Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

БРАКИ И РАЗВОДЫ ГЛАЗАМИ СОЦИОЛОГА. Семья и брак журнал


Современная семья: статистика | Журнал Cosmopolitan

Изучая современную семью, мы поняли, что фраза «Быть в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас» до сих пор актуальна. Правда, к слову «брак» она имеет все меньшее отношение.

Просто не вместе

Михалис Дертузос, профессор Массачусетского технологического университета, еще в 1989 году предсказал, что одним из типов современной семьи будет семья с раздельным проживанием, не имеющая общего быта. По наблюдениям социологов, пар, выбирающих такой образ жизни, становится на 0,1% больше каждые 5 лет. Это огромная цифра в количественном отношении.

Что было

В Древней Греции и Риме брак был свободным и добровольным. Вопросами свадеб и разводов ведали госчиновники. Идея о том, что брак — это на всю жизнь, принадлежит христианству. В средневековой Европе разрешение на развод давала только церковь, на то должны были быть очень веские причины. В XVI веке в Европе произошла реформация церкви. Католики по‑прежнему признавали лишь церковный брак, а вот протестанты предпочли давать брачные клятвы в мэрии. Правда, суды редко допускали развод, да и граждане не стремились «позориться».

Рутинной процедурой развод стал в XX веке. Женщины стали экономически независимы, поэтому брак перестал быть способом социальной защиты «слабых». Ну и само бракосочетание перестало восприниматься как нечто священное, венчание превратилось в красивый ритуал, а многие и вовсе от него отказались.

«В современной семье люди в первую очередь помогают друг другу развиваться. Любовь, взаимопонимание — все это должно присутствовать априори, но если супруги мешают друг другу расти как личности, то ничего хорошего у них не выйдет. Сегодня мужчине важно гордиться своей женой и ее успехами в любимом деле».

Что есть

Во второй половине XX века понятия «семья» и «брак» стали расходиться. Скажем, женятся люди, у которых за плечами по разводу и по ребенку. Кого каждый из них будет считать своей семьей? Бывшие супруги и их дети — это часть семьи или нет? А дети мужа, у которых близкие отношения с отцом? Все эти вопросы стали решаться в зависимости от отношений между людьми. О том, что такое современная семья, понятнее всего говорят дети. Если их попросить объяснить это слово, они вспомнят прежде всего тех, кто о них заботится, с кем у них постоянный контакт. Это могут быть мама, или папа и бабушка, или мама и ее подруга с дочкой. Особенность современной семьи — многообразие моделей, необязательно узаконенных.

«Как бы человек ни трактовал слово „семья“, есть какие-то нерушимые основы этого понятия. Например, даже через триста лет ни одному мужчине не понравится, если его жена будет спать с соседом».

Что будет

Институту брака как пожизненному союзу двоих, созданному «в целях ведения совместного хозяйства и воспроизводства населения», похоже, придет конец. Такие пары, конечно, будут, но их перестанут считать единственной нормой. Цивилизованный мир вообще движется в сторону мысли о том, что все люди разные и счастье у каждого свое.

«Современная семья — это когда жена, лежа в постели, пишет с телефона через WhatsApp мужу, сидящему в соседней комнате за компьютером, не хочет ли он прийти уже к ней и заняться сексом».

Что в мире

  • В Европе и США 75% женщин и 80% мужчин после расставания создают новую пару.
  • 97% из них каждый раз рассчитывают, что этот партнер единственный и на всю жизнь. Это явление называется после­довательной моногамией.
  • Более 80% детей в Европе до своего совершеннолетия успевают пожить в семьях 2−3 типов: нуклеарная (классическия) семья, одинокий родитель, новая семья с мачехой и отчимом.

«Думаю, и от работы, и от семьи поколение 20+ ожидает многого. Оно выросло на реалити-шоу, которые зачастую далеки от тургеневских идеалов. Отношения в семье сильно демократизировались. Уверен, что сейчас родители намного лучше понимают своих недорослей. Они ведь тоже пользуются социаль­ными сетями и часто «инстаграмят».

Что у нас

  • 25% мужчин, верящих в традиционные ценности, считают, что жениться нужно до 25 лет.
  • 55% - от 25 до 30 лет.
  • 20% - после 30 лет.
  • 44% мужчин встречались параллельно с двумя (и больше) девушками.
  • 66% мужчин считают, что жена не должна быть старше мужа.
  • 83% мужчин хотели бы иметь детей.

«Современная семья у меня ассоциируется прежде всего с совместным и активным времяпрепровождением: велосипедные прогулки, катание на лыжах, поездки в другие города и страны. А еще мне всегда приятно видеть семьи, где уже взрослые дети появляются где-нибудь вместе с родителями — на выставке, в ресторане, в театре. Таких семей сейчас стало больше, это радует».

Вот в чем вопрос

Сейчас, когда понятия «семья» и «брак» не всегда совпадают, у людей чаще возникает вопрос «Зачем жениться?», а не «Зачем разводиться?" — со вторым как раз все понятно. Но при этом многие до сих пор идут в загс и в церковь, хотя все, что касается имущества и детей, теперь можно уладить и без заключения брака. А глубоко верующих и воцерковленных среди нас довольно мало.

Как ни странно, ответить на этот вопрос проще, глядя на однополые пары. Они яростно борются за право заключать брак, которым «обычные» люди все чаще пренебрегают.

Брак в современном мире — штука символическая. Во‑первых, мы заявляем обществу о том, кто мы есть. В этом «мы» многое закопано. От «Обидишь мою жену — будешь иметь дело со мной» или «Мама, я тебя люблю, но у меня теперь есть Маша» до «За все, что натворит этот человек, я беру ответственность на себя». Вступая в брак, мы требуем общественного признания пары как единого целого.

«Сейчас почти нет молодых семей (18 — 21), которые появились благодаря любви. Чаще всего речь только тогда заходит о загсе, когда молодые люди пытаются сохранить отношения, давшие трещину, или девушка забеременела. Рад за те семьи, у которых случилось иначе».

Во-вторых, предложение руки и сердца — это способ сказать друг другу, что поиск партнера вы оба завершили. В гражданском браке в отношениях подавляющего большинства пар есть какая-то недосказанность, многоточие. А вот признание «Мы с тобой навсегда — и точка» — это не только запрет измены, например. Это еще и перераспределение энергии: как будто два человека шли в темноте и светили фонариками в разные стороны, а потом стали вместе светить в одну точку.

Но всем ли нужен даже такой, равный брак? В общем-то, нет. Всегда были и будут полигамные люди, синг­лы по состоянию души, персонажи, которым нужно несколько последовательных крепких браков, поклонники гаремов, желающие быть единственным родителем, люди, неспособные к совместному проживанию с партнером. Особенность современной ситуации в том, что все эти варианты постепенно перестают считаться ненормальными, а понятие «семья» все сложнее описать простыми формулировками.

«В последнее время выросло количество разводов, так как люди больше не держатся за жилплощадь, да и женщины теперь могут сами себя обеспечить. С одной стороны, это плохо, так как пары зачастую не способны решать бытовые вопросы, не умеют чинить отношения, когда это возможно, им проще просто разбежаться. С другой, как мне кажется, исчезли браки, в которых люди, даже ненавидя друг друга, продолжают жить вместе».

«Я расстраи­ваюсь по поводу того, что ушла в прошлое тра­диция воскресной порки жены!»

ТЕКСТ: Анна Никитина

← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

www.cosmo.ru

Не первый брак, или «лоскутные» семьи и «порядки любви»

main_img

В прошлом столетии «развод» в нашей стране был крайне редким явлением и осуждался обществом. В наше время ситуация кардинально изменилась, теперь это обычное явление. Большой редкостью стало празднование «серебряной» свадьбы, а тем более «золотой».

По данным статистики, в последние годы в России (а также в Украине и Белоруссии) на каждые 100 браков приходится более 55 разводов. После развода не все сразу стремятся во второй брак, многим так и не удается пережить эту травму отношений. И эта статья для тех, кто уже не в первом браке.

Термин «лоскутная семья» пришел к нам с Запада и означает семью, в которой партнеры уже были ранее в значимых отношениях, и их дети от этих отношений и/или бывшие их партнеры присутствуют в жизни семьи. Для тех, кто уже не в первом браке или в разводе, очень важно знать, что существует определенный порядок отношений, который применяется в системно-феноменологическом методе расстановок по Хеллингеру. Порядок, при котором каждый член семьи находится на своем месте, и семье в целом при этом хорошо.

Что происходит, если порядок любви нарушается? если кто-то занимает не свое место и как-бы внутренне говорит «я за тебя»? Это приводит к болезням, неудачам, неуспеху… Семья как система не чувствует себя гармонично.

Остановлюсь на самых часто встречающихся нарушениях порядка.

  • Прежде всего, расставаться со своими бывшими нужно мирно и спокойно, отпустив все претензии и обиды. Расстались - теперь уже ни к чему продолжать тащить груз негативных эмоций дальше, отпустите. Тем более, если у вас есть общие дети. Для них вы по-прежнему остались папой и мамой, и никто и никогда не займет эти места. Благодарите друг друга за то совместное хорошее, что у вас было, и отдельная благодарность - за совместных детей. 
  • Новый супруг никогда не станет папой для детей от предыдущего брака своей новой жены. Отчим приходит не на место папы, а занимает другое место – рядом с мамой. И хотя в народе говорят: «Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал», на практике такого рода «замены» могут привести к тому, что ребенок бессознательно может повторить неудачную судьбу своего «отвергнутого» родителя. Ребенок имеет право знать правду о своих биологических родителях.
  • Для женщины дети от ее первого брака, например, будут приоритетней, чем второй муж (в первом браке – сначала муж, потом дети). А на третьем месте уже дети от второго брака. Таков порядок. Как бы ни было трудно с этим согласиться. Первая семья сохраняет приоритет. И говорить детям о том, что мама, например, второй раз выходит замуж для того, чтобы у них был папа – неправильно. Это неправда, иначе бы предыдущий брак не распался.
  • Очень сложно, как правило, складываются отношения между мачехой/отчимом и пасынком/падчерицей. И здесь никто не обязан любить, но должен относиться с уважением. «Я отношусь с уважением к отчиму потому, что это выбор моей мамы». Или «я уважаю свою падчерицу потому, что она дочь моего мужа». Эта позиция должна быть принята внутренне, должна быть в душе.
  • В лоскутные семьи включаются и бывшие супруги, поскольку они хотя и не живут под одной крышей, но присутствуют в жизни друг друга и в той или иной степени участвуют в воспитании детей. Здесь обычно дела обстоят еще сложней. «Бывших», как правило, исключают из системы. Мало того, что «бывшие» конфликтуют между собой, но еще и вторые супруги подключаются. На самом деле порядок состоит в том, что вторая жена, например, – это вторая жена. Она уже никогда не будет первой и единственной. И это нужно принять в душе и сказать первой экс-жене (мысленно представив ее): «Я уважаю тебя за то, что ты раньше меня была рядом с ним, и благодарна тебе за то, что ты освободила место для меня. И сейчас я его жена и главная в его жизни. Я даю тебе место, ты тоже принадлежишь нашей семье».

Если «порядок любви» в семейной системе нарушен, то с помощью расстановок можно исправить ситуацию. Но как быть, если нет возможности сделать расстановку?

И потом, этот метод хотя и становится достаточно популярным в нашей стране, тем не менее еще не так широко известен и понятен большинству. В тоже время, такое явление как «не первый брак» становится уже почти нормой в нашем обществе.

Итак, если сделать расстановки нет возможности, можно работать самостоятельно - при условии, что вы понимаете и видите «что не так» и где «я за тебя».

И еще. Конечно, системно-феноменологический метод расстановок по Хеллингеру отвечает на очень многие вопросы. Но не стоит впадать в крайности. Есть еще и наши личные отношения с Тем, за кем последнее слово, и об этом надо помнить всегда. Он выше всего.

www.all-psy.com

КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И БРАКА

 

Герич, А. А. Культурные и исторические аспекты института семьи и брака / А. А. Герич. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 150-152.

КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И БРАКА

 

А.А. Герич, заведующий архивом

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация: в статье проанализированы основные социокультурные аспекты супружества и родительства в традиционном и современном контексте на примере модернизации института семьи в России. Показано, что эволюционные процессы в становлении института семьи находятся  в области социальных и законодательных гарантий, основанных на принятии и понимании государством национальных традиций народов её населяющих.

Ключевые слова: супружество, родительство, традиции, современность, модернизация.

 

 

Важной частью этнической картины мира является отношение этноса к институту семьи. Устойчивый характер культурной картины семейного союза как части этнической традиции позволяет носителям данной культуры сохранять свою общность, несмотря на постоянно происходящие процессы ассимиляции других этносов и этнический групп. Для любой культуры семья – социально санкционированный и относительно постоянно объединяющий людей, связанных родственными узами, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга институт. Семья реализовывает характерные общественные функции – репродуктивную и социализирующую. Мотивация к супружескому и родительскому поведению устанавливается внутри культуры, а семья её основной транслятор – как социокультурный и социально одобряемый опыт поколений.

В традиционной культуре преобладает патриархальная община и религия, они выступают гарантами этнической и языковой идентичности и рассматривают брачное поведение как наиболее желательный статус человека, видя в нем социальный институт, предназначенный для продления и увеличения данной группы. В традиционной культуре вступление в брак и воспитание детей – единственное условие ожидаемого жизненного благополучия, как для мужчины, так и для женщины. Эта идея отражена в народном фольклоре: «Лучше иметь одного ребенка, чем сорок родственников». Рождение ребенка было основной целью брака, оно закрепляло статус и мужчины, и женщины. Мужчины при выборе невесты обращали внимание на религиозность, способность рожать, нрав и происхождение [1]. Важной составляющей традиционной культуры является патриархат, именно патриарх – отец – глава семьи и распорядитель имущества, женщина – мать и хозяйка, традиционная культура не давала выбора для отдельного человека, и жизненные ценности были установлены с рождения. Личность была ограничена в выборе своего будущего. Сословная принадлежность определяла правовое положение, а родители или опекуны – выбирали будущего супруга.

В течении ХХ века в России происходила существенная трансформация общества, успехи медицины (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацептивов, введение абортов, ультразвуковое исследование и т.д.), все это позволило семье планировать количество, пол и время появления детей на свет. Достижения цивилизации и новой «социалистической» идеологии сформировали новый принятый обществом «социалистический брак» с упрощенной структурой (родители и дети) и малодетностью, однако под бдительным контролем государства.

В конце ХХ века с переходом к новой капиталистической экономики современная семья избавилась от опеки государства. Сейчас семья – это частное дело каждого и решается каждым самостоятельно. Планировать и выбирать будущее помогает экономическая самостоятельность, женская эмансипация и открытое информационное пространство (СМИ). При этом нет обязательных этапов жизни. Набирает силу регулирование рождаемости (контрацепция, планирование семьи, аборты), доминирует модель однодетной семьи. Обязательность брака и родительства уходит. Частым стал «гражданский брак», которому исследователи приписывают отложенные рождения и добровольную бездетность в пользу карьеры и потребления, в одном случае, и родительство вне супружества, в другом [2, С. 74-87]. С одной стороны это связано с научно-техническим прогрессом (различная бытовая техника и средства по уходу за ребенком позволяют сократить время на домашние заботы), с другой – с изменением моральных ценностей. Сейчас в России каждый пятый ребенок рождается вне брака или 22,6% от всех рожденных. По данным исследователей среди молодых семейных пар, где родители в возрасте до 35 лет, 30% – одинокие матери с детьми и 3% – одинокие отцы с детьми [3, С. 33-64]. При этом по данным Росстата, для 70 % россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей, среди молодежи этот процент еще выше [4, С. 59-65].

Основные положительные изменения демографической ситуации в России связаны с новой Концепцией, разработанной на период до 2025 года и утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351. Концепция определяет задачи для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни россиян. На сбережение и рост населения направлены такие национальные проекты как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Федеральные законы направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей. В реальности эффективность демографической поддержки населения в целом не особо заметна на фоне увеличения расходов на содержание ребенка, ухудшения социально-экономических условий жизни населения и других факторов [5]. Для сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент рождаемости около 2,1, но сейчас рождаемость в стране не достигает этого уровня. Появление современного кризиса относят к 1960-м годам, когда сформировалось суженное воспроизводство населения, и серьёзно усугубилось в начале 1990-х годов, когда резко сократилась рождаемость. В целом аналогичные тенденции характерны для индустриального общества и развитых стран, где завершился демографический переход [6].

При этом основной нормой поведения, для нашего современника, продолжает быть образец родительской семьи с её основными функциями, к которым относятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая; экономическая; социально-статусная; эмоциональная и духовная. Важной частью регулирования кризисных явлений в демографии является социальная политика государства направленная на поддержание благополучия, повышение уровня и качества жизни, развития социальной сферы. В полной мере социальная политика проявляется в помощи решения вопросов семьи, брака и рождаемости. Основные меры, обеспечивающие социальную поддержку семьи, материнства и детства, гарантирующие гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей, содержатся в законах и нормативно-правовых актах, посвящённых проблемам образования, социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и т. д.  

Таким образом, мы считаем, что демографический вопрос необходимо решать создавая условия для реализации брачных союзов с репродуктивным потенциалом, учитывая реальные культурные и социально – экономические потребности потенциальных родителей. А возможности российской семьи находятся в области социальных и законодательных гарантий, основанных на принятии и понимании государством современных реалий жизни детной семьи и национальных традиций народов её населяющих.

 

Библиографический список

1. Сайфутдинова Г. Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2011. – 267 с.

2. Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 74-87.

3. Бирюкова С. Тындик А. Регистрация брака и рождение ребенка в биографии россиян: анализ данных текущей статистики // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 3. С. 33-64.

4. Сайфутдинова Г. Б. Реализация семейно-брачных установок в среде татарской молодежи // Вестник КГЭУ. 2014. № 3 (23). С. 59-65.

5. Захаров С. Новейшие тенденции формирования семьи в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly /2006/0237/tema08.php ) (Дата обращения: 08.03.2018).

6. Семья, материнство и детство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/ (Дата обращения: 02.03.2018).

 

 

CULTURAL AND HISTORICAL ASPECTS OF THE FAMILY AND MARRIAGE INSTITUTE

 

A.A. Gerych, head of the archive

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article analyzes the main socio-cultural aspects of matrimony and parenthood in the traditional and modern context by the example of modernization of this institution in Russia. It is shown that the evolutionary processes in the formation of the institution of the family are in the field of social and legislative guarantees based on the acceptance and understanding by the state of the national traditions of the peoples inhabiting it.

Keywords: matrimony, parenthood, traditions, modernity, modernization.

 

intjournal.ru

БРАКИ И РАЗВОДЫ ГЛАЗАМИ СОЦИОЛОГА

Татьяна Гурко, доктор социологических наук, заведующая сектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН, руководитель комитета «Социология семьи» Российского общества социологов. Представитель России в международных социологических ассоциациях, участница международных исследовательских проектов по семейным проблемам. Автор монографий и статей по проблемам трансформации семьи, брака, родительства и отношении женщин и мужчин. Читает курс лекций по социологии семьи в Государственном академическом университете гуманитарных наук.

— Каковы общие тенденции в статистике браков и разводов в России за последние несколько десятилетий?

— Возьмем для сравнения 1980-е годы в СССР. Уровень разводов тогда был очень высоким, и первенство мы делили с США. Много браков и много разводов — это был объединяющий фактор для этих стран, в которых живут люди разных культур и национальностей. Статистика разводов считается в единицах на тысячу человек населения. В 1980 году было 10,6 браков и 4,2 разводов на 1 000 населения. В 1990-х, в период сложной трансформации российского общества, появилось множество новых причин для разводов, их показатель оставался высоким (например, 4,6 в 1994 году), а вот уровень брачности снизился — 7,4 в том же году. В начале 2000-х годов брачность стала расти — 8,9 в 2007, что отчасти связано со вступлением в бракоспособный возраст многочисленного поколения середины 1980-х (высокий уровень рождаемости).  Уровень разводов сегодня колеблется, но стабильно высок — 4,8 в 2007 году.

— Как изменился институт брака в России? Сейчас многие предпочитают официальной регистрации отношений так называемый гражданский брак…

— То, что сегодня именуют гражданским браком, юридически называется «сожительство». Гражданский брак, то есть регистрация отношений в загсе, появился у нас после революции 1917 года и заменил брак религиозный, венчанный. На место дореволюционной религиозной морали пришла советская идеология, причем власть пыталась всячески укрепить и стимулировать институт брака. В СССР от «брачного профиля» человека зависело все: продвижение по партийной линии, предоставление очереди на жилье, возможность выезда за границу. «Добропорядочный семьянин», состоящий в первом браке и имеющий детей, имел больше шансов на успех в любой сфере деятельности. В начале 90-х годов все эти созданные государством механизмы распались. Для основной массы населения нормы православной морали не стали родными. Единобрачие, целомудрие до брака, многодетность и прочие традиционные семейные ценности имеют значение главным образом для воцерковленных людей, процент которых невелик…

— Кто же формирует у людей представления о браке и семье?

— Их формирует массовая культура, сверстники. Наши опросы молодежи показывают, что юноши и девушки ориентированы на несколько браков, то, что в социологии называется «последовательной полигамией» или «серийной моногамией».

По статистике, за 2007 год в целом по России из всех зарегистрированных пар 26% мужчин и 25% женщин вступили в брак повторно. Это говорит о том, что люди не отказываются от брака даже после первого неудачного опыта. Причем наличие детей, как показывает практика, вовсе не является препятствием для второго замужества.

— Много ли в России детей, рожденных вне брака?

— Начиная с 90-х годов внебрачная рождаемость (рождение ребенка без регистрации брака) постоянно растет. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более 50%.) Кстати, в сельской местности детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе: 31% в против 27%. Если раньше ребенок, «принесенный в подоле», был клеймом на всю жизнь, то сейчас деревенская мораль, которая всегда считалась более консервативной, изменилась. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. И вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.

— Партнерские отношения без регистрации стали привычным явлением. Почему же люди все-таки вступают в брак?

— По анализу данных переписи 2002 года (новой пока не проводилось), около 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность — выясняется это сопоставлением дат заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, брак ведь в том числе есть категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В этом плане современная молодежь относится к вступлению в брак более серьезно. Другое дело, что осознанность достигается путем долгого сожительства — когда люди привыкают друг к другу, решают, хорошо ли им жить вместе.

— На каком году брака пары чаще расходятся?

— В 80-е годы разводы на третьем году совместной жизни объяснялись тем, что в этот период снижается сексуальная активность пары, угасают чувства и совместный быт становится в тягость. Для современности «кризис третьего года» уже не актуален. Раньше люди готовились к браку в несколько этапов: ухаживание, согласие родителей, помолвка и только потом свадьба. Новобрачные привыкали друг к другу, планировали детей. Сегодня, повторюсь, половина женщин выходят замуж уже беременными. То есть изменился нормативный жизненный цикл семьи. Только немногие социальные группы — верующие или этнические группы, чтущие национальные обычаи, — придерживаются традиционного цикла.

— Как показывает практика, сегодня многие люди, зарегистрировавшие свои отношения, еще и венчаются. По мнению социологов, о чем это говорит?

— В 90-е годы для многих венчание было всего лишь красивым обрядом, данью моде. Сейчас ситуация изменилась, отношение к венчанию стало более серьезным. Интересно, что в последнее время многие стали венчаться после десяти, двадцати лет совместной жизни. «Мы так долго прожили вместе и так любим друга, что хотим повенчаться», — я нередко сталкиваюсь с таким аргументом. То есть венчание для таких людей становится не зачином брака, а констатацией факта, что брак состоялся.

Поддержка семьи в кризисной ситуации

http://dusha-orthodox.ru

Данный проект ставит своей целью собрать воедино и обобщить информацию о православных психологах в России, о факультетах, где изучают православную психологию, а также составить каталог православных сайтов по психологии.

http://perejit.ru

На сайте можно узнать, как сохранить любовь, как пережить расставание и развод. На сайте представлены советы кризисного психолога, которые помогут достойно выйти из болезненной и травмирующей ситуации, обрести силы жить и духовно повзрослеть.

www.semblago.ru

Деятельность психологической службы «Семейное благо»  направлена на формирование духовно здоровой семьи, на профилактику алкоголизма, наркомании, на преодоление распада семьи, безнадзорности детей, их социального сиротства и втягивания в среду правонарушений.

Адрес: г. Москва, ул. Веселая, д. 11. Здание Царицынского комплексного центра социального обслуживания, 3-й этаж, кабинет 311

Тел.: 8 (495) 542-08-50

E-mail: [email protected]

www.pravsemya.ru

Центр «Православная семья» осуществляет социально-психологическую поддержку населения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под духовным руководством протоиерея Аркадия Шатова, настоятеля храма святого благоверного царевича Димитрия при Городской клинической больнице № 1 и председателя комиссии по церковной и социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. Центр оказывает квалифицированную психологическую помощь, занимается профилактикой разводов, просветительской деятельностью.

Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 18/1, на территории Издательского Совета РПЦ

Тел.: 8 (499) 246-87-34, 8 (499) 246-74-92

Тел. доверия: 8 (499) 246-25-35

Время работы: понедельник–пятница с 10 до 19 часов

www.voskresenie-christ.orthodoxy.ru

В Православном Кризисном Центре при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова на Семеновской оказывается бесплатная психологическая помощь членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам. Здесь принимают взрослых и детей, переживающих тяжелое горе в связи с потерей близких; больных тяжелыми соматическими заболеваниями и их родственников, испытывающих психологические трудности в связи с болезнью близкого человека.

Храм Воскресения Христова и Патриаршее подворье:

Адрес: г. Москва, Измайловское ш., д. 2; проезд: станция м. «Семеновская», далее 5 минут пешком

Тел.: 8 (495) 642-34-61, 8 (495) 369-19-23

E-mail: [email protected]

 

Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах «Фомы» (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

foma.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта