из самых сложных задач домашнего обучения — совместить роль родителя и менеджера по образованию.

Источник: Википедия

— Как быть для ребенка и хорошим учителем (или менеджером образования), и родителем? Всё-таки роли немного разные.

Лара Покровская: Действительно существует проблема совмещения роли родителя и учителя. Роль менеджера образования совмещать с материнской ролью проще — вполне можно оставаться мамой, когда ребенок посещает семейную или альтернативную школу, либо когда к процессу обучения привлечены репетиторы.

Родитель должен быть для ребенка заботливым, принимающим, надежным взрослым. Когда бы и с чем бы ребенок ни пришел — от родителя ему необходимо получить заботу, принятие (что бы ты ни делал, я люблю тебя) и надёжную опору (мир не рухнет, я не рассыплюсь, даже если ты на меня обрушишь водопад слез и взрывы негодования). Повздорил с другом, написал контрольную на «2», сломал микроскоп в лаборатории, был вызван к директору, поругался с учителем — родитель сочувствует, принимает эмоции, помогает их пережить.

А как быть, если тот самый учитель, с которым ребёнок поругался — это мама? Куда ребёнку идти, кому в жилетку плакаться? Кто его погладит по голове, посочувствует, поможет пережить произошедшее? Мама, которая сама в лучшем случае раздражена, в худшем — взбешена, потому что любимое чадо в сто тридцатый раз считает площадь треугольника неправильно? Боюсь, для этого маме потребуется просто запредельный уровень дзен.

Ещё сложнее, если детско-родительские отношения нарушены. Прежде чем самому обучать ребенка, важно отношения наладить, иначе ничего хорошего не получится из такой учебы.

Несмотря на сложности совмещения ролей, есть немало семей, в которых обучением ребенка занимаются именно родители. Как маме быть и мамой, и учителем, с каким сложностями приходится сталкиваться и как с ними удается справляться — это как раз вопросы, волнующие большинство семей. И мы будем искать тех, кто может таким опытом поделиться на страницах журнала.

— Насколько домашнее обучение ребенка совместимо с успешной карьерой родителей — хватает ли времени и на работу, и на домашнее хозяйство, и на управление образованием собственных детей?

Лара Покровская: Согласно проведенным исследованиям, в Канаде почти треть матерей из семей хоумскулеров получает основной для семьи доход, при этом треть из них работает более 15 часов в неделю. В то же время, в США около 88% матерей из семей хоумскулеров не работают вне дома.

Реально ли учить ребенка вне школы, если оба родителя работают? Да, если есть деньги на альтернативную школу. Или если уровень самоорганизованности и самостоятельности ребенка достаточно высок для самообучения и самостоятельного функционирования дома без родителей (например, в старших классах).

В иных случаях, конечно, важно, чтобы один из родителей мог заниматься обучением ребенка самостоятельно, например, работая из дома. Исследование американских семей с двумя родителями показало, что семьи хоумскулеров, в которых только один родитель работает вне дома, составляют 52%, в сравнении с 19% семей школьников.

Это как раз тоже один из тех вопросов, которые очень хочется исследовать в процессе работы над журналом. В России нет совсем никакой статистики. Мы хотим собрать информацию, организовав обратную связь с читателями. У нас уже есть запрос на рассмотрение в журнале именно этой темы — насколько совместимо семейное образование с карьерой родителя, а главное, каким образом, какими методами достигается успешное совмещение карьеры, хозяйства, да ещё и обучения детей. Надеемся, в обозримом будущем исследуем этот вопрос и расскажем в журнале о результатах.

— Как вам кажется, отличается ли ситуация с хоумскулингом в небольших городах от мегаполисов? Более ли консервативны регионы? Нужна ли им дополнительная информационная поддержка?

Лара Покровская: Да, безусловно, отличается. Хотя иногда случаются приятные сюрпризы, но в основном, чем меньше город, тем больше проблем с переводом ребёнка на семейное образование. Особенно если подобных прецедентов в населенном пункте ещё не было.

И хоть эту проблему родители вполне могут решить, на это тратится большое количество ресурсов — времени и душевных сил. При этом ещё и отношения со школой часто портятся. А ведь ребёнку там сдавать аттестации!

Хорошо, что существует возможность аттестоваться дистанционно, однако, как раз в регионах, и особенно в небольших населенных пунктах, родители нечасто могут потратить деньги на заключение договора с организацией, предоставляющей подобные услуги.

И, конечно, наличие информационной поддержки для регионов очень важно! Причём как для родителей хоумскулеров (настоящих и будущих), так и для учителей и администраций школ, контактирующих с такими семьями.

Мы надеемся не только дать семьям информационную поддержку и уверенность в собственных силах, но и познакомить учителей и работников администрации школ со спецификой семейного образования, показать, что нет противостояния родитель-учитель, что возможна взаимная помощь и сотрудничество. Что цель у школы и семьи — общая: дать ребенку образование. А вот пути её достижения (каким образом дать, что именно дать этому конкретному ребенку) — разные, и выбирать их могут и должны именно родители.

Один из разворотов журнала «Семейное образование».

Источник: planeta.ru

После выхода из типографии журнал можно будет приобрести у партнёров, полный список которых нужно искать на сайте журнала. Также на сайте можно будет найти дополнительные материалы, расширяющие содержание журнала. А в будущем планируется мобильное приложение для iOS и Android.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Чего боятся все, кто переходит на семейное образование

Сегодня без белого пальто хочу рассказать о страхах, которые возникли у меня, когда я выбирала семейное образование для своих детей и спустя три года продолжают периодически возвращаться. Главных страхов четыре:

  • А вдруг я не справлюсь и у нас не получится.
  • Я не учитель, ребёнок не будет меня слушать.
  • Что скажут близкие, друзья, окружающие?
  • Не будет возможности работать, всё время придётся посвящать детям, на себя времени не останется.

Расскажу, как справлялась с первыми двумя.

Страх не справиться и подвёл меня к поискам возможных вариантов образования для детей. Зависеть 11 лет от системы и циклов, которые не совпадали с циклами моей семьи и жизненными принципами мне очень сильно не хотелось.

Ещё я не хотела идти в школу и общаться в среде, которая не соответствует моему мировоззрению. Не знала и не представляла, как связать то, что мы транслируем внутри семьи с тем, что и как преподносят в школе. Не представляла, как я буду отстаивать свои интересы и детей, да и не хотела вообще ничего отстаивать. Одновременно с этим у меня было чёткое понимание, что вариант: «Отдал детей в школу, слил ответственность на преподавателя и голова не болит» мне не подходит. Она болит все равно.

Сейчас я понимаю, что этот страх – от незнания и нехватки опыта. Оттого, что нет чёткого алгоритма действий, что надо принять жизненно важное решение самой и пойти против общепринятого мнения, стать «белой вороной».

Каждый раз, когда я сталкиваюсь со страхом от незнания, беру листок и ручку и составляю список вопросов: что меня беспокоит, чего я не знаю и какая информация мне бы помогла. И в этой ситуации тоже появился список. А по списку я уже нашла ту самую информацию, которая закрыла 90% моих первоначальных вопросов. Они оказались такие банальные и поверхностные, но за ними были скрыты более серьёзные темы. И с каждым новым озарением, открытием, знанием и главное, переводом знаний в практику, я поднималась выше, шла дальше и всё получалось.

Мы увидели цель обучение в том, чтобы передать детям определённые умения и навыки, вырасти самим личностно и помочь им пройти путь до зрелой личности. Чтобы знали о себе как можно больше, понимали себя, свои особенности, на этом и на базовых ценностях строили свою жизнь. Чтобы умели делать выбор, не боялись ошибаться и признавать ошибки, анализировать, находить решения, справляться с любой задачей, мыслить смело.

И страх ушёл, когда определилась цель. Сейчас периодически он возвращается и я так же, бывает, падаю в настроение «а вдруг я что-то делаю не так, а вдруг не получится», но теперь я не «залипаю» в этом состоянии, я знаю как выйти из него, могу найти причину и устранить. Постепенно шаг за шагом вместе со своими детьми иду по выбранному пути, делая ошибки, исправляя, получаю результаты, радуясь и празднуя, возвращаюсь на много шагов назад, потом перепрыгиваю через много ступенек вперёд. Порой это выглядит хаотично, но в этом хаосе у нас свой порядок и мы просто чувствуем, что идём верно.

Фото из архива Анастасии Камаевой

Страх «я не учитель, меня ребёнок слушать не будет» есть ровно до того момента, когда понимаешь, что мама не учитель, она запускает процессы, создаёт условия, находит методики, организует среду и наблюдает за ребёнком. И в зависимости от этого идёт дальше.

А ещё есть задача научить ребёнка учиться самостоятельно, чтобы не было зависимости от учителя. Чтобы ребёнок сам задавал вопросы и находил решения и ответы, умел пользоваться информацией. Мне близок подход наставничества, когда появляется мастер, влюблённый в своё дело, и заражает ребёнка своим предметом, умением. Встреча с ним – это «встреча с чудом».

С этим страхом работает то же, что и с первым – начинайте делать, даже если страшно. И всё начнёт получаться рано или поздно. И открывается новое видение. Я научилась запускать образовательные процессы, хотя была уверена в своей бездарности.

semeynoe.com

Полезные ресурсы для детей, которые обучаются в форме семейного образования

«Семейное образование» (http://www.familyeducation.ru/) - ресурс, отлично подходящий новичкам в этом вопросе. Здесь можно найти информацию о том, как оформить переход на семейное образование, правовую базу, региональный опыт и сообщество неравнодушных родителей.

Мастер-сообщество для родителей детей от 5 до 18 лет (http://wp.worldtutors.ru/wppage/so-praktikum-temy-2014/). Особенность сайта в том, что он создан большой группой родителей, обучающих детей вне школы. Здесь представлена комплексная информация об идеях, нормативных и психологических особенностях семейного образования, конкретных методиках. Вас ждут рекомендации по выбору учебников; ответы на вопросы о том, как строить взаимоотношения со школой, где ребенок проходит аттестацию; нужны ли репетиторы детям на семейной форме образования и многие другие. 

Официальный сайт журнала «Семейное образование» (http://semeynoe.com/) интересен тем, что он погружает в атмосферу вопроса «изнутри». Вы наедёте много интервью экспертов и реальные жизненные истории тех, кто уже перешёл на семейное образование.

Интернет-ресурс межрегионального общественного движения «Семейное образование» (http://parentsunited.ru/) подойдёт тем, кого интересуют более прикладные вопросы. На сайте представлена обширная судебная практика по защите нарушенных прав граждан, перешедших на семейное образование, подробно рассмотрены вопросы различных выплат.

Сайт  «Свобода в образовании» (http://freeedu.ru/) о семейном и домашнем образовании. На ресурсе можно найти большой выбор статей, есть тематический словарь. Затрагивается вопрос обмена опытом между русскоязычными семьями, которые уже обучают своих детей дома, в России, Украине, Беларуси, США, Канаде и других странах мира. Также можно приобрести путеводитель по семейному образованию (для России).

Папа Карп (http://papakarp.ru/) – это сайт папы четверых детей, которые уже выучились на семейном образовании. Создатель сайта автор книги «семейное обучение как система»

Семейное образование в Перми (https://vk.com/so_perm) – это ресурс, объединяющий семьи г. Перми, которые выбрали домашнее обучение вместо школы. Здесь можно найти необходимые документы для семейного образования, личный опыт преодоления трудностей, полезные советы. Отличительной чертой ресурса является возможность найти единомышленников для совместных занятий, прогулок и походов.

Полезные ссылки для организации домашнего обучения:

Российский общеобразовательный портал «Образование дома». На нём размещены методические материалы, тематические коллекции для организации учебного процесса. http://obrazovanie-doma.ru/o-portale

Видео уроки школьной программы, по классам и предметам. Видео, конспекты, тесты, тренажеры http://interneturok.ru/

На сайте «Диполь» можно бесплатно скачать учебники и дидактические материалы для дошкольников и школьников http://www.dipol-study.ru/wordpress/

На этом сайте представлена цифровая коллекция для учеников и учителей по всем предметам, для всех классов. Учебники, поурочные планы, таблицы, анимация, видео, программы http://school-collection.edu.ru/

На этом ресурсе можно бесплатно скачивать электронные книги и учебники, а также читать статьи и уроки http://nashol.com/

Интересные курсы по физике и математике. http://www.getaclass.ru/

Помощь в учебе для школьников и студентов по математике и физике http://www.askup.ru/

«Дети и наука» - это детский научный клуб. Увлекательно и интересно про науку. Обучающее видео для детей. http://www.childrenscience.ru/

Электронные толковые словари http://slovonline.ru/

Сайт «Биоуроки» предлагает занимательные и интересные знания по биологии http://biouroki.ru/

Лекториум для старшеклассников и абитуриентов https://www.lektorium.tv/

Обзор подготовила Ольга Ведерникова

usperm.ru

6 проблем семейного образования | Семейное Образование — Все о внешкольном образовании в России и в мире: хоумскулинг, анскулинг, альтернативные школы, индивидуальный учебный план, заочная и очно-заочная форма обучения в школе.

Пути их решения

и первые результаты

Несмотря на то, что домашнее образование началось радостно, довольно быстро энтузиазм угас и всё пошло совсем не так, как ожидалось. На протяжении нескольких недель я постепенно поняла, что мои ожидания относительно обучения в семье не оправдываются.

Тем временем ситуация ухудшалась, наступил настоящий кризис, и я начала сомневаться в правильности принятого решения. Когда я остыла и проанализировала наше домашнее обучение с холодной головой, я пришла к выводу, что в целом нет ничего критичного. Есть проблемы, которые необходимо решить.Итак, я определила следующие проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться.

1. Средняя школа принципиально отличается от начальной

Нам не подходят «рецепты» домашних детей начальной школы, где у всех всё легко и учеба занимает совсем мало времени.

Причины:

  • Объемы программы и изучаемого материала.
  • Проучившись в школьных стенах 4,5 года дочка уже приобрела вредные школьные привычки и утратила способность учиться самостоятельно с интересом, которая имелась до школы и сохраняется у домашних детей. Потеряно время и многое упущено.
  • В средней школе отдельный учитель по каждому предмету и у каждого свои требования.

2. Самодисциплина — это сложно

Слабые навыки самостоятельной учебы. Моя дочь за время обучения в школе привыкла работать по заданию и разучилась работать самостоятельно.

Причины:

  • Нет задания — непонятно, что делать (в школе дают задания). Решается планированием.
  • Непонятно, что делать, если непонятно (в школе объясняет учитель). Нужно понять, что необходимо разобраться.
  • Нежелание разобраться, если непонятно (в школе учитель объясняет в любом случае). Для этого нужна мотивация.

3. Я сама

Желание дочки учиться полностью самостоятельно, чтобы я не вмешивалась, но невозможность ввиду наличия слабых навыков самостоятельной учебы.

4. Расписание уроков и отдыха

Планирование своего времени оставляет желать лучшего. В школе время планируется администрацией — дети не участвуют в составлении расписания.

  • Я добавила урок «Планирование». Для этого дочке был куплен красивый датированный ежедневник, который она сама выбрала. Дневник она не хотела использовать. Первую неделю новой четверти мы с ней каждый день планировали вместе, она писала карандашом. Но уже буквально через 5-7 дней, она нашла какие-то интересные ей видео на Youtube на эту тему и стала планировать сама. Еще неделю мне показывала результат, потом это перешло полностью в ее ведение. Вечером она составляет план на завтра
  • Я скачала в интернете учебные планы по предметам. В них дочка проставила дни — чтобы ориентироваться, как материал распределен в течение четверти. До этого момента она учились по темам учебников. Получив график аттестации на второй неделе четверти.
  • Я составила форму расписания и сделала две копии — себе и дочке.
  • Мы измерили, сколько уходит времени на отдельные предметы. Что-то было легче, что-то сложнее. На разные предметы нужно было разное количество времени. Зная это, план на день получался более реалистичным. Одновременно учить лучше небольшое количество предметов — не более 3-4. Это самый лучший вариант. Сдавать лучше всего по принципу: освоил один предмет — сдал, освоил следующий — сдал и т.д. Существующий вариант с параллельным изучением 10-12 предметов — мягко говоря не самый лучший. Толком невозможно углубиться в предмет и «почувствовать вкус», как уже пора переключаться на следующий.
  • Я стала планировать контрольные сдачи так, как нам удобно, минимально подстраиваясь под план класса. Учителя нас уже знали и понимали, что мы можем учиться самостоятельно, и по мере возможности они шли нам навстречу.

5. Контроль со стороны школы

Здесь стоит сказать, что поскольку в Беларуси нет четких инструкций или методических указаний о способах или частоте аттестации — всё остается на усмотрение школы. В итоге в каждой школе получается по-разному: от написания всех итоговых и промежуточных контролей чуть ли не с классом до аттестации по всем предметам раз в полгода или даже раз в год.

Наша школа посчитала, что нужны все контроли. Я не стала спорить, т.к. когда всё только начиналось нам самим было непонятно, как будет лучше для нас. Но по итогам четверти я сделала вывод, что это очень неудобно — слишком много времени уходит на походы в школу и в принципе, такая система обучения неудобна для усвоения материала (какая удобна — я напишу ниже). Поэтому в четвертой четверти мы ходили в школу меньше, чем в третьей — я соединяла несколько контролей в один или на один день планировала несколько предметов. Дальше я планирую решить вопрос с аттестацией один раз в четверть.

Но самое сложное ждало впереди: чтобы всё это работало, нужны усилия самого человека.

Учиться должна была моя дочка. Именно ей предстояло найти мотивацию и научиться концентрироваться, чтобы осуществлять то, что она планирует. Ей предстояло научиться учиться самостоятельно не формально — под страхом плохих оценок или школьных унижений от невыученных уроков, — а реально — потому что ей лично это надо.

В любом случае, у нее был выбор: школа или учеба дома. Ходить каждый день в школу она больше не хотела, она хочет учиться сама, а для этого необходимо суметь организовать свою учебу дома.

6. Концентрация и мотивация

Сложности с концентрацией и отсутствие мотивации делать быстро.

Как результат — уроками занята большая половина дня, хотя по факту их можно сделать за несколько часов. Тут есть два нюанса. С одной стороны, трудно концентрироваться на том, что неинтересно. С другой стороны, за 4,5 года она научилась «отсиживать» уроки.

У меня оставался вопрос с гаджетами: оставлять в зоне доступа на время учебы или убирать? Гаджеты могут быть очень полезны для учебы, но также и сильно отвлекают…

Кроме этого, я пересмотрела свою роль как организатора. Я посчитала, что на данном этапе моя роль должна быть более активной. На календаре подходила к концу третья четверть и несмотря на трудности с организацией, дочка хорошо сдавала контроли.

Вопрос заключался в том, чтобы уменьшить затраты времени и сил на учебу до минимального уровня, а также минимизировать количество походов в школу. Чтобы заняться тем, чем действительно хочется и интересно.

Наступившие каникулы стали своего рода «перезагрузкой» для нашего обучения. Мы обе отдохнули. Перечисленные проблемы мы обсудили с дочкой.

Пришлось смириться, что самостоятельно учиться нужно научиться, поэтому пока полностью сама она учиться не будет, это придет со временем, по мере приобретения необходимых навыков. Также мы поговорили о возможности новых кружков, но в том случае, если она научится всё успевать, чего пока не было. Мы пришли к выводу, что наилучшее время для учебы является первая половина дня, она же и свободна от кружков/секций. На несколько подходов в течение дня разбивать учебу она не захотела, поэтому учеба должна была быть вся до обеда.

7. Результат — ощущение свободы

Результат  не заставил себя долго ждать. Через пару недель от начала четвертой четверти учиться стало намного легче. Ожидания стали ближе к реальности. Наше домашнее обучение развернулось в правильном направлении и я почувствовала его реальные плюсы, помимо отсутствия необходимости ходить каждый день в школу.

Одним из самых главных и важных является чувство свободы.  Когда нет зависимости от школы, находясь дома, мы можем строить свои дни и нашу жизнь так, как будет лучше для нашей семьи.

Да, всё равно есть какой-то план и расписание — но это личный выбор каждого из нас. Мы сами так решили, а не кто-то решил за нас. Мы можем менять этот план так, как нам будет лучше и удобнее. Дочка получила желаемую самостоятельность, благодаря самоличному планированию и видео-урокам. Она постепенно сама учится планировать и распределять свое время, определять срочные, важные дела и т.д., что несомненно пригодится ей в жизни куда больше, чем способность отсиживать 6 уроков по 45 минут и идеально оформлять свои письменные работы, не считая «особого умения терпеть давление и подчинятся». Кстати, дома я ей разрешила писать карандашом.

Я немного освободилась от необходимости быть учителем. Я продолжаю проводить уроки английского и иногда дочка приходит ко мне по поводу тем, которые не даются.

Через пару недель начала четвертой четверти, когда учеба стабилизировалась и появилось больше времени, дочке надоело проводить так много времени дома и она сама стала интересоваться возможностью дополнительных занятий, рассуждать, чего она хочет, зачем ей это нужно. Об этом можно написать отдельно.

Конечно, очень часто всё неидеально, периодически мы обе бываем в плохом настроении, и болезнь «отсиживания» еще не вылечена. Часто уроки всё так же размазываются на целый день. Чем больше времени проходит, тем чаще всплывает эта болезнь. Частично я это связываю с усталостью к концу года.

Но в целом, я чувствую что лед тронулся, самое сложное позади и ситуация развивается в положительном направлении.

semeynoe.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта