Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Реконструкторы «веры»: психиатрия и религия. Сноб невзоров журнал читать онлайн


Александр Невзоров: Тверкинг — это подлинно национальный вид взаимоотношений с начальством

Хорошо ли вы себя чувствуете в качестве отщепенца?

Чудесно чувствую себя в этом качестве! Но я бы чувствовал себя еще лучше, если бы для патриотов были бы одни обменные пункты, а для отщепенцев — другие, с долларом по 25 рублей. Потому что я совершенно не понимаю, почему я вместе со всеми остальными маразматиками должен испытывать на себе тяготы происходящего сегодня.

Стоит ли доверять либералам?

Конечно, нет! Ни в коем случае. Хотя, казалось бы, в их лице мы видим часть общества — маленькую, ничтожно маленькую — оставшуюся на каких-то разумных позициях. Ах, с какой страстью эти люди закрывали программу вашего покорного слуги Александра Глебовича, — те самые, которые сейчас завывают о свободе слова. Закрыли «600 секунд» именно демократы-либералы. Притом что тогда я, по-моему, не представлял никакой опасности для государства, я честно сражался за свою Родину — Советский Союз, которая у меня была и закончилась в 1991 году. И на фоне общего демократического ликования я все равно выглядел как больной радикулитом в больнице для больных дизентерией. Казалось бы, кому этот радикулитный мешает? Подозреваю, что на самом деле либералы завывают не о свободе слова, а о том, что им не дают возможности закрывать газеты и блокировать телеканалы, а вместо них этим занимаются какие-то мерзкие черносотенцы. Посему я думаю, что публике, которая вроде бы олицетворяет противостояние режиму, тоже не стоит особо доверять. Не стоит особо обольщаться.

Что следует воспитывать в ребенке и чего не следует воспитывать?

Жертвенность, смирение, подчинение голосу совести, патриотизм — это то, что воспитывать ни в коем случае не следует, особенно в России. Почему? Потому что, воспитывая в ребенке эти качества, вы приделываете к нему рычажки управления. И кто воспользуется этими рычажками? Красноносый, обдолбанный коньяком полковник в очередной Чечне? Какой-нибудь идиот, который скажет: «Это надо сделать, потому что у меня золотые звезды на погонах»?

И патриотическую гражданскую позицию ни в коем случае воспитывать нельзя, потому что она работает как фактор управляемости человека. Воспитывать надо, прежде всего, свободу и понимание того, что личные интересы, если они будут здравыми и неприступными — это лучшая основа для любого социума. Это гораздо более справедливая, точная и всегда находящая себе предназначение конструкционная деталь, нежели все эти жертвенности, подчинение голосу совести и так далее. Не надо делать ребенка безоружным перед очень варварским, очень свирепым и очень тупым государством.

Писательница Татьяна Толстая сказала, что отношение Невзорова к великой русской литературе — это отказ от прямохождения.

Мне нравится, как она сказала. Это остроумно. Но она путает походку страуса и прямохождение. Моя профессия подвигает меня периодически прижигать каленым железом какую-нибудь тему, какую-нибудь гипотезу, какое-нибудь явление, чтобы посмотреть, живо оно или нет, чтобы услышать, завизжит оно в ответ, или не завизжит. Так поступали с гладиаторами перед тем, как перетащить их в сполиариум — в мертвецкую при цирке: если они не шевелились от прижигания, их тащили в сполиариум. Вот и статьи мои надо воспринимать не только как мою точку зрения (хотя в данном случае я мыслю примерно так, как я написал), но и как опыт с раскаленным железом. От того, что я написал маленькую статью об отсутствии у меня интереса к русской литературе, портреты Герценых и Тургеневых в кабинетах школ не попадали, училки не умерли. Кому эти шестьдесят строчек помешали? На самом деле, после тычка каленым железом я не могу сказать, до какой степени жива литература.

Карикатурист Бильжо очень злобно комментирует ваши статьи на «Снобе». Будете сводить с ним счеты?

Не буду сводить счеты с карикатуристом Бильжо. Карикатурист Бильжо — прекрасный карикатурист, а то, что он тяжело относится непосредственно ко мне, вероятно, это моя проблема. За прошлый год в главном интеллигентском, главном либеральном, самом матером издании, самом распространяемом — в «Снобе» — наиболее читаемыми и самыми главными оказались материалы бывшего фашиста Невзорова. От такого может поехать крыша, я это понимаю. Они (участники проекта. — Прим. ред.) до сих пор не могут прийти в себя: как это так и почему это?

Очень многие люди, которые существуют в контексте любви к своим убеждениям, любви к своим мыслям, не понимают, что к убеждениям можно относиться со всей безжалостностью. По себе могу сказать: чем дороже мне какая-нибудь идея, чем ближе мне какая-нибудь мысль, тем безжалостней я к ней. И тем большему глумлению и более усердным насмешкам я ее буду подвергать, потому что ее надо испытать на прочность. Мне не интересно просто носить в себе какие-нибудь идеи и где-то кому-то морочить ими головы. Меня искренне интересует несколько вопросов, с которыми, надеюсь, мой преклонный возраст — а мне скоро 56 — позволит разобраться, и некоторые основания для этого есть. А есть люди, которые очень любят свой внутренний мир и никогда не тронут его. Им кажется, если тронуть свой внутренний мир, если подвергнуть его жестоким атакам иронии, сарказма, скепсиса, издевательств, глумления, то он рухнет. Ничего подобного. Есть вещи непреодолимой силы, такие как факты. И если мы остаемся глухи к фактам, то мы гарантированно покойники.

Как вы относитесь к закону «Об оскорблении чувств верующих»?

Я очень рад, что живу в эпоху, когда появился этот закон. Я очень рад, что у меня есть необыкновенная возможность наблюдать своими глазами и испытывать на себе все, что с этим связано. Потому что этот закон делает борьбу с одуревшим клерикализмом не только гораздо более увлекательной — он предоставляет возможность отточить клинок атеизма о древнюю каменную шкуру и заодно отомстить за очень-очень многих хороших людей. Ведь никому из нас в голову не приходило, что мы когда-нибудь нос к носу, глаза в глаза встретимся с этой, возникшей из недр самого дремучего средневековья гадиной. И это поразительная возможность, за которую я благодарен всем тем, фамилии которых вы хорошо знаете. РПЦ изобрела какую-то свою религию, параллельную христианству. Религию злобы, роскоши, войны, патриотизма. Это не имеет ничего общего с традиционным христианством.

Как вы относитесь к скандальному «танцу пчелок»?

Я в принципе не понимаю никакого ханжества. Насколько я понимаю, «танец пчелок» заключается в таких особых движениях зада. Но если мы посмотрим, например, заседание Государственной думы, если мы посмотрим на журналистов первого, второго, третьего каналов, которые сегодня подходили к президенту, мы увидим тот же самый танец, только задницы страшные — такие, я бы сказал, прошедшие всё. Надо бы изобретателя этого танца вызвать в Россию и приветствовать его, потому что он изобрел подлинно национальный вид взаимоотношений с начальством и реализации российского имперского характера. У нас есть государственный гимн, но у нас нет государственного танца. Этот танец должен стать государственным, да еще и в «колорадских ленточках».

Как у вас хватает мерзости и хладнокровия говорить про царскую семью то, что вы говорите?

Да ничего я не говорю про царскую семью. Я говорю, что девчонки очаровательные, про то, что мальчишку жалко, и про то, что, конечно, утащил их так жестоко на тот свет их папа, который на следующий день после Кровавого воскресенья обязан был бы либо повеситься, либо отречься. Потому что не может человек расстрелять триста старушек, женщин, детей и каких-то пролетариев залповым огнем на улицах своей столицы и не оказаться потом в каком-нибудь подвале Ипатьевского дома. Ну не может, ни по какой справедливости. Если бы он вовремя совершил путешествие в петлю или отрекся быстрее и затем сбежал, он бы не подставил свою семью под пули. Не было бы трагедии. Хотя, честно говоря, я совершенно не понимаю, чем эта трагедия трагичнее трагедии еще десятков и десятков тысяч купеческих, поповских, мещанских и просто пролетарских семей. Царь — это особая группа крови, что ли? Не смешите меня, пожалуйста.

Не могу найти книгу Рабичева. Как быть?

Книгу Рабичева я упоминал в эфире «Эха Москвы». Это невероятной эмоциональной силы, огромное, с моей точки зрения, событие. Книга, которая гарантированно будет запрещена. Называется она «Война все спишет». Это воспоминания орденоносца, довольно простого, довольно незатейливого фронтовика, который просто честно фиксирует все то, что делали советские войска на территории Германии. И фиксирует очень страшно. С помощью этой книги я над самим собой ставлю физиологические опыты. Я же только прикидываюсь таким умным, особенным, исключительным. Но ничего подобного — я такой же советский, точно так же выращенный во всех возможных культах, и эта рефлекторика, которая в нас воспитывалась как обязательное сопровождение 9 Мая — Дня Победы, у меня такая же сильная, как у всех остальных.

Пытаясь читать Рабичева, я испытываю эту рефлекторику на прочность, и книга причиняет практически физическую боль: я понимаю, как сильно во мне были закреплены эти условные рефлексы, реакции на Победу, на 9 Мая, на «со слезами на глазах». Мне интересно пронаблюдать, как будут слабеть мои условные рефлексы в отношении 9 Мая под напором окружающего нас маразма. Мы ведь все понимаем уже, что полосатая лента стала символом биндюжников и бандитов с Донбасса. Мы понимаем, что дата 9 мая скомпрометирована участием государства и насильственным вдавливанием этого праздника в мозги каждого. Мы понимаем, что эта победа уже замазана толстым слоем вранья. Почему все это происходит? Почему запрещаются фильмы? Почему свирепствует симпатичный, но очень неразвитый Мединский? Да очень просто: очень много вранья. Вранье — штука хорошая, я очень люблю вранье, но у него есть масса недостатков. Это очень хрупкая вещь. Это вещь, которую надо с особой тщательностью оберегать от любого сквознячка, от любого воздействия, от любого взгляда и от любого ветерка. Вранье, при всем его очаровании и при том, что из него строятся великолепные, восхитительные конструкции, к сожалению, ни на что серьезное не пригодно. Потому что, если бы постоянная Больцмана была бы враньем, или законы слабого или сильного ядерного взаимодействия были бы враньем, или расчеты Резерфорда были бы враньем, у нас не звонили бы телефоны, не светили бы лампочки, у меня не работал бы микрофон, мы бы здесь не собрались. База всей жизни — это только правда.

Злобное, агрессивное отрицание любого мнения, любого косого взгляда в сторону участия Советского Союза во Второй мировой говорит только о том, что те, кто отрицает, знают пропорцию вранья. Они знают, что практически все в государственном казенном мифе, заменившем собой кровоточивый, странный, страшный и безумно интересный феномен победного участия Советского Союза во Второй мировой войне, — вранье. Они знают, что вранье — все, начиная от установки флага над Рейхстагом, который на самом деле установил тоже русский, тоже мальчишка по фамилии Булатов, который имел только один недостаток: он не был одновременно русским и грузином, он не символизировал интернационал, который был необходим. Поэтому мальчика через некоторое время, героического мальчика просто отправляют по ложному обвинению в изнасиловании в тюрьму, он спивается и вешается.

Это и разговор о потерях, который мы так любим вести. На самом деле, о чем свидетельствуют гигантские потери? Только об исключительной бездарности ведения боевых действий. Только об этом. Никому никогда в голову не приходило хвастаться потерями. Если мы начнем каким-то образом исследовать вопрос, если мы посмотрим тот же самый Невский пятачок: двести шестьдесят тысяч трупов, четверть миллиона ради никому не нужного клочишки земли, который ничего не защищал, ничего не обеспечивал, — только потому, что усатый, тупой семинарист, который понятия не имел ни о стратегии, ни о тактике, воткнул здесь флажок, ему понравилась на карте эта конфигурация: «Вот это неплохо было бы отстоять». И двести шестьдесят тысяч человек последовательно, слой за слоем, укладывались на этом Невском пятачке. Можно скорбеть об этих потерях, но я не знаю, можно ли ими гордиться и преподносить как нечто сверхсущественное и сверхрешающее.

Возвращаясь к Рабичеву: он не разрушает мифы, он абсолютно не отказывает советской армии в героизме, не пытается что-то очернить, он просто честно описывает, как вели себя наши солдатики. Книга вышла в 2010 году, и скоро ее запретят, ведь цензура, лакейство Министерства культуры, лакейство театральных коллективов прогрессирует. Вы будете очень смеяться, оно не управляется из Кремля. Оно просто захватило всех: а, давайте мы сами, прокатная организация, запретим себе самой прокат такого-то фильма, потому что он может быть не вполне благонадежен. Уверяю вас, никто с маузером у виска не стоял над этой конторой. Мы видим, как артисты Псковского театра, люди, которые всю жизнь, как все артисты, занимаются исключительно блудом, пьянством, плохой игрой на сцене, вдруг переполнившись гражданских и религиозных чувств, отказываются играть в спектакле «Монолог банщика», который оскорбляет их нравственность.

Зачем нужен цинизм?

Цинизм — это искусство называть вещи своими именами. Мы все до такой степени устали от фразеологических, смысловых танцев вокруг некоторых вещей, что о них хочется говорить прямо, просто и сразу. И как только ты о них говоришь прямо, просто и сразу, тебя немедленно называют циником, и ты портишь себе репутацию. Я не очень боюсь это делать. Примеров цинизма множество, но на самом деле прелестным, с моей точки зрения, образчиком цинизма служит вот такая история. Жил-был замечательный ученый Виктор Мориц Гольдшмидт. Когда он оказался в концлагере — а там много было таких людей науки — он с гордостью показал остальным профессорам ампулу с каким-то очень быстродействующим цианидом. Все, конечно, раззавидовались и стали говорить, что тоже такую хотят. На что Гольдшмидт сказал: «Это для профессоров химии, а вот профессорам механики достаточно веревки».

Предполагаете ли вы, что есть верующие, способные переубедить вас в ваших взглядах?

Понимаете ли, мы вообще не имеем права ничего исключать. Но я действительно не испытываю никакой необходимости в божественной гипотезе, поскольку довольно ясно представляю себе картину мироздания — по крайней мере, от первых фазовых переходов до зала перед собой. Я имею в виду и всю доэволюционную цепочку, скажем так: неорганической эволюции, химической эволюции и эволюции органической. Мне совершенно не нужен бог, он в любом случае не ответит мне не на один вопрос: кто же создал бога? Это очень простой, естественный и практически смертельный вопрос.

Опять запустили адронный коллайдер. Я очень боюсь

Вы знаете, тогда имело смысл начинать бояться гораздо раньше, надо было бы бояться — был такой релятивистский коллайдер тяжелых ионов, по-моему, в лаборатории в Брукхейвене. Там творились фокусы гораздо более интересные, чем в БАКе. Чтобы вас полностью успокоить, я могу сказать, что все микрочастицы, с которыми может оперировать Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, в любом случае не дотягивают до массы Планка. Масса Планка — это то минимальное значение, которое требуется для образования черной дыры. Не буду вас тут пугать цифрами. Грубо говоря, масса Планка на квадриллион больше, чем любая частица, которая работает в коллайдере, и создать черную дыру невозможно. На эту тему был целый судебный процесс. Когда запускали Большой адронный коллайдер, возникли, по-моему, два спасителя человечества Санчо и Вагнер, которые в судебном порядке пытались воздействовать на запуск адронного коллайдера, с тем чтобы этого не произошло, чтобы черная дыра не поглотила Землю и человечество. Но вообще объяснять необходимость коллайдеров столь просвещенной аудитории совершенно бессмысленно. Это великолепная, невероятная по своей убедительности штука, потому что мы даже и в ядерной энергетике пока остаемся такими неандертальцами, дикарями, мы выбрали самый уязвимый, самый уродливый атом 235 урана и колошматим по нему нейтроном, пытаясь выбить из него энергию, которая нам так необходима. Но получаем энергию в весьма малых, скудных количествах, потому что, как известно, 235 уран разваливается на ядро бария, криптон и, по-моему, еще на несколько нейтронов. Поэтому мы не получаем всей той колоссальной энергии, которая нам так нужна и которая закапсулирована в маленьких удивительных штучках под названием атомы.

Причащать ли ребенка?

Вот вы нашли кого спросить. Замечательно. Вы обратились по адресу. Вирусная пузырчатка полости рта, гнойные некротичные флегмоны дна полости рта, болезнь Шегрена, кандидозики и еще примерно шесть-восемь болезней. Когда у меня была моя церковная эпопея, меня частенько ставили на чашу. Ты стоишь с дурацкой торжественной физиономией, держишь платочек, и эти все причащающиеся, которые идут есть своего бога, они со скрещенными руками, вывалив от усердия языки, подходят один за одним. Я видел желтые, синие, треснутые, обметанные, изъязвленные языки, видел вирусную пузырчатку, наблюдал много всяких других болячек — галитозов, например. Это все очень, очень, очень заметно. Поэтому, если есть желание принимать участие в акте торжественного нарушения санитарно-гигиенических норм, что ж, дело ваше. Не смею отговаривать. В конце концов, играйтесь так, как вы хотите.

Подготовила Юлия Гусарова

 

snob.ru

Александр Невзоров: Крылышко или ножку? – Александр Невзоров – Колонки – Избранное – Сноб

Идентификацию скелета Николая II проводят с таким рвением, как будто бы его кости собирают не для символического погребения, а для изготовления уникального холодца.

Двадцать лет очень дорогие комиссии фехтуют чьими-то берцовыми костями и сверлят уши чиновников генетической терминологией. Двадцать лет криминалисты мажут друг другу лица грязью из «ганинойямы» и «понасенковалога», а патриоты репетируют рыдания над гробом последнего царя. Пресса и публика томятся в ожидании дня икс, когда под тысячегласное пение останки Николая Кровавого будут торжественно размещены в саркофаге Петропавловской крепости.

Хотя, как и любое другое, данное захоронение имеет весьма условный смысл. Никакая подлинность скелета и не требуется. Главное, чтобы «костюмчик сидел»; надгробная плита должна быть оснащена рекордным количеством двуглавых орлов и экстраординарной династической терминологией. Этого будет совершенно достаточно. По сути, нет никакой разницы, какие именно кости будут под ней сложены. Это могут быть останки любого дворника или двадцати пяти морских свинок. Более того, в саркофаг можно вообще ничего не класть. А можно разместить там швабры или загранпаспорт Кобзона.

Что бы там ни лежало, казачки почетного караула все равно расчувствуются в ожидании поминальной водки. А народу совершенно безразлично, что именно будет находиться в могиле. Приливы его чувств регулируются не тождеством ДНК, а мощью оцеплений и присутствием на церемонии «первых лиц».

Напомним, что совсем недавно был поставлен эксперимент с известным «поясом». По степени подлинности этот предмет можно сравнивать только с «настоящим» пропеллером Карлсона, который недавно экспонировался на выставке «Мир маленьких придурков».

Но! Эксперимент оказался удачным. Сработала «память материала»: Россия воспользовалась первым же предлогом, чтобы принять привычную ей форму огромной заплаканной очереди. В известном смысле мероприятие оказалось даже успешнее, чем опыты с другими святынями: с Мавзолеем и «Макдоналдсом». Возможно, это произошло потому, что организаторы «пояса» сумели реализовать огромный поцелуечный потенциал народа.

Конечно, к наполнению царского саркофага необходимо активнее привлекать РПЦ с ее огромным опытом одурачивания граждан.

Вспомним двадцатые годы. Большевики тогда произвели показательные вскрытия топовых церковных мощехранилищ. Помимо гнилых костей, кукол и личинок моли они обнаружили там даже дамские подмышечники, чайники, доски и банку фиксатуара «Брокар». Все производилось публично, фиксировалось на кино- и фотопленку, но на последующей почитаемости артефактов никак не отразилось.

Как только злодеи в пейсах и кожанках уложили «мощи» обратно, воцерковленная публика продолжила молитвенное общение с чайниками и фиксатуаром.

В истории с царскими останками можно перенять этот драгоценный опыт.

Тотальное воскресение мертвецов, которое обещает христианская догматика, вероятно, будет сопровождаться различными катаклизмами и объявлением чрезвычайного положения. В такой ситуации нет особой разницы, кто именно вылезет из-под могильной плиты в Петропавловке: свинки, дворник или половинка Николая II.

Конечно, подготавливая день икс, следует еще поработать над образом последнего царя, который пока тянет только на недалекого дядечку с папироской и балеринкой.

Вероятно, кроме его умения руководить массовыми расстрелами населения на Невском проспекте, стоит вспомнить и его страсть к выкладыванию геометрических узоров из лично убитых им котов и ворон.

Не следует, вероятно, делать только одного. Ни в коем случае не надо на крышке саркофага в Петропавловке упоминать запредельный рейтинг этого дядечки.

snob.ru

Александр Невзоров – Про меня – Сноб

23 декабря 1987 года вышла в эфир и просуществовала шесть лет информационная программа Ленинградского телевидения «600 секунд», шеф-редактором и ведущим которой стал Александр Невзоров. Передача стала культовой и вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самый рейтинговый телепроект.

Как репортер и как солдат был участником войн в Югославии, Приднестровье, Карабахе, Прибалтике, Ираке и Чечне, одним из первых, вместе с генералом Рохлиным вошел в Грозный.

О чеченской войне Невзоровым сняты документальный фильм «Ад» (1995) и художественная лента «Чистилище» (1997).

Невзоров был одним из организаторов ГКЧП в 1991 году, штурмовал Останкино, в 1993 году защищал Белый Дом. Участвовал в известных событиях в Вецмилгрависе, в разгроме и сожжении первых прибалтийских таможен, в штурме здания МВД Латвии; укрывал на территории России беглых Рижских и Вильнюсских омоновцев. Создал серию репортажей «Наши» о советских и российских солдатах в горячих точках (Вильнюс, Приднестровье, Нагорный Карабах и др.).

Был дважды ранен, один раз контужен.

Трижды становился добровольным заложником террористов в обмен на освобождение людей. Кавалер орденов «За личное мужество», медалей «Защитнику Приднестровья», «За укрепление боевого содружества», «Участнику боевых действий в Чечне», казачьего креста «За оборону Приднестровья» и пр.

Четырежды (с 1993 года) избирался в Государственную Думу как независимый депутат, работал в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству (в связи с отменой выборов по одномандатным округам не стал участвовать в выборах 2007 года, отказавшись примкнуть к какой-либо партии).

В 1994-1998 года был консультантом-аналитиком Б. Березовского, консультантом правительства РФ. Автор книги «Поле чести» (1995) о современной российской политике. Был советником двух губернаторов Санкт Петербурга: Яковлева и Матвиенко. На выборах В.В.Путина являлся его официальным доверенным лицом.

В начале 1990-х основал независимую телекомпанию (НТК) «600». В 1995—1999 гг. был ведущим телепередач первого канала «Дикое поле», «Дни» и «Невзоров».

Продюссер и режиссер фильмов "Частилище"(1997),  «Лошадиная Энциклопедия Александра Невзорова», (десятисерийный, 2004),«Лошадиная Энциклопедия Александра Невзорова» (двухсерийный, 2005), «Методика. Основные принципы» (2006), «Правдивая история лошади от начала времен до современности» (2008), «Лошадь Распятая и Воскресшая» (2008), «Lectio Equaria Palaestra»(2010) и  десятков авторских документальных фильмов.

Автор книг «Лошадиная Энциклопедия»(2005), «Трактат о Школьной посадке» (2008), «Конский спорт: секреты мастерства» (2008), «Трактат о работе в руках» (2010), перевода и постраничных комментариев к «Наставлению Королю в искусстве верховой езды, написанное мессиром Антуаном де Плювинелем» (2008), Происхождение  личности и интеллекта человека (2012).

Невзоров – член Союза журналистов Санкт-Петербурга, советник Генерального директора Первого канала, действительный член Санкт-Петербургского отделения Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов.

Автор Уроков атеизма на канале Nevzorov.TV на Youtube.

snob.ru

психиатрия и религия – Александр Невзоров – Колонки – Избранное – Сноб

Как известно, именно психиатрия взяла на себя роль самого объективного оценщика поступков человека. Она же претендует и на роль последней инстанции в оценке его помыслов.

На первый взгляд, психиатрия кажется недурным арбитром религии и религиозности, но это впечатление обманчиво. Дело в том, что очень многое в жизни и культуре человека она, не задумываясь, клеймит как «патологию».

Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор.

W. Hellpach строго заявляет, что «религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке. Он распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни» (W. Hellpah. Die geistien epidemien Frankfurt am Main: Rutten & Loening, 1907).

Другой классик психиатрии E. Kraepelin отмечает: «У больных, при религиозном направлении мыслей под влиянием «откровений» дело может дойти до бреда пророчества, до представления, что они избранники божии и мессии, причем обнаруживается стремление совершать публичные богослужения, приобретать сторонников» (цит. по книге Пашковского В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями, 2006).

Р. Крафт-Эбинг (не нуждающийся в представлении и рекомендациях) рассматривал все основные религиозные проявления как «бред о таинственном соединении с богом», «чувственный бред религиозно-мистического характера» и не допускал никакого другого происхождения религиозной веры, кроме патологического.

Столпы русской школы (В. П. Сербский, С. С. Корсаков) для характеристики религиозных проявлений использовали только клиническую терминологию.

В. П. Сербский вообще «сгреб» все вопросы веры под термин paranoia religiosa (религиозное помешательство), отметив, что «в сфере восприятия начинают доминировать галлюцинации, содержащие лики Христа, святых, возникают слуховые галлюцинации, повествующие больному о его высокой миссии, основным содержанием мышления становится религиозный бред о божественном призвании» (Сербский В. П. Психиатрия. Руководство к изучению душевных болезней, 1912).

При этом следует отметить, что никто из классиков почти никогда не выделяет «религиозную веру» в какую-то особенную категорию помешательств. Такого заболевания, как «религиозная вера», не существует. По клиническим меркам, это лишь одно из проявлений «бредообразующих аффективных психозов и галлюцинозов, типичных при фазофрениях, парафрениях и шизофазиях» (по Kleist). Иными словами, это симптом болезни, но не сама болезнь.

В зависимости от национально-культурной специфики среды обитания больного, этот симптом тяжелого поражения ЦНС может «окрашиваться в цвета» любой религии. К примеру, чукча, страдающий острой формой шизофазии, сконцентрирует свою страсть на крохотном боге Пивчунине, обитатель русского мира или католической Европы — на И. Христе, а житель Индии — на слонолицем Ганеше.

На этом мы закончим краткое изложение «классического взгляда». Как видим, фундаментальная психиатрия была не расположена разбираться с нюансами, а сразу и сурово «закрывала вопрос». По ее мнению, следует изучать не один из симптомов, а проблему шизофазии или парафрении в целом.

***

Категоризм классики мог бы лишить нас всякой свободы маневра, но, по счастью, ситуация изменилась. Сегодняшний статус «веры» позволяет использовать для ее изучения как параметры, так и логический инструментарий современной психиатрии. Веру можно поздравить. Всего за сто лет она сделала блестящую карьеру. От простого симптома — в отдельное явление.

Несложно заметить, что современная психиатрия не только приседает в реверансах перед верой, но порой и умиляется ей. Конечно, психиатрия «держит в уме» формулировки Сербского, Клейста и Крепелина, но дифференцирует проявления религиозной веры на «патологические» и «вполне здоровые», а иногда и даже «целительные».

Это умиление — еще одна загадка, которую мы попробуем разгадать в нашем кратком очерке.

***

Фундаментированное еще в XIX веке понятие «патология» применительно к части проявлений «веры», конечно, никуда не делось. Никакого внутреннего противоречия в оценке религиозности психиатрией не появилось.

Давайте посмотрим, что же и сегодня по-прежнему подпадает под понятие «патология»?

Прежде всего, подпадают именно те свойства, которые, с точки зрения христианства, являются примером для любого верующего. Те самые, что вписаны в историю религии как эталоны благочестия, к которым обязан стремиться религиозный человек. А именно: категорическая нетерпимость к иным культам, жертвенность, жесткий аскетизм, доходящий до членовредительства, непреклонная и крайне эмоциональная преданность религиозному идеалу, а также видения, «голоса свыше» и т. д.

Поясню.

У нас есть превосходный материал, вобравший в себя все основные «симптомы» истинной веры. Это жития святых. Они наглядно, детально, последовательно демонстрируют, каким должно быть поведение и мышление верующего человека по меркам церкви. А по меркам и классической, и современной психиатрии 75% святых христианской церкви подлежат немедленной госпитализации и принудительному лечению аминазином и галоперидолом с доведением дозы до 30 мг в сутки.

Нетрудно предсказать те диагнозы, которые были бы поставлены (к примеру) св. Симеону Столпнику, св. блаженному Лавру, св. Никите Переяславскому или св. Анджеле да Фолиньо. По всей вероятности, это были бы те самые «бредообразующие аффективные психозы и галлюцинозы».

Напомним, чем именно знамениты упомянутые персонажи. (Эти имена взяты наугад из многих сотен и тысяч католических и православных святых, прославившихся примерно схожими деяниями.)

Итак:

Св. Симеон сознательно разводил червей в «язвах телах своего», происшедших от привычки святого натираться собственным калом.

Св. Лавр был покрыт настолько густым слоем вшей, что под ним едва угадывались черты его лица, а смахнуть вшей не мог, ибо постоянно держал руки крестообразно.

Св. Никита «40 лет неснимаемо носил большую каменную шапку».

Св. Анджела прославилась тем, что горящим поленом регулярно прижигала себе влагалище, чтобы «избавиться от огня сладострастия».

Понятно, что все упомянутые святые (попади они в руки психиатрии) были бы навечно размещены в строгорежимных стационарах.

Труднее предсказать, какие суточные дозы клопсиксола были бы прописаны св. Арсению, у которого «от постоянного плача о Господе выпали ресницы». По всей видимости, для стабилизации его состояния они должны были бы (в разумных пределах) превышать «пороговые» 200 мг.

«Отец церкви» Ориген, публично отрезавший себе пенис во имя «царствия небесного», вероятно, был бы обездвижен посредством смирительной рубашки с металлическими кольцами (для привязки к кровати), а преподобный св. Макарий, который во избавление от греховных мыслей «надолго погружал зад и гениталии в муравейник», остаток дней провел бы зафиксированным в гериатрическом кресле.

Благочестивые экстазы простых верующих (благосклонно воспринимаемые церковью) тоже, вероятно, были бы оценены психиатрией как тяжелые расстройства психики.

Вспомним один из образчиков такого благочестия, оставленный нам Маргаритой-Марией Алакок: «Он, бог, столь сильно овладел мной, что однажды, желая очистить от рвотных масс одну больную, я не могла удержаться от того, чтобы слизать их языком и проглотить» (цит. по «Истории тела» А. Корбена).

Иными словами, в поступках святых и благочестивцев мы отчетливо видим способность очень легко перешагнуть через барьеры сложных рефлексов, установленных для защиты как важнейших функций организма, так и его целостности.

Возникает закономерный вопрос. Почему настоящее и достоверно обозримое прошлое не предлагает прецедентов такого типа? Где же они, настоящие проявления того, что самой церковью считается образцами настоящей веры?

Их нет. Но почему?

Изменилась догматика или сама суть христианского учения? Нет. Дезавуированы и деканонизированы святые? Они утратили свой статус образчиков поведения? Тоже нет.

Возможно, «вера» в подлинном смысле этого слова осталась далеко в прошлом, а сегодня мы имеем дело лишь с ее имитацией, со сложным притворством, порожденным не «пылающими безднами древнееврейских откровений», а конформизмом, невежеством и модой?

По всей вероятности, это именно так.

Здесь нам становится окончательно понятно, отчего современная психиатрия классифицирует религиозную веру так дружелюбно и снисходительно. Сегодняшняя вера не содержит никаких крайних эмоциональных проявлений, «неземных голосов» и видений. У ее адептов нет ни малейшего желания уподобляться христианским святым в антисанитарии и членовредительстве. Она (почти) не возбуждает желаний принести себя или окружающих в жертву религиозной идее.

Она очертила свой круг: куличик, свечка, иконка, слеза умиления, а также абстрактные разговоры «о боге и духовности». Но все, что выходит за границы этого круга, по-прежнему трактуется как патология.

***

Иными словами, терпимость психиатрии распространяется лишь на состояние формальной имитации «веры». На то состояние, которое, по сути, не имеет ничего общего с эталонами житий или канонами.

Именно от такого формализма, или, выражаясь евангельским языком, «теплохладности», строго предостерегает христиан их бог в «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 3-15,16), обещая «изблевать» такого персонажа «из уст своих». Сочной патетике бога, естественно, вторят святые и теологи.

Простой анализ патристических текстов не оставляет сомнений, что такая весьма условная «вера» отцами церкви трактуется как нечто, что «хуже неверия».

***

Имитация, о которой мы говорим, может быть вполне добросовестной, продолжительной и тщательной.

Она может заключаться в пунктуальном исполнении религиозных обрядов, в декларациях, переодеваниях, в тщательном подборе аксессуаров и лексики. Она еще способна генерировать злобу к инакомыслию и некоторую нетерпимость.

Но!

Она никогда не подвигнет натереться калом, надеть на сорок лет каменную шапку или прижечь влагалище пылающим поленом.

Вероятно, это происходит по одной простой причине: в действиях современных верующих уже почти полностью отсутствует патологическая составляющая. В основном мы имеем дело лишь с реконструкцией состояния «веры».

А реконструктор «веры» не способен на существенное самоистязание или добровольное мученичество. По одной простой причине: он здоров. Он лишь имитатор, никогда не переходящий границы реальности. Те самые границы, за которые св. Симеона, св. Макария, Оригена и многих других когда-то позвали «бредообразующие аффективные психозы и галлюцинозы».

Разумеется, все сказанное выше не реабилитирует религию. Даже лишенная смысла и содержания, она остается силой, способной существенно и успешно противостоять развитию человека. Хотя бы потому, что в качестве основных мировоззренческих и поведенческих ориентиров она по-прежнему предлагает образчики несомненной патологии.

snob.ru

Конец РПЦ. Как это будет – Александр Невзоров – Колонки – Избранное – Сноб

«Отец церкви» Ориген Александрийский был настоящим христианином. Поэтому он дословно исполнил наказ своего бога, высказанный в Евангелии (Мтф.19:12), — и широким жестом отхватил себе детородный орган по самые тестикулы, став скопцом «ради царствия небесного».

К сожалению, его благочестивому примеру последовали не все христиане, хотя обмен пениса на «царствие небесное» с их точки зрения должен быть чрезвычайно выгодным делом. Можно сказать, сделкой жизни.

В русской церкви это евангельское предложение тоже, как правило, игнорировалось. Митрополиты, архиепископы и епископы, не говоря уже о монашествующей братии и мирянах, выбирая между царствием небесным и собственным пенисом, уверенно выбирали пенис. Это вдвойне печально, так как именно опыт Оригена мог бы предохранить РПЦ от множества неприятностей в прошлом и настоящем, а также научить ее стойкости, которая, возможно, ей скоро потребуется.

Иллюстрация: Bible of Jean de Sy, Paris ca. 1355-1357Иллюстрация: Bible of Jean de Sy, Paris ca. 1355-1357

Очень долго существовала иллюзия, что РПЦ умеет намертво спаиваться с любым видом государственной идеологии, а погибнуть может только вместе с ней. Именно этому православных учила специально придуманная история России. Именно нечто подобное внушил им идеолог русского нацизма — Федор Достоевский. Это всегда придавало попам необыкновенную уверенность в судьбе собственного бизнеса и своем корпоративном благополучии.

Конечно, церковная торговля ничем — это бизнес сверхдоходный. Но и чрезвычайно хрупкий, так как полностью зависит от капризов и настроения власти. А также от того, насколько власть уверена в эффективности церкви.

Судорожно спасающий страну от распада, сегодняшний Кремль, разумеется, пускает в дело все, что есть под рукой. Все, что может «скрепить» страну, особо не разбираясь в качестве этих скреп. В том числе и церковь. Но не исключено, что абсолютная неэффективность РПЦ рано или поздно будет им замечена.

Что произойдет в этом случае?

 

Photo effects

РПЦ, конечно, забылась и недооценила опасность такого разоблачения.

Как мы помним, церковь всегда утверждала: она — понятие вечное и никакие «врата адовы не одолеют ее». Но сегодняшнее православие, вероятно, слабо представляет себе подлинный потенциал этих «врат».

Если разоблачение состоится, и в очередной раз станет понятно, что церковь никого ни с кем не скрепляет, то, вероятно, произойдет следующее.

В этот раз не будет никаких «львов рыкающих, плоти христиан жаждущих», и никаких матросов со штычками. Попов никто и пальцем не тронет. Все будет гораздо хуже.

Ставшая ненужной Кремлю, РПЦ мгновенно утратит неприкосновенность во всех СМИ.

Заскрипят, отворятся те самые «врата» — и грянет из них голубой гром.

Все главные каналы ТВ заполнят заплаканные пономари, иподьяконы, послушники, семинаристы и юные иноки. И каждый из них будет живописать злоключения ануса своего, который ежедневно был терзаем «митрополиты, архиепископы и епископы». И терзаем не всегда с молитвой.

Шоумены, еще вчера, преданно чмокавшие попам ручки, будут гневно трясти документами уголовных дел, выведывая у плакс пикантные подробности анальных практик, а узнавая — рыдать вместе с ними, «исказив ужасом лица свои».

Разумеется, не все скандалы будут окрашены в чисто голубой цвет. Найдется в эфире местечко и для пары сотен черных педофильских историй. Тут еще шире отворятся «врата» — и восплачут не только жертвы и шоумены.

Тут будут рыдать все: мамаши, доверившие попам деток, сами детишки, удаленные бабушки по скайпу, операторы и студийные клакеры. Даже суровые криминалисты, приглашенные в эфир для рассказа о специфике вагинальных и сфинктерных разрывов у несовершеннолетних, тоже «излиют слезы своя».

Следует понимать, что рыдательный потенциал данной темы, конечно, не бездонен, но достаточно глубок. СМИ отработают его по полной программе, вероятно, не раз вспомнив про Оригена Александрийского.

Конечно, публике надо не только поплакать, но и похохотать.  Обеспечение веселья по церковной теме тоже не будет проблемой.

В этом смысле отличным информационным товаром станут страсти в женских монастырях. Обыватель узнает, наконец, что такое «глубокий сестринский» поцелуй, постигнет настоящий смысл выращивания инокинями кабачков сорта цукини и поймет подлинное предназначение молоденьких послушниц.

Нетрудно предсказать и все последующие перемены медийных блюд.

Скорбные гаишники зальют эфиры кровью, поведав тысячи историй о поповском беспределе на дорогах.

Училки во весь голос затянут песнь о нелепости «основ православия» в школах.

Прозревшие главы администраций развернут батальные полотна, повествуя о своих битвах с жадными попами за социальную недвижимость и госземли.

Проснутся тетеньки из СЭС. Они затрещат о вирусных пузырчатках полости рта, кандидозах, гнойных флегмонах и других болезнях, неизбежно передающихся в том случае, когда сотни не очень здоровых людей что-нибудь едят одной ложкой из одной миски, как это бывает при обряде причастия.

Медийный рынок ненасытен до всякой сочной жути: «врата» отворятся настежь — и РПЦ припомнят все. Что было и чего не было. Затравленные попы будут искать колокольни, чтобы быть с них сброшенными, но не найдут их; они будут хвататься за чаши с ядом, но в тех окажется лишь старый кефир.

А шоу-бизнес, истосковавшийся за годы русской весны по свежатинке, продолжит распинать бедолаг.

Особенно будут стараться те, кто сильнее прочих подхалимничал на крестных ходах и молитвенных стояниях: депутаты, певички-державницы, мотоциклисты и другие разносчики православной духовности.

Разумеется, тут же сыщутся охотники поковыряться в загадочной смерти Редигера (Алексия II) и в церковных финансах. Увы, один-единственный аудит денежных проделок духовенства превратит епископат РПЦ в толпу печальных зэков. Попов погонят из школ и армии, а отжатые ими планетарии и больницы вернут государству.

Последним и самым страшным ударом «врат» будет установка в церквях кассовых аппаратов. После этого рынок магических услуг рухнет.

К такому варианту «гонений» РПЦ окажется абсолютно не готовой. Под хохот публики Гундяев сбежит, переодевшись распятым мальчиком из Донбасса. Чаплин прикупит котелок, наконец отрастит нормальные усики и продолжит служить своей фамилии в московском мюзик-холле. А сама церковь скукожится и надолго замолкнет.

У нее, конечно, будет выбор: либо сгинуть окончательно, растворившись в сотне других культов, либо выжить и продолжить борьбу за возвращение клиентов.

Выжить ей будет не просто.

Ватикан, оказавшийся в похожей, но менее сложной ситуации, пошел ва-банк. Он резко смахнул со стола отпедофилированных им младенцев «яко же не бывших» и свершил резкую имиджевую реформу. Вместо папы-истукана он предложил папу-шпану. Это был сильный ход, но фингалом и трамвайным билетиком Франциска полностью прикрыть «большой ватиканский срам» все-таки пока не удалось. Следующим шагом, вероятно, будет рогатка, случайно обнаруженная ЦРУ в личных вещах понтифика. По крайней мере, иезуиты все надежды на спасение католичества возлагают именно на нее.

А вот РПЦ так легко отделаться не получится. Придется менять не только девочек, но и мебель. Ставшая ненужной Кремлю, РПЦ вынуждена будет подчиниться свирепым законам шоу-бизнеса. В обряды и литургическую практику придется вносить кардинальные изменения. Очень неплохо будет смотреться выезд нового патриарха из царских врат на моноколесном электросамокате, а также энергичные «танцы с чашами». Так как сильный медийный резонанс имел только один прецедент плясок в церкви, то преподавать хореографию в семинариях, вероятно, будут приглашены Pussy Riot.

Возможно, РПЦ изобретет еще какие-нибудь приманки. Возможно, она вернет себе часть своей старой клиентуры и будет, никем больше не обижаемая, под стрекот кассовых аппаратов существовать по темным углам страны. Разумеется, под крепким надзором налоговых органов и СЭС, постепенно разрушаясь под тяжестью собственной ненужности. Но ни к каким существенным вопросам и событиям РПЦ допущена уже никогда не будет. Так что если России и суждена дальнейшая история, то она явно будет свершаться без попов.

snob.ru

Не бойтесь цензуры! Радуйтесь! – Александр Невзоров – Блог – Сноб

Я специалист по цензуре. Я подвергался всем цензурам последнего времени: брежневской, андроповской, горбачевской, ельцинской и так далее, и так далее. Сейчас она максимальная по сравнению со всеми прочими. Фееричная, свирепая, бессмысленная и рекордно глупая. 

Естественно, я люблю свободу. Определенная свобода была при падении Горбачева и пришествии Ельцина, потом свобода закончилась. 

Цензура — это уровень ума и храбрости главредов. Каждое СМИ — это бизнес-проект. Советский главред, идя на конфронтацию с властью, терял в лучшем случае очередь на венгерский гарнитур и зарплату. Сегодняшний главред, попытавшись восстать против порядка вещей, теряет всякие бассейны, Мальты, Кипры, гектары земель, торговые точки и очень-очень многое. У него обрушивается благосостояние высокого уровня. Это больно. Так главреды превратились в лучших сторожей режима. Кремль потирает лапки и думает, что изобретен идеальный самонастраивающийся механизм, где страх потери огромных материальных благ будет полностью регулировать весь рынок прессы.

Но цензура не смогла захватить всех. Остались Брестские крепости свободомыслия, которые значительно украшают пейзаж и остаются маяками для многих. Те дураки, которые делают ставку на мракобесие, православие и народность, не понимают, что коммерчески они окажутся в весьма антисанитарном анусе. Уже началась фаза, когда свободомыслие является востребованным, сильным и самым конкурентным товаром. В частности, это проявилось в украинских событиях.

Цензура, конечно, должна какая-то быть. Я с грустью слушаю речь президента, в которой есть откровенная бессмыслица. Тут надо отметить, что я к Владимиру Владимировичу хорошо отношусь. Особенно больно слышать, как он повторяет глупости про генетический код и абсолютный маразм про генетические представления о патриотизме. Политики любят говорить про гены, проявляя такой же уровень знания, как старушка на завалинке, которая говорит, что она купила соль без ГМО. Геном не занимается такой фигней, как патриотические чувства, или какими-то другими проявлениями. Эмоциональность — это не биологическое и не генетическое, а социально-культурное понятие. Если мы попробуем подойти к этим словам серьезно, то мы будем иметь дело с нонсенс-мутацией или бессмысленной мутацией, которая могла бы привести к филопатрическим чувствам.

Если бы мы специально занимались разведением депутатов, коммерческим или некоммерческим, мы бы, конечно, уже через два-три поколения имели бы микроцефалов — людей с предельно маленьким черепами и предельно маленьким объемом мозга, потому что им больше и не надо.

Они сейчас провоцируют такое интеллектуальное сопротивление, которое их сметет к чертовой матери со всеми их запретами на мат, со всеми их разговорами про нравственность и национальное самосознание. Они учат сейчас целое поколение эзопову языку, умению концентрировать и жестко выражать свою мысль и сопротивляться тем глупостям, которые они тонизируют.

Цензура — это попытка одних людей заставить других людей мыслить, думать и жить так, как нравится этой кучке не очень умных, чрезвычайно серых и в общем пустых Нимизулиных и Нимилиновых. Они не в силах противопоставить интеллектуальному свободомыслию ничего, будучи нулями в этом вопросе. Прозрение, переход на сторону либертарианства станет массовым.

У них, конечно, дубинки, колючая проволока, кодексы, ОМОНы, лагеря, статьи. Но это все такая фигня против свободомыслия и настоящих профессиональных острых перьев. Всегда побеждает свободомыслие.

Вот сейчас они запретили обсуждать Великую Отечественную войну. Хорошо, мы научимся говорить об этом так, чтобы оставаться неподсудными. Переименуем Жукова в Паукова, будем прекрасно понимать, о ком идет речь, и начнем откровенно говорить, что гигантские потери в Отечественной войне были связаны с бездарностью командования. Военные привыкли, что можно из солдатского мяса строить мосты, рвы, горы и побеждать только за счет дешевизны этого солдатского мяса.

Любые идеологемы власти легко разрушаются. Чем на самом деле была страшна и опасна Украина для всех режимов, подобных российскому? Тем, что лабораторно-эмпирически был поставлен опыт состязания власти и народа, решившегося ее убрать, причем небольшой части этого народа. Все решает меньшинство, маленькое, злое, интеллектуальное, а мнение большинства бессмысленно, его можно просто не принимать в расчет. Оно всегда будет покорно любой власти и при любых обстоятельствах, потому что оно тупое и неблагодарное. О нем вообще можно не думать.

Надо прекратить употреблять слово «народ» в положительном смысле. О ком мы говорим? О том, кто стоит в очередях к чулкам с небес, о том, кто обеспечивает зашкаливающий рейтинг «Битвы экстрасенсов», о 40% алкоголиков? Почему мы употребляем слово «народ» в священном и сакральном смысле? Мы видим, с какой скоростью народ расставался со своими идеалами. Хоть во времена крещения, хоть во времена Смуты, хоть во времена Октябрьской революции, хоть в 1991 году.

Все начиналось с Ламетри, Гольбаха, Дидро, Монтескье, и в результате мировоззрение огромной Франции, переполненной прелатами, монастырями, аббатами, было опрокинуто в прах. И так будет всегда. В России так уже было. Когда мы говорим о той России, которую мы потеряли, — мы говорим о стране, где за прочтение вслух письма одного литератора к другому на студенческом кружке человека приговаривали к расстрелу. Я имею в виду Достоевского и письмо Белинского к Гоголю. Сегодняшний тоталитаризм никогда не сможет набрать такого тоталитарного веса.

Не бойтесь цензуры! Радуйтесь! Она нас научит дьявольской изобретательности.

Подготовила Анастасия Мальцева

snob.ru

Газированный гной с сиропом – Александр Невзоров – Колонки – Избранное – Сноб

Газированный гной с сиропом

Сироп, разумеется, должен быть банановым, чтобы соответствовать всем прочим великодержавным скрепам.

К чему эта метафора?

К тому, что в ближайшем будущем неизбежно явление официальной государственной идеологии. Уже понятно, что этот продукт Кремля будет иметь весьма пикантный вкус. Примерно тот самый, что и прописан в названии статьи. Его компоненты заранее известны: изоляторство, солдафонство, «русский мир», бог и другая вата. Впрочем, смешав эти ингредиенты, трудно получить что-нибудь иное.

Кремль можно понять. Народец заскучал. Градус «крымнашего» восторга понизился, тема остыла. Публике опять хочется повода для национальной гордости, но придумывать для нее новые шоу надоело. Конечно, можно ежедневно строить население в «бессмертные полки», но и это быстро наскучит.

В такой ситуации ничего не остается, кроме введения госстандарта мышления (т. н. идеологии). Это проверенный способ сделать идиотизм нормой. Технически все просто: утверждается список правильных мыслей, список заблуждений, а также сроки заключения за инакомыслие. Определяется истинно патриотическое выражение лица. Страна становится прекрасна, как зал Кунсткамеры. У власти развязываются руки, и она может без помех заняться транспортировкой своих мопсов в Монако.

Конечно, согласно «основному закону», вводить госидеологию в России нельзя. Но! Конституционный запрет можно обойти с помощью игры слов. Ведь достаточно подменить «идеологию» «доктриной» или «госстандартом мышления», и ревнители 13-й статьи останутся в дураках.

Сегодня церемонии излишни, но все приличия будут соблюдены. Мы знаем, что в диспутах о конституционных нормах всегда побеждают танковые снаряды. У Кремля они пока есть. Но осколочно-фугасные аргументы и не потребуются. Оппозиция выродилась в микроорганизм, вся сила которого уходит на подглядывание за башмачками и дачами. Для ее нейтрализации не нужна даже утиная дробь. Достаточно пипетки. Так что праздник введения госидеологии испортить будет просто некому.

Но Кремль все еще деликатничает. Тестирует. Недавно пощупал электорат красавец Миронов. Именно на эту тему. Тухлые яйца в красавца не полетели, а остались висеть так, как им анатомически и положено. Более того, пощупанные явили полную готовность глотать пилюли единомыслия в любом количестве.

Конечно, не все еще сложилось. Суетятся попы и черносотенцы, желая забить в идейные скрижали страны побольше православной духовности. Пока скромничают: всего лишь мечтают выкалывать отщепенцам глаза горящей лучиной. Кремль ласково их осаживает, намекая на преимущества вязальных спиц.

Подготовка идет по всем фронтам. Дума меняет резину, натягивает новый «состав». Теперь он будет с пупырышками в виде нескольких либеральных рожиц. По мысли Кремля, это придаст законодательным фрикциям особый шарм.

Полено державной идеологии вытесывается уже давно. Умело отсекаются права на лишние знания, ненужные понимания и чуждые мысли. Черновая работа, по сути, уже проделана. Законодательная удавка затянута. Все готово. А исключительная глупость этой затеи — лучший гарант ее неизбежного осуществления.

Пригорюнились интеллигенты. Сообразили, что теперь и они будут обязаны публично веровать в разных панфиловцев, в «крымнаш», а также в доброту Сталина и ум Гундяева. Кончено, они поскрипят, поплачут, но нацепят колорадские ленточки и займут место в очереди к очередному поясу с чулками.

Есть надежда, что самые чувствительные из них прямо в очереди покончат с собой. Конечно, это очень украсит историю свободомыслия в России. Но когда госстандарт мышления даст первые плоды, то глотать соли синильной кислоты придется уже патриотам — что украсит историю свободомыслия еще больше.

Поясним. Попы, «победа», царские кости и другое вторсырье — не от хорошей жизни. Кроме своего прошлого РФ нечего предъявить ни миру, ни самой себе. И нечем утешиться. Но попы и кости пока на птичьих правах. Сегодня Россия взасос целуется с призраками, но в ЗАГС с ними еще не сходила.

А вот как только утешительный «суповой набор» будет отформатирован в госидеологию, его ждет быстрый конец. Увы, конкретизация смертельна для любой романтической ахинеи. Ей уютно лишь в грезах хоругвеносцев, в депутатском хамстве и в сусальщине Тарковского. Превращенная в документ «к исполнению», она станет смешной и ненавидимой.

Это весьма печально, но другого материала для изготовления идеологии у режима нет. Несомненно, крайне уязвимый кремлевский продукт будет атакован и разрушен. Специалисты найдутся. Обрушение патриотической мифологии — задачка недешевая, но и не слишком сложная. А в режиме принуждения к единомыслию — совсем простая.

Поясним. Согласно законам политической физики волны разоблачений в разных средах идут с разной силой и скоростью. Среда казенщины и принуждения является идеальной для их быстрейшего распространения. У казенщины вообще много интересных свойств. Помимо всего прочего она обдирает романтический флер со всего, с чем соприкасается. Не пощадит она и мифы об уникальной «русской цивилизации». А голый миф — жалкое зрелище. Становится видно, из чего и как он сделан. Обозначаются все швы, склейки, саморезы, заплатки — и уродливый каркас.

В этом смысле русский миф вне конкуренции. Он исключительно нелеп. Впрочем, надо понимать, что «красивое прошлое» стряпали наспех, да еще и под надзором не блещущих умом Николаев (Палкина и Кровавого). Сочинители мифа хотели «как лучше» и громоздили одну эффектную байку на другую. Навряд ли они понимали, что сочинять стране фальшивую историю так же глупо, как копить фальшивые деньги. Ни количество, ни яркость поддельных банкнот никакой роли не сыграют.

Возьмем, к примеру, т. н. «самобытность» России и «уникальность» ее культуры. Для анализа нам не потребуется даже микроскоп. Просто покрутим их в пальцах и рассмотрим.

О какой самобытности тут вообще может идти речь? В современной России «русского» значительно меньше, чем аборигенно-племенного в современной же Австралии.

Нетрудно заметить, что в XVIII веке свершилась культурная, научная и политическая колонизация диких просторов Московии. Колонизатором, как известно, выступила Европа, а руки первого Петра стали ее инструментом. При переезде в новую реальность «исконное» и «русское» было брошено, как хлам. И не по причине русофобии, а просто за ненужностью. Все, чем прославилась Россия после Петра, на 100% — европейские заимствования. Научные и культурные свершения недурны, но безоговорочно вторичны.

Если страна живет настоящим и будущим, то ложность или уродливость истории не является для нее проблемой. Многие государства легко признали свое прошлое диким и без сожаления с ним расстались. И лишь Россия, как заведенная, твердит о своей «самобытности» и пытается прошлым корректировать реальность.

Впрочем, с самобытностью у нее и до петровского «переезда» было неважно. Достаточно того факта, что самые «сакральные» точки Московии, т. е. Кремль и соборы, воздвигли итальянские авантюристы. За баснословные деньги они сделали московитам грубую копию замков Сфорца и Скалигеров. Этот плагиат и стал жемчужиной древнерусского зодчества.

Прочие детали «русского мифа» примерно такого же качества. Это касается как персон, так и побед.

Отметим, что патриотические сказки никто не обижал, пока они не стали гвоздями для прямого забивания в мозг. Но сегодня им не стоит ждать пощады.

Будущее для России давно закрылось. Эксперимент с единомыслием лишит и прошлого. Но унывать не стоит. Остается настоящее, где тоже есть чем заняться, где можно реализовать великий потенциал страны. Ведь еще не все санкционные гуси раздавлены. И не все мопсы летят в Монако.

snob.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта